Можно ли ольгу считать положительной героиней романа. План сочинения – Кто является положительным героем романа Гончарова “Обломов”

/Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). Обломов. Роман И. А. Гончарова/

Третья замечательная личность, выведенная в романе г. Гончарова, — Ольга Сергеевна Ильинская — представляет тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи, которые в наше время стараются ввести в женское воспитание. В этой личности, привлекающей к себе невыразимою прелестию, но не поражающей никакими резко выдающимися достоинствами, особенно замечательны два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения. Эти два свойства редки в современных женщинах и потому особенно дороги в Ольге; они представлены в романе г. Гончарова с такою художественною верностию, что им трудно не верить, трудно принять Ольгу за невозможный идеал, созданный творческою фантазиею поэта. Естественность и присутствие сознания — вот что отличает Ольгу от обыкновенных женщин. Из этих двух качеств вытекают правдивость в словах и в поступках, отсутствие кокетства, стремление к развитию, уменье любить просто и серьезно, без хитростей и уловок, уменье жертвовать собою своему чувству настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка. Первые два характера, оговоренные нами выше, представлены уже сложившимися, и г. Гончаров только объясняет их читателю, то есть показывает те условия, под влиянием которых они образовались; что же касается до характера Ольги, он формируется перед глазами читателя. Автор выводит ее сначала почти ребенком, девушкою, одаренною природным умом, пользовавшеюся при воспитании некоторою самостоятельностию, но не испытавшею никакого сильного чувства, никакого волнения, незнакомою с жизнию, не привыкшею наблюдать за собою, анализировать движения собственной души. В этот период жизни Ольги мы видим в ней богатую, но нетронутую природу; она не испорчена светом, не умеет притворяться, но не успела также развить в себе мыслительной силы, не успела выработать себе убеждения; она действует, повинуясь влечениям доброй души, но действует инстинктивно; она следует дружеским советам развитого человека, но не всегда подвергает эти советы критике, увлекается авторитетом и иногда мысленно ссылается на своих пансионских подруг. <...>

Опыт и спокойное размышление могли постепенно вывести Ольгу из этого периода инстинктивных влечений и поступков, врожденная любознательность могла повести ее к дальнейшему развитию путем чтения и серьезных занятий; но автор выбрал для нее другой, ускоренный путь. Ольга полюбила, душа ее взволновалась, она узнала жизнь, следя за движениями собственного чувства; необходимость понять состояние собственной души заставила ее многое передумать, и из этого ряда размышлений и психологических наблюдений она выработала самостоятельный взгляд на свою личность, на свои отношения к окружающим людям, на отношения между чувством и долгом, — словом, на жизнь в самом обширном смысле. Г. Гончаров изображением характера Ольги, анализом ее развития показал в полной силе образовательное влияние чувства. Он подмечает его возникновение, следит за его развитием и останавливается на каждом его видоизменении, чтобы изобразить то влияние, которое оказывает оно на весь образ мыслей обоих действующих лиц. Ольга полюбила нечаянно, без предварительного приготовления; она не создавала себе отвлеченного идеала, под который многие барышни стараются подводить знакомых мужчин, не мечтала о любви, хотя, конечно, знала о существовании этого чувства.

Она жила спокойно, не стараясь искусственно возбудить в себе любовь, не стараясь видеть героя будущего своего романа в каждом новом лице. Любовь пришла к ней нежданно-негаданно, как приходит всякое истинное чувство; чувство это незаметно прокралось к ней в душу и обратило на себя ее собственное внимание тогда, когда получило уже некоторое развитие. Когда она заметила его, она стала вдумываться и соразмерять с своею внутреннею мыслию слова и поступки. Эта минута, когда она отдала себе отчет в движениях собственной души, начинает собою новый период в ее развитии. Эту минуту переживает каждая женщина, и переворот, который совершается тогда во всем ее существе и начинает обличать в ней присутствие сдержанного чувства и сосредоточенной мысли, этот переворот особенно полно и художественно изображен в романе г. Гончарова. Для такой женщины, как Ольга, чувство не могло долго оставаться на степени инстинктивного влечения; стремление осмысливать в собственных глазах, объяснять себе все, что встречалось с нею в жизни, пробудилось тут с особенною силою: явилась цель для чувства, явилось и обсуживание любимой личности; этим обсуживанием определилась самая цель.

Ольга поняла, что она сильнее того человека, которого любит, и решилась возвысить его, вдохнуть ему энергию, дать ему силы для жизни. Осмысленное чувство сделалось в ее глазах долгом, и она с полным убеждением стала жертвовать этому долгу некоторыми внешними приличиями, за нарушение которых чистосердечно и несправедливо преследует подозрительный суд света. Ольга растет вместе с своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждою сценою грациозный образ девушки делается знакомее читателю, обрисовывается ярче и сильнее выступает из общего фона картины.

