Нравственные проблемы кому на руси жить хорошо. Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

В феврале 1861 года в России было отменено крепостное право. Это прогрессивное событие сильно всколыхнуло крестьян и вызвало волну новых проблем. Главную из них Некрасов описал в стихотворении «Элегия» , где есть афористичная строка: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». В 1863 году Николай Алексеевич начал работать над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» , в которой затрагиваются проблемы всех слоев населения страны после отмены крепостного права.

Несмотря на довольно простой, фольклорный стиль повествования, произведение является достаточно сложным для правильного восприятия, поскольку в нем затрагиваются серьезные философские вопросы. На многие из них Некрасов искал ответы всю жизнь. Да и сама поэма, которая создавалась долгих 14 лет, так и не была завершена. Из задуманных восьми частей автор успел написать четыре, которые не следуют одна за другой. После смерти Николая Алексеевича издатели столкнулись с проблемой: в какой последовательности публиковать части поэмы. Сегодня мы знакомимся с текстом произведения в том порядке, который предложил Корней Чуковский, скрупулезно работавший с архивами писателя.

Некоторые современники Некрасова утверждали, что идея поэмы возникла у автора еще в 50-е годы, до отмены крепостного права. Николай Алексеевич хотел уместить в одно произведение все, что знал о народе и слышал от многих людей. В какой-то мере это ему удалось.

Для поэмы «Кому на Руси жить хорошо» подобрано много жанровых определений. Одни критики утверждают, что это «поэма-путешествие», другие отзываются о ней как о «Русской Одиссее». Сам автор считал свой труд эпопеей , поскольку здесь изображена жизнь народа в переломный момент истории. Таким периодом может быть война, революция, а в нашем случае – отмена крепостного права.

Автор стремился описывать происходящие события глазами простых людей и с применением их лексики. Как правило, в эпопее нет главного героя. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вполне отвечает этим критериям.

Но вопрос о главном герое поэмы был поднят не раз, он не дает покоя литературным критикам и по сей день. Если подходить формально, то главными героями можно считать мужиков-спорщиков, отправившихся искать счастливых людей на Руси. Отлично подходит на эту роль и Гриша Добросклонов – народный просветитель и спаситель. Вполне можно признать, что главным героем в поэме выступает весь российский народ. Это наглядно отражено в массовых сценах гуляний, ярмарки, сенокоса. Важные решения принимаются на Руси всем миром, даже облегченный вздох после смерти помещика вырвался у крестьян одновременно.

Сюжет произведения достаточно прост – на дороге случайно встретились семь мужиков, которые затеяли спор на тему: кому хорошо живется на Руси? Чтобы решить его, герои отправляются в путешествие по стране. В долгой дороге они знакомятся с самыми разными людьми: торговцами, нищими, пьяницами, помещиками, священником, раненым солдатом, князем. Довелось спорщикам повидать и много картин из жизни: острог, ярмарку, рождение, смерть, свадьбы, праздники, торги, выборы бургомистра и т. д.

Семь мужиков не описаны Некрасовым в деталях, их характеры практически не раскрыты. Странники идут вместе к одной цели. А вот персонажи второго плана (сельский староста, Савелий, холоп Яков и другие) вырисованы ярко, с множеством мелких подробностей и нюансов. Это позволяет сделать вывод, что автор в лице семи мужиков создал условно-аллегорический образ народа.

Проблемы , которые поднял Некрасов в своей поэме, очень многообразны и касаются жизни разных слоев общества: алчность, бедность, безграмотность, мракобесие, чванство, моральная деградация, пьянство, высокомерие, жестокость, греховность, сложность перехода на новый жизненный уклад, безграничное терпение и жажда бунта, угнетенность.

Но ключевой проблемой произведения является понятие счастья, которое каждым персонажем решается по собственному разумению. Для богатых людей, таких как поп и помещик, счастье – это личное благополучие. Для мужика очень важно уметь уходить от бед и напастей: медведь гнался, но не догнал, на работе сильно били, но до смерти не забили и т. д.

Но есть в произведении персонажи, которые не ищут счастье только для себя, они стремятся сделать счастливыми всех людей. Такими героями являются Ермил Гирин и Гриша Добросклонов. В сознании Григория любовь к своей матери переросла в любовь ко всей стране. В душе парня бедная и несчастная мать отождествилась с такой же бедной страной. И семинарист Гриша считает целью своей жизни просвещение народа. Из того, как Добросклонов понимает счастье, вытекает главная идея поэмы: это чувство способен в полной мере ощутить только тот человек, который готов посвятить свою жизнь борьбе за счастье народа.

Основным художественным средством поэмы можно считать устное народное творчество. Автор широко использует фольклор в картинах жизни крестьян и в описании будущего заступника Руси Гриши Добросклонова. Народную лексику в тексте поэмы Некрасов применяет по разному: как прямую стилизацию (пролог составлен), начало сказки (скатерть-самобранка, мифическое число семь) или косвенно (строки из народных песен, ссылки на разные легенды и былины).

Язык произведения стилизован под народную песню. В тексте есть много диалектизмов, многочисленных повторов, уменьшительных суффиксов в словах, устойчивых конструкций в описаниях. Из-за этого произведение «Кому на Руси жить хорошо» многие воспринимают как народное творчество. В середине девятнадцатого века фольклор изучали не только с точки зрения науки, но и как способ общения интеллигенции с народом.

Подробно проанализировав произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», легко понять, что даже в незаконченном виде оно является литературным наследием и представляет огромную ценность. И сегодня поэма вызывает живой интерес у литературных критиков и читателей. Изучая исторические особенности русского народа, можно сделать вывод, что они немного изменились, но суть проблемы осталась прежней – поиск своего счастья.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В поэме «Кому на Руси жить хорошо», созданной после реформы 1861 года, ликвидировавшей крепостное право, Некрасов попытался ответить на один из важнейших вопросов (эпохи: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Поэма отвечала настроениям крестьянской Руси, накопившей «горы ненависти и гнева» против помещиков, царских чиновников, церковных служителей. Поэтому ищут правду, ищут ответа на злободневный вопрос о счастье именно мужики. Во время рассказа «о хождении за правдой» Некрасов прибегает к скрещиванию мнений, исходящих от разных персонажей.

Первая встреча мужиков - с попом, который жалуется на скудные доходы и пренебрежительное отношение крестьян. Для него счастье - это «покой, богатство, честь». Но, чтобы иметь все это, попу необходимо брать у крестьян последние копейки. «Душа переворотится, - признается поп. - Берешь и знаешь, что берешь из последних крестьянских грошей. - И тут же добавляет в свое оправдание: - Не брать - так нечем жить». Крестьяне видят, что нет у попа настоящего счастья, которое зарабатывается честным трудом и за которое «не болит и не переворачивается душа».

Главы «Сельская ярмарка» и «Пьяная ночь» поражают трагическим безобразием сцен. Пьет народ, в драке уже убили кого-то, ползают избитые, валяются пьяные; у кабаков сбились подводы, плачут дети. И в шуме пьяных голосов слышатся речи, какие в другое время услышать невозможно: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Словами старого пахаря Якима Нагого Некрасов объясняет причину народного пьянства: «Нет меры хмелю русскому. А горе наше меряли? Работе мера есть?» Из речи Якима следует: мужику сколько ни работать - достатка не видать, потому как «чуть работа кончена, гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!»

В главе «Счастливые» Некрасов говорит об убогом «счастье» старухи, у которой на одной гряде «родилось реп до тысячи» солдата, который был «в двадцати пяти сражениях не убит». Но важное место в этой главе занимает рассказ о Ермиле Гирине. Он - наряду с «богатырем святорусским» Савелием, разбойником Кудеяром - борец за народное дело, попадает в острог за защиту интересов крестьян, за свою верность правде.

Имел он все, что надобно Для счастья и спокойствия.

И деньги, и почет - которые были к тому же заработаны «…строгой правдою, умом и добротой».

Итогом раздумий мужиков, узнавших историю жизни Гарина, была мысль о том, что для счастья необходима строгая правда. Но из последующих глав становится ясно: честное трудовое счастье невозможно на Руси из-за порядков, при которых крестьянина грабят дольщики. Человек, живущий по законам настоящей правды, неминуемо сталкивается с теми, кто живет за счет крестьянина. Чтобы жить счастливо, нужно жить честно, но получается, что быть честным и жить в достатке - нельзя.

Следующая встреча - с помещиком, которому непереносима мысль о том, что крестьяне свободны, и поэтому он несчастлив. И встречи крестьян с Оболт-Оболдуевым и князем Утятиным убеждают нас в том, что Полюбовное решение давнего спора крестьян и помещиков исключено.

Встречи с такими рабами, как холоп князя Переметьева, лакей Утятина Ипат, бурмистр Климка Лавин и другими, вызывают мысль о том, что крестьянское счастье невозможно не только потому, что властвуют крепостники, но и потому, что привычка к рабству и покорности сильна еще в самом народе. Однако, несмотря на это, Некрасов видел в народе силу, способную сдвинуть страну по пути прогресса. В песнях Гриши Добросклонова о народе и его силе выражена та надежда, которой только и могла жить Россия, обманутая, униженная, оскорбленная манифестом. «Собирается силами русский народ и учится быть гражданином», - говорит Григорий, и слово «гражданин» наполняется самым революционным смыслом. Сама же крестьянская Русь еще не уяснила себе, где ее счастье. Ей, размышляющей, обдумывающей свою судьбу, еще предстояло понять, в какой стороне «лежит счастье».

Вопрос о том, что такое счастье, - наверное, один из «вечных» вопросов. Все наше общество, бросаясь из крайности в крайность, по-моему, никак не может понять, что невозможно сотворить образчик, идеал счастья для всех сразу. Общество счастливо, когда каждая частичка его, каждый человек живет счастливой жизнью, когда создает для себя счастье сам и так, как его понимает.

Вопрос о счастье - центральный в поэме. Именно этот вопрос водит семь странников по России и заставляет их одного за другим перебирать «кандидатов» в счастливые. В древнерусской книжной традиции был хорошо известен жанр путешествия, паломничества в Святую Землю, которое помимо посещения «святых мест» имело символический смысл и означало внутреннее восхождение паломника к духовному совершенству. За видимым движением скрывалось тайное, невидимое - навстречу Богу.

На эту традицию ориентировался в поэме «Мертвые души» Гоголь, ее присутствие ощущается и в поэме Некрасова. Мужики так и не находят счастливого, зато получают другой, неожиданный для них духовный результат.

«Покой, богатство, честь» - формула счастья, предложенная странникам их первым собеседником, попом. Поп легко убеждает мужиков в том, что ни того, ни другого, ни третьего в его жизни нет, но вместе с тем ничего не предлагает им взамен, даже не упоминая о других формах счастья. Получается, что покоем, богатством и честью счастье исчерпывается и в его собственных представлениях.

Переломным этапом путешествия мужиков становится посещение сельской «ярмонки». Здесь странники вдруг понимают, что подлинное счастье не может состоять ни в чудесном урожае репы, ни в богатырской физической силе, ни в хлебушке, который досыта ест один из «счастливых», ни даже в сохраненной жизни - солдат хвастается, что вышел живым из многих сражений, а мужик, ходящий на медведя, - что пережил многих своих собратьев по ремеслу. Ho ни один из «счастливых» не может убедить их в том, что по-настоящему счастлив. Семь странников постепенно осознают, что счастье - категория не материальная, не связанная с земным благополучием и даже земным существованием. История следующего «счастливого», Ермилы Гирина, окончательно убеждает их в этом.

Странникам в подробностях рассказывают историю его жизни. В какой бы должности ни оказывался Ермил Гирин - писаря, бурмистра, мельника, - он неизменно живет интересами народа, остается честен и справедлив к простому люду. По мнению вспомнивших о нем, и этом, видимо, и должно было состоять его счастье - в бескорыстном служении крестьянам. Ho в конце рассказа о Гирине выясняется, что вряд ли он счастлив, потому что сидит сейчас в остроге, куда попал (судя по всему) за то, что не захотел принять участие в усмирении народного бунта. Гирин оказывается предвестником Гриши Добросклонова, который тоже однажды попадет за любовь к народу в Сибирь, но именно эта любовь и составляет главную радость его жизни.

После «ярмонки» странники встречают Оболта-Оболдуева. Помещик, как и поп, тоже говорит и о покое, и о богатстве, и о чести («почете»). Только еще одну важную составляющую добавляет Оболт-Оболдуев к формуле священника - для него счастье еще и во власти над своими крепостными.

«Кого хочу - помилую, / Кого хочу - казню», - мечтательно вспоминает Оболт-Оболдуев о прошлых временах. Мужики опоздали, он был счастлив, но в прежней, безвозвратно ушедшей жизни.

Дальше странники забывают о собственном списке счастливых: помещик - чиновник - поп - вельможный боярин - министр государев - царь. Только двое из этого длинного списка неразрывно связаны с народной жизнью - помещик и поп, но они уже опрошены; чиновник, боярин, тем более царь вряд ли добавили бы что-то существенное в поэму о русском народе, русском пахаре, и потому к ним уже никогда не обращается ни автор, ни странники. Совсем иное дело - крестьянка.

Матрена Тимофеевна Корчагина открывает читателям еще одну сочащуюся слезами и кровью страницу повествования о русском крестьянстве; она рассказывает мужикам о выпавших ей страданиях, о «грозе душевной», которая невидимо «прошла» по ней. Всю жизнь Матрена Тимофеевна чувствовала себя зажатой в тисках чужих, недобрых воль и желаний - она вынуждена была подчиняться свекрови, свекру, невесткам, собственному барину, несправедливым порядкам, согласно которым ее мужа чуть было не забрали в солдаты. С этим связано и ее определение счастья, которое она услышала когда-то от странницы в «бабьей притче».

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

Счастье приравнивается здесь к «вольной волюшке», вот в чем оно, оказывается - в «волюшке», то есть в свободе.

В главе «Пир - на весь мир» странники вторят Матрене Тимофеевне: на вопрос, что они ищут, мужики уже не вспоминают о толкнувшем их в дорогу интересе. Они говорят:

Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села.

«Непоротой», «непотрошеной», то есть свободной. Избыток, или довольство, материальное благополучие поставлены здесь на последнее место. Мужики уже пришли к пониманию того, что избыток - всего лишь результат «вольной волюшки». He будем забывать, что внешняя свобода к моменту создания поэмы уже вошла в крестьянскую жизнь, узы крепостного права распались, и никогда не «поротые» губернии вот-вот появятся. Ho привычки рабства слишком укоренились в русском крестьянстве - и не только в дворовых людях, о неистребимом холопстве которых уже шла речь. Посмотрите, как легко соглашаются бывшие крепостные Последыша играть комедию и снова изображать из себя рабов - роль слишком знакомая, привычная и... удобная. Роль свободных, независимых людей им только предстоит выучить.

Крестьяне насмехаются над Последышем, не замечая, что впали в новую зависимость - от прихотей его наследников. Это рабство уже добровольное - тем оно ужасней. И Некрасов дает читателю ясное указание на то, что игра не так безобидна, как кажется, - Агап Петров, которого заставляют кричать якобы под розгами, внезапно умирает. Мужики, изображавшие «наказание», не коснулись его и пальцем, но невидимые причины оказываются весомее и разрушительнее видимых. Гордый Агап, единственный из мужиков возражавший против нового «хомута», не выдерживает собственного позора.

Возможно, странники не находят среди простого народа счастливого еще и потому, что народ счастливым (то есть, по системе Некрасова, до конца свободным) быть еще не готов. Счастливым в поэме оказывается не крестьянин, а сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. Герой, хорошо понимающий как раз духовный аспект счастья.

Гриша испытывает счастье, сочинив песню про Русь, найдя верные слова о своей родине и народе. И это не только творческий восторг, это радость прозрения собственного будущего. В новой, не приведенной Некрасовым песенке Гриши воспевается «воплощение счастия народного». И Гриша понимает, что помогать народу «воплощать» это счастье будет именно он.

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое

Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

За Гришей встает сразу несколько прототипов, его фамилия - явная аллюзия на фамилию Добролюбова, его судьба включает основные вехи пути Белинского, Добролюбова (оба умерли от чахотки), Чернышевского (Сибирь). Подобно Чернышевскому и Добролюбову, Гриша тоже происходит из духовной среды. В Грише угадываются и автобиографические черты самого Некрасова. Он поэт, и Некрасов легко передает герою свою лиру; сквозь юношеский тенорок Гриши отчетливо звучит глуховатый голос Николая Алексеевича: стилистика Гришиных песен в точности воспроизводит стилистику некрасовских стихотворений. Гриша лишь не по-некрасовски жизнерадостен.

Он счастлив, но странникам об этом узнать не суждено; чувства, переполняющие Гришу, им просто недоступны, а значит, путь их продолжится. Если мы, следуя авторским пометам, перенесем в конец поэмы главу «Крестьянка», финал будет не так оптимистичен, но зато более глубок.

В «Элегии», одном из своих самых «задушевных», по собственному определению, стихотворений, Некрасов писал: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Сомнения автора проявляются и в «Крестьянке». Матрена Тимофеевна даже не упоминает в своем рассказе о реформе - не оттого ли, что жизнь ее и после освобождения мало изменилась, что «вольной волюшки» в ней не прибавилось?

Поэма осталась незаконченной, а вопрос о счастье открытым. Тем не менее мы уловили «динамику» путешествия мужиков. От земных представлений о счастье они движутся к пониманию того, что счастье - духовная категория и для обретения его необходимы перемены не только в общественном, но и в душевном строе каждого крестьянина.

Вопрос о счастье является основной проблемой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и определяет её сюжет и композицию.
Работу над поэмой Некрасов начал вскоре после крестьянской реформы, поэтому в ней отразились последствия отмены крепостного права, всеобщего кризиса, во время которого «порвалась цепь великая». Так центральным в поэме оказывается вопрос о «пореформенном» счастье, тесно связанный с социально-политической проблематикой произведения.
Уже само название поэмы говорит о заявленной проблеме, настраивает на поиск того, кому «живётся весело, вольготно на Руси». Искателями счастливого становятся крестьяне- «семь временнообязанных», чей собирательный образ проходит через всю поэму. Знаменательно, что мужики сходятся «на столбовой дороженьке»: их путь, «дело спорное» становятся композиционным стержнем поэмы.
Начиная работу над своим произведением, Некрасов писал: «Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Эпической широтой замысла объясняется многообразие типов, характеров, а также различных представлений о счастье, отражённых в поэме.
Встреченный мужиками поп, которому, по их мнению, «живётся счастливо»:
Дворяне колокольные -
Попы живут по-княжески, -
разубеждает крестьян, подробно рассказывая, «каков попу... покой, богатство, честь».
Помещик Оболт-Оболдуев, с которым разговаривают « искатели счастливого », жалуется:
Коптил я небо божее,
Носил ливрею царскую,
Сорил казну народную
И думал век так жить...
И вдруг...
Наоборот, в главе «Счастливые» рассказывать крестьянам о своём счастье приходят те, среди которых странники никогда бы не подумали искать счастливого. Солдат с медалями счастлив потому, что нещадно бит палками, «ахоть пощупай -жив», надорвавшийся Трифон, который «снёс по крайности четырнадцать пудов», -что «добрел на родину». Контрастом к их «мужицкому счастью» изображено счастье «лакейское» - быть «любимым рабом», стоять за стулом «у светлейшего // У князя Переметьева».
Так в поэме поднимается тема ложного, «холопского» и истинного представления о счастье, связанного с трепетным отношением Некрасова к народу: признавая в народе совестливость и стремление к правде, автор не терпел пассивности, народной «привычки к рабству». Авторское презрение к холопу князя Переметьева проявляется и в сюжетном повороте: лакей, пьяный, «попадается в воровстве».
В главе «Последыш» тоже, казалось бы, представлено «ложное счастье» крестьян, которые добровольно разыгрывают из себя крепостных князя Утятина. Не все мужики сразу соглашаются на подобный «спектакль», бурмистр Влас говорит:
И так я на веку,
У притолок стоячи
Помаялся пред барином
Досыта!
Однако крестьяне имеют цель - получить «наёмные луга», поэтому «спектакль» становится путём к достижению счастья. Принцип контраста в изображении народа сохранен и в « Последыше»: отличаются друг от друга два бурмистра (Влас - «угрюм», а у Клима - «совесть глиняна, бородища Минина»). Ещё более разительный контраст между Ипатом, «князей Утятиных холопом», и Агапом Петровичем, который не вытерпел притворства и умер, потому что «головка непоклончива».
Помимо вопроса о «ложном» и «истинном» представлении о счастье, в поэме ставится вопрос о женском счастье. Странники решают:
Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!
Образу Матрёны Тимофеевны Корчагиной, которую советуют спросить мужикам, посвящена отдельная глава, «поэма в поэме» - «Крестьянка». В этой главе показана почти вся жизнь Матрёны Тимофеевны, развитие её характера. Стихия фольклора, народных песен, обрядов («И волюшка скатилася // С девичьей головы») позволяет говорить об образе «крестьянки» как о символе всей русской нации: вопрос о женском счастье оказывается тесно связан с вопросом о счастье России вообще.
Счастье Матрёна Тимофеевна находит в материнстве:
Всю силу, Богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!
Одновременно это счастье оборачивается огромной бедой: погибает Дёмушка, за Федота она сама «ложится под розги». Помощь губернаторши, из-за которой Матрёну Тимофеевну «ославили счастливицей», была едва ли не единственным чудом в её жизни.
Таким образом, эта крестьянка не называет себя счастливой и верит, что:
Ключи от счастья женского
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
В главе «Крестьянка», помимо образа Матрёны Тимофеевны, появляется ещё один важный образ - образ Савелия, «богатыря святорусского». Савелий воплощает в себе представление о силе русского народа, является крестьянином-бунтарем (убийство Фогеля выражает его стихийный протест). «Клеймёный, да не раб!» - говорит он о себе.
По свидетельству современников, вначале Некрасов полагал на вопрос: «кому живётся весело, вольготно на Руси», - ответить: «пьяному». Во время работы над поэмой тема счастливого постепенно менялась, уходила на второй план (например, в главе «Пир на весь мир» вопрос о счастье затрагивается косвенно). Образ Гриши Доброеклонова можно считать одним из вариантов решения проблемы счастья: счастье для всех, не для себя, любовь к «Руси загадочной». Всё же поэма «Кому на Руси жить хорошо» не даёт ответа на этот вопрос, и глобальная философская проблема о народном счастье остаётся неразрешённой.

Николай Алексеевич Некрасов – один из величайших российских поэтов. Основной темой его произведений является тяжелая жизнь простого русского народа, крестьян. В своих стихах и поэмах он описывает тяжкую ношу крепостных. Поэт переживает за их судьбу и всей душой желает сделать ее легче. Николай Алексеевич пытается донести эту мысль до других людей с помощью своих произведений.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» так же посвящена теме крестьянства, в ней поднимается тема народного счастья.

В поэме Некрасов рисует портрет нищей, темной, забитой Руси. Отмена крепостного права не изменила положения в стране, все еще процветает коррупция среди высоких чинов, пьянство среди крестьян и другие пороки. Для красочности описания автор использует множество говорящих названий деревень и фамилий. Деревни называются «Заплатово», «Дырявино», «Разутово» и так далее, что еще раз подчеркивает разрушенность страны. Главные герои поэмы отправляются в путь по нищей и забитой Руси, пытаясь найти счастливого человека.

На примере Матрены Тимофеевны автор рассматривает жизнь крестьянок того времени. Для нее счастье – это дружная семья и добровольное замужество по любви. Но с раннего детства ей приходилось разделять нелегкую судьбу российских крестьян. Она вышла замуж не по любви, трагически потеряла ребенка и переживала из-за долгих разлук с мужем, который уходил на заработки. В Матрене Тимофеевне автор отразил все проблемы и трудности жизни простых женщин того времени. Будучи самым слабым и незащищенным слоем населения даже среди крестьян, они не всегда могли справиться с тяготами жизни. И даже отмена крепостного права почти не повлияла на их положение.

Еще один значимый образ в поэме – Ермил Гирин. Для него счастье – это почет и уважение, добытые умом и добротой. Он содержит мельницу, на которой работает честно, никогда никого не обманывая. Так же являясь грамотным человеком, он обучал людей письму. Благодаря своей доброте, честности и искренности, Гирин завоевал доверие людей, его уважают и ценят.

К счастью ведут две возможные дороги. Одна из них – путь личного обогащения. Этим путем к счастью идут дворяне и чиновники. Для них богатство и власть – самое главное в жизни. Но я считаю, что этот путь не может привести к истинному счастью, так как оно не может быть построено на эгоизме. Иной путь выбрал для себя Григорий Добросклонов – путь заступничества. Он понимает, что это трудный, но прекрасный и правильный путь, и этот путь обязательно приведет его к счастью.

Некрасов – величайший русский поэт, певец народа. Когда читаешь его прекрасную поэму «Кому на Руси жить хорошо?», появляется ощущение, что это сами крестьяне рассказывают о своих проблемах, переживаниях и размышлениях. Он очень точно описал состояние народа в период отмены крепостного права и понятие счастья для этого народа. Для каждого из них оно свое, и они медленно движутся к собственному счастью.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -