Где родился и жил леонардо да винчи. Леонардо да Винчи — биография, интересные факты


История человечества, на самом деле, знает не так много гениев, опережавших ту или иную эпоху каждым своим действием. Кое-что из сотворённого ими прочно вошло в жизнь современников, а что-то так и осталось на чертежах и манускриптах: уж слишком далеко вперед смотрел мастер. Последнее в полной мере может быть применимо к Леонардо да Винчи , гениальному художнику, ученому, математику, инженеру, изобретателю, архитектору, скульптору, философу и писателю – истинному человеку эпохи Возрождения. Пожалуй, в истории средневекового знания нет области, которой не коснулся бы великий мастер Просвещения.

Сфера его деятельности охватывает не только пространство (Италия-Франция), но и время. Разве не удивительно то, что картины Леонардо да Винчи вызывают сейчас такие же жаркие споры, восхищение, как и в годы его жизни? Подобная «формула бессмертия» может по праву считаться величайшим открытием в истории. Каковы же ее составляющие? Ответ на этот вопрос хотел бы получить практически каждый человек на планете. Кое-кто даже решил, что лучше всего спросить об этом самого Леонардо, «воскресив» мастера при помощи современных научных разработок. Однако основные компоненты «формулы» видны невооруженным глазом: потенциальная гениальность, помноженная на невероятное любопытство и большую долю гуманизма. А еще, любой гений есть мечтатель-практик. Судите сами, все творчество Леонардо да Винчи (сюда мы относим не только наброски, картины, фрески, но и все научные изыскания Мастера), можно представить, как шаги к реализации долгих мечтаний человечества о совершенстве. Вы хотели, чтобы человек летал, как птица? Значит надо сделать ему подобие крыльев! Христос ходил по воде, так почему бы и простым смертным не иметь такой возможности? Давайте сконструируем водные лыжи!

Вся жизнь и творчество Леонардо да Винчи были наполнены попытками ответить на многочисленные вопросы о законах мироздания, раскрыть тайны бытия и направить их на службу человечества. Ведь, не забывайте, что человек Ренессанса – это, прежде всего, великий гуманист.

Биография Леонардо да Винчи – это, образно говоря, история нескольких душ, заключенных в тело одного человека. Действительно, в каждой из исследуемых областей, он проявляет совершенно особенные качества, которые в понимании обычных людей, вряд ли могут принадлежать одной единственной личности. Может быть, именно поэтому кое-кто пытался доказать, что Леонардо да Винчи – всего лишь псевдоним, взятый группой людей. Однако теория была обречена на провал чуть ли не до своего рождения.

Сегодня да Винчи известен нам в большей степени, как непревзойденный художник. К сожалению, до нас дошло не более 15 его работ, остальные же либо просто не выдержали испытание временем из-за постоянных экспериментов мастера с техникой и материалами, либо считаются еще не найденными. Однако те работы, которые дошли до нас, остаются самыми известными и самыми копируемыми шедеврами искусства в мире.

Биография Леонардо да Винчи

Младенец, крещенный в последствие под именем Леонардо, родился, как записано в церковной книге, «в субботу, 15 апреля 1452 года от Рождества Христова» от внебрачной связи крестьянки Катерины и нотариуса, посла Флорентийской республики, мессира Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, потомка богатого почитаемого итальянского семейства. Отец, не имевший на тот момент других наследников, пожелал взять сына в свой дом и дать надлежащее образование. О матери же известно наверняка только то, что она официально вышла замуж за мужчину из крестьянской семьи и подарила ему еще 7 детей. Кстати говоря, отец Леонардо тоже в последствии был женат четыре раза и преподнес своему первенцу (которого, кстати, так и не сделал официальным своим наследником) еще десять братьев и две сестры.

Вся дальнейшая биография да Винчи тесно завязана с его творчеством, события жизни мастера, встреченные им люди, естественно, оставляли свои следы развитии его мировоззрения. Так, встреча с Андреа Вероккио определила начало его пути в искусстве. В 16 лет, Леонардо становится учеником студии прославленного мастера Вероккио. Именно в мастерской Вероккио, Леонардо получает возможность проявить себя в качестве художника: учитель позволяет ему написать лицо ангела для знаменитого «Крещения Христа».

В 20 лет да Винчи становится членом общества св. Луки, гильдии художников, все еще продолжая работать в мастерской Вероккил до 1476г. Этим же периодом датирована одна из его первых самостоятельных работ «Мадонна с гвоздикой». Десять лет спустя, Леонардо приглашают в Милан, где он и остается работать до 1501г. Здесь находят широкое применение таланты Леонардо не только как художника, но и как скульптора, декоратора, организатора всевозможных маскарадов и турниров, человека, создавшего поразительные механические устройства. Через два года, мастер возвращается в родную Флоренцию, где пишет свою легендарную фреску «Битва при Анджиани».

Подобно большинству мастеров Ренессанса, да Винчи много путешествует, оставляя память о себе в каждом посещенном городе. К концу жизни он становится « первым королевским художником, инженером и архитектором» при Франсуа I, работает над архитектурным устройством замка Клу. Однако, эта работа осталась незавершенной: да Винчи умер в 1519г., в возрасте 67 лет. Ныне в замке Клу от первоначально задуманного великим Леонардо плана осталась только двойная винтовая лестница, остальная же архитектура замка многократно переделывалась последующими династиями французских королей.

Творчество Леонардо да Винчи

Несмотря на многочисленные научные исследования Леонардо, его слава ученого и изобретателя несколько меркнет перед славой Леонардо-художника, чьи немногие сохранившиеся работы завораживают и будоражат разум и воображение человечества уже почти 400 лет. Именно в области живописи нашли свое применение многие из трудов да Винчи, посвященные природе света, химии, биологии, физиологии и анатомии.

Его картины остаются самыми загадочными произведениями искусства. Их копируют в поисках секрета подобного мастерства, их обсуждают и о них спорят целые поколения знатоков искусства, критиков и даже писателей. Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки. Среди множественных факторов, делающих работы да Винчи уникальными, одним из основных можно назвать новаторские техники и эксперименты, примененные мастером в своих работах, а так же глубокие знания анатомии, ботаники, геологии, оптики и даже человеческой души… Глядя на созданные им портреты, мы действительно видим не просто художника, но внимательного наблюдателя, психолога, сумевшего понять физическое выражение эмоциональной составляющей человеческой личности. Да Винчи не только сумел сам понять это, но и нашел приемы, позволяющие с фотографической точностью перенести эти знания на холст. Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю».

Леонардо считал, что лучшим персонажем для изображения на холсте является человек, чьи движения тела наиболее соответствуют движениям его души. Это убеждение можно считать творческим кредо да Винчи. В его работах оно воплотилось в том факте, что за всю свою жизнь он написал всего один портрет мужчины, предпочитая женщин в качестве моделей, как личностей более эмоциональных.

Ранний период творчества

Периодизация творческой биографии Леонардо да Винчи довольно условна: некоторые из его работ не датированы, да и хронология жизни мастера так же не всегда точна. Самым началом творческого пути да Винчи можно считать тот день, когда его отец, сер Пьеро, показал некоторые наброски 14-летнего сына своему другу Андреа дель Вероккио.

