Памятник шолохову на гоголевском бульваре почему. Фото и описание

Как и откуда в России, и, особенно, в Москве, берутся памятники – вопрос интересный. И случай с Шолоховым в этом отношении является показательным.
24 мая 2007 г. в Москве на Гоголевском бульваре состоялось торжественное открытие памятника великому русскому писателю, Нобелевскому лауреату Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Шолохов изображен сидящим в рыбацкой лодке. Вокруг – водная гладь воображаемой реки, по которой плывут лошади: по одну сторону от писателя «белые», по другую – «красные». Напротив памятника, на пешеходной аллее Гоголевского бульвара, установлена гранитная скамья, а мощёная диагональная полоса, пересекающая аллею, объединяет все элементы архитектурно-скульптурного ансамбля. Таким образом, по задумке авторов олицетворяется идея «многогранного и неоднозначного творчества великого писателя, который жил и работал в неспокойное время крупных социальных перемен».
Но, несмотря на обилие напыщенных речей на этом празднике, многие не скрывали своего недоумения по поводу происходящего. Во-первых, мероприятие было приурочено к… 102-й годовщине со Дня рождения писателя. Звучит, конечно, странно, но сама ситуация вполне объяснима: планировали открыть к 100-летней годовщине, да не успели. В России, как известно, обещанного три года ждут, так что, можно сказать, сроки соблюдены.
Во-вторых, у некоторых вызывал сомнения выбор места, особенно, учитывая то, что Шолохов в Москве постоянно не жил. Но и тут, если разобраться, всё просто: с 1963 г., приезжая в столицу, писатель останавливался в собственной квартире в доме № 33 по Сивцеву Вражку. Место выбрали аккурат у впадения этого переулка в Гоголевский бульвар.
Кстати, памятник Шолохову здесь хотели установить еще в 80-е гг., но что-то сорвалось, и проект, как думали тогда, был похоронен. Однако в начале XXI в. он всё-таки реализовался. Выбор скульптора тоже оказался закономерным: двадцать лет назад конкурс на лучший проект памятника выиграл отец Александра Рукавишникова.
Но вот что необъяснимо с логической точки зрения: в Москве уже есть памятник Шолохову, а тут открывают второй! Именно это обстоятельство породило массу возмущенных отзывов о данном событии не только со стороны искусствоведов и историков литературы, но и от простых граждан. Первый памятник был открыт 30 ноября 2001 г. на пересечении Волжского бульвара и Волгоградского проспекта, скульпторы В. Глебов и Ю. Дрёмин.
Чем он не устроил московское правительство? Почему надо было ставить ещё один? К слову сказать, проект памятника Михаилу Булгакову того же Рукавишникова так и не был осуществлен, да и множество других не менее талантливых и заслуженных деятелей литературы пока не удостоились такой чести. Может быть, правительство посчитало, что памятник недостаточно хорош? Или что Волгоградский проспект – место, не достойное нобелевского лауреата? Ничего подобного! Оказывается, памятник был установлен префектурой без согласования с соответствующими инстанциями и представители московского правительства не признают его права на существование.
Кто-то требовал убрать лже-Шолохова и на его место поставить нового, работы Рукавишникова. Кто-то – вообще забыть об идее установки второго памятника. Кто-то советовал памятник ставить, но выбрать другое место. Как мы видим, ничего этого не произошло. Гоголевский бульвар – поистине бульвар памятников-двойников! К этой теме мы вернемся позже, а пока обратим внимание на жёлтое двухэтажное здание с шестиколонным коринфским портиком по «высокой», чётной стороне бульвара (№ 10). В 1790-е гг. оно было перестроено из палат XVII в. Этот дом называют иногда по имени первого владельца усадьбой Цурикова. Здесь жил декабрист Михаил Нарышкин, у которого собирались его товарищи по тайному обществу. Нарышкин был членом «Союза благоденствия» и Северного общества. В 1824-25 гг. активно участвовал в создании Московской управы Северного общества. Был приговорён к восьми годам каторги и поселению в Сибири, в 1837 г. переведён рядовым на Кавказ. В память о тех годах на доме висит мемориальная доска со словами: «В этом доме в начале 20-х гг. XIX в. собирались члены тайного общества декабристов».
Во второй половине XIX в. дом перешёл в собственность Удельного ведомства, центрального государственного учреждения, ведавшего удельными землями и крестьянами, т. е. принадлежавшими непосредственно императорской семье. В это время здесь бывали Иван Сергеевич Тургенев, Александр Николаевич Островский, Афанасий Афанасьевич Фет, Антон Григорьевич Рубинштейн. Сейчас в доме находится Правление Союза художников РФ.
С другой стороны Гоголевского бульвара располагается знаменитый московский переулок Сивцев Вражек. Своё необычное имя он получил благодаря речке Сивке – левому притоку Черторыя. Несмотря на маленькую длину (менее километра) она тоже отличалась буйным нравом: по руслу образовался овражек, который прозвали сивцевым. Отсюда современное – Сивцев Вражек. Сама речка получила имя благодаря сивому (серому) цвету воды.
Подробнее об обитателях Сивцева Вражка вы можете послушать по пути к следующей остановке – Памятнику Н.В. Гоголю в конце бульвара…
-------------
Итак, помимо Шолохова в переулке в разные времена жили писатели Иван Тургенев, Сергей Аксаков, Лев Толстой, Марина Цветаева, художник Михаил Нестеров и другие. В память о многих из них на стенах домов висят мемориальные доски, а в доме № 27 находится Государственный литературный музей А. И. Герцена.
Как известно, Александр Иванович Герцен был внебрачным сыном богатого помещика И. А. Яковлева. Мать будущего писателя Иван Алексеевич привез из Германии и они поселились у его брата на Тверском бульваре, 25. Именно здесь 25 марта 1912 г. у Луизы Гааг родился сын. Фамилию незаконнорожденному отпрыску Яковлев дал замысловатую – Герцен, от немецкого «herz» – сердце. Видимо, она должна была символизировать большую и страстную любовь родителей. Правда, Егор, старший сын Ивана Алексеевича, тоже был незаконнорожденным и тоже носил фамилию Герцен, так что великих любовей у Яковлева было, как минимум, две.
В 1830 г. семья перебрались в двухэтажный особняк с садом в Сивцевом Вражке. Чуть раньше, в октябре 1829 г. Саша Герцен поступил на физико-математическое отделение Московского университета, которое окончил в 1833 г. со степенью кандидата и серебряной медалью. Правда, законопослушностью юное дарование не отличалось. В ночь с 20 на 21 июля 1834 г. обитатели особняка в Сивцевом Вражке, пережили страшные минуты: Саша был арестован за участие в студенческом кружке, где читалась запрёщенная литература, и оправлен в ссылку в Вятку. И только громадное влияние отца смогло смягчить наказание.
После возвращения из ссылки Александр вновь поселился в усадьбе, правда, в её «малом» доме, а уже после смерти отца перебрался в «большой». Именно отсюда зимним утром 19 января 1847 г. Герцен вместе с женой и матерью навсегда уехал за границу. Жизнь его старшего брата Егора, талантливого музыканта, сложилась трагически. Оставшись один в Сивцевом Вражке, он принялся распродавать владения по частям. Когда деньги были израсходованы, Егор впал почти в нищету, так что ему постановили отпускать из церковных средств по пять рублей в месяц. Иван Ильич, отец братьев Танеевых, ежедневно посылал обед одинокому слепому старику. Умер Егор Иванович в 1882 г.
В конце 1990-х гг. «большой» дом усадьбы в Сивцевом Вражке был передан в собственность строительной фирме и в начале октября 1998 г. снесён. Всероссийское общество охраны памятников пыталось выступить в защиту, но ни одно из трёх обращений в московскую прокуратуру не увенчалось успехом. На месте подлинного Герценовского дома сейчас стоит его бетонная копия. Музей расположен в «малом» доме.
А мы продолжаем наше путешествие и сделаем следующую остановку у памятника Н. В. Гоголю в конце бульвара.

Купить экскурсию за 149.5 р.

Работа Александра Рукавишникова — это уже второй памятник Шолохову в Москве. Предыдущий был открыт на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара без ведома московской комиссии по монументальному искусству. Московская комиссия по монументальному искусству возмущалась, пыталась «засадить» незаконного Шолохова елочками, передвинуть его в какой-либо двор, но все же, демонтировать памятник не решилась. Потому и проект Рукавишникова, одобренный городскими властями, приняла в штыки. Мотивировала тем, что одного Шолохова Москве вполне достаточно, да и вообще: не так уж много этот самый Шолохов в этой самой Москве прожил, чтобы памятники ему устанавливать. Не устраивало членов комиссии и запланированное местоположение: скульптурная композиция с фонтаном грозилась перекрыть весь Гоголевский бульвар, к тому же, абсурдным казалось ставить Шолохова возле дома, в котором жил Тургенев.

Тем не менее, 24 мая 2007 года памятник Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре был торжественно открыт.Сам памятник ждал этого момента 20 лет: в 1980-х годах конкурс на увековечивание памяти Шолохова выиграл отец Александра Рукавишникова, Иулиан Рукавишников. Памятник должен был быть установлен на Зубовской площади, однако что-то тогда не срослось, и о проекте забыли, как тогда казалось, навсегда. Через 20 лет Александр Рукавишников, доделав проект отца, выиграл с ним конкурс во второй раз.

Монумент представляет собой сидящую в лодке бронзовую фигуру Михаила Шолохова. Камень, на котором эта лодка установлена вовсе не мель, а имитация водной глади — именно с этой целью он и был покрыт бронзой.


За спиной сидящего в лодке Нобелевского лауреата расплываются клином в разные стороны «трагичные» и «эмоционально нервные» (слова самого скульптора) белые и красные кони, которые символизируют раскол России. Как говорит автор монумента, и белые и красные кони плывут в никуда.

Стоит заметить, что вышеупомянутая комиссия по монументальному искусству Московской городской думы с проектом на Гоголевском бульваре вовсе не смирилась, благодушно оставив Шолохова на прежнем месте, однако, порекомендовав властям куда-нибудь его перенести. Например, на пересечение Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, где его уже дожидается нелюбимый комиссией предшественник.

Нельзя не сказать и о том, что, сколько бы лет не было потрачено на проектирование чего бы то ни было, городские власти всегда смогут внести в творение свою лепту. Данная работа Александра Рукавишникова не стала исключением. Как уже говорилось выше, монумент включает в себя фонтан. Говорят, предусматривалась даже специальная система, позволявшая “реке”, в которой плывут кони, течь и зимой, и летом. Самих животных при этом не должно быть видно — из воды выглядывают только их головы (потому-то только головы и были установлены на постаменте). Тем, кто видел все так, как и должно быть, памятник понравился. Некоторые даже предлагали “оставить только лошадей”.

Однако воду коням по какой-то причине отключили. В связи с этим, за сидящим в лодке Шолоховым стал красоваться клин отрубленных конских голов, что сразу начало рождать в головах москвичей и гостей столицы массу ассоциаций. Наиболее известными неофициальными названиям памятника Шолохову стали “мясокомбинат” и “кладбище домашних животных”.

Сам автор к подобной интерпретации своего творчества относится спокойно, замечая при этом, что «любители навешивать ярлыки» и так уже окрестили его монумент Достоевскому «памятником русскому геморрою», а монумент Булгакову - «веник в заднице». Оправдывая Михаила Афанасьевича, можно сказать, что он всего лишь сидит на сломанной скамейке. Но это уже “совсем другая история”…

SPRATO. Текст - Инна Ефимова.

На Гоголевском бульваре относительно недавно, 24 мая 2007 г., был установлен памятник великому писателю Михаилу Шолохову. Автором является скульптор Александр Рукавишников. В Москве это уже второй монумент М. Шолохову - на Волжском бульваре в 2002 г. был установлен первый.

Памятник представляет собой бронзовую скульптурную композицию: писатель сидит на веслах в лодке, а сзади него - лошади. Они как бы расплываются в разные стороны. По задумке автора, это символизирует разделение на «белых» и «красных» в годы гражданской войны начала 20 века. Однако один жеребенок в растерянности: не знает, какое направление выбрать. По другой стороне бульвара находится скамья, на которой расположились барельефы с сюжетами гражданской войны. Символизм тот же – с разных сторон – красная и белая армии.

История создания

История создания памятника ведет свое начало еще с 80-х годов 20 в., когда был объявлен конкурс на проект памятника знаменитому писателю Михаилу Шолохову. Конкурс выиграл скульптор Иулиан Рукавишников. Он хотел, чтобы монумент установили на Зубовской площади. Однако проект был приостановлен. Лишь спустя 20 лет сын Иулиана Рукавишникова Александр возвратился к проекту своего отца, доработав его.

Идея установки второго памятника писателю в Москве была неоднозначно воспринята общественностью, которая посчитала неуместным его расположение. Дело в том, что М. Шолохов практически не жил в Москве, а Гоголевский бульвар москвичи привыкли связывать с классической литературой 19 века, а не 20-го, в котором творил писатель. Сторонники памятника объясняют такое его расположение тем, что недалеко находится дом 33 в Сивцевом Вражке переулке, где с 1963 года часто жил писатель, когда приезжал с Дона.

Монумент получился весьма необычным. Критики посчитали, что А. Рукавишников и архитектор И. Воскресенский максимально использовали рельеф местности, да и символы, характеризующие перелом эпохи, оказались впечатляющими. Сам автор памятника считает выбранное для него место правильным – писатель смотрит на Сивцев Вражек, где он когда-то останавливался проездом, а склон бульвара устремлен к ручью Чарторыю, скрытому под асфальтом. В старину он славился необыкновенно крутым нравом. Именно здесь в него и вливалась речка Сивка. Шолохов как бы переплывает этот Чарторый.

Можно, конечно, долго объяснять замыслы авторов с ручьем или местом проживания писателя. Но, вряд ли, люди, гуляющие по Гоголевскому бульвару или просто проходящие мимо, задумываются столь глубоко. Они видят лишь то, что видят. И у них возникают свои ассоциации.

Дело в том, что для памятника предусматривалась специальная система, включавшая в себя фонтан, позволявший «реке» с конями течь и летом, и зимой. Из воды должны были выглядывать только головы коней. Но по какой-то причине воду отключили. Теперь за спиной сидящего М. Шолохова вид у лошадей стал таким, будто их закатали в бетон. Москвичи сразу окрестили памятник «мясокомбинатом» или «кладбищем животных».

В Москве найдется не так много памятников, вызывающих столь огромное количество недоумений и вопросов. Зачем автор изваял так много лошадей? Почему сюжет сделан на обрыве? И, главное – зачем тут лодка? Она у многих вызывает ассоциации с дедом Мазаем. В любом случае, приходится смириться с любимыми скульпторами Лужкова - Церетели и Рукавишниковым. Фотографы любят здесь искать интересные ракурсы, а, может, кто-то, посмотрев на памятник, потянется за томиком писателя, чтобы ощутить на себе всю мощь его литературы.

Как добраться:

Памятник расположен недалеко от станции метро Кропоткинская: выход к Гоголевскому бульвару. Идете по бульвару до дома Сивцев Вражек, 10.

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Кропоткинская

Сдан: 2007 г.

Скульптор: Рукавишников А. И.

Архитектор: Воскресенский И.Н.

Описание

Памятник знаменитому и популярному писателю, создателю произведения Тихий дон, нобелевскому лауреату Михаилу Александровичу Шолохову на Гоголевском бульваре представляет большую бронзовую скульптурную композицию.

На каменном постаменте, покрытом бронзой, установлена бронзовая лодка. В лодке в ватнике сидит Михаил Шолохов. На постаменте нанесена памятная надпись: “Михаилу Шолохову”. Постамент является частью композиции и представляет собой реку, по которой в лодке плывет Михаил Александрович.

За спиной Шолохова в реке плывут лошади. Они, разбившись на две группы, расплываются в разные стороны, символизируют разделение Российского народа на красных и белых во время гражданской войны в начале двадцатого века.

Скульптурная композиция включает в себя фонтан, имитирующий течение реки и лошади преодолевая течение. Композицию продолжает вымощенная часть Гоголевского бульвара, пересекая его, она представляет собой реку Дон, по которой плывет Михаил Шолохов. Заканчивается скульптурная композиция памятника бронзовой скамьей.

История создания

История создания памятника Михаилу Шолохову начинается еще с 80-х годов, когда был объявлен конкурс на проект памятника великому писателю Михаилу Шолохову. В конкурсе выиграл проект скульптора Иулиана Рукавишникова и по задумке его хотели установить на Зубовской площади, но проект приостановили. И только через двадцать лет сын Иулиана, Александр Рукавишников вернулся к проекту отца, доработал и в 2007 году на Гоголевском бульваре был установлен памятник Михаилу Шолохову.

Как добраться

Доезжаете до станции метро Кропоткинская и выходите к началу Гоголевского бульвара. По бульвару, идете в сторону центра до дома 10, в котором находится филиал Музея современного искусства. Здесь и находится впечатляющий памятник Михаилу Шолохову.

В Москве есть два памятника Шолохову. Первый находится на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара. Второй появился в российской столице в 2007 году. Он установлен на Гоголевском бульваре. О памятнике Шолохову, расположенном недалеко от Творческого союза художников, рассказано в этой статье.

Юлиан Рукавишников

Памятник Шолохову планировали установить еще в девяностые годы. Именно тогда Юлиан Рукавишников и начал работу над монументом, изображающим автора "Тихого Дона". Работы этого скульптора украшают не только столицу, но и другие города. Одна из них — памятник Чехову в Таганроге.

Изначально памятник Шолохову должен был располагаться на Зубовской площади. Однако проект не утвердили. Работу над монументом продолжил сын мастера, не менее известный скульптор Александр Рукавишников. Памятник Шолохову на Гоголевском бульваре вызвал неодобрение критиков. Впрочем, как и многие работы известного скульптора.

Александр Рукавишников

Скульптор является постоянным участником всероссийских и международных выставок. Его работы установлены в Москве, Владимирской области, Смоленске, Нижнем Новгороде и других городах России. Одна из работ Рукавишникова — памятник Ленину в Копенгагене.

В 2000 году на Цветном бульваре была установлена скульптурная композиция, изображающая великого клоуна и киноактера Юрия Никулина. В 2003-м в Донецке открыли памятник И. Кобзону. Рукавишников хорошо известен и в России, и за ее пределами.

В Москве, вблизи Государственной российской библиотеки, есть памятник Достоевскому, установленный в 1997 году. Эта работа Рукавишникова вызвала бурную критику. Русский писатель представлен в неестественной позе, за что москвичи прозвали это произведение скульптуры "На приеме у проктолога" . Не оценили жители столицы и монумент, установленный на могиле Владимира Высоцкого. Что же касается памятника Шолохову на Гоголевском бульваре, то у него тоже есть несколько неофициальных названий. Одно из них - "кладбище домашних животных". Как выглядит памятник Шолохову? Почему он вызвал бурю недовольства в среде критиков?

Памятник Шолохову

Итак, монумент открыт в 2007 году. изображает писателя, облаченного в телогрейку, сидящего в лодке. Позади Шолохова - плывущие лошади. Гранитные кони условно делятся на две группы, расходятся клином в разные стороны.

Эта скульптурная композиция сегодня - главная достопримечательность Гоголевского бульвара, не считая монумента, изображающие автора "Мертвых душ", установленного здесь более шестидесяти лет назад.

Памятник Шолохову символичен. Лошади, по первоначальной задумке, должны были быть окрашены в белый и красный цвета. Они символизируют народ, разделенный после революции на два лагеря — красных и белых. Среди плывущих животных есть жеребенок, который не примкнул ни к одному из "лагерей".

Писатель обращен лицом к Сивцеву Вражеку, где он прожил много лет. При этом многие полагают, что место для установки монумента выбрано весьма неудачно. Памятник Шолохову находится совсем близко от дома Тургенева, что нелогично. Кроме того, как уже было сказано, в Москве это вторая скульптурная композиция, посвященная советскому прозаику. С Москвой у Шолохова не так много было связано, а потому, как полагают критики, одного памятника достаточно.

Работа на скульптурой

Рукавишникову огромную помощь оказывали родственники писателя. Они снабжали его фотографиями, консультировали. Скульптурную композицию помог гармонично вписать в ландшафт бульвара архитектор Вознесенский. Рядом с памятником - фонтан, откуда вода должна поступать на плиты с лошадиными головами. Это придает композиции реалистичность. Однако вода поступает крайне редко.

Критика

Монумент стал одним из популярных мест для любительских фотосессий. Здесь с удовольствием фотографируются гости столицы. Однако критики не умолкают. Монумент, конечно, не снесут. Но вопрос о переносе его в другое место не закрыт. Жители близлежащих районов привыкли к монументу, они нередко называют его и "скотобойней", и "мясокомбинатом".

Рукавишникова мнение простых москвичей мало беспокоит. Прозвища, которыми жители столицы наделили его произведения, по его мнению, иллюстрируют их культурный уровень.

Стоит несколько слов сказать и о бульваре, где установлен памятник, вызвавший более десяти лет назад бурю негодования.

Современное название эта легендарная московская улица получила в 1924 году. Ранее она называлась Пречистенским бульваром. Гоголевский бульвар имеет долгую историю. Здесь расположено несколько доходных домов, которые являются памятниками архитектуры.

Ближайшая станция метро - "Кропоткинская". Безусловно, главная достопримечательность бульвара - Установлен монумент в 1952 году. Столичные шутники когда-то говорили, что писатель, изображенный скульптором, облачен не иначе, как в шинель Акакия Акакиевича. Сам же автор этого монумента признался, что это самая неудачная его работа. Открытие памятника было приурочено к юбилею русского классика.