Как правильно давать характеристику героя из произведения. Описание внешности литературного героя

Сегодня речь пойдет о составлении подробной карточки персонажа. В предыдущей статье " " я объяснял, как пишется план литературного произведения, и особо подчеркивал важность составления карточек персонажей. Ведь чем больше мы знаем о своих героях, тем проще изобразить характеры объемными и запоминающимися, неотличимыми от реальных людей со своими целями и мечтаниями, привычками и чудачествами, стилем одежды и повадками.
Сегодня я продолжу эту важную тему и приведу для вас перечень, который рекомендует в своей книге «Кино между адом и раем » небезызвестный нам кинорежиссер и сценарист Александр Митта . Почему я выбрал именно этот перечень? Данный список мне кажется самым полным из тех, что мне приходилось видеть, идеально подходящим для крупной масштабной прозы. Разумеется, если вы пишете миниатюру или рассказ, продумывать все нижеприведенные пункты не нужно. Однако для повести или романа перечень однозначно окажется чрезвычайно полезен. Совершенно точно через него следует пропустить главного героя и все роли второго плана.

Определение облика характера от А. Митты.

  1. Интеллект – как герой принимает решения. Он может быть вспыльчив или нерешителен, хитроумен или откровенно глуп. Вариантов масса, но любой из них, будучи озвученным, однозначно придаст вашему персонажу «объемности».
  2. Физиология – здоровье, возраст, отклонения от нормы, болезни, отношение к спорту.
  3. Социальная база – происхождение, класс, религия, партия.
  4. Экономическая база – насколько богат, или в долгах, или нищий, или вор.
  5. Талант – что отличает персонаж от других: художник, мошенник, спортсмен. Зачастую совпадает с его работой, иногда – нет. Пока не придумано имя героя, я в своем плане именую его именно по этому пункту: студент, пекарь, бизнесмен и т.д. Очень удобно.
  6. Посторонние интересы – хобби или пристрастия героя, степень его увлеченности. У каждого есть какие-то увлечения. Даже ежевечернее пролеживание дивана – заметная черта, характеризующая персонажа.
  7. Сексуальная жизнь – в семье, на стороне, есть ли какие-то проблемы.
  8. Семья – жена, родители, дети; как персонаж с ними связан; как женился; какие отношения.
  9. Образовани е – какое, где получал, с каким успехом. Если герой – самоучка, это тоже важный штрих.
  10. Неприязни – это то, чего герой на дух не переносит, чего боится. Эти сведения можно использовать и в качестве небольших штрихов, а можно построить на них целый психологический триллер. Ведь герой в ходе конфликта должен сталкиваться с самыми суровыми испытаниями, верно?

К этому списку можно присовокупить и жизненное кредо героя . Девиз может стать яркой отличительной чертой, если наш персонаж, к примеру, всегда и все делает наперекор.
Этот перечень значительно шире того, что я обычно использую при написании рассказов. Однако в полноте его главное преимущество, и я советую вам не преминуть возможностью его опробовать.

Цели и мотивы.

Составляя карточки героев, не забывайте четко формулировать цели каждого из них. Чего герой хочет в общем (сквозная задача на весь текст) и в частности (последовательная цепочка локальных задач от сцены к сцене). Если вам и читателю понятны цели и мотивы персонажей, появляется эмоциональная оценка, а в идеале и сопереживание. Очень часто приходится видеть тексты, в которых совершенно непонятно, какими мотивами руководствуется герой. Он куда-то бежит, что-то делает, палит из всех орудий, безжалостно уничтожая врагов, но ради чего? Именно из-за этой сюжетной бессмысленности, бесцельности возникает странное ощущение, что события истории – не более чем спектакль заезжего кукольного театра, где безусый неопытный драматург, стоя за ширмой и краснея, дергает марионеток за ниточки. Ощущение не из приятных, но таких текстов в интернете полно. Поэтому задача автора как можно скорее показать читателю главную цель героя. Это может быть борьба с антагонистом, спасение собственной жизни, месть, желание воссоединиться с любимой и т.д, но читатель должен четко понять, чего же хочет герой. Советую вам подумать над этим моментом.

Следите за обновлениями блога. До скорых встреч!


Характер – это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

Дать характеристику героя в сочинении – это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.

Примерный план характеристики героя

I. Вступление. Место героя в произведении.

II. Главная часть. Характеристика героя.

1. Возраст героя, его социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Занятия героя, его интересы, склонности, привычки.

4. Поведение и поступки героя.

5. Как герой относится к окружающим.

6. Как относятся окружающие к герою.

7. В чем особенности его внутренних переживаний.

10. Какие черты личности героя выявляются в произведении.

III. Заключение. Ваше отношение к герою.

Обновлено: 2012-02-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Вам может быть предложено написать сочинение, в котором вы сравниваете двух героев одного произведения (Наташа Ростова и Мари Болконская, Пьер Безухов и Андрей Болконский) или героев разных произведений (Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин).

