Образ в искусстве и литературе. Особенности, структура и виды образов

Художественное обобщение; явления, типы, характеры в живописи, литературе, музыке, на сцене и т. п. Абстрактный, аллегорический, архаичный, бесцветный, бледный, великий, верный, впечатляющий, выдуманный, выпуклый, выразительный, глубокий, гротескный... Словарь эпитетов русского языка

  • ОБРАЗ - ОБРАЗ,1) в психологии - субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. 2) Образ художественный - категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения. Большой энциклопедический словарь
  • образ - ’ОБРАЗ, образа, мн. образы, ·муж. 1. Облик, вид, подобие (·книж.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, - что хорошего?» А.Островский. Толковый словарь Ушакова
  • образ - о́браз укр. о́браз, блр. во́браз, др.-русск., ст.-слав. образъ εἰκών, τύπος, μορφή (Супр.), болг. о́браз "лицо, щека", сербохорв. образ – то же, словен. obràz, род. п. -áza, чеш., слвц., польск. оbrаz "изображение, картина; образ; икона", в.-луж. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • образ - орф. образ1, -а, мн. -ы, -ов (то, что представляется, отображается) образ2, -а, мн. -а, -ов (икона) Орфографический словарь Лопатина
  • ОБРАЗ - ОБРАЗ - англ. picture /image; нем. Muster. 1. Мысленный или вещественный конструкт, представляющий к.-л. объект. 2. Целостное, но неполное представление к.-л. объекта или класса объектов. Социологический словарь
  • образ - образ I м. 1. Внешний вид, облик, наружность, внешность. 2. Живое, наглядное представление о ком-либо или о чём-либо. || То, что видится, грезится, кажется в воображении. || Копия, слепок, отпечаток в сознании явлений объективной действительности. Толковый словарь Ефремовой
  • образ - ОБРАЗ 1. ОБРАЗ, -а; мн. образы; м. 1. Внешний вид, облик; наружность, внешность. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Мне часто вспоминается её нежный о. О. молодого Чехова запечатлён на фотографиях. Толковый словарь Кузнецова
  • ОБРАЗ - (англ. image) - чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия... Большой психологический словарь
  • образ - 1) -а, м. 1. Внешний вид, облик. Принять чей-л. образ. □ В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше, дьявол в человеческом образе. Гоголь, Вечер накануне Ивана Купала. Малый академический словарь
  • Образ - ☼ явление, возникающее как рез-т запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации - духовной или физической; О. есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно доступную форму. Словарь по культурологии
  • Образ - В философии, результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем. Большая советская энциклопедия
  • содержимое:

    Художественным образом можно назвать любое явление, которые было творчески воссоздано автором в предмете искусства. Если мы подразумеваем литературный образ, то это явление отображено в художественном произведении. Особенностью образности является то, что она не просто отражает реальность, но и обобщает ее, одновременно раскрывая в чем-то единичном и определенным.

    Художественный образ не только осмысливает действительность, но и создает иной мир, вымышленный и преобразованный. Художественный вымысел в данном случае необходим для усиления обобщенного значения образа. Нельзя говорить об образе в литературе, только как об изображении человека.

    Яркими примерами здесь послужат образ Андрея Болконского, Раскольникова, Татьяны Лариной и Евгения Онегина. В данном случае, художественный образ представляет собойединичную картину человеческой жизни, центром которой является личность человека, а главными элементами — все события и обстоятельства его существования. Когда герой вступает в отношения с другими героями, возникает многообразие образов.

    Природа художественного образа, независимо от его назначения и сферы применения, многогранна и уникальная. Образом можно назвать целый внутренний мир, полный множества процессов и граней, который попал в фокус познания. Это основа любого вида творчества, основа любого познания и воображения.

    Природа образа действительно обширна — он может быть рациональным и чувственным, может основываться на личных переживаниях человека, на его воображении, а может быть и... фактографичным. И главное назначение образа — это отражение жизни. Какой бы она не представлялась человеку, и какой бы она не была, человек всегда воспринимает ее наполнение через систему образов.

    Это главная составляющая любого творческого процесса, потому что автор одновременно отвечает на многие вопросы бытия и создает новые, более высокие и важные для него. Поэтому об образе и говорят, как об отражении жизни, потому что он включается в себя характерное и типичное, общее и индивидуальное, объективное и субъективное.

    Художественный образ является той почвой, из которой взрастает любой вид искусства, в том числе и литература. При этом он остается сложным и порой непостижимым феноменом, ведь и художественный образ в литературном произведении может быть неоконченным, представленным читателю лишь как набросок — и одновременно исполнять его назначение и оставаться целостным, как отражение определенного явления.

    Связь художественного образа с развитием литературного процесса

    Литература, как культурное явление, существует уже на протяжении очень долгого времени. И совершенно очевидно, что главные ее составляющие до сих пор не поменялись. Это и относится к художественному образу.

    Но меняется сама жизнь, литература постоянно трансформируется и преобразовывается, как и ее сквозные образы. Ведь художественный образ несет в себе отражение реальности, и система образов для литературного процесса постоянно меняется.

    На первый взгляд, и образ, и персонаж, и литературный тип, и лирический герой – понятия одинаковые или, по крайней мере, очень схожие. Попробуем разобраться в перипетиях значений изучаемых понятий.

    Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Образ – это художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского мастерства: нельзя презирать образ Плюшкина, поскольку он вызывает восхищение мастерством Гоголя, можно не любить тип плюшкиных.

    Понятие «персонаж» шире понятия «образ». Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных коллизий.

    Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражают авторское мировосприятие; это художественный «двойник» автора, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Это не автобиографический образ, хотя и воплощает в себе духовный мир автора. Например, лирический герой М.Ю. Лермонтова – это «сын страдания», разочарованный в действительности, романтичный, одинокий, постоянно ищущий свободу.

    Литературный тип – это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной, для определенной общественной среды в определенное время. Литературный тип – это единство индивидуального и типического, причем «типическое» не является синонимом «усредненному»: тип всегда вбирает в себя все самые яркие черты, характерные для конкретной группы людей. Апогей мастерства автора при разработке типа – это переход типа в разряд нарицательных (Манилов – нарицательный образ праздного мечтателя, Ноздрев – лгун и хвастун и др.).

    Нередко мы сталкиваемся и еще с одним понятием – характер . Характер – это человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт; это единство эмоциональной реакции, темперамента, воли и обусловленного общественно-исторической ситуацией и временем типа поведения. В каждом характере есть доминирующая черта, которая придает живое единство всему многообразию качеств и свойств.

    Таким образом, при характеристике героя очень важно не забывать о различиях, рассмотренных выше.

    Успехов Вам в характеристике любимых литературных героев!

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Образ - понятие, центральное в искусстве, литературе и науке об искусстве и литературе, при этом - многозначное и трудноопределимое. Оно иллюстрирует связи искусства и действительности, роль художника в создании произведения, внутренние законы искусства, раскрывает отдельные аспекты художественного восприятия.

    Трудности с формулировкой понятия приводят к тому, что ряд ученых считает его "устаревшим" и предлагает вовсе упразднить за ненадобностью. Меж тем невозможно изъять из языка такие слова, как "изображение", "воображение", "преображение" и др. У них есть нечто общее, а именно "внутренняя форма" - образа (о "внутренней форме" см. работы А. Потебни).

    Тождество внутренней формы и образа в искусстве есть, по сути, то же самое, что тождество формы и содержания.
    Смысл образа - это сам образ, объясняющий себя в процессе своего создания автору и воссоздания - читателю (такое понимание присуще А. Белому. М. Хайдеггеру, О. Пасу). С этой точки зрения искусство не "отображает" бытие, но непосредственно "поставляет" его. Одновременно это и средство познания как внехудожественной, так и эстетической действительности: то "место" (та область), где обе действительности "встречаются", пересекаются друг с другом. Во внехудожественных областях познания сходная структура - модель.

    В широком смысле художественным образом можно назвать любую форму, в которой художник воплотил воспринятые им и значимые для его сознания события, объекты, процессы, явления потока жизни и свое восприятие их. Часто говорят об "отражении" действительности в искусстве с помощью образа, о преображении человеческой жизни в свете авторского эстетического идеала, созданного при помощи фантазии и воплощенного в образе.

    Основные функции художественного образа - эстетическая, познавательная, коммуникативная. С помощью него создается индивидуальная эстетическая реальность. По отношению к действительности образ в искусстве не выступает в качестве ее копии, не «удваивает» ее. Он транслирует авторский идеал читателю, зрителю. Несмотря на субъективизм авторской картины мира, она выражает и нечто всеобщее - иначе художественное произведение не находило бы читателей (зрителей), кроме собственного создателя. Это «всеобщее» очень часто и есть художественный образ.

    История литературы порождает новые образные системы, возникающие благодаря появлению новых методов в искусстве. Так, существуют образы классицизма, сентиментализма, романтизма, критического реализма, натурализма, символизма, экспрессионизма, различных иных школ модернизма и др.

    Визуальный смысл интересующего нас понятия не противоречит лингвистическому смыслу, но существует неотъемлемо от него.

    Воображение читателя - такая же реальность, как и та, что существует в «формах самой жизни». Человек не может реагировать на то, чего не существует; любой фантом, вызывающий реакцию, наличествует прежде всего в воображении, и это, а не отсутствие его в действительном мире предметов, явлений и др., обусловливает его действенность. Термин «пластика» применим к тому, что воспринимается органами чувств - так, музыка не видна, а слышна, что не мешает нам говорить о музыкальной пластичности. Как в слове обыденного языка сосуществуют предметное, «видимое» начало, звуковой облик и смысл, так и в поэтическом образе «картинка», пластика и поэтическое значение слова не исключают друг друга.

    Поэтический образ представляет собой, по сути дела, идеограмму, подобную древнеегипетской или шумерской единице письма. Вызывая зрительную ассоциацию в сознании и поэта и читателя, он отпечатывается в этой ассоциации как некоторый, пусть схематизированный, рисунок, стимулирующий восприятие и понятия, и изображения («картинки»). Одновременно возникает поэтическое значение и смысл слова: из общелитературного оно превращается в поэтическое. Поэтический образ не прочитывается однозначно, а каждый раз «разгадывается», «строится» в сознании заново.

    Структура и свойства образа

    Образ как нечто «зримое» обращен к эмоциональному восприятию, к чувству, и воспринимается чувственно. Он связан и с явлениями внехудожественной действительности, которые в нем сталкиваются, уподобляясь друг другу, сплавляясь в художественное целое, и со словами литературного языка, получающими новые значения. Структура образа включает то, что преображается (некоторая обыденная реалия, предмет, явление, процесс и др.), то, что преображает (это как раз и есть любое средство художественной речи - от сравнения до символа), и то, что возникает в результате.

    В самом общем виде образ обладает следующим и свойствами:
    - он возбуждает непосредственную реакцию, «чувство» читателя (активизирует и "запускает" эстетическое восприятие);
    - он конкретен, «пластичен» (это определение используется сегодня при анализе пластических искусств (живопись, скульптура и др.), а не мусических (музыка, поэзия и др.). Остается неизученным вопрос о содержании термина «пластика» по отношению к слову: интуитивно она ощущается атрибутом как музыкального, так и литературного произведения) и именно в силу этих свойств является эстетическим явлением;
    - образ есть посредующее звено между 1) внешними явлениями, 2) чувствами и 3) сознанием человека;
    - поэтому он должен быть красочным, осязаемым, конкретным, как «предмет» действительности, а не абстрактно рассудочным.

    Можно говорить о разнице образа в поэзии и в прозе. Образ в прозе скорее воссоздает некоторое явление мира, придавая ему целостность, трактуя его как художественную идею. В прозе (исключая такие переходные от поэзии к прозе форы, как «стихотворения в прозе», например, Тургенева и др.) преображение действительности как абсолютное торжество авторской трактовки невозможно. Здесь индивидуально-авторское видение мира должно в большей части своего объема совпадать с читательским.

    Виды образов

    Художественные образы возможно классифицировать и по тем объектам, которые подвергаются эстетическому преображению и в результате возникают в художественном произведении.

    Словесный (языковой) образ: "Чуждый чарам черный челн" (К. Бальмонт); ось, оса, Осип в стихотворениях Мандельштама; «Повсеместно окрест ни светло, ни темно,/ И в созвучии: око - икона - окно. -/ Обещание вещего знака,/ Словно все, что случится, лежит на кону» (В.Перельмутер). Здесь основное внимание уделяется именно лексическим единицам, нередко актуализируется внутренняя форма слов.
    - Образ-персонификация, обозначение или знак, иногда даже отождествление, основанное преимущественно на метафоризации. Так, «кинжал» в русской поэзии традиционно обозначает «поэта», «чайка» у Чехова - знак Нины Заречной (здесь образ переходит в символ, однако собственно образная природа в таких случаях не утрачивается). Образной природой начинает обладать отдельная типизированная человеческая личность.
    - Образ-фрагмент, когда отдельная часть или частное явление приобретает характеризующий, обобщающий характер. Основной прием здесь - метонимия. Так, у С. Кржижановского «Солнце врывалось параллелями лучей в фрамуги окон всех четырех этажей магазина Тица» ("Встреча"). Лучи - отдельный атрибут солнца, но весь объект явлен здесь именно через этот атрибут.
    - Образ-обобщение (например, «образ Родины», «образ свободы» в произведениях такого-то автора (авторов)). Преображению подвергается абстрактное или очень широкое понятие, раскрывающееся через конкретные реалии.
    - Образ автора (как рассказчика или одного из героев, персонажей) в произведении. Здесь преимущественное значение получают авторские оценки, обычно неявно присутствующие в тексте.
    - Образ определенного человека, героя (персонажа) произведения, который является носителем и воплощением некоторых качеств и свойств. В нем содержатся неповторимо-индивидуальные и обобщающее-типические черты, иначе говоря - он и не похож ни на кого и объединен со многими реально существующими людьми. Например, образ Татьяны в «Евгении Онегине», Чацкого в комедии "Горе от ума" и др. В данном случае он складывается из различных составляющих, которые выявляются при анализе произведения. Это внешний облик, характер (проявляется в отношении к миру, во взаимоотношениях с другими героями, персонажами), речевой портрет, отношение к человеческим поколениям (например, есть ли у героя дети: в романе Гончарова "Обломов" важно, что Штольц после смерти Обломова усыновляет его ребенка) и др. Очень большое значение имеют художественные детали, сопровождающие того или иного героя. Так, князю Андрею в романе «Война и мир» сопутствуют то старый дуб в Отрадном, то "небо Аустерлица", и это активно работает на создание образа героя.
    - Образ (в собственном смысле "картина") мира, его состояния, явления.

    Надо обязательно иметь в виду, что отдельные разновидности художественного образа большинстве случаев сосуществуют вместе. Они формируют целостное художественное впечатление.

    Интересно проанализировать концепцию художественного образа, разработанную на рубеже XIX-XX вв. В. Брюсовым, одновременно поэтом и теоретиком литературы. С его точки зрения, метафизическая сущность поэзии реализуется именно в художественном образе, который выступает как синтезирующее средство познания (в отличие от секулярно-научного - анализирующего). Он есть своеобразный «синтез синтезов»: связывая в единое целое различные представления о различных явлениях, он может быть рассмотрен как особое синтетическое суждение о мире ("Синтетика поэзии", 1924).

    Знаменитая онегинская строфа представляет собой четырнадцатистишие, напоминающее английский сонет. Она пишется четырехстопным ямбом с расположением рифм ababccddeffegg. Онегинскую строфу можно условно разделить на три катрена и одно двустишие. Обычно в первом катрене дается тема строфы, во втором она развивается, а в третьем доходит до кульминации. Последнее двустишие строфы подводит итог теме иногда в афористичной форме:
    Дай оглянусь. Простите ж, сени,

    Где дни мои текли в глуши,

    Исполнены страстей и лени

    И снов задумчивой души.

    А ты, младое вдохновенье,

    Волнуй мое воображенье,

    Дремоту сердца оживляй,

    В мой угол чаще прилетай,

    Не дай остыть душе поэта,

    Ожесточиться, очерстветь

    И наконец окаменеть

    В мертвящем упоенье света,

    В сем омуте, где с вами я

    Купаюсь, милые друзья!

    Сложное строение строфы, ее особая целостность, смысловая емкость позволяют автору развивать многоплановый сюжет, легко переключаться с одной темы на другую, делать лирические отступления.

    11. Основные образы

    Образ — это любое явление, творчески воссозданное в произведении. Образ создается при активном участии воображения автора и читателя. Он обобщает действи-тельность, раскрывая в единичном закономерное, веч-ное, концентрирует существенные для автора стороны жизни. При этом образ нагляден, он стремится сохра-нить чувственную целостность и неповторимость вос-созданного явления. Образ способен объяснять не-известное известным или известное неизвестным, он может как облегчать, так и затруднять восприятие предмета, преображать вещь, превращать ее в нечто иное: сложное в простое, простое в сложное. Образ мо-жет выходить за рамки одного произведения:

    — образы-мотивы повторяются в нескольких про-изведениях одного или нескольких авторов (на-пример, образ метели);

    — образ-топос представляет «общее место», харак-терное для целой культуры данного периода или данной нации (например, образ дороги, мира как театра);

    — образы-архетипы являются наиболее устойчи-выми схемами или формулами человеческого воображения (таковы Дон-Жуан и Гамлет).

    Образ достраивается в сознании читателя через дета-ли и подробности, описывающие явление. Надо уметь выделить слова, которые прямо указывают на образ (море, ночь, лес), и слова, которые этот образ довоссоз-дают в читательском воображении (шелестит, изум-рудный, нежный). В стихотворении, как правило, можно выделить несколько образов. Они всегда взаи-мосвязаны. При анализе стихотворения часто бывает важно выделить ключевой образ и образ-символ.

    Поэт-мыслитель Ф. И. Тютчев, стремясь запечат-леть свое раздумье о величии и одновременно ничтожестве человека, обращается к образу птицы, рисует ее свободный полет:

    С поляны коршун поднялся,

    Высоко к небу он взвился;

    Все выше, дале вьется он

    И вот ушел за небосклон.

    Поэт не спешит отвести взор от коршуна, он любу-ется его стремительным полетом. Зарисовка стано-вится зримой благодаря контрастно обозначенному пространству: «поляна» — «небо» и «небосклон», точным словам, смысловой вектор которых направ-лен вверх («высоко», «все выше», «дале»), нагнета-нию глаголов действия: «поднялся», «взвился», «вьется», «ушел».

    Заключительный катрен стихотворения Тютчева — это осмысление темы человека, который, обладая стремлением к горнему, обречен влачить свою жизнь в суетном и скорбном мире:

    Природа-мать ему дала

    Два мощных, два живых крыла —

    А я здесь в поте и в пыли,

    Я, царь земли, прирос к земли!..

    Поэтическая образность создается за счет разной соотнесенности образов. Так, соотнесены по ассоци-ации небо, небосклон два мощных, два живых крыла; пот пыль. Возможно и контрастное взаи-модействие образов: небо, небосклон, крылья поляна, земля; я коршун. По сходству соотнесены образы поляна земля; по смежности — пыль земля. Образы могут соотноситься по умозаключению: я царь земли.

    При анализе образного строя стихотворения следу-ет обращать внимание на следующие аспекты:

    — образы, связанные с цветовой палитрой:

    Фиолетовые руки

    На эмалевой стене

    Полусонно чертят звуки

    В звонко-звучной тишине.

    (В. Я. Брюсов)

    — освещение, воссозданное художественными сред-
    ствами:

    А внизу подо мною уж ночь наступила,

    ночь наступила для уснувшей Земли,

    Для меня же блистало дневное светило,

    Огневое светило догорало вдали.

    (К. Д. Бальмонт)

    — звуковые образы:

    Нежно под трепетом ангельских крыл

    Звонят кресты безымянных могил.

    (С. А. Есенин)

    — зрительные впечатления:

    Пригорок Пушкино горбил

    Акуловой горою, а низ горы —

    деревней был, кривился крыш

    корою.

    (В. В. Маяковский)

    — передача запахов средствами художественного
    слова:

    Свеж и душист твой роскошный венок,

    Всех в нем цветов благовония слышны,

    Кудри твои так обильны и пышны,

    Свеж и душист твой роскошный венок.

    (А. А. Фет)

    — воспроизведение ощущений:

    В небесах торжественно и чудно!

    Спит земля в сиянье голубом...

    Что же мне так больно и так трудно?

    Жду ль чего? жалею ли о чем?

    (М. Ю. Лермонтов)

    — образные ассоциации:

    Где, как обугленные груши,

    С деревьев тысячи грачей

    Сорвутся в лужи и обрушат

    Сухую грусть на дно очей.

    (Б. Л. Пастернак)

    12. Лексика

    Анализ лексики стихотворения поможет проник-нуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтической манеры художника.

    Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоцио-нальную окраску. Классифицируя в самом общем ви-де лексику стихотворения, можно выделить несколь-ко групп:

    Высокая лексика связана с архаизмами, устарев-шими словами, словосочетаниями, грамматическими формами и синтаксическими конструкциями, кото-рые употребляются для усиления художественной выразительности, придания речи торжественности или ироничности.

    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

    Исполнись волею моей,

    И, обходя моря и земли,

    Глаголом жги сердца людей.

    (А. С. Пушкин)

    Поэтизмы — это подчеркнуто красивые поэтиче-ские слова и обороты.

    Любовь земли и прелесть года,

    Весна благоухает нам!..

    Творенью пир дает природа,

    Свиданья пир дает сынам!..

    (Ф. И. Тютчев)

    Прозаизмы — слова или выражения, которые вос-принимаются как чужеродные в поэтическом произ-ведении, хотя их присутствие в тексте внутренне мо-тивировано.

    Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

    где-то

    недокушанных, надоеденных щей;

    вот вы,

    женщина, на вас белила густо,

    вы смотрите

    устрицей из раковин вещей.

    (В. В. Маяковский)

    13. Изобразительные средства иносказания

    Тропы и стилистические фигуры помогают доби-ваться особого эффекта выразительности. В отличие от стилистических фигур тропы строятся на преобра-зовании единиц языка, однако в ряде случаев это раз-деление художественных средств условно.

    Метафора — это вид тропа, скрытое сравнение, в котором слова «как», «будто», «словно» опущены, но подразумеваются. Метафора рассчитана на не буквальное восприятие, поскольку имеет иноска-зательный смысл: переносит свойства одного пред-мета на другой. Таким образом предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоци-ации: «живая колесница мирозданья» (Ф. И. Тют-чев), «на ланитах так утро горит» (А. А. Фет), «трам-вай с разбега / Взметнул зрачки» (В. В. Маяков-ский).

    Существуют две основные разновидности метафор: овеществление и олицетворение. В первом случае происходит перенос черт неодушевленного предмета на человека, как это делает А. А. Фет в поэтической строчке «Усилить бой бестрепетных сердец». Во вто-ром случае человеческие черты (или черты другого живого существа) приписываются неодушевленным предметам или явлениям. Так, Ф. И. Тютчев, созда-вая пейзажную зарисовку, преображает, одушевляет мир, говоря о «томном, легком шелесте» листьев. При характеристике метафоры стоит учитывать, что метафора может быть глагольной («дышит полдень»), вещественной («ярким солнцем в лесу пламенеет кос-тер»), в тексте может присутствовать метафориче-ский эпитет («грустно-сиротеющая земля»). Метафо-ры могут быть в разной степени развернуты. Это мо-жет быть образ, равный одному слову или распространенный на несколько фраз и даже на все произведение («Фонтан» Ф. И. Тютчева). В лирике В. В. Маяковского встречаются реализованные мета-форы: «Вот так я сделался собакой».

    Характеризуя метафору, необходимо отметить сте-пень ее оригинальности. Различаются бытовые мета-форы, которые не придают речи выразительности, так как они стали общеупотребительными, привыч-ными («часы идут», «дождь барабанит») и индивиду-ально-авторские, яркие, самобытные. Великолепная авторская метафора завершает поэму В. В. Маяков-ского «Облако в штанах»: «Вселенная спит, / поло-жив на лапу / с клещами звезд огромное ухо».

    Другим распространенным видом тропа является эпитет образное определение предмета, явления. Например, К. Н. Батюшков с помощью эпитета со-здает необычайно выразительный образ: «Развалины на прахе строит минутный человек...» Чаще эпитет выражен прилагательным («И вы не смоете всей ва-шей черной кровью / Поэта праведную кровь!..» М. Ю. Лермонтов) или наречием («Я ласково влагаю в стих, что все на свете повторимо...» С. А. Есенин). Че-рез эпитет проявляется авторское отношение к изо-бражаемому, указывается на одно из свойств предме-та. Так, А. А. Фет определяет берег словом «цвету-щий», а Ф.И.Тютчев словом «сонный» (сравните с возможными логическими определениями этого же слова, которые не являются эпитетами, оставаясь ло-гическими определениями: берег крутой, зеленый, высокий).

    При характеристике эпитетов следует помнить о су-ществовании постоянных эпитетов, распространенных в фольклоре. Для них характерна простота и неизмен-ность: трава зеленая, небо синее, добрый конь. В отли-чие от постоянного эпитета в индивидуально-автор-ском проявляется отношение поэта к изображаемому. Так, сон может быть определен как сладкий, крепкий, тревожный, а может, как у Ф. И. Тютчева, быть назван «железным сном». Различаются также эпитеты цвето-вые — «алый свет зари» (С. А. Есенин), «багряные листья» (Ф. И. Тютчев), оценочные — «кроткая улыб-ка увяданья» (Ф. И. Тютчев); метафорические — «ра-неное солнце» (В. В. Маяковский).

    К изобразительно-выразительным средствам отно-сятся и другие тропы.

    Сравнение — изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. При этом, как правило, используются сравнитель-ные конструкции со словами «как», «будто», «слов-но» и др.: «как море шумное, волнуется все войско...» (К. Н. Батюшков); «точно пьяных гигантов столпив-шийся хор, / Раскрасневшись, шатается ельник» (А. А. Фет); «луна, как желтый медведь, / в мокрой траве ворочается» (С. А. Есенин).

    Перифраз — одно понятие выражается с помощью описательного оборота: «улыбкой ясною природа / Сквозь сон встречает утро года...» (А. С. Пушкин).

    Аллегория — иносказание: запечатлевает идеи в предметном образе. Трактовка аллегорического обра-за однозначна, поскольку образ фиксирует уже задан-ную мысль. Таковы басенные образы.

    Метонимия — замена одного слова другим, имею-щим причинную связь с первым словом (перенос по смежности). Так, может быть названо имя автора вме-сто его произведения — «читал охотно Апулея, / А Цицерона не читал» (А. С. Пушкин), предмет вме-сто его содержимого — «шипенье пенистых бокалов» (А. С. Пушкин).

    Синекдоха — разновидность метонимии: целое вы-является через свою часть: «Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ, / И вы, мунди-ры голубые ...» (М. Ю. Лермонтов).

    Ирония — слово в контексте приобретает противо-положное значение. Похвала воспринимается как укоризна, указание на ум свидетельствует о глупости и т.п.: «Украшают тебя добродетели, / До которых другим далеко... /И — беру небеса во свидетели — / Уважаю тебя глубоко...» (Н. А. Некрасов).

    Символ — многозначный иносказательный образ, в основе которого сходство или общность предметов и жизненных явлений. Символ есть знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью образа. В отличие от аллегории, он многозначен. Например, образ Незна-комки в одноименном стихотворении А. А. Блока — символ гармонии, счастья, таинственной сути самой жизни.

    В число изобразительно-выразительных средств языка входят стилистические фигуры.

    Фоника (греч. phonikos — звучащий) — звуковая организация художественной речи. Звукопись — один из видов инструментовки стиха, система звуко-вых повторов с целью создания особого эффекта соот-ветствия фонетического состава фразы изображенной картине.

    Благозвучие:

    Тайны созданных созданий

    С лаской ластятся ко мне,

    И репещет тень латаний

    На эмалевой стене.

    (В. Я. Брюсов)

    Звуки [а], [э], [л], [л"], [н], [н"], [м], [с].

    Неблагозвучие:

    По вечерам над ресторанами

    Горячий воздух дик и глух,

    И правит окриками пьяными

    Весенний и тлетворный дух.

    (А. А. Блок)

    Звуки [ч], [р], [р"], [к], [г], [х].

    Звукоподражание:

    Знакомым шумом шорох их вершин

    Меня приветствовал.

    (А. С. Пушкин)

    Полночной порою в болотной глуши

    Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши...

    (К. Д. Бальмонт)

    Звуковые повторы — повторение внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков.

    Ассонанс — повторение гласных звуков:

    Я впервые открыл в этой речи клоны,

    Перспевные, гневные, нежные звоны.

    (К. Д. Бальмонт)

    Аллитерация — повторение согласных звуков:

    Рас — стояние: версты, мили...

    Нас рас — ставили, рас — садили,

    Чтобы тихо себя вели,

    По двум разным концам земли.

    (М. И. Цветаева)

    16. Размер

    Версификация (от лат. versus — стих и facio — де-лаю) — искусство стихосложения по определенным правилам, выработанным на основе языка данного народа и практики поэтов.

    Так, в античности существовала система метриче-ского стихосложения, основанная на ритмическом сочетании долгих и кратких гласных звуков в стихе. Ритмическим определителем являлась мора — едини-ца времени, нужная для произнесения краткого сло-га, соответственно на произнесение долгого слога тре-бовалось две моры. Стопой называли сочетание дол-гих и кратких слогов. В русском языке долгота и краткость не имеют смыслоразличительного значе-ния, поэтому перенести эту систему на русскую почву было невозможно. По аналогии была выстроена сил-лабо-тоническая система, упорядочивающая чередо-вание ударных и безударных слогов (название «сто-пы» сохранилось условно), при этом сохранилась сис-тема народного стиха и силлабическая система, развились тактометрическая система и свободный стих (верлибр).

    Выделяются следующие принципы метрической организации стиха:

    — стихотворная речь членится на ритмически со-измеримые отрезки (стихотворные строки, сти-хи), они часто не совпадают с законченными синтаксическими единицами;

    — соразмерность достигается определенным коли-чеством слогов (т. е. тем, что связано с ритмом дыхательных процессов). Слоги — это лишь ма-териал для ритмического строения стиха. Орга-низация слогов неодинакова в стихотворных произведениях разных народов, разных времен. Она зависит от особенностей национального языка, его исторического развития;

    — стопа — ударный слог с примыкающим к нему безударным. Равномерная повторяемость стоп в стихе обеспечивает ритм.

    Свободный стих (верлибр) — стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только чле-нением на строки.

    Она пришла с мороза,

    Раскрасневшаяся,

    Наполнила комнату

    Ароматом воздуха и духов,

    И совсем неуважительной к занятиям

    Болтовней.

    Она немедленно уронила на пол

    Толстый том художественного журнала,

    И сейчас же стало казаться,

    Что в моей комнате

    Очень мало места.

    (А. А. Блок)

    Силлабическая система (слоговая) основывалась на равном количестве слогов в строке.

    Наука ободрана, в лоскутах обшита,

    Из всех почти домов с ругательством сбита;