Сочинение на тему когда ум с сердцем не в ладу грибоедов. Когда «ум с сердцем не в ладу»

Разг. 1. с кем. Не в согласии, в ссоре. [Кузнец] был издавна не в ладах с ним (чёртом) (Гоголь. Страшная месть). 2. с чем. В разладе; несогласованно, разобщённо. [Чацкий:] Но если так ум с сердцем не в ладу (Грибоедов. Горе от ума) … Фразеологический словарь русского литературного языка

ЛАД, а (у), о ладе, в ладу, мн. ы, ов, муж. (разг.). 1. чаще ед. Согласие, мир, порядок. Нет ладу в семье. В ладу или в ладах с кем чем н. (в полном согласии, в дружеских отношениях). Жить в ладу с кем н. Он с ним не в ладах. Ум с сердцем не в… … Толковый словарь Ожегова

ЛАД, лада, о ладе, в ладу, мн. лады, муж. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (прост.). «На что и клад, когда у мужа с женой лад.» (посл.) «Забудем прошлое, уставим общий лад.» Крылов. 2. Способ, образец, манера. «Роман на старый лад.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

лад - В ладу или в ладах (разг.) мирно, дружно, в полном согласии; противоп. не в ладу, не в ладах. Ум с сердцем не в ладу. рибоедов. В лад с кем чем согласно, стройно; в соответствии. Петь в лад. В лад шевелить плечами. С его неясными… … Фразеологический словарь русского языка

Буало Нарсежак (фр. Boileau Narcejac) творческий тандем, который составляли два французских писателя Пьер Буало (1906 1989) и Тома Нарсежак (1908 1998). Содержание 1 Пьер Буало 2 Пьер Робер … Википедия

- (фр. Boileau Narcejac) творческий тандем, который составляли два французских писателя Пьер Буало (1906 1989) и Тома Нарсежак (1908 1998). Содержание 1 Пьер Буало 2 … Википедия

Выготский, Лев Семенович - (1896 1934) Российский психолог. Еще в дореволюционный период В. написал трактат о Гамлете, где звучат экзистенциальные мотивы об извечной скорби бытия. С 1917 года он учитель в Гомеле, являясь бескомпромиссным сторонником… … Кто есть кто в российской психологии

ВЫГОТСКИЙ - Лев Семенович (1896 1934) российский психолог, внесший большой научный вклад в сферу общей и педагогической психологии, философию и теорию психологии, психологию развития, психологию искусства, дефектологию. Автор культурно исторической теории… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

«Сведение ума в сердце» - путь воспитания целостной гармоничной личности посредством воспитания в единстве телесных, душевных и духовных начал в человеке. Православие считает, что сознание современного человека оторвалось от души и духа и действует автономно. При этом… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

- — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Буало-Нарсежак. Полное собрание сочинений в 11 томах (комплект из 11 книг) , Буало-Нарсежак. Впервые на русском языке - все романы, повести и сборники рассказов П. Буало и Т. Нарсежака, французских писателей - соавторов, всемирно признанных мастеров детективного жанра. Отказавшись от…
  • Буало-Нарсежак. Комплект из 10 книг , Буало-Нарсежак. Впервые на русском языке - все романы, повести и сборники рассказов П. Буало и Т. Нарсежака, французских писателей - соавторов, всемирно признанных мастеров детективного жанра, - в полном…

Пример итогового сочинения по направлению «Разум и чувства».

«Ум с сердцем не в ладу»… Эти слова, сказанные героем комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацким, заставляют задуматься. Для полноценной жизни человеку необходима гармония между разумом и чувствами. Но всегда ли она возможна?

Когда мы влюбляемся, чувства выступают на первый план, а то и вовсе вытесняют разумное начало. Те, кто считает любовь умопомрачением, на мой взгляд, недалеки от истины: человек, зацикливаясь на предмете обожания, совершает необдуманные поступки, противоречащие здравому смыслу, и при этом может не замечать очевидных вещей.

Отличным примером, подтверждающим данную мысль, является грибоедовский Чацкий. Он страстно влюблён в Софью и уверен, что она должна отвечать ему взаимностью, хотя бы потому, что других достойных людей в окружении девушки попросту нет. А ведь дочери Фамусова чужды слова и мысли Чацкого, осуждающего всё, что ей близко. Гораздо привлекательнее для неё бессловесный Молчалин, которого она в воображении наделила качествами героев своих любимых французских романов. Чацкий достаточно умён и вполне мог бы понять всё это, однако разум его затмила любовь. Результат – горькое прозрение и отчаяние героя в финале комедии.

«Ум с сердцем не в ладу» и у Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений – нигилист, он начисто отрицает всё, что нельзя исследовать опытным путём, в том числе любовь. Нежные чувства между мужчиной и женщиной, по его словам, «романтизм, чепуха, гниль, художество». Жизнь внесла коррективы во взгляды Базарова: он влюбляется в Анну Одинцову. Чувство оказалось сильнее доводов разума.

Любовь – прекраснейшее чувство. Она облагораживает человека, раскрывает его лучшие качества. Однако любовь по определению не может подчиняться разуму, как бы нам этого ни хотелось. А потому у влюблённых нередко «ум с сердцем не в ладу», и такая ситуация вполне естественна.

Тот, кто любит, как правило, не задумывается о душевной гармонии, не анализирует происходящее. В результате чувства нередко выходят из-под контроля разума. В то же время человек должен постараться в любом случае взять себя в руки. Это получилось, кстати, и у Чацкого, и у Базарова. Герой Грибоедова, узнав неприглядную правду о своей возлюбленной, покидает Москву, но при этом не теряет достоинства. Не позволяет чувствам взять над собой верх и тургеневский нигилист. Терпя фиаско в любви, оба героя демонстрируют силу характера, которая не может не привлекать читателей.

Итак, «ум с сердцем не в ладу» у тех, кто влюблён. Если человека настигла любовь, обрести гармонию между разумом и чувством нелегко, даже практически невозможно. Но с честью выдержать это испытание, не упасть духом, не утратить достоинство под силу каждому.

«УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ».

ПУТЬ ЧАЦКОГО К «СУМАСШЕСТВИЮ».

(ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ КОМЕДИИ А.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».)

Ширшова И.А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №22

г. Иваново, Россия

Читатель комедии подчас обременен такими же духовными проблемами, что и герой А.С.Грибоедова. Современные драматургу, да и сегодняшние критики либо жалеют Чацкого, либо ставят его в оппозицию к фамусовской Москве. Заметим, и те, и другие лишь констатируют реальность. Для этого критики изучают, ссылаясь на Грибоедова, «философские, социально-политические, нравственно-этические, национально-культурные и семейно-бытовые аспекты» комедии (1). (Крупчанова А.Л. Грибоедов. М.:МГУ, 2001.) За пределом литературоведческого исследования, как мы видим, остается духовный аспект этого произведения.

«Горе от ума» - комедия с нарушенными жанровыми и сюжетно-композиционными канонами классицистских пьес. Грибоедов решился на такой шаг для того, чтобы сформулировать проблему «умный человек и общество». Рядом с проблемой ума поставлены не менее важные проблемы внутренней свободы, любви, дружбы, служения Родине. Исходя из грибоедовского понимания, по которому ум, питающийся общепринятыми стереотипами, уже не ум, а глупость, мы придем лишь к узкому, социальному пониманию комедии. Неужели так прост был Грибоедов в замысле своей комедии? Нет, не прост, как не просты проблемы, поставленные в этом произведении. Чацкий не справился с испытанием жизнью: не сбылись отношения с обществом, с любимой девушкой, не нашлось промыслительного для его натуры дела, случился конфликт с самим собой. Произошла беда в человеке и с человеком. Давайте постараемся взглянуть на эту трагедию с христианской точки зрения, вне социального, национального и бытового аспектов, которые, как бы мы с этим не спорили, оправдывают изломы судеб, ошибки, преступления, а вовсе не дают шанса на выход из порочного круга безвыходности, по которому один за одним двигались многие герои многострадальной русской классической литературы: одни - к разочарованию, другие – к гибели (Печорин, Онегин, Обломов, Базаров…).

«Чацкий, например, помимо положительных качеств - ума, чести, мужества, разносторонней образованности – обладает и отрицательными – излишней горячностью, самоуверенностью и бесцеремонностью. Софья, так безжалостно и бесчестно оклеветавшая Чацкого, умна, свободолюбива и решительна.»(2) Мы привели лишь небольшой отрывок критической статьи, который, в принципе, отражает традиционную точку зрения на героев и их характеры, но содержит глубинные смысловые погрешности в определении некоторых понятий. Ум и мужество называются положительными качествами. Тогда как ум – это энергия души, ее сущность(3), мужество – состояние души («омертвевший ум лечат мужеством») (4).Увы, нами утрачено истинное понимание этих и многих других категорий, определяющих человеческое составляющее. Отсюда искажаются смыслы и появляются интерпретации. Попробуем посмотреть на грибоедовских героев с православной точки зрения, а следовательно, и в понимание вышеприведенных характеристик следует вложить кардинально отличающееся от мирского, бытового, православное основание.

Первое упоминание о Чацком мы слышим из уст Лизы: «Кто так чувствителен, и весел, и остер…». Причем, девушка восхищается чувствительностью, веселостью и остротой языка этого человека. София поддерживает свою служанку: «Он славно/ Пересмеять умеет всех;/ Болтает, шутит…»; «Остер, умен, красноречив…». Далее Лиза домысливает (хотя считает, что «молва нехороша»), что Александр Андреевич лечился на водах «от скуки». Вскоре Чацкий появляется и озвучивает следующее: «Ум с сердцем не в ладу». Это диагноз, который главный герой комедии ставит себе сам. Ясно, что речь идет не о плотском сердце, а о духовном. По словам Св. Макария, «сердце – поистине непостижимая бездна». Митрополит Иерофей (Влахос) называет сердце «центром человеческой личности и духовного мира».(4) Святые отцы (святитель Григорий Палама, блаженный Диадох Фотикийский, Феолипт, митрополит Филадельфийский) говорят о неразрывной связи ума и сердца через чистоту помыслов, поступков, соблюдение заповедей. У Чацкого такая связь нарушена – нет лада.

Первый симптом болезни – София, вернее, человеческое воображение Александра Андреевича о том, что девушка непременно его любит. Но София связана с ним всего лишь детскою дружбой, да и то выросшей из привычки «вместе быть день каждый неразлучно». Любви со стороны Софии по отношению к Чацкому изначально нет, а он требует этого чувства, потому что в его сердце уже поселился дьявольский прилог – иллюзия, которая разрушает сознание, ибо мечта не реализуется. Справедливости ради отметим, что Чацкий задает Софии вопрос: «Не влюблены ли вы? Прошу мне дать ответ…» Хотя незадолго до этого сам же ответил себе: «Ни на волос любви!» Но ответы ему по сути не нужны. Он не хочет знать правду (может быть, боится?), ему нужна какая-нибудь точка опоры, так как он «падал сколько раз». Точка опоры – любовь, пусть даже и выдуманная. Чацкий «верст больше седьмисот пронесся» - это в его понимании подвиг, за который от Софии и требует награды. Но девушка не понимает, почему ее преследуют «вопросами быстрыми и любопытным взглядом», она «рада» Чацкому и помнила о нем. Но такая радость главного героя комедии не устраивает. Мы видим, что три года отсутствия только усугубили его состояние – «растерялся весь» (это еще один симптом болезни). Именно растерянность и в дальнейшем не позволяет герою вести диалог с людьми. Он никого, кроме себя, не слышит. В действии I явлении 7 Чацкий задает вопросы и сам же на них отвечает. Ни об одном человеке он не может сказать доброго слова. Это обстоятельство только отталкивает Софию еще сильнее. А каково же чувство самого Чацкого? Он любит Софию «все-таки» и «без памяти». Заметим, на вопрос Фамусова «не хочешь ли жениться?», Чацкий горделиво парирует: «А вам на что?» Как же так, ведь он любит(?) дочь этого московского вельможи, и вопрос последнего как отца правомочен?

Чацкий свои внутренние страсти назвал любовью. Они кипят в этом человеке, захлестывая здравый ум, трезвость суждений и заботу о «любимой» девушке. Он, стремящийся доказать всем свою уникальность, судит об этом чувстве преступно («Судьба любви – играть ей в жмурки»; «Но чтоб иметь детей, // Кому ума недоставало»). Александр Андреевич поступает непорядочно по отношению к Софье, пытаясь выведать правду о том, кого она любит: «Раз в жизни притворюсь». Разве можно быть немножко подлым, солгав единожды, остаться честным? Мы видим, что в Чацком присутствует греховная основа. Давая извинительную характеристику Молчалину, главный герой спрашивает: «Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та? // Чтоб, кроме вас, ему мир целый // Казался прах и суета?» А вот что происходит в душе самого Александра Андреевича: «… теперь во мне кипит, волнует, бесит…». Вот источник бед Чацкого – его «бесит», он пылок и страстен!!! Только лукавый может надоумить человека требовать от любимой девушки признания отнюдь не в христианской любви к ближнему. А ведь совсем недавно главный герой называл себя «другом», «братом» Софии. Действительно, ум Чацкого помрачен. В этом человеке нет ни кротости, ни милосердия, ни чистоты, он заранее знает, что сделает в случае, если София откажет:

Не думать о любви, но буду я уметь

Теряться по свету, забыться и развлечься.

Могут ли такие действия излечить ум главного героя? Конечно, нет, так как последние три глагола («теряться», «забыться», «развлечься»), означающие поступки, не ведут к снисканию добродетелей и трезвению ума, а провоцируют человека на еще более глубокое духовное падение. Поврежденный ум Чацкого овладел и душой. София же, в противовес другу детства, использует иную лексику: «истина в догадках ваших есть»; «что притворяться?»; «зачем же быть, скажу вам напрямик, / Так невоздержну на язык?». Девушка ошибается в людях, она наивна по отношению к Молчалину. Но София естественна в своем чувстве. Мы же вспомним, как Чацкий после страстных разговоров с любимой девушкой увлеченно осыпает хвалебными словесами Наталью Дмитриевну:

Полнее прежнего, похорошели страх.

Моложе вы, полнее стали;

Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.

Эта женщина прерывает излияния уместной репликой: «Я замужем». Нельзя не почувствовать раздражения Чацкого: «Давно бы вы сказали!» Мы видим, что Александр Андреевич, пусть и не в такой гиперболической форме, как светское общество, но так же активно играет в игры света.

Как только главный герой, притаившись за колонной, узнает правду о Софии и Молчалине, сразу же заявляет: «…с вами я горжусь разрывом». Он упивается местью:

Теперь не худо б было сряду

На дочь и на отца,

И на любовника-глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

О какой любви может идти речь, если Чацкий переполнен местью, раздражением, злобой. Все это только мертвит и иссушает его сердце. Прощение, милосердие, терпение – вот основные источники, питающие реку настоящей, жертвенной любви. Главному герою комедии недоступен сей труд души, которой ведет к внутреннему христианству, к настоящей живой вере, добрым отношениям с людьми. Он только кричит, подобно безбожникам: «Распни!» На глазах зрителя комедия превращается в трагикомедию. Чацкого жаль, ибо никакое общество не способно отнять у человека «по образу и подобию», основанное на христианской морали (всего десять заповедей!). Грибоедов шаг за шагом показывает путь хорошего, одаренного человека к сумасшествию. Ни в одном своем поступке главный герой не обращается к «Я», а это самообман: виноваты все, «весь мир». И «Я» к концу пьесы слепнет и глохнет окончательно.

Посмотрим, насколько Чацкий несамодостаточен. В оценке своей личности как от эталона он отталкивается от Молчалина(!): «Что я Молчалина глупее?» София, сама не ведая своей психологической прозорливости, советует Александру Андреевичу вспомнить детство:

Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?

Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?

Хоть не теперь, а в детстве, может быть?

Корни поврежденности Чацкого, вероятно, и следует искать в детстве. Именно тогда закладываются в человеке уважение к окружающему миру, терпимость, бережность. Что-то (может быть, отсутствие семьи?) было нарушено в этот период жизни, ведь наш герой признается:

Я в чудаках иному чуду

Раз посмеюсь, потом забуду…

Люди для него «чудаки», их мысли, поступки – «чудо», над которым можно разве что посмеяться «раз» и «забыть». С трудом верится в искренность такого легковесного отношения к окружающим. Скорее, это похоже на защиту от людей. Смех – обманчивая штора, отделяющая один мир от другого. Такое заграждение неминуемо приведет героя к одиночеству. И. Медведева указывает, что «немыслящие и злы на Чацкого, потому что его «никто простить не хочет». (1).И.Медведева. Три драматурга //Библиотека Всемирной литературы. А.Грибоедов «Горе от ума». М., 1974. С. 9. 2) Ответ П.А.Катенину по поводу «Горя от ума». // А.С.Грибоедов. Сочинения в стихах. Л., 1967. С.481.) Мы видим, что между Чацким и обществом есть водораздел - зло. Откуда оно взялось? Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Репетилов, Загорецкий и другие – «немыслящие». Но разве Чацкий, критикующий всех и вся, использующий обидные, резкие эпитеты, сравнения, метафоры («черномазенький, на ножках журавлиных», «наш клад», «тот чахоточный», «француз, подбитый ветерком»), не слышащий никого и ничего, может называться мыслящим человеком? За что им не прощать того, кто по сути такой же, как и они? А вот за что – за гордыню. Герой считает себя образованным и воспитанным (хотя на всякий случай замечает: «…и в ком не сыщем пятен?»), а московское общество порочным и развращенным. «Начал свет глупеть», и Чацкий не знает, что делать со своим умом. Александр Андреевич, попутешествовав, возвращается в общество, которое не может его ничем обогатить. Его ума хватает на то, чтобы пользоваться, увы, тривиально греховным инструментом воздействия на тех, кто, по его мнению, несовершенен. Раздражение, едкость, осуждение, противопоставление всему свету – вот что выдает ум главного героя. Старуха Хлёстова «по-христиански» считает, что Александр Андреевич «жалости достоин». Понятно, что «хриcтианство» в понимании Хлёстовой имеет иное смысловое качество, нежели в библейском контексте. Именно поэтому фраза «по-христиански … он жалости достоин» несёт автономную от Хлёстовой энергийность значения.

Может быть, у Александра Андреевича есть дело, которым бы он промыслительно для души мог заниматься? Герой заявляет, что «служить бы рад». Встаёт вопрос: «Кому служить?» Родине, отечество? По замечанию самого же Чацкого, всё это «скоро надоест». Патриотизм героя зиждется только на ложном «дыме отечества».Значит, дела, как и любви, тоже нет. Отсутствует и вера, которая даёт высший смысл жизни, нет доброты и красоты души, крепости духа и любви к ближнему? Сумасшествие – вот что «бог ему судил», по словам той же Хлёстовой. Беда в том, что Чацкий принимает на себя не юродство во Христе (как духовный подвиг), а становится гонимым обществом и «общественным мненьем».

Действительно, Чацкому требуется исцеление, но для этого нужно пройти крестный путь. Хлёстова, сама того не ведая, прогнозирует исцеление – «полечат, вылечат». А пока Андрей Андреевич получает от людей то, чем и сам грешен: смех, злость, нелепость, сплетни, осуждение «нескладных умников», «лукавых простаков», «старух зловещих», «стариков дряхлеющих».

Болезнь вышла на поверхность – «оскорблённое чувство». Фамусовская Москва – лишь скальпель, вскрывающий нарыв. Чацкий обижен, унижен, оскорблён. Значит, страстен и грешен. В дальний путь на страницах пьесы он отправляется не странником с посохом, а беглецом в карете. Цель его пути – поиски уголка для «оскорбленного чувства». Чацкому неведомо, что попытки мыслить категориями географии приведут к тщетным попыткам обрести душевный покой. Об этом предупреждает классик. Как мудрый А.С.Пушкин оставляет Онегина в критический момент жизни одного, так и А.С. Грибоедов, ставя диагноз человеческой поврежденности, думается, знает, как и по какому пути идти его герою к исцелению. Поставить же диагноз – самое сложное. Грибоедов справился с этой задачей. Об этом и для этого написана комедия, ибо Чацкий скрывается в каждом из нас. В зеркало посмотреть и увидеть истинное лицо полезно, хотя это занятие и требует от человека подвига.

Список использованной литературы

1. Крупчанова А.Л. А.С.Грибоедов. М., 2001.

2. Митрополит Иерофей (Влахос) Православная психотерапия. Свято-

Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 124.

3. Там же. С. 138.

4. Там же. С, 159.


В поэтической пьесе Грибоедова ум с сердцем не в ладу, по моему мнению, у всех персонажей. Это означает, что у героев нет гармонии, ведь приходится, чувствуя одно, говорить другое, делать – третье.

В первую очередь, конечно, горе главному герою – Чацкому от его ума. И он произнёс эту фразу в разговоре с Софьей, боясь, что обижает её своими словами, ведь он посмеивался, обличая их старых знакомых. У него слишком острый и критичный ум, который, действительно, мешает ему жить в лживом обществе. Даже любя Софью, он не хочет притворяться, говорить приятное.

Другое дело – Молчалин, которого любит Софья. Ему завещано угождать всем: от господина до мопса слуги господина. Софью он не любит, но притворяется… Ему нравится её служанка, хотя ей угождать особого смысла нет. То есть опять у героя противоречие между умом и сердцем.

Сама Софья, хоть и повторяет, мол, ей безразлично мнение других, притворяется постоянно. То нужно быть вежливой с раздражающим её Чацким, то скрывать свои чувства к Молчалину, тайно видеться с ним.

Горничная, конечно, тоже хитрит, хотя и без умствований. «Папаша» Фамусов, вообще, притворство ставит образцом жизни – специально упасть, чтоб рассмешить повелительницу, оценивать людей только по их деньгам… Когда слышит правду, готов кричать «караул». Жених Скалозуб, казалось бы, как вояка прямолинеен. Но какой там ум? Впрочем, и Скалозуб гонится за чинами, только нарочно груб.

Всё московское общество тоже за образец держит законы лести. Никто не может сказать того, что на самом деле думает, чувства проявлять тоже нельзя. Служат все они не делу, а персоне со всеми её глупостями и капризами, а о деле как раз забывают. Все любят посплетничать!

В общем, сердце, которое всегда говорит правду, мешает обществу, построенному лишь на притворстве.

Несколько интересных сочинений

  • Женские образы в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

    Раскрывая читателю историю жизни Юрия Живаго, Пастернак уделяет значительное внимание любовной сюжетной линии, в связи с чем в романе важны женские образы, отличающиеся неоднозначностью.

  • Иван Иванович в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    Иван Иванович – человек с железной закалкой, обладающий «чином из четырнадцати овчин». Именно его вмешательство позволяет старушке-помещице вернуть дом в собственные владения. Он появляется в линии повествования только в третьей главе

  • Сочинение Человек и природа в сказке Кладовая солнца

    Еще с начала возникновения людей на планете, человек близко контактировал с окружающим миром. Ведь благодаря ней, человек всегда сыт и доволен, чист и согрет. Позже она открыла все свои природные ресурсы, создавая пригодные условия для жизни людей

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение

    Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность

  • Сочинение-рассуждение Собака друг человека

    Человек неразрывно связан с домашними питомцами. Ни одно десятилетие домашние питомцы живут под одной крышей с людьми. Самыми верными преданными друзьями являются собаки.

Урок литературы в 11 классе. Подготовка к итоговому сочинению.

«Когда ум с сердцем не в ладу»

Цели Тема урока: Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по тематическому направлению «Разум и чувство».

Тип урока: урок развития речи

Деятельностная цель:

Формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию материала по заданной теме и к написанию сочинения.

Содержательная цель:

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся.

Задачи урока:

предметные

    формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе;

    формировать умение строить высказывание по предложенным литературным блокам

регулятивные

    формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе

коммуникативные

    развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

личностные

    формировать культуру речи;

    воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений.

Методы:

по характеру познавательной деятельности

    частично-поисковый

по степени активности учащихся

    продуктивные;

    творческие

стимулирования и мотивации

    познавательные;

    эмоциональные

интеллектуальные

    сравнения

    классификации материала

по организации деятельности:

    индивидуальные

    фронтальные

Оборудование: Клип с исполнением стихотворения, распечатанный дидактический материал.

I . Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слово учителя.

Приветствие.

Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе.

Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке

II . Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация учащихся.

Слово учителя.

Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Разум и чувства».

Наша цель – за урок составить план и понять, что в какой части надо писать. А само сочинение вы будете писать дома.

Это сочинение надо будет написать с привлечением одного литературного источника – стихотворения Марины Цветаевой «Тоска по родине»

Понимание актуальности данной работы.

III .Актуализация знаний

Цель: проверка теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе.

Составление плана.

Вспомните, что вы знаете об условиях написания этого сочинения.

Условия написания?

Критерии проверки?

Направления этого года?

Сколько вам будет дано тем? Как может выглядеть тема?

Вспомним, какой вид деятельности представляет сочинение.

Сколько должно быть частей плана? О чем они?

Как должно выглядеть вступление к теме « Когда ум с сердцем не в ладу? О чем надо рассуждать? Сколько слов должно быть во вступлении?

Если тема «Когда ум с сердцем не в ладу», то о чем надо писать во вступлении?

У учащихся есть памятка (приложение1)

Ответы учащихся по памятке:

5 тем

Тема вопрос

Тема суждение

Тема понятие

Сочинение состоит из 3 частей: 1.Вступление, 2.Основная часть с привлечением аргументов.

3.Заключение.

Во вступлении примерно 50 слов.

Устное составление вступления

IV . Автор стихотворения

Цель: подойти к пониманию текста через биографию поэта

Для написания сочинения мы используем поэтический текст. Стихотворение Марины Цветаевой. Чтобы лучше понять стихотворение, давайте вспомним, что вы знаете об этом поэте.

Когда она жила? Дата рождения? Относилась ли к каким-нибудь литературным направлениям? Вспомните, какие вехи из ее биографии вы знаете? Сколько лет она провела за границей? Как ей там жилось?

Посмотрите, какая дата стоит под стихотворением. Где Жила Цветаева в 1934 году?

Ответы на вопросы

    Погружение в тему через эмоциональное восприятие

Цель: Эмоциональное включение и восприятие текста

Давайте просмотрим небольшой клип с замечательным исполнением этого стихотворения Алисой Фрейндлих.

Учащиеся слушают

    Работа с текстом. Поиск аргументов.

Цель: Научиться подбирать аргументы к заявленным позициям: Разум и чувство

Итак, о чем это стихотворение?

Из каких строк это видно?

С кем разговаривает поэт? Кому она все это говорит?

Какова композиция стихотворения? Сколько в нем строф?

О чем говорит Цветаева в каждой строфе? Какие слова повторяются?

Кроме слова «родина» есть однокоренные слова, которые напоминают о ней?

Еще какая тема звучит?

В каких словах?

Есть здесь противопоставление? Кому противопоставляет себя Цветаева?

Почему Цветаева противопоставляет себя читателям?

Зачем поэт использует противопоставление

С кем говорит поэт? Зачем Цветаева все это говорит сама себе? Что в ней разговаривает – разум или чувство?

Почему так часто повторяется, что ей «все равно»?

Давайте подберем группу глаголов, которые будем использовать в тексте сочинения, чтобы не повторять слово «говорит»

И такой же ряд, чтобы не повторять слово «Цветаева»

А что говорит чувство?

Как перекликаются две последние строчки и первая?

(У учащихся есть текст. Приложение2)

О тоске по родине

Ответы по тексту

Сама с собой

10 строф

Слова «мне все равно», «мне безразлично», «мне все равны», «все равно», «все едино».

«языком родным»,

«роднее бывшее», «родимого пятна»

Одиночество.

«Совершенно одинокой», «из людской среды быть вытесненной»

«в себя, в единоличье чувств». Бревно, оставшееся от аллеи.

Она – пленный лев, который ощетинивается,

Камчатский медведь без льдины.

«Двадцатого столетья - он – а я до всякого столетья».

Потому что читатель – «газетных тонн глотатель, доилец сплетен». Он не интересуется поэзией.

Противопоставление усиливает впечатление одиночества.

Разум говорит, что ей все равно, где жить.

Она пытается убедить сама себя (разумом)

Уверяет, настаивает, утверждает, …

Что она тоскует о родине.

Это чувство нельзя (или трудно) описать словами.

    Включение нового знания в систему понятий учащихся

Цель: Пополнить базу теоретических знаний учащихся.

Посмотрите на текст стихотворения, как вам кажется, было ли у автора стремление как-то приукрасить текст, сделать его более поэтичным?

И все-таки на одно средство выразительности хочу обратить ваше внимание. Взгляните на следующие строки:

Где совершенно одинокой

Быть , по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной

Мне все равно, каких среди
Лиц
ощетиниваться пленным
Львом
, из какой людской среды

Так край меня не уберег
Мой,
что и самый зоркий сыщик

Кроме инверсии в этих стихах есть еще одна особенность:

Разрыв фразы. Перенос части фразы с одной строки иногда на другую строку, а иногда и на другую строфу.

Такой прием называется « анжамбеман»

Наиболее органическая для Цветаевой стихотворная форма – страстный и потому сбивчивый, нервный монолог. Соответственно и самый стих ее по большей части прерывист, неровен, изобилует внезапными ускорениями и замедлениями, паузами и резкими перебоями.

Обычно в стихах пауза приходится на конец строки, а у Цветаевой пауза, как правило, смещена, сплошь и рядом приходится на середину строки или на начало следующей. Поэтому стих как бы «спотыкается» на бесчисленных «анжамбеманах» (enjambements), то есть «переносах», отмечающих несовпадение метрических и членений стиховой речи.

Что дает использование переносов?

Нет, текст стихотворения скорее похож на искренний разговор с самим собой.

Инверсия

Этот прием создает впечатление прямой, сбивчивой речи человека, который волнуется.

    Работа над логикой построения текста

Цель: понять логику построения текста сочинения

Повторите, о чем вы будете писать во вступлении. Как теперь логично перейти к аргументам? Где будет находиться «мостик»?

Как, по какой логике пойдут дальнейшие размышления?

Надо ли рассказать историю создания стихотворения, чтобы было понятно, почему такая тоска по родине? (Цветаева к 34 году уже 12 лет живет в эмиграции. 20-е годы она жила в Праге, а в начале тридцатых годов семья переехала в Париж).

О чем надо писать в заключении? Каким предложением – «мостиком» можно начать заключение?

Во вступлении- рассуждения о том, как сосуществуют разум и чувства в человеке.

В начале второго абзаца предложение - «мостик».

Примерное предложение для перехода: «Примером того, как могут бороться в человеке чувства и разум, может быть стихотворение М.Цветаевой «Тоска по родине».

Написать, когда и как это стихотворение было написано.

Что она говорит сама себе, пытается сама себя уверить, что ей все равно.

Перечислить, что ей «все равно».

Написать какие образы использовала поэтесса. (см. выше)

Написать, какими словами она говорит об одиночестве и кому себя противопоставляет.

Как последние строчки опрокидывают все предыдущие уверения.

О том, что ум и разум могут противоречить друг другу. И кто из них сильнее и чаще побеждает?

    Итог урока.

Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения

Теперь у нас есть представление, что надо написать во вступлении, в основной части и в заключении.

Повторение учащимися информации о композиции итогового сочинения.

    Домашнее задание.

Дома вы должны написать сочинение на тему «Когда ум с сердцем не в ладу», используя текст стихотворения Цветаевой .

    Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

Слово учителя.

Достигли ли мы цели урока? Остались какие-нибудь вопросы?

Сможете ли вы самостоятельно написать сочинение?

Всем спасибо за урок!

Надеюсь, что у вас все получится!