Грибоедов горе от ума жанр произведения. Конфликт драматического произведения и его своеобразие

Хоть есть охотники поподличить везде,

Да нынче смех страшит

И держит стыд в узде.

А. Грибоедов

Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России.

Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые аристократы не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им удобно. Жизнь общества в этом смысле их мало интересует.

Фамусов сразу же почувствовал, что с приездом Чацкого начнутся разные неприятности и нарушения порядка, хотя еще не знал о его взглядах. Молодое, сильное, цветущее начало в человеке уже само по себе дает таким людям, как Фамусов, повод для беспокойства. А что уж говорить о реакции на смелые суждения Чацкого.

Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних влияний, представляет собой сплошную ложь отношений и удручающую безнравственность. Софья скрывает свои поэтические чувства к Молчалину, боясь, что их не поймут. А Молчалин в свою очередь притворяется влюбленным.

На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия. Князья Тугоуховские, например, глухи ко всему на свете, кроме богатства и званий.

В отношениях между гостями витает холод осторожности и враждебности друг к другу.

Естественно, Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь взбодриться. Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь возвращает его в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений. Но его ждут новые разочарования: его энергия и благородные порывы никому не нужны в фамусовской Москве. Любовь также терпит крах: после разговора с Фамусовым у Чацкого возникли подозрения, что он мечтает отдать Софью за генерала Скалозуба. Да Чацкий и сам, постепенно узнавая Софью, разочаровывается в ней. Он замечает, что она видит мир искаженным. Слыша, как восхищенно она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается, что она вовсе не понимает его истинной сути. Он спрашивает ее: “Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?” Затем добавляет: “А Скалозуб! Вот загляденье!..”

Но Софья не почувствовала в его словах ни предосторожности, ни иронии. Она отвечает: “Герой не моего романа”.

Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима:

С такими чувствами, с такой душой Любим!

Обманщица, смеялась надо мной!

В конце, когда все окончательно раскрывается, Чацкий признается сам себе, что горько обманулся в Софье;

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?..

Вот я пожертвован кому!

Но жертва любви - не самая большая жертва в жизни Чацкого. Его, с легкой руки Софьи обронившей: “А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себя примерить”, - объявляют сумасшедшим, и слух этот быстро распространяется по Москве.

Смысл комедии, по-моему, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и нравственные муки, не отступил от верности своим идеалам.

В доме Фамусова он до конца выступает как обличитель его обитателей, изо всех сил цепляющихся за прошлое, пытающихся остановить ход времени.

1. Введение . Бессмертная комедия А. С. Грибоедова " " входит в золотой фонд русской литературы.

Лучшим признанием произведения стал тот факт, что многие фразы из комедии прочно вошли в состав русского языка.

2. История создания . В 1818 г. был назначен секретарем персидской миссии и отправился к новому месту службы. По пути он посетил Москву, в который не был около шести лет.

Есть достаточные основания предполагать, что именно в это время у писателя возник замысел "Горя от ума". Но служба в Персии и восточные впечатления отложили исполнение замысла. Грибоедов начал работу над комедией только в 1821 г. в Тифлисе, а закончил ее через три года, получив отпуск.

3. Смысл названия . В названии отражен центральный конфликт главного героя. Его образованность и незаурядный ум, опыт зарубежных поездок не могут найти своего достойного применения. Более того, ум Чацкого воспринимается высшим обществом как несомненное зло, представляющее серьезную опасность. Возникает парадоксальная ситуация: самый умный человек объявляется сумасшедшим.

4. Жанр . Пьеса в жанре комедии

5. Тема . Основная тема произведения - суровое обличение высшего общества, которому в одиночку противостоит честный, умный и благородный человек.

6. Проблематика . Прочно укоренившиеся в русском обществе раболепие и чинопочитание, непререкаемая власть общепризнанных "авторитетов". Неизбежное подчинение молодых людей законам и правилам, принятым в обществе. Невероятная сложность борьбы с устоявшимися традициями.

7. Герои. А. А. Чацкий, П. А. Фамусов, А. С. Молчалин, Софья, Скалозуб.

8. Сюжет и композиция. Действие происходит в доме казенного управляющего П. А. Фамусова. С ним вместе живет дочь Софья и личный секретарь А. С. Молчалин. Фамусов - один из главных отрицательных персонажей в комедии. Он твердо уверен в том, что главное достоинство в человеке - почтительное, вплоть до унижения, отношение к своем начальству и вообще к вышестоящим людям.

Фамусов негативно относится к тем, кто пренебрегает службой ради науки. Молчалин - идеальный, с точки зрения Фамусова, молодой человек. Он никогда не осмеливается высказывать собственное мнение, во всем полагаясь на житейский опыт своего хозяина. Молчалин выглядит простачком, но это - его маска, за которой скрывается хитрый и изворотливый ум.

Секретарь Фамусова был воспитан отцом в духе покорности и смирения. Таким образом он рассчитывает постепенно завоевать расположение начальства и возвыситься самому. в детстве была живой и любознательной девочкой, которая мечтала о честной и правдивой жизни. Атмосфера в доме Фамусова постепенно извратила ее. Девушка поняла все выгоды достойного положения в высшем обществе. Она с готовностью принимает его законы и установки.

Трус в ее глазах становится достойным женихом. Софья забыла о прежних идеалах. Ей кажется, что готовность к унижению - необходимое качество в человеке, которому предстоит занять более высокое положение. Сонная размеренная жизнь в фамусовском доме нарушается с внезапным появлением Чацкого. Этот молодой человек когда-то был частым гостем в доме. С Софьей их связывала настоящая детская дружба. В прошлом они часто вместе мечтали о счастливом будущем без лжи и обмана.

Чацкий долгое время провел за границей. Он значительно увеличил свой багаж знаний и совершенно другими глазами смотрит на жизнь русского высшего общества. Чацкий уверен, что подруга детских лет не могла измениться, и они вновь будут часами разговаривать о высших идеалах человечества. Чацкий жестоко ошибается, но никак не может осознать своей ошибки. Более того, он сразу же влюбляется в повзрослевшую и похорошевшую Софью. Ее холодный тон он воспринимает, как женскую игру над влюбленным мужчиной. Чацкий, конечно же, понимает, что за долгое его отсутствие могли появиться соперники, претендующие на руку девушки.

Поговорив с Молчалиным и послушав рассуждения Скалозуба он со смехом отвергает свои подозрения. По глубокому убеждению Чацкого, Софья не могла полюбить ни глупого и трусливого секретаря, ни безмозглого военного. В разговорах Чацкого с Фамусовым выявляется центральная проблема комедии. Происходит столкновение старого с новым. Компромисс просто-напросто невозможен. Убеждения Фамусова вступают в резкое противоречие с идеалами Чацкого. В его пылкой и пламенной речи звучат мысли самого автора о неизбежном торжестве знаний и справедливости.

Чацкий с гневом говорит о выживших из ума стариках, гордящихся тем, что в своей жизни они умели только вовремя услужить начальству. Фамусов поражен и ошеломлен такими взглядами, подрывающими основу его мировоззрения. Гордый отказ Чацкого от какой-либо службы вызывает в нем настоящий ужас. Фамусов объявляет молодого человека бунтарем и революционером. Высшей точки развития события достигают на бале в доме Фамусова. К нему съезжаются гости, представлющие собой весь цвет московского высшего общества.

Из разговоров "элиты" становится понятно, что их жизнь пуста и бессодержательна. Выказывая друг другу почтение и уважение, в душе они копят самую настоящую злобу и ненависть. Центральная тема для разговора - сплетни и невероятно раздуваемые слухи. с презрением смотрит на всех этих людей. Он не может удержаться от того, чтобы не высказать несколько иронических замечаний. Постепенно Чацкий настраивает всех гостей против себя. Всеобщее недовольство выражается в пущенном Софьей слухе о сумасшествии Чацкого. Эта клевета ложится на благодатную почву. Все собравшиеся с готовностью принимают это известие, утверждая, что сами заметили что-то подобное.

Когда Чацкий узнает о том, что его считают сумасшедшим, он беспокоится лишь за мнение Софьи. Но его ждет еще более сильный удар. Оказывается, что девушка сама пустила этот слух. К тому же возлюбленная Чацкого предпочла ему обманщика Молчалина. Разочарование Чацкого настолько велико, что он не сразу может собраться с силами и трезво обдумать ситуацию. Придя в себя, он произносит свою знаменитую фразу: "Карету мне, карету!". Чацкий уже не может оставаться в этом прогнившем лживом обществе. Испытав "горе от ума", он покидает Москву.

9. Чему учит автор. Нравоучительный смысл комедии состоит в том, что ни в коем случае нельзя подавлять в себе искренние порывы к добру и справедливости. Чацкий потерял любовь и был оклеветан, но это не значит, что он оказался неправ. Главный герой сохранил свои убеждения. Нет сомнения в том, что он еще встретит честных и благородных людей и добьется успеха.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является сатирическим произведением, высмеивающим нравы аристократического общества Москвы во времена крепостничества. Проведя анализ произведения, можно обнаружить, что образцом для написания этой комедии послужила пьеса Мольера «Мизантроп». Ниже приведен один из вариантов анализа комедии по плану. Этот материал может помочь понять смысл «Горя от ума», выделить основную мысль комедии, и сделать правильный вывод, при подготовке к уроку по литературе в 9 классе, и самостоятельной подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1822-1824

История создания – Желание Грибоедова создать новое направление в литературе посредством соединения различных стилей.

Тема – Проблематика комедии разнообразна, в ней поднимается множество острых тем той эпохи, высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия. Крепостное право, бюрократия – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой.

Композиция – Комедия состоит из четырех актов, умело соединенных в единый сценарий, где некоторые уместные интервалы придают пьесе особую ритмичность и своеобразный темп. Действие пьесы движется по нарастающей, в четвертом акте развитие ускоряется, и стремительно движется к финалу.

Жанр – Пьеса. Сам Грибоедов считал, что первое написание этого произведения было более значимым, но для постановки его на сцене, ему пришлось упростить комедию. По мнению критиков, это не просто комедия, а реалистичные зарисовки из обычной общественной жизни, сыгранные на сцене.

Направление – Классицизм и реализм. В традиционное классическое направление, Грибоедов уверенно ввел смелое реалистическое решение, создав необычное жанровое разнообразие.

История создания

История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, в Москве был завершен начальный вариант комедии. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, и герои его произведения получили реалистические образы. Смелая идея социально – политического характера охватывает целое поколение людей эпохи декабристского движения.

К созданию именно такой комедии, Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием, высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов, и начал работу над пьесой.

Тема

В комедии «Горе от ума» анализ произведения дает возможность выделить множество тем, задействованных автором. Злободневные проблемы той эпохи, затронутые Грибоедовым, были встречены цензурой в штыки. Главная тема «Горе от ума» – это пороки общества, пустившие глубокие корни и цветущие пышным цветом. Лицемерие и бюрократизм, чванство и чинопочитание, любовь к иностранщине – все это имеет место в пьесе Грибоедова.

Главная проблема – это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий.

В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающийся старинки, был безумцем, человеком со странностями. Для фамусовых и молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

Сама идея пьесы уже заложена в ее названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множество и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять все устройство жизни.

Композиция

Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в ее целостной завершенности. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом все это выливается в единый, динамичный сценарий.

Разделение пьесы на четыре действия , явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – все это вызвало потрясение зрителей, и сделало произведение Грибоедова бессмертным.

Особенности композиции пьесы, вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.

Главные герои

Жанр

Невозможно одним словом определить жанр «Горе от ума». Мнения критиков, при таком жанровом своеобразии произведения, во многом расходятся в его оценке. Пьесы Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте, каждая сторона противоборствующих сил остается при своем мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало.

Пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из которой стали крылатыми, и разлетелись по всему миру, не теряя своей актуальности и поныне.

В памяти многих поколений Грибоедов остался ав-тором одного произведения — комедии . И связано это с небывалым выдающимся успехом, вы-павшим на долю этой пьесы. Годы создания комедии были ознаменованы роковыми для России разногла-сиями между властью и прогрессивно мыслящей ча-стью общества, сопровождающимися коллизиями в общественно-политической жизни страны. Интелли-гентные, европейски образованные люди, не желав-шие мириться с закоснелыми патриархальными ус-тоями, оставляли государственную службу, создава-ли тайные противоправительственные организации, призывали к реорганизации всего уклада жизни. Все эти события побудили Грибоедова задуматься о судьбе умного, мыслящего человека в современной ему Рос-сии. В результате этих раздумий и было написано одно из значительных произведений русской литера-туры — комедия «Горе от ума».

План комедии весьма прост. Все действие происхо-дит в московском особняке, но это лишь сценическая площадка, не ограничивающая масштабного замысла писателя, мысль которого объемлет всю Россию. Все события происходят в течение одних суток. Но это время является отражением всей эпохи. Лишь один день понадобился возвратившемуся на родину Чацко-му, чтобы «отрезвиться сполна от слепоты своей, от смутнейшего сна».

Но замысел пьесы оценили по достоинству не сра-зу. Она настолько не соответствовала привычным представлениям о комедии, что даже Пушкин рас-сматривал это как недостаток, а не новаторство, на-звав ее «бурей в стакане воды». Конечно, критики признавали, что в «Горе от ума» довольно много смешных реплик, иронично описанных действующих лиц, например, сановник Фамусов — отец Софьи, полковник Скалозуб, молодая дама Наталья Дмитри-евна и многие другие. Но для настоящей комедии не-достаточно присутствия нескольких забавных персо-нажей, комичен должен быть сам сюжет, в основе ко-торого должно лежать какое-либо недоразумение, проясняющееся в финале. Кроме того, по правилам жанра, положительные герои посредством хитрости ума должны преодолеть все препятствия, и, в итоге, предстать победителями, оставив в дураках отрица-тельных персонажей.

В комедии Грибоедова все не так. В смешном поло-жении оказывается именно положительный герой — Чацкий: нелепо его сомнение в искренности чувств Софьи к «бессловесному» Молчалину, навязчивы его попытки вызвать девушку на откровение. Но автор не смеется над своим героем, а грустит вместе с ним. Со-чувствие Чацкому нарастает с дальнейшим развити-ем сюжета, когда становится ясно, что драма главного героя— это не только безответная любовь, но и проти-востояние всему представленному в произведении об-ществу. По замыслу автора, Чацкий воплощает в себе черты передового человека своего времени. Он пред-ставлен в комедии пророком, «вопиющим в пусты-не», как все мещане, представители фамусовского об-щества, не приемлют пророка в своем отечестве. Столкнувшись с миром «бессловесных», правдолю-бец Чацкий лишь подчеркнул противоречия, встав-шие между вольнолюбивой дворянской интеллиген-цией и основной массой крепостнического дворянст-ва. Суть конфликта заключается в том, что главный персонаж смотрит на привычную остальным москов-скую жизнь со стороны. Все, кроме него, полностью довольны своим положением. Чацкий же своей кри-тикой подрывает основы фамусовского общества, как всего в целом, так и каждого персонажа отдельно. Он высмеивает возлюбленного Софьи — Молчалина: «с такими чувствами, с такой душою/Любим!..»; поку-шается на святая святых самого Молчалина — его карьеру: «мне отсоветовал в Москве служить в Архи-вах»; мужу Натальи Дмитриевны — скучающему во-енному в отставке «совет дал жить в деревне». Поста-вив под сомнение все то, чем живет большинство — почтение окружающих, карьеру, светские развлечения, Чацкий совершил промах, непростительный в кругах барской Москвы, что дало право обиженным огласить его сумасшедшим, и тем восстановить свои пошатнувшиеся устои.

Герой пьесы пережил «мильон терзаний», он бе-жит из Москвы в поисках места «где оскорбленному есть чувству уголок». Как мы видим, финал пьесы тоже не похож на концовку комедии. И все же, по мо-ему, произведение Грибоедова — комедия, призван-ная вынести окончательный приговор фамусовщине — обществу, сплоченному низменными интереса-ми. Оно может порой торжествовать, важничать и клеветать, но, по сути, является нежизнеспособным. О неустойчивости его позиций мы можем судить по тому переполоху, который внес в его ряды всего один человек за несколько часов пребывания в этом обще-стве. И, несмотря на трагический для Чацкого финал, в произведении в целом преобладает оптимистиче-ский дух, дух скорых перемен.

Грибоедов назвал свою пьесу комедией, и это вызывает недоумение: концовка «Горя от ума» совсем не смешная и не счастливая, как это обычно бывает в комедиях. Положительный герой Чацкий терпит полный крах: он теряет любимую девушку, его общественное служение не приносит никакого результата, напротив, его объявляют сумасшедшим, и он вынужден уехать из Москвы. Учитывая сказанное, «Горе от ума» скорее можно назвать драмой, но, внимательно проанализировав пьесу, следует согласиться с автором — он написал именно комедию.

В основе любой комедии лежит эффект комического: он состоит в том, что внутренняя пустота и ничтожность героя (героев) прячутся за внешностью, которая имеет претензии на содержание и реальное значение. Это противоречие между блестящим внешним видом и внутренней пустотой представлено в «Горе от ума». Идеолог дворянства Фамусов с гордостью рассуждает в пьесе о заслугах своего класса перед государством, о дворянской образованности, высокой нравственности и чести. Однако при ближайшем рассмотрении русское дворянство выглядит совсем по-другому: мелочность, корысть, стремление к праздной жизни, страх перед просвещением, недостаточная образованность - вот что увидел Грибоедов в русском дворянстве и высмеял в своей пьесе.

Комическое прямо, без намёков может проявляться в двух видах — в сатире и юморе. Сатира — гневное осмеяние всего, что мешает осуществлению передового (положительного) общественного идеала. Сатира в корне отрицает осмеиваемое явление. Юмор — добродушный смех над личными недостатками человека. В «Горе от ума» есть и юмор, и сатира. Например, юмористическая ситуация складывается, когда Фамусов в первом действии ставит Софье в пример своё монашеское поведение, а за несколько минут до этого заигрывал с Лизой. Лиза, видимо, хочет уличить Павла Афанасьевича и начинает говорить, но он быстро прерывает её: «Молчать! Ужасный век!» (1,4). Или в начале второго действия Фамусов диктует секретарю Петрушке длинный список праздничных и поминальных обедов, на которые он приглашён на будущей неделе, и тут же рассуждает о вреде обжорства. С юмором описываются шесть княжон, легкомысленных и болтливых. Однако в «Горе от ума» главную роль играет сатира, поскольку автор изображает не смешные недостатки отдельных персонажей, а героев-представителей различных общественных течений в русском обществе первой четверти XIX века.

Дворянскому реакционному лагерю Грибоедов даёт резко отрицательную оценку, возвышающуюся до гневной сатиры. Беспощадно высмеиваются все представители фамусовского общества, начиная с самого Павла Афанасьевича. Саморазоблачение (самохарактеристика) — главный приём, используемый автором для изображения героев. Фамусов — довольно важный чиновник — к своим служебным обязанностям относится халатно. Он откровенно заявляет, что не имеет желания вникать в дела:

А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой. (1,4)

Фамусов демонстрирует презрительное отношение к подчинённым (Молчалину, слугам) и одновременно восхваляет заискивание перед важными персонами, вспоминая о дяде Максиме Петровиче:

А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб...(II, 2)

Фамусов — старик, человек прошлого века, поэтому сатира Грибоедова по отношению к этому герою не очень ядовита. Зато молодых дворян чиновника Молчалина и полковника Скалозуба — автор не щадит. Молчалин в начале пьесе показан застенчивым, услужливым молодым человеком, старательным чиновником, о котором Фамусов говорит:

Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой. (II, 5)

Дальнейшие события раскрывают суть этого героя. Мелкие чувства, подленькое желание сделать карьеру, несмотря ни на что, даже пожертвовав ради карьеры любовью, честью, человеческим достоинством, — вот каков Молчалин на самом деле. Его саморазоблачение происходит в последнем действии, когда он рассказывает Лизе о завещании отца угождать всем подряд: начальникам, домовладельцу, слугам, дворнику, даже дворниковой собаке.

При сравнении Молчалина и Фамусова обнаруживается второй сатирический приём Грибоедова — «кривое зеркало». Старый и молодой чиновники внешне не похожи друг на друга: один - солидный, состоятельный барин, уважаемый всеми и знакомый со всей Москвой; другой — бедный, не известный никому секретарь, переведённый из Твери. Однако взгляды на жизнь у них одинаковые. В Молчалине, как в кривом зеркале, отражаются карьеризм и низкопоклонство, которые в скрытой форме присущи Фамусову. Молчалин убеждён, что обязан подчиняться начальникам во всём не потому, что они правы, а потому, что пока у него чин маленький: «В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь» (III, 3). Он даже принимает вид влюблённого в Софью, чтобы угодить дочери своего начальника. Будущность у Молчалина самая блестящая, он со временем станет новым Фамусовым, а может, пойдёт и ещё дальше. Достаточно вспомнить рассказ Репетилова о бывших секретарях его высокопоставленного тестя:

Секретари его все хамы, все продажны,
Людишки, пишущая тварь,
Все вышли в знать, все нынче важны,
Гляди-ка в адрес-календарь. (IV, 5)

Таким образом, Молчалин, по мнению Грибоедова и Чацкого, «дойдёт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных» (1,7).

Приём «кривого зеркала» используется при создании образов Чацкого и Репетилова. В Репетилове Грибоедов высмеивает пустозвонство, претендующее на ум, и значительность. Если Чацкий серьёзно критикует общественные нравы в России, недостатки дворянства, то Репетилове весёлой компанией из Английского клуба «интересничает» и играет в заговорщиков. Если у Чацкого есть высокий общественный идеал, к которому он устремлён, то у членов «секретнейшего союза» (IV, 4) нет никаких убеждений, а есть желание скандализировать общество смелыми фразами и вызывающим поведением, «чтоб свет о них хоть что-нибудь сказал» (III, 1). Репетилов в пьесе является карикатурой на Чацкого, так как неумолкающая болтовня первого внешне похожа на умные, хотя часто неуместные рассуждения Чацкого. Главный герой красиво проповедует перед бабушками и дедушками на балу, перед Скалозубом и Молчалиным, которых, по мнению автора, высокими словами не исправишь, тем более что Чацкий и все остальные персонажи не слушают друг друга. Такой комический приём изображения называется «разговор глухих».

В пьесе есть сцена, когда Фамусов, чтобы не слушать крамольные речи Чацкого, затыкаетушиине слышит даже доклад своего лакея (II, 2). Эта ситуация повторяется, когда на балу разговаривают два глухих старичка — графиня-бабушка Хрюмина и князь Тугоуховский — и никак не могут понять друг друга (III, 20). Подобная ситуация опять возникает в конце третьего действия, когда все гости танцуют, не желая слушать обличительные речи Чацкого в свой адрес.

Яркая, оригинальная речь — ещё один приём сатирической характеристики персонажей в пьесе Грибоедова. Например, внешне Скалозуб — блестящий военный и завидный жених. Но как только он начинает говорить, сразу проявляет свою истинную сущность тупого солдафона, который не умеет связать двух слов и правильно выразить свои мысли. Софья говорит о нём: «Он слова умного не выговорил сроду» (I, 5). Сам бравый полковник невольно подтверждает правоту Софьи, когда пытается шутить о неизвестной ему даме:

Не знаю-с, виноват;
Мы с нею вместе не служили. (II, 5)

О своих успехах по службе он говорит совсем уж алогично. Когда Софья вспоминает о Чацком, она говорит, что он «в друзьях особенно счастлив» (I, 5), то есть круг общения Чацкого состоит из умных, интересных людей. Скалозуб тоже считает, что «счастлив в товарищах» (II, 5), но по-другому: одни уходят в отставку по возрасту, а другие погибают на войне, всё это помогает самому Скалозубу быстро подниматься по служебной лестнице. Когда Фамусов с восторгом описывает Москву, Скалозуб выражает своё согласие весьма красноречиво: «Дистанция огромного размера» (II, 5). А потом изрекает совершенно глупую фразу о пожаре Москвы 1812 года, который послужил старой столице «много к украшенью» (там же).

Сатирическому изображению служат и характеристики, которые дают друг другу персонажи. Чацкий называет Скалозуба: «Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие манёвров и мазурки» (III, 1). Хлёстова говорит о Загорецком: «Лгунишка он, картёжник, вор» (III, 10). Приёмом сатирического изображения у Грибоедова становятся фамилии персонажей: Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, Репетилов и т.д., а у двух гостей Фамусова вообще нет фамилий, они названы г.N и г.D. Так ядовито драматург указывает на заурядность этих героев, ничем не примечательных.

Подводя итог, следует отметить, что в теории литературы различаются комедии положений и комедии характеров. В комедии первого типа источником смешного является хитроумный сюжет, в комедии второго типа — характеры героев. В «Горе от ума» сочетаются приёмы комедий обоих типов — и смешные сценические положения, и яркие характеры действующих лиц. Примером первого может служить эпизод, когда княгиня Тугоуховская посылает своего глухого мужа пригласить Чацкого на обед. Старичок топчется около главного героя до тех пор, пока не получает громкий приказ воротиться назад (III, 7). Или Репетилов со всего размаха падает на лестнице (IV, 4). Или Загорецкий, услышав своё имя от Хлёстовой, «выставляется вперёд» (III, 10), но поспешно прячется втолпе после сомнительных похвал старухи в свой адрес.

Главное в пьесе, как было показано, не комические ситуации, а ядовитая сатира на дворянское общество. Некоторые сомнения вызывает только финал: оскорблённый в своих лучших чувствах, Чацкий уезжает из Москвы, увозя в душе «мильон терзаний» (III, 22). Из противостояния Чацкого всему фамусовскому обществу в пьесе рождается драматический пафос. Однако элементы драматизма вполне могут присутствовать в высокой (то есть глубокой по содержанию, а не развлекательной) комедии. Последняя фраза Фамусова, озабоченного мнением княгини Марьи Алексеевны (как следует из ситуации, известной московской сплетницы), сглаживает, но не уничтожает совсем драматизм финала и опять возвращает в пьесу комический пафос. Комический эффект этой реплики усиливается тем, что княгиня названа неожиданно, ведь раньше о ней не было сказано ни слова.

В целом «Горе от ума» соответствует всем признакам сатирической комедии. Грибоедов использует различные приёмы комического: саморазоблачение, «кривое зеркало», «разговор глухих», характеристики от других персонажей, «говорящие» фамилии, характерную речь. Иными словами, смех является в пьесе основным средством для раскрытия характеров действующих лиц и для разрешения конфликта.