Анатоль франс биография. "Большевик сердцем и душой"

Anatole France (псевдоним; настоящее имя Жак Анатоль Франсуа Тибо - Thibault). Французский критик, романист и поэт

1862 - оканчивает Колледж Станислауса - школу иезуитов в Париже.

1866 - когда отец Франса отходит от дел, он, вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь, устраивается в журнал. Работая библиографом у издателя Альфонса Лемерра, он знакомится с недавно созданной литературной группой «Парнас» После выхода в свет его первого произведения, очерка творчества поэта Альфреда де Виньи, Франс становится одной из центральных фигур в «Парнасе».

1870-1871 - во время франко-прусской войны Франс некоторое время служит в армии, демобилизовавшись, он продолжает писать и выполнять различную редакторскую работу.

1873 - выходит первый стихотворный сборник «Золотые поэмы» (Les Poemes dores).

1875 - парижская газета «Темпе» (Le Temps) заказывает Франсу серию критических статей о современных писателях.

1876-1890 - Франс назначается заместителем директора Библиотеки Французского сената и в течение 14 лет занимает этот пост, что даёт ему возможность и средства заниматься литературой.

1876 - Франс становится ведущим литературным критиком газеты «Темпе». Он ведёт свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь» (La Vie litteraire). Статьи, появляющиеся в этой рубрике в течение нескольких лет, позже выйдут отдельным изданием в четырёх томах под заглавием «Литературная жизнь». В 1876г. выходит стихотворная драма «Коринфская свадьба» (Les Noces corinthiennes).

1877 - женится на Валери Герин де Совилль (брак был расторгнут в 1893г. по причине многолетней связи Франса с мадам Арман де Кайавэ, с которой Франс познакомился и 1883г. и которая содержала один из самых блестящих литературных, политических и художественных салонов. Их неофициальный брак продолжался до самой смерти Арман де Кайавэ в 1910г.).

В это время писатель постепенно отходит от «Парнаса» и сближается с Кальманом Леви.

1879 - выходят первый сборник новелл Франса, содержащий две повести - «Йокаста» (Jocaste) и «Тощий кот» (Le Chat maigre), изданный К.Леви. В них отражается увлечение молодого Франса позитивизмом, естественными науками, Ч.Дарвином.

1881 - выходит роман «Преступление Сильвестра Боннара» (Le Crime de Silvestre Bonnard), положивший начало известности Франса как выдающегося прозаика своего поколения и принёсший премию Французской академии. Издатель - К.Леви. Роман представляет собой дневник старого учёного-филолога, влюблённого в старину и в книги, наивного и беспомощного в практической жизни. Начиная с этого романа образ гуманиста, человека большой культуры и высокого душевного благородства становится одним из центральных в творчестве Франса.

Благодаря успеху «Сильвестра Боннара» и популярности его еженедельной рубрики в «Темпе» Франс входит в высшее парижское общество.

1885 - автобиографический роман «Книга моего друга» (Le Livre de mon ami).

1888-1894 - выходят четыре тома «Литературной жизни» (La Vie litteraire), в которых Франс выказывает себя проницательным и тонким критиком, однако крайняя субъективность заставляет его воздерживаться от каких бы то ни было оценок, поскольку в его глазах значимость произведения определяется не столько его достоинствами, сколько личными пристрастиями критика.

1891 - выходит роман о христианском фанатике и аскете, религиозном отшельнике Пафнутии «Таис» (Tais).

1892 - публикуется сборник новелл «Перламутровый ларец» (L"Etui de nacre), куда входит один из самых знаменитых рассказов Франса «Прокуратор Иудеи» (Le Procurateur de Judee).

1893 - опубликован роман «Харчевня королевы Гусиные лапы» (La Rotisserie de la reine Pedauque), герой которого - знаменитый литературный герой Франса - аббат Жером Куаньяр, мудрец, бродяга и жизнелюбец XVIII в. Перестав вести литературную рубрику в газете «Темпе» (1893), Франс решает использовать образ Куаньяра для социальной критики современной французской жизни и пишет роман «Суждения господина Жерома Куаньяра» (Les Opinions de M. Jerome Coignard), также давший блестящее сатирическое изображение французского XVIII в.

1894 - выходит первый роман на современный сюжет «Красная лилия» (Le Lys rouge, 1894), навеянный любовью Франса к Леонтине де Кайаве и их первой поездкой в Италию, и «Сад Эпикура» (Le Jardin d"Epicure), содержащий образцы его философских рассуждений о счастье, состоящем в достижении чувственных и интеллектуальных радостей.

1895 - сборник новелл «Колодезь святой Клары» (Le puits de Sainte Claire).

1896 - Франса избирают во Французскую Академию.

1897-1901 - публикация цикла «Современная история» (Histoire contemporaine), состоящего из четырех романов - «Под придорожным вязом» (L"Orme du mail, 1897), «Ивовый манекен» (Le Mannequin d"osier, 1897), «Аметистовый перстень» (L"Anneau d"amethyste, 1899) и «Господин Бержере в Париже» (M.Bergeret a Paris, 1901). Писатель изображает как парижское, так и провинциальное общество с лукавым остроумием, но вместе с тем резко критически. В «Современной истории» упоминаются актуальные события, в частности дело Дрейфуса.

1898 - Франс принимает участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста он первым подписывает знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю» (1898). В этом письме осуждается попытка обвинить в государственной измене офицера французской армии еврея Альфреда Дрейфуса и доказывается, что это обвинение было сфабриковано, чтобы спасти от скандала высшее армейское командование, уличённое в коррупции. Франс описывает дело Дрейфуса в 4-м томе «Современной истории». Благодаря активной политической деятельности Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

1900 - сборник новелл «Клио».

1901 - выходит новелла «Дело Кренкебиля» (L"Affaire Crainquebille), переработанная затем в пьесу «Кренкебиль» (Crainquebille, 1903), в которой разоблачается судебная пародия на правосудие.

1906 - выходит сборник эссе «К лучшим временам» (Vers les temps meilleurs), в котором виден интерес Франса к социализму.

1908 - опубликована сатирическая аллегория в духе Свифта «Остров пингвинов» (L"Ile des pingouins, 1908), герой которой - близорукий аббат Маэль - по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. Также выходит двухтомный труд «Жанна д"Арк» (Jeanne d"Arc), в котором Франс пытается отделить факты от легенд в жизнеописании национальной святой, хотя сам скептически относится к любому историческому исследованию, считая суждения о прошлом всегда в той или иной степени субъективными.

Французский романист и критик Анатоль Франс (настоящее имя Жак Анатоль Франсуа Тибо) родился в Париже, в семье букиниста Франсуа Ноэля Тибо и Антуанетты (Галла) Тибо. В детстве Анатоль, единственный ребенок в семье, много времени проводил на набережной Сены, роясь в грудах книг («Это была библиотека длиной в три квартала», как он сам впоследствии писал) и слушая разговоры книгочеев, часто захаживавших в магазин его отца.


Франс (уменьшительное от Франсуа – имени отца) поступил в Коллеж Станислас, школу иезуитов в Париже Мальчик зачитывался греческими и римскими авторами, однако школы не любил У. него на всю жизнь осталось отвращение к школярскому преподаванию религии. Учеником он был посредственным, отличные оценки получал только за сочинения, и мать посоветовала ему стать писателем. Провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, он наконец сдал их в возрасте 20 лет.

Когда его отец в 1866 г. ушел от дел, Ф., вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь, устроился в журнал Работая библиографом у издателя Альфонса Лемерра, он познакомился с недавно созданной литературной группой «Парнас» После выхода в свет его первого произведения, очерка творчества поэта Альфреда де Виньи, Ф. становится одной из центральных фигур в «Парнасе».

Во время франко-прусской войны Ф. некоторое время служил в армии, демобилизовавшись, он продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу. В 1875 г. у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, парижская газета «Темпе» ("Le Temps") заказала ему серию критических статей о современных писателях, а уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты Ф. ведет свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь» ("La Vie litteraire"). Статьи, появляющиеся в этой рубрике в течение нескольких лет, вышли отдельным изданием в четырех томах в 1889...1892 гг. под заглавием «Литературная жизнь». В предисловии к этому изданию Ф. выразил свое отношение к субъективности литературной критики «Хороший критик, писал Ф., – повествует не столько о прочитанном, сколько о приключениях собственной души». В 1876 г. Ф. назначается заместителем директора Библиотеки сената и в течение 14 лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1877 г. он женится на Валери Герен де Совиль.

В это время писатель постепенно отходит от «Парнаса» и сближается с Кальманом Леви, который стал издателем двух его следующих книг. В первую (1879) вошли две повести – «Йокаста» ("Jocaste") и «Тощий кот» ("Le Chat maigre"), во вторую (1881) – роман «Преступление Сильвестра Боннара» ("Le Crime de Sylvestre Bonnard"), принесший Ф. известность и премию Французской академии «Преступление Сильвестра Боннара» до сих пор остается самой читаемой книгой Ф. Герой романа, старый ученый Сильвестр Боннар, скептик по натуре, обаятельный и снисходительный к людям, стал первым из литературных героев Ф., в которых воплотилась личность самого писателя и дух эпохи. Как отмечал литературный критик Жюль Леметр, литературными героями прежних эпох были гражданин, художник, рыцарь, священник, светский человек, «конец же XIX в. представлен одиноким пожилым ученым, умным, мыслящим, ироничным и очень мягким»

Благодаря успеху «Сильвестра Боннара» и популярности его еженедельной рубрики в «Темпе» Ф. входит в высшее парижское общество. В 1883 г. он знакомится с Леонтиной Арман де Канаве, которая держала один из самых блестящих литературных, политических и художественных салонов. Через 5 лет Леонтина становится его возлюбленной, а после того, как Ф. в 1893 г. развелся с женой, они с Леонтиной живут в неофициальном браке до самой ее смерти (1910). Леонтина проявляла трогательную заботу о писателе (сам Ф. в быту был совершенно беспомощным), учила его светским манерам и способствовала его литературной карьере.

К другим значительным произведениям этого периода относится роман о христианском фанатике и аскете, религиозном отшельнике Пафнутии «Таис» ("Thai"s", 1890) и «Харчевня королевы Гусиные лапки» ("La Rotissene de la reine Pedauque", 1893) – роман, где выведен еще один знаменитый литературный герой Ф. – аббат Жером Куаньяр, мудрец, бродяга и жизнелюбец XVIII в. Перестав вести литературную рубрику в газете «Темпе» (1893), Ф. решил использовать образ Куаньяра для социальной критики современной французской жизни и написал «Суждения господина Жерома Куаньяра» ("Les Opinions de M. Jerome Coignard", 1893). «Красная лилия» ("Ze Lys rouge", 1894) – это роман, навеянный любовью Ф. к Леонтине де Кайаве и их первой поездкой в Италию. В сборник новелл «Перламутровый ларец» ("L"Etui de nacre", 1892) вошел один из самых знаменитых рассказов Ф. «Прокуратор Иудеи» ("Le Procurateur de Judee"). В 1896 г. Ф. избирается членом Французской академии. В эти годы Ф. начинает интересоваться социальными и политическими вопросами и в 1897 г. приступает к работе над тетралогией под общим названием «Современная история» ("L"Histoire contemporame"), через которую проходит третий значительный герой Ф. – господин Бержере, провинциальный школьный учитель.

В 1898 г. Ф. принял участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста Ф. первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю» (1898). В этом письме осуждалась попытка обвинить в государственной измене офицера французской армии еврея Альфреда Дрейфуса и доказывалось, что это обвинение было сфабриковано, чтобы спасти от скандала высшее армейское командование, уличенное в коррупции. Ф. описывает дело Дрейфуса в 4-м томе «Современной истории», озаглавленном «Господин Бержере в Париже» ("Monsieur Bergeret a Paris", 1900) Благодаря активной политической деятельности Ф. становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд «Жизнь Жанны д"Арк» ("Vie de Jeanne d"Arc", 1908), написанный под влиянием друга Ф., историка Эрнеста Ренана, был принят плохо. Католики возражали против демистификации Жанны, а историкам книга Ф. показалась недостаточно правдивой. Зато пародия на французскую историю «Остров пингвинов» ("L"Ile de pingouins"), опубликованная также в 1908 г., была принята с большим энтузиазмом. В «Острове пингвинов» близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. В книге «Боги жаждут» ("Les Dieux ont soif", 1912), историческом романе о французской революции, Ф. опирался на знания, которые он почерпнул из книг, прочитанных в детстве в отцовском книжном магазине.

После 1913 г. Ф. возвращается к автобиографическим темам своих ранних произведений, он пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы «Маленький Пьер» ("Le Petit Pierre", 1918) и «Жизнь в цвету» ("La Vie en fleur", 1922).

В 1921 г. Ф. присуждается Нобелевская премия по литературе «за блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом». В своей приветственной речи член Шведской академии Эрик Карлфелдт подчеркнул безупречность стиля Ф. и его роль в мировой культуре. «В наше время Ф. – самый авторитетный представитель французской культуры, – сказал Карлфелдт. – Он является последним великим классиком. Его даже называют последним европейцем». В ответной речи Ф. осудил всяческие войны и выразил поддержку пацифизму.

Ф. умер 13 октября 1924 г. в Туре, куда он переехал за 10 лет до смерти. На его похоронах присутствовали члены французского правительства. После смерти Ф. его популярность резко снизилась. Представители послевоенного поколения придерживались точки зрения английского романиста Арнолда Беннетта, который в свое время упрекал Ф. в «духовной анемии». С этого времени творчеством Ф. занимаются в основном ученые, текстологи и литературоведы. Например, Уэйн Бут исследовал иронию в произведениях Ф., Мюрей Сакс – вклад писателя в развитие французской новеллы. По мнению Поля Валери, Ф. наглядно показал, что на французском языке еще могут создаваться бесценные сокровища, продолжающие великую культурную традицию. Душан Брески, рассуждая о писателе, которого Джозеф Конрад однажды назвал «принцем прозы», заключил: «Несмотря на все превратности критической моды, Ф. всегда будет стоять рядом с [Джорджем Бернардом] Шоу как великий сатирик нашей эпохи и с такими писателями, как Рабле, Мольер и Вольтер, как один из величайших французских острословов».

Франс Анатоль (Жак Анатоль Франсуа Тибо) (1844 – 1924 гг.)

Французский критик, романист и поэт. Родился в Париже в семье книготорговца. Литературную деятельность начинал неспешно: ему было 35 лет, когда вышел в свет первый сборник новелл. Своим детским годам он посвятил автобиографические романы «Книга моего друга» и «Маленький Пьер».

Первый сборник «Золотые поэмы» и стихотворная драма «Коринфская свадьба» свидетельствовали о нем как о подающим надежды поэте. Начало известности Франса как выдающегося прозаика своего поколения положил роман «Преступление Сильвестра Боннара».

В 1891 г. появилась «Таис», за ней - «Харчевня королевы Гусиные лапы» и «Суждения господина Жерома Куаньяра», давшие блестящее сатирическое изображение французского общества XVIII в. В «Красной лилии», первом романе Франса на современный сюжет, описывается история страстной любви во Флоренции; «Сад Эпикура» содержит образцы его философских рассуждений о счастье. После избрания во Французскую академию Франс начал публикацию цикла «Современная история» из четырех романов - «Под придорожным вязом», «Ивовый манекен», «Аметистовый перстень» и «Господин Бержере в Париже».

Писатель с лукавым остроумием изображает как парижское, так и провинциальное общество. В новелле «Дело Кренкебиля», переработанной затем в пьесу «Кренкебиль», разоблачается судебная пародия на правосудие. Сатирическая аллегория в духе Свифта «Остров пингвинов» воссоздает историю становления французской нации.

В «Жанне д Арк» Франс попытался отделить факты от легенд в жизнеописании национальной святой. Французской революции посвящен роман «Боги жаждут». Книга «На славном пути» исполнена патриотического духа, но уже в 1916 г. Франс выступил с осуждением войны. В четырех томах «Литературной жизни» он выказал себя проницательным и тонким критиком. Франс поддержал большевистскую революцию 1917 г. В начале 20-х гг. он был в числе тех, кто симпатизировал недавно созданной Французской коммунистической партии.

В течение многих лет Франс был главной приманкой в салоне своей близкой приятельницы мадам Арман де Кайаве, а его парижский дом («Вилла Сеид») превратился в место паломничества для молодых писателей - как французских, так и иностранных В 1921 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Присущее Франсу тонкое остроумие напоминает иронию Вольтера, с которым его многое роднит. В своих философских воззрениях он развивал и популяризировал идеи Э. Ренана.

Под литературным псевдонимом Анатоль Франс творил французский писатель Анатоль Франсуа Тибо. Он известен не только как автор художественных произведений, лауреат Нобелевской премии по литературе, но и как литературный критик, член Французской академии. Родился 16 апреля 1844 г. во французской столице. Его отцом был продавец книг, букинист, и в их доме часто бывали люди, широко известные в литературной среде. Анатоль учился в иезуитском коллеже, расположенном там же, в Париже, и учеба не вызывала у него ни малейшего энтузиазма. Следствием стала неоднократная сдача выпускных экзаменов. В итоге колледж был закончен только в 1866 г.

После его окончания Анатоль устроился работать в издательство А. Лемерра библиографом. В этот же период его биографии произошло сближение с литературной школой «Парнас», тогда же появились первые произведения - поэтический сборник «Золотые поэмы» (1873), драматическая поэма «Коринфская свадьба» (1876). Они продемонстрировали, что Франс - не лишенный таланта поэт, однако ему не хватает оригинальности.

В годы франко-прусской войны, прослужив какое-то время в войсках, Анатоль Франс был демобилизован, после чего продолжил совершенствовать умения на литературном поприще, периодически занимаясь редакторской работой. В 1875 г. становится сотрудником парижской газеты «Время». Здесь, заявив о себе как способный репортер и журналист, он успешно выполнил заказ на написание критических статей о современных писателях. В 1876 г. Франс превращается в редакции в ведущего литературного критика и получает личную рубрику «Литературная жизнь». В том же году ему предлагают пост заместителя директора библиотеки французского Сената. На этой должности он проработал 14 лет, и работа не лишила его возможности продолжать активно заниматься сочинительством.

Известность Анатолию Франсу принесли опубликованные в 1879 г. повести «Иокаста» и «Тощий кот» и особенно - сатирический роман «Преступление Сильвестра Боннара» (1881). Произведение было удостоено премии Французской академии. Вышедшие впоследствии романы «Таис», «Харчевня королевы Гусиные лапы», «Суждения господина Жерома Куаньяра», «Красная линия», сборник статей о классиках национальной литературы, сборники новелл и афоризмов укрепили его репутацию талантливого художника слова и публициста. В 1896 г. А. Франс был избран во Французскую академию, после чего началась публикация остросатирической «Современной истории», продолжавшаяся до 1901 г.

Интенсивно занимаясь литературой, Анатоль Франс не переставал интересоваться общественной жизнью. В начале 1900-ых гг. произошло его сближение с социалистами. В 1904-1905 гг. печатается роман «На белом камне» социально-философского содержания, в 1904 г. выходит книга «Церковь и республика». Огромное впечатление на писателя произвела русская революция 1905-1907 гг., что незамедлительно отразилось и на его творчестве, в котором отмечается акцент на публицистике. В феврале 1905 г. Франс создает и возглавляет «Общество друзей русского народа и присоединенных к ней народов». Публицистика этого периода была включена в сборник эссе под названием «Лучшим временам», вышедший в 1906 г.

Поражение русской революции вызвало в душе писателя столь же сильный отклик, и тематика революционных преобразований превратилась в одну из важнейших в его творчестве . В этот период биографии выходят романы «Остров пингвинов», «Боги жаждут», «Восстание ангелов», сборник новелл «Семь жен Синей бороды», в 1915 г. увидела свет книга «На славном пути», проникнутая патриотическим духом, что было связано с началом Первой мировой войны. Однако уже через год Франс превратился в противника милитаризма и пацифиста.

Октябрьская революция в России была воспринята им с большим энтузиазмом; одобрил он и создание в начале 20-ых гг. на его родине компартии. К этому времени имя Анатолия Франса известно во всем мире, он считается авторитетнейшим писателем и деятелем культуры у себя в стране. За заслуги в области литературы в 1921 г. ему присуждают Нобелевскую премию по литературе, и эти средства он направляет в Россию для помощи голодающим. Его парижская вилла всегда была открыта для начинающих писателей, которые приезжали к нему даже из-за границы. Скончался Анатоль Франс в 1924 г., 12 октября, неподалеку от Тура, в Сен-Сир-сюр-Луар.

Французский писатель и литературный критик. Член Французской академии (1896). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921), деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России.
Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж, в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.
С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы.
Во время Франко-прусской войны 1870-1871 Франс некоторое время служил в армии, а после демобилизации продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу.
В 1875 году у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста, когда парижская газета «Время» («Le Temps») заказала ему серию критических статей о современных писателях. Уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты и ведёт свою собственную рубрику под названием «Литературная жизнь».
В 1876 году он также назначается заместителем директора библиотеки французского Сената и в течение последующих четырнадцати лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1913 году посетил Россию.
В 1922 году его сочинения были включены в католический «Индекс запрещённых книг».
Был членом Французского Географического общества. В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса. Под влиянием Марселя Пруста Франс первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя «Я обвиняю». С этих времен Франс стал видным деятелем реформистского, а позже - социалистического лагеря, принимал участие в устройстве народных университетов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

Франс - философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству. Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая.