Маргарет Митчелл: биография и интересные факты. Трагедия Маргарет Митчелл: унесённая ветром успеха

«Я забыл многое, Цинара… аромат роз унес ветер», – этот мотив из стихотворения Доусона перекочевал в название одного из самых известных произведений ХХ века – романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».

«Книга века», как определяется роман в «Литературной истории США», очень быстро стала бестселлером. «Унесенные ветром» уступили первое место по популярности Библии, но второе заняли прочно. По некоторым данным, популярность романа Митчелл в 2014 году в США превосходила популярность поттерианы.

Какой же была биография Маргарет Митчелл? Писательница, автор романа, ставшего культовым, казалось, жила вполне стандартной жизнью. В чем же секрет этой истории успеха?

Жизненный путь и начало карьеры

Маргарет родилась в семье адвоката Юджина Митчелла 8 ноября, на рубеже веков – в 1900 году, в штате Джорджия. Южанин Митчелл, потомок шотландцев, был известным юристом в Атланте и состоял в историческом обществе. Маргарет и её брат Стефен росли в атмосфере интереса и уважения к прошлому, которое оживало в рассказах о событиях, захлестнувших Юг во время гражданской войны.

Уже в школе Маргарет писала пьесы для школьного театра, сочиняла приключенческие истории. Маргарет посещала Вашингтонскую семинарию, престижную филармонию в Атланте, где основала драматический клуб и стала его руководителем. Была редактором «Фактов и фантазий» – ежегодника средней школы, к тому же девушка заслужила пост президента Вашингтонского литературного общества.

Летом 1918 года на танцах Митчелл встретилась с Генри Клиффордом, видным двадцатидвухлетним ньюйоркцем. Их отношениям помешала смерть Генри на полях сражений в октябре 1918-го во Франции.

В сентябре 1918 года Митчелл поступила в Колледж Смит в Нортгемптоне, штат Массачусетс. Именно там появился её псевдоним – Пегги. Она увлеклась идеями , его философией. Но вскоре произошла трагедия: в январе 1919-го от гриппа скончалась мать Маргарет.

После этого она вернулась в Атланту и вскоре встретила Берриена Апшоу. За него она вышла замуж в 1922 году. Однако этот брак не принес большого счастья будущей писательнице. Через четыре месяца после свадебной церемонии Апшоу отправился на Средний Запад и не вернулся.

Вскоре после расторжения первого брака Митчелл заключила новый, в 1925 году. Её второго мужа звали Джон Марш, он работал в железнодорожной компании, в отделе рекламы. Пара обосновалась в маленькой квартирке, которую они называли «the Dump» («свалка»).

В 1922 году Маргарет получила работу в журнале “Atlanta Journal Sunday Magazine”, для которого написала около 130 статей, была корректором и обозревателем. Она специализировалась на исторических очерках, используя свой псевдоним, придуманный еще в колледже.

Главное творение

Митчелл начала работу над принесшим ей всемирную славу романом в 1926 году, когда сломала лодыжку и прекратила писать в журнал. Работа над романом велась вразброд: первой, по легенде, появилась последняя глава. Она писала роман о гражданской войне и восстановлении Юга, оценивая все события с точки зрения южанина.

Сама Митчелл кратко охарактеризовала свое произведение как «роман-выживание». При этом на вопросы о том, имеют ли персонажи какие-то прототипы в реальности, автор отвечала отрицательно.

Годы жизни Митчелл прошли под знаком движения суфражисток, демократизации нравов, великой депрессии и развития беспрецедентного, принципиально нового учения – психоанализа. Все это не могло не наложить своего отпечатка на главную героиню романа, которая получилась, пожалуй, для тех времен слишком амбициозной и целеустремленной. Митчелл подчеркивала нелепость ситуации, в которой не такая уж положительная героиня стала вдруг символом Америки.

К написанию романа бывшая журналистка подходила, по-видимому, серьезно, ибо только через десять лет он попал к издателям. Первая глава, по различным источникам, имела 60 вариантов! Имя главной героини определилось в последний момент: Скарлетт обрела его, когда Митчелл уже готовилась сдать рукопись в издательство, а сначала героиню звали Панси.

Писательница видела особую важность в исторической точности. В 1937 году Маргарет, отвечая читателю, написала, что она «читала тысячи книг, документов, писем, дневников и старых газет». Митчелл сама проводила официальные и неофициальные интервью с людьми, которые участвовали в гражданской войне.

В конце концов для издательства Макмиллана открылась золотая жила – в 1936 году вышла из печати книга «Унесенные ветром». Маргарет Митчелл уже через год получила Пулитцеровскую премию за роман. Почти с первых дней произведение Митчелл захватило внимание публики (было куплено более миллиона экземпляров в течение первого полугодия). Права на экранизацию были проданы еще в те времена за 50 000 долларов.

В наше время этот литературный шедевр не сдает позиций: ежегодные продажи романа – четверть миллиона экземпляров, он переведен на двадцать семь языков, выдержал 70 изданий в США. Через три года после публикации романа был снят оскароносный (получивший восемь «Оскаров») фильм, ставший не менее популярным, чем книга. Кларк Гейбл и Вивьен Ли безоговорочно завоевали сердца тех, кто предпочитал просмотр фильмов чтению.

Все книги Митчелл, кроме «Унесенных ветром», были уничтожены, согласно ее воле. Полный список ее произведений теперь вряд ли возможно узнать, но известно, что среди навсегда потерянных творений Митчелл была новелла в готическом стиле, написанная еще до «Унесенных».

Никакие другие романы не публиковались под именем Митчелл. Писательница посвятила жизнь своему единственному литературному детищу. Она занималась защитой авторских прав на «Унесенных» за границей. Кроме того, Митчелл лично отвечала на письма, которые приходили ей по поводу нашумевшего романа.

Вскоре началась Вторая мировая война, и Маргарет много времени и сил отдавала работе в американском Красном Кресте.

Трагическая случайность в 1949 году оборвала жизнь выдающейся писательницы. Маргарет и её муж отправились в кинотеатр, но по дороге их сбил автомобиль, потерявший управление.

Факты

  • Митчелл сложно назвать удачливым человеком: три автомобильных аварии, два падения с лошади, загоревшаяся прямо на ней одежда (как результат – сильные ожоги), сотрясение мозга.
  • Маргарет отнюдь нельзя было назвать пай-девочкой: она была остра на язык и любила собирать «французские открытки».
  • Автор «Унесенных ветром» выкуривала три пачки сигарет в день.
  • Кажется, писательница начала писать роман от скуки: по крайней мере о своей книге она отзывалась как о «гнилой» и утверждала, что ненавидит процесс письма.
  • Смерть настигла ее 16 августа 1949 года – за два года до ее 50-летия и через пять дней после автокатастрофы на Пичтри-стрит в центре Атланты.

Маргарет Манерлин Митчелл прожила насыщенную жизнь, но, безусловно, слишком короткую для столь незаурядного человека – ей удалось написать роман, на протяжении десятилетий неизменно занимающий позицию одной из самых популярных книг в мире.

Столь большие успехи у публики сложно объяснить, потому что большинство критиков неодобрительно отнеслось к «Унесенным ветром», и до сих пор отношение к произведению Митчелл неоднозначное. Но все в итоге всегда решают читатели, и приз зрительских симпатий безоговорочно принадлежит Маргарет Митчелл: написав лишь одну книгу, она вошла в историю. Автор: Екатерина Волкова

Маргарет Маннерлин Митчелл - американская писательница, журналистка, обладательница Пулитцеровской премии. Она родилась восьмого (по некоторым источникам, это произошло девятого числа) ноября 1900 года в Атланте. За свою жизнь успела написать немного произведений, но одно из них стало мировым бестселлером, и не теряет популярности даже в современном мире. Разумеется, речь идёт о книге «Унесённые ветром».

Семья, юность и обучение писательницы

Родилась девушка в обеспеченной семье. По отцовской линии она происходит родом от ирландцев. Мать будущей писательницы, француженка Мария Изабелла, была известной активисткой. Она занималась разными видами благотворительности и участвовала в акциях суфражисток, тем самым женщина подавала дочери прекрасный пример воспитания.

В прессе Марию часто называли Май Белль. Она вышла замуж за адвоката Юджина Митчелла, который и был отцом Маргарет. Также в семье родился сын, которого назвали Стивенсом.

Ещё в школе девушка любила литературу. Она участвовала в написании сценариев для школьного театра, предпочитала тематику экзотических стран. Первые рассказы писательница написала в возрасте девяти лет. Также Маргарет увлекалась танцами и занималась верховой ездой. Её любимой одеждой были брюки, ведь они позволяли с комфортом передвигаться, перелезать через заборы и кататься на лошади.

Обучение в школе не вызывало восторга у Митчелл, она терпеть не могла математику. Но мать смогла найти подход, и убедить девочку в необходимости образования. Тем не менее, бунтарский дух школьницы проявлялся во всём. Она не любила классические произведения, предпочитая уделять время чтению любовных романов.

В 1918 году писательница становится студенткой женского Смитского колледжа. Но незадолго после начала учёбы её мать умирает, поэтому Пегги приходится вернуться, и взять на себя управление хозяйством. Однажды в своём дневнике она посетовала на то, что родилась девушкой. В противном случае ей хотелось бы обучаться в военном училище. Поскольку женщинам был закрыт путь в подобные профессии, Митчелл решает стать журналисткой.

Несмотря на то, что журналистика также считалась исключительно мужским занятием в течение длительного времени, талантливой писательнице удалось перебороть этот стереотип. Она несколько лет провела на должности репортёра местной газеты. Более того, в одном издании она напечатала «Манифест феминисток», снабдив статью своей фотографией в ковбойских сапогах, мужской одежде и шляпе. Семья не понимала свободный нрав девушки, поэтому снимок вызвал множество разногласий с пожилыми родственниками.

Семья и личная жизнь

Первым избранником писательницы стал юный офицер Клиффорд Генри. Они познакомились ещё в 1914 году, дело шло к браку, но потом его призвали. К сожалению, жених скончался на войне во Франции в 1918 году. Ещё много лет после трагедии девушки отправляла цветы его матери.

Со следующим кандидатом в мужья Пегги познакомилась в 1921 году в одной известной чайной. Там собирались журналисты, писатели и студенты. Джон Марш был на пять лет старше девушки, он создавал полностью благоприятное впечатление. Сдержанный и воспитанный парень быстро влюбился в умную девушку с отличным чувством юмора. Сразу после окончания учёбы в Кентукки Марш переехал поближе к Маргарет, но она поняла, что ещё не готова связать себя узами брака. Ей хотелось почувствовать более сильные чувства, журналистка не была удовлетворена своей жизнью на тот момент.

В течение некоторого времени они с Джоном продолжали отношения, познакомили между собой родителей и друзей, все вокруг были уверены в будущей свадьбе. Но внезапно девушка меняет своё решение, и заключает брак с поставщиком нелегального алкоголя Барриеном Апшоу. У алтаря Маргарет появляется с букетом красных роз, в очередной раз шокировав чопорное общество.

Увы, муж не оправдал ожиданий. Он избивал девушку, устраивал постоянные скандалы и истерики, а затем начал изменять. Митчелл взяла ситуацию в свои руки, и потребовала развода. В то время это также считалось невероятно дерзким заявлением, поэтому Апшоу сопротивлялся до последнего. Он угрожал писательнице, вследствие чего до самой его смерти она спала с пистолетом под подушкой. Муж погиб в 1925 году.

В 1924 Маргарет удалось наконец-то получить развод, и даже вернуть девичью фамилию. Через год после этого она выходит замуж за упомянутого выше Джона. Он проявил себя отлично, помогая девушке справиться с депрессиями. Благодаря ему Пегги снова начала работать, она поняла, что по-своему любит Марша. Незадолго после заключения брака Джон получил повышение, а Митчелл уволилась из-за травмы ноги.

Секрет их взаимоотношений заключался частично в том, что муж делал всё для благополучия своей женщины. Он мог отложить на второй план собственные потребности, пожертвовав прихотями ради благополучия любимой. Муж был терпеливым редактором, помогал в поиске дополнительной информации для романа, и всячески поддерживал Пегги морально.

Один из друзей сообщал, что единственного романа Маргарет, который стал впоследствии бестселлером, могло бы и не быть без Джона. Именно ему Митчелл посвятила свою книгу, подписав мужа как «»Дж.Р.М.». Во время презентации романа мужчину спросили, гордится ли он женой, на что Джон ответил, что начал ею гордиться задолго до написания бестселлера. Детей у супругов не было.

Мировой бестселлер

Неуёмной девушке было скучно сидеть дома в качестве домохозяйки, поэтому она снова начала хандрить. Однажды муж принёс ей печатную машинку, пошутив на тему того, что она скоро прочтёт все книги, и ничего не останется. Постепенно Пегги увлеклась написанием романа, впоследствии названного «Унесённые ветром». Творческий процесс продолжался почти десять лет, с 1926 по 1936 год. Началось всё с написания ключевой фразы финальной главы. Имя главной героини было придумано экспромтом, в этот момент Маргарет находилась уже в издательстве, печатавшем книгу.

Процесс написания романа шёл не всегда гладко. Иногда девушка печатала главы одну за другой, а потом неделями не занималась текстом. Она прохладно относилась к собственному творчеству, не считая его чем-то особенным. Долгое время Маргарет не показывала книгу даже мужу, поскольку ей казалось, что это всё чепуха.

Книга увидела свет в июне 1936 года, уже через год после этого Митчелл получила Пулитцеровскую премию. Она сама занималась рекламной кампанией вокруг романа, устанавливала права и отчисления, полностью контролируя продажи и переводы. Писательница дала согласие на съёмку фильма по мотивам её романа, но отказалась снимать кино о собственном творческом пути. Женщина проигнорировала приглашение на премьеру экранизации книги, не пришла она и на бал в честь этого события.

Критики восприняли роман Митчелл далеко не так восхищённо, как многочисленные читатели. Её обвиняли в плагиате, считали текст непрофессиональным, несерьёзным и некачественным. Больше всего Пегги задевали обвинения в воровстве, поэтому она завещала сохранить все доказательства собственного авторства. Женщина не понимала всеобщего восторга от персонажа Скарлетт, поскольку считала её «далеко не восхитительной» женщиной, иногда даже называла свою героиню проституткой. Но со временем Маргарет стала более лояльно относиться к собственному созданию.

Поклонники умоляли её написать хотя бы ещё одну книгу, но писательница так и не сделала этого до конца своих дней. Она занималась благотворительностью, жертвовала деньги на нужды армии, и была волонтёром Красного креста.

Смерть Маргарет

Скончалась Пегги 11 августа 1949 года. Это произошло по дороге в кино, куда они направлялись вместе с мужем. Пьяный водитель, ранее работавший в такси, сбил женщину, после чего она попала в больницу. Там Маргарет провела пять дней, а затем погибла, так и не придя в сознание. Похоронена женщина была на Оклендском кладбище в Атланте. Муж скончался через три года после её смерти.

Американская писательница, журналистка, автор романа «Унесенные ветром », получившая за него Пулитцеровскую и Национальную книжную премии. Фильм 1939 года «Унесенные ветром » по ее роману с Вивьен Ли / Vivien Leigh и Кларком Гейблом / Clark Gable получил 8 премий «Оскар».

Маргарет Маннерлин Митчелл / Margaret Munnerlyn Mitchell родилась в Атланте 8 ноября 1900 года в обеспеченной семье потомков ирландских и шотландских эмигрантов. Ее отец Юджин Мьюз Митчелл / Eugene Muse Mitchell был адвокатом, ее мать Мэри Изабель Стивенс / Mary Isabel Stephens вела домашнее хозяйство и участвовала в движении суфражисток.

Первый ребенок Митчеллов умер в младенчестве в 1894, спустя два года появился на свет старший брат Маргарет Алексанр Стивенс Митчелл / Alexander Stephens Mitchell. Дед Маргарет Расселл Кроуфорд Митчелл / Russell Crawford Mitchell сражался в Гражданской войне на стороне Юга и был серьезно ранен. Позднее он сколотил состояние, поставляя в Атланту пиломатериалы.

Маргарет начала писать рассказы еще в детском возрасте, сначала о животных, затем сказки и приключенческие истории. В возрасте 15 лет Маргарет Митчелл написала свой первый роман Lost Laysen.

Долгое время рукопись считалась утерянной, однако она сохранилась у друга писательницы и была обнаружена в 1994 году. В 1996 роман был опубликован и стал бестселлером.

С 1914 года Маргарет Митчелл училась в престижной частной школе-семинарии для девочек. Она активно участвовала в драматическом кружке, выступая в школьных спектаклях, и в литературном клубе. Два ее рассказа были опубликованы в школьном ежегодном сборнике.

По настоянию матери Маргарет поступила в Колледж Смита в Массачесеттсе, где, как считала Мэри, мальчиков и девочек обучали на равных. Однако Маргарет проучилась в колледже всего год. В январе 1919 года ее мать скончалась от «испанки» - за день до приезда Маргарет. Та была вынуждена бросить учебу и вернуться домой к отцу, чтобы вести хозяйство.

Личная жизнь Маргарет Митчелл / Margaret Mitchell

В июне 1918 Маргарет влюбилась в выпускника Гарварда Клиффорда Уэста Генри / Clifford West Henry. Перед тем, как отправиться на фронт, молодой лейтенант сделал Маргарет предложение, и она его приняла. Клиффорд погиб на войне в октябре того же года. Эта трагедия оставила глубокий след в душе Маргарет, которая еще много лет отправляла матери Клиффорда цветы в день его рождения.

Вернувшись в Атланту, в 1920 году Маргарет дебютировала в высшем свете Атланты, вызвав фурор. По сообщениям колонки светских новостей у нее было больше кавалеров, чем у любой другой девушки в городе. К апрелю 1922 Маргарет Митчелл встречалась одновременно с двумя поклонниками: Берриеном Апшоу / Berrien Upshaw и его приятелем, редактором новостного агентства Associated Press Джоном Маршем / John R. Marsh из Кентукки. Апшоу зарабатывал нелегальными поставками спиртного, поэтому семья не одобрила выбор Маргарет, в сентябре 1922 года решившей выйти за него замуж. Шафером на свадьбе был Марш.

Молодожены поселились в доме Митчеллов, но прожили вместе лишь до декабря. Выбор Маргарет оказался неудачным: муж пил и поднимал на нее руку. В декабре он уехал, их развод был оформлен в 1924 году.

Летом 1925 года Маргарет Митчелл вышла замуж за Джона Марша, с которым она провела остаток своей жизни.

В 1922 году Митчелл устроилась на работу в Воскресный журнал Атланты, для которого писала репортажи, очерки и делала интервью, в том числе со звездой Голливуда Рудольфом Валентино . Однако ее карьера журналиста продолжалась недолго. В 1926 Маргарет травмировала в результате аварии лодыжку, которая постоянно ее беспокоила. Маргарет решила посвятить все свое время мужу.

Болея, Маргарет постоянно читала книги, пока муж не предложил ей самой что-нибудь написать. В 1926 году он купил ей пишущую машинку, и Маргарет решила написать роман, действие которого происходит в 1861 - 1873 годах. Работая над книгой, Маргарет опиралась на воспоминания своих родных, прежде всего бабушки, о той эпохе.

В первоначальном варианте главную героиню звали не Скарлетт, а Пэнси О"Хара.

В 1935 году редактор издательства Macmillan Publishers уговорил миссис Марш дать ему прочитать свой роман. Он сразу же предложил опубликовать книгу. Но Маргарет еще полгода редактировала роман, переписывала некоторые части и выверяла исторические даты. Ее муж также участвовал в редактуре романа.

Книга была опубликована в 1936 году и стала бестселлером. Несмотря на просьбы поклонников романа, писательница так и не написала продолжение. «Унесенные ветром » - ее единственное крупное произведение, опубликованное при ее жизни.

В 1937 году Маргарет Митчелл получила Пулитцеровскую премию.

В дальнейшем Маргарет занималась вопросами перевода и публикации книги в других странах. Во время Второй мировой войны она была волонтером Красного креста и делала крупные пожертвования американской армии. Детей у супругов Марш не было.

Смерть Маргарет Митчелл / Margaret Mitchell

Маргарет Митчелл сбил пьяный водитель, когда она шла с мужем вечером в кино. Не приходя в сознание, она скончалась спустя пять дней - 16 августа 1949 года.

Родилась 9 ноября 1900 года в Атланте, штат Джорджия, в семье адвоката Юджина Митчелла и Марии Изабеллы, часто упоминаемой, как Май Белль, одной из первых леди Атланты, участницей всевозможных благотворительных обществ и активной суфражисткой - приверженкой ранней разновидности феминизма. Именно мать стала прототипом образа настоящей леди, именно она дала представление о тех качествах, которыми должны обладать настоящая женщина того времени.
Начав учёбу, Маргарет сначала посещает Вашингтонскую Семинарию, затем в 1918 году поступает в престижный женский Смитский колледж (штат Массачусетс). Она возвращается в Атланту, чтобы взять управление над хозяйством на себя, после смерти матери от великой испанской пандемии гриппа в 1918.
В 1921 году Пегги (так звали Маргарет все близкие ей люди) познакомилась в Атланте, в чайной «Заячья нора», где собирались начинающие писатели, студенты, журналисты, с молодым человеком по имени Джон Марш. Мужчина, которому исполнилось к тому времени 26 лет, был настроен весьма серьёзно, да и характер его располагал к этому. Сдержанный, внутренне очень дисциплинированный, с невероятно развитым чувством ответственности, Джон как нельзя лучше подходил на роль мужа. К тому же «красотка с Юга» быстро завоевала его сердце. Девушка была не только привлекательна внешне, но обладала прекрасным даром рассказчика, искромётным остроумием и мечтала о журналистике.
Окончив университет в Кентукки, Джон перебрался в Атланту, чтобы быть поближе к Пегги. Но сумасбродной красавице такая быстрая победа казалась пресноватой, да и от внимания других поклонников отказываться не было желания. «Я хотела бы полюбить мужчину, — писала юная Маргарет, — и чтобы он любил меня больше всех других женщин. Я хочу выйти замуж, помогать мужу, растить здоровых детей. Но беда в том, что я не умею любить достаточно сильно…» Не бог весть какие высокие запросы для девушки — кому ума не доставало отдаться всецело семье и потомству, но у Маргарет сквозь пуританскую покорность судьбе проглядывает этакий «зубастый дьяволёнок», так хорошо знакомый читателю «Унесённых ветром».


Друзья были убеждены, что Джон и Пегги поженятся. Действительно, уже будущая невеста понравилась матери жениха, уже Маргарет читает по вечерам Джону свои рассказы, уже делится с ним заветными мечтами, уже… И тут происходит то, что привело в изумление всех, знавших их отношения. Пегги 2 сентября 1922 года выходит замуж за Реда Апшоу — неудачника, алкоголика, человека никчёмного, неспособного содержать семью, недалёкого и скучного (в этом же году начинает работу журналистки, становясь ведущим репортёром газеты Атланта Джорнал). Эксперименты на себе не всегда кончаются удачно Совместная жизнь с Апшоу становится сущим адом: Пегги приходится терпеть оскорбления, унижения и даже побои, что приводит её к тяжёлой депрессии. Неизвестно, что бы с ней сталось, если бы не верность и неизменная поддержка Джона. Он самоотверженно заглушил ревность, отбросил мелкие обиды для спасения любимой и помог ей прежде всего состояться как личности. Это с помощью Джона Маргарет начинает публиковаться в местном журнале, берет интервью (одно из самых удачных — у Рудольфо Валентино), учится облекать мысли в слова.
Сила настоящей любви открывается для Маргарет в преданности Джона. Эксцентрика и неординарность оказались хороши разве что для дешёвых «повестушек», а в жизни ничего не ценится так высоко, как истинное понимание и прощение. «Могу только сказать, — писала Маргарет матери Джона, — что я искренне люблю Джона, верного и сильного друга, которому я безгранично доверяю, и нежного, внимательного возлюбленного».
Наконец Маргарет развелась с Редом, и в 1925 году вышла замуж за Джона Марша. Постоянное напряжение и нервный стресс, сопутствовавший драматическим отношениям с возлюбленной, привели Джона к тяжёлой болезни. Её приступы — внезапная потеря сознания — мучили его на протяжении всей жизни, из за чего он вынужден был отказаться от вождения автомобиля. Легкомысленность поступков не прошла даром и для самой Маргарет. На память об ошибках молодости у неё остались сильные головные боли, неприятности с глазами и приступы жесточайшей депрессии. Однако причинённые обиды не омрачили совместного существования, наоборот, наши герои чувствовали себя бесконечно счастливыми, обретя, наконец, друг друга. Первые годы супружества — безденежные и беззаботные — сопровождались весёлыми дружескими пирушками, вечерами в кинематографе, недалёкими путешествиями и музыкой Дюка Эллингтона. Всё было пронизано безоблачной радостью, лёгкостью отношения к жизни, антивикторианской жизнелюбивой моралью. Потом пришло нечто большее, неразрывное, превосходящее страсть и бурные порывы. «По природе своей мы во многом не совпадаем, — писал годы спустя Марш, — потому можно удивляться, как нам удалось справиться друг с другом, ведь, как это ни странно, мы успешно ладим вот уже много лет. Возможно, секрет в том, что она прощает мне мои качества, а я ей — её».
Но возможно, секрет их счастливого супружества был ещё проще — Джон всегда думал не о собственном самоутверждении, а прежде всего о том, чтобы помочь жене реализоваться, найти себя. Для него она была не собственной, хоть и драгоценной, вещью, а человеком, имевшим право на духовные радости. Это Джон убедил Маргарет после очередной депрессии взяться за дело, в котором жена может забыться, которое может её увлечь. Пегги выросла в атмосфере рассказов о гражданской войне, она досконально знала историю родной страны, и обидно было и дальше хранить эти знания «мёртвым капиталом». Маргарет начинала писать не для публики, не для успеха, а чтобы выжить, чтобы обрести внутреннее равновесие, понять саму себя.
Поворотным моментом в творческой судьбе Маргарет Митчелл можно считать её разговор с Джоном осенью 1926 года, после которого он подарил ей пишущую машинку «Ремингтон», шутливо поздравив её с началом карьеры. И теперь вся жизнь нашей героини закрутилась вокруг этого стрекочущего аппарата. История о войне Севера и Юга становится ядром их совместного существования, их единственным детищем, их Ноевым ковчегом. Участие Джона в создании романа трудно переоценить: он хотел любить и быть любимым, в результате — придумал идею, прославившую его «Галатею».
Каждый вечер, возвращаясь с работы (Джон служил до конца жизни в «Электрокомпании» в отделе рекламы), муж садился читать страницы, написанные за день Пегги. Далеко за полночь обсуждались новые повороты сюжета, вносились поправки, дорабатывались трудные куски романа. Джон оказался блестящим редактором и деликатным советчиком — он не только помогал жене оттачивать писательское мастерство, но и искал нужную литературу, придирчиво занимался каждой деталью быта, костюма, описываемой эпохи.
В основном роман был написан к концу 1932 года, но дорабатывался до 1935 го. Казалось, игра, затеянная Джоном, успешно пришла к победному концу, однако произведённое на свет детище проявило строптивость и захотело освободиться от родительских пелёнок. Редактор американского отделения английского «Макмиллана» профессиональным чутьём уловил незаурядность замысла и убедил Митчелл в необходимости опубликовать её произведение.
После заключения договора супружеская чета поняла, за какое нешуточное дело взялась. Одно дело тешить друг друга по вечерам придуманной историей, другое — подготовить роман к публикации. Работа писалась не в строгой последовательности, с огромным количеством вариантов (одних только первых глав у Митчелл было шестьдесят). А какими напряжёнными были поиски названия! Чего только не предлагалось! Наконец, Маргарет остановилась на «Унесённых ветром» — строке из стихотворения Эрнста Доусона.
Мало сказать, что роман стал событием в американской литературе: в 1936 году он получил самую престижную с США Пулитцеровскую премию. Главное, Митчелл сумела воссоздать «американскую мечту», она подарила отечественному читателю некий образец поведения, некий символ «настоящего гражданина». Её героев можно сравнить с мифологическими персонажами древних легенд — именно такой смысл имели для американцев образы «Унесённых ветром». Мужчины воспитывали в себе предприимчивость и демократичный индивидуализм Рэтта. Женщины подражали одежде и причёске Скарлетт. Гибкая американская промышленность оперативно отреагировала на популярность книги: в продаже появились платья, шляпы, перчатки «в стиле» Скарлетт. Известный кинопродюсер Дэвид Селзник в поте лица четыре года трудился над сценарием фильма «Унесённые ветром».
Премьера, состоявшаяся в Атланте — городе, в котором Митчелл провела большую часть своей жизни — 15 декабря 1939 года стала небывалым триумфом и фильма, и романа, и его автора. На вопрос: «Ну как, гордитесь вы женой, Джон?» — Марш ответил: «Я гордился ею уже задолго до того, как она написала книгу».
Испытание славой обрушилось на Митчелл неожиданно, и она не выдержала бы его, не будь с ней рядом верного друга. В одночасье Маргарет стала невероятно популярной: её приглашают на лекции, берут интервью, мучают фотографы. «Долгие годы мы с Джоном жили тихой, уединённой жизнью, которая была нам так по душе. И вот теперь мы оказались на виду…» Муж взял на себя часть тяжёлого бремени: он всячески старался оградить Маргарет от докучливых посетителей, помогал с перепиской, вёл переговоры с издательствами, наживал финансовые дела.
На один из часто задаваемых вопросов о том, не списала ли она главную героиню с себя, Маргарет резко отвечала: «Скарлетт - проститутка, я - нет!». И поясняла: «Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего… я нахожу нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно для морального и умственного состояния нации - если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом». Со временем, видя нарастающий энтузиазм, писательница постепенно потеплела к своему созданию…
Оглядываясь на историю создания этой уникальной книги, можно с полным правом сказать, что перед нами редчайший пример, когда мужчина отдал приоритет личностного утверждения в семье женщине, когда он создал идеальные условия для успеха супруге ценой собственной карьеры и… не просчитался.

16 августа 1949 года погибла, попав под машину. Джон пережил её на три года. Один из журналистов, друг семьи, сказал: «"Унесённые ветром" могли быть и не написаны, если бы не постоянная поддержка со стороны того, кому посвящён роман: „Дж.Р.М.“. Это самое короткое и простое посвящение, какое только может быть…»