Гигантские картины ильи глазунова. Выставка работ Ильи Глазунова

Великий русский художник, мастер портрета и пейзажа, создающий самобытные полотна, пронизанные русским духом и традициями - Илья Глазунов получил высокое признание не только в России, но и в мировом художественном сообществе.

Глазунов Илья Сергеевич: жизнь и творчество

Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году. Его родители были представителями российской интеллигенции: отец - ученый-историк, мать - из семьи ученых-китаистов. Творческий талант Глазунова обнаружился в детстве, когда родители отправили мальчика в начальную школу искусств. Великая Отечественная война забрала у Ильи Сергеевича родных, и в возрасте одиннадцати лет он был эвакуирован из блокадного Ленинграда. Художник Илья Глазунов всегда интересовался жизнью и бытом простых русских людей, он восхищался природой России и первые свои зарисовки, эскизы посвящал именно родным краям. Ничто другое так не вдохновляло Илью Сергеевича, как скромная красота русской земли. Когда война закончилась, Илья Глазунов живопись, к счастью, не забросил, хотя послевоенное время было сложным этапом в его жизни. По прибытии в Ленинград он вновь поступает в художественную школу, уже при Репинском институте искусств.

Студенчество

Обучаясь в Институте Репина, начинающий художник Илья Глазунов проходит практику, не чуждую русскому человеку, попадает в Юкки, путешествует по Поволжью, застает строительство Куйбышевской гидроэлектростанции. Как любой студент института живописи, создает дипломную работу - полотно «Дороги войны», которое впоследствии не было принято экзаменационной комиссией. Илью Сергеевича сильно вдохновляла фигура литературного гения - Федора Михайловича Достоевского. Как отмечала близкая ему особа, он «мечтал жить в окружении Достоевских страстей», когда грань с реальностью и вымыслом стирается и весь дух «работает на пределе». Его кистью было написано множество иллюстраций к новеллам Достоевского, в том числе портрет князя Мышкина в романе «Идиот».

Художник русской культуры

Глазунов Илья, картины которого являются настоящей рефлексией эпохи, много путешествовал по стране. Это воплотилось в его полотнах. Глубокий психологизм отражают не только его портретируемые модели, но и пейзажи, изображающие жизнь и быть простых крестьян. Особое место в творчестве художника занимает прекрасная половина человечества. Например, на это указывают такие полотна, как «Девушка с Волги», «Незнакомка». С огромным трепетом мастер работал над портретами очаровательных девушек, которые даже получили нарицательное имя «глазуновские», - таким внимательным к женским образам был и остается Глазунов Илья. Картины художника очень скоро заметили за пределами страны Советов. Илья Сергеевич был приглашен в Италию, где он познакомился с творчеством итальянских деятелей искусства, поучаствовал в нескольких выставках со своими работами. Глазунов побывал в Европе и Азии, во время своей поездки во Вьетнам создал цикл «восточных» полотен. Но чем дальше Глазунов уезжал от родины, тем мощнее становилось его вдохновение уникальной русской культурой.

Особенности художественного стиля

Совершенно уникальным представляется художественный стиль Ильи Сергеевича. Одним только взглядом можно оценить работу любого художественного жанра и установить ее принадлежность: это полотно создал Глазунов Илья. Картины, изображающие святых, советскую номенклатуру, натюрморты, прекрасную наготу нимф, классиков русской литературы, пейзажи города и деревни - все, что создает Глазунов пронизано тонкой нитью его авторского, самобытного стиля. Невозможно не отметить уникальное свечение, создаваемое Глазуновом благодаря игре света и тени. Полотна, насыщенные яркими, сочными красками, одинаково гармонично показывают зрителю и мирские страсти, и смиренное благочестие. Глазунов Илья, картины которого узнаваемы по всему миру, сам не относит себя к какому-то живописному стилю, но его справедливо называют представителем русского салона XIX-XX века и совершенно уникальным художником-социалистом, представителем национального арта. Вспомнить, хотя бы «Вклад народов нашей страны в мировую культуру и цивилизацию».

Илья Сергеевич Глазунов - поистине великий художник, патриот русской самобытности, возвышенной культуры России во всех ее проявлениях. Глазунов изображает богатство русской истории, взгляд на ее достояние сквозь призму эпох. Неизменный, но динамично развивающийся до наших дней стиль художника делает его уникальным в своем роде мастером кисти.

(род. в 1929 г.) русский художник

В 1944 году, когда Илья Глазунов поступал в среднюю школу при Ленинградской Академии художеств, на прием- ном экзамене он нарисовал своих друзей - деревенских мальчишек из новгородской деревни Гребло, которая стала его второй родиной. Именно сюда в начале 1942 года двенадцатилетнего Илью привезли из блокадного Ленинграда, где его родители умерли от голода. Осиротевшего мальчика приютила простая деревенская женщина, солдатская вдова Марфа Скороходова. Глазунов потом отразит ее образ во многих женских лицах на своих картинах.

Вместе с деревенскими мальчишками Илья Глазунов пас скот, занимался крестьянской работой, учился в деревенской школе. Детские впечатления остались в памяти городского мальчика, и темы деревни, незамысловатая жизнь простых русских людей, величие русской природы навсегда вошли в творчество Глазунова.

Древняя новгородская земля с ее памятниками, неиссякаемым духом старины оставила и другой след в творчестве художника - неизменную и страстную привязанность к прошлому России, отечественной истории.

Глазунов Илья Сергеевич является приверженцем классической традиции в русской живописи. После окончания средней школы он продолжил образование в Ленинградской Академии художеств, преобразованной в институт. Там все еще сохранялся дух старой, дореволюционной академии, где основательно учили рисунку, прививали уважение к классическому наследию.

Еще будучи студентом Академии, Илья Глазунов получил свою первую международную награду - Гран-при за картину «Поэт в тюрьме. Юлиус Фучик», которая была представлена на конкурсе живописцев в Праге. Вскоре после этого состоялась первая выставка картин Глазунова в Москве. Она прошла с большим триумфом, однако художнику это мало помогло. После окончания Академии он был направлен преподавателем черчения в Ижевск, откуда переехал в Иваново.

В Москву, Илья Глазунов попал благодаря помощи своих друзей и, в частности, Сергея Михалкова . Знаменитый поэт, написавший слова Гимна Советского Союза, походатайствовал за него перед министром культуры Е. Фурцевой. Так Глазунов стал москвичом. Он получил комнату в 18 кв.м. и стал писать свои картины.

Первые работы Ильи Сергеевича Глазунова, еще полны трагических воспоминаний о военном времени. Неподдельным ужасом и бедой веет от картин «Голод», «Блокада», «Дороги войны», «Мать героя». Художника упрекали за натурализм трактовки сюжетов, но он был вызван стремлением автора донести до зрителя суровость героического времени во всей его полноте, не смягчая ни одного штриха.

Однако эти темы потом вытесняются врачующим покоем русской деревни, искренностью и сердечностью простых русских людей, мягкими красками пейзажа. С этого времени Глазунов становится преданным и убежденным певцом русской земли. Монументальное полотно «Русь», написанное им в 1968 году, как бы подготовлено всеми его предшествующими пейзажами - «Плес» и «Пейзаж с водой» 1952 года, «Луга» и «Деревня Гребло» 1954-го, позднейшими работами «Детство», «Ферапонтово» и другими.

Пейзажи Ильи Глазунова в основном представляют собой открытые места; безбрежные поля и долины, отдельные деревушки и путники на дорогах - все это сообщает зрителю ощущение простора. Художник всегда тяготеет к панораме, которая вызывает представление о немереных верстах русской земли. В пейзажах Глазунова совсем нет примет современности - бегущих по дорогам автомобилей, высоковольтных опор и т.д. Художник оставляет русскую природу в ее первозданной красоте. Очевидно, в этом и заключается одна из причин сильного эмоционального воздействия пейзажей Ильи Сергеевича Глазунова на современного зрителя.

Во многих картинах художника ощущается эпический, былинный характер. Таково «Поле Куликово», «Зима», «Детство», «Господин Великий Новгород», другие полотна.

Значительное место в творчестве Ильи Глазунова занимает историческая тема. Художника особенно привлекает героическое прошлое русского народа, те эпизоды отечественной истории, когда Русь переживала нашествие иноземцев.

Вольно или невольно, Глазунов отражает в своем творчестве те чувства, которые ему самому пришлось испытать в военные годы. Поэтому в его исторических полотнах так убедительно показаны страх и смятение мирных русских людей перед безжалостной и беспощадной вражеской лавиной. Этот дух буквально пронизывает цикл картин Ильи Сергеевича Глазунова «Детство Андрея Рублева» и «Поле Куликово».

Во многих картинах на исторические темы, таких, как «Нашествие», «Штурм града» и других, Глазунов как бы отходит от канонов реалистической живописи и использует более броские приемы, которые способны сильнее поразить воображение зрителей, вызвать у них не только сочувствие или сопереживание, но и патриотические чувства. В этих случаях он выступает как публицист в живописи.

В поисках форм и путей художественной выразительности, Илья Глазунов часто обращается к живописному наследию прошлого. Так, в работах художника шестидесятых-семидесятых годов можно заметить подражание иконописи.

Особая приверженность Глазунова русской теме, эпизодам отечественной истории нравилась не всем. Художника упрекали в национальном шовинизме и великодержавности. Несмотря на то, что он считался уже зрелым мастером, его долго не принимали в Союз художников. Мастеру стоило большого труда устраивать свои выставки, а если это все-таки удавалось, то власти чинили всяческие препятствия. В прессе часто появлялись разгромные статьи по поводу творчества Ильи Глазунова и критические рецензии на его выставки.

Ситуация мало изменилась и тогда, когда его стали привечать сильные мира сего. К тому времени художник был уже известен во всем мире как замечательный мастер портрета. Ему позировали отечественные и зарубежные кинозвезды, театральные деятели, писатели, ученые. Так, Глазунов получил заказ написать портрет индийского премьер-министра Индиры Ганди , который Леонид Ильич Брежнев торжественно вручил ей во время своего официального визита в Индию. После этого, Илья Сергеевич Глазунов написал портрет самого Брежнева и многих других советских и иностранных государственных деятелей. Теперь он получил возможность разъезжать по всему миру. Его портреты нравились, и в Кремль отовсюду шли благодарственные письма.

По заданию ЦК комсомола художник ездил в Чили и во Вьетнам, где в то время шла война, и привез оттуда цикл картин, показанных на выставке. Только после этого Илья Глазунова приняли в Московское отделение Союза художников СССР.

Слава и признание, в свою очередь, вызывали негативную реакцию со стороны других художников. Глазунова упрекали в связях с КГБ, завидовали его связям с руководством страны... Однако живописец никогда не использовал их в личных целях. После того как он создал Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства в Царицыне, ему предлагали вступить в партию, чтобы можно было без особых трений назначить его директором музея. Глазунов отказался, но директором все-таки был назначен.

К творчеству Ильи Сергеевича Глазунова, как и любого другого художника, можно относиться по-разному. В некоторых его полотнах действительно отчетливо проявляется подражание древней манере живописи, в частности, иконописи. Какие-то его портреты стилизованы под лубок, излишне декоративные, даже салонные. Однако нельзя не признавать таланта художника.

Кроме портретов официальных лиц, Глазунов много писал портретов простых людей, своих современников. Начиная со студенческих лет он много ездил по стране и отовсюду привозил все новые и новые эскизы, зарисовки, почти готовые полотна.

Илья Глазунов обладает особым даром проникать в характеры людей и за внешним обликом угадывать психологию и профессиональные наклонности. С особой симпатией художник работает над женскими портретами, часто пишет свою жену. Первый потрет жены он написал в 1955 году. Черты ее облика встречаются на исторических композициях, отражаются в лицах героинь литературных произведений, которые Глазунов иллюстрировал.

Этой работой художник занимался с таким же увлечением, как и живописью. Не изменяя своим пристрастиям, он в основном делал иллюстрации к произведениям писателей-классиков - Лескова, Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова. Широко известны его иллюстрации к романам Достоевского и лирике Блока. Первые иллюстрации к роману Достоевского «Идиот», Глазунов сделал еще в 1956 году, а позже иллюстрировал «Белые ночи», «Преступление и наказание», «Бесов», «Неточку Незванову», сделал несколько портретов самого писателя. Наиболее впечатляющим представляется один из них, на котором бледное лицо Достоевского - с выдающимися скулами, пронзительным и напряженным взглядом из-под огромного лба - выступает из полусумрака зажатой многоэтажными домами петербургской улицы.

Илья Глазунов делал иллюстрации к произведениям и других писателей и поэтов - «Борису Годунову» А.Пушкина, «Мцыри» М.Лермонтова, «Обрыву» И. Гончарова, лирике и прозе А.К. Толстого. Особенно выразительна картина Глазунова «Иван Грозный», написанная им для романа А.Толстого «Князь Серебряный».

Весь творческий путь, Ильи Сергеевича Глазунова постоянно сопровождался яростной критикой то с одной, то с другой стороны. Но, несмотря на это, выставки картин Глазунова всегда пользовались огромной популярностью у народа, к ним всегда выстраивались длинные очереди. В записях, которые зрители оставляли после просмотра экспозиции, часто встречались одни и те же слова: картины Глазунова впервые заставили многих из посетителей осознать свои русские корни, свою живую сопричастность прошлому и настоящему России, ее радостям и невзгодам.

В 1977 году, Илья Глазунов написал картину «Мистерия XX века», которая тоже была встречена неоднозначно. Художник изобразил на полотне многих выдающихся деятелей XX века, каждый из которых оставил в истории свои след: это Николай II и Лев Толстой, Петр Столыпин и Александр Солженицын, Ленин, Дзержинский, Голда Меир, Сталин и другие. Только что высланный из страны Солженицын, на картине Глазунова изображен крупным планом, как страстотерпец, великий писатель земли русской, а лица Ленина и Дзержинского - красные, как будто залитые алой кровью. В море красного цвета плывет в гробу и Сталин.

Тогда над Ильей Глазуновым тоже нависла угроза высылки из страны, но заступился Михаил Суслов , главный идеолог партии, который решил «не плодить диссидентов», и вместо этого художника отправили на БАМ. Он привез огромное количество рисунков и портретов молодых строителей этой стройки века.

Много лет, Илья Сергеевич Глазунов преподает в Художественном институте имени В. Сурикова, хотя его приход туда тоже был связан со скандалом. Глазунов давно мечтал о том, чтобы учить молодых художников, передавать им свой богатый опыт. Однако он не решался обратиться к руководителям Академии художеств СССР, в ведении которой находится институт, поскольку знал, что они относятся к его творчеству отрицательно. Помог художнику бывший тогда министром культуры СССР П. Демичев. Он порекомендовал Глазунова ректору института и услышал в ответ, что, если тот придет в институт, половина преподавателей уволится. Этого не произошло. И тем не менее Илью Глазунова встретили неприязненно: ведь он не жаловал авангардистов, поклонников абстрактной живописи и всех других способов самовыражения. Сам Глазунов исповедовал другой метод преподавания. «Если в школе учат таблицу умножения, то ученик до конца жизни запоминает, что дважды два - четыре, ему не разрешат написать на доске: дважды два - семь, не позволят таким способом свободно самовыражаться. Прежде чем писать в свободной манере как Бог на душу положит, каждый художник обязан уметь рисовать, передать абсолютное портретное сходство, выразить дух натуры. Но для этого нужно подолгу рисовать гипсовые модели, копировать старых мастеров, проходить точно такую же школу, какую в свое время проходили Брюллов, Иванов, Репин и другие классики», - говорит Глазунов. Правда, он забывает, что те же классики часто восставали против академизма старой школы.

Но ученики Глазунова восприняли его идеи. В 1979 году он начал вести в институте мастерскую портрета и с тех пор воспитал уже немало молодых художников, картины которых демонстрируются на выставках вместе с картинами Глазунова и даже на персональных выставках. Среди них и сын художника, Иван Глазунов, который учился и продолжает учиться у своего отца.

Скоро коллеги по институту признали Илью Сергеевича Глазунова. Ему присудили звание профессора. Но художник на этом не успокоился. Он задумал открыть в Москве академию художеств, какие в советские времена существовали во всех союзных республиках, кроме России. Может быть, из этой затеи Глазунова ничего бы и не вышло, но времена переменились, и в 1986 году Горбачев подписал решение о создании академии. На первых порах большую помощь Глазунову оказал и член Политбюро ЦК КПСС Е. Лигачев и бывший тогда председателем Совмина Н. Рыжков.

Теперь Илья Сергеевич Глазунов является ректором созданной им Академии живописи, ваяния и зодчества. Его творчество продолжает вызывать столь же неоднозначное к себе отношение, как и прежде. Зрителям оно в большинстве случаев нравится, а критики чаще всего высказываются резко отрицательно. Однако художник не меняет своих взглядов и продолжает возрождать академические традиции русской живописи. В1994 году в Манеже состоялась совместная выставка картин Глазунова и его учеников - первых выпускников Академии.

Все время, силы и мысли художника посвящены живописи, выстраданному детищу - Академии и ученикам. Однако он все-таки выкраивает время и пишет книги. Глазунов написал автобиографическую книгу «Путь к себе» и закончил новую - «Россия распятая».

Непросто складывается и личная жизнь Ильи Сергеевича Глазунова. Жена художника трагически погибла, и с тех пор он живет один. У него двое детей - сын Иван, художник, который продолжает традиции отца, и дочь Вера. Она тоже закончила Академию живописи, ваяния и зодчества, где училась в исторической мастерской.

Wrote in July 9th, 2017

Ещё

«Я верил, что и один смогу что-то сделать для моей России»
9 июля 2017 года ушел из жизни художник Илья Глазунов. Стала известна причина смерти Ильи Глазунова / Народные художники СССР

В возрасте 87 лет скончался советский и российский художник-живописец, сценограф, педагог, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, народный художник СССР Илья Глазунов . Ещё



Художник Илья Глазунов / Фото: Г. Розов


О смерти Ильи Глазунова сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в окружении художника. Позже эту информацию подтвердила ТАСС супруга Глазунова. Причиной смерти стала остановка сердца и сердечная недостаточность, передает «Интерфакс». По предварительной информации, прощание с ним пройдет в храме Христа Спасителя, но пока нет данных ни о дате прощания, ни о том, где он будет похоронен. Жизненный путь основателя Российской Академии живописи, ваяния и зодчества и его главные картины - в фотогалереях «Газета.ру» и «Ъ» .



2.

Художник Илья Сергеевич Глазунов работает над картиной «Пробудившийся Вьетнам», 1967 год / Фото: Лев Иванов



3.

В Ленинград Глазунов вернулся почти сразу после снятия блокады с города в 1944 году. Там он поступает в среднюю художественную школу / Портрет Джины Лоллобриджиды / Фото: Girolamo di Majo



4.

Итальянская актриса Клаудия Кардинале в студии советского художника Ильи Глазунова, 1967 год / Фото: С. Лидов

Илья Сергеевич Глазунов родился в 1930 году в Ленинграде. По его собственному признанию, именно этот город сделал его художником.


«Художником меня сделал Ленинград - с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер...» - рассказывал он в одном из интервью. Глазунов вспоминал, что рисовал, сколько помнил себя.



5.

Художник Илья Глазунов, 1973 год / Фото: Лев Иванов



6.

Известность к Илье Глазунову пришла очень рано, еще в школе, когда в 1948 году «Ленинградская правда» напечатала заметку о нем, после чего он легко смог поступить в Институт имени Репина



7.

Большой отпечаток на Глазунова и его творчество наложили пережитые им в детстве ужасы войны, и в качестве своей дипломной работы он нарисовал картину «Дороги войны», в которой запечатлел собственные воспоминания. Картина была единодушно отвергнута руководством академии, которое назвало ее антисоветской. «Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск - такого еще не было в советском искусстве»,- заявили ему тогда. В 1977 году он попытался выставить ее в Москве, но выставка была быстро закрыта, а картина изъята и уничтожена

Но с Ленинградом у Глазунова была связана и личная трагедия. Во время Великой Отечественной войны в блокаде погибла вся его семья - отец, мать и бабушка, а 12-летний мальчик уехал в эвакуацию по Дороге жизни через Ладожское озеро. Он вернулся в Ленинград в 1944-м, поступил в художественную школу, продолжил обучение живописи в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, в мастерской Бориса Иогансона, а уже в 1957 году состоялась первая персональная выставка 26-летнего Глазунова.



8.

Заслуженный деятель искусств художник Илья Глазунов (в центре) раздает автографы посетителям своей выставки, 1978 год / Фото: Владимир Вяткин



9.

Первая персональная выставка Ильи Глазунова состоялась в 1957 году в Москве. К этому времени 26-летний художник уже был известен за границей, после того как получил Гран-при на конкурсе в Чехии, но именно после выставки в Москве к нему пришло настоящее признание. Причем в СССР его называли «ответом прогнившему буржуазному искусству», а на Западе видели в нем художника, который разрушил догмы соцреализма / Фото:



10.

Народный художник СССР, академик Российской академии художеств Илья Сергеевич Глазунов. В своей мастерской на Арбате, 1978 год / Фото: Владимир Вяткин

Формальным поводом к появлению этой экспозиции, открывшейся в московском ЦДРИ, был полученный Глазуновым Гран-при - на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге, где он был награжден за портрет писателя Юлиуса Фучика. Но на выставке не было представлено полотно «Дороги войны», написанное в качестве дипломной работы под впечатлениями детских лет, на котором Глазунов изобразил отступающую Красную армию. Эту картину он не показывал публике несколько лет, выставил только в 1964-м на выставке в Манеже; но это была та самая выставка, раскритикованная Никитой Хрущевым, - и в итоге «Дороги войны» (так и не принятые тогдашними академиками от живописи) оказались в Доме офицеров, а потом и вовсе были уничтожены. Только в 80-е Глазунов сделал авторскую копию картины.

Позже Глазунов получил известность как автор больших, монументальных полотен на исторические темы.


В 1978 году он написал «Мистерию ХХ века», на которой объединил людей прошедшего столетия и основные его события; в 1988-м, к тысячелетию Крещения Руси, написал «Вечную Россию». Эти работы стали составной частью цикла «История России», который Глазунов составлял несколько десятилетий - в него также входят картины «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Русский Икар», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев».



11.

Народный художник СССР, академик Российской академии художеств Илья Сергеевич Глазунов (в центре). После открытия второй персональной выставки в Манеже, 1978 год / Фото: Владимир Вяткин



12.

«История России - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения. Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России - красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, более высокое» / Фото: Г.Розов



13.

Основными темами работ Ильи Глазунова в 1950-е годы были сельские пейзажи - он много ездил по Центральной России и рисовал терема и церкви. Также он рисовал картины, посвященные Ленинграду

В живописи Ильи Глазунова специалисты выделяют несколько циклов. Например, «Городской цикл», в котором он отразил жизнь своих современников, - «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус». Делал он и иллюстрации литературных произведений - Николая Некрасова, Николая Лескова, Александра Островского, Михаила Лермонтова, Александра Блока, Александра Куприна. И, конечно, Достоевского.



14.

Народный художник СССР Илья Глазунов в своей мастерской, 1981 год / Фото: С. Тартаковский



15.

«Художником меня сделал Ленинград, с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер... Эрмитаж - мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах... Сколько помню себя - рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни - кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: “Живи!”»



16.

«Я верил в себя. Верил, что и один смогу что-то сделать для моей России»

В четвертый цикл объединяются написанные Глазуновым портреты - рабочих и колхозников, писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства. Среди его моделей - Сальвадор Альенде, Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов.

Кажется, Глазунов никогда не чувствовал себя «придворным живописцем».


В 60-е он был среди создателей патриотического клуба «Родина» (быстро закрытого властями) и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В 70-е был одним из критиков тогдашнего Генплана Москвы, который предусматривал уничтожение старой части города, готовил посвященный «старой» Москве альбом, в котором напоминал о тех зданиях, которые уже были разрушены в результате градостроительной деятельности новой власти, с композитором Вячеславом Овчинниковым писал в Политбюро ЦК КПСС - и в итоге добился того, чтобы мнение общественности было услышано.



17.

Народный художник СССР Илья Глазунов пишет портрет своей дочери, 1984 год / Фото: Виталий Арутюнов



18.

Народный художник СССР Илья Глазунов в мастерской за работой, 1986 год / Фото: Виталий Арутюнов



19.

Народный художник СССР Илья Глазунов, 1986 год / Фото: Виталий Арутюнов

При этом Глазунов получил звание народный художник СССР (в 1980-м, всего через год после того, как он стал народным художником РСФСР), в 1981-м ему доверили создать и возглавить Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1987 году по его инициативе была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества.


После распада Советского Союза Глазунов оставался одним из самых востребованных художников России. Его, пожалуй, вряд ли кто-то назвал бы оппозиционером - у него сформировались монархические взгляды, на президентских выборах в 2012-м он был доверенным лицом Владимира Путина. Но живопись оставалась для Глазунова наиболее важным и приоритетным делом. Он возглавлял мастерскую портрета в Институте имени Сурикова, а в 2004-м у него появилась собственная галерея - в Москве, на Волхонке, в особняке напротив Музея изобразительных искусств имени Пушкина и рядом с храмом Христа Спасителя.
_______



20.

Илья Глазунов «Вечная Россия»



21.

Илья Глазунов «На складе»



22.

Илья Глазунов «Рынок нашей демократии»

Глазунов Илья Сергеевич родился 10 июня 1930 года в Ленинграде (сейчас - Санкт-Петербург). В 1957 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В том же году состоялась первая персональная выставка Глазунова в Центральном доме работников искусства в Москве.


23.

В 1970-е годы Илья Глазунов занимался оформлением произведений русской литературной классики. Самым любимым писателем для художника был Федор Достоевский и Глазунов стремился максимально точно передать в своих иллюстрациях сочетание света и тьмы его книг



24.

Ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Илья Глазунов общается со студентами в мастерской, 1993 год / Фото: Виталий Арутюнов



25.

Известен Глазунов был как и портретист, который изображал политиков и деятелей культуры. Среди запечатленных им личностей были портреты индийского политика Индиры Ганди, итальянского режиссера Федерико Феллини, итальянской актрисы Джины Лоллобриджиды, российского актера Иннокентия Смоктуновского, оперной певицы Елены Образцовой, космонавта Виталия Севастьянова, генсека СССР Леонида Брежнева

В качестве дипломной работы в институте представил картину «Дороги войны», на которой было изображено отступление советской армии в 1941 году, однако работа была отклонена ученым советом. После вуза был распределен преподавателем рисования и тригонометрии в Ижевск, затем в Иваново, но вскоре вернулся в Москву.



26.

«Я - националист. Шовинист бы сказал, что мой русский народ самый лучший из всех других. А я, как патриот, утверждаю: русский народ не хуже других. Но я горжусь, что я русский» / Фото: Григорий Собченко



27.

В 1980-х годах Илья Глазунов приобретает репутацию самого знаменитого художника в СССР. Он становится народным художником СССР, пожизненным ректором Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества, а также преподает в Суриковском художественном училище / Фото: Григорий Собченко



28.

«Власть должна быть сильной, иначе это не власть!» / Фото: Александр Миридонов

В 1960-е годы путешествовал, создавал портреты политических деятелей в СССР и за рубежом. В 1964 году выставка работ Глазунова, организованная в одном из служебных помещений Манежа, была закрыта по требованию московского отделения Союза художников.

В 1964–1972 годах возглавлял патриотический клуб «Родина», был одним из инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 1967 году стал членом Союза художников СССР.


29.

Илья Глазунов вел активную общественную деятельность, защищая памятники старины. В частности в 1970-е годы Глазунов выступил против генерального плана реконструкции Москвы, который угрожал практически полным разрушением исторической части города и добился его отмены. Также он участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры / Фото: Дмитрий Духанин



30.

В 2012 году во время выборов президента России Глазунов был доверенным лицом Владимира Путина

С 1978 года преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. В 1981 году по поручению Министерства культуры РСФСР организовал в Москве Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором. В 1987 году основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, став ее бессменным ректором.



31.

Илья Глазунов на встрече Владимира Путина со своими доверенными лицами



32.

Илья Глазунов умер 9 июля 2017 года на 88-м году жизни / Фото: Сергей Фадеичев

В 1990-е годы участвовал в реставрации зданий Московского Кремля, был художественным руководителем работ по реставрации Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и оформлению интерьеров 14-го корпуса Кремля.

В 2004 году была открыта Московская государственная галерея Ильи Глазунова, в которой выставлены более 300 работ художника, подаренных им Москве.



33.

Илья Глазунов, «Дороги войны» (1985)



34.

Илья Глазунов, «Утро»



35.

Илья Глазунов. Вторжение



36.

Илья Глазунов. Великий эксперимент (Фрагмент). 1990



37.

Илья Глазунов «А.С. Пушкин. Накануне» (1994 год)

Глазунов является автором более 3 тыс. произведений. Наиболее известные полотна художника - «Мистерия XX века» (1978), панно в штаб-квартире ЮНЕСКО «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» (1980), «Вечная Россия» (1988), «Рынок нашей демократии» (1999). Широко известен в России и за рубежом как портретист - создавал портреты отечественных и иностранных общественных деятелей, актеров, политиков и др. Автор иллюстраций к произведениям Федора Достоевского, Александра Куприна, Михаила Лермонтова и других русских писателей. Создавал художественное оформление к постановкам Большого театра, Берлинской оперы и Одесского оперного театра.



38.

Глава правительства РФ Владимир Путин посетил галерею народного художника Ильи Глазунова, которому исполнилось 79 лет, 2009 год / Фото: Алексей Никольский



39.

Президент РФ Владимир Путин осматривает экспозицию «Музей сословий России» в Картинной галерее Ильи Глазунова. Слева - художник Илья Глазунов, 2015 год / Фото: Андрей Павлов



40.


Народный художник СССР (1980). Лауреат Государственной премии РФ (1997). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», также награжден орденом Трудового Красного Знамени (1985). Имеет государственные награды ряда зарубежных стран, золотую медаль ЮНЕСКО «За вклад в мировую культуру и цивилизацию».

Советский и российский художник-живописец, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, народный художник СССР Илья Глазунов . Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на супругу художника Инессу Орлову .

По предварительной информации, отпевание художника пройдет в Храме Христа Спасителя, день похорон пока не определен.

Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Глазунов Сергей Фёдорович , историк. Мать — Глазунова (Флуг) Ольга Константиновна .

В годы Великой Отечественной войны пережил блокаду Ленинграда. Отец, мать, бабушка и другие родственники погибли. В двенадцатилетнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».

Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской Средней Художественной школе, затем в ЛИЖСА имени И. Е. Репина у народного художника СССР Б. В. Иогансона (1951-1957).

В 1977 году выставка, содержащая картину Глазунов «Дороги войны» (дипломная работа 1957 года), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.

В 1956 году, будучи ещё студентом, он получает Гран-при на международном конкурсе в Праге, что послужило основанием для проведения его первой персональной выставки, состоявшейся в Москве в 1957 году и вызвавшей широкий отзвук в советской и мировой прессе. На ней были представлены четыре цикла работ, определивших основные направления его творчества: «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет». В цикле ставших христоматийными иллюстраций к произведениям русских классиков, — Достоевского, Блока, Куприна, Некрасова, Мельникова-Печерского, Лескова — созданных в 60-70-е годы, Илья Сергеевич Глазунов проявил себя как проникновенный знаток национального духа и быта, тонкий психолог, мастер передачи образного строя литературного произведения языком изобразительного искусства.

В это же время им созданы широко известные полотна, воссоздающие образ России на протяжении всей её многовековой истории: «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж» и другие. Особое место среди работ исторической тематики занял цикл «Поле Куликово», отражающий переломный момент в истории Отечества, ознаменованный Куликовской битвой.

Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков , которому он, по воспоминаниям самого Глазунова, был « обязан буквально всем».

В своих произведениях И.С. Глазунов предстаёт не только как виртуозный рисовальщик и мастер композиции, но и как мыслитель, знаток российской и мировой истории и культуры. Вершинами его философского осмысления процессов мировой и отечественной истории стали всемирно известные живописные полотна «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в пасхальную ночь» и другие.

Всемирную славу Илье Сергеевичу Глазунову принесли портреты его работы. Художника приглашали писать свои образы короли, президенты и деятели мировой культуры: Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида , короли Швеции и Испании, Папа Римский, президент Италии Сандро Пертини, Индира Ганди и многие другие. «Главное для меня, — говорит художник, — почувствовать внутреннюю музыку души человека и передать на холсте его образ с предельным сходством, без которого портрет не может называться портретом».

Глазунов продолжает в своем творчестве традиции русских и западных художников высокого реализма, и это особенно ценно в XXI веке, изломанном вседозволенностью авангардизма и самовыражения.

«В наше время, когда большинство Академий мира под натиском авангардизма утратили понятие "школы", определяющее уровень высокого профессионализма художника и критериев подлинного искусства, мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства.Перед тобой, будущий художник, широко распахнуты врата в священный Храм Искусства — нашу Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества», — говорил Глазунов в своём обращении к начинающим художникам.

Выставки произведений И.С Глазунова всегда становились событиями общественной жизни страны. Американская пресса назвала И. Глазунова рекордсменом по посещаемости. И справедливо: история искусства не знает такого примера, чтобы выставку художника, проходящую в течение месяца, посещало более 2 миллионов человек.

Общественная деятельность

Он принимал активное участие в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, возглавлял с 1979 года портретную мастерскую Московского художественного института им. В.И. Сурикова. С 1987 года Глазунов — бессменный ректор созданной по его инициативе Российской Академии живописи, ваяния и зодчества.

31 августа 2004 г. была торжественно открыта Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова.

Семейное положение

Вдовец. В 1956 году женился на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа , покончила жизнь самоубийством.

Дочь — Вера Глазунова , художница, автор картины «Великая княгиня Елизавета Федоровна перед казнью в Алапаевске».

Награды и звания

Живописец, график, иллюстратор русской классической литературы, театральный художник, архитектор, автор книги «Россия распятая».

Народный художник СССР (1980), кавалер ордена Трудового красного знамени (1985), ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1995), ордена «За заслуги перед Отечеством III степени» (2000), действительный член Российской Академии художеств, академик (2001), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997). Русская православная церковь удостоила его ордена Преподобного Сергия Радонежского (1998).

И.С. Глазунов является лауреатом премии имени Дж. Неру, награждён орденом Вишну (Лаос, 1967), Серебряной медалью Всемирного Совета Мира (1976). Старейшие в Европе Королевские Академии Мадрида и Барселоны избрали его почётным членом (1979). Именем художника Глазунова И.С. названа малая планета.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор первым из российских художников вручил ему высшую награду этой международной организации — Золотую медаль Пикассо, присуждаемую за выдающийся вклад в мировую культуру.

Илья Сергеевич Глазунов – советский и российский живописец, руководитель Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, академик РАХ, народный художник СССР. Илья родился 10 июня 1930 года в Ленинграде в семье историка и экономиста, преподавателя ЛГУ Сергея Федоровича Глазунова и дочери действительного статского советника Ольги Константиновны Флуг. В раннем возрасте мальчик занимался в школе искусств, затем поступил в художественную школу на Петроградской стороне.

Во время войны вместе с родителями остался в блокадном городе. Из всех ближайших родственников выжил только Илья, и в 1942 году подростка отправили по Дороге жизни в тыл - в деревню Гребло Новгородской области. После возвращения в Ленинград в 1944 году Илья пошел учиться в среднюю художественную школу при институте живописи. В 1951 году поступил в мастерскую профессора Бориса Иогансона в ЛИЖСА имени .

Живопись

В 1956 году молодой художник участвовал в международном конкурсе в Праге, где получил первую премию за портрет участника Движения Сопротивления Юлиуса Фучика. В этом же году был написан первый графический цикл «Русь», посвященный истории русской земли. В студенческие годы начал работать над графическим циклом о современном городе. Начав с лирических зарисовок – «Двое», «Размолвка», «Любовь» – художник углубился в раскрытие темы урбанизации пространства вокруг человека.


Картина Ильи Глазунова из цикла "Русь"

Дипломная работа «Дороги войны», на которой была изображена отступающая в 1941 году Красная армия, получила низкий балл. Холст был уничтожен как не соответствующий советской идеологии, но спустя годы автор сделал точную копию картины. По распределению Илья Глазунов отправился в Ижевск учителем рисования и тригонометрии, а затем перевелся в Иваново. Вскоре художник обосновался в Москве.


Картина Ильи Глазунова "Дороги войны"

Первая выставка Ильи Глазунова состоялась после окончания академии в начале 1957 года в московском Центральном доме работников искусств. Экспозицию составили четыре художественных цикла Глазунова – «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет». Ранние работы Илья Глазунов создавал в академическом стиле, но некоторые картины – «Ада», «Нина», «Последний автобус», «Двое», «Одиночество», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно» – отмечены влиянием импрессионизма.


Илья Глазунов за работой над картиной "Пробудившийся восток"

В 1958 году Глазунов познакомился с советским поэтом , который стал помогать молодому художнику. В 1959 году Илья Сергеевич работал над портретами литераторов и актеров: Сергея Михалкова, Бориса Слуцкого, Майи Луговской, . В 60-х годах творчество Ильи Глазунова было отмечено партийным руководством страны, и художник начал получать заказы на создание портретов первых лиц государства. Выезжал живописец и за рубеж.


Портреты знаменитостей Ильи Глазунова

Среди знаменитостей, над портретами которых работал Илья Сергеевич, были политические деятели, писатели, кинематографисты, артисты: , космонавт Виталий Севастьянов, . В 1964 году состоялась выставка Глазунова в служебном помещении Манежа. С этого же года Илья Сергеевич возглавил клуб патриотического воспитания «Родина», через год участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.


В 1967 году был принят в Союз художников СССР. В середине 60-х выпустил книгу «Дорога к тебе. Из записок художника» автобиографического характера. Начиная с 60-х годов Илья Сергеевич регулярно работает над созданием иллюстраций к произведениям русских писателей: , Павла Мельникова-Печерского, .


Иллюстрация Ильи Глазунова к роману Достоевского "Идиот"

Получают известность первые значимые полотна автора – «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж», цикл «Поле Куликово». Продолжая пополнять собственную галерею, художник создал ряд портретов исторических персонажей – « », «Легенда о царевиче Димитрии», «Князь Олег и Игорь», « », « ». С конца 70-х годов мастер обращается к масштабным полотнам и создает всемирно известные эпические картины – «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь». В 1978 году начинает преподавательскую деятельность в Московском художественном институте.


Картина Ильи Глазунова "Мистерия ХХ века"

В 1980 году получает звание Народного художника СССР. В 1981 году при поддержке Министерства культуры РСФСР создает Музей декоративно-прикладного и народного искусства. В 1985 году режиссер А. Русанов на Центральной студии документальных фильмов снял картину «Илья Глазунов», посвященную творчеству художника. В 1986 году Глазунов становится основателем Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Глазунов занимался сценическим оформлением театральных и оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре, «Князь Игорь» и «Пиковая дама» в Берлинской опере, балет «Маскарад» в Одесском оперном театре. В начале 90-х курировал реставрационные работы зданий Московского Кремля – Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и 14-го корпуса. В 1997 году Илье Глазунову присвоили Государственную премию РФ.


Художник-постановщик Илья Глазунов балета "Маскарад" в одесском оперном театре

В 2004 году состоялось открытие Московской государственной галереи Ильи Глазунова, в которой разместилось более 300 картин мастера. В 2008 году художник выпустил вторую из книг – «Россия распятая», в основу которой легли размышления о судьбе страны, очерки из собственной биографии. В 2000-х появились картины «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», автопортрет «И снова весна».


Картина Ильи Глазунова "Изгнание торговцев из Храма"

В 2012 году Илья Сергеевич стал доверенным лицом . Именем Глазунова назвали одну из малых планет. Илья Глазунов – обладатель четырех Орденов за заслуги перед Отечеством. Русская православная церковь дважды награждала художника: в 1999 году был вручен Орден Преподобного , а в 2010 году – Орден Преподобного . В 2010 году прошла юбилейная выставка работ мастера в Манеже «Художник и время».



Последними картинами автора стали законченная «Похищение Европы» и незавершенные полотна «Россия до революции» и «Россия после революции». На официальном сайте художника можно ознакомиться с ретроспективой его творчества, литературными трудами, семейными и рабочими фотографиями.

Личная жизнь

В 1956 году состоялась свадьба Ильи Глазунова и Нины Александровны Виноградовой-Бенуа. Жена выпускника художественной академии тоже училась на живописца. Впоследствии Нина Александровна помогала супругу в оформлении многих полотен, а также в создании сценографии к оперным спектаклям.


Дети Ильи Глазунова – Иван и Вера – пошли по стопам родителей и оба стали художниками. Сын получил звание Заслуженного художника РФ и прославился созданием картины «Распни его!», а дочь получила известность после написания полотна «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске».


Илья Глазунов и вторая жена Инна Орлова

В 1986 году Нина Александровна погибла при невыясненных обстоятельствах, хотя следствие настаивало на версии самоубийства. Потеря близкого человека стала большим ударом для Ильи Сергеевича. Художник на долгие годы погрузился в творчество и общественную работу, оставив личную жизнь в стороне. В конце 90-х Глазунов познакомился с Инной Орловой, которая впоследствии стала второй женой мастера, а также заняла пост директора галереи Глазунова.

Смерть

9 июля 2017 года . Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Родственники художника получили официальные соболезнования в связи со смертью Ильи Сергеевича от президента В. Путина, а также от Дома Романовых.


Похороны были проведены по православному чину. Прощание с мастером состоялось на территории Сретенского монастыря, отпевание – в Богоявленском соборе в Елохове. Могила художника находится на Новодевичьем кладбище.

Картины

  • «Дороги войны» - 1957
  • Цикл «Поле Куликово» - 1980
  • «Прощание» - 1986
  • «Вечная Россия» - 1988
  • «Великий эксперимент» - 1990
  • «Моя жизнь» - 1994
  • «Мистерия XX века» - 1999
  • «Разгром Храма в Пасхальную ночь» - 1999
  • «Закат Европы» - 2005
  • «И снова весна» - 2009
  • «Изгнание торговцев из храма» - 2011