Программа по изо в средней группе. Программа по изо для подготовительной группы

Инна Разуваева
План работы кружка по ИЗО «Радужки» (подготовительная группа, возраст 6–7 лет)

Цель план-программы : развивать у детей навыки и умения изобразительного творчества, используя нетрадиционные техники изображения.

Задачи :

Образовательные – в рисовании : научить рисовать, используя нетрадиционные техники рисования. В лепке : побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции. В аппликации учить создавать выразительные образы с помощью техник (обрывание, выщипывание, сминание бумажной формы для передачи фактуры) . Познакомить детей с новыми видами аппликации из ткани, природного материала. Организовать вместе с детьми выставки детских работ .

Сентябрь

1 я неделя : «Картинки на песке»

Освоение новой художественной техники-работа с манкой , песком. Сравнение и измерение объема сыпучих веществ. Словообразование песок-песочек. Художественное слово В. Шипунова «Ладошки» . Работа с родителями поэкспериментировать с сыпучими веществами дома.

Предварительная работа : рисование палочками на песке, инструмент : фломастеры, клей, кисточки, манка.

2-я неделя : «Бабочки красавицы»

Овладение пластическими и аппликативными умениями. Помощь в выборе материала. Создание коллажа в группе . Предварительная работа : наблюдение за бабочками в летнее время. Художественное слово : В. Шипунова «Портрет бабочки» . Материал : цветной картон, ножницы, клей, пластилин, бисер, бусы, проволока.

3-я неделя : «Чудесная мозаика»

Вызвать интерес к рисованию в стиле мозаики. Учить составлять гармоничную многоцветную композицию на основе контурного рисунка. Художественное слово Н. Саконский «Метро» . Материал : белые листы с разными контурными рисунками на выбор детей, конфетти, полоски цветной бумаги, клей кисточки, карандаши, фломастеры на выбор детей.

Октябрь 1-я неделя «Плетеная корзина для натюрморта»

Учить детей создавать форму, как основу будущей композиции. Совершенствовать технику аппликации, резать ножницами по прямой. Переплетать бумажные полоски имитируя плетение корзинки. Предварительная работа : рассмотреть плетеные изделия. Обсудить технику плетения. Художественное слово : М. Файзуллина «Корзина» . Материал : бумага цветная, ножницы, клей.

2-я неделя «Осенний натюрморт композиция в плетенной корзине»

Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной в двое. Развивать чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве . Предварительная работа : изготовленные заранее плетенные корзинки. Художественное слово : чтение русской народной потешки «Ваня-Ванечка» . Материал : ножницы, цветная бумага, клей, кисточки, краски.

3-я неделя «Летят перелетные птицы» (аппликация и рисование)

Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки, комбинируя рисование и аппликацию. Работа с родителями еще раз дома прочитать сказку про «Лягушку путешественницу» . Художественное слово М. Гаршина «Лягушка путешественница» . Материал : гуашь, цветная бумага, кисточки, клей, силуэт лягушки и уток из бумаги.

Ноябрь 1-я неделя : (рисование и аппликация)

Учить создавать разные образы деревьев, кустов и составлять из них композицию. Использовать в работе обрывную и накладную аппликацию, прорезной декор. Предварительная работа : рассмотреть репродукции, картины русских художников.

Художественное слово : И. Бунин «Лес точно терем расписной….» .Работа с родителями : погулять с детьми по парку, обратить внимание на красоту осенней природы. Материал : набор цветной и фактурной бумаги, гуашь, кисточки, клей.

2-я неделя : «Строим дом многоэтажный» (аппликация модульная обрывная) .

Познакомить детей со способом модульной аппликации (мозайки) . Помочь в освоение техники обрывной аппликации. Формировать умение планировать свою работу . Предварительная работа : конструирование домиков из кубиков. Художественное слово В. Маяковский «Кем быть» . Материал : цветная и фактурная бумага, клей фломастеры, карандаши.

3-я неделя : «Отважные парашютисты» (лепка и аппликация)

Учить детей лепить фигурку человека из валика, путем надрезания рук и ног стекой. Парашют вырезаем из бумаги, складывая пополам. Художественное слово : В. Шипунова «Однажды под парашютом» . Работа с родителями посмотреть дома фильмы с участием парашютистов. Материал : цветная бумага, пластилин, ножницы, стек, нитки, клей, кисточки.

Декабрь 1-я неделя : «Морозные узоры» (рисование декоративное по мотивам кружевоплетения ) .

Учить детей рисовать узоры в технике кружевоплетения . Создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов. Художественное слово : В. Набоков «Зима» . Материал : плакаты : «зимнее окно» , «времена года» , листы бумаги разного цвета, гуашь, кисточки.

2-я неделя : «Ажурные снежинки» (аппликация декоративная с элементами конструирования)

Учить детей вырезать шести лучевые снежинки из цветной фольги. Показать детям элемент прорезного декора (круг, полукруг, треугольник, ромб, зигзаг) . Работа с родителями : закрепить элементы вырезания дома с детьми. Художественное слово : В. Шипунов «Снежная шаль» . Материал : ножницы, разноцветная фольга.

3-я неделя : «Новогодние игрушки»

Учить делать детей объемные игрушки из бумаги и картона, показать один из способов их изготовления путем соединения 6-8 одинаковых форм (кругов, ромбов, треугольников, овалов) . Предварительная работа . Рассмотреть новогодние игрушки различных форм и расцветок. Художественное слово : А. Толстой «Детство Никиты» . Материал : цветная бумага, цветная фольга, картон, ножницы, клей.

Январь 2-я неделя : «Перо Жар-Птицы» , аппликация с элементами рисования и письма.

Учить детей в одной работе сочетать аппликативные, графические и каллиграфические элементы. Освоить художественный прием наложение при создании накладной многоцветной аппликации. Предварительная работа : рассмотреть репродукции сказочных жар-птиц. Художественное слово : беседа о сказочных птицах, чтение русских народных сказок. Материал : цветная бумага, бумажные прямоугольники разной формы для аппликации с наложением, ножницы, клей, карандаши, и фломастеры.

3-я неделя : «Бумажный зоопарк»

Учить детей создавать сюжетную композицию. Учить конструировать из бумаги образы животных. Художественное слово : С. Маршак «Зоосад» . Работа с родителями : сходить с детьми в зоопарк. Материал : бумага цветная, ножницы, карандаши, фломастеры, клей.

4-я неделя : «Домик с трубой и фокусник дым» (аппликация и рисование – фантазирование)

Учить детей создавать фантазийные образы. Избушку и трубу вырезать из бумаги, фантазийные образы из дыма рисовать красками или карандашами. Художественное слово : Ю. Мориц «Домик с трубой» . Материал : Цветная и белая бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры.

Февраль 1-я неделя «У лукоморья дуб зеленый» (лепка сюжетная, коллективная композиция)

Совершенствовать технику лепки, свободно сочетать разные способы и приемы. Научить лепить образы героев сказки (кот ученый, русака, баба-яга, черномор и. тд.) Работа с родителями почитать сказки А. С. Пушкина. Художественное слово : А. С. Пушкин «У лукоморья…» . Материал : пластилин, пластиковая бутылка, трубочки для коктейля, бусы, бисер, пуговица, зеленая фольга, клей.

2-я неделя «Тридцать три богатыря» (аппликация, коллективная работа ) .

Научить вырезать богатыря по самостоятельно нарисованному контуру из бумаги, сложенной вдвое. Дополнить другими элементами из фольги – шлем, щит. Художественное слово : А. С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане» . Материал : белая бумага, разноцветная фольга, ножницы, клей, фломастеры, карандаши.

3-я неделя «Я с папой» (рисование по представлению)

Учить рисовать парный портрет в профиль, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение человека. Знакомство с жанром искусства (портрет) . Предварительная работа : рассмотреть репродукции картин известных художников портретистов. Принести фото с папой или с дедушкой. Художественное слово : беседа как мы с папой провели выходной день. Материал : белая бумага, гуашь, карандаши.

Март : 1-я неделя «Я с мамой»

Рисуем портрет передавая особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека. Продолжаем знакомится с видами и жанрами изобразительного искусства. Предварительная работа : рассмотреть репродукции картин известных художников портретистов. Принести фото с мамой. Художественное слово : В. Шипунова «Подарок» . Материал : белая бумага, гуашь, кисточки, палитра, семейная фотография.

2-я неделя «Салфетка под вазу»

Знакомство с прорезным декором (бумажным фольклором) . Учить детей создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенным пополам. Предварительная работа : познакомить детей с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства (ткачеством, аппликацией из бумаги) . Художественное слово : беседа о ткачестве, ковроделе, как о народном искусстве. Материал : бумажные квадраты разного цвета, ножницы.

Апрель : 1-я неделя «Золотые облака»

Познакомить детей с новым художественным материалом «пастэлью» . Развивать чувство цвета. Учить передавать нежные цветовые нюансы. Предварительная работа : познакомить детей с репродукцией картин на тему весенние пейзажи. Художественное слово : И. Бунин «Небо» . Материал : пастэль – мелки разного цвета, бумага белая.

2-я неделя «Голуби на черепичной крыше» (аппликация силуэтная)

Учить детей создавать коллективную композицию, по разному размещая вырезанные элементы. Предварительная работа : наблюдение за голубями. Художественное слово И. Бунин «Синеет небо» . Материал : бумага формата А3, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, кисти, салфетки.

3-я неделя «Звезды и комета» (аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги)

Учить детей вырезать пятилучевые звезды. Вызвать интерес к созданию образа кометы. Предварительная работа : презентация про космос. Художественное слово : С. Есенин «Звезды» . Материал : фольга золотистая и серебристая, цветная бумага, лоскутки ткани, серпантин, клей, кисточки, листы черной или темно-фиолетовой бумаги.

Май : 1-я неделя «Любимая игрушка» (рисование с натуры) .

Учить детей рисовать игрушки с натуры. Познакомить с эскизом как результатом планирования работы . Предварительная работа : принести любимую игрушку из дома и придумать о ней интересный рассказ. Художественное слово : В. Драгунский

«Друг детства» . Материал : бумага белая, простые карандаши, гуашь, кисточки, палитра, любимая игрушка.

2-я неделя : «Дерево жизни» (лепка рельефная из соленого теста)

Учить детей создавать сложную композицию из соленого теста по фольклорным мотивам – дерево жизни. Воспитывать интерес к народной культуре, желание участвовать в оформление интерьера. Художественное слово : А. Боске «Зернышко» . Материал : мягкое соленое тесто, подходящее для сушки на воздухе.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи.
3. Формы и методы реализации программы
- принципы организации
- методическое обеспечение
- предполагаемый результат
4. Работа с детьми.
5. Работа с родителями.
6. Работа с педагогами.
7. Список литературы.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций
- Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий», - Лыковой И.А. «Цветные ладошки», - Комаровой Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии «Обучение детей технике рисования».
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – дети группы раннего развития(2-3года) .
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 1 занятие непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного занятия в группе раннего развития 8-10мин., согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.
1-Пояснительная записка
…Это правда, это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, дети любят,
Очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!...
Э. Успенский.

Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и, ”овладев” пишущим предметом приходит к радостному открытию,что и он может оставлять след на бумаге, и не только…

Рисование для детей - игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности

Между тем даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью, по этому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности.

Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.

При реализации программы еженедельно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

2-Цели рабочей программы
- Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
-помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках.

Задачи рабочей программы:
- образовательные:
1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой
2. Знакомить детей с цветовой гаммой,
3. Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.)
4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы.
5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

Воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.

Развивающие:
1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.

2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.
3. Развивать мелкую моторику рук.

3-Формы и методы реализации программы
-беседы; -занятия; -групповая и индивидуальная работа; -коллективно-творческая работа; -работа с родителями, мастер-классы; -игры, развлечения; -оформление выставок;
-наглядный; -практический, -объяснительно-иллюстративный, -публикация информации на сайте ДОУ, группы.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: -Социально-коммуникативное-развитие -Познавательное-развитие -Речевое-развитие -Художественно-эстетическое-развитие -Физическое развитие
-принципы организации: - подача материала в игровой форме. - развитие творческих способностей детей, фантазии. - приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества. - выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей. - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Методическое обеспечение: (нетрадиционные техники)
-тычок жесткой кистью;
-оттиск печатками из овощей; -восковые мелки и акварель;
-свеча и акварель;
-отпечатки листьев;
-рисунки из ладошек; -пальчиковое рисование;
-печать по трафарету.
- предполагаемый-результат: В результате освоения данной программы дети к концу года смогут: -подбирать цвета, соответствующим изображаемым предметам. - cумеют правильно пользоваться кисточкой. - проявить свои творческие способности, воображение, фантазии. -у них будет более развито чувство композиции, зрительная память, мышление.

4- Работа с детьми:
Тематический план занятий с детьми 2-3 лет
Тема Задачи

Сентябрь
Здравствуй, детский сад! Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
Веточка рябины Знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Показать приём получения точек. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию.
Мой любимый дождик Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Показать приём получения коротких линий из точек (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень).
Нарядный мухоморчик Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки.
Нарядный мухоморчик в травке Упражнять в аккуратном наклеивании силуэта гриба на лист бумаги и рисовании травки пальчиками.

Октябрь
Превращение ладошки. (цветок) Знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой.
Осеннее деревце Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью.
Листопад Изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).
Подводное царство. Подводить детей к созданию несложной композиции.
Упражнять в рисовании рыбок ладошками, а пальчиками – водоросли.

Ноябрь
Пушистые котята играют на ковре
(коллективная работа) Знакомить с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).
Вишнёвый компот Знакомить с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.
«Шарики воздушные, ветерку послушные...» Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним - ватными палочками.
Подарок маме.- «Полюбуйся на герань.» Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный цветок, нанося рисунок равномерно в определённых местах.

Декабрь
Первые снежинки Упражнять в рисовании ватными палочками, Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.
Зима пришла Знакомить с техникой рисования поролоном. Упражнять в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева).
«Маленькой ёлочке холодно зимой...» Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом - губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).
Праздничная ёлочка Упражнять в технике тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация фактуры колючей хвои дерева).
Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) - «зажжём огоньки на ёлочке».
Новогодний салют! Закрепить технику рисования пальчиками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа

Январь
Снеговичок
Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика).
Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке).
Зимние узоры Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком.
Матрешка. Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Учить детей ритмичными мазками украшать силуэт готовой формы. Обогатить сюжет детской игры

Февраль
Зимний денёк
(коллективная работа) Знакомить детей с техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной коллективной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»).
Шарфик для куклы Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком.
Ракета Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на ракете,вместо окон)
Украсим чашку для папы Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма.

Март
Красивые бусы для мамы Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков). Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету.
Разноцветные рыбки Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство - делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза).
«Смотрит солнышко в окошко»
(коллективная работа)
Закреплять умение рисовать ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков.

Капают сосульки Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками - падающие с них капли.

Апрель
Коровка на травке Знакомить детей с техникой рисования по трафарету. Побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа. Закреплять у детей знание зелёного цвета. Воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.
Космос Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе), в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»).
Клоуны в цирке
(планируется 2 занятия) 1. Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», - наряд в горошек). Развивать чувство ритма.
2. Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир.

Май
Воздушные шарики Продолжать учить детей изображать формы похожие на округлые. Располагать их по всему листу (шарики летят). Вызвать у детей интерес к рисованию.
Салют на нашей улице
(коллективная работа) Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.
Одуванчик Упражнять детей в технике печатанья печатками. Учить рисовать цветок со стебельком и травкой. Закреплять приём примакивания. Развивать чувство композиции.
Дождик,радуга и солнышко! Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью Развивать эстетическое восприятие.

5- Работа с родителями:
Сентябрь – Адаптация детей к детскому саду.(родительское собрание)
Октябрь – Волшебные краски. «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей раннего возраста» (консультация для родителей)
Ноябрь – Как часто рисует ваш ребёнок(анкета для родителей). Порисуйте вместе(рисование на стекле)-Портрет мамы.
Декабрь – Рисуем солью.(семинар-практикум для родителей)
Январь – Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.(публикация на нашем сайте)
Февраль – Рисование без препятствий самыми необычными вещами. (мастер-класс)
Март – Все маленькие дети – художники.(папка-передвижка)
Апрель – Развитие мелкой моторики рук. (консультация для родителей)
Май – Полезные советы по развитию творческих способностей детей. (памятки для родителей)

5- Работа с педагогами:
1. Консультация для воспитателей:
«Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
2. Консультация для воспитателей с мастер-классом.
«Экспериментируем, познаем, творим!»
3. Консультация для воспитателей:
«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности.»

6 - Список литературы:
1. И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.» 2011г.
2. И.А.Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы.» 2010г.
3. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия(интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г.
4. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г.
5. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г.
6. Т.Н.Доронова – «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.» 1992г.
7. Г.С.Швайко – «Занятия по ИЗО в детском саду.» 2008г.
8. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 1985г.
9. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» 1982г.

Рабочая программа кружка по ИЗО «Радужная палитра» для подготовительной группы к школе для детей 5-7 лет

Рабочая программа

кружка по ИЗО «Радужная палитра»

Подстрешной Екатерины Александровны

для подготовительной к школе группе

ГБУЗ «Детский пульмонологический санаторий «Салют»

2014 г.

Пояснительная записка.

П.Л. Капица говорил так об искусстве и гармоничном развитии личности: « … У людей имеется возможность оказывать влияние на эмоциональную деятельность человека, организовывать эту деятельность. Наиболее эффективно это делает искусство… Музыка, например, сопровождает основные эмоциональные этапы жизни человека. Особо сильное влияние на развитие духовной культуры общества оказывают изобразительные искусства и литература. Они влияют на эмоции, воздействующие на установление морали и этики как в личных взаимоотношениях людей, так и в социальных… И искусство является художественным обобщением процессов, происходящих в жизни людей и общества».

Кружок «Радужная палитра» проводится на базе подготовительной к школе группы санатория. Каждый ребенок с двух лет и до подросткового возраста рисует сложные многофигурные композиции, рисует всё, что видит вокруг, слышит, знает и помнит. Взрослому важен результат творческой деятельности, а для ребёнка первостепенное значение имеет процесс.

Если маленький художник уже способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может рисуя, выплёскивать свои эмоции и переживания: радость, любовь, страх… Выплескивая их на листе бумаги, ребёнок как бы освобождается от них, выпускает их на волю – и в этом состоит психотерапевтический эффект рисования.

В подготовительной к школе группе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения великих мастеров, педагог воспитывает у детей интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Занимаясь на уроках изобразительной деятельностью, учащиеся имеют возможность выражать свои впечатления, своё понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании и аппликации.

В подготовительной к школе группе педагог ставит перед собой и реализует целый комплекс задач:

· Знакомство детей с произведениями различных видов искусства мировой художественной культуры(живопись, графика, архитектура, народное и декоративно-прикладное искусство);

· Побуждение интереса у детей к созерцанию красивых предметов и явлений в окружающем мире;

· Обучение передаче своего представления об историческом прошлом своей родины посредством изображения соответствующих своему времени интерьеров, костюмов, предметов быта а так же созданию сказочных героев (Русалочки, Буратино, Лешего, Мумми- троллей и др.);

· Побуждение детей к самостоятельному выбору детьми художественных образов, сюжетов композиций, материалов, инструментов и способов передачи своей идеи;

· Продолжение обучению изображения объектов реального и вымышленного мира с натуры или по представлению передавая пропорции и движения предметов, животных и людей;

· Продолжение знакомства с различными техниками рисования гуашью, акварелью, цветными карандашами и восковыми мелками;

· Обучение координации движения рук при работе с кистью и красками, а так же в работе с аппликацией.

В результате совместной продуктивной деятельности:

Происходит раскрытие творческих способностей;

Ребёнок обучается новым техникам и приёмам изображения;

Ребёнок учится композиционно правильно располагать изображаемые предметы на листе:

Учится вести работу в правильной последовательности;

Развивается образное мышление, воображение и зрительная память;

Происходит приобщение к мировой художественной культуре, а так же накопление начальных знаний об искусстве;

Происходит воспитание эстетического вкуса.

1. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. И.А. Лыкова. – Москва: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.

2. Искусство и педагогика: Из культурного наследия России XIX – XX вв.: Хрестоматия, М.А. Верб. - Псков, ПОИПКРО, 2002.

4. Изобразительное искусство. 1 класс: Поурочные планы по учебнику В.С, Кузина, Э.И Кубышкиной. О.В.Павлова. – Волгоград: «Учитель», 2010.

Учебно-тематическое планирование

кружка по рисованию «Радужная палитра»

Название темы

Цель. Задачи.

Материалы

Кол-во часов

Осенний натюрморт с цветами

Обучение основам рисования с натуры, основам передачи в рисунке формы, пропорций, объёма, светотени.

Графитовый карандаш, цветные карандаши, восковые мелки.

Дары осени. Натюрморт с овощами, грибами и ягодами.

Обучение основам рисования с натуры, основам передачи в рисунке формы, пропорций, объёма, светотени. Знакомство с теплыми и холодными цветами красок.

Карандаш, акварель, гуашь.

Осенний пейзаж. Осень в парке.

Учить располагать лист в зависимости от изображения, подбирать цвет и оттенки.

Развивать воображение и память.

Моя любимая игрушка

Обучить построению изображения игрушек, учить располагать лист в зависимости от изображаемого предмета. Развивать воображение и память.

Обучить основам изображения бабочек. Учить располагать лист в зависимости от изображаемого предмета.

Графитовый карандаш, цветные мелки и карандаши.

Осенний натюрморт с цветами (аппликация)

Коллективная работа.

Обучение сочетанию цветов между собой, дать понятие о цветовом круге, теплых и холодных цветах.

Мой любимый питомец

Обучение основам рисования по представлению; основам передачи в рисунках формы, объёма изображаемого животного.

Графитовый карандаш, восковые мелки

Крылатые качели летят, летят. Игры на детской площадке.

Обучение передаче в рисунке своих впечатлений о любимых забавах и развлечениях на прогулке. Обучение основам передачи формы изображаемого.

Графитовый карандаш, цветные карандаши.

Закладка для книги

Обучение основам рисования по представлению; основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма изображаемого животного и растительного орнамента.

Графитовый карандаш, цветные карандаши.

Русские узоры. Хохломская роспись.

Обучение основам хохломской росписи. Обучение приемам рисования кистью тонких элементов и завитков. Обучение композиции и расположению предметов и орнаментов на листе.

Рисование дерева. Ель.

Продолжать знакомить с изобразительными материалами: акварелью и белилами. Эстетическое развитие детей в изобразительной деятельности. Развивать художественный вкус, творческие способности, наблюдать явления и состояния окружающей природы.

Акварель, белила, вода, кисти, графитовый карандаш.

Зимний лес (аппликация). Коллективная работа.

Обучение основам техники создания картины в технике сухого валяния.

Обучение сочетанию цветов между собой, дать понятие о цветовом круге, теплых и холодных цветах. Обучение композиции.

Лист фетра, шерсть разных цветов, рамка для оформления.

Название темы

Цель. Задачи.

Материалы

Кол-во часов

Мой любимый русский мультипликационный персонаж

Обучение основам рисования по представлению; основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма изображаемого предмета. Развитие воображения и памяти.

Карандаш, восковые мелки, пастель.

Зимний пейзаж.

Закрепление названий цветов и оттенков. Обучение построению композиционного построения изображения, учить располагать лист в зависимости от изображаемого предмета. Развивать память и воображение.

Графитовый карандаш, акварель.

Изображение наземного транспорта

Обучение основам рисования по представлению транспорта; основам передачи в рисунке формы, пропорций.

Графитовый карандаш, акварель

Сказочный замок, крепость.

Обучение основам рисования по представлению сказочных замков. Обучение рисованию зданий различной формы.

Графитовый карандаш, акварель, гуашь.

Праздник Новый год

Способствовать развитию познавательных процессов. Развивать художественный вкус и творческие способности.

Снежинок дружный хоровод

Обучение основам рисования по представлению снежинок различных форм. Побуждать детей придумывать различные узоры.

Графитовый карандаш, акварель, восковые мелки.

Зимующие птицы

Обучение основам рисования с натуры, основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма, светотени. Научить изображать птиц.

Графитовый карандаш, цвет

День защитника отечества

Обучать основам композиции. Познакомить с понятием силуэт. Дать понятие о композиционном центре.

Графитовый карандаш, акварель, восковые мелки, пастель.

«По горам, по долам…»

Обучение построению композиционного построения изображения. Отражение в рисунке своих представлений природных горных ландшафтов. Изображение горного пейзажа.

Графитовый карандаш, акварельные карандаши, акварель.

На дне морском

Обучение построению композиционного построения изображения. Отражение в рисунке своих представлений подводных морских ландшафтов, а так же морских обитателей и аквалангистов около коралловых рифов.

Графитовый карандаш, акварельные карандаши, акварель

Я с папой (дедушкой)

Обучение основам рисования портрета человека; основам передачи в рисунках формы, пропорций, частей лица.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши.

Название темы

Цель. Задачи.

Материалы

Кол-во часов

Я с мамой (бабушкой)

Продолжать обучать основам рисования портрета человека; основам передачи в рисунках формы, пропорций, частей лица.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши.

Натюрморт с весенними цветами.

Обучение основам рисования с натуры, основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма, светотени. Научить изображать цветы.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши, восковые мелки, пастель.

Роспись пасхальных яиц

Обучать основам изобразительной деятельности: изображать предметы на плоскости различными графическими средствами: линией, штрихом, пятном.

Познакомить с русскими народными орнаментами росписи пасхальных яиц.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши.

День космонавтики

Обучать основам композиции. Обучение структурно-композиционному решению; первому и второму плану в композиции.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши, восковые мелки, пастель.

Рисунок фигуры человека

Обучать основам рисования фигуры человека; основам передачи в рисунках формы, пропорций.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши.

Портрет мужчины и женщины в русском национальном костюме

Продолжать обучать основам рисования портрета человека; основам передачи в рисунках формы, пропор-ций, частей лица и тела. Воспитание ин-тереса к народной культуре и истории.

Графитовый карандаш, цвет-

ные карандаши

Рисование животного

Обучение основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма изображаемого животного. Знакомить с изобразительным материалом – гуашью.

Графитовый карандаш, гуашь.

«А на улице весна…» Весенний пейзаж.

Обучение основам изобразительной грамоты, способствование развитию художественного творчества, воспитание эстетического вкуса.

Графитовый карандаш, аква-рель, мелки вос-ковые, пастель.

Первоцветы

Обучение основам рисования с натуры; основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма, светотени.

Графитовый карандаш, акварель, цвет-ные карандаши.

Праздник победы

Приобщение учащихся к художественной культуре, обучение основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса.

Графитовый карандаш, гуашь, акварель, восковые мелки.

Весенний гром

Приобщение учащихся к художес-твенной культуре, обучение основам изобразительной грамоты. Обучение основам передачи в рисунках формы, пропорций, объёма изображаемого.

Графитовый карандаш, акварель.

Речные лилии и кувшинки

Обучение созданию сюжетной композиции. Обучить рисованию акварелью по-сырому. Развивать наглядно-образное мышление.

вые мелки.

Название темы

Цель. Задачи.

Материалы

Кол-во часов

Цветущий май

Приобщение учащихся к художественной культуре, обучение основам изобразительной грамоты, способствование развитию художественного творчества, воспитание эстетического вкуса. Продолжение обучению рисованию акварелью по-сырому.

Графитовый карандаш, акварель, воско-

вые мелки.

Итого:

36 часов

Условия реализации программы

Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной образовательной программы в ДОУ в санатории.

Кружок по ИЗО комплектуется из числа детей 5 -7 лет.

Занятия проводятся в первой половине дня.

Количество занятий в неделю -1, в месяц - 4, в год - 36 занятий.

Мира Ракшаина
Программа по ИЗО

Программа по Художественному творчеству для детей младшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте у детей закладываются основы всестороннего, гармоничного развития, фундамент творческих начал. Занятия изобразительной деятельностью способствуют активному освоению окружающего мира посредствам изобразительного искусства как наиболее доступного в дошкольном возрасте виде творчества, важной чертой которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество в дошкольном возрасте непосредственно влияет на формирование позитивного отношения к действительности, а системные занятия способствуют всестороннему развитию (эстетическому, интеллектуальному, трудовому, физическому) и помогают в подготовке к школе. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Развивает способности зрительной оценки формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки : координация глаза и руки, владение кистью руки.

Применяя нетрадиционные приемы в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и активности прежде всего хочу обратить внимание на то, они очень привлекательны для работы. В них используются необычные сочетания материалов и инструментов, несомненным, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология рисования интересна и понятна детям.

Используемые методы :

Позволяют тренировать руку ребенка к письму;

Позволяют изучить многоцветное изображение предметов;

Формируют эмоционально-положительное отношение к рисовании;

Способствуют развитию воображения, восприятия и познавательных способностей

Общее положение

1. Рабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность»

составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта.

2. Занятия проводятся с детьми 2-3 лет в форме занятий по изо -деятельности в рамках годового учебного плана.

3. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 10 минут.

Внедрение нового.

Основной задачей в моей работе является обучение детей изобразительным навыкам с использованием как традиционных так и нетрадиционных техник рисования, развитие изобразительных способностей, речи и интеллекта.

Актуальность.

Занятия по изобразительной деятельности позволяют развивать у детей коммуникативные навыки в процессе деятельности, а так же художественные способности.

Основные цели рабочей программы :

Развивать художественные, языковые, интеллектуальные способности в процессе комментированного рисования, развитие творческих способностей и положительно- эмоционального восприятия окружающего мира.

Программа решает следующие задачи :

Обучающая : учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая : развивать творческую активность, мышцы кистей рук, стремиться к самоутверждению.

Воспитательная : формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

1. Заинтересовать детей различными изобразительными материалами и возможностью действовать с ними.

2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них эмоционально значимо.

3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.

4. Создавать условия для коммуникативной деятельности детей.

5. Способствовать развитию связной речи детей.

6. Оказывать помощь детям в создании выразительных образов, сохраняя живость детского восприятия.

7. Постепенно повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей.

8. Способствовать возникновению у детей ощущения, что их рисунки интересны и другим

(педагогу, детям, родителям)

9. Развитие речи. Обучить обобщению и рассуждению.

Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам : РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. На занятиях используется метод комментированного рисования.

В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, в конце занятия дети обсуждают свои работы. На занятиях используются потешки, загадки, считалки. Выполняя практические действия дети способны усвоить много новых слов и выражений, что способствует развитию связной речи.

ПОЗНАНИЕ. Для занятий по изо-деятельности выбраны темы близкие пониманию ребенка, позволяющие уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить в общение. Много интересного дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о животных. МУЗЫКА. Использование рисунков в оформлении праздников, а музыкального оформления для лучшего понимания образа и выражения собственных чувств.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Применение физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждения нарушения осанки.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Данные занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, расположению предметов в пространстве.

Методическое обеспечение. (Для нетрадиционных техник рисования)

1. Печати из овощей (оттиск,

2. Тычок жесткой кистью,

3. Оттиск поролоном,

4. Восковые мелки и акварель,

5. Отпечатки листьев,

6. Рисунки из ладошками

7. Стекло для витража (заготовка)

Занятия с использованием данных предметов представляют собой миниатюрные игры. Предложенный способ обучения позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения, развивает координацию движений, внимание, память. Работа представляет собой творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала.

Используемые методы :

1. Эмоциональный настрой- использование музыкальных произведений.

2. Практические - упражнения в игровой форме.

3. Словесные- рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

4. Наглядные методы и приемы-наблюдения, рассматривания, показ образца, показ способов выполнения и т. д.

Материал :

Ватные палочки,

Поролоновые печатки,

Матерчатые салфетки, емкости для воды, кисти и подставки под кисти,

Бумага формата А 4,

Простые и цветные карандаши,

Процесс проведения занятий предусматривает :

1. Использование приема транслирования информации,

2. Отбор тематического содержания,

3. Главный участник рисования – ребенок,

4. Воспитатель старается помочь ребенку правильно выразить свои мысли,

5. Воспитатель создает схематические изображения,

6. Воспитатель не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредствам изобразительных действий,

7. При проведении физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Занятия построены по коммуникативному принципу :

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,

2. Обеспечение условий общения,

3. Поддержание речевой инициативы,

Структура занятий :

1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,

2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания сюжета рисунка,

3. Словесные игры, игры – драматизации.

Итоги рабочей программы :

1. Организация открытых занятий детей для родителей,

2. Тематические выставки в ДОУ,

3. Оформление эстетической развивающей среды в группе и детском саду.

К концу года у детей формируются умения и навыки В результате работы по программе дети :

1. Узнают много об окружающем мире, т. к. занятия проходят по определенным темам.

2. Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

3. Учатся рисовать различными материалами.

4. Используют в работе различные дополнительные материалы

5. Развивают навыки по составлению сюжетов.

6. Экспериментируют.

7. Развивается связная речь.

8. Формируются технические навыки.

9. Учатся уважительному отношению к работам товарищей и объективной оценке своей работы.

Ожидаемые результаты :

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу , изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе рисования, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.

Фрагмент Перспективное планирование по изобразительной деятельности в первой младшей группе

№ Тема (техника рисования, методы и приёмы) Цель занятия Основные знания и умения. Материал к занятию

СЕНТЯБРЬ

1 «Как мы рисуем»

(рисование карандашами) Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами : держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисовать только на бумаге, использовать разные цвета; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Уметь правильно держать карандаш, делать легкий нажим при рисовании. Знать, что солнце, траву, цветы, можно нарисовать используя карандаши разного цвета. Альбомный лист, наборы цветных карандашей (по количеству детей) .

2 «Дорожки для цыплят» (рисование карандашами) Вызвать у детей интерес к теме, к процессу рисования; учить держать карандаш в правой руке, тремя пальчиками; учить делать широкие плавные движения в любом направлении; вызывать и поддерживать чувство удовлетворения от процесса в результате деятельности. Уметь рисовать прямые линии в разных направлениях. Альбомный лист бумаги формата А4, цветные карандаши, картинки с изображение курицы и цыплят.

3 «Орехи для белочки» (рисование поролоновым тычком) Познакомить детей с гуашевыми красками; учить детей пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами (коричневый) ; формировать интерес и положительное отношение к Уметь использовать нетрадиционные методы при изображении

«орешек» . Знать, что орешки имеют форму круга, и изображаются Листы бумаги для рисования с изображением дерева и белочки на каждого ребёнка; поролоновые тампоны;

рисованию. коричневым цветом. игрушка- белочка; орехи; корзинка; баночки с водой, салфетки.

4 «Осенние листочки» (рисование кисточкой) Продолжать знакомить детей с гуашевыми красками, учить правильно пользоваться кисточкой; закреплять знания основных цветов, знакомить с новыми цветами и оттенками; учить различать кленовые листья; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Уметь правильно держать кисточку, набирать на неё гуашь. Знать и называть цвета осенних листьев. Гуашь жёлтого и красного цветов; кисточки №4; альбомные листы бумаги для рисования на каждого ребёнка, паспарту с вырезанными силуэтами кленовых листьев (по количеству детей) ; кленовые листья; баночки непроливайки; салфетки.

1 «Дождик» (рисование фломастерами

дорисовывани е деталей) Учить детей правильно держать в руке фломастер; учить рисовать фломастером – не нажимать сильно, рисовать прямые вертикальные линии; не выходить за пределы ограничительной линии; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Уметь правильно держать фломастер, рисовать короткие вертикальные линии. Знать как можно в рисунке изобразить дождик. Фломастеры синего или голубого цвета; листы бумаги с заготовками (по количеству детей, в верхней части листа нарисована синяя туча, а внизу горизонтальная линия – земля, чтобы дети, рисуя дождь, не выходили за пределы нижней границы.

2 «Поможем жучкам спрятаться в траве» (рисование карандашом; дорисовывани е

деталей) Учить детей правильно держать в руке восковый карандаш, рисовать прямые вертикальные линии; закреплять знания цветов; вызывать интерес к рисованию цветными карандашами. Уметь рисовать короткие вертикальные линии, узнавать и брать зеленый цвет для изображения. Цветные восковые карандаши зелёного цвета; листы бумаги для рисования с нарисованными жуками,

расположенным и в разных местах листа (по количеству детей) .

3 «Листья жёлтые летят» (рисование кисточкой; дорисовывани е деталей) Учить детей рисовать листья, примакивая кисточку к листу бумаги; продолжать учить правильно держать кисть, пользоваться краской, тряпочкой, промывать кисть в баночке с водой. Уметь изображать осенние листья методом примакивания, набирать нужное количество краски на ворс кисти. Знать желтый цвет и работать с ним. Альбомные листы формата А4 с нарисованными деревьями (по количеству детей) ; жёлтая краска, кисточки

№4, баночки с водой, тряпочки.

4 «По ровненькой дорожке» (рисование пальцами) Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги; продолжать знакомить детей с цветом (красный, синий, зелёный, закреплять названия цветов; развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Уметь рисовать нетрадиционными способами, знать основные цвета показывать и называть их. Демонстрационн ый лист с изображением двух домиков с красной и синей крышами, расположенных друг против друга (между домиками проведена дорожка карандашом и краской) ; полоски бумаги для рисования 1/2 листа по количеству детей; гуашь зелёного цвета, влажные салфетки для рук.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ДЮЙМОВОЧКА»

Составитель: Воспитатель Шадрина Е.В. г.Вуктыл

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) . Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция) .

Основой для разработки данной рабочей программы является программа воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой. Эффективность данной педагогической технологии определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности.

Дополнительный уровень обеспечивается обогащением работы по данному направлению методикой обучения изобразительной деятельности Т. С. Комаровой.

Коми – региональный компонент – реализуется через включение в занятия изучения старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов, декоративно – прикладного искусства, игр и игровых упражнений коми народа. Основой для регионального компонента является авторская программа по формированию основ этнокультуры у детей на занятиях иллюстрирования коми народных сказок Е.Л. Егоровой.

Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем мире. Форма занятий по изобразительной деятельности позволяет видеть взаимосвязь рисования, лепки, аппликации со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим миром, природой, музыкальными и физкультурными занятиями и др.

Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Ва-сильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
  • Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада: программа и метод, рекомендации / сост. Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. Комарова Т. С. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: «Просвещение» , 1991, 176 с.
  • Рисуем сказки Севера: Программа и методическая поддержка системы работы по формированию основ этнокультуры у детей 7 лет на занятиях иллюстрирования коми народных сказок. Егорова Е.Л. Сыктывкар: Изд-во КГПИ, 2005, 56 с

Организация обучения

Занятия по изобразительной деятельности (рисование) проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Всего 72 занятия.

Педагогический анализ: 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) .

Форма работы групповая, в группах по 20 человек.

Подготовительная группа является завершающей. В подготовительной группе должно продолжаться решение тех изобразительных задач, которые были поставлены в старшей группе: передача пространственных и цветовых отношений, ха-рактерной формы и строения предметов, выражения сюжетного содержания. Вместе с тем частично решаются те задачи, которые ставятся школой: передача конкретных свойств натуры, знакомство с элементарными закономерностями декоративного искусства. Важно, чтобы в этой группе ознакомление с произведениями изобразительного и декоративного искусства и отдельными художниками носило систематический и планомерный характер. Творчество детей седьмого года жизни приобретает более индивидуальный характер, и его следует поддерживать, поощрять во всех видах изобразительной деятельности, на всех занятиях.

Цель программы:

Программа ставит перед собой цель: раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке, через занятия изобразительным искусством, пластикой, художественным конструированием.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.
  • Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственность, воображение.
  • Развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение.
  • Развивать у детей творческую активность и инициативу.
  • Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

Воспитательные:

  • Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  • Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
  • Формировать умение работать в коллективе.

Одна из важных задач детского сада - подготовка детей к школе. Эта задача решается на протяжении всех лет пребывания ребенка в детском саду, однако в подготовительной группе она осуществляется наиболее концентрированно и полно. Рисование входит в школьную программу по изобразительному искусству, а лепка и занятия с бумагой - в программу обучения ручному труду (с первого класса) . Овладевая этими видами деятельности в детском саду, ребенок избавляется от беспомощности, которая характерна для детей, не умеющих рисовать, лепить, работать с бумагой. Но умение рисовать нужно детям не только для того, чтобы увереннее чув-ствовать себя на специальных уроках; с необходимостью рисовать ребенок сталкивается на уроках природоведения, истории и др. На занятиях изобразительной деятельностью осуществляется также психологическая подготовка детей к школе. Она заключается в воспитании у малышей желания учиться в школе, в стремлении узнавать новое, овладевать навыками и умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять требования взрослого. Для успешной учебы в школе, выполнения домашних заданий необходимо умение планировать свои действия. Данное умение также формируется у детей на занятиях изобразительной деятельностью. (Этому способствуют вопросы воспитателя: «С чего начнем рисовать? А потом что будем делать?» ) . Важным моментом в подготовке детей к школе является оценка детских работ после каждого занятия. Анализируя свои рисунки, лепку, аппликацию, дети учатся видеть, что удалось, а что получилось неудачно, что можно исправить, дополнить, сделать лучше. Таким образом, изобразительная деятельность в детском саду, как и все другие, должна быть не только направлена на узкую подготовку детей к овладению соответствующим школьным предметом, но и способствовать их всестороннему развитию, необходимому для успешного обучения в школе.

Показатели результативности реализации программы

Ожидаемые результаты программы. К концу реализации программы дети могут:

  • Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
  • Называть основные выразительные средства.
  • Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.

В рисовании:

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование, наблюдение (см. приложения) .

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки детских работ;
  • открытые занятия для родителей;
  • участие в мероприятиях разного уровня.