Сначала сравните самые простые, "очевидные", характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.

Обратите внимание на черты характера. Один герой - веселый, романтичный, честный. Другой -циник, любит приврать.

Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один - "устал от жизни" (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой - думает только о себе (Раскольников).

Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.

Пример. Татьяне Лариной 18 лет, она родилась в помещичьей семье, выросла в деревне. Татьяна воспитана няней, которая ее очень любила. Татьяна красива, романтична, задумчива, наивна, так как мало знает жизнь, но много читает французских романов. Княжна Мери - молодая девушка аристократического происхождения. Ей доводилось бывать в свете, встречаться с разными людьми, но она также наивна и доверчива. Обе девушки быстро влюбляются, стоит им только встретить человека, непохожего на тех, что они привыкли видеть в своем окружении. Обе не скрывают своей любви и готовы идти за своим избранником.

Вы также можете сравнить как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: "Но я другому отдана; Я буду век ему верна". Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.

Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное - труд.

Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.

Наконец определите, как к этим героям относитесь вы.

Инструкция

Характеристика героев может быть двух видов: индивидуальная и сравнительная. Если вам нужно составить индивидуальную характеристику героя , начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя . Расскажите о социальном положении героя . Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер. Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам. Вы знаете, что ему наскучила светская жизнь, надоели красавицы из высшего общества, пустое . Поэтому он увлекся Татьяной Лариной, так не похожей на них.

Подробно опишите в характеристике героя , одежду, внешний вид, манеру поведения. Обычно манеры или какие-то необычные черты во внешности героя являются средством раскрытия характера. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в "Герой " подчеркивает во внешности Печорина противоречия: стройный, тонкий стан и широкие плечи, что доказывало крепкое сложение. Это помогает нам понять поступки героя , тоже противоречивые, неоднозначные.

Поступки героя , безусловно, необходимо описать в характеристике. Например, Печорин во время вздрагивал от шума ставен, но не боялся ходить на кабана. Особенности речи героя - важная составляющая характеристики героя . Так, любезно-сентиментальное отношение Манилова, героя Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души", раскрывается в его речи: "Я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы".

Составляя характеристику героя , обратите внимание на персонажа, круг его интересов. Например, Пьер Безухов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" является ищущим свой жизненный путь человеком. Автор описывает его поиски и душевные кризисы. Пьер проходит путь от увлеченности идеями Наполеона до осознания того, что является движущей силой . Образ Пьера показан в развитии. Если вы составляете характеристику этого героя , обязательно опишите его поиски жизненного пути.

Можно также отметить отношение автора к своему герою, если это просматривается в произведении. Например, если вы составляете характеристику Татьяны Лариной, героини Пушкина "Евгений Онегин", отметьте доброе, искреннее, бережное отношение к ней автора. "Татьяна, милая Татьяна...", - пишет А.С. Пушкин.

Сравнительная характеристика позволяет нам понять героя через сопоставление. Например, характеризовать Жилина, героя произведения Льва Николаевича Толстого "Кавказский пленник", необходимо через сопоставление с другим героем, Костылиным. Это позволит вам глубже осмыслить поступки героя и отразить в характеристике. В заключении характеристики вы можете написать и свое отношение к герою.

Источники:

Характеристика героя подразумевает составление как можно более полного его описания. Задача автора характеристики – систематизировать и обобщить информацию о герое, сделать из нее выводы. Такая работа покажет не только аналитические способности, а также мыслительные и речевые навыки пишущего.

Вам понадобится

Инструкция

Начните характеристику с того, как в произведении читатели знакомятся с героем. В каких условиях он появляется, какое создается впечатление при знакомстве с ним и какими художественными приемами пользуется при этом автор. Хорошим вступлением будет информация о прототипе героя, о том, как автору мысль о таком образе.

Опишите героя. Это касается и внешности, и образа , и рода деятельности. Ваша задача – выбрать по максимуму все описания автора, фразы других действующих лиц, которые касаются героя, проанализировать их. Привести в качестве цитат лучше те, которые наиболее ярко передают образ человека, а остальное выразите своими .

Переходите к личностной характеристике героя. На основании поведения его в произведении, его поступков, постарайтесь передать мировоззрение, определить личные качества, стремления, характер. Для усиления вашего описания вы можете сравнить его с другими лицами в этом произведении или обозначать сходство с героями других , былин. Но используйте этот прием умеренно.
Существует ли какой-то конфликт в личности героя? Сделайте об особенностях этого человека и о том, что хотел передать автор с помощью данного образа, какие особенности эпохи или слоя населения. Каково отношение самого автора к герою? Приведите в цитаты из произведения, которые подтверждают ваши мысли. Неплохо использовать и мнение разных критиков по поводу описываемого персонажа.

Сделайте вывод. Укажите собственное мнение о герое, выразите согласие или несогласие с автором. Какие чувства лично у вас вызывает этот : сочувствие, радость, или что-то другое. Отметьте, близок ли вам хоть в чем-то герой или непонятен, остается ли актуальным его образ в современном мире, оказал ли он какое-то влияние на дальнейшую литературу, стало ли его имя нарицательным, проявляли ли к нему интерес художники и режиссеры.

Источники:

  • 800 характеристик литературных героев! Материалы для сочинения.

С героями сказок А.С. Пушкина дети знакомятся в самом раннем возрасте. Все персонажи сказок очень колоритные, запоминаются надолго, а потому неудивительно, что большинству персонажей были поставлены памятники в разных уголках нашей страны и зарубежья.

Инструкция

Одной из самых любимых детьми произведений А.С. Пушкина является «Сказка о рыбаке и рыбке». Неудивительно, что главную героиню - исполнительницу желаний Золотую Рыбку - увековечили во многих городах. Не факт, что везде она установлена в честь произведения А.С. Пушкина, где-то это просто символ того, что желания сбываются. Одной из последних установили памятник рыбке в Астрахани. Также яркая рыбка на гребне морской установлена в Кемерово. Есть свой исполнитель желаний и в Донецке, и в Абакане. В Санкт-Петербурге, богатом на скульптурные композиции, не забыли и про эту пушкинскую героиню. В Москве на Манежной площади рыбку изобразили вместе с поймавшим ее стариком. В Воронеже также установлена скульптура старику, пришедшему к морю просить помощи. На поляне сказок в Ялте тоже

Здравствуйте! Сегодня говорим о том, зачем мы учимся описывать внешность и как дать характеристику литературному герою.

Но согласитесь, даже подробнейшее описание внешности совершенно не даёт представление о человеке как личности…

Внешность обманчива!

Всем известно это крылатое выражение! Древнеримский писатель-сатирик Децим Юний Ювенал писал: «Frontis nulla fides»,- т.е. внешности нет никакой веры. Другими словами, приятная внешность абсолютно не гарантирует , что она принадлежит приятному, добросердечному, человеку.

Вместе с тем вспоминаются слова Оскара Уайльда: «Только поверхностные люди не судят о человеке по его внешности…» Писатель был убежден: анатомия головы, рук, ног, ушей, глаз, носа, любимые цвета одежды, запахи и тому подобное могут сказать о человеке многое, но только тому, кто… сумеет это прочесть.

Чтобы научиться распознавать человека, его характер, по его внешности, надо научиться видеть не только цвет глаз, очертания губ, телосложение, одежду. На самом деле цвет глаз, волос и кожи, форма носа, губ и головы играют совершенно несущественную роль в оценке человека.

Главное – это ВЫРАЖЕНИЕ лица человека. Лицо человека может быть веселым или грустным, злым или добрым. Точно также и взгляд: равнодушный, задумчивый, пристальный, внимательный, мечтательный и т.д. Точно так же и одежда: в описании внешности важно не то, во что одет человек, а его манера одеваться, состояние одежды и пр.

Научиться видеть внутренний мир человека, скрытый за его внешностью – вот главная задача

Учиться лучше всего на примерах. Самыми лучшими примерами описаний внешности, конечно же, являются описания . Вот почему в школе при изучении художественного произведения так много времени отводится на характеристику персонажа.

Писатель – мастер художественного слова, умеет найти удивительные слова, которые помогают через словесный портрет понять внутренний мир героя и объяснить его поступки.

Анализируя внешность литературного героя, точно выполняя указания учителя, ты создаешь в своей голове своеобразную модель, или шаблон, который впоследствии помогает тебе оценить окружающих людей, особенно тех, с кем ты только знакомишься. Ты учишься обращать внимание на 2 — 3 ярких детали во внешности человека, которые отличают его от других людей, безошибочно характеризуют его и рассказывают тебе о человеке, его характере, его внутреннем мире. Так ты становишься наблюдательным, внимательным, вовсе не «поверхностным» человеком, как говорил О. Уайльд.

Таким образом, СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ литературного героя – изображение внешности персонажа (черт лица, фигуры, манеры одеваться и т.д.) — это одно из средств характеристики литературного героя . Кроме того, литературный портрет героя — это способ выражения авторского отношения к герою произведения.

При характеристике героя литературного произведения можно использовать этот примерный план:

  1. Место героя среди других персонажей (главный герой, второстепенный).
  2. Есть ли прототип у героя, имеются ли биографические черты автора.
  3. Имя персонажа.
  4. Портрет. Внешний вид героя в восприятии других персонажей.
  5. Речевая характеристика.
  6. Описание предметов быта, жилища, условий жизни, одежды.
  7. Семья. История жизни. Род занятий.
  8. Черты характера. Как изменился герой в процессе развития сюжета.
  9. Поступки, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  10. Прямая авторская характеристика.
  11. Отношение к герою других персонажей произведения.
  12. Сравнение с другими персонажами или литературными героями другого автора.
  13. Оценка литературного персонажа его современниками.
  14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Не обязательно применять все пункты плана. Этот план можно использовать для характеристики любого литературного героя, не для какого-то отдельно взятого.