Мы достаточно определили характер Ольги, чтобы знать, что в ее отношениях к любимому человеку не могло быть кокетства: желание завлечь мужчину, сделать его своим обожателем, не испытывая к нему никакого чувства, казалось ей непростительным, недостойным честной женщины. В ее обращении с человеком, которого она впоследствии полюбила, господствовала сначала мягкая, естественная грация, никакое рассчитанное кокетство не могло подействовать сильнее этого неподдельного, безыскусственно простого обращения, но дело в том, что со стороны Ольги тут не было желания произвести то или другое впечатление. Женственность и грация, которые г. Гончаров умел вложить в ее слова и движения, составляют неотъемлемую принадлежность ее природы и потому особенно обаятельно действуют на читателя. Эта женственность, эта грация становится сильнее и обаятельнее по мере того, как чувство развивается в груди девушки; игривость, ребяческая беспечность сменяются в ее чертах выражением тихого, задумчивого, почти торжественного счастия.

Перед Ольгою открывается жизнь, мир мыслей и чувств, о которых она не имела понятия, и она идет вперед, доверчиво глядя на своего спутника, но в то же время всматриваясь с робкою любознательностию в те ощущения, которые толпятся в ее взволнованной душе. Чувство растет; оно делается потребностию, необходимым условием жизни, и между тем и тут, когда чувство доходит до пафоса, до "лунатизма любви", по выражению г. Гончарова, и тут Ольга не теряет сознания нравственного долга и умеет сохранить спокойный, разумный, критический взгляд на свои обязанности, на личность любимого человека, на свое положение и на действия свои в будущем. Самая сила чувства дает ей ясный взгляд на вещи и поддерживает в ней твердость. Дело в том, что чувство в такой чистой и возвышенной природе не нисходит на степень страсти, не помрачает рассудка, не ведет к таким поступкам, от которых впоследствии пришлось бы краснеть; подобное чувство не перестает быть сознательным, хотя порою оно бывает так сильно, что давит и грозит разрушить собою организм. Оно вселяет в душу девушки энергию, заставляет ее нарушить тот или другой закон этикета; но это же чувство не позволяет ей забыть действительного долга, охраняет ее от увлечения, внушает ей сознательное уважение к чистоте собственной личности, в которой заключаются залоги счастия для двух людей.

Ольга переживает между тем новую фазу развития: для нее наступает горестная минута разочарования, и испытываемые ею душевные страдания окончательно вырабатывают ее характер, придают ее мысли зрелость, сообщают ей жизненный опыт. В разочаровании часто бывает виноват сам разочаровывающийся. Человек, создающий себе фантастический мир, непременно, рано или поздно, столкнется с действительною жизнью и ушибется тем больнее, чем выше была та высота, на которую подняла его прихотливая мечта. Кто требует от жизни невозможного, тот должен обмануться в своих надеждах. Ольга не мечтала о невозможном счастии: ее надежды на будущее были просты, планы ее — осуществимы. Она полюбила человека честного, умного и развитого, но слабого, не привыкшего жить; она узнала его хорошие и дурные стороны и решилась употребить все усилия, чтобы согреть его тою энергиею, которую чувствовала в себе. Она думала, что сила любви оживит его, вселит в него стремление к деятельности и даст ему возможность приложить к делу способности, задремавшие от долгого бездействия.

Цель ее была высоконравственная; она была внушена ей истинным чувством. Она могла быть достигнута: не было никаких данных, чтобы сомневаться в успехе. Ольга приняла мгновенную вспышку чувства со стороны любимого ею человека за действительное пробуждение энергии; она увидела свою власть над ним и надеялась вести его вперед на пути самосовершенствования. Могла ли она не увлечься своею прекрасною целью, могла ли она не видеть впереди себя тихого разумного счастия? И вдруг она замечает, что возбужденная на миг энергия гаснет, что предпринятая ею борьба безнадежна, что обаятельная сила сонного спокойствия сильнее ее живительного влияния. Что было делать ей в подобном случае? Мнения, вероятно, разделятся. Кто любуется порывистою красотою бессознательного чувства, не думая о его последствиях, тот скажет: она должна была остаться верною первому движению сердца и отдать свою жизнь тому, кого однажды полюбила. Но кто видит в чувстве ручательство будущего счастия, тот взглянет на дело иначе: безнадежная любовь, бесполезная для себя и для любимого предмета, не имеет смысла в глазах такого человека; красота такого чувства не может извинить его неосмысленности.

Ольга должна была победить себя, разорвать это чувство, пока было еще время: она не имела права губить свою жизнь, приносить собою бесполезную жертву. Любовь становится незаконною тогда, когда ее не одобряет рассудок; заглушать голос рассудка значит давать волю страсти, животному инстинкту. Ольга не могла так поступить, и ей пришлось страдать, пока не выболело в ее душе обманутое чувство. Ее спасло в этом случае присутствие сознания, на которое мы уже указали выше. Борьба мысли с остатками чувства, подкрепляемого свежими воспоминаниями минувшего счастия, закалила душевные силы Ольги. В короткое время она перечувствовала и передумала столько, сколько не случается передумать и перечувствовать в течение многих лет спокойного существования. Она была окончательно приготовлена для жизни, и прошедшее, испытанное ею чувство и пережитые страдания дали ей способность понимать и ценить истинные достоинства человека; они дали ей силы любить так, как не могла она любить прежде. Внушить ей чувство могла только замечательная личность, и в этом чувстве уже для разочарования не было места; пора увлечения, пора лунатизма прошла невозвратно. Любовь не могла более незаметно прокрасться в душу, ускользая до времени от анализа ума. В новом чувстве Ольги все было определенно, ясно и твердо. Ольга жила прежде умом, и ум подвергал все своему анализу, предъявлял с каждым днем новые потребности, искал себе удовлетворения, пищи во всем, что ее окружало.

Затем развитие Ольги сделало еще только один шаг вперед. На этот шаг есть только беглое указание в романе г. Гончарова. То положение, к которому повел этот новый шаг, не очерчено. Дело в том, что Ольгу не могли удовлетворить вполне ни тихое семейное счастие, ни умственные и эстетические наслаждения. Наслаждения никогда не удовлетворяют сильной, богатой природы, неспособной заснуть и лишиться энергии: такая природа требует деятельности, труда с разумною целью, и только творчество способно до некоторой степени утишить это тоскливое стремление к чему-то высшему, незнакомому, — стремление, которого не удовлетворяет счастливая обстановка вседневной жизни. До этого состояния высшего развития достигла Ольга. Как удовлетворила она пробудившимся в ней потребностям, — этого не говорит нам автор. Но, признавая в женщине возможность и законность этих высших стремлений, он, очевидно, высказывает свой взгляд на ее назначение и на то, что называется в общежитии эмансипациею женщины. Вся жизнь и личность Ольги составляют живой протест против зависимости женщины. Протест этот, конечно, не составлял главной цели автора, потому что истинное творчество не навязывает себе практических целей; но чем естественнее возник этот протест, чем менее он был приготовлен, тем более в нем художественной истины, тем сильнее подействует он на общественное сознание.

Вот три главные характера "Обломова". Остальные группы личностей, составляющие фон картины и стоящие на втором плане, очерчены с изумительною отчетливостию. Видно, что автор для главного сюжета не пренебрегал мелочами и, рисуя картину русской жизни, с добросовестною любовью останавливался на каждой подробности. Вдова Пшеницына, Захар, Тарантьев, Мухояров, Анисья — все это живые люди, все это типы, которые встречал на своем веку каждый из нас. <...>

"Обломов", по всей вероятности, составит эпоху в истории русской литературы, он отражает в себе жизнь русского общества в известный период его развития. Имена Обломова, Штольца, Ольги сделаются нарицательными. Словом, как ни рассматривать "Обломова", в целом ли или в отдельных частях, по отношению ли его к современной жизни или по его абсолютному значению в области искусства, так или иначе, всегда должно будет сказать, что это вполне изящное, строго обдуманное и поэтически-прекрасное произведение. <...> Изображение чистого, сознательного чувства, определение его влияния на личность и поступки человека, воспроизведение господствующей болезни нашего времени, обломовщины, — вот главные мотивы романа. Ежели вспомнить притом, что всякое изящное произведение имеет образовательное влияние, ежели вспомнить, что истинно изящное произведение всегда нравственно, потому что верно и просто рисует действительную жизнь, тогда должно сознаться, что чтение книг, подобных "Обломову", должно составлять необходимое условие всякого рационального образования. Сверх того, для девиц может быть особенно полезно чтение этого романа 3 . Это чтение несравненно лучше отвлеченного трактата о женской добродетели уяснит им жизнь и обязанности женщины. Стоит только вдуматься в личность Ольги, проследить ее поступки, и, наверное, в голове прибавится не одна плодотворная мысль, в сердце заронится не одно теплое чувство. Итак, мы думаем, что "Обломова" должна прочесть каждая образованная русская женщина или девушка, как должна она прочесть все капитальные произведения нашей словесности.

Как луч востока благодатный,
Зачем тогда не разбудил
Меня твой голос, сердцу внятный,
И падших сил не обновил?

Яков Полонский «Женщине». 1859

В начале урока звучит музыкальный фрагмент из оперы Виченцо Беллини «Норма» Casta diva (Пречистая дева).

По-настоящему положительной героиней произведения является Ольга Ильинская. Это живое лицо, взятое из жизни. Одним из ее прототипов является Екатерина Майкова, которой был увлечен писатель и которая была наиболее близким ему человеком в 50-е годы. Находили и другой прототип Ольги: им была Елизавета Васильевна Толстая. Увлечение ею и переживания Гончарова в связи с ее замужеством отразились в письмах писателя.

Вопрос

Какое впечатление у вас сложилось об Ольге, как создается ее образ?

Ответы учащихся

Слово учителя

По давней – еще дореволюционной – критической традиции с Ольги Ильинской принято открывать литературную родословную русских «новых» женщин. Казалось бы, «новое» в содержании этого образа – черта труднодоказуемая. Оно не проявляется ни в общественных взглядах героини (кстати, о них мы ничего и не знаем), ни во внешнем ее облике и манерах.

И все-таки Ольга – «новая», в самом глубоком и отчетливом значении этого слова, хотя ее новизна стихийна, почти не осознана своей носительницей.

В Ольге Ильинской Гончаров воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов XIX века.

Вопрос

Что мы узнаем из романа об Ольге Ильинской? Начнем с портретной характеристики.

Ответ

Ч. II, гл. V, стр. 210–211, 213–214; 292–293*

Портрет Ильинской слагается из многочисленных деталей, рисующих человека необыкновенной простоты, естественности, изображающих женщину, лишенную жеманства, кокетства, лжи и мишуры. То она звучно смеется, искренне и заразительно; то прекрасно поет свою любимую арию Нормы «Кастадива»; то улыбается так, что улыбка освещает ее глаза и разливается по щекам, то пристально и с любопытством глядит на Обломова, который начинает думать, не выпачкан ли у него нос, не развязался ли галстук.

Гончаров не наделяет Ольгу чертами красавицы, но замечает, что «если б ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии». Ему удается передать образ тонко чувствующей, духовно одаренной девушки, обладающей гармонией ума, воли и сердца.

Автор дает и речевую характеристику Ольги. «Речь ее иногда сверкнет искрой сарказма, но там блещет такая грация, такой кроткий милый ум, что всякий с радостью подставит лоб». Язык Ольги остроумен, но свободен от мудрых сентенций, от подслушанных или вычитанных суждений о жизни, литературе, искусстве. В нем все естественно, нет никакой внешней рисовки.

Вопрос

Какой характер носят отношения Обломова и Ольги Ильинской (анализ сцены с веткой сирени)? Расскажите, как зарождались эти чувства.

Ответ

Стр. 215, 220–221, 224

Объяснение с Ольгой. Стр. 230–234 и 241. (Прочитать по ролям, либо показать видеофрагмент из фильма «Несколько дней из жизни Обломова»).

Изумительной поэзией овеян сюжет взаимоотношений двух героев. Писатель раскрывает все нюансы сложного любовного чувства: робость, смущение, сомнение, тонкий намек необычайно много говорит любящим, особенно благоухающая ветка сирени, воплощающая расцвет чувства и его поэтический аромат.

Вопрос

Любила ли Ольга Обломова?

Ответ

Ч. II, гл. IX, стр. 267

Ольга отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича, который увидел в ней воплощение своего идеала. В Ольге возникает желание воскресить интересного для нее, хотя и безвольного человека: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил». Она искренне любит Обломова, тянется к нему: особый смысл, вероятно, состоит в том, что сама ее фамилия является производной от имени Илья.

Вопрос

Какие эпизоды романа указывают на то, что Ольга Ильинская взялась перевоспитать Обломова?

Ответ

Ч. II, гл. VI, стр. 227

Рационализм поведения Ольги проступает в эпизоде, когда она заставляет Обломова взобраться на гору.

Задание

Перескажите этот эпизод. (Ч. II, гл. IX, стр. 262–263)

Ответ

В жаркий летний полдень Обломов приходит на свидание, назначенное в окрестностях дачи, но не застает Ольгу на месте. Некоторое время он топчется у подножия горы и лишь потом обнаруживает Ольгу на ее вершине. С великим трудом, с передышками Илья Ильич взбирается на гору, не подозревая, что препятствие предусмотрено девушкой. Гора – это своего рода символ в романе.

В безобидном на первый взгляд розыгрыше оказывается гораздо больше «эмансипации», чем в курении папирос, короткой стрижке и посещении курсов физиологии.

Вопрос

Каким образом меняется Обломов благодаря Ольге?

Ответ

Результатом первой встречи с Ольгой становится распоряжения Обломова протереть у себя окна и смахнуть паутину (стр. 234). После второй встречи он чувствует прилив душевных сил. Третья встреча и напряженное восприятие пения девушки рождает первое признание в любви. Стр. 261.

Вопрос

Почему герои расстались?

Ответ

Предвестником расставания стало первое письмо Обломова к Ольге (стр. 274–277).

Из письма Обломова Ольга поняла, что Обломов боится видимых перемен в своей жизни. Она уясняет для себя, что ждала от Ильи Ильича невозможного, что полюбила она лишь будущего Обломова, свою мечту о нем. Оказалось, что тихое, беззаботное и сонное состояние Илье Ильичу дороже прекрасных свиданий. С.286.

Вопрос

Нашла ли свое счастье Ольга, выйдя замуж за Штольца?

Ответ

Ч. III, гл. III

В Штольце отчасти «воплотился ее идеал мужского совершенства». Казалось бы, поиски ее увенчались счастливым финалом: ей даровано постоянное ощущение движения, кипучая энергия комфорт. Но ее союз со Штольцем и окружающее благополучие не могут удовлетворить вечно ищущую Ольгу. Она прислушивалась к себе и чувствовала, что чего-то иного просит ее душа, «тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед».

Мировоззренческая ограниченность и голый практицизм Штольца, его покорность перед «мятежными вопросами» и остановка в поисках смысла жизни ее удовлетворить не могут. В ней нет ничего буржуазного, ее влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл. Не случайно Штольц «с удивлением и тревогой следил, как ее ум требует насущного хлеба, как душа ее не умолкает, все просит опыта и жизни». Его пугает вулканический огонь натуры Ольги.

Таков этот пленительный образ, созданный талантом Гончарова и занявший свое особое значительное место сведи лучших созданий русской литературы.

Отношения Обломова и Ольги развиваются в двух планах: прекрасная поэма зарождающейся и расцветающей любви оказывается одновременно и тривиальной историей «соблазна», орудием которого суждено быть возлюбленной Ильи Ильича. Характерно, что Ольга, сколько бы ни полнилось ее сердце ответным чувством к Обломову никогда почти не забывает о своей роли «просветительницы». Ей очень нравится осознавать себя в подобной роли: шутка ли, она, женщина, ведет за собой мужчину! Что за сила ей сообщена, что за власть такая?! Как тут не загордиться, как не закружиться славной головке!..

В любовных коллизиях нередко первый активный шаг предпринимает женщина. Однако Ольга предпринимает его так, что это сразу резко выдвигает ее за пределы традиционного ряда. Полюбить, чтобы перевоспитать, полюбить «из идейных соображений» – в подобной установке есть что-то неслыханное, не имеющее аналогий.


Литература

Игорь Кузнецов. Великий труженик. // Гончаров И.А. Обломов / Книга для ученика и учителя. М.: Аст Олимп, 1997.

Ю.М. Лошиц. Гончаров / Серия: Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 1977

* Текст цитируется по книге: Гончаров И.А. Обломов/ Книга для ученика и учителя. М.: Аст Олимп, 1997.

Характеристика Ольги Ильинской в романе Гончарова "Обломов" позволяет лучше узнать и понять этого персонажа. Это главный женский образ, который играет в произведении существенную роль.

Роман Гончарова

Характеристика Ольги Ильинской необходима, чтобы лучше понять суть этого произведения.

При этом стоит отметить, что над романом Иван Гончаров трудился на протяжении 12 лет - с 1847 по 1859 годы. Он вошел в его знаменитую трилогию, наряду с "Обрывом" и "Обыкновенной историей".

Во многом Гончаров так долго писал "Обломова" из-за того, что работу постоянно приходилось прерывать. В том числе и из-за кругосветного путешествия, в которое писатель отправился на Этой поездке он посвятил путевые очерки, только опубликовав их, он вернулся к написанию "Обломова". Существенный прорыв случился летом 1857 года на курорте Мариенбад. Там за несколько недель Гончаров закончил большую часть произведения.

Сюжет романа

Роман рассказывает о судьбе русского помещика Ильи Ильича Обломова. Он живет в Петербурге вместе со своим слугой по имени Захар. Многие дни проводит лежа на диване, иногда вообще не вставая с него. Он ничем не занимается, не выходит в свет, а только мечтает об уютной жизни в своем поместье. Кажется, что никакие беды не способны сдвинуть его с места. Ни упадок, в которое приходит его хозяйство, ни угроза выселения из петербургской квартиры.

Расшевелить Обломова пытается его друг детства по имени Андрей Штольц. Он представитель обрусевших немцев, является полной противоположностью Обломову. Всегда очень деятелен и энергичен. Он заставляет Обломова на какое-то время выйти в свет, там помещик встречает Ольгу Ильинскую, характеристика которой есть в этой статье. Это современная и прогрессивно мыслящая женщина. После долгих раздумий Обломов решается и делает ей предложение.

Переезд Обломова

Ильинская неравнодушна к Обломову, но он сам все портит, когда поддается на интриги Тарантьева и переезжает на Выборгскую сторону. В то время это фактически сельская окраина города.

Обломов оказывается в доме Агафьи Пшеницыной, которая со временем прибирает к рукам все его хозяйство. Сам Илья Ильич постепенно угасает в полной бездеятельности и безволии. Между тем по городу уже ходят слухи о предстоящей свадьбе героев. Но когда Ильинская приходит к нему в дом, то убеждается, что уже ничто и никогда не сможет его пробудить. Их отношения после этого прекращаются.

Вдобавок Обломов оказывается под влиянием брата Пшеницыной Ивана Мухоярова, который запутывает главного героя в своих махинациях. Расстроенный Илья Ильич тяжело заболевает, от полного разорения его спасает только Штольц.

Жена Обломова

Расставшись с Ильинской, Обломов через год женится на Пшеницыной. У них рождается сын, которого в честь Штольца называют Андреем.

Разочаровавшаяся в своей первой любви, Ильинская в итоге выходит замуж за Штольца. В самом конце романа тот приезжает навестить Обломова и застает друга больным и окончательно разбитым. Из-за малоподвижного в раннем возрасте у него случился инсульт, Илья Ильич предчувствует свою скорую смерть, просит Штольца не бросить его сына.

Спустя два года главный герой умирает во сне. Его сына берут на воспитание Штольц и Ильинская. Верный слуга Обломова Захар, который пережил своего хозяина, хоть и был значительно старше его, с горя начинает пить и просить милостыню.

Образ Ильинской

Характеристику Ольги Ильинской нужно начать с того, что это яркий и сложный образ. В самом начале читатель знакомится с ней как с юной девушкой, которая только начинает развиваться. На протяжении романа мы можем наблюдать, как она взрослеет, раскрывается как женщина и мать, становится самостоятельной личностью.

В детстве Ильинская получает качественное образование. Она много читает, разбирается в Она постоянно находится в развитии, стремится достигать все новых целей. В ней все говорит о собственном достоинстве, красоте и внутренней силе.

Отношения с Обломовым

В романе "Обломов" Ольга Ильинская, характеристика которой приведена в этой статье, предстает перед нами совсем юной девушкой. Она познает окружающий мир, старается разобраться, как все устроено вокруг.

Ключевым моментом для нее становится любовь к Обломову. Ольгу Ильинскую, характеристику персонажа вы читаете сейчас, охватывает сильное и вдохновляющее чувство. Но оно было обречено, потому что молодые люди не захотели принимать друг друга такими, какими они были в действительности. Вместо этого они создали некие эфемерные полуидеальные образы, в которые и влюбились.

Почему они не могут решиться на коренные изменения в себе для того, чтобы их вероятные совместные отношения стали реальностью? Для самой Ольги любовь к Обломову становится долгом, она считает, что обязана изменить внутренний мир своего возлюбленного, перевоспитать его, превратив в абсолютно другого человека.

Стоит признать, что в первую очередь ее любовь основывалась на эгоизме и личных амбициях. Важнее чувств к Обломову для нее была возможность уповаться своими достижениями. Ее интересовала в этих отношениях возможность изменить человека, помочь ему возвыситься над собой, превратиться в деятельного и энергичного мужа. Именно о такой судьбе мечтала Ильинская.

В романе "Обломов" сравнительная характеристика в таблице Ольги Ильинской и Пшеницыной сразу дает понять, насколько непохожи эти героини.

Замужем за Штольцем

Как мы знаем, из отношений с Обломовым так ничего и не вышло. Ильинская вышла замуж за Штольца. Их роман развивался неспешно, начался с искренней дружбы. Первоначально сама Ольга воспринимала Штольца больше как наставника, который был для нее вдохновляющей фигурой, по-своему недоступной.

В характеристике Ольги Ильинской цитату можно привести, чтобы лучше понять ее отношения с Андреем. "Он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах" - так Гончаров пишет о ее отношении к Штольцу.

Это замужество помогло ей оправиться после разрыва с Обломовым. Их совместные отношения выглядели логично, так как герои были схожи по натуре - оба деятельные и целеустремленные, это видно в романе "Обломов". Сравнительная характеристика Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной приведена в этой статье ниже. Она помогает лучше понять поступки этих персонажей.

Со временем все изменилось. Штольц уже не мог угнаться за постоянно стремящейся вперед Ольгой. А Ильинская начала разочаровываться в семейной жизни, в самой судьбе, которая была ей предначертана изначально. При этом она находит себя в качестве матери для сына Обломова, которого она вместе со Штольцом берет на воспитание после смерти Ильи Ильича.

Сравнение с Агафьей Пшеницыной

Приводя характеристику Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, нужно отметить, что второй женщиной, полюбившей Обломова, стала вдова мелкого чиновника. Она - идеальная хозяйка, которая не может сидеть без дела, постоянно заботится о чистоте и порядке в доме.

При этом сравнительная характеристика Агафьи Пшеницыной и Ольги Ильинской будет в пользу последней. Ведь Агафья - малообразованный некультурный человек. Когда Обломов спрашивает ее о том, что она читает, та только тупо смотрит на него, ничего не отвечая. Но она все же привлекла Обломова. Скорее всего, тем, что полностью соответствовала его привычному укладу жизни. Она обеспечивала максимально комфортные для него условия - тишину, вкусную и обильную еду и покой. Она становится для него нежной и заботливой нянькой. При этом своей заботой и любовью она окончательно убила проснувшиеся в нем человеческие чувства, которые так пыталась разбудить Ольга Ильинская. Характеристика в таблице этих двух героинь дает возможность лучше их понять.

Сравнение с Татьяной Лариной

Интересно, что многие исследователи дают сравнительную характеристику Ольги Ильинской и Татьяны Лариной. Действительно, если не вдаваться в детали, с первого взгляда эти героини очень похожи друг на друга. Читателя подкупает их простота, естественность, безразличие к светской жизни.

Именно в Ольге Ильинской проявляются те черты, которые традиционно привлекали русских писателей в любой женщине. Это отсутствие искусственности, живая красота. Ильинская отличается от современных ей женщин тем, что ей не хватает обычного женского домашнего счастья.

В ней чувствуется скрытая сила характера, у нее всегда имеется собственное мнение, которое она готова отстаивать в любой ситуации. Ильинская продолжает галерею прекрасных женских образов в русской литературе, которую открыла пушкинская Татьяна Ларина. Это нравственно безупречные женщины, которые верны долгу, согласны только на сострадательную жизнь.


Ольга Ильинская - светская барышня, она, как и Наденька Любецкая, знает жизнь с ее светлой стороны; она обеспечена и не интересуется особенно, откуда берутся ее средства. Ее жизнь, однако, гораздо содержательнее, чем жизнь Наденьки или жены Адуева-старшего; она занимается музыкой и проделывает это не по моде, а потому, что способна наслаждаться красотой искусства; она очень много читает, следит за литературой, за наукой. Ее ум постоянно работает; в нем один за другим возникают вопросы и недоумения, и Штольц с Обломовым еле успевают прочитывать все необходимое для объяснения интересующих ее вопросов.

Вообще в ней преобладает голова над сердцем, и в этом отношении она очень подходит к Штольцу; в ее любви к Обломову главную роль играет рассудок и чувство самолюбия. Последнее чувство вообще является одним из главных двигателей ее. Во многих случаях высказывает она это чувство самолюбия: она «плакала бы и не уснула ночь, если бы Обломов не похвалил ее пения»; самолюбие ей мешает расспрашивать прямо Обломова о предметах, ей не вполне понятных; когда Обломов после сорвавшегося невольно признания в любви говорит ей, что это неправда, он сильно затрагивает ее самолюбие; она боится показаться Штольцу «мелкой, ничтожной», рассказывая ему о бывшей любви к Обломову. Она встречается с Обломовым и принимается за его оживление; ей нравится роль спасительницы, столь излюбленной вообще женщинами. Она увлекается своей ролью и увлекается, вместе с тем, Обломовым. Это увлечение продолжается до тех пор, пока последний проявляет признаки деятельности и жизни, как будто действительно собираясь отрешиться от своей лени, застоя; вскоре, однако, Ольга убеждается, что Обломов безнадежен, что все ее старания не могут увенчаться успехом, и с горечью должна признаться, что она оказалась несостоятельной, недостаточно сильной в деле его оживления.

Тут она сама видит, что любовь ее не была непосредственной сердечной привязанностью, а скорее рассудочной, головной любовью; она любила в Обломове свое творение, будущего Обломова. Вот что говорит она ему в минуту расставания: «Мне так больно, так больно... Но я не раскаиваюсь. За гордость я наказана. Я слишком понадеялась на свои силы. Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уже давно умер. Я не предвидела этой ошибки. Я все ждала, надеялась... Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела... что указал мне Штольц, что мы выдумали вместе с ним... Я любила будущего Обломова».

После разрыва с Обломовым она становится женой Штольца. Последний принимается за ее «довоспитание», заключающееся в подавлении в ней молодых порывов и воспитания в ней «строгого понимания жизни». Это ему наконец удается, и они как будто счастливы; но Ольга все же не вполне спокойна, ей недостает чего-то, она стремится к чему-то неопределенному. Это чувство она не может заглушить в себе ни развлечениями, ни удовольствиями; муж объясняет это нервами, мировым недугом, общим для всего человечества, брызнувшим на нее одной каплей. В этом стремлении к чему-то неопределенному сказалась особенность натуры Ольги, ее неспособность оставаться на одной ступени, стремление к дальнейшей деятельности, совершенствованию.

Образ Ольги - один из оригинальных образов в нашей литературе; это женщина, стремящаяся к деятельности, неспособная оставаться пассивным членом общества.

Н. Дюнькин, А. Новиков

Источники:

  • Пишем сочинения по роману И. А. Гончарова «Обломов». - М.: Грамотей, 2005.

    Обновлено: 2012-02-09

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

Кто является положительным героем романа И. А. Гончарова “Обломов”?

I. Вступление

Положительный герой – персонаж, вызывающий автор­ские симпатии и в той или иной мере воплощающий в себе ав­торский идеал. (Подробнее см. Словарик, ст. Герой.)

II. Главная часть

1. Очевидно, что положительным героем романа Гончарова может быть либо Обломов, либо Штольц, либо Ольга Иль­инская:

а) характер Обломова наиболее сложен, а авторское отно­шение к нему противоречиво. С одной стороны, Обломов об­ладает такими симпатичными чертами характера, как доброта, ум, способность глубоко чувствовать, нежная душа. Все это выгодно отличает его от петербургских чиновников разного ранга. Автор показывает, что его герой способен на какое-то время стать энергичным, живым, деятельным. Однако вторая сторона Обломова – лень, непрактичность, стремление к по­кою, что порождает нравственный и умственный застой. Та­ким мы видим героя в первых главах романа, таким он пред­стает и в конце него – ни любовь к Ольге Ильинской, ни влияние Штольца, ни собственные планы деятельности – ни­что не

способно в корне изменить натуру Обломова, которая тесно связана с жизнью помещичьей, патриархальной, празд­ной, лишенной действенного и живого начала (“Сон Обломо­ва”). Несмотря на все свои хорошие качества, Обломов не мо­жет быть назван положительным героем;

б) образ Штольца задуман Гончаровым как антитеза обра­зу Обломова. Штольц прежде всего деятелен, ему совершенно чужда праздность и лень. Он умеет и чувствовать, хотя его чувства все время подчиняются рациональному контролю. Штольц положительно воздействует на Обломова. Наконец, именно он успешно проходит “испытание любовью” и именно с ним связывается картина обновленной Обломовки. Однако критики и писатели (Добролюбов, Чехов и др.) с полным ос­нованием отмечали неубедительность образа Штольца: неяс­но, какой именно деятельностью он занимается, в известной мере отталкивает его практицизм и ограниченность, наконец, сама его немецкая фамилия и соответствующий характер де­лают этот тип не вполне русским. Поэтому можно сказать, что в образе Штольца Гончаров предпринял попытку создать об­раз положительного героя, но попытку не вполне удачную;

в) Ольгу Ильинскую можно с наибольшим основанием мл звать положительной героиней романа. Она сочетает в себе чуткую душу, способность к любви, искренность с такими чертами характера, как стремление к деятельности, независимость, воля. Именно благодаря ей Обломов на время возрождается к жизни, именно она становится женой Штольца. В образе Ольги Гончаров следовал традициям русской литературы: очень часто именно женщины становились положительными героинями, тогда как героям-мужчинам многого для этого недоставало (“Евгений Онегин” Пушкина, романы Тургенева и т.п.).

III. Заключение

Все главные герои романа Гончарова не лишены положи­тельных черт, однако решение проблемы положительного героя можно связывать только с Ольгой Ильинской. Положи­тельный же мужской тип Гончарову создать все же не уда­лось.

Глоссарий:

  • является ли ольга ильинская положительной героиней
  • можно ли считать штольца положительным героем
  • является ли обломов положительным героем

Другие работы по этой теме:

  1. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав­ственно? Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде­лала рабом...
  2. “Обломов” – роман И. А. Гончарова. Одним из самых значимых второстепенных героев этого произведения является Андрей Штольц. Вот только какой он герой: положительный или отрицательный?...
  3. Идейную направленность романа определил сам автор: “Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель… Центральная глава –...
  4. Какие вещи стали символом “обломовщины”? Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку? Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к...