Основные субкультуры. Молодежные субкультуры современной россии

совокупность норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом .

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУБКУЛЬТУРА

от лат. sub - под и культура), совокупность специфич. социально-психол. признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальные представители социума).

Социальная база С. - отд. возрастные и социальные слои населения, проф. группы, массовые неформальные движения (см. Неформальные объединения), самодеятельные объединения, любительские клубы, религ. секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры.

С. - это относительно целостное явление, к-рое включает в себя: ряд ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений; статусную структуру; предпочитаемые источники информации; специфич. увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Каждый из этих признаков обладает относительно устойчивой структурой, но их содержание меняется в зависимости от социо-культурных реалий. Выраженность этих признаков и мера оформленности С. в целом весьма различны, что во многом связано с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной С. определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером С. (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными, социально-профессиональными и иными специфич потребностями, устремлениями, проблемами ее носителей.

Имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации конкретной С влияют на отношения к миру и с миром ее носителей, на их самосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния Нормы в просо-циальных С в основном не противоречат общественным, а дополняют.н. (или). трансформируют их, отражая специфич условия жизни и ценностные ориентации носителей конкретной С В антисоциальных С нормы прямо противоположны общественным В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы

Характер С определяет сферы жизни, в к-рых поведение, взаимодействие и взаимоотношения ее носителей регулируются нормами С, а также меру настоятельности и эффективности регуляции В антисоциальных С нормативная регуляция имеет жесткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей Во мн асоциальных и в ряде просо-циальных С регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную С, а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей

В каждой С существует более или менее жесткая статусная структура Статус в данном случае означает положение человека в системе межличностных отношений группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом и т.п.

Носителей определенной С обычно отличает набор предпочитаемых ими источников информации и иерархия их значимости каналы межличностной коммуникации, газеты, журналы, передачи радио и телевидения, рассчитанные на носителей данной С, конкретные рубрики газет.н. журналов, нац, иностр, региональные, муниципальные печатные и электронные средства массовой коммуникации Информация, отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для С ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

В каждой С можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, к-рые определяются их возрастными и социо-культурными особенностями, условиями их жизни, а также модой В данном случае мода понимается как форма социальной регуляции, отражающая периодич смену образцов массового поведения и обеспечивающая более или менее адекватное внеш. «оформление» постоянно меняющегося содержания жизни Наиб. явно мода проявляется в одежде, предметах быта, прическе, а также манере поведения, речи, муз. и иных эстетич. предпочтениях и т.н. Мода - одна из знаковых систем, посредством к-рых происходит межличностная и межгрупповая коммуникация, а также специфич средство приобщения человека к социальному и культурному опыту Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой и изменяется в зависимости от характера той среды, в к-рой она функционирует (половозрастной и социокуль-турный состав, ценностные ориентации, условия жизни и т и). В связи с этим можно говорить о модах тех или иных ярко выраженных С (молодежная, различные девиантные и пр).

Жаргон - своеобразный диалект, отличающий носителей определенной С Лексич состав жаргона обычно достаточно подвижен, непостоянен В течение определенного периода времени, как правило относительно короткого, жаргон во многом обновляется, ибо в его рамках происходит постоянное пополнение синонимич рядов и замещение их элементов Жаргон в любой С включает в себя неск. групп слов и выражений Первая - общеупотребит слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержат значение (напр., мотыль - моторист у моряков, капуста - долларовые купюры у мелких торговцев и др.). Вторая - общеупотребит слова и выражения, к-рым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет использовать их чаще, чем это принято речевыми нормами (напр., «железно», «крутой» и т и). Третья - слова, бытующие только в жаргоне (напр., англицизмы в юношеских С, лексика в преступных группировках, слова, заменяющие термины, употребляемые в проф. группах). Четвертая - слова и выражения, характерные лишь для отд регионов, в т.ч. и имеющие корни в областных диалектах Жаргоны существенно различны по кол-ву входящих в них лексич единиц, экспрессивной окраске и интенсивности использования (эти показатели максимальны в юношеском и девиантных жаргонах).

В каждой С рождается и бытует свой фольклор - комплекс словесных, муз, игровых видов творчества Словесный вид творчества включает в себя разл предания из истории сообщества носителей С, о жизни и «деяниях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в дет. С - считалки, дразнилки, страшилки и пр.

Муз. фольклор - это, как правило, песни, выражающие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, отражающие и пропагандирующие ценности и нормы С, рассказывающие о к -л реальных или мифич событиях в жизни ее носителей.

Игры могут быть как созданные в рамках С (интеллектуальные - в ряде профессиональных, карточные - в делинк-вентных, подвижные - в детской и т.д.), так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные), к-рые стали значимыми для носителей конкретной С, признаком принадлежности играющих к той или иной С.

Субкультурному фольклору присущи специфич признаки любого фольклора - коллективность творч процесса, традиционность, нефиксированные формы передачи произведений от поколения к поколению и от одних носителей С к другим, вариативность формы и содержания

В той или иной конкретной С набор видов фольклорного творчества и его содержание различаются в зависимости от ее характера, меры оформленности, степени закрытости Так, в С детской, юношеской, религ. сект, криминальных сообществ. наличествуют все виды творчества В то же время в фольклоре С тех или иных социальных и проф. слоев, неформальных движений, самодеят.н. любит объединений присутствуют либо лишь словесное творчество, либо словесное и музыкальное, либо словесное и игровое

С выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку Они представляют собой специфич способ дифференциации развитых нац. культур, их трансляции на те или иные общности, а также обозначения социальной и возрастной стратификации общества Просо-циальные и отчасти асоциальные С способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных - их дезорганизации Одни выступают как контркультуры (напр., уголовно-лагерная), другие порождают инновац явления и содействуют их вхождению в культуру общества С, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, что определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самовосприятие

Краткий обзор основных из этих течений представляет нам следующую картину:

Альтернативщики -- молодежная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесенная в Россию в 1990-х. Сформировалась при смешении металлистов, панков и рэперов. Успех альтернативной музыки обеспечили такие группы, как Nirvana, Korn и Limp Bizkit. Популярными темами для текстов песен являются призывы к политической грамотности населения и антифашизм. Тем не менее, тексты могут рассказывать о буйных вечеринках, любви, насилии, наркотиках.

Внешний вид представителей этой субкультуры сильно зависит от их возраста и среды общения. Наибоилее часто встречающаяся сегодня черные волосы, закрывающие уши, черная одежда, кеды (преимущественно скейтерские), пирсинг на лице, тоннели, дреды, татуировки. В этой среде зачастую употребляют наркотики, алкоголь и занимаются экстремальными видами спорта.

Гомты- представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. В России они появились в 1990 году. Готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, любовь к готической музыке. Изначально готами называли поклонников готической музыки, но позднее субкультура распространилась и на литературу, кино, живопись. И все же главную роль в данной субкультуре несет своеобразное мировоззрение, особое восприятие окружающего мира, смерти- как фетиш, что может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Но не стоит забывать, что готика появилась благодаря музыке, и по сей день, она является главным объединяющим фактором для всех готов.

Готы имеют свой, узнаваемый имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы ни развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: преобладающий черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения - золото принципиально не используется, поскольку расценивается, как символ обычных, избитых ценностей, а также цвет солнца (серебро - цвет луны).

Причёска также играет весьма важную роль в имидже готов обоих полов. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки. Изредка встречаются ирокезы. Часто волосы красят в чёрный, красный, фиолетовый и белый цвета, возможно также окрашивание с прядами одного цвета на фоне другого. Мейк-ап остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ.

Металлимсты (металхэмды или метамлеры)- это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в России в 1980-х годах.

Субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ "сильной личности". Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны.

Внешний вид металлистов: длинные волосы у мужчин, кожаная куртка -косуха, кожаный жилет, чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы, напульсники- кожаные браслеты, тяжелая обувь- камелоты, гриндерсы, короткие сапоги с цепями-казаки, джинсы (обычно синие или чёрные), кожаные штаны, цепи, крепящиеся на пояс.

Панки - молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, в России эта субкультура появилась чуть позднее- в 1980-х годах.

Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Для панков характерно стремление к личной свободе и независимости, принципы "не продаваться", "полагаться на самого себя".

Рокеры появились как субкультура в пятидесятых- начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли.

Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы, кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки, военные футболки и ботинки.

Другая сторона рокерской культуры- злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами.

Хип-хоп культура. Хип-хоперы укоренились в российской молодежной среде уже достаточно давно. Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем, хотя нередки композиции и без вокала. На сцене музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем. В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки.

Стиль любителей хип-хопа: большинство носят джинсы-"трубы" и плотные рубашки или спортивные футболки, ювелирные украшения, стилизованные под рэп-культуру. Одежда больших размеров приветствуется. Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки- это обязательная атрибутика представителей этой субкультуры.

Молодежь, которая является частью данной субкультуры можно классифицировать, как достаточно специфическую и неординарную. Хип-хоп мода и дальше будет влиять на очередные молодые поколения потребителей, а артисты и их поклонники находить новые пути развития субкультуры.

Эмо- молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Как и большинство современных субкультур, эмо берет начало в США в середине 80-х годов. В России же об этой субкультуре стало известно лишь в начале XXI века.

Выражение эмоций- главное правило для тех, кто относит себя к субкультуре эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо- ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви.

Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях.

Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски. Для создания этих причесок эмо тратят баллоны фиксирующего лака для волос. Часто эмо прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо может быть пирсинг (например, в губах и левой ноздре, бровях, переносице). Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком.

Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми. Наиболее типичная для них одежда- это узкие джинсы, кеды с яркими или чёрными шнурками, чёрный или розовый ремень, клетчатая косынка-арафатка на шее.

Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов -- одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах (например, фаны московской футбольной команды «Динамо» относят первый такой выезд на игру в другом городе к 1976 г.). В этих формах любительской активности сообщество фанов автономно от поддерживаемой команды.

Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Опрошенные нами в мае 2000 г. фанаты футбольных команд (37 юношей-москвичей) не знали истории этих спортивных коллективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы (как можно судить из интервью) моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Экологисты. В целом экологическое сознание российской молодежи -- в стране Чернобыля -- не настолько развито, чтобы реализовываться в особых жизненных стилях на оригинальной философской основе. Даже среди студенческой молодежи (наиболее культурной и информированной в молодежной среде), по данным наших исследований, испытывают опасение относительно загрязнения окружающей среды, экологической катастрофы менее четверти опрошенных (19,7%; исследование МосГУ «Молодежь-2002», N=718). Экологически ориентированные группы немногочисленны и в известной мере являются подражанием формам молодежной активности Запада. Акции российского «Гринписа», например, в большей мере демонстративны, чем эффективны.

Некоторые молодежные объединения в своих официальных материалах демонстрируют четкую ориентацию на экологическую проблематику, но в действительности не она составляет основу группообразования. В подобных случаях очевидно использование популярных субкультурных образов для имиджа организованных структур. Но здесь есть и другая сторона: стихийным группам, основанным на каком-либо общем интересе, не слишком принимаемом в обществе, удобнее организовываться при официальных структурах и поддерживать их в той мере, в какой это не мешает реализовывать особое видение мира и соответствующие им социальные практики. В ином случае существование некоторых из таких любительских объединений было бы почти невозможным из-за материальных трудностей и правовых препятствий.

Байкеры versus мотоциклисты. Иногда спонтанные формы субкультурной активности соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождению они -- слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России -- недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Рейверы. Среди заимствований с Запада в Европейской части России достаточно заметны, в основном благодаря средствам массовой информации, рейверы. «Рейв» (от англ. rave -- бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Словаре современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения».

Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее -- образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов -- носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и российским последователям из среды молодежи. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера -- ночной.

В России рейв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по отношению к мировой практике.

Диггеры. К такого рода субкультурным феноменам относятся диггеры -- исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, -- эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Здесь есть параллели с профессиональной деятельностью спелеологов, но в не меньшей степени, как представляется, -- с герильей (без политических мотивов, а лишь по самоощущению участников), военной разведкой (нередко военная форма используется как идентификационный знак), приключениями в стиле Индианы Джонса.

Если в начале 1990-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то к настоящему времени объединения диггеров (обычно -- не зарегистрированные официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.). Они имеют малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не ищут возможностей его расширения. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет.

Толкинисты. Особняком в молодежных субкультурах России стоят толкинисты. Очевидна их связь с иностранным источником -- образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. В то же время в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом.

В целом мифологизация в рамках данного неформального объединения выстроена по конфигурации романтизированного и более яркого мира, чем тот, который окружает молодых россиян. Характерно, что формами общения являются различного рода дискурсы. Обращает на себя внимание и «семейная» организация толкинистского сообщества. Нам известны факты, когда ролевые браки становились позже реальными. Вообще утеря ясной грани между реальностью и вымыслом оказалась способом компенсации аномии и разрушения идеалов советского времени. Вполне серьезно участники толкинистских встреч видят себя спасителями мира (в одной из наших записей буквально: «Дома маме я говорила: как ты не понимаешь, мы же совершаем подвиги, мы же спасаем мир!»).

В конечном счете в толкинистком движении сказалась ментальность россиян, ранее реализовавшаяся в таких формах, как тимуровское движение. Литературные образы писателя Аркадия Гайдара в книге «Тимур и его команда» (1940) определяли лицо общественного движения детей и подростков в СССР на протяжении десятилетий. Тимуровские отряды создавались повсеместно, в их деятельности соединялась общественная польза и романтическое отношение к жизни. На фоне дискредитации образов советской юношеской литературы, дававшей образцы для поведения молодому человеку в определенной нормативно-ценностной системе, в том числе в прямой форме ролевых игр, как это было в книгах Гайдара, мифологизации Толкиена оказались востребованными, поскольку воспроизводили близкую конструкцию: вполне завершенную и идейно освященную конструкцию, легко воспроизводимую в ролевом поведении.

Они не такие, как взрослые. Они требуют самовыражения, которое не всегда нравится окружающим, а иногда даже вызывает шок и осуждение. Люди объединяются в неформальные группы по интересам, где их принимают такими, какими они есть. Это молодёжь, бунтующая, идущая вразрез с установленными традициями и принципами. Виды субкультур, созданные человечеством, обычно отличаются по направлению. Они бывают музыкальными, спортивными, идеологическими... В любом случае выделяются из общей массы и исповедуют свои ценности. В такие группы могут входить и взрослые люди, но это происходит достаточно редко и не носит массового характера.

Хиппи

Если многие из вас думают, что представители этого движения только употребляют наркотики и веселятся на вечеринках, то это абсолютно не так. Хиппи появились в 60-х годах XX века, создав неформальную политическую организацию. Они часто ораторствуют на митингах, проводят агитации. Есть и другие примеры субкультур, которые имеют чёткую политическую позицию. Например, неформалы в СССР, выступающие против системы; скинхеды, действия которых носят экстремистский характер; антифа, осуждающие фашизм, и так далее.

Представители этого движения имеют собственное философское понятие субкультуры и её идеологического направления. В политике они обычно придерживаются "левых" взглядов. Многие панки исповедуют анархизм, антисексизм, антимилитаризм. Они против угнетения негров и представителей других рас. Выступают за права животных, поэтому часто становятся вегетарианцами.

Эмо

Некоторые виды субкультур со временем теряют популярность. Им на смену приходят более новые, прогрессивные, адаптированные к новому столетию. Среди них эмо - молодёжное движение, главной атрибутикой которого являются асимметричные причёски, спадающие на глаза чёлки, пряди волос ярких расцветок, макияж с чёрными стрелками, свободная одежда, часто с разными аксессуарами, значками и заплатками.

Субкультура стала популярной в России в 2000 году. Её представители обожают хардкор-музыку, для них она смысл жизни. Суть этого движения - борьба с несправедливостью, открытое выражение эмоций. Но часто представители эмо просто обходятся внешней атрибутикой, не вникая в идеологию. Их называют "позерами" или подражателями. В отличие от них, настоящие эмо очень ранимые и чувствительные. Существует мнение, что такие подростки склонны к суициду, поэтому родителям стоит внимательно относиться к ребёнку, пытаться понять его переживания и поддержать в сложных ситуациях.

Готы

Их часто путают с эмо. Эти виды субкультур имеют аналогию в своём внешнем виде - закрывающие лицо волосы и макияж с акцентом на чёрный цвет. Но на этом схожесть заканчивается. Ведь готы, в отличие от эмо, приверженцы потустороннего мира. Они носят кресты, пентаграммы, зубы и другую страшную атрибутику. Поэтому естественно, что собираются они на кладбищах в тёмное время суток, часто в полнолуние. Уважения к мёртвым они не испытывают, просто могилы и каркающие вороны на деревьях - органичная для них атмосфера. При этом их нельзя назвать почитателями культа смерти.

Особенной идеологии у них нет. Единственное, чего придерживаются представители этой субкультуры, так это настроения в стиле декаданс. Они имеют загадочный и мрачное Воспринимают жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая её фантазией и мечтами. Именно готы породили такое движение, как сатанизм. Эта ветка отделилась от своего "прародителя", но взяла от него очень много: чёрный цвет в одежде, жёсткую музыку в стиле хэви-метал, сборы на кладбищах. Только в отличие от тех же готов, сатанисты пошли дальше: они поклоняются дьяволу, почитают смерть, приносят в жертву животных, а иногда и людей.

Металлисты

Главное понятие субкультуры, её основной атрибут и характерный признак - тяжёлая рок-музыка. Её в разных проявлениях слушают представители этого движения. Они постоянно ходят на концерты любимых групп, наслаждаются тихим звучанием треков в наушниках или на полную громкость в динамиках. Музыка - главный смысл их жизни, она всегда является её частью и проявлением.

Металлисты подразделяются на две группы: радикальную и нормальную. К первой относятся подростки, которым часто присущ дух бунтарства и агрессии. Они распивают спиртное, устраивают погромы и потасовки. Представители второй группы более лояльны и спокойны. Они никому не мешают и просто наслаждаются музыкой.

Чёрный цвет преобладает в одежде представителей этой субкультуры. Фото металлистов каждый человек видел не раз. На них заметно, что они отдают предпочтение узким высоким сапогам, кожаным курткам. Многие металлисты носят серьги в ушах, кольца с черепами, часто они ездят на мотоциклах и входят в байкерское движение.

Ультрас

Трудно сегодня представить футбольный матч без разных кричалок и песен, баннеров и флагов, файеров и дудок. И за всем этим стоит организованная группа фанатов, которые называют себя ультрасами. Они живут футболом, пылко поддерживают любимый клуб, устраивая целые представления на стадионах. Иногда такая жизнь для них становится более красочной и весёлой, чем обыкновенные будни в семье или на работе.

Ультрас - это уже давно настоящая субкультура с чёткой иерархией и собственными атрибутами. Её представители всегда отправляются на матч своей команды, даже если проводится он на другом конце планеты. В случае победы они гуляют до утра и празднуют на полную катушку, если же клуб проиграл, ультрас могут сойтись в массовой драке с фанатами того, кто разгромил их команду.

Движение пришло к нам из Италии. В 1966 году болельщики "Милана" решили объединиться, чтоб поддерживать любимых игроков. Сегодня движение распространилось по всему миру, как и готы, эмо или хиппи. Это только некоторые примеры субкультур, популярных и востребованных. На самом деле их гораздо больше, и каждая имеет свои особенности, философию и атрибутику.

Социальные науки под субкультурой понимают часть культуры, отличающейся от общепринятой: системой ценностей, внешним видом представителей, языком. Субкультура, как правило, стремится противопоставить себя обществу, изолироваться от его влияния.

Само понятие было сформулировано в 1950-х годах в Америке. В статье будет рассмотрена молодежная субкультура, ее виды, идеология.

История и современность

В середине XX века появились первые молодежные неформальные объединения, в их основе лежали музыкальные предпочтения. Развитие рок-н-ролла, новые его направления привели к появлению таких видов субкультур, как битники, хиппи, рокеры, панки, готы и другие. В том или ином виде эти движения сохранили свою актуальность.

В XXI веке основу неформальных движений составляют не только музыкальные вкусы, а и различные виды искусства, спортивные увлечения, интернет-культура.

Если несколько десятилетий назад принадлежность к одному-единственному течению было однозначной, то сейчас фрагментарное вхождение то в одно, то в другое неформальное общество не вызывает неприятия и конфликтов в молодежной среде.

Среди современных видов субкультур выделяют следующие направления:

  • музыкальное;
  • спортивное;
  • индустриальное;
  • интернет-культурное.

Арт-субкультура

Под арт-субкультурой понимают неформальные движения, связанные с творческим самовыражением, хобби. Это и граффити, и андеграундное искусство, и ролевые игры, и аниме.

Граффити - самый узнаваемый вид арт-субкультуры. Под ним понимают надписи и рисунки на стенах зданий, подъездов, станций метрополитена. Современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке.

Многие уличные художники в своих работах отражают острые социальные или политические темы, кто-то создает настоящие шедевры на стенах домов, а популярные в последние годы 3D-картины на улицах городов поражают своей реалистичностью.

Граффити как вид субкультуры довольно популярен среди российской молодежи. В середине двухтысячных в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль этого направления.

Ролевики - жители двух миров

Ролевики или исторические реконструкторы - еще одно направление арт-субкультуры.

В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.

Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.

Отдельным направлением ролевого движения являются толкинисты - фанаты Дж.Р. Толкина. Участники этой субкультуры перевоплощаются в персонажей его книг: эльфов, орков, гномов, хоббитов, разыгрывая сюжеты из вселенной, придуманной писателем.

В обычной жизни участники ролевого движения могут и не выделяться из толпы, но многие предпочитают необычные украшения и одежду, стилистически приближенную к костюмам персонажа, многие заводят аккаунты в социальных сетях от имени своего героя.

Ролевые игры - вид эскапизма, способ уйти от реальности. Для кого-то это отдых от повседневной рутины, для кого-то - альтернативная и более предпочтительная реальность. Среди ролевиков можно встретить и подростков, и людей старше.

Анимешники и косплееры

Еще один вид субкультуры молодежи - отаку. В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.

Косплей - перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Представителей этого вида субкультуры можно узнать по ярким волосам, атрибутике с любимыми персонажами. Но опять же, далеко не все копируют внешний вид любимых героев в повседневной жизни.

Для движения отаку в России характерен специфический сленг, основанный на употреблении слов японского языка. Это могут быть как расхожие фразы - «аригато» - «спасибо», «сайонара» - «до свидания», так и специфичные: «каваий»- «мило», «прелестно», или «ня» - выражающее огромный спектр эмоций.

Возрастной состав анимешников разнообразный - это и 15-летние подростки, и люди 20-30 лет.

Музыкальные субкультуры

В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века - рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.

В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.

Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

Панки - анархисты, бросающие вызов общественным устоям

В середине 70-х годов XX века зародилось панк-движение. Его участники противопоставляли себя обществу, выражали недовольство политическим строем.

Флагманы панк-рока - Sex Pistols, The Stooges (Игги Поп), Ramones. Для музыки характерно грязное гитарное звучание, провокационные тексты и эпатажное, на грани и даже за гранью приличия поведение музыкантов на сцене.

Игги Поп - один из ярких представителей панк-сцены - во многом заложил манеру поведения музыкантов этого жанра.

Панк как субкультура декларирует полную личную свободу, отказ от общепринятых правил, стремление полагаться на собственные силы и не поддаваться влиянию.

Нигилизм, нонконформизм и эпатаж - черты, определяющие представителей панк-движения.

Узнать панка можно по рваным джинсам, обилию металлических украшений, булавок, заклепок, цепей, волосам, окрашенным в яркий цвет, ирокезу или выбритым вискам, кожаной куртке-косухе.

Несмотря на то что панк-движение зародилось в далекие 70-е, оно остается актуальным и в современных реалиях. Протест против социальной несправедливости, призыв к личной свободе - то, что делает панк востребованным у молодежи.

Готика - эстетизация смерти

В 80-х годах XX века на волне пост-панка появляется новое музыкальное направление - готик-рок. Оно дает начало и новому виду субкультуры.

Готы не так яро протестуют против социальной несправедливости, они уходят от несовершенного мира, погружаясь в мистическую романтику и эстетизацию смерти. Их можно сравнить с приверженцами декаданса литературно-художественного направления на рубеже XIX-XX веков.

Меланхоличные, одетые, как правило, во все черное, готы видят прекрасное там, где обыватели его не замечают. Кладбища и старинные соборы, гротескная, наполненная мистическим смыслом графика, стихи, воспевающие упадок, триллеры и фильмы в жанре хоррор - неполный список увлечений представителей этого вида субкультуры.

Готы отличаются утонченным вкусом и высоким уровнем эстетических потребностей. Их можно назвать снобами в рок-музыке.

Черная одежда викторианской эпохи или более современные луки из латекса и кожи, макияж, основа которого - выбеленное лицо, на котором ярко выделяются накрашенные черным глаза и губы, - отличительные черты гота.

Готик-рок претерпевал изменения, разветвляясь на несколько направлений, так и вся субкультура менялась и расширялась вместе с музыкальным жанром. От классических The Sisters Of Mercy, Bauhaus, The Cure к London After Midnight, Dead Can Dance, Clan of Xymox, Lacrimosa.

В таких странах, как Великобритания, Германия, США, в странах Латинской Америки готика сохраняет популярность на протяжении нескольких десятилетий, в России пик популярности этой субкультуры пришелся на 2007-2012 годы.

Индустриальные субкультуры

Индустриальная субкультура, виды и их характеристики ее рассмотрены ниже.

К индустриальным субкультурам относят:

  • диггеров;
  • сталкеров.

Диггеры - исследователи подземных военных или гражданских сооружений, заброшенных или действующих. Это могут быть как бомбоубежища, так и заброшенные бункеры, недоступные для пассажиров станции метро.

Для этой субкультуры характерен свой собственный сленг, понять который непосвященному будет сложно.

Сталкеры предпочитают исследовать всевозможные заброшенные объекты как гражданские, так и военные, города-призраки. Объектом их интереса могут стать и действующие промзоны, которые закрыты для посещения граждан.

Сталкеров привлекают индустриальные пейзажи, особая атмосфера заброшенных сооружений. Многие совмещают увлечение сталкингом с фотографией или графическим изобразительным искусством.

Представителей этой субкультуры отличает особая скрытность, большинство не афиширует точные координаты объектов, которые посещают, стараются не размещать личные фото на объектах в сети.

Интернет-субкультура

Распространение интернета привело к появлению таких субкультур, как «падонки» и блогосфера.

Появление такого интернет-явления, как «падонки», связано с сайтом «Удафф.ру». Именно его основатель первым начал продвигать общение в интернете с помощью специально исковерканных, написанных с ошибками слов. Такие выражения, как «аффтар жжот», быстро распространились на просторах Рунета.

Для «падонков» характерно не только нарушение норм русского языка, но и особо циничное отношение ко всему происходящему, высмеивание и обесценивание даже значимых событий.

Блогосфера как направление интернет-субкультуры объединяет людей, ведущих различные блоги. Это могут быть и каналы на «Ютуб», и дневники в ЖЖ, отчасти паблики и сообщества в социальных сетях. Блогеры касаются самых разных тем: кто-то освещает новинки кино и музыки, литературы, кто-то пишет о политике, кто-то ведет бьюти-блог.

Краткий список субкультур

Список видов субкультур, наиболее распространенных в России:

Музыкальные субкультуры:

  • панки;
  • металлисты;
  • готы;
  • рэперы;
  • фолкеры;
  • скинхэды.

Арт-субкультуры:

  • граффити;
  • ролевики;
  • отаку;
  • андеграунд.

Индустриальные субкультуры:

  • диггеры;
  • сталкеры;
  • кибер-готы;
  • риветхеды.

Интернет-субкультуры:

  • «падонки»;
  • блогосфера;
  • демосцена.

Субкультуры позволяют подростку найти единомышленников, лучше разобраться со своим внутренним миром, но в то же время это своего рода бегство от реальности.

С педагогической точки зрения можно выделить несколько оснований для классификации современных субкультур.

Прежде всего, это отношение той или иной молодежной субкультуры к принятым в обществе социальным ценностям. Можно говорить о трех социально-ценностных направленностях молодежных субкультур:

· прокультурные (просоциальные) субкультуры: большинство музыкальных направлений и ролевые игры);

· асоциальные: хиппи, панки, металлисты, эмо;

· контркультурные (антисоциальные): молодежные группировки, близкие к взрослой криминальной субкультуре, скинхеды в их радикальном виде.

Другое основание для классификации – мера включения в образ жизни, деятельность молодого человека. По этому критерию возможно деление молодежных субкультур на поведенческие и деятельностные.

К поведенческим субкультурам относятся те, в которых к основным особенностям (ядру субкультуры) относятся характерные для представителей данных групп стили одежды, внешности, поведения, общения. Для этих общностей подростков, молодежи постоянное занятие какой-либо деятельностью не является важным групповым признаком (например, готы, эмо, хипстеры).

К деятельностным субкультурам можно отнести молодежные общности, в которых основной особенностью является увлечение специфическими молодежными видами деятельности, требующими в той или иной мере индивидуальной активности (например, ролевики, паркурщики, граффитисты).

Сами современные молодежные виды деятельности, носящие в той или иной мере субкультурный характер, можно условно разделить на спортивные, арт-деятельности и игры.

Спортивные виды деятельности:

· паркур – кросс с естественными препятствиями в условиях населенного пункта;

· маунтбейк – прыжки и «акробатические» упражнения на специальных («горных») велосипедах;

· фрисби – кидание пластмассового диска;

· сокс (футбэг) – игры с небольшими мячами, набитыми песком;

· скейтбординг – упражнения на доске с роликами;

· сноубординг – упражнения на доске на снежном склоне.

