Кто такой купец каким современным. Значение слова купец

КУПЕЦ

Лицо, владеющее торговым предприятием, занимающееся частной торговлей.


Во времена Древней Руси (см. ) купцом называли человека, занимающегося торговлей в городе. Того, кто занимался торговлей с другими городами и странами, называли гостем . Первое упоминание о купцах относится к Х в., в ХII в. в Древней Руси уже появились купеческие корпорации. Ко 2-й половине ХVI в. купцы вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов составили сословие посадских людей - то есть горожан, - в котором купцы составляли богатое меньшинство. Спустя два века сформировалось самостоятельное сословие - купечество . В соответствии с «Жалованной грамотой городам», принятой в 1785 г. при Екатерине II , каждый купец получал право записаться в одну из трех гильдий , то есть имущественных объединений, в зависимости от размера своего капитала. К первой гильдии причислялись те, кто объявлял капитал более чем в 10 000 руб., ко второй - от 1000 до 10 000, к третьей - от 500 до 1000 руб. Все существовавшие до этого времени налоги были отменены, вместо них установлен особый гильдейский сбор в размере 1% объявленного капитала. Купцы первой и второй гильдии получили право на внутреннюю оптовую и розничную торговлю не только в Российской империи, но и за ее пределами и пользовались уважением в обществе. Сфера деятельности купцов третьей гильдии ограничивалась мелкой торговлей. В результате этих реформ купечество стало не только наиболее сильным в экономическом отношении слоем населения, но и самым привилегированным после дворянства и духовенства сословием, так называемым третьим сословием .
В конце ХIХ - начале XX в., несмотря на сравнительную малочисленность (в пределах 1–3% городского населения), купечество играло важную роль в жизни русского города. Купцам принадлежала большая часть торгово-промышленных заведений, значительная доля недвижимого имущества.
Характерной особенностью старых купеческих родов был традиционный уклад жизни и глубокая религиозность, многие из них были старообрядцами (см. ).
В национальном сознании русских существует негативный стереотип: купец, или даже пренебрежительное купчина , - обязательно обманщик, эксплуататор, невежа, деспот в семье, неумеренный в еде и выпивке и т.д. Гуляньями с купеческим размахом , действительно, были известны вечера в Московском купеческом клубе, знаменитом ресторане «Яр» , во время больших ярмарок . Однако с шестидесятых годов ХIХ в. купеческий мир и стиль жизни начали меняться. Купцы и их дети стали получать европейское образование, поддерживать деньгами науки и искусства. Во второй половине ХIХ - начале XX в. лучшими зодчими по заказам купцов строились банки, гостиницы, магазины, храмы (см. ), доходные дома (см. ), особняки и усадьбы (см. ). В эти годы в купеческой среде как меценаты и деятели культуры становятся известны: С.И. Мамонтов - создатель знаменитой Частной русской оперы и Абрамцевского художественного кружка; С.Т. Морозов , который поддерживал материально Московский художественный театр (см. ); П.М. Третьяков - создатель всемирно известной Третьяковской галереи ; К.Т. Солдатенков - знаменитый издатель и собиратель картин; С.П. Рябушинский - собиратель старинных русских икон; А.А. Бахрушин - основатель Театрального музея.
Русские купцы - герои фольклора и художественной литературы. Причем былинные и сказочные купцы, а также купцы - герои литературных произведений, написанных по фольклорным мотивам, являются, как правило, положительными образами. Среди них: былинный новгородский купец Садко ; купцы из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина ; богатырь-купец Калашников из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова ; отец героини сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Широко известно в России имя купца Афанасия Никитина и его книга «Хождение за три моря» (1468–1474 гг.), в которой рассказано о путешествии в Индию.
Образы купцов ХIХ в. созданы в пьесах А.Н. Островского («Бесприданница», «Последняя жертва», «Волки и овцы» и др.), в романах Ф.М. Достоевского («Идиот») и Максима Горького («Фома Гордеев»), в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В литературе конца ХIХ - начала XX в. появился новый тип купца, близкий современному образу предпринимателя - например, Лопахин в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» .
Купцов довольно часто изображали художники ХIХ в., особенно . Хорошо известны картины - «Сватовство майора» П.А. Федотова , «Приезд гувернантки в купеческий дом» В.Г. Перова , «Купчиха за чаем» Б.М. Кустодиева и др.
С конца ХIХ в. очень популярна народная песня на слова Н.А. Некрасова «Ой, полным-полна коробушка», в которой поется о любовном свидании молодого купца.
Многим известны арии варяжского гостя и индийского гостя из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Гостями в опере, соответственно древнерусскому значению слова, называются иностранные купцы, торгующие с Великим Новгородом .
«Семья купца в XVII в.». Художник А.П. Рябушкин. 1896 г.:

Портрет купца Ф.А. Рахманова. Художник Н.Д. Мыльников. 1826 г.:


Просвещенное купечество. Фотография конца XIX в.:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "КУПЕЦ" в других словарях:

    КУПЕЦ - КУПЕЦ, купчина; в песня. и ·сказ. купчанин муж. торговец, посадский, негоциант, торгующий чем либо; | покупатель. На гнилой товар слепой купец. Купчик голубчик. Дрянной купчишка. Миллионный купчища, купчина. Первостатейный купец, именитый.… … Толковый словарь Даля

    Купец - Профессия * Врач * Историк * Менеджер * Офицер * Персонал * Солдат * Торговец * Ученик * Ученый * Учитель * Финансист * Юрист Торговец (Купец) Книгопродавцы издатели барышники, для которых поэты либо клячи, либо чистокровные лошадки. На нас они… … Сводная энциклопедия афоризмов

    купец - См … Словарь синонимов

    КУПЕЦ - КУПЕЦ, купца, муж. 1. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. || Лицо, принадлежащее к купеческому сословию (дорев.). Гончаров был из купцов. 2. Торговое судно, в отличие от военного (мор.). ❖ Красный купец (разг. шутл.) работник … Толковый словарь Ушакова

    Купец - см. Торговля см. Купля … Библейская энциклопедия Брокгауза

    КУПЕЦ - КУПЕЦ, пца, муж. 1. Богатый торговец, владелец торгового предприятия. К. первой гильдии. 2. Покупатель (устар. и спец.). Найти купца на дом. На пушной аукцион съехались купцы из разных стран. | уменьш. купчик, а, муж. (к 1 знач.). | увел. купчина … Толковый словарь Ожегова

    "КУПЕЦ" - (Merchantman) коммерческое судно. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

КУПЕ́Ц, -пца, м.

1. Богатый торговец, владелец торгового предприятия. К. первой гильдии.

2. Покупатель (устар. и спец. ). Найти купца на дом. На пушной аукцион съехались купцы из разных стран.

| уменьш. купчик , -а, м. (к 1 знач. ).

| увел. купчина , -ы, м. (к 1 знач. ).

| ж. купчиха , -и (к 1 знач. ).

| собир. купечество , -а, ср. (к 1 знач. ).

| прил. купеческий , -ая, -ое (к 1 знач. ) и ~кий , -ая, -ое (к 1 знач. ; устар. прост. ). Купеческие корпорации. Купеческая роскошь (перен. : безвкусная, аляповатая). Купеческие замашки (перен. : хвастливое, показное расточительство). Купецкий сын.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

КУПЕЦ это, что такое КУПЕЦ , значение слова КУПЕЦ , синонимы к КУПЕЦ , происхождение (этимология) КУПЕЦ , КУПЕЦ ударение, формы слова в других словарях

+ КУПЕЦ происхождение, этимология - Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс

КУПЕЦ происхождение, этимология

купец

I купе́ц

род. п. -пца́ I., укр. купе́ць, ст.-слав. коупьць ἔμπορος (Супр.), болг. купе́ц, сербохорв. ку́пац, словен. kuрǝ̀с, чеш. kuрес, польск. kuрiес, в.-луж., н.-луж. kuрс. От купи́ть.

II купе́ц

пца́ II. "сойка", олонецк. (Кулик.). Заимств. из фин. kuuksо – то же и преобразовано по народн. этимологии под влиянием купе́ц I (см. Калима 139).

+ КУПЕЦ - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

КУПЕЦ это

купец

купе ́ц

м.

1) Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием.

2) Лицо, принадлежавшее к купеческому сословию (в Российском государстве до 1917 г.).

3) устар. Покупатель.

4) перен. устар. Жених во время сватовства, свадебного обряда.

+ КУПЕЦ - Малый академический словарь русского языка

КУПЕЦ это

купец

Пца, м.

Лицо, владеющее торговым предприятием, занимающееся частной торговлей.

{Франц:} Купец, сидя за своими книгами, считает, считает, клянется, хитрит перед всяким покупщиком. Пушкин, Сцены из рыцарских времен.

С утра до вечера купец стоял за конторкой, открывал ящик и швырял в него деньги. М. Горький, Трое.

В дореволюционной России: лицо, принадлежавшее к купечеству.

Купец второй гильдии.

Это был владелец дома, первогильдейский купец Григорий Николаевич Карташев. Гиляровский, Москва и москвичи.

2. Устар. Покупатель.

-А бричка дешева-с! купите! - Нет, я на бричку не купец. Н. Никитин, Кулак.

3. Устар. У моряков:

торговое, купеческое судно.

- Может наскочить со всего размаха чужое судно, или сам переедешь через какого-нибудь купца! - Как, купца? - Да; купцом называют у нас всякое купеческое судно. Григорович, Корабль «Ретвизан».

Это пароход морского типа средней величины, купец, показавшийся мне после байкальских и амурских пароходов довольно сносным. Чехов, Остров Сахалин.

В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки), длиннополый, утепленный, из толстого сукна сюртук , сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась "Сибирка". Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто и представительского костюма.

В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки , туфли , а иногда и фраки и цилиндры .

Для того, чтобы выделиться купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочитаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца земенилясь на европейскую - фраки, визитки , костюмы , зачастую сшитые у столичных мастеров.

Браки

Жены купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Например, в конце XVIII века в Томске и Тюмени внутрисословными были около 15% купеческих браков. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. В первой половине XIX века купцы стали чаще жениться на мещанках , а количество внутрисословных браков выросло до 20 %- 30 %.

Семья

Купеческие семьи - патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера.

Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например "Товарищество А.Ф. Второва с сыновьями" .

После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя, и самостоятельно вели свои дела, и даже заключали сделки с собственным мужем.

Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод.

Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15-16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и т.д.

Многие купеческие семьи имели "воспитанников" - приёмных детей.

Образ купца в русском искусстве

Образ купца в русском искусстве зачастую носил ярко негативный характер. Впервые в русском искусстве образ купца появился во второй половине XVIII века .

Были известны оперы и пьесы: опера М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1779 год), комедия «Дворянющийся купец» В. П. Колычева (1780 год), «Купецкая компания» О. Чернявского (1780 год), «Смешное сборище, или Мещанская комедия» Благодарова (1787 год), анонимная комедия «Перемена в нравах» (1789 год). Лучшей считалась комедия «Сиделец» П. А. Плавильщикова (Сиделец – работник кабака, торгующий акцизными товарами).

Главным героем оперы М. А. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» был купец по фамилии Сквалыгин. Опера приобрела большую популярность. Впервые на сцене были показаны быт и нравы «третьего сословия».

В пьесах «Купецкая компания» и «Дворянющийся купец» показывается стремление купцов приобрести дворянство , или просто подражать дворянам.

В комедии «Сиделец» П. А. Плавильщикова показан новый тип купца – стремящийся к образованию, знаниям и культуре. В данном произведении купец изображён как хранитель добродетели и честного нрава.

