Время, события, люди в Былом и думах А.И.Герцена. Литературные портреты П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского и др

Образы Белинского и Чаадаева, Грановского и Щепкина, Огарёва и Станкевича, итальянского революционера Д. Гарибальди и английского утописта Р. Оуэна, как и десятков других лиц, нарисованы писателем с необыкновенным мастерством и жизненной правдой.

Герцен был великолепным мастером литературного портрета» и недаром Тургенев, отмечая эту черту таланта Герцена, писал: «В характеристике людей, с которыми он сталкивался, у него нет соперников».

Вот яркая характеристика В. Г. Белинского: «В этом застенчивом человеке, в этом хилом теле обитала мощная, гладиаторская натура; да, это был сильный боец! Он не умел проповедовать, поучать, ему надобен был спор. Без возражений, без раздражения он не хорошо говорил, но когда он чувствовал себя уязвлённым, когда касались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щёк и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал его жалким и по дороге с необычайной силой, с необычайной поэзией развивал свою мысль.

Спор оканчивался очень часто кровью, которая у больного лилась из горла. Бледный, задыхающийся, с глазами, остановленными на том, с кем говорил, он дрожащей рукой поднимал платок ко рту и останавливался, глубоко огорчённый, уничтоженный своей физической слабостью. Как я любил и как жалел я его в эти минуты!.

…Лишения и страдания скоро совсем подточили болезненный организм Белинского. Липо его, особенно мышцы около губ его, печально остановившийся взор равно говорили о сильной работе духа и о быстром разложении тела.

В последний раз я видел его в Париже осенью 1847 года: он был очень плох, боялся громко говорить, и лишь минутами воскресала прежняя энергия и ярко светилась своим догорающим огнём. В такую минуту написал он своё письмо к Гоголю».

Вот портрет «будочника», шефа жандармов Дубельта: «Лицо оригинальное, он, наверное, умнее всего Третьего и всех трёх отделений собственной канцелярии. Исхудалое лицо его, оттенённое длинными светлыми усами, усталый взгляд, особенно рытвины на щеках и на лбу ясно свидетельствовали, что много страстей боролось в этой груди, прежде чем голубой мундир победил или, лучше, накрыл всё, что там было. Черты его имели чтото волчье и даже лисье, то есть выражали тонкую смышлёность хищных зверей, вместе уклончивость и заносчивость. Он был всегда учтив».

Не менее выразителен портрет «будочника будочников» Николая I: «Я знаю этот взгляд и ни одного не знаю страшнее, безнадёжнее этого серобесцветного, холодного, оловянного взгляда».

Взгляд Николая I - это взгляд «гремучей змеи»; это «вечно остриженная… медуза с усами». «Он был красив, ко красота его обдавала холодом; нет лица, которое бы так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад; нижняя челюсть, развитая за счёт черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза».

Как стать личностью? (урок по произведению А.И.Герцена «Былое и думы»)

7 класс

I . Организационный этап, мотивация.

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Я смотрю на вас и понимаю, какие вы все разные: у каждого свой характер, каждый выберет свой жизненный путь, но как же мне хочется, чтобы каждый из вас состоялся как личность.

А как мы определяем, является ли человек личностью?

Что влияет на становление личности?

2. Предлагаю провести мозговой штурм . Назовите условия, способствующие, на ваш взгляд, становлению личности. А я все ваши мысли буду фиксировать

Предполагаемые ответы обучающихся:

Воспитание Книги

Школа Спорт

Родители Телевидение

Семья Интернет

Друзья СМИ

III . Подготовка к работе по новой теме

Сегодня на уроке, анализируя главы произведения А.И.Герцена «Былое и думы», мы вновь будем говорить с вами о личности.

Как вы считаете, что станет целью нашего сегодняшнего урока?

Предполагаемые ответы обучающихся: Как стать личностью? Как наш герой стал личностью? Какие условия необходимы для становления личности?

Цель урока : определить, что повлияло на формирование характера главного героя произведения А.Герцена «Былое и думы»?

Для этого нужно решить следующие задачи :

    познакомиться с определением мемуарной литературы;

    определить жанр произведения А.Герцена «Былое и думы».

IV .Работа по новой теме.

Для анализа такого непростого произведения класс делится на три группы: «биографы», «историки», «литературоведы».

1 группа «Биографы».

Поскольку биография автора в этом произведении играет существенную роль, группа «биографов» должна составить краткую биографию А. И. Герцена, используя материалы учебника и сведения, которые имеются у них на рабочем столе. Выступление должно быть коротким, емким и интересным.

2 группа «Историки».

В учебнике и на страницах, посвященных произведению Герцена очень много иллюстраций. «Историки» анализируют всю информацию, которая у них имеется, и составляют краткую справку об эпохе, на фоне которой разворачиваются события изучаемого произведения.

3 группа «Литературоведы».

«Литературоведы» будут работать над определением жанрового своеобразия текста. Для этого им нужно будет познакомиться со статьей учебника «Мемуарная литература» в литературоведческом словарике. Определить ее особенности и, соотнеся их с изучаемым произведением и используя материалы домашнего задания, сделать вывод о жанровой принадлежности произведения.

    В литературоведческом словарике учебника прочитайте о мемуарной литературе.

    Каковы ее особенности?

    Композиционный беспорядок мемуаров, разнообразие литературных форм, к которому прибегает автор, им объясняется «тесной связью и зависимостью своего повествования от разнообразия самих жизненных явлений». Согласны ли вы с этим утверждением?

    Можем ли мы определить жанр произведения?

Выслушав ответы обучающихся, учитель дополняет их следующей информацией:

Особенностью произведения является то, что в нем нашли отражение:

  • Исторические хроники;

  • Художественный очерк;

    Новеллистическая проза;

    Биография.

А.И.Герцен выступает в роли

    Публициста;

    Историка;

    Философа;

    Политика.

V . Анализ произведения.

Каждой из групп предложен ряд вопросов для анализа произведения по определенной теме.

1 группа «Биографы»

Цель: анализ страниц произведения, посвященных дружбе

    Что героя привлекло в Нике Огареве?

    Что объединило мальчиков?

    Каково значение дружбы для героя?

    Важна ли, на ваш взгляд, дружба для формирования личности?

2 группа «Историки»

Цель : сравнительный анализ образов императоров: Александра 1 и Николая 1;

    Обратите особое внимание на портретные характеристики. На какие детали портрета автор обращает внимание?

    Как через зрительное восприятие и через поступки императоров А.И.Герцен характеризует императоров?

    Можем ли мы понять, как герой относится к ним? Аргументируйте свои ответы текстом произведения.

    Какие особенности личности главного героя раскрываются через отношение к историческим лицам?

3 группа «Литературоведы»

Цель : анализ страниц произведения, посвященных первой любви,

определить, каково отношение героя к природе.

    Каким настроением проникнуты пейзажные зарисовки?

    Назовите особенности изображения картин природы?

    Какие качества личности героя раскрываются через отношение к любви и восприятие природы?

Каждую из групп особое внимание прошу уделить работе с текстом произведения. (подтверждайте свои наблюдения и выводы цитатами из текста)

VI . Особая роль будет сегодня у 4 группы «Аналитиков». Им предстоит, проанализировав результаты нашего мозгового штурма, сначала простроить гипотезу «Что может повлиять на формирование характера главного героя», впоследствии, проанализировав образ главного героя и выслушав выступления ребят, сделать вывод: что послужило становлению героя как личности

Обучающиеся работают в соответствии со своими образовательными маршрутами, обобщают результаты своих наблюдений, делают выводы

На этапе формулирования вывода группой «Аналитики» предлагается обучающимся ответить на вопрос:

Сможете ли вы объяснить, почему А.И.Герцен выбрал именно такой творческий псевдоним (Искандер)? Случаен ли он? Каким вы представляете себе человека, избравшим его?

