Название хора взрослых. Женский, мужской, смешанный хоры и их состав

Хором называют коллектив певцов (вокалистов), исполняющих одно произведение . Существует два вида хора: однородный и смешанный. К однородному относятся только женские хоры, мужские хоры или детские хоры (не важно, кто поет в детском хоре, мальчики или девочки, или и те и другие, он все равно считается однородным). Смешанным хором называется коллектив, где поют и мужчины, и женщины (иногда участвует группа детского хора).

Из чего состоит хор?

Каждый вид хора имеет деление на партии. Так в однородном мужском и женском хоре может быть только две партии: Тенор / Бас (в мужском) и Сопрано /Альт (в женском). Смешанный хор делится на четыре партии (иногда на пять) партий: Сопрано / Альт / Тенор / Бас. Иногда разделяют низкие мужские голоса на две партии: Баритон и Бас, тогда состав выглядит так: Сопрано / Альт / Тенор / Баритон / Бас. В нотах для хорового исполнения принято писать каждую партию на отдельном нотном стане. Четыре нотоносца объединяются: на верхнем пишется партия сопрано, затем альта, тенора, а на самом нижнем – баса.

Сколько в хоре певцов?

Кроме того, различают хоры по количеству певцов: большие, камерные и маленькие хоры. В большом хоре количество участников не ограничено, но, как правило, не бывает больше 150 человек. Камерный хор включает в себя не больше сорока человек. Маленький хор состоит из 12 человек – это самое маленькое количество участников при котором возможно исполнение хоровой музыки. Дело в том, что человек не может спеть все произведение на одном дыхании, поэтому певцы прерываются на какое-то время, чтобы сделать очередной вдох.
В момент вдоха голос певца выпадает из общего звучания хора, поэтому когда в партии поют два человека, это будет очень заметно. Использование трех человек в каждой партии позволяет певцам петь на «цепном дыхании». Цепное дыхание – это хоровой прием, при котором певцы одной партии берут дыхание по очереди. Получается, что пока один вдыхает, два других вокалиста поют.

Грегорианский Церковный хор

Хор Пермского музыкального колледжа

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано , альты , тенора , басы . Но количество партий в принципе не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи ): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella . Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр . Как правило, на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано ; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella .

История

Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий . Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем , а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под гитару , также игравшую в унисон с хором.

Раннее христианство переняло античную традицию, и до X–XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении - до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение - хоры монахинь) .

Типы хоровых коллективов

Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы - женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.

  • смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) - состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов , мужские голоса составляют партии теноров и басов . Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
  • хор мальчиков и юношей - состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов - низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
  • мужской хор - состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
  • женский хор - состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
  • детский хор - состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх - сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии - 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

  • академические хоры - поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
  • народные хоры - поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.

Виды хорового пения

По количеству участников различают:

  • вокально-хоровой ансамбль - от 12 до 20 участников;
  • камерные хоры - от 20 до 30-50 участников;
  • средние хоры - от 40 до 60-70 участников;
  • большие хоры - от 70 до 120 участников;
  • сводные хоры - до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству , так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.

Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные хоры.

См. также

Примечания

Литература

  • Анисимов А. И. Дирижёр-хормейстер. Творческо-методические записки.- Л.: «Музыка», 1976.- 160 с.
  • Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина.- Л.: Музыка, 1980.- 216 с.
  • Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.- М.: Музыка, 1967.
  • Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.- М.: Советский композитор, 1974.
  • Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.- Музгиз, 1957.
  • Евграфов, Ю. А. Элементарная теория мануального управления хором. - М.: Музыка, 1995
  • Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. - Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.

Смешанный хор. Полный смешанный хор, имеющий в своём составе все хоровые партии – сопрано, альты, тенора, басы, по праву считается наиболее совершенным типом хорового коллектива с уникальными вокально-техническими возможностями. Благодаря этим возможностям смешанному хору доступны произведения различной степени сложности. Общий диапазон – «ля» контроктавы - «до» третьей октавы.

Широкий спектр тембровых характеристик партий позволяет хормейстеру добиться различного их сочетания. Виртуозность исполнения партии сопрано дополняется глубиной звучания партии басов. Мощность, объёмность звучания хору придаёт наличие басов-октавистов. Роль гармонического заполнения выполняют серединные партии теноров и альтов.

Смешанный хор обладает уникальными динамическими возможностями. Особой красотой звучания в смешанном хоре отличаются произведения распевного, широкого характера.

Все профессиональные хоровые коллективы в большинстве своём являются смешанными. Именно для этого типа хоров написано множество различных по объёму, содержанию, стилю и средствам музыкальной выразительности произведений.

Неполные смешанные хоры (юношеские) встречаются крайне редко. Они существуют как учебные коллективы в хоровых училищах и реже как самодеятельные в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях. При работе с юношеским хором необходимо учитывать его специфику. Юношеское пение требует щадящей вокальной нагрузки. Следует избегать форсированного пения на крайних звуках диапазона. Репертуар для юношеских хоров состоит из произведений с облегчённым видом переложений.

Однородный мужской хор: состав – партия Теноров, партия Басов, возможно наличие октавистов. В практике хорового исполнительства профессиональные мужские хоровые коллективы встречаются крайне редко. Диапазон мужского хора - «ля» контроктавы - «до» второй октавы. Нижние звуки диапазона поручаются октавистам. Верхний отрезок диапазона иногда исполняется тенорами фальцетом. Ведущей партией мужского хора является партия тенора, исполняющая, как правило, основную мелодическую линию.

Произведения для мужского хора можно встретить в хоровом творчестве старых мастеров (Лассо, Палестрина), в западной и русской хоровой классике (Шуман, Мендельсон, Чайковский, Римский-Корсаков и др.). Для этого состава хора были сделаны прекрасные обработки народных песен. Произведениями для мужского хора богата православная духовная музыка и оперная литература.

Женский хор: состав – партия Сопрано, партия Альтов. Звучание женского хора отмечается своеобразным тембровым богатством и достаточно большими техническими и исполнительскими возможностями. Общий диапазон женского хора – «фа» малой - «си» второй, «до» третьей октавы. Чаще всего используется рабочий диапазон от «соль»» малой октавы до «ля» второй октавы.



Для женского хора написано довольно большое количество оригинальных классических и современных хоровых сочинений.

Количественный состав хора

Норма минимального состава смешанного хора 12-16 человек. В настоящее время минимальным составом хора принято считать 16-24 человека. Меньшее количество обычно называют ансамблями (в настоящее время 12-20 человек. Средний состав хора не менее 24 (32-40) участников предполагает разделение каждой хоровой партии на две. Большой хор – 80-120 человек.

Петербургская хоровая капелла – 90 человек, Большой хор Всесоюзного радио – 95 человек, Государственный мужской хор Эстонии – 80 человек, Государственная русская республиканская капелла им. А.Юрлова – 80 человек.

Максимальный состав хора - 120-130 человек.

Сводные хоры в странах Балтии – до 10 тысяч человек.

П.Г.Чесноков: «При трёх умелых певцах является возможным образовать минимальную по составу хоровую партию. Наименьшее количество певцов для каждой партии – три».

Сопрано – 3

Альты – 3

Тенора – 3

Басы - 3

Всего – 12 человек - такой хор мы называем малым смешанным хором (неполный хор – чистое четырёхголосие).

Когда количество певцов в каждой партии хора удвоится (а в басовой партии утроится), он превратится в средний смешанный хор с наименьшим количеством певцов (полный)

Первых Сопрано – 3

Вторых Сопрано – 3

Первых Альтов - 3

Вторых Альтов - 3

Первых Теноров – 3

Вторых Теноров 3

Баритонов - 3

Раздел І

ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

Хоровое пение – массовое демократическое искусство. Оно способствует музыкально-эстетическому воспитанию не только самих участников хорового исполнительства, но широких масс слушателей.

Хор – это коллектив организованных и объединенных общими целью и задачами певцов, способных в своем исполнении воссоздать хоровую партитуру различной трудности и различных музыкальных жанров от простейшей народной песни до сложнейших произведений хоровой литературы.

Хор – это организованный коллектив поющих людей, в котором обязательно должно быть несколько различных групп голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов.

Нередко каждая партия делится на две группы, такое деление называется divisi.

Типы хоров

В зависимости от состава певческих голосов хоры подразделяются на два типа: однородные и смешанные. Однородные – это детские, женские, мужские хоры. Смешанные – это хоры включающие женские и мужские голоса. Разновидностью смешанного типа является хор, в котором партии женских голосов исполняют детские голоса. К типу смешанных хоров относятся также юношеские и неполные смешанные хоры.

Детский хор. Все детские хоры по возрастному признаку разделяются на три группы: младший хор, средний хор и старший хор.

Младший хор. Основу репертуара этого хора составляют народные песни, детские песни современных композиторов, несложные образцы произведений белорусских, русских и зарубежных классиков. Звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. Диапазон хора ограничен пределам первой и началом второй октавы. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия.

Средний хор. Участникам этого коллектива доступен более сложный по художественно-выразительным средствам репертуар. В программу включаются произведения двухголосные. Рабочий диапазон среднего хора: до 1 – ре 2 , ми 2 . Звук этого хора характеризуется уже большей насыщенностью.

Старший хор. Сила звука старшего хора может достигать по необходимости большой насыщенности, динамической напряженности и выразительности. Но часто пользоваться этим не следует в целях охраны детского голоса. У мальчиков в возрасте 11-14 лет, у которых еще не появились признаки мутации голос звучит наиболее ярко, с тембровой окраской грудного звучания. У девочек того же возраста начинает появляться тембр женского голоса. В репертуарный план данного хора включают двух-трехголосные произведения с сопровождением и a`cappella. Рабочий диапазон партии сопрано: ре 1 , ми 1 – ре 2 , фа 2 ; альтов: си мал – до 2 , ре 2 .

Женский хор. Это коллектив, обладающий большими исполнительскими возможностями, широким диапазоном. Рабочий диапазон хора: соль мал., ля мал. – фа 2 , соль 2 . Репертуар для таких коллективов в хоровой литературе обширен, разнообразен по стилю, образам, исполнительской манере.

Надо отметить, что профессиональных академических женских хоров нет. Но их довольно много в художественной самодеятельности, в специальных музыкальных учебных заведениях.

Мужские хоры . Звучание мужского хора характеризуется своеобразными оттенками тембровых красок, широким диапазоном динамических нюансов. Наибольшая и ведущая голосовая нагрузка в таком коллективе приходится на партию теноров. Рабочий диапазон мужского хора: ми больш – фа 1 , соль 1 . Произведения для мужского хора существуют самые разнообразные, богата ими и оперная литература.

Смешанные хоры . Характеризуются наличием женских (сопрано и альты) и мужских (тенора, басы, баритоны) голосов. П.Г. Чесноков называл этот тип хора наиболее совершенным. Этот коллектив обладает уникальными художественно-исполнительскими возможностями. Рабочий диапазон: ля контрокт – си 2 . Хоровая литература богата самыми различными по содержанию, стилю, средствам хоровой выразительности произведениями для смешанного хора.

Юношеские, неполные смешанные хоры. Считаются коллективы, в которых принимает участие старшие школьники – юноши и девушки, учащиеся 9-11 классов. Причем в школьных хорах все юноши чаще поют в унисон (в силу физиологических возрастных изменений происходящих в их голосовом аппарате). Если в хоре есть женские голоса – сопрано, альты и одна мужская унисонная партия, то такой юношеский хор можно считать неполным смешанным хором.

Хоры состоящие только из девочек-старшеклассниц называют хором девушек или женским хором.

При объединении юношеской группы певцов с детскими голосами мальчиков создается уникальный коллектив, способный исполнять разнообразную и довольно сложную программу, предназначенную для смешанных хоров.

Хоровые партии

Основу коллектива составляют хоровые партии, каждая из которых характеризуется только ей присущими тембровыми особенностями, определенным диапазоном, художественно-исполнительскими возможностями.

Хоровые партии детского хора

Детские голоса младших и средних возрастных групп (7-10 лет), как правило, не подразделяются на хоровые партии по каким-либо тембровым или диапазонным особенностям. В большинстве случаев хор просто делят на две примерно равные половины, где первая группа поет верхний голос, а вторая – нижний.

Хоровые партии старшего хора (11-14 лет). Старший школьный хор чаще состоит из двух хоровых партий – сопрано и альтов. Рабочий диапазон сопрано до 1 , ре 1 – ми 2 , соль 2 . Голос у девочек отличается легкостью, подвижностью. В партию сопрано зачисляются и мальчики., которые могут легко брать высокие звуки названного диапазона.

В партию альтов направляются учащиеся, у которых более насыщено звучит нижний регистр. Их диапазон: ля мал. – ре 2 . При комплектовании той или иной партии в старшем хоре необходимо тщательно проверять каждого участника, выявлять его диапазон, характер звукообразования, тембровую окрашенность, характер дыхания.

Хоровые партии взрослого хора

Партия сопрано . Рабочий диапазон ми бемоль 1 – ля 2 . Сопрановой партии в хоре чаще других приходится исполнять основной мелодический голос. Верхний регистр у сопрано звучит ярко, сочно, выразительно. В среднем регистре голос сопрано отличается легкостью и подвижностью, нижний регистр более приглушенный. Партия сопрано может делиться на две группы (сопрано первое, сопрано второе).

Партия альтов чаще выполняет гармоническую функцию. Рабочий диапазон фа мал. , соль мал. – до 2 , ре 2 . Комплектование альтовой хоровой партии очень сложная задача, так как настоящие низкие женские голоса встречаются редко. В альтовую партию зачисляются певцы, которые без напряжения могут исполнять нижние звуки альтового диапазона.

Партия теноров. Рабочий диапазон до мал. , ми мал. – соль 1 , ля 1 . Крайние звуки названого диапазона используются в хоровой литературе редко. Верхний регистр у теноровой партии звучит ярко, выразительно, с большой силой. Особенностью, расширяющей диапазон партии, является наличие у теноров фальцета, позволяющего исполнять легким звуком верхние звуки диапазона и звуки среднего регистра, окрашивая их особым тембром. Теноровой партии часто поручается основная тема произведения, нередко тенора дублируют партию сопрано; много примеров когда тенора исполняют звуки гармонического сопровождения.

Теноровая партия обычно записывается в скрипичном ключе, а звучит - октавой ниже. Иногда она нотируется в басовом ключе и в этом случае звучит так, как написана.

Партия басов . Составляет основу хоровой звучности, ее «фундамент». Рабочий диапазон фа больш. , ми больш. – до 1 , ре 1. . Наиболее выразительно звучит партия басов в среднем и высоком регистрах.

Партию басов делят на две группы: баритоны и басы. Особую редкость и ценность для хора представляют певцы третьей группы низких хоровых мужских голосов – октависты. Наличие в коллективе одного, двух октавистов значительно расширяет исполнительские возможности хора.

Виды хоров

Вид хора определяется количеством самостоятельных хоровых партий. По видам хоры бывают:

Расстановка хора

Хоры на сцене и на репетиции располагаются по хоровым партиям. Родственные партии в смешанном хоре объединяются: высокие женские и высокие мужские голоса – сопрано и тенора, низкие женские и низкие мужские голоса – альты, баритоны, басы.

Схемы нескольких традиционных способов расположения хоров различных типов.

Детский или женский хор:

Сопрано II

Сопрано I

сопрано I

Сопрано II

Сопрано II

Сопрано I

Инструмент, если хор исполняет репертуар с сопровождением фортепиано, ставится слева от дирижера.

Мужской хор:

Баритоны

Баритоны

Октависты

смешанный хор:

Приведенные схемы расположения хоров иногда меняются в зависимости от акустических условий концертного зала, задач репетиции, творческого поиска.

Количественный состав хоровых коллективов

По количеству певцов, участвующих в хоре, коллективы бывают Малые, Средние и большие. Наименьший состав для каждой хоровой партии – три человека. Смешанный хор, в каждой партии которого наименьшее число певцов (три – сопрано, три – альта, три – тенора, три – баса), будет состоять из 12 человек. Такой коллектив, по Чеснокову П.Г. считается малым по своему составу и может исполнять произведения строгого четырехголосного письма.

В настоящее время появились некоторые изменения в практике хорового исполнительства. Хоровой коллектив от 25 до 35 участников с примерно равным числом певцов в каждой партии считается хором малого состава, или камерным.

Хоры средних составов насчитывают от 40 до 60 участников; они наиболее распространены среди детских, юношеских, женских и смешанных хоров художественной самодеятельности.

Хоры свыше 60 участников, являются большими.

Создавать хоры свыше 80 – 100 человек считается нецелесообразным. Хору такого состава очень трудно добиться высокой художественно-исполнительской гибкости, подвижности, ритмической слаженности и ансамблевой слитности.

Другое дело, сводные хоры, имеющие иные, чем солирующие коллективы, функции и творческие задачи. Сводные хоры организуются по определенному торжественному случаю и могут объединять в своих рядах от 100 до 1 тыс. и более участников.

Вопросы к семинарским занятиям

  1. Хор как творческий коллектив.
  2. Типы хоров и их характеристика.
  3. Хоровые партии различных типов хоров.
  4. Виды хоров.
  5. Расстановка хора.
  6. Количественный состав хоровых коллективов.

Литература

  1. Абелян Л., Гембицкая Е. Детский хор института художественного воспитания АПН СССР. – М., 1976.
  2. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М., 1984.
  3. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. – М., 1948.
  4. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М., 1954.
  5. Краснощеков В. Вопросы хороведения. – М., 1969.
  6. Попов С. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – М., 1957.
  7. Пигров К. Дирижирование хором. – М., 1964.
  8. Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. – М., 1970.
  9. Птица К. Работа с детским хором. – М., 1981.
  10. Соколов В. Работа с самодеятельным хором. 2-е изд. – М., 1983.
  11. Струве Г. Школьный хор. – М., 1981.
  12. Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1961.

Хоровое пение как вид музыкальной деятельности

1.2 Характеристика хора. Типы хоров. Количественный состав хора

Хор - это коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно - выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в произведении.

Типы хоров:

В хоре существуют партии голосов. Они группируются по характеру звучания и диапазону голосов. Высокие женские голоса - сопрано; низкие женские голоса - альты; высокие мужские - тенора; низкие мужские - басы; высокие детские голоса - сопрано (дисканты).

Характеристика хоровых партий:

СОПРАНО характеризуется высоким, подвижным светлым и лёгким звучанием. Чаще всего этой партии поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Диапазон: до первой октавы - ре второй октавы.

АЛЬТЫ отличаются более низким, плотным, насыщенным звуком. В женском двухголосном хоре альты часто выполняют ведущую роль, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: ля малой октавы - ре второй октавы.

ТЕНОРА: присуще подвижное, лёгкое, но в то же время твёрдое, сильное звучание. В смешанном хоре это средний голос, но иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: до малой октавы - ля второй октавы.

БАСЫ: обычно - фундамент, основа хора. Характеризуется силой, мощью. В то же время присуща лёгкость звучания. В мужском двухголосном хоре - роль второго голоса, но иногда исполняют главную мелодию произведения. Диапазон: фа, соль большой октавы - ре малой октавы.

Количественный состав хора.

Количество певцов в каждой партии должно быть примерно одинаковым. Самое меньшое число голосов в партии равняется трём. Минимальный состав смешанного хора нужно считать 12 человек.

С.3 + А.3 + Т.3+Б.3=12; С.3 + А.3=6; Т.3 + Б.3=6

Вокальные ансамбли

С.6 + А.6 + Т.6 + Б.6=24 - малый хор.

Элементы хорового исполнения:

Ансамбль (ритмический ансамбль). Способность всех певцов петь, произносить слова, брать дыхание, начинать, кончать песню одновременно.

Строй (чистая интонация каждого певца).

Нюансы (разное звучание различных мест произведения).

Дикция (произнесение певцами текста четко, ясно).

Расстановка хора

Для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий. Существуют различные способы расстановки. Целесообразнее расположить хор в виде полукруга, т. к. при этом создается наиболее концентрированное звучание. (см. приложение 1)

Вокальная школа Варламова

Глубокие знания Варламова-вокалиста, его многолетний педагогический опыт нашли отражение в создании ценного труда - «Полной школы пения», опубликованной в Москве в 1840 году. Появление «Школы» отвечало назревшей потребности...

Несмотря на то, что дыхание, в силу единого строения дыхательного аппарата, должно было бы быть единообразным у всех людей, оно по типу имеет различные оттенки. Наблюдения показывают, что у мужчин дыхание большей частью глубокое...

Оркестр Рихарда Фальтина в Выборге: первый симфонический сезон, репертуар, значение в истории

Сведения о тех музыкантах, которые играли в исследуемом нами оркестре, найдены в дипломной работе Риикки Силтанен. В коллективе играли двадцать человек -- музыканты из духового септета Шпора и талантливые скрипачи, которых Фальтин обучал...

Основы вокальной техники

В исполнительской практике певца отмечается два основных типа дыхания: верхний и нижний. Некоторые вокальные педагоги отдельно рассматривают смешанный тип дыхания. К верхнему относятся: § поверхностное (плечевое...

Особенности сонатной формы в вокальной музыке

Тональный ряд c Es c b F b As f (c) Тематический ряд Г.П. П.П. разработка тематический ряд а в а1 c d d1 a2 Масштабный ряд 31т.12т. 15т. 17т. масштабный ряд 7т. + 8т. 9т. 5т. +5т. +7т. 3т. + 9т. Структурный ряд экспозиция разработка структурный ряд период не повтор - 1-е предл...

Принцип контраста как основа формирования музыкальной композиции Концерта для смешанного хора "Лебедушка" В. Салманова

В середине 60-х годов в творчестве Вадима Николаевича Салманова намечается новая полоса. Композитор работает интенсивно и плодотворно. Как пишет В. Рубцова, "… один за другим зреют замыслы сочинений - хоры, камерно-инструментальная музыка...

Прежде чем приступить к исследованию, попытаемся в общих чертах охарактеризовать работу концертмейстера хора в ее специфичности...

Психотехника концертмейстера хора

Представим себе феноменологически сценическую ситуацию хорового концерта, воспринимаемую из зрительного зала. В центре, лицом к залу, в несколько рядов большим форматом располагается певческий коллектив. Он внимает и отвечает движениям рук...Хор "Ландыш" с сопровождением для женского хора

В произведении "Ландыш" для трехголосного женского хора с сопровождением музыка Дай Юлу и поэта Ху Сяо Ши мы видим тонкое понимание природы, уважение и любовь к родной земле, изысканный вкус, поэтичное восприятие окружающего мира, а также...

Хоровое творчество И.С. Баха

Языковые особенности бардовской песни (на примере исследования категории времени в творчестве Ю. Визбора)

И. Соколова отмечает несколько характерных черт авторской песни, присущих ей со времени ее возникновения (50-60-ых гг. ХХ века) до наших дней. Во-первых, «романтическая тематика». Она проявляется в том...