Художник мазаччо картины. Мазаччо: картины и биография

Мазаччо — великий итальянский художник XV века. Полное имя художника: Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди. Родился 21 декабря 1401 года в Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана. Известен как один из лучших художников своего времени, мастер флорентийской школы живописи.

Мазаччо — это великий художник раннего Возрождения. Он работал на самой заре расцвета живописи и внёс немалый вклад в становлении основных живописных законов и принципов. Учителями Мазаччо были Филиппо Брунеллески (1337-1446) и (1386-1466). Мазаччо стал известен именно своей религиозной живописью. Современные исследователи считают, что самым первым произведением Мазаччо был Триптих Святого Ювеналия, который сегодня хранится в церкви Сан Пьетро а Кашья ди Реджелло. Среди массы религиозных картин, фресок и росписей, также известны и три потерта Мазаччо. На всех трёх портретах Мазаччо изобразил молодых людей в профиль.

Итальянский художник Мазаччо часто работал вместе с другим художником Мазолино. Исследователи считают, что Мазаччо повлиял на творчество Мазолино, но всё-таки Мазолино был более успешен, так как писал более понятные для массового зрителя произведения. Известна одна картина, которую Мазаччо и Мазолино написали вместе — «Мадонна с младенцем и св. Анной».

Самыми знаменитыми картинами итальянского живописца 15 века Мазаччо стали такие произведения, как: фрески для капеллы Бранкаччи, «Изгнание из рая», «Чудо с сатиром», «Крещение неофитов», «Святой Пётр исцеляет больного своей тенью», «Раздача имущества и смерть Анании», «Мадонна с младенцем», «Св. Иероним и Иоанн Креститель» и многие другие. Великий художник флорентийской школы умер в Риме осенью 1428 года.

Мазаччо картины

Воскрешение сына Теофила и св. Пётр на кафедре

Изгнание из рая

История св. Юлиана

Казнь Иоанна Крестителя

Крещение неофитов

Мадонна с младенцем и св. Анной

Мадонна с младенцем

Пётр исцеляет больного своей тенью

Поклонение волхвов

Портрет молодого человека

Путто с маленькой собачкой

Раздача имущества и смерть Анании

ТВОРЧЕСТВО МАЗАЧЧО

Реферат по истории мировой культуры выполнила: студентка 881 гр. III курса Гуманитарного Факультета (история) Трекулова Ольга

Сургут-2001г.

Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи был родом из Кастелло Сан Джованни в Вальдарно. Родился 21 декабря 1401 года.

Он был немного рассеянным и весьма беспечным и создавал впечатление человека, у которого вся душа и воля заняты предметами одного только искусства и которому почти нет дела до себя самого, а еще меньше – до других. Поэтому еще в детстве родные прозвали его Мазаччо (ласково-пренебрежительная форма от Томмазо).

Творческая деятельность Мазаччо, продолжавшаяся около шести лет, занимает важное место в истории не только итальянской, но и всей западноевропейской живописи. Наряду с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло Мазаччо является основоположником искусства Раннего Возрождения, утвердившим в живописи новые эстетические представления о мире и человеке, новые изобразительные принципы. Становление Мазаччо как художника протекало в обстановке мощного общественного и культурного подъема во Флоренции, широкого распространения гуманистических идей, формирования ренессансных художественных принципов в архитектуре и скульптуре.

Мазаччо начал художественную работу в то время, когда Мазолино расписывал в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции капеллу Бранкаччи. Эта фресковая роспись считается самой значительной работой Мазаччо, именно здесь он реализовал свое новаторство.

Дело в том, что до эпохи Возрождения никогда в искусстве не ставилась проблема изображения пространства. Поэтому одним из важных достижений Мазаччо была разработка системы глубинного изображения пространства с помощью прямой центральной перспективы, названной впоследствии итальянской. Она отражала новое отношение к миру, делая центр картины точкой схода перспективных линий. Также Мазаччо первым понял необходимость передачи фигур «в сокращении», если смотреть на них снизу, и преодолел прежнюю манеру письма, при которой все фигуры изображались на цыпочках. Он положил начало позам, движению, порыву в живописи, то есть изображению реальности.

На одной из картин кроме Христа, исцеляющего бесноватого, имеются еще прекрасные по перспективе дома, исполненные таким образом, что они одновременно показаны и изнутри и снаружи, так как он для большей трудности взял их не с лицевой стороны, а с угла.

Мазаччо больше других стремился изобразить и обнаженные тела. Он первым в живописи изобразил обнаженные тела Адама и Евы, изгнанных из рая («Изгнание из рая»).

В своих произведениях Мазаччо отличался величайшей легкостью и любил большую простоту драпировок. Его кисти принадлежит сделанная темперой картина, где изображена коленопреклоненная Мадонна с младенцем на руках перед святой Анной. В церкви Сан Никколо помещена в простенке сделанная темперой картина кисти Мазаччо, на которой изображено Благовещение и тут же здание со множеством колонн, прекрасно переданное в перспективе: помимо совершенства рисунка оно сделано в ослабевающих тонах, так что, мало-помалу бледнее, оно теряется из виду.

В Санта Мария Новелла, там, где имеется трансепт, Мазаччо написал фреской изображение Троицы, расположенное над алтарем св. Игнатия, а по сторонам – Мадонну и св. евангелиста Иоанна, созерцающих распятие Христа. С боков находятся две коленопреклоненные фигуры, которые, насколько можно судить, являются портретами заказчиков фрески; но они мало видны, потому что закрыты золотым орнаментом. Кроме фигур там особенно замечателен полукоробовый свод, изображенный в перспективе и разделенный на квадраты, заполненные розетками, которые так хорошо уменьшаются и увеличиваются в перспективе, что кажутся условно вытесненными в стене. В работе над «Троицей» Мазаччо впервые использовал картоны – подготовительные рисунки, при помощи сетки квадратов перенесенные на стены. Такой этап работы над живописным произведением получил широкое распространение в эпоху Возрождения.

Мазаччо написал еще на доске в Санта Мария Маджоре возле боковой двери, ведущей к Сан Джованни, в капелле, Мадонну, св. Екатерину и св. Юлиана; на пределле изобразил он несколько небольших фигур из жития св. Екатерины, равно как св. Юлиана, убившего отца и мать, а посередине изобразил Рождество Иисуса Христа.

В церкви дель Кармине в Пизе на доске, внутри капеллы, помещающейся в трансепте, написана Мадонна с младенцем, а у ног их – несколько ангелочков, которые играют на музыкальных инструментах; один из них, играя на лютне, внимательно вслушивается в гармонию звуков. Посередине находится Мадонна, св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Юлиан и св. Николай – фигуры, полные движения и жизни. Внизу, на пределле находятся маленькие фигуры и изображены сцены из житий упомянутых святых, а в середине – три волхва, приносящие дары Христу; в этой части несколько лошадей списаны с натуры так живо, что невозможно желать лучшего; люди из свиты трех царей облачены в разные одежды. Вверху картина заканчивается несколькими квадратами с изображением множества святых вокруг распятия. Полагают, что фигура святого в епископской одежде, находящаяся в той же церкви на фреске возле двери, ведущей в монастырь, тоже сделана Мазаччо.

По возвращении из Пизы Мазаччо сделал во Флоренции картину на дереве с двумя словно бы живыми обнаженными фигурами, женской и мужской.

Затем, чувствуя себя во Флоренции не по себе и побуждаемый любовью и влечением к искусству, он решил в целях усовершенствования отправиться в Рим. И здесь, приобретя величайшую славу, он расписал для кардинала Сан-Клементе в церкви Сан Клементе капеллу, где изобразил фреской страсти Христовы с распятыми разбойниками, равно как житие св. мученицы Екатерины. Кроме того, он написал темперой много картин, которые или погибли, или пропали во время волнений в Риме. Одну картину он написал в церкви Санта Мария Маджоре в маленькой капелле около сакристии, где изобразил четырех святых, которые кажутся рельефными, а в середине - церковь Санта Мария делла Неве, тут же – портрет с натуры папы Мартина, который мотыгой указывает основание этой церкви, а рядом с ним император Сигизмунд II.

Когда в Риме при папе Мартине над фасадом церкви Сан Джанни работали Пизанелло и Джентиле да Фабриано, часть работы они поручали Мазаччо. Узнав, что Козимо Медичи, оказывавший ему великую помощь и покровительство, вызван из изгнания, он возвратился во Флоренцию. Здесь после смерти Мазолино ему поручили начатую последним работу в капелле Бранкаччи в Кармине, где, прежде чем приступить к работе, он написал как бы для опыта св. Павла, что возле веревок колокольни, чтобы показать, как в этой картине он выказал бесконечное умение, ибо голова этого святого, списанная с Бартоло ди Анджолино Анджолини, производит впечатление такого великого ужаса, что кажется, будто этой фигуре недостает только того, чтобы она заговорила. И, глядя на нее, тот, кто не знает св. Павла, увидит прямодушие римской гражданственности, соединенное с непобедимой мощью уверовавшей души, всецело устремленной к делам веры. В этой же картине художник показал такое умение изображать ракурс, взятый сверху вниз, которое было поистине изумительно, как то явствует в передаче ног апостолов, где легко разрешена трудность задачи, особенно в сравнении со старой манерой, которая все стоящие фигуры изображала приподнявшимися на носках.

Как раз в то время, когда он производил эту работу, была освящена церковь дель Кармине. В память этого события Мазаччо над воротами, ведущими из храма на монастырский двор, написал веронской зеленью все священнодействие, как оно происходило: он изобразил бесчисленное множество граждан, которые в плащах и капюшонах шествуют за процессией. Среди них он представил Филиппо в деревянных башмаках, Донателло, Мазолино да Паникале – своего учителя, Антонио Бранкаччи, заказавшего ему роспись капеллы, Пикколо да Удзано, Джаванни ди Бичччи деи Медичи, Батоломео Валори.

Там же он изобразил Лоренцо Ридольфи, который был в то время послом Флорентийской республики в Венеции. Он написал там с натуры не только вышепоименованных дворян, но также ворота монастыря и привратника с ключами в руке. Это произведение в самом деле отличалось великим совершенством, потому что Мазаччо сумел так хорошо разместить на пространстве этой площади фигуры людей по пять и по шесть в ряд, что они пропорционально и правильно уменьшаются, как того требует глаз, и действительно казалось будто это какое-то чудо. Особенно удалось ему сделать их как бы живыми, что вследствие соразмерности, которой он придерживался, изображая не всех людей одного роста, но с большой наблюдательностью различая маленьких и толстых, высоких и худых. У всех ноги поставлены на плоскости, и они хорошо, находясь в ряду, сокращаются в перспективе.

После этого Мазаччо вернулся к работе над капеллой Бранкаччи, продолжая сцены из жизни св. Петра, начатые Мазолино, и частью их закончил, а именно – сцену с папским престолом, исцеление больных, воскрешение мертвых, наконец, излечение хромых тенью, когда он проходит по храму вместе со св. Иоанном. Среди прочих выделяется та картина, где Петр по приказанию Христа извлекает деньги из живота рыбы, чтобы уплатить подать. Помимо изображения одного из апостолов в глубине картины, которое предоставляет собою портрет самого Мазаччо, сделанный им с себя при помощи зеркала так хорошо, что он кажется прямо живым, - мы видим здесь гнев св. Петра на требования и внимание апостолов, которые в разнообразных позах окружают Христа и ждут его решения с такой жизненностью движения, что в самом деле кажутся живыми, в особенности св. Петр, у которого кровь прилила к голове, потому что он нагнулся, стараясь достать деньги из живота рыбы; а еще лучше – сцена, когда он платит подать; здесь видно возбуждение, с каким он считает деньги, и вся алчность сборщика, который держит деньги в руке, и с наслаждением на них уставился. Мазаччо написал еще воскрешение царского сына святыми Петром и Павлом, но вследствие смерти художника эта работа осталась незавершенной, ее потом закончил Филиппино. В сцене крещения св. Петром высоко ценится обнаженная фигура одного из новокрещеных, который дрожит от холода. Она написана с прекрасной рельефностью и в мягкой манере, что всегда почиталось и с восхищением ценилось художниками.

Мазаччо (собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди), Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди; 21 декабря 1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана - осень 1428, Рим) - знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи кватроченто.

Биография Мазаччо

Жизнь его была очень непродолжительной, но оставленный художником след в искусстве трудно переоценить. Он родился в маленьком местечке Сан-Джованни Вальдарно и умер в Риме двадцати восьми лет от роду. Первые упоминания о Мазаччо как о художнике относятся к 1418 году, когда юный художник приехал во Флоренцию.

По-видимому, там он учился в одной из самых известных мастерских живописи того времени у Биччи ди Лоренцо.

В 1422 году Мазаччо вступил в цех врачей и аптекарей, а в 1424 году, в знак признания его зрелым мастером, Мазаччо был принят в цеховое объединение художников Братство Святого Луки.

Творчество Мазаччо

За свою короткую жизнь Мазаччо сумел довершить в живописи революционные преобразования, начатые Джотто. Как и у Джотто, фрески составляют основу его художественного наследия. Тем драгоценнее те немногие станковые произведения Мазаччо, которые донесло до нас время.

Лондонская галерея владеет центральной частью полиптиха Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами, заказанного Мазаччо в 1426 году для капеллы в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе.

В галерее также хранится одна из последних работ художника — боковая створка триптиха, изображающая Святых Иеронима и Иоанна Крестителя. Она была написана незадолго до смерти Мазаччо в Риме в 1428 году.

Работам Мазаччо чужд декоративный стиль, столь распространенный в живописи начала XV века. В них, как и в произведениях его предшественника Джотто, все подчинено перспективному построению пространства и использованию светотени.

После ранней смерти живописца остальная часть работы, выполнявшейся по заказу папы Мартина V для церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, была довершена Мазолино.

Можно без преувеличения сказать, что работы Мазаччо — это настоящие жемчужины в коллекции Лондонской Национальной галереи.

Работы художника

  • Мадонна с Младенцем на троне с четырьмя ангелами. 1426
  • Распятие. 1426
  • Мадонна с Младенцем и Святой Анной. 1424
  • Крещение новообращенных. 1425-1428
  • Изгнание из рая. 1425-1428
  • Воскрешение сына Теофила и Святой Петр на кафедре. 1425-1428
  • Чудо со статиром. 1425-1428
  • Святой Петр исцеляющий увечных своей тенью. 1425-1428
  • Раздача имущества и смерть Анании 1425-1428
  • Троица. 1427-1428
  • Поклонение волхвов. 1426
  • Распятие Святого Петра. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1426

Библиография

  • Романов Н. И. Мазаччо // Учёные записки Московского университета. Вып. 126. М., 1947.
  • Знамеровская Т. П. Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо / Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А. А. Жданова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 176, с. - 8 750 экз. (обл.)
  • Лазарев В. Н. Мазаччо // Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М. 1979.
  • Дзери Ф. Мазаччо. Троица. М. 2002.

December 6th, 2010

Мазаччо (1401-1428), настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди) - по праву считается одним из самых крупных художников начала XV века.

Мазаччо родился в 1401 г. в провинциальном тосканском городке Сан-Джованни-Вальдарно. Его настоящее имя - Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи. За свою беспечность, рассеянность и непрактичность, отличавшие его с раннего детства, будущий художник и получил прозвание Мазаччо, что в переводе означает примерно «нескладный чудак» или «неуклюжий". Очевидно, эти свойства характера Мазаччо объясняют тот факт, что, рано прославившись, он так и не сумел достичь материального благополучия и до конца жизни находился в затруднительных обстоятельствах.
Жизнь его была очень непродолжительной - он умер в Риме двадцати восьми лет от роду, но оставленный художником след в искусстве трудно переоценить.

Первые упоминания о Мазаччо как о художнике относятся к 1418 году, когда юный художник приехал во Флоренцию. По-видимому, там он учился в одной из самых известных мастерских живописи того времени у Биччи ди Лоренцо *. В 1422 году Мазаччо вступил в цех врачей и аптекарей, а в 1424 году, в знак признания его зрелым мастером, Мазаччо был принят в цеховое объединение художников Братство Святого Луки *.

В ранний период творчества Мазаччо нередко сотрудничал с ; четкое разделение произведений Мазаччо и Мазолино является одной из сложнейших задач современного искусствознания.

Cамая ранняя из достоверных работ художника - «Мадонна с младенцем и св. Анной» (Галерея Уффици, Флоренция) - создана около 1424 г. совместно с Мазолино.

Мадонна с младенцем и святой Анной . 1424 г. Мазаччо. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера.

Триптих Сан Джовенале - все современные исследователи считают этот триптих достоверным произведением Мазаччо. В центре алтаря Мадонна с младенцем и двумя ангелами, справа от неё святые Варфоломей и Блез, слева – святые Амвросий и Ювеналий. В нижней части произведения есть надпись, сделанная уже не готическим шрифтом, а современными буквами, применявшимися гуманистами в своих письмах. Это первая по времени неготическая надпись в Европе: ANNO DOMINI MCCCCXXII A DI VENTITRE D’AP(PRILE). (23 апреля 1422 года от Рождества Христова). Однако, реакция против готики, от которой остались в наследство золотые фоны триптиха, заключалась не только в надписи. При высокой точке зрения, обычной для треченто, композиционное и пространственное построение триптиха подчинено законам перспективы, может быть даже чрезмерно геометрически-прямолинейно. Пластика форм и смелость ракурсов создают впечатление массивной объёмности, какого в итальянской живописи не существовало до этого.
Согласно исследованным архивным документам, произведение было заказано флорентийцем Ванни Кастеллани, который патронировал церковь Сан Джовенале. Монограмму его имени – букву V, исследователи видят в сложенных крыльях ангелов. Триптих был написан во Флоренции и оставался там несколько лет, пока не появился в инвентарной описи церкви Сан Джовенале в 1441 году. Об этом произведении не сохранилось никаких мемуарных свидетельств, хотя Вазари упоминает две работы молодого Мазаччо в районе Сан Джованни Вальдарно. Сейчас триптих хранится в церкви Сан Пьетро а Кашья ди Реджелло.


Триптих Сан Джовенале. 1422 гг. Мазаччо. Сан Пьетро а Кашья ди Реджелло.

В первой половине 15 в. в живописи появляется самостоятельный жанр живописи – светский портрет, созданный по единому типу: погрудные профильные изображения. В своём «Жизнеописании Мазаччо» Вазари упоминает три портрета. Историки искусства впоследствии отождествили их с тремя «портретами молодого человека»: из Музея Гарднер, Бостон, из Музея изящных искусств, Шамбери и из Национальной галереи, Вашингтон. Большинство современных критиков считает, что два последние не являются работами Мазаччо, поскольку в них ощущается вторичность и более низкое качество. Они были написаны позже, или, возможно, скопированы с работ Мазаччо. Целый ряд исследователей считает достоверным только портрет из Музея Гарднер - некоторые исследователи считают, что на нём изображен молодой Леон Баттиста Альберти *. Портрет датируют периодом между 1423 и 1425 годами; Мазаччо создал его раньше, чем другой потрет Альберти, характерный профиль которого можно видеть в его фреске «Св. Пётр на троне» в капелле Бранкаччи, где тот изображён справа от самого Мазаччо.


Портрет молодого человека. 1423-25 гг. Мазаччо. . Музей Гарднер, Бостон.


Портрет молодого человека. 1425 гг. Мазаччо (?). . Национальная галерея искусств, Вашингтон.

В 1426 г. Мазаччо исполнил большой, состоящий из нескольких частей алтарь для церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, получивший название «Пизанского полиптиха» («Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами»). В этих произведениях уже проявляются зачатки нового, реформаторского стиля художника - энергичная светотеневая лепка, ощущение пластической трехмерности фигур, стремление к изображению глубины пространства. Пизанский полиптих – единственное точно датированное произведение художника; датировка всех остальных его работ приблизительна.
19 февраля 1426 года Мазаччо принял обязательство написать эту многочастную алтарную картину для капеллы св. Юлиана в пизанской церкви дель Кармине за скромную сумму в 80 флоринов. Заказ исходил от пизанского нотариуса Джулиано ди Колино Дельи Скарси да Сан Джусто, который с 1414 по 1425 год взял на себя права патронирования над этой капеллой. 26 декабря 1426 года полиптих, судя по платёжному документу, датированному этим числом, был готов. В работе над ним приняли участие помощники Мазаччо – его брат Джованни и Андреа дель Джусто. Раму для этой многочастной композиции исполнил резчик Антонио ди Бьяджо (возможно, по эскизу Мазаччо).

В 18 в. Пизанский полиптих был разделен на части и эти отдельные произведения расползлись по всему свету, а в конце 19 в. его сохранившиеся 11 частей удалось идентифицировать в разных музеях и в частных коллекциях. К этому алтарю относятся Мадонна с младенцем и четрьмя ангелами (Лондон, Национальная галерея), Распятие (Неаполь, галерея Каподимонте), Поклонение волхвов и Мучение святых Петра и Иоанна (Берлин-Далем, Картинная галерея Государственного музея).


Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами. Пизанский полиптих. 1426 г. Мазаччо.


Распятие Мазаччо. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.

Изображение апостола Павла – единственная часть, оставшаяся от Пизанского полиптиха в Пизе (музей Сан Маттео). Картина была атрибутирована Мазаччо уже в XVII веке (об этом есть надпись на боковой части). Почти весь XVIII век она хранилась в Опера делла Примациале, а в 1796 году передана в музей Сан Маттео. Павел изображён на золотом фоне с соблюдением иконографической традиции – в правой руке он держит меч, в левой книгу «Деяния апостолов». По своему типу он скорее похож на античного философа, чем на апостола.


Апостол Павел . Пизанский полиптих. 1426 г. Мазаччо. Национальный музей, Пиза. Темпера.

Панель с изображением апостола Андрея хранилась в коллекции Ланкоронски (Вена), затем попала в королевскую коллекцию принца Лихтенштейна (Вадуц), а сегодня находится в музее Пола Гетти (Малибу). Фигуре святого придана монументальность, изображение построено так, словно мы смотрим на него снизу. Правой рукой Андрей держит крест, левой «Деяния апостолов».


Апостол Андрей. Пизанский полиптих. 1426 г. Мазаччо. Собрание Пола Гетти, Малибу.

Четыре небольших панели, каждая размером 38х12 см., были приписаны Мазаччо, когда находились в коллекции Батлера (Лондон). В 1906 году германский исследователь Шубринг связал эти четыре работы с Пизанским полиптихом, высказав предположение, что ранее они украшали его боковые пилястры. Трое святых (Августин, Иероним и кармелитский монах с бородой) смотрят вправо, четвёртый - тоже монах - влево.


Кармелитские монахи. Пизанский полиптих. 1426 г. Мазаччо.


Св. Иероним и Св. Августин. Пизанский полиптих. 1426 г. Мазаччо. Государственные музеи, Берлин.

Сохранились все три картины пределлы: «Поклонение волхвов» , «Распятие св. Петра и казнь Иоанна Крестителя» и «История св. Юлиана и св. Николая» .


Поклонение волхвов. Пизанский политих. 1426 г. Мазаччо. Темпера.


Распятие апостола Петра*. Казнь Иоанна Крестителя. Пизанский политих. 1426 г. Мазаччо. Государственные музей, Берлин.


Распятие апостола Петра. Пизанский политих. 1426 г. Мазаччо. Государственные музей, Берлин.


«История св. Юлиана и св. Николая». Пизанский политих. 1426 г. Мазаччо. Государственные музей, Берлин.

(История св. Николая очевидно - об отце и его трех дочерях, которым святой подбрасывает деньги в окно дабы спасти их от необдуманного поступка. Что касается св. Юлиана* , то его история такова: Юлиан уехал от своих родителей и вскоре женился на девушке из знатного рода. Когда родители приехали к нему в гости, он был на охоте. Жена накормила их и уложила спать. Тем временем Сатана, обернувшись человеком, встретил Юлиана и сказал тому, что его жена ему изменяет, и если Юлиан поспешит, он застанет её в постели с любовником. В гневе Юлиан ворвался в спальню, увидел под одеялом очертания мужчины и женщины, и в ярости изрубил их мечом. Когда же он вышел из спальни, то встретился с женой, сообщившей ему радостную весть о приезде родителей.
Юлиан был безутешен, но жена поддержала его, сказав, что искупление он найдёт во Христе. С того времени Юлиан потратил всё своё богатство на возведение больниц (их он построил 7) и домов для паломников и нуждающихся путников (25). Однажды к нему явился Иисус Христос в образе нищего, поражённого проказой паломника, и когда Юлиан принял его - простил ему его грехи и благословил вместе с женой.

Стоит упомянуть и небольшую панель в форме маленького алтаря из музея Линденау, Альтенбург. Она содержит две сцены: «Моление о чаше» и «Кающийся св. Иероним» - один из иконографических типов святого - бьющий себя камнем в грудь перед распятием - святой удалился на четыре года в пустыню и там неустанно боролся с искушениями и плотскими наваждениями и описал в одном из писем, как должен был бить себя в грудь, пока эта лихорадка не отпускала его. Камень, который он держит для этой цели, - позднее изобретение художников - это "изобретенный" камень мы и наблюдаемю. В верхнем сюжете использован золотой фон, а в нижнем он полностью записан. Фигуры трёх апостолов справа своими очертаниями повторяют форму картины. Большинство критиков считает, что она была написана сразу вслед за Пизанским полиптихом.


Христос в Гефсиманском саду. Кающийся святой Иероним . 1424-25 гг. Мазаччо. Музей Линденау, Альтенбург. Темпера по дереву.

Разрыв художника с предшествующей художественной традицией в полной мере проявился при работе над фреской «Троица» (1426-27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. В этом произведении Мазаччо, под влиянием творчества Брунеллески, впервые в настенной живописи применил полную перспективу. Впервые обе части фрески были выполнены с точным математическим расчетом в единой перспективе, линия горизонта которой соответствует уровню зрения зрителя, создавая неизвестную до того времени в живописи иллюзию реальности изображенного пространства, архитектуры, фигур.

Перспективное построение фрески было средством раскрытия замысла произведения. Центрическая ориентация перспективы подчеркивала значение главных фигур. Находясь по другую сторону картинной плоскости, капелла будто принадлежала иному миру, а изображения донаторов, саркофаг и сами зрители относились к этому, земному миру. Новаторством отличается лаконичность композиции, скульптурная рельефность форм, выразительность лиц, острота портретной характеристики заказчиков. Живопись вступает в состязание со скульптурой в искусстве передачи объема, его бытия в реальном пространстве. Голова Бога-Отца является воплощением величия и мощи, в лице Христа преобладает спокойствие с тенью страдания.
Фреска выполнена на стене, уходящей в глубину капеллы, построенной в форме арочной ниши. На росписи изображено распятие с фигурами Марии и Иоанна Крестителя. Крест осеняет полуфигура Бога-Отца. На переднем плане - коленопреклоненные заказчики, которые, благодаря иллюзионистскому приему, кажутся находящимися за пределами капеллы. В нижней части фрески художник изобразил саркофаг со скелетом Адама, который тоже как будто выдается в пространство храма. Надпись над саркофагом гласит: «Я был некогда тем, чем вы являетесь, а тем, чем я являюсь, вы еще станете». Творение Мазаччо замечательно во всех отношениях. Величавая отрешенность образов сочетается здесь с невиданной до тех пор реальностью пространства и архитектуры, с объемностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц заказчиков и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери.

Эта фреска одной из первых была создана с помощью картонов - больших, полномасштабных рисунков - их прикладывали к стене, а затем обводили контуры деревянным стилом. Как и в случае с любой фреской, написанной по свежей штукатурке, несмотря на то, что картина плохо сохранилась, исследователи могли установить, сколько времени художник продолжал работу. В данном случае Мазаччо потребовалось 28 дней (именно столько раз добавлялись участки свежей штукатурки). Больше всего времени он потратил на то, чтобы написать головы и лица.

По сторонам Распятия стоят Дева Мария и св. Иоанн, чуть ниже донатор (одетый в плащ и капуччо красного цвета - одежду «гонфалоньеров справедливости» *) и его супруга. Предположительное имя донатора - Лоренцо Ленци, поскольку он занимал эту должность, а у подножия фрески находилось надгробие его двоюродного брата Доменико Ленци.


Троица .1425-28 гг. Мазаччо.


Троица. Деталь. 1425-28 гг. Мазаччо. Санта Мария Новелла, Флоренция. Фреска.


Троица . Деталь. 1425-28 гг. Мазаччо. Санта Мария Новелла, Флоренция. Фреска.


Троица . Схема перспективы.

Между 1425 и 1428 гг. Мазаччо (в содружестве с Мазолино ди Паникале) исполняет росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, ставшие главным трудом недолгой жизни живописца.

Своим знаменитым фресковым циклом это помещение обязано потомку основателя капеллы, сопернику Козимо Старшего Медичи - влиятельному государственному деятелю Феличе Бранкаччи (итал. Felice Brancacci; 1382-ок. 1450), который около 1422 года дал заказ Мазолино и Мазаччо на роспись капеллы, находящейся в правом трансепте церкви (точных документированных дат работы над фресками не сохранилось).


Вид капеллы Бранкаччи после реставрации.


Фрески в капелле Бранкаччи (слева)


Фрески в капелле Бранкаччи. (справа)

Сюжеты росписей, в основном, посвящены жизни апостола Петра («Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью» , «Раздача милостыни и смерть Анании »).


Апостол Петр, исцеляющий больного своей тенью . 1426-27 гг. Мазаччо.

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. (Деяния святых Апостолов, гл.5)


Раздача имущества и смерть Анании. 1426-27 гг. Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. (Деяния святых Апостолов, гл. 5)


.1426-27 гг. Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.


Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на престоле. Деталь. 1426-27 гг. Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.


Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на престоле . Деталь. 1426-27 гг. Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

На фреске изображено чудо, сотворённое Петром после того, как он благодаря апостолу Павлу был освобождён из темницы. Согласно «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, Пётр, придя на могилу умершего 14 лет назад сына Теофила, префекта Антиохии, смог чудесным образом оживить его. Присутствовавшие при этом тотчас уверовали в Христа, в христианство перешёл сам префект Антиохии и всё население города. В результате в городе был построен великолепный храм, в центре которого была установлена кафедра для апостола Петра. С этого престола он читал свои проповеди. Проведя на нём семь лет, Пётр отправился в Рим, где двадцать пять лет восседал на папском престоле – кафедре.

Самая известная композиция - «Чудо со статиром» - рассказывает о том, как у ворот города Капернаума Христа с учениками остановил сборщик налогов, собиравший деньги на поддержание храма. Христос велел Петру выловить в Генисаретском озере рыбу и извлечь из нее монету. Эта многофигурная сцена изображена в центре композиции. Слева на втором плане мы видим, как Петр вылавливает из озера рыбу. В правой части картины Петр вручает деньги сборщику.


Чудо со статиром .1426-27 гг. Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

Таким образом, в одной композиции Мазаччо объединил три последовательных эпизода с участием апостола. В новаторском по своей сути искусстве Мазаччо этот прием - запоздалая дань средневековой традиции повествовательного рассказа, в то время от него уже отказались многие мастера и более столетия назад - крупнейший мастер Проторенессанса . Однако это не нарушает впечатления смелой новизны, которой отличается весь образный строй и композиция росписи, ее жизненно убедительные, чуть грубоватые герои. Художник с удивительным мастерством сумел средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство, разместить в нем персонажей, группируя их согласно замыслу повествования; правдиво изобразить их движения, позы и жесты.

Другой шедевр, выполненный Мазаччо в той же капелле Бранкаччи - «Изгнание из рая». В этом произведении художнику удалось решить сложнейшую задачу изображения обнаженной фигуры. Здесь еще нет подробного и точного знания анатомии человека, но отчетливо проступает общее верное представление о строении человеческого тела, чувство его плотской красоты, что было абсолютно не характерно для Проторенессанса. Лица грешников удивительно выразительны и полны эмоций, их движения естественны и реалистичны. В «Изгнании из рая» представлено одно из первых в итальянской живописи изображений обнаженного человеческого тела. По этой фреске учились современные Мазаччо живописцы, а также последующие поколения итальянских мастеров. Поразительна сила и острота переживаний изображенных на картине Адама и Евы, изгоняемых из Эдема за нарушение положенного Богом запрета. Охваченный беспредельным отчаянием, Адам закрыл лицо ладонями, неподдельное горе исказило лицо его юной спутницы - брови в напряжении сведены к переносице, глубоко запавшие глаза обращены к Создателю, рот раскрыт в крике отчаяния и мольбы.

Изгнание из рая. 1426-27 гг. Мазаччо. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция. Фреска.

Капелла Бранкаччи стала местом паломничества живописцев, стремившихся усвоить приемы Мазаччо. Однако многое в творческом наследии художника сумели оценить лишь последующие поколения.

Еще одно произведение Мазаччо - правда аттрибуция его была долгой - так называемое Берлинское тондо - деревянный поднос диаметром 56 см. расписан с двух сторон: на одной Рождество, на другой – путто с маленькой собачкой. Обычно эту работу датируют периодом последнего пребывания Мазаччо во Флоренции перед тем, как он отправился в Рим, где скончался. С 1834 года произведение приписывают Мазаччо (сначала Гверранди Драгоманни, затем Мюнц, Боде, Вентури, Шубринг, Сальми, Лонги, и Бернсон). Однако есть те, кто считает его работой Андреа ди Джусто (Морелли), или Доменико ди Бартоло (Бранди), или произведением анонимного флорентийского художника, работавшего между 1430 и 1440 годами.
Произведение представляет собой desco da parto * - обеденный стол для рожениц, который в то время было принято дарить женщинам из богатых семей, поздравляя их с рождением ребёнка (как это происходило – можно видеть в изображённой сцене рождества: слева, среди подносящих дары, стоит мужчина с таким же деско да парто). Несмотря на то, что подобные произведения были близки работам ремесленников, самые знаменитые художники кватроченто не брезговали их изготовлением. Берти видел в этой работе «первое ренессансное тондо», обратив внимание на важные нововведения и использование выстроенной в перспективе архитектуры в соответствии с принципами Брунеллески.


Рождество. Берлинское тондо.1427-28 гг. Мазаччо.


Путто* с маленькой собачкой. Берлинское тондо. 1427-28 гг. Мазаччо. Государственные музеи, Берлин. Темпера по дереву.

Существует кадастровое свидетельство от июля 1427 года. Из него можно узнать, что Мазаччо весьма скромно жил с матерью, снимая помещение в доме на Виа деи Серви. Он держал лишь часть мастерской, деля ее с другими художниками, имел много долгов.

1428 году, не завершив роспись капеллы Бранкаччи, художник уезжает в Рим и приступает к исполнению полиптиха в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. Вероятно, его призвал Мазолино, которому понадобился помощник для выполнения больших заказов. Из Рима Мазаччо не вернулся. Внезапная смерть художника в столь молодом возрасте, ему было 28 лет, вызвала толки о том, что он был отравлен из зависти. Эту версию разделял и Вазари, но никаких доказательств ее нет. Как нет и точной даты смерти Мазаччо.

Мазаччо не успел закончить даже первый фрагмент полиптиха - «Св. Иероним и св. Иоанн Креститель». Работу закончил Мазолино.


Святой Иероним и святой Иоанн Креститель. 1428 г. Мазаччо. Национальная галерея, Лондон. Яичная темпера.


Святой Иероним и святой Иоанн Креститель . Деталь. 1428 г. Мазаччо. Национальная галерея, Лондон. Яичная темпера.

PS от das_gift
Мне очень хотелось выбрать сегодняшним хитом "Изгнание из рая" – знаменитое и маститое, пример и подражание, знаковое и страдающее - тем более, что оно мне очень нравится и выбор был бы бесконечно искренним. Но я выберу "Портрет молодого человека" - тот самый, из бостонского музея – профиль и яркий головной убор. Ушедшие люди и ушедшие времена всегда привлекают – они конкретны своим обликом и абстрактны и символичны столетиями небытия - в их чертах ищешь скрытое, неведомое, печальное, тленное, вечное и прекрасное.

* 1. Биччи ди Лоренцо (Bicci di Lorenzo) (1373–1452) - итальянский художник и скульптор, работал во Флоренции. Сын художника Лоренцо ди Биччи (Lorenzo di Bicci)
В сотрудничестве со совим отцом получил много важных заказов, в том числе и от Медичи - согласно Вазари - цикл фресок для Палаццо Медичи.Для Дуомо им были нарисованы апостолы.
Его лучшие работы - Мадонна на троне в Национальной музее, Парма, Триптих Житие святого Николая в соборе Фьезоле и Рождество в церкви Сан Джованнино деи Кавальери во Флоренции.

* 2. Братства Святого Луки. Св.Лука, евангелист, покровитель художников. По легенде он сделал портрет с Мадонны и младенца Христа. Легенда греческого происхождения и восходит к VI в. В XII в. она распространяется и в западных странах. Изображения св.Луки, рисующего Богоматерь, встречаются в византийском искусстве с XIIIв., в Западной Европе с XIV в.В это время стали появляться «братства св.Луки», - корпорации художников, которые считали Луку своим покровителем. С тех пор данный сюжет связывается с братствами и исчезает в XVIII в. с исчезновением последних.


Рождество. 1430/1435 гг. Биччи ди Лоренцо.

* 3. Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля 1404, Генуя - 20 апреля1472, Рим) - итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внес существенный вклад в развитие криптографии, предложив идею многоалфавитного шифра.


Леон Баттиста Альберти . Статуя в Галерее Уффици.

* 4. Крест Святого Петра - перевёрнутый латинский крест. По легенде, Святой Пётр был распят на перевёрнутом кресте (вверх ногами). В связи с тем, что Пётр считается основателем христианства, данный символ изображён на троне Папы Римского.

* 5. Гонфалоньер - ит. gonfaloniere – знаменосец – с сер. XIII в. глава ополчения пополанов во Флоренции и других городах Италии. В 1289 г. во Флоренции была установлена должность гонфалоньера справедливости (правосудия), который был главой синьории. Гонфалоньер имел знамя определенной формы и цвета, символизировавшее его власть. Ему была поручена охрана конституции «Установления справедливости».

* 6. Деско да парто (desco da parto) - поднос рожениц - важный символический подарок в случае удачных родов в позднее Средневековье. Многие "подносы", хранящиеся в музеях соотнесены с благородными семействами, но исследования доказываюь, что подносы рожениц и другие специальные предметы вроде вышитых подушек сохранялись очень долго после самого успешного рождения еще долгие годы в всех классах общества - доска подаренная отцом Лоренцо Медичи его матери Лукреции Торнабуони хранилась в доме Лоренцо до самой его смерти. Часто подносы производились в массовом порядке в мастреских и "авторизовывались" гербом, только в момент покупки.
Детская смертность и смерть от родов были крайне высокими и успешное рождение праздновали с особой щедростью.
Разрисованные подносы стали появляться примерно в 1370 г, в поколение после нашествия Черной смерти (чумы).


Поднос роженицы по мотивам "Декамерона" Бокаччо . 1410 г.Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Триумф славы. (Поднос роженицы) 1449 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

* 7. Путто. Этим итальянским словом, перешедшим во все европейские языки, обозначается изображение (живописное или скульптурное) обнаженного ребенка: ангела или амура. В этом образе сочетаются черты ангела, купидона и ребенка.

«Троица» - одна из первых в истории мировой живописи работ, в композиции которой были применены законы линейной перспективы, создающей иллюзию трехмерного пространства.

Под сводом массивной арки художник написал фигуры Святой Троицы. По сторонам от распятия стоит Богородица и апостол Иоанн, а за пределами священного пространства - два коленопреклоненных. Фигуры фрески крепки и статичны, лишь жест Богоматери нарушает общую неподвижность. Обратите внимание на взгляд Марии. К кому обращены её глаза?
Ниже изображена гробница с надписью: «Я был как вы, и вы должны стать как я».
Гробница напоминает зрителю о неизбежной смерти, а образ Троицы рождает веру в спасение души.

Фигуры коленопреклонённых заказчиков - одно из первых портретных изображений, введённых в религиозную композицию.
Эта фреска одной из первых была создана при помощи картонов – больших, полномасштабных рисунков. Их прикладывали к стене, а затем обводили контуры деревянным стилом.

Как и в случае с любой фреской, написанной по свежей штукатурке, несмотря на то, что изображение плохо сохранилось, исследователи смогли установить, сколько времени художник над ним работал. В данном случае Мазаччо потребовалось 28 дней (именно столько раз добавлялись участки свежей штукатурки).

СПРАВКА : Мазаччо (1401 - 1427), флорентийский художник, преобразовавший живопись своего времени, после Джотто он совершил новый гигантский скачок в европейской живописи.

Достижения Мазаччо:

- Разработал систему изображения глубинного пространства с помощью прямой центральной перспективы, названной впоследствии итальянской. Ввёл воздушную перспективу, что позволило максимально приблизить изображение к жизни.
- Мазаччо гораздо более умело, чем его предшественники распределял свет и тень, передавая объёмность, создавал чёткую пространственную композицию.
- Первым после средних веков изобразил обнажённое тело.
- Объединил фигуру и пейзаж.

Особое место в творческом наследии Мазаччо и истории живописи Раннего Возрождения занимает его последняя законченная работа - фреска «Троица» (ок. 1427-1428, Флоренция, церковь Санта Мария Новелла). Эта роспись была заказана Мазаччо знатным флорентийцем Лоренцо Ленци, занимавшим высокий государственный пост гонфалоньера (знаменосца) Справедливости.

Показывая Троицу, Мазаччо следует средневековым канонам, согласно которым в плоскостную фигуру Бога-Отца вписывалась также плоскостная фигура Бога-Сына с распростёртыми над ней крыльями голубя - Духа Святого. Здесь фигуры приобретали одинаковую величину, становились объёмными, поэтому требовалось создание глубинной среды. Перед капеллой написана широкая ступень и на ней две коленопреклонённые фигуры заказчиков фрески в традиционных позах с молитвенно сложенными руками. Нижняя часть композиции (открыта после реставрации в 1952) - изображение саркофага с традиционной надписью, напоминающей о смерти.

По-видимому, эта композиция воплощает какую-то достаточно сложную теологическую программу - об этом свидетельствуют написанное на цоколе стены и включенное в композицию фрески изображение саркофага с открытой крышкой, в которой лежит скелет; по мнению некоторых исследователей, это символ «ветхого Адама», бренности человечества.

Мазаччо создал некий эталон идеальной композиции. Это позволяет предположить, что ему не были чужды проблемы теоретического характера, уже интересовавшие в это время художественную среду. Композиция фрески с преклонившими колени у входа в капеллу Лоренцо Ленци и его супругой, распятым Христом и стоящими у подножия Распятия Марией и Иоанном, подобна ступенчатой пирамиде, вписанной в двойное - арочное и прямоугольное - обрамление; увиденный в ракурсе снизу свод капеллы изображен в безупречном перспективном сокращении.

Впервые обе части фрески были выполнены с точным математическим расчётом в единой перспективе, линия горизонта которой соответствует уровню зрения зрителя, создавая неизвестную до того времени в живописи иллюзию реальности изображённого пространства, архитектуры, фигур. Перспективное построение фрески являлось средством раскрытия замысла произведения.

Центрическая ориентация перспективы подчёркивала значение главных фигур. Находясь по другую сторону картинной плоскости, капелла будто принадлежала иному миру, а изображения донаторов, саркофаг и сами зрители относились к этому, земному миру. Новаторством отличается лаконичность композиции, скульптурная рельефность форм, выразительность лиц, острота портретной характеристики заказчиков.

Живопись вступает в состязание со скульптурой в искусстве передачи объёма, его бытия в реальном пространстве. Голова Бога-Отца является воплощением величия и мощи, в лице Христа преобладает спокойствие с тенью страдания.
Возможно, что в разработке архитектурных мотивов и перспективного построения пространства принял участие архитектор Брунеллески. Так или иначе, эта фреска, завершившая недолгий жизненный путь Мазаччо, стала неким манифестом нового, ренессансного искусства, величественной демонстрацией его эстетических принципов и возможностей.

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (1401 - 1428) - великий итальянский художник эпохи Возрождения, прозванный Мазаччо , законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи Кватроченто. Родился 21 декабря 1401 г. в семье нотариуса в местечке Сан Джованни Вальдарно. Его отец умер, когда будущему художнику исполнилось всего пять лет. Мать, хозяйка небольшой деревенской гостиницы, вышла замуж вторично - за местного аптекаря, который также умер, когда Мазаччо было 16. Он приехал во Флоренцию учиться живописи. Его биограф, художник эпохи ренессанса, Джорджо Вазари (1511 - 1574), рассказывал, что прозвище Мазаччо («Неуклюжий») было дано ему за его невнимание к окружающей жизни.

Одними из его первых учителей считаются Мазолино да Паникале и Мариотто ди Кристофано, хотя живопись этих двух мастеров совершенного разного склада, и в произведениях Мазаччо отсутствуют видимые признаки влияния их творчества. Подлинной школой для Мазаччо стало его общение с Брунеллески и Донателло.

В 1422 г. Мазаччо внесли в списки членов корпорации врачей и аптекарей, к которой принадлежали и художники, с 1424 г. он стал членом гильдии святого Луки.

Самой ранней картиной Мазаччо считается алтарный образ Мадонны с младенцем, святой Анной и ангелами (ок. 1420, галерея Уффици, Флоренция), написанный им вместе с Мазолино. В нём сохраняется средневековая иконографическая традиция такого рода изображений: Мария, держащая на коленях младенца Иисуса, сидит перед Анной. Удивителен образ младенца Христа: это живой, сильный ребенок, с прекрасно вылепленным мускулистым телом. По одному яркому высказыванию, в работе изображён «маленький Геракл», тем самым пролеживается связь творчества Мазаччо с античными образцами. В образе младенца Христа в ранних работах Мазаччо исследователи его творчества видят первого представителя «новой человеческой расы» эпохи Возрождения.

Уже в этой работе Мазаччо ощущается обобщённость в передаче фигур, стремление уйти от мелких деталей, лаконичность композиционных построений и сюжетов, величавая простота, смелость обращения к реальному миру.

Примерно в 1425 г. Мазаччо получил заказ от монастыря кармелитов во Флоренции написать фреску на стене монастырского двора. Сюжетом послужило освящение церкви Санта Мария дель Кармине (Освящение). Фреска была написана монохромно оттенками зелёной краски. Эта работа, на которую художник потратил 10 месяцев, погибла при перестройке монастыря около 1600 г.

В 1426 г. Мазаччо за 80 флоринов согласился написать алтарь для капеллы церкви Санта Мария дель Кармине в Пизе. Художник работал над ним 10 месяцев. В XVIII в. Пизанский алтарь был разрознен, а в конце XIX в. его сохранившиеся 11 частей удалось идентифицировать в разных музеях и в частных коллекциях.

Написанная Мазаччо фреска «Троица» (1426 - 1427) для церкви Санта Мария Новелла во Флоренции была новым этапом его творчества. В верхней части фрески изображена уходящая в глубину ренессансная капелла, обрамлённая снаружи двумя пилястрами с коринфскими капителями. Арка опирается на две, расположенные уже внутри капеллы, ионические колонны. За ней открывается пространство капеллы, передний план которой занимает крест с распятым Христом, Мария и апостол Иоанн, стоящие по обе стороны креста.

Вершиной творчества Мазаччо стали фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармне (1427 - 1428), выполненные совместно с Мазолино. Роспись была поручена Мазолино, который привлёк к работе Мазаччо. Темой росписи была выбрана история апостола Петра, под аркой на простенках предполагалось расположить сцены, связанные с библейской историей первых людей. В сентябре 1425 г. Мазолино уехал, и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно, но, так и не завершив работы, также уехал в Рим и там неожиданно умер в 1428 г. Работы в капелле были остановлены, и лишь через 50 лет Филиппино Липпи закончил оформление капеллы.

Чудо со статиром
ЧУДО СО СТАТИРОМ
(Матфей, 17:24-27)
(24) Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? (25) Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе, кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? (26) Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; (27) но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
(Мф. 17:24-27)

Несколько обстоятельств этой истории требуют пояснений, без которых не будет до конца ясен смысл художественных трактовок этого совершенного Христом чуда.
Иисус не раз, очевидно, оказывался перед необходимостью, как и все иудеи, платить разные подати. О двух таких случаях повествует Евангелие. Первый из них описан Матфеем в приведенной здесь цитате. Второй эпизод произошел в Иерусалиме (см. ДИНАРИЙ КЕСАРЯ).
Определенный утвердительный ответ Петра на вопрос сборщика подати, уплатит ли Иисус положенный сбор, наводит на мысль, что и прежде Иисус, не желая нарушать закон, платил установленные подати. Нередко две эти уплаты - дидрахмы (в Капернауме) и динарии (в Иерусалиме) - смешивают ся, и у читателя Евангелия и зрителя картин с сюжетами о подати создается впечатление - неверное, - что речь идет вроде бы об одном и том же. На самом деле это две разные подати. И следовательно, это две разные истории и два разных живописных сюжета.
В данном эпизоде - со ртатиром (1 статир равен 2 дидрахмам - плате за двоих, Иисуса и Петра) - речь идет об уплате иудейской подати на храм; во втором случае - о подати Риму. Но если во второй раз, на вопрос об уплате подати Риму, Иисус ответил утвердительно, то в данном случае Его ответ отрицательный. Однако, будучи миролюбивым, Он находит компромисс. И, собственно, для этого компромисса и потребовалось чудо, причем оно потре бовалось даже в большей степени, чем во многих других случаях. Подчиняясь необходимости уплатить, он являет свою покорность таким способом, что ставит себя высоко над всем этим спором. И хотя Матфей не записал окончания этой истории, можно не сомневаться, что все получилось так, как сказал Иисус. Если Иисус знал, что во рту у рыбы, которая первая попадется Петру, есть проглоченная ею монета - Он всеведущ. Если же Он сотворил у нее во рту статир - Он всемогущ (так изъясняет это чудо епископ Михаил).

Иисус Христос

Уехавший в августе 1428 г. в Рим Мазаччо успел приступить там к работе в церкви Сан Клементе, где он писал фреску Голгофа, когда он неожиданно скончался.

Несмотря на краткость жизни и творчества Мазаччо, он оказал сильнейшее влияние на новое зарождающееся искусство. С ним на смену средневековым традициям пришли черты новой грандиозной эпохи - эпохи Возрождения. Мазаччо порвал с господствовавшими в живописи второй половины XIV в. декоративностью и повествовательностью. Он сделал решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые дал воздушную перспективу.

Исцеление хромого Петром и Иоанном и воскрешение Тавифы

В произведениях Мазаччо появился естественный горизонт, проходящий на уровне глаз изображённых людей, активно использовалась линейная перспектива. В фресках на смену неглубокой площадке пришло изображение реального глубокого пространства. Убедительнее и богаче стала пластическая светотеневая лепка фигур, прочнее их построение, разнообразнее их характеристики.

Св.Петр на кафедре

Вместо декоративной красочности появилась сдержанная цветовая гамма, Мазаччо пришёл к созданию обобщённой и лаконичной монументальной формы.

Святой Петр

Использован материал: Энциклопедия Кругосвет

Некоторые впечатления и легенды.


Изгнание из рая

Когда впервые видишь фреску "Изгнание Адама и Евы из рая", создается впечатление, что перед нами творение не начала кватроченто, но 19-ого века, – настолько в выражении силы и остроты чувства Мазаччо опережает своё время. Если у Мазолино на другой стороне капеллы Адам и Ева выписаны мягко и слащаво, у Мазаччо они погружены в беспредельное отчаяние: Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и тёмным провалом искажённого криком рта.

Мазаччо, работая над фресками, иногда попросту хулиганил: например, помещал в новозаветные истории современных ему флорентийцев, одетых по последней моде 15-го века.

В 1428 году Мазаччо вызвали в Рим, и цикл остался незаконченным, его дописывал полвека спустя Филиппино Липпи. Фрески же немедленно были признаны шедеврами, и все ученики-живописцы ходили их копировать. В их числе Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино, Микеланджело и Рафаэль, а также многие другие. По легенде молодой Микеланджело однажды заявил своему приятелю, что тот никогда так не сможет. Приятель полез драться и сломал Микеланджело нос.

http://www.krotov.info/acts/16/more/vazari_07.html -вазари