Сочинение «Нравственные искания героев в Романе А. Пушкина «Евгений Онегин

Перед Вами сочинение по произведению Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», посвященное анализу нравственных исканий героев.

Нравственные искания героев в романе «Евгений Онегин»

Над основным текстом своего нетленного романа в стихах Пушкин работал более 7 лет, за эти годы многое изменилось в судьбе самого автора, в общественно-политической жизни страны и за рубежом. «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы» , потеря друзей, трагедия восстания декабристов, мужание самого автора — все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главных героях — Онегине, Татьяне и Ленском.

Евгений Онегин представляет в романе высший петербургский свет. Его судьба — судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров-иностранцев. Это была традиция старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина: отдаленность от народа, незнание национальной культуры, дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду.

Обладая незаурядным умом, Онегин пытливо всматривался в жизнь столицы, много читал, размышлял, хотел понять истоки сложившихся социальных условий жизни русского дворянства.

Серьезные интересы Онегина противопоставили его аристократии, он разочаровался в пустой жизни «золотой молодежи», в себе самом, поняв никчемность всех восьми лет, проведенных в этой среде.

Но, рассказывая об Онегине, Пушкин отмечает и еще одну черту личности, определенную и средой, и эпохой, — эгоизм, граничащий с индивидуализмом, столь типичным для дворянского класса. Говоря о дворянской интеллигенции, автор замечает: «Мы все глядим в Наполеоны… Мы почитаем всех нулями, а единицами себя» . Социальная среда, ее материальные преимущества и блага, исторически закрепленные государственными законами, помогли утверждению чувства исключительности и превосходства в господах, а особенно — в аристократах. Эта нравственная черта Онегина определила его личную трагедию: он остался одинок, не сумев вовремя оценить чувства Татьяны, быть внимательным и чутким к ней, да и к Ленскому.

Печальна и судьба Татьяны, любимой героини Пушкина. Семья Лариных представляет в романе иную среду дворянства — поместную. Эти люди говорят «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» . Татьяна — чужая в их среде. Но воспитание в среде поместного дворянства, наиболее близкого к народу, дало Татьяне и те прекрасные качества, которые сделали ее «милым идеалом” автора и многих читателей: естественность и искренность поведения и проявления чувств, любовь к родной природе, к обрядам «милой старины», к няне. Народные традиции обусловили ее нравственные представления о долге и морали, поэтому Татьяна расстается с Онегиным во имя долга перед мужем. Но страдания ее глубоки и трагичны: она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком.

Помещик Владимир Ленский был далек не только от жизни крестьян своей деревни, но и от конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, который хотя бы от скуки, но заменил барщину оброком. Ленский же — мечтатель и романтик настолько, что Пушкин смеется над ним как над помещиком, над мужчиной, поэтом. Исторически сложившееся стремление дворянства получить знания за границей обусловило полную никчемность возвышенного мечтателя, его нравственную слепоту, неумение верно оценить ни людей, ни обстоятельства.

Заглядывая в возможное будущее Ленского, поэт написал: «… в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат, узнал бы жизнь на самом деле» , то есть, останься Ленский в живых, его уделом стала бы жизнь обывателя.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» был для его современников произведением величайшего значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, самобытности и гражданственности. (В.Г. Белинский).

Надеюсь, Вам понравилось сочинение Нравственные искания героев в романе «Евгений Онегин»

Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?

В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи - 1810-х годов, определенной сословной группы - петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

Ученый малый,но педант:
Имел он Счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре,
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея;
Как мы Ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы - политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.

Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука - холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается…» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.

Онегин, в отличие от Пушкина, - не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений - «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

Все тот же ль он,иль усмирился?
Иль корчит так же чудака?
Скажите,чем он возвратился?
Что нам представит он пока?
Чем ныне явится?
Мельмотом,
Космополитом,патриотом,
Гарольдом, квакером,ханжой,
Иль маской щегольнет иной,
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?

У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, - стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:

Я думал: вольность и покой -
Замена счастью.Боже мой!
Как я ошибся,как наказан!

Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

    • Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего […]
    • "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как. в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • «Евгений Онегин» - широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление - дать образ героя времени, портрет своего современника - человека XIX столетия. Портрет Онегина - это неоднозначное и сложное сочетание многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны. Татьяна влюбилась в евгения […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе "Евгений Онегин" донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта - Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: "Милый идеал". Конечно, Татьяна Ларина - это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
    • Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
    • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
  • Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?

    В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи - 1810-х годов, определенной сословной группы - петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

    Ученый малый,но педант:
    Имел он Счастливый талант
    Без принужденья в разговоре
    Коснуться до всего слегка,
    С ученым видом знатока
    Хранить молчанье в важном споре,
    И возбуждать улыбку дам
    Огнем нежданных эпиграмм.
    Он рыться не имел охоты
    В хронологической пыли
    Бытописания земли;
    Но дней минувших анекдоты
    От Ромула до наших дней
    Хранил он в памяти своей.
    Высокой страсти не имея
    Для звуков жизни не щадить,
    Не мог он ямба от хорея;
    Как мы Ни бились, отличить.
    Бранил Гомера, Феокрита;
    Зато читал Адама Смита,
    И был глубокий эконом,
    То есть умел судить о том,
    Как государство богатеет,
    И чем живет, и почему
    Не нужно золота ему,
    Когда простой продукт имеет.

    Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы - политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.

    Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука - холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается…» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.

    Онегин, в отличие от Пушкина, - не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений - «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

    Все тот же ль он,иль усмирился?
    Иль корчит так же чудака?
    Скажите,чем он возвратился?
    Что нам представит он пока?
    Чем ныне явится?
    Мельмотом,
    Космополитом,патриотом,
    Гарольдом, квакером,ханжой,
    Иль маской щегольнет иной,
    Иль просто будет добрый малый,
    Как вы да я, как целый свет?

    У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, - стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:

    Я думал: вольность и покой -
    Замена счастью.Боже мой!
    Как я ошибся,как наказан!

    Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

    Роман в стихах А. С. Пушкина насыщен самыми разнообразными образами. Каждый герой Евгения Онегина имеет свой внутренний своеобразный мир, свой взгляд на окружающие вещи, свои пути к духовному успокоению души.

    Главный герой романа - блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию - только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.

    Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения - просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.

    К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.

    Восприятие окружающего мира Онегиным

    Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.

    О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.

    Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.

    Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии.

    Трагедия Онегина

    В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана. Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.

    Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.

    Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки.

    А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец - то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.

    Учитель Короткова Л. А.

    «Уж не пародия ли он?»

    …он (Пушкин) освещает перед нами общество и чело-

    века: герой его – шалун с умом, ветреник с сердцем – он

    знаком нам, мы любим его!

    Н. А. Полевой. Из статьи «Евгений

    Онегин». Роман в стихах. Сочине-

    ния Александра Пушкина»

    Мы видим, что Онегин уже испытан жизнью; но опыт

    поселил в нём … скуку, наружное беспристрастие, свой-

    ственное русской холодности (мы не говорим русской

    Д. В. Веневитинов. Из заметки об

    «Евгении Онегине»

    Онегин – добрый малой, но при этом – недюжинный

    человек. …бездеятельность и пошлость жизни душат его;

    он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он

    знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не

    хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюби-

    вая посредственность. Онегин – страдающий эгоист. Его

    можно назвать эгоистом поневоле, …силы его богатой не-

    туры остались без приложения, жизнь – без смысла.

    В. Г. Белинский. Из статьи «Сочине-

    ния Александра Пушкина»
    Цель урока - помочь понять образ Евгения Онегина, его роль в раскрытии идейного содержания романа.
    Ход урока:

    1 этап. Организационный.

    Слово учителя, в котором обосновывается необходимость размышления над поставленным вопросом: одновременно и типичность, и необычность Евгения стали причиной противоречивого восприятия его образа читателями; нужно понять, каким был Евгений на самом деле. (Пресытившись удовольствиями, доступными «золотой молодёжи» того времени, Евгений страдал, испытывая неудовлетворённость жизнью. Почему?)
    2 этап. Проверка домашнего задания.

    Как автор называет Евгения на страницах романа? Как эти слова-характеристики помогают понять внутренний мир Онегина? («Денди лондонский» - «учёный малый», «проказник» - «философ в осьмнадцать лет», «повеса пылкий» - «отступник бурных наслаждений», «педант» - «порядка враг и расточитель». Герой хотел обрести смысл жизни, но не знал как. Не желая подчинять своё существование правилам, придуманным кем-то, он тяготился зависимостью от «мнений света» и, страстно желая очистить свою жизнь от фальши, мечтал о настоящем деле, о преданной дружбе, об истинной любви.)
    3 этап. Анализ эпизода (с применением ИКТ)

    В программе «МАМИ-тестинг» составить вопросы так, чтобы учащиеся не только закрепили умение объяснять мотивы поведения героя, проявления его характера, авторское отношение к нему, но и составили представление о характере заданий ЕГЭ.

    - Какие «роли» приходилось «играть» Евгению, подчиняясь условностям жизни светского общества? («забав и роскоши дитя», «умён и очень мил», «гений…науки страсти нежной», «почётный гражданин кулис», «второй Чадаев», «подобный ветреной Венере») – Но был ли счастлив мой Евгений?

    Для анализа учитель предлагает строфы XXXVII – LI из главы первой.

    Ответив на вопросы теста, помогающие понять изменения в характере Онегина, постарайтесь составить краткий ответ на ключевой вопрос : почему у Онегина возникает душевная пустота, разочарование жизнью, горечь?
    1. К какому литературному направлению принадлежит произведение, фрагмент из которого вы прочли?

    а) сентиментализм

    б) классицизм

    в) реализм

    г) романтизм
    2. К какому жанру относится произведение?

    б) роман в стихах

    г) баллада
    3. Когда произведение было написано?

    а) начало двадцатого века

    б) конец восемнадцатого века

    г) 1823-1830 гг.
    4. Где происходят события?

    а) в Москве

    б) в Петербурге

    в) В поместье Онегина

    г) в деревне Лариных
    5. Какова тема приведённого фрагмента?

    а) месть героя за оскорбление

    б) разочарование

    в) раскаяние

    г) мечты о будущем
    6. Каким композиционным элементом является данный эпизод?

    а) пейзажная зарисовка

    б) лирическое отступление

    в) вставной эпизод

    а) его мучила жажда писательского труда

    б) рано чувства в нём остыли

    в) он был расстроен неудачами в свете

    г) его терзала бедность

    а) метафору

    б) сравнение

    в) гиперболу

    г) олицетворение
    9. Укажите термин, которым в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору показать глубину разочарования героя в XXXVIII строфе.

    а) литота

    б) сравнение

    в) метонимия

    г) аллегория
    10. Описание надоевших Евгению занятий в XXXVII строфе введено в эпизод, чтобы читатель

    а) проникся идеями Онегина

    б) понял душевное состояние героя

    в) представил круг общения Онегина

    а) вызвал своего врага на дуэль

    б) выплатил долги кредиторам

    в) уединившись, предавался мечтаниям

    г) занялся самообразованием, читая книги
    12. «Томление душевной пустотой» заставило героя

    а) собраться в путешествие

    б) озлобиться на мир

    в) думать о самоубийстве

    г) искать выгодные связи
    13. Страдание Евгения характеризует его как человека

    а) ленивого

    б) пустого

    в) слабого

    г) ищущего
    14. Какое отношение к Евгению хочет вызвать автор у читателя?

    а) жалость

    б) презрение

    в) сочувствие

    г) осуждение
    15. определите смысловую функцию данного фрагмента в контексте произведения.

    а) обнажает суть конфликта героя с обществом

    в) играет роль биографической справки об Онегине

    г) является новым витком в развитии сюжета.
    Учащиеся, быстро справившиеся с тестом, имеют возможность составить план обобщающего ответа «Почему у Онегина возникло ощущение душевной пустоты, разочарование жизнью?» («неподражаемая странность « Онегина – это его протест против норм жизни, подавляющих личность, это новый виток в его жизни, когда он начал искать новые духовные ценности).

    Учитель: Когда же Евгений настоящий? Когда, приобретя огромный опыт светской жизни, получал удовольствие от возможности управлять страстями людей или когда глубоко страдал от того, что «много жизни погубил», так и не поняв своего предназначения? Понять это мы сможем, наблюдая, как Евгений прошёл дальнейшие жизненные испытания – дружбой и любовью.
    4 этап. Работа в группах.

    Задание первой группе. - Каким рисует автор Владимира Ленского? (строфа VI главы второй. Выпускник Геттингена, поклонник Философа-идеалиста Канта, не знает жизни, чужд фальши светского общества, искренне верит в чистоту человеческих чувств, отношений, поклонник немецких поэтов-романтиков).

    Действительно ли Онегин и Ленский – «от делать нечего друзья»? (У них много общего: не могли принять бедный духовно мир окружающего их общества, близки по духовным запросам – «Меж ними всё рождало споры И к размышлению влекло»).

    Как характеризует Ленского его пламенная любовь к Ольге? (Он наивно не замечает пустоты души возлюбленной, любит в ней вымышленный идеал, свои мечты о красоте отношений…)

    Как Онегин относился к Ленскому? («Вчуже чувство уважал», умно и сердечно делился жизненным опытом с наивным, восторженным юным другом).

    С каким чувством описывает автор гибель Ленского? Как убийство друга изменило Онегина? («…Евгений, Всем сердцем юношу любя, Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, А мужем с честью и умом»)

    Задание второй группе. - Под влиянием каких сторон русской деревенской жизни формировался характер юной Татьяны?

    Почему при первой встрече с сёстрами Лариными Татьяна больше, чем Ольга, понравилась Онегину?

    Как характеризует Татьяну её признание Онегину? Почему своё объяснение с Татьяной Онегин называет исповедью?

    Почему отношение Татьяны к Онегину перестало быть романтическим после посещения ею кабинета в доме Онегина?

    Почему любовное письмо Онегина вызывает у Татьяны гнев? (Его страсть она считает чувством мелким, её нравственная позиция выше, чем у Онегина…) Почему Татьяну уважают в светском обществе? За какие качества характера Татьяну можно назвать идеалом русской женщины?
    5 этап. Обобщение размышлений над поставленным вопросом.

    Как испытания дружбой и любовью изменили Онегина? (Из путешествия он вернулся, жестоко страдая от своей бесполезности: «Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел» - неспособность Евгения жить не рассудком, а чувствами не позволила ему открыться навстречу новой счастливой жизни, которую он так искал, ведь любовь и дружба, по мнению автора, раскрывают богатство или пустоту души).

    Назовите черты характера Онегина, которые свидетельствуют о том, что он мог бы быть полезным обществу.

    Какие черты характера Онегина сделали из него «умную ненужность»?

    Какое из высказываний критиков, по вашему мнению, можно взять эпиграфом к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой выбор

    Что в характере Евгения Онегина позволило критикам отнести его к типу «лишнего человека»? (заполнение схемы с дальнейшей проверкой её консультантами – смотри приложение).
    6 этап. Домашнее задание.

    «И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, надолго… навсегда…». Напишите миниатюру «Может ли человек, такой, как Евгений, быть счастливым?»

    Почему Евгения Онегина можно назвать

    «лишним человеком»?

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ


    Предмет, класс

    Литература, 9 класс

    Тема урока

    «Духовные искания Евгения Онегина». Урок обобщения знаний, умений. 6 урок в теме

    Актуализация использования средств ИКТ

    Индивидуализация учебной деятельности, повышение эффективности проверки знаний учащихся

    Цели урока: обучающая

    развивающая

    воспитательная


    совершенствовать умение анализировать эпизод произведения, составлять характеристику литературного героя

    способствовать формированию информационной культуры, развитию мышления (умение сравнивать, обобщать, делать выводы)

    способствовать формированию коммуникативной культуры


    Вид используемых на уроке средств ИКТ

    Компьютерный класс, Мультимедийный компьютер, тест программы «Мами-тестинг»

    Организационная структура урока.

    Этап 1. Мотивационная беседа

    Функции преподавателя

    Промежуточный контроль

    Длительность 1-2 мин. Задача: настроить учащихся на активную познавательную деятельность

    Фронтальная работа
    Сообщение темы, цели, хода урока по сетевому плану

    Проверка готовности к уроку


    Этап 2. Проверка выполнения ДЗ

    Форма организации деятельности учащихся

    Функции преподавателя
    Промежуточный контроль


    Длительность 5 мин. Задача: повторение основных положений только что изученного материала в новых условиях, развитие устной речи, организация взаимопроверки

    Фронтальная. Взаимопроверка. Самооценка.
    Контроль за фронтальной работой класса, организация коррекционной работы.

    Оценивание схемы в тетради (+ -)


    Этап 3. Перенос приобретённых знаний и их применение в новых условиях

    Вид деятельности со средствами ИКТ

    Форма организации деятельности учащихся

    Функции преподавателя

    Промежуточный контроль


    Длительность 15 мин. Задача: Формирование умения применять изученный материал самостоятельно в новых условиях
    Выполнение теста в программе «Мами-тестинг»
    Индивидуальная работа на компьютере
    Организация работы на компьютере. Консультации. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися, имеющими низкую подготовку по предмету

    Компьютерная оценка теста. Повторное выполнение заданий с целью коррекции знаний.


    Этап 4. Дальнейшее углубление, обобщение наблюдений по теме урока

    Форма организации деятельности учащихся

    Функции преподавателя
    Промежуточный контроль


    Длительность 15 мин. Задача: Совершенствование умения взаимодействовать в группе
    Выполнение заданий в группах
    Организация работы групп. Консультации.
    Защита результатов работы группы

    Этап 5. Обобщение полученных знаний
    Форма организации деятельности учащихся

    Функции преподавателя
    Промежуточный контроль


    Длительность 6 мин. Задача: проверить умение оценивать характер и поступки героя в соответствии с авторской трактовкой образа

    Индивидуальная
    Контролирующая функция
    Связный ответ на ключевой вопрос урока (творческое задание)


    Этап 6. Постановка ДЗ

    Инструкция по выполнению

    Этап 7. Подведение итогов урока

    Рефлексия