Арт-деятельности:

· стрит-данс – танцевальные стили, развивающие традиции брейкданса;

· файер-шоу – жонглирование светящимися предметами, в том числе огнем;

· граффити – рисование на зданиях, заборах и т.п. в специфической изобразительной технике.

Игры:

· ролевые игры – ролевое разыгрывание группой людей ситуаций по мотивам содержания книги (или фильма) в форме спонтанных действий игроков-персонажей, соответствующих исходному сюжету;

· историческоереконструирование – ролевые игры, в которых разыгрываются на местности исторические события;

· городское ориентирование (энкаунтты, фотокросс, дозоры и т.п.) – игры в форме соревнования команд по ориентированию в реальной сельской или городской среде с выполнением по ходу маршрута заданий;

· компьютерные online-игры.

Но повторимся: участие в этих видах деятельности необязательно означает принадлежность юноши или девушки к той или иной субкультуре, нередко деятельность остается только деятельностью.

Почему субкультуры так увлекают молодежь?

На личностном уровне юношеская субкультура – это способ компенсации негативного отношения к себе, недостаточного самоуважения, непринятия образа собственного тела и стиля поведения. Факт вхождения в субкультурную группу позволяет преувеличить свою непохожесть, придать себе ореол исключительности, особенности.

Можно говорить о трех группах вероятных последствий, тенденций влияния юношеской субкультуры на социализацию молодого человека:

· позитивная тенденция проявляется в освоении социальных ролей в группе, социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации (в специфических субкультурных формах), социальных пробах и социальном экспериментировании;

· социально-негативная тенденция обнаруживается в приобщении к криминальной или экстремистским субкультурам, алкоголю и наркотикам;

· индивидуально-негативная тенденция проявляется в избегании социального и культурного самоопределения, самооправдании инфантилизма, бегстве от социальной реальности.

Определить, какие тенденции преобладают в конкретной субкультуре и тем более в жизни конкретного молодого человека, очень непросто.

Музыкальные:

Главная цель таких молодёжных организаций – прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Самыми распространёнными группами, играющими рок-музыку, являются «Кисс», «АйронМейден», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные – «Ария», «Кино» и т.д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.

Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ.break - dance- особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование-в одном из значений брейк означает “изломанный танец” или “танец на мостовой”. Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.



Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.

В тот же раздел попадают и битломаны – течение, в рядах которого когда-то стаяли многие из родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам – Полу Маккартни и Джону Ленону.

Эмо – сокращение от «эмоциональный» – термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик – отличительные особенности этого стиля.

Сегодня этот стиль музыки подразделяется на: эмокор, эмо-рок, кибер-эмо, панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокорхардкор-сан-диего и др. Поклонники эмо-музыки, выделяемые в особую субкультуру, называются эмокидами. Понятие эмо очень распространено среди современной молодежи. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у этих ребят есть другие способы выразить себя. Через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни.

Ролевики. Ролевые игры – заметное явление в современной молодежной субкультуре. Не имея особых возможностей повлиять на быстро меняющийся реальный мир, многие молодые люди хотят сконструировать мир вымышленный – и поверить в него.

Ролевики – неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкиенистов, а также хардболистов и страйкболистов. Ролевое движение выделяют как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература и другие характерные элементы единой культуры.

Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е гг. на базе Клубов Любителей Фантастики. Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты – кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

Ролевые игры особенно тесно ассоциированы с толкиенистами. В молодежной культуре 90-х гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов – Профессор) – автор «Властелина колец», «Сильмариллиона» и других произведений, относящихся к жанру «фэнтези» – сказочной фантастики.

Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира.

В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. Они проводят «полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые вселенной Толкиена. С 1990-х гг. проводятся всероссийские игры и несколько региональных – очень популярны ежегодные «Хоббитские игры».

Самый известный в России конвент ролевиков – Зиланткон (от татарского Зилант – мифический дракон, изображённый на гербе города Казани), проводящийся ежегодно в ноябре в Казани.

У российских толкинистов богатый разнообразный фольклор, который регулярно пополняется стараниями членов субкультуры. Сюда входят и тематические песни, и анекдоты, и фанфики, ставшие популярными настолько, чтобы пересказываться в устной форме. Кроме придумывания шуток и написания песен и фанфиков, многие толкиенисты уделяют внимание и время рисованию фанарта или созданию предметов «бытовой культуры Средиземья». В некоторых группах со временем устанавливаются каноны «культуры Средиземья», дополняющие описанные Толкиеном.

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые – в средневековых нарядах. Весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон – от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут – меч – деревянный или текстолитовый – не пустое украшение.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы – менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие – с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Спортивные:

Ведущие представители данного течения – знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, например - спартаковские болельщики. Входящие в них молодежь, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т.д.

Спортивные фанаты имеют шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами “своих” клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.

Байкеры. Первых байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson». Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х гг. ХХ в. в США. В 40-х гг. ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны.

Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х гг., другой – уже в 90-е гг. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и не конфликтны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок – «Ангелы ночи», «Ночные волки».

Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокеры. Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты – мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.

Паркур – это экстремальный вид спорта, основанный на выполнении опасных трюков без всякой страховки. Это и лазание по зданиям, и прыжки с большой высоты. Но сами трейсеры считают своё занятие не столько спортом, сколько стилем жизни и философией. Название parkour пришло из конного спорта и переводится с французского как «полоса препятствий».А слово «трейсинг» произошло от французского traceur – человек, прокладывающий новые пути. Лозунг паркура: «Нет границ, есть только препятствия». Основатель паркура – Давид Белль.

Экстремалы – те, кто любят жизнь как никто другой, но готовы рисковать снова и снова ради незабываемого чувства свободы. Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х гг. XX в., постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание и т. д. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом. Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. Роллеры любят соревноваться. В России роллеры-одиночки появились вначале 90-х гг. Историческая реконструкция – довольно молодой вид молодёжного досуга. В России он появился вначале 90-х гг. и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В нашей стране существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры. Фестивали и массовые постановки сражений проводятся, в основном, клубами исторического фехтования и реконструкции при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы за границей). Историческая реконструкция – это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нем, с помощью современных методов исторической науки.

Философские

Интерес к философии – один из весьма распространенных вопросов в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.

Выделяются среди них хиппи . Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда - крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль “Битлз” и особенно его песня “Земляничные поля навсегда”. Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе – вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».

Новое поколение тех, кто разделяет философские поиски хиппи, часто именует себя “системой” (системные ребята, пиплз, пиплы). “Система” - это не имеющая чёткой структуры неформальная организация, в которую входят люди, разделяющие цели “обновления человеческих отношений” через добро, терпимость, любовь к ближнему.

Хиппи делятся на «старую волну» и «пионеров». Если старые хиппи (их ещё называют олдовые) в основном проповедовали идеи социальной пассивности и невмешательства в общественные дела, то новое поколение склонно к достаточно активной социальной деятельности. Внешне они стараются иметь «христианский» облик, походить на Христа: ходят по улицам босиком, носят очень длинные волосы, подолгу не бывают дома, ночуют под открытым небом.

Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека. Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души. Красота и свобода тождественны, их реализация - чисто духовная проблема; все, кто разделяет сказанное, образует духовное сообщество; духовное сообщество - идеальная форма общежития. Помимо христианских идей. Среди «философствующих» неформалов распространены также буддистские, даосистские и иные древневосточные религиозно - философские учения.

Близки по многим параметрам к хиппи - растаманы . Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста - движения – марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке).

Политические.

В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.

Среди политически активных молодёжных группировок выделяются пацифисты, нацисты (или скинхэды), панки и другие.

Пацифисты одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

Панки – относятся достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определённую политическую окраску. По возрасту панки - преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. Они используют шокирующие предметы в качестве украшений. Это могут быть цепочки, булавки, лезвие бритвы.

Готика зародилась в конце 70-х годов ХХ вв. Цветом одежды и волос был черный (с вставками белого и красного) и серебряными украшениями. Вначале готами называли поклонников музыкальных готических групп. Постепенно готы приобрели собственный стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

Современный имидж довольно сложен и разнообразен, он включает в себя одежду, обувь, украшения, аксессуары, сделанную своими руками прическу. Достаточно широко представлена оккультная символика – пентаграммы, восьмиконечные звезды (символы хаоса), символы смерти.

У готов сформировался свой оригинальный стиль грима и маникюра. С помощью грима или пудры лицу придается мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Черный цвет доминирует, но допустимы и другие цвета.

Художественная

Граффити. Слово граффити – итальянское, и переводится на русский язык как «нацарапанный». Под это определение подходит почти все, что угодно, начиная с наскальных рисунков, но под этим термином принято обозначать рисунки на стенах домов, в метро – при помощи баллончиков с краской, изредка – маркеров, в основном выдержанное в одном и том же стиле. Так называемых уличных художников зовут райтеры, граффиттеры или графферы.

Граффити впервые появилось в Америке в конце шестидесятых годов, как часть уличной культуры. Все это началось с обыкновенных тэгов. Tag – дословно переводится как «отметка». В Нью-Йоркском метро, оставляли вот эти тэги для того чтобы обозначить свое присутствие здесь. На сегодняшний день то же самое происходит в Московском метрополитене, но настоящие граффиттеры это всячески осуждают.

Из Америки вид этого искусства начал распространяться повсюду. Таким образом культура вышла из-под земли на улицы. Теперь тэги, строки песен, политические лозунги, слоганы и другие надписи стали в огромном количестве появляться на улицах больших городов...

Райтеры старались развивать свое мастерство, объединялись в различные группировки. Так же как и у любого искусства у графферов есть свои личные стили «письма». Еще райтеры рисуют разных персонажей – как своих, как и из мультфильмов и комиксов.

Так же появились и стали развиваться разные стили, появилась целая прослойка общества со своими неписаными правилами, законами, боевыми отрядами. Можно сказать, что так образовалась субкультура.