Коренной малочисленный народ российской федерации. Кто относится к коренным малочисленным народам? Президент РФ дал указание решить проблему

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ - в РФ особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.

В Рос-сии од-ним из пер-вых за-ко-но-дательных ак-тов, на-прав-лен-ных на за-щи-ту прав коренных малочисленных народов, был Ус-тав об управ-ле-нии ино-род-цев 1822 года. В 1920-х годах в по-ста-нов-ле-ни-ях и дек-ре-тах советского пра-ви-тель-ст-ва (напр., в дек-ре-те ВЦИК и СНК от 25 октября 1926 года «Об ут-вер-жде-нии Вре-мен-но-го по-ло-же-ния об управ-ле-нии ту-зем-ны-ми на-род-но-стя-ми и пле-ме-на-ми се-вер-ных ок-ра-ин») сфор-ми-ро-ван за-кры-тый пе-ре-чень, пер-во-на-чаль-но вклю-чав-ший 24 эт-нические общ-но-сти.

Кон-сти-ту-ция РФ 1993 года (ст. 69) вве-ла по-ня-тие «коренные малочисленные народы ». В Российской Фе-де-ра-ции дей-ст-ву-ет Еди-ный пе-ре-чень ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов РФ (2000 год), а так-же Пе-ре-чень ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка РФ (2006 год). Еди-ный пе-ре-чень ны-не вклю-ча-ет 40 на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка (але-уты, алю-тор-цы, веп-сы, дол-га-ны, итель-ме-ны, кам-ча-да-лы, ке-ре-ки, ке-ты, ко-ря-ки, ку-ман-дин-цы, ман-си, на-найцы, нга-на-са-ны, не-ги-даль-цы, нен-цы, нив-хи, оро-ки, оро-чи, саа-мы, сель-ку-пы, сой-о-ты, та-зы, те-лен-ги-ты, те-ле-уты, то-фа-ла-ры, ту-ба-ла-ры, ту-вин-цы-тод-жин-цы, удэ-гей-цы, уль-чи, хан-ты, чел-кан-цы, чу-ван-цы, чук-чи, чу-лым-цы, шор-цы, эвен-ки, эве-ны, эн-цы, эс-ки-мо-сы, юка-ги-ры), а так-же аба-зин, бе-сер-мян, водь, ижор-цев, на-гай-ба-ков, шап-су-гов и 14 на-ро-дов Да-ге-ста-на.

Со-глас-но российскому за-ко-но-да-тель-ст-ву, для при-зна-ния на-ро-да ко-рен-ным ма-ло-чис-лен-ным он дол-жен: осоз-на-вать се-бя са-мо-стоя-тель-ной эт-нической общ-но-стью (са-мо-иден-ти-фи-ци-ро-вать-ся), со-хра-нять ис-кон-ную сре-ду оби-та-ния (тер-ри-то-рию), нац. про-мыс-лы, т. е. осо-бое эко-но-мич. про-стран-ст-во, са-мо-быт-ную куль-ту-ру, об-щий род-ной язык и иметь чис-лен-ность на тер-ри-то-рии Рос-сии ме-нее 50 тыс. человек. Отеческое за-ко-но-да-тель-ст-во о ста-ту-се и за-щи-те прав национальных мень-шинств ба-зи-ру-ет-ся на ме-ж-ду-народных нор-мах, меж-го-су-дарств. до-го-во-рах Рос-сии о пра-вах че-ло-ве-ка и за-щи-те прав нац. мень-шинств.

Коренные малочисленные народы вы-де-ля-ют-ся в отдельную груп-пу на-ро-дов в це-лях осо-бой за-щи-ты со сто-ро-ны го-су-дар-ст-ва, они на-де-ле-ны осо-бым ста-ту-сом, име-ют ряд за-ко-но-да-тель-но за-кре-п-лён-ных льгот (пре-иму-ще-ст-вен-ное поль-зо-ва-ние био-ре-сур-са-ми, бо-лее ран-ний вы-ход на пен-сию, за-ме-на во-ен. служ-бы аль-тер-на-тив-ной, в пе-ре-чень про-фес-сий ко-то-рой вклю-че-на па-сть-ба оле-ней; ос-во-бо-ж-де-ние от пла-ты за зем-лю и т. п.). Ком-плекс-но во-про-сы в сфе-ре за-щи-ты прав национальных мень-шинств уре-гу-ли-ро-ва-ны Фе-де-раль-ным за-ко-ном «О га-ран-ти-ях прав ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов РФ» (1999 год).

На фе-де-раль-ном уров-не дей-ст-ву-ют так-же фе-де-раль-ные за-ко-ны «Об об-щих прин-ци-пах ор-га-ни-за-ции об-щин ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка РФ» (2000 год), «О тер-ри-то-ри-ях тра-ди-ци-он-но-го при-ро-до-поль-зо-ва-ния ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Вос-то-ка РФ» (2001 год); ут-верж-де-на Кон-цеп-ция фе-де-раль-ной це-ле-вой про-грам-мы «Эко-но-ми-чес-кое и со-ци-аль-ное раз-ви-тие ко-рен-ных ма-ло-чис-лен-ных на-ро-дов Се-ве-ра, Си-би-ри и Даль-не-го Во-сто-ка до 2015 го-да» (2007 год). Кро-ме то-го, субъ-ек-ты Фе-де-ра-ции са-мо-стоя-тель-но ре-ша-ют про-бле-мы нац. мень-шинств, про-жи-ваю-щих на их тер-ри-то-ри-ях.

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ (малочисленные народы), в Российской Федерации особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.

В России одним из первых законодательных актов, направленных на защиту прав коренных малочисленных народов, был Устав об управлении инородцев 1822. В 1920-х годах в постановлениях и декретах советского правительства (например, в декрете ВЦИК и СНК от 25.10.1926 «Об утверждении Временного положения об управлении туземными народностями и племенами северных окраин») сформирован закрытый перечень, первоначально включавший 24 этнические общности. Конституция Российской Федерации 1993 (ст. 69) ввела понятие «коренных малочисленных народов». В Российской Федерации действует Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (2000), а также Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (2006). Единый перечень ныне включает 40 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки, орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры), а также абазин, бесермян, водь, ижорцев, нагайбаков, шапсугов и 14 народов Дагестана.

Согласно российскому законодательству, для признания народа коренным малочисленным он должен: осознавать себя самостоятельной этнической общностью (самоидентифицироваться), сохранять исконную среду обитания (территорию), национальные промыслы, то есть особое экономическое пространство, самобытную культуру, общий родной язык и иметь численность на территории России менее 50 тысяч человек. Отечественное законодательство о статусе и защите прав национальных меньшинств базируется на международных нормах, межгосударственных договорах России о правах человека и защите прав национальных меньшинств. Коренные малочисленные народы выделяются в отдельную группу народов в целях особой защиты со стороны государства, они наделены особым статусом, имеют ряд законодательно закреплённых льгот (преимущественное пользование биоресурсами, более ранний выход на пенсию, замена военной службы альтернативной, в перечень профессий которой включена пастьба оленей; освобождение от платы за землю и т. п.). Комплексно вопросы в сфере защиты прав национальных меньшинств урегулированы Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999). На федеральном уровне действуют также федеральные законы «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001); утверждена Концепция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года» (2007). Кроме того, субъекты Федерации самостоятельно решают проблемы национальных меньшинств, проживающих на их территориях.

Лит.: Харючи С. Н. Коренные малочисленные народы: проблемы законодательства. Томск, 2004; Андриченко Л. В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М., 2005; Кряжков В. А. Статус коренных малочисленных народов России. Правовые акты. М., 2005. Кн. 3.

Малочисленные народы

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее – малочисленные народы Севера) – народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Общая информация

Коренные малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – это официальное наименование, более кратко их обычно называют народами Севера. Рождение этой группы относится к самому началу становления советской власти, к 1920-м годам, когда было принято особое постановление «О содействии народностям северных окраин». В то время удалось насчитать порядка 50, если не больше, различных групп, которые проживали на территории Крайнего Севера. Они, как правило, занимались оленеводством, и их образ жизни существенно отличался от того, что видели себе первые советские большевики.

Шло время, эта категория продолжала оставаться как особая категория учета, постепенно этот список выкристаллизовывался, появлялись более точные наименования отдельных этнических групп, и в послевоенный период, по крайней мере начиная с 1960-х, особенно в 1970-х годах, эта категория стала включать 26 народов. И когда говорили о народах Севера, подразумевали 26 коренных народов Севера – их называли еще в свое время малыми народами Севера. Это различные языковые группы, люди, говорящие на различных языках, в том числе и на таких, близких родственников которых до сих пор не удается обнаружить. Это язык кетов, чьи отношения с другими языками достаточно сложные, язык нивхов, ряд других языков.

Несмотря на те меры, которое принимало государство (в то время это называлось Коммунистическая партия Советского Союза и советское правительство), принимались отдельные постановления по экономическому развитию этих народов, тому, как облегчить их экономическое существование – все-таки положение оставалось достаточно сложным: распространялся алкоголизм, было очень много социальных болезней. Так постепенно мы дожили до конца 1980-х годов, когда вдруг оказалось, что 26 народов не уснули, не забыли своих языков, не потеряли своей культуры и даже, если что-то и произошло, они хотят это восстановить, реконструировать и так далее, хотят использовать в своей современной жизни.

В самом начале 1990-х годов этот список вдруг начал жить второй жизнью. В него были включены некоторые народы Южной Сибири, и так стало не 26, а 30 народов. Затем постепенно, в течение 1990-х – начала 2000-х годов, этот список расширялся, расширялся, и на сегодняшний день это порядка 40–45 этнических групп, начиная с европейской части России и заканчивая Дальним Востоком, значительное количество этнических групп входят в этот так называемый список коренных малочисленных народов севера Сибири и Дальнего Востока.

Что нужно для того, чтобы оказаться в этом списке?

В первую очередь тебе как народу официально запрещается плодиться и размножаться в том смысле, что, пусть это прозвучит грубо, ты не должен быть более 50 000 человек. Есть ограничение по численности. Ты должен жить на территории своих предков, заниматься традиционным хозяйством, сохранять традиционную культуру и язык. Все на самом деле не так просто, не просто иметь особое самоназвание, а ты должен считать себя самостоятельным народом. Все очень-очень непросто, даже с тем же самоназванием.

Попробуем посмотреть, скажем, на алтайцев. Алтайцы сами по себе не входят в список коренных малочисленных народов. И долгое время в советской этнографии, советской науке считалось, что это единый народ, сформировавшийся, правда, из разных групп, но они сложились в единую социалистическую народность. Когда наступил конец 1980-х – начало 1990-х годов, выяснилось, что те, из кого сложились алтайцы, до сих пор помнят, что они не вполне алтайцы. Так появились на карте Республики Алтай и на этнографической карте новые этнические группы: челканцы, тубалары, кумандинцы, собственно алтайцы, теленгиты. Часть из них попала в список коренных малочисленных народов Севера. Была очень сложная ситуация – перепись 2002 года, когда властные структуры Республики Алтай очень боялись, что за счет того, что значительная часть бывших алтайцев вдруг записалась в коренные малочисленные народы, численность населения республики, то есть титульного народа, существенно уменьшится и тогда у них отберут портфели – не станет республики, и люди лишатся своих должностей. Все оказалось хорошо: в нашей стране нет такой прямой корреляции между титульной этнической группой и статусом того образования, в котором она живет, – это может быть республика, автономный округ или что-то еще.

Но, что касается этнической идентичности, ситуация гораздо сложнее. Мы сказали, что выделилось несколько групп из этих алтайцев. Но если мы возьмем каждую из них, то обнаружится, что каждая из них состоит из 5, 10, а может быть, 20 подразделений. Они называются род, или, по-алтайски, «сьок» (‘кость’), часть из них имеет очень древнее происхождение. В тот же самый 2002 год руководители родов – они называются зайсаны, – когда узнали, что ответ людей никак не скажется на статусе республики, сказали: «Ой, как хорошо. Так, может, сейчас запишемся найманами, кыпчаками (по названию рода)». То есть реально получается так, что человек в общем алтаец, но в то же время он может быть представителем какой-то этнической группы в составе алтайцев. Он может быть представителем своего рода. Если покопаться, то можно обнаружить еще более мелкие.

Зачем нужно включаться в этот список?

Раз существует список, в него можно попасть, в него можно записаться. Если ты не входишь в этот список, то у тебя не будет каких-то льгот. О льготах, как правило, говорят: «Они записались туда, потому что хотят льгот». Льготы, конечно, какие-то есть, если ты о них знаешь и можешь ими воспользоваться. Часть людей не знает, что они есть. Это льготы на медицинское обслуживание, на получение дров (актуально в деревнях), это может быть льготное поступление твоих детей в университет, есть еще какой-то список этих льгот. Но это на самом деле не самое важное. Есть такой момент: тебе хочется жить на своей земле, и другой земли у тебя нет. Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то с тобой будут обращаться как со всеми, хотя ты и так гражданин Российской Федерации. Тогда у тебя не будет дополнительных рычагов в плане защиты территории, на которой ты и твои предки жили, охотились, ловили рыбу, занимались тем традиционным образом жизни, который для тебя очень важен.

Почему очень важен? Иногда со смехом, иногда без смеха говорят: «Ну что с него взять? Даже если он «белый воротничок», наступает время путины или собирать шишки в тайге, он уходит в тайгу собирать шишки или в путину, пропадает в море и занимается добычей рыбы». Человек работает в офисе, но он не может без этого. Здесь рассказывают со смехом или даже пренебрежением. Если мы окажемся, скажем, на территории США, тогда мы просто обнаружим, что уважающие себя компании будут на это время предоставлять человеку отпуск, потому что они понимают, что он без этого не может, и не потому, что это его прихоть, что он хочет на рыбалку, как любой из нас может захотеть на выходные куда-то поехать отдохнуть. Нет, это что-то сидит в крови, что гонит человека из офиса обратно в тайгу, на земли своих предков.

Если у тебя нет возможности дополнительно защитить эту землю, то могут произойти разные сложные жизненные ситуации. Не секрет, что территория проживания малых коренных народов Севера обильна полезными ископаемыми. Это может быть все что угодно: золото, уран, ртуть, нефть, газ, уголь. И эти люди живут на землях, которые представляются очень важными с точки зрения стратегического развития государства.

7 самых малых народов России

Чулымцы

Чулымские тюрки или июс кижилер («чулымские люди»), живут на берегах реки Чулым в Красноярском крае и имеют свой язык. В прежние времена проживали в улусах, где строили землянки (одыг), полуземлянки (кыштаг), юрты и чумы. Занимались рыболовством, охотой на пушного зверя, добывали лекарственные травы, кедровый орех, выращивали ячмень и просо, заготавливали бересту и лыко, плели веревки, сети, изготавливали лодки, лыжи, нарты. Позже стали растить рожь, овес и пшеницу и жить в избах. И женщины, и мужчины носили штаны, сшитые из налимьих шкурок и рубашки, отороченные мехом. Женщины заплетали множество кос, носили подвески из монет и украшения. Для жилищ характерны чувалы с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега), нары и сундуки. Одни чулымчцы приняли православие, другие остались шаманистами. У народа сохранился традиционный фольклор и ремесла, но родным языком владеют только 17% из 355 человек.

Ороки

Коренные жители Сахалина. Сами называют себя уйльта, что означает «оленные». Орокский язык не имеет письменности, на нем разговаривает почти половина из 295 оставшихся ороков. Ороками народность прозвали японцы. Уйльта занимаются охотой – морской и таежной, рыбалкой (добывают горбушу, кету, кижуча и симу), оленеводством и собирательством. Сейчас оленеводство пришло в упадок, а охота и рыбалка находятся под угрозой из-за нефтяных разработок и проблем с землями. Ученые оценивают перспективы дальнейшего существования народности с большой осторожностью.

Энцы

Шаманисты энцы, они же енисейские самоеды, сами называют себя эньчо, могади или пэбай. Живут на Таймыре в устье Енисея в Красноярском крае. Традиционное жилище – конический чум. Из 227 человек родным языком владеет только треть. Остальные разговаривают на русском или ненецком. Национальная одежда энцев — парка, меховые штаны и чулки. У женщин парка распашная, у мужчин – цельная. Традиционной пищей является свежее или мороженное мясо, свежая рыба, рыбная мука – порса. Испокон веков энцы занимаются охотой на северного оленя, оленеводством, добывают песца. Почти все современные энцы живут в стационарных поселках.

Тазы

Тазы (тадзы, дацзы) – немногочисленная и довольно молодая народность, проживающая на реке Уссури в Приморском крае. В первый раз упоминается в XVIII веке. Тазы произошли от смешения нанайцев и удэгейцев с маньчжурами и китайцами. Язык похож на диалекты северного Китая, но очень сильно отличается. Сейчас на территории России насчитывают 274 тазы, и почти никто из них не говорит на родном языке. Если в конце XIX века его знали 1050 человек, то сейчас им владеют несколько пожилых женщин в селе Михайловка. Тазы живут охотой, рыболовством, собирательством, земледелием и животноводством. В последнее время стремятся возродить культуру и обычаи предков.

Ижора

Финно-угорская народность ижора (ижоры) жила на одноименном притоке Невы. Самоназвание народа — каръялайшт, что означает «карелы». Язык близок к карельскому. Исповедуют православие. Во времена Смуты ижоры попали под власть шведов, и спасаясь от внедрения лютеранства, переселились на русские земли. Главным занятием ижор стало рыболовство, а именно – добыча корюшки и салаки. Ижоры плотничали, занимались ткачеством и корзиноплетением. В середине XIX века в Петербургской и в Выборгской губерниях проживало 18000 ижор. На численности населения катастрофически сказались события II мировой. Часть деревень сгорела, ижоры были вывезены на территорию Финляндии, а вернувшиеся оттуда перевезены в Сибирь. Те, кто остались на месте, растворились среди русского населения. Сейчас ижор осталось всего 266 человек.

Водь

Самоназвание этого православного финно-угорского исчезающего народа России – водьялайн, ва́ддялайзыд. В переписи 2010 года только 64 человека причислили себя к водь. Язык народности близок к юго-восточному наречию эстонского языка и к ливскому языку. Испокон веков водь жили южнее Финского залива, на территории так называемой Водской пятины, которая упоминается в летописях. Сама народность сформировалась еще в I тысячелетии нашей эры. Основой жизни было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, разводили скот и птицу, занимались рыболовством. Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в избах. Девушки носили сарафан из белого холста, короткую кофту «ихад». Молодые люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а пожилые брились наголо и носили головной убор «пайкас». В обрядах народа сохранилось много языческих пережитков. Сейчас культура води находится под изучением, создан музей, ведется преподавание языка.

Кереки

Исчезающий народ. На всей территории России их осталось только четыре человека. А в 2002 году было восемь. Трагедия этого палеоазиатского народа заключалась в том, что издревле они жили на рубеже Чукотки и Камчатки и оказались между двух огней: чукчи воевали с коряками, а доставалось анкалгакку – именно так называют себя кереки. В переводе это означает «народ, живущий у моря». Враги сжигали жилища, женщин уводили в рабство, мужчин убивали.

Много кереков погибло во время эпидемий, охвативших земли в конце XVIII века. Сами кереки вели оседлый образ жизни, пропитание добывали рыболовством и охотой, били морского и пушного зверя. Занимались оленеводством. Кереки внесли свой вклад в езду на собаках. Запряжка собак цугом — это их изобретение. Чукчи запрягали собак «веером». Керекский язык относится к чукотско-камчатским. В 1991 году на Чукотке осталось три человека, разговаривавших на нем. Для его сохранения был записан словарь, в который вошло около 5000 слов.

Что делать с этими людьми?

Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести. Это важно – сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом. Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех – русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.

Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы – КМНсы, мы – КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.

Почему исчезают северные народы?

Малые народы отличаются от больших не только численностью. Им труднее сохранить самобытность. Китаец может приехать в Хельсинки, жениться на финке, прожить там с ней всю жизнь, но он до кониа своих дней останется китайцем, а финном не станет. Более того, даже в детях его, наверное, будет много китайского, и это проявляется не только во внешнем облике, но значительно глубже – в особенностях психологии, поведения, вкусов (хотя бы просто кулинарных). Если же в подобную ситуацию попадёт кто-нибудь из народа саами – они живут на Кольском полуострове, в Северной Норвегии и в Северной Финляндии, – то, несмотря на близость к родным местам, он через какое-то время по существу станет финном.

Так происходит и с народами Севера и Дальнего Востока России. Они сохраняют национальную самобытность, пока живут в посёлках, занимаются традиционным хозяйством. Если же уезжают из родных мест, отрываются от собственного народа, то растворяются в другом и становятся русскими, якутами, бурятами – в зависимости от того, куда попадут и как сложится жизнь. Поэтому численность их почти не растёт, хотя рождаемость достаточно высока. Чтобы не потерять национальную самобытность, нужно жить среди своего народа, в его исконной среде обитания.

Конечно, у малых народов есть интеллигенция – учителя, художники, учёные, писатели, врачи. Они живут в окружном или областном центре, но, чтобы не потерять связь с родным народом, им нужно немало времени проводить в посёлках.

Чтобы сохранить малые народы, необходимо поддерживать традиционное хозяйство. В этом главная трудность. Оленьи пастбиша из-за растущей добычи нефти и газа сокращаются, моря и реки загрязнены, поэтому не может развиваться рыболовство. Падает спрос на оленье мясо и пушнину. Интересы коренного населения и краевых властей, крупных компаний, просто местных браконьеров вступают в противоречие, и в таком конфликте сила не на стороне малых народов.

В конце XX в. руководство округов и республик (в особенности в Якутии, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) стало уделять больше внимания проблемам сохранения национальной культуры. Стали регулярны фестивали культур малых народов, на которых выступают сказители, исполняются обряды, проводятся спортивные состязания.

Во всём мире благополучие, уровень жизни, сохранность культуры малочисленных национальных меньшинств (индейцев в странах Америки, аборигенов Австралии, айнов Японии и т. д.) входят в визитную карточку страны, служат показателем её прогрессивности. Поэтому значимость судеб малых народов Севера для России несоизмеримо больше по сравнению с их малой численностью, составляющей всего 0,1 % населения страны.

Политика государства

У антропологов принято критиковать государственную политику по отношению к малочисленным народам Севера.

Политика по отношению к народам Севера в разные годы менялась. До революции они были особым сословием – инородцами, которые обладали самоуправлением в определенных пределах. После 1920-х гг. культура, экономика и общество северян, как и остальной страны, претерпели серьезные трансформации. Была принята идея развития народов Севера и вывода их из состояния «отсталости». Экономика Севера стала дотационной.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. этнографы сформулировали обоснование прямой взаимозависимости традиционной культурной самобытности, традиционного хозяйства и традиционной среды обитания. К романтическому тезису о почве и крови были добавлены хозяйство и язык. Парадоксальная идея того, что условием сохранения и развития этнической культуры – языка и обычаев – является ведение традиционного хозяйства в традиционной среде обитания. Эта фактически концепция герметичной традиционности стала идеологией для движения КМНС. Она была логичным обоснованием альянса этнических интеллигенции и нарождающегося бизнеса. В 1990-х гг. романтизм получил финансовую базу – сначала гранты благотворительных иностранных фондов, а затем и добывающих компаний. Индустрия этнологической экспертизы была закреплена в том же законе.

Исследования антропологов сегодня показывают, что хозяйствование может существовать и развиваться без сохранения языка. В то время как и языки могут выходить из живого семейного общения при ведении хозяйства. К примеру, удэгейский, саамский, многие диалекты эвенкийского и многие другие языки КМНС уже не звучат в тайге и тундре. Однако, это не мешает людям заниматься оленеводством, охотой, рыболовством.

Кроме культурных деятелей и бизнесменов, среди КМНС сформировался самостоятельных слой лидеров и политических активистов,

Среди активистов КМНС существует точка зрения, что льготы должны быть не выборочными, а распространяться на всех представителей КМНС, где бы они ни жили и чем бы ни занимались. В качестве аргументов предлагаются, например, доводы, что в организме необходимость рыбы в рационе заложена на генетическом уровне. Вариантом решения этой проблемы предлагается расширение районов традиционного проживания и традиционного хозяйства на всю территорию региона.

Сельская местность в районах Крайнего Севера – весьма не простое место для жизни. В сельском хозяйстве там работают люди различного этнического происхождения. Они используют те же технологии, преодолевают те же трудности, сталкиваются с теми же вызовами. Эта деятельность должна получать государственную поддержку также независимо от этнической принадлежности. Государственная гарантия защиты прав народов России прежде всего в гарантии отсутствия какой-либо дискриминации по этническому и религиозному признаку.

Как показывает анализ, Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» выделяется своим подходом из всей российской правовой системы. Этот закон рассматривает народы как субъекты права. Невозможность вести дает основание для формирования сословия – группы людей, наделяемые правами благодаря своему этническому происхождению. Исполнители законов на местах будут долго сталкиваться с попытками юридически закрыть принципиально открытую социальную систему.

Принципиальным выходом из этой ситуации может быть преодоление романтизма традиционности и разделение политики поддержки экономической деятельности и поддержки этнокультурной деятельности. В социально-экономической части необходимо льготы и субсидии КМНС распространить на все сельское население Крайнего Севера.

В этнокультурной части государство может оказать следующие виды поддержки:

  1. Научная поддержка, в лице научно-исследовательских организаций и вузов, в разработке ими программ и подготовке специалистов.
  2. Правовая поддержка в виде разработки и принятия норм сохранения и развития этнокультурного наследия.
  3. Организационная поддержка в виде разработке и реализации этнокультурных программ учреждений культуры и образовательных учреждений.
  4. Финансовая поддержка НКО, развивающих этнокультурные инициативы в виде грантовой поддержки перспективных проектов.

Территория, на которой проживают коренные малочисленные народы России, пролегает вдоль 28 субъектов РФ. Она тянется от дальневосточных регионов вплоть до

Согласно официальному перечню от 2006 года, на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке и в других районах РФ проживают представители 45 коренных народов, что дает в сумме население, близкое к 250 тысячам человек.

Наиболее многочисленным народом из них являются ненцы, их число достигает 44 тысяч. К малочисленным народам относят энцев, которые идентифицируют себя под именем эньчо. Их количество не превышает 200 человек. К также относятся ижорцы — 450 человек, и народность водь, количество которых по последним данным составило менее 100 человек. Как называются остальные малочисленные народы России? Список их можно увидеть ниже.

Список малочисленных народов России

  • Чукчи.
  • Эскимосы.
  • Чуванцы.
  • Камчадалы.
  • Коряки.
  • Алюторцы.
  • Алеуты.
  • Нивхи.
  • Ороки.
  • Орочи.
  • Удегейцы.
  • Негидальцы.
  • Ульчи.
  • Эвенки.
  • Эвены.
  • Юкагиры.
  • Долганы.
  • Абазины.
  • Кеты.
  • Вепсы.
  • Ижорцы.
  • Ненцы.
  • Игельмены.
  • Саамы.
  • Чулымцы.
  • Шорцы.
  • Ханты.
  • Бесермяне.
  • Кореки.
  • Манси.
  • Сепькупы.
  • Сойоты.
  • Тазы.
  • Телеуты.
  • Тофалары.
  • Тувинцы-тоджинцы.
  • Кумандинцы.
  • Нанайцы.
  • Нагайбаки.
  • Наганасаны.
  • Тубалары.
  • Нганасаны.
  • Челканцы.
  • Карелы.
  • Водь.

Традиционное мировоззрение коренных народов Севера

Традиционно эвены, как и другие коренные малочисленные народы России, обожествляют небосвод со всеми главными светилами, а также основные элементы окружающей флоры и фауны - горные массивы, реки, таежные леса и разнообразных животных, в них обитающих. Так, например, Солнце в традиционном сознании эвена представлено добрым человеком, всецело заинтересованным в интересах и защите местного населения. Бога Солнца можно склонить к взаимодействию путем принесения жертв, а также веры и молитв. Божество способно исполнять волю верующих, одаривать их здоровым и сильным потомством, приумножать стада оленей, приносить удачу охотникам и благоприятствовать рыбному улову.

Ижора

Ижора — самоназвание финно-угорского народа, что в прошлом, наряду с малочисленным народом водь, составлял основное население Ижорской земли. Наименование этого народа лежит корнями в Ингерманладской губернии (Ingermanland). Кроме того некоторые ижорцы называют себя во множественном числе "каръялайшт". Это согласуется с тем фактом, что представители народа водь обозначают ижорцев не иначе как «карелы».

В 1897 г. численность этого народа достигала 14000 человек, однако на сегодняшний день их число приблизилось к 400. В 1920 годах была разработана даже собственная письменность, но и ей пришлось кануть в Лету к концу 1930 годов.

Свое первое упоминание в качестве «ингров» ижорцы получили еще в 1223 году. В XV веке этот народ находится в составе Русского государства. Он плавно претерпевал ассимиляцию с прочим населением в силу православного вероисповедания. В XVII веке часть земель Приневья (Ingermanland) становится шведской провинцией, и ижоры ассимилируются с финнами, а в 1943 году население вывозится немецкими войсками в Финляндию. Впоследствии, до середины 1950 годов, процесс расселения ижорцев в прежних местах претерпевал некоторые ограничения со стороны властей.

Хозяйство ижорцев схоже с русским и предполагает в своей основе земледелие: выращивание овощных и зерновых культур с последующим сбором, сушкой и молотьбой цепами и обивкой о скамью, а также животноводством и специфическим рыболовством, включающим в себя этапы зимнего лова, на который ижорцы уходили, как правило, всем населением, проводя ночи в дощатых будочках.

Проживание ижорцев происходило в деревнях, как правило малыми семьями. Невзирая на православие, народ имел собственную аутентичную похоронную обрядность. Захоронения происходили в святых местах-рощах. Вместе с покойным в гроб клались запас еды и шерстяные вожжи, а также нож.

Огромную культурную ценность представляет собой руническое наследие ижоры в виде большого количества эпических произведений. Так, финский фольклорист Элиас Леннорот использовал руны ижоры при составлении текста «Калевалы».

Водь

Самый малочисленный народ России насчитывает на сегодняшний день всего 82 человека и проживает преимущественно в юго-западной части Ленинградской области. Водь относится к финно-угорским народам. Языков, которыми владеет население народа, три - это водьский, ижорский и русский. Самый близкий к водьскому наречию язык — эстонский. Основным и традиционным занятием этого небольшого народа было земледелие, а также лесной промысел, рыболовство и мелкое ремесленничество. Полученные в хозяйстве продукты обычно сбывались в крупные центры, такие как Санкт-Петербург.

Самый малочисленный народ России не смог сохранить свой первоначальный язык. Этому помешало не только пришедшее православие (проповеди велись на русском языке), но и ненормированность языка, отсутствие школ, в которых преподавался бы письменный водьский язык, маленькая численность народа и множество смешанных браков. Таким образом, водьский язык практически утерян, а культура народности водь сильно поддалась обрусению.

Жители больших городов России мало знают о народах, проживающих на Севере страны и бережно хранящих свою необычайную культуру и быт. Какие-то отдельные знания доходят до нас из книг и средств массовой информации, но не более того. Давайте же познакомимся с этими малыми северными народами поближе.

Коренные малочисленные народы Севера (Сибири)

Много столетий подряд территории Сибири населяли разные народы, которые жили в небольших селениях. Они проживали родами или общинами, мирно соседствуя друг с другом. Вели совместное хозяйство и поддерживали родственные связи. Большие просторы Сибирского края стали причиной обособленности каждой общины и сформировали множество языков и языковых групп. Также некоторые поселения поглощались более сильными и исчезали, другие, наоборот, обрастали новыми территориями и интенсивно развивались.

Выделение

Определение жителей Севера, Сибири в особую группу берет начало в период прихода советской власти. Тогда удалось насчитать около пятидесяти отдельных групп. Как правило, народы Севера занимались оленеводством, а их кочевой образ жизни значительно отличался от видения новой власти.

Говоря о жителях Сибири, подразумевали малые народы Севера. Что касается языка, то до сих пор некоторым языковым группам так и не удалось обнаружить близких родственников. Советское правительство принимало отдельные законопроекты по экономическому и социальному развитию народов, но из-за вмешательства властей там активно распространялся алкоголизм и другие социальные проблемы.

К 80-м годам оказалось, что коренные малочисленные народы Севера не забыли свой язык, сохранили свою культуру и стремление приумножать и использовать знания своих предков. Они целиком зависят от своих животных и сумели сохранить древний уклад жизни в гармонии с природой.

История

Самыми первыми жителями сибирских просторов считаются племена самодийцев, которые расселились на севере. Они занимались ловлей рыбы и разведением оленей. На юге от них проживали манси, которые в основном трудились на охоте и вели преимущественно кочевой образ жизни. Именно ценные шкурки животных были их основной валютой, за которую они покупали товары или использовали их в качестве откупного перед родственниками своих жен.

В верховьях реки Обь расселились тюркские племена. Главными их занятиями считаются кочевое скотоводство, добыча руды и кузнечество. Западнее Байкала расселились буряты, которые также добывали железную руду и делали изделия из этого металла.

Обширные земли от Охотского моря до Енисея занимали тунгусские племена. В основном они занимались оленеводством, выловом рыбы и охотой, некоторые занимались ремесленничеством.

К концу XVII столетия наиболее развитыми из всех оказались якутский и бурятский народы, а татары даже смогли организовать государство.

Коренные народы Севера

Конституция Российской Федерации четко выделила право каждого человека на национальное самоопределение. По сути, Россия является многонациональным государством со множеством малых народностей на территории, поэтому сохранение их культуры и исключительного образа жизни является одним из приоритетов государства.

Якуты

Наиболее многочисленный народ Сибири, его численность достигает 478 тысяч человек. Якутская Республика Саха имеет достаточно внушительную территорию Дальневосточного Федерального Округа. Сами по себе якуты имеют яркую культуру, самобытные обычаи и даже уникальный эпос, народные сказки, предания.

Буряты

Еще один народ севера Сибири с одноименной республикой и такой же численностью, как в Якутии. В сибирских краях очень популярны блюда бурятской кухни. Достаточно интересная история и традиции делают обитателей данных земель особенными. Кроме того, Республика Бурятия является признанным центром буддийского движения в России.

Тувинцы

Республика Тыва - еще одна значительная республика на территории Сибирского Федерального Округа. Общая численность тувинцев достигает 300 тысяч. Традиции населения связаны с шаманскими обрядами и буддизмом.

Хакасы

Древний народ Сибири, который проживает на западе от Байкала. Им тоже удалось создать собственную республику со столицей в городе Абакане. Отличительными чертами хакасов являются небольшая численность, самобытная культура и обычаи.

Алтайцы

Народы Севера, проживающие в зоне Алтайской горной системы, создали свои компактные места обитания - Алтайский край и Республику Алтай. Несмотря на небольшую численность - 70 тысяч, это достаточно крупная группа. Ярко выраженная алтайская культура и богатый собственный эпос не позволяют затеряться им среди многочисленных народов Сибири. Многовековое обитание в горах и суровые погодные условия наложили свой отпечаток на быт и традиции алтайцев.

Ненцы

Компактное проживание на территории Кольского полуострова и охраняемая государственным законодательством культура сделали их одними из самых известных миру кочевников-оленеводов. Уникальный язык и богатый устный эпос дают возможность ненцам увеличить свою численность в наши дни.

Эвенки

Они проживают не только на просторах Российской Федерации, а и в Китае, Монголии. Эвенки - известные следопыты и опытные охотники, но из-за некомпактного проживания частично ассимилировались. Эвенкская культура и оленеводство очень интересны для западных СМИ и культурологов.

Ханты

Угорская языковая группа малочисленных сибирских народов. Разбросаны по территориях Уральского и Сибирского Федеральных округов. Хотя традиционной религией считается шаманизм, но постепенно все больше хантов относят себя к христианам, что ведет к утрате самобытной культуры.

Чукчи

Сибирские кочевники, народы Крайнего Севера, проживающие на Чукотском полуострове. Основное мировоззрение - анимизм, а монголоидные корни относят народ к аборигенам.

Шорцы

Один из самых древних тюркоязычных народов Сибири с богатой историей и эпосом. Основная часть шорцев переместилась к большим городам, ассимилировалась и утратила свои корни.

Этнография описывает еще много народов, которые в большей степени утратили свою первобытную культуру и до наших дней дошли лишь некоторые ее элементы. Это: манси, нанайцы, коряки, долганы, сибирские татары, сойоты, ительмены, кеты и другие малочисленные народы Севера. Все они в той или иной мере ассимилировались с другими коренными народностями, говорят на разных местных диалектах и занимаются характерными для них промыслами. А разведение оленей стало прибыльным государственным промыслом.

Современные проблемы

В наши дни современные народы Севера, Сибири обращают на себя пристальное внимание властей и общественности в связи с рядом факторов.

Местности, где проживают малые коренные народы, изобилуют полезными ископаемыми. Это и золото, и нефть, и уран, и газ. Получается, что народы Севера живут на стратегически важных территориях. Поэтому на данном этапе происходит столкновение интересов людей, которые желают жить на земле своих предков, и коммерческих организаций, что преследуют потребительские цели. Государственные компании, которые хотят извлечь любую пользу из этих земель, только вредят своей деятельностью местным жителям - загрязняют водоемы, уничтожают леса. Это негативно влияет на экологическую ситуацию и самобытную жизнь народов Севера.

Чтобы защищать местным поселениям свои земли, права, культуру и образ жизни, необходимо входить в список коренных народов Севера. А если не будет территории, то практически невозможно будет обеспечить сохранность и последующее изучение родного языка наследникам группы. На данный момент много народов утратило свои особенные диалекты, для многих родным стал якутский, и почти все знают русский язык. Поэтому вхождение в одну из групп дает возможность полноценно развиваться и передавать знания приходящим поколениям.