I. Общее и особенное в греческой и римской культуре

Период античности вызывает большой интерес как у профессиональных историков, так и у любителей культуры, живописи, архитектуры. Действительно, эти две крупнейшие цивилизации древности дали миру множество открытий, изобретений, достижений практически во всех областях человеческой деятельности.

Древний Рим и Древняя Греция объединены в историографии под общим названием Античная эпоха, Античность. Эти слова подчеркивают общность социально-экономического развития, художественной культуры, мировосприятия древними греками и римлянами, при этом римляне становятся преемниками великой греческой цивилизации и во многом ее тиражируют. Но уже со свойственными им чертами. В основе этих явлений лежит экономическая структура, которая базировалась на рабовладельческом способе производства. Именно рабы со всего мира были ядром экономического развития и благосостояния этих государственных образований. История Древней Греции и Рима изобилует проявлениями открытого неповиновения рабов, самыми известными из которых были бунт илотов в Спарте и в Риме, которые были подавлены. Но их источником стала жестокость и абсолютное безразличие к рабам, которых просто не воспринимали как людей, при этом такой взгляд был распространен как среди знати, так и среди свободного населения.

Однако цивилизация Древней Греции и Рима не ограничивается рабовладением. Греки являются первооткрывателями многих политических явлений: бесспорно, самым известным является народовластие. Не только народовластие вышло из среды греческой цивилизации, но и принцип разделения властей, хотя и очень примитивный и усовершенствованный римлянами, которые, чтобы избежать произвола, ограничивали сферу деятельности преторов и квесторов, а сенаторы даже могли противостоять императору. Многие из этих принципов легли в основу европейских политических моделей. Древний Рим и Древняя Греция дали миру олимпийские игры, которые впервые были проведены в городе Олимпия в 776 году до н. э. Знаменитое римское право, состоящее из множества разделов и предельно четко разработанное, легло в основу законодательств многих стран мира.

Но истинным достоянием Античности является богатейшая культура, которая в большом объеме дошла до нас. Древний Рим и Древняя Греция явили планете таких известных людей, как Аристотель, Архимед, Фукидид, Гомер. Их произведения и открытия в корне изменили философские взгляды, обогатили средневековую литературу. Произведения Цицерона, Вергилия являются классикой изящной словесности. Цельс и Гален - основоположники многих медицинских открытий. Со времен Античности сохранились потрясающие по свое монументальности, мастерству архитектурные памятники. Парфенон, храм Артемиды, являются классикой архитектуры. Римляне переняли и усовершенствовали методы и технику возведения сооружений, и все это выразилось в Колизее, термах Каракаллы, и храмах. Этот греко-римский стиль архитектуры получил впоследствии название классического. Таким образом, можно сказать, что Древний Рим и Древняя Греция - неисчерпаемый источник культуры для всего мира.

