Волшебный мир театра. Дети поднимают билеты, показывают ведущей

«Волшебный мир театра»

«Театр- это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей..»

(Б.М.Теплов)

В концепции 12- летнего среднего общего образования в Республике Казахстан главной целью является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентноспособной личности. Что представляет собой компетенция, как ее выделить и как ее в конечном итоге, формировать, развивать? Программой воспитания в детском саду четко определены эти ориентиры.

Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан предусматривает, как ожидаемый результат обучения, сформированную у дошкольников коммуникативную компетентность. Речевая деятельность является основой этой компетентности.

Каждый год в детский сад приходят разные дети сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна, с нашей точки зрения, беда- они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интересы их однообразны: кукла Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Размышляя над этим вопросами, мы пришли к выводу, помочь может театр.

Театр имеет огромное значение в воспитании ребенка. Детский театр- уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав туда, малыш искренне верит в происходящее на сцене, полностью растворяясь в театральном действии, воспринимая игру артистов как самую настоящую реальность. Ребенок подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. Поэтому при просмотре спектакля более активно развивается речь ребенка. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время спектакля, ребенок легко усваивает новые модели поведения, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации.

На что направлена театрализованная деятельность?
На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
На развитие фантазии;
На формирование волевых качеств;
На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)

Я работаю в средней группе, у нас имеются следующие виды театров:

Пальчиковый театр.

Он способствует развитию речи, внимания, памяти;
формирует пространственные представления;
развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений.

Такие сказки, как «Репка», «Колобок»

Настольный театр, п омогает учить детей координировать движения рук и глаз, побуждает выражать свои эмоции посредством речи.
Есть сказки: «Колобок», «Зимовье зверей», «Теремок»

Театр масок- это с амый «разговорный»вид театрализованной деятельности.
Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
Способствует самопознанию и самовыражению личности;
Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества.

В группе имеются сказки: «Три поросенка», «Коза и семеро козлят», «Репка», «Колобок», «Три медведя»

Театр живой руки.

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
Помогает справиться с переживаниями, страхами;
Перчаточная
кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Сказки: «Теремок», «Колобок»

Теневой театр, р азвивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию, формирует творческие способности, артистизм, обогащает пассивный и активный словарь.

В группе есть сказки «Заюшкина избушка», «Теремок»

Все виды театров используются в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Успешную работу с детьми по развитию творческой личности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Предлагала домашние задания, которые требовали совместного творчества детей и родителей разыгрывать дома игру, придумать загадку без слов, рассказать потешку с помощью жестов и мимики.

В процессе работы дети знакомятся с понятиями «мимика», «жест», и путем разыгрывания несложных этюдов, дети овладевают простейшими навыками работы с данными актерскими принципами.

Так, постепенно мы подошли к исполнению небольших сценок, инсценировок, потешек.

Особое внимание уделяем разучиванию музыкальных детских спектаклей. Их ценность в том, что здесь используются слово, пение и танец. Подготовка музыкальных спектаклей обычно занимает полтора- два месяца. Главная цель таких постановок- привлечь к участию каждого ребенка. Большое значение придается распределению ролей в спектакле. Обязательно советуюсь с детьми, кто лучше и выразительнее исполнит ту или иную роль, полнее раскроет характер героя.

Театрализованная деятельность помогает развивать интересы и способности ребенка. Чередование функции исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствует речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознавать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли помогают ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужые промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Я считаю, что театрализованная деятельность должна сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. И закончить свое выступление бы хотела с великолепными словами Галины Поповой:

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.

Ребята занимают места в зрительном зале. С этого момента начинается их путешествие в мир Театра, знакомство с актерским мастерством. Проводятся игры и конкурсы для развития этого мастерства. Победители конкурсов в конце мероприятия показывают спектакль.

Цель:

Развитие познавательного интереса к миру театра.

Оформление:

Сцена украшена воздушными шарами, бумажными цветами. Можно оформить выставку «Театр глазами детей». На сцене – занавес. Ведущий до спектакля находится перед занавесом.

Атрибутика:

  • Билеты с указанием ряда и места;
  • Театральная маска;
  • Ромашка с лепестками – описаниями настроения;
  • Карточки – скороговорки;
  • Карточки с названиями предметов для пантомимы;
  • Костюмы и декорации для спектакля «Репка».

Роли:

  • Ведущая

Ход мероприятия

Перед входом в зал дети получают билеты, в которых указаны ряд и место. Дети занимают места (необязательно те, что указаны на билете).

Ведущая: Ребята, здравствуйте! Как поживаете? Хорошо или плохо? Если у вас все замечательно – похлопайте в ладоши! Как здорово! А настроение какое? Если хорошее – потопайте! У меня тоже отличное! И все потому, что сегодня нас ожидает самое настоящее путешествие. А вот где мы сегодня окажемся – это сюрприз!

Танцевальный номер «Сюрприз».

Ведущая: Ребята, для вас сегодня мы приготовили настоящий сюрприз! Это путешествие в волшебный мир театра! Хотите попасть за кулисы? Тогда вперед! Но… где же ваши билеты? Покажите мне их!

Дети поднимают билеты, показывают ведущей.

Ведущая: А теперь проверьте, свое ли место вы занимаете.

Ребята сверяют ряд и место, указанные на билете, с тем местом, на котором сидят. Приходят к выводу, что занимают не свое место.

Ведущая: Ай-яй-яй! Нужно срочно исправлять ситуацию! Подойдите к сцене. А теперь найдите свое место и займите его.

Под музыку дети ищут места, указанные в их билете.

Ведущая: Актер и актриса, премьера, антракт, театральная афиша и, конечно же, аншлаг – все это можно назвать одним словом – театральное искусство. А вы знаете, как зовут греческую музу, покровительствующую этому искусству? Имя ей – Мельпомена!

Выходит Мельпомена, читает монолог. Затем кланяется и уходит.

Ведущая: Ребята, с чего начинается театр? Правильно, с вешалки. Но ее мы уже благополучно миновали и оказались в зрительном зале. Заняли свои места, вот и в сказку нам пора! Итак, сегодня мы совершим путешествие в волшебную страну, чье громкое имя «Театр». Еще Шекспир сказал, что мир наш – это театр, а мы – актеры, которые играют различные роли. Вот и сегодня я предлагаю каждому определиться со своей ролью, а поможет нам в этом необычная маска.

Достает театральную маску, половина которой изображает грустное настроение, другая – радость.

Ведущая: Посмотрите, какая необычная маска. Ребята, как вы думаете, почему она является символом театрального искусства?

Дети отвечают, что актер должен уметь играть роль независимо от настроения, он должен уметь перевоплощаться.

Ведущая: Скажите, чем отличаются настроения у этой маски?

Одна половина грустная, другая – радостная.

Ведущая: Вот и первая наша актерская игра. Вам нужно определить настроение музыки и передать его мимикой.

Проводится игра «Актерское мастерство».

Ребята слушают отрывки классических произведений, передающих разное настроение, мимикой изображают характер музыки. Грустная – уголки рта опущены, веселая – подняты. Задействовать можно глаза и брови.

Ведущая: Замечательные вы актеры! Все у вас прекрасно получилось. Ну а теперь проведем кастинг на лучшего актера. Приглашаю на сцену желающих!

Проводится игра «Театральная ромашка».

Детям нужно произнести одну и ту же фразу: «Я люблю ходить в школу», но с разным настроением. Они вытягивают лепесток и определяют характер произносимой фразы: весело, грустно, нейтрально, задумчиво, агрессивно. Победителя выбирают по реакции зала – кому громче хлопали. Он получает роль деда в спектакле и уходит за кулисы готовиться, остальные возвращаются на свои места.

Ведущая: Актер должен уметь не только перевоплощаться, но также говорить громко и четко, чтобы его расслышали зрители даже с последних рядов! Ребята, а вы умеете громко говорить? Приглашаю на сцену громкоголосых!

Ведущая: Теперь познакомимся с понятием «Антракт». Ребята, вы знаете, что это такое? Так называется переменка для актеров и зрителей. В это время они могут отдохнуть. Я предлагаю провести физминутку!

Ведущая: Отдохнули, можно продолжать подготовку к спектаклю. Актер должен уметь превращаться в своего героя. Проверим, умеете ли превращаться вы! Кто желает попробовать свои силы в волшебном искусстве?

Проводится конкурс «Звериный хор».

Желающие делятся на три группы: собаки, кошки, мышки. В хаотичном порядке выстраиваются в шеренгу. Ведущий поет строчку из известной песни, участники продолжают петь по очереди на «своем» языке. Например, ведущий поет «В траве сидел кузнечик», собака должна пролаять вторую строчку, кошка третью – промяукать, мышка – пропищать. Тот, кто сбивается с ритма, поет не на «своем» языке – выбывает из игры. Три победителя распределяют между собой роли Жучки, кошки и мышки.

Ведущая: Главная актриса в театре – прима. У нее самая значительная роль в спектакле, у нее больше поклонников, ее любят и уважают. Вот и мы сейчас выберем актера на главную роль в спектакле. Прошу желающих подняться на сцену!

Конкурс «Пантомима».

Участники получают карточку с названием предмета посуды. Их задача – без слов показать предмет так, чтобы зрители догадались, что показывается. Если зрители не могут отгадать предмет, участник выбывает из игры. Оставшиеся участники переходят на второй этап кастинга – показывают пантомимой какой-либо овощ, на третьем этапе показывают животное. Конкурс продолжается до выявления победителя, который будет играть роль Репки. Он уходит за кулисы.

Ведущая: Ну а пока наши актеры готовятся, предлагаю пошевелить извилинами!

Ведущая: Актеры подготовились. Зрители готовы? Тогда прошу сидеть тихо, слушать внимательно, реагировать в конце спектакля бурно! Внимание, сказка начинается!

Демонстрация сказки «Репка». После окончания спектакля актеры выходят на поклон, зрители хлопают.

Коллектив объединения "Театр" Дома детского творчества с.Бураево РБ

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Данное мероприятие дает возможность взрослым - зрителям вновь окунуться в детство, а детям немного повзрослеть, погружаясь в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном им уровне, театр их сближает.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение Отдел образования муниципального района

Бураевский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества с.Бураево Бураевский район Республики Башкортостан

Мероприятие

на тему

« Волшебный мир театра »

Сахибгараева Ф.Ф.

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ДДТ с.Бураево

2015г.

Цель: Знакомство и привлечение детей к миру театра. Формирование интереса к театральной деятельности. Обратить внимание детей на то, что театр способен раскрыть новые качества человека и воспитать его хорошим, добрым и отзывчивым.

Задачи:

1.Обучающие :

Сформировать представление о театральном искусстве, познакомить с историей возникновения театра.

2. Развивающие:

Развивать познавательный интерес, творческие способности, внимание и наблюдательность.

Развивать правильное понимание театральной терминологии и использования ее в речи.

3. Воспитывающие:

Воспитывать у детей на примере импровизации положительные качества, необходимые для творчества.

Воспитать эмоционально – положительный взгляд на мир театрального искусства.

Ход мероприятия

Педагог - Здравствуйте, ребята, наши гости уважаемые!

Я рада всех вас видеть!

Игра.

Много, много, много вас друзья,

Узнаем мы, кто есть кто сейчас!

Шел по крыше воробей,

Собирал своих друзей.

Сядут Оля и Кристина!

Пляшут Марийка и Марина!

Хохочут Ваня и Татьяна!

Чихают Джульетта и Егор!

Охают Андрей и Люда!

Улыбаются Амалия и Валентин!

Много, много, много вас!

Вы ребята просто класс!

Педагог Прекрасный сегодня день, поприветствуем друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения.

Дети протягивая соседу руки, передают добрые ласковые слова, и выражения.

Педагог Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: - ТЕАТР!

Педагог Ребята, вы были когда-нибудь в театре? Какой вы спектакль смотрели? Что вы видели там? А за занавес который скрывает артистов, вы бы хотели попасть?

Тогда возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир театра.

(ходьба змейкой по всей группе под песню «Маленькая страна»)

Педагог Осторожно впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что не боитесь идти по ней? Тогда вперёд! (имитация движения вниз – ходьба с постепенным приседанием до корточек).

Теперь лестница поднимается вверх (ходьба с приседанием до полного роста). Все выше и выше.

Педагог -Наконец-то мы пришли. Давайте отдохнем,и если мы все вместе сейчас закроем глаза, то произойдет настоящее чудо!

Ребята, куда ведёт эта дверь?

Помните, чем открывал потайную дверь Буратино?

Ответы детей.

Педагог А чтобы открыть эту дверь нужно отгадать загадки.

Писатель пьесу написал,

В театр он ее отдал.

Получит роль свою актер,

Поставит пьесу … (режиссер)

Чтоб за живое зрителя задеть,

Приходится актеру даже петь,

Он в творчестве своем атлант,

В актере главное… (талант)

Звенит звонок,

окончен акт,

И начинается … (антракт)

Сыграть в нем все мечтают дети,

И знают все его на свете

Киножурнал любимый наш.

И он зовется … («Ералаш»)

Вот на спектакле целый класс,

Начнется действие сейчас.

Чтоб не мешал нам перезвон

Все отключили… (телефон)

Из картинок и начальных букв слов – отгадок на экране складывается слово «ТЕАТР» слайд – открытой двери в мир театра

Педагог Ну вот ребята, мы в Театре.

Ребята, что нам нужно приобрести, чтобы пойти в театр?

Ответы детей.

Где их можно купить?

Ответы детей.

На экране появляется касса.

Отправляемся в кассу за билетами.

Надевайте шапочки, и занимайте места у кассы.

Рассказчица: Театр открывается, к началу все готово

Билеты предлагаются за вежливое слово.

В три часа открылась касса

Собралась народу масса.

Даже ежик пожилой

Притащился чуть живой.

Кассир: Проходите, милый ёжик, вам билет в каком ряду?

Ёж: Мне поближе, плохо вижу, вот…

Спасибо! Ну, пойду!

Рассказчица : Говорит овечка.

Овечка: Мне одно местечко! Вот мое…

Благодарю – доброе словечко.

Рассказчица : А вот и утка.

Утка : Кряк! Целый ряд для меня и моих утят!

Рассказчица : И прокрякала утка

Утка : Доброе утро!

Рассказчица: Прискакал олень

Олень: Добрый день! Если только вам не лень,

Уважаемый кассир, я бы очень попросил

Мне, жене и дочке во втором рядочке

Дайте лучшие места. Вот мое

Пожалуйста!

Рассказчица: И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков,

Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

Медведь : Касса, выдай мне билет!

Кассир : Ваше вежливое слово?

Медведь : У меня такого нет!

Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет!

Медведь: МНЕ БИЛЕТ!

Кассир:

Нет! Нет!

Не стучите – мой ответ!

Не рычите – мой совет!

Рассказчица: Кассир медведю билет не дал.

Косолапый зарыдал.

Ну что, косолапый, теперь ты знаешь вежливые слова? Так покупай же скорее билет.

(Медведь покупает билет.)

Педагог Занимайте свои места согласно номерам на билетах, как в театре.

/шум театра/.

Педагог: Что ж, вижу, что все готовы. Ребята вы уже много знаете о театре, а сегодня что- то услышите впервые.

Многие из вас любят театр, но далеко не все знают, что театр возник давным-давно примерно 2,5 тысячи лет назад, в Древней Греции. «Театр» - слово греческого происхождения, означающее «место для обозрения».

Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре были высокие зрительные места и сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы грустные и весёлые. (слайды)

Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию они надевали на лицо грустные, хмурые маски. Оденьте грустные маски. Повторите трагедия – грустная пьеса. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры надевали веселые, улыбающиеся маски. (слайды) . одевайте весёлые маски. Давайте вместе скажем комедия вместе. Так как называется грустная пьеса? А весёлая пьеса как называется?

Поиграем в игру «Зеркальце» где вы изобразите и трагедию и комедию. Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. Тому, кто смотрит в зеркало, нужно сказать волшебные слова, а какие? Придумывайте.

Ответы детей.

Педагог Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?». Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.

Педагог : А сейчас передайте рамку своему другу. Поиграем ещё раз. Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Положите рамочки на стол, продолжим знакомство с миром театра..

Прошли годы и в городах появились большие, красивые здания – театры. (слайд). Ребята какие театра вы знаете в нашем городе?

Ответы детей.

Педагог : Заглянем во внутрь театра. Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нем занимает сцена

А что такое сцена?

Ответы детей. /Площадка на которой выступают актёры. /

Педагог : Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают…. декорации. Что такое декорации?

Ответы детей.

Педагог : Конечно, декорации это они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках. А кого ещё не хватает в театре на сцене?

Выходите ко мне, билетики положите на свои стульчики, попробуете себя в роли актёра.

Педагог : Какими умениями должен обладать актер?

Дети. Хорошо и четко говорить, красиво двигаться,

Менять выражения лица.

Педагог : Мы сейчас будем учиться некоторым моментам, которые необходимы артисту. /изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками/. Начнём всё по порядку.

Педагог : 1.Хорошо и четко говорить – это называется сценическая речь.

А что для этого надо делать? Какие упражнения?

- Упражнение на дыхание

А теперь давайте сделаем сюрприз своим друзьям, надуем шарик. Надуваем его со звуком резко «С-с-с-с» Пошутите над другом, протяните руку, а горлышко отпустите, и шарик медленно сдувается «С-с-с-с-с». А теперь надуем маленький шарик со звуком «Сь-сь-сь-сь», и опять сдуваем его медленно «Сь-сь-сь-сь-сь».

Гимнастика или разминка для язычка.

История четвертая «Утро Язычка»

Утро Язычка начиналось рано. Надо было успеть переделать массу дел. Вставать не хотелось! Язычок зевал (соответственно), сладко потягивался (широко открыть рот и дотянуться языком до нёба). Прогнать остатки сна помогала зарядка. (Рот широко открыт, язык энергично поднимается и опускается под счет «раз-два» не менее 5 раз). Потом Язычок шел к умывальнику. Он чистил зубы изнутри и снаружи (провести несколько раз кончиком языка по внутренней и внешней поверхности зубов справа-налево и слева-направо), полоскал рот (прополоскать рот воздухом, перегоняя его из одной щеки в другую) и умывался (широким движением облизать губы, стараясь высунуть язык как можно больше) и вытирался полотенцем (облизать широким движением языка сверху – вниз верхнюю губку).

Потом Язычок проветривал свой домик и открывал все двери: сначала внутренние (зубы), а потом наружные (губы). Он высовывался наружу (соответствующее движение языка) и смотрел сначала налево, а потом – направо (соответственно). «Светит ли солнышко?». Язычок смотрел вверх (поднять язык вверх, к носу). «А луж нет?» Язычок смотрел вниз (соответственно). Если погода было хорошей, Язычок выходил на утреннюю пробежку. Он обегал свой дом, двигаясь сначала в одну сторону. Затем менял направление и бежал в другую. (Соответственно проделать языком круговые движения.Рот при этом раскрыт широко, движения языком с максимальной амплитудой.)

Завершив пробежку, Язычок делал несколько дыхательных упражнений (соответственно) и заходил в дом, закрыв за собой двери (Сомкнуть сначала зубы, а затем – губы.).

Ваш друг подарил вам яблоко. Кусаем яблоко и жуём закрытым ртом, теперь открытым ртом жуём звуки, пережёвываем. Жуём звук «а», «о», «у», «и», «э», «ы» Посмеялись открытым ртом звуком «А-а-а», тоненько посмеялись звуком «И-и-и», кругло посмеялись «О-о-о».

Проговорим скороговорку «Борис рассыпал Ларисин бисер». Проговорим – широко открыв рот. Проговорим,почти не открывая рта.

Скороговорки.

Давайте разделимся на три группы. Возьмите свои билетики они вам и помогут разделиться на группы. Вытягивайте себе скороговорку.

Проговорите её с разной эмоциональной окраской. Произнесли скороговорку: - гневно, со злобой; - с досадой; - с чувством вины; с чувством радости; задумчиво; мечтательно. Когда будете готовы покажите сигнал.

Педагог : 2.Красиво двигаться – это называется сценическое движение.

Упражнение на снятие мышечных зажимов

Представьте что вы на сцене, на вас смотрят восхищённые зрители.

Сейчас для вас будет звучать музыка. Вам надо передать её характер различными красивыми движениями. (во время выполнения упражнения воспитатель по ходу даёт оценку: как ты пластично двигаешься….)

Воспитатель: молодцы, вы были неотразимы.

3. Чтобы быть интересными зрителю – для этого что нужно делать актёру?

Менять выражения лица. А это называется мимика.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». Кто-либо из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус.

Проводится игра «Мимический кубик».

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веер». Я вам показываю изображение лица, а вам надо произнести фразу «У нас гости» с такой интонацией в голосе, какое настроение вы увидите на изображённом лице. Вот например: испуганно «...».

Педагог : Это была лишь небольшая подготовка. Но и она позволит нам сейчас войти в волшебный мир театра в качестве актеров. Подойдите сюда. Это – зрительный зал, зрители с нетерпением ждут представления. Здесь – сцена, на которой стоят декорации, Я предлагаю вам сыграть небольшой спектакль, где вы должны будете применить все полученные сегодня знания, и, конечно, добавить свое творчество, воображение, чтоб сыграть выпавшую вам роль.

Итак, начинаем представление. Не забывайте голосом передавать характер героя. (показали) Дети уходят переодеваться. Выходит ребенок и объявляет.

Тише, гости, вы сидите!

Нашу сказку не спугните!

Здесь бывают чудеса, где же прячется она?

Сказку мы сейчас расскажем, и расскажем и покажем.

«ФРУКТОВАЯ ИСТОРИЯ»

Педагог: все замечательно справились со своей ролью, выступили как настоящие актёры. Ваша дружба, старание помогли вам показать сказку.

Вам понравилось в волшебном мире театра?

Педагог: Давайте вспомним, что мы узнали нового о театре.

1. В какой стране появился первый театр (В древней Греции).

2. Как называются весёлые спектакли (комедии), грустные (трагедии)

3. Что есть внутри театра (сцена, зрительные места).

Педагог : Давайте своё впечатление о театре выразим стихами.

«Волшебный мир – театр»

Ребёнок. Театра мир откроет нам свои кулисы,

Ребёнок. И мы увидим чудеса и сказки.

Ребёнок. Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Ребёнок. Легко меняются герои, маски.

Ребёнок. Волшебный мир игры и приключений,

Ребёнок. Любой малыш здесь хочет побывать.

Ребёнок. Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

Ребёнок. И всем свои таланты показать.

Ребёнок. Театр, словно чародей, волшебник,

Ребёнок. Своею палочкой волшебной проведя,

Ребёнок. И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Ребёнок. Сегодня вдруг играет короля.

Педагог: Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

Педагог: Ребята положите свой билетик в ящик со смайликом.

Я рада что вам всем понравилось.

Педагог: Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Игра – путешествие

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о театре . Кто знает, что такое театр ? (ответы детей) Театр – это такое место, где показывают разные интересные представления. Театры бывают разные. В драматическом театре показывают спектакли, пьесы, сказки, в театре оперы и балета артисты поют и танцуют, в кукольном показывают спектакли куклы, которыми управляют кукловоды, в театре теней всё действие происходит за экраном, на котором видны только тени актеров, в национальном театре представления идут на языках разных народов. Театры бывают для взрослых и для детей. Для детей театры так и называются: Театр юного зрителя, в нем показывают разные детские спектакли, сказки.

Театральное искусство возникло очень давно, в давние времена артисты ходили по городам и селам и показывали представления: они пели, плясали, разыгрывали сценки. В России таких артистов называли скоморохами. А потом со временем для представлений стали строить специальные дома – театры . Ребята, а что есть в театре ? (ответы детей) Правильно, в театре есть сцена, где проходит представление, зрительный зал, где сидят зрители, пришедшие на спектакль, кулисы, где артисты ждут своего выхода, гримерные, где артисты переодеваются и готовятся к спектаклю, буфет, где в антракте – перерыве между сценами спектакля зрителя могут попить чаю. Но начинается театр с вешалки, ведь каждый зритель должен снять верхнюю одежду и сдать её в гардероб.

Ребята, а кто работает в театре ? (ответы детей) Самый главный человек в театре – это режиссер. Он учит артистов как лучше представить спектакль. Ещё один главный человек в театре – это актер, которого чаще называют артистом. Актер слушает режиссера и играет роль, которую дал ему режиссер. А также в театре есть художники сцены, которые её оформляют и рисуют декорации к спектаклям, костюмеры, которые шьют костюмы для артистов, гримеры, которые создают образ, гримируя артистов, композиторы, которые пишут музыку к спектаклям и музыканты, которые её исполняют. Всех специальностей не перечесть, вот послушайте стихотворение о том, кто же работает в театре.

Во всех театрах всей страны
Работы разные важны.
Но все же, как тут ни крутись,
А главный человек – артист.

Еще, конечно, режиссер,
Художник, бутафор, гример;
Покажет вам, где что лежит,
Ответственный за реквизит.

Поставит танцы балетмейстер,
Займется голосом хормейстер,
В оркестре на подбор таланты,
Что дирижер, что музыканты,
И просто в мире равных нету

Таким художникам по свету.
Ведут спектакли неизменно
Рабочий с машинистом сцены.
Костюм подгонят по размеру
С любовью наши костюмеры.
Исправят хрипы, шипы, свисты
Ведущие спектакль радисты.
За всем следит орлиным взором
Наш друг – помощник режиссера.

Здесь слесари и столяры,
Сантехники и маляры, уборщицы и билетеры,
И коменданты, и вахтеры;
За всем на свете проследит
Завпост, завснаб, завхоз, завлит.
Что педагог-то эрудит,
Пожарный на посту не спит,
Буфетчицы и повара,
Закройщицы и доктора,
Кассир, бухгалтер и водитель,
Но самый главный – это зритель!

Ведущий: Чтобы стать артистом нужно, очень многому учиться, много всего уметь. Ребята, а что должен уметь делать артист? (Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.) Правильно дышать очень важно для артиста, потому что на сцене ему приходиться, играя свою роль, и бегать, и прыгать, и кувыркаться, и петь, и танцевать. А после этого он должен четко сказать свои слова, чтобы зрители в зале его поняли.

И сейчас я вам предлагаю провести дыхательную гимнастику, как настоящим артистам.

Садитесь все, выпрямили спину, положили руку на живот. Повторяйте за моной.

Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот. (1 раз)

Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с-с-с (так свистит ветер).

Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш (так шумят деревья).

Представим, что на ладошке перышко. Вдохнули и медленно выдыхаем так, чтобы перышко осталось на ладошке.

Молодцы, ребята! А скажите, кто-нибудь из вас был в театре на представлении? (ответы детей) Значит вы знаете, что делает в театре зритель, ну-ка расскажите нам. (ответы детей) Зритель внимательно смотрит и слушает представление, а в конце громко аплодирует артистам. Давайте сейчас с вами попробуем похлопать в ладоши. Кто громче!

Дети громко аплодируют.

Ведущий: В театре юного зрителя детям часто показывают сказки. А вы ребята любите сказки? А какие сказки вы знаете? (ответы детей) Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки.

Викторина «Сказочная»

  1. Тянут дед, бабка, внучка, Тянет маленькая Жучка, Кошка с мышкой тянут крепко Догадался? Это … (Репка)

  1. «Он от бабушки ушёл,
    И от дедушки ушёл.
    У него румяный бок,
    Значит это - …(колобок)»
  1. Не послушал брат сестрёнку
    Превратился он в козлёнка!
    Во всём ведьма виновата.
    Звали как сестру и брата? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
  1. Где и когда приключилось такое?
    Мышка разбила яйцо золотое.
    Дед горевал,
    И печалилась баба.
    Только кудахтала … (Курочка ряба)
  1. На печи лежит Емеля,
    Долго мучался бездельем.
    А потом пошло везенье
    Всё … (По щучьему велению)
  1. Красна девица грустна:
    Ей не нравится весна.
    Ей на солнце тяжко!
    Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
  1. В этом доме – вот так да! –
    Поместились без труда
    Мышь, лягушка, волк с лисой,
    Зайка серенький, косой.
    Мишка втиснулся, как мог,-
    Развалился… (Теремок)
  1. Отворили дверь козлята,
    И… пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)
  1. Сидит в корзине девочка У мишки за спиной, Он, сам того не ведая, Несет ее домой. Ну, отгадал загадку? Теперь скорей ответь! Названье этой сказки… (Маша и медведь)

Ведущий: Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки! А скажите, хотели бы вы прямо сейчас прерваться а актеров и зрителей? Давайте поиграем в театр.

Игра «Театр»

Детям раздаются элементы костюмов действующих лиц сказки «Репка». «Артисты» разыгрывают сказку, а зрители хлопают в ладоши и дарят им цветы.

Ведущий: Ребята, понравился вам спектакль? (ответы детей) Сегодня мы с вами познакомились и узнали что такое театр , спектакль, зрители, артисты.

Как хорошо, что есть театр !

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

Тема проекта

«Волшебный мир театра»

Адресация проекта

Проект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы № 6

Цель

Формирование нравственно – этических качеств у детей старшей группы посредством театрализованной деятельности

Задачи

  1. Формировать готовность к совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми.
  2. Развивать становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе театрализованной деятельности.
  3. Развивать творческую активность детей и эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям.
  4. Воспитывать положительное отношение к миру театра, другим людям и самому себе.
  5. Воспитывать чувство собственного достоинства.

Ресурсы для реализации проекта

Внутренние ресурсы:

Наличие методического обеспечения: литература методическая и детская, периодические издания, методические разработки ООД, наличие различных видов театров по теме проекта;

Наглядно - иллюстративные материалы: фотографии и иллюстрации, картины, аудиозаписи звуков природы, нарезка эпизодов из различных сказок (для озвучивания, чтения по ролям), презентации.

Внешние ресурсы: посещение спектаклей выездных театров, взаимодействие с ЦЭВД(ТИ): мастер-класс по сценическому искусству, просмотр театральных этюдов.

Индикативные показатели (результаты)

Для педагогов группы № 6 :

Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности.

Для воспитанников:

Повышение качественного уровня развития:

Уровень развития нравственно – этических качеств на 30%

Уровень психомоторного развития на 25%

Для родителей:

Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях до 70%

Ожидаемые результаты

Пояснительная записка

Актуальность проблем, связанных с нравственно - этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Наблюдая за происходящим вокруг, понимаешь, что недостаток нравственно- этического воспитания детей в настоящее время стал чрезвычайно остро и серьезно, в связи с заметным ухудшением воспитанности у подрастающего поколения. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, состоит не в развале экономики, а в разрушении личности. Современные дети быстрее решают сложные математические или логические задачи, но реже восхищаются, удивляются, и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.

Мы живем с вами в период интенсивного развития высоких компьютерных технологий, который требует большой динамичности, мобильности и сейчас такое время, когда, о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, остро ощущаешь недостаток воспитанности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными и многие из родителей заняты созданием благоприятных и комфортных условий для своих детей, где в изобилии присутствуют дорогие электронные игрушки, компьютеры, компьютерные игры и другие различные гаджеты, дети зачастую заняты покорением виртуальных вершин и они остаются обделёнными простым человеческим общением со взрослыми и сверстниками. Находясь под влиянием этих факторов у детей происходит искажение представлений о доброте, милосердии и патриотизме.

Как уберечь детей от такой страшной разрушительной силы? Кто придет на помощь ребенку? Только взрослые: педагоги и родители. Но как быть с постоянно возникающими противоречиями между детским садом и семьей в вопросах формирования нравственно – этических качеств детей, исходя из этого мною была выделена проблема: как, каким образом? найти способ повышения уровня нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Степень участия в образовательной деятельности родителей моей группы составила: 23% родителей принимают в нем активное участие.

Для определения уровня развития нравственно – этических качеств у детей моей группы я провела обследование по методике Н.В. Верещагиной в области социально – коммуникативного развития. Результаты были следующими: высокий - 9%; средний - 49%; низкий - 42%.

В результате диагностики «Психомоторного развития ребенка» по методике А. Бурениной и критериями оценки результатов театрально – игровой деятельности, разработанными Н.Ф. Сорокиной были выявлены следующие показатели: высокий – 10%, средний – 37%, низкий – 53%.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Учитывая, что в свете реализации ФГОС ДО в работе с детьми большое место отводится проектной деятельности, как форме, наиболее полно отражающей и сочетающей интеграцию всех направлений развития детей. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности, способствует систематизации полученных знаний и применению их в различных видах детской деятельности, я пришла к выводу о целесообразности ее использования.

В связи с этим мною был разработан и впоследствии реализован долгосрочный творческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебный мир театра».

Актуальность проекта обусловлена тем, что мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь детского сознания помогает театрализованная деятельность, которая является не только самым увлекательным направлением работы, но и самым эффективный способом коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учите играя.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций, благотворно влияет на эмоциональный мир ребенка и нравственно – этическое воспитание.

Основным предметом театрализации является детская сказка, потому как учит сопереживанию и состраданию. Это подтверждает выдающийся педагог В.А. Сухомлинский: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами...»

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествует о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Это познание обогащает мир ребенка, он сочувствует героям сказки, любит их.

Разработанный проект на тему «Волшебный мир театра» позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе через театрализованную деятельность.

На начальном этапе я изучила научно – методическую литературу по заявленной теме: «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А.М. Виноградовой»; «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника», Запорожец А.В.; «Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю» Берлова А.Л.; «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович Л.И.; «Ты детям сказку расскажи» Гриценко З.А.; «Азбука нравственного воспитания» Каиров И.А., Богданова О.С.

Опираясь на методические материалы выше перечисленных авторов, наметила основные направления своей педагогической деятельности:

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту;
  • формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями.

Участниками проекта стали дети старшей группы № 6 «Колокольчик», педагоги и родители.

Сроки реализации проекта: октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.

Я провела анализ необходимых для реализации проекта внутренних и внешних ресурсов.

Анализ внутренних ресурсов:

Для развития театральной деятельности в группе созданы следующие ресурсы:

Имеются различные виды театров: теневой, фланелеграф, кукольный, игрушек, пальчиковый, настольный, перчаточный;

Костюмы и маски для игр - драматизаций;

Ширма; набор декораций;

Аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы»;

Набор наглядно-иллюстративного материала (фотографии, иллюстрации, картины);

Нарезка эпизодов из различных сказок (для озвучивания, чтения по ролям), презентации;

Наличие методического обеспечения: литература методическая и детская, периодические издания, методические разработки НОД, наличие различных видов театров по теме проекта.

Внешние ресурсы: посещение спектаклей выездных театров, взаимодействие с ЦЭВД(ТИ) – мастер-класс по сценическому искусству, просмотр театральных этюдов.

Цель проекта: Нравственно - этическое воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с видами театра и правилами поведения в театре.
  2. Способствовать приобретению детьми знаний, принятых в обществе взаимоотношений, норм и правил поведения средствами театра.
  3. Развивать творческую активность детей, совершенствуя навыки образного отражения действительности в процессе приобщения детей к культуре театра.
  4. Воспитывать нравственные качества, способность сочувствию, желанию порадовать и сделать добро в отношении других людей.

Ожидаемые результаты:

Дети владеют знаниями, принятыми в обществе взаимоотношений, норм и правил поведения.

Сформированы нравственные качества по отношению к себе и другим людям.

Развиты навыки художественной передачи образа.

Владеют знаниями норм и правил поведения в общественных местах.

Проект состоял из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Проведение мониторинга развития нравственно – этических качеств у детей старшего дошкольного возраста по методике Н.В. Верещагиной;

«Психомоторного развития ребенка» по методике А. Бурениной и критериями оценки результатов театрально – игровой деятельности, разработанными Н.Ф. Сорокиной;

Консультация для родителей на тему «Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка».

Вся практическая работа осуществляется по трем направлениям: