Про что три товарища ремарка. Новая встреча с Пат

В Германии, только что пережившей разгром в Первой мировой войне. В стране наступил экономический кризис. Улицы городов наводнились вернувшимися с фронта и разочарованными в жизни солдатами.

Роберт, Отто и Готтфрид

Как и другим ровесникам, повоевать пришлось и трем основным героям романа Ремарка. Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц неразлучны. Этих персонажей очень подробно описал Ремарк. «Три товарища», отзывы о которых посыпались как град сразу после первой публикации книги, описывают будни ремонтной автомастерской, где работают лучшие друзья. Первый день повествования - день рождения Роберта (ему исполняется тридцать лет). Главному герою (из трех друзей именно на нем больше всего внимания концентрирует автор) не нравятся подобные праздники из-за того, что во время них его одолевают неприятные воспоминания о пережитом.

Роберт был совсем мальчишкой, когда по призыву попал на фронт. Там ему пришлось пережить множество ужасов, о которых он так и не смог забыть, вернувшись к мирной жизни. Это и ранения друзей, и мучительная смерть однополчан от удушья из-за отравляющего газа. Затем наступили инфляция, голод и другие мытарства, ставшие нормой для разрушенной страны. Отто Кестер после войны попытался выучиться в университете, но бросил учебу, стал летчиком, потом гонщиком и, наконец, пришел в автомобильный бизнес. Локамп и Ленц присоединились к нему в качестве партнеров. Эту особенность их отношений особенно старался выделить Ремарк. «Три товарища», отзывы о которых часто подчеркивают дружбу как основную тему романа, раз за разом демонстрируют тесные и доверительные отношения между Локампом, Ленцем и Кестером.

Покупка «Карла»

Еще одна важная тема «Трех товарищей» (как и всего остального творчества Ремарка) - это алкоголь. В первой главе Ленц дарит Роберту на день рождения 6 бутылок редкого и старого рома. Длинные и неординарные описания алкоголя - одна из фирменных черт такого мастера прозы, как Эрих Мария Ремарк. «Три товарища», отзывы о которых на протяжении многих лет остаются только положительными, немало повествуют о попытках друзей заработать в непростое время. Неразлучная троица купила на местном аукционе старую рухлядь и собралась сделать из нее настоящий гоночный кар. Под предлогом работы над этим автомобилем и прерывается утреннее празднование дня рождения Роберта.

Между собой друзья называют своего любимца «Карлом». Поставив его на колеса, вечером они отправляются в пригород, где собираются полноценно отметить день рождения. По дороге Кестер, Ленц и Локамп, дурачась, обгоняют остальные автомобили, попавшиеся им на шоссе. Уже в ресторане им встречаются водитель и пассажирка одной из этих машин. Все вместе впятером они организуют маленькое праздничное застолье. Пассажирка по имени Патриция Хольман оставляет Роберту свой номер.

Потерянное поколение

Все отзывы о книге «Три товарища» отмечают безрадостность обстановки, в которой происходит действие книги. К примеру, Локамп живет в меблированных комнатах с соседями разной степени запущенности. Юноша Георг Блок собирается поступать в институт, сутками корпит над книгами, проедает последние деньги, заработанные на руднике, и страдает от проблем со здоровьем. Русский эмигрант граф Орлов живет в постоянном страхе того, что и в Европе до него доберутся большевики. Супружеская пара Хассе давно позабыла о гармонии и постоянно ссорится из-за своего финансового состояния.

На примере личностных портретов самых разных людей демонстрирует свое мастерство писателя Ремарк. «Три товарища» - это целая галерея людей, так или иначе пострадавших от обстоятельств бурной эпохи. Потерянное поколение - так сам характеризовал их прозаик. Позже этот термин стал популярным среди литературоведов (к нему также относят творчество Неподалеку от пансиона Роберта находится кафе «Интернациональ», где до автомастерской он работал пианистом.

Новая встреча с Пат

Через несколько дней после дня рождения Роберт встречается с Патрицией в кафе. Их свидание довольно необычно. Локамп практически ничего не знает о девушке, которую встретил по совершенной случайности. Неуверенность Роберта компенсируется тем, что он давно знаком с публикой и персоналом публичного заведения, что заметно снимает его напряжение. По мнению главного героя, он испортил первое свидание тем, что слишком много выпил и наговорил лишнего. По совету Ленца он отправляет Пат (так сокращенно он зовет Патрицию) букет роз и извиняется за оплошность.

В кафе Ремарк описывает еще одного фронтовика - Валентина Гаузера. Этот знакомый Роберта получил от родственников наследство и теперь старательно пропивает его. Он не хочет ни к чему стремиться. Побывавший на войне Гаузер рад уже тому, что выжил и может теперь пить, когда ему вздумается. Апатия и безразличность - настроения, которые постоянно пририсовывает своим персонажам Ремарк. «Три товарища», отзывы критиков и простых читателей - все это вторит автору.

В луна-парке

Наступила новая встреча Роберта и Патриции. Теперь они решили покататься на машине. Девушка никогда не водила автомобиль, и Роберт дает ей попрактиковаться на тихой улочке. Затем пара идет в бар, где встречает Ленца. Троица (включая Готтфрида) решает отправиться в луна-парк. Там друзьям приглянулся павильон с забрасыванием колец на крючки. Ленц и Локамп выигрывают все призы.

Фронтовые товарищи сразу же вспоминают дни передышек на фронте, когда им приходилось убивать свободное время бросками шляп на крючки. Удача сопутствует им сразу в двух павильонах. Они идут в третий, но хозяин объясняет, что он закрывается. В луна-парке у «стрелков» появляется множество поклонников, с любопытством наблюдающих за их очным соревнованием. Друзья отдают большую часть призов этим зевакам. Вечер явно удается на славу. Патриция входит в круг друзей Роберта. Так постепенно без резких поворотов развивается сюжет книги «Три товарища». Фильм, снятый по мотивам романа в 1938 году, в целом повторяет его фабулу.

«Карл» на гонках

Друзья завершают ремонт и модификацию «Карла». Кестер как главный гонщик троицы записывает машину на гонки. Всю ночь накануне соревнования друзья проверяют исправность техники. У посторонних механиков на трассе аляповатый «Карл» вызывает безудержный смех, но Кестер настаивает на своем и готовится к старту. На трибунах собрались Локамп, Ленц и Патриция. Вновь сводит своих ключевых героев в одной сцене Ремарк. «Три товарища», отзывы о которых называют основой книги подробные диалоги, действительно меняют темп, когда перед читателем разворачивается очередной разговор или столкновение интересов. А вот на страницах, занятых внутренними мыслями Роберта, повествование становится вязким и рваным.

Кестеру, несмотря на насмешки противников, удается приехать к финишу первым. Победа - повод для праздничного ужина у бармена Альфонса (общего приятеля компании Роберта). В конце вечера Локамп и Патриция незаметно покидают застолье. Девушка остается ночевать у Роберта. Главный герой удивляется тому, что может вызывать какие-то серьезные чувства у женщины, так как вся его сознательная жизнь прошла под знаком крепкой мужской дружбы. Все эти противоречивые мысли и рассуждения скрупулезно описывает Эрих Ремарк. «Три товарища», отзывы и рецензии на книгу производят на читателя впечатление, что эта книга стала выдающейся благодаря своему глубокому психологизму, а не сюжетным перипетиям.

Прошлое Патриции

До сих пор работа в автомастерской худо-бедно кормила друзей, но из-за очередного скачка инфляции у техников пропадают последние заказы. Кошельки стремительно пустеют, и троица решает на последние сбережения купить такси и по очереди крутить баранку по улицам города. В этой сфере у новичков множество конкурентов. Во время своего первого рейса Роберт вздорит с другим таксистом и дерется с ним. Остыв, мужчины находят общий язык. Вскоре Роберт заводит дружбу с другим водителем Густавом.

Продолжается и основная сюжетная линия книги «Три товарища». Отзывы простых читателей и критиков единогласны: именно благодаря отношениям Роберта и Патриции роман является одним из самых знаменитых во всей библиографии немецкого писателя. Локамп впервые попадает в квартиру своей подруги. У девушки не осталось семьи, и теперь она снимает две комнаты квартиры, когда-то целиком принадлежавшей родителям Пат. Хозяйка угощает гостя ромом и рассказывает новые факты о своей жизни.

Патриция пережила мытарства, привычные для тогдашней Германии. Она долго голодала и год провела в больнице. У нее не осталось денег, родных и работы. Пат собирается устроиться продавщицей в магазин грампластинок. Роберт, который больше всего хочет помочь, понимает, что со своими скромными доходами не в состоянии поддержать девушку. Ему начинает казаться, что Патриции нужен совсем другой мужчина - обеспеченный и основательный. Так ставит своих героев перед испытаниями и непростыми решениями Ремарк. «Три товарища», отзывы о них и все, что написано о романе, единодушно свидетельствует - это вовсе не приторная беллетристика с простыми выходами и счастливым концом.

Отпуск на море

На протяжении нескольких глав Роберт пытается продать отремонтированный кадиллак перекупщику Блюменталю. Этот делец отличается крутым нравом и неуступчивостью в сделках. Но Роберту, нашедшему к потенциальному покупателю ключик, наконец удается заработать на машине приличные деньги. Суммы хватает, чтобы окупить инвестиции друзей и дать им прибыль, которой они уже давно не видели. После удачной сделки в мастерской снова праздник.

На заработанные деньги Роберт и Патриция отправляются на море. Начало отпуска пары - один из самых светлых моментов книги «Три товарища». Ремарк, отзывы о книге которого показывают его как писателя, нагнетающего печальное настроение, на этот раз ненадолго дал своим героям полноценно насладиться жизнью.

Роберт специально выбрал отель, в котором прежде уже прожил один послевоенный год. Пара купается в море и загорает на пляже. Локамп вспоминает, как в 1917 году его отряд точно так же предавался маленьким радостям жизни, хотя бы ненадолго избавившись от амуниции. На второй день у Патриции начинается кровотечение. Роберт звонит друзьям, и те находят ее врача. Через пару недель девушка приходит в себя и возвращается домой. Однако тревожный звоночек уже прозвенел. К подобным неприятным поворотам сюжета часто прибегал Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» в этом смысле не исключение для его фирменного стиля повествования.

Новые вызовы

Доктор знакомит Роберта с историей болезни Пат и настаивает на ее отправке в санаторий. Дополнительная причина для беспокойства - испортившаяся влажная погода, которая негативно отражается на здоровье. Патриция действительно ложится в больницу. Локамп часто навещает ее, а перед отъездом девушки дарит щенка - для того чтобы ей не было так скучно и одиноко.

В мастерской и на такси почти нет работы. Друзья едут в горы обкатывать «Карла» накануне новых гонок. На их глазах происходит авария. Мужчины спасают пострадавших в столкновении. Автомастерская получает несколько новых заказов на ремонт, что оказывается очень кстати. Владелец одной из машин становится банкротом. Транспортное средство не застраховано, и друзья не могут отбить деньги, вложенные в его ремонт. Из-за этого им приходится продать мастерскую.

Появление радикалов

На фоне все ухудшающегося экономического положения в городе становится неспокойно. Постоянно проходят демонстрации недовольных, иногда завязываются перестрелки. Однажды Ленц идет на один из митингов. Отто и Роберт отправляются разыскивать друга.

В главе, посвященной этим событиям, особенно точен и вдумчив Ремарк. «Три товарища», отзывы о которых с первых дней издания говорили о них, как о книге глубоко пацифистской, оказались как никогда правы. Роберт, внимательно следивший за людьми на митингах, заметил, что в толпах много фашиствующих популистов. Эти ораторы обращались к мелким чиновникам, рабочим, бухгалтерам и другим сильно пострадавшим от экономического пике людям. Все они стали жертвами нарастающей радикальной пропаганды, предлагавшей избавиться от предателей и вредителей, виноватых во всех бедах.

Роман Ремарка был издан в 1936 году, а сюжет судя по всему разворачивается во второй половине 1920-х гг. Писав книгу, автор прекрасно осознавал, куда ведут его страну нацисты. И хотя Вторая мировая война еще не началась, уже тогда в немецком обществе произошли кардинальные перемены. Начались репрессии, люди жили в состоянии патриотического угара. На страницах «Трех товарищей» Ремарк показал, как зародилось и набрало популярность реваншистское движение, давшее Германии Гитлера. Вскоре прозаику пришлось иммигрировать из страны, а его книги оказались под запретом. «Трех товарищей» сжигали на кострах вместе с другой идеологически неправильной литературой.

Развязка

Отто и Роберт не зря беспокоились о Ленце. На митинге тот конфликтует с провокаторами. Во время бурного спора из толпы неожиданно выбегает молодчик и хладнокровно убивает Ленца, прошедшего всю войну. Кестер и Локамп клянутся отомстить за друга. Они чуть было не настигают преступника в пригородном общепите, однако ему удается бежать. В конце концов провокатор был убит Альфонсом. Роберт сообщает Отто эту новость и возвращается в свой пансион, где его ждет телеграмма, в которой Пат просит его как можно быстрее приехать в санаторий.

Локамп отправляется в больницу на «Карле» вместе с Кестером. Патриции впервые за долгое время разрешают выйти за пределы медицинского учреждения. Роберт и Отто выслушивают доктора, рассказывающего о чудесных выздоровлениях пациентов. Однако друзья, так много повидавшие, уже понимают истинный смысл слов врача, но даже не пытаются утешить друг друга. Вскоре Кестер уезжает в город, а Роберт остается в санатории. На прощание Патриция попросила передать привет Ленцу. Друзьям не хватило духу рассказать ей о гибели весельчака Готтфрида.

Еще через некоторое время Роберт получает от Отто посылку с деньгами. Он понимает, что Кестер продал «Карла» - последний свой актив. Главный герой приходит в отчаяние от груды навалившихся ужасных новостей. В этом постепенном сгущении красок и заключается весь Ремарк. «Три товарища», краткое содержание и отзывы о которых называют роман логичным звеном в творческой цепи писателя, правы. В этой книге полностью выдержана стилистика прозаика.

В марте начинает теплеть. В горах происходят первые снежные обвалы. Грохот еще больше нагнетает атмосферу в санатории. Патриции день ото дня становится хуже. Она умирает ночью, держа руку Роберта. Вместе с ее жизнью заканчивается роман Ремарка.

Три товарища (значения)

«Три товарища» (Drei Kameraden) - роман Эриха Мария Ремарка , работу над которым он начал в 1932 году. Роман был закончен и опубликован в датском издательстве Gyldendal под названием «Kammerater» в 1936 году. На русский язык был переведён в 1958 году.

Сюжет

Действие происходит в Германии приблизительно в 1928-м году. Три товарища - Роберт Локамп (Робби), Отто Кёстер и Готтфрид Ленц содержат небольшую авторемонтную мастерскую. Главный герой, автомеханик Робби познакомился с очаровательной девушкой Патрицией Хольман (Пат). Робби и Пат - люди разных судеб и из разных слоёв общества - полюбили друг друга.

В романе показывается развитие их любви на фоне кризиса тех лет.

Проблематика

Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого. Военные воспоминания постоянно мучают главного героя. Голодное детство стало причиной болезни его любимой. Но именно военное братство сплотило трёх товарищей: Роберта Локампа, Отто Кёстера и Готтфрида Ленца. И они готовы на всё ради дружбы. Несмотря на пропитавшую его смерть, роман говорит о жажде жизни.

Герои

  • Роберт Локамп (Робби) - главный герой романа. Возлюбленный Патриции Хольман (Пат). Друг Готтфрида Ленца и Отто Кёстера. Участник Первой мировой войны.
  • Отто Кестер - один из главных героев. Во время войны - лётчик, в романе являлся владельцем автомастерской, в которой работали главные герои. Отто - автогонщик-любитель, участвовал в гонках на машине «Карл», на которой несколько раз одерживал победу. Увлекается боксом.
  • Готтфрид Ленц - один из главных героев романа. Служил в армии, много путешествовал по миру, свидетельством чему является его чемодан, обклеенный всевозможными открытками, марками и прочим. Работал в автомастерской вместе с Кестером и Локампом. Очень легкий, позитивный человек, «душа» компании. Внешне выделялся в толпе соломенной копной волос. Друзья называли его последним, «бумажным» романтиком.
  • Патриция Хольман (Пат) - возлюбленная главного героя. История этой любви и составляет основу сюжета произведения.

Постановки и экранизации

  • 1938 - фильм «Three Comrades» («Три товарища») - фильм режиссёра Френка Борзейги (США)
  • 1998 - фильм Цветы от победителей - действие перенесено в 1990-е годы в Россию. Режиссёр Александр Сурин.
  • 1999 - спектакль, постановка Галины Волчек. Театр «Современник».

Над написанием романа «Три товарища» Ремарк трудился четыре года и завершил его в 1936 году. Поначалу это было небольшое произведение под названием «Пат», которое спустя время трансформировалось в полноценную книгу о любви, декорацией к которой послужила послевоенная Германия.

Для читательского дневника и для подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Три товарища» по главам, а также пройти тест для проверки полученных знаний.

Главные герои

Роберт Локамп (Робби) – тридцатилетний мужчина, участник Первой мировой войны, лучший друг Отто и Готтфрида, влюбленный в Патрицию.

Отто Кестер – владелец автомастерской, во время войны был летчиком, страстный автогонщик-любитель, боксер.

Готтфрид Ленц – фронтовой товарищ Роберта и Отто, их ровесник, легкий и позитивный, любитель путешествовать.

Патриция Хольман (Пат) – возлюбленная Роберта.

Другие персонажи

Альфонс – владелец пивной, славный малый, добрый друг Ленца.

Профессор Жаффе – лечащий врач Патриции Хольман.

Фрау Залевски – владелица пансиона, в котором снимает жилье Роберт.

Матильда Штосс – уборщица в автомастерской Отто, большая любительница выпить.

Глава I

Утром в автомастерской Роберт Локамп застает пятидесятилетнюю уборщицу Матильду Штосс в пьяном виде. « Водка была для нее что сало для крысы » и она, не раздумывая выпила бутылку дорогого хозяйского коньяка. Однако мужчина не отчитывает ее, а, напротив, предлагает выпить « выдержанный, старый, ямайский » ром в честь своего тридцатого дня рождения.

Перед глазами Роберта проходит вся его жизнь. В 1916 году он становится новобранцем, а год спустя – участником военных сражений и свидетелем гибели приятелей. По возвращении в родную Германию его ждет революция, голод, инфляция. Роберт старается не думать о прошлом, которое неизменно « таращило мертвые глаза ».

Робби молод, силен, и работает в автомастерской со своими товарищами по школе, а затем и по фронту – Готтфридом Ленцом и Отто Кестером. После рабочего дня они садятся в обшарпанную машину по прозвищу «Карл», в которой Отто отреставрировал все «внутренности» и вставил мощный двигатель, и едут ужинать.

По дороге друзья соревнуются в скорости с надменным водителем новенького бьюика и, конечно же, побеждают. В кафе они ближе знакомятся со своим противником и его очаровательной спутницей по имени Патриция Хольман. Компания вместе празднует день рожденье Роберта, и тот напоследок берет номер телефона у Патриции.

Главы II-IV

Уже третий год Роберт Локамп снимает меблированную комнату в пансионате фрау Залевски. Его соседями являются вечно скандалящие друг с другом супруги Хассе, разорившийся русский граф Орлов, секретарша Эрна Бениг, студент второго курса Георг Блок и многие другие, которых безденежье привело в этот Богом забытый пансионат.

Роберт приглашает Патрицию на свидание, но при виде нее понимает, что у них « не может быть ничего общего ». Поначалу молодые люди чувствуют некоторую скованность, но после большого количества выпивки у них завязывается легкий и непринужденный разговор.

На следующий день Роберт, как обычно, заходит в кафе «Интернациональ», где раньше по вечерам подрабатывал тапером. Там он попадает на большое пиршество – проститутка Лилли в окружении своих товарок отмечает предстоящее замужество. Однако Робби никак не может расслабиться – он переживает из-за того, что своим пьянством произвел дурное впечатление на Пат.

Герой отправляет в мастерскую, где застает своих друзей. Они предлагают Робби выпить вместе с ними, но тот отказывается, поскольку « проклятое пьянство » больше не доставляет ему удовольствия.

Он спрашивает совета у Ленца, как у большого знатока в любовных делах – всегда ли влюбленные люди « ведут себя по-дурацки ». На что приятель успокаивает его тем, что « никогда не покажется женщине смешным тот, кто что-нибудь делает ради нее ». На следующее утро Локамп отправляет Патриции букет роз.

Главы V-IX

Друзья реставрируют кадиллак, и пытаются продать его подороже. Вскоре появляется потенциальный покупатель – владелец трикотажной фабрики Блюменталь – « чертовски твердый орешек ». Готтфрид решает помочь Робби продать дорогой автомобиль и, переодевшись франтом, выказывает свою заинтересованность. Однако он явно просчитался, и тем самым « спугнул миллиардера ».

Поскольку на « вечер была назначена встреча у Готтфрида », Робби отправляется к приятелю, где проводит время в компании Тео Браумюллера – старинного приятеля Кестера и такого же любителя автогонок, и Фердинанда Грау – философа и художника, рисующего портреты с фотографий уже умерших людей.

На свидание с Патрицией Роберт берет из автомастерской кадиллак и предлагает провести в самом лучшем ресторане, который он только знал. Однако девушка отказывается, поскольку там « всегда скучная и чопорная публика ». Тогда Робби предлагает отправиться в пивную к Альфонсу – его хорошему приятелю.

Наблюдая за своей спутницей, Роберт отмечает, что ему очень по душе ее « простая и непринужденная манера держаться ». После пивной они медленно еду по вечернему городу, и Роберт предлагает Пат научить ее водить автомобиль. Благодаря урокам вождения вскоре они « чувствовали такую близость, будто рассказали друг другу историю всей своей жизни ».

Неожиданно Пат и Робби встречают Ленца, который предлагает всем вместе отправиться в луна-парк. Друзья разоряют владельца аттракциона по набрасыванию колец, забрав абсолютно все призы.

Спустя два дня господин изъявляет желание совершить пробную поездку на кадиллаке, и Локампу удается такой мертвой хваткой вцепиться в крупного дельца, что тот, в итоге, приобретает роскошный автомобиль.

Патриция болеет целую неделю, и все это время Роберт не видел ее. Как только девушка пошла на поправку, он приглашает ее к себе в гости. Чтобы произвести впечатление, он одалживает у хозяйки и других постояльцев лучшую мебель и предметы декора.

При встрече с Пат Роберт узнает, что на этот вечер у нее запланирован деловой ужин с Биндингом, и их свидание отменяется. Впрочем, они могут немного погулять по городу вместе. У Локампа портится настроение, он чувствует « усталость и пустоту ».

Во время прогулки Роберт, желая досадить Пат, здоровается со всеми знакомыми проститутками. Он уверен, что девушка будет оскорблена, но в ответ она лишь « сердечно и беззаботно » смеется, называет Робби ребенком и целует на прощанье. Домой Локамп возвращается в приподнятом настроении.

Главы IX-XIV

В воскресенье Отто, всю неделю посвятивший тренировкам, выигрывает гонки на своем молниеносном «Карле». Поболеть за него Роберт приходит вместе с Пат, которая знакомится со всеми его друзьями. Веселая компания отправляется в пивную к Альфонсу, чтобы отметить победу. За ужином Патриция пользуется « слишком большим успехом », очаровав друзей Робби.

Пат и Робби гуляют по ночному городу, а ночь проводят вместе.

В мастерской дела идут неважно, и Роберт с Отто отправляются на аукцион, где приобретают подержанное такси. Они планируют таксовать по очереди, чтобы как-то продержаться на плаву.

Роберт отправляется в гости к Пат, поскольку хочет « знать о ней больше, знать, как она живет ». Видя изысканную обстановку жилища Пат, Робби с грустью осознает, что они находятся « на различных общественных ступенях ».

Патриция рассказывает, что после смерти матери она год была прикована к постели из-за болезни, благодаря которой научилась любить жизнь и находить радость в мелочах. После тяжелой утраты и продолжительного недуга ей хочется « жить легко и радостно, ничем не связывать себя » и делать, что душе угодно.

« До получения настоящих заказов » друзья решают по очереди ездить на такси. Жребий выпадает Роберту, и он отправляется на стоянку возле гостиницы. Здесь он вступает в драку с Густавом за право развозить пассажиров. Ему удается одолеть противника, и он завязывает приятельские отношения с другими таксистами.

Вечером друзья встречаются за ужином, и принимаются философствовать о жизни. Робби провожает Пат домой, и девушка с грустью признает, что она «половинка и не целое. Так… фрагмент …», на что Роберт возражает – « Таких женщин любят вечно!».

На рассвете Локамп встречает Лизу – молодую проститутку, к которой раньше испытывал нежные чувства. Пообщавшись с Робертом, она быстро понимает, что он влюблен в другую женщину.

Фрау Залевски признается Локампу, что тот может открыто приводить к себе Пат. Ей понравилась девушка, однако она считает, что « это женщина для человека с хорошим, прочным положением », а не для такого гуляки как Робби.

Вечером Локамп отправляется с Пат в театр, в котором он чувствует себя неловко. Концерты, выставки, театры, книги – он уже « почти утратил вкус ко всем этим буржуазным привычкам ». Неожиданно влюбленные сталкиваются с былыми друзьями Пат, утонченными и богатыми людьми. Один из них, господин Бройер, давно безответно влюблен в Пат. Роберт чувствует себя не в своей тарелке в столь изысканном обществе, и с горя напивается. Ночь напролет он гуляет по трактирам и кабакам, а утром, вернувшись домой, на лестнице застает Патрицию. Они мирятся и договариваются больше не встречаться в копании, поскольку « настоящая любовь не терпит посторонних ».

Друзьям удается провернуть выгодную сделку – выкупить только что проданный кадиллак у Блюменталя и перепродать его булочнику, который после смерти жены связался с наглой меркантильной девицей.

Главы XV-XVIII

Благодаря удачной сделке Роберт получает возможность на две недели отправиться с Пат к морю. Они снимают комнату в маленькой уютной вилле и устремляются к пляжу. Во время отдыха Робби не раз замечал в Пат, « как буйная жизнерадостность мгновенно и резко сменялась в ней глубокой усталостью ». Несмотря на кажущуюся силу и здоровье, у нее « не было никакого запаса сил ».

После продолжительного купания в холодной воде у Патриции открывается кровотечение. Она « дышала часто, в глазах было нечеловеческое страдание, она задыхалась и кашляла, истекая кровью ».

Роберт звонит Кестеру, чтобы тот как можно скорее разыскал лечащего врача Пат, профессора Феликса Жаффе. На своем верном «Карле» Отто удается вовремя привезти медика к больной девушке, и тот оказывает необходимую помощь.

Спустя две недели Пат поправляется настолько, что может выдержать дорогу обратно. В честь возращения домой молодые люди отправляются к Альфонсу, где едят раков.

Узнав, что в пансионате освобождается большая комната с балконом, он предлагает Пат переехать к нему. Девушка не уверена что это хорошая идея – быть все время вместе, но Робби признается « что в последние недели понял, как чудесно быть все время неразлучными » и более не хочет коротких свиданий с ней.

Локамп, к тому времени подружившийся с таксистом Густавом, интересуется, « чем можно занять женщину, когда она подолгу сидит одна ». Мужчина отвечает, что это очень просто – « нужен ребенок или собака ». Густав помогает Роберту выбрать для возлюбленной породистого щенка ирландского терьера.

Вечером того же дня доктор Жаффе рассказывает Локампу, что болезнь Пат чрезвычайно серьезна – у нее поражены оба легких, и она нуждается в санаторном лечении. Доктор успокаивает Роберта тем, что « жизнь - очень странная штука », и « смертельно больной человек может пережить здорового ».

Главы XIX-XXIII

Во время очередного испытания «Карла» друзья становятся свидетелями страшной аварии. Они отвозят в больницу пострадавших, и получают от них заказ на ремонт поврежденного автомобиля. С большим трудом приятелям удается отбить выгодный заказ у братьев Фогт – их главных конкурентов.

В середине октября доктор Жаффе вызывает к себе Локампа и сообщает, что Пат нужно срочно отправить в санаторий, поскольку в холодную сырую погоду « она все время в опасности ». Профессор поясняет, что « что в горах она хорошо перенесет зиму », и весной сможет вернуться домой.

В тот же вечер, после прощального ужина с друзьями, влюбленные покидают город.

Спустя неделю Роберт возвращается домой. В мастерской он узнает, что автомобиль, который они с таким трудом отвоевали на дороге, не застрахован, а его хозяин – банкрот. Дела у друзей идут из рук вон плохо. Чтобы как-то свести концы с концами, Роберт вновь устраивается тапером в «Интернациональ». Рождество он встречает там же, в компании верных друзей, местных проституток и скотопромышленников.

Главы XXIV-XXVIII

Январь нового года город встречает многочисленными митингами. Люди, изможденные безденежьем, несут « транспаранты с требованиями работы и хлеба ». В столкновении между бастующими и полицией оказываются раненые.

Отто и Роберт отправляются на поиски Ленца, который пропадает на политических собраниях. Им удается найти его в пивной и вытащить из самой гущи дерущейся толпы. Неожиданно из подворотни появляются четверо парней и в упор расстреливают Ленца.

Быстро оценив ситуацию, Отто уложил Ленца в свой автомобиль и « пустился во весь опор к ближайшему пункту скорой помощи ». При осмотре доктор находит « маленькое темное отверстие около сердца », и сообщает, что молодой человек умер почти мгновенно. Полиции друзья говорят, что не разглядели лиц преступников – они хотят сами их найти и отомстить за смерть друга.

В феврале Отто продает автомастерскую, а также все оборудование и такси. Он планирует весной устроиться « гонщиком в небольшой автомобильной фирме », а Роберт подрабатывает по вечерам в «Интернациональ», безуспешно пытаясь найти дневную работу.

Случайно зайдя в придорожный трактир, Роберт обнаруживает там убийцу Ленца. Отто порывается сразу же убить его, но Робби отговаривает от поспешных действий. Вечером он отправляется в пивную к Альфонсу и находит его с рваной раной на бедре. Локамп выясняет, что за Ленца уже отомстил Альфонс, который раньше их выследил подонка.

Вечером Роберт получает телеграмму от Пат, в которой « было только три слова: “Робби, приезжай скорее…” ». Чтобы не терять драгоценного времени, Отто предлагает другу добраться до санатория на его автомобиле.

При встрече друзья понимают, что Патриции не стало лучше. Осознает это и сама девушка. Она мечтает только об одном – почувствовать себя немного счастливой в отведенное ей время.

Чтобы у Роберта была возможность жить рядом с Патрицией, Отто продает «« Карла», о котором он говорил, что охотнее потеряет руку, чем эту машину » и присылает другу необходимую сумму.

Пат сожалеет, что у них нет с Робертом не ребенка, чтобы можно было « хоть что-нибудь после себя оставить ». Она признается, что была с ним по-настоящему счастлива, « только недолго, слишком недолго ».

Состояние Патриции резко ухудшается, Робби не отходит от нее ни на шаг. Умирает Пат « в последний час ночи, еще до того, как начался рассвет ».

Заключение

В своем произведении Ремарк высвечивает проблематику «потерянного поколения» – молодых людей, столкнувшихся с ужасами войны в очень юном возрасте. Они совсем по-иному смотрят на жизнь, дружат, любят. Именно такими людьми и представлены главные герои романа.

После ознакомления с кратким пересказом «Трех товарищей» рекомендуем прочесть роман Э. М. Ремарка в полном варианте.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 80.

3.077. Эрих Мария Ремарк, «Три товарища»

Эрих Мария Ремарк
(1898-1970)

Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк (1898-1970) пользовался небывалым успехом во всем мире как один из представителей т.н. «потерянного поколения» писателей Старого и Нового света, творивших после Первой мировой войны (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Ф.С. Фицджеральд и др.).

Почти все романы Ремарка и поныне на «слуху» у читателей, литературных критиков, режиссеров театра и кино: «На западном фронте без перемен», «Триумфальная арка», «Время жить и время умирать», «Черный обелиск» и др.

Трудно назвать лучшее произведение писателя - они различны по манере описания, но почти все одинаково любимы читателями.

Но, пожалуй, более других знаменит роман «Drei Kameraden» («Kammerater») - «Три товарища» (1932-1936), который называют «самым красивым, самым увлекательным романом о дружбе, самым трагическим и пронзительным произведением о человеческих отношениях за всю историю XX столетия».

«Три товарища»
(1932-1936)

За последнее время у российской молодежи резко вырос интерес к произведениям Ремарка, что весьма озадачило многих библиотекарей, считающих «интерес к Ремарку - тревожным симптомом…В его книгах скептицизм, усталость от жизни, одиночество, пронзительное ощущение себя на ветру истории, какой-то эгоистической замкнутости, трагической любви, несостоятельности - все тревожное, безысходное. И вот спустя 50 лет Ремарком снова все зачитываются, хотя мы этого автора не пропагандируем: не ставим на выставки, не проводим вечера творчества». (В.Н. Тумарь, http://www.nne.ru/).

Признаться, лучшей характеристики творчества писателя и заодно диагноза читательскому сообществу и не сыскать.

Тема романа была выстрадана писателем. Участник Первой мировой войны, получивший несколько ранений, Ремарк хлебнул не только окопной правды, но и послевоенных лишений, когда ему в поисках заработка пришлось сменить десяток профессий. «Трех товарищей» писатель создавал в эмиграции.

Начатый в 1932 г., роман увидел свет в 1936 г. в датском издательстве Gyldendal под названием «Kammerater». В Европе еще не выветрился запах пороха Первой мировой войны, а в воздухе уже запахло новой грозой. Ремарк не мог не ощущать шаткости мира меж двух бездн, и, естественно, наделил своих героев, прошедших войну и испытавших боль потерь, большим жизнелюбием.

Прочное жизненное основание они ищут в крепкой дружбе. Несмотря на то, что герой романа утверждает, что «слишком много крови было пролито на этой земле, чтобы можно было сохранить веру в небесного отца!», это совестливый роман, начиная с авторского эпиграфа: «За все, что произошло, я ощущаю в какой-то мере и особую ответственность».

Словосочетание «три товарища» и на немецком, и на русском языке содержит в себе нечто магическое. Начав с магии названия, Ремарк магией сделал весь текст. При кажущейся простоте сюжета роман сложен, как время, о котором он рассказывает - 1928 г. - равноудаленное от Первой и Второй мировых войн, но не настолько, чтобы забыть кошмар прошлого и не предчувствовать ужас будущего.

Тем не менее герои романа живут самой обычной жизнью, какой и сегодня живут миллионы молодых людей, о чьем прошлом вряд ли они станут вспоминать, что это были старые добрые времена, а «грядущее - иль пусто, иль темно».

Послевоенная Германия пребывала в экономической и политической разрухе, и маленький бизнес, нехитрый досуг, интрижка, добрый глоток рома, выброс адреналина в автомобильной гонке или уличной потасовке - значили много для «обычного» человека. Да и разве бывает другой жизнь? Что бы он ни описывал - улицы, меблированные комнаты Берлина, ремонтную автомастерскую, трактиры, санаторий, клинику - свою печаль и тревогу писатель облекал в легкую ироничную форму.

Повествование в романе ведется от лица тридцатилетнего Роберта Локампа, который стал вторым я автора - и по жизненному пути, и по образу мыслей. Мобилизованный в 18 лет, он был тяжело ранен, после войны сменил несколько профессий. Его два школьных друга Отто Кестер и Готфрид Ленц воевали вместе с ним. После войны Кестер учился, был летчиком, затем стал автогонщиком-любителем и приобрел автомастерскую, а «последний романтик» Ленц колесил по миру, пока все трое не сошлись в мастерской Кестера.

Однажды на аукционе Кестер купил по дешевке старую колымагу. Друзья, поставив на автомобиль мотор гоночной машины, назвали его «Карлом» и часто прогуливались на авто по окрестностям столицы.

На одной из таких прогулок они познакомились с Патрис Хольман, ставшей для них прекрасной Пат, а для Роберта Локампа и верной возлюбленной. Голодное холодное детство обрекло девушку на смерть от туберкулеза, но до поры до времени друзья не догадывались о ее болезни.

Они беззаботно проводили свободное время: катались по городу, заходили в бар, в луна-парк, болели за Кестера, участвовавшего и побеждавшего на своем ископаемом монстре в любительских автогонках.

Пат призналась Роберту в том, что она неизлечимо больна и уже целый год провела в клинике. После удачной сделки Роберт с Пат поехали к морю, но там у девушки началось обострение болезни, две недели она пролежала в постели, а затем им пришлось вернуться домой. Врач познакомил Роберта с историей болезни Пат и настоял на ее лечении в горном санатории. Там девушке сразу же прописали постельный режим.

Из-за злосчастного стечения обстоятельств друзья были вынуждены продать мастерскую и выставить на аукцион все свое имущество. В это время в городе происходили волнения, манифестации, вспыхивали драки и перестрелки между фашистскими молодчиками и представителями других партий.

В одном из столкновений нелепо погиб Ленц. Альфонс, владелец пивной, большой друг Ленца, отомстил убийце, но со смертью товарища и понятие «три товарища» стало ущербной вывеской несуществующей мастерской, перестало быть магией и превратилось в памятник былого.
Похоронив Ленца, Роберт с Кестером поехали в пансионат к Пат. Бедняжка доживала последние дни, и у них не хватило духу сказать ей о гибели друга. Кестер вернулся домой, продал «Карла», а деньги выслал Роберту на лечение девушки. Но Патрис уже ничто не могло спасти. Зло восторжествовало и на этот раз…

На русский язык «Трех товарищей» перевели в 1959 г. И. Шрайбер и Л. Яковленко.

Самая известная экранизация романа была осуществлена в Голливуде (режиссер Ф. Борцаг, 1938).

Об этом романе можно долго рассказывать. Одно то, что он переполнен различного рода афоризмами и весомыми жизненными истинами выводит его на один уровень с произведениями известных современников. И это умение непревзойдённо у Ремарка, писать такие книги в моменты душевных невзгод, словно живя в них и вместе со своими героями решая проблемы того времени, ничуть не фантастические, а реальные, которые коснулись в первой половине XX века всех жителей Европы.

«Три товарища» — третья по счету книга Ремарка, замыкающая трилогию о потерянном поколении («На западном фронте без перемен» и «Возвращение»). Ее автор писал почти 4 года, известно, что сначала он выпустил небольшой роман «Пат», а потом переделал его в полномасштабную картину нравов послевоенной Германии. Сам писатель в это время уже жил в изгнании, в нейтральной Швейцарии, опасаясь за свою жизнь. Его творения сжигали на немецких площадях, именуя предательскими и вражескими происками. Потому произведение было пропитано скорбью и отчаянием человека, которого так же убивали на нацистских митингах, как его героя Ленца.

Как раз перед изданием романа ему предложили вернуться в Германию, но он, зная порядки тайной полиции, отказался. После публикации на немецком языке (изначально он напечатал книгу в Дании) его официально лишили гражданства.

О чем роман?

Анализ романа «Три товарища» Ремарка уходит своими корнями глубоко в историю. Германия только что оправилась от крови и разрушения Первой Мировой войны. Но, помимо разрушенных зданий и погибших людей, она оставила множество живых, чьи судьбы были изодраны в клочья застигшим их кризисом. Страдающие от безработицы, нищеты, отсутствия должного социального обеспечения – эти люди находили утешение в барах и увеселительных заведениях. Там, где можно было забыть и забыться одновременно, где даже самая остро болевшая душа под действием спиртного на мгновение успокаивалась, а боль временно стихала.

И в этой мрачной картине из криков, послевоенных политических всплесков, призраков прошлого и кошмарных пробуждений в холодном поту Э. Ремарк показывает нам трёх друзей, военных товарищей, которые уже теперь в мирное время вместе продолжали свой путь (это Роберт Локамп, Готфрид Ленц и Отто Кестер). Вот, про что написана книга «Три товарища». Они работают в автомобильной мастерской, которой владеет Кестер, благодаря чему и держатся на плаву. Живут, по сути своей, воспоминаниями, так как никакого светлого будущего сквозь мглу разрушения и смерти не видно. Главный герой часто вспоминает, как вместе они воевали, как складывалась жизнь после войны. И, несмотря на гнёт воспоминаний, друзья не потеряли своё чувство юмора и старались не слишком часто поднимать запутанные и тёмные задворки своих судеб, чтобы не сойти с ума. Ведь, если слишком много думать о плохом и не уметь шутить, то наверняка можно лишиться рассудка.

Главные герои

  1. Роберт Локамп – главный герой романа. Человек тонкой душевной организации, чувствительный, рефлексирующий и глубоко несчастный. Большую часть действия он сидит в баре в поисках забвения. Его сердце больно ранили испытания военных лет, утраты и ощущение хаоса вокруг. Ему уже исполнилось 30, но ни семьи, ни работы, ни даже своего дома он не нажил. К кризису среднего возраста прибавился кризис мировоззрения уцелевшего солдата, который мысленно все еще в обороне. Свои горькие думы мужчина заглушает болтовней и выпивкой, но судьба дает ему шанс пересмотреть свою жизненную позицию: он влюбился и совершил подвиг, впустив женщину в свой ощетинившийся внутренний мир. Любовь преображает героя, он становится чутким, внимательным и даже счастливым, его цинизм уступает место сентиментальности. Однако все его надежды на будущее умирают после смерти Патриции.
  2. Патриция Хольман – главная героиня романа «Три товарища», возлюбленная Роберта. Болезненно красивая женщина с тонкими чертами лица и стройной фигурой. Внешняя хрупкость объясняется тем, что Пат больна туберкулезом. В детстве она пережила лишения, недоедала, и в результате, как и сотни таких детей, приобрела затаенную в груди смерть. Девушка, тем не менее, весела и открыта новым впечатлениям. Она искренне любит и дарит всю себя без остатка. Чувство юмора, жизнелюбие, отзывчивость и открытость делают ее верной подругой товарищам Локампа.
  3. Готтфрид Ленц – один из товарищей, «бумажный романтик». Молодой мужчина с легким и веселым нравом, заводила и холерик. Всегда в приподнятом расположении духа. Немного болтлив, часто иронизирует, балагурит и высказывает общее мнение. Судя по огромному количеству фотографий из разных стран, много путешествовал, возможно, служил в разведке. Тоже имеет насыщенное фронтовое прошлое. Трагически погибает на митинге фашистов, где его смертельно ранят по ошибке.
  4. Отто Кестер – серьезный и вдумчивый человек, самый педантичный персонаж в романе «Три товарища». Во время войны был летчиком, а после увлекся любительскими гонками, переделав кадиллак в гоночный кар. Именно ему принадлежит мастерская, где работают все товарищи. Он обладает практической сметкой и волевым характером, не раз выручает менее приспособленных к существованию друзей из беды. Отзывчив и добр, воспринимает беду Роберта, как свою, и погружается в его проблемы с головой, хотя сам живет не лучше. Его щедрости Пат обязана последними месяцами своей жизни, с трудом вырванными у болезни.
  5. Карл (гоночная машина кадиллак) – изобретение Кестера, феноменально быстрый автомобиль, не раз побеждавший в гонках. Он же помогает товарищам в любой экстренной ситуации и чутко реагирует на эмоциональное состояние водителя.
  6. Смысл произведения

    Ремарк хотел показать, как война порождает потерянное поколение, как калечит жизни ни в чем не повинных людей по обеим сторонам баррикад. Молодые люди хоть и воевали на стороне агрессора, сами не хотели мирового господства, но сполна познали расплату за амбиции своего государства. Упадок во всех сферах деятельности общества, изображенный в романе, — результат поражения Германии в Первой мировой. Отсюда и все беды трех товарищей: полнейшая неустроенность, внутренние кризисы, бедность, отсутствие перспектив, проблемы с алкоголем и разочарованность. Жертвой социального катаклизма (зарождающегося фашизма) стал Ленц, от недоедания в связи с дифицитом военного положения смертельно заболела Пат. На судьбе героев писатель изобразил черную метку войны, поэтому главной идеей романа «Три товарища» можно считать антимилитаристский, гуманистический посыл в вечность, предостережение потомкам о том, как уродлива и ужасна кровавая бойня на самом деле. Когда зрелищные баталии проходят, остаются перемолотые в жерновах истории люди.

    Проблематика

    1. Проблема послевоенной депрессии в обществе: экономический, социальный и личностный кризис. Война никогда не приносит ничего хорошего и полезного. Она сеет лишь хаос и разрушения. И наши герои знали это как никто другой. Тяжелейшие попытки подняться со всеобщего дна, карабкаться вопреки законам времени, пытаться приумножить те гроши, которые есть, наконец, сохранить самого себя – в этом заключался смысл существования общества Германии в начале 20 века. Многие из тех, кому посчастливилось иметь свой угол, могли, по крайней мере, не платить за него, или же попросту сдавать, чтобы иметь чуть больше денег. Прочие же зарабатывали, как могли, в том числе и не самыми гуманными методами, колеблясь между мелкими аферами и откровенным разбоем. Единственными местами, пользовавшимися очевидным успехом, – были бары и кафе, в которых люди заседали в силу своей безысходности и желания забыться. Но со временем деньги кончались, и даже у этих заведений постоянные гости сменялись пустующими креслами.
    2. Проблема маргинализации общества и зарождающегося фашизма неслучайно поставлена в романе «Три товарища». Агрессивный режим преследовал автора и изгнал его из Германии. Внутри этой среды нашлось немало людей, которые приступили не только закон, но и потеряли чувство собственного достоинства. Именно по вине одного из таких людей жертвой стычки на митинге фашизма становится один из товарищей Готфрид Ленц, который, видимо, своей активностью привлёк внимание сторонников нового режима. В этот день Роберт, Кестер и Пат теряют одного из своих друзей. Впрочем, последняя из них так и не узнает об этом.
    3. Проблема тотальной безысходности. Очень печальна судьба и самого Роберта. Устав от бесконечной пелены смерти перед глазами, наш герой продолжает получать удары судьбы один за другим. Сначала погибает Ленц, потом кончаются деньги и рушится их и без того скудный бизнес. Приходится пожертвовать мастерской. А когда обнаруживается, что и Пат тяжело больна, то для того, чтобы спасти одного друга, Отто и Роберту приходится пожертвовать другим. Они продают Карла – свой гоночный автомобиль, который они так заботливо собирали по крупицам, ведь денег на новую машину у них, конечно же, не было. И даже несмотря на помощь, силы Пат становятся всё слабее и слабее. Роберт только встретил своего человека, которого полюбил, как тут же она стала буквально таять на глазах. Сам он, Роберт, понимал, что неспособен обратить этот процесс впять. Тяжёлая болезнь Патриции Хольман высасывала из неё силы, тянула в тот мир, о котором Локамп знал не понаслышке. И куда ни за что не хотел её отпускать. Но человек не всесилен. В этой ситуации герой не мог что-либо изменить. Как и в своей разрушенной жизни. Как и в жизни Ленца. Ничего нельзя было поделать.
    4. Проблема потери близкого человека. В книге «Три товарища» особое место занимают переживания Роберта о постепенной утрате любимой женщины. И они с каждым моментом обостряются, нарастают, а после смерти Пат как будто стихают и замирают, словно один, оставленный и забытый всей Вселенной огонёк маленькой звезды вдруг решил потухнуть, не оставляя после себя ни взрыва, ни чего-либо ещё. Только огромную чёрную дыру, засасывающую в небытие человеческую душу.
    5. Проблема безверия: Смерть Бога в 20 веке. И в этом смысле очень легко объясняется потеря веры в Бога Робертом и другими жителями Германии. Ещё на митинге друзья дали понять, что обществу нужна своеобразная «религия». И кто бы мог подумать, что ещё через десяток лет этой религией станет тоталитарный режим, который обратит их соотечественников в бегство? Бог умирает в сердцах людей в 20 веке. Там остаются только раны от гремящих ранее, а ныне умолкших пушек. Роберт очень хорошо характеризует веру в Бога в тот период «…серое бесконечное небо сумасшедшего бога, который придумал жизнь и смерть, чтобы развлекаться». Без божества покинутый мир начал искать смысл жизни и нравственную опору в сумасбродных теориях идеологов Третьего Рейха. Эта удручающая тенденция лишь угадывается в недалеком будущем, которое ощущается нами в романе «Три товарища».
    6. Утрата смысла в жизни. Возлюбленная Роберта, постепенно угасая, будто бы оставляет его наедине с этим хаосом, в котором он не видит света. С враждебностью той страны, в которой он живёт, с отсутствием веры во что-то. Здесь герою нет места, единственным смыслом для него оставалась Пат. Но вот она умирает, и Локамп, оставленный Богом, страной и своей женщиной оказывается уже непросто разорванным в клочья, больным и старающимся свести концы с концами. Он теряет всякий смысл бытия, и отсутствие продолжения повествования после смерти Патриции Хольман сухо и твёрдо говорит нам о том, что жизненная нить человека оборвалась.
    7. Проблема дружбы. Хочется упомянуть и о названии произведения, ведь, по сути, товарищей было вовсе не трое. Прочитав роман, я нашёл там гораздо больше друзей. Это и Альфонс, который с теплотой душевной относился к гостям, шофер Густав, ставший другом Роберту и впоследствии оказавший ему немалую поддержку. Даже автомобиль «Карл» - главное транспортное средство наших героев, даже он являлся товарищем, достаточно только вспомнить, с какой теплотой вносил его описания Ремарк, зачастую олицетворяя в машине надёжного друга, который всегда выручал трёх товарищей. Но главной причиной, по которой книгу можно было бы назвать «Четыре товарища», была, конечно же, возлюбленная Локампа Патриция Хольман. Моя рецензия во многом посвящена ей – как одному из центральных персонажей романа. Пат была не только отличной подругой для его друзей, она сумела стать другом и самому Роберту. Именно здесь раскрывается тема любви. Это чувственная, сердечная связь, а рядом с ней крепко на ногах стоит дружба, по силе ничуть не уступавшая отношениям между тремя боевыми товарищами. И сам Роберт уже начинал говорить Пат не о том, что она милая и все те прочие комплименты, которые так приятно слушать девушкам. Он называл её «Пат-дружище», будто бы стараясь тем самым подчеркнуть, насколько значима и многогранна была для него эта женщина. Она и была четвертым товарищем.

    Концовка

    Книга, безусловно, трагическая, наполненная глубинным смыслом, прежде всего, о том возвышенном чувстве, которое всегда волновало всё человечество и не теряло актуальности. Этим чувством была роковая любовь Роберта к Патриции. Вместе с ней в нем умирает жизнь. Женщина в романе символизирует надежду: после ее гибели стране суждено вновь погрузиться во мрак бесплодных амбиций государственных деятелей, а ее народу в лице Роберта выпадет на долю безысходная тоска по мирному небу. Пат и была этим оазисом посреди хаоса. Глядя на нее, даже друзья Роберта почувствовали обновление и радость, однако им нет места в мире, где вновь назревает война: мы видим митинги фашистов, которые вскоре перерастут в самое кровавое событие 20 века. Так изящно, через любовную историю, Эрих Мария Ремарк, являющийся очевидцем и участником событий, выражает мрачное предсказание своей стране. Теперь мы знаем, что оно сбылось, и Роберту, и Отто не удалось выстроить новую жизнь. Конец книги «Три товарища» так и остался открытым финалом, где трагедия лишь ощущается, а не передается буквально.

    Критика

    «Три товарища» — третий роман Ремарка – писателя, который к моменту его выхода пользовался мировой известностью. Он стал голосом потерянного послевоенного поколения, неустроенного, разочарованного и циничного. Однако не всем этот голос нравился. Нацистам сентиментальные истории солдат вермахта явно не могли быть по нраву. Милитаристы по убеждениям отвергали мирный посыл автора, им казалось, что он портит общество, которому нужно собрать все силы для мести. Именно поэтому после публикации новой работы литератора лишили немецкого гражданства.

    В США, куда он бежал от преследований, его творчество оценили выше. В Голливуде сразу же взялись за экранизацию романа, а такие литературные акулы пера, как Хэмингуэй, лично познакомились с эмигрантом и выразили свой восторг по поводу нового произведения. Ремарка благосклонно принимает пресса, рецензии на его работы исключительно положительные, зато в Германии за родственные связи с автором казнили (так, была убита его сестра, а ему по почте был прислан счет за проведенную казнь).

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!