Нужна ли человеку совесть. Совесть - это нравственный ориентир человека

Подходят к концу школьные годы. Ученики 11-х классов в мае и июне сдают выпускные экзамены. Но для того чтобы им вручили аттестат, нужно успешно сдать обязательные экзамены, в том числе и по русскому языку. Наша статья адресована тем, кому требуются аргументы по проблеме совести.

Особенности сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Для того чтобы за часть С получить максимально возможное количество баллов, нужно писать сочинение грамотно. В данном разделе экзамена по русскому языку тем для сочинений много. Чаще всего выпускники пишут о дружбе, долге, чести, любви, науке, материнстве и так далее. Сложнее всего писать сочинение-рассуждение по проблеме совести. Аргументы мы для вас приведем далее в нашей статье. Но это не вся полезная информация для читателя. Мы предлагаем вашему вниманию композиционный план для выпускного сочинения по русскому языку.

В школьной программе по литературе есть много произведений, в которых рассматривается проблема совести. Однако не всегда дети их запоминают. Прочитав нашу статью, вы освежите знания о самых ярких художественных произведениях по данной проблеме.

Критерии оценивания части С

Выпускное сочинение должно иметь строгую и определенную композицию. Проверяющие педагоги выставляют баллы по нескольким критериям:

  • К1 - Формулировка проблемы (максимально 1 балл).
  • К2 - Сформулированный комментарий по проблеме (3 балла).
  • К3 - Отображение позиции автора (1 балл).
  • К4 - Приведенные аргументы (3 балла).
  • К5 - Смысл, связность, последовательность (2 балла).
  • К6 - Выразительность письменной речи, точность (2 балла).
  • К7 - Орфография (3 балла).
  • К8 - Пунктуация (3 балла).
  • К9 - Языковые нормы (2 балла).
  • К10 - Речевые нормы (2 балла).
  • К11 - Этические нормы (1 балл)
  • К12 - Соблюдение фактологической точности (1 балл).
  • Итого - 24 балла за часть С.

План сочинения по русскому языку (ЕГЭ)

За логику и смысл в сочинении проверяющие педагоги выставляют определенное количество баллов. Чтобы получить максимально возможное число, пишите сочинение по нашему плану.

  1. Введение. Небольшой абзац, состоящий из 3-5 предложений.
  2. Определение проблемы.
  3. Комментарий экзаменуемого по данной проблеме.
  4. Описание позиции автора.
  5. Точка зрения выпускника.
  6. Аргументы из художественной литературы. В случае, если экзаменуемый не смог привести второй аргумент из литературы, допускается пример из собственного опыта.
  7. Заключение.

Выпускники школ, сдававшие ЕГЭ по русскому языку, отмечают, что сложнее всего дается аргументирование. Поэтому мы подобрали для вас аргументы из литературы по проблеме совести.

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Произведения Федора Михайловича наполнены особой философией, отличной от всех остальных. Писатель затрагивает серьезные проблемы современного ему общества. Надо отметить, что эти проблемы актуальны и сегодня.

Итак, проблема совести в «Преступлении и наказании» рассматривается особенно глубоко. Эта тема не обошла стороной ни одного участника романа. Родион Раскольников рассчитал свою теорию совести, проверил ее арифметическими методами. Однажды ему пришлось лишить жизни старуху-процентщицу. Он думал, что смерть никому не нужной женщины не обречет его на угрызения совести.

Раскольников проделал огромный путь, чтобы искупить свой грех и избавиться от терзаний.

А мы с вами продолжаем рассматривать проблему совести в произведениях русской литературы.

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

Каждый из нас бывал в ситуации: поступить по совести или нет? Пьер Безухов - самый любимый персонаж эпопеи. Видимо все дело в том, что он живет по совести. Он часто рассуждал о смысле бытия, о том, кем является на жизненном пути и так далее. Пьер Безухов решает посвятить свою жизнь добру, чистоте и совести. Он жертвует деньги на различные блага.

Проблема совести не обошла стороной и Николая Ростова. Когда он проигрывает деньги в игре в карты с Долоховым, то решает вернуть финансы во что бы то ни стало и не может поступить иначе, ведь родители воспитывали в нем чувства долга и совести.

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

А мы продолжаем с вами рассматривать проблему совести. Аргументы из литературы на этом не заканчиваются. На этот раз вспомним произведение, которое принадлежит первой трети ХХ века - роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Одна из сюжетных линий повествует о Понтии Пилате. Ему пришлось отправить на казнь ни в чем неповинного Иешуа Га-Ноцри. Все последующие годы прокуратора Иудеи мучила совесть, так как он поддался трусости. Успокоение пришло к нему лишь тогда, когда сам Иешуа его простил и сказал, что казни и не было.

М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

Проблема совести рассматривалась автором и в этом бессмертном произведении. Главный герой эпопеи руководил казачьей армией, когда шла Гражданская война. Лишился этой должности, потому что запрещал казакам заниматься грабежом и насилием. Если он и брал чужое, то только чтоб поесть и накормить лошадей.

Заключение

Проблема совести рассматривалась многими авторами на протяжении всего существования русской литературы. Если для вас данные аргументы показались неубедительными, то вы можете самостоятельно разобрать художественные произведения, где писатели затрагивали проблему совести:

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала совесть».
  • В.В. Быков. Повесть «Сотников».
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
  • В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

Наша статья подошла к концу. Занимайтесь подготовкой к экзамену в соответствии с совестью! Читайте отечественную литературу, чтобы учиться на чужих ошибках и опыте других. И живите в гармонии с собственной совестью.

какие примеры совести из жизни можно привести?

  1. Мне кажется, что не каждый может написать такое сочинение. Потому, что многим не известно, что такое совесть. Конечно совесть должна быть у всех, однако многие люди стали такими злыми, черствыми, жестокими, что они не чувствуют в себе никакой совести. А совесть это справедливость, добро, порядочность, мораль. В каждом из нас есть такой самоконтроль, который позволяет человеку оценивать свое поведение и свои поступки. Говорят, что от совести не убежишь и не скроешься, совесть не дает спать по ночам и она заставляет человека задумываться. Человек огорчается, если поступил не правильно. Если человек хочет добиться успеха быстро и не честно, то для него совесть враг, потому, что она ему какое-то время не дает спокойно жить. Потом человек привыкает и идет по головам других ни о чем не сожалея. Про таких говорят, что он потерял совесть. В Библии говорится, что совесть это знание самого себя. Мы как будто смотрим на себя со стороны и оцениваем свои поступки. Мы себя поощряем и хвалим или нас мучит совесть за плохие поступки. Совесть это инстинкт разумного человека она позволяет человеку понимать что он делает добро или зло.
  2. я приведу пример из своей жизни у меня была однакласница звали е арина и скажу я вот что один раз когда мы выходили из класса я забыла в классе сумочку которорая похожа на розу и когда я вернулась в класс посмотрела е там нет пошла и на лестнице встретила е у не была точь в точь как моя сумочка и спросила о это твоя она сказала да а я сказала а то уменя точно такая-же потерялась и в то время я сильно растроилась и у е как зверк загрыз она осознала и отдала мне эту мини сумочку но так и не призналась!
  3. Например, изменил мужчина женщине, а потом приехал к ней домой просить прощения с букетом цветов. Или девочка украла у подружки телефон, но потом подумала и решила вернуть.
    Совесть проявляется, когда человек осознат, что сделал плохо и готов исправить свою ошибку.
  4. Ну допустим, ты в гневе собралась испепелить кого-то, но совесть напоминает тебе о себе.
    Понимаешь, Олечка, совесть это некий цензор нашего психического аппарата, предохраняющий нас от различных поступков. Прислушиваемся ли мы к его гласу или нет, то дело другое. Откуда появилась совесть?
    Прежде всего, скажу, что с совестью мы не рождаемся. Это некий комплекс запретов, пришедших в наше сознание благодаря воспитанию, которое мы получаем, живя в человеческом обществе в условиях накопленной культуры. Когда то на заре человечества совести не было: все решала сила - закон джунглей, и вс тут. Хуже всего приходилось слабым, которые, по сути, и работали, и для их защиты постепенно стала складываться нравственность, и тогда и религия стала строиться на ее основе. И появилась совесть, как часть нашей нравственности и часть нас самих. Обрати внимание, даже само слово "совесть" имеет своим корнем слово "весть". То есть, это то, что тебе передается через других старших людей, и ты в результате начинаешь понимать различие между хорошим и плохим.
  5. совесть это внутренний голос который говорит тебе что делать можно что нельзя например как то раз мальчик украл телефон у девочки а девочка из бедной семьи и в школу пришла е мама и сказала что они копили на этот телефон целый год и что бы они нашли телефон и мальчику стало стыдно перед девочкой ведь девочка ему не чего не зделала и ему говорил внутренний голос чтобы он отдал телефон прошло 2 дня и мальчика замучела совесть и он отдал телефон девочке и признался что это он украл телефон а девочке было вс ровно потому что он вернул телефон девочке и он с тех пор всегда говорил правду потому что лучше горькая правда чем слаткая ложь.

В сказке «для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин поднимает проблему совести. Используя аллегорию, он изображает это человеческое качество в виде тряпицы, старой ненужной ветошки, от которой все стремятся избавиться. Сначала она попадает в руки жалкого пропойцы, потом к хозяину питейного дома, затем к квартальному надзирателю Ловцу, после чего перешла к финансисту Самуилу Давыдовичу Бржоцкому. Переходя из рук в руки, совесть возбуждает в каждом новом обладателе взрыв эмоций, страдания и муки, избавлением от которых может стать только смерть. Совершённые грехи, жажда наживы, преступления против чести – всё это тяжёлый груз. В финале сказки автор передает мольбу совести, которая просит, чтобы её вложили в душу младенца. Маленький человек вырос бы с ней и уже не стремился отделаться от совести, чтобы он шёл по жизни, соизмеряя свои шаги с этим достойным уважения человеческим качеством.

2. В.Быков «Сотников»

В повести главный герой партизан Сотников, оказавшись в плену у фашистов, терпит пытки, но не выдаёт важную информацию. Ночью перед расстрелом он вспоминает эпизод из детства, который оставил глубокий след в его душе. Однажды он взял без спроса наградной маузер своего отца, который внезапно выстрелил. Мама сразу узнала об этом, как только вошла в комнату. По её совету мальчик сознался отцу в содеянном, тот смягчил гнев на милость, потому что посчитал, что сын сам догадался признаться. И вновь Сотников-младший качнул головой. Этот малодушный кивок остался в памяти на всю жизнь: «Это было уже слишком – ложью покупать отцовское спасибо, в глазах у него потемнело, кровь прилила к лицу, и он стоял, не в силах сдвинуться с места». Муки совести преследовали его всю жизнь: «И он ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому другому, за всё держал ответ, глядя людям в глаза». Так незначительный эпизод в жизни человека может решить судьбу и определить все поступки.

3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Петруша Гринёв после первого вечера взрослой жизни в кругу новоиспечённых приятелей проиграл сто рублей. Эти деньги были значительной суммой. Когда он потребовал от Савельича, чтобы тот дал ему необходимую сумму для отдачи долга, дядька – крепостной крестьянин, воспитатель Петруши, вдруг воспротивился. Он сказал, что денег не даст. Тогда Пётр Андреевич потребовал, применив суровую строгость господина: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось». Долг был возвращен, но в душе Петруши возникли угрызения совести: он чувствовал себя виноватым перед Савельичем. И только попросив прощения и дав обещание, что всеми средствами будет отныне распоряжаться только он, верный слуга, Гринёв успокоился. Но впредь более не спорил с Савельичем по финансовым вопросам.

4. Л.Н. Толстой «Война и мир»

Николай Ростов проиграл деньги Долохову. Сумма была астрономическая – сорок три тысячи рублей. Это после того как отец попросил его не тратить лишнего, так как финансовое положение семьи критическое. Но, несмотря на это, долг чести необходимо выплатить. Николай просит деньги у отца нарочито небрежным, даже грубым тоном, говоря, что это со всяким случается. Когда Илья Андреевич соглашается дать сыну необходимую сумму, тот, рыдая, кричит: «Папенька! па…пенька! … простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал». После этого Николай дал себе слово никогда не садиться за карточный стол и сделать всё, чтобы поправить благосостояние семьи.

Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» извиняется перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Долохов проявляет себя как порядочный человек, когда он с другими казаками и гусарами освобождает партию пленных, где будет и Пьер; когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.

Вопросы совести и чести важны для Николая Ростова. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. Спустя время, Ростов поступит так же по отношению к отцу, когда вступит в наследство и примет все его долги. Мог ли он поступить иначе, если в родительском доме в нем воспитали чувство долга и ответственности за свои поступки. Совесть – тот внутренний закон, который не позволяет Николаю Ростову поступать безнравственно.

2) «Капитанская дочка» (Александр Сергеевич Пушкин).

Образцом верности своему долгу, чести и совести является и капитан Миронов. Он не предал Отечество и государыню, а предпочёл достойно умереть, смело бросив в лицо Пугачёву обвинения в том, что тот преступник и государственный изменник.

3) «Мастер и Маргарита» (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.

4) «Тихий Дон» (М.А.Шолохов).

Григорий Мелехов в годы гражданской войны руководил казачьей сотней. Он лишился этой должности из-за того, что не разрешал своим подчиненным грабить пленных и население. (В прошлых войнах грабеж был обычным делом в рядах казаков, но он был регламентирован). Такое его поведение вызвало недовольство не только со стороны начальства, но и со стороны Пантелея Прокофьевича, отца, который, пользуясь возможностями сына, решил «поживиться» награбленным. Пантелей Прокофьевич уже проделал это, побывав у старшего сына Петро, и был уверен в том, что и Григорий позволит ему обобрать сочувствующих «красным» казаков. Позиция Григория в этом отношении была конкретна: он брал «лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам». «Особенно отвратительным» казался ему грабеж своих же казаков, даже если они поддерживали «красных». «Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали», — бросает в сердцах он отцу. (Ч.6 гл.9)

5) «Герой нашего времени» (Михаил Юрьевич Лермонтов)

То, что за поступок, совершенный вопреки голосу совести, рано или поздно будет возмездие, подтверждает и судьба Грушницкого. Желая отомстить Печорину и унизить его в глазах знакомых, Грушницкий вызывает его на дуэль, зная, что пистолет Печорина не будет заряжен. Подлый поступок по отношению к бывшему приятелю, к человеку. Печорин случайно узнает о планах Грушницкого и, как показывают дальнейшие события, предотвращает собственное убийство. Так и не дождавшись, когда в Грушницком проснется совесть и он признается в своем коварстве, Печорин хладнокровно убивает его.

6) «Обломов» (Иван Александрович Гончаров).

Михей Андреевич Тарантьев со своим кумом Иваном Матвеевичем Мухояровым несколько раз совершают беззаконные деяния по отношению к Илье Ильичу Обломову. Тарантьев, пользуясь расположением и доверием простодушного и несведущего в делах Обломова, предварительно напоив его, заставляет подписать контракт о найме жилья на грабительских для Обломова условиях. Позднее он порекомендует ему в качестве управляющего имением афериста и вора Затертого, рассказав о профессиональных достоинствах этого человека. Понадеявшись, что Затертый, действительно, толковый и честный управляющий, Обломов доверит ему имение. Есть что-то пугающее своей обоснованностью и вневременностью в словах Мухоярова: «Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги, не читая, нашему брату можно жить!» (ч.3 гл.10). В третий раз Тарантьев с кумом обяжут Обломова выплачивать несуществующий долг по заемному письму своей квартирной хозяйке. Как низко должно быть падение человека, если он позволяет себе наживаться на простодушии, доверчивости, доброте других людей. Мухояров не пожалел даже родную сестру с племянниками, заставив их жить чуть не впроголодь, ради своего собственного достатка и благополучия.

7) «Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский).

Раскольников, создавший свою теорию “крови на совести”, всё рассчитал, проверил “арифметически”. Именно совесть не позволяет ему стать “Наполеоном”. Смерть “никому не нужной” старухи вызывает неожиданные последствия в жизни окружающих Раскольникова людей; следовательно, решая вопросы нравственные, нельзя доверяться только логике и разуму. “Голос совести долгое время остаётся у порога сознания Раскольникова, однако лишает его душевного равновесия “властелина”, обрекает на муки одиночества и разъединяет с людьми” (Г.Курляндская). Борьба между разумом, оправдывающим кровь, и совестью, протестующей против пролитой крови, заканчивается для Раскольникова победой совести. “Есть один закон - закон нравственный”, - утверждает Достоевский. Поняв истину, герой возвращается к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.

Лексическое значение:

1) Совесть — категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания.

2) Совесть — одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к «носителю» совести. Совесть является одним из продуктов воспитания.

3) Совесть — (совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков.

4) Совесть — — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

Афоризмы:

«Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен»». Ч.Дарвин

«Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь». А Шопенгауэр.

«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен». Овидий

«Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы». А.Эйнштейн

«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью». Л.Н.Толстой

«Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» Д.И.Фонвизин

«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства». Г.Филдинг.

«Без совести и при большом уме не проживешь». М.Горький

«Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести». М. Горький

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Когда-то в русском языке слово «совесть» несло смысл некоторого сообщения, подсказки, которой мог воспользоваться человек («со-весть»). И эта подсказка всегда приходила в виде определенного чувства, при помощи которого можно было определить правильность своих действий.

Как сейчас рассматривается данный феномен?

Если поступок совершался правильный, приходило ощущение внутреннего удовлетворения, уверенности в себе, гордости. Это первое, что может указать школьник в своем сочинении. Но если человек совершал неблаговидный поступок, то после этого он испытывал чувство вины, тоски и досады. И это являлось и является негативной стороной переживания совести. Остановимся на этом подробнее.

Проблема совести в современной психологии обычно рассматривается с точки зрения ее отрицательного влияния. Она считается источником ненужного чувства вины, подавленности. Известно, что таким образом относился к совести философ Ф. Ницше. Он считал, что она непосредственно связана с чувством вины. Подчеркивая при этом, что она является своеобразным внутренним «трибуналом». С помощью этого чувства человек оказывается всегда подчиненным обществу.

Что говорят философия и теология?

Совесть нередко сливается с чувством вины, стыдом. Проблема совести обсуждалась еще со времен Древней Греции. Например, оратор Цицерон говорил: «Совесть означает для меня больше, чем разговоры всех окружающих».

В древнегреческой культуре существовало понятие «эн тэос», или «внутренний бог». Сейчас самым близким к нему термином является слово «интуиция». В православии совесть объясняется как «голос Бога внутри человека». Его сторонники считают, что человек может общаться с Богом без посредников при помощи совести.

В сочинении «Проблема совести» можно упомянуть и об отношении к данному вопросу древнегреческого философа Сократа. Он стремился возродить традицию прислушиваться к «внутреннему богу». Он утверждал, что у каждого человека есть «личный даймонион» («демон»). Сократ считал, что при помощи общения с ним человек обретает настоящую моральность, становится поистине свободным. Но философа обвинили в отвержении власти авторитетов и негативном влиянии на молодежь и затем казнили.

П. А. Гольбах называл совесть «внутренним судьей». Стыд и ответственность являются высшими моральными качествами, которые со временем стали общечеловеческими. Морально зрелым называют того, кто способен регулировать собственные действия независимо от влияния внешних факторов.

Для нормального человека проблема совести решается только выполненным долгом, ведь в противном случае его ждет наказание в виде внутренних угрызений. Можно спрятаться от окружающих, уйти от каких-либо событий. Однако невозможно уйти от самого себя.

Как формируется совесть?

Проблема совести интересует многих исследователей в сфере психологии. Например, феномен детской жестокости позволяет сделать вывод о том, что детям, как и животным, совесть неизвестна. Она не является врожденным инстинктом. Считается, что механизм возникновения совести заключается в следующем:

  • Взрослые учат ребенка различать понятия «добра» и «зла».
  • Это различение закладывается в процессе подкрепления хорошего поведения и наказания за плохое.
  • При этом ребенка не только наказывают, но и объясняют, почему именно его действия оказались плохими.
  • Затем по мере взросления ребенок учится самоосуждению за сделанные проступки.

Совесть в литературе

Одним из самых часто упоминаемых аргументов из литературы по проблеме совести является моральная дилемма Родиона Раскольникова. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» решается на убийство. Раскольников озлоблен из-за своего бессилия помочь родным людям, подавлен из-за бедности. Он жаждет мести за нищих людей и решает убить отвратительную старуху-процентщицу. Проблема совести в этом произведении раскрывается в действиях главного героя: он идет на сделку с самим собой. Преступление должно доказать Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «властелин, который может творить судьбы людей».

Сначала его нисколько не трогает то преступление, которое он совершил, ведь герой уверен в правильности собственных действий. Но со временем его начинают одолевать сомнения, он начинает переоценивать правильность совершенного поступка. И такие мучения совести абсолютно естественны - ведь был совершен противоправный и безнравственный поступок.

Еще один пример

Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу. Эти книги он мог прочесть самостоятельно. К примеру, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему. У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов. Понтий Пилат, один из главных действующих лиц произведения, не стал жертвовать своей карьерой, чтобы спасти невиновного Иешуа. За это прокурора должна мучить совесть в течение двух тысячелетий.

Однако впоследствии Пилата прощают, поскольку он осознает свою вину, раскаивается. Все становится на свои места, «гармония мира» восстанавливается. По теме "Проблема совести" аргументы на ЕГЭ могут быть убедительными лишь в том случае, если школьник проработал тему самостоятельно. Ведь иначе высок риск приведения неточностей в сочинении и получения неудовлетворительной оценки. Если же ученик хорошо знает литературные произведения и способен при этом грамотно выразить собственное мнение о проблеме - это залог успешной сдачи экзамена.