Музыкальный досуг в доу. Музыкальные досуги в детском саду

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Организация: ГБДОУ № 1

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенцию и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую я как педагог решаю все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично, вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.
Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях –перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, игры В. Воскобовича.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение.
С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
Игра, чт может быть интересней и значимей для ребенка? Это и радость и познание и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»Игра – то жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом. Какие качества формируются у ребенка в процессе игры?
- Произвольное поведение, познавательные процессы. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит по тому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.
- В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
- В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям. Это важно для воспитания воли.
Условия успешного руководства игрой:
Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания;
Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьезно, с искреннем интересом, без обидного снисхождения.
Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к детской выдумке, созданному ребенком образу.
Используя развивающие игры с детьми можно решить следующие задачи:
1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
2. Развивать пространственные представления, логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
3. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
4. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.
5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
7. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Принципы, заложенные в основу этих игр, становятся максимально
действенными, так как игра развивает психические процессы, внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в каждой игре ребенок всегда добивается какого-то предметного результата. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, которые играют по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости, они рано начинают читать.
Одним из эффективных средств, для интеллектуального развития детей является дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.Кюизенером. Упражняясь с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Если говорить о возможных вариантах использование палочек Кюизенера, то они многообразны: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой – меркой разных палочек и т.д. Достаточно эффективным оказывается использование для выполнения диагностических заданий.
Современный динамично развивающийся мир, всеобщая компьютеризация заставляет нас педагогов по-другому смотреть на предшкольную подготовку детей. Если мы желаем, чтобы ребенок уверенно вошел в завтрашнюю школьную жизнь и прошел успешно социальную адаптацию, необходимо в детском саду знакомить его с компьютерными играми. Правильно подобранные компьютерные игры с учетом возраста, направленности на новом уровне открывают детям доступ к мудрости, культуре и опыту человечества. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интересе детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерные игры способствуют не только развитию интеллекта, но и моторики. В любых играх от простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцем на определенные клавиши, управлять «мышкой», что развивает мелкую моторику рук.
В заключение хочу сказать, что использование развивающих, нетрадиционных, дидактических и компьютерных игр показала, что это один из эффективных способов интеллектуального, коммуникативного, личностного развития ребенка.

Список литературы:

Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.

Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.

Максаков, А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с

Слепцова, И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.

Тверитина, Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.

Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

Нормативные документы:

Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

Федерального государственного образовательного стандарт ДО.

Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года).

Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ).

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Сценарий музыкально-познавательного развлечения для детей «Путешествие в деревню Ложкино»

музыкальный руководитель МБДОУ №6 пгт. Яшкино Кемеровской области

Цель : Формирование ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать развитию метроритмических навыков детей.

2. Развивать умение детей сочинять песенки-приветствия.

3. Развивать мелкую моторику, рифмодекламацию при помощи пальчиковых игр.

4. Продолжать формировать умение двигаться и менять последовательность движений в соответствии с частями музыки, заканчивать его по окончании музыки, четко переключаться с одного движения на другой.

5. Развивать чувство ритма при игре на ложках и в музыкально-дидактической игре.

6. Учить детей петь под фонограмму слаженно: слушать аккомпанемент, согласовывать движения с пением

7. Добивать выразительности движений, дружного совместного исполнения коммуникативных упражнений

8. Развивать творческие умения, фантазию в придумывании подражательных движений и статических поз.

9. Способствовать развитию эмоциональной сферы.

10. Воспитывать чувство толерантного поведения друг к другу.

11. Формировать желание открывать в себе новые возможности, проявляя творческую активность, любознательность

Дети входят в зал, здороваются с музыкальным руководителем

М. Р . Ребята, утром я шла в детский сад и думала, как можно с вами интересно поздороваться и придумала. Посмотрите.

◆ Показ ритмической модели «Добрый день»,

(в конце произносит слово здравствуйте, разбив его по слогам).

М. Р . А как ещё можно поздороваться при помощи жестов, кто нам покажет?

◆ Дети выполняют ритмическую модель, предложенную ребенком

М. Р . теперь давайте поздороваемся с гостями и познакомимся с ними.

(Дети здороваются со взрослыми и знакомятся песенкой, возвращаются в строй, идут по кругу, проходят парами через центр зала и останавливаются в две шеренги).

Как дружно вы здороваетесь!

Вы, наверное, так же дружно играете?

И так же дружно отгадываете загадки?

И даже дружно поете и танцуете? (Заговорщически).

А скажите, вы так же дружно и шалите?

Я догадалась! В этом зале все друзья?

Ну, сейчас мы это проверим.

А ну-ка все дружно повторяйте за мной.

(Все движения ребята повторяют за музыкальным руководителем)

1. В нашем зале все друзья!

(дети хлопают в ладоши — 1-2-3, 1-2-3).

Вы и мы, и ты, и я!

Да-да-да! (1-2-3, 1-2-3).

Здравствуй друг, который справа!

(Повернулись вправо, поклон головой).

Здравствуй друг, который слева!

(Повернулись влево, поклон головой).

Мы — одна семья!

(Хлопки)

2. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты, и я!

Руку дай, тому, кто справа!

Руку дай, тому, кто слева!

Мы — одна семья!

3. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты, и я!

Улыбнись, тому, кто справа!

Улыбнись, тому, кто слева!

Мы — одна семья!

4. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты, и я!

Напугай, того, кто справа!

Напугай, того, кто слева!

Мы — одна семья!

5. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты, и я!

Потолкай, того, кто справа!

Потолкай, того, кто слева!

Мы — одна семья!

6. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты, и я!

Пожалей, того, кто справа!

Пожалей, того, кто слева!

Мы — одна семья!

7. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты, и я!

Обними, того, кто справа!

Обними, того, кто слева!

Мы — одна семья!

8. В нашем зале все друзья —

Вы и мы, и ты и я!

Поцелуй, того, кто справа!

Поцелуй, того, кто слева!

Мы — одна семья!

М.Р. вижу, вижу, слышу, слышу! Вы — действительно дружные ребята.

Сегодня мне приснился удивительный город, очень красивый и необычный. В нем я побывала в магазине «Удивительных вещей». Вы не верите? Посмотрите, там я купила эту шляпу. Сейчас я её примерю на воспитателя.

Воспитатель. «Внимание, внимание со станции детский сад «Родничок» отправляется скорый поезд. Следующая по маршруту деревня Ложкино. Поезд отправляется через несколько минут.

М. Р: вы когда-нибудь были в деревне Ложкино? Хотите побывать? Тогда нам нужно спешить. Ведь поезд отправляется через несколько минут.

1. «Ходьба с остановкой на шаге» венгерская народная мелодия

(Дети врассыпную двигаются по залу, выполняя семь четких шагов, начиная с правой ноги. На счет восемь дети разворачиваются в другую сторону).

М. Р. Ребятки, мы уже опаздываем. Давайте поторопимся.

2. «Бег и прыжки с хлопками». «Пиццикато» музыка Делиба

(Дети выполняют четыре шага бега, затем три прыжка на месте с хлопками в ладоши).

М. Р.: ну вот, мы добрались на станцию, вот наш поезд. Проводник? Где проводник? Поезд есть, проводника нет. Как же мы попадем внутрь. Ребята, подумайте…

(Дети подсказывают, что нужно надеть «превращательную шляпу» на воспитателя. Воспитатель надевает шляпу и превращается в проводника. Она говорит, изменив голос).

Воспитатель: здравствуйте, товарищи пассажиры! Вот ваши билеты, занимайте места согласно билетам.

(Детям раздаются карточки с графическим изображением различных ритмов, точно такие же изображения прикреплены к стульчикам. Дети садятся на соответствующие стульчики и прохлопывают свои ритмы. Музыкальный руководитель проверяет правильно ли дети заняли свои места.

По желанию дети выкладывают большими и маленькими колокольчиками свой ритмический рисунок на фланелеграфе и прохлопывают его).

М.Р. Можно отправляться в путь.

(Звучит музыкальное сопровождение).

М.Р . Скучно просто так ехать и я предлагаю вам поиграть нашими пальчиками.

Цветок (модель пальчиковой игры)

Движения

Цветок всегда смеется

Левая рука стоит на ладошке правой в виде склоненного колокольчика. На слово «смеется» ладошку раскрыть

Если дождь на него прольется

правая рука поднимается над левой со щелчками

Если бабочка на него сядет

правая рука отводится в сторону и, шевеля пальчиками, приближается к левой

Если ветер его погладит.

правая рука, не прикасаясь к левой, гладит цветок

Цветок всегда смеется,

правой рукой сделать колокольчик

Цветок ни с кем не дерется,

запястья и локти соединяются, кисти поворачиваются

Он послушный, совсем не упрямый

кулачки сжать и разжать

Хорошо быть его мамой.

ладошки разворачиваются к себе и ложатся на грудь

М.Р.: - давайте послушаем, как стучат колеса поезда. Большие колеса стучат вот так (прохлопывает четверти), а маленькие колеса стучат вот как (восьмые).

(Педагог предлагает детям прохлопать предлагаемые ритмические рисунки: мальчики на пластмассовых палочках, а девочки на кастаньетах).

М. Р: - теперь, наши колеса будут звучат одновременно. Эта группа детей будет изображать большие колеса, а эта маленькие.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 17"

Музыкальный досуг в старшей группе

"Путешествие на музыкальном паровозике"

Выполнила:

воспитатель

Антропова Н.А.

г. Арзамас 2017

Возраст детей 5-6 лет

Тип занятия- музыкальный досуг

Материалы и оборудование: интерактивная доска, магнитофон, аудиозаписи игры на музыкальных инструментах, стулья

Используемые дидактические игры: "Волчок ", "Петушок, курочка, цыпленок", "Составь узор (ритмический рисунок)", "Громко-тихо", "Угадай на чем играю"

Цель: развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности

Задачи:

    Задачи:

    Доставить детям радость

    Развивать у детей фантазию, воображение

    Воспитывать любовь к музыке,развивать эстетическое чувство

    Дать детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

    Развитие у детей музыкально- слуховые способностей, комплексное представление о различной высоте музыкальных звуков и их взаимодействии.

    Развитие у детей возможности воспроизводить ритмический рисунок в хлопках, шлепках, притопах, на музыкальном инструменте и с помощью движений.

    Расширение у детей музыкально – звуковых представлений и обогащение их музыкального опыта.

Вводная часть

На интерактивной доске появляется изображение паровозика, фоном звучит звук паровоза.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто приехал к нам в гости. Кто это? Что он делает? (Паровозик)

Воспитатель: Этот паровозик не простой, он музыкальный и на нем мы можем отправиться в музыкальное путешествие с различными интересными остановками. Вы хотите прокатиться на этом паровозике?

Воспитатель: Тогда занимайте места , нам пора отправляться.

(Дети рассаживаются на стулья)

Основная часть

Воспитатель: Для того, что бы наш музыкальный паровозик, стал еще и быстрым давайте споем про него песню:

Едет, едет паровоз,

Слышен, слышен стук колес

А в вагончике сидят

Много маленьких ребят

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу

Всех сегодня прокачу

Скоро будет поворот,

Там где солнышко встает..

У-У-У-У-У-У-У-У-У

Воспитатель: Вот мы и добрались до первой станции. Остановка.

Наша первая станция "Песенная". Как вы думаете что мы будем на ней делать? (Петь песни)

Воспитатель: Правильно, на ней мы будем петь песни. А для того, что бы выбрать песню, у меня есть волшебный волчок. Мы его покрутим и стрелка нам покажет о ком мы будем петь песню.

Проводится дидактическая игра "Волчок"

Ход игры: Водящий, или дети по очереди крутят волчок со стрелкой. На круге которого изображены картинки к знакомым песням. На какой картинке волчок остановится, о том дети поют песню.

Воспитатель: Как много хороших песен мы знаем, а нам пора продолжать свое путешествие.

Едет, едет паровоз,

Слышен, слышен стук колес

А в вагончике сидят

Много маленьких ребят

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу

Всех сегодня прокачу

Скоро будет поворот,

Там где солнышко встает..

У-У-У-У-У-У-У-У-У

Воспитатель: Вот мы и добрались до второй станции. Остановка.

Наша вторая станция "Игровая". Как вы думаете что мы будем на ней делать? (Играть)

Воспитатель: Правильно, мы с вами поиграем в игру "Громко-тихо", которая очень похожа на игру "Горячо- холодно".

Ход игры: Для начала нам необходимо выбрать предмет, который мы будем прятать и водящего.Водящему мы завязываем глаза и отправляем за дверь, что бы он не видел что мы делаем. В это время дети в группе прячут выбранный предмет так, что бы его не было видно с первого взгляда. Затем зовут водящего. Вместо слов "Горячо и холодно" дети песней будут подсказывать водящему место, где прячется предмет. Если водящий далеко от него- дети поют тихо, если подошел близко- поют очень громко.

Воспитатель: Кто хочет быть водящим? (Если дети стесняются, то можно выбрать водящего с помощью считалочки.

Проводится музыкально-дидактическая игра "Громко-тихо"

Воспитатель: У вас очень хорошо получается песней подсказывать где спрятан предмет и искать его. А нам пора продолжать свое путешествие.

Едет, едет паровоз,

Слышен, слышен стук колес

А в вагончике сидят

Много маленьких ребят

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу

Всех сегодня прокачу

Скоро будет поворот,

Там где солнышко встает..

У-У-У-У-У-У-У-У-У

Воспитатель: Вот мы и добрались до третьей станции. Остановка.

Наша третья станция "Нотная". Посмотрите нас встречают на ней наши знакомые- Петушок, курочка и цыпленок. Хотите с ними поиграть?

Проводится дидактическая игра "Петушок, курочка, цыпленок"

Воспитатель: Молодцы. А нам пора продолжать свое путешествие

Едет, едет паровоз,

Слышен, слышен стук колес

А в вагончике сидят

Много маленьких ребят

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу

Всех сегодня прокачу

Скоро будет поворот,

Там где солнышко встает..

У-У-У-У-У-У-У-У-У

Воспитатель: Вот мы и добрались до четвертой станции. Остановка.

Наша четвертая станция "Инструментальная". Как вы думаете что мы будем на ней делать? (Петь песни)

Воспитатель: На этой станции мы будем угадывать музыкальные инструменты.

Проводится игра "Угадай инструмент"

Ход игры: Воспитатель поочередно включает аудиозаписи музыкальных инструментов, а дети отгадывают и имитируют игру на этом инструменте. Один из детей показывает изображение инструмента из дидактической игры "Музыкальные инструменты".

Воспитатель: Ребята, как называется игра нескольких музыкальных инструментов? (Ансамбль) Вы хотите поиграть в ансамбль?

Проводится игра- имитация "Ансамбль"

Ход игры: Дети выбирают себе музыкальный инструмент и запоминают его. Педагог включает аудиозапись с игрой нескольких музыкальных инструментов. Когда ребенок услышит свой инструмент, он начинает имитировать игру на инструменте. Как только его партия заканчивается, он перестает "играть".

Воспитатель: У нас получился замечательный ансамбль, а нам пора продолжать свое путешествие

Едет, едет паровоз,

Слышен, слышен стук колес

А в вагончике сидят

Много маленьких ребят

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу

Всех сегодня прокачу

Скоро будет поворот,

Там где солнышко встает..

У-У-У-У-У-У-У-У-У

Воспитатель: Вот мы и добрались до последней станции. Остановка.

Наша пятая станция "Танцевальная". Как вы думаете что мы будем на ней делать? (Танцевать).

Воспитатель: Мальчики, приглашайте девочек на веселый танец.

Включается песня пляска "Становись скорей в кружок, потанцуй со мной дружок..." Дети танцуют.

Заключительная часть

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие на музыкальном паровозике. Вам оно понравилось? Что запомнилось больше всего? Какие стации вы еще хотели бы посетить?

Воспитатель: В следующий раз мы обязательно отправимся в новое путешествие на музыкальном паровозике и посетим новые станции и встретим новых друзей, а пока нам пора с ним попрощаться. До свидания паровозик!!!

Музыкальный досуг в младшей, средней, старшей группе детского сада. Сценарий «Праздник игры и игрушки»


Цель:
Привлечь детей к разнообразию видов игровой деятельности. Бережное отношение к игрушкам.
Задачи:
- развитие интереса детей к различным видам игр и поддержка их свободной творческой самореализации в игре;
- проведение подвижных игр, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

Ход досуга.


Ведущий : Сегодня мы собрались, чтобы отметить необычный праздник – Праздник игрушек. Есть много праздников: новый год, 23 февраля, 8 марта, день рождения и т.д. Игрушкам обидно, что у них нет праздника, поэтому мы его и придумали.

С самого рождения игрушки развлекают и забавляют малышей. Давайте, их вспомним, я буду показывать, а вы их называть: погремушка, неваляшка, юла, пирамидка, мяч, машинка, кукла и т.д.

Ведущий обращает внимание на большую коробку в зале.
- А это что за коробка? Давайте ее откроем.
Ведущий отодвигает коробку в сторону, а там стоит человек в костюме куклы.


- Это кукла заводная. Заведу ее ключиком, она и оживёт.
Заводит куклу. Начинается музыка Марыля Родович – Песня куклы (по ниточке, по ниточке ходить я не желаю…)

Кукла: Здравствуйте!
Ведущий : Как тебя зовут?
Кукла: Маринка
Ведущий:
У куколки Марины
Сегодня именины
Нашей кукле ровно пять
Ее будут поздравлять
Друзья и подружки
Все, все игрушки
Клоун Ваня, неваляшка Маня
Мишка и зайчонок
Серенький козленок.
Станем петь и плясать
Нашу куклу поздравлять.

Игра «Каравай».

Кукла : Спасибо ребята за игру.
Дети садятся на стульчики.
- В стихах, которые я сейчас прочту, упоминаются игрушки, угадайте какие.
1. У одной моей подружки
Есть хорошая игрушка:
Можно из цветных кружочков
Выложить узор цветочный,
И ажурную снежинку,
И пожарную машинку.
(Мозаика)

2. У него стрела как нос,
А к стреле привешен трос.
Сам он очень- очень важный,
Строит дом многоэтажный.
Только дом не настоящий,
А из кубиков блестящих.
(Подъемный кран)

3. Вот матрешкина подружка,
Очень стойкая игрушка.
Я толкну- не упадет,
Лишь качнется взад- вперед.
(Неваляшка)

4. Посмотрите-ка, подружки,
Есть колеса у игрушки.
Куколку в нее сажаю
И по комнате катаю.
Буду мамой понарошку,
Я баюкать эту крошку.
(Игрушечная коляска)

Кукла : Молодцы ребята!

Ведущий: Маринка, а у тебя есть друзья?
Кукла: Да, у меня есть лучший друг- мягкий мишка и у меня с ним есть любимый танец. Давайте его станцуем.

Танец «Мишка с куклою бойко топают…».

Кукла: Молодцы!
Ведущий: Маринка, ребятки средней группы подготовили тебе подарок.
Куколка: Давайте посмотрим.

Танец «Буратино».

Кукла: Спасибо, очень красивый зажигательный танец. А теперь давайте поиграем с игрушками.

Игра «Кто быстрее соберет пирамидку». (старшая группа)
Построить детей в две команды по количеству колец в пирамидке и начиная с последнего игрока раздавать кольца. Основа пирамидки ставится впереди каждой команды. По команде ведущего, дети бегут до основы и надевают свое колечко и так вся команда. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет пирамидку.

Игра с лошадкой для младшей группы.
Под веселую музыку один ребенок берет лошадку и скачет галопом по залу, в определенный момент встает остальная группа и скачет по залу и с окончанием музыки лошадка передается другому ребенку и игра повторяется 2-3 раза.
Кукла: Я вижу ребята пришли со своими игрушками. Потанцуйте с ними.

Танец с игрушками. (средняя группа)


Под веселую музыку дети берут игрушки и бегаю по залу, подняв игрушку над головой, потом останавливаются, кружатся обняв игрушку, «танцуют» игрушки на полу, посадили игрушки в круг, дети бегают вокруг игрушек, музыка останавливается и ребята должны быстро взять любую игрушку, которая будет рядом с ними.

Кукла: Молодцы!
Ребята, известно ли вам, о том, что когда-то игрушка не только развлекала, но и оберегала малыша.(Рассказывает об игрушках- оберегах, которые мастерили крестьяне для своих детей. Показывает куклы, выполненные из подручных материалов- из лоскутов или шерстяных ниток, веточек, платочков, полотенца и т.д.)

И я вам хочу подарить в каждую группу в качестве оберега такую куклу, куклу-оберег. (Раздает куколок).

Ведущий: Спасибо тебе куколка Маринка!
Кукла: И вам спасибо! А мне пора уходить, до свидания ребята!

Кукла встает на место откуда появилась и закрывают коробкой.

Значение и содержание развлечений

Развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т. д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.
Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников способствует проявлению положительных качеств личности
Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни (отношение к природе — «Осенние приметы», любовь к родному краю — «Ай да березка!», бережное отношение к игрушкам — «Кто виноват?» и т. д.), обнаруживая непосредственную связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада.
Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.
Содержание развлечений складывается из специально подобранного художественного материала различного характера, в зависимости от поставленных целей. Этим материалом определяется смысловая направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности.
Содержание развлечений влияет на форму (концерт композиция или игровое действие) и организацию их проведения. Развитие сюжета требует театрализации. Для передачи образа желательно разработать композицию. Загадки и аттракционы лучше подавать в форме концерта, соревнования и т. д.

Место музыки в развлечениях

Музыка в развлечениях используется по-разному: в одном случае она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, детские оперы,
хореографические миниатюры, хороводы), в другом — применяется частично (спектакли, игры-драматизации, музыкально-литературные композиции). Но во всех случаях необходимо, чтобы в использовании музыки соблюдалась целесообразность: либо как ведущего элемента, определяющего основу развлечения, либо как средства, обогащающего и дополняющего содержание. Правильное нахождение места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и, следовательно, более целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие на детей.
Не следует часто использовать новые музыкальные произведения. Узнавание детьми знакомых мелодий в несколько неожиданных для них ситуациях или необычной обстановке вызывает эмоциональный подъем, способствует расширению музыкальных представлений Включение знакомых песен, танцев, игр, выученных ранее на занятиях, доставит им подлинное удовольствие и радость.
Как правило, в развлечениях музыка звучит либо в исполнении взрослых (песни, инструментальные пьесы), либо в исполнении детей (песни, танцы, игры и т. д.). При этом важно учитывать принцип доступности: в первом случае — для восприятия ее детьми, во втором — для исполнения ее детьми. Однако всегда это должна быть яркая, образная музыка, с простой, запоминающейся мелодией, с достаточно выразительной аранжировкой.
Можно использовать и грамзапись. Сольное, хоровое и оркестровое звучание музыки в исполнении музыкантов, известных хоровых коллективов способствует развитию эстетического восприятия музыки. Это может быть и отдельный музыкальный фрагмент, представляющий собой законченную музыкальную форму.
Музыку на любых звуковоспроизводящих устройствах (магнитофонах, электрофонах) целесообразно включать с целью оформления театральных действий, при создании общего музыкального или ритмического фона, свойственного некоторым видам развлечений.

Виды и формы развлечений

В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).
С другой стороны, это развлечения, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.
В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.
Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства. Вместе с тем существуют некоторые общие моменты, свойственные этим развлечениям Рассмотрим некоторые из них.
Концерты обычно включают различные виды (номера) деятельности: сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен плясок художественное чтение, игру на музыкальных инструментах исполнение небольших сценок. Но можно организовать концерт, используя один из видов деятельности, например, выступление хора оркестра детских инструментов и т. д. Концерты бывают тематическими и театрализованными (т. е. красочно оформленными, костюмированными, с использованием показа диапозитивов, грамзаписи). Участие в концертах доступно старшим дошкольникам. Они выступают, показывая свои умения товарищам, детям других групп. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым. Воспитатели составляют программу концерта, учитывая заявки детей на участие в нем, следят за тем, чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятельности в номерах и нагрузка на его участников.
Музыкально-литературные композиции создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения их детьми или взрослыми (возможно и их совместное участие).
Музыка в композиции, с одной стороны, помогает соединять различные художественные тексты в одно целое самостоятельное произведение, с другой же стороны, она может выступать в ней как равный компонент с заранее предусмотренным эмоциональным воздействием.
Драматургия композиции требует стремительно развивающегося действия, что достигается за счет резкой, порой неожиданной смены ритмов, использования технических средств выразительности (свет, шумы, диапозитивы), лаконичных деталей оформления, условности их решения.
Композиция хороша своей массовостью, позволяющей занять практически всех желающих. Но не следует делать ее чрезмерно затянутой и громоздкой, лаконичность всегда облегчает восприятие и участие в ней детей.
Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой.
Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая» «Сорока-белобока», различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, или прячется сам и т. д. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для детей.

Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей внести определенную разрядку, снять утомление и создать приподнятое настроение. С этой целью они проводятся со средними и старшими дошкольниками.
Различные ритмические попевки и приговаривания с одновременным похлопыванием, притопыванием, постукиванием интересны для ребят и могут выполняться вместе с воспитателем или самостоятельно. Например, народная прибаутка «Барашеньки» исполняется на одном звуке. Важно выдержать ритм, который сопровождает действия детей:

Строки 1—4 — притопывают, изображая барашков;
строки 5—6 — подражают игре на скрипочке.
Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы. В развлечениях они чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятиями, где они обычно разучиваются с детьми. Именно элементы новизны повышают интерес к ним у детей, активизируют детское исполнение и создают приподнятое, радостное настроение. Эти развлечения не являются зрелищными, поскольку дети сами участники. Поэтому перед началом воспитатель или музыкальный руководитель должен создать радостную, приподнятую атмосферу, настроить на возможную сюрпризность.

Музыкальная игра для детей 4 лет «Зайчики», украинская народная мелодия в обработке М.Красева
[Не очень скоро, легко]


Зайчики-дети сидят в своих норках (за стульчиками). На вступление они выходят из норок и встают около них.
Такты 1—4. Взявшись за руки, кружатся.
Такты 5—8. Прыгают на двух ногах или бегают по залу. С окончанием музыки возвращаются в норки.
Игра повторяется.
Эта игра разучивается на занятии. Но чтобы провести ее в форме развлечения, включаются элементы новизны. Это могут быть шапочки с ушками. Вводится также новый персонаж (волк или лиса). Роль волка исполняет кто-либо из детей, подготовленный заранее. Волк появляется с окончанием музыки, и дети-зайчики быстро убегают в свои норки.

Новая игрушка. Одной из форм развлечений может быть внесение в группу новой игрушки. Новизна, ее внешняя привлекательность радует ребенка. Воспитатель действует с игрушкой, объясняет, как с ней играть, дает характеристику художественному образу. В руках увлеченного взрослого игрушка оживает, становится любимой, желанной для ребенка. Исполненная при этом пляска или песня сближает детей с игрушкой, помогает использовать ее в дальнейших самостоятельных играх.
Например, воспитатель показывает детям игрушечного зайца и читает стихотворение 3. Петровой:

Зайку сделали из плюша,
У него большие уши
И особенный талант:
Этот зайка не зазнайка,
Этот зайка — музыкант!

Одновременно он поглаживает зайца, передвигает по полу (имитируя прыжки), затем сажает игрушку и поет песню «Заяц» С. Рустамова:

Серый заяц, погоди,
От меня не уходи...

Заяц
Слова Ю. Даниэля Музыка С. Рустамова
[Нe спеша]


Пение воспитатель сопровождает действиями: гладит зайца, дает морковку. После этого предлагает поиграть с ним и детям. Все встают в круг, кладут морковки перед собой и пляшут под веселую. мелодию. Воспитатель с зайцем в кругу наблюдает за пляской, заяц стучит по барабану. С окончанием музыки играющие быстро прячут морковки за спину, чтобы зайчик не успел их взять.
Игра повторяется. В заключение воспитатель предлагает собрать морковки, положить в корзинку, «подарить» зайчику и пригласить его остаться в группе.
Это развлечение для младших групп. Можно обыграть самые разные игрушки (зверюшек, кукол, машины), показывая всевозможные действия с ними. Умело подобранная музыка сделает игрушку более понятной и привлекательной для ребенка.
Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол — наиболее распространенные формы развлечений в детских садах. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Кукольный театр превращается для них в настоящий праздник. Спектакли кукол чаще всего подготавливаются взрослыми или школьниками. Небольшие сценки с куклами могут показать для малышей ребята подготовительной к школе группы.
Участниками игр-драматизаций могут быть дети младших и старших групп. Возрастной состав исполнителей определяет степень сложности репертуара. Воспитатели, музыкальный руководитель помогают ребятам осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Например, с детьми младшей группы хорошо провести инсценирование песни А. Филиппенко «Цыплята», с детьми средней группы — инсценировать песню «На лесной поляне» Б. Кравченко. Старшие дети могут разыграть несложную сказку, инсценировать стихотворение.
Музыка в играх-драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, гармошке, свирели, фортепиано, арфе и т. д. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления.
Следует помнить, что музыка в спектаклях не должна звучать постоянно и быть лишь украшательством. Это нарушает восприятие содержания пьесы, отвлекает внимание зрителей от основного действия, лишает музыку ее функциональной значимости.
Для сопровождения можно включить в спектакль произведения в исполнении фортепиано, аккордеона, домры, а также в грамзаписи. Музыка, соответствующая содержанию развлечений, правильно характеризующая персонажей, обогащает представления ребенка, помогает развивать его эстетические чувства.

Инсценировка с куклами бибабо песни «На лесной поляне», музыка Б. Кравченко, слова П. Кагановой (Музыка в детском саду. М., 1973.— Вып. 3).
Инсценируют песню часть детей старшей группы: двое — четверо исполняют куплеты песни, другие — управляют куклами и поют согласно тексту припева. В инсценировке участвуют дети, изображающие звуки дождя на металлофонах (они вступают по окончании второго куплета песни после припева).
Перед началом инсценировки воспитатель читает стихотворение «Утро» Г. Бойко (перевод с украинского О. Высотской).

Не кузнечик длинноногий
Проскакал —
Луч веселый на дороге
Заиграл.
Незабудка раскрывает
Синий глаз,
И росинка в нем сверкает,
Как алмаз.
Все проснулось — и поляны,
И леса,
Зазвенели птичек ранних
Голоса.

Танцевальные и оперные миниатюры могут быть также использованы в качестве развлечений. Это небольшие сольно-хоровые или хореографические театрализованные сценки: танец Волка и Красной Шапочки, Буратино и Мальвины, опера И. Саца «Золотое яичко», игровая сценка «Кто виноват?» Ю. Чичкова и др.
В других развлечениях, таких, как аттракционы, соревнования, музыка носит эпизодический характер.

Принципы составления сценариев развлечений

Сценарий — это подробная литературная разработка того или иного вида зрелища. В сценарии последовательно излагаются все элементы действия, раскрывающие тему, дается конкретное описание выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность всех участников. К сценарию может быть приложен и сценарный план, в котором перечисляются лишь основные моменты, составляющие сценарий, и указываются ответственные. Отдельно подготавливается перечень необходимого оборудования и атрибутов.
Итак, при разработке сценария прежде всего определяется тема и идея развлечения, отмечаются воспитательные задачи и цели его проведения.
Тема обычно задается с самого начала, а к идее, как к общему гпавному выводу, надо подвести зрителей всем ходом действия, развертывая сюжетную линию так, чтобы она развивалась от события к событию.
Перед началом какого-либо представления дается короткий рассказ или небольшое повествование о том, какое событие, явление будет сейчас показано.
Далее разворачивается основное действие сценария, которое подчиняется следующим требованиям:
1. Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.
2. Действие развивается по нарастающей линии от более слабых к эмоционально сильным эпизодам.
3. Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой.
Идея всего сценария наиболее сконцентрирована в кульминации. Финал (заключение) должен стать проявлением активности всех участников развлечения.

Планирование развлечений

Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с детьми при проведении и подготовке развлечений, а также учета всей воспитательно-образовательной работы детского сада.
Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет сначала тематический план на квартал, затем пишет сценарные планы на месяц и при необходимости разрабатывает более подробные сценарии отдельных видов развлечений. Если используется готовая разработка сценария, следует указать источник — откуда взят сценарий. Общий план на квартал утверждается заведующим или старшим воспитателем детского сада.
Следует помнить, что развлечения намечаются 1—2 раза в 2 недели во второй половине дня. Желательно установить определенный день для каждой возрастной группы. Для показа кукольного театра, массовой композиции, концертов самодеятельности можно объединить 2—3 группы. Этот момент должен быть отражен в плане. Необходимо обозначить и место проведения развлечения, указав основной принцип его оформления (если это требуется по замыслу).
Поквартальное планирование развлечений должно составляться с учетом сезона года и знаменательных событий и дат этого периода, с учетом воспитательно-образовательных задач и прохождения программного репертуара. К примеру, планирование развлечений на первый квартал учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь) в подготовительной к школе группе может включать в себя следующие виды развлечений:
1) тематический концерт «Осенние приметы» (звучит инструментальная, вокальная музыка о природе в исполнении взрослых, дети исполняют стихи, песни об осени);
2) показ диафильма с музыкальным сопровождением (организуют взрослые);
3) музыкальную викторину (проводится музыкальным руководителем вместе с воспитателями, используются произведения знакомые детям);
4) «В гостях у детей бабушка Арина» (вечер шуток загадок; организуют взрослые);
5) показ кукольного спектакля (организаторы и исполнители — взрослые);
6) «Наш веселый концерт» (программа концерта составляется из детских музыкальных и литературных произведений по предварительной заявке детей; организаторы — воспитатели; ведущими концерта могут быть 2—3 ребят);
7) показ мультфильма (организуют взрослые);
8) веселые соревнования, игры, аттракционы (проводят с детьми взрослые, помощниками могут быть дети);
9) музыкальную игру-драматизацию (исполнители — дети); 10) вечер юмора (организуют взрослые).
Каждый вид развлечений имеет свое содержание, свой репертуар и соответствующие воспитательные задачи.
Например, намечая для развлечений музыкальную игру-драматизацию «Кто виноват?» (музыка Ю. Чичкова, слова В. Викторова), согласно содержанию ставится задача — воспитывать у детей бережное отношение к своим игрушкам. Произведение это не программное, и потому следует учесть возможности детей, заблаговременно провести с ними индивидуальную подготовительную работу.
Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку. Организация развлечений в детском саду является важной педагогической задачей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие формы использования музыки в повседневной жизни вы знаете?
2. Какова роль воспитателя, включающего музыку в повседневную жизнь дошкольников?
3. Приведите примеры использования песен воспитателем на прогулках, во время занятий и в свободное от занятий время.
4. Какое применение находят в детском саду технические средства обучения (радио, телевидение, проигрыватель, магнитофон, фильмоскоп)?
5. Раскройте значение музыкального сопровождения на утренней гимнастике, занятиях по физической культуре.
6. Как учитываются возрастные особенности при проведении утренней гимнастики и физкультурных занятий под музыку?
7. Какие физические упражнения целесообразно проводить под музыку и на каком
этапе обучения?
8. Составьте комплекс утренней гимнастики для какой-либо возрастной группы с включением музыки для ходьбы, бега, подпрыгивания (используйте магнитофон или проигрыватель).
9. Составьте физкультурное занятие для какой-либо возрастной группы, используя музыку для ходьбы, бега, подпрыгивания, танцевальных элементов (грамзапись) .
10. Охарактеризуйте развлечения и их место в повседневной жизни детского сада.
11. Назовите виды развлечений.
12. В чем состоят обязанности музыкального руководителя и воспитателя при подготовке развлечений?
13. Расскажите о видах развлечений, которые можно организовать в одной возрастной группе: а) самостоятельно, б) совместно с музыкальным руководителем.
14. Составьте сценарий развлечений, где используется магнитофонная запись или грамзапись.
15. Разработайте сценарий развлечения с участием взрослых.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.