Через год, в течение которого Леонардо доверялось лишь очищать холсты, растирать краски и заниматься другими подготовительными работами, Вероккио начал знакомить своего ученика с традиционными приемами живописи, гравюры, архитектуры и скульптуры. Здесь же Леонардо получил знания основ химии, металлургии, освоил деревообработку и даже начала механики. Только ему, своему лучшему ученику, Вероккио доверяет завершение своих работ. В этот период Леонардо не создает собственных работ, но жадно впитывает все, что связано с выбранной профессией. Вместе со своим учителем он работает над «Крещением Христа» (1472-1475). Игра света и тени, черты лица маленького ангела, написать которого было доверено да Винчи, настолько поразили Вероккио, что он счел себя превзойденным собственным учеником и решил больше никогда не браться за кисть. Полагают так же, что Леонардо стал моделью для бронзовой скульптуры Давида и изображения Архангела Михаила.

В 1472г., Леонардо вносят в «Красную книгу» гильдии св. Луки – знаменитый союз художников и врачей Флоренции. В это же время появляются первые заметные работы да Винчи, принесшие ему известность: набросок тушью «Пейзаж Санта-Мария дела Неве» и «Благовещение». Он совершенствует технику сфумато, доводя ее до невиданного ранее совершенства. Теперь легкая дымка – сфумато – не просто тонкий слой размытой краски, но действительно легкая пелена живого тумана. Не смотря на то, что к 1476г. да Винчи открывает собственную мастерскую и получает собственные заказы, он все еще тесно сотрудничает с Вероккио, относясь с глубоким почтением и уважением к своему учителю. Тем же годом датирована и «Мадонна с гвоздикой», одна из самых значимых работ да Винчи.

Зрелый период творчества

В 26 лет да Винчи начинает полностью самостоятельную карьеру, а так же приступает к более детальному изучению различных аспектов естествознания и сам становится учителем. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. Вполне возможно, что это стало своеобразной местью да Винчи за то, что папа Сикст IV отклонил его кандидатуру при выборе художника для росписи Сикстинской капеллы Ватикана в Риме. Возможно, мода на неоплатонизм властвовавшая в ту эпоху во Флоренции так же сыграла роль в решении да Винчи уехать в достаточно академичный и прагматичный Милан, который больше отвечал его духу. В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы. Эта работа ясно показывает, что да Винчи уже владеет определенными знаниями в области биологии и геодезии, поскольку растения и сам грот выписаны с максимальной реалистичностью. Соблюдены все пропорции и законы композиции. Однако, не смотря на такое потрясающее исполнение, эта картина на многие годы стала предметом раздора между автором и заказчиками. Годы этого периода да Винчи посвящает записям своих размышлений, чертежам, более глубоким исследованиям. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований. А так же занимается организацией спектаклей и торжеств, техническим оснащением сцены придворного театра. Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора.

Поздний период творчества

Именно в этот период да Винчи больше задумывается над военно-техническими проектами, изучает градостроительство и предлагает собственную модель идеального города.
Так же, во время пребывания в одном из монастырей, он получает заказ на эскиз к образу Девы Марии с младенцем Иисусом, св. Анной и Иоанном Крестителем. Работа получилась настолько впечатляющей, что зритель ощущал себя присутствующим при описанном событии, частью картины.

В 1504 г. многие ученики, считающие себя последователями да Винчи, покидают Флоренцию, где он задержался, чтобы привести в порядок свои многочисленные записи и чертежи, и перебираются вместе с учителем в Милан. С 1503 по 1506гг. Леонардо начинает работу над «Джокондой». В качестве модели выбрана Мона Лиза дель Джиокондо, урожденная Лиза-Мария Джерардини. Многочисленные варианты сюжета известной картины до сих пор не оставляют равнодушными деятелей искусств и критиков.

В 1513г. Леонардо да Винчи перебирается на некоторое время в Рим по приглашению папы Леона Х, а точнее, в Ватикан, где уже работают Рафаэль и Микеланджело. Год спустя Леонардо начинает серию «Потом», которая является своеобразным ответом на версию, предложенную Микеланджело в Сикстинской капелле. Не забывает мастер и свое увлечение инженерным делом, работая над проблемой осушения болот на территории владений герцога Жульена Медичи.

Одним из самых грандиозных архитектурных проектов этого периода становится для да Винчи замок Клу в Амбуазе, куда мастера приглашает работать сам король Франции Франсуа I. Со временем их отношения становятся гораздо ближе, чем просто деловыми. Франсуа часто прислушивается к мнению великого ученого, относится к нему, как к отцу, и тяжело переживает смерть да Винчи в 1519г. Леонардо умирает весной от тяжелой болезни в возрасте 67 лет, завещав свои рукописи и кисти ученику – Франческо Мельци.

Изобретения Леонардо да Винчи

Это может показаться невероятным, но некоторые изобретения, сделанные в конце 18 — начале 19 вв. на самом деле уже были описаны в трудах да Винчи, как и кое-что из привычных нам вещей. Кажется, того, о чем не упоминал бы мастер в своих рукописях, вообще не существует. Там описан даже будильник! Конечно, конструкция его значительно отличается от того, что мы видим сегодня, тем не менее, изобретение заслуживает внимания хотя бы из-за своей конструкции: весы, чаши которых наполнены жидкостью. Переливаясь из одной чаши в другую, вода приводит в действие механизм, который толкает или поднимает ноги задремавшего человека. Трудно не проснуться в таких условиях!

Однако подлинная гениальность Леонардо-инженера проявляется в его механических и архитектурных инновациях. Последние ему удалось воплотить в жизнь почти полностью (за исключение проекта идеального города). Но вот относительно механики, применение ей нашлось далеко не сразу. Известно, что да Винчи готовился сам опробовать свой летательный аппарат, однако он так и не был сконструирован, не смотря на детальный план, составленный на бумаге. Да и велосипед, созданный мастером из дерева, тоже вошел в обиход на несколько столетий позже, как, впрочем, и механическая самоходная повозка, приводимая в действие двумя рычагами. Однако сам принцип работы повозки был применен для усовершенствования ткацкого станка еще при жизни да Винчи.
Будучи еще при жизни признан гением живописи, Леонардо да Винчи всю жизнь мечтал о карьере военного инженера, и потому особое место в его деятельности отводилось изучением укреплений, военных машин, защитных сооружений. Так, именно он разработал прекрасные методы отражения турецких атак в Венеции, и даже создал подобие защитного скафандра. Но поскольку турки так и не напали, изобретение не было опробовано в действии. Точно так же осталась лишь в чертежах боевая машина, напоминающая танк.

Вообще, в отличие от произведений живописи, рукописи и чертежи Леонардо дошли до наших дней в большей сохранности и продолжают исследоваться в наши дни. По некоторым чертежам даже были воссозданы машины, которым не суждено было появиться при жизни да Винчи.

Живопись Леонардо да Винчи

Большинство произведений кисти да Винчи не дошло до наших дней из-за постоянных экспериментов мастера не только с техникой живописи, но и с инструментарием: красками, холстами, грунтовкой. В результате таких экспериментов состав красок на некоторых фресках и полотнах не выдержал испытания временем, светом, влагой.

В рукописи, посвященной изобразительному искусству да Винчи, в основном, делает упор не столько на технику письма, сколько на подробное изложение придуманных им нововведений, которые, кстати, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие искусства. Прежде всего, это некоторые практические советы, касающиеся подготовки инструментов. Так, Леонардо советует покрывать холст тонким слое клея, вместо белой грунтовой смеси, которую было принято использовать до этого. Изображение, нанесенное на подготовленный таким образом холст, закрепляется гораздо лучше, чем на грунте, особенно если писать темперой, которая была широко распространена в то время. Масло вошло в обиход несколько позже, и да Винчи предпочитал использовать его как раз для письма на грунтованном холсте.

Так же одной из особенностей живописной манеры да Винчи является предварительный набросок задуманной картины прозрачными темными (коричневыми) тонами, эти же тона использовались и как верхний, завершающий, слой всего произведения. И в том и в другом случае завершенная работа наделялась мрачным оттенком. Вполне возможно, что со временем цвета еще больше темнели именно из-за этой особенности.

Большая часть теоретических трудов да Винчи посвящена изображению человеческих эмоций. Он много рассуждает о способе выражение чувств, приводит собственные исследования. Известен даже случай, когда Леонардо решил экспериментальным путем проверить свои догадки о том, как двигаются лицевые мышцы во время смеха и плача. Пригласив компанию друзей на ужин, он начал рассказывать забавные истории, рассмешив своих гостей, да Винчи внимательно наблюдал за движением мышц, выражением лица. Обладая уникальной памятью, он перенес увиденное им на наброски с такой точностью, что, по словам очевидцев, людям хотелось смеяться вместе с портретами.

Мона Лиза.

«Мона Лиза» она же «Джоконда», полное название - портрет госпожи Лизы дель Джокондо, пожалуй, самое известное произведение живописи в мире. Леонардо писал знаменитый портрет с 1503 по 1506г., но даже в этот период портрет не был полностью завершен. Да Винчи не захотел расставаться со своим произведением, поэтому заказчику оно так и не досталось, зато сопровождало мастера во всех его путешествиях до самого последнего дня. После смерти художника портрет был перевезен в замок Фонтенбло.

Джоконда стала самой мистической картиной всех эпох. Она стала предметом исследований художественной техники для мастеров 15в. В эпоху романтизма художники и критики восхищались ее загадочностью. Кстати, именно деятелям этой эпохи мы обязаны таким великолепным ореолом таинственности, сопровождающим Мону Лизу. Эпоха романтизма в искусстве просто не могла обойтись без мистического антуража, присущего всем гениальным мастерам и их произведениям.

Сюжет картины сегодня известен всем: загадочно улыбающаяся женщина на фоне горного пейзажа. Однако многочисленные исследования выявляют все больше деталей, ранее не замеченных. Так, при ближайшем рассмотрении видно, что дама на портрете одета в полном соответствии с модой своего времени, на ее голову накинута темная прозрачная вуаль. Казалось бы, в этом нет ничего особенного.

Соответствие моде может означать лишь то, что женщина относится не к самому бедному роду. Но проведенный в 2006г. канадскими учеными более подробный анализ с применением современного лазерного оборудования показал, что эта вуаль, на самом деле, окутывает весь стан модели. Именно этот тончайший материал создает эффект тумана, что ранее было отнесено на счет знаменитого сфумато да Винчи. Известно, что подобные вуали, окутывающие все тело, а не только голову, носили беременные женщины. Вполне возможно, что именно это состояние и отражено в улыбке Моны Лизы: умиротворение и спокойствие будущей матери. Даже руки ее уложены таким образом, словно уже готовы качать младенца. Кстати, само название «Джоконда» так же имеет двойной смысл. С одной стороны это фонетическая вариация фамилии Джиокондо, к которой принадлежала и сама модель. С другой стороны, это слово созвучно итальянскому «giocondo», т.е. счастье, умиротворение. Не объясняет ли это и глубину взгляда, и нежную полуулыбку, да и всю атмосферу картины, где царит полумрак? Вполне возможно. Это не просто портрет женщины. Это изображение самой идеи мира и безмятежности. Может быть, именно этим она была столь дорога автору.

Сейчас картина Мона Лиза находится в Лувре, относится к стилю «Возрождение». Размеры картины 77 см x 53 см.

«Тайная вечеря» — фреска созданная да Винчи в 1494-1498 гг. для доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грези, Милан. На фреске изображена библейская сцена последнего вечера, проведенного Иисусом из Назарета в окружении двенадцати своих учеников.

В этой фреске да Винчи постарался воплотить все свои знания о законах перспективы. Зал, в котором сидят Иисус и апостолы, написан с исключительной точностью в плане пропорций и удаленности объектов. Задний план комнаты, тем не менее, виден настолько ясно, что представляет собой практически вторую картину, а не просто фон.

Естественно, центром всего произведения является сам Христос, именно относительно его фигуры спланирована и вся остальная композиция фрески. Расположение учеников (4 группы по три человека) симметрично относительно центра – Учителя, но не между собой, что и создает ощущение живого движения, но в тоже время ощущается определенный ореол одиночества вокруг Христа. Ореол знания, которое пока еще не доступно его последователям. Являясь центром фрески, фигурой, вокруг которой, кажется, вращается весь мир, Иисус все же остается один: все остальные фигуры как бы отделены от него. Все произведение заключено в строгие прямолинейные рамки, ограничивающиеся стенами и потолком комнаты, столом, за которым сидят участники тайной вечери. Если для наглядности провести линии по тем точкам, которые имеют прямое отношение к перспективе фрески, получится почти идеальная геометрическая сетка, «нити» которой выстроены под прямым углом друг к другу. Подобной ограниченной точности не встречается больше ни в одной работе Леонардо.

В аббатстве Тонгерло, Бельгия, хранится удивительно точная копия “Тайной вечери”, сделанная мастерами школы да Винчи по его собственной инициативе, поскольку художник боялся, что фреска в миланском монастыре не выдержит испытания временем. Именно эту копию реставраторы использовали при воссоздании оригинала.

Картина находится в Санта-Мария-делле-Грацие, размеры 4,6 м x 8,8 м.

Витрувианский человек

«Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

Рисунок сделан чернилами. Размеры рисунка 34 см x 26 см. Жанр: Абстракционизм. Направление: Высокое Возрождение.

Судьба манускриптов.

После смерти да Винчи в 1519г. все рукописи великого ученого и живописца отошли в наследство любимому ученику Леонардо, Франческо Мельци. К счастью, до наших дней дошла основная часть оставленных да Винчи рисунков и записей, сделанных его знаменитым способом зеркального письма, т.е. справа на лево. Без сомнения, Леонардо оставил после себя самое большое собрание сочинений эпохи Возрождения, однако после его смерти, рукописи ожидала не легкая судьба. Даже удивительно, что после стольких перипетий манускрипты все-таки дожили до наших дней.
Сегодня научные труды да Винчи имеют далеко не тот вид, который придал им Мастер, с особой тщательностью группировавший их по одному ему ведомым принципам. После смерти Мальзи, наследника и хранителя рукописей, его потомки начали нещадно транжирить доставшееся им наследие великого ученого, очевидно, даже не ведая о его истинной ценности. Первоначально, рукописи просто хранились на чердаке, позднее семейство Мальзи раздало часть манускриптов и продало отдельные листы друзьями коллекционерам за смехотворную цену. Таким образом, все записи да Винчи обрели новых хозяев. Счастье, что ни одного листа при этом не было потеряно!

Однако власть злого рока на этом не закончилась. Рукописи попали к Понпео Леони, придворному скульптору испанского королевского дома. Нет, они не были утеряны, все оказалось гораздо хуже: Леони взялся «приводить в порядок» многочисленные записи да Винчи, основываясь, естественно, на собственных принципах классификации, и окончательно перепутав все страницы, отделив, где возможно, тексты от эскизов, а чисто научные, по его мнению, трактаты от заметок, касающихся непосредственно живописи. Таким образом, появились две коллекции рукописей и рисунков. После смерти Леони одна часть коллекции снова вернулась в Италию и до 1796г. хранилась в библиотеке Милана. В Париж часть работ попала благодаря Наполеону, остальная же часть «затерялась» у испанских коллекционеров и была обнаружена только в 1966 г. в архивах национальной библиотеки в Мадриде.

На сегодняшний день собраны все известные рукописи да Винчи, и почти все они находятся в государственных музеях стран Европы, за исключением одной, чудесным образом до сих пор остающейся в частной коллекции. С середины 19в. исследователями-искусствоведами ведется работа по восстановлению первоначальной классификации манускриптов.

Вывод.

Согласно последней воле да Винчи, его похоронный кортеж сопровождали шестьдесят нищих. Похоронен великий мастер эпохи Ренессанса в часовне Сен-Юбер, в окрестностях замка Амбуаз.
Да Винчи оставался одиноким всю свою жизнь. Не имея ни жены, ни детей, ни даже собственного дома, он посвятил всего себя научным изысканиям и искусству. Так уж складывается судьба гениев, что при жизни и после смерти их работы, в каждую из которых была вложена частица души, остаются единственной «семьей» своего создателя. Так произошло и в случае с Леонардо. Однако все, что сделал этот человек, сумевший полностью познать и воплотить в своих творениях дух эпохи Возрождения, стало сегодня достоянием всего человечества. Сама судьба расставила все так, что не имея собственной семьи, да Винчи передал огромное наследство всему человечеству. Причем сюда входят не только уникальные записи и восхитительные работы, но и та таинственность, которая сегодня окружает их. Не было ни одного столетия, в которое не пробовали бы разгадать тот или иной замысел да Винчи, искать то, что считалось утерянным. Даже в наш век, когда многое неведомое ранее стало повседневным, рукописи, рисунки и картины великого Леонардо не оставляют безучастными ни посетителей музеев, ни искусствоведов, ни даже писателей. Они до сих пор служат неисчерпаемым источником вдохновения. Не в этом ли заключается истинный секрет бессмертия?

Витрувианский человек

Мадонна Бенуа

Мадонна Литта

Последние три года своей жизни Леонардо да Винчи (1452 - 1519) провел во Франции. Он жил и умер в замке Клу (Кло-Люссе) в небольшом городке Амбуаз, который находится в самом сердце Франции на берегу реки Луары. В городе Амбуаз Леонардо и был похоронен. Однако могила его утеряна.

Последние годы жизни Леонардо да Винчи в городе Амбуазе (1516 – 1519). Но вернемся на несколько лет назад, окинув взглядом последние годы Леонардо да Винчи, предшествовавшие его смерти.

Смерть Джулиано Медичи в марте 1516 г. лишила Леонардо да Винчи надежного покровителя. Поэтому зимой 1516 – 1517 гг. он принимает приглашение короля Франции Франциска I (1494 - 1547) и в качестве его придворного живописца уезжает во Францию. Он живет в Клу (Кло-Люссе) близ королевского замка Амбуаз, занимается научными экспериментами, архитектурными и ирригационными проектами.

В октябре 1517 г. кардинал Луиджи д`Арагона посещает престарелого Леонардо в Клу и позднее пишет о нескольких картинах, которые он видел в мастерской художника. О старческих недомоганиях Леонардо, с которыми был связан спад творческих сил, упоминает Антонио де Беатис, секретарь кардинала. В своем письме от 10 октября 1517 г. он пишет о шестидесятипятилетнем мастере как о глубоком старике, который уже не мог много работать, но еще хорошо рисовал. Однако в последних очень немногочисленных рисунках, полных изображений фантастических существ, не чувствуется возраст художника. Эти поздние рисунки насыщеннее и композиционно сильнее набросков его юности, они излучают почти юношескую энергию и создают впечатление, что, несмотря на преклонные годы, Леонардо с его, как никогда живым умом вернулся к истокам своего искусства.

Последние дни жизни Леонардо да Винчи. Смерть великого художника в замке Клу (Кло-Люссе) в возрасте шестидесяти семи лет в 1519 году. 23 апреля 1519 г. Леонардо выражает в завещании свою последнюю волю. 2 мая он умирает в Клу. Согласно легенде, король Франции Франциск I присутствовал у смертного одра Леонардо.

В замке Клу (Кло-Люссе), где умер Леонардо да Винчи, сегодня можно увидеть апартаменты, которые воссоздают время жизни здесь Леонардо да Винчи. В замке Клу есть «спальня Леонардо» с кроватью под алым балдахином и другой мебелью в стиле ренессанс, которые передают атмосферу того времени и заставляют вспомнить о смерти великого живописца. В обширном «кабинете» на стене находится копия картины Леонардо да Винчи, с которой мастер не расставался до конца своей жизни. Это картина с изображением Лизы дель Джокондо.

Утраченная могила Леонардо да Вични в галерее церкви Сен-Флорантен в городе Амбуазе. Согласно с завещанием Леонардо похоронили в церкви Сен Флорантен в Амбуазе, одной из двух главных церквей этого города, прекрасно сохранившейся до наших дней. О том, что Леонардо да Винчи был действительно похоронен в галерее церкви Сен-Флорантен, подтверждает запись в церковном регистре: «В галереи этой церкви был похоронен господин Леонардо да Винчи, миланский дворянин, первый живописец, инженер и архитектор короля, государственный мастер механики и бывший живописец миланского герцога». Однако могила Леонардо да Винчи была утрачена во время гугенотских войн. Сохранилась лишь запись в Леонардо умер в 1519 г. возрасте 67 лет в Клу и был похоронен в церкви замка Амбуаз согласно своему завещанию.

Леонардо да Винчи, годы жизни и смерти которого знает весь мир, пожалуй, самая загадочная фигура эпохи Возрождения. Многих волнует, где родился Леонардо да Винчи и кем был. Он известен как художник, анатом и инженер. Помимо многочисленных открытий, этот уникальный человек оставил после себя огромное количество различных загадок, которые весь мир пытается разгадать по сей день.

Биография

Когда родился Леонардо да Винчи? Он появился на свет 15 апреля 1452 года. Интересно узнать, где родился Леонардо да Винчи, а конкретно в каком городе. Нет ничего проще. Фамилия его произошла из названия места рождения. Винчи - итальянский город в существовавшей тогда флорентийской республике.

Леонардо был незаконнорожденным ребенком чиновника и обычной крестьянской девушки. Мальчик рос и воспитывался в доме своего отца, благодаря которому и получил хорошее образование.

Как только будущему гению исполнилось 15 лет, он пошел в ученики к Андреа дель Вероккьо, который являлся талантливым скульптором, живописцем и представителем Флорентийской школы.

Однажды учитель Леонардо взялся за одну интересную работу. Он договорился написать алтарный образ в церкви Санти Сальви, на котором было изображено крещение Христа Иоанном. В этой работе участвовал юный да Винчи. Он написал всего лишь одного ангела, который оказался на порядок прекрасней всего образа. Это обстоятельство послужило причиной того, что решил никогда более не брать в руки кисти. Его юный, но неимоверно талантливый ученик смог превзойти своего учителя.

Спустя еще 5 лет Леонардо да Винчи становится членом гильдии художников. Там он с особой страстью стал изучать основы рисунка и многие другие обязательные дисциплины. Чуть позднее, в 1476 году, он продолжил работать вместе с бывшим учителем и наставником Андреа дель Вероккьо, но уже в качестве соавтора его творений.

Долгожданная слава

К 1480 году имя Леонардо да Винчи становится известным. Интересно, когда родился Леонардо да Винчи, могли ли его современники предположить, что он станет столь знаменит? В этот период художник получает самые крупные и дорогие заказы, но спустя два года решает покинуть родной город и переезжает в Милан. Там он продолжает работать, пишет несколько успешных картин и прославленную фреску «Тайная Вечеря».

Именно в этот период жизни Леонардо да Винчи начинает вести собственный дневник. Оттуда мы узнаем, что он уже не просто художник, а также архитектор-проектировщик, гидравлик, анатом, изобретатель всевозможных механизмов и декораций. Помимо всего этого, он еще и находит время, чтобы сочинять загадки, басни или ребусы. Более того, в нем просыпается интерес к музыке. И это лишь малая часть того, чем прославился Леонардо да Винчи.

Некоторое время спустя гений понимает, что математика гораздо увлекательней живописи. Он так сильно увлекается точной наукой, что и думать забывает о написании картин. Еще позже да Винчи начинает проявлять интерес к анатомии. Он отбывает в Рим и находится там 3 года, живя под «крылом» семьи Медичи. Но очень скоро радость сменяется грустью и тоской. Леонрадо да Винчи расстраивается из-за отсутствия материала для проведения анатомических опытов. Тогда он пробует заниматься различными экспериментами, но и это ни к чему не приводит.

Жизненные перемены

В 1516 году жизнь итальянского гения кардинально меняется. Его замечает король Франции по-настоящему восхищенный его творчеством, и приглашает ко двору. Позднее скульптор напишет, что хоть основной работой Леонардо являлась весьма престижная должность придворного советника, он не забывал и о своем творчестве.

Именно в этот жизненный период да Винчи начинает разрабатывать идею летательного аппарата. Сначала ему удается придумать простейший образец на основе крыльев. В дальнейшем он послужит основой для совершенно безумного на тот момент проекта - аэроплана с полным управлением. Но хоть да Винчи и был талантлив, изобрести мотор он так и не смог. Мечта об аэроплане оказалась несбыточной.

Теперь вы точно знаете, где родился Леонардо да Винчи, чем увлекался и какой жизненный путь ему пришлось пройти. Скончался флорентинец 2 мая 1519 года.

Живопись знаменитого художника

Итальянский гений был очень разносторонен, но большинство людей думают о нем исключительно как о живописце. И это неспроста. Живопись Леонардо да Винчи - истинное искусство, а его картины - настоящие шедевры. Над загадками самых известных произведений, вышедших из-под кисти флорентийца, бьются тысячи ученых со всего земного шара.

Выбрать несколько картин из всего многообразия довольно сложно. Поэтому в статье будут представлены топ-6 самых известных и самых ранних работ автора.

1. Первая работа известного художника - "Маленький набросок долины реки".

Это действительно аккуратный рисунок. На нем изображен замок и небольшой лесистый склон. Набросок сделан быстрыми штрихами с помощью карандаша. Весь пейзаж изображается таким образом, что создается впечатление, как будто мы смотри на картину с какой-то высокой точки.

2. «Туринский автопортрет» - создан художником примерно в 60 лет.

Эта работа интересна для нас прежде всего тем, что именно она дает представление о том, как выглядел великий Леонардо да Винчи. Хотя бытует мнение, что здесь изображен совершенно другой человек. Многие искусствоведы считают «автопортрет» эскизом к знаменитой «Джоконде». Эту работу считают одним из лучших произведений Леонардо.

3. «Мона Лиза» или «Джоконда» - самая знаменитая и, пожалуй, самая таинственная картина итальянского художника, написанная примерно в 1514 - 1515 годах.

Она сама по себе является самым интересным фактом о Леонардо да Винчи. С картиной связано столько теорий и предположений, что невозможно перечесть их все. Многие специалисты утверждают, что на полотне изображена обычная на фоне весьма необычного пейзажа. Одни считают, что это портрет герцогини Костанцы д"Авалос. По мнениям других на картине жена Франческо дель Джоконды. Но существует и более современная версия. Она гласит, что великий художник запечатлел вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика.

4. «Витрувианский человек» - рисунок, созданный как иллюстрация для книги ориентировочно в 1490-1492 годах.

На нем очень хорошо изображен обнаженный мужчина в двух слегка разных позициях, которые нанесены друг на друга. Эта работа получила статус не только произведения искусства, но еще и научного труда.

5. Тайная вечеря Леонардо да Винчи - картина, на которой показан момент объявления Иисусом Христом своим ученикам о том, что он будет предан одним из них. Создана в 1495-1498 годы.

Эта работа столь же загадочна и таинственна, как и «Джоконда». Пожалуй, самым по-настоящему удивительным в этой картине является история ее написания. По мнению многих историков, Леонардо да Винчи долго не мог написать Иуду и Христа. Как-то раз ему посчастливилось найти в церковном хоре одного прекрасного юношу, одухотворенного и светлого настолько, что сомнения у автора исчезли - вот он, прототип Иисуса. Но образ Иуды по-прежнему оставался незаконченным. Долгие три года Леонардо разгуливал по злачным закоулкам, разыскивая самого опустившегося и гнусного человек. Однажды он нашел такого. Это был пьяница в сточной канаве. Да Винчи привел его в мастерскую и написал с него Иуду. Каким же невообразимым было удивление автора, когда выяснилось, что он написал Иисуса и предавшего его ученика с одного и того же человека, просто встреченного в разные периоды жизни последнего.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи знаменита и тем, что по правую руку от Христа мастер изобразил Марию Магдалину. Из-за того, что он разместил ее именно так, многие стали утверждать, что она являлась законной женой Иисуса. Даже появилась гипотеза о том, что контуры тел Христа и Марии Магдалины обозначают букву M, что означает «Matrimonio», то есть брак.

6. «Мадонна Литта» - картина, посвященная Богоматери и Младенцу-Христу.

На руках -это весьма традиционный религиозный сюжет. Но именно картина Леонардо да Винчи стала одной из лучших в данной тематике. На самом деле этот шедевр не очень большого размера, всего 42 x 33 см. Но она все равно по-настоящему поражает воображение своей красотой и чистотой. Эта картина примечательна еще и своими загадочными деталями. Почему младенец держит в руке птенца? По какой причине у его матери распорото платье в том месте, где младенец прижимается к груди? И почему картина столь темная?

Живопись Леонардо да Винчи - это не просто прекрасные полотна, это целый отдельный вид искусства, поражающий воображение своим непередаваемым великолепием и завораживающими тайнами.

Что великий творец оставил миру?

Чем прославился Леонардо да Винчи помимо картин? Несомненно, он был талантлив во многих областях, которые, казалось бы, вообще не могут сочетаться друг с другом. Однако, несмотря на всю его гениальность, у него была одна занимательная черта характера, не очень вяжущаяся с его делом - он любил забросить начатую работу и оставить ее такой навсегда. Но тем не менее, Леонардо да Винчи все же довел до конца несколько по истине гениальных открытий. Они перевернули тогдашние представления о жизни.

Открытия Леонардо да Винчи поражают воображение. Что можно говорить о человеке, который создал целую науку? Вам знакома палеонтология? А ведь именно Леонардо да Винчи является ее родоначальником. Именно он впервые сделал запись в своем дневнике о неком редком ископаемом, которое ему удалось открыть. Ученые так до сих пор и гадают, о чем же велась речь. Известно лишь примерное описание: некий камень, похожий на окаменелые соты и имеющий шестиугольную форму. Также Леонардо описал первые представления о палеонтологии как о науке в целом.

Благодаря да Винчи люди научились прыгать из самолетов, не разбиваясь. Ведь именно он придумал парашют. Конечно, изначально это был лишь прототип современного парашюта и выглядел он совсем иначе, но важность изобретения от этого не становиться меньше. В своем дневнике мастер писал о куске льняной ткани, длиной и шириной 11 метров. Он был уверен, что это поможет приземлиться человеку без каких-либо травм. И как показало время - был абсолютно прав.

Разумеется, вертолет изобрели гораздо позже, чем скончался Леонардо да Винчи, но идея летательного аппарата принадлежит ему. Он совсем не похож на то, что мы теперь называем вертолетом, а скорее напоминает перевернутый круглый стол с одной ножкой, к которому прикручены педали. Именно за счет них изобретение и должно было летать.

Невероятно, но факт

Что создал Леонардо да Винчи еще? Невероятно, но он приложил руку и к робототехнике. Подумать только, еще в 15 веке он собственноручно сконструировал первую модель так называемого робота. Его изобретение имело множество сложных механизмов и пружинок. Но самое главное - этот робот был человекоподобным и даже умел двигать руками. Помимо этого, итальянский гений придумал несколько механических львов. Они могли сами по себе передвигаться, используя механизмы, вроде часовых.

Леонардо да Винчи сделал столько открытий на земле, что стал интересоваться чем-то новым в космосе. Он часами мог разглядывать звезды. И хоть нельзя сказать, что он придумал телескоп, в одной из его книг можно найти инструкцию для создания чего-то очень на него похожего.

Даже своими автомобилями мы обязаны да Винчи. Он придумал деревянный макет авто, имеющий три колеса. Вся эта конструкция приводилась в движение специальным механизмом. Многие ученый полагают, что это идея родилась еще в далеком 1478 году.

Помимо всего прочего, Леонардо увлекался и военным делом. Он придумал многоствольное и скорострельное оружие - пулемет, а точнее сказать, его прототип.

Конечно же, Леонардо да Винчи не мог не придумать что-нибудь для живописцев. Именно он развил худоожественную технику, при которой все далекие вещи кажутся размытыми. Также он придумал светотень.

Стоит отметить, что все открытия Леонардо да Винчи оказались весьма полезны, а некоторые его разработки используется и сегодня. Они лишь слегка усовершенствованы.

Все же мы не можем не признать, что Леонардо да Винчи, вклад в науку которого был огромен, являлся настоящим гением.

Вода - любимая стихия Леонардо да Винчи

Если вы любите заниматься дайвингом или хоть раз в жизни погружались на значительную глубину, то благодарите Леонардо да Винчи. Это он придумал акваланг. Да Винчи сконструировал некий плавающий пробковый буй, который держал над водой тростниковую трубку для воздуха. Также именно он придумал кожаный мешок для воздуха.

Леонардо да Винчи, биология

Гения интересовало все: принципы дыхания, зевоты, кашля, рвоты, а в особенности биения сердца. Леонардо да Винчи биологию изучал, тесно связывая ее с физиологией. Именно он впервые описал сердце как мышцу и почти пришел к заключению, что именно оно качает кровь в человеческом теле. Да Вични даже предпринял попытку создать протез клапана аорты, через который проходил ток крови.

Анатомия как искусство

Всем хорошо известно, что да Винчи увлекался анатомией. В 2005 году исследователи обнаружили его тайную лабораторию, где он, предположительно, препарировал стони трупов. И это, по всей видимости, имело эффект. Именно да Винчи точно описал форму человеческого позвоночника. Помимо прочего, бытует мнение, что он открыл такие болезни, как атеросклероз и артериосклероз. Еще итальянец успел отличиться в стоматологии. Леонардо был первым человеком, который изобразил правильную структуру зубов в полости рта, подробно описав их количество.

Носите очки или линзы? И за это стоит сказать спасибо Леонардо. В 1509 году он записал в дневнике некую модель того, как и с помощью чего можно изменить оптическую силу человеческого глаза.

Леонардо да Винчи, вклад в науку которого просто неоценим, создал, изучил или открыл столько всего, что невозможно сосчитать. Его гениальным рукам и голове точно принадлежат самые великие открытия.

Был очень загадочной фигурой. И, безусловно, по сей день появляются различные интересные факты о Леонардо да Винчи.

Доподлинно известно, что он был шифровщиком. Леонардо писал левой рукой и очень маленькими буквами. Да ещё и делал это справа налево. Но к слову, Да Винчи одинаково хорошо писал обеими руками.

Флорентинец вечно говорил загадками и даже делал пророчества, большинство из которых сбылись.

Интересно, что не там, где родился Леонардо да Винчи, установлен ему памятник, а совершенно в другом месте - в Милане.

Есть мнение, что итальянец был вегетарианцем. Но это не помешало ему в течении тринадцати лет быть распорядителем придворных пиров. Он даже придумал несколько кулинарных «помощников», чтобы облегчить труд поваров.

Помимо всего прочего, флорентинец безумно красиво играл на лире. Но даже это далеко не все интересные факты о Леонардо да Винчи.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи и «Витрувианский человек»

1. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в селении Анкиано — пригород городка Винчи, который находится в окрестностях Флоренции, Италия. В доме, где он родился, теперь располагается музей.

2. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Его полное имя - Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Дом, в котором жил Леонардо в детстве

3. Родителями Леонардо были 25-летний нотариус Пьеро и крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание.

4. В юношестве Леонардо принимался за изучение многих предметов, но, приступив, затем бросал их. Но несмотря на различные увлечения, он никогда не бросал рисования и лепки.

5. Приняв во внимание любовь сына к рисованию, отец Леонардо отобрал несколько его рисунков и отнес их своему другу — живописцу Андреа Верроккьо, чтобы тот смог сказать, достигнет ли Леонардо высот на этом поприще. Верроккьо был настолько поражён огромными задатками, которые он увидел в рисунках юного Леонардо, что тут же договорился устроить Леонардо в свою мастерскую. Здесь он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом и гипсом.

«Крещение Христа»

6. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это было время, когда в художественных мастерских практиковалось написание картин учителем вместе с помощниками-учениками. Маленький ангел, держащий одежды (слева), который был написан Леонардо, продемонстрировал превосходство ученика над учителем. Согласно великому собранию «Жизнеописание прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов», поражённый Верроккьо после этого забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

7. Леонардо да Винчи тщательно скрывал свою личную жизнь, поэтому достоверных сведений о его романах с женщинами нет.

8. За свою жизнь Леонардо добился блестящих результатов во всех областях своей деятельности, часто намного опережая своё время. Например, в течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвящённых анатомии. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала своё время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».

9. Известнейшая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» написана на дереве (тополь), и имеет размеры всего 77 × 53 сантиметров.


Одно из изобретений — арбалет

10. Считается, что Леонардо да Винчи был вегетарианцем. Одно из свидетельств приводится в письме исследователя Андреа Корсали, адресованное правителю Флоренции Джулиано Медичи: «Между Гоа и Розигудом есть земля прозванная Гамбайя, где река Инд впадает в море. Она населена народом Гуддзарати, отличными торговцами. Часть их одевается по-апостольски, а часть как в Турции. Они не питаются ничем, что содержит кровь, и не позволяют себе вредить никому живому, как наш Леонардо Да Винчи. Живут они рисом, молоком и другой неживой пищей».

11. В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. На протяжении 13 лет на его плечах лежала организация придворных пиров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушёное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

12. При жизни Леонардо многие его изобретения оставались неизвестными широкой публике. Свои чертежи изобретатель шифровал и они были опубликованы лишь в 19 веке. Источником наших знаний об изобретениях Леонардо да Винчи служит Атлантический кодекс — манускрипт Леонардо да Винчи, составленный Помпео Леони.

«Спаситель мира»

13. В ноябре 2017 года картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» стала самым дорогим произведением искусства в истории. Она была продана на аукционе «Кристис» за рекордные 400 миллионов долларов.

14. Леонардо да Винчи старался избегать людей и проводить время в одиночестве. Тем не менее, находясь в обществе, он держался открыто и мог завести беседу на любую тему.

15. Конструкции велосипеда, танка, дельтаплана, пулемёта, вертолёта, подводной лодки, парашюта — это лишь малая часть того, что изобрёл или грамотно доработал от своих предшественников Леонардо да Винчи. Но единственным его изобретением, получившим признание при его жизни, стал колесцовый замок для пистолета.

16. Леонардо обожал животных всех без исключения. Приходя на рынок, он покупал птиц с единственной целью: выпустить их на волю — на радость себе и на досаду торговцам.

17. Леонардо да Винчи в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Однако большинство его трудов было написано левой рукой справа налево, т.е. в зеркальном положении.

18. Реализм в живописи перешел на качественно новую ступень благодаря труду Леонардо да Винчи. На своих полотнах он стремился к смягчению очертаний и фигур, так как он первым осознал, что в воздухе рассеян свет, поэтому глаз человека не видит четких границ и цветовых контрастов. У других художников той эпохи линии на картинах обычно четко очерчивали предмет, поэтому часто изображение имело вид раскрашенного рисунка.

19. Самая масштабная реставрация знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» заняла 21 год (1978 — 1999). Саму фреску мастер создавал 3 года: с 1495 по 1498 годы.

20. Последние годы жизни Леонардо да Винчи жил под покровительством французского короля Франциска I в его замке Кло-Люсе. За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Последний год жизни Леонардо провёл в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая, в 67 лет, скончался в окружении учеников и своих шедевров в замке Кло-Люсе во Франции.

«Тайная вечеря»

Источники:
1 ru.wikipedia.org
2 smr.ru
3 veronavisita.it
4 louvre.fr
5 en.wikipedia.org
6 ru.wikipedia.org

Оценить статью:

Также читайте нас на нашем канале в Яндекс.Дзене

25 интересных фактов о Пабло Пикассо

Личность да Винчи – самая таинственная, гениальная и малоизученная в истории.

Биография итальянца весьма скудна, а свою личную жизнь он держал под тяжелым замком – о ней ходят легенды, но достоверных источников нет.

Зато картины, изобретения, теории, дневники мастера подлежат известности и могут пролить свет на некоторые подробности его жизни.

Великий ученый и художник всегда выделялся на фоне других. Ещё в детстве он был невероятно любопытным, спрашивая обо всём, что видел и слышал.

Тяжело пережив разлуку с матерью, еще будучи ребёнком он замкнулся в себе, а, повзрослев, стал жить в мире творчества, посвятил всего себя поискам ответов на волнующие вопросы.

Рождение и детство

Родился да Винчи 15 апреля 1451 года в селе Анкиано, которое находилось около посёлка Винчи, Флоренция. Родители не состояли в браке - это повлияло на внутренний мир мальчика и его взаимоотношения с папой. Матерью Леонардо была крестьянка Катерина, отцом – молодой нотариус Пьеро.

Изначально сын жил с Катериной, затем папа забрал его к себе. На тот момент Пьеро был женат впервые, но детей у пары не было. Спустя 10 лет мачеха да Винчи умерла, отец женился снова и повторно овдовел. В целом, у мальчика было 4 мачехи, 12 братьев и сестёр.

В 14 лет он поступил в мастерскую художника Андреа Верроккьо в качестве подмастерья. Заведение удобно расположилось в самом центре интеллектуальной Италии. Эта работа и определила дальнейшую судьбу уникального человека.

Юность

Параллельно с работой, юный да Винчи обучался гуманитарным и техническим наукам.

За несколько лет он изучил:

  • металлургию;
  • химию;
  • черчение;
  • скульптуру;
  • рисование;
  • моделирование.

Вместе с дарованием, в мастерской Верроккьо обучались известные мастера Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, Перуджино. В 20 лет Леонардо получил квалифицированность мастера в Гильдии Святого Луки. Спустя 4 года его обвинили в содомии, но на суде оправдали.

Первые художественные шедевры

Первым шедевром Леонардо стала картина «Крещение Христа», которую заказали Верроккьо.

Мастер попросил ученика нарисовать одного из двух ангелов и пейзаж. Сам Андреа написал остальные части полотна, в том числе и второго ангела. Разница между ними оказалась колоссальна – ангел да Винчи получился лучше. Верроккьо настолько поразился, что забросил кисть.

Следующими работами гения стали «Благовещение», «Мадонна с вазой», «Мадонна Бенуа».

Трудно представить, что эти шедевры появились из-под кисти 20-летнего парня.

Первый большой заказ Леонардо получил в 30 лет. Монастырь Сан Донато а Систо попросил написать полотно «Поклонение волхвов», которое да Винчи так и не закончил.

В этом же возрасте художник занимался еще одной крупной работой – картиной «Святой Иероним».

Личная жизнь

Да Винчи слыл известной личностью и при жизни - его всегда окружали друзья и ученики. Но интимные отношения мастер не желал раскрывать.

На протяжении 67 лет, он ни разу не женился. Некоторые историки считают, что между гением и Чечилией Галлерани, с которой списан портрет «Дамы с горностаем», была любовная связь.

Другие же историки уверяют, что итальянец предпочитал мужчин. Один из учеников по имени Салаи, служивший мастеру натурщиком для картин «Иоанн Креститель» и «Бакх», якобы являлся возлюбленным учителя. Существует и теория, что Леонардо был девственником и никого не любил, посвятив всего себя изучению неизведанного.

Последние годы жизни

В последние годы жизни итальянец прожил в замке Кло-Люсе, приняв приглашение французского короля Франциска I.

Он почти не рисовал, но успешно занимался организацией праздников при дворе, а также планировал новый дворец в Роморантане, спиральную лестницу в замке Шамбор, канал между Соной и Луарой.

В 65 лет Леонардо стало трудно передвигаться, онемела правая рука. Перед смертью он постоянно находился в постели, ходил только при помощи близких людей.

Скончался гений всех времён 2 мая в 1519 году, в замке Кло-Люсе, среди своих учеников и шедевров.

Похоронили гениального художника в замке Амбуаз и в его честь на могильной плите выбили надпись, которая гласит, что в стенах монастыря покоится прах величайшего человека, посетившего Французское королевство.

Творчество Леонардо да Винчи

Он оставил после себя множество открытий, произведений искусства, записей, которые дают развёрнутые энциклопедические сведения по различным наукам.

Искусство

Современники знают да Винчи в роли художника, хотя сам мастер считал написание картин лишь хобби, и с возрастом уделял ему всё меньше времени. Но даже в нём гений преуспел – создал собственную технику, поставил живопись Возрождения на новый, более высокий уровень.

Он писал не только темперой, которой пользовалось большинство художников эпохи, а и маслом, придававшим фигурам образности.

Да Винчи виртуозно играл на лире. Когда его судили, в деле речь шла про музыканта, а не художника или изобретателя. Считается, что он занимался и скульптурой. Но до наших дней дошла только терракотовая голова.

Научные изобретения «Мага от науки»

Леонардо углублённо занимался наукой, он создал множество вещей, облегчивших жизнь человечеству. Хотя половину из них называют приписанными автору, это всё же заслуженно.

Список внушительный:

  • подводная лодка;
  • водолазный костюм;
  • парашют
  • бронированный танк;
  • двухлинзовый телескоп;
  • переносной мост;
  • прожектор;
  • самоходная тележка (прототип автомобиля);
  • подшипник;
  • робот;
  • колесцовый замок, ставший популярным еще при жизни создателя.

Да Винчи был одержим идеей полёта и мечтал спроектировать самолёт. Среди его чертежей нашли схему летательного аппарата орнитоптера, который изобретатель так и не успел испробовать.

Анатомия и медицина

Леонардо сделал тысячи медицинских заметок и анатомических эскизов. Он стремился подробно изучить человеческий организм. Для этого ученый даже сам проводил вскрытие трупов. Ему удалось почти в точности воспроизвести человека изнутри, неточной получилась только репродуктивная женская система.

Гений основал динамическую анатомию, изобрёл стеклянную модель для изучения сердечных клапанов, первым определил пропорции скелета и опроверг многие теории о медицине того времени. Он опередил анатомическую практику на 300 лет.

Литература великого мыслителя

Литературное наследие итальянца дошло до потомков в хаотическом виде. После смерти гения его ученик и друг Франческо Мельци скомпоновал из отрывков про искусство «Трактат о живописи», который опубликовали в 1651 году.

Помимо этих отрывков, в записях Леонардо можно найти множество прозаических произведений:

  • басен,
  • фацеции (шутливых рассказов);
  • афоризмов;
  • аллегорий;
  • пророчеств.

Среди последних половина уже сбылась. Так, гений предсказал появление телефонной связи, двуручной пилы, сельскохозяйственных машин. Другие пророчества, которые еще не свершились, больше похожи на библейские – в них речь идёт про демонов и катаклизмы.

Дневники Леонардо

Великий Леонардо вёл 120 дневников, из которых на сегодняшний день уцелело приблизительно 7000 страниц. На них можно найти чертежи различных изобретений, эскизы анатомии человека, заметки юным художникам, архитекторам, музыкантам, философские изречения, шуточные произведения, басни и пророчества.

Всё написано левой рукой и в зеркальном отображении – слева направо. Зеркальный код да Винчи разгадали только на рубеже XX и XXI века.

Бесценные дневники после смерти автора хранились у Франческо Мельци, а затем рукописи непонятным образом пропали. Лишь отдельные фрагменты нашлись у друзей и родных Леонардо. Впервые часть дневников опубликовал Карло Аморетти – хранитель Амброзианской библиотеки.

Ученики – молодые живописцы да Винчи

Став мастером, Леонардо да Винчи основал свою мастерскую, в которой обучал искусству других. Среди молодых учеников известность обрели:

  • Бернардино Луини;
  • Амброджо де Предис;
  • Франческо Мельци;
  • Андреа Соларио;
  • Джованни Больтраффио;
  • Чезаре да Сесто;
  • Джампетрино.

Мастер передал практические рекомендации молодым живописцам в своих дневниках. Он советовал развивать память и воображение, находить в обычных формах новое и удивительное, больше внимания уделять природе, изучать картины знаменитых художников, историю и теорию живописи, приступать к практике подготовленными.

Интересные факты, тайны и вымыслы художника

Личность да Винчи окружена загадочностью. Его считали чёрным магом, пришельцем или путешественником во времени. Близкие друзья ценили и любили его, ревностно охраняя тайны.

Всё же некоторые интересные факты достоверно известны современникам:

  1. Гений первым понял, . В своих дневниках он написал, что виной тому освещённые частицы воздуха, расположенные между Землей и космосом. Примечательно, что Леонардо называл космос «небесной чернотой».
  2. В дневниках да Винчи обращался к себе на «ты», также говоря с возможными читателями. Это свидетельствует про нестабильное психическое состояние.
  3. Спал итальянец по 15 минут каждые четыре часа. Такая техника сна применялась во многие века. Она способствует увеличению производительности, улучшению самочувствия, уменьшению времени, потраченного на сон.

Споры о том, кем был Леонардо да Винчи – мистической или просто нестандартной личностью ведутся до сих пор. В любом случае, это был уникальный многогранный человек, который оказал величайшее влияние на цивилизацию. Его можно любить или ненавидеть, но не восхищаться им при этом невозможно.