“соловки глазами фотографа”. светлый вечер с валерием близнюком (20.08.2015)

Валерий Близнюк: «Бывает, живут люди в одном городе, в одном доме и в одной квартире, а у каждого свой образ жизни, свой мир. Иногда эти миры совсем различны и даже враждебны. А где-то далеко, за тысячи километров живет человек и сторона иная и язык другой, а он тебе, как родной».


на своей выставке
проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015

Валерий Близнюк родился в 1964 году в Москве. В 1990 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, мастерская станковой графики. С 1998 года член Московского союза художников, секция монументальной живописи. Участник множества персональных и групповых выставок.
Занимается декорированием частной архитектуры и росписью храмов. Участвовал в работе над иконостасом Храма Христа Спасителя и других храмов Москвы


«Афон. Новая Фиваида.
Иеромонах Игнатий»
проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015

Выставка Валерия Близнюка
проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015

На выставке фотографий
Валерия Близнюка
Проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015

На выставке фотографий
Валерия Близнюка
Проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015

На выставке фотографий
Валерия Близнюка
Проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015


на своей выставке
проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015


на своей выставке
проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015

Валерий Близнюк «Афон Монастырь Св. Павла
Алтарная икона
«Нисиотисса» XIV в. проект Образ жизни
Салон ЦДХ 2015

В области фотографии Татьяна Межелайтис мастер многих жанров — ню, faishion, предметная и репортажная съемка. Но, как истинный профессионал, она выбирает свою тему в искусстве. И это, в первую очередь, проникновение в глубину души — модели, натюрморта, природы. Психологизм ее работ очевиден. Выбор цвета, постановка кадра, ракурс — все направлено на то, чтобы зритель увидел за изображением нечто большее, чем отражение реальности. Поэтому ее произведения на выставках вызывают интерес. Но есть еще одна привлекательная особенность ее творческих работ. Татьяна Межелайтис представляет мир полным гармонии и красоты, и эта эстетика объединяет и, созданную ею постановочную композицию, и сюрреалистический пейзаж восточного города, и задумавшуюся женщину, смотрящую в ее объектив.

Таня Межелайтис, фотохудожник.
Член Творческого Союза художников России. Участник более 30 выставок.
Окончила ВГИК им.С.Герасимова
Тел. +7 916 5757 312

ВАЛЕРИЙ БЛИЗНЮК. Фотопроект «ОБРАЗ ЖИЗНИ». САЛОН ЦДХ 2015

17 Мар 2015 | От: сайт

Валерий Близнюк: «Бывает, живут люди в одном городе, в одном доме и в одной квартире, а у каждого свой образ жизни, свой мир. Иногда эти миры совсем различны и даже враждебны. А где-то далеко, за тысячи километров живет человек и сторона иная и язык другой, а он тебе, как родной».


на своей выставке
проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015

Валерий Близнюк родился в 1964 году в Москве. В 1990 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, мастерская станковой графики. С 1998 года член Московского союза художников, секция монументальной живописи. Участник множества персональных и групповых выставок.
Занимается декорированием частной архитектуры и росписью храмов. Участвовал в работе над иконостасом Храма Христа Спасителя и других храмов Москвы


«Афон. Новая Фиваида.
Иеромонах Игнатий»
проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015

Выставка Валерия Близнюка
проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015

На выставке фотографий
Валерия Близнюка
Проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015

На выставке фотографий
Валерия Близнюка
Проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015

На выставке фотографий
Валерия Близнюка
Проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015


на своей выставке
проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015


на своей выставке
проект «Образ жизни»
Салон ЦДХ 2015

Валерий Близнюк «Афон Монастырь Св. Павла
Алтарная икона
«Нисиотисса» XIV в. проект Образ жизни
Салон ЦДХ 2015

Александра Загряжская. Композиция ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

Яблоко — самый популярный у нас фрукт. Почти в каждом дачном саду есть яблони. А в деревнях ветки со спелыми фруктами, бывает, лезут прямо в окно. Какое искушение! Но время урожая наступает только с приходом праздника Яблочный Спас. До этого нельзя срывать и есть яблоки. Те, кто справился с соблазном, получают самые вкусные плоды, и по христианской традиции будут наслаждаться этой радостью в вечной жизни.

Яблочный Спас
фото:
Александра Загряжская
(Даниэла Рябичева, Творческая Мастерская Рябичевых)
2006 г.

Художник ЛЕОНИД ВАСИЛЬЕВИЧ КОЗЛОВ. Книга «Русское зарубежье. Великие соотечественники»

К представителям русского зарубежья к тем, кого называют эмигрантами «первой волны» современники испытывают особенное чувство. Они олицетворяли эпоху сюжетами своих произведений и историями жизней, страницы которых известны едва ли не лучше, чем само их творчество. Даже самые признанные и успешные из тех, кто вынужден был покинуть Россию, стали живой иллюстрацией ностальгии по Родине.
Книга «Русское зарубежье. Великие соотечественники» — объединила выдающиеся имена тех, кто поразил мир своими открытиями и талантами. Иван Бунин, Петр Врангель, Георгий Газданов, Зинаида Гиппиус, Михаил Чехов, Марк Шагал – всего литературно-художественный проект объединит сто имен. Презентация первой книги состоялась. Автор идеи, художник и составитель – Леонид Козлов три года работал над созданием иллюстраций. Один из очерков написан им самим – «Художник Леонид Козлов о художнике Марке Шагале».

Художник
Леонид Васильевич Козлов,
2010 г.

Леонид Козлов: «Ключевая работа этой экспозиции и книги моей – Марк Шагал. Это необыкновенно сложная противоречивая богатейшая фигура. Конечно, хотелось бы с кем нибудь из них встретиться. Повезло моей дочери, которая только что в Париже встречалась с сыном Марка Шагала и она ему подарила уменьшенную копию моей работы, она ему очень понравилась, он сказал, что папу представляет именно таким, летающим над миром, и подарил мне репродукцию картины «Шагал с котиками». Я ее получил на днях, и это очень трогательно, получить от сына Марка Шагала такой подарок».

Презентация книги-альбома состоялась в Доме русского зарубежья, где разместилась выставка рисунков Леонида Козлова. Ключевой работой этой экспозиции можно было бы назвать каждую иллюстрацию. Портрет Сергея Рахманинова – подарок Леонида Дому Русского зарубежья мог и вовсе стать символом русской эмиграции. За спиной музыканта высотка Чикаго, а в открытом крыле рояля отражаются русские березы. Относясь с особенным пиететом к каждому из персонажей, влюбленный в их произведения, в своих рисунках Леонид Васильевич предельно приблизил их образы к зрителю, стараясь сделать очевидным не только величие талантов. Он знакомился с ними ближе, прочитав о них, все, что возможно было найти, и они предстали в его работах как близкие нам друзья, не скрывающие свои переживания и мечты.

Леонид Козлов: «Замечательный писатель Георгий Газданов. Один из его моментов пребывания за границей совпал со Второй Мировой войной. Когда фашисты почти без боя захватили Париж, он участвовал в знаменитом парижском сопротивлении, расклеивал плакаты с лозунгами против фашизма, и конечно был подвержен опасности, как любой участник сопротивления. Вы видите, он писатель, но не сидит за столом. Мне хотелось найти образ драматичный, кульминационный момент в его жизни. Врангель изображен в самый драматичный момент, когда он покидает Родину. Он композиционно построен по центру картины, на фоне корабля, и эти линии мачты, корабля и фигуры дают нам возможность прочитать крест. Крест, который он всю жизнь нес, тоску по Родине, мечту вернуться».

Записала Александра Загряжская

Художник
Леонид Васильевич Козлов,
Библиотека Русское Зарубежье
фото 2010 г.

Художник
Леонид Васильевич Козлов
во время съемки программы
«Художественный Салон»
Александры Загряжской

Художник
Леонид Васильевич Козлов
фото: Александра Загряжская,
2010 г.

Мастерская скульптора АЛЕКСАНДРА РЯБИЧЕВА. Выставка ЛЮДМИЛЫ КУЗНЕЦОВОЙ.

Репортаж с выставки мы разместим позднее

Афиша
перфоманса
Людмилы Кузнецовой
в Мастерской скульптора
Александра Рябичева

Александра Загряжская. «САКУРА». С Благодарностью РЕЙКО и ЙОСИХИРО.

15 Мар 2013 | От: сайт

С Благодарностью РЕЙКО И ЙОСИХИРО

25 Фев 2013 | От: сайт

Международный Центр Фотографии
«International Center of Photography» (ICPHOTO)

при поддержке:
Российской академии художеств
Московского музея современного искусства

представляет Международную фотовыставку «Что ты делаешь, Зима?»

Даты проведения 1марта – 1апреля 2013г.
Адрес: г. Москва, Брянский переулок, д.2.
Выставочный зал Московского музея современного искусства

«Что ты делаешь, Зима?» — выставочный проект продолжающий деятельность Международного Центра Фотографии — нового содружества мастеров фотоискусства, которое объединяет фотохудожников разных стран мира.
«В мировой паутине, фотография сегодня напоминают яркую и веселую цирковую клоунаду. Кто-то из современников заметил, что клоуны это переодетые ангелы. Чаплин, Енгибаров, Карандаш, Никулин… Они парят над вечными земными проблемами без гнева и пристрастия. Они – ангелы! Но ангелов на небе меньше, чем фотографов. Паутина завлекает нас в свои сети, заставляет объединяться, знакомит, зовет в свои клубы по интересам, проводит регулярные фотовыставки и конкурсы.» Виктор Ахломов (написано, специально для МЦФ)

«Что ты делаешь, Зима?» — это выставка произведений фотоискусства, разных мастеров из России и зарубежных стран, которые через свои работы пытались передать прекрасное и завораживающее время года, когда всё вокруг покрывается искрящимся снегом, и человек начинает замечать малейшие градации оттенков белого, серого или контрастное сочетание предметов, как темных стволов деревьев, так и покрытой снежинками земли. Вы увидите портрет, пейзаж, жанровые зарисовки, все что передает настроение авторов, которые увлечены процессом преобразования природы и эмоционального состояния человека. В экспозиции, наряду с известными мастерами, представлены и молодые авторы, только начинающие свой путь в творчестве.

«Что ты делаешь, Зима?» — очередной проект, организованный Международным Центром Фотографии, который в ближайшие годы планирует организацию и проведение выставочных проектов, круглых столов и семинаров по искусству фотографии, а также мастер-классов и творческих встреч с наиболее интересными и выдающимися мастерами современного фотоискусства.

I Московская Международная выставка художественной эмали в Белом зале Геологического музея им. Вернадского (Москва, Моховая, 11) февраль, 2013 г.

Духовник портала «Православие и мир», настоятель храма Всемилостивого Спаса протоиерей Александр Ильяшенко:

Протоиерей Александр Ильяшенко

Хочется отметить важное обстоятельство: 29 августа Церковь празднует память нерукотворного образа Христа Спасителя. Не случайно день рождения отца Александра приходится именно на этот день церковного календаря. Созданный им факультет церковных художеств оказывает благоприятное воздействие на возрождение традиций русского иконописания. Икона – это богословие в красках. Чтобы создать и возглавлять такой факультет, нужно обладать глубокими богословскими знаниями, и отец Александр в полной мере ими обладает.

Отец Александр соединяет в себе благородство и высокую культуру XIX века, стойкость в вере и готовность самоотверженно защищать высокие идеалы и принципы, уподобляясь тем, кто подчас ценой своей свободы и жизни сохранил православие в нашей стране в эпоху гонений на веру в ХХ веке.

Отец Александр человек высокого роста, и о нем с полным правом можно сказать, что это «большой человек» и «человек большой», потому что он много сделал для Русской Православной Церкви.

Хотя отец Александр отмечает свое 75-летие, никак нельзя сказать, что он человек старый, потому что у него молодая душа, которая сохраняет необыкновенный юношеский задор и энергию. И отец Александр обладает по-настоящему бойцовским характером.

Мне бы хотелось пожелать, чтобы все обширные начинания отца Александра приносили добрый плод в течении многих-многих радостных лет его жизни!

Заведующий кафедрой истории Русской Православной Церкви БФ ПСТГУ

Протоиерей Александр Щелкачев

протоиерей Александр Щелкачев:

Я от всей души поздравляю отца Александра с его юбилеем и желаю, чтобы его деятельность на благо Церкви продолжалась еще многие и многие годы без всяких препятствий и ограничений.

Также желаю, чтобы продолжалась наша с ним дружба, которая является одним из самых драгоценных в моей жизни сокровищ.

Протоиерей Владимир Воробьев:

Дорогой отец Александр, мы поздравляем тебя с днем твоего 75-летия!

Все твои друзья хотят в этот день быть вместе с тобой: вместе служить Литургию, вместе причащаться, выразить тебе свою любовь.

Протоиереи Владимир Воробьев, Александр Салтыков, Александр Щелкачев

Господь сподобил тебя прожить долгую и хорошую жизнь. Ты с самого детства вырос и жил в церковной семье, в Церкви и уже много лет служишь Богу в священном сане.

Оглядываясь назад, мы обычно с болью вспоминаем свои грехи, за которые хочется просить прощения. Но иногда Господь дает и утешение: увидеть плоды своих многолетних усилий. Священническое служение трудно, потому что только Господь может сделать людей лучше. Священник же, образно говоря, является только водопроводным краном, через который может течь благодатная вода, а может этот кран сломаться и через него тогда будет течь только маленькая струйка или совсем ничего.

Твой юбилей свидетельствует о том, что твое пастырское служение сообщает людям обильный поток благодати. Тут собрались и твои духовные чада, и работники, и сотрудники по Свято-Тихоновскому университету, и члены братства во имя Всемилостивого Спаса, и мы видим сегодня в Кадашах много любви, много радости.

Когда ты пришел в этот храм, было с самого начала очевидно, что трудно будет его поднять, имея так много проблем и недоброжелателей и так мало профессиональных помощников и материальных средств. Но проходят годы, и храм восстанавливается несмотря ни на что, а приходская община живет активной и полной церковной жизнью. Успешно развивается и факультет церковных художеств, который ты бессменно возглавляешь вот уже почти 25 лет. Все это делается Божиим чудом и подвигом твоей любви.

Прими же наши посильные поздравления и сочувствие от всего сердца и в скорбях, и в радостях! Прими и нашу любовь, и пожелания тебе трудиться во славу Божию в добром здравии, мире и благополучии ещё МНОГАЯ ЛЕТА!

Преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, клирик Николо-Кузнецкого храма, священник Иван Воробьев:

Хотел бы сердечно поздравить дорогого отца Александра Салтыкова с его 75-летием!

Мне кажется, что для духовного отца 75 лет – это не время, когда надо уходить на пенсию, а время, когда священник достигает мудрости и духовного опыта, когда он по-настоящему должен и может этим опытом делиться с людьми. Отец Александр стал для многих людей не только духовником, а руководителем в духовной жизни. Я ему желаю, чтобы он еще много лет духовно руководил паствой, сложившейся в храме Воскресения в Кадашах.

Отец Александр обладает потрясающим вкусом и чувством прекрасного, поэтому промыслительно, что именно он стоит у истоков иконописного факультета. Факультет церковных художеств под руководством отца Александра стал одним из самых популярных и востребованных в нашем университете. Да и вообще, наверно, в Русской Церкви мало, где учат так писать иконы. Очевидно, что это является несомненной заслугой отца Александра.

Отец Александр – прямой и твердый, как гранит. Именно такие пастыри являются фундаментом Русской Церкви и вообще Церкви. Этой твердости и бескомпромиссности нам всем нужно у него учиться. Дай Бог ему сил в его нелегкой борьбе за судьбу Кадашей!

Декан факультета церковного пения ПСТГУ, клирик Николо-Кузнецкого храма, протоиерей Алексей Емельянов:

Протоиерей Алексей Емельянов

Всей душой и сердцем поздравляю дорогого отца Александра с 75-летием!

Отцу Александру выпало служить в храме Воскресения Христова в Кадашах в нашем родном Замоскворечье, в месте, где соединяются судьбы престольного града Москвы.

Так получилось, что на моих глазах отец Александр расцвел в священном сане, яко крин сельный, точнее, совсем не сельный, лучше сказать яко крин градский. Это подтверждает история кадашевского храма.

Отец Александр для меня - хранитель незримого камертона вкуса и чувства прекрасного в нашем окружающем мире, ныне совершенно изломанном, исковерканном, искореженном. Отец Александр - хранитель изумительной жемчужины Замоскворечья. Такой союз, такая гармония - дивная церковь и ее ныне здравствующий настоятель. Это удивительно органично! Для меня и многих других людей этот факт является определенным залогом того, что история современной церковности руководима неисповедимыми судами Божиими, что Божья правда не может быть попрана на нашей грешной земле.

Это я говорю, вспоминая продолжающуюся эпопею, связанную с Кадашевским храмом. То, что эта ситуация не получила завершения - залог того, что настоятель Кадашей, ныне тезоименитый юбиляр, еще очень и очень нужен московской церкви, просто необходим и незаменим. В связи с этим хочется пожелать отцу Александру благословенных многих лет здравствования, служения и всяческого творчества!

Заместитель декана миссионерского факультета ПСТГУ, профессор Андрей Борисович Ефимов:

Андрей Борисович Ефимов

Очень давно, тогда еще молодой Александр Александрович Салтыков, который только-только начал работать в музее имени Андрея Рублева, завел со мной речь о том, почему на иконе Рождества Богородицы Божия Матерь изображена такой маленькой, как младенец, и почему она не в центре иконы, хотя это Её праздник, ведь празднуют Её Рождество. Второй вопрос, который он тогда задал: были ли страдания и смерь в Раю? Из размышлений, выраженных в этих вопросах, и родились некоторые направления успешной и плодотворной научной деятельности отца Александра.

Хотелось бы, чтобы мы, наконец, смогли увидеть законченной работу отца Александра о Шестодневе, которая все эти десятилетия продолжает постепенно выкристаллизовываться.

Хочу поздравить отца Александра с юбилеем и пожелать ему издания работ, обобщающих его многолетний труд в интереснейших и глубоких исследованиях в области иконописного искусства и богословия иконописи, в области святоотеческого богословия, в частности, изучения Шестоднева.

Староста храма Воскресения Христова в Кадашах Владимир Николаевич Савочкин:

Отец Александр один из немногих людей, с которых нужно брать пример. Я с ним работаю с 1999 г. Для меня знаменательны два события. Первое - когда мы в 2004 году освобождали храм от мастерских им. Грабаря. Это замечательная победа. Но с самого начала эта победа не проглядывала. Я видел, как он мужественно и достойно вел себя во время этой борьбы, как с самого начала твердо стоял на позиции, что храм нужно отдать Русской Православной Церкви. Он вел себя по слову пророка Давида: «Ревность по дому Твоем снедает меня». Ревность о доме Божием в Кадашах снедала его. Он видел, как сотрудники мастерской Грабаря пили на гульбище храма пиво, кидали окурки вниз, все было ужасно. Его отговаривали от борьбы все батюшки, юристы и общественники, но он знал, что это его долг - отстоять храм. Когда все ополчились против него, он нисколько не поколебался и верным путем шел к победе.

Второе событие - это борьба с незаконными застройщиками комплекса «Пять столиц» в 2010 году. Его снова отговаривали от борьбы огромное количество очень хороших, мудрых и грамотных людей. Но он снова не поколебался, потому что понял: «Пять столиц» каменным мешком окружит храм со всех сторон, это огромная моральная и физическая угроза храму и историческому наследию России. Потом его позицию поддержал Патриарх Кирилл, когда приезжал в Кадаши в 2011 году.

Он твердо пошел на эту борьбу. И в 2004 году, и в 2010-м он все делал с молитвой. Он все время призывал всех к молитве, в храме постоянно служились молебны, и мы видели, как Бог помогал нам. Его твердости поражались многие люди. Нам говорили, что невозможно победить олигархов. Но их победили, и Кадаши даже сыграли роль в снятии Лужкова с должности мэра Москвы.

Не смотря на то, что он жесткий и бескомпромиссный человек в церковных вопросах, в приходских ситуациях он невероятно мягкий и милостивый человек, который оказывает милость людям.

Я сердечно поздравляю дорогого отца Александра Салтыкова с его 75-летием! Хочу пожелать ему крепкого здоровья. Я сам видел, как влияли эти события на его здоровье. Мы все знаем, как он сильно переживал, у него даже была операция на сердце.

Хочу пожелать ему также Божией помощи на дальнейшую работу на благо Русской Православной Церкви, храма Воскресения Христова в Кадашах и ПСТГУ.

Валерий Близнюк, иконописец, художник, фотограф:

В начале 1980-х годов прошлого века группа студентов, интересующихся византийским искусством, отправилась на лекцию по этому предмету. По-моему, она проходила в помещении ВООПИК (Общества охраны памятников). Лекцию читал неизвестный нам лектор - Александр Александрович Салтыков. Его слова, объяснения, фигуры речи, его образ из позапрошлого, уже сейчас, столетия, его знания и любовь к искусству Церкви нас тогда изменила. С этой лекции мы вышли другими людьми! В моей судьбе это было началом изучения церковного искусства. Он нам дал мощный посыл любви к христианской культуре, что было редчайшей драгоценностью в советское время.

Отец Александр в моей жизни был первый человек, который коренным образом повлиял на выбор моей профессии, так что через много лет после этой лекции я стал иконописцем. Я помню, то, как человек рассказывает о том, что он знает и любит, оставило у меня неизгладимое впечатление. Я помню эту лекцию, прошедшую более 30-ти лет назад, как вчера. Она до сих пор на меня воздействует.

Я сердечно поздравляю дорогого отца Александра Салтыкова с его 75-летием и желаю ему, чтобы количество его студентов увеличивалось с каждым годом, и, таким образом, увеличивалось его влияние на церковное искусство и церковную жизнь, на тех людей, которые занимаются церковным искусством.

Фото: Александр Филиппов, Валерий Близнюк

Протоиерей Александр Салтыков

Москва

Время проведения: 25.08.2016 - 17.09.2016

Данная серия фотографий сделана в 2012-2016 гг. Автор представляет коллекцию черно-белых фотографий из 78 работ. Красоту величественного пейзажа, древние храмы, портреты монахов афонитов с глубоким вниманием рассматривает художник. Валерий Близнюк очень любит Афон и передает зрителю это чувство через свои фотоснимки.

Более тысячи лет живут монахи на Святой Горе Афон. Двадцать славных монастырей, двенадцать скитов и множество различных иноческих поселений на этом небольшом полуострове Эгейского моря. Обители и скиты греческие, грузинские, сербские, болгарские, русские, румынские живут и молятся на одной священной земле. И каждая обитель хранит древние традиции, реликвии и святыни. Святая Гора – живой памятник великой византийской культуры, её чудом сохранившееся драгоценная жемчужина. Афон во все века был надежным оплотом веры для всех поколений православных христиан. Святая Гора – это восточный выступ полуострова Халкидики, что в северо-восточной Греции. В юго-восточной части полуострова на 2033 метров над уровнем моря возвышается гора Афон. Сейчас на полуострове живут две с половиной тысячи иноков. Афон обладает суверенитетом и независимостью, это автономное монашеское государство.

Выставка будет работать с 25 августа по 17 сентября 2016 года.
Официальное открытие - 6 сентября в 18 00.

Близнюк Валерий Владимирович родился в 1964 году в Москве. Учился в Московской средней художественной школе при МГХИ им. В.И. Сурикова. В 1990 году закончил мастерскую станковой графики Московского государственного академического института им. В.И. Сурикова. С 1988 года участник выставок Московского союза художников. С 1998 года член секции монументально-декоративного искусства Московского союза художников.

Валерий Близнюк занимается фотографией с 1987 года. Провёл десять персональных выставок. Основные серии фотографий: «Альбом паломника», «Соловецкие острова», «Река Мезень», «Святая Гора Афон», «Балканы», «Сардиния», «Город Москва». Выпустил четыре авторских фотоальбома в 2013 - 2016 гг. В 2016 году работы автора из серии «Святая Гора» были представлены на международных выставках в Салониках (Греция), Стамбуле (Турция) и в городе Новый Иерусалим Московской области.

Валерий Близнюк. Фотовыставка "Святая Гора"

Фотографии

Интервью с Валерием Близнюком в журнале "Фома".

Образ жизни Валерия Близнюка.

Бывает, живут люди в одном городе, в одном доме и в одной квартире, а у каждого свой образ жизни, свой мир. Иногда эти миры совсем различны, даже враждебны. А где-то далеко, за тысячи километров живет человек - и сторона другая, и язык другой, а тебе он как родной.

С 6 по 15 марта в Центральном доме художника, в павильонах 14 и 15 проходит уже XVIII Международный художественный салон, в рамках которого проводится выставка художника и фотографа Валерия Близнюка . Валерий родился в Москве в 1964 году, окончил МСХШ и Московский государственный Художественный институт имени В. И. Сурикова, член Московского союза художников с 1998, с 1987 занимается фотографией, а с 1992 – иконописью.
На выставке представлены работы, сделанные за несколько лет путешествий по православным святыням: Афон, Сербия, Русский Север… Более тысячи лет в этих местах живут уединенно иноки. Например, на Афоне, небольшом полуострове Эгейского моря, - двадцать православных монастырей, двенадцать скитов и иноческих поселений. Есть обители и скиты греческие, грузинские, сербские, болгарские, русские, румынские, и каждая хранит свои древние традиции, великие реликвии и святыни.

На выставке тихо, кажется, что посетителей не очень много, но идут они нескончаемой чередой, внимательно вглядываясь в образы. Сам автор с радостью приветствует всех, ему задают вопросы, не скупятся на благодарные отзывы. За каждой фотографией - удивительная история. Образы и люди оживают, погружаешься в их жизнь, их переживания, словно попадаешь внутрь остановленного фотографом времени:

- Ваша выставка называется «Образ жизни». Что за образ вы хотели донести, что это за жизнь такая?

- А что объединяет эти снимки?

Главное - это внутреннее родство, а снято может быть все что угодно - Святая гора Афон, Архангельская область, люди и храмы, московский храм, в который я хожу, веселая семья Зайцевых. Вот люди сидят у окна, занавешенном марлей, но за этим образом - мое знакомство с Архангельской областью, со множеством людей, живущих там. В этой фотографии сконцентрировано мое отношение и моя любовь к этим людям.
Вот фотография монастыря святого Павла (один из афонских монастырей. - Прим. ред.) . Эти монахи из разных стран (там есть братья из Великобритании, из Италии, из России, из Румынии…) живут одной счастливой семьей. И семья Зайцевых и семья афонских монахов - они объединены на этой выставке. У них один образ жизни.

-В чем заключается этот образ жизни, почему он для вас так важен, ценен? В чем одинаковость?

Видимо, оттого, что я живу в таком мегаполисе, как Москва, громадном и немножко безумном, я пристально вглядываюсь в жизнь человека вне этого мегаполиса, я по нему скучаю и грущу. Живя в большом городе, мы тратим громадное количество времени на совершенно второстепенные вещи. А вне мегаполиса жизнь становится более цельной, ты выстраиваешь ее сам, сам устанавливаешь ее ритм. Часто посещая такие места, как Архангельская область, острова Белого моря, монастырь на Афоне, я все время радуюсь, что я могу там погрузиться в тот ритм жизни, который мне близок по духу, как человек, который этому сопричастен. Я все время стремлюсь туда, но вынужден возвращаться. Каждый раз, когда я работаю с этими фотографиями, выставляю или даже мельком просматриваю их, они служат мне камертоном, мне становится легче жить.

- На выставку приходят разные люди, не обязательно православные, что бы вы хотели донести до них?

Через эту серию фотографий я хочу познакомить зрителей с иным образом жизни, чтобы они могли почувствовать, что он им сродни или наоборот чужд.
Когда я учился в Художественной школе, у нас была в седьмом классе практика в Карелии, на Онежском заливе. Там сохранилась потрясающая деревня - из прошлой жизни, жизни империи. Я жил в Советском Союзе, был пионером, комсомольцем… И вдруг я попадаю в другой мир. В этом мире дома, которым по 100, по 200 лет, окна, на них шпингалеты, а на шпингалете, как сейчас помню, написано - «Фабрика Баташева» и двухглавый орел из латуни. Иду мимо помойки, а там - выброшенные самовары, целая гора, с двуглавыми орлами на клеймах, с профилем императора Николая на медальоне! Когда я оттуда уезжал, сшил из мешковины сумки, нес этюдник, папку и четыре самовара, по два с двух сторон, они бились друг о друга - так я вернулся в Москву. И тогда я понял, что нас обманули, что люди жили совершенно иначе, чем нам внушали.
Когда я попал в Кижи, там был экспонат с табличкой «Дом бедняка» - 250 квадратных метров. А искусствовед рассказывал, как жили эти люди, как в храме молились, как они зарабатывали на жизнь. «Дом бедняка» - более антисоветской надписи я в своей жизни не встречал.
Мы живем почти в центре города, у нас мусоропровод, лифт… жизнь невероятная. А мне гораздо ближе то, как живут там, на Русском Севере, хотя у меня, по ряду обстоятельств, так жить не получается. Но там люди так живут до сих пор. И я бы не сказал, что они выживают, они нормально совершенно живут. Да, у них не хватает магазинов, дорог, больниц. Но все равно я видел много счастливых людей.
И я хочу сохранить эту жизнь хотя бы в изображениях. Раньше я рисовал, потом стал фотографировать. Фотография - это правда, это не интерпретация художника, не вариации на тему увиденного.
Вот Соловки - туда государство вкладывает сейчас огромные деньги, планируется реконструкция, реставрация, т.е. нынешний образ изменится, как он изменился на Валааме, в Дивеево. Очень хорошо, что после многих лет запустения храмы восстанавливаются, но что-то при этом теряется. А я пытаюсь успеть зафиксировать, запечатлеть.

Вот Вы сказали, что, пользуясь красками, карандашами, художник в большей степени превносит свое «я», в ту реальность, которую хотел бы сохранить. Но ведь это так же справедливо и для фотографа, согласитесь.

Вы совершенно правы. Авторство фотографа можно определить точно так же, как авторство живописца, графика. Критерии оценки очень близки. Есть композиция, мысль, ради чего вся работа сделана, цвет и тон. Замысел автора четко виден в композиции или в ракурсе, в тональности или цветовой гамме. Фотография - или произведение искусства, или просто фиксация предмета, который ты видишь перед собой.

Тогда почему Вы выбрали именно фотографию, какие средства именно фотографического художественного языка, лучше передают ваше желание сохранить мгновение, образ?

Именно эти художественные критерии, о которых я говорил, способны помочь показать то, что было на самом деле, а не то, что я мог себе представить. Как, к примеру, я делаю в живописи или графике.

Но вот, например, есть художник Верещагин, его картины, на самом деле же это практически фотографии, документалистика.

Не могу согласиться, потому что он все равно конструировал образ, с помощью реалистического изображения доказывал, что это то, что мы видим перед собой.

- Да, у него масса зарисовок…
- Но ведь то же самое можно сделать и в фотографии. Я могу с помощью программ создать иллюзию реальности, из разных фотографий сделать одну. Я это к тому, что и живописец, и фотограф вправе влиять на реальность. Но для меня ценность фотографии как раз в том, что я в этот день увидел этого человека или конкретный предмет, я как-то переживал эту встречу, и это переживание я могу облечь в форму. В данном случае, в фотографию.

- То есть если бы вы это нарисовали, это была бы неправда?

Для меня было бы менее ценно. Потому что с помощью рисунка или живописи я могу изменить что-то… И мне нужно будет доказывать: а я Верещагин, я это видел на самом деле.

- А почему вы убираете цвет?

Была у меня как-то выставка черно-белой фотографии, ко мне подошел дяденька, говорит: «Почему же вы так не любите Божий мир, вы же православный». Я говорю: «Почему же я не люблю?» - «У него же синее небо, зеленая трава, а вы все в черно-белых тонах видите…» Отвечаю. Есть разные жанры в искусстве и разные изобразительные техники. `В том числе есть такой жанр в изобразительном искусстве - черно-белая фотография, ему уже 200 лет. Так что дело не в том, что я не люблю цвет. У меня есть цветные фотографии, здесь я их тоже демонстрирую. А в данном случае я хочу, чтобы серия была связана с фотографиями прошлого времени, хочу показать преемственность, которой уже больше 100 лет. Т.е. люди, которые представлены здесь, они вне времени, и черно-белым языком это можно выразить лучше всего.
Я думаю, что изображение черно-белое сложнее цветного, здесь меньше критериев для «нравится» -«не нравится. Цвет уже как бы отсутствует, хотя я считаю, что и это тоже цвет. Вот серия фотографий «Афон». Синее небо, ярко-зеленая трава - все это сразу уводит мысль в теплые страны, в курортные места. А черно-белые фотографии соотносятся со снимками конца XIX века, когда великие князья ездили на Афон и фотографировали его. У меня те же самые средства, те же самые возможности, я как будто с ними устанавливаю связь, продолжаю ими начатое дело. Мне это интересно. Вот, допустим, схима афонских монахов - это черный с красным, это очень интересно и красиво, сочетание только двух цветов. Но… Черно-белая фотография, она эту надвременность подчеркивает. Показывает, что это могло быть 50000 лет назад, а может быть, и через 50 лет.
Я в фотографию пришел из графики, занимался офортом в институте, литографией, и мне этот язык фотографии близок, как некая техника - печатная, тиражная графического листа.

- Каким бы вы хотели видеть главный итог вашей выставки, что бы вы хотели, чтобы люди получили от вас?

- Вы упомянули православный образ жизни. Почему Вы выбрали именно Православие?

Видимо, тут можно вспомнить изречение, что душа каждого человека -христианка по природе, он даже сам это может не знать.