Детям разрешили ходить в театр без взрослых. «Здравствуй, театр!» Ознакомительная беседа с детьми в области театрального искусства

Зачем детям театр?

Говорят, детство - время интуиции: ребенок интуитивно чувствует, что ему нужно для его развития и стремится к этому всеми силами своей чистой души.

Правда, надо сразу признаться, что такая вещая душа дана, увы, не каждому ребенку, если мы говорим о детях лет 5-5,5 или, тем более старше, то есть дана-то она каждому. Но не каждому повезло с родителями…. Очень многие умудряются к пяти-шести годам основательно загасить огонек природного саморазвития. Не угасшим этот огонек остается у таких детей, которых Эрик Берн относил к детям «Я - ОК, ты - ОК», а они, попав, хоть один раз во власть магии театра, сами стремятся на сцену.

Давайте присмотримся к этой детской страсти по театру и попытаемся отгадать сию загадку природы, давайте попытаемся понять, зачем она (природа) наделила ребенка такой жаждой, жаждой театра?

Известно, что старший дошкольный возраст часто называют временем игры. Играя, маленький человек познает мир, мир взрослых отношений. Познает себя в этом мире, и не только познает, он примеряет на себя различные роли. Играя в милиционера или бандита, в дочки-матери или черепашек ниндзя, он тренирует себя для поведения в определенных жизненных ситуациях. Ситуациях, которые совсем не связаны с сюжетом детских игр.

И еще дошкольный возраст называют возрастом сказки. Ребенок, жадно впитывая сказочные сюжеты, расширяет пространство своего сказочного мира. Родителям известны случаи, когда ребенок как бы застревал на какой-то сказке, желая еще и еще раз слушать давно известные ему историю.

Но на самом деле, слушая сказку, решает для себя, какую-то важную проблему - и это решение потом отзовется в его взрослой жизни. Отзовется разводом или умением прощать. Преступлением или подвигом. Таковы законы развития детской души.

Но вот взрослые властно вмешиваются в жизнь ребенка. Школа. Время игр и сказок прошло! Пора заниматься делом. И большинство детей уныло соглашаются со взрослыми правилами жизни. А как же игры? Как же сказки? Неужели все роли уже испробованы? Неужели все нравственные задачи уже решены? Да нет же! Наоборот, только сейчас ребенок выходит на просторы жизни и перед ним раскрывается величественная панорама ЗНАНИЙ О ЖИЗНИ. Вот теперь бы и играть, примеривая разные роли на себя! Вот теперь бы и погружаться в мир сказок. Только других сказок. Сказок про взрослую жизнь, и искать в этих сказках нравственные ответы для своей души!

Но не тут-то было. Сказки и игры теперь сложнее - они требуют иной связи с культурой. Более глубокой, более продуманной и… профессиональной. Теперь для развивающих игр ребенку нужен взрослый. Взрослый, который будет представителем мира культуры в сознании ребенка, мира культуры - мира нравственности. Мира социальных норм, знаний…. И, в то же время, он будет проводником, другом и помощником в этом мире - мире взрослой игры.

Где же найти ребенку такой игровой и сказочный мир? Где найти такого взрослого сказочника?

Правильно! Этот мир - театр. Этот взрослый - педагог-режиссер. Причем, цивилизованный мир давно понял эту великую магию театра. Недавно в «Культурной революции» (Канал «Культура») М.Е. Швыдкой озвучил интересные цифры: около тысячи американских университетов имеют у себя факультеты актерского мастерства. Но только 3% выпускников по окончании, занимаются актерской профессией. А остальные? Остальные - менеджеры, консультанты, учителя, психологи, политики, бизнесмены… Им театр нужен для успеха в жизни!

Так вот почему детская душа, не подавленная взрослым авторитаризмом, интуитивно так стремится в театр! Она стремится к успеху в жизни!!! И это стремление, с одной стороны, подкрепляется тем, что попадая в театр, ребенок попадает снова в мир того детства, где игра и сказка были его законным правом и главным делом жизни. Где маленький человек, чувствуя, что он не наигрался, недотренировался, недоразмышлял, недоосознал окружающий его мир - с радостью и азартом включается в эти процессы, но уже на более взрослом уровне. А с другой….

Что бы понять, что влечет ребенка в мир театра, надо немного разобраться в этом мире. А этот мир - интересен и непрост! В нем присутствуют три психологических пространства, каждое из которых столь огромно и включает в себя такое богатое культурное содержание, что, в свою очередь, имеет право называться мирами. Это «Мир Актера», «Мир Драматурга» и «Мир зрителя».

Остановимся на каждом из этих психологических пространств, на каждом из этих миров. Посмотрим, почему он влечет ребенка? Чем обогащает свою душу и жизнь человек (независимо от возраста), попадая в мир ТЕАТРА?

«Мир актера»

Этот мир дарит человеку, его посетившему свободу тела, силу голоса, уверенность в поведении. Человек учится контролировать свое поведение в жизненных ситуациях, быть хозяином положения в различных ситуациях, выстраивать осознанную стратегию своего поведения; и как говорит современная молодежь, «не вестись» на поводу у эмоциональных и психологических обстоятельств жизни. Иначе говоря, свобода позволяет быть субъектом своего поведения.

Но возникает резонный вопрос: а зачем ребенку столько свободы? Зачем ему быть субъектом? Разве субъектность личности делает ли его более послушным? Более дисциплинированным? Более управляемым? Нет! Как раз напротив! Свое мнение у ребенка появляется раньше и проявляется ярче! Тогда зачем?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала спросим себя: «А кого мы хотим воспитать? Послушного исполнителя, который будет искать в жизни того, кто будет им управлять? Или самостоятельного человека, который в кризисной ситуации, которыми так богата наша жизнь, будет способен находить ответы на жизненно-важные вопросы?"

Если мы хотим вырастить хозяина, а не исполнителя, субъекта, а не «овцу» (раба обстоятельств), то надо принять свободу ребенка и учиться общаться с ним в условиях этой свободы.

Но неужели одной свободы достаточно для воспитания самостоятельного самодостаточного человека? Нет, конечно! Но ведь у нас еще два мира! Заглянем в них.

«Мир зрителя» - мир сказки

В этом мире ребенок заворожено слушает истории, как в детстве слушал сказки. Здесь он учится сопереживанию, пониманию другого человека, его горя, его радости. И он на своем опыте познает, что его собственная точка зрения может быть не единственно верной. Он учится прислушиваться к другому человеку, учится договариваться с ним, находить то, что объединяет, а не разъединят людей. Здесь он сердцем учится чувствовать, что такое хорошо, а что такое плохо.

И учится всему этому легче, когда ты отстаиваешь не свою личную точку зрения, а точку зрения своего персонажа, персонажа, который близок тебе, но это все-таки не ТЫ, и идет на уступки и соглашается и сопереживает и проигрывает персонаж, а не ТЫ. А ТЫ - учишься - как слушать, сопереживать, уступать, выигрывать и даже проигрывать. Мир зрителя делает человека интеллигентнее, глубже.

И еще одна особенность этого мира. Эстафетная палочка культуры здесь передается не только от ума к уму, как за школьной партой, но и от сердца к сердцу. И если кто-то думает, что истинный патриотизм можно воспитать в человеке не передав ему эстафету любви к культуре, то он очень мало понимает в патриотизме.

«Мир Драматурга»

Еще раз вспомним дошкольное детство. Психологи утверждают, что в дошкольном возрасте огромное значение для развития личности имеет рисование. В самом деле, играя с другими детьми, ребенок вынужден с ними считаться, когда он слушает сказку, его мнения никто не спрашивает, сказочный сюжет развивается вне зависимости от воли и желания ребенка. И только в мире рисования (лепки, конструирования) - ребенок творец! Постигая мир драматурга, человек попадает в мир творения миров, в мир созидателей, в мир богов.