В мировой цивилизации место, занимаемое культурой Древней Греции и Рима, называемой «искусством античного мира», особое. Антик - означает «древнее, старинное». Культура античного мира лежат в глубине веков, у ее истоков находится цивилизация племен и народов, населявших в III-II тыс. до.н.э. территорию Греции и острова Эгейского моря. Эгейская цивилизация самая ранняя пора древней культуры греческого народа взаимосвязана с искусством. Эгейскую цивилизацию принято называть Крито-Мекенской, потому что во II тыс. до.э. важнейшими центрами эгейской культуры являлись остров Крит и город Микены на полуострове Пелопоннес. Следующий период древнегреческой культуры называется по имени великого Гомера - «гомеровским» (IX-VIII вв. до н.э.). Так он был назван потому, что основным источником, наиболее полных свидетельств об этом периоде, являются созданные в VII в. до н.э. поэмы «Иллиада» и «Одиссея». По словам Платона, слепой певец Гомер стал наставником всего греческого народа, потому что на протяжении всей своей истории древнеэллинские произведения питались от них. Действительно, величие поэм Гомера, наверное, в том, что этот великий человек глубоко чувствовал дыхание своей эпохи. В эпоху Гомера не существовало письменности, древнегреческие письменные памятники берут свое начало в «архаическом» периоде. В гомеровскую эпоху культура переживала и периоды упадка и застоя, но нельзя забывать, что, несмотря на это, именно в этом периоде создались благоприятные условия для развития древнегреческого общества, дальнейшего расцвета культуры. Архаический период греческой культуры охватывает промежуток между 8 и 9 вв. до.н.э. «Архайос» - греческое слово, обозначает древнее. Уже в начале эпохи начинает бурно развиваться культура, особенно материальная. В связи с окончательным распадом родового строя начала формироваться общественно-политическая форма древнего рабовладельческого строя - города - государства - полисы. Греческой религии, как и религиям стран Древнего Востока, свойствен политеизм. Главным богом, отцом богов считается Зевс. Его супруга Гера - богиня неба и покровительница брака. Зевс вручает своим братьям: Посейдону - власть над морем, Аиду - подземное царство. По преданию, богиня любви и красоты Афродита родилась из морской пены. Одна из главных богинь Древней Греции - покровительница флоры и фауны Артемида. Известный как одно из чудес света, храм Артемиды был построен в ее честь. Афина - богиня мудрости, под ее эгидой люди стремились к познанию, занимались ремеслами, она научила женщин ткачеству. Гелиос - бог солнца, Ника (Виктория) - богиня победы, Арес - бог войны, Дионис - бог вина, Гермес - бог торговли и т. д.К середине V в. город Афины стал самым крупным культурным центром Древней Греции. Талантливые скульпторы, мастера и специалисты по строительству, собиравшиеся из разных уголков Греции, внесли огромный вклад в превращение Афин в замечательный образец строительного и скульптурного искусства своего времени. Подобный расцвет в сфере искусства тесно связан с именами афинского стратега Перикла и его лучшего друга, ваятеля Фидия. Вершина античного архитектурного искусства, признанный еще в древности самым замечательным образцом дорического стиля, Парфенонский дворец. Созданные Фидием скульптуры, стоявшие в этом великолепном сооружении, -истинные сокровища красоты, правдивые свидетельства высочайших духовных порывов человека. Самобытная архаическая культура проложила широкую дорогу новому периоду в истории Эллады, сыгравшему особую роль в эпохе расцвета классики, который называется периодом классической культуры Греции(V-IVвв. до н.э.).

Хронологические рамки существования Римской цивилизации уникальны тем, что период ее существования могу назвать не только с точностью до столетия и даже до года, но и даже с точность до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н.э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул, варварским вождем Адаакром, это произошло 23 августа 476 года н.э. Таким образом Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода - царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период римской империи 1 в. до н.э. - 5 в. н.э. Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э. - 284 г. н.э. и доминиата - 284-476 гг. н.э. Римская цивилизация по типу сходна с греческой, как тоже земледельческая, морская и торговая. Но море у берегов Италии - более бурное, гавани - похуже, чем в Греции. Греки колонизовали отдаленные земли, путешествуя по отдельности из каждого полиса. И они не завоевывали других стран, а именно поселялись в них, торгуя и взаимодействуя с местным населением. В становлении развитии Рима важную роль другое - войны. Они обеспечивали не только, (это было и у греков), но и зависимость от Рима территорий, включение их в состав римского государства. Хронологические рамки существования Римской цивилизации уникальны тем, что период ее существования могу назвать не только с точностью до столетия и даже до года, но и даже с точность до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н.э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул, варварским вождем Адаакром, это произошло 23 августа 476 года н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода - царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период римской империи 1 в. до н.э. - 5 в. н.э. Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э. - 284 г. н.э. и доминиата - 284-476 гг. н.э.Римская цивилизация по типу сходна с греческой, как тоже земледельческая, морская и торговая. Но море у берегов Италии - более бурное, гавани - похуже, чем в Греции. Греки колонизовали отдаленные земли, путешествуя по отдельности из каждого полиса. И они не завоевывали других стран, а именно поселялись в них, торгуя и взаимодействуя с местным населением. Эстетическая и художественная культура древнеримского природа античности также развивается в условиях активного диалога своего и чужого, взаимопроникновения, заимствований. Заимствуя многое у греков и варваров, Рим и в этой сфере культуры создает ценности, в которых высвечивалось сотворенное до его владычества и, в пределах римского государства, и римлянами и не римлянами. Для мировой культуры оказалось существенным то, что Рим, как бы принявший культурную эстафету от Греции, именно Рим, прежде всего и передавал ее дальше - на Восток и в средневековую, возрожденческую и после возрожденческую Европу. Античное воздействие на развитие европейского классицизма, например, шло в гораздо большей мере от Рима, чем от Греции. С древнегреческой скульптурой Европа познакомилась через римские копии греческих скульптурных памятников. Римляне очень хорошо овладевали тем, что «наработала» в сфере художественной деятельности Греция. И греческими архитектурными ордерами, и жанрами, и приемами литературного творчества. Но, во-первых, из богатейшего арсенала художественной древнегреческой культуры римляне брали в основном то, что соответствовало настрою и вкусам римского общества в каждый период его развития. Во-вторых, римляне превзошли греков в ряде цивилизационно-технических достижений. Так, в строительстве -архитектуре применение обожженного кирпича и так называемого римского бетона дало им возможность строить сложные сооружения, возводить своды и купола больших объектов. Техника обработки мрамора, облицовки мрамором достигла в Риме очень высокого уровня. Все это позволило римлянам создавать грандиозные инженерные и архитектурные сооружения (акведуки, цирки, дворцы, особняки, бани-термы). И эти сооружения, помимо всего прочего, выражали идею величия Рима, особенного императорского. В скульптуре для этого наиболее подходили величественный стиль Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета, греческих скульпторов, на которых стали ориентироваться скульпторы римские. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в статуях, в частности портретных, сказывалась особенность художественной римской культуры, - нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя. К концу империи, правда, и величественность сооружений и реалистичность скульптурных портретов - как бы смазываются. Кризисные явления в жизни вызывают в изобразительном искусстве тяготение к помпезности, эклектичности и повышенной, порой безвкусной, декоративности. Наряду с изобразительным искусством, в Риме мощно, хотя и сравнительно поздно, развивается литература. В ІІІ в. до н.э. появляются первые известные поэты и римский театр. Театр в Риме, как в Греции, был связан с культовыми действами. Это был один из видов «игр» во время празднеств. Но если в Греции появились великие трагики и социально заряженные комедиографы (Аристофан, Меандр), то в Риме явное преимущество имела комедия, которая начинает ориентироваться на буффонаду, комизм бытовых ситуаций, комедию интриги. Такие римские комедиографы как Плавт и Теренций, заимствуя некоторые сюжеты и приемы у греческих драматургов, осмеивали жажду накопления, ростовщичество. Они, во всяком случае, Плавт, стремились и умели возбуждать смех и создавать яркие гротескные типажи. Римская проза в ее становлении оказалась существенно связанной с ораторским искусством, красноречием и историческими сочинениями (Цицерон, Цезарь, Тит Ливий, позже Тацит, и др.). В сравнении с греческой поэзией римская более разнообразна, более разработана в своих приемах, но и более рационализована, порой более нравоучительна. Она вроде бы несколько менее ориентирована на некоторые сферы жизненной практики, не выступает столь откровенно в качестве военной, политической. Она, пожалуй, более направлена на получение от нее чисто художественного наслаждения, рассчитана на успех у читателей, организована для этого, мастерски «выполнена», и в этом случае вполне классична. В целом римское искусство очень богато и разнообразно. Эстетические моменты и в самой жизни и в искусстве видимо ценились римлянами чрезвычайно высоко. Для Рима была характерной все более пышная театрализованность праздников, церемоний, правда, тяготеющая к безвкусице, фальшивому блеску. Римляне уважали и ценили торжественность и спокойную пластичность движений и одеяний, украшали свои жилища мозаиками и росписями. В религии римской, при всех моментах ее своеобразия, было использовано очень много заимствованного. Что-то римляне взяли еще у этрусков и сабинян, что-то с Востока и от других варваров. Но зрелое римское многобожие более всего схоже с древнегреческими верованиями. Верховный бог римлян Юпитер - громовержец стал подобным Зевсу, Марс - Аресу, Юнона - Гере, Венера - Афродите, Вулкан - Гефесту, Артемида - Диан, Меркурий - Гермесу и т.д. Это что касается олимпийской линии греческой религии. Диониссийское же начало проявилось в Риме в культе Вакха - бога живой природы, в честь которого разворачивались известные «вакханалии», веселые разгульные действа с непристойными шутками в состоянии всеобщего опьянения. Наряду со стоицизмом, в Риме постепенно расширяет свое влияние христианство, появившееся в римских провинциях. Ранее христианство, как мировоззрение, оказалось во многом близким к стоицизму. Но стоицизм был все же несколько аристократичным, обращенным к разуму. Христианство же не является философией, это религия, основанная на вере. Оно возникло как массовое явление, распространенное поначалу в низах общества, уже потом захватывая и его верхи. Христианство принесло нечто совершенно необычное в нравственность и привлекло к себе представителей самых разных социальных слоев. Нравственность христианская оказалась одновременно и индивидуализованной, личностной и всечеловеческой. Нравственное совершенство и несовершенство каждого человека и человечества оказались связанными с жизнью потустороннем, истинном бытии. Государственность и политическая жизнь Рима развивались от патриархального царства к республике и от республики - к империи. Хронологически это выглядит примерно так. Период патриархальных царств: VII-V в.в до н. э. Римская республика, возникнув после устранения царской власти, продержалась от V до I в. до н.э. и закончилась диктатурой Суллы и фактической диктатурой Цезаря, убитого Брутом в 44 г. до н. э. С конца I в. до н. э. и до V в. н. э. существовал императорский Рим, частично как бы продолженный далее в Византии.

