Приемы сатирического изображения в повести шемякин суд. Сатирическая и психологическая гипербола

С 19 февраля по 19 ноября 2018 года государственное казённое учреждение Краснодарского края «Управление особо охраняемыми природными территориями Краснодарского края » при поддержке министерства природных ресурсов Краснодарского края и Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко проводит фотоконкурс «Природа в объективе ».

Конкурс посвящен сохранению природы Краснодарского края и воспитанию бережного отношения к окружающей среде через искусство фотографии.

Конкурс направлен на привлечение внимания к удивительной, разнообразной природе Краснодарского края с помощью документальных фотоснимков, выполненных как фотолюбителями, так и профессионалами в области фотографии.

Объекты дикой флоры и фауны должны быть сняты в естественных условиях и только на территории особо охраняемых природных территориях Краснодарского края.

Человек на снимке присутствовать не должен.

Приглашаем всех желающих принять участие!

Адрес оргкомитета: г. Краснодар, ул. Северная, 275/1, каб. 206.

1. Общие положения

1.4. Для координации работы фотоконкурса создан Организационный комитет. В функции Оргкомитета входит: утверждение состава конкурсной комиссии фотоконкурса, проведение информационной кампании, организация вручения наград победителям фотоконкурса.

1.5. Адрес оргкомитета: Краснодар, ул. Северная 275/1, каб. 206 e-mail: [email protected] ; контактный телефон: 8(861) 210–55–59- по любым вопросам о конкурсе.

2. Условия участия в фотоконкурсе

2.1. В фотоконкурсе могут принимать участие все желающие, независимо от возраста, пола, места проживания, рода занятий и увлечений, в том числе профессиональные и непрофессиональные фотографы.

2.2. На фотоконкурс принимаются фотоработы любого жанра по теме «Природа в объективе » сделанные на особо охраняемых природных территориях Краснодарского края. Список охраняемых территорий размещен на сайте ГКУ КК «Управление ООПТ » (http://www.uooptkk.ru/ .)

2.3. Фотоработы должны быть в формате JPG или TIFF, с сохранением данных EXIF, с размером изображения – не менее 2074 пикселей по большей стороне, файлом не более 20 мб. Рекомендуется сохранять оригинальные параметры изображения, которые были получены с камеры. Не допускается внесение в изображение изменений или элементов, меняющих суть фотодокумента (фотомонтаж).

2.4. Конкурсные работы (фотографии) принимаются посредством:

Ссылки на скачивание фоторабот, и сопроводительной заявки (Приложение 1), по электронному адресу: [email protected]

На электронных носителях и дисках (CD-R, DVD-R, DVD+R).

2.5. Конкурсная фоторабота должна содержать название памятника природы, на котором выполнена фоторабота. Например: «Лесопарк Кадош ».

2.6. Количество работ, представленных на фотоконкурс одним участником - не более 5 фотографий.

2.7. Фотографии могут быть отклонены от участия в фотоконкурсе по следующим причинам:

Фотографии не соответствуют теме Конкурса;

Фотографии выполнены не на ООПТ;

Использование в фотоработе изображения людей;

Не соблюдён формат файла, указанный в положении;

Низкое художественное или техническое качество фотографий;

Отсутствие сопроводительной заявки.

3. Порядок проведения фотоконкурса

3.1. Прием конкурсных работ производится в период

3.2. Оценка представленных на фотоконкурс работ осуществляется экспертной комиссией по окончании приема работ.

3.3. При оценке представленных фотографий учитываются следующие критерии:

Оригинальность композиционного решения (найдена оригинальная форма представления темы);

Общее восприятие;

Оригинальность идеи и содержания работы;

Качество изображения (четкость, ясность изображения).

Соответствие теме фотоконкурса.

3.4. Печать и оформление работ отобранных для экспозиции осуществляет автор (участник Конкурса). По окончанию выставки фотоработы участников будут возвращены авторам.

3.5. Итоги конкурса оформляются соответствующим решением Жюри конкурса и публикуются на сайте ГКУ КК «Управление ООПТ ».

4. Награждение победителей

4.1. Участники конкурса представившие 10 лучших работ (по мнению экспертного жюри), будут награждены дипломами и ценными подарками от ГКУ КК «Управление ООПТ КК ».

4.2. Наиболее интересные и соответствующие тематике конкурса работы примут участие в выставке в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А.Коваленко.

5. Право интеллектуальной собственности

5.1. Принимая участие в Фотоконкурсе, участник предоставляет Организатору право на распространение фотографий, (копирование, выставочные, публичные показы) в том числе, размещение в сети Интернет.

6. Обязанности сторон

6.1. Организатор обязуется:

Контролировать и координировать проведение фотоконкурса;

Подвести итоги и наградить победителей конкурса;

Распространить информацию о конкурсе и его итогах.

6.2. Участник гарантирует:

Соблюдение законодательства Российской Федерации, правил Фотоконкурса, описанных в настоящем Положении, этичное отношение к окружающей среде;

Что фотография выполнена на особо охраняемой природной территории Краснодарского края.

Приложение 1.

Заявка на участие в фотоконкурсе «Природа в объективе »

Отчество:

Электронный адрес, контактный телефон:

Характеристики фотокамеры:

Место и дата съемки (может быть привязана к карте).

Дата заполнения заявки:

Государственное казенное учреждение «Управление особо охраняемыми природными территориями», при поддержке министерства природных ресурсов Краснодарского края и Краснодарского краевого художественного музея им.
28.02.2018 Ейск Гид Писателями, поэтами, драматургами и создано множество ярких сатирических произведений, в которых силой художественного слова высмеиваются социальные и нравственные пороки, мешающие нормальному развитию жизни. Обличение зла и несправедливости средствами искусства - древнейшая традиция, человечеством на этом пути накоплен огромный опыт.
Сделать смешным дурное и плохое - значит обесценить, снизить его, побудить в людях желание избавиться от отрицательных черт. Сатирическая литература, как никакая другая, обладает сильным воспитательным воздействием, хотя, конечно, далеко не всем нравится узнавать себя в героях сатирической комедии или басни. Всякое сатирическое произведение: басня, комедия, сказка, роман, - обладает рядом специфических особенностей, которые присущи только им. Во-первых, это очень большая степень условности изображаемого, пропорции реального мира в сатирическом произведении смещены и искажены, сатирик сознательно сосредоточен только на отрицательных сторонах действительности, которые предстают в произведении в гипертрофированном, часто фантастическом, виде. Помните признание Гоголя о том, что в «Ревизоре» писатель «хотел собрать все дурное в России и разом посмеяться над всем». Но это, по признанию писателя, «видный миру смех» сквозь «незримые, неведомые ему слезы», сатирик оплакивает погибший идеал человека в своих карикатурных, часто отталкивающих героях. Сатирический писатель должен обладать особым талантом создания комического, т.е. смешного, в литературном произведении. Это разнообразные комические сюжетные коллизии, алогичные, абсурдные ситуации, использование говорящих имен и фамилий и др. Наиболее важными художественными приемами, позволяющими создать сатирические образы, являются следующие (см. схему 6).


Ирония (eironeia греч., насмешка, притворство) - прием осмеяния, когда прямой и скрытый смысл сказанного противоречат друг другу, когда под маской мнимой серьезности скрывается колкая, язвительная насмешка.
Градоначальник Бородавкин «предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною».
М. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
Диалоги героев, в которых используется ирония, - также распространенный прием в сатирических произведениях, комический эффект возникает потому, что один из героев не чувствует иронического подтекста.
Сарказм (sakasmos греч. буквально рву мясо) - язвительная, жестокая насмешка, высказанная прямо, без
полунамеков.
Угрюм-Бурчеев - один из градоначальников в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина - описан исключительно в саркастических тонах:
«Перед глазами зрителя восстает чистейший тип идиота, принявшего какое-то мрачное решение и давшего себе клятву привести его в исполнение».
«Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами».
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Гипербола - преувеличение, яркий и, пожалуй, один из важнейших сатирических приемов, поскольку преувеличение, утрирование отрицательных черт, является законом сатирического изображения действительности, не случайно В. Маяковский называл сатиру «взглядом на мир сквозь увеличительное стекло».
Гипербола может быть словесной («пренеприятное известие»), однако чаще встречается развернутая гипербола, когда нагнетание множества схожих деталей преувеличивает какую-то черту до абсурда.
По законам гиперболизации часто строятся целые эпизоды, например, знаменитая «сцена вранья» из «Ревизора», когда Хлестаков за десяток минут из мелкого чиновника произвел себя в директора департамента, у которого в подчинении «курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе тридцать пять тысяч одних курьеров!»
Гипербола часто совмещается с гротеском и фантастикой.
Фантастика (phantastike греч. способность к воображению) - изображение абсолютно невозможных, алогичных, невероятных ситуаций и героев.
В сатирических произведениях фантастика очень часто используется вместе с гротеском и гиперболой, часто их невозможно разделить, как, например, в стихотворении В. Маяковского «Прозаседавшиеся»: «Вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая?!».
Гротеск (grotesque фр. причудливый, затейливый) - самый сложный сатирический прием, который заключается в неожиданном, на первый взгляд невозможном сочетании высокого и низкого, смешного и ужасного, прекрасного и безобразного.
В гротеске присутствуют элементы фантастики и преувеличения, поэтому в нем заключается очень сильный импульс эмоционально-психологического воздействия на читателя, гротеск поражает, будоражит воображение, призывая посмотреть на действительность с новой, часто парадоксальной точки зрения. К гротеску особенно часто прибегали в своем творчестве М.Е. Салтыков-Щедрин и М.А. Булгаков.
Иногда на гротескной ситуации может строиться сюжет всего произведения (повесть М. Булгакова «Собачье сердце»).

ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ - произведение демократической литературы XVII в. , представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках.

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню) . Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул - мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Мотив обмана камнем на суде, используемый русским автором для создания сатирического произведения на основе сказочного сюжета, бытует в мировом фольклоре, органично включаясь в сказки, различные по сюжету. В XVI в. польским писателем Николаем Реем из Нагловиц была сделана литературная обработка мотива.

П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом. Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д. Русские народные картинки. - СПб. , 1881.- Кн. 1.- С. 189-192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.) . На протяжении XVIII-XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П. ; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести - “Шемякин суд” - стало народной поговоркой.

Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве.

Сочувствие вызывают герои повести «Шемякин суд» поп и «житель града», у которого погиб отец. Они потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи.

Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.

Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до того времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земледельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.

Гипербола - художественный приём, основанный на преувеличении; используется в повести для того, чтобы показать, насколько несправедлива судебная система. Пример: «Решил себя смерти предать и бросился с мосту в ров... Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти...». Если ребенка попа он еще мог задавить до смерти (к примеру, ребенок был грудным), то старика убить, упав с моста, да еще самому остаться в здравии - невозможно. Это сильное преувеличение. Гиперболами можно назвать вырывание хвоста у лошади, беспрестанное совершение бедняком непредумышленных убийств, вероятность которых даже поодиночке практически равна нулю.

Гротеск - прием, характеризующийся применением фантастических образов, а также обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Пример: «Взял свои дровни, привязал их за хвост лошади». Даже без хомута можно было приладить дровни к лошади. Однако убогий поступил слишком алогично.

Решения Шемяки несовместимы с решением судьи. Поэтому их можно назвать гротескными: предложение ждать, пока у лошади не вырастет новый хвост; предложение повторить ситуацию со смертью отца городского жителя, которого везли в баню, и также спрыгнуть на бедняка, чтобы попытаться убить его; решение заставить бедняка исправить смерть сына попа тем, чтобы жить с попадьёй как с женой до тех пор, пока не родится у них ребёнок взамен убитого.

2. Как раскрывается проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии . Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого "... ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!.."
Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: "... имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена..." Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. "...Золотой болван - все болван..."
Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих?Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его:
- Поди ж дай позавтракать ребенку.
- Он уж и так пять булочек скушал.
- Так тебе жаль шестой, бестия?
Вот какое усердие! извольте смотреть.
"... Митрофанушка, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань..."
Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана - он растет невеждой.
Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучкми. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. "... Не хочу учиться, хочу жениться..."
Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.
В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.
"... Вот злонравия достойные плоды!" Эта реплика Стародума говрит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.
Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия "Недоросль". Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.