Классический реализм в литературе. Русский реализм в литературе стиль

Реализм (лат. Realis - - вещественный, действительный) - направление в литературе и искусстве, который заключается в истинном, объективном и всестороннем отражении. В эпоху средневековья реализмом называли одно из направлений средневековой философии, который приписывал абстрактным понятием реальное существование. В XVIII в. под реализмом понимали тип мышления и поведения (практический), который отличается от типа мечтателя, "идеалиста". Реалистами называли людей, которые ставили перед собой такую цель, которую можно было достичь.

В 20-х годах XIX в. французские критики называли реализмом "новую школу" в литературе, которая отличалась от "литературы идей" (классицизма) и литературы образов (романтизма). Французские писатели (Ж. Шанфлери, Л. Дюранти) выдали сборник статей под названием "Реализм" (1857) и несколько номеров журнала с этим же названием. В журнале был опубликован манифест реалистической школы художника Г. Курбе, в котором звучали призывы изображать повседневную жизнь народа, поднимать социальные проблемы. Курбе создал две знаменитые картины "Дробильщики камни" и "Похороны в Орна", которые стали манифестом реализма в живописи. Дюранти писал, что задача реализма создать литературу для народа. Журнал полемизировал с романтиками, требовал отказаться от идеализации жизни и героев.

Первыми обратились к теории реализма Д. Дидро и Лессинг. Проблемы реализма в течение XIX в. волновали О. Бальзака, Г. Флобера, Тургенева, Л. Толстого. В трудах И. Франко, Э. Золя термин "реализм" употреблялся как синоним термина "натурализм". Отсюда и название "натуральная школа".

Эстетика реализма миметичних в своей основе, то есть связана с пониманием искусства как формы подражания действительности. В нашем литературоведении нет единого мнения относительно генезиса, исторических параметров, этапов развития художественной природы и функциональности реализма. Некоторые считают, что искусство реализма уходит своими корнями в народную поэзию с ее стихийным стремлением к правдивости. Е. Ауэрбах говорит об античном (мифологический) реализм ("Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе»). Реалистический тип мышления присущ искусству с древнейших времен, но термин "реализм" нецелесообразно использовать по отношению к искусству античности и средневековья, когда в силу объективных условий не могли утвердиться реалистичные художественные системы, а наблюдались, как отмечает Д. Наливайко, "только проявления реалистического творчества на эмпирическом уровне, преимущественно в низких, комических жанрах ".

Многие исследователи считают, шо реализм как эстетико-художественная система начал формироваться в эпоху Возрождения. Ренессансный реализм XIV-XV вв. называют гуманистическим, он характерен для творчества Сервантеса, Рабле, Шекспира, Чосера. По мнению Д. Наливайко, ренессансный реализм НЕ направление, а тенденция художественного мышления.

Значительная часть исследователей начало реализма связывает с Просвещением, в частности с творчеством Д. Дефо, Вольтера, Дидро, Дж. Свифта, Г.Е. Лессинга. Эти писатели глубоко раскрыли причинные связи между человеком и средой. М. Конрад, Д. Благой, В. Жирмунский считают, что история реализма начинается не с эпохи Возрождения и не с эпохи Просвещения, а по литературе XIX в. В. Жирмунский отмечает, что о реализме Шекспира, Сервантеса, Рабле можно говорить "в широком смысле слова", в смысле правдивости, а не в смысле Бальзака или Толстого. Основной признак реализма, по мнению В. Жирмунского, в социальности. Начало классического реализма он видит в английской литературе XVIII в., В частности в творчестве Дефо, Филдинга, Смолетт. В истории реализма ученый не находит места для Шекспира.

Большинство современных исследователей возникновения реализма связывает с 30-ми годами XIX века, а ренессансный и просветительский считает предысторией классического реализма. В советский период реализм XIX века называли "критическим".

Термин "критический реализм", вошедший в литературу с "легкой" руки М. Горького, не отражает всей сложности направления, потому что не во всех произведениях есть только критический элемент. Кстати, критический пафос присущ произведениям разных эпох.

Суть реализма хорошо раскрыл один из самых его представителей И. Нечуй-Левицкий: "Реализм или натурализм в литературе требует, чтобы литература была одкидом правдивой, реальной жизне, похожим на одкид берега в воде, с городом или деревней, с лесами, горами и всеми предметами, которые находятся на земле. Реальная литература должна быть зеркалом, в котором бы одсвичувалась правдивая жизнь, хоть и тонкая, похожа на мечту, как сам отсвет ".

Реалистическое направление был формой отрицания романтизма, реакцией на байронизм 30-х годов. По словам Б. Реизова, реализм стал протестом против "титанических героев", "безумной" литературы, против исторических тем в романе и драме... против символической драмы и сентиментально-философской лирики "".

Романтики изображали исключительных героев в исключительных обстоятельствах, реалисты ориентировались на изображение обычной "маленького человека" не в экзотических, а в обычных условиях. Язык романтизма - поэтическая, реалисты используют обычную разговорную речь с диалектами и жаргоном. Однако реалисты не отказываются от романтического пафоса и тех приемов изображения, которые использовали романтики. Элементы романтизма в произведениях Бальзака, Диккснса, Флобера, Достоево-ского, Шевченко, Франка. Опыт романтизма сыграл положительную роль для реализма. Романтики были союзниками реалистов в борьбе против классицизма. Кстати, реализм взял кое-что и от классицизма, в частности, рационализм, композиционную стройность произведения, логичность изложения материала, отдельные приемы изображения персонажей (внимание к интеллектуальной жизни человека, верность долгу, противоречие между долгом и личными интересами). И романтики, и реалисты обратились к конфликту человека и общества.

Между романтизмом и реализмом первой половины XIX в. нелегко провести границу. Бальзак в повестях и романах использует средства романтической фантастики и иронию («Шагреневая кожа»). Романтические мотивы есть в романе Стендаля "Красное и Черное". "Каждый великий реалист, - отмечает Г. Померанц, - по-своему романтик. Писатели, которых мы относим к классическому реализму, не исключают, а продолжают романтические традиции". Романтизм, по словам литературоведа, тяготеет "скорее к старцу, чем к взрослому. Романтизм 8 и одновременно 80 лет, реализму - 40, романтизм - сказка, которую дедушка рассказывает внучке, а реализм - серьезная история для серьезных людей. Но взрослым серьезным людям не можно прямо сказать правду о Маленьком Принце или планету смешного человека (из фантастического рассказа реалиста Достоевского): они засмеют, унизят идею. А вот волшебник-поэт притворяется, что он... серьезный деловой человек. Эта игра волшебника у профессора социологии и называется реализмом ".

Реализм отрицал творческие принципы натурализма с его фактографизм, безпристрастнистю, вниманием к биологическим факторам. Он не фиксирует факты, а проникает в их суть, анализирует. Писатели-реалисты - это исследователи-аналитики. Романтики не занимались конкретным анализом жизни, они осуждали общественные пороки прошлого и настоящего. Реалисты исследуют источник зла, считают, что определяющее влияние на человека имеют общественно-экономические условия.

Важную роль в развитии реализма сыграли достижения естественной, экономической и философской мысли, в частности, диалектика Гегеля, материализм Фейербаха, идея историзма в трудах французских историков (Тьерри, Минье, Гизо).

Идеологической основой реализма стал рационализм, рациоцентрична теория Просвещения. Ведущим принципом реализма является верность реальной действительности, конкретно-исторический подход к ней, взгляд на историю как на постоянный прогресс, стремление воспроизводить жизнь, изображать его таким, каким оно является во внутреннем мире человека без идеализации и сатирической карикатурности.

Реализм отказался от разделения предметов и явлений на эстетические и неэстетичные. Он отражает действительность во всей полноте и достоверности.

Создавая жизнеподобного образы и ситуации, реалисты не отказываются от мифа, сказки, аллегории, символа. Своей задачей реалисты считали творить для народа, служить ему.

Возвеличу Малых тех рабов немых! Я на страже круг их Поставлю слово, - писал Т. Шевченко. Реалистическая литература, по словам И. Франко, "собирает и описывает факты повседневной жизни, считая только на правду, не на эстетические правила, а заодно анализирует их (факты - Н. Ф.) и делает из них выводы, - это ее научный реализм, она из-за того указывает недостатки общественного строя там, где не все может добраться наука (в жизни ежедневном, в развитии психологическом страстей и намьетностей человеческих), и старается будить охоту и силу в читателях к устранению тех недостатков - это ее постепенная тенденция " .

С правдивостью связана типизация. Во всех учебниках, изданных в советское время, является определение реализма, которое дал Ф. Энгельс: "На мой взгляд, реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типических обстоятельствах" 2. Это определение не является точным, универсальным. Однако правдивость деталей, типичные характеры и типичные обстоятельства являются особенностями реализма Но во многих произведениях характерные обстоятельства являются исключительными, необычными. В письме к Н. Страхова от 28 февраля 1869 Достоевский писал: "У меня свой взгляд на действительность (в искусстве) и то, что называют почти фантастическим и исключительным, то для меня составляет самую действительность действительности. Обыкновенность явлений и казенный взгляд на них, по моему мнению, еще не реализмом и даже наоборот. В каждом номере газет вы встречаете отчет о реальные факты и о причудливые. Для писателей наших они фантастические, да они и не занимаются ими, а между тем они действительностью ". Типизация делает образы стандартными, упрощенными. Каждый человек воспринимается как представитель соответствующего класса.

Новаторство реализма -в структуре характера, его развития, в связи с типичными обстоятельствами. Характеры реалистических произведений - многогранные, мотивированные, развиваются в логической последовательности. Герои действуют в конкретных общественно-исторических условиях, которые мотивируют их поступки. Реализм признает не только детерминированность поведения человека, но и способность подняться над обстоятельствами, противостоять им. Реалисты отражают действительность, полную острыми противоречиями, конфликтами. Они придерживаются принципа социальности и историзма. Поведение героев реалистических произведений обусловлена объективными социально-историческими условиями. Для реалиста человек - существо социальное. Принцип историзма заключается в воспроизведении колорита времени и места, в понимании истории как процесса качественных изменений, характеризующих национально-историческое своеобразие того или иного этапа в каждой стране. Историзм и социальность взаимосвязаны. Историзм конкретизирует принцип социальности, способствует раскрытию развития социальных условий. Поступки героя вытекают из особенностей характера и психологии, а характер и психология обусловленные жизненными обстоятельствами и социальной средой. Изменение обстоятельств жизни сказывается на судьбе героев. Герои романа "Разве ревут волы, когда ясли полны?" Панаса Мирного и Ивана Билыка, повести "Борислав смеется» И. Франко социально и исторически конкретные.

В украинской литературе реализм утвердился в первой половине XIX в., Этот реализм называется просветительский. "Впервые в украинской литературе просветительская идеология в сфере художественного функционирования появляется, - отмечает М. Яценко - в середине XVIII в. В творчестве Г. Сковороды. Однако она, с одной стороны, существует в определенном симбиозе с философско-этическими учениями античности (Сократ, Эпикур, Сенека, Гораций) и переходит в область философской стыки, где главное место занимают идеи самопознания и нравственного самосовершенствования личности, а с другой - выступает в целом еще не в просветительской художественной структуре, а в пределах старой книжно-богословской традиции и барокко ". В творчестве И. Котляревского соединились черты классицизма, просветительского реализма и сентиментализма. В творчестве Г. Квитки-Основьяненко (в бурлескно-травестийних стихах, одах, поэмах, байках) просветительский реализм сочетается с классицизмом.

В просветительском реализме место занимало социальную среду. Но социальный детерминизм был для персонажей, по словам М. Яценко, "еще не осознанным явлением". "Общественная среда выступает как мир еще не раскрытых закономерностей, сами персонажи - скорее объекты, действующие на уровне эмпирических отношений, а не субъекты действия, которые превращают себя и мир. Отсюда - тенденция вытеснения социального конфликта в морально-этическую сферу, которую Шефтсбери считал независимой от социальных условий ". Ориентация на воспитательное начало обеспечила ведущее место в литературе просветительского реализма мещанские драмы, комедии, трагедии, романа воспитания, сатирическим жанрам.

Лирика не отличалась жанровым богатством. М. Яценко это объясняет тем, что в просветительском реализме в центре внимания были "не индивидуальные характеры и исследования их психологии, а изображение судьбы человека, родовых и сословных ее признаков".

На первый план вышли "низкие" жанры - бурлескная поэма, басня, народно-социально-бытовая драма, народная повесть и рассказы. Просветительский реализм сказался на бурлескной поэме неизвестного автора "Вояж по Малой России г. генерала от инфантериы Беклешов", на бурлескных переделках Гулака-Артемовского от Горация ("К Пархома", "XIV ода Горация, книга II"), на его стихотворных посланиях ("Настоящая Доброта", "прошение Григория К [ветки] и"). Едва ли не самым оперативным и действенным жанром просветительского реализма была байка с разновидностями байка-сказка, басня-поговорка ("Могильные семьи", "Грешник" Е. Гребенки, "Врач и здоровье", "Две птички в клетке" П. Гулака -Артемовського), басня-новелла, басня-вранье ("Пидбрехач", "Солдацький на третьем" Г. Квитки-Основьяненко). В драмах И. Котляревского «Наталка Полтавка» и «Москаль-волшебник" объединены сентиментальные и реалистичные черты, в комедии Г. Квитки-Основьяненко "Шельменко-денщик" - классицистические и реалистичны. Такое сочетание различных стилевых систем наблюдается и в прозе, которая сформировалась после драматургии, в частности в произведениях Г. Квитки-Основьяненко. В юмористически-бурлескных произведениях соединились класицистична и просветительская эстетика ("Мертвецький Пасха", "Вот тебе и сокровище", "прошение господина издателя").

"Литературное Просвещение в Украине, - по наблюдению М. Яценко, - не ограничивается половиной XIX в. Пройдя стадию своеобразного симбиоза с сентиментализмом и романтизмом, просветительский реализм сосуществует с реализмом критическим почти до самого конца XIX в."

В 40-60-х годах XIX в. реализм сосуществовал с романтизмом. Такой синтез романтического и реалистического начал есть в творчестве Т. Шевченко. В произведениях просветительского реализма подвергались критике отдельные недостатки общественного строя, реалисты второй половины XIX в. критикуют всю самодержавно-крепостническую систему. В реализме 40-60-х годов формируются этнографически-бытовая, социально-бытовая и социально-психологическая течения.

Усиление реалистического направления в украинской литературе связано с творчеством Т. Шевченко, Марко Вовчок, И.С. Нечуй-Левицкого, А. Свидницкого, Панаса Мирного, Ивана Карпенко-Карого, М. Кропивницкого, Ганны Барвинок. Литература обогатилась в жанровом отношении. Приобрели популярность общественно-политическая, элегическая лирика, сатира. Уризноманитнилася проза, появились социально-бытовые, этнографически-бытовые, психологически-бытовые рассказы, социально-психологическая новелла, социально-бытовая, историческая повесть, социально-психологический роман, роман-хроника. Обогащается проблематика литературы. Кроме крестьянской, писатели поднимают тему духовенства, мещанства, интеллигенции.

Реалистической литературе присущ определенный тип автора. Автор - это всегда определенный взгляд на изображаемое, концепция изображаемого, выражением которой является художественное произведение. Г. Флобер сравнивает автора с Богом, который должен быть в произведении, как Бог в мироздании - везде и нигде. Писатели-реалисты, которые чувствовали себя демиургами, не всегда были "невидимыми" в своих произведениях. Они считали, что интуиция и разум художника могут проникнуть во все сущее и адекватно его воспроизвести. Этот художник тяготеет к коллективной "сознания эпохи", ее интеллектуальной части, обладает необходимыми знаниями в различных сферах. Демиургизм реалистической литературы является авторской позицией, в основе которой мировоззренчески-эпистемологическая парадигма эпохи.

Ведущим средством нарации в произведениях реалистов является показ, который вытесняет описание, что отчетливо проявляется в произведениях Г. Флобера, А. Чехова, И. Франко.

В советском литературоведении реализм был культовой художественной системой, его ставили над всеми другими направлениями. В 30-е годы XX века распространилась концепция реализма как единственно правильного и наиболее прогрессивного художественного метода. Развитие литературы сводился к прогрессу реализма. Взгляд на эволюцию литературы как непримиримую борьбу реализма с антиреалистическими направлениям, уже устарел.

Некоторые из литературоведов отвергает термин "реализм", сомневается в существовании реалистического направления. Так, в "Энциклопедическом словаре культуры XX века" (2001 г.) Отмечается, что реализм - "антитермин", термин "тоталитарного мышления", что такого направления в XIX веке не было. Реалистические произведения относят к романтическим.

Критическое отношение к реализму характерно для модернистов, которые считали это направление устаревшим, несоответствующим динамической действительности XX века. Но реализм по своей природе является динамичной художественной системой, он развивается, обновляется. В 10-20-х годах XX века против реализма выступают неоавангардистськи течения, они называют реализм искусством буржуазной эпохи, обреченным на исчезновение.

Реализм XX века - открытая художественная система, которая взаимодействует с другими направлениями, в частности с модернизмом, переняв от него такие особенности, как поток сознания, коллаж, монтаж, ассоциативность, "телеграфный стиль".

в литературе и искусстве - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В России - художественный метод, характерный для творчества: писателей - А. С. Пушкина, Я В. Гоголя, Я. А. Некрасова, Л. Я. Толстого, А. Я. Островского, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, А. М. Горького и др.; композиторов - М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и отчасти Я. А. Римского-Корсакова, художников - А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, И. Е. Репина, В. А. Серова и передвижников, скульптора А. С. Голубкиной; в театре - М. С. Щепкина, М. Я. Ермоловой, К С. Станиславского.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕАЛИЗМ

позднелат. realis – вещественный, действительный), художественный метод, творческим принципом которого является изображение жизни с помощью типизации и создания образов, соответствующих сути самой жизни. Литература для реализма – средство познания человека и мира, поэтому он стремится к широкому охвату жизни, освещению всех ее сторон без ограничения; в центре внимания – взаимодействие человека и социальной среды, влияние условий общества на формирование личности.

Категория «реализм» в широком смысле определяет отношения литературы к действительности вообще, независимо от того, к какому течению или направлению в литературе принадлежит данный автор. Любое произведение в той или иной мере отражает реальность, но в некоторые периоды развития литературы действовала установка на художественную условность; напр., классицизм требовал «единства места» драмы (действие должно происходить в одном месте), что делало произведение далеким от жизненной правды. Но требование жизнеподобия не означает отказ от средств художественной условности. Искусство писателя состоит в умении концентрировать реальность, рисуя героев, которых, может быть, и не было на самом деле, но в которых воплотились подобные им реальные люди.

Реализм в узком смысле сформировался как направление в 19 в. Следует отличать реализм как метод от реализма как направления: мы можем говорить о реализме Гомера, У. Шекспира и т. д. как о манере отражения действительности в их произведениях.

Вопрос о возникновении реализма решается исследователями по-разному: корни его видят в античной литературе, в эпохах Возрождения и Просвещения. Согласно наиболее распространенной точке зрения, реализм возник в 1830-е гг. Его непосредственным предшественником считается романтизм, основная особенность которого – изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах с особым вниманием к сложной и противоречивой личности с сильными страстями, непонятой окружающим ее обществом, – так называемого романтического героя. Это был шаг вперед по сравнению с условностью изображения людей в классицизме и сентиментализме – направлениях, предшествующих романтизму. Реализм не отрицал, а развивал достижения романтизма. Между романтизмом и реализмом в первой половине 19 в. трудно провести четкую границу: произведения используют и романтические, и реалистические приемы изображения: «Шагреневая кожа» О. де Бальзака, романы Стендаля, В. Гюго и Ч. Диккенса, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Но в отличие от романтизма главная художественная установка реализма – типизация, изображение «типических характеров в типических обстоятельствах» (Ф. Энгельс). Эта установка предполагает, что герой концентрирует в себе свойства эпохи и той социальной группы, к которой он принадлежит. Напр., заглавный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» – яркий представитель отмирающего дворянства, характерными чертами которого названы лень, неспособность к решительным действиям, боязнь всего нового.

Вскоре реализм разрывает с романтической традицией, что воплощается в творчестве Г. Флобера и У. Теккерея. В русской литературе этот этап связан с именами А. С. Пушкина, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Этот этап принято называть критическим реализмом – вслед за М. Горьким (не следует забывать, что Горький желал из политических соображений подчеркнуть обличительную направленность литературы прошлого в противоположность утверждающим тенденциям социалистической литературы). Основной особенностью критического реализма называют изображение отрицательных явлений русской жизни, видя начало этой традиции в «Мертвых душах» и «Ревизоре» Н. В. Гоголя, в произведениях натуральной школы. Авторы по-разному решают свою задачу. В произведениях Гоголя нет положительного героя: автор показывает «сборный город» («Ревизор»), «сборную страну» («Мертвые души»), соединяющие в себе все пороки русской жизни. Так, в «Мертвых душах» каждый герой воплощает собой какую-либо отрицательную черту: Манилов – мечтательность и невозможность воплотить мечты в действительность; Собакевич – тяжеловесность и медлительность и т. д. Однако отрицательный пафос в большинстве произведений не лишен утверждающего начала. Так Эмма, героиня романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» с ее тонкой душевной организацией, богатым внутренним миром и способностью живо и ярко чувствовать, противопоставлена господину Бовари – человеку, мыслящему шаблонами. Другая важная особенность критического реализма – внимание к социальной среде, сформировавшей характер персонажа. Например, в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поведение крестьян, их положительные и отрицательные черты (терпение, доброта, щедрость, с одной стороны, и угодливость, жестокость, глупость – с другой) объясняются условиями их жизни и особенно социальными потрясениями периода реформы крепостного права 1861 г. Верность действительности в качестве главного параметра оценки произведения выдвигал уже В. Г. Белинский при разработке теории натуральной школы. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. Ф. Писемский и др. выделяли также критерий общественной полезности произведения, его влияния на умы и возможные последствия его прочтения (стоит вспомнить феноменальный успех достаточно слабого романа Чернышевского «Что делать?», ответившего на многие вопросы современников).

Зрелый этап развития реализма связан с творчеством писателей второй половины 19 в., прежде всего Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. В европейской литературе в это время наступил период модернизма и принципы реализма использовались в основном в натурализме. Русский реализм обогатил мировую литературу принципами социально-психологического романа. Открытием Ф. М. Достоевского признается полифония – умение сочетать в произведении различные точки зрения, не делая ни одну из них доминирующей. Сочетание голосов героев и автора, их переплетение, противоречия и согласия приближает архитектонику произведения к действительности, где нет единого мнения и одной, последней правды. Основополагающая тенденция творчества Л. Н. Толстого – изображение развития человеческой личности, «диалектики души» (Н.Г. Чернышевский) в сочетании с эпической широтой изображения жизни. Так, изменение личности одного из главных героев «Войны и мира» Пьера Безухова происходит на фоне изменений в жизни всей страны, и один из переломных моментов его мировосприятия – Бородинское сражение, переломный момент в истории Отечественной войны 1812 г.

На рубеже 19 и 20 вв. реализм переживает кризис. Он заметен и в драматургии А. П. Чехова, основная тенденция которой – показать не ключевые моменты в жизни людей, а изменение их жизни в самые обычные, ничем не отличающиеся от других моменты – так называемое «подводное течение» (в европейской драматургии эти тенденции проявлялись в пьесах А. Стриндберга, Г. Ибсена, М. Метерлинка). Преобладающим течением в литературе начала 20 в. становится символизм (В. Я. Брюсов, А. Белый, А. А. Блок). После революции 1917 г., встраиваясь в общую концепцию строительства нового государства, возникли многочисленные объединения писателей, которые считали своей задачей механическое перенесение категорий марксизма в литературу. Это привело к признанию новым важным этапом в развитии реализма в 20 в. (в первую очередь в советской литературе) социалистического реализма, который был призван изображать осмысленное в духе социалистической идеологии развитие человека и общества. Идеалы социализма предполагали неуклонный прогресс, определение ценности человека пользой, приносимой им обществу, и ориентацию на равенство всех людей. Термин «социалистический реализм» закрепился на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. Образцами социалистического реализма были названы романы «Мать» М. Горького и «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, его черты были выявлены в творчестве М. А. Шолохова, А. Н. Толстого, в сатире В. В. Маяковского, И.Ильфа и Е.Петрова, Я. Гашека. Основным мотивом произведений социалистического реализма считали развитие личности человека-борца, его самосовершенствование и преодоление трудностей. В 1930–40-е гг. социалистический реализм окончательно приобрел догматические черты: появилась тенденция приукрашивать действительность, главным был признан конфликт «хорошего с лучшим», стали появляться недостоверные психологически, «искусственные» персонажи. Развитие реализму (вне зависимости от социалистической идеологии) дала Великая Отечественная война (А. Т. Твардовский, К. М. Симонов, В. C. Гроссман, Б. Л. Васильев). С 1960-х гг. литература в СССР стала отходить от социалистического реализма, хотя многие писатели придерживались принципов классического реализма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Реализм

Реализм (- вещественный, действительный) - художественное направление в искусстве и литературе, которое утверждается в первой трети XIX века. У истоков реализма в России стояли И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин (в западной литературе реализм возникает несколько позднее, первыми его представителями были Стендаль и О. де Бальзак).

Черты реализма. Принцип жизненной правды, которым руководствуется художник-реалист в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное отражение жизни в ее типических свойствах. Верность изображения действительности, воспроизводимой в формах самой жизни, - основной критерий художественности.

Социальный анализ, историзм мышления. Именно реализм объясняет явления жизни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве. Иначе говоря, реализм немыслим без историзма, который предполагает понимание данного явления в его обусловленности, в развитии и связи с другими явлениями. Историзм - основа мировоззрения и художественного метода писателя-реалиста, своего рода ключ к познанию действительности, позволяющий соединить прошлое, настоящее и будущее. В прошлом художник ищет ответы на актуальные вопросы современности, а современность осмысливает как результат предшествующего исторического развития.

Критическое изображение жизни. Писатели глубоко и правдиво показывают отрицательные явления действительности, сосредоточиваются на обличении существующих порядков. Но при этом реализм не лишен жизнеутверждающего пафоса, ибо в основе его лежат положительные идеалы - патриотизм, сочувствие народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в неисчерпаемые возможности человека, мечта о светлом будущем России (например, «Мертвые души»). Вот почему в современном литературоведении вместо понятия «критический реализм», которое впервые было введено Н. Г. Чернышевским, чаще всего говорят о «классическом реализме». Типические характеры в типических обстоятельствах, то есть характеры изображались в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, сформировала в определенных социально-исторических условиях.

Взаимоотношения личности и общества - ведущая проблема, которую ставит реалистическая литература. Для реализма важна драма этих взаимоотношений. Как правило, в центре внимания реалистических произведений оказываются личности незаурядные, неудовлетворенные жизнью, «выламывающиеся» из своего окружения, люди, способные встать выше общества и бросить ему вызов. Их поведение и поступки становятся для писателей-реалистов предметом пристального внимания и исследования.

Многогранность характеров персонажей: их действия, поступки, речь, образ жизни и внутренний мир, «диалектика души», которая раскрывается в психологических подробностях ее эмоциональных переживаний. Тем самым реализм расширяет возможности писателей в творческом освоении мира, в создании противоречивой и сложной структуры личности в результате тончайшего проникновения в глубины человеческой психики.

Выразительность, яркость, образность, точность русского литературного языка, обогащенного элементами живой, разговорной речи, которые писатели-реалисты черпают из общенародного русского языка.

Разнообразие жанров (эпических, лирических, драматических, лироэпических, сатирических), в которых находит выражение все богатство содержания реалистической литературы.

Отражение реальной действительности не исключает вымысел и фантастику (Гоголь, Салтыков-Щедрин, Сухово-Кобы- лин), хотя эти художественные средства не определяют основную тональность произведения.

Типология русского реализма. Вопрос о типологии реализма связан с раскрытием известных закономерностей, определяющих доминанту тех или иных типов реализма и их смену.

Во многих литературоведческих работах присутствуют попытки установить типовые разновидности (течения) реализма: ренессансный, просветительский (или дидактический), романтический, социологический, критический, натуралистический, революционно-демократический, социалистический, типический, эмпирический, синкретичный, философско-психологи- ческий, интеллектуальный, спиралевидный, универсальный, монументальный... Поскольку все эти термины довольно условные (терминологическая неурядица) и между ними нет четких границ, предлагаем использовать понятие «этапы развития реализма». Проследим эти этапы, каждый из которых складывается в условиях своего времени и художественно оправдан в своей неповторимости. Сложность проблемы типологии реализма в том, что типологически своеобразные разновидности реализма не просто сменяют друг друга, но и сосуществуют, развиваются одновременно. Следовательно, понятие «этап» отнюдь не означает, что в тех же хронологических рамках не может быть другого рода течения, более раннего или более позднего. Вот почему необходимо соотносить творчество того или иного писателя-реалиста с творчеством других художников-реалистов, выявляя при этом индивидуальное своеобразие каждого из них, обнаруживая близость между группами писателей.

Первая треть XIX века. В реалистических баснях Крылова отразились реальные отношения людей в обществе, нарисованы живые сцены, содержание которых разнообразно - они могли быть бытовыми, социальными, философско-историческими.

Грибоедов создал «высокую комедию» («Горе от ума»), то есть комедию, близкую к драме, отразив в ней идеи, которыми жило образованное общество первой четверти века. Чацкий в борьбе с крепостниками и консерваторами отстаивает общенациональные интересы с позиций здравого смысла и народной морали. В пьесе даны типические характеры и обстоятельства.

В творчестве Пушкина уже намечены проблематика, методология реализма. В романе «Евгений Онегин» поэт воссоздал «русский дух», дал новый, объективный принцип изображения героя, первым показал «лишнего человека», а в повести «Станционный смотритель» - «маленького человека». В народе Пушкин увидел тот нравственный потенциал, который обусловливает национальный характер. В романе «Капитанская дочка» проявился историзм мышления писателя - и в верном отражении действительности, и в точности социального анализа, и в понимании исторической закономерности явлений, и в умении передать типические особенности характера человека, показать его как порождение определенной общественной среды.

30-е годы XIX века. В эту эпоху «безвременья», общественного бездействия слышны были лишь смелые голоса А. С. Пушкина, В. Г. Белинского и М. Ю. Лермонтова. Критик увидел в Лермонтове достойного преемника Пушкина. Человек в его творчестве несет в себе драматические черты времени. В судьбе

Печорина писатель отразил судьбу своего поколения, свой «век» («Герой нашего времени»). Но если Пушкин главное внимание отводит описанию поступков, действий персонажа, дает «очертания характера», то Лермонтов сосредоточивается на внутреннем мире героя, на углубленном психологическом анализе его действий и переживаний, на «истории души человеческой».

40-е годы XIX века. В указанный период реалисты получили наименование «натуральная школа» (Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Д. В. Григорович, Н. А. Некрасов). Произведениям этих писателей свойствен обличительный пафос, неприятие социальной действительности, усиленное внимание к будничности, повседневности. Гоголь не находил в окружающем его мире воплощения своих возвышенных идеалов, а потому был убежден, что в условиях современной ему России идеал и красоту жизни можно выразить только через отрицание безобразной действительности. Сатирик исследует вещественную, материально-бытовую основу жизни, ее «невидимые» черты и возникающие из нее духовно убогие характеры, крепко уверенные в своем достоинстве и праве.

Вторая половина XIX века. Творчество писателей этого времени (И. А. Гончаров, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. Г. Короленко, А. П. Чехов) отличает качественно новый этап в развитии реализма: они не только критически осмысливают действительность, но и активно ищут способы ее преобразования, обнаруживают пристальное внимание к духовной жизни человека, проникают в «диалектику души», создают мир, населенный сложными, противоречивыми характерами, насыщенный драматическими конфликтами. Произведениям писателей свойственны тонкий психологизм и большие философские обобщения.

Рубеж XIX-XX веков. Особенности эпохи наиболее ярко выразились в произведениях А. И. Куприна, И. А. Бунина. Они чутко улавливали общую духовно-социальную атмосферу в стране, глубоко и верно отражали неповторимые картины быта самых разных слоев населения, создавали цельную и правдивую картину России. Для них характерны такие темы и проблемы, как преемственность поколений, наследие веков, корневые связи человека с прошлым, русский характер и особенности национальной истории, гармоничный мир природы и мир общественных отношений (лишенный поэтичности и гармонии, олицетворяющий жестокость и насилие), любовь и смерть, недолговечность и зыбкость человеческого счастья, загадки русской души, одиночество и трагическая предопределенность человеческого существования, пути освобождения от духовного гнета. Оригинальное и самобытное творчество писателей органически продолжает лучшие традиции русской реалистической литературы, и прежде всего глубокое проникновение в суть изображаемой жизни, раскрытие отношений между средой и личностью, внимание к социально-бытовому фону, выражение идей гуманизма.

Дооктябрьское десятилетие. Новое видение мира в связи с происходящими в России процессами во всех областях жизни определило новое лицо реализма, существенно отличавшегося от классического реализма своей «модерностью». Выдвинулись новые фигуры - представители особого течения внутри реалистического направления - неореализма («обновленный» реализм): И. С. Шмелев, Л. Н. Андреев, М. М. Пришвин, Е. И. Замятин, С. Н. Сергеев-Ценский, А. Н. Толстой, А. М. Ремизов, Б. К. Зайцев и др. Для них характерны отход от социологического осмысления действительности; освоение сферы «земного», углубление конкретно-чувственного восприятия мира, художественное изучение тонких движений души, природа и человек, вступающие в соприкосновение, что избавляет от отчуждения и приближает к изначальному, неизменному естеству бытия; возврат к скрытым ценностям народно-деревенской стихии, способным обновить жизнь в духе «вечных» идеалов (языческий, мистический колорит изображаемого); сопоставление буржуазного городского и сельского уклада; мысль о несовместимости природной силы жизни, бытийного добра с социальным злом; соединение исторического и метафизического (рядом с чертами бытовой или конкретно-исторической реальности присутствует «сверхреальный» фон, мифологический подтекст); мотив очистительной любви как некий символический знак всечеловеческого естественного бессознательного начала, несущего просветленный покой.

Советский период. Отличительными чертами возникшего в эту пору социалистического реализма стали партийность, народность, изображение действительности в ее «революционном развитии», пропаганда героики и романтики социалистического строительства. В произведениях М. Горького, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Л. М. Леонова, В. В. Маяковского, К. А. Федина, Н. А. Островского, А. Н. Толстого, А. Т. Твардовского и др. утверждались иная реальность, иной человек, иные идеалы, иная эстетика, принципы, положенные в основу морального кодекса борца за коммунизм. Пропагандировался новый метод в искусстве, который был политизирован: имел ярко выраженную социальную направленность, выражал государственную идеологию. В центре произведений обычно находился положительный герой, неразрывно связанный с коллективом, который постоянно оказывал на личность благотворное влияние. Основная сфера приложения сил такого героя - созидательный труд. Не случайно одним из распространенных жанров стал производственный роман.

20-30-е годы XX века. Немало писателей, вынужденных жить при диктаторском режиме, в условиях жестокой цензуры, сумели сохранить внутреннюю свободу, проявляли способность умалчивать, быть осторожным в оценках, переходить на иносказательный язык, - они были преданы истине, подлинному искусству реализма. Родился жанр антиутопии, в которой давалась суровая критика тоталитарного общества, основанного на подавлении личности, индивидуальной свободы. Трагично сложились судьбы А. П. Платонова, М. А. Булгакова, Е. И. Замятина, А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, О. Э. Мандельштама, их надолго лишили возможности печататься в Советском Союзе.

Период «оттепели» (середина 50-х - первая половина 60-х годов). В это историческое время громко и уверенно заявили о себе молодые поэты-шестидесятники (Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский, Б. Ш. Окуджава и др.), ставшие «властителями дум» своего поколения вместе с представителями «третьей волны» эмиграции (В. П. Аксенов, А. В. Кузнецов, А. Т. Гладилин, Г. Н. Владимов,

A. И. Солженицын, Н. М. Коржавин, С. Д. Довлатов, В. Е. Максимов, В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и др.), произведениям которых были свойственны острокритическое осмысление современной действительности, сохранение человеческой души в условиях командно-административной системы и внутреннее противостояние ей, исповедальность, нравственные искания героев, их высвобождение, раскрепощенность, романтизм и самоирония, новаторство в области художественного языка и стиля, жанровое многообразие.

Последние десятилетия XXвека. Новое поколение писателей, жившее уже в несколько смягченных политических условиях внутри страны, выступило с лирической, городской и деревенской поэзией и прозой, не укладывавшимися в жесткие рамки социалистического реализма (Н. М. Рубцов, А. В. Жигулин,

B. Н. Соколов, Ю. В. Трифонов, Ч. Т. Айтматов, В. И. Белов, Ф. А. Абрамов, В. Г. Распутин, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В. М. Шукшин, Ф. А. Искандер). Ведущими темами их творчества становятся возрождение традиционной нравственности и взаимоотношения человека и природы, в чем проявилась близость писателей к традициям русского классического реализма. Произведения этой поры пронизаны чувством привязанности к родной земле, а значит, и ответственности за то, что на ней происходит, ощущением невосполнимости духовных потерь вследствие разрыва вековых связей природы и человека. Художники осмысливают перелом в сфере моральных ценностей, сдвиги в обществе, в которых вынуждена выживать человеческая душа, размышляют о катастрофических последствиях для тех, кто утрачивает историческую память, опыт поколений.

Новейшая русская литература. В литературном процессе последних лет литературоведы фиксируют два течения: постмодернизм (размытость границ реализма, сознание иллюзорности происходящего, смешение разных художественных методов, стилевое разнообразие, усиление влияния авангардизма - А. Г. Битов, Саша Соколов, В. О. Пелевин, Т. Н. Толстая, Т. Ю. Киби- ров, Д. А. Пригов) и постреализм (традиционное для реализма внимание к судьбе частного человека, трагически одинокого, всуете унижающей его повседневности утрачивающего нравственные ориентиры, пытающегося самоопределиться, - В. С. Ма- канин, Л. С. Петрушевская).

Итак, реализм как литературно-художественная система обладает мощным потенциалом непрерывного обновления, что проявляется в ту или иную переходную для русской литературы эпоху. В творчестве писателей, продолжающих традиции реализма, наблюдаются поиски новых тем, героев, сюжетов, жанров, поэтических средств, новой манеры разговора с читателем.

Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

Признаки направления

Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.

В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт. Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.

Особенности данного литературного течения

Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.

В произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.

Реализм в XIX столетии

Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.

Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.

Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен к лучшему. Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе - безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками. В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.

Литература имеет богатую историю. На протяжении своего развития она сменяла множество стилей и течений, одним из которых является реализм. Если вам необходимо выяснить, что такое реализм и какую роль он играет в литературе, мы сейчас расскажем вам об этом.

Реализм в литературе — это художественное направление, основной целью которого является правдивое воспроизведение действительности. Произведение, написанное в духе реализма, показывает нам окружающую действительность максимально натурально, такой, какой она и является на самом деле. Это короткое определение того, что такое реализм в литературе.

В советское время существовало такое понятие как социалистический реализм. Что такое социалистический реализм? Это один из художественных методов, который зародился в Советском Союзе в 1930-х годах. В те времена это был очень распространенный стиль, его рекомендовали писателям, а чаще всего даже навязывали. У соцреализма есть тесная связь с пропагандой, а также с идеологией. В 1932 году его одобрили партийные органы литературы и искусства. А еще параллельно этому в СССР было создано неофициальное искусство. Произведения в этом жанре должны были передавать события эпохи, которые «динамично изменялись в развитии революции». Диалектико-материалистическая философия заложила идейное содержание этого метода, а также его закладывали коммунистические идеи марксизма (вторая половина XIX—XX в). Охватывая сферы художественной деятельности, этот метод включал в себя драматургию, литературу, архитектуру, живопись, скульптуру, музыку и кинематограф.

Также существовал критический реализм. Что такое критический реализм? Это также один из художественных методов обозначения марксистского литературоведения, которое следовало за социалистическим реализмом. Это направление в литературе сложилось в обществе капиталистов в XIX веке. Вскрытие обусловленности обстоятельств человеческой жизни, его психологии и социальной среды, в первую очередь, присуще критическому реализму. Сюда входили романы Дж. Элиота и О. Бальзака. В России к обоснованию критического реализма привлекалась материалистическая эстетика. Это произведения Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского. Последним великим представителем критического реализма Максим Горький считал А. П. Чехова. А социалистический реализм, по реальным сведениям и представлениям Советского Союза, считался новым отсчетом художественного метода. И этот отсчет начинался с самого Максима Горького.

Что касается гиперреализма, то этот термин используют для обозначения в 1990—2000-х годах течения современного искусства (живопись, скульптура), также к гиперреализму относится творчество европейских фотореалистов 1970-х г.