Открытый урок рисуем солнце и радугу. Конспект занятия по рисованию «Радуга

ИЗО. 3 класс. «Гармония».
Тема: Радуга­дуга. Иллюстрация.
Задачи развития универсальных учебных действий:
– учить различать изобразительные возможности разных художественных материалов;
– анализировать выразительность произведений изобразительного искусства;
– выполнять оригинальный рисунок на тему «Радуга» или иллюстрировать стихотворение С.
Я. Маршака «Радуга­дуга» с использованием акварели;
– получать разные оттенки цвета в технике акварели «по­сырому»;
– использовать изобразительный формат листа и композицию рисунка в выразительных
целях, размещая дугу радуги на вертикальном, горизонтальном или квадратном листе бумаги;
– оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной
деятельности.
Ход урока.
I.
II.
Организация класса.
Работа на уроке.
1. Проверка домашнего задания.
Анализ принесённых уч­ся домашних работ (2–3 минуты).
Кто в течение недели играл в художественное лото и запомнил произведения художников,
которые в нём упоминались.
Запишите известных вам художников и названия произведений в Творческой папке (лист 21).
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Работа с учебником.
Внимательно рассмотрите репродукции, размещённые на страницах 10–11 учебника,
Прочитайте стихотворение на странице 10.
Обратите внимание на то, как художники изображают образ радуги?
(Образ радуги каждый художник изображает по­своему (с. 10–11, 158).
Ответы учеников на вопросы (с. 11).
Как нарисовать образ радуги, выразив через цвет определённое отношение к этому природному
феномену?
Вспомните известную с детства считалку о семи радужных цветах (о фазане). «Каждый
охотник желает знать, где сидит фазан».

4. Игра «Хроматические цвета».
В Творческой папке есть игра «Хроматические цвета: цветные квадраты». Воспользуйтесь
цветными карточками (лист 3 Творческой папки) и, глядя на цветовой круг, состоящий из 12
цветов, соберите сначала 6, а затем 12 цветов, идущих один за другим в той же
последовательности, что и в цветовом круге.

(Карточки раскладываются на рабочем столе одним учеником или в паре.
Учитель проходит по рядам и фронтально оценивает работу детей).
5. Работа в Творческой папке.
Выполнение задания № 18 в Творческой папке.
Обратите внимание на выразительные особенности рисовального формата.
Художник сначала задумывает образ, а потом воплощает свой замысел в
материале. Профессиональный художник может выполнять работу длительное время. В
первом классе вы узнали о том, что Александр Иванов писал своё полотно более 20
лет, а его картина больше, чем стена классной комнаты.
Как называется его картина, которая хранится в Третьяковской галерее?
(Время на уроке ограничено. Из 45 минут ученик тратит на выполнение
творческого задания 20 минут. А значит, и размер его рисунка не может быть
большим: на крупном формате юный художник не успеет выполнить задание, большой лист
будет провоцировать ученика на схематичное и небрежное выполнение рисунка.
Маленькие форматы – миниатюры – формируют внимательное отношение учеников к
деталям, требуют неспешного выполнения задания. У учеников есть возможность выбора
размера листа по душе, в соответствии со своим замыслом и тем материалом, в
котором будет выполняться композиция на тему «Радуга­дуга» (торжественная,
грустная, радостная, печальная, радостная или др.).
6. Физкультминутка.
7. Подготовка рабочего места.
Для работы акварелью или гуашевыми красками нужно взять лист большого
формата А4 (это почти альбомный лист), для работы цветными карандашами или
фломастерами – маленький (не более 1/4 или 1/2 альбомного листа; см. листы 5, 16
Творческой папки).
8. Словесное описание композиции.
Словесно опишите композицию, которую вы будете рисовать.
Вот некоторые из них:
«Я изображу нашу дачу и радугу, которую я видел в окно. Она была
еле заметной, нежной по цвету».

«Я нарисую морской пейзаж и висящее над водой коромысло радуги, которое я
видел в Ялте. Радуга была яркая, торжественная и очень чёткая».
«Я нарисую горы и лошадь, которая любуется весёлой радугой».
«Я изображу птичек, летящих к радуге­дуге, а она обнимает золотые осенние
деревья».

Иллюстрация строк стихотворения С. Маршака «Солнце вешнее с дождём строят радугу
вдвоём…», «Семицветный полукруг / из семи широких дуг…», «…построили в два счёта /
поднебесные ворота» (с. 10 учебника).
Посмотрите варианты решения этого творческого задания разными учениками на
странице 158 учебника. Придумайте для этих рисунков оригинальные названия, в которых
нашёл бы отражение характер пейзажа (грустный, тревожный, весёлый и т. п.).
9. Работа в творческой мастерской.
Создайте свою композицию по теме «Радуга­дуга».
Первое, на что нужно обращать внимание детей, чтобы подсказать им, – это
репродукции в учебнике. Обогатить впечатления учеников могут дополнительные
зрительные материалы, которые педагог приготовил заранее (например, выразительные
фотографии). На занятии по теме «Радуга­дуга» ими могут стать страницы настенных
календарей с красивыми фоторепродукциями радуги или творческие работы педагога на
эту тему. Обычно дети удовлетворяются такими подсказками и начинают рисовать.

III.
Подведение итогов. Рефлексия.

Урок изобразительного искусства в 3 классе

Разделы программы: «Эстетическое восприятие действительности», «Восприятие произведений искусства», «Изображение на плоскости. Цвет».

Тема практической работы : «Радуга» .

Цель урока : планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать выразительные свойства цвета и уметь передавать характерную окраску предметов при рисовании по памяти.

Задачи :

1. Актуализировать знания учащихся об основных и составных цветах;

2. Расширить представление об использовании основных и составных цветов и их оттенков при создании художественных образов;

3. Способствовать формированию умения передавать пространственные планы в композиции;

4. Содействовать развитию цветового восприятия, зрительной памяти учащихся;

5. Создать условия для формирования эстетического восприятия окружающей действительности.

Ход урока

I . Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку

Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы? (Да!)

Будем думать, рассуждать

И красиво рисовать!

II . Этап сообщения учащимся нового материала

* Вступительное слово учителя

Приветствую вас, юные друзья!
Хочу представить вам сегодня я,
Возможность потворить и поиграть,
Пейзаж реалистичный вам самим создать!

Для этого, надеюсь,
Мне скажите, какие средства есть?
И первым делом прозвучит ответ -
Что для картины очень нужен - (цвет)!

Да, выразительное свойства цвета всем известно.
Но есть еще одно известное вам средство
Художники владеют им в Беларуси и за границей.
Скажите это слово - (композиция)

* Постановка темы урока

Ребята, попробуйте, используя эти два слова сказать, что мы будем делать на уроке? (Будем выполнять композицию в цвете)

А как будет называться композиция, вы узнаете, отгадав загадку.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то.

Постарался мастер тот

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три -

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Сможешь их нарисовать? (Радуга)

Правильно, наша композиция будет называться «Радуга», а чтобы её выполнить нам необходимо такое выразительное средство, как цвет. Слайд 1

Какие именно слова помогли вам узнать, что это радуга? (Семь красок)

Ребята, а что вы знаете о радуге? (высказывания детей)

А что бы вы ещё хотели узнать?

Итак первый ответ на ваш вопрос: почему возникает радуга?

Слайд 2. Почему возникает радуга?

После дождя в воздухе ещё долго остаётся висеть водяная пыль, состоящая из маленьких капелек. Они настолько лёгкие, что не сразу падают на землю. Когда на них попадают солнечные лучи, то капельки превращаются в маленькие зеркала и отражают свет Солнца, состоящий из семи цветов. Таким образом, радуга - это капли воды и солнечный свет.

Ребята, как вы думаете, радуга бывает в какую пору года?

Слайд 3 . Радуга весной

Слайд 4-5. Радуга летом

Слайд 6 -7 . Радуга осенью

Слайд 8 . Радуга зимой

И самое удивительное явление природы - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.

Слайд 9-11 . Двойная радуга

Иногда в небе видны целых 2 радуги — одна из них очень яркая, вторая — бледнее. Значит солнечный луч дважды отражается в каплях воды.

Скажите, а радуга может быть только днём?

Слайд 12. Радуга ночью

Нет, это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.

А знаете ли вы, ребята, откуда взялось слово «радуга»

Слайд 13 . Значение слова «радуга»

Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.

Ребята, а какие чувства испытываете вы, когда видите радугу в небе?

Наблюдая за природой, мы видим, что в природе всё имеет свой цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния погоды может меняться. Художники передают красоту природы, используя краски. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и тёплых цветов художники передают самые разнообразные чувства и настроение: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Давайте посмотрим, как изображали радугу многие художники в своих работах.

Слайд 14. Куинджи А.И. «Радуга» , 1842 г.

Слайд 15. Сомов К. А. «Радуга» , 1897 г

Слайд 16. П.П. Рубенс «Пейзаж с радугой»

Слайд 17 . В. Сидоркин «Пейзаж с радугой»

Слайд 18 . А. Зайцев «Радуга»

Слайд 19. Г. Малышева «Осенняя радуга»

III . Этап первичного закрепления знаний

Какое выразительное средство использовали все художники в своих работах? (Цвет)

Посмотрите, пожалуйста, на цветовой круг. (Слайд 20. ) В нём вы видите 6 цветов. Три из них основные, а три составные. Назовите основные и составные цвета.

Этот круг можно значительно расширить, если цвета смешать. Художники так и работают, находят всё новые и новые оттенки. Посмотрите на расширенный цветовой круг, в нём уже 24 цвета (Слайд 21 .)

* Практическая работа «Цветовой круг» (работа в парах)

Я предлагаю вам создать свой цветовой круг, используя цветные конфеты и воду. Выложите конфеты по кругу и налейте воды в центр тарелки, чтобы конфетки покрылись водой.

Что напоминает вам цветовой круг (Радугу)

Сколько цветов в радуге? Назовите их по порядку.

Физкультминутка

IV . Самостоятельная практическая работа учащихся

Ребята, я предлагаю нарисовать радугу не кисточкой, а кухонной губкой. На увлажнённую губку необходимо кисточкой нанести полосками все цвета радуги и провести по листу в зависимости от задуманного сюжета. Давайте посмотрим последовательность выполнения композиции.

1. Продумайте мотив пейзажа.

V . Анализ выполненных заданий

Учитель проводит анализ детских работ в соответствии с критериями оценки:

Оригинальность композиции.

Выразительность образов, цвета.

Передача пространства в рисунке.

Грамотность решения цветовой задачи.

Самостоятельность, внимательность, старательность.

VI . Подведение итогов урока. Рефлексия

Что нового вы узнала на уроке и чему научились?

Завершена Картина и завершён урок.
И встрече нашей с вами мы подведём итог.
Все наши впечатления вы обратили в цвет.
Узнав его значенье, узнаем и ответ.

Значений цвета много, их все не сосчитать.
Но всё же мне хотелось бы, какие-то назвать.
Цвет красный - самый яркий, волнует и зовёт,
Когда огонь познанья нас к творчеству ведёт.

Оранжевый цвет счастья, несёт уют и тепло,
Подсказывает - занятие для вас не зря прошло.
Зелёный цвет - волнение, желание творить.
Желаю вам в душе своей всё это сохранить.

И собственные чувства вы обратили в цвет.
Синий, голубой и фиолетовый вписали вы в сюжет.
Желаю вам надежды, фантазий и мечты.
Учись, надейся и твори под флагом красоты.

А какому цвету соответствует ваше настроение в конце урока?

Слайд 22 . Цветопись настроения

Слайд 23 . Радужного настроения

VII . Этап информации о художественных материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых на следующем уроке

На следующем уроке нам понадобятся цветные карандаши. Мальчики, принесите, пожалуйста, по одной машинке и раскраски с машинками.

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции - радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

Последовательность выполнения композиции:

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции - радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

Последовательность выполнения композиции:

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции - радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

Последовательность выполнения композиции:

1. Продумайте мотив пейзажа.

2. Определите, какое состояние и настроение погоды вы хотите передать.

3. Определите количество объектов и цветовое решение.

4. Выберите формат в соответствии с замыслом.

5. Определите расположение линии горизонта на картинной плоскости.

6. Нанесите главный объект композиции - радугу.

7. Пропишите другие элементы пейзажа.

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе

коррекционной школы VIII вида.

Тема: Радуга-дуга.

Цели.

1.Образовательные : закрепить у детей знание основных цветов и учить получать из них дополнительные цвета, формировать знания и умения в последовательном изображении цветов радуги.

2.Коррекционно-развивающие : развивать воображение, память, внимание.

3.Воспитательные : воспитывать в детях наблюдательность, умение любоваться природой.

Оборудование : краски, кисти, вода, палитра, картина с изображением радуги, таблица последовательности цветов в радуге, картинки с изображением отгадок, карточки с текстом загадки о радуге (для домашнего задания).

Ход урока.

I .Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

Викторина «Разноцветная радуга»

Викторина – это вопросы. За каждый правильный ответ я буду выдавать по цветному карандашу.

Отгадайте загадку и назовите слово – цвет.

Летом серый, зимой – белый. (Заяц)

Чей же это красный нос?

Он на грядке летом рос. (Свекла)

Был он желтым, стал он белым.

Только дунет ветерок,

К облакам взметнется смело.

Он – летающий цветок. (Одуванчик)

Красный нос в землю врос.

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен.

Нужен только красный нос. (Морковь)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит. (Крапива)

Это что там за стрела

Небо черное зажгла?

Небо черное зажгла,

В землю с грохотом ушла. (Молния)

Всем нам пригодится белая водица,

На здоровье пей, гостям налей

И коту не пожалей. (Молоко)

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост. (Радуга)

III .Сообщение темы урока.

Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?

Сегодня на уроке мы поговорим о радуге, будем учиться правильно рисовать ее.

IV . Беседа по теме.

Кто из вас видел радугу? Какое настроение было при этом?

Когда в небе появляется радуга?

Чтение стихотворения:

Солнце светит и смеётся,
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга.

Дождь заканчивается. Редкие капли ещё падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга.

Сколько цветов у радуги? И з каких цветов состоит радуга? (желтый, зеленый, красный, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый)

В радуге нет белого и черного цвета, а в природе есть?

Назовите три предмета белого цвета. (Снег, ромашка, облака)

Что помогает художнику сделать рисунок ярким? (Цвет)

Что случилось бы, если б все вокруг стало бесцветным?

Чтение стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной».

Если б в поле расцвели

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими скоро я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали

От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

У ромашки белый цвет,

У гвоздики – красный,

Цвет зеленый у листвы,

Это так прекрасно!

V .Физминутка «Радуга-дуга»

Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком.

Дети выполняют поклон.
рисуют в воздухе дугу,разводят руки в стороны.
Вновь выполняют поклон.
Идут по кругу, взявшись за руки.
высоко поднимая колени.
Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Бегут по кругу друг за другом,
высоко поднимая колени.

VI . Игра «Веселая палитра».

В какую краску нужно добавить синюю, чтоб получить голубую?

Если в небе тучек нет,

То у неба синий цвет,

Белый цвет в нее нальем

И получим … (голубой)

А синий с желтым мы смешаем,

Какой цвет получаем? (Зеленый)

Желтый смешаем и красный,

Какой получаем цвет? (Оранжевый)

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы:

аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;
– смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;
– никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (то есть в другой краске);
– для получения другого оттенка или цвета используют палитру;
– нельзя кисточку тереть о бумагу и портить её “причёску”, а также долго держать опущенной в воде.

VII . Самостоятельная работа детей.

Выполняют рисунок с опорой на таблицу очередности цветов в радуге.

Дадим время, чтобы краска подсохла. А мы тем временем разучим рифмовку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все мы любим рисовать.

VIII . Итог урока. Рефлексия.

Что сегодня мы рисовали на уроке?

Из каких цветов состоит радуга?

- Какое настроение у вас было во время рисования радуги? Почему?

IX . Домашнее задание.

Выучить загадку о радуге.

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 57

городского округа Тольятти


Конспект открытого урока

изобразительного искусства

в 6 «А» классе

«Тайны радуги. Основы цветоведения.»

Составила учитель изобразительного искусства

Мещеряк Ольга Викторовна


Присутствовали:

Зам. директора по УВР: Ерунова Е.В.

Психолог-педагог: Прохорова Т.В.

Учителя: Валова Л.А.

Грибанова А.В.

Урок изобразительного искусства

«Таны радуги. Основы цветоведения.»

в 6 «А» классе
Учитель: Мещеряк Ольга Викторовна

Дата проведения: 14.10.09

Тема: «Цвет. Основы цветоведения»

Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока: изучить свойства цветов и приёмы поиска новых цветов

Задачи:

Обучающая:


  • Познакомить учащихся с основами цветоведения ;

  • расширять знания о возможностях художественных материалов;

  • дать понятие цветового круга , основных, составных цветов, холодного и теплого цветов, цветового контраста,
Развивающая: Воспитательная:

  • воспитывать художественны вкус, аккуратность;

  • воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Социальная:

  • приучать к умственному труду во время урока, к определенным требованиям дисциплины.

Оборудование и материалы:

Для учителя – методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные тона», карточки –цвета(приложение1) Репродукции картин К. Моне «Мост через Темзу», П.Сезан «Тающий снег», П.Синьяк «Волнение на море», И. Айвазовский «Ледяные горы», Ван Гог «Подсолнухи», Ф. Малявин «Вихрь»(приложение 2). Стихи о цветах и оттенках
Для учащихся: гуашь, бумага, кисти, циркуль, палитра.

Подготовка к уроку: на доске записана тема урока, висят таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные тона», 5закрытых листов с текстом, на партах – раздаточный материал (репродукции картин, заготовленные шаблоны(приложение 3))
План урока


  1. Вводная беседа

  2. Изучение нового материала

  3. Физкультминутка

  4. Организация и проведение практической работы

  5. Подведение итогов урока (рефлексия)

Ход урока

Любим цветы,

Когда выходим на свет-

Из темноты.

Вот на окне - замёрзший цветок…

Белый - цвет холода,

Он - одинок.

Что вы представляете, какие цвета мы используем?

А теперь вторая картина:

Цветной мир

Синее море,

Синие горы,

Синий - цвет неба,

Далёкий и гордый!

Солнце в полнеба -

Море света!

Окна откроем и впустим

Жёлтую дыню

Режем на части!

…Жёлтый - подсолнух

И -может быть -

счастье.


Красный пылает в небе закат!

Глухо падают

Спелые груши.

А у травы - зелёные уши.

Стол дубовый,

Колодец и кадка…

Корица коричневая

И шоколадка!

Кто – то разлил фиолетовый цвет -

Это сумерки

И рассвет!..

Какие цвета мы использовали сейчас?

1. Тайна

Цвета хроматические и ахроматические.

1тайна – цвета делятся на хроматические и ахроматические

2. Тайна

Хроматических основных цветов 3

Сколько существует хроматических цветов? Попробуйте вспомнить. У вас может получиться очень много. А сколько содержится в минимальном наборе красок (6)

Какие это цвета? (Красный, желтый, синий, черный, белый, зелёный)

Смешивая эти цвета можно получить невероятное множество цветов и оттенков.

Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый, синий – они называются основными.

2 тайна – основных хроматических цвета 3 (желтый, красный, синий)

4. Практическая работа: начертим круг, разделим его на 6 частей и закрасим части окружности основными цветами, оставляя соседние части не закрашенными. Учитель объясняет материал на примере таблиц «Цветовой круг»

3. Тайна

Дополнительные цвета получаются смешиванием 3 основных. А теперь закрасим белые части. Для этого мы смешаем смежные с ним основные цвета .

Где мы будем смешивать цвета? На палитре.

Смешали желтый и красный – получили оранжевый цвет

Красный и синий – фиолетовый

Синий и желтый – зеленый.

Цвета, образованные смешиванием основных называются дополнительными. (на доске переворачивается табличка с надписью)

3 тайна - все цвета получаются смешиванием основных цветов и называются дополнительными
Физкультминутка: песня «В коробке с какрандашами»
4 тайна

Хроматические цвета делятся на холодные и теплые.

Учитель: чтобы открыть следующий секрет, обратим внимание на репродукции картин (раздаточный материал лежит на парте), а теперь подберите из них те которые характеризуют прохладное утро над рекой, ледяное безмолвие севера, холодную стихию моря. Какие цвета использовали художники? (Синий, фиолетовый) Эти цвета называются холодными.(учитель работает с таблицей «Теплые и холодные тона»)

А теперь найдите картины на которых изображен огненный, горячий вихрь танца, свет осеннего, теплого, солнца, отраженного в букете подсолнухов . Какие краски использовали художники? (оранжевый, желтый, красный). Эти цвета называют теплыми.

А теперь посмотрим на картину «Тающий снег». В какой цветовой гамме (теплой или холодной) выполнена данная картина. (Ответы: теплая, холодная)

Технологическая карта

Учитель: Майданкина Инна Викторовна

Класс: 0-б

Предмет: Изобразительное искусство

Тема: Волшебные краски радуги

Тип урока: урок - введение (ознакомительный)

Оборудование: компьютер, экран, иллюстрации пейзажа с радугой, краски, альбомный лист, кисточки, стаканчик для воды, салфетки сухие (тканевые), палитра.

Цель темы

Формирование представления о сказочном мире изобразительного искусства, о его роли в жизни людей; формировать умение работать акварельными красками и кистью в определенной последовательности.

Основное содержание темы, термины, понятия

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства.

Планируемый результат:

Правильно пользоваться красками;

Размещать рисунок на альбом ном листе;

Научать получать новые цвета при смешивании трёх основных цветов;

Сформируется представление о цветовой гамме.

Дети научаться рисовать дугу;

Сформируется представление о геометрической фигуре полукруг.

Предметные умения

Знать элементарные правила смешивания основных цветов. Уметь свободно работать карандашом, передавать в рисунке простей-шую форму, общее пространственное положе-ние, основной цвет. Знать особенности и приемы росписи декоративных объектов. Уметь составлять узор из декоративного мате-риала. Знать основные жанры и виды изобра-зительного искусства.

Личностные: формирование эстетического отношения к миру прекрасного.

Регулятивные: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Освоение способов работы с акварелью и гуашью.

Познавательные : формирование понятия о цветовой гамме и получение новых цветов от трёх основных; о размещении рисунка на альбомном листе.

Коммуникативные: освоение способов взаимодействия в коллективе. Взаимопомощь.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Художественная культура, история, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство – технология, музыка (народная), развитие связной речи детей, обогащение словаря детей новыми словами (акварель, политра, пейзаж, промакивание, дуга, полукруг)

Фронтальная, коллективная, в группах, индивидуальная.

Наглядный демонстрационный материал

ИКТ (презентация)

Организация пространства

I этап Мотивация к деятельности

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы «Волшебные краски радуги»

Постановка проблемного вопроса

Какие цвета вы знаете? Как появились разные краски?

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были счастливые люди. А были они счастливы потому, что умели замечать красоту в природе. Голубое небо и белые облака (слайд 1) , бескрайнее море (слайд 2) , первая зелень (слайд 3) – все радовало их. Королева Радуга (слайд 4, 5) вселяла в души людей чувство прекрасного и доброту. Но однажды случилась беда. Злой-презлой волшебник, пролетая над счастливым царством-государством, решил отнять у людей радость. И задумал он самое страшное: закрыл своим волшебным плащом небо и держал плащ так долго, что все краски стали блекнуть и сереть (слайд 6, 7, 8) .Но и этого показалось мало злому волшебнику. Он заставил всех людей забыть, что мир был разноцветный. Волшебник ликовал: вот теперь-то скука и злость придут в это серое царство-государство. Так все и случилось. После долгой ночи наступило утро. Люди стали заниматься своими делами. Бесцветный мир уже не привлекал их внимания, скучающие взгляды не задерживались ни на чем. Сами люди тоже посерели: и лицо, и волосы, и одежда. К тому же они стали чаще раздражаться и ссориться. Но как ни старался злой волшебник стереть воспоминания о красочном мире, детские нежные души почувствовали сразу, что они лишились чего-то прекрасного. И вот один мальчик отправился в дорогу (слайд 9) . Стал он ходить по царству-государству да расспрашивать, не знает ли кто, отчего все стали жить скучно и безрадостно. Но люди только пожимали плечами в ответ. Однажды мальчик набрел на старую хижину, в которой жил слепой древний старик (слайд 10) .
– Слушай, сынок, – промолвил старец, – я расскажу тебе, как люди жили раньше и что случилось потом. В те времена я был моложе и хорошо видел. Я был придворным маляром. Я красил замки и дома в нежнейшие оттенки. Я очень любил свое дело, потому что приносил людям радость. Меня даже пригласил один заморский король для росписи своего замка. А когда я вернулся домой, чуть не умер с горя: труд всей моей жизни, все дома, да и все вокруг стало серым, а люди стали как будто чужими. Больше я не видел счастливых глаз. Сам я поседел, моя кожа посерела от старости, глаза выцвели и ослепли от слез. Самое дорогое, что у меня осталось, – это три краски, привезенные издалека.
– Дедушка, покажи, пожалуйста, мне их, – робко попросил мальчик. Старичок нащупал узелок и достал дощечку с тремя красками.

– А теперь, прежде чем я продолжу сказку, попробуйте догадаться, какие краски дал старичок мальчику? (Слайды 11, 12, 13)

При показе слайдов детям задается вопрос: ”Что общего у трех предметов на слайде?” (Цвет)

А теперь каждый у себя на листе нарисуйте эти три краски (слайд 14) .

Мальчик не мог оторвать взгляда от этих нарядных красок. Старец почувствовал это. Он стал рассказывать о том, какие краски бывают еще, и какого цвета все было вокруг. Затаив дыхание, мальчик слушал.
– Я знал, – продолжал старик, – что тебе понравятся эти краски. Из этих красок можно сделать любой цвет. Бери их. И ты сможешь вернуть людям радость. Долго я ждал этого часа. Старичок вздохнул и уснул вечным сном. Мальчик поплакал и решил, что надо поскорее исполнить последнее желание доброго мастера: сделать мир счастливым. Но вот беда:

Три цвета, три цвета, три цвета.
Ребята, не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять? (Ответы детей)
Конечно, нужно краски по парам смешать!

Мальчик совсем не умел обращаться с красками и поэтому, чтобы ничего не испортить в городе, отправился на далекий необитаемый остров (слайд 16).

”Здесь-то я и потренируюсь”, – решил он. На солнышко мальчик брызнул желтой краски. Солнышко заулыбалось (слайд 17) . Песку тоже достался желтый цвет. Он тут же потеплел от удовольствия (слайд 18) . В море мальчик капнул синей краски, и оно ожило (слайд 19) .

Теперь осталось дерево с апельсинами, одиноко стоящее на острове”.

– Ребята, давайте поможем мальчику. Кто знает, как получить оранжевый цвет? (Ответы детей. Слайд20)

1. Дети на альбомных листах получают оранжевый цвет и раскрашивают апельсины. (Слайд 21)

Выкрасив апельсины, мальчик стал смотреть на листья дерева. Теперь он легко догадался, как получить зеленый цвет. Мальчик смешал две краски и раскрасил листья (слайд 22) .

Какие две краски смешал мальчик? (Слайд 23)

2. Дети смешивают краски, получают зеленый цвет и раскрашивают листья на дереве.

Затем мальчик набрал на кисть красную краску, но нечаянно задел синюю, и две краски смешались (слайд 24) .
– Ничего,– решил мальчик, – этот цвет я использую себе для брюк.

Ребята, давайте смешаем красную краску с синей, и посмотрим, какой цвет получится. (Слайд 24)

А теперь, – решил мальчик, – смешаю - ка я вместе все три краски, которые у меня есть: желтую, синюю и красную (слайд 25) .

Он попробовал смешивать краски несколько раз, добавляя больше то желтой, то красной, то синей. И, о чудо, у него получились различные цвета.

Какие же цвета вы получили, смешивая три краски? (Слайд 25)

Можно ли из этих цветов выбрать цвет для ствола пальмы? Раскрасьте (слайд 26) .

Юный художник уже собрался покинуть оживший остров, но увидел, что небо осталось безжизненно-белым. “Нет, сюда такой же синий цвет, как у моря, не подойдет, – размышлял мальчик.
– Как же сделать небо нежно-голубым? (Слайд 27) .

Я смешивал разные краски, но ни один оттенок для неба не подходит”. От бессилия мальчик заплакал. Прозрачная слеза, скатившись по щеке, капнула прямо на палитру с синей краской. Краска растеклась и стала светло-голубой. (Слайд 28)

Ребята, что будет, если к любой краске добавить побольше воды? (Ответы детей)

3. Дети получают голубой, розовый и другие осветленные цвета.

Мальчик научился многому. Он смело отправился в город, где ждала его большая работа на радость людям. Так начался его путь в мир красок.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» , «понимание» , «умение».

Планируемая деятельность.

1.Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства. Пейзаж с радугой

Цели: познакомить детей с изобразитель-ным искусством, с содержанием уроков ИЗО в подготовительном классе; дать первое представление о сказочном мире изобразительного искусства, о его роли в жизни людей; провести первое систематическое ознакомление детей с акварельными красками, правилами работы с ними.

Беседа на тему «Кто такой художник и что мы будем делать на уроках ИЗО?»

Художник подобен волшебнику - он может запечатлеть красоту окружающего мира: гордые красные тюльпаны и нежные белые ромашки, сказочные лесные дебри и веселые кудрявые березки на солнечной поляне, огненно - красные закаты солнца и тяжелые серые тучи, различных животных, человека и его трудовую деятельность, современную технику и т.д. Труд художника приносит людям радость, вызывает чувство восхищения.

Знакомство с акварельными красками.

1) Как называются краски? (Акварельные) От какого слова происходит название? (Аква - вода)

Как работают акварельными красками?

Краски разводятся водой на палитре; чем больше воды, тем светлее становится краска. Чтобы краски лучше растворялись, капля капается на каждую краску (чтобы они стали мягче), но не касается их при этом ворсом кисти, т.к. иначе краска останется на ворсе, а при последующем обмакивании кисти загрязняются и вода, и краска, которая смачивается.

Быстрое упражнение «Волшебные краски» на приемы смешения основных главных красок (желтой, красной, синей) для получения новых цветов.

Показ красочного изображения радуги. Знакомство с определенным порядком цветов радуги.

Радуга и ее цвета.

К О Ж 3 Г С Ф. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

Лист расположим горизонтально. Не надо бояться, когда рисуешь. «Углубись» в свою работу, не мешай другим. У тебя все получится.

Самостоятельная работа детей. Изображение радуги красками.

Эвристическая беседа о профессии художника.

Показ иллюстраций с конкретными цветами проговаривание их называний.

Смешайте главные краски (желтую, синюю, красную) для получения составных цветов: оранжевый - от смешения красного с желтым, зеленый - желтого с синим, фиолетовый - красного с синим.

III этап. Интеллектуально- преобразовательная деятельность.

Цели: формировать умение работать аква-рельными красками и кистью в определенной последовательности; формировать умение передавать силуэтное изображение дуги с толстыми и тонкими линиями, соблюдая последовательность цветовой гаммы; разви-вать эстетическое восприятие, чувство ритма.

Физминутка.

На поляне стоит сосна,

к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса влево, вправо)

Ветки гнутся взад-вперёд,

ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

А теперь на месте шаг,

выше ноги!

(шагают)

Стой, раз, два!

Пальчиковая гимнастика

РАДУГА

Гляньте: радуга над нами,

(нарисовать рукой над головой полукруг; маховое движение).

Над деревьями,

(руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)

(руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной,

(нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной

(дотронуться до головы).

Нарисуем радугу-дугу красками, но сначала вспомним и назовем по порядку все ее цвета. Педагог показывает как нужно рисовать радугу.

Формы контроля.

Назовите семь цветов радуги;

Как можно получить зеленый, оранжевый, голубой, фиолетовый цвета?

По шаговое выполнение работы.

Репродуктивные задания:

Нарисуйте по образцу, который показан на доске.

Релаксация.

Дети выполняют задания под спокойную медленную музыку.

Организуется выставка детских работ.

Просмотр презентации"Осенний блюз".

Оценка результатов деятельности.