Конечно, далеко не в каждой театральной студии дети занимаются началами драматургии, но там где это происходит, дети получают замечательный стимул к развитию. Здесь развивается креативность как качество личности, и особенно важно - развивается поведенческая креативность - умение видеть различные выходы из жизненных ситуаций, строить жизнь по собственному сценарию. То есть, здесь развивается социальный интеллект! Отметим, что в нашей школе социальный интеллект развивать, вообще не умеют! Поэтому, в этом смысле, театр является уникальной лабораторией развития детского мышления.

Кстати говоря, в «Мире драматурга» развивается не только социальный интеллект, но и общий. Человек учится вербализировать свои чувства, переживания, то есть он развивает в себе то, что обычно развивается на особых психологических тренингах.

Поэтому «Мир драматурга» мы с полным правом можем назвать школой мышления.

И, наконец, в мир есть профессия, которая прописана во всех трех мирах, человек этой профессии призван объединить в едином процессе спектакля все, что происходит во всех трех мирах. Имя этой профессии - режиссер.

Режиссуре учат не в каждой театральной студии. Говорят, что этой профессии надо учиться 15 лет, осваивая азы всех трех миров театра. Но помимо этих профессий режиссер - это менеджер, переговорщик, художник, диктатор, дирижер и как говорил К.С. Станиславский, режиссер - это самый лучший зритель. Но не все, попав в мир театра, стремятся обрести эту роль, нет, - только избранные. Ведь так много противоречивых качеств должен сочетать в себе режиссер! Это и душевная тонкость и умение идти напролом. И харизматичность лидера и готовность «умереть в актере», отойдя на задний план. И страстная одержимость художника и холодный расчет организатора производства. И умение сочетать свое индивидуальное видение творца с психологическим чутьем руководителя ансамбля самобытных личностей - актерскую труппу.

Прежде чем подвести итог статьи спросим себя, а что происходит с ребенком, если он не попадает в театр? Где он находит место для развития своих способностей? Приведу лишь два ответа: двор, молодежная тусовка и компьютер. В первом случае, за развитие Вашего ребенка отвечает та молодежная среда, куда его занесет, во втором… компьютерная зависимость. Нет, я не хочу сказать, что те, кто не попал в театр, зависнут в виртуальном мире, но обратное - верно! Театр - это одно и самых действенных средств борьбы с компьютерной наркоманией.

Итак, ЗАЧЕМ ДЕТЯМ ТЕАТР ?

Театр - место, где человек развивает себя, развивает навыки общения, свободы, развивает интеллект, приобщается к культуре и учится быть самим собой. И интуиция ребенка подсказывает ему - Я ХОЧУ В ТЕАТР! Приведите своего ребенка в театр - подарите ему возможность развития!

Первый российский спектакль длился 10 часов и шел без антракта. Царь Алексей Михайлович, присутствовавший на представлении, сидел в кресле, зрители-бояре стояли прямо на сцене, а царица с детьми сидела в огороженном помещении и смотрела на сцену сквозь щели в досках. Было это в 1672 году. К счастью, с тех пор многое изменилось. Сейчас ходить в театр, особенно в детский театр - одно удовольствие. Это праздник! Детский театр сочетает в себе веселую игру, нескучные уроки, море музыки, яркие декорации и костюмы и массу самых разнообразных эмоций.

Зачем ходить с детьми в театр?

1. Живое действие . Все происходит здесь и сейчас. У актеров только один дубль, одна возможность донести до зрителя свою роль. Театр создает 100%-й эффект присутствия. Эмоции, которые дает театр, невозможно получить ни в каком другом месте.

2. Школа чувств . В театре дети получают лучшие уроки нравственности. Они учатся сопереживанию и пониманию другого человека. Учатся прислушиваться к другому, находить то, что объединяет, а не разъединят людей. Учатся отличать добро от зла, искренность от фальши.

3. Развитие креативности . Каждый спектакль - плод режиссера, его взгляд на пьесу. Знакомясь с разными необычными идеями, ребенок учится мыслить творчески, нестандартно и оригинально подходить к решению разных проблемных ситуаций.