В произведениях XVIII века основной темой остаётся взаимоотношения купечества и дворянства: разорившиеся дворяне женятся на купеческих дочках ради приданого, купцы стремятся породниться с дворянами. Купец изображается жадным, хитрым и мало образованным.

Пословицы и поговорки о купцах

  • Не обманешь - не продашь
  • Купец божится, а про себя отрекается
  • Что край, то обычай; что народ, то вера; что купец, то мера
  • Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал!
  • По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается
  • На гнилой товар слепой купец

См. также

  • святой купец - праведный Василий Грязнов

Литература

  • Берлин П. Буржуазия в русской художественной литературе // Новая жизнь. 1913. N1.
  • Левандовская А., Левандовский А. Угол преломления. Русский предприниматель в зеркале художественной литературы // Книжное обозрение «Ex libris НГ». Еженедельное приложение к «Независимой газете». 2000. N45 (168). 30 нояб.
  • Ушаков А. «Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны». Москва, 1865.
  • Берков П. «Русская комедия и комическая опера XVIII века // Русская комедия и комическая опера XVIII века». Москва, 1950.
  • Всеволожский-Гернсросс В.Н. «Русский театр второй половины XVIII века // История русского драматического театра». Т. 1. Москва, 1977.
  • Гуковский Г.А. "Комическая опера // История русской литературы". Том IV: Литература XVIII века. Москва, 1947
  • Брянцев М.В. "Культура русского купечества: Воспитание и образование". Брянск, 1999
  • Гончаров Ю. М. "Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX - начала XX в." Барнаул, 2004. ISBN 5-7904-0206-2

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Купцов Валентин Александрович
  • Купчегень (село, Онгудайский район Республики Алтай)

Смотреть что такое "Купцы" в других словарях:

    купцы - деньгоробы (Коринфский); купцы толстосумы (Садовников) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

    Купцы - Купцы. В средние века К. могли быть только люди, принадлежавшие ккупеческим гильдиям. Ныне в Зап. Европе К. представляют собою несословие, а класс, корпоративная организация которого выражается вторговых палатах. По франц. торгов. кодексу 1807 г … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Купцы - (Ис.23:2). Один из древнейших видов торговли, несомненно, был караванный. Купцы, которым был продан Иосиф, принадлежали к караванным торговцам. Древнейшая торговля с Индиею, о которой мы имеем несколько сведений, велась также караванным путем… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    купцы - 1. В исторических источниках начального периода средневековья К.ы. упоминаются сравнительно редко. Это не означает, однако, что они не играли никакой роли в экономической и общественной жизни. Торговые связи в районе Средиземноморья не… … Словарь средневековой культуры

    Купцы - В средние века К. могли быть только люди, принадлежавшие к купеческим гильдиям (см. Гильдии купеческие.). Ныне в Зап. Европе К. представляют собою не сословие, а класс (см. Класс.), корпоративная организация которого выражается в торговых палатах … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Купцы на пороге в лавке не стоят. - (покупателей отгонишь). См. ТОРГОВЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Купечество – одно из сословий Российского государства 18-20 веков и являлось третьим после дворянства и духовенства сословием. В 1785 году «Жалованной грамотой городам» определялись права и сословные привилегии купечества. В соответствии с этим документом купечество освобождалось от подушной подати, а также и телесных наказаний. А некоторые купеческие фамилии и от рекрутчины. Также они обладали правом беспрепятственного переезда из одной волости в другую в соответствии с «паспортной льготе». Также для поощрения купцов было принято Почетное гражданство.
Для определения сословного статуса купца брался его имущественный ценз. С конца 18 века существовало 3 гильдии, каждая из них определялась по размеру капитала. Каждый год купец платил ежегодный гильдейский взнос, составляющий 1% от общего капитала. Благодаря этому случайный человек не мог стать представителем определенного сословия.
В начале 18 в. начали формироваться торговые привилегии купечества. В частности начали появляться «торгующие крестьяне». Очень часто несколько семей крестьян скидывались, оплачивали гильдейский взнос 3 гильдии, чем в частности освобождали своих сыновей от рекрутства.
Самым важным в изучении жизни людей является изучение их быта, но историки вплотную занялись его этим не так давно. И в этой области купечество предоставило безграничное количество материала для узнавания русской культуры.

Обязанности и особенности.

В 19 веке купеческое сословие оставалось достаточно закрытым, сохранявшего свои правила, а также обязанности, особенности и права. Туда не особо пускали посторонних. Правда, бывали случаи, когда в эту среду вливались люди из других сословий, обычней всего из разбогатевших крестьян или не желавшие или не могущие идти по духовному пути.
Частная жизнь купцов в 19 веке оставалась островком старинной старозаветной жизни, где все новое воспринималось, минимум подозрительно, а традиции исполнялись и считались незыблемым, что должно выполняться из поколения в поколение неукоснительно. Конечно, для развития бизнеса купцы не чурались светских развлечений и посещали театры, выставки, рестораны, где завязывались новые нужные для развития дела знакомства. Но вернувшись с такого мероприятия, купец менял модный смокинг на рубаху и полосатые штаны и в окружение своего многочисленного семейства садился пить чай около огромного медного начищенного самовара.
Отличительной чертой купечества была набожность. Церковь была обязательной для посещения, пропускать службы считалось грехом. Также важно было и молиться дома. Конечно же, религиозность тесно переплеталась с благотворительностью – помощь различным монастырям, соборам и церквям больше всего оказывали именно купцы.
Бережливость в быту, доходящая иногда до крайней скупости – одна из отличительных черт в жизни купцов. Расходы на торговлю были обыденными, а вот тратить лишнее на собственные нужды считалось совсем лишним и даже греховным. Было вполне нормальным, когда младшие члены семьи донашивали одежду за старшими. И такую экономию мы можем наблюдать во всем – и в содержании дома, и в скромности стола.

Дом.

Купеческим районом Москвы считался Замоскворецкий. Именно здесь были почти все дома купцов в городе. Строили здания, как правило, используя камень, а каждый купеческий дом окружал участок с садом и более мелкими постройками, к ним относились бани, конюшня и хозяйственные строения. Изначально на участке обязательно должна была находиться баня, но позже ее часто упраздняли, а мылись в специально построенных общественных заведениях. Сараи же служили для хранения утвари и вообще всего, что было необходимо для лошадей и ведения хозяйства.
Конюшни всегда строились прочными теплыми и обязательно так, чтобы не было сквозняков. Коней берегли из-за дороговизны, и так заботились о здоровье лошадей. Их в то время держали двух видов: выносливых и крепких для дальних поездок и породистых, изящных для городских выездов.
Непосредственно сам купеческий дом состоял из двух частей – жилой и парадной. Парадная часть могла состоять из нескольких гостиных роскошно оформленных и обставленных, хотя и не всегда со вкусом. В этих комнатах купцы, для пользы дела устраивали светские приемы.
В комнатах обязательно ставили по несколько диванов и диванчиков обитые тканью неярких цветов – коричневой, синей, бордовой. На стенах парадных комнат вешались портреты хозяев и их предков, а в нарядных горках глаз радовала красивая посуда (часто составляющая приданое хозяйских дочерей) и всякие дорогие безделушки. У богатых купцов был странный обычай: все подоконники в парадных комнатах были уставлены бутылками разной формы и размерами с домашними медами, наливками и тому подобным. Из-за невозможности часто проветривать комнаты, а форточки давали плохой результат, воздух освежали различными доморощенными методами.
Расположенные в задней части дома жилые комнаты были намного более скромно обставленные и окна их выходили на задний двор. Для освежения воздуха в них вешали пучки душистых трав, часто привозимых из монастырей и перед тем как их повесить, окропляли святой водой.
С так называемыми удобствами дело обстояло еще хуже, находились туалеты во дворе, строились плохо, ремонтировались редко.

Еда.

Еда вообще является важным показателем национальной культуры и как раз купечество являлось хранителем кулинарной культуры.
В купеческой среде есть было принято 4 раза в день: в девять утра – утренний чай, обед – около 2-х часов, вечерний чай – в пять вечера, ужин в девять вечера.
Купечество кушало плотно, к чаю подавалось множество видов выпечки с десятками начинок, различные сорта варенья и меда, покупной мармелад.
Обед всегда содержал первое (уха, борщ, щи и т.д.), затем несколько видов горячих блюд, а после этого несколько закусок и сладкое. В пост готовились только постные блюда, а в разрешенные дни – рыбное.

Русское купечество всегда было особенным. Купцы и промышленники признавались самым обеспеченным классом Российской империи. Это были смелые, талантливые, щедрые и изобретательные люди, меценаты и ценители искусства.

Бахрушины

Происходят из купцов города Зарайска Рязанской губернии, где их род можно проследить по писцовым книгам до 1722 года. По профессии Бахрушины были «прасолы»: гоняли гуртом скот из Приволжья в большие города. Скот иногда дох по дороге, шкуры сдирали, везли в город и продавали кожевенным заводам - так начиналась история их собственного дела.

Алексей Федорович Бахрушин перебрался в Москву из Зарайска в тридцатых годах позапрошлого столетия. Семья переезжала на телегах, со всем скарбом и младшего сына Александра, будущего почетного гражданина города Москвы, везли в бельевой корзине. Алексей Федорович - стал первым московским купцом Бахрушиным (в московское купечество он занесен с 1835 года).

Александр Алексеевич Бахрушин, тот самый почетный гражданин Москвы, был отцом известного городского деятеля Владимира Александровича, коллекционеров Сергея и Алексея Александровичей и дедом профессора Сергея Владимировича.

Кстати о коллекционерах, это известная страсть к “собирательству” была отличительной чертой рода Бахрушиных. Особенно стоит отметить коллекции Алексея Петровича и Алексея Александровича. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а фарфор и старинные вещи - Историческому, где были две залы его имени. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит кажное воскресенье на Сухаревку и торгуется, как еврей». Но вряд ли его можно за это судить, ведь каждый коллекционер знает: самое приятное - самому разыскать подлинно ценную вещь, о достоинствах коей другие не подозревали.

Второй, Алексей Александрович, был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. Поэтому Театральный музей стал единственным в мире богатейшим собранием всего, что имело какое-либо отношение к театру.

И по Москве, и по Зарайску они были почетными гражданами города,- честь весьма редкая. Во время моего пребывания в Городской думе было всего два почетных гражданина города Москвы: Д. А. Бахрушин и князь В. М. Голицын, бывший городской голова.

Цитата: "Одной из самых крупных и богатых фирм в Москве считается Торговый дом братьев Бахрушиных. У них кожевенное дело и суконное. Владельцы - молодые еще люди, с высшим образованием, известные благотворители, жертвующие сотни тысяч. Дело свое они ведут хотя и на новых началах - т. е. пользуясь последними словами науки, но по старинным московским обычаям. Их, например, конторы и приемные заставляют многого желать". "Новое время".

Мамонтовы

Род Мамонтовых ведет свое начало от звенигородского купца Ивана Мамонтова, о котором практически ничего неизвестно, разве что год рождения - 1730, да то, что у него был сын Федор Иванович (1760). Скорее всего, Иван Мамонтов занимался откупным промыслом и составил себе хорошее состояние, так что сыновья его были уже богатыми людьми. Можно догалываться о его благотворительной деятельности: памятник на его могиле в Звенигороде был поставлен благодарными жителями за услуги, оказанные им в 1812 году.

У Федора Ивановича было три сына - Иван, Михаил и Николай. Михаил, видимо, не был женат, во всяком случае, потомства не оставил. Два других брата были родоначальниками двух ветвей почтенной и многочисленной мамонтовской семьи.

Цитата: «Братья Иван и Николай Федоровичи Мамонтовы приехали в Москву богатыми людьми. Николай Федорович купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья”. ("П. М. Третьяков". А. Боткин).

Мамонтовская молодежь, дети Ивана Федоровича и Николая Федоровича, была хорошо образована и разнообразно одарена. Особенно выделялась природная музыкальность Саввы Мамонтова, что сыграло большую роль в его взрослой жизни.

Савва Иванович выдвинет Шаляпина; сделает популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками; создаст в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко». Будет не только меценатом, но советчиком: артисты получали от него ценные указания по вопросам грима, жеста, костюма и даже пения.

С именем Саввы Ивановича тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево. В новых руках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России.

Цитата: "Мамонтовы прославились на самых разнообразных поприщах: и в области промышленной, и, пожалуй, в особенности в области искусства. Мамонтовская семья была очень велика, и представители второго поколения уже не были так богаты, как их родители, а в третьем раздробление средств пошло еще дальше. Происхождением их богатств был откупщицкий промысел, что сблизило их с небезызвестным Кокоревым. Поэтому, при появлении их в Москве, они сразу вошли в богатую купеческую среду". ("Темное царство", Н. Островский).

Родоначальником этой одной из самых старых торговых фирм в Москве был Василий Петрович Щукин, уроженец города Боровска Калужской губернии. В конце семидесятых годов XVIII века Василий Петрович учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал ее в течение пятидесяти лет. Его сын его, Иван Васильевич, основал Торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» Сыновья - это Николай, Петр, Сергей и Дмитрий Ивановичи.
Торговый дом вел обширную торговлю: товары отправлялись во все уголки Центральной России, а также в Сибирь, на Кавказ, Урал, в Среднюю Азию и Персию. В последние годы Торговый дом стал продавать не только ситцы, платки, бельевые, одежные товары и бумажные ткани, но и шерстяные, шелковые и льняные изделия.

Братья Щукины известны как большие ценители искусства. Николай Иванович был любителем старины: в его собрании находилось множество старинных рукописей, кружев, различных тканей. Для собранных предметов на Малой Грузинской он выстроил прекрасное здание в русском стиле. По завещанию - вся его коллекция, вместе с домом, поступила в собственность Исторического музея.

Сергей Иванович Щукин занимает особое место среди русских самородков-коллекционеров. Можно сказать, что вся французская живопись начала текущего столетия: Гоген, Ван Гог, Матисс, часть их предшественников, Ренуар, Сезанн, Монэ, Дега - была в коллекции Щукина.

Насмешки, неприятие, непонимание обществом работ того или иного мастера - не имели для него ни малейшего значения. Часто Щукин покупал картины за грош, не по своей скаредности и не из желания притеснить художника, - просто потому что они не продавались и даже цены на них не было.

Рябушинские

Из слободы Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии в 1802 году в московское купечество “прибыл” Михаила Яковлев. Торговал он в Холщовом ряду Гостиного двора. Но разорился во время Отечественной войны 1812 года, как и многие купцы. Возрождению его как предпринимателя способствовал переход в “раскол”. В 1820 году основатель дела вступил в сообщество Рогожского кладбища - московской твердыни старообрядчества "поповщинского толка", к которому принадлежали богатейшие купеческие фамилии первопрестольной.

Михаил Яковлевич принимает фамилию Ребушинский (именно так она писалась тогда) в честь своей родной слободы и вступает в купечество. Торгует он теперь "бумажным товаром", заводит несколько ткацких мануфактур в Москве и Калужской губернии, и оставляет детям капитал более 2 миллионов рублей. Так суровый и истовый старообрядец, носивший простонародный кафтан и работавший в качестве “мастера” на своих мануфактурах, заложил основу для будущего процветания семейства.

Цитата: "Меня всегда поражала одна особенность - пожалуй, характерная черта всей семьи, - это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских, но и общественных, каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с коим другие считались и в известном смысле подчинялись ему". ("Мемуары", П. Бурышкин).

Рябушинские были известными коллекционерами: иконы, картины, предметы искусства, фарфор, мебель... Неудивительно, что Николай Рябушинский, "беспутный Николаша" (1877-1951), выбрал жизненным поприщем мир искусства. Экстравагантный любитель пожить "на широкую ногу" вошел в историю русского искусства как редактор-издатель роскошного литературно-художественного альманаха "Золотое Руно", выходившего в 1906-1909 годах. Альманаху под флагом "чистого искусства" удалось собрать лучшие силы российского "серебряного века": А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, среди "искателей золотого руна" значились художники М. Добужинский, П. Кузнецов, Е. Лансере и многие другие. Сотрудничавший в журнале А. Бенуа оценивал его издателя, как "фигуру любопытнейшую, не бездарную, во всяком случае особенную".

Демидовы

Родоначальник династии купцов Демидовых - Никита Демидович Антуфьев, более известный под фамилией Демидов (1656-1725) был тульским кузнецом и выдвинулся при Петре I, получив огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов. Никита Демидович имел трех сыновей: Акинфия, Григория и Никиту, между которыми и распределил все свои богатства.

В знаменитых алтайских рудниках, обязанных своим открытием Акинфию Демидову, в 1736 году были найдены богатейшие по содержанию золота и серебра руды, самородное серебро и роговая серебряная руда.

Его старший сын Прокопий Акинфиевич мало обращал внимания на управление своими заводами, которые и помимо его вмешательства приносили огромный доход. Он жил в Москве, и удивлял горожан своими чудачествами и дорого стоившими затеями. Прокопий Демидов немало тратил и на благотворительность: 20 000 рублей на учреждение при Петербургском воспитательном доме госпиталя для бедных родильниц, 20 000 рублей Московскому университету на стипендии беднейшим студентам, 5 000 рублей главному народному училищу в Москве.

Третьяковы

Происходили из старого, но небогатого купеческого рода. Елисей Мартынович Третьяков, прадед Сергея и Павла Михайловичей, прибыл в Москву в 1774 из Малояровславца году семидесятилетним стариком с женой и двумя сыновьями, Захаром и Осипом. В Малоярославце купеческий род Третьяковых существовал еще с 1646 года.
История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. После смерти они навсегда остались в памяти как создатели галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых.

Оба брата продолжали отцовское дело, сначала торговое, потом промышленное. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Славянофильствующие экономисты (вроде Кокорева) всегда восхваляли лен и противопоставляли его иноземному американскому хлопку.

Эта семья никогда не считалась одной из самых богатых, хотя их торговые и промышленные дела шли всегда успешно. На создание своей знаменитой галереи и собирание коллекции Павел Михайлович тратил огромные деньги иногда в ущерб благосостоянию своей собственной семьи.

Цитата: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и Стонким знатоком живописи". ("Русская старина").

Солтаденковы

Происходят из крестьян деревни Прокунино Коломенского уезда Московской губернии. Родоначальник рода Солдатенковых, Егор Васильевич, значится в московском купечестве с 1797 года Но известной эта семья стала лишь в половине XIX века, благодаря Кузьме Терентьевичу.

Он снимал лавку в старом Гостином дворе, торговал бумажной пряжей, занимался дисконтом. Впоследствии стал крупным пайщиком ряда мануфактур, банков и страховых обществ.

У Кузьмы Солдатенкова была большая библиотека и ценное собрание картин, которые он завещал Московскому Румянцевскому музею. Это коллекция является одной из самых ранних по времени ее составления и самых замечательных по превосходному и долгому существованию.

Но главным вкладом Солдатенкова в русскую культуру считается издательская деятельность. Его ближайшим сотрудником в этой области был известный в Москве городской деятель Митрофан Щепкин. Под руководством Щепкина было издано много выпусков, посвященных классикам экономической науки, для чего были сделаны специальные переводы. Эта серия издания, носившая название "Щепкинской библиотеки", была ценнейшим пособием для студентов, но уже в мое время - начало этого столетия - многие книжки стали библиографической редкостью.