Сочинение по картине А. Пластова «Сенокос

Средняя оценка: 4.3

Лето - это трудовая пора в жизни крестьян. Именно это время года изображено на картине А. А. Пластова «Сенкос». Картина пронизана чувством радости и ликования, счастьем мирного труда.
В центр картины автор поместил крестьян, которые косят траву. По их синхронным движениям и сосредоточенному виду видно, что труд для этих людей привычное и важное дело.
На переднем плане нас поражают своим разноцветием луговые травы и цветы. Для их изображения художник подобрал нежно-фиолетовые, розовые, желтые и оранжевые оттенки. Эти цвета помогают автору передать красоту уходящего лета. Солнечный свет, переливаясь, играет в изящной кроне белоствольных берёз, которые пытаются хоть немного укрыть тружеников от палящего зноя.
На заднем плане мы видим полосу леса, которая отдаёт сине-зелёной прохладой. Возможно, именно туда косцы отправятся отдохнуть после завершения трудового дня.
Картина написана настолько реалистично, что кажется слышно жужжание насекомых и пение птиц, а воздух напоен пряными ароматами полевых цветов и трав.

Вместе с сочинением «Описание картины А.А.Пластова " Сенокос"» часто ищут

Конспект урока развития речи в 7 классе.

Тема : «Сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос».

Цели урока :

    Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине. Научить детей составлять связный текст описательного характера по картине.

    Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими описать картину; развить умение учащихся использовать в речи причастия и причастные обороты с целью более точного выражения мысли.

    Закрепить навыки правописания причастий.

    Расширить знания учащихся о творчестве А.А. Пластова. Воспитать у учащихся чувство исторической памяти, раскрыть значение Великой Победы над фашизмом.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, колонки, программа создания презентации Power Point, презентация; плакат с изображением луговых цветов (иван-чай, раковые шейки, клевер, золотарник, льнянка).

Презентация: 1-22 слайды.

Оформление доски: Тема урока. Сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос».

Эпиграфы к уроку.

Я работал над этой вещью, задыхаясь от счастья.

А.А. Пластов.

Я стремился показать жизнь такой, какая она есть; стремился показать, сколько радости приносит человеку мирный труд.

А.А.Пластов.

Словарная работа:

Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. (Теплый, холодный яркий колорит).

Палитра – (перен.) Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. (Богатая палитра).

Ход урока.

I. Определение с учащимися целей и задач урока.

II. Слово о художнике с использованием презентации.

Слово о художнике и его творчестве.

Вновь сегодня мы обращаемся к творчеству выдающегося русского живописца Аркадия Александровича Пластова, широко известного в нашей стране и за рубежом как певца русской деревни и русской природы.

Слайд № 1 . Портрет художника (1893-1972).

С 1947 года – член АХСССР, награжден двумя орденами Ленина, медалями, это лауреат Ленинской и Государственной премий. Это имя дорого нам потому, что родился в Прислонихе в 1893. Закончил Московское художественное училище в 1914.

В 1917 году вынужден был вернуться в родное село (слайд №2 «Хмурый день» ), понимая, что настало время, когда «мало быть только художником, надо быть еще и гражданином» . В числе безземельных Пластова наделили землей, и он стал пахать, сеять, косить В тяжелом труде , заботах, победах и поражениях познавалась жизнь . Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни. Его картины необыкновенно правдивы, трогательны, влекут и волнуют .

Мастерской тогда у него не было. Его мастерской было все – село (слайд №3 «Выборы комитета бедноты» ), поле (слайд №4 «Костер в поле» ), места, где скапливался народ (слайд №5 «Колхозный ток» ).

Слайд №6 «Фашист пролетел» .

Вдосталь хлебнули прислонихинцы военного лиха. Редкую избу обошла беда, в редкую дверь не постучался почтальон с похоронкой. Более двухсот мужиков и парней ушли в ту суровую пору на фронт. Сто двадцать из них не вернулись с полей сражения. Деревня опустела. Тяготы жизни ложились на плечи женщин, стариков и детей.

Слайд №7 «Жатва» .

Эта картина о горькой цене хлеба военного времени . В каждом куске хлеба, который шел на фронт, жило тепло детских да стариковских рук , сеявших, растивших хлеб все эти длинные военные годы. Вот оно горестное лицо войны.

А в 1945 году, в год окончания войны, появляется его новое полотно – картина «Сенокос» , по которой мы будем писать сочинение.

III. Для этого внимательно рассмотрим репродукцию картины Пластова.

Слайд №8 «Сенокос» .

IV. Работа по картине.

- Какие чувства появляются при виде это картины?

/ Возникают чувства радости, счастья, восторга при виде этой торжественной красоты.

Сколько света, солнца, тепла на этой картине!/

Пластов говорил : «Я работал над этой вещью, задыхаясь от счастья».

- Почему счастье и радость переполняли художника? Вспомните год написания картины.

/ Закончилась война. Это было первое мирное лето. /

«Я, когда писал эту картину, все думал: «Ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь», - делился своими впечатлениями Пластов.

- При помощи чего художник выражает свои мысли, чувства? Как передает радостное настроение? (При помощи красок) словарная работа со словами колорит картины яркий.

- Какие краски использует?

(Художник использует яркие, солнечные краски. Живопись картины сочная, многоцветная.

Радуется глаз тем сочным, ярким краскам, которыми так и брызжет это произведение.)

/ Раннее утро /

- Как вы это определили?

/ Художник показывает косцов, а косят обычно утром /

- Какое утро показано?

/ Летнее солнечное утро /

- Как вы определили, что это солнечное утро? Ведь солнца на небе не видим.

/ Это солнечное утро. Мы видим чистое голубое небо с белыми облаками, еще сохранились розоваты прожилки от недавно взошедшего солнца.

Солнечный свет пронизывает весь пейзаж: особенно красиво играют солнечные блики на белоствольных березах и на ажурной листве, отчего она отливает серебром. Художник будто поймал на кончик кисти лучи солнца и заполнил картину светом, теплом, многоцветием.

Но такое волшебство происходит не со всяким художником, а только с тем, кто имеет это солнце в душе своей, эту всеобъемлющую любовь ко всему живому, к родной природе.

- Посмотрите на изображение тонких веточек, белоствольных берез. О чем еще они говорят?

/ Легкий утренний ветерок играет с ветвями берез, потому словно чувствуешь свежесть и легкую прохладу солнечного утра. /

Воздух настолько чист, свеж и прозрачен, что четко просматривается изображение на дальнем плане? Что видим вдали?

/ Густой сосновый лес, луга со стогами сена, подернутые синевой леса (что свойственно сосновым лесам) /

Обратите внимание на богатую палитру зеленого цвета. Именно солнечный день позволяет нам увидеть разнообразные оттенки зеленого цвета. Какие?

/ Изумрудная зелень трав, яркая зелень молодых сосен, темная зелень дальнего леса, прозрачная на солнце зелень березовой листвы. /

- Что особенно привлекает ваш взгляд?

/ Луг, по которому идут косцы. /

Слайд № 9 . Картина «Сенокос». Крупный план луга.

- Что восхищает? Что удивляет?

Богатая палитра картины, буйство разнотравья.

(Словарная работа со словом палитра).

Луг, как пестрый ковер, играет всеми красками под солнцем.

Словно красивые, драгоценные, цветные камни-самоцветы рассыпались цветы по поляне. Бордовые, красные, синие, фиолетовые, желтые и серебристо-белые луговые цветы горят и сверкают среди травы.

Удивляет , как детально выписан каждый лепесток и каждая травинка, поражаешься, как можно так выполнить масляными красками. Если присмотреться внимательно, можно разглядеть каждый цветок.

- Какие цветы вы узнали?

Сиреневые колокольчики, пушистые розовые «раковые шейки», желтые купавы, Иван-чай. (Обращение к плакату с луговыми цветами).

Каждый цветов дышит, радуется.

Слайд № 10 . Картина «Сенокос». Крупный план берез. Мастерству живописца не устаешь восхищаться: по цветам порхают разноцветные бабочки: желтые лимонницы, белая капустница, оранжевая крапивница.

- В Третьяковской галерее в книге отзывов есть запись: «... первое, что поразило меня в работах Пластова, когда я увидел, как трава написана на картине «Сенокос». Траву на которую никогда прежде внимания не обращал, открыл мне Пластов ».

- На каком плане изображен луг?

(На переднем)

- Какую мысль хотел донести до зрителя художник?

Выжженные огнем войны леса, вытоптанные солдатскими сапогами поля вновь ожили и расцвели, когда на земле воцарился мир.

- Но не ограничивается живописец изображением пейзажа: показывает косарей.

Слайд № 11 . Картина «Сенокос». Крупный план косарей. Рассмотрите фигуры косарей.

- Кто вышел на луг косить?

(Вышли косить глубокие старики, женщина и мальчик-подросток).

- Почему в таком составе?

Картина напоминает нам о тяжелых лишениях и испытаниях, принесенных войной. Пластов показал тех, кто остался в дни войны в колхозе и вынес на своих плечах весь тяжелый крестьянский труд. Нет среди косарей сильных мужчин – не вернулись с войны. Образы косарей вносят печальные ноты.

- Как располагает их художник на картине?

По диагонали, что придает им плавное движение. Никакой эффектности в позах, а для зрителя они словно оживают.

- Как они трудятся?

Самозабвенно, с полной отдачей сил, увлеченно.

- Как говорят о человеке, который умело и легко работает?

Работа кипит в руках; засучив рукава; работают с огоньком.

- С полной отдачей сил работают. А как вы это определили?

По выражению лица . Румяные лица, какая-то сосредоточенность на работе, легкая задумчивость.

- Косить – это легкий или тяжелый труд? Кто-нибудь пробовал из вас косить, брал в руки косу?

- Как художник показал, что очень тяжело косить?

Руки вытянуты, мускулы напряжены, потому что совершают размашистые, свободные, сильные движения.

- А еще почему тяжело?

Трава густая, высокая. по пояс.

Пластов писал: «Лето 1945 года было преизобильно травами и цветами в рост человека, ряд при косьбе надо было брать в два раза уже обычного, а то, где место было поплотнее, и косу бы не протащить и вал цветов скошенных не просушить».

- По тому как они одеты?

Одежда на них свободная, легкая, удобная, не стесняющая движений; мальчик снял рубашку: тяжело ему, жарко от работы.

- Да, косить тяжело. У Кольцова, русского поэта, в стихотворении «Косарь» мы найдем такие строчки:

Раззудись , плечо!

Размахнись, рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня.

- Обратите внимание на слово «раззудись». Как вы понимаете значение этого слова?

Зудит плечо – болит сильно, не переставая, от сильного напряжения рук при косьбе.

Что же придавало силы старикам, которым бы дремать на солнышке или говорить о былом; женщине, потерявшей мужа на войне, и ее сыну-подростку?

Чувство радости от того, что война закончилась, что теперь они могут спокойно трудиться, то есть счастье свободного, мирного труда .

- Подведем итог. Что хотел показать художник на картине?

Обращение к эпиграфу: «Я стремился показать жизнь такой, какая она есть; стремился показать, сколько радости приносит человеку мирный труд».

Слайд № 12 . Фотография Пластова в лесу с букетом цветов. Творчество Пластова отличается большим жизнелюбием, и поэтому картины мирного труда под кистью художника становятся прославлением радостной, счастливой свободной жизни.

На Всесоюзной художественной выставке 1946 года картины «Сенокос» и «Жатва» были замечены, в том же году А.А.Пластов был удостоен Сталинской премии первой степени.

V. Работа над планом сочинения.

Слайд № 13, 14 .

I. Художник А.А.Пластов и его картина «Сенокос».

II. Описание картины.

1. Пейзаж:

а) летнее утро,

в) дальний лес,

г) березки,

д) цветущий луг.

2. Косари:

а) возраст,

б) выражение лица,

в) одежда,

г) поза, движения косарей.

III. Прославление радостной, счастливой, свободной жизни.

VI. Редактирование текста.

Слайд №15-17 . 1. Картина А.А.Пластова «Сенокос» сразу привлекает взгляд. А.А.Пластов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой, праздничной. Радость, счастье, восторг возникают при виде этой торжественной красоты.

Патриотическим чувством любви к Родине, к ее щедрой и прекрасной земле, ожившей и расцветшей после войны, проникнуто полотно «Сенокос», появившееся после войны.

- Понравился текст? Заметили ли вы какой-нибудь недостаток? (Повтор слов)

- Найдите ошибки.

Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часть встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним может испортить даже неплохой текст.

Значит, надо знать синонимические ряды и умело использовать их в сочинениях.

VII. Лексическая работа.

Слайд № 18, 19 . Обратите внимание на обратную сторону листа с рабочими материалами, там вы видите ряды синонимов, с помощью которых мы и отредактируем текст.

Изобразить – написать, показать, передать, запечатлеть.

Картина – произведение живописи, холст, полотно.

Краски – яркие, солнечные, сочные, насыщенные.

Радостный – ликующий, светлый, праздничный, солнечный.

Пейзаж – притягивает, очаровывает, радует, восхищает.

Слайд № 20 . Отредактированный текст.

Картина А.А.Пластова «Сенокос» сразу привлекает взгляд. Художник использует для своего произведения яркие, солнечные краски, которые делают его необыкновенно праздничным. Радость, счастье, восторг возникают при виде этой торжественной красоты.

Искренним чувством любви к Родине, к ее щедрой и прекрасной земле, вновь ожившей и расцветшей после войны, проникнуто полотно «Сенокос», появившееся в 1945 году.

VIII. Орфографическая работа.

Слайд № 21 . Выжже(н,нн)ые войной леса и поля; поляна, оз...ре(н,нн)ая утре(н,нн)им румянц...м солнца; сине...щие верхушки отдале(н,нн)ого леса; позолоче(н,нн)ая листва берез; сверка...щая на солнце роса; косари, увлеч...ые работой; ле...кая одежда, (не)стесня...щая движений; труд...тся самозабве(н,нн)о.

IX. Подведение итогов. Выводы.

Слайд №22.

Итак, мы с вами описали картину А.А. Пластова «Сенокос», выяснили замысел художника, его мысли, чувства, увидели, как художник с помощью красок и композиции передает свои мысли и чувства. И это вы должны отразить в своих сочинениях.

Примечание. В течение всего урока учащиеся заполняют лист (таблицу) для записи рабочих материалов; тем самым учатся внимательно слушать на уроке ответы товарищей, отбирать лучшее – то есть собирать и систематизировать материал к сочинению.

С целью экономии времени на уроке учащимся раздаются материалы по лексике (синтаксические ряды слов) и для проведения орфографической работы дается задание: вставить и объяснить пропущенные буквы в словах (в основном орфограммы по теме «Причастие»). Данные словосочетания ученик может в дальнейшем использовать в своем сочинении.

ЗАПОЛНЯЙ ТАБЛИЦУ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА

ЧТО НАБЛЮДАЕМ?

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КАРТИНЕ А.А. ПЛАСТОВА «СЕНОКОС»

1. Замысел художника.

2. Колорит картины.

3. Пейзаж:

а) летнее утро;

б) небо;

в) дальний лес;

г) березки;

д) цветущий луг.

4.Косари:

а) возраст;

б) выражение лиц;

в) одежда;

г) поза, движения.

5. Выводы.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

Художник , мастер, пейзажист, автор картины, живописец.

Картина , произведение живописи, полотно, холст.

Изобразить , написать, показать, передать, запечатлеть.

Краски : яркие, солнечные, сочные, насыщенные.

Радостный , ликующий, светлый, праздничный.

Пейзаж притягивает , очаровывает, радует, восхищает.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выжже(н,нн)ые войной леса и поля; поляна, оз…ре(н,нн)ая утре(н, нн)им румянцем солнца; сине…щие верхушки отдале(н, нн)ого леса;

позолоче(н,нн)ая листва берез; сверка…щая на солнце роса; косари, увлеч…нные работой; ле…кая одежда, (не) стесняюшая движений; труд…тся самозабве(н,нн)о

Сочинение по картине А. А. Пластова «Сенокос»

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) ро­дился в селе Прислониха в Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье. Интерес к живописи, по-видимому, передался к маль­чику от деда, который был иконописцем.

Какое-то время Пластов предполагал, что станет священником. После 3-х лет учёбы в сельской шко­ле поступил в Симбирское духовное училище, затем в Симбирскую духовную семинарию. Но тяга к ис­кусству, как видно, не оставляла молодого семина­риста. В 1912 г. юноша уехал в Москву. Сначала посещал занятия в мастерской художника И. И. Маш-

кова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где проучился 2 года. После этого Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако не на живописное, а на скульптурное отделение. Среди его наставников были знаменитые мастера - скульптор С. М. Волнухин, художник А. М. Васнецов и др.

Молодой художник в 1917 г. возвратился в родное село. Здесь он постоянно рисовал с натуры, изображая своих односельчан, их праздники и будни.

Картины Пластова характеризуются не только, вы­соким мастерством, знанием быта советской деревни, но и любовью, вниманием к людям, которые живут и трудятся на селе. Особенности картин Пластова - жанровые сцены всегда разворачиваются на фоне пейзажа, лирическая выразительность без напряжён­ности сюжета.

Художник при жизни сделался признанным клас­сиком советской живописи, репродукции его картин стали помещать в школьные учебники и хрестоматии..

На картине «Сенокос» художник изобразил, как семья выполняет одну из разновидностей сельскохо­зяйственных работ - косит траву на сено. Заготовка сена имеет не меньшее значением, чем удачная уборка хлеба - ведь иначе скоту нечего будет есть долгую холодную зиму. Как и все сельские работы, в стари­ну сенокос сопровождался особыми обрядами, ему посвящено немало пословиц и поговорок.

Сенокос считался своего рода праздником, на него надевали самую лучшую одежду, во время работы пели песни. В старину было принято косить всем селом. Лучшим временем для заготовки сена считался период с Петрова дня (29 июня) до Прокла (25 июля).

Для косьбы использовался - да и сейчас использу­ется - специальный инструмент, который называется коса. На длинной Деревянной рукоятке - как для ло­пат, грабель и т. п. инструментов - крепится длинное, чуть изогнутое лезвие. Держась за рукоятку, широко размахиваются и срезают траву внутренней стороной лезвия. Работа с косой требует сноровки и немалой осторожности, так как лезвие острое.

На картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Скорее всего, они члены одной семьи. Одеты они просто - вероятно, в свою обычную по­вседневную одежду. Подросток, который изображён ближе всех к зрителю, вообще одет только в штаны, рубаху он снял - может быть, потому что жарко, а может, бережёт её. Неизвестно, есть ли у этих лю­дей праздничная одежда. Художник написал картину в 1945 г., следовательно, пока работал над ней, ещё шла Великая Отечественная война. В эти тяжёлые го­ды у людей зачастую были одни валенки на всех, и то хорошо, если были. Тут не до праздничной одежды, было бы, в чем выйти из дому.

Кроме подростка, среди косцов трудится женщина. Она идёт следом за мальчиком. Двое других косарей - мужчины.

Темноволосый подросток загорел почти до чер­ноты. Но несмотря на зной, он усердно трудится, на пару шагов даже опередил остальных. Видимо, привычен к тяжёлому крестьянскому труду, приоб­рёл немалый навык и необходимую сноровку. В годы войны многим детям приходилось работать наравне со взрослыми, а в деревне это было принято всегда, ребёнок с малолетства приучался к труду.

Женщина одета в простенькое светлое платье, голова повязана белым платком. Типичный наряд крестьянки, а светлое лучше всего подходит для летнего зноя. Определить возраст женщины сложно. Её лицо потемнело от загара, от тяжёлой работы. Платок, который сейчас ассоциируется с бабушками, в деревнях носили все женщины, кроме молоденьких незамужних девушек. Может быть, эта женщина - мать мальчика, может быть, бабушка.

Следом идёт мужчина в голубовато-зелёной ру­бахе. Светлые курчавые волосы и такая же борода, в руках, крепко держащих косу, чувствуется сила - можно предположить, что это человек средних лет. Может возникнуть вопрос, почему же он не на войне - но ведь не обязательно художник рисовал только тех косцов, кого мог видеть перед собой в данный момент. Либо можно предположить, что солдат получил се­рьёзное ранение, уже не мог нести военную службу и поэтому вернулся в родное село.

Завершает процессию косцов пожилой мужчина - вероятно, этот человек уже далеко не молод, так как его волосы и борода совсем белые. Его фигура почти заслонена фигурой предыдущего косца - может, его сына. Видны лишь левое плечо и руки, держащие косу. Одет он в белую рубаху.

Группа косцов изображена художником практиче­ски в центре картины. Они выступают композицион­ным ядром, вокруг которого раскинулся буйно цвету­щий луг. И если одежда косцов написана в скромных, сдержанных тонах, то для изображения цветущего луга художник не пожалел красок. Лиловые, фиолето­вые, жёлтые цветы разбросаны среди травы, которая едва не доходит косцам до пояса.

В правом углу изображена группа тесно расту­щих берёз, их ветви свисают вниз. Берёза - символ русской природы, одно из самых распространённых деревьев в Европейской части России. Многие рус­ские художники часто изображали берёзы на своих картинах.

Описание картины «Сенокос» А. Пластова

Все выдающиеся художники как прошлых веков, так и современности имеют удивительную судьбу. Среди них и А. Пластов, родившийся в семье крестьянина. Его дед писал иконы, а мальчик, вдохновленный этим, в свое время решил стать священником. Судьба просто не могла допустить, чтобы такой талантливый человек не вошел в мир искусства, и после окончания Симбирской духовной семинарии он стал учиться в Москве.

Талант Пластова расцветал, и зритель наших дней может увидеть не только мастерство, а и изображенный с потрясающей любовью быт деревни советских времен. Главное в картинах этого художника – жанровая история персонажей на фоне потрясающего пейзажа. Большинство работ – это лиризм, ненавязчивый сюжет, в то же время дающий возможность для размышлений. Пластова еще при жизни возвели в разряд классиков живописи СССР: репродукции картин помещались и в хрестоматиях, и в журналах, и на календарях.

Одна из работ, знакомых каждому из нас с детства – «Сенокос», написанная в 1945 году. Год победы не мог не найти свое отражение в его творчестве, ведь художник остро переживал народное горе и радовался вместе со всеми победе над фашизмом. В 1946 картину могли увидеть посетители Третьяковской галереи, где вместе с «Жатвой» она создавала своеродный жизненный цикл русской деревни.

На этом полотне царит настоящее лето. Оно очаровывает яркими красками цветущего луга, и, кажется, что все вокруг звенит и поет. Тут присутствуют не только косари и цветущий луг, а и звуковые образы – взлетающие косы, шелест листьев и трав, щебет птиц и песни шмелей.

Из картины «Сенокос» видно, что жители села с самых малых лет умеют и хотят трудиться. Лето для школьников – это не просто беззаботные каникулы, и помощь семье. Да и крестьянское вполне справедливое рассуждение о том, что летний день может прокормить целый год – вполне справедливо.

Как правило, сенокосные работы начинались в июле, или, точнее от Петрова дня до Прокла. Крестьяне целый месяц трудились в поле, что стало причиной появления определенных ритуалов. В частности, в сенокос было принято петь песни: это и облегчало работу, и вдохновляло. Поразительно, то насколько слаженно работали люди. Находясь на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, с острейшими косами, они не ранили и не мешали своим товарищам.

Яркость и красота природы: полевые цветы, стройные березки и сочная зелень травы вызовет восторг как у ценителей отечественных красот, так и у тех зрителей, которых привлекает романтика деревенского быта. Ветви березок похожи на ажурное кружево, сотканное природой-кудесницей, они прячут косарей от жаркого июльского солнца.

«Сенокос» изображает не только обыденный труд крестьянина, а и праздничное единение с природой. Кроме зрительных и слуховых Пластов сумел передать и обонятельные образы: каждый из нас уже слышит аромат свежескошенной луговой травы, жаждет упасть лицом на нее, и, глядя в безоблачное синейшее небо, задуматься о вечном. Прозрачный воздух, написанный художником, не вызывает ассоциаций с полуденной жарой, а наоборот, навеивает прохладу и чувство неповторимого восторга.

Художнику, выросшему в деревне, как нельзя лучше удалось передать трудовые будни крестьянской семьи. На картине изображена семья, которая вышла в поле. Трудятся все – и старые, и молодые. Они старательно и одновременно ловко срезают траву косой. Синхронная работа на довольно близком расстоянии нисколько им не мешает, а объединяет и воссоздает картину привычного труда. Каждый человеческий образ на картине Пластова имеет свою историю.

Так, подросток с темными волосами – худощавый и загорелы, практически черный. Стоит зной, а он трудиться наравне со всеми и даже на шаг опережает их. Привычный к сельскому труду, мальчик уже давно приобрел сноровку, необходимую для тяжелой работы. Вспомните дату написания картины – 1945 год. А это значит, что военное время пришлось на его взросления. Работая наравне со взрослыми, этот парень уже давно привык рассчитывать на свои силы.

Женщина – второй косарь в простеньком светлом платье и в белом платке на голове – типичный образ крестьянки тех времен. Мы не можем разглядеть ее лицо, узнать мать это мальчика или бабушка. Лицо ее такое же темное от загара, а руки давно привыкли к такому труду. Возможно, она замужем, ведь повязанный платок в деревнях носили все – от женщин в возрасте до замужних молодиц.

Следующий косарь – это мужчина средних лет в голубовато-зеленой рубахе еще военных временен. Его светлые курчавые волосы и борода развиваются на ветру, а крепкие сильные руки уверенно держат косу. Почему же в 1945 году этот человек так быстро вернулся с фронта? Скорее всего, он получил ранение или находился неподалеку от родного дома. Или время, изображенное на картине, несколько далеко от времени ее написания: солдат просто, по известным только ему причинам, оказался дома.

Последним из косцов Пластов написал пожилого мужчину с белыми волосами и бородой. Он многое пережил, многое повидал, его фигура стала сутулой и практически незаметна за фигурой мужчины. Зритель может только разглядеть руки, уверенно держащие косу и белую рубаху.

Колористика картины просто поразительна. Ее можно сравнить с фотографичностью Шишкина, с буйством красок Кустодиева или с восхищением природой Левитана. Самые удивительные краски, какие только изобрела человеческая фантазия, окутывают цветущий луг. Тут и красные, и фиолетовые, и розовые луговые цветы, и невероятных размеров колокольчики. И, конечно же, один из самых главных национальных символов России – изящные березки.

Картина А. Пластова «Сенокос» - это не просто изображение красот средней полосы России. Это, скорее всего, песнь мирной жизни и размеренного труда. Только на ней вы увидите волшебный луговой ковер, попытаетесь разглядеть мириады оттенков, попытаться услышать пение птиц, протяжное мычание коров, крики роскошного петуха, разговоры кузнечиков и неспешный гомон ветра. Это полотно как нельзя лучше отражает прелесть русской природы, которая просто невозможна без присутствия человека.

Лето - самая прекрасная пора, о которой мечтает каждый человека. Многие люди мечтают о том, что летом поедут в отпуск, отдохнут на море, посетят другие страны, проведают своих родственников. Но не для всех людей летная пора - это отдых, а в деревнях и селах в такое время начинается самое «жаркое» время, когда поспевает урожай на полях, и люди с утра до вечера трудятся, чтобы вырастить и убрать урожай, приготовить на зиму сено.

Ведь от того, как человек поработает в летнее время, как хорошо он потрудится, зависит и то, как он проведет зиму. Это и есть основная тема прекраснейшей картины Аркадия Пластова. Этот художник создал великолепное живописное полотно - «Сенокос». Центральное место в его картине занимают люди, которые увлеченно заняты работой. Чтобы подготовить на зиму корм, уходит много времени летом и сил, но зато потом зимой можно будет радоваться тому, что все вовремя сделано и животные не страдают от недоедания.

Время, которое изобразил Аркадий Александрович на своей картине, переносит нас в послевоенную пору, когда большая часть мужчин были или убиты, или ранены на войне. Поэтому в поле приходится выходить всем, кто может работать, кто хоть немного умеет косить. И как бы ни был тяжел труд, но старики, женщины и подростки стараются справиться с этой сложной полевой работой. Известно, что косить траву - это дело сложное и тяжело, но люди на картине художника Аркадия Пластова стараются, они не боятся ни палящего солнца, ни высокой травы, ни навязчивой мошкары.

Все герои пластовской картины представляют людей разного поколения, но все они объединены одной целью. Главное, что все деревенские люди увлечены работой. Художник для изображения крестьянского труда и необычного жаркого и солнечного дня использует множество разных цветов и оттенков. Ведь так точно передать щедрость и невероятную яркость полей и лугов, маленьких и скромных луговых цветов, зелень дерев и трав, сочных и насыщенных, смог только художник-живописец Аркадий Пластов. Поэтому его картина вызывает лишь только восторженные и положительные отзывы.

И нежный солнечный свет, переливаясь светлыми красками и оттенками, играет на белоснежных березовых стволах. Березки и маленькие ели расположились прямо рядом с полянкой, где трудятся косари. И, несмотря на то, что они расположены на заднем плане, они все равно притягивают взгляды не только своими красками, но и свежестью, где люди после тяжелой работы, могут сделать перерыв и укрыться от беспощадной жары. Если вглядеться вдаль, то можно увидеть, что там тоже темнее лесная полоса. Там и дышится легко, и всегда можно отдохнуть и подождать, пока солнечные лучи станут не такими палящими. А вот кругом привораживает взгляд полевые цветы, которые играют и переливаются разноцветными красками.

Художник Аркадий Пластов великолепно изобразил не только богатство природного мира, но реалистично он изобразил людей. Например, старик с седыми волосами и с такой же седой бородой одет в светлую рубашку. Он с трудом держит косу, но от молодых людей он не собирается отставать. Еще две душки, одетые в светлые одежды, чтобы она не так сильно притягивала солнечные лучи, следят за тем, чтобы каждый стежок косы делался правильно и легко. Видно, что эти девушки уже не первый раз держат в руках косу и это крестьянское дело им привычно и обычно.

Но быстрей и лучше всех косит подросток, который старается выполнить работы больше других, жалея и старика, и девушек, которые вынуждены выполнять такую тяжелую работу. Поэтому и участок для косьбы он взял себе и больше, и сложнее. Он одет в легонькую майку серого цвета, его тело дышит в нем легко, плечи уже успели загореть под лучами палящего солнца. Штаны у юноши темного, а косу он держит уверенно и делает ею большой размах. После косарей на поле остается широкая полоса скошенной травы, которая будет лежать здесь несколько дней, чтобы она смогла подсохнуть, а затем они же придут с вилами, чтобы ее перевернуться и подсушить с другой стороны.

И лишь только, когда она полностью будет высушена, ее начнут сгребать и увозить на лошадях домой и на фермы, чтобы зимой для животных всегда был корм. Автор картины смог точно и реалистично передать то, что богатство природы также прекрасно, как и труд человека. Аркадий Александрович талантливо и великолепно изобразил атмосферу летнего трудового дня, когда, глядя на картину можно услышать ее звуки: жужжание насекомых и кос, дыхание людей, которые увлечены тяжелой физической работой, которая делает их лица благородными и прекрасными. Гладя на живописное пластовское полотно, чувствуется запах и молодого леса, и палящих лучей солнца, но все это несравнимо с запахом свежескошенной травы. Поэтому, глядя на живописное полотно «Сенокос», можно испытывать настоящее эстетическое наслаждение.