4. Развитие критического мышления . Мнение зрителя может не совпадать с мнением режиссера. Знакомясь с разными спектаклями, сравнивая литературное произведение, например любимую сказку, с театральной постановкой, дети учатся критически мыслить и вырабатывать свою точку зрения на происходящее.

5. Получение новых знаний . Классические пьесы знакомят детей с классической литературой и историей. Современные - помогают разобраться в процессах, которые сейчас происходят в искусстве. Каждый спектакль дает ребенку новую информацию и новые знания.

6. Общее культурное и интеллектуальное развитие . Театр объединяет в себе несколько видов искусств - литературу, музыку, пластику. Театр культурно обогащает зрителей, делает их более вдумчивыми и интеллигентными.

7. Развитие внимательности . Если на стене висит ружье, то оно должно выстрелить. Но ребенок должен сначала заметить ружье, а потом уже понять, что оно может означать. Театр учит внимательности, наблюдательности, умению подмечать детали.

Зачем детям самим играть в спектаклях?

1. Развитие индивидуальности . Участвуя в спектаклях, дети копируют, подражают, учатся быть другими, но в первую очередь они учатся быть собой. Театр мягко заставляет детей проявлять себя в разных ипостасях и искать то, что у них лучше всего получается.

2. Общение . Театр развивает коммуникабельность. Дети, которые обучаются актерскому мастерству, легко идут на контакт с людьми разных возрастов и без труда поддерживают разговор, так как им всегда есть, о чем рассказать. Кроме того, друзья по театральной студии - определенно не самая плохая компания для ребенка.

3. Уверенность в себе . Брюс Уиллис, например, пошел заниматься в театральный кружок, чтобы избавиться от заикания. Обучение актерскому мастерству помогает детям обрести свободу тела, силу голоса и уверенность в себе. Ребенок учится контролировать свое поведение и не теряться, если возникает форс-мажорная ситуация.

4. Постановка голоса и речи . Игра в спектаклях помогает выработать четкую дикцию и научиться правильно, красиво говорить. Ораторское искусство ценится с древних времен. Это проверенное средство завоевать вес и популярность в обществе.
5. Развитие фантазии и воображения . Театр мощно развивает фантазию, воображение, помогает мыслить аллегориями, образами. Искусство театра условно, образно и поэтому близко детям, известным выдумщикам и фантазерам. Детям, занимающимся в театральной студии, никогда не бывает скучно.

6. Развитие объективного мышления . Изображая милиционера или бандита, дюймовочку или черепашку-ниндзя, ребенок проживает множество жизней и учится ставить себя на место другого человека. Играя, маленький человек не только познает мир, он примеряет на себя различные роли и учится оценивать ситуацию с разных точек зрения.

7. Тренировка памяти . Заучивание ролей развивает память. Есть смешная история о том, как маленькая девочка быстро расхотела быть «красивой актрисой». «Придется ведь потом всю жизнь учиться и столько помнить наизусть?!» - сказала она. Да, придется. И это замечательно!

Исследования показали, что школьники и студенты, увлекающиеся театром, лучше учатся в школе и в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Интересная статистика: факультеты актерского мастерства есть примерно в тысяче американских вузах, но только 3% выпускников становятся впоследствии профессиональными актерами. Остальные выбирают «традиционные» профессии - менеджер, учитель, врач… Пригодится им в жизни актерский курс? Еще как!

Ссылка на оригинал:

Оказывается, в Москве до сих пор действуют нелепые - с точки зрения современного горожанина - законы, принятые полвека назад. А то и больше! Конечно, старые постановления отменяют, но потихонечку. Мол, не все же сразу.

Один из таких «законов Хаммурапи» - «Правила поведения детей и подростков в общественных местах», принятые в 1944 и 1951 годах. В то время за их исполнением следил исполком Мосгорсовета народных депутатов. Сейчас такой организации уже нет и в помине, но эти правила Юрий Лужков отменил лишь на днях.

Дело в том, что в конце прошлого года в Москве вышел новый Кодекс об административных правонарушениях, - пояснили «Комсомолке» в столичном Департаменте семейной и молодежной политики. - И многие его статьи дублируют старые постановления. А в них было полно давно изживших себя оборотов. К примеру, подросткам запрещалось ездить на подножках трамваев. Но сейчас ведь нет никаких подножек, так что и запрещать нечего.

Самое смешное, что нелепые правила действовали вплоть до этой недели. И мы вообще-то должны были по ним жить и подчиняться.

И что там трамвайные подножки! По старым правилам молодежи не разрешалось гулять по улицам с сентября по май после 22.00. Летом - после 23.00. В учебные дни школьникам с 1-го по 8-й класс нельзя было ходить в кино, театр или цирк после 18.00 (!) без сопровождения взрослых. Лишь в каникулы или выходные можно было посмотреть фильм, спектакль или цирковое представление без мамы и папы.

Не подчиняешься - плати штраф. Милиция могла потребовать с родителя нарушителя максимум 200 рублей.

Ну и представьте себе все это на практике...

КСТАТИ

По новому административному кодексу несовершеннолетним нельзя ходить в кино, казино, ресторан, кафе, бар или клуб с 23.00 до 7.00 без сопровождения взрослых. Штраф организации - от 2500 до 30 000 рублей.

Полный текст старого постановления

О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХРЕШЕНИЕМОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ 16 ноября 1951 г.N 82/5(Д)

Исполком Московского Совета постановляет:

1. В общественных местах (театрах, кино, парках, метро, трамвае, троллейбусе, автобусе, на стадионах, катках и т.д.) и на улицах г. Москвы дети и подростки обязаны строго соблюдать общественный порядок, Правила для учащихся, а также правила уличного движения.

2. Разрешить пребывание детей и подростков до 16 лет на улицах без сопровождения взрослых до 10 часов вечера в период учебного года (сентябрь - май) и до 11 часов вечера в летнее время.

3. Постановки в детских театрах, сеансы в детских кино и другие зрелищные и увеселительные мероприятия для детей заканчивать не позднее 9 часов вечера в период учебного года, и не позднее 10 часов в летнее время.

4. Посещение кино, театров, цирков и других зрелищных предприятий детьми и подростками до 16 лет без сопровождения взрослых разрешить в воскресные, праздничные дни и в дни зимних, весенних и летних каникул.

В дни учебных занятий допускать посещение детьми и подростками кино, театров и других зрелищных предприятий без взрослых только до 6 часов вечера.

Посещение зрелищных предприятий в дни учебных занятий после 6 часов вечера разрешить только в сопровождении взрослых.

Учащиеся IX и X классов имеют право беспрепятственного посещения всех зрелищных предприятий.

5. Запретить торговым организациям продажу детям и подросткам спиртных напитков и табачных изделий.

а) проезд на подножках, буферах и других выступающих частях трамваев, троллейбусов и автомашин;

б) купание в прудах и реках вне установленных для этого мест.

7. Обязать управляющих домами (комендантов) при нарушении детьми общественного порядка во дворах или в подъездах домов сообщать об этом родителям.

Органам милиции в случае хулиганских поступков детей подвергать их родителей штрафу в сумме до 200 рублей.

8. Разъяснение настоящих правил среди детей и подростков и систематическое проведение с ними соответствующей воспитательной работы возложить на органы народного образования, а контроль за выполнением настоящего решения - на органы милиции.

Исполнительный Комитет Московского городского Совета депутатов трудящихся призывает всех граждан всемерно способствовать выполнению правил поведения детей и подростков в общественных местах.

9. Решение Исполкома Моссовета от 16.03.1951 N 16/3 считать утратившим силу.

Председатель ИсполкомаМосковского СоветаМ. Яснов

Секретарь ИсполкомаМосковского СоветаП. Леонов

Все малыши верят в волшебство и любят сказки. А играя в различные игры, дети представляют себя героями этих сказок. Таким образом, ребенок еще с трудом отделяет развлечения от обычных действий: для него одинаковы по значимости кормление своей куклы и чистка зубов по утрам и вечерам. И если вы с малышом вместе пойдете в театр, то он будет вопринимать происходящее на сцене как правду.

Театр способен очень сильно повлиять на детскую психику: во время просмотра спектакля ребенок «вливается» в сценическое действо, сопереживая и подражая героям. Это очень полезно, так как малыш усваивает новые модели поведения, учится отличать хорошие поступки от плохих и пр. Театр может стать отличным другом и помощником в вопросах воспитания: сказочные герои спектакля имеют авторитет для маленького зрителя, поэтому истины или модели поведения, которые он услышит или увидит, помогут в устранении капризов ребенка.

"Театральный" возраст

Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте начинать знакомство малыша с театром? Ответа однозначного нет, но большинство психологов говорит, что в 2-3 года уже вполне можно, главное - правильно подобрать спектакль! Лучше, конечно, начинать с Кукольного театра, так как именно в нем он сможет увидеть знакомых ему по детским произведениям персонажей — Муху Цокотуху, Колобка, Трех поросят и др. Да и кукол и игрушек, которые являются неотъемлемой частью жизни малыша, ему легче воспринимать: меньше вероятности, что ребенок заскучает и у него пропадет интерес к происходящему на сцене. Длительность представления не должна первышать 40-50 минут.

Ребенка 4-6 лет можно брать уже не только в Кукольный театр: восприятие у ребенка меняется, он способен уже отличать смешное от трагического, начинает понимать юмористические ситуации. А значит — малыша можно взять на спектакль, где играют уже не куклы, а настоящие артисты. Постановки могут быть уже с более сложным сюжетом: «Приключения Незнайки», «Снежная королева», «Старик Хоттабыч» и многие другие. По длительности спектакль может быть уже более продолжительным, но лучше если между действиями спектакля будет антракт.

Какой театр выбрать?

Итак, вы собрались с ребенком посетить театр...Но как сделать правильный выбор? На что следует опираться?

Лучше, конечно, отдать предпочтение театру, который специализируется именно на постановках для детей (ТЮЗ, Кукольный, Театр клоунады, Музыкальный театр, Интерактивный театр). В таких театрах обычно и обстановка соответствующая: нет камерности, детей встречают сказочные персонажи, часто до начала представления в холле проводятся различные конкурсы и игры. Места в зале разделяются согласно возрасту: первые 2-3 ряда для детишек до 3-х лет, выше — для более старшего возраста.

Собираемся в театр

Многие родители считают, что если они выбрали спектакль согласно возрасту ребенка, то малыш прекрасно поймет все происходящее на сцене. Но это совсем не так! Лучше, если вы купите билеты на спектакль, сюжет которого знаком и вам, и вашему ребенку — тогда вы сможете ответить на вопросы ребенка и ему будет интереснее наблюдать за уже знакомыми персонажами. Если вы все же выбрали незнакомую постановку, то почитатйте ребенку сказку или посмотрите мультфильм, по мотивам которого создан спектакль.

2. Билеты лучше купить заранее, что ребенок сидел согласно своей возрастной группе и ничто не загораживало ему обзор и не отвлекало. Если вдруг нужных мест не окажется, то лучше отказаться от посещения.

3. Выходите из дома заранее, рассчитав время на дорогу, чтобы не нервничать и не торопить ребенка. Желательно попасть в театр за 30 минут до начала спектакля.

4. Если ребенок плохо себя чувствует, то поход в театр лучше отложить.

5. Заранее ознакомьте малыша с правилами поведения в театре.

6. Желательно постараться превратить поход в театр в торжественное мероприятие: нарядите ребенка в красивое платье или костюм.

7. После спектакля побеседуйте с малышом о его впечатлениях, поинтересуйтесь его мнением относительно главных героев увиденного спектакля.

«Здравствуй, театр!»

Ознакомительная беседа с детьми в области театрального искусства. Знакомство с культурным наследием родного края.

Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка. Знакомить с видами театров: (драматический, кукольный). Театральной терминологией (Сцена, театральный занавес, зрительный зал, костюмерная, аплодисменты …). Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки,экран,ширма с декорациями.

Ход беседы.

Дорогие ребята, приглашаю Вас в путешествие. Но наше путешествие не совсем обычное. Приглашаю Вас окунуться в мир театра.

Но что же такое Театр?

Театр – одно из древнейших искусств в мире. Театр разнообразен и разнолик и вбирает в себя множество элементов, как никакое другое искусство. И в наши дни нас восхищают своей грандиозной архитектурой и масштабами древнеримские и древнегреческие театры, пленяя своей магической притягательностью. (слайд2)

Скажите, какие театры бывают?

Ответ детей: Кукольный, драматический, театр оперы и балета.

Правильно, молодцы.

Театр может быть оперным или драматическим, кукольным или театром пантомимы, разнообразие которых объединяет искусство человека – актера.

Искусство театра носит коллективный характер, объединяющий работу актеров, драматургов, костюмеров и различных работников сцены. С ХХ века театр стали называть режиссерским, т.к. появление режиссера в театре способствовало организации спектакля как единого целого. (слайд3)

Сегодня я приглашаю Вас в Астраханский государственный театр юного зрителя.

А сейчас вы закроете глаза, и произойдет чудо! (звучит музыка, дети открывают глаза.)

Звучит музыкальный эффект.

Открываем глаза…

Идёт показ иллюстраций внутри театра.

Что вы видите на экране?

(слайд 4-5)Астраханского театра юного зрителя.

Первый спектакль в Астраханском театре юного зрителя состоялся 11 марта 1933 года . Это был спектакль «Путь далёкий» по пьесе Н. Я. Шестакова . Тогда у театра ещё не было своего здания и представление прошло на сцене Клуба работников торговли по ул. Белогородской (ныне ул. Ленина). Труппа театра на тот момент была непрофессиональной, она состояла из участников художественной самодеятельности и работников радиокомитета.

Спустя год труппа театра была пополнена профессиональными актёрами, художественным руководителем театра юного зрителя стала М. Д. Любимова. Тогда же ТЮЗу было предоставлено помещение по улице Чалабяна, 16.

19 сентября 1934 года спектаклем по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор » открылся первый сезон уже профессионального театра для детей.

Приглашаю Вас в фойе театра(слайд6).

Фойе-помещение в театре, предназначенное для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля, а также для отдыха публики во время антракта. В каждом театре имеются: Сцена, зрительный зал, балкон, занавес, кулисы, декорации на сцене, актёры на сцене, куклы на сцене, гримёрная, костюмерная.

- (слайд7-8) Театральный занавес - элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала, и расположенный ближе всего к зрителям, по границе зеркала сцены.
Как правило, занавес открывается в начале представления, и закрывается в антракте и в конце представления.

(слайд9-11) - Сце́на - часть театра, подмостки, место основного театрального действия. В древнегреческом театре изначально представляла собой шатёр, в котором готовились к выступлению актёры. Современный театр обычно использует сцену закрытого типа, которую называют сценой-коробкой . Главным признаком её является наличие замкнутого пространства, отделённого от зрительного зала стеной.

(слайд12-14)- Декорация - всякое художественное украшение предмета или помещения. . Декорация здания должна соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотой. Слово «декорация» всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра , имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи , либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся красками на холсте. Главные составные части каждой театральной декорации - завеса и кулисы.

(слайд15-17) Зрительный зал - в театре - помещение для зрителей, соединенное со сценой портальным отверстием.

Амфитеатр - в театре - места в зрительном зале, расположенные поднимающимися уступами за партером.

Бельэтаж - в зрительном зале театра - ярус театральных лож выше бенуара и амфитеатра.

Галерка - устаревшее - верхний ярус театра с самыми дешевыми зрительскими местами.

Балкон - в театре - места для публики, расположенные в несколько рядов в различных ярусах зрительного зала против сцены. В некоторых театрах балконы расположены также по боковым сторонам зала. Ложа - в зрительном зале театра - группа мест, выделенных перегородками или барьерами в виде небольших помещений. Партер - в театральном здании - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей. В современном партере места для зрителей размещаются рядами, параллельно барьеру оркестра, и разделяются поперечными и продольными проходами, ведущими к выходам из зрительного зала. Для лучшей видимости пол паркета обычно повышается от сцены к задним рядам.

(слайд 18-22) - Костюмерная –помещение, где разрабатывают одежду для всех артистов и всех эпизодов в соответствии с художественным замыслом.
Костюмер - обеспечивает рабочее состояние всех костюмов при любых условиях съёмки.. Костю́м - может означать одежду в общем или отличительный стиль в одежде , отражающий социальную , национальную , региональную принадлежность человека. Костюм может также означать художественное сочетание аксессуаров на картине, статуе, в поэме или пьесе, соответствующее времени, месту или другим обстоятельствам. Ещё одно возможное значение обозначает определённый стиль одежды , в которой человек мог бы изобразить несвойственную ему роль, например, маскарадный костюм или актёрские костюмы.

Наиболее часто люди могут видеть костюмы на актёрах в театре. В сочетании с другими деталями костюм помогает актёру создать образ персонажа.

Наше путешествие по театру подходит к завершению.

Во всех театрах работает очень много людей. Кто работает в театре?

Звучит стихотворение, дети договаривают слова-определения.

Поставит танцы балетмейстер,

В оркестре на подбор таланты,

Что дирижер, что музыканты.

Еще, конечно, режиссер,

Художник, бутафор, гример;

Покажет вам, где что лежит,

Ответственный за реквизит.

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны.

Но все же, как тут ни крутись,

А главный человекартист .

Хотите стать актёрами?

Ответы детей: Хотим.

Чтобы стать актёром нужно, очень многому учиться, много всего уметь.

Что должен уметь делать актёр?

Ответы детей: Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.

Сегодня мы с вами станем настоящими актёрами. Отправимся в драматический театр. И войдём в тайную дверь, куда входят не зрители, а только актёры и служащие театра.

Дети под музыку подходят к ширме, имитируют,

как- будто входят в служебную дверь.

Представим, что здесь рабочее место актёров.

А знаете, с чего начинается профессия актёра?

Ответы детей: С дыхания.

Конечно с правильного дыхания. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.

Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие актеры. Сядьте все прямо, выпрямите спину, положите руку на живот.

Дыхательная гимнастика

Греем ладошки, свечка (1,2,5), шарик.

Звукоподражание (дыхание+чистота звуков)

«Дворники у машины» -щ-щ-щ.

«Комар» -з-з-з ищем комара, нашли, прихлопнули.

«Муха» –ж-ж-ж.

Будем мы сейчас играть - вежливые слова называть.

(Дети инсценируют стихотворение «Вежливые слова» С. Коротковой.)

Что бы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б ни встретил-

Это знают дети.

Скажешь» здравствуй» - и в ответ

Прозвучит: « Привет, привет!»

Здравствуйте, ладошки! (Дети два раза хлопают.)

Здравствуйте, сапожки! (Два раза топают .)

Здравствуйте, лягушки! (Произносят: ква-ква.)

Здравствуйте, кукушки! (Произносят: ку-ку

Здравствуй, шустрый ветерок! (Дети дуют.)

Здравствуй, сонная ворона! (Произносят: кар-кар.)

Поезд длинный у перрона! (Произносят: ту- ту.)

Добрый день ручным часам (произносят: тик-так),

Здравствуй, бурная река! (Булькают языком.)

В синем небе облака! (Тихо поют высоким звуком, изображая руками облака.)

Наше занятие подошло к концу, надеюсь, что оно вам очень понравилось. Спасибо вам.