Характерно, что политика и другие, связанные с ней стороны жизни, в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности, прежде всего путем и с помощью развития правовых отношений. В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизации в движении к так называемому "правовому государству".

Раннее римское право получило свое выражение и оформление в известных, принятых в 450 г. до н. э., законах XII таблиц (хотя до них уже были правовые акты, законы, регулировавшие жизнь в становящейся республике). Эти и последовавшие юридические документы и, главное, действия, имели большое значение. Римскими юристами постепенно все четче оформлялись права собственности, семейно-наследственные права, политические права и обязанности граждан и государства, его органов управления вырабатывались законы по уголовным и иным преступлениям. Основными источниками права становились законы (а не обычаи), эдикты (указы) римских магистратов и решения Сената, которые дополнялись декретами. В императорском Риме неограниченная законодательная власть оказалась у императоров, которые продолжали законотворческую деятельность. В результате сложились кодексы, своды законов, эдиктов и т. д., в которые включалось то, что было принято ранее, и новые юридические акты. Особенно популярным стал кодекс императора Юстиниана (527-565 гг.), послуживший источником рецепций римского права в средневековую и нововременную Европу. Ораторское искусство Древнего Рима связана с именем Цицерона, Марка Тулия, родившегося в 106 - 43 г. до н.э. Цицерон получил превосходное образование и к началу 80-х уже имел на своем счету трактат по ораторскому искусству и несколько выступлений в суде, от которых до нас дошли две речи.

античный древнегреческий древнеримский

Древняя Греция

Религия

При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

Зевс - главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть. Гера - жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.

Посейдон - бог моря, брат Зевса. Афина - богиня мудрости, справедливой войны. Афродита - богиня любви и красоты, рожденная из морской пены. Арес - бог войны. Артемида - богиня охоты. Аполлон - бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.

Гермес - бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида - бога подземного царства. Гефест - бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов. Деметра - богиня плодородия, покровительница земледелия.

Гестия - богиня домашнего очага.

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. Кроме богов существовал культ героев - полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.

Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм - человекоподобие богов.

Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос - абсолютное божество, а античные боги - это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеют детей,? влюбляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги - это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту - гуманизм.

Архитектура

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох. Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка - стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители. Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера - строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля - легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль , или «храм в антах». Состоит он из святилища - целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»). Третий тип - амфипростиль. Это как бы двойной простиль - портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания. Четвертым типом храмов является периптер . Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Афинский акрополь («верхний город») - природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры - около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки. Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов .

Скульптура

В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости.

Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура.

Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совершенства, они грубоваты, статичны. В основном это куросы - мужские фигуры и коры - женские фигуры. Пифагор Регийский (480-450 гг. до н. э.): «Мальчик, вынимающий занозу», «Возничий» Мирон (середина V в. до н. э.): «Дискобол», Поликлет(середина V в. до н. э.), «Дорифор» («Копьеносец»), Фидий (середина V в. до н.э.), скульптура Парфенона, скульптура богини Афины - «Афина Дева»

Литература

Огромным успехом в Древней Греции пользовалась поэзия. Первоначально развивалась ее эпическая форма. В ней наиболее заметна фигура Гомера, автора двух знаменитых поэм «Илиада» и «Одиссея», которые стали каноном поведения и источником знаний, кладезем мудрости. Воспевая подвиг как образ жизни, Гомер заложил основы всей греко-римской поэзии. Эпос, как форма поэтического творчества, на многие века стал носителем высших этических принципов. Позже появлялся дидактическая и лирическая формы. Дидактическая поэзия преследует обучающие и воспитательные цели. Произведения Гесиода «Труды» и «Дни» учат правилам поведения. Уникальным явлением античной поэзии была поэтесса Сапфо, автор любовных стихотворений. Эзоп , основоположник жанра басни в Греции, жил около VI в. до н. э. Его короткие анекдоты, построенные на образах животных, были понятны всем и побуждали к размышлениям о морали.

Театр

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир - это театральная сцена, а люди - актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля - лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм.

Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила пьесы трех великих трагиков древности; Эсхила, Софокла, Еврипида, и комедии Аристофана. В трагедиях рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В их основе лежали древние предания, мифы.

Герои комедий - не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали.

Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность - желтый, хитрость - красный, а гнев - багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой - мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца.Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Эпоха эллинизма

Эпоха эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции . Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохи эллинизма, охватившей период 3-1 вв. до н. э. Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с “варварскими” ценностями культуры. Классицизм воспринимал эллинизм как самое совершенное выражение греческого духа.

Литература и искусство эпохи эллинизма.

Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй.

Объектом изображения эллинистической литературы становится человек как индивидуальность и его внутренний мир.

Появляется новый вид драматургии-новоаттическая комедия. Были популярны и такие жанры, как роман, идиллия, элегия, эпическая поэма.

Эллинистическое искусство глубоко осветило тему человека. Совершенство и гармоничность форм, спокойное величие произведений классического периода уступили место искусству эмоциональному, динамичному, страстному.

Взаимодействие художественных культур Греции и стран Ближнего Востока выразилось в архитектурной и скульптурной гигантомании. Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь своих монархий. В результате в период эллинизма были построены 176 городов, многие из которых носили имена своих основателей. Их планировка обычно отличалась строгой упорядоченностью. Города строились по гипподамовой системе, известной ещё в Греции 5 в. до н. э.: улицы прокладывались под прямыми углами друг к другу, город делился на квадраты-жилые кварталы, выделялась главная площадь-административный и торговый центр. Архитектура стала воздействовать более эмоционально сильным средствами на большее количество людей. В архитектуре восточных районов стали применяться арки и своды. Появились новые типы сооружений-рыночные площади, торговые ряды, портики, сложные архитектурные ансамбли, придававшие новый облик городам. Самым грандиозным архитектурным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса , так же причисленный к «семи чудесам света». В тоже время был построен и гигантский Фаросский маяк, также одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос. Маяк достигал в высоту приблизительно 135 м. на его вершине была установлена бронзовая статуя бога моря Посейдона высотой около 7 м. сам маяк представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного основания и двухъярусной башни, увенчанной фонарём, где постоянно поддерживался огонь. В эпоху эллинизма для скульпторов не существовало жестких эстетических норм, они стремились передать чисто человеческие чувства в лице и фигуре.

Страница 2 из 3

I. Общее и особенное в греческой и римской культуре.

Греческая и римская культуры составляют в совокупности античную культуру, обладающую своей спецификой. Практически во всех ее областях проявляется главная особенность – ориентированность на человека.

Греки и римляне принимают все то, что существует на земле, им не нужны другие миры. Их боги понятны, не внушают мистического ужаса: герои мифов не раз проникали даже в подземное царство и возвращались оттуда невредимыми. Поэтому античной религии свойственно в основном положительное отношение к действительности. Греки более непосредственны, их боги ближе людям. Римляне же более формальны, они стремятся упорядочить отношения с богами: в ответ на поклонение божество должно выполнить просьбу человека. Неудивительно, что в греческой религии преобладает мифотворчество, а в римской – культовая практика.

В Греции и Риме религия не играла самостоятельной политической роли, жречество не сложилось, как это было на Древнем Востоке, в особую замкнутую секту, преследующую свои интересы. В античных государствах жрецы рассматривались как должностные лица, пекущиеся о благе своих сограждан, которое понималось очень широко. Для античной религии характерны отсутствие жесткого догматизма, терпимость: если человек не выступал против государственных культов, он мог верить во что угодно.

Положительное восприятие существующего мира, характерное для греков и римлян, проявилось в их полностью земной культуре, лишенной мистицизма. Несколько упрощенное, отчасти по-детски эгоистическое восприятие жизни сказалось в отношении к рабству: в основном оно считалось само собой разумеющимся, одним из проявлений действительности. Поэтому именно в античных государствах, где существовало классическое рабство, установилась особенно четкая граница между свободным человеком и рабом. Свободный человек считался гражданином полиса, имел права и обязанности. Были права и у рабов, но – другие.

К занятиям, достойным свободного гражданина, причислялись умственная деятельность в сфере литературы, философии, науки, искусства; в практической деятельности – земледелие, война, политика. Но в отличие от римлян греки относили к почетным занятиям и творческую деятельность, недаром сохранилось множество имен греческих архитекторов, скульпторов, художников, а римские нам практически неизвестны.

Такая разница в подходе к создателям прекрасного во многом объяснялась исходным различием в мировосприятии. У римлян с их трезвым взглядом на жизнь даже красота целесообразна. Искусство, как и все остальное, должно выполнять свое назначение – прославлять мощь и величие римского народа или отдельных людей, украшать жизнь; при этом неважно, кто создает необходимые произведения искусства. Задача выполнена – а это главное. Греки, тоже воспринимая мир таким, какой он есть, искренне любовались им, пытались его понять, стремились к гармонии, красоте, совершенству, а людей, способных создавать прекрасное, считали едва ли не равными богам. У них были представления о совершенном идеале. Не случайно в Греции любое изображение стремились приблизиться к нему, а в Риме создавались портреты, абсолютно чуждые идеализации. Любимыми постройками греков были великолепные храмы, а у римлян – здания, выполняющие практические нужды, прославляющие императоров.

Особенности античной культуры (Древняя Греция и Древний Рим)

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности.

Античная культура сыграла значительную роль в истории европейской цивилизации. Однако внутри себя Античность распадается на два культурно-исторических блока: Древняя Греция и Древний Рим, что, тем не менее, позволяет говорить об Античности как определенной целостности.

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Каждая область Греции имела свою особенность ландшафта, свои индивидуальные особенности культуры.

Не представляла собой единства античная Греция и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы -- независимых городов-государств, полисов, чьи рубежи чаще всего определялись природными границами. Различие в культуре полисов проявлялись в языковых диалектах, собственных календарях, монетах, почитаемых богах и уважаемых героях.

Несмотря на региональные и культурные различия античная культура обладала определенной целостностью. Единство выражалось не только в общности интересов и необходимости объединения против общего врага, но и в едином мировосприятии, в характерных особенностях всей античной культуры.

Мировая религия, христианство, приходит с запозданием, когда культура античности переживает свои последние дни. К тому же христианство - это не собственно греческое открытие. Оно заимствуется античностью у Востока.

Другой, не менее важной, особенностью культуры античности, которую демонстрирует Древняя Греция, был более радикальный характер культурного сдвига. Философия, литература, театр, лирическая поэзия, Олимпийские игры появляются впервые, они не имеют предшественников в предыдущих формах духовности.

Греческая керамика поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 г. до н.э. гончары придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 г. до н.э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработки деталей. (Кравченко А.И. Культурология: учеб. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - стр.130).

Древнегреческая цивилизация складывалась как земледельческая, и это роднило ее с речными земледельческими цивилизациями. Древние греки выращивали злаки, разводили оливки, возделывали виноградники. Но они обрабатывали для этого неподатливую почву.

В V в. до н. э. окончательно складываются культурные нормы и идеалы древнегреческого общества. Умеренность в пище и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам, сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды - вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывалось уважение к человеку.

Правильное физическое воспитание с детства способствовало пропорциональному развитию фигуры, что породило культ обнаженного человеческого тела, процветавший в Древней Греции. Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах.

Большую часть дня греки проводили вне дома - в палестрах и гимнасиях (спортивных залах и стадионах). В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх (игра в мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Рабыни несли за хозяйкой зонтик от солнца, рыбы - складной стул.

Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Каждую весну греки праздновали возвращение Диониса, который, по преданию, прибывал в Грецию из заморских стран. Праздники сопровождались играми, соревнованиями хоров. Постепенно для них стали создаваться сценарии. Так в Греции возник новый вид искусства - драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. (Кравченко А.И. Культурология: учеб. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - стр.132).

Греки - народ эстетически развитый. Чувство прекрасного, ощущение пропорциональности, соразмерности присутствовало во всем. Формируя свою цивилизацию - цивилизацию принципиально нового исторического типа по сравнению с цивилизацией египтян - греки учились красиво работать и жить. Без излишеств и восточной роскоши, но скромно и изыскано.

В Древней Греции и Древнем Риме неизбежным стало иное: широкое освоение мореплавания, движение вдаль с развитием торговли, а где-то и разбоя. В Древней Греции не сформировалось большого государства. Там появился целый ряд торговых и военных центров. Цивилизация древних греков (и при всем их своеобразии, - древних римлян) развивалась как морская и торговая, динамичная, открытая для воздействий, впитывающая в себя многое, направленная на открытие и усвоение.

IV век до н. э., век высшего расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой живописи. Именно к этому времени относится замечательное живописное новшество, утраченное впоследствии и как бы заново открытое, возрожденное лишь в Эпоху Возрождения, а именно искусство светотени. Введение светотени имело для развития реалистической живописи огромное значение.

На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности античного мира. Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.

Амфитеатр выполнял функцию сооружения для зрелищ имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. В 75-80 гг. н. э. в Риме был построен знаменитый Колизей, который стал известной памяткой староримской архитектуры. За назначением - это большой амфитеатр (высота 48,5 м) для проведения гладиаторских сражений, цирковых зрелищ.

Так же в Риме строились великолепные здания общественных купален с холодной и горячей водой, комнатами отдыха и гимнастическими залами. Во многих городах возводились дома в 3-6 этажей. Римские бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания, ставшие культурными и общественными центрами.

Значительно улучшалась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. В отличии от греков, складывавших свои здания из каменных плит, римляне возводили здания из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливалась смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в огромный монолит. Бетон, принадлежал к числу важнейших открытий римлян в области инженерной техники, использовался при сооружении не только целых зданий, но и их фрагментов, например арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов архитектуры.

Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального образования, школы грамматики и школы риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств - грамматику, диалектику, риторику, музыку, геометрию, астрономию, а также архитектуру и медицину. В Высшей школе обучали искусству красноречия и философии.

Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция - наука о праве.

В III в. до н. э. под греческим влиянием возникла римская литература. Почтенные историки составляли римские летописи на греческом языке.

Римское театральное искусство в основном шло по пути подражания греческим комедиям, но было построено на материале из жизни римского общества.

Наиболее значительным было влияние греческих традиций в области скульптуры. Римляне копировали образцы. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. В скульптурных мастерских Рима работали в основном греческие мастера.

Только в одном римские художники оказались оригинальными - в создании индивидуальных скульптурных портретов, точно передающих внутренний мир человека.

Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии ряд стадий.

Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразности.