Подвиг в произведении василий теркин. Василий Теркин — символ мужества и героизма, веселой удали и душевной стойкости

Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности - патриотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Первые ее главы были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Автор удачно назвал свое произведение «книгой про бойца, без начала и конца». Каждая следующая глава поэмы представляла собой описание одного военного эпизода.

Художественная задача, которую поставил перед собой Твардовский, была очень сложная, ведь исход войны в 1942 году был далеко не очевиден. Главный герой поэмы - солдат Василий Теркин. Недаром его фамилия созвучна слову «тереть»: Теркин - бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля». Теркин - воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним видом. Однако бойцы считают его своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе «Два солдата» на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: «Побьем, отец». Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Герой думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Необходимо обратить внимание и на отношение Теркина к смерти, что небезразлично в боевых условиях:

Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу.

Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая саму смерть. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход наступления. Замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:

Растирали, растирали...
Вдруг он молвит, как во сне:
- Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?

Поэма «Василий Теркин» может по праву считаться одним из истинно народных произведений. Интересно, что многие ее строки перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд примеров: «Смертный бой не ради славы- ради жизни на земле», «сорок душ - одна душа», «переправа, переправа - берег левый, берег правый» и многие другие. Василий Теркин - мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и часы починить, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин - мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости.

Кто же он - Василий Теркин?
Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе - хоть куда.

Прототипом Василия Теркина стал весь сражавшийся с фашистами народ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что эта поэма Твардовского остается одним из наиболее любимых произведений о II мировой" войне.

Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности - патриотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого художественного произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского "Василий Теркин".
Первые главы поэмы "Василий Теркин" были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Автор удачно назвал свое произведение "книгой про бойца, без начала, без конца". Каждая следующая глава поэмы представляла собой описание одного фронтового эпизода. Художественная задача, которую поставил перед собой Твардовский, была очень сложная, ведь исход войны в 1942 году был далеко не очевиден.
Главный герой поэмы - солдат Василий Теркин. Недаром его фамилия созвучна слову "тереть": Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: "в строй с июня, в бой с июля". Теркин - воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним совершенством:

Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный:

Однако Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе "Два солдата" на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: "Побьем, отец". Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Необходимо обратить внимание и на отношение Теркина к смерти, что небезразлично в боевых условиях:

Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу.

Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя.
Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
Растирали, растирали...

Вдруг он молвит, как во сне:
---Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?
Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.
Поэма "Василий Теркин" может считаться одним из истинно народных произведений. Интересно, что многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд примеров: "Смертный бой не ради славы - ради жизни на земле", "сорок душ - одна душа", "переправа, переправа - берег левый, берег правый" и многие другие.
Василий Теркин - мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин - мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он - Василий Теркин?

Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе - хоть куда.

Прототипом Василия Теркина стал весь сражающийся народ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма "Василий Теркин" остается одним из наиболее любимых произведений о второй мировой войне.

"Книга про бойца" ("Василий Теркин") Александра Твардовского стала народной книгой во время войны, потому что ее автору удалось рассказать о войне устами солдата, на котором всегда держались и будут держаться величие России и ее свобода. Даже такой сверхстрогий ценитель, как И. А. Бунин, откровенно враждебно относившийся к советской литературе, восхищался "Теркиным" и талантом его автора. Особенности военного времени определили художественное своеобразие поэмы: она состоит из отдельных глав, сюжетно не связанных между собой ("На войне сюжета нету", - говорит автор), каждая из которых повествует о каком-то эпизоде из боевой жизни главного героя. Такая композиция произведения вызвана еще и тем, что оно печаталось во фронтовых газетах, на отдельных листовках, и читатель не имел возможности следить за сюжетом - кто его знает, попадет ли к нему "продолжение" истории Тёркина, ведь война есть война, тут загадывать нельзя...

Анализ главы "Переправа"

В главе "Переправа" Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: "Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле". В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига "ребят", выполнивших свое задание ценой потерь: "Этой ночи след кровавый В море вынесла волна". "Вцепившийся" в правый берег "первый взвод" не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: "Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу". И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку ("Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна") для того, чтобы сообщить "Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!". После того, как он сообщает о готовности первого взвода "переправу обеспечить", Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут - и он должен вернуться.

Анализ главы "Два солдата"

Глава "Два солдата" в юмористическом духе показывает связь поколений, на которой держится боевой дух армии. Теркин, солдат войны нынешней, и "дед-хозяин", отвоевавший свое, отдавший свой долг отечеству, быстро находят общий язык, и происходит это не только потому, что Тёркин легко и просто решает все "хозяйственные проблемы", а потому, что оба они - защитники Родины, и их разговор - "разговор... солдатский". Этот полушутливый разговор, в котором каждый из собеседников норовит "подколоть" другого, на самом деле касается очень важной темы - исхода нынешней войны, самого главного вопроса, который только может волновать сейчас любого русского человека: "Отвечай: побьём мы немца Или, может, не побьем?". Его, вопрос этот, задаёт Тёркину старый солдат, и ответ Теркина, данный им тогда, когда солдат, готовясь уходить, был уже "у самой двери", короток и точен: "Побьём, отец...". Здесь автор замечательно использует знаки препинания: троеточие в конце предложения лишает этот ответ "казённого патриотизма", оно показывает, что Теркин знает, сколь трудным будет путь к победе, но и уверен также, что победа обязательно наступит, что русский солдат сумеет ее добиться. От такой интонации раздумья и уверенности одновременно слова героя приобретают особое значение, становятся особенно весомыми. Автор заканчивает явно юмористическую главу (одно предложение Тёркина "помочь" старухе жарить сало чего стоит!) серьезными, выстраданными словами героя, которые доходят до сердца читателя и становятся его собственным убеждением в победе.

Анализ главы "Поединок"

Глава "Поединок" имеет в поэме "Василий Теркин" особое значение, потому что в ней автор показывает рукопашный бой, схватку Тёркина один на один с немцем, который "был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит", но в этой схватке как бы в обобщенных, но индивидуальных образах сошлись Россия и Германия, их армии: "Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, - Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка всё решит". Получается, что от исхода этого поединка Василия Тёркина зависит исход всей войны, и герой это понимает, он отдаёт этой схватке все силы, он готов умереть, но только вместе с врагом. Описание поединка местами как бы носит былинный характер, местами - натуралистический, но герой знает, что его моральное превосходство над врагом ("Человек ты? Нет. Подлец!", - говорит Тёркин о немце и доказывает это, описывая "подвиги" этого вояки) должно ему помочь, он ощущает могучую поддержку всей страны, всего народа: "Бьется насмерть парень бравый. Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: - Герой!" Твардовский показывает, что истоки мужества и героизма русского солдата кроются именно в этом - в ощущении и понимании своего единства с народом, в осознании себя как части народа, что делает невозможным отступление в бою, каким бы трудным этот бой ни был.

Анализ главы "Кто стрелял?"

Глава "Кто стрелял?" начинается с описания пейзажа, "вечера дивного", который принадлежит не войне, а мирной жизни, и этот вечер "растревожил" солдат, привыкших к войне и сейчас как бы вернувшихся в ту мирную жизнь, ради которой они воюют. Они как бы переносятся в эту мирную жизнь, но "со страшным ревом" появляется немецкий самолет, который несет с собой смерть, и картины мирной жизни отступают перед страхом смерти: "Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет". Однако автор, понимая причины этого страха, все же не может согласиться с тем, что русскому солдату пристало бояться смерти: "Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу...". И на его слова откликается один из солдат, который "бьет с колена Из винтовки в самолет", и этот "бой неравный, бой короткий" заканчивается тем, что немецкий самолет "штопором" врезается в землю! Великолепна деталь: "Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай"! Глава заканчивается словами Теркина, обращенными к сержанту, сказавшему, что "парню счастье, Глядь - и орден, как с куста": "- Не горюй, у немца этот - Не последний самолет...", и юмор автора помогает избежать ненужных рассуждений о героизме, о подвиге, который и в самом деле совершил Тёркин, причем автор показывает, что подвиг героя не в том, что он сбил самолёт (это как раз и могло быть случайностью), а в том, что он сумел преодолеть свой страх, бросить вызов смерти и победить ее.

Анализ главы "Смерть и воин"

Одна из самых психологически глубоких глав поэмы "Василий Теркин" Твардовского - глава "Смерть и воин", в которой автор показывает героя в едва ли не самый трудный момент его жизни: Тёркин тяжело ранен, он бредит, и в этом бреду к нему приходит Смерть, с которой он разговаривает и которая убеждает его, чтобы он сам отказался от жизни: "Нужен знак один согласья, Что устал беречь ты жизнь, Что о смертном молишь часе…". Полная капитуляция героя - если он сам станет просить Смерть "забрать" его, поэтому она уговаривает его отказаться от борьбы за жизнь, объясняя, что может так статься, что его подберут, и "пожалеешь, что не умер Здесь, на месте, без хлопот..." Ослабевший герой вроде бы и сдаётся на уговоры Смерти ("‘И со Смертью Человеку Спорить стало выше сил"), однако он хочет выторговать у нее хотя бы один день "погулять среди живых", но она отказывает ему в этом. Этот отказ воспринимается героем как знак того, что он должен продолжать бороться за жизнь: " - Так пошла ты прочь, Косая, Я солдат ещё живой". Эти слова героя не были восприняты Смертью всерьез, она была уверена, что никуда он от неё не денется, она даже готова пойти следом за бойцами из похоронной команды, которые стали санитарами и доставляют раненого в санбат. Разговоры солдат - полуживого и тех, кто спасает его ("Берегут, несут с опаской"), отдавая ему свои рукавицы и тепло своих душ, заставили Смерть "впервые" подумать о том, что она не всемогуща, что ее сила должна отступить и отступает перед силой людских душ, перед силой солдатского братства, поэтому ей приходится "нехотя" давать "отсрочку" раненому, которого из ее рук вырывают такие же простые солдаты, как и он сам. В этой главе произведения Твардовского "Василий Теркин", анализ которого мы провели, автор сумел показать непоколебимую силу солдата, который никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку товарищей по оружию, по общей борьбе за свободу Родины.

Поэт А.Твардовский в 1939 году был призван в ряды Советской Армии, участвовал в походе за освобождение Западной Белоруссии. Во время войны с белофиннами ему пришлось поработать военным корреспондентом. В эти годы Твардовский активно писал очерки, заметки, рецензии.
Главным детищем поэта в суровые военные года стала замечательная, искрящаяся юмором, добрым и простодушным, поэма про рядового участника тех событий - Василия Теркина. На протяжении всей войны образ неунывающего, веселого, мужественного молодого парня, такого находчивого, оставался самым любимым среди бойцов Красной Армии.
Чем же этот герой так пленил сердца солдат? По всей видимости, своей простотой, доступностью, умением сохранять чувство юмора, не падать духом, а главное - своей похожестью на других солдат. Уже давая портретную характеристику своему герою, Твардовский настойчиво подчеркивает его массовость: «В каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе».
Василий, что называется, «душа компании»: неунывающий весельчак, балагур, в запасе у которого всегда есть шутка-прибаутка, подбадривающее, дышащее юморком, слово для своих товарищей. Он из тех рядовых участников войны, которые на своих плечах переносили все тяготы сурового фронтового быта, прошли все круги ада под обстрельным огнем врага, лежали в холодных окопах.
Теркин смел, находчив, в меру скромен («Я согласен на медаль»), верен дружбе, всегда помогает фронтовым товарищам. Важно отметить: Теркин задумывался поэтом лишь как фельетонный образ, призванный смешить солдат на фронте шутками, неистощимой энергией, дабы поднимать их боевой и жизненный дух.
Но Твардовский настолько увлекся работой, что решил создать образ более сложный. Только лишь сначала кажется, что Теркин – балагур, весельчак и только. Да, конечно, этими качествами он обладает, причем веселит «публику» сознательно, уж очень хочется ему поднять настроение и боевой дух своих товарищей.
Но от главы к главе поэт настойчиво показывает, что его герой не только остроумный шутник, но и находчивый, мужественный, энергичный человек. А главное - патриот, героизм которого немногословен, не пестрит красивыми словами о долге перед родиной. Он просто молча делает свое солдатское дело- защищает Россию.
Теркин - опытный солдат. В главе «Переправа» он совершает подвиг: выполняя важное поручение, Теркин под огнем неприятеля прорвался на берег вместе со взводом, а оттуда, в одиночку, вплавь, на другой берег. А в какие условия? Холодный ноябрь, преддверие зимы-матушки, ледяная вода. И вот тело солдата растирают спиртом - очень замерз Василий, но чувства юмора не теряет и с хитрецой спрашивает доктора:
- Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри прогреться мне,
Чтоб не все на кожу тратить?
В главе «В наступлении» герой берет на себя большую ответственность: принимает командование взводом.
В главе «Поединок» Теркин вступает в схватку с фашистом, и по своим физическим данным явно уступает немцу: сытому, холеному, откормленному награбленным в русских деревнях, отнятыми у женщин и детей продуктами. «Сытый, бритый, береженный, даровым зерном кормленный», - с издевкой говорит о фрице поэт.
Герой возмущен вероломством фашиста, подло нарушившего правила честного поединка - он замахнулся на Теркина своей тяжелой каской. Он вспоминает о том, сколько горя принесли с собой немцы, отбирая у крестьян продукты и при этом коверкая русские слова, требуя вместо молока - млеко, вместо яиц – яйки. Теркин чувствует, что всей душой ненавидит этого откормленного немца - одного из тех, кто непрошено явился на Русь, топчет русскую землю, убивает мирных жителей. Эта святая в данном случае ненависть придает ему силы, помогает, «зло и боль забрав в кулак», победить врага:
Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый же народ?
Хорошо же!
И тогда-то
Злость и боль забрав в кулак,
Незаряженной гранатой
Теркин немца с левой - шмяк!
Немец охнул – и обмяк…
Теркин близок, дорог Твардовскому. Он переживает за него, называет другом:
Теркин, друг, не дай осечки.
Пропадешь, имей в виду!
Неслучайно поэт сделал Василия своим земляком, уроженцем Смоленщины и прямо ему заявляет:
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.

Работа по литературе. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин».

1.О чём рассказывает читателю поэма «Василий Теркин»?

А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится выразителем духа солдат, простого народа. Его поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь поэма создавалась на войне глава за главой. «Василий Теркин» - «книга про бойца». Поэма писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годы тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит. Герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо очень сильно любить жизнь.

2.Какова главная мысль главы «Переправа»?

В главе «Переправа» описывается, как Теркин совершил подвиг, когда, оказавшись на правом берегу, возвращается вплавь на левый, чтобы попросить поддержки. Переправа опасна и для товарищей Василия Теркина, и для него самого:

Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…

Василий Теркин отважно соглашается переплыть через ледяную реку, а когда оказывается на противоположном берегу, замерзший и усталый, сразу же начинает докладывать, проявляя свою ответственность и чувство долга:

Разрешите доложить...
Взвод на правом берегу жив-здоров

назло врагу!

В названии главы «О награде» отражено описываемое событие.

О скромности Тёркина поэт говорит в этой главе:

- Нет, ребята, я не гордый.
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

В главе «О награде» Тёркин комично рассказывает о том, как вел бы себя, вернувшись с войны в родную деревню; говорит, что для представительности ему совершенно необходима медаль. Мечта Теркина о награде ("Я согласен на медаль") - это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными.

4.В главе «На привале» поэт рассказывает о сабантуе. Что это такое?

На этот вопрос отвечает сам Тёркин:

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

- Сабантуй - какой-то праздник?

Или что там - сабантуй?

- Сабантуй бывает разный,

А не знаешь - не толкуй,

Вот под первою бомбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку,

Жив остался - не горюй:

- Это малый сабантуй.

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй.

Тот проймёт тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй.

Сабантуй - тебе наука,

Враг лютует - сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это - главный сабантуй.

5.Известно, что Василия Тёркина многие солдаты считали своим однополчанином и никогда не расставались с книгой. Чем это можно объяснить?

Поэма «Василий Теркин » была написана Александром Трифоновичем Твардовским во время Великой Отечественной войны и публиковалась в различных газетах по главам. Это произведение поддерживало боевой дух солдат, давало им надежду, воодушевляло и, самое главное, ее можно было начинать читать с любой главы. Связано это с тем, что каждая глава в поэме является отдельной историей, которая полна глубокого патриотизма, оптимизма, веры в будущее.

Образ советского солдата Василия Теркина задумывался как фельетонный образ, призванный смешить солдат на фронте, поднимать их боевой дух.

На протяжении Великой Отечественной войны образ Васи Теркина оставался самым любимым в среде бойцов. Объяснить этот феномен можно тем, что этот герой пленил сердца читателей своей реальностью и достоверностью.

6.Характеристика Василия Тёркина.

Образ главного героя Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к Родине, честности и бескорыстия. Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения.

Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, - это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.

Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него – стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин очерчивает границы характера: Теркин – значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек".

Мир слыхал сквозь грозный гром,

Повторял Василий Теркин:

– Перетерпим. Перетрем...

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет.

("Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем".) Теркин – и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других.

Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. "В нем – пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", – писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны.

7. Что сближает Василия Тёркина с героями народных сказок, русскими богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и др.?

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

В образе Теркина Твардовский изображает лучшие качества русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная ваша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...

Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны («Бой идет, святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле...»).

Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

Богатырь не тот, что в сказке -
Беззаботный великан,
А в походной запояске.
Человек простой закваски...
В муках тверд и в горе горд
Теркин жив и весел, черт!

Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником. С одной стороны, автор укрупняет этот эпизод:

Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, – Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит.

Твардовский пишет на стыке пафоса и иронии, былинного размаха и трезвой реальности.

Теркин в книге не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои в былинах остаются одними и теми же от начала до конца повествования. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе к концу произведения, тем больше печальных раздумий появляется в поэме. В первых главах герой – балагур, веселый, но не беспечный, не теряющийся ни в каких обстоятельствах, и это было очень важно в тяжелые дни войны. В финале главы "На Днепре" Теркин молча курит в стороне от радующихся товарищей, и последние строки главы показывают его с неожиданной стороны:

– Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде?.. – Виноват...

Проблемы, поднимаемые писателем в этом произведении, также помогают раскрыть военную тематику поэмы: отношение к смерти, умение постоять за себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношение между людьми в критические моменты жизни. Твардовский беседует с читателем о наболевшем, использует особый художественный персонаж, – образ автора. В поэме появляются главы «О себе». Так писатель приближает своего главного героя к собственному мировосприятию. Вместе со своим персонажем автор сопереживает, сочувствует, испытывает удовлетворение или негодует:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой…

Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях. Бесконечная ночь, мороз. Но чуток солдатский сон, даже не сон, а тяжелое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Их возможная смерть рисуется в обыденных - но тем более страшных - деталях. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, да и не только об этих солдатах,- поэт завершает патетическими строками.

Умершие - бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.

Поэма Твардовского «Василий Теркин», которая имеет еще и другое название - «Книга про бойца», считается одним из самых главных и известных произведений, написанных поэтом за период своей творческой деятельности.

Являясь вершиной эпической русской поэзии, она получила всенародное признание. Многие строки произведения Твардовского «Василий Теркин» стали неотъемлемой частью устной речи или популярными афоризмами, произносимыми в стихотворной форме. Причем «Книга про бойца» получила не только общенародное, но и общенациональное признание.

История создания

Работу над поэмой «Василий Теркин» Твардовский начал в 1939-1940 гг. В то время он являлся военным корреспондентом, публикуя свой материал в газете «На страже Родины» Ленинградского военного округа. Это был период проведения финской кампании. Образ и имя главного героя Твардовского - Василий Теркин - стали плодом совместного творчества многих членов редколлегии. Среди них: С. Маршак, Н. Щербаков, Н. Тихонов. В итоге получился весьма удачный образ добродушного, сильного и в то же время простого русского парня.

Изначально Теркин был сатирическим героем написанных для газеты фельетонов и стихотворений. И уже с того времени русского солдата полюбили читатели окружной газеты. Это и навело Твардовского на мысль о перспективности данной темы и необходимости ее развития в рамках крупного произведения.

Начало войны с фашистской Германией на некоторое время не только прервало работу над поэмой. Оно стало причиной корректировки замысла. В результате фельетонный Вася Теркин превратился в советского бойца, в образе которого воплощены лучшие нравственные стороны всего предвоенного поколения. Твардовский придал своему герою черты широчайшего обобщения, сохранив при этом его узнаваемость и конкретность.

Произведение Твардовского «Василий Теркин» было любимо солдатами, которые сражались на полях войны. Именно ощущение необходимости книги и заставило автора продолжить работу над ней.

Уже в конце 1942 г. читатели могли ознакомиться с новой главой произведения «Кто стрелял?», которая вошла во вторую часть поэмы. После этого Твардовский продолжил свое творчество и полностью завершил работу над книгой в марте 1945 года. Ознакомимся с кратким содержанием «Василия Теркина» Твардовского.

От автора

В первой главе произведения читатель знакомится с героем поэмы «Василий Теркин». Твардовский, начиная свой рассказ, утверждает, что самым главным на войне является вовсе не пища, а хорошая присказка и поговорка, а также шутка. Не менее важной в это время является и сущая правда. И пусть даже она будет горькой.

Герой Твардовского, Василий Теркин, с которым знакомит нас автор, играет важную роль на войне. Ведь в это трудное время обязательно должно быть место забаве и шутке. В первой главе произведения автор определился и с формой своего повествования. Он указал читателю, что книга, которую тот взял в руки, не имеет ни начала, ни конца. Первая же глава - это лишь середина повествования.

На привале

Знакомясь с содержанием «Василия Теркина» Твардовского, читатель узнает, что главный герой произведения попал в первый пехотный взвод, где сразу же стал своим. Всю первую ночь после его появления бойцы не смогли уснуть, слушая рассказы бывалого солдата. Шутки Василия Теркина помогают переживать тяготы неустроенного военного быта, холод, голод, грязь и сон на голых корнях и в мокрых шинелях.

Исходя из рассуждений Твардовского, Василий Теркин - это человек, которого можно найти в каждой роте. И пусть этот боец среднего роста, неказист собой, не очень красив и не имеет наград. Но все же он воевал и смог выжить на любой позиции и под любым огнем.

Перед боем

Перейдем к рассмотрению следующей главы «Василия Теркина» Твардовского. В ней герой поэмы рассказывает о том, как он выбирался из окружения и был политруком, проводя беседу с бойцами одними только словами «не унывай».

Из этой главы «Василия Теркина» Твардовского мы понимаем, что советская армия отступает. Она оставляет родные земли, которые вскоре будут оккупированы. Солдаты чувствуют свою вину перед мирным населением. На их пути родная деревня командира. Взвод заходит туда. Жена командира приглашает бойцов в хату и угощает их. Дети рады отцу, который, как им вначале кажется, пришел вечером, поработав в поле. Однако они понимают, что завтра он уйдет, а в их дом, скорее всего, войдут немцы. Всю ночь командир не спит и колет дрова. Он пытается хоть как-то помочь своей жене.

Еще долго в голове Теркина звучит плач детей, которые проснулись на рассвете и увидели, как их отец вместе с бойцами уходят из дома. Василий мечтает о том, как после освобождения родной земли он придет к гостеприимной хозяйке и поклонится ей за постой.

Переправа

Продолжаем знакомство с кратким содержанием глав поэмы Твардовского «Василий Теркин». В следующей из них читатель узнает о том, как бойцы трех взводов в зимнюю пору пытались переправиться через реку. К другому берегу успели подплыть только солдаты того подразделения, где служил Теркин. После этого немцы начали артобстрел. К ночи тот, кто остался жив, уже и не надеялся увидеть своих товарищей, считая, что все они погибли.

О чем дальше рассказывает читателю глава «Переправа» в «Василии Теркине» Твардовского? На рассвете дозорные доложили, что видят на реке маленькую черную точку. Вначале они решили, что это тело убитого во время артобстрела бойца. Однако сержант взял бинокль и разглядел плывущего человека. Кто-то пошутил, что переплыть реку в ледяной воде мог только Теркин. И правда, это оказался именно он. Василий доложил полковнику, что первый взвод цел, ждет дальнейших указаний и просит поддержки артиллерийским огнем. Теркина переодевают в сухую одежду, заставляют побегать, растирают спиртом и дают ему внутрь для согрева. Ночью бойцы возобновили переправу, чтобы сразиться ради жизни на земле, а вовсе не ради славы.

О войне

Следующая глава поэмы Твардовского «Василий Теркин» содержит рассуждения главного героя. Он считает, что с приходом войны нужно забыть обо всем и быть только в ответе за Родину и за свой народ. В это время необходимо быть одним целым со всеми людьми. О себе, считает Теркин, нужно также забыть. Каждый боец должен бить немца, самоотверженно драться и быть в полной готовности исполнить приказ командования любой ценой. Даже если за это придется отдать свою жизнь. При этом солдаты должны верить в то, что потомки будут им благодарны.

Теркин ранен

Продолжая знакомство с главами поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин», мы узнаем о том, что ее главному герою в один из зимних дней пришлось налаживать связь. В это время Василий передвигался вслед за стрелковой ротой. Внезапно рядом с ним зашипел снаряд. Все испугались и упали на землю. Первым из всех бойцов приподнялся Теркин. Он передал солдатам катушку и решил посмотреть, не бьет ли враг из расположенного неподалеку погреба. Но там никого не было. Он сам устроил в этом блиндаже засаду, решив держать оборону, используя две гранаты.

Фашисты приближались. В двух шагах от себя Теркин заметил немецкого солдата. Враг бросился на Василия и ранил его в плечо. Теркин же ударил немца штыком. В это время начался обстрел тяжелой артиллерии.

В конце этой главы поэмы Твардовского «Василий Теркин» читатель узнает о том, что раненого бойца нашли советские танкисты. Он уже истекал кровью и терял сознание. Танкисты спасли ему жизнь.

О награде

В следующей главе поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» читатель знакомится с рассуждениями главного героя о том, что ему вовсе не нужен орден. Боец согласен и на медаль. Эта награда понадобится ему после войны, когда, вернувшись на родину, он будет рассказывать девушкам о том, как когда-то ходил в атаку. Автор жалеет о том, что сейчас в свои родные края Василий попасть не может. Ведь он принимает участие в страшном, смертном, кровавом бою за жизнь на земле, а не ради славы.

Гармонь

О чем рассказывается в следующей главе поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»? Читатель узнает о том, что после ранения и пребывания в госпитале боец вновь возвращается в стрелковый полк к солдатам своей первой роты. По дороге его подобрал грузовик, следующий на фронт. Идущей колонне пришлось остановиться из-за снежного затора. В вынужденные минуты отдыха два танкиста дали Теркину гармонь, которая осталась от командира, недавно погибшего в бою.

От звуков музыкального инструмента всем бойцам становится теплее на душе, и некоторые из них пускаются в пляс. Танкистам даже начинает казаться, что они уже знакомы с Теркиным. Присмотревшись к нему поближе, они узнали в Василии того раненого солдата, которого спасли от смерти. Танкисты подарили Теркину гармонь своего командира. Они понимают, что война - это не время, когда нужно горевать о погибших и гадать, кто же сможет выжить и вернуться домой.

Два солдата

Что становится известно читателю из следующей главы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»? Всего в трех верстах от линии фронта главный герой произведения зашел в дом, где живет двое стариков. Дед в прошлом сам был солдатом. Теркин помог старику починить часы и пилу. Шутками Василий выманил у старухи еду. Нехотя она достала из своих закромов сало и поджарила мужчинам яичницу из двух яиц. Пообедав и выпив спирта из фляги, два солдата завели разговор о бытовых трудностях войны. В конце Василий поклонился хозяевам и обещал, что немец обязательно будет побежден.

О потере

О чем читатель узнает из следующей главы поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин»? В этом повествовании говорится о том, что товарищ нашего героя потерял свой кисет. Это очень огорчило его. Но Василий успокаивает бойца, говоря о том, что тот уже потерял родные края и семью. Это и есть главное огорчение. Обо всем остальном жалеть не стоит. Теркин дарит товарищу свой кисет, заметив при этом, что им ни за что на свете нельзя терять Россию, за которую они в ответе.

Поединок

Из сюжета«Василия Теркина» Твардовского читатель узнает о том, что главный герой произведения вступил в рукопашный бой с фашистом. Немец - человек сильный и ловкий, крупный и сытый. Однако наш солдат не сдается и не унывает. Немец выбил Теркину зубы, а Василий подбил своему врагу глаз. Нашему солдату очень тяжело. Он уже с трудом владеет своей раненой правой рукой и изнемог, но при этом не сдается. Фашист снял с головы каску и начал драться ею. Теркин же сразил своего врага незаряженной гранатой, оглушил и связал его.

Василий доволен собой. Он наслаждается военной удачей и горд тем, что идет по советской земле и подгоняет в штаб «языка», понимая, что каждый, кто попадается ему навстречу, рад тому, что Теркин вернулся из разведки живым.

Послание от автора

Следующая глава является своеобразной передышкой в созданной автором «сказке о войне». Ведь слушать ее хорошо тому, кто уже смог победить врага и вернулся домой. Твардовский говорит, что солдату на войне хотелось бы прочесть мирную сказку. Однако до тех пор, пока родной край продолжает оставаться в плену, автор будет рассказывать о войне.

Кто стрелял?

В этой главе автор ведет рассказ о том, как после вчерашнего боя солдаты находятся в окопах неподалеку от позиций противника. На землю спускается летний вечер, напоминающий бойцам о мирном времени и о крестьянском труде. Внезапно раздается звук приближающегося самолета противника. Фашист кружит над позициями советских солдат. Смерть совсем рядом. Однако умирать никому не хочется. И здесь автор произведения начал рассуждать о том, в какое время года лучше всего погибнуть на войне. В итоге он приходит к выводу о том, что для этого не годится никакая пора.

Но здесь на помощь товарищам пришел Теркин. Он встал, выстрелил по самолету из винтовки и подбил его. Василий стал героем. За это ему положен орден.

О герое

В следующей главе поэмы ее главный герой рассказывает о том, как встретил, находясь в госпитале, молодого солдата-орденоносца из-под Тамбова. Тот намекал ему, что таких удальцов, как он, на Смоленщине - родине Теркина, быть просто не может. Теперь Василий рад, что получил орден. Он не кичится своей малой родиной, но при этом гордится краем, где родился и вырос, а также дорожит им.

Генерал

В этой главе рассказывается о втором лете войны. Идут бои на Волге. Теркин находится в обороне и отсыпается в окопе на берегу реки. В полудреме ему слышится песня, в которой говорится о речушке, способной проползти под колючей проволокой и добраться до его родного села, передав привет и слова любви матери солдата. И здесь его вызвали к генералу для вручения ордена. Теркин отказывается от положенного ему отпуска, а домой решает поехать в то время, когда армия перейдет к освобождению Смоленска. Генерал соглашается с его словами, крепко жмет Василию руку, обнимает и смотрит солдату в глаза. С ним он ведет себя так, как вел бы себя со своим сыном. Генерал тепло прощается с Теркиным.

О себе

В этой главе автор рассказывает читателю о том, как сберег в своей душе отчий дом, хотя оставил его еще в юности. Поэт вспоминает еще не израненный войной лес и летние деньки, родной дворик и стежку, ведущую к колодцу. Он отождествляет себя с теми советскими людьми, которые оставили за чертой фронта семьи и все то, что у них есть родного. Сейчас край автора и Теркина - его земляка, страдает в плену. И за это они оба должны держать ответ.

Бой в болоте

Взвод Теркина сражается за населенный пункт Борки. Они уже третьи сутки ведут бой в болоте, который кажется им бессмысленным. Вокруг голодно и сыро. Нельзя солдатам даже и покурить, ведь весь табак раскис. И в это время Теркин умудряется подбадривать товарищей. Он рассказывает бойцам о том, что они находятся среди своих и на родной территории. Кроме этого солдат защищает советская артиллерия. По мнению Василия, все не так уж и плохо. А это болото можно сравнить с курортом. Слова, сказанные Теркиным, развеселили бойцов, после чего они без особого труда заняли деревушку.

О любви

В следующей главе поэмы автор рассуждает о том, что каждого солдата непременно провожала на войну женщина. Ее любовь всегда ободряет, прославляет, предостерегает и осуждает. Жены солдат никогда не жалуются в своих письмах на то, как им тяжело жить. И эти весточки из дома творят с бойцами настоящие чудеса. Автор утверждает, что любовь намного сильнее войны, и призывает женщин чаще писать мужьям на фронт. Также поэт обращается с просьбой к девушкам, чтобы те присмотрелись к герою поэмы и полюбили его.

Отдых Теркина

Из следующей главы читатель узнает о том, что рай для солдата - это то место, где он может отоспаться. В такой мирный дом и попал герой Твардовского. Здесь есть теплая печь и спальня с кроватью, застеленная чистым бельем. В этом «раю» не нужно сидеть в одежде, резать хлеб штыком и класть винтовку у ног, а также убирать ложку за голенище сапога. В такой чистоте Василию становится неуютно. Ему порой даже начинает казаться, что он снова очутился в госпитале. Боец продолжает думать о тех, кто находится на войне, и из-за этого не может уснуть. Однако к победе советская армия еще не пришла. Именно поэтому Теркин вновь отправляется на передний край. До окончания войны ему придется отдыхать лишь в пути и там, куда его приведет случай.

В наступлении

В следующей главе рассказывается о том, что бойцы уж очень пообвыклись находиться в бороне. Однако пришел приказ, согласно которому армии требуется перейти в наступление. Молодые солдаты стараются равняться на Теркина. И это, несмотря на то что ему тоже страшно, лежа на земле, ждать очередного разрыва. Бегущего впереди в атаку лейтенанта тяжело ранило, и он умер прямо на поле боя. И тогда Теркин повел солдат вперед. Но его тоже тяжело ранили.

Смерть и воин

В этой главе автор рассказывает читателю о том, как к истекающему кровью Теркину пришла смерть. Она звала его с собой, пугала увечьем и говорила о том, что война будет идти еще очень долго, так что смысла в жизни никакого нет. Однако Василий не сдавался. Он еще желал увидеть победу и, вернувшись домой, погулять с живыми людьми.

Нашла бойца похоронная команда. Его положили на носилки и отнесли в медсанбат. Все это время смерть была рядом. Но когда она увидела, что живые хорошо заботятся друг о друге, ушла.

Теркин пишет

В этой главе говорится о том времени, когда Василий находится в госпитале.

Он пишет своим однополчанам о том, что выжил, и что его нога уже заживает. После госпиталя Теркин мечтает вновь вернуться в родную часть, которая стала для солдата домом и семьей. Василий хочет дойти вместе со своими товарищами до самой границы, а если это не получится, то встретить свою погибель среди однополчан.

Теркин-Теркин

После выздоровления Василий вновь оказался в своем полку. Однако сейчас он чувствует себя совершенно чужим. И тут кто-то спросил: «Где Теркин?» Первым на вопрос откликнулся незнакомый рыжий боец. У Теркина-старого в душе затаилась обида. Он решил до конца выяснить, кто же из них настоящий. Оказалось, что нового солдата звали Иваном Теркиным. Он награжден двумя орденами. А из-за того, что Иван подбил на одну вражескую машину больше, он уверен, что книга про бойца написана именно про него. Другое же имя автор придумал лишь для рифмы. Как разрешили свой спор герои «Василия Теркина» А. Т. Твардовского? Уладил конфликт старшина. Он объявил о том, что у каждой роты сейчас будет свой Теркин.

От автора

В этой главе поэт опровергает слухи о смерти полюбившегося всем героя. Он говорит о том, что Теркин жив, а не слышно о нем только из-за того, что он воюет на Западе.

Дед и баба

Герои, с которыми читатель познакомился в главе поэмы Твардовского «Василий Теркин» - «Два солдата», вновь встретились при наступлении советских войск. Дед и баба сидели в погребе, прячась от выстрелов, когда услышали голоса разведчиков, среди которых был наш боец. Старики приняли Василия как родного сына, накормив его салом. Теркин заверил их, что советская армия назад больше не отступит. Он пообещал привезти из Берлина часы, которые у стариков отобрали немцы.

На Днепре

Создав собирательный образ Василия Теркина, Твардовский утверждал, что на протяжении всей войны его герой не переставал чувствовать собственную вину перед находящейся в оккупации родной землей. Стыдно ему было, что его не было среди тех, кто освобождал родное село. Фронт продолжал продвигаться к Днепру, где на рассвете, на самом исходе бабьего лета, произошел бой. Наши войска успешно форсировали реку. При этом они брали в плен немцев, которые практически не сопротивлялись этому.

Образ Василия Теркина в поэме Твардовского к этой главе уже успел претерпеть существенные изменения. В этом бойце мы видим совершенного другого человека - спокойного, опытного, уже успевшего потерять многих и многое.

Про солдата-сироту

Советская армия продолжает свое наступление. Бойцы, освобождающие город за городом, уже как о чем-то реальном мечтают о взятии Берлина. Проведя анализ «Василия Теркина» Твардовского, становится понятным, что популярность главного героя поэмы стала идти на убыль. В почете он был в те времена, когда шло отступление армии. В тот период Василий поднимал настроение бойцам. Сейчас же эта роль отведена генералам.

Становится понятным, что война в «Василии Теркине» Твардовского близится к своему завершению. Жители европейских столиц с радостью встречают освободителей. Однако простой солдат не перестает думать о родном селе.

Один из земляков автора осиротел. Его дом был сожжен, а семья убита. Об этом он узнал во время наступления под Смоленском, когда отпросился по побывку в родное село Красный Мост. Солдат молча вернулся в часть и, держа в руках тарелку с холодным супом, плакал. Автор призывает читателя не прощать фашистам этих слез, дойти до победы и отомстить за горе, принесенное немцами.

По дороге на Берлин

Война в поэме Твардовского «Василий Теркин» все более приближается к концу. Советская армия находится в чужом краю, где солдатам непривычна красная черепица и чужая речь.

По направлению на восток идет народ. Это британцы, французы и поляки, которые дружелюбно глядят на русских солдат-освободителей. Здесь же бойцы встречают русскую женщину, которая возвращается за Днепр, к своему разрушенному двору. Теркин дает ей лошадь со сбруей, овцу, корову и разную домашнюю утварь.

В бане

Настоящим отчим домом на чужбине становится для солдат русская баня. Она доставляет им массу удовольствия. Сожалеют бойцы только о том, что воду им приходится брать из чужих рек. Однако автор подмечает, что на войне будет хуже, если солдаты станут мыться, например, под Москвой.

В бане все раздеваются, и сразу становятся видны на теле все ранения. Они являются отметинами войны. На гимнастерках, которые бойцы надевают после бани, выделяется большое количество медалей. Солдаты шутят, что это еще не все. Ведь впереди их ждет последний рубеж.

От автора

В этой главе автор прощается с Теркиным. После войны он стал не нужен, так как настало время иной песни. Но созданная Твардовским «Книга про бойца» дорога ему. Ведь Теркин является болью поэта, его отрадой, отдыхом и подвигом. Все написанное автором должно было порадовать читателя.

Анализ поэмы

«Василий Теркин» Твардовского по праву находится в списке самых значительных произведений русской литературы, написанных во второй половине 20-го в.

Поэма включает в себя 29 глав. Каждую из них можно рассматривать в качестве самостоятельного произведения. В книге находится множество лирических отступлений. При этом ее форма и содержание приближены к народным повествованиям.

В поэме можно обнаружить целый сплав жанров, эпоса и лирики. Стихотворная форма произведения богата юмором и патетикой, зарисовками фронтового быта и героических боев, непринужденной шуткой и трагизмом. Есть здесь народный язык и высокое ораторство. Именно поэтому произведение порой называют вовсе не поэмой. Его можно считать народной книгой. Твардовским был придуман всеобщий жанр и выбрана военная тема. Причем автор показал войну от самого начала до конца.

Из лирических отступлений нам становится понятен образ автора. Читатель осознает, что поэт очень любит своего героя.

Весь сюжет произведения несет в себе высокую идейную мысль. А простота поэтического языка, который близок к народному, делает поэму понятной всем людям. От стихов Твардовского становилось тепло бойцам, находившимся на поле боя. Неиссякаемую душевную энергию они дарят нам и сейчас, по прошествии многих лет.

Что касается характера главного героя, то его автор раскрывает своему читателю постепенно. Проходя путь от главы к главе, Теркин предстает нам с разных сторон. Порой он проявляет настоящую смелость и мужество. Это читатель видит в главе «Переправа». При описании происходящего на войне автор не перестает подчеркивать то, что советские солдаты не являются героями от рождения. Они простые молодые парни, причем многие из них надели военную форму впервые. Тем не менее их лица освещает героизм.

Твардовский подчеркивает свою мысль о том, что подвиг, совершаемый этими молодыми бойцами, является не чем иным, как продолжением ратных успехов их дедов и отцов, участвовавших в войнах прошлых столетий.

Участие Теркина в боях автор освещает используя полушутливую форму. При этом он рассказывает о мечтах своего героя, который хочет поскорее вернуться домой. Василий не против получить награду, но при этом проявляет скромность. Больше всего ему хочется своей медалью произвести впечатление на девушек.

После жизнерадостных сцен, в которых описываются мечты Василия, автор переходит к описаниям страшного боя. Этим он стремится подчеркнуть, что путь к счастью лежит через борьбу, а также указывает на связь судьбы каждого человека с будущим страны.

В поэме автор собрал народную радость и горе. Найти здесь можно и суровые, а также скорбные строки. Однако больше всего в произведении народного юмора, утверждающего огромную любовь к жизни. Порой кажется невероятным, что рассказ о самой трудной и жестокой войне, которая только была в истории народов, будет звучать столь жизнеутверждающе. Но Твардовский в своем «Василии Теркине» успешно справился с подобной задачей.

Произведение с удивительной яркостью и правдивостью рисует реальную картину жизни и борьбы народа в суровые годы войны. При этом автор постоянно обращает взгляд читателя в будущее. Он упоминает и о том списке золотой славы, в который потомки внесут безымянных героев, отдавших свои жизни для победы.

Эпичность поэмы, а также ее повествовательный характер изложения сюжета прекрасно уживаются с высоким лирическим началом, которое после буквально пронизывает все главы. С самыми задушевными мыслями автора читатель знакомится и в описаниях боя, и в рассказе о женщине, которая провожает солдата, и в том разговоре, который Теркин ведет со смертью. Таким образом, лирическое и эпическое начало в произведении едины и нерасторжимы.

Поэма Твардовского «Василий Теркин» не один раз переиздавалась. Существует множество ее переводов на различные языки. И в наши дни ее охотно читает и старшее поколение, и молодежь.