Художественный замысел и история создания «Повести о житии Александра Невского. Старт в науке

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были в угоду Богу, ещё более чтимы на Земле. К ним обращается народ за помощью в тяжёлые годы испытаний. Таким национальным героем, народным заступником, священной личностью в истории нашей страны, в памяти народной был и остаётся Святой Благоверный Великий князь Александр Невский. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берег свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: помогал вдовам и сиротам, простому народу, много серебра и золота передавал он в Орду, немало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской.

В этом году на уроках литературы мы познакомились с «Повестью о житии и о храбрости Александра Невского». Раньше я знал об этом человеке только как о храбром воине, выигравшем битву на Неве и Чудском озере. И совершенно не знал, что русская церковь причислила его к лику святых. Мне захотелось больше узнать об этом человеке, в этом не помог мой учитель литературы. Для меня эта тема является актуальной, т.к. я знаю, что личность Александра Невского и по сей день является образцом мужества и бесстрашия для многих поколений россиян.

Так родился наш проект, цель которого - увидеть через текст «Повести о житии Александра Невского» образ Александра таким, каким его знали и воспринимали современники.

Задачи:

Изучить текст «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

Выявить, как сочетаются черты воинской повести и агиографического жанра в «Повести о житии Александра Невского».

Проанализировать средства речевой выразительности в «Повести…» и выявить те, с помощью которых автор XIII века воссоздаёт личность Александра Невского.

Объект исследования - «Повесть о житии Александра Невского»

Предмет исследования - речевая характеристика главного героя «Повести о житии Александра Невского», текст произведения.

2. Основная часть

2.1 Черты воинской повести и агиографического жанра в «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»

Прежде всего, нам необходимо разобраться, что же такое жанры.

«Жанр литературный (от франц. genre - род, вид) - форма, в которой реализуются основные роды литературы: эпос, лирика и драма, характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Различают Ж. л.: в эпосе - роман, повесть, рассказ, очерк, сказка, былина и др., в лирике - стихотворение, ода, элегия и др., в драме - трагедия, комедия, драма и др. Каждому Ж. л. свойственно определенное "жанровое содержание" (тематика, проблематика, масштаб охвата изображаемого мира)»

«В древнерусской литературе определилась система жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. Жанры в древнерусской литературе выделялись по несколько иным признакам, чем в литературе нового времени. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение.

Об истории мира рассказывали хронографы; об истории отечества — летописи, памятники исторической письменности и литературы Древней Руси, повествование в которых велось по годам. Они повествовали о событиях русской и мировой истории. Существовала обширная литература нравоучительных биографий — жития святых, или агиография».

Как мы видим, в древнерусской литературе сложились свои, определенные жанры: молитва, притча, житие, поучение, повесть, воинская повесть, слово, хождение, летопись, включающая в себя мелкие жанровые формы - сказания, наставления и легенды.

Как следует из названия «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» является синтезом двух жанров - жития и воинской повести. Рассмотрим жанровые особенности каждого из них. Житие - описание жизни святого. В древнерусской литературе образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.

Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была), а также особых свидетельствах божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся пожизненные и посмертные чудеса)

Жития святых пишутся по особым правилам (канонам):

считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей; чаще всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь; в процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их; святой мог предсказывать свою смерть, так как чувствовал её; после смерти его тело оставалось нетленным.

Воинская повесть - жанр древнерусской литературы, распространённый в 11—17 вв. Основу воинской повести составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. Центральный герой воинской повести - обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. Как же получилось так, что в одном произведении соединились особенности двух жанров? Я узнал, что жанр жития начал развиваться в эпоху начала монголо-татарского ига. Героями произведений становились не только святые, апостолы, мученики, но и люди, защищавшие Русь и веру от врагов-иноверцев. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» возникла около 1283 г., автор его неизвестен, но известно, что оно написано в Рождественском монастыре. Это произведение было создано ещё до канонизации Александра Невского и первоначально было светской биографией. Возможно, из-за этой неоднозначности житие соединило в себе 2 жанра - житие и воинскую повесть.

Композиционно произведение обладает житийной макроструктурой - оно состоит из 3-х частей. Первая часть - вступление (используется самоуничижение, автор говорит о том, что знал Невского уже во взрослом возрасте, о том, что пишет с чистой душой). Вторая часть - центральная часть. Эпизоды центрального повествования в житии соединены хронологически и представляют наиболее важные, с точки зрения создателя произведения, деяния Александра: освобождение Копорья и Пскова от немцев; Ледовое побоище, рассказ о котором облечен в форму воинской повести информативного типа, причем описание битвы дается в воинских формулах; поездка князя к Батыю по его требованию, сведения о которой носят легендарный характер; возрождение земли после нашествия Неврюя; отказ от приема римских послов, желавших поучить князя своей вере. Третья часть - заключение. Последнюю часть повествования составляют рассказ о смерти Александра во время возвращения из второй поездки в Орду, сообщение о прощании с ним суздальцев, словах митрополита Кирилла, называющего князя «солнцем земли суздальской», и чудо с «душевной грамотой», произошедшее в момент погребения.

Как мы видим, по своему художественному облику "Повесть о житии Александра Невского" отличается от предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков воинской повести и жития.

2.2. Образ Александра Невского в «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

«Повесть…» была написана в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребён князь. По предположению Д. С. Лихачёва, автором этого произведения был галицкий книжник, а время возникновения "Повести" нужно относить к периоду между 1263 - 1280 гг.

Составление полной биографии князя Александра не входило в задачи автора. Содержанием жития является краткое изложение основных, с точки зрения автора, эпизодов его жизни, которые позволяют воссоздать героический образ князя, сохранившийся в памяти современников: князя - воина, доблестного полководца и умного политика.

«Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его»,- так начинает свое неторопливое повествование автор «Повести» . Автор сохраняет традиционное вступление, начинает основную часть с упоминания о благочестивых родителях Александра, как это было принято.

Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Иосифу, Самсону, Соломону, римскому императору Веспасиану: «Лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую» .

Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость. Очень редко бывает, что человек, стоящий у власти, обладает этими качествами. Перед нами князь - всем князьям князь

Автор, подчеркивая мудрость Александра Невского, приводит еще один аргумент: «Один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его… Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей» .

В личности князя, несмотря на его высокое положение, мы наблюдаем удивительные качества характера. Известно, что характер человека формируется в испытаниях. И вот далее действия в «Повести…» разворачиваются, как определяет канон, из эпизодов, отражающих наиболее значительные подвиги главного героя.

Первый и наиболее важный фрагмент — рассказ о битве Александра со шведами на Неве. Мотивировка событий носит легендарный характер и связана с упомянутой выше характеристикой героя. Автор повествует о некоем Андреяше-иноземце, который, увидев Александра Ярославича, похвалил его в своей стране. Тогда король этой страны решил помериться силой с ним и пошел на него войной. Враг преисполнен уверенности в своих силах: «собрал силу великую», «пылая духом ратным», «опьяненный безумием», шлет он послов к Александру со словами: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою» .

А у князя в это время была малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато есть крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу». «Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю. Мы видим храбрость Александра, которому только минуло 20 лет. Уже в этом эпизоде он предстает перед нами воином-полководцем.

В то же время в этой части присутствует элемент, свойственный в ту эпоху в большей мере не воинской повести, а житию — видение Бориса и Глеба воину Александру Пелугую, которое предвещает победу в будущем сражении: «Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугуй стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его» .

Александр просил о том никому не говорить, мы видим, что князь выступает в этом фрагменте как мудрый правитель. «И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьём» . В этом эпизоде князь - опытный полководец. Онрешителен, сметлив, ловок. Затем автор останавливается на подвигах шести новгородцев-дружинников Александра, называя каждого по имени и рассказывая о его деяниях. У такого князя и воины - чудо-богатыри. Взаимопонимание и сплочённость приводят русичей к победе.

Наряду с конкретным описанием событий, свойственным воинской повести, в этой части также появляется элемент, свойственный житиям, - рассказ о чуде за рекой Ижорой, где стояли шведы, куда не могли пройти русские воины и где после битвы обнаружили множество врагов, «убитых ангелом Господним».

Таким образом, этот фрагмент «Повести о житии Александра Невского» в целом представляет собой воинскую повесть событийно-повествовательного типа, внутрь которой вкраплены два «малых жанра», широко использовавшихся житиями: видение и чудо.

Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года изображена в традиционной манере воинских повестей: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью» .

На самом деле Александр в этой битве проявил незаурядный полководческий талант, разгадав тактический замысел врагов.

От Пскова на север лежит Псковское озеро, еще севернее — озеро Чудское. Они соединяются широкой протокой. Крестоносцы находятся на западе от озер. Александр решил отойти назад и построить свои полки между озерами. Здесь, на заснеженном льду, крестоносцы должны принять вызов Александра. Все войско строится в виде клина: его острие - одетые в латы рыцари, по бокам клина рыцари, а внутри этой подвижной брони - пехота. У Александра войско в основном пешее. И Александр решил: срединный полк будет состоять из ополченцев - горожан и селян, вооруженных копьями, топорами, ножами; опытные же воины, хорошо вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины. Клин легко сомнёт срединный полк. Рыцари посчитают, что главное дело уже сделано, но в это время с флангов их атакуют могучие воины. Позади срединного полка Александр распорядился поставить сани, на которых везли оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной преградой, начинался берег, усеянный большими валунами - преграда естественная. Меж камней и саней, на коне и не поскачешь. Зато ополченец, одетый в легкие доспехи, будет действовать среди преград ловко. Так Александр Невский готовил победу своему войску.

В этом сражении полезнее, чем личный пример, был своевременный приказ полководца. Александр дал знак вступить в сражение полкам правой и левой руки. Конные дружинники напали на противника с тыла. Сбившихся в кучу рыцарей русские воины стаскивали с коней. Весенний лед ломался под тяжестью борющихся, рыцари тонули в полыньях и проломах. До противоположного берега протоки лед был усеян телами врагов. Так закончилось сражение. Уже летом в Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр произнес слова, ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам, придет, от меча и погибнет!»

Эта битва принесла ему славу: «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима». Слава об Александре Невском стала распространяться по всем странам. Все его битвы и победы были только во имя спасения русского народа.

Князь предстает перед нами не только как воин - князь. Из «Повести…» мы узнаем, что «великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей, разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: «Князь хороший в странах - тих, приветлив, кроток, смиренен - и тем подобен Богу». Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое». Перед нами встает мудрый правитель - приветливый, заботливый, милосердный. Прославлению Александра - защитника православия - посвящен в житии рассказ о приходе на Русь папских послов. Александр отвергает их предложение принять католичество, и в этом автор жития видит торжество национальной политики русского князя.

После свершения ратного подвига в сражении с Западом ему предстояло свершить подвиг смирения перед силой Востока. «Александр Невский мог, проявляя особые организаторские и дипломатические способности, уступить более сильному врагу, чтобы спасти свой народ от напрасных жертв».

Лаконично сообщает автор «Повести…» о принятом решении Александра Невского идти в Орду и просить хана освободить русских воинов от участия в походах татарских войск: «Было в те времена насилие великое от иноверных, преследовали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды» .

Батый отпускает Александра: «И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра». Автор сообщает нам о том, что по дороге из Орды князь заболел. Но прежде чем написать о его смерти, изливает свои чувства в горестном восклицании: «О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего!» . Завершается рассказ о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда митрополит захотел вложить в руку князя духовную грамоту, Александр, как живой, протянул руку и сам ее взял.

Заключительная часть «Повести…» включает жанр плача. Повесть, сообщив о смерти князя, заканчивается традиционным плачем народа, автора.

Внимательно прочитав «Повесть…» мы нашли в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой,- праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем. По нашему мнению, цель данного произведения - прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли.

Многие из упомянутых черт характера Александра Невского уместны более в воинской повести, чем в житии, поскольку они подчеркивают мирские, а не религиозные добродетели Александра: мужество, решительность, полководческий дар, силу и храбрость в бою, заботу о своих людях - и лишь затем упование на помощь высших сил, верность православию. Иначе говоря, главный герой жития приобретает черты, свойственные образу положительного героя-князя в воинских повестях, в то же время главным способом его изображения остается идеализация, характерная для жития.

По словам И. П. Еремина, Александр «предстает перед нами в образе то царя-военачальника библейской древности, то храброго витязя книжного эпоса, то иконописного «праведника». Этот несколько пестрый стилистический наряд, в который подчас облекает своего героя автор жития, - еще одна с его стороны восторженная дань светлой памяти покойного князя»

2.3 Языковые особенности «Повести о житии Александра Невского»

Личность Александра Невского производила чарующее впечатление на всех, кто его видел. Тайна его обаяния заключалась не только в его мудрости, мужестве, внешней красоте, но и в нечто высшем, которое неотразимо влекло к нему.

Самая первая характеристика Александра Невского дается уже в названии произведения. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» уже содержит в себе два эпитета. Каково значение слова «благоверный»? Это слово, как мы видим, состоит из двух основ - «благо» и «вера». Благо - это добро, благополучие, следовательно, «благоверный» - это верный благу, верный чему-то хорошему.

В самом начале «Повести…», характеризуя героя, автор прибегает не к описанию, а к сравнительному методу: его образ создается с помощью многочис-ленных сравнений. Александр Невский сравнивается с различными библейскими героями Ветхого Завета - правителями, являвшимися воплощением лучших чело-веческих качеств - красоты, мудрости, силы, храбрости.

Очень интересен язык «Повести…», в нем можно найти метафоры: «озеро покрылось и двинулось». Этот троп позволяет ярче осознать, какое же количество воинов было во время сражения на Чудском озере. Образ князя, который «разгорелся сердцем» от нашествия врага, «опьяненного безумием» позволяют ярче дать характеристику Александру Невскому. Для этой же цели служат эпитеты: «о святой, и честной, и славной жизни его», «чудо дивное», набожность главного героя также подчеркивается с помощью этого тропа. Александр имел «веру великую к святым мученикам». Перифраза также дает полную характеристику Александру Невскому: «Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!»

Создавая биографию своего современника задолго до его канонизации, автор «Повести о житии Александра Невского» воспользовался как образцом традицией житий - единственного древнерусского жанра, дававшего жизнеописание героя. Но реальная жизнь, которую он описывал, требовала привлечения литературных форм и средств, свойственных распространенному и хорошо известному автору жанру — воинской повести. Поэтому-то так много описаний битв, сражений, а в них, естественно тоже дается характеристика Александра Невского. Это, опять, эпитеты. Александр собрал сильное войско, где «было много храбрых воинов», были они исполнены «духа ратного». А сравнение, несомненно, показывает их храбрость: «ведь были сердца их, как сердца львов».

Несомненно, и влияние воинской стилистики, обнаруживающееся в воинских формулах, использованных в картинах битв: «Сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Среди тропов мы можем выделить гиперболу: «покрылось оно кровью». Сам полководец не отстает от своих воинов, а кажется, что и превосходит их: «Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться» . Так, с помощью сравнения, автор подчеркивает богоизбранность воина-князя. И вот уже перед нами яркий образ князя - защитника, полководца, воина, святого.

Многосоюзие придает повествованию неторопливость, протяженность сражений по времени: «Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов». «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью» .

Риторический вопрос также встречается в «Повести…»: «Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: "Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы. Что же - один ты не хочешь мне покориться?»

Эмоциональное напряжение достигает высшей точки в конце жития с помощью риторического восклицания: ««О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!»

Как мы выяснили, описание доблести князя Александра и его дружины не оставляет читателей равнодушными. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, многосоюзие, противопоставление, риторические восклицания и риторические восклицания).

В то же время повествование насыщено библейскими аналогиями, цитатами, литературными параллелями. Автор постоянно напоминает о небесном покровительстве князю, стремясь показать, что «на таковые Бог призирает». Идея священности княжеской власти определяет особенности художественной структуры жизнеописания Александра Невского.

Воинские формулы, церковнославянизмы и живой язык используются автором вместе, что является несомненным жанровым своеобразием произведения.

3. Заключение

«Повесть о житии Александра Невского» относится к 80 годам ΧІІІ века. Само заглавие произведения дает определение его специфики: «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» - рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги «храбрости». Это произведение представляет собою княжескую биографию, соединяющую в себе черты жития и воинской повести.

Оно открывается «славой» герою, заканчивается плачем по Александру Невскому. Очевидец тех событий своеобразный «портрет» Александра Невского.

Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы «Повести…», деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания Давида, Езекии, Соломона, Иисуса Навина и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгугию перед Невской битвой, чудесное избавление от шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Сама структура «Повести о житии Александра Невского» представляет собой произведение сложного характера: внутрь центральной житийной части введены в качестве двух эпизодов самостоятельные воинские повести, а в их состав входят жанры, свойственные житиям,-видения и чудеса.

В стилистике «Повести…» тоже есть место необычному - воинские формулы и живой язык используются автором вместе, что тоже является жанровым своеобразием произведения. А Библейские воспоминания сочетаются с русским историческим преданием, литературные традиции - с реальными наблюдениями над битвой. Все это придает «Повести о житии Александра Невского» как литературному произведению своеобразный неповторимый характер.

Прижизненные заслуги - далеко не все, чем славен образ Великого князя. Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости позволял ждать от Невского и небесного заступничества. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви. В 1724 году святые мощи по приказу Петра I были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где покоятся и теперь.

Выводы:

1. Мы изучили текст «Повести о житии и храбрости благородного и великого Александра Невского». Автор «Повести…» подобно рассказал о трех подвигах: битве на Неве со шведами (1240 г.), о Ледовом побоище с немцами на Чудском озере (1242 г.), о поездке в Орду.

Мы видим, что первые подвиги Александра Невского бранные, а третий связан с самопожертвованием. Александр Невский поехал к хану Батыю отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу.

2. Мы выяснили, что в «Повести…» сочетаются элементы двух жанров - жития и воинской повести. Элементы жития: самоуничижение автора, благочестивые родители, рисуется образ христианина (отказал в католичестве, благочестивое приставление), элементы чудесного, плач по смерти героя, изобилие цитатами и соотнесениями из Библии.

Элементы воинской повести: рассказ не всей жизни князя, а только о воинских победах, используются устойчивые формулы для описания военных действий, преувеличение физических качеств героя, прославление его силы.

3. Мы нашли ответ на вопрос: чем же примечателен образ Александра Невского? В этом нам помогла «Повесть…», написанная человеком, кто лично знал этого героя, сам был свидетелем зрелого возраста его и рад поведать «о святом, и честном, и славном житии его». «Повесть» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата.

4. Мы проанализировали средства речевой выразительности в «Повести…» и выявили те, с помощью которых автор XIII века воссоздал личность Александра Невского. Глубине восприятия способствуют художественные приемы, использованные автором (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, многосоюзие, противопоставление, риторические восклицания и риторические восклицания).

4. Список литературы:

Большая советская энциклопедия Воинская повесть. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/

Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства: (Легенда о “Государстве пресвитера Иоанна”). - М., Наука, 1970.

Еремин И.П. Житие Александра Невского. В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI-XIII вв. / Сост. пер. и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. М., 1957, с. 354-356;

Жанры древнерусской литературы. - http://licey.net/free/

Жанровое своеобразие «Жития Александра Невского». № 24.- [Электронный ресурс].- Режим доступа.- https://studopedia.ru/nevskogo

Жизнь и подвиги Александра Невского. 3 подвига Александра Невского - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://fb.ru/article/

Каргалов В. В. Полководцы X - XVI вв. -М.: ДОСААФ, 1989.

Лурье Я. С. Обобщение летописи XIV-XV вв./ Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Наука, 1976

Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005- [Электронный ресурс]. -Режим доступа. - http://enc-dic.com/litved/Zhanr-literaturn-383

Приложение

Храм-часовня во имя благоверного князя Александра Невского в Воронеже

Образ Александра Невского в русской литературе можно найти во многих известных произведениях. Это известный отечественный правитель и военачальник, канонизированный православной церковью.

Житие Александра Невского

Самое первое знаковое произведение, в котором раскрывается образ Александра Невского в русской литературе, - его житие. Предположительно оно было написано в конце XIII столетия, вскоре после смерти князя, годы жизни которого - с 1221-го по 1263-й.

Написал "Повесть о житии Александра Невского" его современник, который, скорее всего, был знаком с ним лично. В этом произведении рассказывается о двух важных победах, которые одержала армия Невского. Одна - на Неве, в сражении против шведов, вторая - над немцами на Чудском озере. По большому счету, "Повесть о житии Александра Невского" - это лирическая баллада, рассказывающая о военных подвигах главного героя.

Первая биография Александра Невского

Первая светская биография великого русского князя появилась в XVIII веке. В 1732 ее создал историк Миллер. Его книга называлась "Жизнь святого Александра Невского".

Биография Миллера вышла в Петербурге на немецком языке. В своем труде историк, в первую очередь, опирался на "Степенную книгу", памятник русского исторической литературы XVII века. А также впервые использовал ливонские и шведские хроники, сборники папских документов. Причем эта биография была написана с научными претензиями.

Во времена СССР интерес к этой фигуре не пропал. Например, в 1952 году он стал персонажем повести Василия Яна "Юность полководца". В ней писатель рассказывал о роли великого русского князя в обороне Руси против шведов и Тевтонского ордена. Подробно описаны события, которые происходили в 40-х годах XIII столетия.

Кстати, этой повестью Ян завершил цикл исторических произведений, посвященных ключевым событиям, происходившим в Азии и Европе. Напомним, к этому же циклу относятся романы "Чингисхан", "Батый" и "К последнему морю".

Ян наглядно демонстрировал хронологию жестоких и беспощадных походов татаро-монголов на Русь, а также героическое сопротивление, которое оказывали захватчикам жители приграничных районов. Своей популярности эти повести Яна обязаны действенному приему - показать все события через верховных правителей и простых людей. Эта героико-патриотическая тематика была особенно востребована в годы Великой Отечественной войны

"Юность полководца"

В повести "Юность полководца" рассказывается о жизни в Великом Новгороде, который в то время оставался формально независимым от захватчиков, но при этом подвергался серьезной экспансии с запада.

В планах Василия Яна был большой роман о событиях XIII века, в котором личность Александра Невского должна была быть ключевой. Но реализовать замысел не удалось из-за смерти писателя.

"Ратоборцы"

Еще одной важной книгой об Александре Невском является эпопея "Ратоборцы", автором которой стал Алексей Югов. Он ее писал с 1944 по 1948 годы. В ней великий князь Александр Невский показан одним из главных защитников Руси вместе с князем Галицким.

У Югова Невский предстает перед читателем расчетливым дипломатом, а также дальновидным и опытным политиком, а не только отважным военачальником. В этом романе Невский близок к народу. Это стало следствием идеализации его образа, а также всей эпохи.

Стоит отметить, что сам Югов был сторонником исторических концепций, который ратовали за все исконно русское, боролся с космополитизмом. Такие теории многими и тогда рассматривались как псевдонаучные.

Характеристика Невского в литературе

Подробную характеристику Александру Невскому в отечественной литературе дал академик Михаил Тихомиров. По его словам, князь часто изображался удалым молодцем, который решает все проблемы и трудности внезапной атакой и одерживает славные победы. В действительности битвы Александра Невского проходили не так легко и просто. А такое изображение князя слишком далеко от исторической правды.

Давая истинную характеристику Александра Невского, сохранившуюся по историческим документам, стоит отметить, что это был человек, умевший сочетать смелость полководца с расчетом осторожного политика. Только симбиоз двух этих качеств позволял ему брать верх над неприятелем.

Роман Бориса Васильева

Свой вклад в создание образа Александра Невского в русской литературе внес и Борис Васильев. Известный писатель-фронтовик, автор произведений "А зори здесь тихие...", "В списках не значился" и "Не стреляйте в белых лебедей" написал роман "Александр Невский" в 1997 году. В тот период автор всерьез увлекся исторической литературой, посвятив отдельные романы также вещему Олегу, княгине Ольге, князю Святославу, Владимиру Красное Солнышко, Владимиру Мономаху.

Позже роман об Александре Невском был переиздан под другим названием и сейчас больше известен как "Князь Ярослав и его сыновья".

В этой книге Борис Васильев переносит нас на Русь первой половины XIII века. В то время ни о каком единстве между княжествами речи не шло, правители вели ожесточенную борьбу между собой за первенство, воевали с немецкими рыцарями, пытались ужиться с татаро-монголами, которые огромным войском пришли на русскую землю.

Главные герои этого романа - князь Ярослав Всеволодович и его сын Александр, позже прозванный Невским, а также его младший брат Андрей, который после ссоры с героем нашей статьи был вынужден бежать в Швецию. В повествовании встречаются как реально существовавшие исторические персонажи, так и полностью вымышленные герои.

Борис Васильев с присущим ему мастерством берется за создание образа Александра Невского в русской литературе. У него получается увлекательное повествование, которое держит читателей в напряжении до самых последних страниц.

"Лазутчик Александра Невского"

Еще один яркий пример использования образа князя в русской литературе - роман Сергея Юхнова "Лазутчик Александра Невского". Книга вышла в издательства "ЭКСМО" в 2008 году.

Читатель узнает из нее про тяжелые времена, которые наступили на Руси в XIII веке. Страна оказалась фактически окружена захватчиками, которые угрожали ей со всех сторон.

В центре повествования - как раз князь Александр Невский, который собирает дружину, чтобы противостоять захватчикам и защитить родную землю. События, как и у Васильева, описываются со стороны не только правителей, но и рядовых граждан. Одним из центральных персонажей становится юный лазутчик по прозвищу Сурок. Вместе с друзьями по повелению князя он отправляется на рубежи Руси, чтобы постараться любой ценой добыть сведения о готовящемся крестовом походе. Они крайне важны и необходимы Невскому.

Это приключенческий и авантюрный роман, основанный на преимущественно вымышленных событиях. Например, Сурку предстоит стать рыцарем, чтобы выполнить эту миссию, и войти в доверие к Папе Римскому.

Самое главное испытание и для Сурка и для великого князя еще впереди. Это Ледовое побоище. В этой битве Александра Невского на кону фактически стояла вся русская земля.

В романе много внимания уделено вражеским козням, тайным и загадочным миссиям, а также грандиозным сражениям и рыцарским поединкам. Это произведение наглядно демонстрирует большой интерес писателей и читателей к этой исторической фигуре. Ведь когда личность начинает интересовать даже авторов-беллетристов, это говорит о ее большой популярности.

Первый национальный герой

Определение, вынесенное в этот подзаголовок, используют многие современные отечественные писатели. Они подчеркивают роль Александра Невского в объединении русских княжеств, которые до этого были абсолютно разрознены и только воевали между собой. Все это негативно отражалось на целостности границ всего государства. Конечно, до настоящего объединения еще было далеко. Но Невский сделал первые шаги в этом направлении.

В частности, этому посвящен роман Лидии Обуховой "Набатное утро". В этом историческом произведении автор отмечает, что хоть в то время и не существовало понятия единой страны, но Невскому удалось сделать борьбу с немецкими и шведскими захватчиками общенациональным делом.

При этом нужно признать, что в последние годы появилось большое количество романов, в которых рассматриваются различные альтернативные версии истории Древней Руси. Например, значимость личности нашего героя некоторыми авторами ставится под сомнение. Знатоки альтернативной истории допускают, что Невский мог быть малозначительным правителем, который на самом деле не играл решающей роли в отечественной истории XIII века.

Образ Александра Невского в русской литературе можно найти во многих известных произведениях. Это известный отечественный правитель и военачальник, канонизированный православной церковью.

Самое первое знаковое произведение, в котором раскрывается образ Александра Невского в русской литературе, - его житие. Предположительно оно было написано в конце XIII столетия, вскоре после смерти князя, годы жизни которого - с 1221-го по 1263-й.

Написал "Повесть о житии Александра Невского" его современник, который, скорее всего, был знаком с ним лично. В этом произведении рассказывается о двух важных победах, которые одержала армия Невского. Одна - на Неве, в сражении против шведов, вторая - над немцами на Чудском озере. По большому счету, "Повесть о житии Александра Невского" - это лирическая баллада, рассказывающая о военных подвигах главного героя.

Первая биография Александра Невского

Первая светская биография великого русского князя появилась в XVIII веке. В 1732 ее создал историк Миллер. Его книга называлась "Жизнь святого Александра Невского".

Биография Миллера вышла в Петербурге на немецком языке. В своем труде историк, в первую очередь, опирался на "Степенную книгу", памятник русского исторической литературы XVII века. А также впервые использовал ливонские и шведские хроники, сборники папских документов. Причем эта биография была написана с научными претензиями.

Во времена СССР интерес к этой фигуре не пропал. Например, в 1952 году он стал персонажем повести Василия Яна "Юность полководца". В ней писатель рассказывал о роли великого русского князя в обороне Руси против шведов и Тевтонского ордена. Подробно описаны события, которые происходили в 40-х годах XIII столетия.

Кстати, этой повестью Ян завершил цикл исторических произведений, посвященных ключевым событиям, происходившим в Азии и Европе. Напомним, к этому же циклу относятся романы "Чингисхан", "Батый" и "К последнему морю".

Ян наглядно демонстрировал хронологию жестоких и беспощадных походов татаро-монголов на Русь, а также героическое сопротивление, которое оказывали захватчикам жители приграничных районов. Своей популярности эти повести Яна обязаны действенному приему - показать все события через верховных правителей и простых людей. Эта героико-патриотическая тематика была особенно востребована в годы Великой Отечественной войны

"Юность полководца"

В повести "Юность полководца" рассказывается о жизни в Великом Новгороде, который в то время оставался формально независимым от захватчиков, но при этом подвергался серьезной экспансии с запада.

В планах Василия Яна был большой роман о событиях XIII века, в котором личность Александра Невского должна была быть ключевой. Но реализовать замысел не удалось из-за смерти писателя.

"Ратоборцы"

Еще одной важной книгой об Александре Невском является эпопея "Ратоборцы", автором которой стал Алексей Югов. Он ее писал с 1944 по 1948 годы. В ней великий князь Александр Невский показан одним из главных защитников Руси вместе с князем Галицким.

У Югова Невский предстает перед читателем расчетливым дипломатом, а также дальновидным и опытным политиком, а не только отважным военачальником. В этом романе Невский близок к народу. Это стало следствием идеализации его образа, а также всей эпохи.

Стоит отметить, что сам Югов был сторонником исторических концепций, который ратовали за все исконно русское, боролся с космополитизмом. Такие теории многими и тогда рассматривались как псевдонаучные.

Характеристика Невского в литературе

Подробную характеристику Александру Невскому в отечественной литературе дал академик Михаил Тихомиров. По его словам, князь часто изображался удалым молодцем, который решает все проблемы и трудности внезапной атакой и одерживает славные победы. В действительности битвы Александра Невского проходили не так легко и просто. А такое изображение князя слишком далеко от исторической правды.

Давая истинную характеристику Александра Невского, сохранившуюся по историческим документам, стоит отметить, что это был человек, умевший сочетать смелость полководца с расчетом осторожного политика. Только симбиоз двух этих качеств позволял ему брать верх над неприятелем.

Роман Бориса Васильева

Свой вклад в создание образа Александра Невского в русской литературе внес и Борис Васильев. Известный писатель-фронтовик, автор произведений "А зори здесь тихие...", "В списках не значился" и "Не стреляйте в белых лебедей" написал роман "Александр Невский" в 1997 году. В тот период автор всерьез увлекся исторической литературой, посвятив отдельные романы также вещему Олегу, княгине Ольге, князю Святославу, Владимиру Красное Солнышко, Владимиру Мономаху.

Позже роман об Александре Невском был переиздан под другим названием и сейчас больше известен как "Князь Ярослав и его сыновья".

В этой книге Борис Васильев переносит нас на Русь первой половины XIII века. В то время ни о каком единстве между княжествами речи не шло, правители вели ожесточенную борьбу между собой за первенство, воевали с немецкими рыцарями, пытались ужиться с татаро-монголами, которые огромным войском пришли на русскую землю.

Главные герои этого романа - князь Ярослав Всеволодович и его сын Александр, позже прозванный Невским, а также его младший брат Андрей, который после ссоры с героем нашей статьи был вынужден бежать в Швецию. В повествовании встречаются как реально существовавшие исторические персонажи, так и полностью вымышленные герои.

Борис Васильев с присущим ему мастерством берется за создание образа Александра Невского в русской литературе. У него получается увлекательное повествование, которое держит читателей в напряжении до самых последних страниц.

"Лазутчик Александра Невского"

Еще один яркий пример использования образа князя в русской литературе - роман Сергея Юхнова "Лазутчик Александра Невского". Книга вышла в издательства "ЭКСМО" в 2008 году.

Читатель узнает из нее про тяжелые времена, которые наступили на Руси в XIII веке. Страна оказалась фактически окружена захватчиками, которые угрожали ей со всех сторон.

В центре повествования - как раз князь Александр Невский, который собирает дружину, чтобы противостоять захватчикам и защитить родную землю. События, как и у Васильева, описываются со стороны не только правителей, но и рядовых граждан. Одним из центральных персонажей становится юный лазутчик по прозвищу Сурок. Вместе с друзьями по повелению князя он отправляется на рубежи Руси, чтобы постараться любой ценой добыть сведения о готовящемся крестовом походе. Они крайне важны и необходимы Невскому.

Это приключенческий и авантюрный роман, основанный на преимущественно вымышленных событиях. Например, Сурку предстоит стать рыцарем, чтобы выполнить эту миссию, и войти в доверие к Папе Римскому.

Самое главное испытание и для Сурка и для великого князя еще впереди. Это Ледовое побоище. В этой битве Александра Невского на кону фактически стояла вся русская земля.

В романе много внимания уделено вражеским козням, тайным и загадочным миссиям, а также грандиозным сражениям и рыцарским поединкам. Это произведение наглядно демонстрирует большой интерес писателей и читателей к этой исторической фигуре. Ведь когда личность начинает интересовать даже авторов-беллетристов, это говорит о ее большой популярности.

Первый национальный герой

Определение, вынесенное в этот подзаголовок, используют многие современные отечественные писатели. Они подчеркивают роль Александра Невского в объединении русских княжеств, которые до этого были абсолютно разрознены и только воевали между собой. Все это негативно отражалось на целостности границ всего государства. Конечно, до настоящего объединения еще было далеко. Но Невский сделал первые шаги в этом направлении.

В частности, этому посвящен роман Лидии Обуховой "Набатное утро". В этом историческом произведении автор отмечает, что хоть в то время и не существовало понятия единой страны, но Невскому удалось сделать борьбу с немецкими и шведскими захватчиками общенациональным делом.

При этом нужно признать, что в последние годы появилось большое количество романов, в которых рассматриваются различные альтернативные версии истории Древней Руси. Например, значимость личности нашего героя некоторыми авторами ставится под сомнение. Знатоки альтернативной истории допускают, что Невский мог быть малозначительным правителем, который на самом деле не играл решающей роли в отечественной истории XIII века.

«Житие Александра Невского». Идея защиты родины. Образ Александра Невского – полководца и государственного деятеля.

«Житие Александра Невского», написанное вскоре после смерти князя (ум. в 1263 г.), создает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов. Оно не укладывается в каноны житийной литературы, и это понимали древнерусские книжники, внесшие его прежде всего в состав летописей (первая редакция жития вошла в состав Лаврентьевской и Второй Псковской летописей), и только в XVI в. оно вошло в «Великие Четьи-Минеи» Макария и «Пролог».

Само заглавие произведения дает определение его специфики: «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Алексан¬дра» — рассказ о жизни, главным содержанием которой явились по¬двиги «храбрости». Основу жития Александра Невского составляют две воинские повести о битве на Неве и на Чудском озере.

Врагом Русской земли выступает в житии «король части Римьскыя от полунощныя страны»; тем самым автор подчеркивает, что русскому православному князю предстоит вступить в борьбу с римско-католи¬ческим западным миром, ставящим целью захват «земли Александро¬вой».

«Разгореся сердцем», Александр укрепляет свой дух молитвой, по¬ступая, как подобает благочестивому князю. Он обвиняет врага в нарушении заповеди божией, повелевающей «жити не преступающе в чюжую часть». Уверенный в правоте своей борьбы, Александр вооду¬шевляет войска и с «малой дружиной» устремляется на врагов. В бой он идет с верой «к святыма мученикома Борису и Глебу». Так мотиви¬руется в житии видение старейшины земли Ижорской Пелгуя: на утренней заре он видит плывущих в насаде Бориса и Глеба, спешащих на помощь «сроднику своему князю Александру».

Подробно описывается в житии ход сражения 15 июля 1240 г., большое внимание уделяется подвигам Александра и его храбрым «шести мужам» — богатырским ратникам. Сам Александр проявляет необычайное мужество и бесстрашие в бою, он «возложи печать на лицы шведского короля острым своим копией». Мужеством и храбростью отличались «мужи» Александровы: Гаврило Алексич по единой доске въехал на коне на вражеский корабль и избил бесчисленное множество врагов, его столкнули в воду, но он выплыл; молодой новогородец Савва подрубил столб златоверхого шатра шведского короля, и падение шатра вызвало ликование в русском стане; Ратмир в пешем строю мужест¬венно бился с врагами и скончался от ран на поле боя; Сбыслав Якунович рубился с врагами «единым топорном, не имеяша страха в сердце своем». Ловчий князя Яков Полочанин наехал с мечом на полк. Миша в пешем бою с дружиной «погуби три корабли римлян». При этом сообщается, что о подвигах этих славных «мужей» автор слышал от «своего господина» Александра Ярославича.

Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями 5 апреля 1242 г. изображена в традиционной стилистической манере воинских пове¬стей: «Бе же тогда субота въсходящю солнцю, и съступишася обои. И бысть сеча зла и труск от копий ломления и звук от сечения мечнаго, яко же и озеру померзъшю двигнутися; и не бе видети леду: покры бо ся кровию».

Князь возвращается в Псков, ведя подле коней пленных, «иже именують себе божий ритори». Победа приносит Александру, подчер¬кивает житие, всемирную славу: «Инача слыти имя его по всем странам и до моря Египетьскаго и до гор Араратьскых и обону страну моря Варяжьскаго и до великого Риму».

О других воинских подвигах Александра житие сообщает кратко: «единым выездом» он побеждает 7 ратей «языка Литовъскаго».

Александру Батый воздает честь, то по отношению к его меньшому брату проявляет гнев. Причины гнева автор не указывает и лишь отмечает, что его проявлением было пленение Суздальской земли ордынским воеводой Неврюем. Это дает повод автору жития просла¬вить Александра — идеального правителя, который «церкви въздвигну, грады испольни, люди распуженыа собра в домы своя».

Прославлению Александра — защитника православия — посвя¬щен в житии рассказ о приходе на Русь папских послов. Александр отвергает их предложение принять католичество, и в этом автор жития видит торжество национальной политики русского князя.

Лаконично сообщает житие о насилиях врага и вторичном хожде¬нии князя в Орду, дабы «отмолити людии и от беды тоя», т. е. от участия русских воинов в походах татарских войск.

Завершается житие сказанием о смерти Александра (он был отрав¬лен в Орде) в Городце и его погребении во Владимире. Народ опла¬кивает любимого князя.

Характерной особенностью жития является постоянное присутст¬вие автора-рассказчика. Он спешит заявить о своем смирении во вступлении к житию. Сам он «самовидец... возраста его», «домочадец», об Александре он также слышал «от отець своих». Его присутствие постоянно ощущается в отборе и интерпретации материала. Александр в изображении автора является средоточием лучших качеств прослав¬ленных героев ветхозаветной истории: красота лица его подобна красоте Иосифа, сила — часть силы Самсона, премудрость — Соло¬мона, а храбрость — римского царя Веспассиана. Так с помощью ретроспективной исторической аналогии житие прославляет красоту, силу, мудрость и храбрость Александра. Интересно, что среди этих качеств не нашлось места христианским добродетелям — кротости и смирению.

Таким образом, «Житие Александра Невского» обнаруживает тес¬ную связь, как с агиографической литературой, так и с воинскими повестями. Его автором был житель Галицко-Волынской Руси, пере¬селившийся вместе с митрополитом Кириллом III во Владимир. Исследователи установили связь стиля жития с Галицкой летописью, «Девгениевым деянием», «Историей Иудейской войны» Иосифа Фла¬вия, «Сказанием о Борисе и Глебе» и паремийным чтением.

«Житие Александра Невского» становится образцом позднейших княжеских жизнеописаний, в частности жития Дмитрия Донского. Имя Александра Невского пользуется популярностью в Московском государстве. Он оказывает помощь (уже в качестве святого патрона Русской земли) Дмитрию Донскому в победе над монголо-татарскими завоевателями, Ивану Грозному при осаде Казани, а Петр I делает Александра Невского патроном Петербурга.

Иную картину наблюдаем мы в княжеских житиях, создававшихся в это же время. При сохранении целого ряда агиографических этикетных положений, образов, словесных штампов, в княжеских житиях значительны отклонения от канона, нарушения его.

Прежде всего это обусловливалось тем, что героем жития выступал государственный деятель, а не подвижник церкви, кроме того, именно в княжеских житиях, написанных в рассматриваемый период, отразились события монголо-татарского нашествия и ига.

В это время создается «Житие Александра Невского», великого полководца и государственного деятеля Древней Руси, появляется ряд княжеских житий, в которых князь выступает не только как государственный деятель и полководец, но и как князь-страдалец, принявший мученическую смерть в Орде.

«Житие Александра Невского» в первоначальной редакции было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь (ум. в 1263 г.), вероятнее всего, до 1280 г., года смерти митрополита Кирилла, так как целый ряд данных говорит о его участии в создании этого жития.

«Житие Александра Невского» должно было показать, что и после Батыева нашествия, после разгрома русских княжеств на Руси все же остались сильные и грозные князья, которые могут постоять за русские земли в борьбе с врагом и воинская доблесть которых внушает страх и уважение окружающим Русь народам.

«Житие Александра Невского» манерой описания военных столкновений, отдельными чертами стиля, композиции, фразеологии сближается с «Летописцем Даниила Галицкого». По убедительному предположению Д. С. Лихачева, такая близость этих произведений объясняется причастностью к их созданию митрополитаКирилла II.

Кирилл был близок к Даниилу Галицкому и участвовал в составлении «Летописца Даниила Галицкого», а позже, обосновавшись в Северо-Восточной Руси, он принимал горячее участие в государственной деятельности Александра Невского.

«Вне всякого сомнения, — пишет Д. С. Лихачев, — Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но вернее всего он заказал житие кому-нибудь из проживающих на севере галицких книжников».

«Житие Александра Невского» имеет и существенное жанровое отличие от «Летописца Даниила Галицкого»: оно с самого начала писалось как произведение житийное, это памятник агиографического жанра.

Жанровые особенности нашли отражение в авторском предисловии с элементами самоуничижения и этикетными сведениями автора о себе, в том, как рассказчик сообщал в начале своего повествования о рождении и родителях Александра («... родися от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великаго Ярослава, и от матере Феодосии»), в рассказе о свершившихся по смерти Александра чудесах, в многочисленных отступлениях церковно-риторического характера. Но реальный образ героя повествования, его деяния придали «Житию Александра Невского» особый воинский колорит.

Чувство живой симпатии рассказчика к своему герою, о котором он не только слышал «от отець своих», а и сам был «самовидець възраста его», преклонение перед его воинскими и государственными делами придали «Житию Александра Невского» какую-то особую искренность и лиричность.

Характеристики Александра Невского в Житии очень разноплановы. В соответствии с житийными традициями подчеркиваются «церковные» добродетели Александра. О таких, как Александр, говорит автор, пророк Исайя сказал: «Князь благ в странах — тих, уветлив, кроток, съмерен — по образу божию есть».

Он «бе бо иереелюбець и мьнихолюбець, и нищая любя. Митрополита же и епископы чтяше и послушааше их, аки самого Христа». А с другой стороны, это мужественный, страшный дляврагов герой-полководец. «Взор [вид, образ] его паче [здесь — величественнее] инех человек, и глас его — акы труба в народе».

Побеждая, сам Александр непобедим: «... не обретеся противник ему в брани никогда же». В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен и беспощаден. Узнав о приходе на Неву шведов, Александр, «разгореся сердцем», «в мале дружине» устремляется на врага.

Он так спешит, что ему некогда «послати весть к отцю своему», а новгородцы не успевают собрать свои силы в помощь князю. Стремительность Александра, его богатырская удаль характерны для всех эпизодов, в которых говорится о его ратных подвигах. В этих описаниях Александр представал уже как эпический герой.

Сочетание в одном повествовательном ряду подчеркнуто «церковного» и еще ярче выражающегося «светского» плана — стилистическая особенность «Жития Александра Невского». И замечательно, что при этой разноплановости и, казалось бы, даже противоречивости характеристик Александра образ его целен.

Цельность эта создается лирическим отношением автора к своему герою, тем, что Александр для автора не только герой-полководец, но и мудрый, заботящийся о своем народе государственный деятель. Он «сироте и вдовици в правду судяй, милостилюбець, благ домочадцемь своим».

Это идеал мудрого князя, правителя и полководца. Не случайно, описывая смерть Александра, автор Жития в одном из своих горестных восклицаний почти повторяет Даниила Заточника: «Отца бо оставити человек может, а добра господина не мощно оставити» (ср. у Даниила Заточника: «Князь щедр отець есть слугам многиим: мнозии бо оставляють отца и матерь, к нему прибегают»).

Героико-эпический дух «Жития Александра Невского» обусловил включение в текст Жития эпизода, повествующего о шести храбрецах, отличившихся во время битвы на Неве. Автор говорит, что он слыхал об этом от самого Александра и «от иных, иже в то время обретошася в той сечи».

Видимо, в основе эпизода лежит какое-то устное эпическое предание или, возможно, героическая песня о шести храбрецах. Правда, автор Жития лишь перечислил имена героев, кратко сообщив о подвиге каждого из них.

Описывая ратные подвиги Александра, автор Жития с несвойственной для агиографа свободой пользовался и воинскими эпическими преданиями, и изобразительными средствами воинских повестей. Этим объясняется стилистическое своеобразие «Жития Александра Невского», а оно в свою очередь было обусловлено и реальным обликом героя Жития, и задачей автора нарисовать идеальный образ князя — защитника родины.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.