Биография григоровича юрия николаевича.

Величайший русский балетмейстер и хореограф нашего времени Юрий Николаевич Григорович - Герой Социалистического Труда, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.

В 1927 г. в интеллигентной семье ленинградского служащего и простой домохозяйки родился Юрий Николаевич Григорович. Родители любили театр, посещали его, и брали с собой маленького Юрия. Его дядя - Г.А. Розай был известным танцовщиком Мариинского театра. Мама обожала своего брата и мечтала, чтобы сын пошел по его стопам, а сам Юра еще маленьким ребенком придумывал танцевальные спектакли к любимым детским книгам. Ребенка, по обоюдному согласию, родители отдали в хореографическое училище, где он прошел становление, как будущий блистательный танцовщик и талантливый хореограф.

В 1946 г., Григорович становится артистом замечательной, всемирно известной труппы театра им. С. М. Кирова. Через короткое время становится солистом и в продолжение 15 лет танцует на сцене театра, но всегда мечтает попробовать себя в роли хореографа, поставить свой собственный танец. В 1948 г. Юрию Григоровичу выпадает возможность сделать танцевальные спектакли для детей, занимающихся в детской балетной студии г. Ленинграда. Им был поставлен балет «Аистенок», затем «Семеро братьев», «Вальс-фантазия». Спектакли имели огромный успех, юные зрители приходили на них вместе с родителями.

В 1957 г., в Кировском театре, Григоровичем был поставлен спектакль «Каменный цветок» с молодыми исполнителями, с попыткой гармонично ввести в консервативный классический танец элементы народного. Эксперимент удался, балет отличался оригинальностью и своей новизной. В 1961 году Григорович показал зрителю спектакль в восточном стиле - «Легенда о любви». Постановка имела большой успех, но руководство не давало возможности Григоровичу работать в полную силу. Он не вписывался в очень узкие конъектурные рамки балета того времени. Между спектаклями был большой промежуток 4 года и балетмейстер, не видя перспектив нахождения в театре, круто меняет жизнь - переезжает работать в новосибирскую оперу.

В 1963 г. Григоровича зовут в Москву для новой свежей постановки балета «Спящая красавица». Через год, он становится худруком балетной труппы Большого театра, у него появляется возможность претворить в жизнь, все свои идеи, задумки и эксперименты. Выходит в свет его спектакль «Щелкунчик», где в отличие от постановок других хореографов мастер создал на сцене атмосферу домашнего и семейного праздника.

В 1968 г., он работает над балетом «Спартак» на известную музыку А. Хачатуряна. Спектакль был принят зрителями с восторгом. Динамичность героических сцен, яркость персонажей их характерность и красота сцен сражений, делают его неповторимым и самобытным. Затем хореограф обращается к «Лебединому озеру», хочет донести до зрителей философскую идею балета - бесконечная борьба света и тьмы.



Все в творчестве великого балетмейстера складывалось великолепно - новые спектакли, признания, гастроли, планы на будущее, но новый конфликт в театре вновь меняет жизнь хореографа. Основная причина скандала - это решение худрука отправить на заслуженный отдых несколько всемирно известных актеров труппы, возраст которых превысил сорок пять лет. Под увольнение попадает Марис Лиепа, В. Васильев, Н. Бессмертная, Е. Максимова, Н. Тимофеева, М. Плисецкая. Зрители негодовали: "Как можно было уволить весь цвет - лучших актеров Большого театра!". Григорович старался объяснить оппонентам, что балерина должна быть молодой и если даже она великолепно танцует, смотреть на ее не молодое тело зрителю не доставляет удовольствие. В это время М. Плисецкой было 62 года. Самые известные мировые труппы ввели ограничения на возраст артистов балета, что говорить, если в Америке эта граница всего 32 года. Кстати, то, что была уволена жена худрука Наталья Бессмертная, никто не обратил внимания, или не хотел замечать. Труппа выразила протест - отказалась танцевать спектакль, но Григ (так называли его в артистических кругах) был непреклонен.

1995 г. Юрий Григорович вновь начинает жизнь с чистого листа - оставляет Большой театр и едет в провинцию, на юг страны, в Краснодар. Этот теплый город и его театр оперы и балета становятся ему родными. Он ставит свои спектакли, со своим индивидуальным видением хореографии и успешно руководит балетной труппой до сегодняшних дней. Он не молод, но бодр и активен. Занятие любимым делом дает ему силы и вдохновение. На вопрос о возрасте говорит, что не чувствует его, все также юн душой и молод сердцем. Всегда находится в творческом поиске.

Государство и народ выразили признательность художнику множеством премий, званий, наград.

1986 - Герой Социалистического Труда, награда вручена за весомый трудовой вклад в театральное искусство.

2002 - Орден «За заслуги перед Отечеством» III с., за вклад и развитие хореографического и танцевального искусства.

2007 - Орден «За заслуги перед Отечеством» II с., за успехи в развитие русского балета и хореографического искусства страны.

2011 - Орден «За заслуги перед Отечеством» I с., за многолетнюю плодотворную хореографическую деятельность.

Юрий Николаевич Григорович был счастлив в браке с блистательной великой, русской балериной, Натальей Бессмертновой. Она во всех начинаниях поддерживала мужа, подставляя ему свое плечо. Последние годы жизни она посвятила активной педагогической, хореографической деятельности. Умерла в 2008 году.

Юрий Григорович, уроженец Ленинграда, появился на свет зимой 1927 года в семье служащего и домохозяйки.

Григорович Ю.Н. становится солистом балета

Такие, как я, на пенсию не уходят. Они, как деревья, падают.

Григорович Юрий Николаевич

Хотя родители Юрия не имели связи с искусством, их любовь и уважение к нему были абсолютно искренними. В немалой степени этому поспособствовал тот факт, что один из родственников матери мальчика был известным танцором, окончившим балетную школу и принимавшим участие Дягилевской антрепризе парижских сезонов.

Наблюдая за дядей, Юрий и сам начал проявлять интерес к искусству балета. Родители не стали противиться желаниям сына, и отдали мальчика в хореографическое училище (современная Вагановка).

Окончив обучение Юрий попал в балетную труппу современной Мариинки, а в те времена ГАТОБа им. Кирова. На протяжении 15 лет (до 1961) он был солистом балета, танцуя партии современных персонажей и героев бессмертной классики.

Юрий Григорович превращается в хореографа

Практически сразу после окончания хореографического училища Григорович начал пробовать себя в роли балетмейстера и хореографа. Его «пробами пера» стали «Славянские танцы» и «Аистёнок», поставленные в 1947 г. в студии балета горьковского Дворца культуры в Ленинграде. Спустя год в копилку добавились «Семеро братьев».

В ГАТОБе Юрий Николаевич дебютировал в роли постановщика танцев в оперных партиях, а в 1957 г. представил на суд зрителей свой первый полномасштабный «проект». Именно этот балет оказал серьёзное влияние на развитие искусства хореографии во второй половине XX-го столетия.

Достоинство артиста - в служении искусству.

Родители и родные, их роль в судьбе артиста

Отец - Николай Евгеньевич Григорович был служащим. Мать - Клавдия Альфредовна Григорович (Розай) вела домашнее хозяйство.
Родители Ю.Н.Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились к нему очень серьезно. Дядя Юрия Николаевича по матери - Г.А.Розай был видным танцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе С.Дягилева. Это и повлияло на интерес мальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я.Вагановой).

Солист балета

После окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н.Григорович был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до 1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах.

Балетмейстер и хореограф

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

Главный балетмейстер Большого театра

В 1964-1995 годах - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 годах также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

Работа за рубежом и других российских сценах

В 1995 году покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

Возвращение в Большой театр

В феврале 2008 года Юрий Григорович принял предложение руководства Большого театра стать штатным хореографом труппы (балетмейстером, в обязанности которого входит контроль над исполнением своих балетов в текущем репертуаре, вводы новых солистов, корректировки, перенос спектаклей на основную сцену после ее открытия, участие в гастролях - при необходимости адаптации спектаклей к новым площадкам).

Досуг и пристрастия

Как и всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н.Григорович очень требователен в работе, благодаря чему неизменно повышается художественный уровень трупп, с которыми он работает. Вместе с тем он чуткий и отзывчивый человек, заботящийся о своих артистах, добрый товарищ. В свободные часы он любит читать, посещать музеи, проводить время в кругу друзей. Из композиторов особенно любит П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева, из писателей - А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Любит путешествовать и изучать старину.

На протяжении многих лет упоминание о балете Большого театра связывалось в нашем сознании с его именем.

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года. Он был племянником известного в прошлом танцовщика Георгия Розая, артиста Мариинского театра, участника «Парижских сезоно» в в антрепризе Сергея Дягилева. Еще ребенком он мечтал стать хореографом – сочинял и записывал в дневниках балеты по сюжетам любимых книг.

Окончив в 1947 году Ленинградское хореографическое училище, Григорович в течение пятнадцати лет выступал на сцене и имел репутацию незаурядного характерного танцовщика. Интересно, что в первый же год его поступления в театр там шли репетиции балета «Весенняя сказка», который ставил Федор Васильевич Лопухов – балетмейстер, оказавший большое влияние на дальнейшее творческое развитие Григоровича.

Но исполнительская карьера не могла в полной мере удовлетворить его творческих устремлений. Он решил попробовать свои силы сначала в детской студии. Первым спектаклем, поставленным им для детей в Ленинградском Доме культуры имени А.М. Горького в 1948 году, был «Аистенок», который впоследствии в течение многих лет остался в репертуаре студии. Были поставлены Григоровичем и другие детские спектакли, среди которых сразу завоевали любовь юных зрителей «Семеро братьев» по сказке «Мальчик с пальчик» и «Вальс-фантазия» на музыку Глинки.

Наконец состоялся и его дебют как балетмейстера в Кировском театре. В 1957 году в репертуар решено было ввести экспериментальный спектакль, чтобы дать молодежи возможность проявить себя. Это была постановка балета «Каменный цветок ». Первоначально Юрию Григоровичу отводилось место ассистента балетмейстера, а ставить спектакль должен был известный хореограф Константин Сергеев.

Однако Григорович предложил к рассмотрению художественного совета Кировского театра свой вариант оригинальной и интересной постановки. Она и была ему доверена. Юрия Григоровича поддерживал Федор Лопухов, бывший в то время художественным руководителем Кировского балета. Дебют удался. Григоровичу удалось удивительно органично ввести национальные русские элементы в ткань классического танца – так, что они не выглядели чужеродными.

Возможность поставить следующий спектакль Григоровичу представилась лишь через несколько лет, в 1961 году. Этим спектаклем, постановку которого Григорович осуществил менее чем за два месяца, была «Легенда о любви » А. Меликова. Балетмейстер вновь использовал национальные мотивы в спектакле – на этот раз он применил тонкую восточную стилизацию. Григорович применил необычный прием: финалы всех эпизодов спектакля он сделал статичными, напоминающими старинные персидские миниатюры. Внешнее действие отступало на второй план, выдвигая вперед внутреннюю, психологическую логику характеров и их взаимоотношений. Интересным был также прием, впоследствии неоднократно использованный и постоянно развиваемый Юрием Григоровичем, – сценический хореографический монолог одного из персонажей, который углублял психологизм характера героя.

Спектакль был перенесен на сцену Большого театра, как и «Каменный цветок». Казалось бы, Кировский театр должен был дать возможность развиваться таланту балетмейстера, однако ситуация складывалась не в пользу Юрия Григоровича.

О нем заговорили – многие уже были уверены, что он найдет выход из творческого кризиса, охватившего советскую хореографию сталинского образца. Адепты старого драмбалета были недовольны. Молодая поросль внутри театра и на страницах газет, наоборот, приветствовала его поиски «симфонического танца». Григорович привел советский балет в эстетическое соответствие со временем «оттепели». В его спектаклях нравился отказ от прямой иллюстративности за счет режиссерских и пластических обобщений. Но театральное начальство было недовольно, перспектив для себя в Кировском театре Григорович не видел.

Он не побоялся круто изменить свою жизнь и уехать в далекий Новосибирск ради того, чтобы иметь возможность ставить спектакли. Это был первый его отъезд в провинцию, второй состоялся несколькими десятилетиями позже.

В Новосибирске балетмейстер пробыл около двух лет. Самыми значительными его постановками на сцене Новосибирского театра оперы и балета были «Каменный цветок» и первая редакция «Лебединого озера». В 1963 году Юрия Григоровича пригласили в Москву для постановки в Большом театре балета «Спящая красавица». Фактически с этого спектакля началась его многолетняя работа в Большом театре.

Его постановка была по своему духу близка первоначальному решению Мариуса Петипа и Льва Иванова. Он стремился подчеркнуть театральность музыки, театральность хореографии Петипа, создать спектакль-парад хореографических шедевров, спектакль во славу танца, блистательное гала-представление. В целом спектакль получился блистательным, изысканным, но лишенным присущей остальным произведениям Григоровича яркой эмоциональности.

Через десять лет Григорович вновь вернулся к работе над «Спящей красавицей». На этот раз его трактовка представляла собой смешение сказочного и реального, воплощая конфликт мечты и действительности, чему соответствует и сценография спектакля: сцена визуально постоянно делится на две половины, в одной из которых происходит действие «реального» плана, в другой – «сказочного».

В 1964 году он стал руководителем балетной труппы Большого театра, получив широкую возможность реализовать творческие замыслы.

Первым спектаклем, поставленным Григоровичем в качестве главного балетмейстера Большого театра, был «Щелкунчик». В отличие от прежних своих спектаклей, где он намеренно избегал примет быта, романтизируя сценическую обстановку, «Щелкунчик» овеян духом домашнего очага, семейного праздника, на фоне которого разворачиваются основные события балета.

Многие сценические решения этого балета были подготовлены предыдущими постановками Григоровича, использование хореографических монологов, лаконическое решение сценического оформления спектакля, внутреннюю психологическую логику развития сюжета можно было проследить уже в ранних постановках балетмейстера. Однако в «Спартаке», во многом благодаря героической теме, все эти творческие находки смогли проявиться более ярко и полно.

После триумфа «Спартака» Григорович вновь обратился к постановке классики балетной сцены – «Лебединому озеру». Он максимально сохранил лучшие части первоначальной хореографии, заново поставив первую картину, сцену бала и последний акт. Он ставил балет не как красивую сказку и не как романтико-фантастическую историю, а старался раскрыть философский смысл сюжета, показать борьбу добра со злом, внутренние коллизии, проблему выбора. Случилась, правда, и неувязка – Григорович мечтал сделать трагический финал балета, но министр культуры Фурцева потребовала оптимизма. В результате Одетта много лет не погибала, а воссоединялась с Принцем. Впоследствии никто не мешал ему закончить спектакль по собственному желанию.

С 1969 по 1975 год Юрий Николаевич Григорович не ставил оригинальных балетов. Это был период раздумья, осмысления накопленного опыта – и творческого, и жизненного. В результате Григорович обратился к истории и поставил балет «Иван Грозный ». В рамках балетного спектакля передать всю сложность исторической эпохи в многообразии ее событий просто невозможно, поэтому Юрий Григорович избрал путь углубленного психологизма своих героев, раскрытия исторического времени через эмоциональный внутренний мир.

Затем он обратился к современности, поставив балет из советской жизни «Ангара» по мотивам пьесы Арбузова «Иркутская история». Большой театр никогда не мог оставаться вне политики, и указание о постановке «советского балета», полностью злободневного по своей тематике, исходило от партийного руководства.

По-своему, во многом противоречиво, поставил Григорович спектакль «Ромео и Джульетта». Несколько необычна и спорна трактовка балетмейстером финала балета, отступающая от шекспировского текста, – Джульетта просыпается, когда Ромео еще жив. Однако он уже принял яд, и юные влюбленные обречены.

Балет Дмитрия Шостаковича «Золотой век», впервые поставленный в 1939 году, имел неудачную судьбу, в основном из-за плакатно-схематического содержания. Григорович в 1982 году поставил этот балет по новому сценарию. В этой постановке Григорович смог соединить на сцене лирику и гротеск, сатиру, раскрыть приключенческий, авантюрный сюжет в сочетании классического танца с акробатическим.

Григорович перенес место действия в советскую Россию, и индустриальная немецкая выставка «Золотой век» превратилась в нэпманский ресторан с тем же названием. Соответственно изменились и герои. Такая подача материала была ближе и понятнее и автору, и зрителям, давала богатые возможности для создания разнообразных сценических характеров средствами танца.

После «Золотого века» Григорович вновь обратился к классике балетной сцены – к балету «Раймонда», поставленному еще Мариусом Петипа. И вновь он, первоначально собираясь выступить лишь в роли реставратора старинного балета, фактически создал его новую постановку, не нарушив при этом общей хореографической концепции Петипа. Григоровичу пришлось с помощью ленинградских специалистов в области балета провести настоящее исследование по восстановлению первоначальной редакции «Раймонды» во всех подробностях. В результате получилась фантазия на тему «Раймонды» Петипа, видение современным балетмейстером старого шедевра хореографии сквозь призму собственного восприятия.

Казалось бы, творческая судьба Юрия Григоровича блестяща и безоблачна. Триумфальные постановки в Москве и за рубежом, внимание специалистов всего мира, новые работы, множество других творческих планов. Счастливый творческий и семейный союз с прекрасной балериной Натальей Бессмертновой , верной соратницей и единомышленницей в театре и надежной опорой в жизни.

Но в театре назрел очередной конфликт. Одной из причин было то, что Григорович отправил на заслуженную пенсию несколько солистов Большого театра. Он считал, что после сорока пяти лет появляться на сцене не стоит даже очень техничной балерине. Скорее всего, он был прав – официальным возрастом ухода на пенсию в России считается 38 лет, а в Америке – даже 32. В результате в 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр. Значительная часть труппы была не согласна с таким положением, и вскоре в знак протеста был сорван один из спектаклей, однако это не привело ни к каким результатам.

Григорович вновь обратился к провинциальной, на этот раз к краснодарской сцене. В 1996 году он возглавил балетную труппу Краснодара. И одна за другой пошли премьеры: в январе 1997 года – «Лебединое озеро», через месяц с небольшим – «Жизель», в мае – «Шопениана», в октябре – «Щелкунчик», в апреле 1998 года «Раймонда», приуроченная к 100-летию создания балета. В сентябре 1999 года был поставлен «Дон Кихот», в 2000 году Григорович воссоздал в Краснодаре еще два своих шедевра – «Спартак» и «Ромео и Джульетта», а за ними – «Золотой век», «Тщетная предосторожность», «Баядерка», «Каменный цветок», «Корсар»…

Балетмейстера приглашают во многие театры. Его последний проект – «Тщетная предосторожность» для учеников Московского хореографического училища, остроумный и веселый балет. В том, что титулованный балетмейстер, лауреат многих премий, работает с молодежью, есть особый смысл – только так и должно рождаться будущее российского балета.

Д. Трускиновская

Заслуженный артист РСФСР (1957), народный артист РСФСР (1966), народный артист СССР (1973), лауреат Ленинской премии (1970), лауреат Государственной премии СССР (1977, 1985), Герой Социалистического Труда (1986), профессор. Окончил ЛХУ в 1946 (ученик А. Писарева, В. Пономарева, А. Пушкина, Б. Шаврова, А. Лопухова), актерский факультет ГИТИСа (1965).

В 1946-61 годах в Театре им. Кирова. Первый исполнитель партий: Ретиарий («Спартак»), Северьян; Цветной юноша («Тропою грома»), Паяц («Щелкунчик»), Вестник («Тарас Бульба»), Охотник («Красный цветок»), русская пляска («Медный всадник»); др. партии: Ли Шанфу, Шурале; Николай («Татьяна»), Жером («Пламя Парижа»), Нурали, Юноша («Бахчисарайский фонтан»), Божок («Баядерка»), Ганс («Жизель»), Шут («Ромео и Джульетта»), Шут («Медный всадник»), Кот в сапогах («Спящая красавица»), украинский танец («Конек-Горбунок»), китайский танец («Щелкунчик»), Половчанин («Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»), Пан («Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст»). Дебютировал как балетмейстер, поставил балеты «Аистенок» (1948), «Семеро братьев» (1950) в ЛДК им. А. М. Горького.

В 1961-64 балетмейстер Театра им. Кирова, где поставил балеты «Каменный цветок » (1957), «Легенда о любви» (1961).

С 1964 главный балетмейстер Большого театра, где им созданы: «Щелкунчик» (1966), «Спартак» (1968), «Иван Грозный» (1975), «Ангара» (1976), «Ромео и Джульетта» (1979), «Золотой век» (1982); осуществлены новые редакции балетов: «Спящая красавица» (1963, 1973), «Лебединое озеро» (1969), «Раймонда» (1984); возобновлены: «Каменный цветок» (1959), «Легенда о любви» (1965).

Характерно-гротесковый танцовщик академической школы танца, он отличался высоким прыжком с баллоном, мягкой, выразительной пластикой. Среди его бесспорных удач роли Божка, Шурале, Северьяна, Ретиария; в каждую роль он внес свои психологические и эмоциональные нюансы.

К концу 50-х гг. искусство «драмбалета» пришло к своему логическому концу. Чтобы всколыхнуть творческую атмосферу, дать толчок новому развитию советской хореографии, нужен был «смелый молодой талант, не зараженный предрассудками прошлых лет». Так считал Ф. Лопухов, поручив Григоровичу поставить «Каменного цветка».

Григорович оправдал его надежды. «Каменный цветок» положил начало новому развитию советского балета. Лопухов писал: «Появился новый балетмейстер-художник современного танца. Современного в смысле поисков, выражения идей и образов, а также форм выразительности, позволяющих донести эти идеи и эти образы зрителям. Появился балетмейстер, который в балете превыше всего чтит танец, верит в него как в суть своего творчества, видит в нем источник своей поэзии. . . Григорович ищет путей к созданию симфонически развитых танцевальных форм».

В балете «Легенда о любви» «виден большой рост Григоровича как художника» (Ф. Лопухов). Д. Шостакович писал, что балетмейстер «с подкупающей выразительностью решил в своем спектакле сложную тему человеческого подвига, человеческих взаимоотношений и поступков. . . Глубокие гуманистические идеи выражены в хореографии образной, самобытной, открывающей, я думаю, новый этап в развитии советского балетного театра». «Балеты Григоровича симфоничны и театральны одновременно... Самые сложные переплетения хореографических лейтмотивов, пластические отклики и отзвуки кордебалета, вся полифония танца органически связана с непрерывным развитием танцевальной драмы. Драматургия и симфонизм балетов Григоровича неразрывны... Логика симфонического развития танца всегда соединена с логикой развития действия...» (Б. Львов-Анохин).

С именем Григоровича связано развитие русского балета ХХ века. Всю свою творческую жизнь он остается верен традиционной школе и в то же время занимается обновлением ее основных художественных принципов, чтобы искусство балета было понятно современному зрителю.

Творческий путь Григоровича начинался в Ленинграде. В 1946 году он окончил Ленинградское хореографическое училище, где занимался у замечательных педагогов Б. В. Шаврова и А. А. Писарева. Затем почти двадцать лет, с 1946 по 1964 год, проработал в Театре им. Кирова. В то время Григорович исполнял преимущественно характерные и гротескные партии. Ценители балетного искусства до сих пор помнят его половчанина из оперы А. Бородина «Князь Игорь» или Нурали в балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

Одновременно с работой в театре Григорович начал заниматься балетной драматургией - сочинять либретто для балетов и писать сценарии. Вместе с писателем П. Карпом он написал балеты «Ванина Ванини» (по новелле Стендаля) и «Овод» (по книге Э. Войнич). Первые постановки Григорович осуществил в 1948 году в детской хореографической студии Ленинградского дворца культуры имени М. Горького, где поставил балеты «Аистёнок» и «Семеро братьев» на музыку Варламова.

Набравшись опыта, Григорович приступил и к большим работам. В 1957 году он поставил балет С. Прокофьева «Каменный цветок» (по сказке П. Бажова), а в 1961-м зрители увидели другой балет в постановке Григоровича - «Легенда о любви» А. Меликова (по пьесе Н. Хикмета). Для этих балетов он написал также собственные либретто, удачно наложив их на прежнюю музыку. Позднее Григорович перенес оба балета на сцену Большого театра. «Каменный цветок» он ставил также в Новосибирске, Таллине, Стокгольме, Софии, в других городах, а «Легенду о любви» - в Новосибирске, Баку и Праге.

Уже в этих постановках отчетливо проявился творческий почерк Григоровича - сочетание опыта и традиций русских балетмейстеров с новыми приемами. Он стремился сделать балет динамичным и ярким. Для этого Григорович создает последовательный и цельный драматический сюжет и тщательно разрабатывает характеры героев.

Такая сложная и длительная подготовка давала свои плоды. Всем балетам Григоровича свойственна необыкновенная легкость, несмотря на то, что постановщик включал сложные хореографические формы и добивался такого полного слияния хореографии с музыкой, что в танце воплощалась буквально каждая нота. Основой хореографического решения у Григоровича всегда является классический танец, обогащенный элементами других танцевальных систем, народных танцев, например, и даже акробатики.

Интересно, что в этих балетах он впервые применил нетрадиционное оформление сцены и костюмов действующих лиц. Так, Мехмене-Бану, в балете «Легенда о любви», несколько раз на протяжении действия меняет костюм в соответствии с той обстановкой, в которой развивается действие.

Для каждого персонажа Григорович нашел свой рисунок движений, раскрывающий его характер. У одних он был быстрый, порывистый, у других замедленный, даже несколько ленивый. При этом Юрий Николаевич постоянно совершенствовал хореографическое решение своих постановок. Следующей значительной работой Григоровича, в которой его талант раскрылся с новой, неожиданной стороны, стала постановка балета А. Хачатуряна «Спартак» (1968). В постановке Григоровича этот балет стал одновременно и поэмой, и трагедией, языком выразительных движений герои рассказывали зрителю о том счастье, которое испытывают люди, борясь за свободу.

Но таким «Спартак» стал уже потом, а первоначальная редакция, созданная в Ленинграде по сценарию Н. Волкова, не удовлетворила ни самого балетмейстера, ни зрителей. Поэтому вскоре Григорович подготовил вторую редакцию уже по собственному сценарию. Он поставил его как ряд крупных хореографических сцен, выражающих узловые, этапные моменты действия: нашествие римлян, развлечения господ, восстание рабов, - которые чередовались с яркими танцевальными монологами главных действующих лиц. Для новой постановки потребовалось создать и новую редакцию музыки, над которой они работали вместе с композитором А. Хачатуряном.

Совершенно по-иному подошел Григорович к классическим балетам. Первой его работой стала постановка знаменитого балета П. Чайковского «Спящая красавица». Трудность заключалась в том, что балетмейстер должен был сохранить его классическую хореографию, созданную М. И. Петипа. И Григорович сделал, казалось бы, невозможное. Он не просто сохранил все, что создал Петипа, но и превратил старинный балет в яркое и современное зрелище. При этом и музыка балета, хорошо известная и привычная, зазвучала совершенно по-новому. Григорович показал, что классический танец имеет огромные выразительные возможности и балетмейстер должен лишь правильно использовать их.

Тот же принцип он использовал и при работе над балетами на симфоническую музыку. В спектакле «Иван Грозный» на музыку Прокофьева Григорович создал сложный образ выдающейся личности, проносящей большую идею через множество трудностей и испытаний. Помимо массовых и сольных сцен он использовал в качестве своеобразного лейтмотива танец бьющих в набат звонарей, отмечающий все поворотные моменты в сюжете.

Однако главное место в творчестве Григоровича все же занимают постановки классических балетов. Он поставил все балеты П. Чайковского, причем сделал их не просто детскими сказками, какими они часто ставились на сцене, а философско-хореографическими поэмами с большим и серьезным содержанием. В «Щелкунчике», например, он создал новую хореографию на основе полной партитуры самого Чайковского, нисколько не изменив ее. В центре спектакля - светлые романтические образы главных героев, воплощенные в развитых танцевальных партитурах.

Действие развертывается как путешествие по елке к ее увенчанной звездой вершине. Поэтому в нем участвуют елочные игрушки, составляющие своеобразный «аккомпанемент» чувствам главных героев. Каждая из них изображает какой-то символ или сказочный персонаж, что подчеркивается соответствующими костюмами и характерными танцами. Спектакль развивается как единое музыкально-хореографическое действие, отдельные танцевальные номера объединены между собой и составляют единую хореографическую сцену, что еще ярче высвечивает конфликт добрых и злых сил, которые воплощены в Щелкунчике и Мышином царе.

На основе накопленного опыта Григорович осуществил в 197 8 г. постановку балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» вначале в Париже, а затем и в Большом театре. При этом он включил в музыку ряд неизвестных ранее музыкальных номеров, найденных им в архиве композитора.

Вся музыка, написанная Прокофьевым для «Ромео и Джульетты», впервые зазвучала без каких-либо купюр. Спектакль был решен как трагедия гибели возвышенных и прекрасных героев в жестоких условиях враждебного мира. В отличие от предшествующей постановки Большого театра Григорович в своем балете подчеркнул не историко-бытовое, а философское содержание бессмертной трагедии Шекспира.

Следует отметить, что все свои спектакли Григорович ставил по собственным сценариям. Кроме того, все они оформлены художником С. Б. Вирсаладзе, создавшим декорации и костюмы, органично слитые с хореографией. Такое содружество не случайно. Григорович считает, что балетмейстер должен сам находить драматургическое решение каждого спектакля, а затем воплощать его в хореографических образах. Именно так он ставил спектакли в театрах различных стран, например «Жизель» в Анкаре и «Лебединое озеро» в Риме.

Постановочную работу Григорович сочетает с преподавательской. С 1973 года он является профессором балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. Кроме того, Григорович - бессменный организатор конкурсов артистов балета в Москве и вдохновитель уникального издания - фундаментальной энциклопедии «Балет».