Описание госпожи простаковой. Образ госпожи Простаковой по комедии Недоросль (Фонвизин Д

Госпожа Простакова является одной из главных героинь комедии "Недоросль". Она участвует во всех событиях, происходящих в пьесе. Ее обязывает к этому положение хозяйки дома, а также особенности ее характера.

Кто же эта героиня? Она – представительница дворянского сословия, живёт в деревне, в ее подчинении находятся крепостные крестьяне. Одним словом, Простакова является типичным примером жены русского помещика.

Но она сама становится хозяйкой дома, все находится под ее контролем: и хозяйственные мелочи, и даже собственный муж, не решающийся ей в чем-либо перечить.

Помещица неграмотна и необразованна, грамотность ей кажется ненужной роскошью, способной лишь испортить человека. Такие человеческие понятия, как совесть и честность чужды героине. Простакова желает выглядеть на уровне других помещиков, поэтому приглашает к своему сыну учителей, чтобы дать ему образование. Митрофан является главной отрадой матери, она жалеет своего сына, боится, что он устанет от наук. Ведь ее желание дать сыну образование больше продиктовано модой, чем интересом к наукам. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Характеристика и образ госпожи Простаковой

Больше всего Простакова заботится о своем собственном благополучии и о благополучии своего сына. Помещица готова идти на любой обман, любую подлость, чтобы сохранить свое благосостояние, и использует для этого уловки и хитрости. У этой женщины свои жизненные принципы, причем главным из них является беспринципность.

Образ госпожи Простаковой – это соединение отрицательных качеств, среди которых двуличие, злоба, тупая бесчеловечная власть, жестокость, невежество. Эти качества присущи не только Простаковой. В ее лице автор изобразил русских помещиков XVIII века, и в своей комедии «Недоросль» выставил их на осмеяние.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

В комедии Д. Фонвизина «Недоросль» рассказывается о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главными участниками являются Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и Стародум со своей племянницей.

Госпожа Простакова безумно любит своего сыночка, чересчур заботится и панькается с ним, потакая всем его капризам и прихотям, отчего Митрофан растет абсолютно несамостоятельным человеком, уровень развития которого совсем не соответствует возрасту. Но госпожа Простакова слепо следует его желаниям. В сыне она видит свое будущее, все время повторяя: «Вот сынок – одно мое утешение!». И при этом не делает ничего для того, чтобы из ее сына выросло что-то путевое. Грамоте Митрофана учат плохие учителя, да и сам он не хочет учиться. Однако мать считает своего сына самым лучшим и самым образованным, хотя умом или знаниями у этого лентяя и не пахнет.

С мужем госпожа Простакова ведет себя так, словно вообще не держит его за человека, не то что за главу семьи. Она сама решает все вопросы, не считаясь с его мнением и пренебрегая им, если дело касается Митрофана.

Госпожа Простакова – жестокая и несправедливая хозяйка по отношению к своим слугам и крестьянам. Она может сурово наказать портного за то, что он неправильно сшил костюм, не обращает внимания, если кто-то из слуг заболел. Госпожа Простакова отчитывает Еремеевну за каждую «оплошность». Например, если Митрофанушка переелбулочек за ужином, и Еремеевна проявила беспокойство по этому поводу, она говорит: «Тебе жалко шестой булки, бестия? Вот какое усердие». Ей и в голову не пришло, что переедание не пойдет ее сыну на пользу. Всех крепостных Простакова считает своей собственностью, практически вещью, поэтому позволяет себе бездумно распоряжаться их жизнью и обдирать их, как липку, просто по своей прихоти.

К Софье госпожа Простакова относится, как злобная хозяйка. Она всегда груба, холодна. Но стоит ей узнать, что Стародум, дядя Софьи, оставил племяннице большое наследство, как она меняет свое поведение, становится лицемерно доброй и ласковой, называет «милый друг». Теперь Простакова хочет женить сына на Софии, чтоб получить в приданое все ее деньги, отказывая в этом своему брату, хотя прежде соглашалась на этот брак. Узнав, что София засватана за офицера Милана и что Стародум дал на это согласие, Простакова хочет силой и обманом женить сына на девушке. Однако ее затея провалилась. По закону у нее отобрали деревню, лишив власти.

Госпожа Простакова была жестокой, своевольной женщиной, которая не принимала во внимание интересы и чувства других людей, потому-то она и потеряла все. В образе Простаковой Фонвизин раскрывает негативные черты недалекого, бессовестного человека, обладающего властью, который своими поступками доводит до беды и себя, и своих близких. Автор показывает, что можно добыть богатство, не теряя чети и человеческого лица. А такие люди, как Простакова, в конце концов платят за все причиненное зло.


/ / / Сравнительная характеристика госпожи Простаковой и Митрофанушки

Пьеса Фонвизина - это, по большому счету, великое рассуждение о зловредном воспитании. Затронутые в ней проблемы остаются по сей день актуальными. Автор прибегает к ярким приемам сатиры, чтобы доступно изобразить типичные образы людей. Это выражается даже в именах и фамилиях героев. Например, Правдин – самый честный человек в комедии. Скотинин – мелочный человек, живущий по принципу скотины: вкусно есть и сладко спать. Ради таких удовольствий он не гнушается подлыми методами.

Центральные персонажи – , недоросль, и его мать, . Их сравнительная характеристика позволит читателю глубже взглянуть на проблему в пьесе.

Простаков Митрофан Терентьевич – центральный герой комедии, именно о нем говорится в названии – «Недоросль». Он происходит из дворянской семьи Простаковых. Само имя Митрофан переводится буквально, как «матерью явленный». Он по сути является отражением госпожи Простаковой.

В России 18 века недорослями считали несовершеннолетний юношей, которые еще не поступили на государственную службу. В переносном значении так же недоросль означает глупого человека-недоучку. Оба определения подходят главному герою. Ему всего 16 лет и он не хочет ничему обучаться. Госпожа Простакова нанимает для Митрофанушки платных учителей, но толку мало, ведь сын ленив и глуповат. Да и сама Простакова не отличалась большим умом, но имела большие амбиции. Узнав о том, что станет наследницей Стародума, она хочет выдать ее замуж за сына. Митрофанушка с радостью воспринимает эту идею, ведь «хочет жениться, а не учиться».

Госпожа Простакова души не чает в своем ребенке. Но ее любовь неразумна, ведь на самом деле вредит сыну. Так, например, она в жажде накормить Митрофана, раскармливает его до колик в животе, или же каждый раз бросается защищать его ото всех, не позволяя Митрофану самому бороться. Такое поведение автор расценивает как зловредное воспитание, которое было частым явлением в богатых семьях.

Митрофан не ценит заботу матери, часто огрызается и вообще относится к ней пренебрежительно. Он уверен, что все ему что-то должны. Юноша привык к свободному проявлению чувств, ведь считает себя умным. Его завышенное мнение о себе приносит неудобства положительным персонажам в пьесе.

У Митрофана и Простаковой много общего – они просты, глупы и злонравны. Свои желания они ставят выше желаний других людей. Можно сказать, что Простакова все же уступает одному человеку – сыну. Она выполняет все его прихоти, защищает и вроде бы любит. Но эта любовь все же эгоистична. Госпожа не хочет потерять свою единственную отдушину, которой является ее сын Митрофан. Другими словами, он ей нужен, чтобы чувствовать свою важность. В результате она просто «портит» ребенка. Митрофан растет таким же эгоистом, как и она.

Фонвизин в комедии показал вред неразумного воспитания, его влияние на формирование личности недоросля.

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году, в самый мрачный период царствования Екатерины Второй, когда императрица, в силу определенных политических и экономических причин, окончательно приблизила к себе дворянское сословие, когда многим помещикам было позволено буквально все. Подобная политика привела к значительному понижению моральных норм, участились случаи ужасной жестокости по отношению к крестьянам. О хозяевах, которые господствуют не по праву, и о дворян, недостойных быть дворянами, и говорит автор в своем произведении.

Для разоблачения пороков дворянского общества того времени, Фонвизин вводи целый ряд отрицательных героев, через поведение и слова которых он передает проблему. К ним относятся Митрофанушка, Скотинин, господин Простаков и госпожа Простакова. Последнюю можно выделить как наиболее яркого персонажа, наделенного огромным количеством отрицательных черт характера, и показывающего типичную помещицу-тирана того времени.

В первую очередь стоит упомянуть о детстве и родном доме Простаковой. Она выросла в семье, где было восемнадцать детей, но выжили только двое (она и ее брат Скотинин), остальные погибли по недосмотру родителей. О матери ничего не известно, отец же всю свою жизнь прослужил воеводой, был неграмотным, однако, как-то умудрился разбогатеть, обеспечив дочь приданным. Но был настолько жадным, что умер от голода, лежа на сундуке с золотом. История героини дана Фонвизиным не просто так, она позволяет понять, что отсутствие моральных принципов и подобные жизненные установки героиня унаследовала от своих родителей.

Простакова показана жестокой, деспотично. Однако, это достаточно молодая женщина, а не сварливая старуха, как могло показаться. Ей всего чуть более 30 (эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие возникает из-за того, что ее все бояться, и никто не любит в собственном дом.

Героиня крайне невежественна, не образована. В начале пьесы, когда приходит письмо от Стародума, она не может его прочитать (также, как и все другие отрицательные персонажи) и просит об этом Софью. Простакова не считает образование чем-то нужным или полезным, нанимает учителей Митрофану только потому, что в те времена это считалось очень модным. Также, без базовых знаний, ее сын не смог бы получить бы «вечную память», документ, дающий разрешение вступать в брак. Без него же нельзя было поступить на службу, что было обязательно для дворян. Героиня печется о будущем сына (в собственном понимании), хочет выгодно выдать его замуж, нанимает учителей. Но ей не важно, какие знания дадут Митрофану и дадут ли вообще. Таким образом, в учителях оказывается Вральман – бывший кучер, которому удалось выдать себя за немца, учителя истории. Иностранцев было крайне модно нанимать в те времена, поэтому Простакова хорошо относилась к нему, сажала его за обеденный стол к своей семье, не понимая, что ее так глупо обманывают.

Любит Простакова только Митрофана, к остальным героем она очень груба. Отдельного внимания стоит ее отношение крепостным. По признанию самой героини, она уже давно обобрала их до нитки и теперь не знает, что с них взять. Она не считает их за людей, обращается с ними, как с животными. Это отчётливо прослеживается в ее диалогах с кормилицей Митрофана, Еремеевной. По признанию самой старушки, она всю жизнь проработала в дома Простаковых, однако, ни раз не заслужила ни единого ласкового слова, одни оскорбления и побои. Ее рабская натура не позволяет ей восстать против хозяев. Поэтому, показывает Фонвизин, крестьянский вопрос еще долго будет нерешенным в России.

Характеристика,образ Простаковой в комедии Недоросль

Госпожа Простакова – мать Митрофанушки, один из центральных образов комедии. Злая, требовательная со скверным характером помещица. Она груба со своими крестьянами, бранчлива и, кроме того, отобрала у них все, что только можно. Для Простаковой не существует понятия человечности. Фонвизин описывает ее как дикое животное, способное ударить, нанести вред, «сделать дурно другим». На это указывает и ее девичья фамилия, которая до замужества была Скотинина.

Простокова держит в страхе всех своих слуг, даже муж ее побаивается. К нему она относится так, будто это не человек. Мнение супруга для помещицы ничего не значит, она сама решает все вопросы и стоит во главе хозяйства.

Есть лишь одно сокровище, которое холит и лелеет «презрелая фурия», - сын Митрофан.

Единственного и, возможно, позднего ребенка госпожа Простокова безумно любит, чересчур о нем заботится и опекает во всем. Любая просьба, любой каприз Митрофанушки мать стремится тут же исполнить. Слепо следуя желаниям своего разбалованного и от того малообразованного сына Простокова все же видит в нем свое будущее.

Но будущее это довольно туманно. Мать совсем не заботится об образовании сына, более того для обучения Митрофана нанимаются ужасные люди. Они не только его не учат, а наоборот пользуются простотой молодого барина, потакают его лени.

Она готова унижать и оскорблять людей без разбору. Так няню Еремеевну, обеспокоенную здоровьем Митрофанушки, который за обедом переел булочек, Простакова отчитывает и попрекает в жадности.

Получается, что в образе госпожи Простаковой слились воедино две личности. Первая - властная, жестокая и своевольная помещица, которая готова на все ради своей выгоды. Злонравие и лицемерие бурлят внутри этой натуры. Вторая – безумно любящая своего сына мать, которая балует его, нежит, совсем не готовит к суровой реальной жизни. Она готова держать Митрофана под своим крылом всю жизнь. Учит его быть эгоистичным и жадным.

Простокова, обделенная любовью родителей, возмещает эти чувства на сыне. Однако тяжело назвать такое отношение материнской любовью, это грубая любовь, которая скорее нужна её как некая вещь, а не чувство души.

Фонвизин в лице Простаковой показал опошленного властью человека, который своими поступками доводит до беды и себя и своих близких.

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка для 3 класса

    Всем нам в детстве наши бабушки рассказывали сказки. Одним из самых любимых было повествование о молодом Царевиче Иване и его избраннице. Именно эпизод из этой сказки изобразил русский художник И.Я. Билибин. На картине мы видим Ивана-Царевича,

  • Сочинение-рассуждение Роль знаний в жизни человека 9 класс

    Современное общество прогрессирует и развивается. Теперь каждый его член должен обладать определенными, немалыми познаниями в разных областях науки и жизни. Наши знания должны быть не только глубокими,

  • Сочинение Сыновья Тараса Бульбы 7 класс

    Когда мы впервые встречаемся в повести с Андреем и Остапом, то образ первого вызывает больше симпатии. Младший брат кажется более открытым и нежным. Он любимый сын матери, даже внешне на неё похож. Однако чем шире знакомимся с главными персонажами,

  • Человек живет в мире, который существует параллельно с миром, который нам еще не очень то и знаком, так как в этом мире существуют свои, особенные правила, которые нам простым людям не понятны. Мир животных, это особенная система

  • Тема судьбы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Тематика произведения «Герой нашего времени», написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, обширна. Она включает в себя и тему любви, и тему дружбы, и тему судьбы. Рассмотрим последнюю из перечисленных.

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова является воплощением жестокости, двуличия и поразительной недальновидности. Она заботится о своём сыне, Митрофанушке, стараясь во всём ему угодить, сделать именно так, как хочет он, не заботясь о последствиях своего излишнего опекунства. Но ни о ком, кроме сына, она не заботится.

Ей плевать на прислугу и даже на собственного мужа (Гришке: «Выйди вон, скот», Простакову: «Вот каким муженьком наградил меня Господь…»).

Особенно характерным для Простаковой я считаю эпизод, в котором Митрофанушка, Простакова, Правдин и Стародум демонстрируют свои познания в математике, географии и истории. Именно в этом эпизоде госпожа Простакова выказывает своё отношение к образованности Митрофана: «да что за радость и выучиться?» Однако, Митрофанушка также не особо стремится стать образованным человеком: «Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так эта покамест существительна».

Я, конечно, согласна с тем, что в человеке главное – не образованность, а интеллект. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Характеристика госпожи Простаковой пример

Эту мысль вскользь проводит и Простакова: «Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». Она, безусловно, намекает на то, что если её сын не будет просто грамотен, а будет умным, сообразительным человеком, то он всегда будет нужен обществу. Но Митрофан считает себя господином жизни, а окружающих его людей - своими слугами. Финальная сцена хорошо подчёркивает эту черту характера Митрофанушки, а Простаковой указывает на её главную ошибку, давая читателю повод задуматься о своём отношении к себе и своим близким.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -