Художественная деталь. Разработка урока "История создания и композиция романа А.С

Особенности композиции: В XI главе объясняется, как Дубровский попал в дом Троекурова. То есть хронологическая, временная последовательность событий нарушена. Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Это сделано, чтобы заинтриговать, заинтересовать читателя, позволить ему понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснений автора. Части повествования А.С. Пушкин расположил в определённом порядке, который носит название композиция.

Слайд 80 из презентации «Анализ романа «Дубровский»» . Размер архива с презентацией 4108 КБ.

Литература 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Оперы на сюжеты Пушкина» - «Руслан и Людмила». А.С. Пушкин и оперы. Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер. «Пиковая Дама». «Евгений Онегин». Ряд опер. А.С.Пушкин. Оперы. Произведения. Оперы на сюжеты Пушкина. «Борис Годунов». Опера «Русалка».

««Ночь перед Рождеством» тест» - Гипербола. Тропы. Реальные лица. Ночь перед Рождеством. Гости. Невыразимо приятная усмешка. Вечера на хуторе близ Диканьки. Оселедец. Архитектура. Найдите соответствия. Кузнец Вакула. Рудый Панько. Грех Вакулы.

«Возникновение древнерусской литературы» - Нестор. Сказание о Белгородском киселе. Д.С.Лихачев. Как создавалась культура Древней Руси. Основные термины. Столица древнерусского государства. Древняя русская литература наполняет нас гордостью. Возникновение письменности на Руси. Летописец- монах, составитель летописи. «Повесть временных лет». Что представлял собой Киев. Летописание началось на Руси в XI веке. Древнерусская литература. Сказание о Кожемяке.

«Анализ стихов» - «Рожь» Шишкина. Ночь. День. «Рожь» А.К. Саврасова. Советский энциклопедический словарь. Чувства. Слова и выражения. Необычное выражение. Тест. Пейзажная лирика. Прокомментировать картины. Настроение поэта. Какие звуки повторяются в первой строке. Строчки. Работа с текстом. Сформировать навыки анализа лирического произведения. Солнце. Настрой на восприятие стихотворения.

«Герои романа «Дубровский»» - Владимир и Маша. Сравнительные вопросы. Время действия романа. Письмо. Хитрые вопросы. Младшее офицерское звание. Словарная работа. Тайное венчание. История создания романа. Душ у князя Верейского. Развитие сюжета. Владимир Дубровский. Сравнительная характеристика. Первая обложка романа. Роман «Дубровский». Жанр романа. Конфликт и сюжет в романе. Александр Сергеевич Пушкин. Возможное продолжение романа.

«Анализ романа «Дубровский»» - Обращение автора. Идея романа. Работа с иллюстрациями. Пересказ от лица Маши. Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров. Прощание Владимира Дубровского с отцом. Случай на псарне. Приезд приказных чиновников. Подготовка к сочинению. Поведение Шабашкина. Возмущение крестьян. Маша. Как Дубровский стал Дефоржем. Художественная деталь. Состояние Дубровского после суда. Встреча. Рисунок Шмаринова.

Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа:
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т. е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.

"Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением

Технология проблемного изучения

Учитель: Вишневская Елена Павловна

ГБОУ СОШ № 78 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Предмет: литература в 6 классе.

Тема урока: «Жанровые особенности романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Тип урока: комбинированный.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: технология проблемного обучения, поисковый метод, коллективная система обучения, развивающее обучение, исследовательский метод.

Цели урока:

    выявить особенности жанра романа А. С. Пушкина «Дубровский» и доказать, что роман можно назвать авантюрно-приключенческим.

    закрепить содержание романа.

    развить навыки характеристики персонажа, умение учащихся строить свои рассуждения, работать выборочно с художественным текстом.

    воспитать положительные качества у учащихся на примере героев произведения.

Оборудование и оформление урока:

    портрет А. С. Пушкина.

    иллюстрации к отдельным фрагментам урока.

    опорная схема (закрыта):

Ход урока

    Организационный момент.

    Сообщение учителем цели урока.

Ребята, мы продолжаем говорить о романе А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить изученный материал о жанровых особенностях романа, его видах и, обратившись вновь к некоторым страницам пушкинского произведения, определить, к какому типу романов его можно отнести.

    Повторение. Жанровые особенности романа (фронтальный опрос учащихся).

Что такое роман?

Учащиеся уже знакомы с романом Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

Роман – один из самых популярных эпических жанров со второй половины XIX века до сегодняшнего дня.

Это большое по объёму произведение, в котором герои показаны в связи с историческими событиями и другими людьми.

Каковы основные признаки жанра романа? Почему «Дубровский» относится именно к этому жанру?

Роман прочитан предварительно, и учащиеся могут определить признаки этого жанра в произведении А. С. Пушкина.

1. Достаточно большой объём: произведение состоит из двух томов.

2. На протяжении всего романа происходит довольно много разных событий, которые охватывают большой промежуток времени.

3. События происходят не в одном каком-то месте, а переносятся в разные населённые пункты: Кистенёвку, Покровское, Арбатово, Петербург.

4. В произведении наблюдается несколько сюжетных линий (дружба и вражда между помещиками Троекуровым и Дубровским, любовная сюжетная линия, Дубровский среди разбойников и т. д.).

5. В романе много героев (Троекуров, Дубровский (старший), Владимир, Маша, князь Верейский. заседатель Шабашкин, кузнец Архип, крестьяне и т. д.).

6. Прослеживается вся жизнь героев, характеры их даны в развитии, показаны отношения между людьми (часто сложные и противоречивые).

7. Представлена жизнь целой эпохи (типичная жизнь помещиков, их быт, нравы).

Перечислив все признаки жанра романа, приведя конкретные примеры из текста, учащиеся приходят к выводу, что изучаемое произведение и есть роман.

    Решение проблемного вопроса урока.

К какому типу романов мы отнесём пушкинское произведение?

Для этого необходимо вспомнить, какие типы романов есть. Есть романы социально-философские, сатирические и авантюрно-приключенческие.

    Работа с опорной схемой на доске.

К какому типу роман А.С. Пушкина отнести нельзя?

Каким по типу, на ваш взгляд, является роман «Дубровский»?

Роман может быть социально-философским или авантюрно- приключенческим.

Учитель открывает опорную схему.

Каковы признаки социально-философского романа? А авантюрно- приключенческого?

Учащиеся зачитывают на схеме признаки обоих жанров.

Нам предстоит решать основную задачу урока: определить жанр (тип) романа А. С. Пушкина «Дубровский». Для этого попрошу вас выявить в тексте романа те особенности, которые свойственны авантюрно – приключенческому роману.

    «Авантюрно – приключенческий роман и его признаки»:

а) Острота, напряженность сюжета.

Учащиеся называют эпизоды в тексте, которые показались им наиболее интересными, запоминающимися:

Ссора двух друзей помещиков Троекурова и старшего Дубровского, смерть последнего, пожар в Кистенёвке, гибель приказных во время пожара, Дефорж в «медвежьей» комнате, погоня за Машей, ранение Дубровского.

б) Неожиданность сюжетного поворота.

Учащиеся находят необычность ситуации в превращениях главного героя романа:

Дефорж оказывается Дубровским, затем он, собираясь отомстить помещику Троекурову за смерть своего отца, превращается из благородного офицера в обычного разбойника. Неожиданным кажется и поведение главной героини Маши Троекуровой в конце повествования, когда она отказывается от побега.

в) Наличие интриг и сцен из авантюрных романов.

Ребята вспоминают тайные свидания двух влюблённых, их необычную «почту», похищение невесты и, наконец. образы разбойников.

г) Нарушение хронологической последовательности

Учащиеся под руководством учителя составляют план 8 – 11 глав и сопоставляют с хронологией событий:

В романе:

По хронологии:

    Обед у Троекуровых. Отзывы о Дубровском (глава 9).

    Спицын в комнате у Дефоржа (глава10).

    Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем (глава 11).

    Дубровский встречается с французом Дефоржем (глава 11).

    Дефорж в «медвежьей» комнате (глава 8).

    Обед у Троекуровых. (глава 9).

    Спицын в комнате у Дефоржа (глава 10).

В ходе наблюдений над текстом учащиеся приходят к выводу, что автор нарушает хронологическую последовательность намеренно, чтобы события выглядели более таинственно, загадочно, читатель заинтригован, заинтересован во всём происходящем.

д) Любовный треугольник.

Учащиеся определяют любовный треугольник Дубровский – Маша Троекурова – князь Верейский, ставший неожиданным соперником главного героя. И как это бывает в такой ситуации, возникает конфликт, достигающий особой напряжённости в последних сценах, во время погони и ранения Дубровского.

е) Романтические герои.

Выступление учащихся получивших предварительное задание – подготовить устный рассказ о главных героях. дать им краткую характеристику.

Сообщение о Владимире Дубровском.

Дубровский – молодой, образованный офицер, мужественный. храбрый. что особенно ярко проявляется в эпизоде «Дефорж в «медвежьей» комнате». одно из главных качеств Владимира Дубровского – гордость, чувство собственного достоинства – особенно ярко проявляется в поведении Дефоржа – мнимого учителя в доме Троекуровых и в желании мстить за смерть отца и поруганную честь. Владимир Дубровский, будучи разбойником, сохраняет жизнь князю Верейскому, отказывается от мести Троекурову (в эпизоде с приказчиком Анны Саввишны Глобовой).

Перечитайте самые трепетные страницы романа, прочитайте так, чтобы услышать Дубровского, голос его сердца.

Чтение эпизодов свидания из главы 12, в которой Дубровский признаётся Маше, что он не Дефорж, что он отказывается от мести её отцу. В главе 15 он отказывается и от мести князю Верейскому.

Каков разбойник-мститель здесь?

Он не кровожадный разбойник, он просто влюблённый. Мы видим, что он искренне, сильно любит Машу Троекурову и на всё готов пойти ради неё.

Какая гуманная мысль Пушкина звучит здесь?

Любовь побеждает зло, она облагораживает человека, делает его гуманнее, добрее, человечнее.

В каких словах звучит эта мысль?

«...знайте, что Дубровский рождён был для иного назначения, что душа его умела вас любить...», «никогда злодейство не будет совершено во имя ваше», «... в моём сердце нет места ненависти».

Сообщение о Маше Троекуровой.

Сентиментальная барышня, воспитанная на романах Радклиф, полная аристократических предрассудков, мечтательная, ждущая благородного рыцаря. Её отношение к людям зависит от их социальной принадлежности. Так она не замечает Дефоржа только потому, что он относится, по её мнению, к категории второсортных людей, слуг. Но её мнение о нём меняется после случая с медведем, когда она увидела в учителе человека храброго, гордого, самолюбивого – те качества, которые она видела в литературных героях, благородных рыцарях романов. Она стала испытывать к нему совсем другие чувства - уважение, симпатию, а в дальнейшем и любовь.

Как можно объяснить отказ Маши от свободы, от избавления от нелюбимого человека?

Слова героини, объясняющие её поведение: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского», «Я согласилась, я дала клятву...».

Это чувство долга, ответственности характерно для пушкинских героинь:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

(«Евгений Онегин»)

В то время обряд венчания имел особенно важное значение в жизни людей. Клятва, данная перед Богом, обязывала супругов быть верными друг другу до конца жизни. Измена же считалась страшным, неискупимым грехом перед Богом.

Подводя итоги всем нашим наблюдениям, сопоставлениям, приходим сообща к выводу, что в романе Пушкина есть все признаки приключенческого романа.

«Социально – философский роман» и его признаки:

Есть ли в романе социальные проблемы?

Сообщение об Андрее Гавриловиче Дубровском и Кириле Петровиче Троекурове.

Андрей Гаврилович Дубровский – бедный помещик, отставной поручик гвардии (третий по счёту офицерский чин в русской армии); Троекуров Кирила Петрович – отставной генерал-аншеф (полный генерал, высший армейский чин), богатый помещик. У них разное имущественное положение: Дубровский – разорившийся помещик, имеющий одну деревню и 70 душ крепостных, живущий скромно; Троекуров – богатый барин, знатного рода, живущий в роскоши, богатстве, постоянных развлечениях. Они люди с совершенно разными характерами: Дубровский – гордый, независимый, решительный, нетерпеливый, прямо высказывающий своё мнение, с чувством собственного достоинства; Троекуров – необразованный, избалованный, пылкого нрава, ограниченного ума, страдающий постоянно от обжорства, своенравный и часто жестокий, властный.

Как в такой характеристике прослеживается авторское отношение к героям?

Пушкин явно симпатизирует Дубровскому, относится к нему с глубоким уважением, сочувствует ему. И, наоборот, в образе Троекурова мы видим сатирическое изображение помещика. Автор иронизирует, насмехается над ним, выражает свою неприязнь и презрение к нему.

Почему Троекуров такой?

Положение, его права помещика-крепостника дают ему силу, власть, возможность делать всё, что угодно.

На примере этого образа Пушкин показывает, насколько пагубно влияет крепостное право на человека, заглушает в нём добрые, нравственные начала.

Почему же тогда Дубровский не такой плохой, ведь он тоже помещик?

Дубровский не столь сильно избалован в силу своего материального положения, привычного скромного образа жизни, к тому же большую роль здесь играют определённые его черты характера.

Есть ли в романе другие социальные проблемы?

В главе 5 крестьяне бунтуют против несправедливого суда отдать их Троекурову, а затем сжигают приказных. Бунтарство крестьян выражается также и в том, что они уходят в лес и становятся разбойниками. Таким образом, выявляется проблема противоречия крестьян с властью.

Можно ли сказать, что это бунт крестьян против всего крепостного права как общественного явления?

Это бунт не против всего крепостного права, а лишь против несправедливого суда и конкретного, плохого помещика, т. е. это своего рода неосознанный, стихийный, одиночный бунт.

В романе А. С. Пушкина е есть признаки и авантюрно-приключенческого романа, и элементы социального романа. Мы подошли к главному вопросу урока: к какому типу романов можно отнести это произведение?

Роман Пушкина всё-таки приключенческий, поскольку в нём есть все признаки этого жанра, причём ярко выраженные. И хотя есть элементы и социального романа, мы не можем отнести его к этому разряду, так как автор в своём произведении лишь затрагивает социальные проблемы, здесь нет обличения крепостного права вообще.

V. Заключительное слово учителя (связано с финалом романа).

Произведение заканчивается неожиданно, есть ощущение незавершённости. Это связано с тем, что автор не видит продолжения истории. Дубровский исчерпал себя как предводитель мятежников, отряд его разгромлен правительственными войсками. Герою остаётся только уехать за границу.

Домашнее задание.

Урок литературы в 6 классе

по теме

«А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания и композиция».

Задачи:

1.Познакомиться с историей создания романа;

2.Знать жанровые особенности произведения;

3.Рассмотреть композицию романа;

4.Роль 1 главы в развитии сюжета.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Технология : технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

Методы : аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Оборудование : Альбом "А.С.Пушкин". Компьютер. Мультимедиапроектор.

Используемая литература : А.С.Пушкин "Дубровский". Н.В.Егорова "Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс". 3. CD-ROM "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы".

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучать новую тему, совершенно новый для вас жанр произведения.

Записываем число и тему урока «А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания и композиция».

Какие задачи мы поставим перед собой?

    Истрия создания романа «Дубровский».

Индивидуальное сообщение ученика.

Роман «Дубровский» создавался Пушкиным в 1832 – 1833 годах. Название не принадлежит Пушкину и дано издателем по имени главного героя. В основу сюжета лёг рассказ близкого приятеля Пушкина П.В. Нащокина «про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский, который имел процесс с соседом на землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». В романе представлены два поколения – отцы и дети. Герой Троекуров принадлежал к дворянской знати, которая ради чинов не знала преград. А Дубровский – к старинной аристократии, которая почитала честь и достоинство. Поэтому Дубровский и Троекуров разошлись.

Выводы: Роман «Дубровский» основан на реальных событиях.

    Жанровые особенности произведения.

Индивидуальная работа.

Работа с терминами в учебниках (стр.143)

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, отличающееся многообразием действующих лиц и развитым сюжетом.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

    Композиция романа.

Работа в парах (заполнение карточек).

Вспомним, что такое композиция художественного произведения? (Это построение).

Назовите элементы композиции. (Экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Составим схему с композицией «Дубровского»:

Экспозиция – История дружбы Троекурова и Дубровского.

Завязка – Ссора друзей, пожар в Кистенёвке.

Кульминация – Дубровский в доме Троекурова. Дефорж признаётся Маше в том, что он – Дубровский.

Развязка – отказ Маши сбежать с Дубровским.

    Роль 1 главы в развитии сюжета.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент 1 главы (15мин10с – 16мин34с). Этот эпизод стал причиной ссор друзей. Ваша задача – определить, какова роль этой главы.

Кто из друзей обиделся и почему? (Слуга Троекурова сказал, что дворянину жилось бы в псарне хозяина намного лучше, тут и сытнее и теплее).

Роль главы – если бы не ссора двух друзей, то жизнь главных героев сложилась бы совершенно по-другому, Владимир бы не стал разбойником.

    Заполнение кластера.

Работа в группах.

Цветовой кластер по 1 главе:

1)Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский;

2)Дружба соседов;

3)Случай на псарне;

4)Ссора между друзьями;

5)Суд.

    Выводы.

Что мы узнали на уроке?

Познакомились с историей создания романа (основан на реальных событиях). Узнали, что такое роман. Познакомились с композицией романа, проанализировали 1 главу.

    Рефлексия.

Я узнал…

Мне понравилось…

Я не понял…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

    Оценки за урок.

Урок по литературе.

Жанровые особенности романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели:

    познавательный аспект : выявить особенности жанра романа А.С.Пушкина «Дубровский» как авантюрно-приключенческого ; закрепить знания содержания произведения;

    развивающий аспект : развивать навыки характеристики персонажей, умение обобщать, логи чески верно излагать свои мысли, работать выборочно с художественным текстом; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

    воспитательный аспект : развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения .

Оборудование и оформление урока:

    презентация

    компьютер,

    медиапроектор,

    карточки с заданиями по группам,

    раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, создание положительного эмоционального настроя учащихся, сообщение цели урока):

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте посмотрим, все ли готовы к уроку, всё ли у вас есть на столах, настроимся на серьёзную работу.

Мы продолжаем говорить о романе «Дубровский». Сегодня нам предстоит вспомнить изученный материал о жанровых особенностях романа вообще, его видах, попробовать определить тип пушкинского произведения. Слайд 2

II. Повторение. Жанровые особенности романа (фронтальный опрос учащихся)

Что такое роман? К какому роду литературы относится?

Роман – один из самых популярных эпических жанров со второй половины XIX века и до сегодняшнего времени. Слайд 3

Каковы основные признаки жанра романа?

Выберите и подчеркните из всех признаков эпических произведений те, которые соответствуют жанру романа (задание выполняется на интердоске) Слайды 4-5

большой объём , одно-два места происходящих событий, несколько сюжетных линий , несколько героев, характеры героев даны в развитии , одна сюжетная линия, много героев , перенос действий в разные места , готовый характер героя, охватывается большой временной промежуток , связь героев с историческими событиями и другими людьми , события происходят в течение суток, представлена жизнь целой эпохи.

Можно ли произведение «Дубровский» отнести именно к этому жанру и почему ?

Слайды 6-8

1.Достаточно большой объём: произведение состоит из 2-х томов.

2. На протяжении всего романа происходит много разных событий, которые охватывают большой временной промежуток. Несколько сюжетных линий: Троекуров – старший Дубровский, Маша – Владимир Дубровский, Маша – князь Верейский, Дубровский – разбойники и т.д.

3. События переносятся в разные места: Кистенёвку, Покровское, Арбатово, Петербург.

4. В произведении много героев: помещики, Владимир Дубровский, Маша Троекурова, заседатель Шабашкин, кузнец Архип и др.

5. Характеры героев даны в развитии, показаны сложные отношения между людьми.

6. Представлена жизнь целой эпохи (типичная жизнь помещиков, их быт, нравы).

    Вывод делают учащиеся: по всем признакам изучаемое произведение можно отнести к жанру романа.

III. Актуализация знаний учащихся.

Работа с таблицей «Типы романов». Слайд 9

По изученным романам Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Д.Дефо «Робинзон Крузо», знакомому всем «Дон Кихоту» Сервантеса учащиеся определяют следующие типы романов: сатирический, приключенческий, рыцарский.

К какому типу наш роман явно не подходит? (к сатирическому, рыцарскому)

IV . Решение проблемного вопроса : к какому типу романов мы отнесём пушкинское произведение?

1.Учитель знакомит детей с другими видами романов: социально-философским и авантюрно-приключенческим.

Лексическая работа (индивидуальные сообщения учащихся). Слайд 10-11

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН рисует широкую картину общества в определенную эпоху. В центре такого романа – важные общественные проблемы.

АВАНТЮРНО-ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ РОМАН появился в середине XIX века. Его отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, быстрое развитие действий, острота сюжетных ситуаций, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки. Задача приключенческой литературы - развлекать читателя.

АВАНТЮРА - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

ИНТРИГА (фр. intrigue, от лат. intrico «запутываю»), заинтересованность вокруг события, явления или личности.

Интрига выражается в том, что герой стремится осуществить свой план, вступая в борьбу с другими персонажами.

ХРОНОЛОГИЯ – определённая последовательность событий

2. Работа с интердоской.

Задание: соотнесите признаки романов . Слайд 12.

« Дубровский»

Роман

Социальный? Авантюрно-приключенческий?

острота, напряжённость сюжета; общественные проблемы, неожиданность сюжетного поворота; интриги; общественные явления (бунт, митинг и т.д.); необычные герои (разбойники); «тайная занимательность» (нарушение хронологической последовательности); любовный треугольник; неравенство людей; романтические герои.

В результате работы выявляются признаки социально-философского и авантюрно-приключенческого романов:

«Дубровский»

Роман

Социальный Авантюрно-приключенческий

общественные проблемы острота, напряжённость сюжета

общественные явления неожиданность сюжетного поворота

(бунт, митинг и т.д.) необычные герои (разбойники);

неравенство людей интриги

любовный треугольник

романтические герои;

«тайная занимательность (нарушение хронологи-

ческой последовательности).

    Перед вами признаки двух типов романов. Нам предстоит решить основную задачу урока: определить тип романа «Дубровский». Для этого попрошу вас выявить в пушкинском тексте те особенности, которые свойственны социально-философскому роману.

3 . Определение признаков социального романа. Слайд 13

Есть ли в романе социальные проблемы?

(В романе показаны два помещика, но один богатый, другой бедный).

Расскажите подробнее о помещиках.

Выступления учащихся.

1 группа готовила рассказ о Троекурове. Слайд 14.

Троекуров Кирила Петрович – отставной генерал-аншеф (высший армейский чин), богатый барин, знатного рода, живёт в роскоши. У него огромное имение, и не одно («пространные владения»), большая псарня, горничных только шестнадцать! По характеру он избалованный, своенравный, жестокий, властный. Настоящий помещик-крепостник.

А почему он такой?

Богатства и власть позволяют ему делать всё, что он захочет, отрицательно влияют на характер человека.

2 группа – рассказ о старшем Дубровском. Слайды 15-16.

Андрей Гаврилович Дубровский – отставной поручик (третий по счёту офицерский чин в русской армии), бедный, разорившийся помещик, имеет всего одну деревню и 70 душ крепостных. Живёт очень скромно, все доходы идут на содержание единственного сына, живущего в Петербурге. Он не может позволить себе содержать такую псарню, как у Троекурова, хотя сам заядлый охотник.

По характеру он отличается от Троекурова: гордый, независимый, решительный, человек прямой, с чувством собственного достоинства.

Почему же Дубровский не такой, как Троекуров, ведь он тоже помещик?

Дубровский не избалован в силу своего материального положения.

Итак, у помещиков разный социальный статус, нет равноправия.

Есть ли в романе другие социальные проблемы?

Да, в романе показаны помещики – люди высшего социального сословия – и простые люди- крестьяне, которые находятся в полной зависимости от своих хозяев.

Также в 5 главе крестьяне бунтуют против несправедливого решения суда, сжигают приказных. Бунтарство их проявляется ещё и в том, что они уходят в лес и становятся разбойниками. Таким образом, Пушкин показывает проблему противоречий между крестьянами и властью.

Можно сказать, что это бунт против всего крепостного права как общественного явления?

Нет, это бунт против несправедливого явления и конкретного помещика, т.е. это пока ещё неосознанный, стихийный бунт.

    Вывод: в произведении А.С.Пушкина есть признаки социально-философского романа.

4 . Определение признаков авантюрно-приключенческого романа. Слайд 17

А). Напряжённость, острота сюжета. Слайд 18

Учащиеся называют эпизоды в тексте, которые показались им наиболее запоминающимися: ссора помещиков, смерть старшего Дубровского, пожар в Кистенёвке, гибель приказных, Дефорж в «медвежьей» комнате, погоня за Машей, ранение Владимира Дубровского.

Б). Неожиданность сюжетного поворота. Слайд 19

Учащиеся находят необычность ситуации в превращениях главного героя:

Владимир Дубровский вначале офицер, затем француз Дефорж, потом разбойник.

Неожиданным кажется и поведение Маши Троекуровой в конце романа, когда она отказывается от побега с Владимиром.

В). Интриги. Слайд 20

Ребята вспоминают тайные свидания двух влюблённых, их необычную «почту», погоню, образы разбойников.

Г). Нарушение хронологической последовательности. Слайд 21

Учащиеся по группам составляют план 8-11 глав и сопоставляют с хронологией событий (раздаточный материал):

Проверка на слайде

В романе

Глава

По хронологии

Глава

1.Дефорж в «медвежьей» комнате

1. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем

2. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском

2. Дефорж в «медвежьей» комнате

3. Спицын в комнате у Дефоржа

3. Обед у Троекурова. Отзывы о Дубровском

4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем

4. Спицын в комнате у Дефоржа

В ходе наблюдения над текстом учащиеся приходят к выводу, что автор нарушает последовательность намеренно, чтобы события выглядели более таинственно, загадочно. Читателя это интригует, он втягивается в круг необычных событий.

Д). Любовный треугольник. Слайд 22

Учащиеся определяют любовный треугольник: Дубровский – Маша Троекурова – князь Верейский, ставший неожиданным соперником Владимира. Следствие – конфликт, достигающий особой напряжённости в последних сценах.

Е). Романтические герои.

Выступление 3 группы – рассказ о Владимире Дубровском. Слайд 23

Дубровский – молодой, образованный офицер, мужественный, храбрый. Эти качества проявляются особенно ярко в сцене «Дефорж в «медвежьей» комнате». Чувство человеческого достоинства, гордость определяются в его отношении к Троекурову – обидчику отца. Дубровский не раз проявляет главное качество - благородство: отказывается от мести ради любимой девушки, сохраняет жизнь князю Верейскому.

Таким образом, в нашем герое налицо черты романтического героя: храбрость, гордость, благородство.

Выступление 4 группы – рассказ о Маше Троекуровой. Слайд 24

Сентиментальная барышня, воспитанная на романтических романах Радклифа, мечтательная, ждущая благородного рыцаря. И внимание на Дефоржа она обращает только после случая с медведем, увидев в молодом учителе храброго, гордого человека – те качества, которые она ценила в литературных героях, благородных рыцарях романов.

Почему же счастье влюблённых молодых людей не состоялось? Слайд 25

Для Маши характерно чувство долга, ответственности: клятва, данная перед Богом, не позволяет ей остаться с любимым человеком.

    Вывод: в романе Пушкина есть все признаки авантюрно-приключенческого романа.

Подводя итоги всем нашим наблюдениям, сопоставлениям, сообща приходим к выводу, что в романе есть признаки и социально-философского, и авантюрно-романтического романов.

Мы пришли к главному вопросу нашего урока: к какому же типу романов можно отнести это произведение? Слайд 26

    Учащиеся более склонны к авантюрно-романтическому , потому что в нём есть все признаки этого жанра, причём ярко выраженные. И хотя есть элементы социального романа, мы не можем отнести его к этому разряду, так как автор лишь затрагивает социальные проблемы, не вскрывая их глубоко.

V . Тест (работа по группам) Слайд 27

Раздаточный материал.

VI . Рефлексия.

Все ли согласны с определением жанра романа А.С.Пушкина «Дубровский»?

Всем всё было понятно на уроке?

VII . Заключительное слово учителя.

Произведение заканчивается неожиданно, есть ощущение незавершённости. Это связано с тем, что автор не видит продолжения истории. Дубровский исчерпал себя как предводитель разбойников: отряд его разгромлен правительственными войсками. Герою остаётся только уехать за границу.

VIII . Домашнее задание: творческая работа.

Каким вы видите финал романа? Проба пера.

Кроссворд

по роману Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».

По горизонтали:

1. Село, в котором жил Троекуров.

3. Фамилия богатого князя, за которого хотели отдать замуж дочь Троекурова.

5. Имя штаб-лекаря, который лечил больных собак.

7. Как называли комнатного слугу?

11. Роман состоит из двух … (в им. п.)

12. Фамилия няни Дубровского младшего.

13. Куда поехали Верейский и Марья Кириловна (в им. п.)

15. Месяц, в котором князь Верейский вернулся из заграницы.

По вертикали:

2. Название села, в котором жил Дубровский.

4. Младший офицерский чин в кавалерии.

6. Любимая фраза Троекурова: « … победы раздавайся!»

8. Место, куда младший брат Маши положил кольцо.

9. Чувство, которое испытывал Владимир к Маше.

10. Отношения, которые связывали двух помещиков после ссоры.

14. Имя старой птичницы.