Хорошая статья о музыкальном руководителе. Внесла свежую струю

Что такое счастье? Ответ на этот вопрос люди ищут тысячелетиями. По мнению одних – это здоровье близких. Успех и удача – считают другие. А для кого-то счастье – это значит состояться в профессии, когда каждый день испытываешь огромное чувство радости и удовлетворения от своей работы, от результатов, которых добиваешься.

Исходя из последнего определения, можно смело сказать, что Инна Владимировна Жилина – счастливый человек. Каждое утро она летит как на крыльях в ДОУ № 30, чтобы вновь встретиться с ребятами и коллегами, ставшими для нее за три года работы в детском саду второй семьей. А ведь было время, когда сомневалась в своем выборе: «Смогу ли я? Хватит ли у меня способностей и умений, чтобы освоить эту деятельность?». И только вера в собственные силы и поддержка окружающих помогли победить все страхи и неуверенность и освоить, как потом оказалось, любимое дело.

{mospagebreak title=Внесла свежую струю}

Внесла свежую струю

Инна Владимировна – музыкальный руководитель и по совместительству исполняющая обязанности старшего воспитателя МДОУ № 30.

С ее приходом в наш коллектив, - рассказывает заведующая Т.А. Загриценко, - жизнь дошкольного учреждения стала еще более насыщенной и интересной. Жилина постоянно организует для детей всевозможные праздники, спектакли, кукольные театры. У нее всегда полно свежих идей, творческого замысла. Благодаря усилиям педагога значительно активизировалась работа с родителями воспитанников, увеличилось количество мероприятий с их участием.

Так, недавно, отмечает Татьяна Александровна, в детском саду прошло общеродительское собрание по теме «Защита прав и достоинств ребенка» с целью повышения правовой грамотности взрослых. До этого мамы и папы участвовали в осенней выставке поделок, изготовленных совместно с детьми. Кроме того, для них в каждой группе и холле оформлены информационные стенды, призванные повышать внимание к вопросам жизни и воспитания ребенка. Также старший воспитатель проводит с родителями анкетирование по актуальным проблемам взаимодействия ДОУ и семьи.

{mospagebreak title=Помощник и наставник}

Помощник и наставник

Но это еще не все. Главным образом, Инна Владимировна занимается организацией и планированием методической работы педагогов в детском саду. Особое внимание она уделяет процессу развития профессиональных умений, освоению передового опыта, поиска лучших форм работы с детьми. Старший воспитатель дает интересные рекомендации своим коллегам, помогает им на пути повышения педагогического мастерства посредством активного участия в различных семинарах, районных методических объединениях, конкурсах.

Яркое подтверждение тому, - говорит заведующая, - успешное выступление наших педагогов в муниципальном конкурсе «Воспитатель года». Второй год подряд они – в числе лауреатов, и в этом немалая заслуга И.В. Жилиной, которая принимала непосредственное участие в подготовке к этому мероприятию. Инна Владимировна сама разрабатывала сценарии, придумывала музыкальное сопровождение, сочиняла слова к песням, ставила танцевальные номера.

Также в этом году наш детский сад одержал победу в конкурсе «Служба спасения-01», приуроченном к 20-летию МЧС России. Мы представили книгу «Тили-бом», сделанную из соленого теста.

По всей видимости, ваша коллега обладает творческими способностями, - предположила я.

С раннего детства участвовала в художественной самодеятельности, - подключилась к разговору сама Инна Владимировна. - Еще будучи в школе, окончила музыкальное отделение на базе сельского Дома культуры. Потом, спустя несколько лет, я даже работала там в качестве художественного руководителя. Занималась в основном с детьми и молодежью. Вела кружок декоративно-прикладного творчества, организовывала дискотеки, была бессменной ведущей всех праздников в поселке.

Потому, наверное, так близка и понятна мне моя нынешняя специальность.

{mospagebreak title=Индивидуальный подход}

К каждому ребенку – свой подход

Какие задачи вы как музыкальный руководитель считаете главными в своей работе с дошкольниками?

Первая – это, конечно, воспитание в детях любви и интереса к музыке. Вторая задача, которую перед собой ставлю, – расширить впечатления детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями и средствами выразительности. Также на музыкальных занятиях у ребят формируются простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развиваются слух, артистические способности, эстетический вкус, память, воображение.

Но самое главное, считаю, общение с музыкой должно приносить детям радость, удовольствие, наполнять их жизнь ярким светом.

По какой программе вы ведете обучение?

За основу я взяла «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Как дополнение использую парциальную программу «Ладушки» И. Каплуновой, содержащую конспекты музыкальных занятий.

Помимо этого, каждый учебный год мы совместно с воспитателями групп и заведующей разрабатываем свою общеобразовательную программу, рассчитанную конкретно на наш детский сад. Она включает основные направления работы, цели и задачи, воспитательные мероприятия.

В нынешнем учебном году, например, среди приоритетных направлений деятельности ДОУ № 30 – укрепление физического и эмоционального здоровья воспитанников и формирование основ экологического воспитания дошкольников.

В процессе обучения я обязательно учитываю физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуары подбираем в соответствии с возрастной группой. В яслях малыши подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, водить хороводы, танцевать парами, мальчиков правильно приглашать девочек на танец.

Сетка музыкальных занятий в детском саду составляется мною в строгом соответствии с санитарно-эпидемическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

{mospagebreak title=Мама}

Не только педагог, но и мама

Не за горами – День матери. Как ваш детский сад готовится отметить этот замечательный праздник? - интересуюсь у Инны Владимировны.

1 ноября в ДОУ стартовал месячник, посвященный Дню матери. Каждый день – какое-нибудь мероприятие. Из прошедших наиболее запомнились кукольный театр «Дружная семейка», просмотр мультфильмов про маму, оформление групповых стенгазет с детскими рисунками и праздничными пожеланиями.

В эти дни полным ходом идет подготовка к традиционному концерту, на который соберутся любимые мамы и бабушки наших воспитанников. Ребята подарят им незабываемые вокальные и танцевальные номера, покажут театральное представление, расскажут стихи.

День матери – это и ваш праздник тоже, не так ли?

Да, как и всякой другой женщины, у которой есть дети. А у меня их аж трое. И все – представляете? – мальчики. Самого старшего зовут Владимиром. В настоящее время он проходит службу в армии, в Ростовской области. Средний сыночек Андрей учится в школе, ему 13 лет. А младшенькому Дима 7 ноября исполнилось четыре годика. Я так всем и говорю: сделала себе подарок на собственный день рождения – 8 ноября.

А какая вы дома? - спрашиваю свою собеседницу.

Хозяйственная, - улыбаясь, отвечает Инна Владимировна. - Любая работа в руках спорится. Но из всех домашних дел больше всего люблю готовить, особенно печь торты.

Как вам удается быть такой обаятельной и жизнерадостной?

Любовь творит чудеса... Любовь к семье, работе, окружающему миру.

Фото А. Толстых.

  • Previous Article Бескорыстные друзья природы

  • Next Article Обогащают духовный мир детей посредством музыкальных и хореографических занятий в ильинском МДОУ № 4

«Музыкальное воспитание в детском саду».

Цель музыкального воспитания в детском саду – воспитание благородного человека путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

Задачи музыкального воспитания:

Воспитывать интерес к музыке.

Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.

Знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.

Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.

Развивать творческую активность во время доступных детям видах музыкальной деятельности. Формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Наша основная задача – воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир, переживать различные явления и события, осознавать и выражать свое отношение ко всему происходящему. Во время проведения музыкальных мероприятий музыкальный руководитель:

Развивает музыкальность (чувство ритма, интонацию, звуковысотный слух, музыкальную память);

Выбирая музыкальный материал, формирует способность ребенка воспринимать разностилевую музыку, прививает вкус, развивает певческий диапазон, знакомит с азами теории музыки;

Развивает эмоциональность, сопереживание, способность созерцать;

Формирует способность передачи музыки через движение, пластику, развивает двигательную свободу, координацию, коммуникативность, чувство ансамбля и партнерства;

Увлекает детей фольклором и творчеством композиторов, воспитывает чувство уверенности;

Предлагает богатый выбор образов, приемов исполнения, а ребенок, подражая педагогу, развивает и совершенствует себя.

Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее.

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или станцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Если вы, уважаемые взрослые, хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним! Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение.

Лучше выбирать для слушания небольшое произведение.

Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи (громко, тихо, умеренно громко и т. д.)

Слушать вокальную музыку легче. Ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием. Выделите для этого специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой.

Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.

Формы музыкальной работы в детском саду.

Музыкальные занятия.

Праздники и развлечения.

Кружковая работа (дополнительное образование).

Концерты и театральные представления.

Музыкальные гостиные.

Музыкально-театральные постановки и пр.

В детском саду музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. На этих занятиях дети учатся слушать и понимать музыку, петь, обучаются движениям под музыку, танцам, играм, игре на музыкальных инструментах. Один раз в месяц проводятся музыкальные развлечения, которые углубляют музыкальные представления детей, совершенствуют музыкальное восприятие. Несколько раз в году проводятся праздники – Осенний, Новый год, 8 марта, Выпуск в школу и другие, которые способствуют всестороннему развитию детей. Они воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. В повседневной жизни музыкальное воспитание осуществляет воспитатель. В каждой группе есть музыкальный уголок. Есть определенный набор музыкальных инструментов, музыкально-дидактических игр, которые дают возможность воспитателю осуществлять художественное развитие всех детей.

Ольга Мышанская
Музыкальное воспитание в детском саду

Музыкальное воспитание - это целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства - формирование интересов, способностей, потребностей, эстетического отношения к музыке .

Основная задача музыкального воспитания : проявлять способность детей, внимательно, с уважением слушать музыку , различные произведения. Содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений.

Развивать творческую деятельность доступных детям видах музыкальной деятельности .

Развивать также музыкальность и музицирование , что сюда входит (чувство ритма, интонация, слух, музыкальная память ) Выбирая музыкальный материал есть способности детей воспринимать различную музыку , развивает певческий диапазон и прививает вкус, также развивает эмоциональность, сопереживание.

Что скажем про музыкальные занятия . Главная и первая форма организации - музыкальные занятия , которые можно разделить по разным параметрам :

Типовое занятие включает в себя все виды музыкально деятельности :

Структура типового занятия :

1. Вход в зал.

2. Музыкально -ритмические движения в виде упражнений. (марш, бег, подскоки, прыжки и. т. д.)

3. Слушание музыки .

4. Пение, включающее : распевание, с речевой вокализацией, разучивание песен.

5. Музыкально -ритмические движения в виде игр, танцев, хороводов.

6. Игра на д. м. и.

7. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности) .

Доминантное занятие какой-либо вид музыкальной деятельности . Например занятие выстраивается с целью развития отстающей у ребенка музыкальной способности , то есть, доминируют те виды деятельности, которые могут ее развивать. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и подгрупповых.

Например, доминантное занятие по пению имеет следующую структуру :

Вход в зал под маршевую песню.

Слушание вокальной музыки , песни.

Пение - расширенный раздел.

Игра, хоровод с пением.

Д. м. и. - попевки.

Слушать вокальную музыку легче . Текст нам подсказывает о чем поётся, о чём хотел сообщить композитор. Рекомендуем сделать прослушивание для детей одним днём. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой .

Формы музыкальной деятельности в детском саду

1) Музыкальные занятия

2) Праздники и развлечения

3) Концерты

4) Музыкально -театральные постановки

5) Индивидуальные музыкальные занятия

Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю, где мы учимся ловить чувство ритма на различных упражнениях, с интересом и вниманием слушаем музыку и в первую очередь определяем её характер, потом расширяем певческий диапазон, разучиваем песни, за тем же мы снова двигаемся, танцуем и играем. 1 раз в неделю проводятся досуги, которые углубляют музыкальное представление детей .

Так же проводятся праздники :

Они способствуют всестороннему развитию детей, а также воздейстуют на формирование личности ребёнка, подводит итог педагогический работы.

В повседневной жизни музыкальное воспитание осуществляет воспитатель . В каждой группе есть музыкальный уголок . Есть определенный набор музыкальных инструментов .

Цель музыкального воспитания :

формирование интереса к музыке , потребностей, способностей и хорошего отношения к музыке .

Задачи музыкального воспитания :

Обогащать музыкальное впечатление о музыке , знакомить их с различными музыкальными произведениями .

Музыка создает атмосферу и пробуждаем чувства людей.

Что такое музыка ? Мы слушаем музыку , создаём её. Она вызывает у нас ассоциации с определёнными моментами нашей жизни. Музыка - это вид искусства , в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки . Основные элементы и выразительные средства музыки - лад , ритм, метр, темп, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение, инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством,кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония) . Музыка подразделяется : на роды и виды - театральная (опера, и т. п., симфоническая, камерная и др. ; на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения музыкальными инструментами .

Есть уникальная профессия в детском саду - ​музыкальный руководитель. Уникальность профессии заключается в том, что он должен уметь абсолютно всё: играть на музыкальных инструментах, писать сценарии, петь, плясать, рисовать, сочинять стихи и т.д. А кроме этого он должен поднимать настроение детям и их родителям, должен постоянно учиться, быть психологом и дипломатом, умеющим договориться со всеми специалистами в детском саду.

И в нашем детском саду «Золотинка», что в селе Соловьёвске, есть такой суперспециалист - ​Крейдерова Нина Владимировна.

Она проявила себя как человек творческий, целеустремленный, всегда находящийся в состоянии поиска, сразу же стала близким другом для всех без исключения детей в детском саду, с удовольствием отдаёт им свои знания и умения. Нина Владимировна старается тактично вселить в душу ребенка надежду и уверенность в собственных силах, чтобы помочь в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха на жизненном поприще.

Под чутким руководством музыкального руководителя дети учатся танцевать в кружке «Шалунишки», а затем с удовольствием показывают свои достижения на концертах для жителей Соловьёвска. Также Нина Владимировна развивает творческие способности воспитанников средствами театрального искусства на занятиях кружка «В мире театра», где дети знакомятся с различными видами театров, проявляют артистические способности. Также дети учатся играть на металллофонах, русских народных музыкальных инструментах, развивают певческие навыки, социальную активность и умение держаться на сцене.

Нина Владимировна не только затейник, сценарист, режиссер, но и душа всех праздников. Это универсальный мастер, который выявляет и развивает индивидуальные способности и таланты, изначально заложенные в каждом ребенке.

Все сценарии праздников, которые готовит наш музыкальный руководитель, интересны, оригинальны и неповторимы. Традиционные «Новогодний бал», «Проводы зимы», «День защитника Отечества» и другие утренники, тематические развлечения превращаются в весёлые, яркие, искрометные события для детей и их родителей.

Нина Владимировна за короткий срок завоевала искреннюю любовь детей, уважение коллег и родителей, она по праву получает самую большую в мире награду - ​детскую улыбку и детский смех.

2 мая по инициативе Нины Владимировны прошёл отчетный концерт воспитанников детского сада «Золотинка» в клубе для родителей и жителей Соловьевска, где ребятишки показали свои таланты в умении петь, танцевать. Отзыв о концерте родителей: «Сегодня самый замечательный день! Хочется искренне поблагодарить весь коллектив детского сада за отчетный концерт. Воспитатель - ​это не просто работа, а призвание, он вносит огромный вклад в развитие и формирование кругозора каждого ребенка. Вы доказательство того, что в мире существуют люди, любящие свою работу, которые отдают частичку своего сердца нашим малышам. Сегодня благодаря вашему труду мы увидели таланты наших детей. В течение этого года мы не раз наблюдали ваш профессионализм и трепетное отношение к ребятам, сколько терпения и труда вложено в каждое представление. Спасибо вам!».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №472

подготовила музыкальный руководитель Оленникова Лариса Сергеевна Челябинск 2015 г.

Пение - наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.

Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Перед музыкальным руководителем дошкольного учреждения стоит ответственная задача - научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками, - и для слушания, и для разучивания. Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.

Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции, у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее. В работе над протяжностью звука, что может быть лучше, чем русская народная песня, ведь широкая напевность характерна для всех жанров русской песни. Надо расширять репертуар и за счет современных советских песен, доступность музыки и текста которых способствуют быстрому усвоению мелодии, развивают музыкальность. Приобщение детей к современной песне имеет большое значение для их умственного и нравственного развития.

Практика показывает, что некоторые музыкальные руководители детских садов формально подходят к работе над песней. Они разучивают песни с целью использования их на праздничном утреннике. В основном учитывается тематика песен, эффективность их звучания. При этом не решаются последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. В конечном итоге дети не приобретают устойчивых певческих навыков, так необходимых в дальнейшем для успешного обучения в школе. Часто такие педагоги не задумываются, да и не умеют определить программное содержание песни, проанализировать ее трудности, наметить приемы их преодоления с тем, чтобы работа над каждой песней положительно влияла на певческие умения детей. Возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены и обычно не выходят за пределы определённого круга интонаций, их певческие навыки элементарны, а у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, совсем не сформированы.

(как и голос) «интонировать» голосом, чем 3-4 летнему малышу, но лишь бы было стремление и терпение. Своей методикой я ставлю цель - помочь понять музыкальным руководителям содержание работы над песней, научить видеть ближнюю и последующую перспективу с учетом последовательности и постепенности усложнения заданий в разучивании каждой песни в младшей и средней группам детского сада. Основная часть методики содержит учебный песенный материал (упражнения для развития голоса и музыкального слуха, песни первой и второй степени сложности) для детей 3-4 и 4-5 лет.

Возрастные особенности слуха и голоса детей 3-4 лет. У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа) , так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края - отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь продумываю подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми - си) ; короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.

Я работаю над формированием устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания, не допускаю форсирования звука, как во время пения, так и в разговорной речи. В работе я создаю благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках. Я систематически провожу индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей и родителей, разъясняя им вредность громкого разговора и крика в пении, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. Объясняю, насколько опасно позволять петь дошкольнику на улице в холодную, сырую погоду.

В работе с детьми 3-4 лет я ставлю следующие задачи в области пения:

  1. учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
  2. внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов;
  3. правильно передавать мелодию в диапазоне ми - си; петь с помощью музыкального руководителя, с музыкальным сопровождением и без него;
  4. формировать коллективное пение: учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.

Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет уже иные. На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре - си) , дыхание стало более организованным, хотя всё еще довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т. е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе с взрослым; начинают петь согласованно с музыкальным сопровождением и без него (при моей голосовой поддержке) .

Работая, с детьми 4-5 лет я ставлю следующие задачи по пению:

  1. продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
  2. правильно передавать мелодию в пределах ре - си;
  3. различать звуки по высоте;
  4. внятно произносить слова;
  5. брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
  6. вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;
  7. уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью музыкального руководителя) ;
  8. петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный) .

Важная задача при обучении детей пению - это раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку, научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим исполнением. Чтобы воздействие песен стало эффективным, и дети полюбили их, первую встречу с песней я провожу ярко и эмоционально, обращаю особое внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности и выразительность её литературного текста.

Я очень хорошо понимаю, что качество исполненной мной песни играет большую роль в процессе ознакомления детей с музыкальным произведением, воспитывает эстетический вкус. Но ребенок только тогда почувствует прелесть песни, когда у него будет развит музыкальный слух и привиты навыки чистого интонирования, когда он осознает, что его голос сливается с другими детьми, когда у него появится желание петь не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Среди всех певческих навыков особое внимание я уделяю звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крик во время пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный горловой звук. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении различных гласных: одни дети не поют, а кричат открытым звуком; другие, наоборот, зажимают челюсть. Поэтому, обучая детей пению, я учу их хорошо раскрывать рот, стараюсь привить навык плавного ведения звука, все время показываю своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук.

Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Если ребенок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него высокое звучание. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным звуком. Вот почему с первых занятий в младшей группе надо уделить этому особое внимание. Например, песенка «В огороде заинька» доступна детям 3 лет уже в начале года. Чтобы вызвать у детей активное желание петь ее, я применяют разнообразные методические приемы, ввожу игровые, зрелищные моменты, благодаря чему можно длительно использовать эту песню, повторяя ее на многих занятиях. Заключительные слова «Скок, скок, побежал в лесок» надо произносить на высокой интонации. Дети, подражая моему голосу, невольно и сами повышают интонацию, что поможет им найти более высокий, естественный звук в пении этой песни.

Яркое, образное, эмоциональное ознакомление с песней содействует выразительному ее исполнению детьми, развивает их музыкально и вокально, способствует легкости и прочности усвоения песенного материала, помогает образованию у ребенка представления о песне, повышает интерес к разучиванию. Работая над песней «В огороде заинька» , голос у детей укрепляется на звуках ля, соль первый октавы, что помогает разучиванию другой песни «Петушок» , мелодия которой начинается с этих же звуков. Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения уже с раннего возраста.

Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Я использую игровые приемы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому требованию отвечают музыкальные упражнения, которые дают возможность в игровой форме обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха. Например, освоению высоты звука при разучивании русской народной песни «Петушок» помогают следующие задания. Я спрашиваю: «Дети, вы хотите сегодня увидеть петушка, а какого - маленького или большого?» Если дети отвечают: «Маленького» , я предлагаю покричать, как маленький петушок. Дети испытывают большое желание увидеть петушка, поэтому все стараются кричать тоненько, высокими голосами. Я показываю маленького петушка. Затем появляется и большой петушок. Чтобы убедиться, осознали ли дети высоту звуков, можно проиграть музыкальное вступление к песне в более высоком регистре и спросить их, какой петушок поет - маленький или большой. Для активизации робких, застенчивых детей я прошу их самих исполнить роль маленького или большого петушка. Это задание дает мне возможность услышать каждого ребенка, отметить его исполнительские данные. При этом во всех случаях я положительно оцениваю пение детей.

В средней группе для определения высоты звуков я ввожу металлофон, чтобы дети самостоятельно могли проигрывать эти звуки. В процессе музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет важную роль. Для этой цели в младшей группе на занятии проводится музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?»

При систематической работе у детей настолько развивается слух, чувство лада, что достаточно только проиграть первый звук фа в начале игры, как они начинают подражать большим птицам без музыкального сопровождения, а верхний звук - до (2 октавы) - пение маленьких птиц - пытаются найти самостоятельно и поют его.

В средней группе дети имеют определенный запас различных музыкальных впечатлений, соответственно усложняются и задания. Дети воспроизводят не только высокий и низкий звуки, они знакомятся с менее контрастным (средним) звуком. Конечно, задания я предлагаю только в игровой форме. Например, в гости к малышам приходят матрешки: большая Зина, средняя Таня и маленькая Маша. Внимание фиксируется на звучании трех звуков - ми, соль диез, си или фа, ля; затем я пою имя Зина на ми или фа и ставлю матрешку на нижнюю ступеньку лесенки. Дети поют то же самое. На соответствующей ступеньке находят место матрешки Таня и Маша. Варьируя это упражнение, я положением руки показывает различную высоту звука, а дети без музыкального сопровождения поют тот звук, который им показываю. Далее упражнение усложняется: на фортепиано я беру эти же звуки в разной последовательности и пою имена матрешек. Дети рукой показывают высоту и поют, называя имена матрешек. Таким образом, данное упражнение помогает в закреплении высоты звуков, а работа над гласными во время пение имен матрешек способствует протяжности, напевности звука, формирует певческую артикуляцию.

В работе над чистотой интонации большое внимание я уделяю распеванию, т. е. включаю певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Для того чтобы эти упражнения были полезными, оказали наибольшее воздействие, надо добиваться от детей выразительного, эмоционального исполнения естественным, легким звуком. С этой целью я стараюсь разнообразить методические приемы, варьирую способы их применения. Эти упражнения использую на занятиях не только для распевания, но и способствую преодолению певческих трудностей. Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогают песенки «Колыбельная» , Карасевой. Если работать систематически над вокальными упражнениями, можно добиться того, что у многих детей диапазон расширится и станет ровным звучание голоса на всем его протяжении, многие дети научатся чисто петь.

Помимо вокальных упражнений, в работе над чистотой интонации я использую прием - пение без инструментального сопровождения, вначале с поддержкой моего голоса, затем без поддержки. Сначала трудные места мелодии я проигрываю, затем пою без музыкального сопровождения (можно привлечь хорошо поющего ребенка) . Большое значение для развития голоса и музыкального слуха имеет неоднократное повторение с детьми ранее выученных песен, особенно русских народных. При этом я добиваюсь от ребят точной вокальной интонации в пении, умения слышать себя и товарищей. Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. Певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Надо учить детей с младшего возраста петь музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат, дети ровно, устойчиво исполняют различные гласные на всех участках диапазона голоса, т. е. вырабатывается единый тембр, что немаловажно для хорового пения.

Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, он должен быть спокойным, без поднятия плеч. Я слежу за тем, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, идущим от содержания песни, так как высокое позиционное звучание возможно только при активном дыхании. Добиваясь четкой и ясной дикции, я учу детей отчетливо произносить согласные и чисто петь гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесенное слово способствует выразительному исполнению песни, помогает овладеть наиболее важным качеством пения - кантиленой. С этой целью я использую русские народные песенки, прибаутки. Пение каждого звука с четким, ясным произношением согласных приносит большую пользу малышам, оказывает благотворное влияние на процесс звукообразования.

Наиболее трудный этап - это работа над выразительностью исполнения. Я учу детей во время пения отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, передавать характер песни. Для этого в работе я использую дирижерский жест: показываю рукой динамику, акценты, что помогает и в работе над высотой звука. В процессе разучивания каждой песни решаются нравственные и эстетические задачи. Чем эмоциональнее рассказ о содержании песни, тем сильнее воздействует она на чувства детей. В процессе объяснения желательно подобрать пословицы, поговорки, помогающие глубже осмыслить содержание. Характер музыкального произведения воспринимается детьми в единстве со словом. Поэтому образная передача поэтического текста является одним из важнейших компонентов выразительного пения. На моих музыкальных занятиях пение составляет почти 30% объема всех заданий и занимает вторую или третью часть занятия в следующей последовательности:

б) разучивание новой песни;

в) закрепление, повторение ранее пройденной песни.

Песня может и должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи и ознакомлению с окружающим, на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, на прогулке (летом) . Как хорошо, когда в часы игр дети водят хороводы, играют в игры с пением.

К концу года дети каждой (младшей и средней) группы усваивают 15-20 песен, включая песни к играм. Поэтому я провожу с воспитателями консультации, семинарские занятия по разучиванию песенного репертуара, игр с пением. Певческую деятельность детей я планирую перспективно на 2-3 месяца. В плане конкретизирую воспитательные и образовательные задачи, определяю объем знаний и навыков, намечаю репертуар с учетом праздничных дат. Календарный план составляю на два занятия вперед. В календарном плане указываю репертуар, программное содержание к каждой песне и основные методические приемы. Работа над песней планирую с учетом этапа ее разучивания. Песенное творчество детей дошкольного возраста помогает осуществлять задачи музыкального воспитания, способствует развитию звукового, ритмического, ладового восприятия, повышенной активности, инициативы.

Неотъемлемой частью моей работы является обучение детей импровизировать. Дети успешно импровизируют, если они достаточно развиты музыкально, чисто и выразительно поют, умеют петь без музыкального сопровождения. Формирование песенного творчества я начинаю с младшей группы. Сначала это обучение звукоподражанию. Я спрашиваю: «Как трубит труба?» Показываю яркую дудочку. Ребенок отвечает: «Ту-ту-ту» (на одном звуке ми или фа первой октавы) . А как можно иначе сыграть на трубе?

Иногда в ответах детей отмечаю движение мелодии вверх или вниз. Часто предлагаю играть на воображаемом барабане, имитируя удары палочками, и напевать: тра-та-та-там. Подбадриваю: «В следующий раз получится лучше. Девочкам, занятым в игровом уголке, предлагаю: «Покачай куклу и спой ей колыбельную» . Напоминаю, что петь надо ласково, нежно, протяжно, иначе кукла не заснет. Начинаю петь сама на слоге «ля» , потом слушаю девочек. Спрашиваю: «Как зовут твою куклу?» Дети поют имена. Например, «Ма-ри-на» , «Ка - тю-ша» , «Ок-са-на» . Слежу за тем, чтобы мелодическая интонация в их ответах не повторялась. Затем я предлагаю детям средней группы песенки, в которых звучал вопрос. На него нужно было ответить, найдя свою музыкальную интонацию. Такие задания даю детям средней группы в конце года.

В старшей группе я продолжаю работать над развитием ладового восприятия. Для большей активности детей часто применяю прием «пение по цепочке» , т. е. первую фразу пою сама, а затем ребята поют по одному, каждый свой вариант. Детям подготовительной группы даю такое задание. Начинаю петь знакомую песню и предлагаю закончить ее, слежу, чтобы это было в той же тональности. Иногда провожу это же задание в форме музыкальной загадки, предлагаю кому-нибудь из детей начать петь любую выученную ранее песню, а сама заканчиваю ее в той же или в совсем другой тональности. Спрашиваю ребят, верно ли спела. Этот прием развивает в детях музыкальный слух.

Детей подготовительной группы учу импровизировать в определенном жанре (вальс, марш, полька) . Так, например, дети познакомились на музыкальных занятиях с «Маленьким вальсом» Н. Леви. Затем прослушали «Вальс» Д. Кабалевского, «Вальс» П. Чайковского из «Детского альбома» и узнали, что вальс - это плавный, спокойный под который можно легко кружиться. Предлагаю ребятам сочинить свой вальс и спеть на слог «ля» . Не сразу и не у всех получается вальс. Некоторые дети хорошо передают трехдольный ритм, но мелодий их вальса бывают, бедны и однообразны. Другие же, увлекаясь развитием мелодии, теряют ритм вальса. Наблюдая за детьми, убедилась, что мальчики с большим удовольствием сочиняют марши и польки. Их увлекает четкий ритм, быстрый темп. А девочкам нравится сочинять спокойные, плавные вальсы. Индивидуальная работа с детьми на музыкальных занятиях по развитию песенного творчества, слушание музыки на вечерах досуга привели к тому, что к концу года детские импровизации стали совершеннее и интереснее. Это отмечают и сами дети.

Далее обучаю детей импровизации на предложенный текст и их собственные стихи. Усложняю задание - предлагаю сочинять песенки на заданный текст, радостные или печальные (в мажоре или в миноре) , исходя из содержания. Например, знакомила ребят со стихотворением «Осенью» А. Шибицкой:

Улетают птицы вдаль.
Расставаться с ними жаль.

Спрашиваю детей, какой по характеру должна быть песенка. Грустной, печальной. Играю детям в ми миноре или в фа миноре (тональностях, удобных для пения) тонические трезвучия, как бы настраиваю ребят, ввожу в минорный лад.

Брала стихи жизнерадостные, такие, как «Весной» А. Шибицкой:

Весенний день звенит!

Встречай, скворец летит!

Играя аккорды в ми мажоре или фа мажоре, настраивала детей на мажорный лад. Моим детям нравятся эти задания - сочинять песенки контрастного характера, и они с удовольствием поют свои варианты:

Однажды предложила детям трудное задание: сочинить лесенки на стихи А. Барто:

Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч,

Я была очень довольна, когда услышала, что ребенок спел первую часть песенки в миноре, а окончание - в мажоре.

Пробовала побуждать детей к сочинению песен на собственный текст, используя умения и навыки в родном языке. Огромно было желание дошкольников выступить в роли не только композитора, но и поэта. Творчество приносило им радость, импровизировали они с большим желанием. Творческие задания требуют от детей умственных усилий, внимания, активности, Развивают память, речь, интеллект. Они способствуют обогащению музыкальными впечатлениями. Возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены и обычно не выходят за пределы определённого круга интонаций, их певческие навыки элементарны, а у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, совсем не сформированы.

Головное звучание, связанное со звонкостью, естественно для ребёнка от природы и соответствует анатомо-физиологическим особенностям голосового аппарата детей. Дети не могут и не должны петь громко, и не следует этого от них требовать. В удобной, соответствующей голосу тесситуре, ребёнок поёт значительно чище интонационно и при этом естественно, свободно и красиво. Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать и совершенствовать. И чем раньше приступить к музыкальным занятиям, тем лучше. Ребёнку старшего дошкольного возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно «интонировать» голосом, чем 3-4 летнему малышу, но лишь бы было стремление и терпение.

Список используемой литературы:

  1. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Методическое пособие. – М: Изд. Центр Академия, 2010- 320 с.
  2. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. – М: Прометей, МГПУ им. В.И Ленина. -1992- 132с.
  3. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. / В.К. Тарасова. – М: Педагогика, 1988. -155с. d