Кто такой Авдий? (по роману «Плаха»). Инга рассказывает Авдию о том, что произошло у нее в семье

Роман Чингиза Айтматова « » - крупное событие в литературе последнего времени. В нем автор обращается к таким проблемам, не решив или хотя бы не поставив которые, дальше просто нельзя жить. Лейтмотив романа - тревога за утрату веры в высшие идеалы, за цинизм, за падение социальных нравов, за рост пьянства, наркомании, преступности, тревога за человека и окружающую его среду, тревога за судьбы всего мира.

Один из главных героев произведения - Авдий Каллистратов. Это недоучившийся студент духовной семинарии. Он верит в добро и проповедует его. Этот человек старается убедить наркоманов в пагубном действии наркотиков на человека. Он пытается остановить людей, убивающих сайгаков, однако ни то, ни другое ему не удается. Проповедник, моралист, идеолог добра, столкнувшись с реальным злом, он терпит трагическое поражение. Авдий оказывается распятым убийцами беззащитных животных. Жизнью своей расплачивается он за то, что идет против зла.

Но это еще не конец. Авдий гибнет, но проблема остается. Жизнь Бостона Уркунчиева - практическая попытка реализации тех ценностей, которые проповедует Авдий Каллистратов. Однако и этого человека ждет трагический конец. Бостон, человек совестливый, трудолюбивый, умный и чистый, выстрелом из собственного ружья случайно убивает своего сына. Трагедия тем страшней, что отец, убивший сына, - поистине настоящий человек, любящий. Этот роковой выстрел - результат цепной реакции зла, неизбежности, чрезвычайно далеких, казалось бы, от маленького Кенджеша. Малыша убили те, кто отдал преступный приказ выполнить план мясозаготовок за счет диких сайгаков. Те вертолетчики, которые гнали стадо беззащитных животных. Тот, кто зверски их расстреливал в упор. Тот, кто убил сына волчицы Акбары. Тот, кто решил поставить завод на уникальном озере. Тот, кто поджег для очистки территории приозерные камыши. Тот, кто украл волчат. И те, кто заплатил за них деньги. То есть все, кто не давал Акбаре завершить естественный круг жизни, выполнить свое великое предназначение, кто заставил ее украсть ребенка у людей.

Ни один из отрицательных героев романа не понес наказания за свои деяния. Уходит от правосудия Гришан, не знаем мы о дальнейшей судьбе Обер-Кан-далова, а Кочкорбаев вообще оказывается неподсудным. Но Бостон Уркунчиев и Авдий Каллистратов потерпели сокрушительное поражение в жизни, остаются нравственными победителями, не изменяют долгу, не предают себя.

Итак, Чингиза Айтматова «Плаха» поднимает целый рад серьезнейших проблем. И то, что писатель заговорил прямо, опередив к тому же газетно-жур-нальную публицистику, свидетельствует о его высоком уровне гражданской ответственности. Кроме того, в романе открыто сказано, какой урон - экономический, политический, моральный - нанесли стране кочкорбаевы разных рангов. А яростный рассказ о тех, кто истребляет, - по бездумью ли, корысти ли ради - наш общий дом - природу. Это наша сегодняшняя боль. И все эти проблемы не могут не волновать того, кто читает роман. Этим он заинтересовал и меня.

В романе Чингиза Айтматова «Плаха» затронуты многие проблемы современного общества. Писатель коснулся очень важных вопросов, которые могут встать перед человеком, если ему небезразлична наша собственная и судьба будущих поколений. Чингиз коснулся проблем наркомании, пьянства, экологии, а также нравственных различных проблем общества. Если эти проблемы не будут решаться, то в конце концов они приведут человечество к «плахе».

Главным действующим лицом первой половины романа является Авдий Каллистратов. Это человек, которому небезразлично, в каких условиях живут окружающие его люди. Он не может без душевной боли смотреть, как люди губят самих себя. Он не может бездействовать, хоть его поступки, часто наивные и не дающие нужного результата, оборачивались ему во вред. Писатель создает контраст между Авдием и молодыми наркоманами, подчеркивая тем самым два различных направления развития характера человека. Один путь, по которому пошел Авдий, приводит к совершенствованию лучших душевных качеств человека. Другой - к медленной деградации, к духовному обеднению. Кроме этого, наркомания постепенно делает человека физически слабым и больным. Одиночный протест Авдия не мог привести к глобальным переменам в обществе и даже в той небольшой группе людей, с которыми он имел несчастье вместе собирать анашу. Общество должно задуматься над этой проблемой и постараться решить ее силами много большими, чем сила одного человека. Однако нельзя сказать, что Авдий ничего не сделал. Он пытался показать людям, к какой катастрофе они могут прийти, и кто-то непременно поддержал бы его, если бы судьба не привела Авдия к гибели. Кто-то поддержал бы его стремление изменить жизнь к лучшему. Показывая гибель Авдия, писатель словно объясняет нам, к чему мы все придем, если будем закрывать глаза и отворачиваться, видя, как происходит что-то страшное и несправедливое. Люди, убившие Авдия, хуже животных, потому что животные убивают, чтобы жить, а они убили бездумно, просто от озлобленности. Эти, если разобраться, жалкие пьяницы в конечном итоге сами нравственно и физически медленно убивают себя.

Еще одна проблема - проблема экологии - в наибольшей степени раскрыта через описание жизни семьи волков. Их восприятие мира автор приближает к человеческому, делая их мысли и переживания понятными и близкими нам. Писатель показывает, как сильно мы способны повлиять на жизнь живой природы. В сцене отстрела сайгаков люди кажутся просто чудовищами, не знающими жалости к живым существам. Бегущие вместе с сайгаками волки видятся более благородными и даже более добрыми, чем люди. Губя живую природу, человек погубит и себя. Это утверждение невольно напрашивается, когда читаешь отдельные моменты романа.

Самая главная и самая страшная, как мне кажется, - это проблема нравственности. Бездуховные люди способны губить ради своей выгоды, и им не будет от этого ни больно, ни стыдно. Они не могут понять, что их поступки обернутся против них же самих, что за все придется платить.

Бездуховные люди в романе снабжают подростков наркотиками, убивают Авдия, губят природу без зазрения совести, не осознавая, что они творят. Бездуховный человек ворует волчат у Акбары, из-за чего происходит еще более страшная трагедия: погибает ребенок. Но его это не волнует. Однако этот поступок и его привел к гибели. Все проблемы человечества рождаются от отсутствия нравственного начала в людях. Поэтому прежде всего надо стремиться пробуждать в людях сострадание и любовь, честность и бескорыстность, доброту и понимание. Все это пытался пробуждать в людях Авдий Каллистратов, к этому должны стремиться и все мы, если не хотим оказаться на «плахе».

Если домашнее задание на тему: » Кто такой Авдий? (по роману «Плаха») оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Колекція творів: Мій улюблений добуток у сучасній літературіРоман Чингиза Айтматова «Плаха» - велике з-буття в літературі останнього часу. У ньому Сочинения на свободную тему (5-11 кл)Сочинение по произведению на тему: «Честно хочется прожить.» (4) Многие в современной русской литературе писали о Твору на вільну тему (5-11 кл)Твір по добутку на тему: «Чесно хочеться прожити.» (4) Багато хто в сучасній російській літературі Вопрос о том, насколько реалистично отражает литература последних лет жизнь молодежи, является, по-моему, камнем преткновения для критики. «Легко ли быть
    • Роль частей речи в художественном произведении
    • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

25 мая 2011 overquoting
\ Запрос Плаха перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья." />


\ Запрос Плаха перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья.

«Пла́ха» - роман киргизского cоветского писателя Чингиза Айтматова, изданный впервые в 1986 году в журнале Новый мир. Роман рассказывает о судьбах двух людей - Авдия Каллистратова и Бостона Уркунчиева, судьбы которых связаны с образом волчицы Акбары, связующей нитью книги.

Герои

Первой и второй частей:

  • Авдий Каллистратов - главный герой первых двух глав романа. Ищет «ревизию Бога», фигуру «Бога-современника с новыми божественными идеями».
  • Петруха - один из двух «подельников» Авдия, участвовавших в сборе наркотиков.
  • Ленька - второй, и самый молодой из наркоперевозчиков.
  • Гришан - главарь банды, прототип «антихриста» у Ч. Айтматова.
  • Обер-Кандалов - руководитель охоты на сайгаков, главарь людей, которые распнут Авдия.
  • Инга Фёдоровна - единственная любовь Авдия.
Третьей части:
  • Бостон Уркунчиев - передовик производства, рассматриваемый многими соседями как кулак.
  • Базарбай Нойгутов - антипод Бостона, пьяница и тунеядец, но считавшийся «человеком принципиальным, неподкупным» .
  • Кочкорбаев - парторг.

Сюжет и структура романа

Роман разделён на три части, первые две из которых описывают жизнь Авдия Каллистратова, рано потерявшего мать и воспитанного своим отцом - дьяконом. Поступив в семинарию и столкнувшись с непониманием многими священниками вопроса о развитии идеи Бога и церкви, он задаётся вопросом, на который ответ так и не находит.

Давая оценку этому поступку, Ч. Айтматов пишет о том, что сами мысли и есть форма развития, единственный путь к существованию таких идей.

Первая и вторая части

После ухода из семинарии Авдий устраивается работать в издательство и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» - Петрухой и Ленькой. Долго разговаривая с ними, Авдий Каллистратов приходит к выводу, что не эти люди виноваты в том, что нарушают правила, а система:

И чем больше вникал он в эти печальные истории, тем больше убеждался, что все это напоминало некое подводное течение при обманчивом спокойствии поверхности житейского моря и что, помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины, допускающие возможность возникновения этого рода болезней молодежи. Причины эти на первый взгляд было трудно уловить - они напоминали сообщающиеся кровеносные сосуды, которые разносят болезнь по всему организму. Сколько ни вдавайся в эти причины на личном уровне, толку от этого мало, если не вовсе никакого.

Прибыв на поле для сбора конопли, Авдий встречается с волчицей Акбарой, образ которой является связующей нитью всего романа. Несмотря на возможность убить человека, Акбара не делает этого. После встречи с Гришаном, в вагоне поезда, Авдий призывает всех покаяться и выбросить мешки с наркотиками, но его избивают и выкидывают из поезда. Случайно встретив бывших «товарищей» арестованных за провоз наркотиков, он пытается помочь им, но они не признают его за своего. Затем Авдий возвращается в Москву и только по приглашению Инги Фёдоровны снова возвращается в Моюнкумскую пустынь, где принимает предложение Обер-Кандалова «поохотиться».

Последние часы Авдия мучительны - не стерпев убийства множества животных «для плана», он пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле. Последними словами Авдия, обращёнными к Акбаре, будут: «Ты пришла…» .

Часть третья

Третья часть описывает жизнь Бостона, живущего в трудный период перехода социалистической собственности в частную. Повествование начинается с того, как местный пьяница крадёт детёнышей волчицы Акбары и, несмотря на все уговоры, продаёт их за выпивку. В этом повествовании рассказывается о несправедливости, которая царила в то время в этих местах. Тяжёлые отношения складываются у Бостона с местным парторгом. Трагически оканчивается судьба Бостона - он случайно убивает собственного сына.

Авдий и не представляет себе другого пути, поступая в духовную семинарию. Однако будущего священника от своих однокашников отличает свободное мышление, не скованное многовековыми церковными догматами. Авдий откровенно излагает свои богоискательские взгляды. За это подающего большие надежды ученика изгоняют из духовной семинарии и объявляют еретиком-обновленцем.

Авдий оказывается между двух огней. Православная церковь его прокляла, а господствующая государственная идеология также не признает никаких религиозных учений. Никто не задумывается о том, что несостоявшимся священником движут искренняя любовь ко всем людям и горячее желание оказать им помощь.

В СССР обновленцу практически невозможно открыто распространять свое учение. Поэтому Авдий устраивается внештатным сотрудником в газету, надеясь таким образом привлечь внимание к морально-нравственным темам.

Роковую роль в судьбе Авдия сыграло его решение попасть в ряды сборщиков анаши и на основании личного опыта поведать об этом обществу. Вжиться в роль ему удалось. Однако Авдий испытывает страдания от собственного бессилия в борьбе с наркоманией. Чистая и светлая душа богоискателя требует наставить молодых ребят на истинный путь.

В степи происходит встреча Авдия Каллистратова с главарём сборщиков анаши по имени Гришан, — скользким, изворотливым типом с волчей хваткой уголовника. Устроив иллюзию пожара на железнодорожных путях, банда анашистов останавливает грузовой состав. После откровенного разговора с Гришаном Авдий принимает решение вступить в открытую схватку с новым Антихристом за человеческие души. Но его горячая проповедь в вагоне не приносит результата. Авдия жестоко избивают и выкидывают из вагона. Автор проводит прямую параллель между еретиком и Христом: обоим для спасения было достаточно признать свое поражение и произнести пару слов. Авдий доказал, что в своем стремлении к добру и справедливости не остановится ни перед чем.

Самоотверженная любовь Авдия к людям ярче всего продемонстрирована в сцене с задержанием милицией. Обновленец требует, чтобы его посадили вместе со всеми сборщиками анаши. При этом он одерживает первую победу над Антихристом: под влиянием слов Авдия к раскаянию наконец-то приходит Ленька.

Жизнь Авдия наполняется новым смыслом после встречи со своей единственной земной любовью - Ингой. Но ее внезапный отъезд опять приносит разочарование. Оно толкает Авдия вступить в команду Обера-Кандалова, что становится его последним шагом на пути к "плахе".

Авдий прекрасно понимал, в какую среду он попал. Тем не менее под влиянием вида беспощадного истребления животных он не может удержаться от очередной роковой проповеди. Его проникновенные слова вновь не находят отклика в огрубевших душах.

Зверскому убийству пьяные идиоты намеренно придают христианский смысл. Авдий, подобно Иисусу Христу, встречает смерть "на плахе", став жертвой людей, которых он пытался вырвать из когтей дьявола.

Цитаты

Вера — это тебе не кайф, вера — продукт страданий многих поколений, над верой трудиться надо тысячелетиями и ежедневно.

Смысл существования человека в самосовершенствовании духа своего, — выше этого нет цели в мире. В этом красота разумного бытия — изо дня в день все выше восходить по нескончаемым ступеням к сияющему совершенству духа. Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день.

Моя церковь - это я сам.

Роман Чингиза Айтматова "Плаха" привлекает читателей своей проблематикой и необычными героями. Действующими лицами этой книги становятся собиратели анаши, молодой человек, изгнанный из духовной семинарии за ересь, бывшие зеки, "кулаки". Автор уделяет много внимания отношениям между людьми и природой. Это очень важно, потому что, чем больше мы узнаем о человеческих взаимоотношениях, о поступках людей, тем лучше мы понимаем друг друга, ведь каждый человек - это целый мир, который можно изучать вечно. Прочитав эту книгу, понимаешь, как сложно порой могут переплетаться судьбы людей, как сильно их жизни зависят от обстоятельств и от действий других людей.В романе "Плаха" можно выделить три основные сюжетные линии, связанные общей проблематикой. Первая линия - это судьба пары волков - Акбары и Ташчайнара.

В этой книге с первых строк поражает то, что Айтматов начинает свое повествование с рассказа о волках, а не о людях. Но, продолжая читать, понимаешь, что автор сделал это намеренно. Судьбы людей не раз пересекаются с судьбой зверей. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню - охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата. Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера. Акбара и Таш-чайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек.

А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их. Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова - молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь; после чего он стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования.

Он решил поехать в Моюнкумские степи с группой "гонцов" (собирателей анаши), чтобы написать о них статью. Но газетный очерк был только официальным поводом; на самом деле он поехал, надеясь, что ему удастся уговорить этих молодых ребят, почти мальчишек, бросить их опасный промысел и покаяться.

Ему это не удалось, как не смог он и напечатать свои "степные очерки". Разочарованный, Авдий возвращается в Жамгак-Саз, куда он ездил с "гонцами" и где он встретил и полюбил биолога Ингу Федоровну, которая так же, как и он, занималась проблемой борьбы с анашой.

Но Авдий не застает ее в городе и идет на вокзал, где его подбирает для "сафары" (охоты на сайгаков) "Обер-Кандалов - бывалый человек... в прошлом военный, причем из штрафбата". Айтматов описал эту "сафару" так, что читателям становится ясна практическая невозможность мирного сосуществования человеческой цивилизации и дикой природы степей.

Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного.В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базар-бай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков. Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе.

Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюшкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, - сына Кенджеша.Роман привлекает читателей не только содержанием, но и проблематикой. Автор затрагивает много важных проблем, которые находят свое отражение в разных частях книги. В их числе вопрос о том, что же делает человека человеком. Людям дан великий дар - способность мыслить, и она должна помогать людям полюбить мир, жизнь и все живое. Однако люди, которые лучше других должны понимать цену жизни, мучают и убивают не только диких зверей, но и друг друга, уничтожают жизнь, защита и охрана которой не обязанность, а призвание человека.

"Гонцы" за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда этот молодой человек во второй раз попытался пойти против суровой действительности и остановить бессмысленное жестокое убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди, распявшие Авдия, не пожалели его. Такие, как они, просто не знают, что такое жалость. Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. И у читателей возникает вопрос: в ком же тогда больше гуманности, человечности? Дикие животные способны жалеть нас, почему же тогда мы не можем понять и пожалеть их?

Им ведь свойственны все те же чувства и переживания, что и людям. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда - у нее украли ее волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Люди в совхозе не могли простить волков, убивающих скот и нападающих на людей, желая отомстить им за всех своих детенышей. Но мы можем понять Бостона, застрелившего Базарбая, которого он считал виновным в смерти своего сына.

В романе много внимания уделяется человеческим взаимоотношениям. Айтматов показывает, до какой низости, до каких преступлений могут довести человека зависть и желание жить лучше других. Когда Авдий спросил у "гонцов", Бог или деньги для них важнее, даже маленький Ленька ответил, что деньги, потому что они дают возможность жить лучше, чем живут многие люди, зарабатывающие на жизнь честным трудом. Но честно работать можно тоже по-разному.

Бостону, который вкладывал все силы в работу, многие бедные чабаны завидовали, некоторые даже ненавидели его за то, что у него все было лучше, чем у них. За это Бостона из "передовика производства" превратили в "кулака". А парторг Кочсорбаев старался помешать "кулаку" добиться большего. Все это происходило потому, что та же государственная идеология, которая не допускала возможности существования таких пороков, как наркомания, была против любого неравенства. Айтматов прекрасно понимал противоестественность ситуации, в которой для всеобщего равенства все должны жить и работать одинаково плохо, а не одинаково хорошо. Для поддержания такого порядка в государстве отдельных людей, пытавшихся бороться за справедливость, отправляли на плаху. Но автор показывает читателям, что государство и общество, которые коверкают жизни и судьбы людей и не обращают внимания на свои внутренние проблемы, из которых наркомания, возможно, не самая серьезная, сами идут к "плахе".

Такая критика системы в то время, когда был написан этот роман, была очень смелым шагом. В наше время проблемы, затрагиваемые в романе "Плаха", уже не так злободневны, но многие из них все еще актуальны. Поэтому я считаю, что еще не одно поколение людей, среди которых всегда есть и стремящиеся собственным трудом добиться успеха, и старающиеся направить других на путь истинный, и просто желающие лучше понять человеческие взаимоотношения и характеры других людей, будут с большим интересом и удовольствием читать роман Ч. Айтматова "Плаха".

Отдел образования администрации Центрального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

Секция: литературоведение

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме: “Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова “Плаха”

Михайлова Александра Олеговича

Учащегося 11Б класса МОУ СОШ №4

Центрального района

Научный руководитель

Платонова Юлия Владимировна

аспирант кафедры русской литературы ИФМИП НГПУ

Новосибирск 2008

Введение

1. Религиозный аспект романа

2. Исследование внутреннего мира героев романа

Заключение

Введение

Двадцатый век – противоречивое время, время сломов, разрывов, войн. С одной стороны, это век установления гражданского общества, основных политических и общечеловеческих свобод, век, подаривший людям надежду на лучшую жизнь, веру в свои силы и возможности, наконец, это век технического прогресса, сделавший возможным то, о чем вчера люди только мечтали. А что с другой стороны?! С другой стороны, перед нами предстает далеко не радужная картина. Человек, уверовав в свои силы, в свое превосходство над природой, стал безжалостно эксплуатировать её, разрушать естественный порядок бытия. Он провозгласил себя Богом, творцом в мастерской природы, как выразился герой романа Тургенева “Отцы и дети”. Более того, вера в традиционном своем значении утратила нравственно-созидательную силу, человек «изверился», потерял спасительную нить в лабиринте жизни, стал искать альтернативные заменители Бога, что в свою очередь привело к росту всевозможных злодеяний и преступлений. Конечно же, столь значимые проблемы не могли не коснуться всех сторон человеческой жизни. Решить их пытались и ученые, и экономисты, и политики, пытались и люди творческих профессий.

В литературе громче, раньше, убедительнее других зазвучало слово Чингиза Айтматова. Начиная с пятидесятых годов двадцатого века, в его произведениях развернуто, резко, с колющей прямотой излагаются важнейшие общественные проблемы. Автор выносит жесткую оценку своему времени и обществу, в котором живет. Но он не только констатирует факты, ему даже удается предсказывать будущее, ведь в настоящее время, поднятые Чингизом Айтматовым вопросы, все еще актуальны, даже более актуальны, чем пятьдесят лет назад. Каждый день с экранов телевизоров, из динамиков радиоприемников, мы слышим неутешительные выводы ученых о деградации человеческой личности, о повышающемся уровне преступности, о бескультурии молодежи. На наш взгляд, эти злободневные проблемы оформил и подробно изложил Айтматов в своем романе “Плаха”. В этом произведении писатель показал насколько деморализовался современный ему человек, как варварски стал относиться к природе и окружающим его людям. Целью нашей работы является исследование религиозно-нравственного аспекта романа “Плаха”. На примере данного текста, мы попытаемся исследовать систему нравственных ценностей современного Айтматову человека, что он считает злом, а, что добром, во что верит, а, что отрицает, что является целью его жизни, смыслом бытия. В конечном итоге, осмыслив и проанализировав это, постараемся выявить, что же представляет собой духовный мир человека эпохи шестидесятых годов прошлого столетия.

Религиозный аспект романа

Для человека любой эпохи свойственно стремление к осмыслению себя, к поиску своего жизненного пути, своего места в мире. Очень важный аспект в этом стремлении составляют духовные поиски личности. Особенно значимыми эти искания становятся в эпоху перемен, когда меняются не только технологии, но и сам человек, его ценности, духовный мир. Ярким примером такого времени может послужить середина двадцатого века – время выхода промышленной деятельности человека на глобальный, всеобъемлющий уровень. Человеку стало доступно все, созданные технологии смогли удовлетворять все его желания и потребности. Человек возвысился, возмужал, окончательно и бесповоротно отделился от природы, стал считать себя всемогущим Богом. Отсюда и пошли все людские беды. Мало того, что человек стал безжалостно эксплуатировать мать-природу – стихию, которая породила его, но более того люди стали еще разобщеннее между собой, обострились социальные отношения, материальное положение стало яблоком раздора всего человечества, зависть, ненависть, злоба буквально захлестнули землю. Как мы можем видеть, в двадцатом веке в человеческом обществе назрело множество проблем нравственного, жизнеобразующего характера. Мы считаем, что наиболее ярко они были представлены в романе “Плаха”. Данное произведение представляет собой удивительное переплетение человеческого общества с его проблемами, заботами, философией, природы с её гармонией, животворящей энергией, космоса, наконец, который породил все живое, нашу планету, который незримо окружает все нас везде и всюду.

Действие романа разворачивается на фоне бескрайних Моюнкумских степей, мира доселе нетронутого рукой человека, места, где природа сохранилась в первозданном виде. Для данного произведения это особенно важно, ведь природа, на фоне которой будут происходить все последующие события романа, является не только пейзажем, украшающим общую картину, но больше того, мерилом поступков героев, нравственной категорией. Первые персонажи, с которым мы встречаемся – это волчица Акбара и волк Ташчайнар. Да, это именно персонажи, равноправные участники действия, ведь как уже было отмечено раньше, у Чингиза Айтматова природа является одним из главных действующих лиц повествования. С образом волков в роман входит мотив бегства, погони, спасения от преследования. Данный мотив определяет ход всего последующего повествования: все персонажи романа куда-то бегут, кто от закона, кто от совести, кто бежит, потому что его гонят другие. Но общее для всех них одно, именно чувство погони, которая вот-вот настигнет их. На всех персонажах лежит отпечаток безысходности, напряжение, с которым они проживают свою жизнь, не покидает читателя ни на секунду. Роман читается очень быстро, сам читатель начинает невольно бежать за персонажами, чтобы понять, что они чувствуют, какие проблемы их окружают. Важная черта, которую привносит данный мотив в повествование – это скорость, которая не дает человеку времени на духовное совершенствование, которая как бы изолирует его от окружающих. Это похоже на то, как водитель, разогнавший свой автомобиль до предела, не успевает замечать даже силуэты предметов по сторонам дороги. Действительно, если всмотреться, то большинство героев романа внутренне заблудшие люди, интересующиеся только насущным, плотским. Из этого уже выливается первая, основная проблема современности, характерная для всего двадцатого и двадцать первого века – проблема разобщенности людей. Эта самая разобщенность и является корнем всех остальных пороков и проблем человеческих, ведь равнодушие легко может перерасти в любой грех, вплоть до убийства. Так Бостон и Базарбай могли бы быть друзьями, а не врагами, но постепенно их равнодушие друг к другу переросло в обоюдную ненависть: Базарбай ненавидит соседа за материальные успехи, а Бостон просто отвечает Базарбаю его же оружием. Столь острое понимание истоков человеческих противоречий выливается у Чингиза Айтматова в новую, своеобразную концепцию проблемы человеческих взаимоотношений в нашем мире.

Далее в нашей работе будет рассмотрен религиозный аспект романа Айтматова. Как известно, религия является неотъемлемой частью человеческого общества с незапамятных времен; она как стержень, вокруг которого развиваются важнейшие события мировой истории. Крестовые походы, священные войны мусульман с неверными, инквизиция – все эти известнейшие события, так или иначе, связаны с вероисповеданием, и непосредственно с верой, которая диктует волю господа его поданным. Исходя из позиции столь сильного влияния религии на судьбу человека и человечества в целом, Чингиз Айтматов решает определить ее роль в современном обществе. Дознание дается автору нелегко, ведь в век торжества человека и технического прогресса, не каждый готов признать, что есть что-то большее, чем материя и сознание. Но, несмотря на трудность поставленной задачи, автор все же приходит к выводам, парадоксальным выводам, но выводам, в которые нельзя не поверить. В чем же заключается его позиция?! Конечно, в двух словах на этот вопрос не ответишь, но если постараться, то можно сформулировать несколько основных тезисов:

1) Религия в традиционном смысле слова утратила свое значение

следовательно

2) Люди пытаются переделать Бога, подстроить под современные рамки и свои нужды.

следовательно

3) У каждого свой Бог, в том числе Им могут выступать вполне материальные вещи: оружие, наркотики, деньги

следовательно

4) Бога можно купить и продать

возникает вопрос

5) Где она, вера?!

Последний тезис, мы ставим отдельно, так как он является наиболее сложным и требует от каждого своего ответа. Чингиз Айтматов оглашает лишь свое мнение, которое заключается в том, что настоящая вера в Бога находится в сердце у человека. Она не зависит от цвета кожи, национальности или языка, она зависит лишь от твоих личностных качеств, от того, во что ты хочешь верить. Таким образом, носителем настоящей веры в романе “Плаха” является единственный герой – Авдий Каллистратов. Его путь к Богу неоднозначен, полон внутренних противоречий, но все же данный герой обретает настоящую веру, веру которую не променяет ни на что, веру, за которую он отдает жизнь.

Теперь, задав основные направления нашей деятельности, мы, как корабль в стародавние времена, отправляемся на исследование новых, загадочных земель.

Исследование внутреннего мира героев

айтматов плаха нравственный духовный

“Я долго искал Бога у христиан, но Его не было на кресте

Я побывал в индуистском храме и древнем буддийском монастыре,

Но и там не нашел я даже следов Его.

Я отправился к Каабе, но Бога не было и там.

Тогда я заглянул в свое сердце.

И только там узрел Бога,

Которого не было больше нигде…”

Наш разговор о романе Чингиза Айтматова “Плаха” мы начнем с изучения религиозного аспекта данного произведения. Чем же мотивирован наш выбор?! Во-первых, религия, является одним из важнейших институтов личности уже в течение многих столетий. Во мраке средневековья, в период смутного времени на Руси, во время всех войн и конфликтов, когда у людей не оставалось ничего, даже крыши над головой, вера не покидала их, помогала жить, вселяла надежду на завтрашний день, в общем, была опорой, которая помогала человеку выстоять перед ураганом нашего огромного мира. Данное утверждение дает нам право рассматривать веру и религию, как факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на становление человеческой личности. А так как целью данного научного труда является сравнение микрокосма человека и космоса вселенной, то рассмотрение религиозной составляющей его личности становится необходимым, чтобы понять, каким рисует Айтматов внутренний мир современного ему человека.

Новый единый многоликий Бог

При прочтении “Плахи” невозможно не заметить, что все действо романа строится на религиозных мотивах, духовные поиски заставляют героев совершать поступки, мирят и ссорят их, в общем, ход повествования в большинстве своем определяется, как это уже было отмечено выше, религиозными мотивами. Вторая особенность, присущая данному роману Айтматова – это изучение различных социальных групп, а точнее социального дна, и того, во что верят люди, входящие в данный социальный класс. Мы попытаемся проанализировать точку зрения автора и понять, почему он приходит именно к таким выводам.

Первой социальной группой, описанной в романе, была “Хунта”. За этим названием скрывается пятеро людей, людей деморализованных, оторванных от человеческого общества, а если точнее, то пятеро хронических алкоголиков. Первым из них был Обер-Кандалов, вторым Мишаш, третьим Гамлет-Галкин, четвертым Абориген-Узюкбай, пятым Кепа. Шестым в “Хунте” оказался Авдий Каллистратов, но он в данном случае предстает лишь формальным участником группы, так как не является ни хроническим алкоголиком, ни человеком близким по морально-личностным качествам к остальным членам коллектива. Что же дает нам основание рассматривать людей, входящих в данное сообщество, как единый субьект-носитель каких либо религиозных воззрений, ведь, как известно – верит каждый по-своему и дорога к Богу у каждого своя? Чингиз Айтматов так отвечает на этот вопрос: “Эти люди могли служить примером того, что пути Господни неисповедимы, когда речь идет о пусть даже самом пустяковом коллективе людей. Значит, так было угодно Господу, чтобы все они оказались людьми поразительно однозначными”. Исходя из данного убеждения, автор дает характеристику не каждому члену “Хунты”, а всей группе в целом. Итак, какие же отношения складываются у данных людей с Богом?

Правильно будет сказать, что отношений с Богом у этих людей вообще нет. Этот вывод можно сделать хотя бы потому, что предводитель “Хунты” Обер-Кандалов, который по совместительству является и носителем главных качеств своего коллектива, искренне считает попов недоразумением времени, более того, он даже порога церкви никогда не переступал даже из интереса. Что уж говорить о его подчиненных, которые по морально-личностному развитию стоят на ступень ниже Обера, ведь он хотя бы умел разбираться в людях и организовывать коллектив, выступая в качестве лидера. Но что же тогда заполняет пустоту внутреннего мира членов данного коллектива, чем они восполняют духовно-нравственный кризис своих душ? Анализируя текст романа, мы пришли к выводу, что смысл существования для этих людей заключается в бегстве от реальности, а в частности, в болезненной тяге к алкоголю, который, по их мнению, помогает им расслабиться, скинуть бремя своей неудачной жизни, почувствовать себя людьми. В трезвом же виде члены данного коллектива - люди грубые, озлобленные на мир, на свою поломанную судьбу, а, следовательно, понимающие только язык силы, ведь слова для них уже давно утратили своё нравственное, созидающее влияние. По сути, алкоголь вкупе с грубой физической силой как раз и является Богом для “Хунты”. Сознание членов данного коллектива подчиненно болезненному желанию выпить, “взвинтить себя так, чтобы никаких уж преград не осталось, чтобы начисто отшибить сознание”. Получается парадокс: сознание подчинено желанию отключить сознание. Но это лишь на первый взгляд кажется парадоксом, а на самом же деле, если присмотреться внимательно, то в этом желании можно без труда угадать черты разрушенной, деморализованной личности. Так что выходит, что без сильной веры, без духовной крепости человек начинает деградировать как индивид, постепенно превращаясь в человекоподобное существо. Подмена же истинных идеалов, извращение религиозных воззрений лишь усугубляет моральный кризис личности, так происходит и с членами “Хунты”, у которых в душе осталось лишь низкое желание залить свое сознание алкоголем. Эти люди навсегда утратили связь с человеческим обществом, стали, как это называется по-научному, люмпенами.

Второй социальной группой, описанной в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, была группа молодых людей под названием “гонцы”. Чем же примечателен данный коллектив людей? Примечателен же он тем, что в нем собрались мальчишки, желающие подзаработать денег на добыче наркотиков. Для этого они объединялись в группы по несколько человек и отправлялись на поездах в далекие Моюнкумские и Чуйские степи, где находились места произрастания особого вида конопли, а именно, анаши. Далее, если все проходило удачно, они возвращались в Москву, где получали честно заработанные деньги, а потом, разъезжались кто куда. Казалось бы, какие вообще отношения могут быть у данных людей с Богом, ведь большинство из них, наверное, и не задумывается ни о чем кроме наживы и кайфа от употребления травки. Ясность в данный вопрос вносит диалог Авдия Каллистратова, оказавшегося в среде гонцов с целью изучения конопляных маршрутов и людей, действующих в этой сфере, и Гришана, являющегося главой группы. Итоги их разговора можно свести к следующим выводам. Бог гонцов – это деньги, ради которых они готовы буквально на все. Это мы видим и из разговоров между гонцами и, конечно же, из диалога Гришана и Авдия Каллистратова. Так выясняется, что деньги гонцам заменяют и отца, и мать, и Бога, в общем, весь морально-нравственный мир человека. Этим и объясняется их безалаберное, потребительское отношение к жизни, ведь у людей, не имеющих за душой ничего, кроме пресловутого утверждения о том, что все покупается и продается, иначе и быть не может. Далее из полемики Авдия и Гришана выясняется еще более парадоксальный факт: гонцы не просто добывают анашу из-за больших денег, но даже выдвигают свою концепцию о вере в Бога и путях прихода в Отчий дом. Так, в частности, Гришан говорит, что он помогает людям познать Бога в кайфе, так сказать, прийти к нему с черного хода. Данная теория, по его мнению, является единственно спасительной, ведь все остальное в нашем порочном мире не может подарить счастье, а, следовательно, приходится хоть как-то его заменять, ведь не пропадать же совсем. Но за все, что мы делаем, следует расплата, это Гришан понимает очень хорошо. Так за оперативное приближение к Богу, кайф приходится оплачивать за не малую цену, ведь за состоянием неописуемого счастья после употребления наркотиков следует “полоса безумия и окончательная деградация души”. Поэтому концепция Бога и веры в него в представлении Гришана и не выдерживает критики Авдия, ведь настоящая вера способствует укреплению, совершенствованию человеческого духа, а не его разложению, оскудению, уничтожению. Вывод о нравственно-моральных ценностях в среде гонцов напрашивается сам собой: эти мальчишки утратили свою человеческую сущность вследствие подмены истинных идеалов ложными. Концепция о нахождении Бога в удовольствии и деньгах калечит, умерщвляет их души, гонцы становятся все циничнее, эгоистичнее и равнодушнее к окружающему их миру. Так они не только губят себя, но и других людей, оказавшихся в сфере их влияния, в зависимости от наркотиков. Постепенно гонцы превращаются в закоренелых рецидивистов, причем с неоднократными судимостями и, так или иначе, оказываются выброшенными на обочину человеческого общества, тем самым, отравляя жизнь себе и другим.

Наконец, третьим, чей внутренний мир пытается исследовать Чингиз Айтматов, становится главный герой романа - Авдий Каллистратов. Этот персонаж заслуживает особенного внимания, ведь только его личность показана в процессе развития, именно с ним мы путешествуем по страницам “Плахи”, именно он контактирует со всеми вышеописанными героями, пытаясь понять их, сделать выводы о себе и о мире его окружающем. История жизни бывшего семинариста Авдия Каллистратова представлена в романе наиболее полно, поэтому давайте попробуем проследить основные моменты его биографии и понять, как эволюционирует его личность, душа, внутренний мир в процессе познания нашего необъятного и подчас необъяснимого мира.

Отправной точкой нашего исследования мы предлагаем считать детство Авдия, ведь, как известно, еще в самом раннем, чуть ли не младенческом возрасте, у индивида закладываются все основные черты его личности, характера, которые так или иначе проявляются в сознательной жизни, во многом определив судьбу человека. Каким же было детство у главного героя? Оно было следующим: рос Авдий Каллистратов в семье дьякона, рос без матери, так как та умерла, когда он был еще очень мал. Отец старался воспитать сына в христианско-церковном духе, так как и сам был человеком, служащим в церкви. Юный сын его оказался достаточно любознательным и с большим интересом принялся изучать святое писание. Тем самым Авдий несказанно обрадовал отца и по достижению нужного возраста был с их общего согласия определен в духовную семинарию. Вот, пожалуй, все значимые события, произошедшие в детстве будущего семинариста, и наша задача теперь сводится к выявлению основных черт личности Авдия, сформировавшихся, когда он был еще ребенком. Первой и основной чертой, есть его доброта и отзывчивость по отношению к окружающим, ведь качество это, безусловно, очень редкое даже для того времени, когда роман издавался лишь в первый раз. И действительно, если посмотреть в какой доброй, благостной, мирной атмосфере воспитывался Авдий Каллистратов, то становится понятно, откуда в его душе столько сочувствия, желания помочь окружающим, ведь сила детских впечатлений вкупе с грамотным воспитанием родителей есть великая сила, формирующая личность ребенка чуть ли не от “а” до “я”. Второй не менее значимой чертой, заложенной у главного героя еще с самых ранних лет, является его духовность, внутренняя гармония, ведь именно это качество как живительный ручей, спасший путника от смерти в пустыне, каждый раз наполняет Авдия желанием жить, существовать, внутренне возрождает его. Данное качество является корнем личности главного героя, от которого уже в свою очередь произрастают все остальные его добродетели, а, как известно, растение с сильными, здоровыми корнями и над землей выше и красивее других себе подобных.

Теперь обратимся к юности Авдия Каллистратова и посмотрим, что происходит в его внутреннем мире в этот период его жизни. Сначала все идет как нельзя лучше: Авдий числится одним из самых способных учеников семинарии, его любят отцы-учителя, ему пророчат большое будущее. Но жизнь непредсказуема, и вот в одночасье из прилежного ученика главный герой превращается в еретика-новомысленника, его исключают из семинарии, да еще вдобавок квартиру, где их семья жила многие годы, забирают в связи со смертью дьякона Каллистратова незадолго до вышеописанных событий. В чем же причина столь трагических перемен в Авдии, почему судьба так сильно ударяет его? Во-первых, определенную роль мог сыграть юношеский максимализм, ведь в пору своего отрочества свойственны претензии к сложившимся в обществе канонам бытия, желания изменить сложившийся ход вещей. Такая же история отчасти произошла и с Авдием, который, будучи юношей, горячим и чувствительным, попытался внести изменения в данное раз и навсегда слово Божье. Но делал это он не из корысти, а из желания помочь изверившимся людям вновь обрести Господа в сердце и душе их. Отчасти, Авдий мог и сам быть подвержен кризису веры, ведь видя страдания окружающих, испытывая постоянное давление со стороны государства на верующих людей, да еще и очень глубоко переживая смерть отца, он мог усомниться в справедливости веры, ведь ничего не стоит подумать: “Почему мне за праведную жизнь и истовую веру в господа-Бога, посылаются одни страдания, а другим, менее достойным, счастье и благодать?!” Может, причиной было и это, ведь все может быть, но для нас куда важнее итоги исканий Авдия, перемены, произошедшие в его внутреннем мире вследствие инакомыслия. Итогом же этих исканий может быть не что иное, как обретение героем истинной веры в Бога, коренное изменение его судьбы, жизни, сознания собственного предназначения. Как мы увидим далее, этот вывод далеко не голословен, более того, он подтверждается дальнейшим ходом повествования.

Следующей по хронологии в биографии Авдия Каллистратова является его поездка с гонцами в Моюнкумские степи. Почему же наш герой оказывается в преступной среде, какие намерения руководят им и что за жизненный урок он выносит из данного предприятия?! Конечно же, едет он не из корысти, а из морально-нравственных соображений, а именно, на основе полученного опыта он хочет создать серию очерков на тему наркомании в молодежной среде, проблему, безусловно, важную и требующую общественного резонанса. Более того, с помощью своих статей Авдий, как начинающий репортер, надеется найти новый путь к сердцам и умам читателей, что впоследствии, как он думает, откроет ему возможность публиковать свои идеи о модернизации веры и о Боге-современнике, начать разговор на самую сокровенную для него тему. Что же выходит из плана Авдия на самом деле? Сначала все идет, как задумано: наш герой «вливается» в среду гонцов-добытчиков конопли, изучает их мир, понятия, законы, по которым они живут. И все бы ничего, если бы не нарастающее в его душе отчаяние, негодование в связи с нравственной деградацией гонцов, таких же, как он мальчишек. Это обстоятельство, можно сказать, является судьбоносным для Авдия Каллистратова, ведь вопреки всем принципам инстинкта самосохранения, он пытается переубедить гонцов, наставить их на путь истинный. Разговор с Гришаном, драка в товарняке, - вот ключевые моменты в судьбе главного героя, ведь именно тогда он преодолевает внутренний конфликт в своей личности, вновь обретает потерянную гармонию, осознает суть своего предназначения. Только в призме этих событий Авдий понимает призрачность, нецелесообразность идей о Боге-современнике и о реформации веры; помогать людям, нравственно воскрешать их – вот новый смысл жизни Авдия Каллистратова, причем делать это, он согласен любой ценой, даже ценой собственной жизни, что является знаком возвращения героя от ереси к истинной вере. Как говорил Чингиз Айтматов: “Кто много страдал, тот много познал,”- наверное, в этой фразе и заключена вся истина пребывания человека на этом свете, ведь Авдий через перенесенные им страдания обретает нового себя, более того, он встречает на той далекой узловой станции Жалпак-Саз любовь всей своей жизни – Ингу Федоровну, а не есть ли это высшая награда за все его страдания?! В общем, после путешествия в Моюнкумские степи главный герой становится совсем другим человеком, человеком у которого в душе течет светлая и чистая река, берущая начало свое из ручьев веры, сознания, любви. Другими словами, Авдий Каллистратов приходит к высшей точке понимания бытия, когда между духом, телом и умом его наступает гармония, и он четко знает, какова его цель в этой жизни.

Последним событием в биографии главного героя становится его второе путешествие в Моюнкумские степи. Привело туда его ни что иное, как желание вновь встретится с Ингой Федоровной после долгой разлуки, тем более что они должны были решить вопрос о создании семьи, ведь оба успели очень сильно полюбить друг друга и хотели начать новую счастливую жизнь. И все бы было хорошо, если бы опять не вмешалась судьба: возлюбленная Авдия уехала в Джамбул, чтобы решить вопрос относительно опеки над ее сыном от первого брака, а Авдий, прибывший как раз в момент отсутствия Инги, вынужден был покорно ждать ее приезда, ведь на ситуацию он повлиять никак не мог. Мелочи, обстоятельства, случаи и случайности, которым мы, по сути, не придаем значения, но которые, как ни странно, определяют нашу судьбу, незримо вмешиваясь в запланированные нами действия, сыграли роль и на этот раз. Случилось же так, что именно в тот момент, когда Авдий ходил по станции Жалпак-Саз в суматохе мыслей о его будущем с Ингой Федоровной (а поездка ее в Джамбул действительно носила судьбоносный характер для их отношений), он попался на глаза Обер-Кандалову, собиравшему группу для облавы в Моюнкумах. Главный герой, не задумываясь, откликнулся на предложение Обера, ведь мысли о возлюбленной тяготили его, подобно Гордееву узлу, туго затянутому вокруг шеи, узлу, который он не в силах был развязать – максимум только позабыть о нем на время. Природа человека такова, что, чем дольше он ждет приговора, тем сильнее драматизирует события, явственнее представляет себе самую трагическую развязку сложившихся обстоятельств. Видимо, такое стечение обстоятельств было уготовано для главного героя самой судьбой, и поэтому ему не оставалось ничего, кроме как согласится на неожиданно подвернувшуюся «шабашку», ведь таким способом он мог отвлечься и от тяжелых мыслей об их с Ингой будущем и, что немаловажно, подзаработать денег. Поездка на облаву в Моюнкумы обернулась для Авдия Каллистратова роковой случайностью: он не смог выдержать насилия над природой, которое творили в степи его напарники, и вместо того, чтобы помогать закидывать сайгачьи туши в грузовик, главный герой попытался наставить членов “Хунты” на путь истинный. Но снова не повезло Авдию: члены данного коллектива оказались людьми настолько деморализованными, что трудно даже было определить, что, кроме умения говорить, отличало их от животных?! Жестокость, невежество, грубость, беспричинная агрессия, жажда кровопролития – вот те качества, которые определяли поведение членов “Хунты”. Авдий лишь дал им повод показать свою звериную натуру; расправа над ним была страшна, наверное, страшнее, чем пытки в ГЕСТАПО. Но не сдался Авдий Каллистратов перед последним, самым трудным испытанием в своей жизни, ибо свято верил, что умирает за правду, за веру, за любовь к этой земле и ко всему миру в целом, умирает за и во имя других, во имя добра и справедливости на земле. Смерть свою главный герой встречает, будучи распятым на дереве саксаула, подобно тому как когда-то был распят на кресте Иисус Христос. И такой финал не случаен, он подводит итоги жизненных и морально-духовных исканий героя, пусть даже и на кресте, ведь не случайна фраза: “Может быть, не случайно, что лучшим сынам человеческим посылаются самые горькие страдания”. Авдий Каллистратов проходит очень сложный цикл внутреннего развития, так в начале этого пути он предстает самонадеянным подростком, вынашивающим планы по обновлению веры и Бога, если не всего мироздания, но затем, в процессе познания жизни с ее суровой реальностью и законами выживания, герой переосмысливает свои взгляды на окружающий мир и порядок бытия, обретает истинную веру в Бога, душевную гармонию и цель в жизни. Если обратиться к вопросу: “Что же все-таки является Богом для Авдия?!”- то однозначного ответа мы найдем, потому что Бог у него в сердце, а не в бутылке с водкой или сигаретке, набитой травкой. В этом и заключается главная мысль, которую хотел донести до нас Чингиз Айтматов со страниц своего романа “Плаха”: Бога нельзя подчинить единым стандартам, если есть Бог у человека, то у каждого разный, разный даже в силу того, что образ его мы представляем по-разному; отношения с Богом тоже у всех разные, кто доверяет, полагается на него во всех своих делах, кто просто изливает перед ним свою душу, кто-то даже ссорится с ним. Но главное, что объединяет всех верующих – это надежда, которую дарит нам вера в Бога, ведь у каждого в душе после обращения к Всевышнему появляется надежда, что мольбы его будут услышаны, что Господь облегчит его страдания. Таким образом, Чингиз Айтматов показывает свою концепцию понимания веры и Бога: у каждого Бог разный, каждый приходит к нему по своей особой дороге, каждый ждет от Него чего-то только ему важного, отношения с Богом тоже у всех разные, но надежда – одинаковая, ведь если Господь справедлив и милосерден, то никого он не обделит своей любовью.

История Авдия Каллистратова заканчивается трагически: он умирает, распятый на дереве саксаула, но в этом, по нашему мнению, заключается его судьба: он обрел своего Бога и свою веру и не предал своих воззрений, как тогда и Иисус Христос на Голгофе не поступился своими. Он умирает, не прося о продлении дней своих, не проклиная убийц своих, единственное, о чем не перестает он взывать – спасение душ человеческих, искоренение зла в деяниях и умах людей. Авдий остается верен себе даже перед лицом смерти, в этом и заключается его высокий нравственный подвиг, уподобляющий его Христу, ведь, как и Божий Сын, он пожертвовал собой ради других, пронес крест своей жизни гордо и смиренно, принял смерть во имя жизни и искупления грехов человеческих.

Последним, кого рассматривает Чингиз Айтматов в системе религиозных и морально-нравственных ценностей в своем романе “Плаха”, является Бостон Уркунчиев. Этот человек является добросовестным работником, передовиком-чабаном, он, единственный из всего совхоза старается жить достойно, а не существовать, как это делают другие пастухи. Когда он о чем-то говорит, то не виляет вокруг да около, а, напротив, прямо, ясно и по делу излагает свои мысли. Вот какой человек Бостон Уркунчиев: работящий, честный, прямой, добропорядочный. Как ни странно, но на первый взгляд кажется, что Бостон человек неверующий. Но детальный анализ всей истории чабана показывает, что все-таки отношения у него с Богом складывались, хотя то были и очень непростые. Они, если можно так сказать, находятся у Бостона на подсознательном уровне, ведь если вдуматься, то когда ему разводить прении о морально-нравственном долге человека, о необходимости веры в Бога, как о важнейшем институте совершенствования личности. Но и глупо будет полагать, что подсознательно, значит бездумно, просто религия, вера находится у Бостона в крови, он соблюдает ее обычаи во всех делах своих. Если задаться вопросом, что же является Богом для данного героя, то после изучения его образа жизни, отношения к ней, можно предположить, что Бог для Бостона – это его работа, которую он делает каждый божий день. И действительно, он ежедневно встает в шесть утра, чтобы весь день провозиться с овцами и лечь за полночь, но это не мешает ему свято верить в то, что он делает, а если верить, то во что-то, значит, есть у Бостона Бог. Лишь в конце романа он поступился своими принципами, но на то были веские причины, о которых мы поговорим в заключении нашей работы. В остальном же, как мы уже успели убедиться, Бостон - человек, любящий свое дело и свято верящий в его пользу. Ну и что, что его Бог – работа, ведь это все же лучше, чем любая другая пагуба; работа так же, как осознание Авдием своего предназначения, привносит гармонию в жизнь Бостона Урукчиева, наполняет ее смыслом, от этого и труд у него одухотворенный, то есть такой, в который хочется вкладывать душу, который приносит не только усталость, но и удовольствие. В общем, у каждого Бог свой, и у Бостона он такой; главное, чтобы, как уже было отмечено выше, вера приносила в жизнь гармонию и смысл, созидала, а не разрушала, а уж, как и во что верить, это дело каждого, ведь у всех нас своя дорога к Всевышнему.

Заключение

Вот и подошла к концу исследовательская часть нашего научного труда. Теперь пришло время сделать выводы относительно тех целей и задач, которые мы ставили веред собой вначале работы. Итак, что же представляет собой внутренний мир человека эпохи шестидесятых годов, какие морально-нравственные ценности составляют основу его личности, во что он верит, а что отрицает. Однозначного ответа на данный вопрос нам найти не удалось, и на это есть свои причины: шестидесятые годы двадцатого века – время чрезвычайное противоречивое, особенно для нашей страны, как говорит Авдий Каллистратов “То был век сомнений, вызывающих, в свою очередь, новые сомнения и так до бесконечности!” Более того, люди стали настолько разобщенными в своих взглядах, что даже понятие традиционной морали стало категорией расплывчатой, условной, ведь в век сомнений каждый был волен подразумевать под этим определением вещи лично для него выгодные. Но все же время не обманешь, оно все расставит на свои места, так получается и с героями романа Чингиза Айтматова “Плаха”. Нравственно-религиозные воззрения членов “Хунты” и гонцов не проходят испытание временем, ведь вера в деньги, травку и алкоголь превращает их в моральных уродов, деградировавших настолько, что им уже нет места в человеческом обществе. А исключение из человеческого общества – ни есть ли это полнейшее фиаско человеческой личности?! Наверное, есть. Этим примером Чингиз Айтматов иллюстрирует губительность стремления к подмене Бога, веры, морали, нравственности фальшивыми идеалами. Это самообман, который не приведет куда угодно, только не к истинной гармонии между сознанием, душой и телом человека.


Список литературы

1) В. Левченко Чингиз Айтматов. - М., 1983. 2) Ч. Айтматов Статьи, выступления, диалоги, интервью. - М., 1988. 3) Г.Гачев Чингиз Айтматов и мировая литература. - Фрунзе, 1982. 4) В. Коркин Человеку о человеке. - Фрунзе, 1974.