Процесс приобщения к знаниям о мире накопленным. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования? Усвоение этических норм и ценностей

Татьяна Карабина
Социализация - это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям : женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление . Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности. Родители – первые воспитатели имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным : воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. С первых дней после рождения, когда ребенок еще беспомощен и нуждается в элементарном уходе, он усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу, учиться ценить красоту. Не снимается ответственность за воспитание и не снижается потребность в семейном воспитании и в последующие (отроческие, подростковые и юношеские) годы. Выражение "мой дом – моя крепость" хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье , в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.

Семья - как институт воспитания и первичной социализации личности был , есть и будет. Семья реализует такие функции, которые за нее никакая другая структурная единица социума выполнять не в состоянии. Чтобы человек стал существом общественным , требуется длительный процесс его социализации . И исторический опыт убеждает, настолько велика роль семьи. Таким образом, можно сказать, что семья выполняет функцию социализации индивида . То, что может дать семья человеку, не может дать никакой другой институт.

Публикации по теме:

Приобщение детей к ценностям народной культуры Одним из приоритетных направлений моей работы является «Приобщение детей к ценностям народной культуры». Это очень благодатная тема, которая.

Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ОВЗ Доклад На тему: «Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ОВЗ» Подготовила Воспитатель.

Воспитание у детей бережного отношения к нравственным ценностям семьи Клочкова Г. И. Петрусь В. В. Швачко Е. Ю. БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 356» «Воспитание у детей бережного отношения.

Аутизм в семье и обществе Аутизм… В нынешнее, социально направленное время понятие очень распространенное, если не сказать «модное». Очень многие публичные люди,.

Наши дети живут в двадцать первом веке. Это время передовых инновационных технологий и компьютеризации. Как принято сейчас говорить - «шаг.

Доклад «Роль образования в современном обществе» Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

А 5. Общество как группу людей, объединившихся для совместной деятельности, можно определить как 1) феодальное 2) индустриальное 3) традиционное

4) дворянское

А6. Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1) строительство пирамид в Древнем Египте

2) возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах крупных рек

3) успехи земледелия вследствие строительства оросительных систем

4) загрязнение вод Мирового океана

А7. И общество, и природа

1) являются динамическими системами

2) создаются в процессе целенаправленной деятельности людей

3) развиваются независимо от сознания людей

4) носят характер закрытых систем

A8. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) наукой 2) искусством 3) образованием 4) творчеством

Общество=))))) Помогите! 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «мораль».

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Социальная норма, справедливость, государственное принуждение, добро и зло, общественное мнение, совесть и долг, нравственные ценности.

3. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ
А) бестселлер
Б) компьютерная игра
В) анекдоты
Г) концерт классической музыки
Д) праздник урожая
Е) эпические сказания

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
1) народная
2) массовая
3) элитарная
4) экранная

4. Найдите в приведенном перечне характерные черты, отличающие науку от искусства
1) отражает мир в образах
2) предполагает строгую систему доказательств
3) оказывает эмоциональное воздействие
4) выдвигаются гипотезы
5) анализируются и обобщаются отдельные факты

5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Современная наука участвует в процессе социального управления. (2) Как представляется, сегодня ни один из общественных процессов не должен обходиться без проведения научных исследований и рекомендаций ученых. (3) Сложность современного общества и его противоречивость вынуждают ученых изучать и просчитывать каждый шаг, каждое решение. (4) Иное поведение, бесспорно, способно привести к катастрофическим и разрушительным последствиям.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу_____(А) окружающего нас мира. Мы познаем этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности,________(Б) как о врожденных потребностях человека.
В науке под познанием понимается особая_______
(В), в результате которой люди приобретают знания о различ¬ных объектах.
Познание представляет собой
(Г) творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания дей-ствительность воспроизводится в сознании людей.
Познанием называют, как правило, только процесс поиска
________(Д), а его результат именуют знанием. Знание
- получивший подтверждение и обоснование________ (Е) познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
1) потребность
2) истина
3) познавательный инстинкт
4) процесс
5) деятельность
6) результат
7) идеальные образы
8) объективность
9) субъект
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В дан¬ной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером цифру, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Работа с текстом

Мировоззрение личности

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постояннаясоставляющая. Она в конечном счёте и представляет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или псевдонаучном знании и т.п.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение0 и миропонимание. Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

В отличие от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Знание миропонимания состоит в том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентаций, а значит, и мотивов деятельности.

Добрынина В.И. Мировоззрение, его роль в современном мире.

какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?

соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения?

Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенных в тексте автором.

РАБОТА С ТЕКСТОМ ОТВЕТИТЬ НА 2 ВОПРОСА В КОНЦЕ

Узнаем ли мы собаку потому, что сначала увидели ее шерсть,
четыре ноги, глаза, уши и пр., или мы узнаем эти части потому, что
сначала увидели собаку? Эта проблема - начинается ли распознавание с
частей паттерна (целостной «картинки»), которое служит только
основанием для распознавания целого («снизу вверх»), или же оно
начинается с выдвижения гипотезы о целом, которая позволяет его
идентифицировать, а потом опознаем его составные части («сверху
вниз») - называется «аналитический парадокс».

Некоторые теоретики... предположили, что при определенных
обстоятельствах опознание частей и целого может происходить
одновременно в направлении снизу вверх и сверху вниз...

В различных контекстах мы ожидаем увидеть определенные объекты.
В кабинете врача мы обнаруживаем стетоскоп, на кухне - столовое
серебро, в офисе - пишущую машинку, а на улице - пожарный кран. Похоже,
что такое «знание о мире» каким-то образом облегчает идентификацию
объектов в знакомых контекстах и мешает их идентификации в неподходящих
контекстах...

Одна из гипотез о том, как распознаются паттерны и формы,
называется «сравнение с эталоном»... Согласно такому представлению о
распознавании в процессе приобретения жизненного опыта, у нас
образуется огромное количество эталонов, каждый из которых связан с
некоторым значением. Так, зрительное опознание, например,
геометрической фигуры происходит следующим образом: световая энергия,
исходящая от этой фигуры, воздействует на сетчатку глаза и преобразуется
в нервную энергию, которая передается в мозг. Осуществляется поиск
среди имеющихся эталонов. Если находится эталон, который соответствует
нервному паттерну, человек опознает этот паттерн. После сопоставления
объекта с его эталоном может происходить дальнейшая обработка
информации и интерпретация объекта.
1)В чем суть аналитического парадокса? 2) Попробуйте изобразить отдельные части человеческого лица. Легко ли
они распознаются, если мы соотносим их с целым - лицом? Какую мысль
фрагмента иллюстрирует этот пример?

Решим несколько заданий на повторение первого блока «Общество».

А1. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

  1. конгломератом
  2. обществом
  3. системой
  4. очередью

Рассуждаем.

Что такое конгломерат ? Хаотичное скопление лиц. Мы знаем, что в обществе все процессы упорядочены ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ, любое явление отражается на других, хаоса в социуме нет. Ответ 1 не верен .

Система ? Мы не видим таких терминов, как институт, элементы, подсистемы, следовательно нет.

Очередь ? Бытовая характеристика, к такому сложному определению не применима. Не правильно.

Итак, методом исключения – ОБЩЕСТВО! Определение корректное, соответственно верный ответ 2 .

А2. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

  1. наукой
  2. искусством
  3. образованием
  4. творчеством

Думаем. Речь идет о духовной сфере.

Наука – создание нового знания, а не приобщения к старым, не подходит!

Искусство – форма эстетического освоения окружающего мира, приобщением к знаниям это назвать сложно. Скорее, это форма творчества, создания нового.

Творчество – это характеристика любой деятельности человека!

А вот ОБРАЗОВАНИЕ подойдет, ведь в школе мы получаем уже открытое до нас и известное знание. Верный ответ 3.

А3. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верно А и Б
  4. оба суждения неверны

Вспомним, что хорошо и полезно для одного общества, плохо для другого. Развитие одной культуры может нарушать традиционный путь другой. Действительно, прогресс – противоречивое явление. А верно .

Условность – похожая характеристика, прогресс легко переходит в регресс. Например, ведущие страны создали свое могущество на ограблении колоний – слабых стран, для которых это закабаление было безусловным регрессом. Итак, Б тоже верно. Ответ 3.

А4. В отличие от природы, общество

  1. является системой
  2. находится в развитии
  3. выступает в качестве творца культуры
  4. развивается по собственным законам

Рассуждаем!

И природа и общество – системы , развивающиеся по своим законам (линейного развития по Марксу, например и эволюции ). Вариант 1 не верен .

Природа также как общество, находится в развитии . Исчезновение одних видов, появление других – характерная черта. Обществу также характерна динамика. Одни институты отмирают (кровная месть), другие появляются (государство). 2 не верно .

Творит культуру ? Да! Только общество создает культуру – это его отличительный признак!

О развитии по собственным законам уже сказано.

Верен вариант 3.

А5. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.
Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верно А и Б
  4. оба суждения неверны

Сразу обращаем внимание на маркер ВСЕ . Такие исключающие формулировки, как правило, подсказывают, что вариант не верен (ТОЛЬКО, НИКАКИЕ, НИКОГДА, ЛЮБОЕ). Общество настолько сложное явление, что в нем возможны любые процессы и причины. Также глобальные процессы могут обуславливаться и глобальными проблемами, техническим развитием. А не верно!

Формулировка Б корректна, действительно, интернет (средство массовой коммуникации) позволяет общаться с людьми на другом конце света, соединяет мир.

Верный ответ 2.

Таким образом, мы коротко повторили первый блок «Общество»!.

Культура играет неотъемлемую роль в жизни каждого человека. Она обеспечивает полноценную жизнедеятельность людей и развитие общества в целом. И каждый человек соприкасается таким явлением, как культура, так как с самого рождения мы находимся в определенной сфере культуры: духовной и материальной.

Понятие культуры

Культурой называется развитие и организации человеческой жизнедеятельности, которые представлен в ее духовных и материальных продуктах. Все материальные и духовные достижения в совокупности представляют определенную культуру. К ней относят все объекты, созданные людьми и все приобретенные духовные ценности, в которые входят жизненный опыт поколений, знания науки технологических процессов и наработанные нормы поведения. Деятельность человека и его развитие тоже относится к культуре.

Какой бывает культура

Культура является многообразным понятием, в которое входит много видов культур. Это научная, экономическая, политическая, нравственная, эстетическая, экологическая виды культур. Каждая из них отображает определенный вид деятельности человека. Также культура делится на духовную и материальную. Духовная - это результат духовного производства, а материальная - результат материального производства.

Различают также культуру мнимую и подлинную. Такое распределение возникает, когда пытаются дать точно определение слову "культура" и обозначить это явление, как в повседневной жизни, так и в научном понимании. Культура потребления и культура творчества.

Помимо того, что культура является художественным явлением, в широком понимании она олицетворяет собой и процесс потребления. О культуре потребления говорят, как о частичном программировании людей и направлений их деятельности. Это обусловлено основной функцией культуры потребления, которая является массовой и доступной всем.

Приобщение человека к культуре

Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без ее влияния. В данном случае, человек является творцом культуры, но и он сам же от нее зависит и попадает под ее влияние. От уровня приобщения человека к национальной или мировой культуры зависит его духовное и личностное развитие, мера его развития, как субъекта социума. Когда человек приобщается к мировым ценностях культуры, его кругозор значительно расширяется и становится более многообразным.

Таким образом, личность может получать новые знания и опыт, развивать свои способности и таланты, создавать новые предметы и общаться с другими людьми. Но так как культура считается динамическим процессом, то приобщение к традициям, обычаям и нормам поведения происходит на протяжении всей жизни человека. Это - непрерывный процесс, когда позволяет каждому индивиду расти духовно и плодотворно развиваться.

Этот процесс необходим и для постоянного повышения культурного уровня социальных масс и динамичного развития мира. И приобщение каждого человека к процессу культуры играет в данном случае важную роль, так как тогда возможно обеспечивать развитие культуры при помощи единства новаций и традиций.

«Итоговая работа по обществознанию за курс 7 класса 1. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, ...»

Итоговая работа по обществознанию за курс 7 класса

1. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

2)искусством

3)образованием

4)творчеством

2.“Золотое правило морали” провозглашает принцип:

1)разумного эгоизма

2)живи сам - давай жить другим

3)поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой

4)поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой

3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как1)индивида2)личность3)ученика4) товарища

4 Свобода человека:

А) ограничена правами других людей

Б) в возможности делать всё, что не приносит вреда другому человеку

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

5. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте:

1)14 лет 2)18 лет 3)16 лет 4)20 лет

6. Личность - это

1)неповторимое сочетание психологических особенностей человека, наиболее значимых социальных качеств

2)индивидуальные черты человека

3)цвет нации

4)набор способностей

7. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?1) пассажиры2) демократы3) горожане4) инженеры



8. Минимальный возраст для устройства на работу без особого разрешения родителей:

9. Соотнеси понятие и определениеа) аффект 1) отражение общего состояния переживания человекаб) эмоции 2) бурная, кратковременная эмоциональная реакцияв) чувства 3) особая форма отражения психикой окружающего мираг) настроение 4) отношения к окружающему миру, конкретным событиям или людям

___________________________________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 10-12

Конвенция о правах ребенка

Государства-участники настоящей Конвенции… согласились о нижеследующем:

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.

1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка