Анатомические работы леонардо да винчи. Вклад в развитие анатомии Леонардо Да Винчи

Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Ему было всего шестьдесят семь лет. Его слава известного художника к этому времени уже распространилась по всей Европе. Однако есть одна сторона его жизни, о которой тогда не было известно общественности. Мало кто знал о том, как сильно интересовала Леонардо да Винчи анатомия. Его научные изыскания в этом направлении практически никому не были знакомы.

Даже в самом непосредственном окружении Леонардо да Винчи анатомия в то время не встречала должного интереса и понимания. Эта ситуация продолжалась вплоть до конца девятнадцатого - начала двадцатого веков. Именно в это время и были тщательнейшим образом изучены открытия Леонардо да Винчи в анатомии. Только после того, как ученые провели тщательный анализ его научных трудов, просмотрели тысячи и тысячи страниц записей великого художника эпохи Возрождения, стало понятно, что его научная деятельность не менее важна, чем искусство.

Неизвестные страницы жизни Леонардо да Винчи

Анатомия, оптика, геология, ботаника, гидродинамика и т. д. - все эти науки занимали в его жизни много места, уступая разве что только живописи. Этот талантливый творец имел репутацию архетипического человека, живущего в эпоху Возрождения - художника, время от времени занимающегося наукой.

Однако для самого Леонардо да Винчи анатомия, как и остальная его научная деятельность, была не менее важна, чем живопись. Последние десять лет он вообще не начинал писать новых картин. С 1508 по 1513 год художник главным образом отдавал себя науке, только время от времени возвращаясь к полотнам, начатым еще в предыдущие годы.

Больше остальных наук

Из всех научных изысканий в это время особенно занимала Леонардо да Винчи анатомия. В течение нескольких лет он активно работал с трупами, аккуратно вскрывая их для более точного понимания человеческого физического строения.

Обладавший выдающимся талантом художника и выразительным письменным стилем Леонардо да Винчи в области анатомии смог создать одно из совершеннейших исследований своего времени. Он даже уже подготовил работу к изданию, однако не успел претворить в жизнь свое намерение. Если бы его книга была издана, то изучение физического строения человека могло бы шагнуть далеко вперед, настолько велик был вклад в развитие анатомии Леонардо да Винчи. К сожалению, после его смерти все созданные этим великим человеком записи и эскизы, оставшиеся среди его личных документов, были на долгих четыреста лет сокрыты от мира.

Многогранность

До сих пор многие таланты этого человека, бесконечно одаренного, для нас остаются загадкой. В юношеские годы он, живя во Флоренции, работал подмастерьем одного из наиболее знаменитых итальянских художников - Леонардо покровительствовало семейство Медичи. Рядом с местом его работы находилась еще одна художественная мастерская - маэстро Антонио дель Поллайоло, автора гравюры "Битва обнаженных". Поллайоло стал одним из первых живописцев эпохи Возрождения, который, занимаясь в анатомическом театре, вплотную изучал человеческую мышечную систему. Летописцы полагают, что именно его полотна и стали первыми уроками для молодого Леонардо да Винчи.

Новый подход к физическому строению человека

Анатомия художниками эпохи Возрождения воспринималась как вспомогательное средство для того, чтобы иметь правильное представление о теле. Именно поэтому они уделяли большое внимание только мышечной системе. Однако ими изучалась, в отличие от Леонардо да Винчи, анатомия кратко, поскольку устройство внутренних органов человека их практически не интересовало. Известно, что и Поллайоло лично производил Однако он тоже больше занимался анатомией мышц, а потому грудная клетка, череп и брюшная полость им не затрагивались.

Первоначальный интерес

Если в самом начале своей научной деятельности и Леонардо да Винчи поступал так же, как Поллайоло, то в последующие годы он постепенно стал рассматривать физическое строение человека не только как приложение к своей любимой живописи или скульптуре.

Вообще, всю жизнь этого великого художника охватывает именно общая анатомия. Его первую рукопись историки относят к 1484-му, а последнюю - к 1515 году. Вероятно, еще во Флоренции Леонардо, впервые побывавший в анатомическом театре, начал делать вскрытия. Первое он произвел в госпитале Санта Мария Нова. Здесь изучением мышечного строения человека занимались и многие другие флорентийские художники, например, Микеланджело.

Для них основным практическим руководством служил научный труд Мондино де Люччи, жившего задолго до Леонардо да Винчи - "Анатомия". Человека вскрывали по его методу многие поколения не только врачей-паталогоанатомов, но и художников, причем в условиях жаркого климата Италии этот процесс осуществлялся в течение нескольких дней.

Считалось, что за первый день необходимо вскрыть живот, затем - грудь, на третий - сердце, а на четвертый - конечности. Изучение головы начиналось с рассечения скальпа, далее производилось открытие черепа, после которого исследовался мозг, а затем - основание черепа. В этот период жизни Леонардо создал свои первые схематические анатомические зарисовки поперечных срезов ног. Осознавая всю сложность проведения вскрытия, Леонардо считал свои наблюдения основой для изучения строения тела человека.

Записи «безумного» гения

Так как практически все труды Леонардо - это дневники, то и записи в них велись своеобразно. Они представляют собой своего рода диалоги, которые автор вел с воображаемым собеседником и где он отстаивает свое мнение, при этом приводя достаточно веские доказательства. Кроме того, в его рукописях содержатся указания Леонардо самому себе, а также рассуждения, которые напрямую можно связывать с философией.

Его интересовали сердце, опорно-двигательный аппарат, скелет и мышцы. Леонардо первому удалось правильно и удивительно точно нарисовать формы и, главное, пропорции всех составляющих костную систему человека. Все предшествующие этому изображения скелета, как правило, были условными, схематичными или весьма примитивными.

Только на основе собственного опыта

Леонардо очень высокое значение придавал опыту, поскольку практически всему обучался самостоятельно. Он, читая книги, затем проверял свою теорию на практике. Этот гениальный творец считал, что все должно быть создано «на основе опыта». Во всех аспектах, которые рассматривал Леонардо да Винчи - ученый, анатомия является первостепенной. При этом практически везде в его записях прослеживается поиск единственно верного ответа. Леонардо, считавший, что истину можно найти, руководствуясь одной только логикой или научными наблюдениями, категорически не признавал «умозрительных» теорий. Поэтому в основу всех своих исследований, в том числе и познания строения человека, он ставил такую фундаментальную науку, как математика.

