Предметы быта в старину на руси. "В русской избе

По словам известного ученого Ю. М. Лотмана, «быт - это обычное протекание жизни в ее реально- практических формах; быт - это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас, как воздух, и, как воздух, он заметен только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим - мы склонны считать его «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего» (Лотман 1994, 10).

Словосочетание «традиционный быт» буквально означает протекание повседневной жизни человека в формах, определенных традицией, - в обществе, где принятые и устоявшиеся правила поведения, навыки, система представлений передаются из поколения в поколение. Естественно, что традиционный быт всегда имеет этническую окраску. Именно поэтому словосочетание «традиционный быт» часто заменяется словами «народный быт», «национальный бытовой уклад », «традиционная бытовая культура» и др. В книге идет речь главным образом о бытовом укладе жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России XVIII - первой четверти XIX в. именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта.

Русское дворянство, большая часть купечества, рабочие крупных промышленных предприятий жили в рамках европейской культуры, урбанистической в своей основе и наднациональной по сути. Образ жизни дворянина и крестьянина настолько различались, что это позволило говорить о наличии у русских людей двух разных цивилизаций: дворянской и крестьянской. По мнению известного историка А. А. Зимина, «расхождения между цивилизациями в XVIII и XIX веках было настолько разительным, что могло создаться впечатление о двух мирах, живших каждый своей жизнью» (Зимин 2002, 11). Такой разрыв в бытовой культуре русского народа произошел в петровскую эпоху, на рубеже XVII-XVIII вв. До этого времени представители всех слоев русского общества жили в рамках традиционной культуры, характерными чертами которой были статичность, замкнутость, верность старине.

Реформы Петра Первого и его преемников в экономической и политической сферах жизни, развитие промышленности, торговли, установление прочных контактов с европейскими странами произвели переворот в культурном сознании страны. Обновление русской жизни было связано с ориентацией на светскую культуру Западной Европы - верхние слои русского общества и горожане оказались готовыми к ее восприятию и усвоению. Русское крестьянство, наоборот, в массе своей тяготело к традиционному патриархальному укладу жизни. Протопоп Аввакум в XVII в. выразил это мироощущение так: «Держу до смерти, якоже приях; не прелагаю предел вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веком!» Стремление жить, как жили отцы и деды, поддерживалось верой в раз и навсегда обретенную «правду-истину» православия, принятого Русью в X в.

Появление каких-либо новшеств рассматривалось как откат в сторону, нарушение установленного Богом миропорядка. Замкнутость русского средневекового сознания, неготовность к общению с другими культурами вырастала из веры в особую миссию России, в избранность православного народа. В крестьянской среде постепенный отход от традиций начался в середине - второй половине XIX в. Новые веяния, зародившиеся в торговых и ремесленных селах, население которых имело прочные контакты с городом, затем достигли многих деревень, в том числе и самых отдаленных от крупных промышленных центров. В наши дни образ жизни русских крестьян строится по городской модели, но у них сохранилось и множество «остатков милой старины», безвозвратно исчезнувших из быта горожан.

Мир русской деревни представлен в книге через описание крестьянского жилища и вещей, которыми люди пользовались в своей повседневной практике. Такой подход вполне правомерен. И дом, и любой предмет обихода наделены «памятью», и потому, изучая их, можно немало узнать о социальных, религиозных, хозяйственных сторонах жизни их владельцев. Дом был средоточием жизненных сил человека, здесь он был защищен от непогоды и врагов, от опасностей внешнего мира. Здесь сменяли друг друга поколения предков, здесь он продолжал свой род, здесь столетиями формировался русский традиционный быт, который включал в себя множество предметов, необходимых человеку для жизни и работы.

Прежде всего это были орудия труда: пахотные и для боронования почвы, уборки и дальнейшей обработки урожая, с помощью которых добывался хлеб насущный; приспособления для ухода за скотом; инструменты, применявшиеся в ремеслах и промыслах. Немалое значение имел зимний и летний транспорт. Жизнь проходила в доме, внутреннее убранство которого было организовано для работы и отдыха. Дом был заполнен вещами, использовавшимися для его украшения, придания ему уюта, предметами религиозного культа, а также разнообразной утварью. Человек не мог обходиться без одежды: повседневной и праздничной, без обуви, головных уборов и др. Все эти предметы народного быта создавались либо самими крестьянами, либо деревенскими или городскими ремесленника- ми, учитывавшими потребности и вкусы своих заказчиков.

Вещи, выходившие из рук мастера, были хорошо продуманы и нередко поражали удивительной красотой. В. С. Воронов, известный специалист в области русского народного декоративного творчества, писал: «Все многообразное обилие бытовых памятников - от мощного резного наличника и расписных саней до резной указки, цветной глиняной игрушки и вершкового медного фигурного замка - поражает богатством зрелой творческой фантазии, остроумия, выдумки, наблюдательности, декоративного чутья, конструктивной смелости, технической сноровки - всей полнотой художественной одаренности, при которой легко и просто было крестьянину-художнику разнообразно конструировать и обильно украшать любую вещь обихода, обращая повседневную жизнь в глубокий и нешумный праздник живой красоты » (Воронов 1972,32-33).

Предметный мир русских крестьян был сравнительно единообразен на всем занимаемом ими пространстве России. Это особенно касается сельскохозяйственных, ремесленных орудий, транспортных средств, предметов обстановки и убранства жилища, которые за редким исключением всюду были одинаковы, что объясняется схожими природными и климатическими условиями, земледельческим типом крестьянского хозяйства. Местным своеобразием отличались предметы, мало связанные с производственной деятельностью людей, такие, как, например, одежда или праздничная утварь. Так, костюм замужней крестьянки из Вологодской губернии был не похож на костюм женщины из Курской губернии; сосуды для подачи на стол пива из Вятской губернии были не такими, как в деревнях Воронежской губернии.

Местные различия обусловливались огромными пространствами России, разобщенностью ее отдельных территорий, влиянием соседних народов и др. Характерной особенностью предметного мира русского крестьянина была его относительная неизменность, стабильность. В XVIII - начале XX в. он был в основном таким же, как и в XII- XIII вв.: такими же были соха с двумя сошниками и перекладной пблицей, деревянная борона, серп, коса, ведро, коромысло, глиняный горшок, миска, ложка, рубаха, сапоги, стол, лавка и множество других нужных человеку вещей. Это связано с вековой устойчивостью жизненных условий русских крестьян, неизменностью их главного занятия - земледелия, которое и определяло материальные потребности. В то же время предметный мир крестьян-земледельцев не был однажды сформировавшимся и застывшим.

На протяжении столетий в него постепенно включались новые вещи, необходимость которых определялась техническим прогрессом и, как следствие этого, неизбежным, хотя и сравнительно медленным изменением образа жизни. Так, в начале XV-XVI в. появилась коса-литовка, в XVII-XVIII вв. в крестьянском обиходе стало использоваться такое пахотное орудие, как косуля, в XIX в. крестьяне стали пить чай из самовара, готовить еду на чугунной сковороде, женщины начали повязывать голову вместо старинного убруса квадратным платком, надевать вместо рубахи и сарафана парочку - юбку с кофточкой. То, что когда- то казалось чужим, постепенно укоренялось, становилось своим, традиционным. Параллельно с этим из обихода уходили вещи, изжившие себя.

В первой половине XIX в. перестали пользоваться сундуками- подголовниками для хранения денег и ценностей в пути. В конце XIX в. из праздничного обихода исчез скобкарь, который с XII в. служил для подачи пива на стол. Смена предметов происходила незаметно; с одними вещами расставались без сожаления, другие, утрачивая функциональность, превращались в обрядовые, третьи оставлялись «на поминок» об ушедших из этого мира людях. Каждый предмет русского традиционного быта имел двуединую природу: в повседневной практике вещи использовались по своему прямому, утилитарному назначению, в обрядовой практике они проявляли значения символов.

Например, метлой подметали избу, в Страстной четверг метла использовалась для защиты дома от нечистой силы: женщина садилась на нее верхом и с определенными заклинаниями объезжала свой дом. В ступе толкли пестом крупяные зерна, в руках свахи ступа с пестом превращались в символ мужского и женского соития. Шубу носили в холодное время года, - шуба, расстеленная для молодоженов на лавке, становилась знаком их плодовитости в браке. Горшок был непременным атрибутом свадебного и похоронного ритуалов, его разбивали в знак изменения статуса человека. После брачной ночи его разбивал дружка на пороге комнаты новобрачных, тем самым как бы показывая присутствующим, что ночь прошла благополучно. В ритуале похорон горшок разбивали при выносе покойника из дома, чтобы умерший не смог вернуться в мир живых. Кокошник оставался женским праздничным головным убором и символом замужества. «Вещность» и «знаковость» присутствовали во всех предметах народного быта.

Одни предметы обладали большим семиотическим статусом, другие - меньшим. Высокой степенью знаковости были наделены, например, полотенца - полотнища орнаментированной ткани, предназначенные для украшения интерьера. В родинно-крестильной, свадебной, погребально-поминальной обрядности они выступали преимущественно как знаки принадлежности человека к определенной семье - «роду-племени». В отдельных ситуациях некоторые предметы, превращаясь в символы, полностью теряли свою вещную природу.

Так,. Ю. М. Лотман в той же книге дал примеры, когда хлеб из привычной для нас сферы употребления переходит в сферу значения: в словах известной христианской молитвы «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» хлеб превращается в пищу, потребную для поддержания жизни; в словах Иисуса Христа, приведенных в Евангелии от Иоанна: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать» (Иоанн, 6:35), хлеб и обозначающее его слово образуют сложное символическое сочетание. Традиционный русский быт настолько богат и ярок, что представить его в одной книге во всей полноте фактически невозможно. В этом энциклопедическом словаре объединены статьи об устройстве крестьянского жилища, о транспорте, об орудиях труда и об основных предметах крестьянского обихода, которые дают возможность рассказать об ушедшей в прошлое жизни многих поколений людей.

Чесалка, прялка, рогач и другие вещи со странными названиями. В этой статье собраны некоторые предметы домашнего быта славян, которые сейчас не встретишь в наших домах.

Войдя в дом современного человека, можно стразу увидеть множество вещей: стиральную машину, микроволновую печь, телевизор, компьютер, телефон и другие. Некоторые из них созданы для того, чтобы облегчить нашу повседневную работу по хозяйству, но большинство вещей призвано просто развлекать нас. Кроме этих задач они должны демонстрировать статус своего обладателя: чем больше дорогих (и порой ненужных) вещей в доме, тем выше социальное положение человека и уровень его успешности. А у наших предков дела обстояли немного иначе.

Конечно, в хоромах бояр, князей и даже просто зажиточных купцов можно было наблюдать тот же снобизм, что и сегодня. Но простолюдинам это было чуждо. В их домах находились лишь те предметы, которые необходимы для ведения хозяйства. Они лежали на видных местах, и никто этого не стеснялся. Напротив, предметы быта, как и предметы роскоши, тоже показывали всем достоинства хозяев: их трудолюбие и умения. У хорошей мастерицы стояли прялка, горшки и рубель, у умелого мастера цеп, долото и шило. Конечно, это были не единственные необходимые для жизни предметы. Так давайте познакомимся с теми вещами, которые обязательно были в каждом доме славян. Узнаем, как они назывались, для чего служили и в чём были их особенности.

Домашние помощники

Каждый день любой женщины начинается одинаково – с кухни. Так было во все времена. Только сейчас приготовление завтрака для всей семьи не составляет много трудностей, ведь у нас есть и водопровод, и газовая печь. А нашим прабабушкам приходилось намного труднее, особенно в зиму и в непогоду. Для начала они шли к колодцу за водой.

Коромысло. Этот знаменитый предмет помогал нести сразу два тяжёлых ведра. Коромысло имело дугообразную вытянутую форму, и клалось на спину, что позволяло не оттягивать плечи. Оно имелось в каждом доме, и поэтому о нём сложено множество поговорок и пословиц: «Дым коромыслом», «Поднять всю избу коромыслом» и так далее. А в странах Восточной Азии до сих пор пользуются коромыслом для переноса различных грузов.

Принеся воды, хозяйки разжигали печь. Чтобы поставить в неё чугунок с едой, нужен был рогач (или ухват ). Он представлял собой деревянный шест с раздвоенным металлическим наконечником. Концы рогатки образовывали полукруг, чтобы было удобнее поднимать чугунки и горшки. Как утверждают историки, в неспокойные времена простолюдины всегда вооружались ухватами. Правда, его можно было использовать только для обезвреживания, а не ликвидации противника, так как концы рогатки не заострены.

Во время приготовления пищи, иногда нужно размешать или выгрести из печи угли и золу. Для этих целей хозяйки пользовались кочергой. Это – железная палка с крюком на конце. В бедных семьях кочерга была деревянной с железным наконечником. А в самых крайних случаях кочергой могла служить и палка.

Раз в несколько дней хозяйки пекли хлеб. Это была трудоёмкая и тяжёлая работа, которая начиналась с молочения муки. Для этого использовали ручные жернова – приспособление, состоящее из двух каменных плоских кругов. Зёрна засыпали между ними и вращали один из жерновов. Благодаря этому пшеница растиралась в муку, которая высыпалась по желобкам на поверхности камней.

Но далеко не у всех были ручные жернова. Чаще их заменяли ступа и пест . Ступа напоминала большое ведро с широким основанием (для устойчивости) и изготовлялась из твёрдых пород дерева. Пест делали из того же дерева, придавая ему продолговатую цилиндрическую форму. Представляете, сколько требовалось сил, чтобы размолоть пестом в ступе хотя бы килограмм муки?

Когда мука была намелена, наши прабабушки замешивали тесто и готовили хлеб. Чтобы положить и достать его из печи, нужен был садник . Это – деревянная лопата с длинной ручкой и плоской и широкой лопастью. Его подводили под готовый каравай и извлекали хлеб на стол.

Кроме хлеба наши предки пекли различные булочки. Их запивали чаем, а чай традиционно заваривали в самоваре . В России он появился в середине 17-го века, а производство отечественных самоваров началось лишь в середине следующего столетия. Пик популярности самоваров пришёлся на 19-ый век: его имели и зажиточные крестьяне, и графы. Первые самовары имели внутри ёмкости железную трубу, в которую клали раскалённые угли. Жар от них и нагревал воду. Но технический прогресс не стоял на месте, и в середине 19-го столетия появился керосиновый самовар, а затем и электрический. Самовар является непременным атрибутом русского стола, он упоминается во многих народных загадках и поговорках, а также в произведениях великих русских писателей и художников.

Стирка тоже отнимала у наших прабабушек много сил и времени. Бельё замачивали и стирали в корытах – выдолбленных из половинки бревна ёмкостях. Корыто было самым необходимым предметом в хозяйстве крестьян: в нём не только стирали и мылись, но и замешивали тесто, готовили соления, остужали горячее пиво, квас и узвар, кормили скотину. Но, несмотря на это, к корыту всегда относились свысока, называя этим словом тёмных невежд и ненадёжные суда.

Стирали и гладили бельё с помощью рубеля . Это – доска с зазубринами на одной стороне и ручкой на конце. Рубель часто служил свадебным подарком невесте, в таком случае мастер богато украшал его резьбой и именем любимой. А в руках талантливых музыкантов рубель превращался в музыкальный инструмент.

В 16-ом веке в России появились первые чугунные утюги . В зависимости от способа разогрева они встречались двух видов: пустотелые (в них заспали раскалённые угли) и цельные, которые раскаляли в печи. Бельё разглаживалось не только от тепла, но и от массы самого утюга: ведь они весили от 5 до 12 килограммов.

Само изготовление одежды тоже было трудным делом. Нужно было не только вырастить и высушить лён, но и правильно разобрать его на волокна. Легче всего это было сделать чесалкой . Она представляла собой лопаточку с длинной и жёсткой щетиной на одной стороне. Иногда её называли «скребницей» и использовали также для чесания лошадей.

Готовые волокна назывались куделью, из которой скручивали нить. В этом деле хозяйкам помогала ручная прялка . Прялка – это две доски, скреплённые друг с другом под прямым углом. На одну доску (ножку) садилась пряха, а на другую (лопать) закрепляли кудель. Смысл прядения состоял в том, что пряха руками скручивала волокна в нить. Но для этого, конечно, требовался опыт и сноровка.

Кроме этих предметов в домах наших предков можно было встретить предметы, необходимые для работы в поле. Например, серп . Серп – это особый нож, с узким лезвием в форме полукруга. Он применялся при сборе злаков – одной рукой жнец держал растения, а другой срезал их. Серпом чаще всего пользовались женщины.

Ещё одно сельскохозяйственное орудие – цеп (илимолотило ). Он состоял из двух тяжёлых палок, скреплённых между собой очень коротким куском кожи или цепью. Он применялся следующим образом: злаки раскладывали на земле, и жнец, держась за одну из палок (держало), ударял по ним второй палкой (битчиком).

Кроме этих предметов в доме у славян можно было встретить и множество других вещей, нужных в домашнем хозяйстве, для работы в поле или для ремёсел. Ведь раньше всё, необходимое для жизни, наши предки изготовляли своими руками. Одним словом, жить было непросто!

Человека всю его жизнь - с рождения и до самой смерти - окружают предметы быта. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое другое. С предметами народного быта связано огромное количество пословиц и поговорок. О них идет речь в сказках, о них пишут стихи и придумывают загадки.

Какие предметы народного быта в России мы знаем? Всегда ли они так назывались? Есть ли вещи, которые исчезли из нашей жизни? Какие интересные факты связаны с предметами народного быта? Начнем с самого главного.

Русская изба

Невозможно представить предметы народного быта россиян без самого важного - их жилища. На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома.

Жилище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или березы. Правильнее говорить не "построить избу", а "срубить дом". Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Избы чаще всего делались квадратными или прямоугольными. Внутри жилища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. У зажиточных крестьян дом состоял из нескольких помещений: основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или загон для животных, сеновал и другие.

В избе находились деревянные предметы народного быта - стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки. Стол занимал центральное место в доме, угол, где он стоял, назывался "красным", то есть самым важным, почетным. Его покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи - хозяин. В отводилось место для икон.

Добра речь, коли в избе есть печь

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей. В сильные холода только благодаря ей многим людям удавалось согреться. Русская печь была местом где готовили пищу, также на ней спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря тому, что в ней были различные ниши и полочки, здесь хранилась различная посуда.

Еда приготовленная в русской печи необычайно вкусная и ароматная. Здесь можно приготовить: вкусный и наваристый суп, рассыпчатую кашу, всевозможную выпечку и многое другое.

Но самое главное, что печь - это было то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. Не случайно в русских сказках, главные герои то ездят на ней (Емеля), то спят (Илья Муромец).

Кочерга, ухват, помело

Эти предметы народного быта имели непосредственное отношение к Кочерга была первой помощницей при работе. Когда прогорали дрова в печи, этим предметом сдвигали угли и смотрели, чтобы не было недогоревших поленьев. О кочерге русский народ сложил немало пословиц и поговорок, вот лишь некоторые из них:

  • В бане веник господин, в печи кочерга.
  • Ни богу свечка, ни к черту кочерга.
  • Черной совести и кочерга виселицей кажется.

Ухват - второй помощник при работе с печкой. Обычно их было несколько, разных размеров. С помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей. Ухваты берегли и старались обращаться с ними очень аккуратно.

Помело - специальный веник, с помощью которого сметали с печи лишний мусор, и для других целей он не использовался. Русский народ об этом предмете придумал характерную загадку: "Под полом, под середой, сидит Обычно помело использовали перед тем, как собирались печь пироги.

Кочерга, ухват, веник - непременно должны были быть под рукой, когда готовилась пища в русской печи.

Сундук - для хранения самых ценных вещей

В каждом доме обязательно должно было быть место, куда складывали приданое, одежду, полотенца, скатерти. Сундук - предметов народного быта Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны были соответствовать нескольким требованиям: вместительность, прочность, художественное оформление. Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.

Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них:

  • Девушкам нельзя было свой сундук кому-то дарить, в противном случае можно было остаться старой девой.
  • Во время Масленицы открывать сундук было нельзя. Считалось, что так можно было выпустить на волю свое богатство и удачу.
  • Перед замужеством родственники невесты садились на сундук и требовали выкуп за приданое.

Интересные названия предметов народного быта

Многие из нас даже и не предполагают, что привычные вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, когда-то назывались совсем по-другому. Если на несколько минут представить, что мы попали в далекое прошлое, то некоторые предметы народного быта, остались бы нами неузнанными. Предлагаем вашему вниманию названия некоторых, привычных нам вещей:

Веник - голик.

Чулан или маленькая закрытая комната назывались клетью.

Место, где жили крупные домашние животные - стайка.

Полотенце - рукотерник или утирка.

Место, где мыли руки - рукомойник.

Ящик, где хранилась одежда - сундук.

Место для сна - полати.

Деревянный брусок с короткой ручкой, предназначенный для глажки белья в старину - рубель.

Большая чашка для разлива напитков - ендова.

Народные предметы быта России: любопытные факты

  • Город Тула считается родиной самовара. Этот предмет был одним из любимых у россиян, трудно было найти избу, в которой его не было. Самовар был предметом гордости, его берегли и передавали по наследству.
  • Первый электрический утюг появился в начале 20 века. До этого времени были чугунные утюги, в которые складывали угли или нагревали их длительное время над пламенем печи. Держать их было очень неудобно, они могли весить более десяти килограмм.
  • Одним из самых престижных предметов народного быта был патефон. В деревнях за него можно было корову выменять.
  • Со столом связано большое количество народных традиций и обрядов. Перед венчанием жених и невеста обязательно должны были обойти вокруг стола, новорождённого обносили вокруг стола. Эти обычаи, по народным верованиям, символизировали долгую и счастливую жизнь.
  • Прялки появились ещё в Древней Руси. Их делали из дерева: березы, липы, осины. Этот предмет дарил отец дочери на свадьбу. Прялки принято было украшать и расписывать, поэтому ни одна из них на другую не походила.
  • Предметы народного быта для детей - тряпичные самодельные куклы, мячи из лыка и шерсти, трещотки, глиняные свистульки.

Украшение жилища

Декор предметов народного быта включал в себя резьбу по дереву и художественную роспись. Многие вещи в доме были украшены руками хозяев: сундуки, прялки, посуда и многое другое. Конструирование и декор предметов народного быта касалось в первую очередь и самой избы. Делалось это не только для красоты, но и как оберег от злых духов и разных бед.

Для украшения дома использовали кукол, сделанных своими руками. У каждой из них было свое предназначение. Одна отгоняла нечистую силу, другая приносила мир и благополучие, третья не допускала склок и скандалов в доме.

Предметы, которые исчезли из повседневной жизни

  • Сундук для хранения одежды.
  • Рубель для глажки белья.
  • Лавка - предмет, на котором сидели.
  • Самовар.
  • Прялка и веретено.
  • Патефон.
  • Чугунный утюг.

Несколько слов в заключение

Изучая предметы народного быта, мы знакомимся с жизнью и обычаями наших далеких предков. Русская печь, прялка, самовар - без этих вещей невозможно представить русскую избу. Они объединяли семьи, рядом с ними и горе легче переносилось, и любая работа спорилась. В наши дни предметам народного быта уделяется особое внимание. Покупая дом или дачный участок, многие владельцы стремятся приобретать их с печкой.

Филатова Мария

Скачать:

Предварительный просмотр:

Экскурсия по старинным предметам быта.

Бахур Соня, Филатова Маша.

Здравствуйте. Сегодня мы проведем для вас экскурсию по школьному музею и расскажем, как жили наши предки и как был устроен их быт.

Крестьянская изба отличалась простотой, основное пространство в ней занимала русская печь. В углу стоял стол, над ним располагалась божница с иконами, вдоль стен размещали неподвижные лавки. Над лавками находились врезанные в стены полки. Около печки над потолком устраивались полати.

Сравнительно небольшое пространство избы было устроено так, что в нем проживала большая семья в 7-8 человек. Каждый член семьи знал свое место в доме и за столом.

Хозяин дома во время обеда сидел под иконницей, старший сын по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей сажали на лавку, идущую от переднего угла. Женщины ели на приставных скамейках или табуретках.

В обычные дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего, стол без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась, стол выдвигался на середину, накрывался белой скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.

Утварь-это вся совокупность предметов, необходимая человеку в его обиходе. Утварь-это посуда, для хранения и приготовления пищи, подачи на стол. Это короба, сундуки для хранения одежды, предметы личной гигиены, предметы для разжигания огня и др. предметы.

Название предмета быта менялось в зависимости от его использования хозяйкой: горшок, в котором варили кашу, назывался « кашник», сосуд, сделанный из глины, назывался горшок, из чугуна - чугунок, из меди - медник. Сосуд для квашения овощей бондарной работы назывался кадкой. Сосуд, выдолбленный из дерева, назывался - долбленкой. Большую емкость, сделанную из глины, называли корчагой.

Здесь представлена глиняная посуда- ГОРШОК, ЛАТКА, КУВШИН, МАСЛОТОПКА. Их делали из специальной горшечной глины, добавляя кварцевый песок. Делали их гончары - ремесленники. Когда горшок был готов, его сушили на солнце, затем обжигали в печах, а для красоты и прочности покрывали глазурью.

Горшки ставили в печь при помощи ухвата.

УХВАТ - бабья рогатина, он состоит из железной дужки и деревянного черенка.

Квас, пиво, воду, хранили в больших глиняных емкостях - КОРЧАГАХ.

Мешали квас в корчагах при помощи ДЕРЕВЯННОЙ МЕШАЛКИ. Ей же замешивали тесто для хлеба.

ДЕРЕВЯННАЯ ЛРОЖКА - ВОЗИЛКА- служила для зачерпывания жидкой и рассыпчатой пищи, иногда она использовалась хозяином, как средство наказания за непослушание.

Для освещения помещения раньше использовался СВЕТЕЦ, к которому прикрепляли деревянную лучину. Позже, для освещения стали использовать КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. А первые электрические лампочки появились в 50-х годах 20-го века.

ЛАГУН - деревянная утварь бондарной работы, служил для переноса воды, кваса, когда шли на работу в лес, на покос.

ЗЕРКАЛО В ДЕРЕВЯННОЙ ОПРАВЕ украшали резьбой, оно закреплялось в простенке между окнами. Такие зеркала всегда украшали нарядными полотенцами, вышивками, кружевами.

В хозяйстве часто использовали корзины разных размеров и формы, чаще их плели из ивовых веток. Корзины были с открытым и закрытым верхом. С ними ходили по грибы и по ягоды.

Корзина, сплетенная из корней сосны, называется КОРЕНЕВКОЙ., КОРНЕВАТКОЙ. В них хранили домашние вещи и одежду.

Из бересты делали ТУЕСА, для красоты их украшали узорами. С туесками ходили по ягоды и иногда хранили сыпучие продукты: соль, крупу. Сейчас туесок - это традиционный русский сувенир.

Для переноса ведер, бадеек и корзин служило КОРОМЫСЛО. Их делали из липы, осины, ивы, потому что их древесина отличалась гибкостью и упругостью. Коромысло в виде дуги хорошо размещалось на плечах.

Почти в каждом доме стоял ТКАЦКИЙ СТАНОК, на нем ткали половики и льняное полотно. Половиками украшали пол, а из льняного полотна шили одежду себе и детям.

РУССКАЯ ПЕЧЬ была необходима для обогрева жилья и для приготовления пищи. Огонь разводился внутри печи, дым выходил через дымоход. Печка имела форму куба, ее длина была 2метра, ширина 180 см., высота-170 см. Верх у печки ровный, здесь можно было полежать и погреется.

Внутри печи находится топка со сводчатым потолком и плоским дном. Устье печи имеет полукруглую форму, печь закрывается заслонкой. Перед устьем - площадка, ее называли шесток. На шесток ставили горшки, чугунки и с помощью ухвата их заносили в печь.

Такие печи били из глины, добавляя камни, они помогали держать тепло. Хорошо сбитая печь была прочной и могла служить нескольким поколениям.

Отверстия в печи называли ПЕЧУРКАМИ. В них сушили носки и варежки.

На ногах крестьяне носили ЛАПТИ. Они были очень удобными, теплыми, легкими. Их плели из полосок коры липы, вяза, ракиты, вереска. Плели лапти с помощью нехитрого инструмента - КОТОЧИКА.

Для плетения лаптей использовалась деревянная колодка - ДЕРЕВСО.

Чтобы лапти не спали с ног, их привязывали к ним с помощью веревочек. Для тепла в лапти клали сено, иногда к подошве пришивали кожу, и тогда ноги в таких лаптях не промерзали и не промокали.

Сшитая своими руками обувь из кожи называлась КОТЫ. Такие коты носила женщина, а такие - мужчины. Коты были очень удобными. Вовнутрь их клали клеверное сено, чтобы не болели ноги.

А вот такие ботиночки носили женщины, когда шли на молебны в церковь. Эти ботики носила Маркова Елизавета, в них она молилась в нашей Никольской церкви. Чтобы эта обувь долго служила, сверху одевали резиновые галоши.

В каждом хозяйстве держали овец. Их стригли два раза в год специальными ножницами. Из шерсти вязали теплые вещи. Но прежде необходимо было приготовить нитки.

Шерсть очищали от посторонних предметов, затем теребили на теребачках и складывали в ровную стопу - КУДЕЛЮ.

Куделя привязывалась к прялке, и пряха левой рукой вытягивала прядево, а правой вращала ВЕРЕТЕНО. На веретено наматывались нитки, затем две нитки соединялись в одну и спицами вязали носки и варежки.

ПРЯЛКУ крестьяне украшали орнаментом, узором, и по их мнению это оберегало их от сглаза и охраняло от лихих людей.

ЛЮЛЬКА-КОЛЫБЕЛЬ - приспособление для сна и укачивания ребенка. Она имеет вид прямоугольного деревянного ящика с дном, ее подвешивали к потолку на веревках - дужках. На дно люльки клали сено, солому, тряпки, под голову клали подушку, набитую сеном или соломой. Для защиты ребенка от мух и комаров и света на колыбель вешали полог. В колыбели ребенка держали 1-2 года.

По праздникам мужчины надевали нарядные рубахи - косоворотки, а женщины одевали юбки-самотканки. Принято было носить одежду из натуральных волокон - шерсти и льна.

ЛЕН для этого специально выращивали на полях. Его еще называли северным шелком.

Осенью, когда лен поспевал, его рвали руками, чтобы не повредить хрупкие стебельки, складывали в поле, чтобы он недели две отлежал. Его ставили в снопы, выколачивали семя, затем стебельки мяли мялками, затем трепали, чесали на гребне и получали мягкую льняную кудель.

Пряли льняную кудель тоже на прялке. Из ниток на ткацком станке ткали полотно. Из полотна кроили и шили одежду.

В свободное время женщины плели кружева, они пришивали их к простыням, наволочкам, стены дома украшали вышивками гладью и крестиком.

РУБЕЛЬ - деревянный вытянутый брусок с короткой округлой рукоятью. На внутренней поверхности этого инструмента делались поперечные рубцы. Он использовался для разглаживания после стирки сухой льняной ткани. Лицевая поверхность рубеля делалась гладкой.

А вот здесь представлены изделия из металла.

БАГОР - использовали при сплаве леса по реке, им удобно поворачивать плавающие в воде бревна и собирать их в плоты. Он состоит из железного крючка и шипа.

Для крестьянина лето считалось самой тяжелой порой, и главным событием лета был сенокос. Траву на покосе косили литовками. Такой литовкой косят траву, и посей день. Молодежь любила сенокос, как праздник, работали споро, пели песни, шутили.

В конце лета созревали хлеба. Убирали хлеб СЕРПАМИ. Сначала жали рожь, потом ячмень, затем пшеницу.

Крестьяне сами ходили в лес на заготовку дров, чтобы дерево упало в нужную сторону, его толкали ЖЕЛЕЗНОЙ РОГАТИНОЙ, она крепилась на деревянную палку.

УТЮГ - использовали для разглаживания одежды. Сначала в утюг клали горячие угли, его постоянно раскачивали, а дым выходил наружу через металлическую трубу. Использовали в хозяйстве и чугунные тяжелые утюги.

СТУПКА - приспособление для измельчения разных продуктов: соли, перца, хрена. В этой ступке еще не хватает пестика. В русских деревнях использовались деревянные ступки.

ПОДКОВЫ ДЛЯ ЛОШАДЕЙ изготавливали в кузнице. Подковами подковывали лошадей, для того, чтобы они не ранили копыта

Чтобы лошадку впрячь в телегу или сани была необходима ДУГА.

Были и нарядные дуги, которые впрягались по праздникам, их дополнительно украшали лентами и колокольчиками.

РУКОМОЙНИК - металлическая емкость круглой формы, с широким отверстием для наливания воды, и носиком. Его подвешивали на цепочке или на веревке, рядом висело полотенце. ПЕЧНАЯ ДВЕРКА, предмет чугунного художественного литья, сделанная на Добрянском металлургическом заводе.

Труд мастеровых на Добрянском заводе был ручным, физически очень тяжелым и вредным для здоровья. А особенно тяжело было работать в горячих цехах. На завод мастеровые ходили в одежде из домотканого холста, на ноги одевали лапти. Придя на работу, поверх рубахи мастеровые надевали длинный фартук из холста. Такая грубая одежда защищала их от чрезмерного жара и раскаленных брызг металла.

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ.

0

В прошлые века наши предки занимались крестьянским трудом. В царской России дома (тогда их называли избами) были покрыты соломой, полы были земляные, в комнате ютилась вся семья, порой даже несколько поколений. В избе обязательно была русская печь с лежанкой. Она использовалась для всего: в ней готовили пищу для всей семьи и в отдельных чугунах парили еду для скота, лечились, прогреваясь на печи, спали на ее лежанке, даже в самой печи мылись. А так как семьи были большие, то приходилось спать кому-то из членов семьи на полатях (лежанка, сделанная под потолком). Матрацы набивались соломой. Занавесок на окнах не было. Вещи хранили в сундуках. Посуда была глиняная и деревянная. В чугунах варили похлебку и кашу. Строго соблюдался ритуал приема пищи. Первым за стол садился старший из мужчин. Он нарезал хлеб и его сам раздавал членам семьи. Ели из одной чашки, она ставилась в центре стола. Ложки были деревянные. Перед трапезой хозяин вставал и крестился на образа, тоже делали и другие. Первым хлебать тоже начинал хозяин. Во время приема пищи стояла тишина, если кто нарушал, то получал по лбу ложкой.

Предметы крестьянской посуды

Крестьяне делали запасы на зиму. В бочках квасили капусту. Капусту в начале 20 века тяпали тяпками. Кочаны капусты помещали в деревянные корыта (их делали из дерева, середину выдалбливали). Разрезали кочаны и тяпали тяпкой вдоль и поперек резанного кочана. Лучше и быстрее получалось тогда, когда брали 2 тяпки и ими одновременно тяпали.

Деревянное корыто и скамья

По субботам крестьяне мылись в банях. Они были похожи на землянки, топились по черному (трубы не было, дым шел в помещение, а потом - на улицу). Пол в бане был земляным. После мытья все пили чай из самовара. Наливали кипяток в кружку, а потом - в блюдечко, чтоб быстрее остыло. Пили вприкуску с маленьким кусочком сахара, который отщипавали специальными щипцами от большого куска. Заваркой была сухая морковь, свекла и травы.

Для младенцев была люлька (зыбка), которую вешали на крючок, вбитый в потолок избы.

Непременно в каждой избе был красный угол (с правой стороны), в котором на полочке стояли иконы, и висела лампадка. Божницу всегда украшали вышитыми рушниками (полотенцами). Надо отметить, что полотенца использовались в деревни во многих обрядах: на свадьбах, крестинах, похоронах.

Домотканное льняное полотенце вышито жительницей села Климовой Елизаветой

Место (под образами) считалось почетным, здесь мог сидеть хозяин или уважаемый гость, во время свадьбы - молодые. В углу (именно здесь) стоял стол и длинные скамейки. На стол никогда не садились - это считалось дурным тоном. В праздники стол покрывали красивой скатертью. Длинными зимними вечерами семья сидела при лучине - это тоненькая деревянная палочка с одного конца заостренная, этот конец и поджигался. Потом появились керосиновые лампы, они были настольными или висячими, т.е. подвешивались на крючок к потолку.

Керосиновая лампа

Поздней осенью и зимой молодежь собиралась на посиделки в какой-нибудь из изб (келье) у одинокой вдовой женщины. За посиделки приносили продукты, дрова. Обувались в лапти, в валенки, а некоторые приходили босиком. Девушки пряли, вязали, пели песни, плясали под гармошку, рассказывали всякие бывальщины, здесь и выбирали себе пару.

Парни приходили ватагой с гармонью. На рождественские посиделки приходили разодетые в лучшие платья, а иногда переодевались. Обходились без вина и хулиганств.

В избе зимой даже держали скот. Предки занимались земледелием и скотоводством. Землю пахали на лошадях, запряженных в соху.

Зерновые культуры и лен убирали в ручную, т.к. в то время не было ни какой техники. Жали серпами, использовали грабли и вилы, вязали снопы и складывали в скирды, молотили цепами.

Особенно доставалось женщине, ей приходилось смотреть за домом, детьми, хозяйством, заниматься полевыми работами, прясть, ткать, шить.

Куницына А. И. с ведрами на коромысле.

В то время нужно было вручную самим обрабатывать лен, чтоб потом получилось полотно, из которого шили одежду. Детей рано приучали к труду. Брак между мужем и женой укреплялся церковным венчанием. О разводах тогда не было речи. Это считалось большим грехом. Считалось позором, когда рождался внебрачный ребенок. Жена слушалась мужа и ему не перечила, дети содержались в строгости. Старшим в доме был дед или отец. Мнение старшего не оспаривалось. Одно только слово "цыц", значило - не перечь. Иногда родители сами подбирали пару своим дочерям и сыновьям.

Одежду носили холщевую, домотканную, процесс изготовления был трудоемким. Были ткацкие станки, их использовали даже в 60-е годы для изготовления деревенских цветных половиков. Мужская и женская одежда была просторной, широкой, однотонной. Праздничная одежда украшалась орнаментом, лентами, была яркой. Женщины носили сарафаны широкие, рукава у них были с обшлагами тоже широкие. Поверх сарафана надевали кофту или фартук, его в то время называли запоном.

(К сведению :Ткань привез Селиверстов А.Я. с Ленских приисков, и Конева Ульяна сшила из него этот сарафан )

Волосы заплетали в косы. Женская голова всегда покрывалась файевым или ситцевым платком, шалью. Замужние покрывали голову повойником - лоскут повязанный вокруг головыи стянут узлом сзади.

Старинный платок

В холода бабы надевали поддевки плисовые или суконные. Парни и мужики носили холщевые или ситцевые рубахи, под которые в холода подшивали подоплеку. Зимой мужчины и женщины ходили в длинных шубах. Если шубу тканью не покрыта, то она называлась нагольной. Старики носили кафтаны длиной ниже колен. В дорогу одевали чапаны из русского сукна с большим воротником или тулуп овчинный широкий. Крестьяне обувались в лапти.

Летом под лапти на ногу навертывали онучи, зимой - вязанные из шерсти суконки. Женщины и девушки по праздникам одевали "коты" - суконные ботинки, отделанные кожей.

В крестьянской жизни (царской России) широко использовалась солома (стебли злаков после обмолота). Соломой покрывали крыши домов, стелили скоту, распаренную добавляли в корм животным, набивали ей матрацы и подушки, топили печи, в навозе использовали как удобрение. Даже в октябре (30 сентября\13 октября) на Григория крестьяне обновляли свои постели, жгли старую солому из подушек и матрасов, набивали новой.