Досуг "зимняя музыкальная гостиная". Музыкальная гостиная, как одна из форм организации воспитательной работы

Лилия Дивеева
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально - художественного развития дошкольников

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве , то она может прозвучать так : влюбить детей в хорошую музыку . Интонационная природа музыки , ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь . Решению проблемы развития музыкальности детей , способности эмоционально воспринимать музыку подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально- художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству (слушание, пение, песенное творчество, музыкально -ритмические движения, музыкально -игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах ).

Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста . В своей работе мы используем такую нетрадиционную форму организации образовательной деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у дошкольников как «Музыкальная гостиная » .

Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной » , которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой . Неизменным атрибутом всех встреч является зажженная свеча. Это придает занятию особый колорит. Таким же неизменным атрибутом является и портрет композитора, о творчестве которого пойдет речь на занятии. Для этого в детском саду создана коллекция портретов как классиков отечественной и мировой музыки , так и современных детских композиторов. Композитор А. Вивальди, например, предстает перед нами в образе молодого человека с завитыми локонами и традиционной одежде итальянского городского жителя 18 века. А композитор П. И. Чайковский – в образе русского интеллигента 19 века.

Кроме того, при организации и проведении «Музыкальной гостиной » возникла необходимость в создании библиотеки биографических данных и этапах творческого пути композиторов.

Для более полного восприятия музыкальных произведений , мы стараемся подбирать и подходящий по смысловой структуре литературный материал. Если это «Щелкунчик» Чайковского, то невозможно познакомить детей с музыкой , не используя фрагменты сказки Гофмана. Это – нарядная елка, подарки и, конечно же, кукла – Щелкунчик. А знакомство с музыкой М . И. Глинки подразумевает прочтение отрывков из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Например, «Музыкальная гостиная » «В гостях в Ак-тирмэ (белой юрте) » проходит в виде викторины. Дети отвечают на вопросы : «Что обозначают цвета на государственном флаге, «Как называется столица нашей республики?» , «Какие деревья растут в Башкортостане?» , «Голоса каких птиц вы услышали?» , «Люди каких национальностей живут в нашей республике?» . Естественно, что эти вопросы чередуются с слушанием башкирских, русских, татарских, марийских народных мелодий, что позволяет не только развивать музыкальные способности детей , но и приобщать к народной культуре, воспитывать нравственно-патриотические чувства, толерантность к людям разных национальностей.

Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения , включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей. Например, с музыкальным циклом «Времена года» А. Вивальди дети знакомятся на основе сказки «Двенадцать месяцев» . Костюмы и атрибуты к представлению этой сказки изготовили родители вместе с детьми. Оригинальные идеи подсказали красочные иллюстрации книг, фотографии журналов и, конечно же, фантазия педагогов.

Но самое главное, в организации «Музыкальной гостиной » - сама музыка . В детском саду мы создали и постоянно пополняем фонотеку классической, современной и народной музыки .

Решать задачи музыкального и творческого развития дошкольников помогает и разработанное нами новое методическое пособие «Музыкальный календарь » . Пособие представляет собой двенадцатиугольник, поделенный на четыре сектора различного цвета, символизирующих времена года. Они в свою очередь поделены на секторы-месяцы. Каждому месяцу года соответствует календарный, государственный или народный праздники, которые традиционно празднуются в детском саду. В середине – стрелка, показывающая месяц года и праздник, к которому ведется подготовка в данный момент. Фотографии праздников отражают традиции, обычаи празднования. Кроме того, данное пособие помогает решать задачи художественно-эстетического , познавательного, нравственно-патриотического воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста .

Перспективный план проведения «Музыкальной гостиной » , разработанный нами на учебный год включает занятия в младших, средних, старших и подготовительных группах детского сада один раз в месяц. Среди них : «Образ Салавата Юлаева в музыке башкирских композиторов», «Ситцевая Русь» , посвященная творчеству поэта С. Есенина, «Клоуны и клоунята» , посвященная празднику юмора 1 апреля, «Добрый волшебник» , посвященная творчеству композитора В. Я. Шаинского, «Сказочная музыка Римского-Корсакова » и другие.

Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности . Слушая музыку , ребенок познает мир во всем его многообразии. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализе у дошкольника развивается речь , которая становится содержательной, образной и выразительной.

Слушание музыки – универсальный вид деятельности. В программе для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать.

Организуя занятия в «Музыкальной гостиной » , мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку , сформировать базу для развития музыкальной культуры .

В такой работе очень важен тесный контакт между музыкальным руководителем и воспитателем, так как воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей . Именно воспитатель поощряет все виды музыкальной деятельности вне занятий, закрепляет умения и навыки выразительного исполнительства, стимулирует творческие проявления в самостоятельной деятельности.

Неотъемлемой частью музыкального развития детей является работа с родителями. Мы работу мы проводим в форме консультаций («Значение музыкальных занятий в воспитании детей» , «Музыка в повседневной жизни ДОУ» , «Как устроить праздник» и другие, совместных праздников и развлечений , приглашение родителей воспитанников в «Музыкальную гостиную » . Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в ее подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда находятся среди родителей энтузиасты, которые с удовольствием откликаются на предложение принять участие в подготовке и проведении такого мероприятия.

Еще одной формой взаимодействия с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников являются красочные афиши, изготовленные руками музыкальных руководителей , с советами и рекомендациями посетить художественную выставку , концерт или выступление учеников школы искусств; совместное с родителями создание альбомов о композиторах, семейных художественных творческих проектов . Настоящим открытием стали проекты «Тридевятое царство» , «Улыбка зажигает звезду» , в которых приняли участие дети и родители старших и подготовительных групп.

Мы находимся в постоянном поиске новых и интересных методов, приемов работы. Стараемся строить свою работу так, чтобы жизнь ребенка в детском саду была радостной и увлекательной. Если, прослушав музыку , потанцевав, ребенок долго помнит об этом, значит, наша работа не прошла даром.

Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального , хорового или танцевального образования. Наша задача значительно шире, а поэтому труднее : открыть ребенку дверь в мир музыки , познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «Я» , дать возможность реализовать себя с помощью музыки , ощутить гармонию и красоту.

Управление Образования

Администрации Балашовского Муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида « Ласточка»

Музыкальная гостиная

«ЗИМУШКА-ЗИМА».

Подготовила Музыкальный руководитель : В.В. Бабичева.

Июнь 2012

Звучит музыка. «Декабрь» П. Чайковского из фортепианного

Цикла, «Времена года».

Дети входят, свободно располагаются в музыкальном зале.

М.Р. Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас вновь приветствовать в нашей уютной музыкальной гостиной, где нас снова ждёт встреча с музыкой и поэзией. Музыка! Так что же это такое? Это особая страна, и не каждому дано войти в её прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…

М.Р. И сегодня вас встретила музыка замечательного русского композитора

П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Времена года» - «Декабрь».

С этим названием мы уже знакомы. Давайте вспомним, почему он

Так называется? (Ответ детей).

М.Р. Правильно, дети!

Чайковский очень любил природу и изобразил звуками не только зиму,

Весну, осень, лето, но и каждый месяц в отдельности. Этот цикл назвал:

«Времена года».

Какие нежные, легкие, изящные снежинки в музыке, как плавно они

Кружились в воздухе. Понравилась вам музыка?

Давайте послушаем её ещё раз.

Звучит музыка. «Декабрь» П. Чайковского.

* Декабрь, какой месяц? (зимний)

* Какое настроение, какие чувства выражены в музыке?
Дети: Музыка радостная, легкая, танцевальная, волшебная, светлая,

Ласковая, солнечная.
М.р : Вот и к нам пришла зима.
На деревьях – бахрома,
Из окна не виден двор –
Все стекло покрыл узор.

И хотя зима уже заканчивается, мне хочется поговорить с вами о том, какое это прекрасное время года.

Многие поэты, художники и композиторы любили его за волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски. И сегодня мы послушаем музыку, рассмотрим картины художников.
Предлагаю начать нашу встречу с прекрасной песни о зиме.
Песня «Русская зима» (подг.гр)

М.р: Зима… какая она?

(Ответы детей: холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая,

Красивая, заботливая.)

М. Р: Какие звуки можно услышать зимой?

Дети: (скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги).

Пожалуй, зима самое волшебное время года. Она дарит нам самые

Любимые праздники, самые веселые забавы: игры в снежки,

Катание на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.

Послушайте музыкальное произведение и подумайте, как оно называется.

Звучит пьеса «На тройке» П.Чайковского.

М.Р. Дети вы, наверно, узнали знакомую пьесу, которая прозвучала

Сейчас? Ответ детей.

М.Р. Правильно. Это «На тройке». Ноябрь П. Чайковского.

Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием… Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье .

Композитор передаёт ритм скачущей тройки. Мы как бы видим её сначала издали – музыка звучит тихо, затем тройка приближается – музыка становится громче, отчётливее слышится стук копыт. Затем постепенно тройка удаляется – музыка затихает, и вот тройки уже не видно совсем…

На каком инструменте была исполнена эта музыка?

Дети: На фортепиано.

М.Р. А теперь вам такое задание: Постарайтесь украсить пьесу звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать.

Дети выбирают колокольчики, бубен, металлофон, ксилофон, деревянные ложки. Импровизируют под грамзапись.

М.Р. Оценивает игру.

Многие композиторы писали музыку о природе, но мы сегодня говорим о П.И. Чайковском. И это не случайно, так как его музыка понятна каждому человеку: Ведь Чайковский языком музыки рассказал о нашей русской природе, о нашей Родине.

А сейчас закройте глаза и послушайте внимательно пьесу П.И. Чайковского «Зимнее утро». Интересно, что каждый из вас увидит, благодаря этой музыке?

Звучит пьеса «Зимнее утро». П.И. Чайковский.

М.Р. Скажите, какая это музыка по характеру?

Какое настроение она создает?

Что вы представили, слушая музыку?

Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная, метельная.

Какая возникла картина?

Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного,

Холодного, неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно,

То встревожено.

М.Р. Верно. Когда мы слушаем пьесу, возникает картина ненастного зимнего утра: тёмного, метельного, холодного, неприветливого.

Какими музыкальными красками нарисовал Чайковский это утро?

А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Темп? (Встревоженный, быстрый, медленный)

Для чего? (что бы изобразить вьюгу).

Какие ещё краски могут передать темноту и холод зимнего утра?

(Низкий и средний регистр).

Дети: Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

М.Р. Дети, а сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое

точно передает картину этого зимнего утра?

стихотворение С.Есенин.

Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую Седые облака.

А по двору метелица Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. Воробышки игривые,

Как детки сиротливые, Прижались у окна.

Озябли пташки малые,Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.

М. Р: Ребята, а знаете ли вы, что зимний пушистый снег – это бывшие снежинки, замерзшие сейчас на зимнем ветру. Снежинки легкие, воздушные,

Музыку их танца почти невозможно услышать, но ее можно придумать.
Сегодня мы с вами послушаем ещё одно музыкальное произведение

Композитора Петра Ильича Чайковского

«Вальс снежных хлопьев», из балета «Щелкунчик».
Ребята, а подскажите мне, к какому жанру относится вальс?

Правильно это танец.
Вальс – это плавный, красивый танец с кружащей мелодией и

Определённым ритмом. Само слово “вальс” происходит от

Слова “кружиться”. Итак, слушаем « Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.

Слушание «Вальс снежных хлопьев». П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
Какая это музыка по характеру? О чём она вам рассказала?

Сказочная, волшебная, кружащаяся, полетная, изящная, воздушная, тревожная, волнующая.
(Ответ детей). Вы правильно поняли музыку. Мы как бы увидели заснеженный лес, услышали, как начинается буря: вот первые лёгкие снежинки кружатся в воздухе, ветер дует всё сильнее, сильнее и вдруг бросает нам в лицо пригоршню снега и тут же мчится прочь. И вот уже всё занесено белым пушистым снегом! Вьюга улеглась.

После бури всегда бывает затишье. И в эти минуты можно полюбоваться зимним пейзажем. (Предлагаются для рассматривания репродукции картин) Всё спокойно. Пушистое снежное одеяло покрыло всё вокруг, речка скована льдом. И только снежинки переливаются и блестят в лучах солнца.

Зимний лес искрится снежной белизною

И туман клубится над синею тропою.

Ёлочки-красавицы застыли на опушке,

А снежинкам нравится сверкать на их макушках.

Вам понравилась картина, нарисованная музыкой?

А как вы думаете музыку исполнял один музыкальный инструмент или много?
Вальс снежных хлопьев исполнял симфонический оркестр.

Какие инструменты симфонического оркестра вы знаете?
Показ иллюстрации симфонического оркестра.

Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой

Танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я девочкам предлагаю

На время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас

Придумает и исполнит свой танец, возьмите ленточки.

Повторное слушание фрагмента «Вальс снежных хлопьев»

С импровизацией девочек.

Медленно, медленно кружась, на землю опускаются снежинки.

Они легки и невесомы. Кружатся снежинки в лучах зимнего солнца.

И переливаются, сверкают и блестят как сказочные брильянты.

И вот уже весь лес покрыт легким белоснежным покрывалом.

И сейчас стихотворение «Снежинка» расскажет Немушкина Лиля.

Стихотворение «Снежинка».

Мы сегодня с вами говорили о зиме, рассказывали стихи, пели песню о зиме, слушали музыку великого русского композитора П.И. Чайковского.

Вот какая - красавица русская зима! Чтобы подольше её образ оставался в вашей памяти, постарайтесь дома нарисовать её яркую, нарядную, сверкающую или суровую. А можно нарисовать весёлую картинку зимних забав: игры со снегом, катание на санках, лыжах, коньках.

И принесёте нам покажите.

КАРТИНЫ. «Февральская лазурь». И.ГРАБАРЬ.

«ВОЛШЕБНИЦА-ЗИМА» К.ЮОН.

«ИНЕЙ». Н.КУЗНЕЦОВ.

Цель: 1. Прививать любовь к классической музыке, к творчеству

П.И.Чайковского, через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись).

2. Развивать музыкальные и творческие способности детей, умение

Использовать знакомые движения в импровизированном танце.

3. обогащать словарный запас музыкальными терминами;

4 .побуждать детей в пении выражать чувства, вызванные музыкой.

5. воспитывать у детей положительное отношение к природе

Посредством различных видов искусства.

6 . Закрепить знания о музыкальных жанрах и инструментах

Симфонического оркестра.


Задачи:

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в детском саду, направленной на формирование основ музыкальной культуры у всех участников педагогического процесса.
Развивать творческий потенциал взрослых и детей.
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность взрослых и детей.
Способствовать гармонизации детско-взрослых отношений через организацию совместной деятельности и общения.

Ход мероприятия:

Под музыку выходит ведущая, в руках у нее букет из разноцветных нот.
Ведущая: (читает стихотворение И. Волобуевой)

Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.

Здравствуйте, большие и маленькие гости нашей музыкальной гостиной! Посмотрите, в руках у меня семь волшебных нот. Они сегодня расскажут нам очень много интересного о музыке. А вы знаете их названия?
Дети До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Дети читают стихи:

Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!

Ведущая: Когда – то давно В.А. Сухомлинский написал, что «детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство». Его слова все также актуальны и в наше время.
Дети читают стихи:

Музыка – это не только лишь звук,
Музыка – это движенье,
И вылетает, как птица из рук
Нот беспокойных круженье.
***
Уносит музыка нас в прошлые века,
Ведь нам туда другой дороги нет,
Нас ждет чудес там много, а пока
Для всех звучит сегодня менуэт.

Дети исполняют танец «Менуэт»

Ведущая:

День встретишь веселою песней,
И вечером песню споешь –
Становится жизнь интересней
И мир – несказанно хорош.

Следующая нотка – песня. Я предлагаю всем гостям помочь ребятам исполнить песню «Улыбка» В.Шаинского.
Ведущая:

Союз прекрасный – музыка и дети!
Какое счастье слышать голоса,
Которых нет чудеснее на свете,
И видеть благодарные глаза.

А сейчас я предлагаю всем участникам поиграть в музыкальную викторину. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. За правильный ответ вы будете получать веселую нотку.

Вопросы музыкальной викторины:

1. Как называется профессия человека, который сочиняет музыку? (Композитор)
2. Какой танец прославил Вену на весь мир? (Венский вальс)
3. Какой предмет нужен исполнителю песни, чтобы его голос звучал громче? (Микрофон)
4. Какой музыкальный инструмент привязывали на русскую тройку? (Колокольчик)
5. Какое музыкальное произведение прославило Мендельсона? (Свадебный марш)
6. Какой самый большой музыкальный инструмент в мире? (Орган)
7. На каком музыкальном инструменте играют все малыши на свете? (Погремушки)
8. Как называется профессия человека, который исполняет разные песни?). (Певец)
9. Как называется самый известный русский народный инструмент? (Балалайка)
10. С какой птицей сравнивают певца с красивым голосом? (С соловьем)

Ведущая:

Много звуков чудесных в природе –
Соловей в тихой роще поет…
Но волшебные звуки мелодий,
Композитор для нас создает.

И следующая нотка это выступление мамы. Она нам исполнит нам произведение на гитаре. А кто знает слова песни, подпевайте.

Ведущая Помогая ходу истории,
Пробуждая совесть и честь,
Героические оратории
И симфонии в мире есть.
Но меж ними храня и милуя,
Беззаветно любя людей,
Существует улыбка милая –
Танец маленьких лебедей. (М. Алигер)

Дети исполняют «Танец маленьких лебедей»

Ведущая: У меня в руках следующая нотка. Всем малышам мамы поют на ночь колыбельные песни, давайте сегодня мы устроим конкурс среди мам на лучшее исполнение колыбельной песни.

Проводится конкурс «Колыбельная песня».

Победители и участники награждаются скрипичными ключиками.
Девочка читает стихотворение

Берёзовая роща – это арфа:
На ней играет набежавший ветер
Простую, незатейливую песню…
К дороге подошедший перелесок,
Как парень, растянул свою гармонь –
Широкую мелодию Руси!
А лес сосновый – золотой орган,
И музыка его почти что зрима:
Она взлетает вверх с движеньем кроны.
И вижу я в орешнике – рожок,
И слышу я в осине – балалайку,
И клён звенит,
Как бубен настоящий!
И я теперь совсем не удивляюсь,
Как много музыкальных инструментов
Подметил у природы человек…

Ведущая: Уважаемые гости, наши ребята тоже очень любят играть на музыкальных инструментах и сейчас они исполнят для вас
Ведущая. А вот и радужная, волшебная нотка.

Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто-голубая
Мне снилась музыка… Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.

(Владимир Лазарев)

Дети исполняют танец «Волшебство»

Ведущая: Известный русский педагог В.А. Сухомлинский считал, что музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта. Это воспитание человека». Поэтому так важно развивать у ребенка музыкальные способности с самого раннего детства, приобщать ребенка к волшебному, прекрасному и удивительному миру музыки. И сегодня я хочу закончит нашу встречу замечательным стихотворением Е.Винокурова:

Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.

Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» композитор Е.Дога, дети и взрослые танцуют, уходят домой.

Программа курса внеурочной деятельности

«Музыкальная гостиная»

музыкальный руководитель,

ГКОУ СО «Новоуральская школа №1»

Пояснительная записка

Интеллектуальное и духовное развитие личности, прежде всего, зависит от системы образования, и музыка в этом процессе играет особую роль.

Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного образования, цель которого – формирование музыкальной культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии обучающихся.

Актуальность создания программы по формированию и развитию основ музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся обусловлена необходимостью поиска активных форм внеурочной деятельности, которая предполагает включение обучающихся 8-9 классов в социальное и образовательное пространство с учётом индивидуальных потребностей в развитии и продолжения их музыкального образования.

В основу программы по формированию и развитию музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся положена организация внеурочной деятельности в форме проведения музыкальных гостиных, которые интегрируют традиционные виды музыкальной деятельности и предполагают неформальное общение между слушателями и исполнителями в совместном диалоге.

Цель курса внеурочной деятельностисоздание условий для эмоциональной, целостной и гармоничной сферы общения взрослых и детей посредством музыкально-эстетическойдеятельности.

Задачи курса:

    Формировать потребность в совместном приобщении к музыкально-эстетической деятельности всех участников образовательного пространства (обучающихся, педагогов, родителей).

    Обогащать эстетическое восприятие и способствовать развитию основ музыкальной культуры у обучающихся посредством накопления музыкального опыта.

    Развивать познавательный интерес обучающихся к музыке разных жанров, характеров, исполнений использованием наглядности (медиапрезентации, беседы, создание проектов, прослушивание музыкальных произведений и т.п.).

    Пробудить желание совершенствовать собственную музыкальную культуру обучающихся через самостоятельную продуктивную деятельность.

Музыкальная гостиная – это гибкая форма организованного общения, импонирующая подростку с их претензиями на взрослость. Привлекательность музыкальной гостиной состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме, используя различные формы и атрибуты.

Проведение такого рода мероприятий предусматривает работу по нескольким направлениям.

1. Организация музыкальной гостиной.

выбор темы;

определение целей и задач;

определение целевого назначения;

написание сценария;

распределение ролей среди обучающихся – ведущих, исполнителей;

индивидуальные репетиции;

консультации (по необходимости) педагогов;

подготовка медиапрезентаций;

подготовка технического оснащения;

подбор музыкальных произведений;

решение организационных вопросов – связь с участниками гостиной (обучающимися, педагогами, родителями, гостями и др.).

Деятельность обучающихся:

подбор и поиск вспомогательных материалов (биографий и творчества композиторов, художников; фотографий, репродукций и др.);

написание объявления и приглашений гостям;

приглашение гостей – участников гостиной;

организация пространства для проведения гостиной

оформление помещения, где будет проходить гостиная.

2. Проведение музыкальной гостиной.

Деятельность музыкального руководителя:

вступительное слово Хозяйки гостиной;

встреча с гостем литературно – музыкальной гостиной;

показ медиапрезентации;

выступления творческих коллективов (по необходимости).

Деятельность обучающихся:

выступление обучающихся – ведущих, исполнителей.

3. Обобщение и рефлексия.

творческие задания, направленные на отслеживание сформированности представлений о музыке, ее видах, жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов;

оценка обучающимися своей активности (участия) в различных видах деятельности;

присутствие/отсутствие эмоционального переживания музыки.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная»

Предполагается, что при участии в организации и проведении цикла музыкальных гостиных у умственно отсталых обучающихся сформируется:

заинтересованное отношение и эмоциональный отклик;

компетенции в сфере музыкально-эстетической деятельности;

умение работать со справочной литературой и отбирать необходимую информацию (теоретическую, биографическую);

умение строить связное высказывание о музыкальном произведении с использованием ключевых знаний в процессе живого восприятия музыки;

умение публично выступать перед аудиторией;

умение взаимодействовать в процессе коллективного творчества и общения во время беседы;

умение коллективного музицирования и выполнения танцевальных движений, хорового пения;

потребность трудиться при освоении роли носителя культуры.

Цикл музыкальных гостиных раскрывает 15 тем, которые подразделены на 6 разделов. Каждая музыкальная гостиная проводится в рамках одного академического часа.

Программа курса внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» рассчитана на два года. Реализация программы предусматривает право самостоятельно определять сроки проведения музыкальных гостиных и выбор тем, которые наиболее полно учитывают конкретные условия внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Учебно-тематический план

Раздел, темы занятий

Количество часов

Раздел 1. Музыкальные жанры

Я помню вальса звук прелестный

Жанры вокальной музыки

Эту музыку легкую называют эстрадною

Итого по разделу

3

Раздел 2. Музыкальные инструменты

Звучит фортепиано

Какие бывают оркестры

Итого по разделу

2

Раздел 3. Музыкальный фольклор

Путешествие в страну Фольклорную

Свет Рождественской звезды

Приди, весна, с радостью!

Итого по разделу

3

Раздел 4. Музыка выразительная

Средства музыкальной выразительности

Чувства, настроения и характеры людей в музыке

Итого по разделу

2

Раздел 5. Музыка изобразительная

А. Вивальди «Времена года»

Сказка в музыке

Итого по разделу

3

Раздел 6. Музыка и другие виды искусства

Музыка и живопись

Музыка в кино и мультипликации

Итого по разделу

3

Итого по программе

16

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная»

Программа курса внеурочной деятельности по формированию и развитию основ музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся включает в себя спектр направлений, которые необходимы для формирования умений восприятия музыкальных произведений и проявлении творческого воображения при самостоятельной музыкальной деятельности.

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к музыкальным произведениям

формирование умения отбора необходимой информации при подготовке сведений о композиторе

формирование представлений о музыкальном жанре «вальс» посредством введения новых понятий

Организация

Приглашение хореографического ансамбля

Подбор сведений о композиторе И. Штраусе.

Разучивание песни.

Проведение

Показ танцевальных движений. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Пение. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Концерт-загадка.

«Жанры вокальной музыки»

Задачи:

развитие способности анализировать музыкальное произведение

формирование представлений о жанрах вокальной музыки

Организация

Приглашение педагога-вокалиста.

Поиск информации о музыкальном термине «жанр». Разучивание песни.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ танцевальных движений.

Слушание музыки. Пение.

Обобщение и рефлексия

Игра-тест «Собери слово».

Выполнение творческого задания.

«Эту музыку лёгкую…называют эстрадною…»

Задачи:

воспитание чувства сопричастности в совместном музицировании – развитие умений различения характера музыкального произведения и выполнения ритмических упражнений на детских музыкальных инструментах

формирование представлений об эстрадной музыке

Организация

Подбор музыкального репертуара. Анкетирование.

Оказание помощи в проведении анкетирования. Разучивание песни.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ танцевальных движений и ритмических упражнений под музыку.

Слушание музыки. Пение.

Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений под музыку.

Обобщение и рефлексия

Ритмические упражнения на детских музыкальных инструментах.

Выполнение упражнений на детских музыкальных инструментах под фонограмму.

Раздел 2. «Музыкальные инструменты» (2 ч.)

«Звучит фортепиано»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

формирование представлений о клавишных музыкальных инструментах

Организация

Приглашение педагога-пианиста.

Подбор сведений о фортепиано.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации.

Слушание музыки. Знакомство с музыкальным инструментом «пианино».

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания с использованием ИКТ.

«Какие бывают оркестры»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о видах оркестров

Организация

Подбор музыкального репертуара.

Поиск сведений о музыкальных инструментах духового оркестра.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ маршевых движений.

Слушание музыки. Выполнение движений под музыку марша.

Обобщение и рефлексия

Задания на проверку знаний о видах оркестров. Концерт-загадка.

Выполнение заданий с выбором вариантов ответов. Угадывание звучания оркестров.

Раздел 3. «Музыкальный фольклор» (3 ч.)

«Путешествие в страну Фольклорную»

Задачи:

развитие умений прогнозировать свое вступление в соответствии с началом музыки

формирование представлений о «фольклоре»

Организация

Разучивание частушек, русского народного танца

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка народных русских народных и детских музыкальных инструментов для коллективного музыкального творчества.

Слушание музыки. Пение.

Выполнение танцевальных движений под музыку.

Исполнение сценических номеров. Коллективное музыкальное творчество

Обобщение и рефлексия

Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?».

Угадывание звучания русских народных и детских музыкальных инструментов.

«Свет Рождественской звезды»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к русским христианским традициям и обычаям

формирование представлений о христианских традициях

Организация

Подбор атрибутов, костюмов, создание интерьера.

Помощь в изготовлении атрибутов.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Исполнение стихотворения.

Слушание музыки. Пение. Инсценирование колядок.

Игра на русских народных и детских музыкальных инструментах. Праздничное чаепитие.

Обобщение и рефлексия

Музыкальный репертуар для мини-сочинений.

Мини-сочинения – музыкальные впечатления.

«Приди, весна, с радостью!»

Задачи:

воспитание любви и уважения к родному краю, народным традициям

развитие умений выстраивать свое публичное выступление

формирование представлений о русских весенних фольклорных праздника

Организация

Подготовка обучающихся к выступлению.

Разучивание инсценировок, закличек, песен.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка реквизита к инсценировкам.

Слушание музыки. Пение. Выполнение танцевальных движений под музыку. Игра на русских народных и детских музыкальных инструментах. Исполнение сценических номеров. Коллективное музыкальное творчество. Праздничное чаепитие.

Обобщение и рефлексия

Мини-опрос по теме «Народные календарные праздники»

Называют народные календарные праздники.

Раздел 4. «Музыка выразительная» (2 ч.)

«Средства музыкальной выразительности»

Задачи:

воспитание чувства сопричастности в процессе совместного выполнения танцевальных и ритмических упражнений

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о средствах музыкальной выразительности

Организация

Подбор музыкального материала

Поиск информации о специальных терминах, обозначающих средства музыкальной выразительности.

Проведение

Слушание музыки.

Выполнение пластических импровизаций и ритмических упражнений.

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания на знание специальной музыкальной терминологии с использованием ИКТ.

Выполнение проверочных заданий с выбором вариантов ответов.

«Чувства, настроения и характеры людей в музыке»

Задачи:

воспитание эмоционального отклика при прослушивании музыкальных произведений

формирование умений анализировать характер музыкального произведения

формирование представлений о выразительных возможностях музыки

Организация

Создание медиапрезентации.

Подбор сведений о чертах характера человека.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации.

Слушание музыки. Выполнение пластических импровизаций, танцевальных движений и ритмических упражнений.

Пение.

Обобщение и рефлексия

Определение характера музыки.

Определение характера музыки и отображение настроения на смайликах.

Раздел 5. Музыка изобразительная» (3 ч.)

К. Сен-Санс «Карнавал животных»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

Организация

Подбор музыкального материала.

Подбор сведений о животных.

Проведение

Рассказ руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Музыкальная игра. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Концерт - загадка.

Угадывание музыкальных произведений.

А. Вивальди

«Времена года»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к прослушиванию музыкальных произведений

развитие воображения при выполнении пластических импровизаций

формирование представлений о содержании музыкального произведения

Организация

Оформление интерьера. Создание медиапрезентации.

Поиск информации о композиторах, обращавшихся к теме природы в своем творчестве. Разучивание стихов. Подбор картинок в интернете.

Проведение

Слушание музыки. Выполнение пластических импровизаций.

Чтение стихов. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Письменный блиц-опрос по теме А. Вивальди «Времена года»

Выполняют письменную творческую работу.

«Сказка в музыке»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к произведениям народного творчества

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о музыкальных произведениях на сказочные сюжеты

Организация

Оформление интерьера. Подготовка обучающихся к выступлению.

Чтение сказок. Помощь в оформлении интерьера. Подготовка инсценировок.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка атрибутов к инсценировке.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Инсценировка фрагментов сказок.

Обобщение и рефлексия

Концерт-загадка.

Угадывание музыкальных произведений.

Раздел 6. «Музыка и другие виды искусства» (3 ч.)

«Музыка и живопись»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к творческому наследию

развитие умений анализировать художественные произведения

формирование представлений о творчестве художников и композиторов

Организация

Подбор музыкального материала и репродукций картин. Приглашение педагога по изобразительному искусству.

Подбор сведений о композиторах и художниках.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания на знание композиторов, художников и их произведений с использованием ИКТ.

Выполнение проверочных заданий с выбором вариантов ответов.

«Музыка в кино и мультипликации»

Задачи:

воспитание эмоционального отклика во время коллективного исполнения песен

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о роли музыки в кино и мультипликации

Организация

Подготовка обучающихся к выступлению. Подбор музыкального материала.

Разучивание песен. Выполнение рисунков с изображением любимых героев мультфильмов.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Исполнение музыкальных примеров на фортепиано.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений.

Пение.

Обобщение и рефлексия

Игра «Угадай мелодию».

Угадывание мелодий.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

    Мультимедийное оборудование.

    Ноутбук

    Музыкальный центр

    Фонограммы детских, эстрадных, русских народных песен.

    Записи произведений композиторов, звучания оркестров.

    Простые карандаши, резинки, бумага для рисования, кисточки, краски (акварель и гуашь).

    Русские народные и детские музыкальные инструменты (барабан, трещотка, металлофон, треугольник, бубен); скрипка.

    Русские народные костюмы.

Список литературы

    Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [ Текст ] / Э. Б. Абдуллин – М.: Просвещение, 1983. – 112с.

    Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 классы [ Текст ] / М. А. Абрамова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

    Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев – М: Владос, 2000. – 334с.

    Даль, В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка [ Текст ] / Современное написание. М.: Астрель, Транзиткнига, 2006.– 352 с.

    Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? [ Текст ] / Д.Б. Кабалевский; под ред. Э.В. Мазниной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

    Коломиец, Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход) [Текст] / Г.Г. Коломиец: монография. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001. – 240 с. М.Л. Палавандишвили . – Москва: Академия, 1998. – 240 с.

    Романенко, А. Р. Мир сказочный и мир реальный (О телевиз. передачах для детей и юношества) [Текст] / А. Романенко – М.: Искусство, 1987. – 126с.

    Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры [Текст] / кн. для учителя: из опыта работы / Р. А. Тельчарова. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

    Финкельштейн, Э. И.Музыка от А до Я: занимат. чтение с картинками и фантазиями (для детей) [Текст] / Эмиль Финкельштейн – Л.: Изд. «Сов. композитор». – 1991. – 115с.

    Шерстнева, О. А. Музыкально-эстетическое воспитание личности. [Текст] / . – 1998 // Вестник МГУ: Философия. – 04/1998 . – № 4 . – с.85-99.

    Школяр, Л. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения) [Текст] / автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / Л.В. Школяр. – Моск. гос. открытый пед. ун-т. – М., 1999. – 43 с.

    Юдина, Е. И. Первые уроки музыки и творчества / Е. И.Юдина. –Москва: Аквариум, 1999. – 272 с.

Иванова О.А.

В конце 90-х годов XX века в Российском обществе из-за переосмысления ценностей обострились многие социальные проблемы, в том числе: потеря нравственных идеалов, престижа высокого искусства, в том числе высокой музыки.

А между тем, как говорил В.О. Ключевский: «… искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает, доставляя менее грубое развлечение». Поэтому забота о пропаганде высокого искусства становится особенно актуальной.

Именно поэтому в МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г. о. Самара возникла идея музыкальной гостиной как формы организации досуга, в которой органично сочетаются обучение и воспитание. С одной стороны, это способствует формированию у ребенка различных представлений о сущности тех или иных явлений, развивает определенные умения и навыки, а с другой стороны, досуг формирует нравственные качества личности человека, такие как целеустремленность, личностную и познавательную активность, умение взаимодействовать с детьми, оказывать взаимопомощь, сотрудничать. Дети с удовольствием участвуют в любой досуговой деятельности. Сама новизна позиции учени­ка обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней.

Воспитание рассматривается педагогом как организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества. Педагог – соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком движении вперед и выше:

  • Соучастник совместной деятельности (Что делаем?);
  • Стратег деятельности (Зачем делаем?);
  • Инструктор (Как делаем?);
  • Опора (Как легче это сделать?);
  • Уход в тень (Кто это делает?);
  • Корректировщик деятельности (На каком культурном уровне идет работа?)

Педагог представляет культурные ценности как ценностный объект, доступный и восприятию, и пониманию, и оценке ребенка.

В России организация гостиных (салонов) как формы творческих встреч людей, интересующихся какими-либо социально-гуманитарными и литературно-художественными проблемами, носила достаточно распространенный характер в XIX веке, особенно в виде литературно-музыкальных гостиных. Объединяющими для творческого общения в салонах всегда были идеи радения за судьбу России, осмысления богатейшего исторического наследия, развития патриотизма и самосовершенствования.

Музыкальная гостиная, наряду с филармонией, успешно наполняет духовным светом подрастающее поколение, заполняет вакуум эстетического воспитания и творческого общения. Здесь дети узнают новое для себя о музыке и композиторах, делятся своими знаниями и мастерством.

Музыкальные гостиные не рассчитаны на быстрый педагогический результат, но рождают эмоциональный отклик в детских сердцах, открывают новые возможности для формирования эстетического и нравственного отношения к окружающему миру.

Тематика музыкальных гостиный рассчитана на детей от 10 до 13 лет. Предоставляемый материал состоит из пяти циклов:

  • Творчество композиторов-классиков;
  • История музыкальных инструментов;
  • Жанры музыкального искусства;
  • Мы – россияне;
  • Музыка и литература.

Целью организации и проведения музыкальных гостиных является : создание условий для формирования духовно-нравственных качеств эстетически развитой, творчески активной личности средствами художественно–эстетического воспитания.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • Познакомить воспитанников с лучшими образцами музыкальной культуры и дать им представления о содержании, форме, контексте этих произведений;
  • Познакомить детей с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкального произведения;
  • Познакомить воспитанников с элементами анализа музыкального произведения (сюжет и композиция, жанровая специфика, особенности стилистических средств), а также определять место произведения в историко-культурном процессе своего времени, в духовном контексте эпохи; влияние произведения на последующую музыкальную традицию;
  • Приобщить воспитанников к проведению содержательного досуга. побудить их к самосовершенствованию, реализации личностных возможностей.

В организации музыкальной гостиной как формы досуга используются следующие методы:

  • игровые (игровой тренинг);
  • методы театрализации;
  • соревновательные;
  • методы сотрудничества;
  • методы воспитывающих ситуаций (проблемные ситуации, коррекции поведения, метод дилемм) ;
  • импровизации.

Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это от­ношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.

Игровые тренинги выполняют следующие функции :

  • коммуникативная функция – объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов;
  • релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
  • развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности;
  • воспитательная функция – воспитание умений проявлять различные личностные качества в игровых моделях, адекватных жизненным ситуациям.

Методы сотрудничества заключаются в равноправном духовном контакте взрослых и детей. К ним относятся: совместные обсуждения, дискуссии, активизирующее общение.

Методы воспитывающих ситуаций заключаются в актуализации нравственных качеств ребенка, в стимулировании нравственного поведения детей. К ним относятся проблемные ситуации , создаваемые взрослыми в процессе проведения музыкальной гостиной. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответ­ственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Методы воспитывающих ситуаций способствуют тому, что взрослые в доверительном общении с детьми формируют жизненное мировоззрение и жизненные позиции, основанные на общечеловеческих ценностях.

Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка ребенка с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать положительный пример. Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Метода дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. Дилемма – это ситуация морального выбора. К каждой дилемме разра­батываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Например, предлагая на выбор учащимся варианты ответов, акцентировать внимание на глав­ном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?».

Ведущим педагогическим методом воспитательной деятельности является педагогическая поддержка, которая позволяет максимально включить воспитанников в процесс сотворчества с композитором, ведущим, исполнителями.

В результате участия в музыкальных гостиных учащиеся:

  • знакомятся с лучшими образцами музыкальной культуры и получат представления о содержании, форме, контексте этих произведений;
  • знакомятся с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкального произведения;
  • знакомятся с элементами анализа музыкального произведения (сюжет и композиция, жанровая специфика, особенности стилистических средств), а также определять место произведения в историко-культурном процессе своего времени, в духовном контексте эпохи; влияние произведения на последующую музыкальную традицию.
  • приобщаются к посещению музыкальных гостиных как форме проведения содержательного досуга.

Возрождение престижа высокой музыки как необходимого условия формирования духовно зрелой, образованной и социально значимой личности будет способствовать повышению культурного уровня, формированию мировоззрения, гражданской и нравственной позиции, воспитанию чувства гордости и ответственности за культурное наследие Родины.