Мельников-печерский павел.



Том 1, с. 195-240.

Роман П.И.Мельникова-Печерского "В лесах" занимает особое место в русской литературе XIX века. Посвященный жизни и быту, стародавним обычаям раскольничьих скитов Заволжья, он своим широчайшим охватом действительности, глубоким проникновением в сущность жизненных процессов, ярко реалистическим изображением характеров снискал известность как одно из оригинальнейших эпических полотен русской литературы.

Павел Мельников-Печерский - В лесах. Книга вторая

Весенние гулянки по селам и деревням зачинаются с качелей святой недели и с радуницких хороводов. Они тянутся вплоть до Петрова розговенья. На тех гулянках водят хороводы обрядные, поют песни заветные - то останки старинных праздников, что справляли наши предки во славу своих развеселых богов.

Павел Мельников-Печерский - В лесах. Книга первая

Верховое Заволжье - край привольный. Там народ досужий, бойкий, смышленый и ловкий. Таково Заволжье сверху от Рыбинска вниз до устья Керженца. Ниже не то: пойдет лесная глушь, луговая черемиса, чуваши, татары. А еще ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам.

Павел Мельников-Печерский - Гриша

Из раскольничьего быта.
Мельников-Печерский П. И. Собрание сочинений в 6 т.
М., Правда, 1963. (Библиотека "Огонек").
Том 1, с. 249-288.

Павел Мельников-Печерский - Княжна Тараканова и принцесса Владимирская

Мельников-Печерский П. И. Собрание сочинений в 6 т.
М., Правда, 1963. (Библиотека "Огонек").
Том 6, с. 3-190.

Книга П.И.Мельникова представляет собой вполне самостоятельное произведение, но в то же время является продолжением эпопеи "В лесах". В произведении воссозданы жизнь старообрядческого купечества Заволжья, быт, нравы и обычаи местного населения.

Павел Мельников-Печерский - На горах. Книга вторая

В степной глуши, на верховьях тихого Дона, вдали от больших дорог, городов и людных селении стоит село Луповицы. Село большое, но строенье плохое в нем, как зачастую бывает в степных малолесных местах - избы маленькие, крыты соломой, печи топятся по-черному, тоже соломой, везде грязь, нечистота, далеко не то, что в зажиточном, привольном Поволжье. Зато на гумнах такие скирды хлеба, каких в лесах за Волгой и не видывали.

Павел Мельников-Печерский - На горах. Книга первая

От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги "Горами" зовется. Начинаются горы еще над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а потом вниз по Волге. И чем дальше, тем выше они. Редко горы перемежаются - там только, где с правого бока река в Волгу пала. А таких рек немного.

Довелось мне раз побывать в большом селе Заборье. Стоит оно на Волге. Место тут привольное. Это гнездо угасшего рода князей Заборовских. Теперь оно принадлежит разбогатевшему откупщику Кирдяпину, родитель же его некогда был подносчиком в Разгуляе. А Разгуляй - любимейший народом кабак в селе Заборье...

Мельников Павел Иванович (25.10(6.11).1818 года, Нижний Новгород, ныне г. Горький, - 1(13).2.1883 года, там же) - выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский.

Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде. Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. До поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В 1834 поступил на словесный факультет казанского университета, который успешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение властей и был выслан в Щедринск. После ссылки работал старшим учителем гимназии.

Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале «Отечественные записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году появился рассказ писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какие приготовления делались в городе Чернограде к его именинам» («Литературная газета») слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора, «списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найти таких окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в провинциальном городе. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин» не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта и нравов народа. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.

Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном городе он был допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды. Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особых поручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и начал литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновником Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 1850 был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы, собранные им самим.

Мельников-Печерский посылает один из лучших своих рассказов «Красильниковы» на суд Далю. Даль дал положительную оценку. «Красильниковы» - рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет масса деталей из реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и фольклористам. На интересном диалекте говорит девка-чернавка купца Красильникова: «Лыска! Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!» Красильников это новый русский купец середины 19 века. Его апартаменты обставлены роскошно, но он не считает роскошь функциональной в своём быту. Сам живёт в маленькой комнатушке, где спит, ест и работает. Он интересуется политикой, мыслит масштабно. Вся цель его жизни деньги, и это прежде всего пагубно влияет на его сына Дмитрия, талантливого мальчика. Печерский признаёт за такими купцами силу.

С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно по делам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенно ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольство начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разоритель скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались песни и легенды например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал видеть сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне видели его верхом на змие). Однако, досконально изучив раскол, Мельников изменил своё отношение к нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854) он возложил ответственность за раскол на низкий нравственный уровень православного духовенства.

В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп», «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писатель обличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов губернские и уездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством, вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником, досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по причине коррупции в государстве страдает беззащитный народ. В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос. После отмены крепостного права некоторые помещики продолжают видеть за собой родовое право владеть крестьянами, оправдывая это своими заслугами перед отечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за становление русской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были дворянами и владели душами.

Повесть «Гриша» (1861) оказалась слабее предшествующих; однако она любопытна разнообразными портретами старообрядцев. Один из них, развязный старец Варлаам, любитель выпить и погулять, близок пушкинскому Варлааму («Борис Годунов»). Это позволило Мусоргскому использовать черты мельниковского Варлаама и приведённую в повести песню «Как во городе то было во Казани».

В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело отдался литературной работе. С 1868 года постоянный сотрудник «русского вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым, К.Н.Бестужевым-Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один раз видел Чехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельников создал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», 1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал жене, будучи уже тяжело больным. Перед смертью он задумал несколько исторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в своё имение, где с увлечением занимался садоводством. Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19 века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов жизнь нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когда торговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы персонажей так или иначе связаны с проникновением в патриархальную среду денежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть алчности и стяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в погоне за материальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит полюбившую его Настю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатому старику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, который ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.

Автор показывает и поэтические черты русской жизни. В купечестве он находит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркую концепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительно богатый этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивы славянской языческой мифологии.

Романом «На горах» завершилась литературная деятельность Мельникова. В 1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород: там он и умер в 1883 году, и был похоронен на Покровском кладбище в фамильном склепе.

МЕЛЬНИКОВ Павел Иванович родился [псевдоним Анд­рей Печерский) в семье начальника жандарм­ской команды - писатель.

В 1829-34 учился в Ниже­городской гимназии, а затем на словес­ном факультете Казанского университета (окончил в 1837 со званием кандидата).

В 1838-39 пре­подавал историю и статистику в Пермской гимназии. В Перми стал заниматься исто­рией и этнографией края. Поездки по Приуралью дали Павлу Ивановичу материал для «Дорожных записок на пути из Тамбовской губернии в Сибирь» (печатались в 1839-42 в «Оте­чественных записках», «Москвитянине» и «Журнале для чтения воспитанникам воен­но-учебных заведений»).

В 1839 переве­ден учителем в Нижний Новгород. Изучал нижегородские архивы, выявлял доку­менты, имеющие историческое и этногра­фическое значение.

В 1845-50 Павел Иванович - редактор неофициальной части «Нижего­родских губернских ведомостей». Печатал здесь разысканные им исторические мате­риалы, а также описания местных памят­ников старины. Под его руководством не­официальная часть «Нижегородских гу­бернских ведомостей» стала заметным яв­лением в культурной жизни Поволжья.

В 1847-50 - чиновник особых пору­чений при нижегородском генерал-губер­наторе. Выполнение служебных поруче­ний по наблюдению за старообрядцами и «искоренению раскола» сочетал с деятель­ным изучением истории религиозных дви­жений и сект в России.

В 1850 переведен в министерство внутренних дел.

В 1852-53 - начальник статистической экспеди­ции министерства в Нижегородской губернии. Материалы работы экспедиции обобщил в «Отчете о современном состоянии рас­кола» (1853-54), который в рукописном виде имел хождение в высших прави­тельственных сферах и служил источни­ком сведений о старообрядцах. Отноше­ние Мельникова к внутриполитическим проблемам непосредственно зависело от правительст­венного курса. Так, если в начале 50-х гг. он предлагал пользоваться самыми край­ними и жестокими средствами в борьбе с расколом, то в «Записке о русском рас­коле» (1857) рассматривал убеждение как основной метод искоренения религиозных «заблуждений».

Первый беллетристический опыт писателя - рассказ «О том, кто такой Елпидифор Перфильевич» (1840) - ученическое по­дражание Н. В. Гоголю , и сам писатель очень невысоко ставил его. Увлекшись истори­ческими и этнографическими исследова­ниями, а затем и служебной карьерой, он надолго отошел от художественного творчества. Лишь в начале 50-х гг. под влиянием известного литератора В. И. Да­ля вернулся к работе в области беллет­ристики, создав ряд рассказов и пове­стей, резко обличавших самодурство купцов, злоупотребления чиновников и крепостнические нравы дворянства. За­мечательное знание провинциального быта и нравов «средних сословий» русского общества, живые интонации бывалого че­ловека и увлеченного рассказчика, доку­ментальная подлинность материала, по­ложенного в основу повествования, при­влекли читателей к этим произведениям Павла Ивановича и обеспечили им значительный литера­турный успех. Однако обличение крепо­стного права и бюрократии литератором Андреем Печерским (этим псевдонимом Мельников подписывал с 1852 свои беллетристи­ческие произведения) не могло заставить прогрессивную часть русского общества забыть о верноподданническом рвении чи­новника министерства внутренних дел.

Свою готовность рьяно исполнять лю­бые предначертания правительствам, лиш­ний раз доказал, написав в 1863 по заданию министерства внутренних дел брошюру «О русской правде и польской кривде» , которая продавалась на ярмарках по ко­пейке и должна была настраивать народ против польских революционеров в связи с восстанием 1863. Салтыков-Щедрин , подвергший эту брошюру критическому раз­бору в специальной статье, показал, что она направлена главным образом против русской демо­кратии.

В 1867 переселившись в Москву, Павел Иванович стал сотруд­ником «Московских ведомостей».

С 1868 постоянным сотрудником «Русского вестника». В «Русском вестни­ке» он поместил ряд исторических работ и очерков:

«Исторические очерки попов­щины» (1864, 1866),

«Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» (1867),

«Счис­ления раскольников» (1868),

«Тайные сек­ты» (1868),

«Авдотья Петровна Нарышки­на» (1872) и другие.

В 1868 в этом же журнале был напе­чатан рассказ «За Волгой» , который явился началом романа «В лесах» (1871 - 74, отд. изд. в 1875).

Второй роман Мельникова П.И. - «На горах» (1875-81) по своему сюжету, об­щему замыслу и образам продолжал ро­ман «В лесах». Объединяясь в одно об­ширное повествование, оба романа соста­вили эпопею о быте населения Поволжья и стали главным вкладом Мельникова в литера­туру. Последние главы романа «На горах» Павел Иванович писал, будучи уже тяжело больным.

Уже в рассказах начале 50-х гг. прояви­лись оригинальные черты дарования писателя - тонкого наблюдателя, знатока провинци­ального быта и народного языка, неутоми­мого исследователя старины, фольклора. В рассказах:

«Красильниковы» (1852),

«По­ярков» (1857),

«Дедушка Поликарп» (1857),

«Старые годы» (1857),

«Медвежий угол» (1857),

«Непременный» (1857),

«Бабушкины россказни» (1858) он ориентировался на опыт реалистической литературы гого­левской школы, уходил от официальных тем, от официозных точек зрения.

Прав­дивое изображение произвола и беззако­ний, царящих в медвежьих углах Рос­сийской империи, содержащееся в «Красильниковых» и «Пояркове», дали Чернышевскому основание причислить автора к «даровитейшим нашим рассказчикам». Утверждая, что писателей, «которые бы соединяли значительный литературный та­лант с таким знанием дела и таким энергическим направлением, как г. Печерский, очень мало», Чернышевский ставил Мельникова ря­дом с величайшим сатириком-демократом Салтыковым-Щедриным.

Очерковая точность воссоздания фактов и наряду с этим обилие острых сюжетных положений характерны для рассказов Павла Ивановича. Многие его рассказы представляют собой как бы цепь эпизодов ярких, даже необы­чайных, но реальных, основанных на под­линных происшествиях и передающих су­щественные черты среды и эпохи. Мельников пре­давал гласности хитрые проделки чинов­ников, которые могли быть известны дале­ко не каждому, но о которых он был хо­рошо осведомлен как опытный админи­стратор и к тому же историк, изучавший архивы «присутственных мест» (см. рас­сказы «Поярков», «Медвежий угол», «Не­пременный»). Знакомство с историческими документами и беседы со старожилами во время служебных поездок дали ему мате­риал для изображения злоупотреблений и прямых преступлений помещиков в XVIII в. - в эпоху «дворянских воль­ностей» («Старые годы», «Бабушкины рос­сказни»).

В романах «В лесах» и «На горах» писа­тель в свободной и непринужденной форме создает яркие и живописные картины жизни населения левого, лесистого бе­рега Волги («В лесах») и правого, высокого ее берега («На горах»).

Ставя в центре романа «В лесах» колоритную фигуру за­волжского «тысячника» Потапа Максимыча Чапурина, Павел Иванович окружает его многочислен­ными персонажами, история жизни каж­дого из которых входит в общую мозаику повествования. Писателя особенно при­влекал быт старообрядцев, «хранивших доселе заветную нашу старину». Свобод­ный от крепостной зависимости, промыш­ляющий ремеслом крестьянин и оборо­тистый купец, выбившийся из народа, - вот социальные типы, в которых Мельников видел наиболее полное воплощение исконных черт народного характера. Любуясь патри­архальным укладом семьи Чапурина, под­черкивая в своем герое типичные для кре­стьянина черты - здравый ум, трудолю­бие, привычку к скромному быту, юмор и сметку, Мельников показывает вместе с тем власть денег в жизни людей. Даже преданность старо­обрядчеству писатель связывает с ком­мерческими интересами купцов. Старо­обрядческие монастыри рисуются в романе как хорошо организованные предприятия, ведущие обширное хозяйство и торговлю предметами культа. Трагические судьбы чистых и сильных натур, которые стано­вятся жертвами расчета и хищничества, составляют сюжет многих эпизодов ро­манов Мельникова. Через оба романа проходит мотив трагических женских судеб, о которых пи­сатель повествует поэтическим сказом, под­час переходящим в стилизацию плача или народной песни. Идиллия патриархально­го быта, которая развертывается в пер­вых главах романа «В лесах», уступает затем место правдивому изображению нра­вов «темного царства». Писатель вынуж­ден констатировать, что старинный быт купечества таит в себе семена, которые, созревая, губят все светлое, что восходит к народной жизни. Развитие промышлен­ности и торговых отношений подтачивает патриархальный быт. Семья Чапурина распадается, деньги, которые он добы­вал, копил всю жизнь, не только не при­носят счастья его детям, а губят и разъе­диняют их.

В романе «На горах» образ «тысячника» Чапурина отходит на задний план и цен­тральной фигурой становится «миллион­щик» Смолокуров, ведущий свою родо­словную не от крестьян-умельцев, а от рыцарей наживы, составивших свой ка­питал прямым разбоем. Сам Смолоку­ров тоже совершил не одно преступление, сколачивая миллионное состояние. Таковы же и другие представители «крупной ком­мерции» (Морковников, Орошин, Доро­нин). В романе «На горах» усилены сатириче­ские и обличительные моменты и ослаблен поэтический элемент, которым, напротив, богаты описания природы, старинного бы­та, эпизоды, рисующие мир чувств моло­дых девушек, в другом произведении- «В лесах». В романе «На горах» более круп­ным планом изображается эксплуатация рабочих предпринимателями, антагонизм, существующий между хозяевами и работ­никами, дается картина бунта бурлаков. Оба романа реалистическим изображением мало известных до них областей жизни рас­ширяли круг явлений, охваченных и осве­щенных литературой.

Горький ценил писателя как стилиста и знатока народной речи. От­нося его к числу «богатейших лексикаторов наших», Горький призывал писателей учиться у него умению черпать художественные средства из сокровищницы уст­ного народного творчества - фольклора.

Произведения Мельникова Павла Ивановича неоднократно переиз­давались в советское время. Они поль­зуются популярностью у советского чи­тателя.

Умер - , Нижний Новгород.

Мельников Павел Иванович (25.10(6.11).1818 года, Нижний Новгород, ныне г. Горький, - 1(13).2.1883 года, там же) - выдающийся беллетрист-этнограф, известный под псевдонимом Андрей Печерский.

Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде. Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. До поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В 1834 поступил на словесный факультет казанского университета, который успешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение властей и был выслан в Щедринск. После ссылки работал старшим учителем гимназии.

Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале «Отечественные записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году появился рассказ писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какие приготовления делались в городе Чернограде к его именинам» («Литературная газета») слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора, «списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найти таких окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в провинциальном городе. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин» не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта и нравов народа. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.

Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном городе он был допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды. Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особых поручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и начал литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновником Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 1850 был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы, собранные им самим.

Мельников-Печерский посылает один из лучших своих рассказов «Красильниковы» на суд Далю. Даль дал положительную оценку. «Красильниковы» - рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет масса деталей из реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и фольклористам. На интересном диалекте говорит девка-чернавка купца Красильникова: «Лыска! Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!» Красильников это новый русский купец середины 19 века. Его апартаменты обставлены роскошно, но он не считает роскошь функциональной в своём быту. Сам живёт в маленькой комнатушке, где спит, ест и работает. Он интересуется политикой, мыслит масштабно. Вся цель его жизни деньги, и это прежде всего пагубно влияет на его сына Дмитрия, талантливого мальчика. Печерский признаёт за такими купцами силу.

С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно по делам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенно ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольство начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разоритель скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались песни и легенды например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал видеть сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне видели его верхом на змие). Однако, досконально изучив раскол, Мельников изменил своё отношение к нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854) он возложил ответственность за раскол на низкий нравственный уровень православного духовенства.

В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп», «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писатель обличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов губернские и уездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством, вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником, досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по причине коррупции в государстве страдает беззащитный народ. В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос. После отмены крепостного права некоторые помещики продолжают видеть за собой родовое право владеть крестьянами, оправдывая это своими заслугами перед отечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за становление русской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были дворянами и владели душами.

Повесть «Гриша» (1861) оказалась слабее предшествующих; однако она любопытна разнообразными портретами старообрядцев. Один из них, развязный старец Варлаам, любитель выпить и погулять, близок пушкинскому Варлааму («Борис Годунов»). Это позволило Мусоргскому использовать черты мельниковского Варлаама и приведённую в повести песню «Как во городе то было во Казани».

В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело отдался литературной работе. С 1868 года постоянный сотрудник «русского вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым, К.Н.Бестужевым-Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один раз видел Чехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельников создал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», 1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал жене, будучи уже тяжело больным. Перед смертью он задумал несколько исторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в своё имение, где с увлечением занимался садоводством. Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19 века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов жизнь нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когда торговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы персонажей так или иначе связаны с проникновением в патриархальную среду денежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть алчности и стяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в погоне за материальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит полюбившую его Настю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатому старику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, который ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.

КРАТКИЙ ДОКЛАД

«Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского»

Студентки 3 курса ФС ВПУ

Кристины Узорко

Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде.

Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. До

поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В

1834 поступил на словесный факультет казанского университета, который

успешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение

гимназии.

Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале «Отечественные

записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в

Сибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году появился рассказ

писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какие приготовления

делались в городе Чернограде к его именинам» («Литературная газета») –

слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода –

роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора,

«списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найти

таких окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в провинциальном

городе. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин»

не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта и нравов

народа. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.

Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном городе он был

допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды.

Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особых

поручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и начал

литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновником

Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников

получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 – 1850

был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей»,

где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы,

собранные им самим.

Мельников-Печерский посылает один из лучших своих рассказов

«Красильниковы» на суд Далю. Даль дал положительную оценку. «Красильниковы»

Рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет масса деталей из

реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и фольклористам. На

интересном диалекте говорит девка-чернавка купца Красильникова: «Лыска!

Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!» Красильников – это новый

русский купец середины 19 века. Его апартаменты обставлены роскошно, но он

не считает роскошь функциональной в своём быту. Сам живёт в маленькой

комнатушке, где спит, ест и работает. Он интересуется политикой, мыслит

масштабно. Вся цель его жизни – деньги, и это прежде всего пагубно влияет

на его сына Дмитрия, талантливого мальчика. Печерский признаёт за такими

купцами силу.

С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно по

делам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенно

ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольство

начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разоритель

скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались

песни и легенды – например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал

видеть сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне видели

его верхом на змие). Однако, досконально изучив раскол, Мельников изменил

своё отношение к нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854) он

возложил ответственность за раскол на низкий нравственный уровень

православного духовенства.

В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп»,

«Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писатель

обличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов – губернские

и уездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством,

вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником,

досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по причине

коррупции в государстве страдает беззащитный народ.

В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос. После отмены

крепостного права некоторые помещики продолжают видеть за собой родовое

право владеть крестьянами, оправдывая это своими заслугами перед

отечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за становление

русской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были дворянами и

владели душами.

Повесть «Гриша» (1861) оказалась слабее предшествующих; однако она

любопытна разнообразными портретами старообрядцев. Один из них, развязный

старец Варлаам, любитель выпить и погулять, близок пушкинскому Варлааму

(«Борис Годунов»). Это позволило Мусоргскому использовать черты

мельниковского Варлаама и приведённую в повести песню «Как во городе то

было во Казани».

В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело

отдался литературной работе. С 1868 года – постоянный сотрудник «русского

вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым, К.Н.Бестужевым-

Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один раз видел

Чехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельников

создал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса

Владимирская», 1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение –

романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал

жене, будучи уже тяжело больным. Перед смертью он задумал несколько

исторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем

Новгороде, уезжая летом в своё имение, где с увлечением занимался

садоводством.

Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19

века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке

леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о

монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов – жизнь

нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когда

торговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы

персонажей так или иначе связаны с проникновением в патриархальную среду

денежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть

алчности и стяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в

погоне за материальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит

полюбившую его Настю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатому

старику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, который

ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.

находит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркую

концепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительно

богатый этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивы

славянской языческой мифологии.

Романом «На горах» завершилась литературная деятельность Мельникова. В

1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород: там он

и умер в 1883 году, и был похоронен на Покровском кладбище в фамильном