Краткая хронологическая таблица пришвина. Пришвин Михаил Михайлович

В этой статье мы познакомим вас с очень интересным автором - представителем отечественной литературы. Нами будут описаны его биография и творчество. Пришвин Михаил Михайлович (годы жизни - 1873-1954) родился в 1873 году, в январе. Он появился на свет в имении Хрущево, находящемся в Жизнь и творчество Пришвина мы опишем последовательно, в хронологическом порядке.

Семья будущего писателя - выходцы из купцов. Мечтательный и увлекающийся отец, рано умерший, а также мать, поэтичная, нежная, но в то же время трудолюбивая, практичная, волевая, - оба родителя оказали большое влияние на формирование характера будущего писателя.

Революционные идеи в жизни и творчестве Пришвина

Раннее детство Михаила прошло в деревне, где он наблюдал заботы и нужды крестьян. Об обучении в Елецкой гимназии, а затем в Тюмени в реальном училище писатель рассказывает нам в романе "Кащеева цепь", который является автобиографическим.

Из этого произведения мы узнаем и о том, как студент Пришвин был захвачен идеей всеобщего счастья. В это время он переводил различную революционную литературу, а также пропагандировал идеи среди рабочих. После этого Михаил Пришвин был арестован (1897 год). Сидя в рижской тюрьме, в одиночной камере, он совершил, чтобы скоротать время, мысленное путешествие к Северному полюсу. Писатель очень жалел, что не давали чернил и бумаги, а то он написал бы непременно дневник этого путешествия.

Жизнь в Европе

Пришвин, страницы жизни и творчества которого таят в себе немало любопытного, после ссылки для продолжения учебы отправляется за границу в 1900 году. Жизнь в Европе, конечно, не могла не повлиять на формирование его внутреннего мира. Михаил Михайлович чутко воспринимал культуру Западной Европы. Он восхищался Гете, любил музыку Вагнера, а также увидел в книгах Ницше слияние философии и поэзии. Пришвин закончил в Лейпциге философский факультет (1902 год). В это время он совсем отошел от участия в политической борьбе, поскольку понял, что неспособен к ней. Революция пугала Михаила Михайловича, он был мечтателем, а вовсе не борцом.

Первая любовь Пришвина

В это же время случилось одно из самых важных событий в жизни будущего писателя. Он встретил в Париже девушку-студентку из России. Биография и творчество Пришвина отразили влияние этой девушки, о чем мы вам сейчас расскажем. В "Кащеевой цепи" повествуется о любви и разрыве с этой студенткой, которая отказала Пришвину, поняв, что он неспособен "вникнуть в душу" другого. Михаил Михайлович должен был сначала научиться любить, "стать мужем", а не просто любоваться женской красотой. То есть следовало сначала духовно созреть. Именно эта девушка во многом сделала Михаила Михайловича писателем, как он сам признавался, говоря о том, что все поэтические переживания его происходят из двух источников: любви и детства.

Жизнь в деревне, женитьба

В течение нескольких лет, вернувшись на родину, Михаил Пришвин живет в деревне, где работает в должности агронома, занимается также научной работой в сфере сельского хозяйства. Он решил жить так, как живут "все хорошие люди", отказавшись от своих надежд на личное счастье. Женился Пришвин на "простой и неграмотной" крестьянке, которая стала его помощницей.

Начало литературной деятельности

Неожиданно для себя самого, в 33 года, Михаил Михайлович осознает свое призвание к литературному творчеству. После этого он резко меняет образ жизни, становится корреспондентом издававшейся в Петербурге газеты "Русские ведомости". Здесь с 1905 года он часто печатает заметки и очерки о крестьянской жизни. Тот факт, что этого писателя начался с публицистики, имел большое значение для писателя Пришвина: в очерках и статьях он оттачивал свое мастерство, учился кратко излагать мысли, а также постигал искусство выразительности и меткости языка.

Михаил Михайлович писал также художественные произведения, повести и рассказы. Но только один рассказ под названием "Сашок" был в 1906 году опубликован в "Роднике" - детском журнале. Из редакций остальные рукописи возвращались: не давались Пришвину "сложные психологические вещи". Писателя преследовали неудачи.

Путешествие на Север

Тогда Пришвин решил взять рекомендательное письмо в Географическом обществе, с которым отправился на Север (Норвегия и Карелия, 1907 год). Он издавна манил писателя своей тайной, и Михаил Михайлович два лета подряд изучает этот удивительный мир. Жизнь и творчество Пришвина в это время были весьма активными. Он привез из путешествий записи сказок и былин, тетради с путевыми заметками, а также многочисленные фотографии. Кроме того, им был прочитан научный доклад, после чего Пришвина избрали членом Российского Географического общества, а также удостоили серебряной медали.

Две книги очерков

Очерковые книги "За волшебным колобком" и "В краю непуганых птиц" явились своеобразным отчетом о проделанных путешествиях. Последняя казалась писателю не очень удачной, по его мнению, она была слишком научной. Он считал своим творческим началом именно в которой были помещены очерки о быте таежных крестьян и рыбаков, а также о северной суровой природе. Однако произведение это напоминало, кроме того, и увлекательную сказку. Начало ее соответствовало этому жанру: "В некотором царстве..." Но сказка при этом отнюдь не заслоняет правдивого описания нищенской жизни народа Севера, его невежества. Писатель, тем не менее, раскрывает прежде всего прекрасное в этих людях, говорит об их близости к природе, человеческом достоинстве, благородстве.

Другие путешествия и произведения, написанные об этих поездках

Художник каждый год пишет книги и совершает путешествия. Жизнь и творчество Пришвина в это время тесно взаимосвязаны. Так, после того как он посетил керженские леса, вышло "Светлое озеро". В очерках "Черный араб" и "Адам и Ева" отразились впечатления от посещения Средней Азии. Книга "Славны бубны" вышла после поездки в Крым.

Произведение "Черный араб" сам автор назвал "праздничным". Пришвин не был скован при его создании конкретным заданием редакции, поэтому смог превратить бытовой материал в восточную сказку, построив свое произведение на идее фантастического преображения путешественника и местности. Образ путешественника интересен: он выдавал себя за принявшего обет молчания человека. Книга эта очень музыкальна и живописна. Читатели были в восторге от нее, а М. Горький даже предложил издать трехтомное собрание сочинений Михаила Михайловича в "Знании".

Известность, сближение с модернистами

Имя Пришвина к началу Первой мировой войны стало в литературных кругах широко известно. Творчество этого писателя высоко ценили многие его современники, такие как И. Бунин, А. Блок, А. Ремизов, М. Горький, З. Гиппиус, В. Брюсов. Особенно сблизился Пришвин с писателями-модернистами. Он нашел поддержку и участие в их среде, печатался в их изданиях. Учителем своим он называл Ремизова. В модернистах привлекало Михаила Михайловича внимание к искусству, творчеству, а также высокая требовательность, предъявляемая к слову. Известно, что у Пришвина был замысел романа под названием "Начало века", он составил его план, сохранились в архиве отдельные "куски" и наброски. Замысел этот, к сожалению, осуществлен не был.

Отправка на передовую в качестве корреспондента

Писатель после начала Первой мировой войны отправился на передовую в качестве корреспондента газеты. Иллюзии его о том, что война эта может сблизить власть и народ, рассеялись быстро. Пришвин начинает протестовать против множества бесчисленных жертв, которые она принесла. Война является антигуманной - вот основная мысль всех его очерков и статей.

Пришвин входит в объединение "Скифы"

Писатель, как и основная часть передовой интеллигенции нашей страны в то время, Февральскую революцию горячо приветствовал. Он вошел вскоре в объединение "Скифы", к которому принадлежали такие писатели, как Е. Замятин, А. Ремизов, С. Есенин, А. Белый, В. Брюсов и другие, разделявшие взгляд на историю левых эсеров. Они ориентировались на русскую деревню, крестьянство, а не на пролетариат, а также пытались "соединить" с социализмом христианство.

Жизнь и творчество Пришвина в первые годы после Октября

Революция - это событие, затронувшее судьбы многих людей, в том числе и интересующего нас автора. Краткая летопись жизни и творчества М. М. Пришвина в первые годы после Октября следующая.

После революции Михаил Михайлович начал сотрудничать с печатными изданиями эсеров - газетами "Раннее утро", "Воля народа", "Дело народа" - до закрытия их как контрреволюционных.

В период с 1918 по 1919 год в Ельце он работает учителем русского языка, организатором краеведческого дела. В 1920-м уезжает из этого города с семьей на родину. В писатель работал директором школы и учителем. Он также организовал в бывшем имении Барышникова музей усадебного быта.

Период с 1922 по 1924 год отмечен следующими событиями. Михаил Михайлович переселяется со своей семьей под Москву, в Талдомский район. Здесь он работает над книгой под названием "Башмаки", а также начинает писать автобиографическое произведение "Кащеева цепь", о котором мы уже упоминали. Появляются новеллы о природе, охотничьи рассказы.

"Родники Берендея"

В 1925 году писатель переезжает в Переяславль-Залесский, занимается краеведческой работой. Выходит книга под названием "Родники Берендея" - одно из наиболее известных произведений, в котором в полной мере отразился мир природы в творчестве Михаила Пришвина. Книга рассказывает о людях, с которыми работал и жил писатель. В ней виден особый подход Пришвина к раскрытию тем природы и человека. Автор подчеркивает родство со всем миром людей, говоря, что все элементы природного мира вошли в человека. Во многом этот мир определяет и наши занятия, даже внешний облик. Деревья и животные - прообразы людей. Природа в лирических миниатюрах наделена характеристиками человеческого внутреннего мира. Не поняв философию природы Пришвина, невозможно глубоко прочитать написанные им произведения. Его отличает от других художников слова то, что с темой этой он связывает все главные вопросы, поднимаемые в книгах. Сущность бытия человека раскрывается через изображение природы.

1930-е годы в жизни и творчестве Пришвина

В 1931 году, весной, Пришвин отправляется в поездку по Уралу по заданию редакции журнала "Наши достижения", в которой в то время работал. А осенью этого же года - на Дальний Восток, где продолжились жизнь и творчество М. Пришвина.

Книга "Мой очерк" появляется в 1933 году с предисловием М. Горького. Очерки по материалам поездки на Север были написаны в это же время и названы "Отцы и дети". Повесть "Корень жизни" (другое название - "Женьшень") была опубликована в журнале "Красная новь" в этом же году. В этой книге современники увидели поэзию преобразования жизни с помощью творчества, что было созвучно в целом пафосу литературы советского времени. Однако, если большинство писателей-современников Пришвина рассказывали о коллективном труде (колхозах, фабриках, новостройках), Михаил Михайлович писал об организации заповедника оленей. Его герои - китаец и русский. В повести описывается их труд и жизнь, их взаимоотношения. Основная мысль - единство людей различных национальностей.

Пришвина упрекали в том, что он намеренно отошел от современной действительности, не изобразил в произведении историческую эпоху (в начале века происходит действие данной повести). Однако другое было важно писателю: высказать собственные мысли о творчестве. Поэма, написанная им, овеяна романтикой труда "благословенного", родственности между разными людьми, а также природой и человеком. Женьшень - это источник молодости и здоровья, корень жизни, но одновременно это и духовный источник, который помогает определить человеку жизненный путь. Впервые автором была соединена с собственной биографией история вымышленного человека, который во время русско-японской войны попал на Дальний Восток. Автобиографичен и один из важнейших мотивов произведения - чувство щемящей боли, которое пронизывает героя при воспоминании о его первой любви, а также обретенная радость, когда утраченное счастье находится в другой женщине. Все это отражает биография Пришвина Михаила, кратко описанная нами.

Продолжаем наш рассказ. В 1934 году еще рядом важных событий отмечены его жизнь и творчество. Пришвин М. М. отправляется для изучения автомобильного дела в Горький, а потом едет в северные леса. Впечатления от природы этих мест были отражены в очерках "Берендеева чаща", а также в сборнике для детей "Зверь бурундук".

В 1939 году писатель награжден был орденом "Знак почета", а в следующем году женился на В. Д. Лебедевой и провел лето в Московской области, в деревне Тяжино. Появляются произведения "Лесная капель", "Фацелия", а также цикл под названием "Дедушкин валенок".

Жизнь и творчество писателя в период Второй мировой войны

Во время Второй мировой, в августе 1941 года, писатель был эвакуирован из столицы в Ярославскую область, деревню Усолье. В 1942-м продолжается работа над третьей частью романа "Кащеева цепь". В 1943-м вышли в свет "Рассказы о ленинградских детях". В связи с 70-летием писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Летопись жизни и творчества М. М. Пришвина этого периода отмечена следующими дальнейшими событиями. Летом 1945 года он жил в Пушкине, под Москвой, где была создана "Кладовая солнца". Сборник "Золотой луг" появился в 1948 году.

В 1952 году писатель возобновляет работу над "Кащеевой цепью", третьей частью.

16 января 1954 года - дата, которая завершает его жизнь и творчество. Пришвин М. М. умер в Москве.

Оценки творчества и личности Пришвина

Михаил Михайлович - писатель своеобразный. Противоречивые оценки вызывали жизнь и творчество Пришвина у его современников. О нем много писал Бахтин, высоко ценили Пришвина Боков, Казаков, Кожинов. Резко отзывались о творчестве Михаила Михайловича Твардовский, Соколов-Микитов, Платонов. Однако писатель верил в любовь и понимание потомков, и сегодня читателей Пришвина действительно очень много.

Дневник Пришвина

Искренне радовался Михаил Михайлович, когда встречал в читателях понимание, говорил часто, что пишет для читателя-друга, который способен к сотворчеству. Часто навещали его в последние годы жизни и в Дудине, и в Москве такие почитатели его таланта, как С. Маршак В. Шишков, Вс. Иванов, К. Федин. Пришвин видел "своего читателя" в Паустовском, самом близком писателю по "духу творчества". Роднит их лиризм, любовь к природе, а также обостренное внимание к художественному слову. Восторженно отзывался К. Паустовский о дневнике, который вел в течение полувека М. М. Пришвин. Он считал, что двух-трех строчек из него хватило бы на целую книгу, если их расширить.

Многие писатели, как известно, вели дневники. Однако Пришвин считал работу над ним главным делом жизни. Опубликовать удалось часть записей, из которых родились "Незабудки", "Глаза земли", "Лесная капель", "Фацелия". Однако при жизни, а также долгое время после смерти не могла быть издана большая часть записей, поскольку они считались выражением идеологически неверных, ошибочных взглядов. В дневнике писатель негодовал, размышлял, фиксировал приметы времени, разговоры с людьми. Из записей можно много узнать об особенностях жизни нашей страны в первой половине 20-го века.

М. М. Пришвин сегодня

Своеобразие творчества М. М. Пришвина сейчас по достоинству оценено. Сегодня читателей у этого автора действительно очень много. О жизни и творчестве Михаила Михайловича Пришвина написано много. Быстро раскупаются выходящие издания книг Михаила Михайловича, его помнят и любят в родном Ельце, в Тюмени, где он учился, а также в Карелии, по которой много путешествовал, и в Дунине, где прошли последние годы жизни писателя.

Сегодня в учебную программу непременно включаются произведения такого писателя, как Пришвин. Жизнь и творчество (6 класс, школьная программа по литературе) изучается во всех школах нашей страны. Хотя часов на данную тему отведено не очень много. Рассматривается лишь краткая биография М. М. Пришвина. Для детей этого достаточно. Возможно, в более зрелом возрасте возникнет желание более подробно познакомиться с жизнью и творчеством столь интересного автора. Эта статья написана как раз для тех, кто хочет узнать подробности жизни и творчества Михаила Михайловича, о которых не рассказывают в средней школе.

Михаил Михайлович Пришвин - это один из великих русских писателей, которого на его литературные труды вдохновляла сама матушка-природа. Самое интересное заключалось в том, что всю информацию для повестей и рассказов он черпал из своих дневников, в которых описывал свои впечатления и наблюдения за природой и за жизнью в целом. Это он делал очень подробно и натуралистично. Причем дневники эти он привык вести с самого детства, к этому его приучил отец. Вот таким немного необычным способом развивался талант Пришвина к художественной литературе.

Краткий рассказ о жизни и творчестве Пришвина

Если рассказывать о его биографии, то он прожил очень длинную и удивительную жизнь, которая, как и у любого человека, была полна всякими событиями, хорошими и плохими.

Рассказ о жизни и творчестве Пришвина надо начать с описания самых важных дат и событий в его судьбе. Родился он 23 января 1873 года в Елецкого уезда в дедовском родовом имении Хрущево-Левшино. Его деда звали Дмитрий Иванович Пришвин, в то время он был очень богатым купцом.

Отец и мать

Отец, Михаил Дмитриевич Пришвин, унаследовал немало денег и имение Констандылово. Жил он по-барски, очень любил лошадей и скачки и был заводчиком орловских рысаков. Ему даже удавалось выигрывать призы на скачках. Он также любил разводить сады и цветы. Охота тоже была частью его жизни.

Но эта сказка закончилась очень быстро, когда он проиграл огромную сумму денег. Чтобы отдать свои долги, ему пришлось заложить имение и продать конный завод. После таких потрясений здоровье его пошатнулось, его разбил паралич, и вскоре он умер.

Однако мать писателя, Мария Ивановна, была женщиной прагматичной и сильной. Она происходила из старообрядческого рода Игнатовых. Оставшись без мужа с детьми, она все же смогла дать им достойное образование.

Школа и образование

Биография Пришвина указывает на то, что в 1882 году его отдали учиться в деревенскую школу для начального обучения. Через год его перевели в Елецкую гимназию в первый класс. Учеба ему давалась не так-то и легко. За 6 лет учебы он дважды оставался на второй год. А в четвертом классе из-за скандала с учителем географии В. В. Розановым (ставшим потом Михаила вообще исключили из гимназии.

В 1893 году Пришвин окончил Тюменское реальное училище, потом продолжил учебу в Рижском политехникуме. А с 1900 по 1902 год учился на агронома в и защитил диплом инженера-землеустроителя. Три года после он проработал агрономом и написал ряд статей и книг по агрономии.

Брак

Первой его женой была смоленская крестьянка Смогалева Ефросинья Павловна, в своих дневниках он упоминает ее как Павловну, или Фросю. У нее это уже был так как первого мужа убили в Гражданскую войну. От этого брака у нее был и сын Яков. Однако Пришвину она родила еще троих детей. Правда, первенец Михаил умер еще младенцем в 1918 году. Второй ребенок, Лев Михайлович, когда вырос, стал известным беллетристом, работавшим под псевдонимом Алпатов (такое название имело родовое имение в Ельце) и состоявший в литературной группе «Перевал». Третий сын, Петр, стал охотоведом и в 2009 году написал книгу мемуаров. Сама же Ефросинья Павловна прожила в мужем чуть более 30 лет, потом они развелись. В 67 лет он женился во второй раз. Скончался Пришвин в 1954 году, 16 января. Его похоронили в Москве на Введенском кладбище.

Характеристика Пришвина в творчестве

Каким бы гениальным ни был Пришвин, все же до 30 лет он вел больше подготовительную писательскую работу, словно набирался большего опыта, чтобы потом выразить всего себя в литературном художественном слове.

Рассказ о жизни и творчестве Пришвина достаточно увлекателен. Ведь он много путешествовал. Когда-то он впервые отправился в северную Карелию. Там, увлеченный местным фольклором, он пишет книгу «В краю непуганых птиц». В ней сразу почувствовалось, что тема народа, природы и России станут его основными темами в жизни и в творчестве. Все это очень дорого его душе, и поэтому он пишет об этом с огромной любовью и патриотизмом.

Начало творчества

Дальше Пришвин путешествует в Мурманский край, на Соловки и в Норвегию. Все его новые впечатления легли в основу замечательной книги «За волшебным колобком». У него появляется свой стиль, замешанный на строгом документализме, где присутствует сказочное начало и образно-поэтический стиль.

Творческая история Пришвина, а точнее, его дебют в русской литературе, пришелся в революционный период 1906 года. Тогда ему было сложнее всего пробиться на литературную арену, в рассвет «Серебряного века», да и творческая конкуренция была очень высокой. Самый первый рассказ Пришвина как писателя назывался «Сашок». Он был издан в 1906 году.

Рассказ о жизни и творчестве Пришвина можно продолжить очень интересным фактом, который заключался в том, что серьезной конкуренции в нем его коллеги не видели, для них он был простым очеркистом. Да, он входил в Императорское географическое общество, был фотографом и наблюдателем. Однако они даже не подозревали, что перед ними глубочайший мыслитель, который в своем дневнике опишет самые драматические периоды России.

Новый этап

Всю свою жизнь Пришвин много путешествовал и охотился. Это был живой и увлеченный человек, а не кабинетный писатель. В 1912 году он знакомится с Максимом Горьким и с его помощью выпускает свой трехтомник.

Потом вышла его книга «Мирская чаша», в которой отразились все мучительные волнения и переживания Пришвина в годы революции и гражданской войны.

В 20-х годах большой успех получила книга «Родники Берендея», куда вошли рыбацкие, охотничьи повести и рассказы о том, как стала постепенно налаживаться мирная жизнь людей. Книга также включила и довольно интересное, не связанное с природой описание. Пришвина интересовала послереволюционная Россия, где теплилась надежда на новое счастье. Здесь читатель вдруг узнает Пришвина еще лучше и глубже. Писатель становится популярным, его любят и признают. Чуть позже он напишет автобиографическое произведение «Кощеева цепь».

Объединение «Перевал»

Рассказ о жизни и творчестве Пришвина можно дополнить тем, что в середине 20-х писатель тесным образом связывает себя с литературным творческим объединением «Перевал». Здесь Пришвин ведет себя очень грамотно со своими коллегами и редакторами и тактично отвечает на критику.

Из очередной поездки на Дальний Восток он привозит свою новую повесть «Женьшень», написанную в традициях "настроенческой" бессюжетной прозы. В жуткие голодные 30-е годы писатель продолжает работать и нести свет читателям. В последние свои годы он занимается написанием куда вошла книга «Кладовая солнца».

Последние произведения Пришвина включили в себя роман «Осударева дорога» и повесть-сказку «Корабельная чаща». Нет смысла больше перечислять огромное количество произведений, написанных этим писателем. Но все они дороги читателю, потому что до сих пор дарят то необходимое тепло и свет, которые так нужны для воспитания нормальной здоровой личности.

Все-таки насколько далек был облик истинного Пришвина от того, который мы впитали едва ли не с молоком матери! Недалекий дедушка, которому одно счастье - охота да рыбалка, который ни во что глубоко не вникал, скользил по поверхности, потому и прожил более 80 лет. И лишь в последнее десятилетие, когда открылись новые архивы, когда нашлись неравнодушные люди, истинное значение Пришвина открывается по-настоящему. В сущности говоря, его восьмитомное собрание сочинений, изданное в советские времена, - далеко не полное.

Сам же он куда выше ставил свои Дневники, которые до сих пор не напечатаны в полном объеме. Они-то как раз и опровергают расхожее представление о Пришвине, как о небожителе, летописце природы, далеком от бурь века. Скорей всего, Пришвин умел казаться, а не быть, - когда это было необходимо. Прикидывался дурачком, юродивым, будучи человеком очень даже себе на уме. Дневники свидетельствуют именно об этом. Перед нами - трезвый аналитик, который полностью в курсе всего, что происходит в стране и в мире; рискующий давать собственные оценки всему происходящему - и не слишком заботящийся о том, что эти оценки будут сильно расходиться с официальными.

Биография Михаила Пришвина (1873 - 1954)

Середину жизни Пришвина прорезала . Таким образом, половина его долгой жизни прошла в царской России, другая половина - в Советской. Это обстоятельство определило драматургию его жизни и творчества. Он появился на свет в усадьбе под Ельцом. Места благословенные для русской литературы! Именно на этих землях появились на свет и Лев Толстой, и , и Бунин, и Андрей Платонов. Пришвин прожил жизнь долгую и счастливую, несмотря на то, что время, которое ему выпало, было трудным.

Довольно трудным было его детство. Он очень рано потерял отца. Мать осталась одна, однако сумела дать всем детям прекрасное образование. Михаил был отдан в местную гимназию. Там совпали три личности мирового уровня - Пришвин, и Розанов. Розанов был учителем. Между ним и Пришвиным произошло столкновение - столкновение двух самолюбий, ярких, неординарных характеров. Оно привело к тому, что Розанов данным ему правом изгнал ученика из гимназии. Пришвин, действительно, плохо учился, хулиганил, за что и удостоился «волчьего билета». Растерявшаяся мать отправила сына к брату, в Сибирь. Там Пришвин закончил образование. Потом учился в Риге. Там с ним произошло то, что происходило тогда со многими молодыми людьми в России, - он заразился марксизмом.

Целый год он провел в тюрьме за связь с революционерами-радикалами. После этого он некоторое время находился в ссылке, после чего матери удалось отправить его за границу. Пришвин рано избрал для себя позицию наблюдателя, а не участника. Себя он сравнивал с верстовым столбом, вокруг которого царит оживленное движение, а он стоит на месте. Конечно, в этом утверждении имеется известное лукавство - ведь работа ума не прекращалась ни на минуту. Февральскую революцию Пришвин принял, как и многие писатели-современники. К власти большевиков на первых порах отнесся резко отрицательно.

В годы писатель жил в деревне и воочию видел, что происходит с землей, с народом, со страной. Он начинает понимать, что большевики - это единственная сила, которая способна унять стихию народного разгула и бунта, что только ответными, очень жесткими карательными мерами можно привести страну в чувство. После возвращения страны к мирной жизни Пришвин окончательно укрепляется в мысли о том, что только через краеведение, народоведение и возможно обретение душевной гармонии, что только благодаря природе врачуются все сердечные раны. Пришвин был женат дважды. Духовной близости с первой супругой почти не было, их разрыв оказался лишь делом времени. В 67 лет он женился вторично.

Творчество Михаила Пришвина

К 30-ти годам Пришвин еще ничего не написал и не совершил, оставаясь своеобразным недорослем. Писателем он стал достаточно поздно. Вся его жизнь была своеобразной подготовкой к тому, чтобы как можно более полно выразить себя в слове. В возрасте Христа Пришвин отправился на Север, в Карелию, для того чтобы собирать фольклор. Оттуда он привез свою первую книгу - «В краю непуганых птиц». Уже там соединились все будущие пришвинские темы: тема народа, тема природы, тема России. Чувствуется по слогу, по стилю, насколько дорого автору всё то, что он описывает.

Пришвин развил успех этой книги, отправился еще дальше - на Соловки, в Мурманский край, в Норвегию. Впечатления, полученные от этой поездки, легли в основу второй книги - «За волшебным колобком». У Пришвина очень рано стали соединяться строгий документализм со сказочным началом, с образно-поэтическим видением мира. Таким образом, литературный дебют Пришвина пришелся на период между двумя русскими революциями - 1906-1907 гг. Пришвину приходилось сложно. В рассвете был «серебряный век» и как никогда высока творческая конкуренция.

Признанные мэтры относятся к Пришвину снисходительно. Для них он как бы и не совсем писатель - он очеркист, он член Императорского географического общества, он фотограф, он наблюдатель. Никто и не подозревает в нем глубочайшего мыслителя. Именно в это время Пришвин начинает вести дневник, отразивший все то, что происходило с Россией в самые драматические периоды ее истории. Пришвин много ездил, много путешествовал, много охотился. Он был абсолютно некабинетным писателем, человеком живым и увлеченным. В 1912 году состоялось знакомство Пришвина с Горьким и вышло трехтомное собрание сочинений Пришвина в курируемом Горьком издательстве «Знание».

Книга «Мирская чаша» отчасти отразила мучительные переживания Пришвина периода революции и гражданской войны. Огромный успех в 20-е гг. имела книга «Родники Берендея» - собрание охотничьих, рыбацких и прочих рассказов о том, как живет страна, как вновь налаживается мирная жизнь. Это книга о возможности счастья в послереволюционной России, книга-утешение, книга-надежда. Читатель по-настоящему узнал, принял и всем сердцем полюбил Пришвина. С тех пор эта связь не утрачивалась. Пришвин пишет автобиографическую книгу «Кощеева цепь».

Во второй половине 20-х гг. судьба Пришвина тесным образом связана с литературным объединением «Перевал». Пришвин очень грамотно себя ведет: отвечает на критику, но не зарывается, выстраивает отношения с редакторами журналов, с коллегами. Из поездки на дальний Восток Пришвин привозит повесть «Женьшень» - образец настроенческой, бессюжетной прозы. В страшные 30-е гг. Пришвин продолжает нести читателям свет. В последние годы жизни Пришвин пробует себя в качестве писателя для детей («Кладовая солнца»). Последними произведениями Пришвина стали роман «Осударева дорога» и повесть-сказка «Корабельная чаща».

  • Пришвин со смехом констатировал тот факт, что вот, дескать, он сам учился плохо, а теперь дети учатся русскому языку у него уже с первого класса.
  • В «Осударевой дороге» как бы заново переписана первая книга Пришвина - в связи со строительством Беломоро-Балтийского канала.

Михаи́л Миха́йлович При́швин ( -) - русский советский писатель, прозаик, публицист. В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой. Его жанр: рассказ, поэма, роман, дневник.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Пришвин родился в родовом имении Хрущёво-Лёвшино , которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

    Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урожденная Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин (1837-1873) [ ] после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и денежные средства, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

    Отец проигрался в карты, ему пришлось продать конный завод и заложить имение. Он умер, разбитый параличом. В романе «Кощеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

    Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества .

    В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками. В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца». В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

    Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

    Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

    Тем не менее, и по 8-томному изданию (1982-1986 гг.), где два тома целиком посвящены дневникам писателя, можно получить достаточное впечатление о напряженной духовной работе писателя, его честным мнениям о современной ему жизни, размышления о смерти, о том, что останется после него на земле, о вечной жизни. Интересны и его записи времен войны, когда немцы были под Москвой, там, порой, писатель доходит до полного отчаяния, и говорит в сердцах, что «быстрее бы уж, всё лучше чем эта неопределенность», он записывает ужасные слухи, которые разносят деревенские бабы. Все это есть в этом издании, несмотря на цензуру. Там же есть фразы, где М. М. Пришвин даже называет себя коммунистом по своему мировоззрению, и вполне искренне показывает, что вся его жизнь подвела его к этому пониманию высокого смысла коммунизма.

    Художник света

    Уже первую книгу - «В краю непуганых птиц» - Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата .

    В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство » . В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica .

    Пришвин писал: "Светопись, или как принято называть, фотография, тем отличается от больших искусств, что постоянно обрывает желанное, как невозможное и оставляет скромный намек на сложный, оставшийся в душе художника план, и ещё, самое главное, некоторую надежду на то, что когда-нибудь сама жизнь в своих изначальных истоках прекрасного будет «сфотографирована» и достанется всем «мои видения реального мира ».

    Писатель довёл до автоматизма все приёмы моментальной съёмки, записанные для памяти в дневнике:

    надеть пенсне на шнурке - выдвинуть объектив - установить глубину резкости и выдержку («скорост ь») - настроить фокус «движением безымянного пальца » - взвести - сбросить пенсне и нажать спуск - надеть пенсне - записать условия съёмки и т. д.

    Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать », называл себя «художником света » и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро ». Работая над циклами «фотозаписей » «Паутинки », «Капли », «Почки », «Весна света » он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит ».

    Писатель не ограничивался съёмками на природе. В 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры .

    В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой », в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post , в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность… » Разрешение было дано и 1 января 1931 года желанная камера с многочисленными принадлежностями была у Пришвина.

    Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино - всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

    Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком ».

    Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.

    Семья

    Первым браком был женат на смоленской крестьянке Ефросинье Павловне (1883-1953, урождённая Бадыкина, в первом браке - Смогалёва). В дневниках Пришвин часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей (умер младенцем в 1905 году), Лев (1906-1957) - популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов, участник литературной группы «Перевал », и Пётр (1909-1987) - охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения - в 2009 году).

    В 1940 году М. М. Пришвин женился во второй раз. Его супругой стала Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке - Лебедева (1899-1979). После смерти писателя она работала с его архивами, написала о нём несколько книг , много лет возглавляла музей Пришвина .

    Награды

    • Библиография

      • Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-4. М.: Гослитиздат, 1935-1939
      • Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-3. СПб.: Знание, 1912-1914
      • Пришвин М. М. Избранные произведения в двух томах. М.: Гослитиздат, 1951-1952
      • Пришвин М. М. Колобок: [По крайнему северу России и Норвегии] / Рисунки А. Могилевского . - М. : Л. Д. Френкель, 1923. - 256 с.
      • Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Художественная литература, 1982-1986.

      Экранизации

      • - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)
      • - «Ветер странствий »

      Примечания

      1. Печко Л. П. Пришвин М. // Краткая литературная энциклопедия - М. : Советская энциклопедия , 1962. - Т. 9. - С. 23–25.

    Родился Михаил 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл (после чего умер от паралича). Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование.

    Образование

    Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте.

    В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму. После выхода из тюрьмы поехал за границу.
    С 1900 по 1902 год Пришвин учился в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома.

    Творчество писателя

    Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.

    В краткой биографии Пришвина важно отметить, что в 1906 году впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя.

    В 1930-х годах писатель совершил путешествие на Дальний Восток. Следующими книгами Пришвина были: «Дорогие звери» и написанная на ее основе повесть «Жень-шень»(1933), «Календарь природы» (1935), роман «Кащеева цепь» и многие другие. Также высоко ценятся его «Дневники» (1905-1954).

    «Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.

    Смерть и наследие

    Писателю был установлен бронзовый памятник в г. Сергиев Посад в 2014 году, а в 2015 году он был торжественно открыт в день его рождения.

    Именем писателя был назван, открытый в 1982, году астероид №9539.