(Ребята вспоминают, что так на Востоке называли только одного человека – македонского полководца Александра Великого (356 – 323 гг до н.э.) За очень краткий период, а он умер в 33 года, Александр Македонский успел проявить себя не только как великий полководец, завоевавший всю Персидскую империю вплоть до Индии. Он был прославленным политическим деятелем, стремившимся создать мировую империю, новую историческую общность народов, которая могла бы изменить лицо мира. Именно дерзновенность его планов, немыслимый размах военных и политических устремлений сохранили вовеки в истории его имя.

Искандер – это не только историческое имя конкретного деятеля, но и нарицательное имя героя вообще и нашему автору, вероятно, импонировали устремления, амбиции Александра, его неистовость, темперамент, который смог увлечь за собой тысячи людей самых разных национальностей, религиозных убеждений и раздвинуть рамки привычного узкого мира, замкнутого в пределах городских стен.

Это имя становится синонимом борьбы и победы, сражений и страданий, верности избранного пути, оборвать который может только смерть.

ВЫВОД: А.И.Герцен – сильная личность. Сформировавшись под воздействием семейного воспитания, чтения, влияния таких внешних факторов, как дружба, любовь, отношение к природе, автор верен принципам гуманизма, борется за свободу народа несмотря на гонения и преследования власти. Вся его жизнь – это борьба, страдания, верность избранному пути.

VII . Оценка ответов одноклассников и самооценка по оценочным листам (в помощь обучающимся даны «Критерии оценки устного ответа по литературе»)

Оценочный лист.

Задание: Оцени свою работу и работу одноклассников. Свое настроение и отношение к деятельности на уроке вырази при помощи смайликов ( - урок понравился;  - урок не понравился, урок оставил равнодушным)

Фамилия Имя

Самооц Самооценка деятельности на уроке

Оценка Оценкагруппы

Вырази свое настроение и отношение к деяльности на уроке

VIII. Рефлексия.

    С какими трудностями столкнулись в процессе чтения и решения образовательных задач?

    Что нового узнали на уроке?

    Помог ли урок в решении ваших личных проблем?

IX . Домашнее задание (по выбору обучающихся)

    Нарисуй словесный портрет одного из героев, о котором рассказывает А.И.Герцен на страницах своего произведения «Былое и думы».

    Выполни творческую работу «Страничка из моего дневника» (о любом важном событии твоей жизни»)

    Сделай иллюстрацию к одному из эпизодов произведения А.И.Герцена «Былое и думы», объясни свой выбор.

Александр Герцен известен, как талантливый писатель, критик, публицист и выдающийся философ. Жизнь самого Герцена была насыщенной, ему пришлось пережить и кризисы, и настоящие трагедии. Он долгое время надеялся на победу социализма и демократии, но в 1848 году его вера в революцию угасла.

Герцен всей душой болел за справедливое социалистическое общество и надеялся на то, что Россия придет к этому через крестьянскую общину.

Большинство его статей и произведений пропитаны именно этими идеями. Но в жизни писателя произошла настоящая трагедия, постепенно теряет всю свою семью - мать и сын погибают в кораблекрушении, а затем умирает и его жена.

Душевный кризис и трагедия приводят Герцена к написанию мемуара. "Былое и думы" представляет собой биографию Александра Герцена, насыщенную необычными и яркими событиями его жизни.

Анализ биографии Герцена

"Былое и думы" раскрывает не только размышления Герцена о собственной жизни, но и включается в себя настоящий духовный переворот в его внутреннем мире.

Потрясение подобного рода он пережил дважды - когда произошло поражение французской революции в 1848 году и когда погибла вся его семья. Герцен очень тяжело переживал социальные катаклизмы мира, и на свободный дух он революции возлагал большие надежды.

Но ему приходится испытать глубокое разочарование, и долгое время Герцен ощущает лишь безысходность. А затем уходят из жизни члены его семьи... Это не могло не повлиять на Герцена, теперь он чувствует себя не только разочаровавшимся, но и безмерно одиноким...

И это беспросветное одиночество приводит его к написанию биографии. Герцен писал "Былое и думы" в эмиграции, в Лондоне и для того, чтобы достоверно передать свои ощущения и переживания, ему приходилось заново проживать произошедшее.

«Былое и думы» как образец мемуарной литературы

Совершенно очевидно, что желание Герцена рассказать о своей жизни было непреодолимым, и в этом ему существенно помогло мужество памяти. Размышления о своем деле и о своей роли в жизни приводит Герцена именно к биографической форме произведения.

Он выносит свои трагедии на всеобщее обозрение и проводит символические параллели между революционными событиями в мире и своей судьбой, на которую значительно повлияла эта закономерность.

Несмотря на то, что Герцен писал свое произведение на чужбине, он посвящал его своей родине - России. Писатель желал показать свои переживания именно соотечественникам, он надеялся, что они смогут его понять и проникнуться его историей, тяжелой и мрачной.

Поэтому "Былое и думы" - яркий образец мемуарной литературы, Герцен написал не просто собственную биографию, он существенным образом показал отражение человека в истории.

И несмотря на пережитые трагедии и на рассказы о своих разочарованиях и ошибках, Герцен взывает к продолжению борьбы за справедливость.

Краткое содержание дать вам не могу, ибо трудно будет. Вместо этого – вот вам биография Герцена, это ведь и есть содержание БиД, подробности немного есть в билете. Г.родился 25 марта 1812 в Москве, внебрачный сын знатного русского барина Яковлева и немки Луизы Гааг. Ребенку Яковлев дал фамилию Герцен (от немецкого слова "Herz" - сердце). У матери Г. научился немецкому языку, в разговорах с отцом и гувернерами - французскому. У Яковлева была богатая библиотека, состоявшая почти исключительно из сочинений французских писателей XVIII в., и в ней мальчик рылся вполне свободно. События 14 декабря 1825 определили направление стремлений и симпатий Герцена. В 1833 Герцен окончил университет. Еще в университете он ознакомился с учением сен-симонистов. Через год после окончания курса Герцен и его друг Огарев были арестованы. Причиною ареста был самый факт существования в Москве "неслужащих", вечно о чем-то толкующих молодых людей, а поводом - одна студенческая вечеринка, на которой пелась содержавшая в себе "дерзостное порицание" песня, и был разбит бюст Николая. Дознание выяснило, что песню составил Соколовский, с Соколовским был знаком Огарев, с Огаревым дружил Г., и хотя на вечеринке ни Г., ни Огарев даже не были, тем не менее, на основании "косвенных улик" они были привлечены к делу о "несостоявшемся, вследствие ареста, заговоре молодых людей, преданных учению сен-симонизма". В тюрьме Герцен пробыл девять месяцев, после чего, по его словам, "нам прочли, как дурную шутку, приговор к смерти, а затем объявили, что, движимый столь характерной для него, непозволительной добротой, император повелел применить к нам лишь меру исправительную, в форме ссылки". Герцену назначили местом ссылки Пермь, где он провел три недели и затем, по распоряжению властей, был переведен в Вятку, с зачислением в качестве "канцеляриста" на службу к губернатору Тюфяеву. Вскоре его перевели из Вятки во Владимир, а после Владимира Герцену разрешено было жить в Петербурге, но вскоре он снова оказался в ссылке, в Новгороде. Благодаря хлопотам друзей Герцену удалось выйти в отставку и переехать в Москву. Там и прожил он с 1842 по 1847 - последний период своей жизни в России. Герцена тянуло в Европу, но на просьбы Герцена о выдаче заграничного паспорта для лечения там жены император Николай положил резолюцию: "не надо". В 1847 он наконец-то прибыл в Париж, затем в Женеву, жил в Италии. После появления "Писем из Франции и Италии", появилось в печати и знаменитое произведение Герцена "С того берега" (первоначально также по-немецки: "Von andern Ufer"). Похоронив в Ницце жену, Герцен переехал в Лондон, где поставил первый станок вольной русской прессы, на котором печатались журналы "Полярная Звезда" и "Колокол", первый номер которого вышел 1 июля 1857. "Колокол" продолжал выходить до 1867. В это-то время он и написал «БиД».


Замысел. Книга воспоминаний «Былое и думы» - особое произведение Герцена, над ним он работал почти 16 лет, с 1852 по 1868 г. В этой книге воссоздаются этапы его личной судьбы и крупнейшие события эпохи. Поводом к работе над книгой послужили драматичные обстоятельства семейной жизни Герцена в 1849-52 гг. Его разлад с женой, ее примирение с Г. и смерть – должны были лечь в основу книги. Г. был убежден, что его драма имеет глубокий общественный смысл. Но постепенно рамки книги раздвинулись. В итоге Г. решил писать «с начала», от первых дней младенчества до дней нынешних. К драме жизни Г. (смерть матери, малолетнего сына и жены) присоединилась общественная драма. Во Франции произошла революция, но тут же была подавлена, и к власти снова пришли монархи (для Г. это было очень важно). «Все рухнуло – общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье. Камня на камне не осталось от прежней жизни».

Особенность жанра . Книга – своего рода исповедь, мемуары . К этой форме Г. тяготел всю жизнь. Многие его произведения автобиографичны. По мнению Г., сочинения на мемуарной основе обладают большей степенью достоверности. Воспоминания о жизненном пути служили для Г. материалом к широким идейным и художественным обобщениям. Г. пытался осмыслить свою жизнь как часть общественной жизни в целом. Жанр мемуаров, исповеди был очень популярен в Европе («Исповедь» Руссо) и был связан с возросшим интересом к человеческой личности. Г. подчеркивал, что «история каждого существования имеет свой интерес».

Г. писал: «Мое призвание – просто писать о чем-нибудь жизненном и без всякой формы, не стесняясь». Отсюда непринужденная композиция «БиД», где посреди «былого» начинаются «думы».

1. Время, события. Не случайно Г. называет БиД «отражением истории в человеке». Книга вобрала в себя весь жизненный опыт Г. В «БиД» отразилось большинство важных событий конца правления Александра I и николаевского правления: от 1812 года (год рождения Герцена) до 1868, кануна Парижской Коммуны.

Воспоминания о детских и отроческих годах сопровождаются рассказом о пожаре в Москве в 1812 году, во время которой годовалый Г. со своей семьей находился в Москве. Его отец, между прочим, был на приеме у Наполеона, просил у него выпустить его с семьей из города, захваченного французами. Наполеон дал пропуск, но за этот вражеский пропуск отца еще погоняли по всяким Винценгероде и Аракчеевым. Отношение к Наполеону у Г. плохое – «После обыкновенных фраз, отрывистых слов и лаконических отметок, которым лет 35 приписывали глубокий смысл, пока не догадались, что смысл их очень часто был пошл, Наполеон разбранил Ростопчина за пожар». Из личного – начало нежной дружбы с Огаревым и их клятва на Воробьевых горах целиком посвятить себя правому делу. О событиях на Сенатской площади тоже упоминает, но они его больше интересуют с той точки зрения, как они повлияли на людей, особенно на то поколение, которое было лишь чуть младше декабристов, «потерянное поколение» (Станкевич и его кружок).

Подробно рассказывает о духовной атмосфере в Московском университете той поры, об их восстании против противного препода Малова, за которое Г. отсидел в приуниверситетском карцере пару дней. Говорил о холере в Москве и о героизме студентов-медиков. Занятно рассказывает о своей второй ссылке (в Новгород), где он занимался помещичьими злоупотреблениями и рассказывает все ужасы, как помещики/крестьяне забивали до смерти крестьян/помещиков. Помимо Салтычихи было полно таких историй. Картина духовной жизни русской интеллигенции, их споры – все как в хорошем живом журнале.

Думаю, будет неплохо еще сказать о размышлениях Г. о всей русской истории в целом (главы «Наши» и «Не наши»). Г. – западник, и в своем анализе истории делает упор на преобразованиях Петра. В основном его мысли являются отпором славянофилам. Поэтизация допетровского времени вызывает у него отпор, он доказывает, что и там все было не так хорошо. Например, «Петр переплавил новгородские колокола, но снял их Иван Грозный».

2. Люди.

В книге предстают самые разные люди: Белинский, Бакунин, Чаадаев (см. дальше), Грановский (профессор истории, западник, добряк и всех мирил). Г. удается с помощью внешнего портрета раскрыть внутреннюю сущность людей. Так же хорошо представлены образы врагов – жандармов, чиновников и даже Николая. Бенкендорф, Дубельт, Аракчеев. Николая называет «будочником» - главный полицейский стране будочников. Кстати, наиболее пристрастный портрет в книге. Николай изображен трусливым, ограниченным человеком. Свои личные проблемы, конечно же, он сваливает на царя. Например, когда его высылали второй раз, его жена страшно заболела и у нее случился выкидыш. И тут же Г. припоминает, что Николай, когда у него заболела дочь, очень переживал…

3. Литературные портреты П. Я. Чаадаева, В. Г. Белинского и др.

Среди западников интересен портрет Белинского . Белинский – «самая деятельная, порывистая, диалектически-страстная натура бойца». По мнению Г., он очень метко сочетал идеи философские с революционными. «Я считаю Б. одним из самых замечательных лиц николаевского периода…после мрачной статьи Чаадаева [см. дальше] является выстраданное, желчное отрицание и страстное вмешательство вовсе вопросы Б. В ряде критических статей он кстати и некстати касается всего, везде верный своей ненависти к авторитетам , часто подымаясь до поэтического воодушевления. Разбираемая книга служила ему по большей части материальной точкой отправления, на полдороге он бросал ее и впивался в какой-нибудь вопрос».

Белинский был властителем дум своей эпохи. Его статьи, печатавшиеся в «Отечественных записках», ждали с нетерпением, журнал передавали из рук в руки и долго обсуждали.

Что касается Белинского как человека, он был очень застенчив и терялся в незнакомом обществе, или же в многочисленной компании. Иногда после таких вечеров он от нервов заболевал. Но «в этом хилом теле обитала мощная гладиаторская натура; да, это был сильный боец ! Он не умел проповедовать, поучать, ему надобен был спор ». Когда Б. чувствовал себя уязвленным, он забывал о застенчивости и «бросался на противника барсом, он рвал его на части, делал его смешным, делал жалким, и по дороге с необычайно силой, с необычайной поэзией развивал свою мысль». Когда он заболел чахоткой, спорить, громко разговаривая, было тяжело, и он ужасно огорчался, что физически не может себе позволить спорить, и страдал внутренне.

Г. считает, что Б. что-то вроде сгорел на работе. «Лишения и страдания скоро совсем подточили болезненный организм Б. Лицо его, особенно мышцы около губ его, печально остановившийся взор давно говорили о сильной работе духа и о быстром разложении тела».

Чаадаев – человек, не принадлежавший ни кругу западников, ни кругу славянофилов, бывший сам по себе и при своем мнении. Он был человеком другого поколения, и потому он не мог присоединиться ни к одной из партий. Его «Философическое письмо » (1836, журнал «Телескоп») вызвало широкий резонанс в обществе, и именно из-за него его объявили сумасшедшим и установили за ним негласный полицейский надзор (о котором Ч., понятно, знал, но его стражи делали вид, что это не так, и он презирал их за это). Г. о «Письме»: «Эдак пишут только люди, долго думавшие, много думавшие и много испытавшие, жизнью, а не теорией доходят до такого взгляда… «Письмо» становится мрачным обвинительным актом против России , протестом личности, которая за все вынесенное хочет высказать часть накопившегося на сердце».

Портрет Ч.: «Лета не исказили стройного стана его, лицо его было совершенно неподвижно, когда он молчал, как будто из воску или из мрамора; «чело, как череп голый»… воплощены veto, живой протестацией смотрел на вихрь лиц, бессмысленно вертевшихся около него». Знакомство с ним было опасно, он был в опале, но он имел на людей огромное влияние, и все делали ему визиты.

Еще важен злой, колкий юмор Ч. Вот например. Какой-то сенатор жаловался Ч., что он сильно занят, Ч. Спросил чем, тот сказал, что разбирает записки и дела. Ч. спросил, зачем. Тот сказал: «Иногда надобно подать свое мнение». Ч. ответил: «Вот в этом я уж никакой надобности не вижу».

Ч. был одиноким – его друзья либо умерли, либо попали в ссылку. Со славянами он быть не мог, так как все, чем они гордились, он считал нелепым. (Царь-пушка и царь-колокол без языка, как и вся страна этих славян ). В итоге пришел он в мистической философии и католицизму.

Портреты «не наших» - т.е. славянофиловбратьев Киреевских, Анненкова,Хомякова. На взгляд Г., Хомяков – самый достойный представитель славянофилов, самый достойный противник Белинского в спорах. Несмотря на идейные разногласия, он относится к Хомякову непредвзято. «Ильей Муромцем, разившим всех со стороны православия и славянизма, был Алексей Степанович Хомяков… Ум сильный, подвижной , богатый средствами и неразборчивый на них , богатый памятью и быстрым соображением, он горячо и неутомимо проспорил всю свою жизнь. Боец без устали и отдыха, он бил и колол, нападал и преследовал, осыпал остротами и цитатами, пугал и заводил в лес, откуда без молитвы выйти нельзя, - словом, кого за убеждение – убеждение прочь, кого за логику – логика прочь». [По моему, он похож на Жириновского J]

Хомяков был очень эрудированный. Возражения его, часто мнимые, сбивали с толку и ослепляли. Он забрасывал словами, запугивал ученостью, надо всем издевался, заставлял человека смеяться над собственными верованиями и убеждениями.

Портрет: « В несколько восточных четах его выражалось что-то затаенное и какое-то азиатское простодушное лукавство вместе с русским себе на уме ». Многие думали, что Х. спорил из одной артистической любви к спорам, но вряд ли кто-то из славянофилов сделал больше для распространения их идей.

Несуществующие реально герои вымышленных романных сюжетов откровенно раздражают Герцена: это восковые статуи, слепки, у которых все внешнее, вдобавок все выдуманное, внутри которых нет жизни, нет загадки. Записки, мемуары, по его мнению, напротив, запечатлевают реальную, живую «эксцентрическую жизнь», полную вопросов и тайн. Они объективно и непреходяще ценны: документальны, подлинны, в них воссоздано живое человеческое прошлое. По этой логике толстовское «Детство» действительно выше «Войны и мира».

Главное произведение Герцена-писателя «Былое и думы» (1852— 1867) относится именно к произведениям о жизни реального человека и о событиях подлинного прошлого, былого.

Особенности жанра этого грандиозного произведения объективно вытекают из особенностей творческой личности Герцена-синтетика, о которых говорилось выше. Художественное и документально-автобиографическое начала сложным образом сосуществуют в «Былом и думах». Так, начинаются они с событий войны 1812 г., в которых поневоле приняла в Москве участие семья И.А. Яковлева вместе с сыном Александром. Поскольку Герцен был тогда младенцем, сам об этих событиях помнить не мог и знал о своем в них участии только с чужих слов; он применяет чисто писательский прием: вводит в начале книги образ своей няни и обобщенно обрисовывает некий неоднократно возникавший в детстве между собой и ею разговор.

Далее начинается рассказ няни, посвященный тому, как семья Яковлева, спасаясь от бушевавшего в Москве пожара, вышла со слугами на Тверской бульвар и едва не стала жертвой пьяных французов-мародеров. Интересно, что Герцен довольно скоро в точно рассчитанном месте сменяет ее на стезе повествования и как бы начинает вспоминать далее сам Герцен, как заправский мемуарист, реально вспоминающим события и ситуации, о которых он ведет рассказ, описывает даже поношенный костюм отца, отсутствие на нем парика и тому подобные конкретные детали. Разумеется, в данном случае перед нами не проявление фантастической остроты его младенческой памяти, а чисто литературные приемы, работа художественного воображения писателя с опорой на полученные во взрослом возрасте знания о городской дворянской моде того времени. Это лишнее напоминание, что «Былое и думы» — не мемуары в обычном смысле, а нечто куда более сложное по жанру.

Далее Наполеон в тексте «Былого и дум», как это и было в исторической реальности, обращается к отцу с предложением отвезти от него письмо к Александру I, причем их разговор воссоздан в форме прямой речи, а не дан в пересказе — словно Герцен при нем присутствовал: еще один пример синтетического (одновременно и литературно-художественного в ряде черт, и очерково-документального в своей событийной основе) характера повествования.

Как писатель Герцен многократно проявляет в отношении реально существующих людей тот глубокий художественный психологизм, который плохо удавался ему в отношении вымышляемых героев. «Былое и думы» буквально поражают обилием ярчайших человеческих характеров. Митрополит Филарет, декабрист генерал М.Ф. Орлов, архитектор Витберг, Николай I, шеф жандармов Дубельт, Бакунин, Гарибальди, Маркс и многие другие исторические деятели появляются на страницах произведения. Нередко Герцен весьма субъективен — опять же вполне по-писательски он откровенно шаржирует малосимпатичных ему людей (в виде примера можно назвать такие разные фигуры, как Николай I и Карл Маркс). В других случаях он превращает реальных людей в интереснейшие литературные персонажи, а посвященные им страницы начинают выглядеть как вставляемые по ходу повествования блестящие сюжетные новеллы. Такова, например, история о похождениях князя Долгорукова, которого Герцен наблюдал в период своей высылки в Пермь (другое написание его фамилии, также применяемое в «Былом и думах»,— Долгорукий).

Незадолго до своей ранней смерти жена Герцена Наталья Александровна (урожденная Захарьина — она была двоюродной сестрой мужа) пережила малопонятное увлечение Г. Гервегом — ничтожным эгоистом, позером и трусом, разыгрывавшим из себя «революционера-демократа» и сочинявшим по-немецки посредственные стихи, не раз переводившиеся в СССР из-за их трескучей «революционности» (вскоре она в нем целиком разочаровалась, заявив в письме от 18 февраля 1852 г., что его «характер вероломный, низко еврейский»). Тогда же при кораблекрушении погибли мать Герцена и его сын Коля. В 1852 г. писатель стал записывать рассказ о своей только что происшедшей личной трагедии. (Эту изначальную часть «Былого и дум», которую при публикации называют обычно «Рассказом о семейной драме», сам Герцен не печатал потом до конца жизни.) Чувствуется, что интонации, ставшие затем определяющими для большинства разделов произведения в целом, еще не найдены здесь: «Рассказ о семейной драме» содержит много чисто риторических приемов, беллетристического сюжетного «инсценирования» эпизодов пережитого (с другой стороны, объективный самоанализ тут, в силу личного характера темы, психологически труден автору). Герцен всецело оправдывает свою Natalie, более того — духовно поднимает ее на недосягаемую высоту, скорбит и тоскует о ней. От истории «кружения сердца» ассоциации потянулись к юности, когда Александр и Наталья полюбили друг друга, к детству — так, вначале без четкого умопостигаемого плана, стало постепенно складываться будущее произведение эпических масштабов, которое создавалось потом полтора десятилетия.