От свиных рожцов к тельцу упитанному. Неделя о блудном сыне

«Прощение как проявление настоящей любви»

по «Притче о блудном сыне»

Цели урока:

Оборудование:

Эпиграф: . (Ханс – Йоахим Хаан)

. (Дж. Кеннеди Шульц).

ФОПД: фронтальная, парная

МО: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Беседа.

Вступительная беседа.

Учитель:

(Заслушиваются ответы ). 2мин .

Учитель:

1-2мин

Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду . (Ханс – Йоахим Хаан)

Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём . (Дж. Кеннеди Шульц).

Учащиеся: О прощении .

Учащиеся:

3мин

В Евангелии притчи являются своеобразными иллюстрациями к учению Иисуса Христа, с их помощью он учит людей, они предназначены для того, чтобы вернуть им особые зрение и слух – духовные. Постараемся и мы обрести их.

Учитель:

Учащиеся: 1мин

Историческая справка.

Учитель: Правильно. Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой. Давайте теперь прочитаем притчу вслух.(1мин)

(Чтение притчи). 5мин

4. Работа по теме урока.

Учитель:

3 минуты .

(Заслушиваются ответы). В целом 5мин

    Простили отец сына?

5. Работа по картине -3мин

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель: А в чём он по-твоему?

Учащиеся:

V 1 . Беседа по вопросам 2мин

VI 1

(Читает ученик,звучит музыка)3мин


Зло побеждай лучом добра,




Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.



Запись в тетрадь:

8. Основные выводы. (2мин)

9 . Итоги урока. (2мин)

Учитель:

Учащиеся: Да.

Учитель: Сколько раз?

Учащиеся: Всегда.

10. 4мин ТЕСТ

а) рассказ;

б) притча;

а) Рафаэль;

б) Леонардо да Винчи;

в) Рембрандт.

а) на постройку дома;

б) на милостыню;

в) живя распутно.

а) свиней;

а) был голоден;

б) осознал свой грех;

а) рассердился;

б) выгнал его из дома;

в) обнял его.

5= «4» 6= «5»

10. Домашнее задание . Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне». 1мин

написанное в 2007 году:

« Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска,

Тишина патриархальная,

Свет загадочный, неброский.

За окном – миры далёкие,

Невесомые пространства.

За окном – пейзажи блёклые,

Да людей непостоянство.

Не прельщают расстояния,

Не влечёт надежд рулетка.

Сыном блудным, с покаянием

Возвращаюсь к вере предков.

Где суждения – сакральные,

Где ни глупостей, ни лоска…

Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска…»

Учитель:

Любовь и предательство, умение прощать обиды, победа добра над злом – наверное, это и есть созидание, созидание счастья и гармонии жизни. «Притча о блудном сыне» имеет глубокое воспитательное значение, в этом и заключена функция искусства.

Открытый урок по русской словесности в 6д классе

по теме «Притча о блудном сыне»

Прощение как проявление настоящей любви

Цели урока: развить интерес к Библии, как к источнику мудрости и образцу нравственного поведения; обсудить феномен прощения, как проявления настоящей любви; показать воплощение христианского сюжета в живописи; воспитать в детях чувство прощения, любви к ближнему, осмысливать свои поступки.

Оборудование: репродукция картины Рембрандта ван Рейна “Возвращение блудного сына”, фрагменты кинофильма «Солярис», мультфильма «Притча о блудном сыне».

СЛАЙД №1

Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду . (Ханс – Йоахим Хаан)

Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём . (Дж. Кеннеди Шульц).

Ход урока

1.Организационный момент

2. Беседа.

Вступительная беседа.

Прежде чем я назову тему сегодняшнего урока, я попрошу вас мысленно ответить на несколько моих вопросов. Я прошу вас быть честными перед собой, ведь ответов никто не услышит.

Случалось ли вам, громко хлопнув дверью, выйти из дома, оставив за спиной скучные нотации родителей, их ненужные, пустые нравоучения?

Может быть, шурша под ногами осенней листвой, вы шли по холодным улицам, тая в душе обиду на весь взрослый мир? Вы спешили не домой, а туда,где ждет вас абсолютная свобода, и нет никаких обязательств.

Случалось ли так, что «заблудившись» в самом себе, в своих мыслях, желаниях, надеждах, ошибках, вы не могли найти выхода из сложных жизненных проблем, и, сгибаясь под их тяжестью, хотя бы мысленно просили помощи тех, кого вы оставили, раскаиваясь за свою беспечность?

Если хоть на один из этих вопросов вы ответили утвердительно, значит, тема сегодняшнего урока имеет к вам самое прямое отношение.

Учитель: Верно. Вспомните эпизод из вашей жизни, когда друг или кто-то из родных простил вам обиду. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?

(Заслушиваются ответы ). 2мин .

Учитель:

На доске написаны эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их, подумайте и скажите, о чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня? 1-2мин

СЛАЙД№2

Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду . (Ханс – Йоахим Хаан)

Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём . (Дж. Кеннеди Шульц).

Учащиеся: О прощении .

Сегодня мы познакомимся с притчей. Она называется “Притча о блудном сыне”. А как вы понимаете слово “блудный”?

Учащиеся: Блуждающий. Тот, кто где-то ходит без цели. Кто не знает, зачем и куда идёт.

СЛАЙД №3

Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой притче.

Притча – маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями. (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ) 3мин

На протяжении нескольких уроков мы проходим библейскую мифологию. Вспомним рождение Иисуса.

Итак, вернёмся к Библии. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать людям своё учение. Он выбрал себе 12 учеников (апостолов) и стал ходить с ними из города в город. Иисус рассказывал людям притчи. Он рассказывал их так, чтобы они были понятны каждому. В названии нашей притчи звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети… Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения родителей и детей часто складываются непросто?

Учитель: Напомните мне, что говорит заповедь о родителях?

Учащиеся: Почитай отца и мать и будешь долголетен. 1мин

Историческая справка.

СЛАЙД №4

Учитель: Правильно. Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой. Давайте теперь прочитаем притчу вслух. (1мин)

(Чтение притчи). 5мин (в компьютере)

4. Работа по теме урока.

Учитель: Для обсуждения поделимся на группы. (Ребята делятся на 3 группы).

Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия отца, в которых выразилось его прощение сыну. Запишите ответ в тетради, обменяйтесь мнениями в группе и будьте готовы сообщить их всему классу. На подготовку 3 минуты .

(Заслушиваются ответы). В целом 5мин

1. Какова причина ухода сына из отчего дома? Чем наделяет отец своего сына? К чему стремится сын, чего он хочет от жизни, в чем видит свое счастье?

2. Как ведет себя отец, препятствует ли он уходу сына из дома?

    Какие события послужили поводом к пиршеству?

    Почему отец так “необычно” реагировал на возвращение сына?

    Что сделал сын, чтобы получить прощение и благословение отца?

    Как восприняли окружающие решение отца принять сына обратно в семью?

    Что пережил отец, когда младший сын ушёл со своей частью наследства?

    О чём думал сын “придя в себя”?

    Что почувствовал сын, увидев, что отец выбегает к нему навстречу?

    Что почувствовал отец, когда увидел возвращающегося сына?

    Что побудило отца принять сына с почестями после того, как он опозорил его?

Что пережил сын в чужих странах. Что произошло с его «имением»?

    Когда и почему сын «пришел в себя»?

    Как вёл себя младший сын и что он заслужил за своё поведение?

    Как реагировал отец на возвращение сына и почему?

    В чём конкретно выразилось решение отца простить непокорного сына?

    Как должны измениться образ жизни и поведение сына, после того, как отец простил его?

Надеялся ли сын на прощение отца?

Как встретил отец блудного сына?

    Простили отец сына?

    V 1 . Беседа по вопросам 2мин

    Почему отец простил младшего сына?

    (Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

    Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

5. Работа по картине -3мин

Тема блудного сына широко раскрыта не только в библии, но и в живописи, в музыке, в кинематографе.

СЛАЙД№5

А сейчас посмотрим на картину Рембрандта “Возвращение блудного сына”. Как художник изобразил этот момент?

Учащиеся: - В притче отец бросился сыну на шею, а на картине сын стоит на коленях перед отцом.

Краски, используемые Рембрандтом, на мой взгляд, темноваты. Они не столько передают радость, сколько подчёркивают торжественность происходящего.

Лицо отца сосредоточено и, как мне кажется, печально, а в притче отец радостный.

Учитель: Скажите, а почему художник именно так увидел эту встречу?

Учащиеся: - Может быть, потому, что акт прощения очень важен в жизни человека.

Мне кажется, что художник не совсем понял истинный смысл притчи.

Учитель: А в чём он по-твоему?

Учащиеся: Истинный смысл, по-моему, в том, что прощающий испытывает радость и прощённый тоже испытывает радость, потому что между ними восстанавливаются утраченные взаимоотношения.

СЛАЙД №6

Ребята, мы прочитали притчу, увидели в живописи тему прощения. Теперь посмотрим, как раскрыта данная тема в мультфильме. (7мин)

СЛАЙД №7

VI 1 . Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

(Читает ученик,звучит музыка)3мин

Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

8. Основные выводы. (2мин)

Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас эта притча? Какова же основная мысль притчи?

Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.

Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди.

СЛАЙД№8

Вставка(просмотр фрагмента из фильма «Солярис»)-4мин

9 . Итоги урока. (2мин)

Учитель: Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением. Простить человека – перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию. Давайте-ка вернёмся к нашим эпиграфам. Нужно ли прощать?

Учащиеся: Да.

Учитель: Сколько раз?

Учащиеся: Всегда.

Учитель: Что приносит прощение?

Учащиеся: Радость, свободу в общении…

Учитель: Есть ли обиды, за которые можно не простить человека?

Учащиеся: Нет. Вот в притче сын нанёс отцу смертельную обиду, а тот простил.

Учитель: Правильно, прощать надо любую обиду. А теперь запишите домашнее задание.

Пусть этот урок надолго останется в вашей памяти и поможет вам идти по истинному пути.

4мин ТЕСТ 2 СЛАЙД №9

1. Маленькая нравоучительная история без морали:

а) рассказ;

б) притча;

а) Рафаэль;

б) Леонардо да Винчи;

в) Рембрандт.

3. В притче о блудном сыне младший сын потратил свою часть наследства:

а) на постройку дома;

б) на милостыню;

в) живя распутно.

4. Оказавшись нищим, младший сын нанялся в работники к богачу пасти:

а) свиней;

5. Блудный сын решился вернуться к отцу, потому что:

а) был голоден;

б) осознал свой грех;

в) хотелось жить лучше наёмников отца.

6. Увидев блудного сына, отец:

а) рассердился;

б) выгнал его из дома;

в) обнял его.

Проверка теста 1-б, 2-в, 3-в,4-а,5-б,6-в. 1-2= «2», 3-4= «3»,

5= «4» 6= «5»

На фоне музыки И.С. Баха «Концерт для гобоя ре минор» в обработке Марчелло звучит стихотворение Михаила Рождественского

« Возвращение Блудного сына»,

написанное в 2007 году:

СЛАЙД№10

« Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска,

Тишина патриархальная,

Свет загадочный, неброский.

За окном – миры далёкие,

Невесомые пространства.

За окном – пейзажи блёклые,

Да людей непостоянство.

Не прельщают расстояния,

Не влечёт надежд рулетка.

Сыном блудным, с покаянием

Возвращаюсь к вере предков.

Где суждения – сакральные,

Где ни глупостей, ни лоска…

Вечер, свечи поминальные,

Запах плавленого воска…»

10. Домашнее задание . СЛАЙД №11 Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне». 1мин

Учитель:

Любовь и предательство, умение прощать обиды, победа добра над злом – наверное, это и есть созидание, созидание счастья и гармони жизни. Притча о блудном сыне имеет глубокое воспитательное значение, в этом и заключена функция искусства.

Тема : « Притча о блудном сыне». Нравственные идеалы и уроки евангельских притч.

Цели урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст.

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», жанровые фотографии, тексты притч.

Тип урока : формирование новых знаний и умений.


План


    Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».


    Краткий пересказ притчи « Блудный сын».


    Комментарии к непонятным детям словам и выражениям.


    Беседа по вопросам.


    Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».


    Работа с цитатой.


    Слово учителя о долге.


    Комментированное чтение.


1.Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

2.Беседа по притче.

Х. Комментированное чтение.

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках » .

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями.

XI. Итоги урока.

Ход урока

Орг. Момент.
Слово учителя


- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое притча. Познакомимся с текстами некоторых притч и постараемся увидеть, как выглядит мир, в котором мы живём, если его рассматривать сквозь притчу. Ребята, подумайте, какие отрицательные нравственные качества преобладают в нашем мире?

Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответы притчи.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи- задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит».

Подумайте и постарайтесь дать ответ на вопрос: что такое притча? (ответы детей)

Существует несколько определений «притчи», остановимся на одном из них и запишем его в тетрадь. Притча – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии для изложения вероучительных истин.

^ II. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

А теперь обратите внимание на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой запечатлён момент встречи отца с сыном.

Как изображает художник отца и сына?

(Заранее подготовленный ученик описывает картину:

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Картина была написана по сюжету притчи о блудном сыне. Давайте вспомним, о чём рассказывает эта притча…

^ III. Краткий пересказ притчи « Блудный сын»

(Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающую ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Разорённый, оставленный своими неверными друзьями, проведя жизнь полную мытарств и позора, он, наконец, решает вернуться в отчий дом. Здесь он находит прощение, любовь, еду и отдых).

^ IV. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям

Как вы понимаете выражение «блудный сын»? (Блудный сын – не просто человек, потерявший свою семью, веру, традиции, родину. Блудный сын - это человек. Заблудившийся на жизненном пути).

Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой выбор они делают?

(Выбирает свой путь младший сын, который хочет вырваться из-под родительской опёки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына, мог отвернуться от сына, мог хотя бы упрекнуть его. Но отец прощает сына).

^ V. Беседа по вопросам

Почему отец простил младшего сына?

(Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

^ VI. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

(Читает ученик)


Зло побеждай лучом добра,

Пока горит Голгофская Звезда.






Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.




Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

^ VII. Работа с цитатой

А сейчас обратите своё внимание на высказывание одного из президентов Америки Рузвельта.

Запись на слайде: « Нам многое дано, и от нас много ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь». Т. Рузвельт.

Как вы думаете обсуждению чего мы посвятим следующую часть урока? (Обсуждению чувства долга).

^ VIII. Слово учителя о долге

Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». « Надо «- это наше представление о долге.

Дайте определение понятию долг. (Долг- обязанность перед кем-то или чем-то).

^ IX. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

Перед вами арабская притча «Долг». (Притчу читает ученик).

Арабская притча «Долг».

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

2. Беседа по притче

Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? (Ответы детей)

Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

Чему научила Вас притча о долге?

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

^ X. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках ».

Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей, которая называется « Всё в твоих руках». (Притча звучит в исполнении учителя).

Притча « Всё в твоих руках».

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями

Ребята, что хотел сказать мудрец произнеся слова «всё в твоих руках»?

Обратите своё внимание на слайд. Перед вами фотографии, с помощью какой вы бы объяснили мораль этой притчи? (Ответы детей).

^ XI. Итоги урока

Действительно. Всё в ваших рука, и только от вас зависит прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от вас самих зависит, как будет протекать ваша дальнейшая жизнь, добьётесь ли вы успеха или так и будете жаловаться на неудачи.

Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята, как вы думаете, зачем нам понадобился этот урок? Чему каждый из вас научился на этом урок

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: « Какие чувства вызвали у меня притчи о блудном сыне, о долге?»

Руденко А

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Пересказ притчи

Денис Борис Пастернак « Учись прощать»
Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.


Притча « Всё в твоих руках».

Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди из далека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: « Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках».

Тема : « Притча о блудном сыне». Нравственные идеалы и уроки евангельских притч.

Цели урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст.

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», жанровые фотографии, тексты притч.

Тип урока : формирование новых знаний и умений.

План

i.
Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

ii.
Краткий пересказ притчи « Блудный сын».

iii.
Комментарии к непонятным детям словам и выражениям.

iv.
Беседа по вопросам.

v.
Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

vi.
Работа с цитатой.

vii.
Слово учителя о долге.

viii.
Комментированное чтение.

1.Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

2.Беседа по притче.

Х. Комментированное чтение.

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках » .

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями.

XI. Итоги урока.

Ход урока

Орг. Момент.
Слово учителя

Сегодня на уроке мы вспомним, что такое притча. Познакомимся с текстами некоторых притч и постараемся увидеть, как выглядит мир, в котором мы живём, если его рассматривать сквозь притчу. Ребята, подумайте, какие отрицательные нравственные качества преобладают в нашем мире?

Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответы притчи.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту, учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи - задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит».

Подумайте и постарайтесь дать ответ на вопрос: что такое притча? (ответы детей)

Существует несколько определений «притчи», остановимся на одном из них и запишем его в тетрадь. Притча – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии для изложения вероучительных истин.

^ II. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

А теперь обратите внимание на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой запечатлён момент встречи отца с сыном.

Как изображает художник отца и сына?

(Заранее подготовленный ученик описывает картину:

Картина была написана по сюжету притчи о блудном сыне. Давайте вспомним, о чём рассказывает эта притча…

^ III. Краткий пересказ притчи « Блудный сын»

(Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающую ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Разорённый, оставленный своими неверными друзьями, проведя жизнь полную мытарств и позора, он, наконец, решает вернуться в отчий дом. Здесь он находит прощение, любовь, еду и отдых).

^ IV. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям

Как вы понимаете выражение «блудный сын»? (Блудный сын – не просто человек, потерявший свою семью, веру, традиции, родину. Блудный сын - это человек. Заблудившийся на жизненном пути).

Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой выбор они делают?

(Выбирает свой путь младший сын, который хочет вырваться из-под родительской опёки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына, мог отвернуться от сына, мог хотя бы упрекнуть его. Но отец прощает сына).

^ V. Беседа по вопросам

Почему отец простил младшего сына?

(Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

^ VI. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

(Читает ученик)


Зло побеждай лучом добра,

Пока горит Голгофская Звезда.






Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.


Великодушие лечит как бальзам ,

Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

^ VII. Работа с цитатой

А сейчас обратите своё внимание на высказывание одного из президентов Америки Рузвельта.

Запись на слайде: « Нам многое дано, и от нас много ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь». Т. Рузвельт.

Как вы думаете обсуждению чего мы посвятим следующую часть урока? (Обсуждению чувства долга).

^ VIII. Слово учителя о долге

Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». « Надо «- это наше представление о долге.

Дайте определение понятию долг. (Долг - обязанность перед кем-то или чем-то).

^ IX. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

Перед вами арабская притча «Долг». (Притчу читает ученик).

Арабская притча «Долг».

2. Беседа по притче

Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? (Ответы детей)

Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

Чему научила Вас притча о долге?

От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

^ X. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках ».

Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей, которая называется « Всё в твоих руках». (Притча звучит в исполнении учителя).

Притча « Всё в твоих руках».

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями

Ребята, что хотел сказать мудрец произнеся слова «всё в твоих руках»?

Обратите своё внимание на слайд. Перед вами фотографии, с помощью какой вы бы объяснили мораль этой притчи? (Ответы детей).

^ XI. Итоги урока

Действительно. Всё в ваших рука, и только от вас зависит прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от вас самих зависит, как будет протекать ваша дальнейшая жизнь, добьётесь ли вы успеха или так и будете жаловаться на неудачи.

Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята, как вы думаете, зачем нам понадобился этот урок? Чему каждый из вас научился на этом урок

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: « Какие чувства вызвали у меня притчи о блудном сыне, о долге?»

Руденко А

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает - отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

Пересказ притчи

« Учись прощать»
Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

Притча « Всё в твоих руках».

Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди из далека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: « Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках».

Эту картину знают почти все – она упоминается во многих книгах по искусству, а ее репродукции можно найти даже в провинциальной библиотеке. Речь идет о знаменитом полотне великого Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи и вообще – всей мировой культуры.

Возвращение блудного сына. Рембрандт Хармес ван Рейн

Творение нидерландского художника действительно мало кого оставит равнодушным – настолько талантливо ему удалось выразить ту палитру переживаний, которая содержится в волнительном моменте возвращения сына к своему отцу.

Осмелюсь предположить, что причина широкой знаменитости картины Рембрандта кроется не только в гениальности ее создателя. Есть еще один момент, который искусствоведы почему-то иногда упускают из виду, – сама притча о блудном сыне, легшая в основу живописного сюжета, заниает в христианском вероучении очень важное место. Не зря ведь третья подготовительная неделя к Великому посту так и называется – Неделя о блудном сыне.

Но над чем же призывает нас задуматься эта притча? Что хотел сказать Спаситель, поведав ученикам такую незатейливую, казалось бы, историю? Какую истину пытается донести она до нашего ума и сердца? Попробуем разобраться.

У некоего господина было несколько детей, и вот самый младший просит его выделить положенную ему часть наследства, чтобы он мог «выйти в люди» и построить свою жизнь так, как считает нужным. Отец не перечит – скоро сын получает необходимые деньги и уходит.

Молодого неопытного человека, как то водится, сразу окружают «друзья», желающие пожить за чужой счет, но скрывающие свои намерения под видом «приятельства». Они завлекают юношу в дебри греха и разврата, где он спускает все свое огромное достояние. Выжав с незадачливого парня последние деньги, «друзья» бросают его, он остается один. Не имея никаких полезных жизненных навыков, привыкнув только развлекаться и веселиться, молодой человек долго не может найти работу, пока, наконец, один богач не берет его – нищего, голодного и изможденного – к себе в дом в качестве пастуха свиней. Но и тут живется несладко – с утра до ночи ему приходится быть со свиньями, а питание настолько скудное, что он вынужден утолять голод запаренными стручками, которыми кормили скотину.

Лишившись всех внешних соблазнов, застилавших ранее его рассудок, парень понимает, что он ошибся. Он вспоминает родной дом, где было светло, уютно и радостно. А самое главное – в памяти предстает образ отца – любящего, доброго, все понимающего. Но, вместе с тем, приходит и осознание собственного предательства. Это осознание сначала останавливает юношу, однако через некоторое время он все-таки решается вернуться домой – уже не как наследник, а как один из рабов, которому хоть и отведут самое последнее место в хозяйстве, но, по крайней мере, он будет сыт, одет, и сможет видеть своего отца. Приняв такое решение, сын возвращается домой.

Но тут все сразу же пошло совсем не так, как он предполагал. Едва увидев его издали, отец, невзирая на свой немолодой возраст, выбежал ему навстречу, обнял его и расцеловал. Он не захотел даже слушать оправданий и просьб сына принять его в число рабов! Какое там! Ведь сын вернулся! Он жив! И это было для старика самое главное! Каждый день пожилой человек с надеждой смотрел на дорогу, и, вот, наконец, его ожидания сбылись…

В доме начался праздник, на нем не было только старшего сына, который в это время находился в поле. Когда вечером он вернулся, то увидел светившийся во все окна дом и спросил слуг о причине торжества. Узнав же, что пир устроен по поводу возвращения его блудного брата, старший сын затаил обиду и не стал входить вовнутрь. Отец заметил это и вышел выяснить, в чем дело, на что получил ответ: «Я столько лет верой и правдой служу тебе, а ты не устроил мне даже малого праздника. Но вернулся этот расточитель – и ты созвал целый пир». На эти упреки старик ответил: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. Сейчас же нам надо радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15: 11 – 32).

Практически все древние религии мира ставят четкую грань между небом и землей. Небо – для богов и героев, земля – для людей и животных. Даже царство мертвых, будь то ад или рай, мыслится, скорее, не как небесная, а именно как земная обитель, пусть даже и отделенная от мира живых некоей непроходимой преградой. Небо же для человека закрыто. Если и попадает туда кто-либо из смертных, то это – исключение из правила, а за само попадание нужно уплатить очень высокую цену. Небо глубоко чуждо людям, и оно никогда всерьез не рассматривалось язычеством (не философией, а религией) как нечто вожделенное и самоценное.

Вера Авраама, а вслед за ней – и христианство, говорит совершенно иное. Небо – наш дом и наша родина, которая была утрачена человеком после грехопадения. И теперь цель каждого человека – вернуться домой, к своему Отцу, который, невзирая на все наши измены, ошибки и прегрешения, по-прежнему ждет и так же неизменно любит нас. Бог христианства – это не творец-демиург, создавший мир по никому непонятным причинам, а любящий Создатель-Отец, жаждущий, чтобы все Его творение участвовало в Его божественной жизни. И притча о блудном сыне иносказательно раскрывает эту евангельскую истину. Причем раскрытие это – двухуровневое.

Первый уровень – общечеловеческий. В Эдеме до грехопадения наши прародители имели все мыслимые блага и могли лично общаться с Богом. Более того, у них была возможность духовного совершенства. То есть, «наследство» (говоря языком притчи) Адам и Ева имели огромное. Но, поддавшись соблазнам сатаны, который пообещал им, что, отойдя от Бога, они станут свободными, первые люди разорвали духовную связь со своим Творцом, и вместо свободы получили смерть. Практически вся история человечества – это попытка построить счастливую жизнь без Божьего участия, только лишь теми силами, которые имеет сам человек. Да вот только загвоздка в том, что любой талант не есть наш собственный – он Божий, а мы лишь пользуемся им, либо транжиря его, либо употребляя во благо.

Но так не может продолжаться вечно – силы отпавшего от Бога человека ограничены. И вместе с попыткой создать безбожное общество на протяжении всего исторического бытия совершается другой процесс – поиски Бога как единственного Источника Жизни и подлинного её смысла. Так возникла религия. В ней человек пытался найти ответы на самые важные вопросы своего бытия. Найденные в различных религиях ответы большей частью оказывались неверными, но уже само наличие такого поиска говорит о том, что человек стремился домой. И видя это, Господь выходит ему навстречу – в лице Сына Божьего, Который воплощается, принимает человеческую природу и создает все условия для спасения каждого.

А вот здесь прослеживается уже второй уровень восприятия притчи о блудном сыне – личностный. Притча воспроизводит схему человеческого грехопадения и человеческого же покаяния, а самое главное – образ Бога, и характер Его участия в этом процессе.

Для святых отцов Востока грех – это не столько нарушение Господних заповедей, сколько некая направленность нашей воли, которая вместо соподчиненности воле Божьей уклоняется от нее и тем самым впадает в противоестественное состояние. Человек думает, что творит себе добро и благо, но на самом деле совершает зло и еще больше уклоняется от Творца. В итоге грешник становится похож на евангельского блудного сына, который вместо сознательного приобретения новых жизненных навыков и умножения отцовского наследства попросту спускает его на ветер и в итоге остается ни с чем.

В принципе, человек может и не видеть своего падения, а греховная жизнь может казаться ему нормальной. Однако в случае духовного прозрения его дальнейшее действие только одно – рвать с темным прошлым и возвращаться домой, к Отцу. Это и называется покаянием.

Но оно не может быть настоящим, если, возненавидев грех, мы не делаем ничего, чтобы избавится от него. Только подражанием блудному сыну, который решительно пошел навстречу своему родителю, можно добиться того, что грех постепенно покинет сердце, уступив место исцеляющей благодати.

Как и отец из притчи, Бог, уважая нашу свободу, не задерживает нас, когда мы уходим от Него. Но точно так же, Он всегда готов и принять нас обратно. Более того, Бог никогда не укоряет за прошлые ошибки и готов принять каждого в том виде, в каком человек приходит к Нему. Главное – сокрушение, главное – искренность и жгучее желание разорвать старые греховные путы… Остальное Господь сделает Сам – важно только вернуться и припасть к Его ногам, как это сделал блудный сын.

Вместе с тем, Христос в Своем рассказе не останавливается только на отношениях непутевого сына и отца. Третий главный герой – старший сын, который остался верен отцу, но возмутился его великодушием. В нем можно усмотреть образ тех, кто уже пришел к Богу и имеет некоторый опыт жизни в Церкви. Тут возникает уже другой, нежели у блудного сына соблазн – возомнить себя праведнее других и скатиться в мелочный снобизм. Через образ старшего сына Спаситель предупреждает нас от малейшего осуждения в адрес тех, кто пал, но нашел в себе силы с покаянием вернуться назад, к Отцу Небесному…

Притча о блудном сыне не зря предлагается Церковью в качестве одного из аккордов в прелюдии Великого поста. Ведь сам пост – это время переоценки самого себя, пересмотра своих жизненных ценностей. И чем решительнее будут наши действия в этом русле, чем теснее мы свяжем самих себя и свое поведение с образом блудного сына, тем ближе мы окажемся к цели поста. Ведь она – отнюдь не в простом отказе от животной пищи или от различных развлечений. Подлинная цель поста – возвращение к Богу. Возвращение домой, к тому самому небесному жилищу, которое все мы некогда покинули, по которому все мы в глубине души так сильно тоскуем, растворяя печаль надеждой – обрести его вновь…

Александр Моисеенков

На земле. В своих притчах он открывает нам тайны мироздания и учит главному - обретению духовного богатства и вере в Бога. В "Притче о блудном сыне" изображено неизреченное милосердие Господа ко всем грешным людям, которые искренне и глубоко раскаялись в своих грехах и обратились к нему за помощью и защитой. В православном церковном календаре специально отмечена Неделя о блудном сыне, которая является одним из четырех подготовительных периодов к Великому посту.

Притча о блудном сыне. Текст

Было у отца два сына. Однажды младший сын попросил у него часть принадлежавшего ему имения. Отец не стал сопротивляться и отдал все, что ему было положено. Через несколько дней младший сын, забрав свою часть наследства, уехал в дальние края. Совсем не заботясь о завтрашнем дне, он стал жить распутно и, как в народе говорят, на «широкую ногу». Действуя таким глупым образом, он очень быстро растратил все свои богатства, и когда в городе наступил голод, стал сильно нуждаться в пропитании.

Для того чтобы хоть как-то прожить, он устроился на работу к одному из местных жителей и стал пасти его свиней. Этот парень был рад кушать рожки, предназначавшиеся для свиней, но ему никто не разрешал. Совсем изможденный голодом и нищетой, он вдруг вспомнил об отце и о том, что у него все наемники хлеб кушают, а вот родной сын скоро просто умрет от голода.

Встреча с отцом

Дальше "Притча о блудном сыне" говорит о том, что когда сын увидел своего отца, он сразу пал к нему на шею, начал целовать его. И потом взмолился о том, что не достоин называться его сыном и что грешен перед ним и Небом. А потом попросил принять его наемным работником. Отец же сжалился над сыном, повелел принести ему лучшую одежду, обувь и надеть на него перстень. Дальше он решил заколоть теленка и устроить веселье, так как был очень рад тому, что его сын не пропал, а нашелся живым и здоровым.

Старший сын

В это же время возвращался с полевых работ старший сын. Когда он приблизился к дому, то услышал ликование, пение и был очень удивлен этому. Он сильно рассердился, узнав причину этих гуляний. Когда отец позвал его к столу, старший сын выразил ему свою обиду, ведь за столько лет верного служения тот никогда не зарезал для него даже козленка, чтобы он повеселился со своими друзьями. А тут откормленного теленка отец не пожалел для того, кто прокутил все свое наследство с блудницами и вернулся ни с чем. Отец же успокоил его и сказал: "Ты всегда рядом со мною, и все мое - твое, а сейчас нам всем надо радоваться тому, что твой младший брат нашелся живым и невредимым".

Притча о блудном сыне: толкование

Эта притча рассказывает о грехе, покаянии и о том, какое может быть отношение Бога к человеку. Все беды младшего сына начались с того, что он сразу потребовал то, что ему принадлежит по праву. Все это равняется тому, как люди относятся к дарам Божьим с практической точки зрения. То есть дай мне сейчас все, что я захочу, а от того, что можно получить в будущем, я отказываюсь. Это и есть величайший грех безумного человека, который за быстрое и сиюминутное удовольствие платит тем, что отказывается от больших будущих благ, о которых он вначале совершенно не заботится.

Сам собой напрашивается вопрос о том, почему юноша захотел получить свою долю. А все потому, что ему была в тягость опека отца, и он захотел свободы. Именно так сейчас поступает большинство современных молодых людей. Из-за всевозможных средств воздействия они решили, что если не разорвут сейчас Божьи узы, то не повяжутся по ногам и рукам узами манящих и сладострастных запретных желаний и похотей. Вот таким образом и происходит вероотступничество от Бога. Люди начинают считать себя богами и думают, что хорошо разбираются, где добро, а где зло. Именно об этом и предостерегает "Притча о блудном сыне". Смысл в том, что люди хотят делать только то, что им заблагорассудится, и совсем не хотят жить по Божиим заповедям.

Заблуждение взглядов младшего сына

Известная евангельская "Притча о блудном сыне" повествует о том, как младший сын желает удалиться от взора и присмотра отцовского, это ему не нравится, потому что тот ограничивает его в поведении и тратах. Молодой парень горд собой, его высокомерие не знает границ. Он считает, что знает, как управлять делами, и надеется вскоре стать более выдающейся личностью, чем он. Все это говорит о том, что гордость человеческая, особенно в молодости, является мощной разрушительной силой.

Однако здесь удивляет и восхищает кротость и доброта отца к своему младшему сыну. Он сразу отдал полагающееся сыну. В отличие от младшего брата старший был более разумным человеком, он, наоборот, пожелал, чтобы отец оставил у себя часть его власти. За это старший сын слышит от отца очень мудрые слова, что все, чем он владеет, в итоге станет его.

Таким образом, получив свое наследство, младший сын отправляется далеко от родного дома, а потом растрачивает его и становится нищим. Именно такое духовное состояние преследует человека, отпавшего от Бога. Тот, кто добровольно идет на грех, растрачивает впустую дары Божьи - свой ум и душевные силы, которые должны служить людям и Богу. Таким образом, душа переходит во власть дьявола, становится заложницей мира и плоти, начинает жить распутно и расточает свое богатство.

Расплата за грех

Младший сын был отправлен злым господином пасти даже не овец, а чавкающих свиней. Таким образом, во власти дьявола послать своего раба удовлетворять похоти падшего естества. Обнищавший младший сын рад был кушать те рожки, которыми питались свиньи, но не для человека была эта пища. Грех является состоянием вечной ненасытности, при которой невозможно получить облегчение ни от чего на свете. Не стоит взывать к миру, у него есть только то, что может отравить душу, но не то, что ее питает.

"Притча о блудном сыне" говорит и о том, что Господь щедро утешает тех, кто в конечном итоге приходит к глубокому раскаянию и осознанию своей грешной жизни. Долготерпение и милосердие Господь имеет к каждому человеку, Он снисходителен и к грехам, потому как видит дальше и глубже. Человек же должен ответить Ему только смиренной благодарностью и любовью.

"Притча о блудном сыне" детям будет особенно полезна, так как они только начинают познавать мир во всех его проявлениях и должны быть готовы к любым искушениям, чтобы не впасть в зависимость от греха и всегда жить в мире с Богом.