Ошибки и заблуждения

Знаменитая картина Леонардо да Винчи, на которой изображена человеческая анатомия, по мнению ученых, невероятно точна, правда, с одним исключением, касающимся женской репродуктивной системы. Но это объяснимо, поскольку в эпоху Возрождения проводить вскрытие женских трупов было проблематично.

Несмотря на то что этот итальянский художник изучал анатомию только для того, чтобы более усовершенствовать свои картины, на которых изображены тела людей, ему удалось привлечь больше внимания к этой дисциплине.

Гений во всем, Леонардо пытался понять то, как «работает» человеческий механизм. По мнению ученых, он смотрел на окружающих его людей именно так, как механик видит автомобиль. Дело в том, что, изображая человеческую натуру в своей живописи или скульптуре, художник хотел быть максимально правдоподобен, ведь именно это позволило бы ему быть не просто очень реалистичным, но и вообще - творцом особенным, запоминающимся.

Анатомия в эскизах

Этот флорентийский художник не просто создавал наброски человеческих частей тела или мышечных групп, но и показывал их в своих эскизах в разрезе. При этом каждый рисунок сопровождался необходимыми для понимания записями. И обязательно Леонардо отзеркаливал их, поскольку владел этим способом в совершенстве. Именно последнее и добавляет сложность для изучения, затрудняя работу ученых, кропотливо изучая научное наследие да Винчи. Сегодня, спустя четыре столетия, все его записи и эскизы тщательно оцифрованы и представлены на всеобщее обозрение. Глядя на них, можно однозначно сказать, что заслуги Леонардо да Винчи в анатомии огромны, поскольку именно ему удалось досконально изучить человеческое тело в свое время.

При этом ни одному органу, за исключением только глаз, художник и ученый не посвятил столько эскизов и записей, как сердцу. При этом он опроверг галеновское представление о том, что от этого органа берут свое начало вены. Кроме того, Леонардо да Винчи являлся противником теории о двух желудочках, совершенно верно полагая, что клапаны делят сердце на отделы. Нужно сказать, что Мастер не имел ни малейшего представления о системе кровообращения, когда проводил исследования.

Значимость вклада

Этот флорентийский гений считается основателем науки под названием динамическая анатомия. После Галена в течение тринадцати веков почти ни одного нового исследования, касающегося строения человеческого тела, не было, а потому его работы считались догмой. Первые анатомические наблюдения да Винчи по своему характеру близки к трудам Авиценны, тогда как последние - Везалия.

Собственноручно изготавливая препараты, великий Мастер вводил все новое в изучение внутренних органов. Именно им была изобретена стеклянная модель для изучения сердечных клапанов. Художник первым стал делать распилы костей скелета вдоль и поперек, тем самым определив его пропорции. Вклад Леонардо да Винчи в анатомию трудно переоценить. Именно он стал автором первых изображений органов человека в самых разных ракурсах. Свои рисунки он называл dimonstrazioni.

Достижения

Леонардо первым в истории науки анатомии предположил, что человеческий крестец состоит не из трех, а из пяти позвонков, ему удалось правильно описать его угол наклона крестца. Им же впервые были рассмотрены и такие анатомические особенности нашего тела, как наклон или изгибы ребер, являющиеся очень важными для понимания механизма дыхания, а также наклонения таза.

Именно Леонардо удалось правильно подсчитать, что в нашей стопе имеется двадцать пять костей, при этом он не испугался пойти в противостояние с трудами Авиценны и Галена, считавших, что их двадцать шесть. Художник первым смог правильно нарисовать и суставные поверхности. Кроме того, Леонардо удалось описать и ряд анатомических особенностей человеческого скелета, связанных с нашим прямохождением: к примеру, косое положение бедренной кости по отношению к вертикали.

Его анатомические рукописи, представляющие собой высказывания, много столетий были доступны ученым. И хотя сегодня одни из них наука подтверждает, а другие опровергает, как, например, его несуразную теорию о крови, тем не менее, несмотря на определенные ошибки в исследованиях, трудно переоценить вклад Леонардо да Винчи в анатомию как науку.

Гармония жизни

Благодаря Леонардо да Винчи анатомия и медицина сегодня шагнули далеко вперед. Однако он совершенно негативно относился к врачам. Будучи человеком выдающимся, этот художник и ученый как никто видел неумение и невежественность тогдашних лекарей.

Сегодня все его зарисовки являются собственностью British Royal Collection - Британской королевской коллекции. Современная анатомия, вращающаяся вокруг таких новых методов визуализации, как магнитно-резонансная томография или изучение строения человека на микроскопическом уровне, конечно же, шагнули далеко вперед. Такие области высот не были доступны Леонардо, однако флорентийскому художнику все-таки удалось достичь того, к чему ученые пришли только спустя несколько десятилетий.

Например, его эскизы, изображающие человеческие эмбрионы, практически полностью соответствуют тому, что сегодня показывает ультразвук, а изображения плеча, сделанные да Винчи, выглядят практически так же, как и их современные трехмерные визуализации.

Многое из того, что сделал Леонардо, доподлинно отражало суть вещей так, как стало доказано спустя много десятилетий после того, как это представил великий флорентийский живописец эпохи Возрождения.

Леонардо, как никто другой среди художников, проявлял не только большой интерес к анатомическим исследованиям, но и первым сделал немало описаний строения различных частей тела человека. Живопись побудила его уже в юношеские годы ученичества углубленно изучать анатомию. Он посещал мастерскую, где производились вскрытия трупов с целью изучения строения мышц и суставов. В 1487-1495 годах Леонардо начал серьезно заниматься анатомическими исследованиями во Флоренции и продолжил их в Милане, уделив при этом особое внимание не только строению, но также функциям скелета, мышц и внутренних органов.

Большую помощь Леонардо в изучении анатомии человека оказал преподававший в Университете Павиа Марко Антонио делла Торре. Этот врач и анатом, по-видимому, был одним из первых, кто начал изучать медицину в свете учения Галена, пытаясь осветить новым истинным светом анатомию, окруженную до того времени густым мраком невежества. Художника и врача в их творческом союзе объединило общее стремление - заменить схоластическую анатомию арабских толкователей Гиппократа и Галена опытом и наблюдением над природой, исследовать строение живого тела. А для этого нужны были исследования соответствующих объектов. Между тем добывание мертвых тел для анатомического исследования было в те времена делом не только трудным, но и опасным в связи с существовавшим запретом папы Бонифация VIII. Однако стремление к познанию не останавливало людей ни перед чем в добывании трупов: их покупали за большие деньги у палачей и больничных гробовщиков, отнимали силой, крали с виселиц, вырывали из могил на кладбищах. Именно в таких незаконных действиях впоследствии будет обвинен Леонардо своими братьями, не пожелавшими уступить ему долю наследства после смерти отца.

Не следует однако забывать, что Леонардо начал свои исследования в области анатомии человека не на пустом месте. Еще в XIII столетии король Фридрих II, основавший школу в городе Салерно, разрешил производить вскрытие тел казненных преступников, несмотря на существовавшие тогда запреты церкви. Более того, практикующим хирургам Фридрих II даже запретил заниматься своей профессиональной деятельностью без изучения анатомии. Приблизительно в это же время в Болонье появилась школа, в которой проводилось вскрытие тел, если причины смерти остались неясными. Первым, кто произвел за двести лет до Леонардо публичное анатомическое сечение двух трупов в Болонье, был Мондино де Луцци, который выбрал для этого женщин, более близких, как он считал, к живой природе. Однако, по собственному признанию ученого, его настолько мучила совесть, что он не осмелился анатомировать голову, считавшуюся «обиталищем духа и разума». Основываясь на собственных анатомических исследованиях, Мондино де Луцци, преподававший в последующем в Болонском университете анатомию и хирургию, создал в начале XIV века «Анатомию», остававшейся фундаментальным трудом вплоть до времен Леонардо. Как видно, уже начиная с XIII века придавалось важное значение изучению медиками анатомии человека, которая начала преподаваться в университетах. Однако качество преподавания оставалось не столь высоким из-за отсутствия прежде всего иллюстративного материала, который тогда был представлен грубыми гравюрами на дереве и эстампами, передававшими приблизительно и не очень четко строение скелета и изображения внутренних органов. Даже изданный в 1495 году в Венеции при жизни Леонардо анатомический труд Иоганесса Кетамса был снабжен иллюстрациями в технике древних времен, хотя считался прогрессивным.

И вот здесь появился Леонардо, словно почувствовав, что настал его час как анатома-художника новой фармации. Вклад в изучение анатомии Леонардо как художника оказался неоценимым с точки зрения точности изображения различных анатомических структур, а главное возможности обучения анатомии на новом уровне. Ведь до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения этих рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи.

По свидетельству самого Леонардо, он создал 120 альбомов с анатомическими рисунками, сделанными красным карандашом и заштрихованных пером, а также с изображением трупов, с которых он собственноручно сдирал кожу и которые срисовывал с величайшей тщательностью. На этих рисунках он изображал все кости, которые затем по порядку соединял сухожилиями и покрывал мышцами. При этом Леонардо тут же вписывал в разные места буквы, написанные в его манере неразборчивым почерком, левой рукой и навыворот. И, опять же, это была своеобразная шифровка Леонардо, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество до них «дозреет». Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало - он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Так случилось со знаменитой мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.

Изображая анатомически предельно точно каждую часть человеческого тела, различные органы, кости, мышцы, Леонардо развивал и совершенствовал технику рисования. Рисунки Леонардо отражают интерес мастера к механике движения тела, сгибанию и выпрямлению конечностей, особенностям походки и осанки человека. Большое внимание в своих рисунках Леонардо обращает на суставы позвонков - лишнее подтверждение желания исследовать двигательные функции человека. Поражает точная передача строения позвоночника - сравнимая с данными таких современных методов исследований, как компьютерная и магниторезонансная томография. Кстати, Леонардо первым определил число позвонков у человека и наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба. При этом отдельно изображались шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок - атлант (atlas), второй - осевой (axis) и третий. Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы. Леонардо да Винчи первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля.

Проявляя интерес к строению человеческого тела и восхищаясь его анатомическим совершенством и пропорциональностью, Леонардо создал знаменитую иллюстрацию (ветрувий), доказывающую пропорциональность нашего тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат, при этом образуя крест. Такая своеобразная «мельница» дала толчок ряду разнообразных мыслей мастера. Так, Леонардо оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.

Острый исследовательский ум побуждал Леонардо изучать при вскрытиях различные структуры, отвечающие за соответствующие функции, а гений художника и инженера-математика позволял с абсолютной точностью воспроизводить сложные анатомические формы человека. Быть может, с помощью анатомирования трупов и изображения частей человеческого тела на бумаге Леонардо пытался постичь всю сложность не только строения человека, но также законы природы и тайны божества, сотворивших такое совершенство. В своей книге с рисунками, изображающими человеческие органы, Леонардо написал на полях: «Да поможет мне Всевышний изучить природу людей, их нравов и обычаев так же, как я изучаю внутреннее строение человеческого тела».

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи отличались удивительной точностью и иногда опережали в этом отношении иллюстрации к выдающимся медицинским трактатам его времени. К сожалению, долгое время эти рисунки, представляющие несомненную ценность для обучения, не были доступными. Изучение рисунков Леонардо и его рукописей, большей частью зашифрованных, началось лишь в конце XVI II века. До нашего времени дошло несколько сотен этих изображений, главным образом костной и мышечной систем Большая часть этих рисунков находилась в руках миланского живописца Франческо Мельци, ученика Леонардо, сопровождавшего его во Францию и перевезшего в Италию после смерти учителя завещанные ему рукописи и книги Леонардо. Именно от Мельци получил некоторые сведения о Леонардо его биограф Вазари, который встречался с Мельци в 1566 году.

Рисунки Леонардо были настолько точны и в то же время так прекрасны, что трудно было решить, где кончается искусство и начинается наука. Вот что писал в своих заметках Мастер: «Тому, кто мне возразит, что лучше изучать анатомию на трупах, чем по моим рисункам, я отвечу: это было бы так, если бы ты мог видеть в одном сечении все, что изображает рисунок; но какова бы ни была твоя проницательность, ты увидел и узнал бы лишь несколько вен. Я же дабы иметь совершенное знание, произвел сечения более, чем десяти человеческих тел различных возрастов, разрушая все члены, снимая до последних частиц все мясо, окружавшее вены, не проливая крови, разве только чуть заметные капли из волосяных сосудов. И когда одного тела не хватало, потому что оно разлагалось во время исследования, я рассекал столько трупов, сколько требовало совершенное знание предмета, и дважды начинал одно и то же исследование, дабы видеть различия. Умножая рисунки, я даю изображение каждого члена и органа так, как будто ты имел их в руках и, повертывая, рассматривал со всех сторон, внутри и снаружи, сверху и снизу».

В этих словах Леонардо предстает перед нами как профессионал-анатом, владеющий в совершенстве методикой вскрытия тел, заложивший, быть может, основы сравнительной анатомии, опирающийся только на полученные в ходе секционных исследований данные. Изучая на трупах беременных женщин последовательные ступени развития зародыша в матке, Леонардо поражался сходством в строении тел людей и животных, не только четвероногих, но также рыб и птиц, к которым художник испытывал особую привязанность. О высоком мастерстве вскрытий свидетельствуют минимальные кровотечения, за исключением почти невидимых капель крови из мельчайших сосудов - капилляров, о существовании которых Леонардо уже тогда был осведомлен и называл их «волосяными сосудами». Он находил никому неизвестные, замурованные в соединительно-тканных участках тела тончайшие кровеносные сосуды и нервы, разветвления вен.

Остается лишь сожалеть о потере медициной столь способного, незаурядного человека, каким был Леонардо, который так и не смог целиком посвятить себя медицине, получить соответствующее образование и применять свои знания на практике. Для профессиональной врачебной деятельности, разумеется, было необходимо получение соответствующего образования. Однако путь в университет для Леонардо, рожденного, как известно, вне брака, был наглухо закрыт. В те времена незаконнорожденные не могли находиться вместе с так называемыми добропорядочными аристократами. Тем не менее можно смело утверждать, что медицина в том понимании этой научной и прикладной специальности оставалась одной из граней его многогранной деятельности. Хотя, конечно, в сравнении с другими видами его деятельности достижения в области медицины были признаны менее значительными. В чем же преуспел в науке о человеке этот величайший представитель эпохи Возрождения? Среди его достижений в области анатомии и физиологии можно назвать следующие:

  • · Заключение об иерархической структуре нервной системы с основным центром в головном мозге;
  • · Заключение о том, что чувствительной к свету является именно сетчатка, а не хрусталики, как предполагалось ранее. Он изучал хрупкие структуры глаза с помощью изобретения новых методов, рассекая глаз, после фиксации его нагреванием в яичных белках;
  • · Описание атеросклеротических поражений сосудов и их возможная роль в сужении коронарных артерий. Более того, в развитии этих поражений он с редким предвидением предписывал значение избыточному поступлению из крови «продуктов питания»;
  • · Идентификация сердца как мышцы и предположения о происхождении тепла в результате сердечной активности. Установление соответствия между артериальным пульсом и сокращением желудочков сердца, а также укорочения размеров желудочка во время сокращения;
  • · Развитие понимания механики движения и понятия о реципрокной иннервации антагонистических мышц;
  • · Эрекция мужского полового члена возникает вследствие наполнения его кровью, а не воздухом, как предполагалось ранее;
  • · Высказывание мнения, что вклад матери и отца в наследование признаков одинаков;
  • · Закрытие аортального клапана при еще сокращающемся левом желудочке;
  • · Рассматривание функций организма с точки зрения механики; построение различных экспериментальных моделей, в частности стеклянной модели, позволяющей наблюдать движение крови в сердце.

Масштабы анатомических исследований Леонардо, опередивших свое время наряду со сделанными им поразительными по точности изображения рисунками, впечатляют современников и позволяют считать именно Леонардо да Винчи анатомом новой формации, который первым начал изучать анатомию с помощью систематических тщательных посмертных исследований при вскрытии трупов. Ведь проводившиеся до Леонардо анатомирования человеческого тела не являлись самостоятельным методом исследования, а скорее лишь наглядно иллюстрировали тексты Галена, который так и не вскрыл ни одного трупа человека. К сожалению, анатомические исследования Леонардо и созданный им уникальный по тем временам иллюстративный материал оказались недоступными в течение долгого времени и не могли быть использованы для дальнейших исследований и преподавания анатомии. По этим же причинам истинный «образ Леонардо-анатома» оставался вплоть до XVIII века неведомым для потомков. Быть может, именно поэтому лавры «отца анатомии» достались Андрею Везалию.

Весь мир знает Леонардо да Винчи как талантливого живописца и прославленного ученого. Но всю свою сознательную жизнь итальянец страстно увлекался анатомией, а анатомический труд, который он писал на протяжении всей жизни, так и не был закончен и опубликован. Современные технологии позволили британским ученым оцифровать записки ученого, и теперь весь мир может увидеть анатомические рисунки Леонардо да Винчи, полные реалистичности и детализированные до мельчайших подробностей.

С чего все начиналось…

Еще будучи подмастерьем у знаменитого на всю Италию мастера живописи Андреа Верроккьо, юный Леонардо заинтересовался работами Антонио дель Поллайоло, первого в истории живописца, который изучал строение мышц человека. Картины Антонио, которые подробно изучал начинающий художник, стали первым шагом в познании анатомии.

Первый труд по анатомии

Первая научная рукопись по анатомии вышла из-под руки Леонардо в 1484 г., и уже тогда он перестал рассматривать анатомию как вспомогательную дисциплину к скульптуре и живописи. А вот первые анатомические наброски Леонардо да Винчи появились 6 годами ранее, в 1478 г.

Виндзорский кодекс

Огромный рукописный труд да Винчи, состоящий из 234 листов, содержит 600 рисунков, выполненных карандашом, которые касаются непосредственно анатомического строения человека. Эти эскизы начал собирать в конце XVI столетия Помпео Леони, а сейчас этот огромный труд храниться в Виндзорской библиотеке.

Разрешение на вскрытие

Наиболее активно ученый стал изучать анатомию в 1510-1511 годах, а получив разрешение на вскрытие, стал работать в больницах Северной Италии в сотрудничестве с Торре, профессиональным врачом и анатомом.

От того периода жизни великого ученого осталось более 300 рисунков, уместившихся в 13 томах рукописного труда.

Рисунок черепа

Традиционно Леонардо начал изучение анатомии с головы, и 2 апреля 1489 года на свет появился подробный рисунок человеческого черепа. Новшеством в науке было то, что художник впервые изобразил фронтальную пазуху, внеся тем самым весомый вклад в историю развития анатомии.

Большое значение Леонардо уделил изучению сердца. Он первым из врачей и анатомов того времени чётко определил его функцию и предназначение. Он оценил его как плотный мышечный орган, который питают артерии и вена.

Также он категорически выступил против деления сердца на два желудочка. Его исследования опирались на практические знания, и ученый утверждал, что этот важнейший орган разделен клапанами на четыре неравномерных отдела.

Как художника Леонардо интересовало строение человеческого тела, а особенно позвоночника и суставов. Его рисунок позвоночника настолько точен и уникален для того времени, ведь досконально изучить позвоночник ученые смогли лишь только с появлением рентгена и МРТ.

Первый из анатомистов того времени, Леонардо точно определил число позвонков человека, и четко нарисовал весь позвоночный столб.

Анатомия и механика

Увлекаясь механикой, Да Винчи уделил много внимания изучению строения мышц, и большинство его рисунков посвящены именно этой теме.

Гений ученого и художника проявился в создании стеклянной модели организма человека, на которой было наглядно видно движение крови. А вот знаменитый рисунок Витрувианского человека точно передает пропорции человеческого организма. Хотя именно Витрувианский человек хранит еще множество тайн и загадок.

Плод в чреве матери

Пожалуй, самый известный на сегодня рисунок Леонардо, на котором изображен плод в предполагаемом чреве женщины.

Отбросив в сторону некоторые неточности, художник настолько искусно изобразил зарождающуюся жизнь, что рисунок и сейчас размещают в качестве иллюстрации на страницах учебников по анатомии.

Рисунки с записями

Многие иллюстрации выступали дополнением к научным текстам, а некоторые наоборот подробно описывали все действия великого ученого. Как видно из этих записей и рисунков, именно анатомия была пристрастием художника и ученого, которой он посвятил большую часть своей яркой жизни.

Основатель динамической анатомии

В те далекие времена сложно было найти человека, который бы так досконально изучил и до мельчайших деталей знал строение человеческого тела. Все свои рисунки он сопровождал подробными комментариями, и сам того не подозревая, стал основоположником динамической анатомии.

Кроме строения мышц и скелета, изучал расположение органов чувств, хотя и заблуждался в некоторых вопросах их предназначения и расположения. Свои знания по анатомии Леонардо да Винчи великолепно воплотил в своих картинах, которые стали настоящими шедеврами живописи.

Наиболее ценны для современной науки, и, вообще понимания развития научных знаний Средневековья, представляют иллюстрации органов и частей тела человека в разрезе. Это еще раз доказывает. Что художник и ученый всегда пытался дойти до самой сути, осветить объект своего изучения со всех сторон.

Современная анатомическая наука

С позиций сегодняшних знаний, можно с уверенностью утверждать, что анатомические рисунки Леонардо да Винчи были прорывом в медицине Средневековья.

Многие ученые сейчас задаются вопросом о точности его картин, и приходят к единому мнению, что его знания по анатомии намного опережали время, и Леонардо мог увидеть то, что только сейчас открывается ученым с помощью трехмерной графики и новых технологий.

Наследие

После смерти Леонардо да Винчи все рукописи ученого унаследовал его ученик и соратник Франческо Мельци. Мельци занялся систематизацией трудов, но его знаний хватало лишь на записи по искусству.

Остальная часть наследия расползлась по частным коллекциям, и только в XVIII столетии началась систематизация трудов по анатомии и медицине. Особенно были интересны «Quaderni d’Anatomia» («Анатомические тетради») и, так называемый, «Виндзорский кодекс», опубликованный только в 1901 году.

Современность

Сегодня обширные труды по анатомии, как и другие рукописи великого человека, оцифрованы в хорошем качестве, и доступны для просмотра. Наряду с шедеврами живописи кисти мастера, анатомические рисунки также представляют большой интерес, как с эстетической, так и научной точки зрения.

В заключение

Можно долго спорить о том, какие неточности совершил да Винчи в своих анатомических рукописях, но не может не удивлять стремление ученого докопаться до самой сути, познать природу и сущность человеческого тела.

Если Вы ещё не читали статью о , размещенную на нашем сайте сайт, обязательно сделайте это! Оказывается, многие обыденные вещи, которыми мы пользуемся являются изобретениями великого мастера.

Многие научные наработки талантливого живописца, изобретателя и ученого, в том числе и великолепные, полные детализации анатомические рисунки, еще раз доказывают, что этот человек намного опередил время, в котором жил и трудился.

Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] Алферова Марианна Владимировна

Анатомические рисунки

Анатомические рисунки

Прежде всего поражают масштабы анатомических исследований Леонардо. Одна из главных заслуг Мастера в области анатомии – это создание уникальных анатомических рисунков, которые и по сей день служат наглядными пособиями в учебниках анатомии. Леонардо – первый научный иллюстратор анатомии. Он считал, что без рисунка нет анатомической науки, а словами невозможно представить форму и строение органа столь же понятно и наглядно, как это можно сделать с помощью рисунка.

При вскрытиях трупов Леонардо вел систематические исследования. До Леонардо медики, занимавшиеся анатомированием человеческого тела, просто делали иллюстрации трудов Галена, а не вели самостоятельных работ.

Леонардо изображал кости, сухожилия и мышцы в нескольких ракурсах, чтобы точнее показать их строение. Такие рисунки – целиком изобретение Мастера. И только потом, начиная с Везалия, этим принципом стали пользоваться другие анатомы. «Истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения», – писал да Винчи.

Сейчас анатомические рисунки в учебниках и атласах изображают по принципам, предложенным Мастером: «Это мое изображение человеческого тела будет показано тебе не иначе, как если бы ты имел перед собой подлинного человека, а причина этому та, что, если ты хочешь хорошо познать части анатомированного человека, ты должен поворачивать его или глаз твой, созерцая его с разных точек зрения, снизу, и сверху, и с боков, поворачивая его и исследуя начало каждого члена, и таким образом натуральная анатомия удовлетворит тебя в твоем познании…»

Увы, все анатомические рисунки и исследования Леонардо не были доступны для изучения много лет. Он планировал написать учебник по анатомии, но книга так и осталась в планах, да Винчи лишь кратко набросал общий синопсис книги и наметил названия от дельных глав – жизнь Мастера оказалась слишком короткой, а тайн, в которые он пытался проникнуть, – слишком много. Так что в итоге титул «отца анатомии» получил Андреа Везалий, а не Леонардо. Везалий родился в Брюсселе в 1514 году. Не исключено, что Везалий был знаком с рисунками Леонардо (часть из них ходила по рукам) и без лишней скромности позаимствовал кое-что у Мастера, ведь такого понятия, как авторское право, тогда не существовало.

Леонардо не ограничивался зарисовками мышц, сухожилий и скелета, он внимательно изучал все человеческие органы, пытаясь понять их роль и работу в организме.

«Надобно понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит», – писал он.

Мастер занимался анатомией практически всю свою творческую жизнь: первая рукопись по анатомии датируется 1484 годом, а последняя – 1515-м. Как заявлял сам Леонардо, его анатомические рисунки составили 120 альбомов! Из них уцелели примерно 200 отдельных листов с изображениями и пояснениями по анатомии.

По своему обыкновению Леонардо записывает себе очередной «приказ»: «В твоей анатомии тебе следует изобразить все ступени развития членов, от рождения человека вплоть до его смерти и вплоть до смерти костей, и какая их часть сперва истлевает, какая часть дольше сохраняется. …Начинай анатомирование с головы и кончи его подошвою ног».

Современник Леонардо итальянский ученый-гуманист, епископ Ночерский, придворный врач римских пап, историк, биограф, географ и коллекционер Паоло Джовио оставил такое свидетельство о работе Леонардо: «Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы… Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов».

После изучения сохранившихся рисунков и записей Мастера установлен приоритет Леонардо во многих открытиях в области анатомии.

Леонардо да Винчи. Рисунок бычьего сердца. Перо, коричневые чернила, голубая бумага. Королевская библиотека Виндзорского замка

Он первым правильно понял функционирование сердца и описал примерно верную систему кровообращения, во многом предвосхищая открытия Сервета и Гарвея. Поначалу Леонардо считал сердце печкой, источником огня. Но потом, после длительного изучения, пришел к выводу, что сердце – это мышца, которая перекачивает кровь в организме. Он установил, что сердце человека делится на четыре камеры (до него считали, что их только две): два желудочка – левый и правый, и два предсердия. Он установил соответствие артериального пульса сокращению желудочков сердца.

Многие его заметки относительно работы сердца стали понятны специалистам лишь в наше время!

Он изобрел модель для изучения клапанов сердца, которую сумели изготовить лишь в XX веке. И она заработала!

Он первым вполне грамотно поставил и разрешил вопрос о биологической сущности деторождения, дав ряд зарисовок последовательных положений человеческого плода. Леонардо за это иногда называют «отцом эмбриологии».

Он очень долго изучал органы зрения, он называл глаз «повелителем и князем прочих четырех чувств». Он описал глаза и зрительные нервы с точки зрения физиологической оптики и анатомии. Он пришел к выводу, что чувствительной к свету является сетчатка глазного яблока, а не хрусталики, как считали медики до него. Для изучения глаза он придумал новые методы: чтобы анатомировать глаз, Леонардо фиксировал его, нагревая в яичном белке.

Интересовало Леонардо также строение мозга и черепа. Никто до него не исследовал так точно конструкцию черепа. Да Винчи производил сечение черепа в трех плоскостях, представив объемное изображение костей, составляющих черепную коробку. В результате он пришел к выводу, что основной центр нервной системы находится в головном мозге.

Наиболее подробно и точно Леонардо изображал и описывал скелет и кости человека, детально анализировал и зарисовывал систему мускулов. Также да Винчи первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный от дел позвоночника, как такелаж удерживает мачту корабля. Леонардо изучал не только строение мышц, но и их двигательную способность, их крепление к скелету и особенности этих креплений. Сложность строения тела человека он старался уяснить, исходя из законов механики.

Именно благодаря своим уникальным зарисовкам, Леонардо сумел совершенно по-новому взглянуть на анатомию костей скелета. Все предшествующие изображения скелета были, как правило, условны, схематичны и примитивны. Если кто думает, что позвоночник человека похож на ствол древа – такой же прямой и ровный, то он заблуждается. Леонардо первым правильно и удивительно точно нарисовал формы и пропорции всех частей скелета человека.

Он описал атеросклеротические поражения сосудов и их в роль сужении коронарных артерий. Причиной развития этих поражений он считал избыточное поступление из крови «продуктов питания» – ну кто в наше время не слышал про холестерин и необходимость соблюдения правильной диеты!

Это далеко не все открытия, сделанные да Винчи в области анатомии. И мы можем только догадываться, что содержалась в тех альбомах, что были утеряны. В полном объеме только специалисты могут определить тот огромный материал, что собрал Леонардо, всю значимость его открытий, его догадок, его воистину пионерских методов исследования человеческого организма.

Но независимо от уровня образования все мы восхищаемся тем огромным трудом, что проделал Мастер, и жалеем о том, что его книга по анатомии так и не была написана. Кто знает, как бы развивались анатомия и медицинская наука в целом, если бы этот гигантский труд был завершен.

Из книги Вокзал мечты автора Башмет Юрий

Рисунки на песке Всем нам знакомо детское желание летать. Обычно оно проходит с возрастом. К счастью, для меня оно пока что достижимо. Для этого просто необходимо войти в особое состояние – состояние одиночества с инструментом в руках. Есть такое выражение: наедине со

Из книги Зигмунд Фрейд автора Феррис Пол

Из книги Делать фильм автора Феллини Федерико

Из книги Дар бесценный автора Кончаловская Наталья

Первые рисунки - Ты что ж это делаешь, непутевый мальчишка? Опять стул испакостил? Ну скажи на милость, где-то гвоздь раздобыл! - сердилась Прасковья Федоровна, застав Васю на месте преступления.Гвоздь отнимали. Васю сажали в угол, а иногда и шлепали. Но проходило время, и

Из книги Первая встреча – последняя встреча автора Рязанов Эльдар Александрович

«Пропавшие» рисунки Модильяни На Монпарнасе, в Париже, издавна дававшем приют художникам всего мира, расположен знаменитый дом. Он называется «Улей» и состоит только из мастерских для живописцев. Он и строился именно с этой целью. Это шестнадцатигранник, где каждая грань

Из книги Матвей Петрович Бронштейн автора Горелик Геннадий Ефимович

Фотографии и рисунки Матвей (слева) и Исидор Бронштейны в шесть лет. «Вот мой теперешний вид: натурализм полный, вплоть до небритости щек (снято для трамвайной карточки). 1928 г.» (надпись на обороте фотографии) Матвей, Михалина и Исидор Бронштейны. Киев, лето 1928 г. В. А.

Из книги Это мое автора Ухналев Евгений

Рисунки В 1939 году я пошел в школу в Коломенском переулке. Здание сохранилось и поныне, только теперь это не школа. Там есть большой сквер, в глубине выстроена музыкальная школа, а за ней - трех- или четырехэтажное здание силикатного кирпича, вот в нем как раз и

Из книги Путешествие вокруг света автора Форстер Георг

РИСУНКИ Георг и Иоганн-Рейнгольд Форстеры на Таити. С рис. Ж. Риго; Шлюп «Резолюши» (в центре) на рейде Портсмута. С картины Ф. Холмена Портрет капитана Кука написанный У.

Из книги Черные сухари автора Драбкина Елизавета Яковлевна

Рисунки Алеши Каленова Там же, на съезде Советов, во время перерыва, мама подвела меня к Свердлову.Яков Михайлович стоял на площадке лестницы, упершись спиной в стену и напоминая капитана на командном мостике. К нему подходили люди, а то он сам, выхватив взглядом

Из книги Лермонтов. Исследования и находки автора Андроников Ираклий Луарсабович

Из книги Клуб любителей фантастики, 1976–1977 автора Фиалковский Конрад

Рисунки на стенах канала По окончании института я был послан на знаменитый Рухш. Планета Рухш, открытая за два года до моего рождения, удостоилась пристального внимания космобиологов. По-видимому, на Рухше некогда существовала цивилизация, уничтоженная взрывом Аноиды -

Из книги Генерал Абакумов. Палач или жертва? автора Смыслов Олег Сергеевич

Рисунки Церковь Николы в Хамовниках, где был крещен Виктор Абакумов И.И. Подвойский. Всемерно помогал B.C. Абакумову в продвижении по службе B.C. Абакумов в начале своей карьеры Г.Г. Ягода В.М. Молотов И.В. Сталин и С.М. Киров М.Д. Берман - начальник ГУЛАГа ОГПУ М.П.

Из книги Избранные произведения. Т. I. Стихи, повести, рассказы, воспоминания автора Берестов Валентин Дмитриевич

ПЕРВЫЕ РИСУНКИ На дикий мир дышали непогодой Огромные пространства ледника. Совсем иными были и природа И человек в те давние века. Он мог перенимать повадки птичьи. Гонясь за зверем, зверя брал в пример. И лихо танцевал в его обличье Перед кострами у своих пещер. Он по

Из книги Художники в зеркале медицины автора Ноймайр Антон

РИСУНКИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

Рисунки Леонардо Рисовальщик да Винчи не менее талантлив, чем живописец (если эти два его таланта вообще можно сравнивать).В рисунках Леонардо был и остается непревзойденным мастером – здесь он совершенно свободен. Его рука движется как бы сама по себе. На одних листах он

Из книги Фридл автора Макарова Елена Григорьевна

10. Рисунки с натуры Принцесса позирует мне обнаженной, у нее породистое тело, широкие бедра, крутые икры и высокие груди колокольчиками. Вдобавок по всему – крестьянская усидчивость. Бедняжка беззаветно влюблена в еврея, двоюродного брата Лауры и Эльзы. Сидит передо мной

В конце XV и начале XVI века анатомией весьма усиленно занимался человек, который, не будучи специалистом ни в одной области, был универсально гениален, благодаря чему достиг в самых различных отраслях выдающихся успехов. Леонардо да Винчи был художником и скульптором, математиком и физиком, техником и изобретателем. Как художник он понял, что следует быть ближе к природе, античные образцы не могли его удовлетворить. Прежде всего он изучал пропорции человеческого тела - ребенка и взрослого. Затем он занялся вскрытиями.

Одному из своих посетителей в Амбуане, в провинции Турень, где Леонардо да Винчи жил последние годы в предоставленном в его распоряже­ние королем Франциском I небольшом замке, он сказал, что вскрыл уже более тридцати трупов мужчин и женщин всех возрастов. Этот серьезный и кропотливый труд, совершаемый вопреки всем препятствиям и трудностям, позволил ему сделать огромное количество анатомических рисунков. Он оставил гениальные наброски, свидетельствующие о его замысле создать монументальную анатомию и физиологию человека. Рисунки должны были запечатлеть все детали тела, а описание их должно было далеко выходить за пределы того, что могло бы интересо­вать художника. Его целью было не только найти теоретические основы своего художественного творчест­ва - как истинный энтузиаст этот ученый-исследователь стремился постичь самую основу вещей. Леонардо хотел обосновать анатомическую науку не мнениями авторите­тов, а данными наблюдения.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Анатомия Леонардо должна была состоять из 120 томов: «Если господь даст мне для этого силы!». Она должна была содержать и результаты его работ по сравнительной анатомии; до нас дошли, например, изображения языка дятла и челюсти крокодила, а также сравнительное описание органов обоняния и зрения человека и льва. Всего до наших дней сохранилось 779 анатомических рисунков, выполненных Леонардо да Винчи и снабженных им текстом. Это следует поставить в заслу­гу сопровождавшему Леонардо во Францию миланскому дворянину Франческо Мельци, которому ученый и заве­щал свои рукописи. Примерно к 1560 г. относится рассказ Вазари, повествующий о том, что престарелый Мельци «дорожит этими листами, как реликвиями, и свя­то хранит их».

Изучение пропорций человеческого тела. Рисунок Леонардо да Винчи.

В предисловии к своему огромному труду Леонардо объясняет значение такого рода анатомических рисунков, трудности их создания, а также излагает, какими способностями и качествами следует обладать, чтобы выполнить такую работу. Он пишет: «Занимаясь подобны­ми исследованиями, ты выиграешь менее, нежели те люди, которые ведут спокойную жизнь, или те, которые хотят разбогатеть в один день. Долгое время тебе придется жить в великой бедности. А ты, мнящий, что лучше присутствовать при вскрытиях, нежели рассматривать эти рисунки, был бы, пожалуй, прав, если бы было возможно все вещи, показанные на таких рисунках, узреть на одном теле. На теле же, даже приложив весь свой разум, ты увидел бы и опознал только несколько вен. Дабы добиться полного и точного понимания этих вен, я расчленил более десяти человеческих тел, разрушив притом все остальные части, удалив до последней частицы все мясо, окружав­шее эти вены; я не допустил заполнения их кровью, если не считать незначительного наполнения кровью капилляр­ных вен. Ни один труп не сохранялся столь долго, сколько это было нужно, таким образом я вынужден был брать один за другим столько трупов, сколько это требовалось для достижения исчерпывающих данных. Эту работу я повторил дважды, дабы узреть различия. И даже если ты обладаешь должной для этого самоотверженностью, то тебе может воспрепятствовать боязнь пребывания в ноч­ное время в обществе разрезанных и лишенных кожи мертвецов, облик которых внушает ужас. А если тебя и это не остановит, то, возможно, ты не обнаружишь у себя способности хорошо рисовать, необходимой, чтобы делать такого рода изображения; а если ты и умеешь рисовать, то, возможно, ты не знаешь перспективы; но если и этим ты владеешь, то тебе может помешать недостаточно упорядоченное знание геометрических изображений и правил подсчета всех сил и способностей, находящихся в мышцах; может быть, тебе не хватит и терпения, если ты недостаточно прилежен. Обладаю ли я всеми этими качествами или нет, покажут те сто двад­цать книг, которые я сочинил; мне не препятствовала в этом ни алчность, ни беззаботность, а затруднял лишь недостаток времени».

Отдельную книгу, содержащую сорок таблиц, Леонар­до посвятил анатомии лошади. Попутно следует отметить, что как художник он очень интересовался физиогномикой; ему нравилось изображать, каким образом смех или плач, любое душевное движение отражаются на облике челове­ка. В своих физиологических исследованиях Леонардо очень много внимания уделял органам чувств, которые, как он определил, служат проводниками приходящих извне раздражений. Но раздражения, говорил он, могут исходить и изнутри тела, из души, обиталищем которой он считал головной мозг. Из картин внешнего мира в мозгу образуется «общее чувство», сохраняющееся в памяти. Головной мозг руководит сознательными и бессознательными движениями, которые подчиняются законам механики. С этой точки зрения Леонардо и исследует движения, особенно при ходьбе, беге и прыжках.

Особенно Леонардо да Винчи увлекала психология зрения. Где изображение воспринимается наиболее четко? В середине сетчатки - гласит его ответ. Он обратил вни­мание и на остаточные зрительные представления, возни­кающие после того, как быстро отведешь взгляд от пред­мета, на который долго и пристально смотрел, или же закроешь глаза. Он описал и явления зрительного обмана, которые изучает теперь любой школьник: светлый пред­мет на черном фоне кажется больше, зато темный пред­мет на светлом фоне - меньше.

Возможность расчленить значительное количество человеческих трупов можно объяснить тем, что Леонардо находился под покровительством могущественных власти­телей: в Милане ему покровительствовал Цезарь Борджиа, а в дальнейшем - французские короли Людовик XII и Франциск I; в течение двух лет, которые он провел в Риме, его покровителем был Джулиано Медичи -млад­ший брат папы Льва X. Несмотря на это, Леонардо однажды пришлось защищать себя от обвинения в преступной деятельности. Он сделал это весьма убедительно в своем анатомическом сочинении, где про­тивопоставлял этим «преступлениям» уважение к жизни: «И ты, о человек, который с помощью моих трудов учишься постигать чудесные творения природы, если ты веришь, что расчленение человеческого тела есть преступ­ление, подумай, насколько преступней отнимать у челове­ка жизнь... Не допускай того, чтобы твой гнев или твоя злоба разрушили бы жизнь, ибо, воистину, тот, кто не уважает жизнь, не заслуживает ее иметь».

Леонардо подходил к изучению анатомии как настоя­щий естествоиспытатель - так мы оцениваем его в наши дни. Однако труд этого гениального человека, который мог бы получить многие из лавров, доставшихся Везалию, остался незавершенным и напоминал собой гигантский остов. Когда в 1543 г. появилось великое произведение Везалия, труд Леонардо не был известен миру и оставал­ся неизвестным еще долгое время. Тем не менее Леонардо, проложивший путь к современной науке, заслуживает почетного места также и среди анатомов - исследовате­лей человеческого организма.

Похожие материалы: