Культура как сторона различных сфер жизни общества (политическая культура, культура труда и т. д.)

Культурой мы называем все, что создано руками и разумом человека, весь искусственный – отличный от природы – мир явлений, который не может существовать без человеческой заботы.

Культура может быть нравственная, научная, экономическая, правовая, политическая и т.д. В обыденномсознании культура сливается с «культурностью», т.е. духовно-нравственным достоянием личности. В числе наиболее ценимых качеств культурного человека упоминаются сознательность, организованность, ответственность, эрудиция, скромность, аккуратность, справедливость.

Культура формирует человека как зрелое человеческое существо - в отличие от животного, которое приобретает родовые признаки прямо от рождения. Вряд ли все родовые признаки получили простор для развития: об этом говорят уникальные способности, присущие немногим людям.

Культура формирует человека как часть социума, когда он усваивает некий обязательный минимум культуры и входит в ту или иную группу со специфическими способами мышления и принципами поведения.

Культура приобщает человека к культурному наследию в более широком объеме, способствует усвоению других культур - иностранные языки, профессиональные навыки, приобретение широкой гуманитарной культуры.

Культура формирует индивидуальность, развивая способности, предуказанные природными задатками, биографией, жизненным опытом.

В свою очередь и культура создается, развивается и сохраняется как отдельными людьми, так и обществом в целом. И отношение общества к культуре обязано быть вполне осмысленным.

Художественная культура, или искусство. Эстетика – система чьих-либо взглядов на искусство.

Толстой: «Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, - в этом состоит деятельность искусства.

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

В этом определенииследует подчеркнуть:

- Сфера искусства – это прежде всего чувства, эмоции.

- Сознательность акта творчества

- Важность намерений субъекта, т.е. творца.

Зритель, читатель, слушатель, может ограничиться ролью объекта, (нравится – не нравится), а может пойти дальше, т.е. попытаться судить о намерениях художника и о том, насколько художник справился со своей задачей. Здесь лишь важно помнить, что художника следует судить по тем законам, которые он сам над собой признает.

Можно разделить искусство на классическое и романтическое (Жирмунский). В классическом искусстве произведение важно само по себе, оно не содержит характера создателя, оно созвучно самой природе. А художник-романтик стремится выразить в первую очередь самого себя, считая, что именно этим он затронет чувства другого человека.

Идеология советских времен большое место отводила рассуждениям о форме и содержании в искусстве.

Гете сказал, что для истинного художника стимулом для творчества является не жизнь, а произведения искусства, созданные другим творцом. Это очень честная мысль, полностью противоречащая установкам коммунистических вождей, по которым художник именно обязан изображать жизнь.

Познание художественного произведения начинается с чисто эмоционального восприятия. Затем приходит желание понять, как, каким способом художник достиг своей цели – заразил тебя своим чувством. В дальнейшем хочется глубже понять художника, ты начинаешь интересоваться другими его произведениями, его личностью, его судьбой. Человек, ощущающий в себе творческие способности, потребности собственного творчества, проникает в творческую лабораторию поразивших его художников, проходя таким образом стадию ученичества.

«… Средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах».

(«Прекрасно то, что нравится независимо от смысла» Кант.)

Культура «народная», «элитарная»и «массовая».

Народная культура – традиционна, однородна, отражает характер народа. Ее источник – село. Она глубока и инертна. Из народной культуры художники черпают материал, переосмысливая его и наполняя философским и нравственным содержанием.

Элитарная культура – творческий авангард, лаборатория. Это группы, студии, кружки, внутри которого говорят на специальном языке, доступном лишь посвященным. Здесь рождаются произведения новые, небывалые, здесь художники учатся друг у друга, здесь рожаются гении.

Массовая культура создается для широких городских масс «индустриальным» способом. В ней много неподлинного, подражательного и стандартизированного. Она заранее рассчитывается на достаточно низкий уровень восприятия.

Разумеется, существуют и промежуточные формы, когда крупномасштабное произведение, рассчитанное на широкие массы, включает в себя элементы как элитарного, так и народного искусства. (Фильм о Штирлице).

Нравственная оценка культуры. Толстой говорил о хорошем или дурном искусстве – в зависимости от того, на какие именно чувства читателя или зрителя воздействует художник. Наиболее важным критерием нравственной оценки является религиозное состояние общества.

В СССР, где господствовали атеизм и псевдорелигиозные культы, искусство во многом заменяло религию. Именно оно произведениями лучших мастеров будило в людях высокую нравственность, давало надежду на будущее.

Проблема сохранения и отбора культуры.

Проблема культурной элиты: поддержка нового и непонятного

Образование. Средства массовой информации.

Нашей культуре предстоит вспомнить свое христианское происхождение - как непосредственно от православия, так и через влияние западного христианства. И уже на этой базе предстоит осмыслить и либо принять, либо отвергнуть новейшие влияния, в изобилии предлагаемые всемирным информационным полем.

Еще и еще раз приходится говорить, что возвращение к христианским основам, к религиозным истокам культуры не означает отказа от достижений гуманизма. Напротив, это спиралеобразное движение вверх, к новой стадии развития, где научная мысль сочетается с религиозным миросозерцанием, где свобода сочетается с ответственностью, где есть Путь, Истина и Жизнь.

Сегодня все это приходится доказывать. Сегодня слишком многие не находят в себе сил преодолеть приобретенный в атеистическом детстве стереотип, по которому для образованного человека вера постыдна. И именно эти люди сегодня формируют телевизионные программы, газетные полосы, организуют массовые "культурные мероприятия". Мы вправе рассчитывать, что деятели культуры первыми преодолеют упомянутый стереотип, тем более, что часть из них сделала это еще в "застойные" годы, когда для этого требовалось изрядное мужество.

Саморазвивающееся общество не может пускать культуру на самотек, учитывая, что искусство может не только воспитывать, но и развращать душу человека. Пришло время определиться - каким образом общество должно оказывать влияние на культуру.

Развлекательная массовая культура должна иметь ограничение лишь со стороны закона, т.е. здесь должно запрещаться лишь разлагающее воздействие, описанное законом. Эта часть культуры не финансируется государством, а является самоокупаемой.

Государство должно поддерживать культуру, оказывающую благотворное влияние на человека. Однако решение о полном или частичном финансировании должны приниматься не одними чиновниками. Здесь необходим общественный ареопаг культуры, состоящих из авторитетнейших деятелей культуры, науки, религии, политики. Рекомендации ареопага культуры являются основополагающими для материальной поддержки или, напротив, для ограничительных мер в отношении прежде всего теле- и радио- программ.

Здесь возникает проблема формирования самого ареопага. Ясно, что он не может быть избираем всеобщими выборами. С другой стороны - едва ли можно отдать утверждение ареопага на откуп самим деятелям культуры во избежание корпоративных влияний. Однако какие-то решения, пусть не идеальные, можно найти; главное - сделать первый шаг и покончить с безраздельной властью анонимных редакторов и директоров программ, приоткрыть завесу тайны над теми, от кого зависит завтрашнее общественное сознание.

В современной культурологической литературе в качестве основных структурных элементов культуры, составляющих ее системообразующее ядро, чаще всего выделяют основные виды культуры по основным сферам жизнедеятельности человека или сферам культурного творчества. По поводу их количества и названия существуют разные точки зрения 2 , но целесообразно выделить 4 основных сферы и соответственно основных видов культуры:

1. Материально-технологическая культура (в литературе иногда для обозначения этого вида культуры используют: «материальная культура», «социальная культура» и др. наименования) – это культура, которая формируется и функционирует в сфере материально-производственной деятельности человека и ее результаты. Сюда будут относиться орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, транспортные средства, трудовые навыки и способы практической деятельности, обработанные территории, прорытые каналы и т.д. Именно эта сфера деятельности дала возможность человеку менять свое природное окружение и выживать как биологическое существо.

К материально-технологической культуре следует относить и инженерную деятельность. Слово инженер произошло от лат. «ingenium» - хитроумный, изобретательный. В современном значении фигура инженера появляется в XVIII веке с возникновением крупного машинного производства, основанного на сознательном применении научных знаний в производственном процессе. Инженер своей деятельностью как бы соединяет науку с производством, становится проводником науки в производстве. Так научное знание, само по себе элемент другой, духовной деятельности, становится элементов материально-технологической культуры.

К материально-технологической культуре следует относить и определенные традиции, культурные сценарии производственной деятельности, определенные отношения между людьми их нормы, без которых она невозможна, организационные принципы и т.д.

2. Социальная культура (или «социально-политическая культура ) культура, которая формируется и функционирует в сфере социальной организации, включающей индивида в жизнь социального коллектива и делающая возможной его жизнь как социального существа и члена определенного государственного образования. Взаимодействие индивида и государства опосредовано множеством различных культурных форм, которые и входят в этот вид культуры: тип государственного устройства и форма правления; правовая система в обществе, включая существующие здесь законы, судебную систему, исправительные учреждения и т.д.; социальная структура общества (деление общества на сословия, классы и т.д.), партии, которые формируют идеологию этих социальных групп, сами идеологии и т.д.

3. Духовная культура – это культура, которая формируется и функционирует в сфере духовного производства общества (производства идей, образов и других духовных феноменов), назначение которого – удовлетворение духовных потребностей человека. Термин «духовный» имеет узкий смысл («религиозный») и широкий смысл, который включает все многообразие потребностей человека в саморазвитии как личности, обращении его к высшим ценностям и соответствующему опыту предшествующих поколений и эпох: потребность в познании и образовании, общении и нравственном совершенствовании, религиозном утешении и переживании, эстетическом творчестве и удовольствии и т.д. Поэтому в духовную культуру входят такие элементы как мораль и искусство, религия и наука (в аспекте исследования мира), философия и мифология, система образования и воспитания в обществе.

4. Бытовая культура (или «культура повседневности» - это культура, которая формируется и функционирует на уровне непрофессиональной деятельности в процессе совместной жизни в семье, с друзьями, соседями и т.д. Надо сказать, что этот пласт культуры исследован очень мало. До ХХ века к культуре относили преимущественно духовную культуру, то есть сферу духовного совершенствования человека, его стремления к возвышенному… Но культурология ХХ века расширила понимания сущности культуры, указав, что культура организует всю жизнь людей, тем отличая их от животных. Сфера бытовой жизни не может быть исключением, так как у нее есть свои функции в жизни человека и общества. Термин «повседневность» к концу ХХ века превратился в одно из ключевых понятий культурологии и всего современного гуманитарного знания как «технология жизнедеятельности людей вообще» в жизненной стихии обычных событий отдельных людей.

Если все же попытаться обобщать эту «жизненную стихию» множества людей, то к бытовой культуре можно отнести:

Форму семьи и всю систему семейно-брачных отношений;

Основные принципы и формы отношений между старшими и младшими, мужчиной и женщиной и т.д.

Основные принципы и формы семейного воспитания;

Принципы и формы организации домашних праздников, визитов гостей и т.д.;

Организация путешествий;

Традиции питания;

Основные принципы внутренней организации жилища;

Формы гигиены и вообще физической культуры человека;

Особенности предметной среды, окружающей человека дома;

Нормы сексуальной морали;

Традиции свадебных обрядов;

Организация жизни детей;

Этические и эстетические нормы, обычаи, ритуалы, символы, связанные с вечными проблемами жизни человека – любовь, смерть, рождение детей и т.д.

Форма костюма и традиции одеды;

и многое-многое другое. Причем, выстроить четкую иерархию этих элементов пока представляется затруднительным.

Культура является существенной стороной различных сфер жизни общества: производственной, политико-правовой и т. д. Этот аспект социологического среза структуры культуры позволяет выделить такие элементы, как культура производства, политическая культура, правовая культура и т. д.

Производство - одна из важнейших сфер жизни общества. Оно подразделяется на духовное производство и материальное.

Духовное производство - это производство продукции, удовлетворяющей духовные потребности человека (книги, картины, статьи). Таким образом, духовное производство - это сама культура, но взятая не сама по себе, а в социально-экономическом и институциональном контексте.

Материальное производство - это, во-первых, производство продукции, удовлетворяющей материальные потребности человека (в пище, одежде, жилище), а, во-вторых, производство материальных средств, с помощью которых удовлетворяются потребности в коммуникации, транспортировании продукции, духовные потребности.

Например, производство плейеров, телевизоров нельзя отнести к духовному производству, поскольку сам по себе плейер или телевизор не удовлетворяет духовных потребностей. Он служит только средством, благодаря которому духовный продукт становится доступным потребителю.

В социально-экономическом аспекте материальное производство в целом и духовное производство имеют определенное сходство - это формы собственности на средства производства, формы распределения прибыли и т. д. Однако это сходство весьма относительно: духовное производство и в этом отношении имеет свою специфику, кроме того, разные отрасли духовного производства значительно различаются между собой.

Еще больше духовное и материальное производства различаются между собой по продукту, технологии его изготовления, по организации труда.

Вместе с тем эти различия тоже не следует абсолютизировать. В настоящее время наряду с сохранением различий прокладывает себе путь и тенденция к сближению между духовным и материальным производством; недаром речь идет об индустрии досуга, индустрии шоу-бизнеса и т. д.

Имея в виду различия и сходство между духовным и материальным производствами, мы в дальнейшем будем употреблять обобщенные понятия «производство», и соответственно «общественное производство» и т. п.

Следуя предложенной в предыдущем разделе методологической схеме, для определения понятия «культура производства» нужно выяснить антропологические аспекты этого феномена и его функциональную специфику. В соответствии с этим понятию «культура производства» можно дать следующее самое общее, предварительное определение: «культура производства» - это способы и результаты развития и использования человеческого потенциала субъектов общественного производства с целью повышения его эффективности и все более полного удовлетворения на его базе интересов общества отдельных социальных групп и личности.

Поскольку субъектом общественного производства выступают, в частности, и отдельные предприятия, можно говорить о культуре производства применительно к характеристике того или иного предприятия, отрасли, завода, фабрики.

Кроме того, учитывая, что понятие «культура производства» соотносится с понятием «субъект деятельности», имеет смысл выделять в ее структуре два уровня: управленческий и массовый. Относительно каждого из них, взятого в отдельности, вероятно, более уместно применить понятие «культура труда». Синтез культуры труда управленческого и массового уровней и дает определенное состояние культуры производства.

Поскольку современное производство - это сфера применения новейших достижений науки и техники, то первым совершенно необходимым признаком культуры производства является наличие у его участников большого объема профессиональных знаний и умений.

Опережающий рост науки по сравнению с производством обусловливает динамичное развитие последнего, появление новых отраслей и соответственно профессий. Отсюда такой критерий культуры труда и управленческого, и массового уровня, как способность работников постоянно пополнять свои знания, готовность к овладению новыми видами деятельности в новых условиях.

Велико и неоспоримо значение эстетической культуры работника. Ощущение пропорций, гармоничности или дисгармоничности сочетания различных элементов, чувствительность к цветовым сочетаниям не только способствует выпуску высококачественной продукции, но и делают работника физически не способным к браку, неряшливому содержанию рабочего места. Высокоразвитое динамичное производство невозможно без высокой культуры общения его участников. Иначе неизбежны сбои ритма, несогласованность и просто негуманная атмосфера, которая тормозит развитие производства.

Особого внимания заслуживает вопрос о месте нравственной культуры работника в структуре культуры производства.

Широко распространен предрассудок, согласно которому капитализм создает столь мощные экономические стимулы к труду, что не нуждается в моральной мотивации трудовой деятельности. Однако это далеко не так. Как известно, экономические успехи развитых капиталистических стран в значительной мере фундируются этикой протестантизма, согласно которой трудолюбие вкупе с бережливостью являются важнейшими моральными ценностями.

В связи с этим становится ясно, что перед культурой, в которой влияние религии ослаблено, встает острая проблема, заключающаяся в необходимости дать светское обоснование правил и принципов трудовой этики.

Специфическим критерием труда управленческого уровня является умение организовать работу, задействовать человеческий потенциал и прежде всего личные интересы участников производства, в целях достижения его эффективности.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что культура труда отражает общее состояние культуры общества. Это не удивительно, поскольку труд - важнейший вид деятельности человека и сфера наибольшего применения и, следовательно, развития его сущностных сил. Поэтому повышение культуры труда, которое является условием благополучного развития всякого общества, требует совершенствования всей системы его культуры. И наоборот, повышение культуры труда непременно отзывается повышением культурного уровня всего общества.

Политическая культура. Политика - это область взаимоотношений между различными социальными группами и государствами. Одной из ее сторон является политическая культура, которая в этом смысле может рассматриваться как самостоятельная сфера культуры, имеющая свою определенную территорию в социальном пространстве. Однако политическая культура в то же время является необходимым компонентом не только политической, но и других видов деятельности: художественной, производственной и даже досуговой. В этом втором своем значении понятие «политическая культура», как и понятие «нравственная культура», соотносится с понятием «субъект деятельности» как одна из характеристик последнего.

Исходя из вышесказанных соображений и методологических принципов, использованных ранее, понятие «политическая культура» можно определить следующим образом: «Политическая культура - это способы и результаты развития человека как субъекта политики».

Как и культура производства, политическая культура может быть структурирована на управленческий и массовый уровни. Каждый из них, в свою очередь, может быть структурирован на идеальный и реальный, духовный и практический слои и т. д.

Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в разделе 3 данного учебного пособия.

Правовая культура. Очень сложным социокультурным феноменом является право. Оно возникло в ответ на потребности общества в четком нормировании отношений между различными субъектами социального действия: отдельными индивидами, социальными группами, государствами. Другая сторона этой потребности заключалась в том, чтобы была создана система надзора, контроля за соблюдением установленных норм и система наказаний за отступление от норм.

Удовлетворение этой двуединой потребности - в создании и совершенствовании системы норм и контроля за их соблюдением - стало возможным с появлением государства.

Государственный контроль за соблюдением норм отношений между людьми - это то, что резко отличает право от морали. За соблюдением норм морали следит общество.

Другое отличие права от морали состоит в том, что нормы права выражаются с предельной отчетливостью и закрепляются в законах, тогда как нормы морали менее отчетливы, допускают больший диапазон толкований, менее императивны.

Лекция 4. сферы культуры

Говоря о системе универсальных механизмов культуры, стоит уточнить, что они по‑разному работают на разных уровнях культуры. Как и всякая сложная система, культура имеет свою иерархию, своего рода «архитектуру». Нетрудно, например, выделить в целостной культуре как минимум три «этажа», которые довольно строго артикулируют способы культурной деятельности. Каждая эпоха, каковы бы ни были ее исторические особенности, создает свой уклад повседневной жизни, политический устав общества и систему духовных ценностей. Нижеследующая схема (детали которой будут объяснены в дальнейшем) показывает, что на основе почти неподвижного во времени « витального этажа» стоит динамичный «социальный этаж», над которым в свою очередь возвышается «духовный этаж» (в худшем случае – «чердак»).

Культура духа

(или – «духовная культура»)

(индивидуум )

Культура порядка

(или – «социальная культура»)

(государство ) (общество)

Культура жизни

(или – «витальная культура»)

(община )

Первый, наиболее близкий природе, можно назвать «витальной культурой » – это минимально измененная природа, но все же измененная для того, чтобы человек мог выжить: культура труда, культура малых социальных групп, семьи, культура отдыха, общения и т.п. Витальная культура меняется со временем, как и положено культуре, но меняется очень медленно. Посмотрите на историю витальной культуры и вы увидите, что базовые ее принципы – семья, труд, питание, общение, дружба, война – очень мало изменились за обозримое время. Здесь люди консервативны, они сохраняют основные реакции и навыки, да иначе и не выжить: модернизирующий эксперимент может оказаться очень опасным. Соответственно и механизмы культуры работают на витальном уровне медленно и как бы невидимо.

Верхний «этаж» (средний пока пропустим) можно условно назвать «духовной культурой ». (Можно и – «ментальной», но слово «ментальная» включает в себя не только указание на интеллектуальное и ценностное состояние, но и на любую кристаллизацию психического, которую можно запомнить и передать в случае ее ценности). Наиболее общие типы духовной культуры этаблировались со временем в науку, искусство, философию и религию. Духовная культура меняется очень быстро. Скорость и форма изменения весьма различны у всех четырех означенных типов. У каждого – свое отношение с историческим временем. Скажем, религиозные институции субъективно ориентированы на предельную стабильность. Однако реальность заставляет ментальную культуру постоянно отвечать на все новые и новые вызовы. Ментальная культура подчиняется законам не только творчества, но и законам моды. Даже удачное творение быстро надоедает, и хочется, чтобы было что-то новое и опять новое: здесь удобнее выдать старое за новое, чем его сохранять и лелеять. Европейская культура, с ее параноической страстью к новому, особенно динамична в этом отношении. Механизмы культуры работают на этом уровне форсированно и потому их легче наблюдать и изучать на таком материале.

Попробуем классифицировать виды духовной деятельности следующим образом. Допустим, что существуют два мира – опытный и сверхопытный. Существуют также два основных способа реакции на мир – эмоциональный и рациональный. Эмоциональное освоение опытного – искусство . Рациональное освоение опытного – наука . Эмоциональное освоение сверхопытного – религия . Рациональное освоение сверхопытного – философия . Данная классификация – абстрактная модель "чистых" типов. На практике, в развитом виде они включают в себя все иные типы: религия – это и богословие, и теургия, и церковные науки (например, библейская текстология). Искусство – это еще и искусствознание, литературоведение, филология; оно даже может быть в каком-то смысле "философией" и "религией", когда от образов и благодаря им прорывается к идеалу, как, например, это происходит в романах Достоевского. Каждая из четырех сфер духа строится из двух элементов: из образа и понятия. В науке понятие подчиняет себе образы (т.е. факты как развитие того, что дано в чувственном образе) – например, формула и бесконечное множество подчиненных ей вещей. В искусстве образ подчиняет себе понятия – например, образ Гамлета служит основой бесконечного числа толкований. В сфере религии образ выполняет роль понятия, поскольку мы имеем дело со сверхрациональной действительностью – например, миф. В философии понятие служит заместителем образа, поскольку основная предметность философии непредставима. Сказанное можно обобщить в виде нижеследующей схемы.

Это – условная, в какой-то степени игровая классификация. Можно, разумеется, придумать и другие. Но что действительно важно, так это – требование тщательно различать границы сфер. Если они вторгаются одна в другую, начинаются неприятности. Религии, к примеру, должно быть все равно, какие у человека художественные вкусы или философские взгляды. Но когда эти вкусы и взгляды перестают быть искусством и философией и становятся "идеологией", это религии небезразлично. Или, например, философия, искусство и наука сами по себе лишены благочестия и поэтому не могут заменить религию, но, когда они пытаются сделать это, требуя себе всего человека без остатка, возникают псевдорелигии, идеологии, теократии, технократии...

Средний «этаж» – это культура социальная . Культура, где совместно действуют принципиально разные типы субъектности. На витальном уровне люди сотрудничают, как похожие друг на друга субъекты: они соединены естественной солидарностью. На ментальном уровне они, наоборот, все разобщены : каждый творец – сам по себе гений, и другие гении даже мешают ему жить. (Речь идет о доминантной установке субъекта ментальной культуры на духовную автономию. Разумеется, в ментальной культуре есть и механизмы интеграции: и творцы (акторы), и потребители (акцепторы) стремятся не только отмежеваться от «чужих», но и соединиться со «своими».) На этом этаже отличие становится преимуществом. А вот на социальном уровне люди соединены не на основании похожести, а на основании различия, но – именно соединены . Здесь появляются системы формальных договоров и законов, которые позволяют людям быть вместе, но быть разными. В общем, это и есть социум. В принципе, история культуры позволяет человечеству от минимальных и предельно формальных принципов интеграции переходить ко все более и более содержательным. От этого общество становится, конечно, интереснее и сильнее. Снимается взаимное отчуждение, появляются общие цели. Но, тем не менее, – специфика этого уровня в наличии формальных принципов. Социальная культура со временем этаблировалась в следующие основные формы: общество, хозяйство, государство, церковь .



Это – четыре основных типа социальных деяний. Их цель – 1) создание общества, которое в перспективе сможет стать правовым гражданским обществом, в каковом каждый является автономным индивидуумом и в то же время носителем принципа целостности; 2) создание хозяйственной системы, т.е. такой же культурной целостности, но только взятой с точки зрения трудового, хозяйственного осмысления универсума. Экономика – это, наверное, частный случай хозяйственной деятельности, потому что такая деятельность может быть не обязательно экономической в чистом виде. В этой рубрике – труд, производство, обмен, распределение, война, техника, символические формы, в которых все это выражается. Так что экономика – это центральный, но не единственный элемент второго типа. 3) Создание государства. Это, может быть, самая таинственная цель культуры, – во всяком случае она наиболее удалена от целеполагания природы и духа. Людям часто кажется, что государство это просто система взаимовыгодных договоров, но именно история культуры показывает, что государство и его динамика – ключ ко всем цивилизационным процессам. 4) Объединение людей на основе почитания общих сверхприродных ценностей: создание культа. Религия существует и на витальном уровне как естественное почитание Бога, и на ментальном – как богословие, мифология, философия религии, догматика. А на социальном уровне религия существует как формальное объединение субъектов веры, т.е. как церковь.

История культуры показывает, что периодически элементы разных уровней культуры пытаются подчинить себе остальные. Есть типы культуры, в которых доминирует наука (такова культура Нового времени); где доминирует хозяйственная деятельность (новейшая культура и первобытные культуры); где доминирует церковь (Средневековье). Есть политические культуры по преимуществу, где верховным интегратором культуры является государство. Это XVIII, XIX, XX века. Но, на самом деле, если один из этих элементов подчиняет себе другие, получается все-таки плохо: в конце концов начинаются процессы, ведущие к кризису и распаду. Наиболее благоприятные исторические периоды характерны тем, что в них все эти элементы опосредуют друг друга и опираются друг на друга. Скажем, конфликт общества и государства может быть опосредован и даже снят с помощью церкви (духовная солидарность) с одной стороны и экономики (прагматическая солидарность) – с другой. Конфликт мирского (хозяйство) и сакрального (церковь) может быть опосредован волей государства (социально-этическое регулирование) и здравым смыслом обществом (личная принадлежность и к труду, и к культу). Что делает таким образом культура? Культура создает мир, в котором можно жить или, по крайней мере, отсрочить грозящую гибель. Роль социального этажа в этом – принципиальна. Витальная культура слишком зависит от природы и легко перед ней капитулирует, поступаясь духовным. Духовная культура слишком легко уходит, прячется от природы или же стремится подчинить природу духу, поступаясь при этом как природой, так и своим долгом перед обществом. Духовный произвол еще более страшен, чем природная бесчеловечность. Поэтому задача, не в том, чтобы одно подчинить другому, а в том, чтобы сообразить, возможно ли это гармонизировать. Что и пытается делать культура. Она создает миры, которые являются временными версиями, временными проектами соединения духа с природой.

В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» - одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (лат. civilis - гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в.

С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:

Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;

качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.);

особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура).

Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства.

Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека.

Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек - тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности це-леполагания. Высшая ступень развития культуры заключается в развитии способностей и моральном совершенстве человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению.



Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную.

Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических структурах. Другими словами, цивилизация выступает как отчужденная в институциональных, общезначимых процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный - необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути - от воздействия на природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

Выступая специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности, культура находит своё воплощение в продуктах материальной и духовной деятельности, системе социальных норм, общественных институтов и совокупности отношений людей к природе и друг к другу.

Традиционным является разграничения культуры на материальную и духовную. Материальная культура - это предметный мир человека. Духовная культура - это сумма результатов духовной деятельности.



Согласно конкретно-исторической типологии, различаются культуры, соответствующие конкретным историческим периодам в развитии общества: античная, средневековая, возрожденческая культура и т.д. Кроме этого, выделяются локальные культуры социально-этнических сообществ людей, существующих в едином социокультурном пространстве: русская, японская, американская культура. Каждая из них фиксирует относительную целостность культуры того или иного социально-исторического образования.

В то же время существующие типы выступают в виде спектра культурных образований, тенденций, стилей и традиций. В едином этнокультурном пространстве наряду с господствующей культурой представлены разнообразные субкультурные элементы. Предпочтение норм господствующей культуры предполагает возможность их сосуществования. Субкультура - это автономное образование, которое не стремится к вытеснению господствующей культуры, но значительным образом влияет на последнюю. Так, в любом обществе существуют возрастные субкультуры (например, специфический сленг и стандарты поведения есть у молодёжи - тинэйджеров, панков, рокеров и т. п.). Главная особенность любой субкультуры заключается в том, что она не претендует на всеобщность, её носители пытаются сохранить собственные нормы и правила в противовес господствующей культуре, которая воспринимается ими как нечто чужое.

Субкультуру следует отличать от контркультуры, которая представляет собой разнородные по идейно-политической ориентации ценности, противопоставляемые официальным ценностям.

Многообразие культур порождает проблему их сосуществования в едином социокультурном пространстве. Являются ли существующие культуры равноправными, или же они соотносятся в соответствии с принципом иерархичности, то - есть одни культуры более значимы, чем другие?

В философии культуры существуют разные подходы к решению этой проблемы. Некоторые полагают, что существование культур основано на принципе иерархичности. Другие исследователи стоят на позициях муль- тикультурализма, говорящего о принципиальной равноценности всех культур.

Возникает ещё один важный вопрос: возможно ли сопоставление культур при их уникальности? При этом, может ли человек, который сформировался в рамках одной культуры, понять другую, совершенно отличную от неё? Особую важность этим вопросам придаёт разворачивающаяся на наших глазах глобализация.

Сопоставление культур возможно, однако следует учитывать, что восприятие и оценка культурных ценностей осуществляется человеком сквозь призму той культуры, к которой он принадлежит.

Особую актуальность в современном мире приобретает диалог культур, направленный на формирование духовного единства человечества и преодоление его разобщённости. Открытость, взаимодействие, способность к восприятию другого - основа диалога культур. Диалог культур как принцип духовного развития человечества не ведёт к унификации культур, потере национально-этнического колорита, уникальности, богатства и многообразия, напротив, он выступает источником их взаимообогащения и развития, ибо невозможно понять природу любой культуры без её сопоставления с иными.