Тема: Исторические мифы.

Создание исторического мифа

Клеопатра жила в эпоху, когда виртуозность манипулирования сознанием общества достигалась путем молниеносного распространения слухов, непрерывной работы авторитетных агентов влияния, астрологов и предсказателей, авторов книг и религии. Причем последнее было наиболее действенным средством. Живые деятельные люди и мифические образы богов в значительной степени формировали и корректировали общественное мнение, навязывали образы и делали легендами частью биографий.

Клеопатра хорошо усвоила это с раннего детства, используя все возможные элементы воздействия на психику окружающих – от пестрой одежды и величественной манеры держать себя до виртуозного использования всякого, кто мог умело содействовать театрализованному представлению длиной в жизнь. Египетская царица беззастенчиво присвоила себе титул богини Исиды, появляясь на публичных мероприятиях непременно в одежде священной особы и совершая мистические культы этой богини. Что, конечно же, психологически воздействовало на народ, распространяя волны восторженной и благоговейной легенды. Во время первой встречи с Антонием было столько фарса и столько декораций, что мифов о ее таланте создавать из любого события помпезное представление хватило на целую эпоху – вплоть до обезумевшего от власти Нерона. По мнению Хьюз-Хэллет, декоративность визитов и перемещений лидеров государств имела еще одну важную сторону: продемонстрировать экономическую мощь государства через показное изобилие. Может быть и так, но тем не менее театрализация сопровождала всю жизнь царицы и, по всей видимости, была одной из форм самовыражения, проявления внутренней демонстративности натуры и женской силы. Например, появившись в Афинах во время подготовки к войне с Октавианом (где уже действовала негативная пропаганда Октавиана и Ливии), Клеопатра таки сумела приобрести популярность, мастерски используя свои актерские способности, яркие костюмы, а также немалые денежные средства. Царица так хорошо играла роль богини Исиды, так ловко демонстрировала знаменитому городу щедрость, что на фоне вводившего новые налоги Октавиана добилась не только комплиментов, но и беспрецедентного поклонения в виде установления в Акрополе статуи в одеяниях богини Исиды.

Среди методов воздействия владычицы Египта стоит отметить и якобы тайное распространение пророчеств. Базировались они на общем настроении населения Египта, заключавшемся в неприязни и даже ненависти к Риму, от которого исходила вечная угроза. Фактически Клеопатра ловко эксплуатировала в своих личных целях противостояние Востока и Запада. У историков нет достоверных данных о том, что царица как-то влияла на составление пророчеств, но она явно содействовала негласному распространению слухов о том, что прорицатели «видят» конец владычества Рима и что осуществит это тайное желание Востока женщина-правительница. Нетрудно догадаться, что такой женщиной могли видеть лишь Клеопатру. Впрочем, у этих слухов была и оборотная сторона: Октавиан потом воспользовался этими же слухами для создания в образе Клеопатры алчущего врага империи.

Подобно всем царям и правителям, для воздействия на современников Клеопатра использовала возведение храмов, статуй себе и богам, а также чеканку монеты со своим изображением. Идеология таких действий состоит в следовании целостной жизненной стратегии правителя, направленной на то, чтобы оставить после себя как можно больше материализованных свидетельств своих весомых деяний. В этом нет ничего новаторского, и такие действия содержатся в истории любого правящего лица. Но все же поражает активность Клеопатры в расширении пространства своего влияния. Пользуясь своей способностью воздействовать на Марка Антония, она добилась, чтобы ее изображение оказалось не только на монетах, обращавшихся в Египте и восточных землях империи, но и на римской монете, что при наличии признаков республики и ограничений власти консулов и триумвиров было вызовом западному обществу и, естественно, способствовало созданию исторического образа. Будучи женщиной, подругой римского полководца, Клеопатра всегда вела собственную игру, играла собственную роль, которая часто была более сильной и серьезной, чем роль самого Антония. Клеопатра слишком часто затмевала своего спутника жизни, и это в результате дало ей больше возможностей для того, чтобы быть замеченной летописцами и поэтами, чтобы «запомниться». Причем для этого Клеопатра осознанно использовала практически весь арсенал возможностей.

Уже благодаря близкой связи с такой яркой исторической личностью, как Юлий Цезарь, она попала на страницы его «Записок о гражданских войнах». Правда, без красочных деталей об отношениях диктатора с царицей (что, среди прочего, дает основания думать, что действительным автором «Записок» был не сам Цезарь), тем не менее этот труд оказался сырьем для многих известных историков империи. По всей видимости, царица хорошо понимала важность летописей и поэтому стимулировала к таким трудам учителя своих детей Николая Дамасского. Хотя летописи практически не сохранились, описания были использованы известным иудейским историком Иосифом Флавием. Написание книг и самими правителями рассматривалось как наиболее действенный и мудрый способ увековечивания собственного имени, даже более существенный, чем, скажем, многочисленные монументы, строительство храмов и величественных сооружений. Книжные проекты успешно соперничали с гигантскими по масштабами строительными работами, такими как соединение водных акваторий каналами или основание городов. Клеопатра наверняка сама была знакома с книгами Юлия Цезаря о Галльской и гражданской войнах, которые создавались при ней. Уже по этим произведениям царица знала, что книги, среди прочего, могут скорректировать образ героя. Для чего не обязательна фальсификация – достаточно хитроумно расставить акценты, которые смелого воина делают героем, а талантливого человека – гением. Несомненно, общение с Цезарем не прошло для Клеопатры бесследно. Частью созданного своими руками несокрушимого образа женщины-правительницы были и написанные ею (или преподнесенные как написанные) книги. Майкл Грант упоминает о нескольких трактатах, написанных близкими к Клеопатре учеными: о мерах и весах, об алхимии. Последняя работа убеждает современников, что Клеопатра знакома с секретом получения золота из других веществ – намеренная фальсификация, внедренная для того, чтобы создать общественный резонанс по поводу сверхъестественных способностей царицы. Ведь она должна быть во всем совершенной, а любое действо может выполнить виртуозно и с женственной изящностью. Клеопатре приписывается авторство и объемного трактата по лечебной косметике – искусств, в котором ей не было равных среди современниц. Так ли было на самом деле с написанием книг, неизвестно, но то была часть стратегии царствования, роль которой связана с созданием впечатления у обитателей империи, что Египтом правит великая избранница Фортуны, которая уполномочена богами действовать так.

Клеопатре нужны были могучие мифы, поскольку они вступали в противодействие с другими легендами, направленными против нее. Эти легенды не менее искусно распространялись в Риме, городе, где искали малейшего повода для низвержения Клеопатры и присоединения богатого Египта. Но Августу также нужны были легенды, и поскольку образ Клеопатры к моменту столкновения с ним прибрел черты исторической личности (и не только из-за романа с Юлием Цезарем), он вынужден был принимать этот неоспоримый факт во внимание. Хотя он представил в Риме Клеопатру врагом – чтобы отобрать власть у Антония, но тем не менее не позволил очернить ее образ. Например, он дал ей возможность умереть самостоятельно, передав через своего полководца, что намерен провести царицу по Риму во время триумфа. Но вряд ли он намеревался это сделать, и не только из-за того, что такой шаг мог бы омрачить память Цезаря. Октавиану, чтобы через три года превратиться в великого Августа, необходимо было продемонстрировать победу не над слабой женщиной, а над могущественной правительницей, сохранив ее величественный образ. Он не только сохранил созданные Клеопатрой мифы о себе, но и развил их (безусловно, уже движимый заботой о себе). Так, он сотворил при помощи летописцев изумительную сказку о величественной картине смерти царицы, хотя смерть Клеопатры от укуса змеи не только сомнительна, но и маловероятна, на что указывали многие поздние исследователи. Однако Октавиан во время триумфа велел пронести статую Клеопатры, обвитую змеей, что закрепило этот миф навсегда. Те, кто шел в истории вслед за Клеопатрой, вынуждены были поддерживать и развивать сотканные ею же нити романтической легенды об одной из самых выдающихся женщин в истории. Как это ни удивительно, но даже раздутый Октавианом миф о сексуальной развращенности Клеопатры пошел на пользу узнаваемости ее образа в истории. То, что Клеопатра была искусна в любовных играх, сомнений не вызывает. Однако аргументы поздних исследователей жизни египетской царицы более чем весомы: Клеопатра вынуждена была оставаться разборчивой в постельных делах по очень многим причинам. Во-первых, давняя традиция Птолемеев требовала, чтобы голубая кровь династии не смешивалась с какой-либо другой. Есть все основания полагать, что Клеопатра свято следовала традиции царской семьи, как в религии, так и в методах управления государством. Сексуальная жизнь ранних монархов была неотъемлемой частью того незыблемого и неприкосновенного, что умещается в наши понятия о табу. Во-вторых, исторические сведения о Клеопатре говорят, что она, рассматривая секс как рычаг влияния на мужчин, находилась в поиске подходящего для себя мужчины. Ее поведение величественной правительницы не вязалось бы с представлениями народа о царской особе, если бы она позволяла себе легкомысленные постельные утехи. Обладающие властью всегда находятся во власти того, чем обладают, и потому не стоит забывать это пророческое замечание Ницше. Власть же Клеопатры была не только зыбкой, но и напрямую связана с физическим выживанием, так что вряд ли в такой ситуации женщина позволила бы себе рискованные излишества. Для Клеопатры маска, которую она носила, имела неизмеримо большее значение, чем реальная жизнь.

Нельзя не согласиться с теми исследователями жизни Клеопатры, которые, как уже отмечалось ранее, утверждают, что основное отличие ее пропаганды от методов современников – умелая театрализация собственной жизни. Со временем Клеопатра научилась любой жизненный акт превращать в представление и следовала своей привычке до смертного часа, рассматривая каждый жизненный эпизод как акт игры на сцене тем охотнее, чем неизбежнее оказывалась ситуация. Так она действовала с самого начала, когда впервые предстала Цезарю завернутой в ковре (быть может, эта история была придумана позже, а может, имел место театральный жест), и до самого последнего часа, когда сумела с леденящим душу хладнокровием принять смерть, предпочтя ее унижению. Возможно, настолько глубоко в подкорке у царицы засело фатальное восприятие великой и безумной торжественности подобного ухода (как сделал ее дядя, правитель Кипра, и это, очевидно, Клеопатра запомнила хорошо), что она не смогла удержать себя от подобного шага. Долгие годы визуализаций и психического настроя взяли свое – великая богиня не может позволить себе поступать так, как обычный человек. Интуиция побежденного человека подсказывала ей, что так выгоднее поставить точку, чем оттягивать минуту ухода, теряя магическую силу недостижимого восточного божества. Клеопатра сыграла спектакль, до глубины души потрясший даже холодного и беспощадного Октавиана.

Вряд ли, создавая увлекательную и таинственную легенду о себе, полную мистерии и магического смысла, Клеопатра заботилась о том, чтобы стать частью истории. Ее проблемы, конечно же, были более приземленными: ей надо было царствовать, выживая при этом и сохраняя суверенитет и целостность Египта. Как и в детстве, выживание, царствование и сохранение атрибутов государственности были неразрывно связаны, а изменение одного из факторов грозило низвержением и смертью. Грозная опасность заставляла рассудок оставаться холодным, держать себя в постоянном тонусе и готовности сражаться.

Для успешного царствования нужны универсальные рычаги воздействия на общественное сознание, и тут Клеопатра не была оригинальной. Она лишь воспользовалась тем, что ей передала в наследство династия Птолемеев: нагромождение устрашающих религиозных символов, мощь военной машины и исконное богатство Египта, служившего житницей и сокровищницей великой древней империи. Дополнительным приобретением египетской царицы оказались действительно могучие и обширные знания.

И все же Клеопатра осознавала: она должна выделяться, быть экстравагантной и неординарной, уметь изумлять и шокировать все многонациональное сообщество могучей империи. Личность царицы должна быть плотно окутана пеленой легенды, что создает завесу неприступности и божественности властительницы. И конечно же, миф призван усилить экспрессию восприятия личности, внушать благоговение собственному народу и уважение соседним. Мифы для правителей служат для замены их недостающих качеств. Например, история о появлении Клеопатры перед Цезарем, завернутой в ковер, призвана продемонстрировать решительность властительницы. А легенда о ее неописуемой красоте, пленившей диктатора Юлия Цезаря, служила прямым свидетельством отсутствия признаков физического совершенства…

Клеопатра, несомненно, совершала ошибки, и ей не чужды были многие человеческие слабости; как и все женщины, она искала любви и признания, оставаясь уязвимой. Но ее усилия не оказались тщетными: пройдя через собственные ошибки, она искрящейся кометой вошла в историю. Клеопатра интересна в первую очередь тем, что сумела продемонстрировать, что женщина способна играть несколько ролей одновременно, оставаясь матерью, подругой, любовницей и государственным деятелем.

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Появление мифа Как возник миф об Эльдорадо? И какое событие легло в его основу? Когда испанские конкистадоры пришли на американские земли, то увидели, насколько мало аборигены ценили золото. Поэтому они сделали предположение, что этого металла на их землях должно быть

Из книги Арийский миф III рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Часть 1 СОЗДАНИЕ МИФА АРИЙЦЫ МЕЖДУ ЛЕГЕНДАМИ И НАУКОЙ Появление арийцев на научной сцене В конце XVIII века лингвисты сделали неожиданное открытие. В различных языках, казалось бы никак не связанных между собой (кельтском, германском, персидском, греческом, индийском),

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Раздел II. История Греции в XI–IV вв. до н. э. Формирование и расцвет греческих полисов. Создание классической греческой культуры Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI–IX вв. до н. э 1. Особенности

Из книги История отравлений автора Коллар Франк

Генезис мифа Речь идет именно о представлениях людей, а не о реальной связи. Уже начиная с Дройзена, книга которого об Александре вышла в 1833 г., подавляющее большинство специалистов считает, что смерть македонского царя была вызвана вовсе не ядом. Полководец скончался в

Из книги Чаша и клинок автора Айслер Риан

Метаморфоза мифа Джордж Оруэлл в своей книге «1984» предсказывал такое время, когда «Министерство Правды» будет переписывать все книги и переделывать все идеи, подгоняя их под требования властей. Однако ужас заключается в том, что это - не будущее. Это уже произошло

Из книги Третий рейх автора Булавина Виктория Викторовна

Рождение мифа Адольф Гитлер - один из самых известных людей в истории человечества. Оратор и политик, основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, фюрер Национал-социалистической немецкой рабочей партии,

Из книги От тайны к знанию автора Кондратов Александр Михайлович

«Билингва мифа» Произведения искусства Крита, Этрурии, Бонампака служат историческими источниками не только потому, что стиль изображений в них реалистический, но и потому, что у более поздних народов, наследников этих культур, мы находим сходных по функции (если и не по

Из книги Малоизвестная история Малой Руси автора Каревин Александр Семёнович

Рождение мифа Откуда же тогда взялся миф о «Батуринской резне»? Сочинил его. Иван Степанович Мазепа. Пытаясь подбить казаков к мятежу гетман-изменник принялся повсюду рассылать свои универсалы, переполненные клеветами на царя и великорусский народ. Мазепа уверял, что

Из книги Ложь и правда русской истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Анатомия мифа В этой главе речь пойдет о том, как создаются мифы. О происхождении мифа и анатомии мифа. Впрочем, в любой книге, касающейся исторических событий, без, собственно, мифов и анализа мифов не обойтись, мифы в прямом и переносном смысле сопровождают всю жизнь

автора Маргания Отар

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

Из книги ОУН и УПА: исследования о создании "исторических " мифов. Сборник статей автора Рудлинг Пер Андерс

Националистическое создание мифа: Интеллектуалы-ОУН (з) и Пролог Западные союзники предпочли сотрудничество с группировкой Николая Лебедя. Группа ОУН (з), в которую входили Владимир Марынец и Владимир Кубижовик, представляла себя как группа демократов. Василий Кук,

автора Ильинский Петр

Из книги Легенда о Вавилоне автора Ильинский Петр

РЕВАНШ МИФА …Горе, горе тебе, великий Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. Откровение 18:10 Заключительная книга Нового Завета - Откровение святого Иоанна Богослова, которую часто, транслитерируя греческое слово, называют «Апокалипсисом», является

автора

§ 2. Теория исторического знания и методы исторического изучения На основании соображений, изложенных выше, легко придти к заключению, что методология науки преследует две задачи - основную и производную; основная состоит в том, чтобы установить те основания, в силу

Из книги Методология истории автора Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

Часть I Теория исторического знания Главнейшие направления в теории исторического знания С теоретико-познавательной точки зрения научное знание характеризуется его систематическим единством. Подобно нашему сознанию, отличающемуся единством, и наука должна быть

Прошлое активно вторгается в нашу жизнь. Через усатые портреты Сталина на задних стеклах иномарок и скандальное выяснение взаимоотношений последнего российского императора с балетной примой. Через споры до хрипоты – Москва или Киев является наследником Древней Руси и погибли ли 28 панфиловцев на подступах к Москве. Через георгиевские ленточки/красные маки и демотиваторы в соцсетях с цитатами политиков.

Всегда ли плоха мифологизация и как вымышленные подробности стали хрестоматийными в школьных учебниках? Почему историческая наука остается на заднем плане тех, кто транслирует ангажированное изложение прошлого? Что отвечают современные студенты одного из ведущих гуманитарных вузов страны на вопрос о Жанне Д’Арк? Об этом «Обзор» расспросил руководителя Центра истории исторического знания, главного научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, профессора МГИМО (У) МИД России Марину Бобкову :

Ставший классическим пример "переписывания" истории. Руководство СССР на Беломоро-Балтийском канале. Первый снимок 1937 года, когда Николай Ежов (крайний справа) еще возглавлял НКВД. После ареста Ежова он исчез не только с передовиц «Правды», но и, с помощью ретуши, с официальных фотографий

– Существуют ли профессиональные критерии, инструменты, позволяющие историку определить – это реальное событие, пусть и очень далекого прошлого, а это миф? Как, например, понять – имело оно место, предположим, в истории Древнего Египта или средневековой Руси, или выдумано придворными писцами?

– История, как и другие науки, имеет свой исследовательский инструментарий. Ответить на вопрос «как было на самом деле?» история не может. Потому что эксперимент в нашей науке невозможен. Тем не менее, мы можем получить верифицируемое, то есть поддающееся проверке, знание. Вот, например, какой-то летописец зафиксировал событие, которое было на самом деле и является исторической реальностью, или придумал его по каким-то личным причинам. Мы фиксируем первичный факт, а потом анализируем другие по типу источники (например, писцовые книги) этого же периода. Затем обращаемся к более поздним источникам и ищем «следы» этого события там.

Поскольку три четверти средневековых источников являются компиляциями, то сравнительный анализ, как правило, срабатывает на 100%. Это же касается и источников более поздних периодов. Здесь компаративный подход значительно упрощен, поскольку источниковая база становится более широкой и разнообразной. Если факт зафиксирован в трех-четырех источниках разных по типу, происхождению, да еще и разновременных, то его можно считать исторической реальностью.

– А как обыватель, вооруженный лишь багажом школьной программы, может понять – здесь им манипулируют, выдавая за реальность несуществующую цитату Черчилля или фото не там и не тогда расстрелянных людей, а здесь приводят исторический факт?

– Человек, не имеющий профильного образования, конечно, не вооружен исследовательскими методами специальных исторических дисциплин. В его багаже – только знания из школьной программы. Но и он может понять или догадаться, что его надувают.

Во-первых, современное информационное пространство предоставляет достаточно широкие возможности проверки феномена, вызвавшего ваши сомнения. Во-вторых, обратите внимание на контекст, в котором использовался «удививший» вас факт. Как правило, манипулирование происходит в политически ангажированных и актуализированных текущей ситуацией текстах. Здесь к текстам мы относим любое сообщение о прошлом, имеющее смысл. Это не только письменные или печатные источники, но и визуальные тексты – картины, памятники архитектуры, скульптура, видеоматериалы, снимки.


Масштабы Ледового побоища были куда скромнее, чем принято считать. Но при противостоянии с Третьим рейхом советской пропаганде нужен был образ героической дружины, наголову разбившей немецких «псов-рыцарей». Так в 1938 году появились фильм Эйзенштейна «Александр Невский» с кантатой Прокофьева и поэма Симонова «Ледовое побоище»

Кадр из фильма "Александр Невский" (Мосфильм, 1938 год)

Исторические мифы активно используются киноиндустрией и в России, и на Западе

Кадр из фильма "300 спартанцев" (Warner Bros, 2006 год)

– Мифологизация исторических событий и персон – универсальное явление или же какие-то страны подвержены ей меньше. Например, какие популярные исторические мифы существуют на Западе? Есть ли у них своя специфика?

– Мифологизация прошлого – явление повсеместное. Все народы и страны подвержены ему в равной степени. В периоды кризисов мифотворчество, как правило, особенно процветает. Яркие примеры мифов из всеобщей истории: египетские пирамиды строили пленные-рабы; Фермопильский проход защищали только 300 спартанцев; Наполеон был коротышкой; немцы ведут свое происхождение от троянцев… И что самое интересное, как только начинаются глобализационные процессы (будь то Раннее Новое время, или сегодняшний день), так сразу же интенсифицируется национальная мифология.

– Развенчивание какого исторического мифа стало самым неожиданным в вашей профессиональной биографии?

– Я не попадала в такую ситуацию. То ли я не достаточно наивна, то ли слишком прагматична.

– В школе история преподается как аксиома. В рамках общеобразовательной программы ребенка не учат работать с источниками, сравнивать. Тем более сегодня, когда для заполнения теста ЕГЭ требуются зазубренные даты и имена. Почему на школьных уроках истории не учат развенчивать мифы из прошлого, а наоборот, форматируют сознание под принятие любой информации?

– С учебниками и преподаванием истории в школе у нас все очень сложно. Экспериментировать с образование очень опасно и не зря образование и просвещение всегда были наиболее консервативными сферами. Эксперименты последнего времени дают свои результаты. Сдавшие ЕГЭ по истории первокурсники одного из ведущих гуманитарных московских вузов традиционно на первом занятии пишут у меня «входную» контрольную по диагностики остаточных школьных знаний. В ней есть вопросы по самым распространенным историческим сюжетам, составляющим, в моем представлении, общекультурный багаж любого человека со школьным образованием. В этом году я осмелилась спросить, кто такая Жанна Д’Арк? И правильных ответов было меньше четверти. В основном отвечали так: это героиня Великой французской революции, которой отрубили голову; борец за права женщин, которую сожгли, как ведьму; боролась с фашистами и погибла… Ну и что здесь комментировать?

Любой учебник в определенном смысле мифологизирован, так как создавая его концепцию авторы договариваются и о фактологическом ряде, и о персоналиях, которые будут представлены в учебнике, и, вы удивитесь, о трактовках исторических феноменов… Авторы нашумевшего историко-культурного стандарта (на основе которого и создается единый учебник истории) гордятся тем, что интерпретации в нем сведены к минимуму. Но тогда, можно в качестве учебника использовать «Пособие для поступающих в вузы. История в таблицах». Вот уж тут трактовок совсем никаких нет!

Учебник неизбежно несет упрощенное изложение истории. Его задача состоит в том, чтобы объяснить школьникам последовательность и содержание всемирно-исторического процесса, вооружить их своеобразным навигатором и научить им пользоваться. Преподавание истории и в школе, и в вузе совершенно не учитывает современного глобального информационного пространства. Учебник должен научить добывать знания (дать удочку, чтобы ловить рыбу) и их систематизировать. «Пересказ» исторических сюжетов, чем и является сегодня учебник, уже никому не нужен. Почему учебник такой, какой он есть? Этот вопрос уже не ко мне, а к Министерству образования.


Крах СССР заставил "многонациональный советский народ" пересмотреть прошлое. Уже порознь

www.chuchotezvous.ru

– Глобализацию информационного пространства нельзя оценить однозначно. С одной стороны, тиражирование мифологем многократно возросло. Но это не значит, что их стало намного больше! Да, появляются новые. Например, «занимательно» выглядят квазиисторики-квазилингвисты. Не менее «занимательны» и авторы квазиисторических фильмов, опять же с федеральных каналов: ну какой русский не выдохнет с облегчением, что Пушкина, который «наше все», не ранили смертельно на дуэли. А он, (ай да Пушкин, ай да сукин сын!) явился нам во Франции в образе Дюма! Ну, как вот опровергать с научной точки зрения, подобный бред коммерческих квазиисториков? С другой стороны, польза от этого шабаша все-таки есть! Даже мифологизированное прошлое способствует значительному росту интереса к истории научной.

– Помимо полуофициальных мифов сегодня появились целые направления, с позволения сказать, школы, учащие о выдуманной романовскими историками истории России, Великой Тартарии и многотысячелетней истории русских. Чем объяснить их популярность, ведь адептами подобных учений становятся не просто безразличные обыватели, а те, кто пытается изучать прошлое, интересуется им.

– Это абсолютно нормально. Наша страна переживает переходный период. Геополитическая катастрофа (согласна, что оценивать ее можно по-разному) – гибель СССР – повлекла исчезновение такой географической и идеологической дефиниции как «многонациональный советский народ». Теперь мы все еще переживаем период вновь актуализированной необходимости национальной самоиденитификации, поиска национальных корней. И здесь в свои права в полной мере вступает национальное мифотворчество. Оценить его тоже нельзя однозначно. С одной стороны, это хорошо – фундаментируется традиционное общество, а с другой, это может стать основой национальных неприязни, розни и, возможно, межнациональных конфликтов. Именно поэтому была заявлена новая географическая и политическая общность «многонациональный российский народ». Но эта общность еще не стала реальностью.

По-видимому, и ей нужна своя общая история и, возможно, общие мифы. Кстати, обращение к истории Великой Отечественной войны, к истории общей Победы, актуализируется помимо прочего и идей о единстве нашей современной многонациональной державы.

Беседовал Андрей Кошик

Почему так произошло, что демократия стала эталоном правления в мире? Сама идеология демократии пришла к нам из Европы, и нынче, со скоростью звука (слово либерала) распространяется по всему миру. Где силой оружия, а где экономическими мерами, где угрозой, а где подкупом, но, демократическая идеология постепенно становится своего рода религией Мира. В любом случае, она насаждается странами, которые взяли на себя роль исторического судьи. Эту роль им никто не предлагал, да и интеллектуальный уровень таких идеологов на низком уровне. Демагогия демократии не появилась так просто. Европейская мысль к ней шла веками, уходя от веры в Бога(форма легитимности власти) и меняя свой уклад жизни ради зарабатывания денег.
ЭПОХА МИФОВ. - ()
Сама система демократии, как институт управления появился очень давно. Это одна из первых форм правления на земле. Сейчас, в исторической науке, принято обозначать то далекое время, словом «варварство». При этом добавляются разные определения к этому слову, от примитивного до архаической. Но сути это дела не меняет. Главное то, что в глубокой древности, все сообщества, были построены на демократических принципах. Эти принципы были простыми. Все решения в таких сообществах принимались сообща. И современная система демократии является наследницей именно этой «варварской» системы отношений в обществе. В древних сообществах, роль парламента играли люди, статус которых был выше своих соплеменников. Да и само коллективное сборище членов племен, ради принятия решений, походило на шабаш ведьм. В те далекие времена, религиозные концессии еще не сформировались, и особую роль в обществе играли жрецы, которые пользовались поддержкой старейшин и воинов , так как они взяли на себя миссию общению с невидимым миром. В таких обществах, каждый ее член был неотъемлемой частью жизни ячейки. Без нее он бы погиб, а вместе с ней он не просто выживал, но и был ее активным членом. Другими словами, такая единица «мира» не могла существовать самостоятельно. Заметили, куда я клоню? Демократия в древности это институт и целая система, где происходило единение с миром метафизики через обряд. Теперь демократия отвергает полностью это. Видимо потому, что созданные ей системы поддержки и есть воплощение в материальном плане сил метафизических. Их вывели в свет, и дали материальную жизнь. Рынок, а значит и деньги и биржи, существуют сами по себе не зависимо от воли человека. Пропечатал в газете второго «пошиба» информацию выгодную себе, и рынок рухнул в пользу не видимого игрока. Сегодня шабаш и обряд стали не нужны, так как вся жизнь «рыночника» и есть сплошной обряд по вызову "Сатаны" из преисподней. И не надо на меня вешать ярлыки, человек существо метафизическое, а кто верит в иное, дальше может не читать!

В разных странах формы демократии назывались по-разному, но их объединяло одно. Это коллективное решение тех вопросов , которые власть в лице определенных каст, не могла принять, или взять на себя ответственность за такое принятие. Но, человек того времени не отделял себя от законов природы, которая его окружала. Все явления в природе, принималось им с мистической точки зрения. Да и вся жизнь такого человека, была основана на мистике. Поэтому обрядность в таких ячейках мира, имела первостепенное значение. Без обрядности не делалось ничего. Человек наделял вещи и жилища, зверей и растения, особыми качествами. Это была эпоха поклонений неизвестному. Может, что-то из тех тайн мы и потеряли, но речь сейчас не об этом. Такие объединения, все свои собрания или сходки, всегда превращали в таинственное магическое действие. Решения, принимаемые на них, носили оттенок мистики, и являли собой некий договор, между душой сообщества, и таинственными высшими силами, с разрешения умерших предков. И поэтому, в ходе такого служения обществу, через собрание его членов, проводился религиозный ритуал, с вызыванием духов, выступлением жрецов. И члены общества, которые участвовали в общем сборе, являли собой сплоченную массу людей, которые подтверждали свою принадлежность к данному сообществу, готовые умереть ради него, и жить ради него же. Но уже тогда, демократия не признавала равенства всех поголовно. Сообщество людей не могло существовать без своих лидеров, власть к которым приходила исключительно по их заслугам. Если каста жрецов еще имела наследственность, то в среде института старейшин и воинов, об этом можно говорить условно. Власть элиты тут всегда основывалась на достоинстве о вкладе в общее дело. Но уже тогда существовали категории людей, которых не допускали к такому общему мистическому действию. В разных сообществах, а затем и в странах, в такую категорию людей, входили и женщины и рабы, и те, кто не имел статус гражданина. Исключались из общего совета и бедняки и иностранцы.
Такая «примитивная» магия, не могла существовать вечно. С развитием общества, и отношений как внутри государства, так и с другими странами, примитивизм заменялся более прогрессивной идеологией. Духов предков и природы, должна была заменить единая вера. Это стало возможно тогда, когда человек в обществе стал превращаться в единоличного хозяина. Ему уже не нужна была общая принадлежность к мистическим началам. Духов стал заменять Бог, который без своего представителя на земле, существовать не мог.
Тонкие грани в таком вопросе я буду избегать. Нам важно понять тенденцию. Развитие любой системы основано на определенных процессах, которые и приводят со временем к ее окончательному формированию. Формирование религии, это не просто объект изучения далекого прошлого стран. Прежде всего, религиозное сознание присутствует в каждом из нас. Народы разных стран, отличаются друг от друга и по менталитету, и по своим целям в жизни, и по отношению к окружающему миру и Богу. Такие характеры наций, формировались в ходе долгого исторического процесса стран, в которых они существовали.


Политика властей таких государств, мало отличалась в веках. Ежедневная деятельность человека, его вера, и традиции, которые передавались из поколения в поколение, и сформировали современных людей. И, общество людей отбросило демократию, как средство управления сообществом из-за того, что на определенном историческом пути, она стала не устраивать как народ, так и власть. Монархия, как власть одного, более подходило для целей, которые ставило сообщество в целом. Монарх, или царь, или государь, значения не имеет, опирался в своей государственной деятельности на тех же жрецов, которые превращались в священнослужителей, и армию. Новая вера во Христа, в его искупительную миссию, создала новый тип общества. И если до этого, демократии уже превращались в тирании, то с Христом, появилась новая идеология. Она заключалась в том, что монарх был наделен властью от Бога. И такое понятие наделяло его легитимностью. Вера в справедливость на небесах и на земле, объединилась. И такое положение дел устраивало всех членов сообщества. Каждому была отведена своя роль. Воины защищали государство от посягательств, и выступали проводниками политики монарха. Они получали от страны питание и содержания исходя из своих заслуг. И работники, на которых и держалась «экономика» страны, видели свою миссию в поддержании своих отцов и спасителей. Слово Бога, принадлежало церкви.
Человек в Европе, стремился дальше. Культура и искусство в рамках Европейской религии, вышла за рамки церкви , (Корни такого бунта были в Античности, и католицизм был первой реформой Христа) и ее представители сделали огромный шаг к будущему демократическому устройству мира. Наступила эпоха, которая вошла в историю как Ренессанс. Эпоха «Возрождения» дала миру великих деятелей культуры.


Но, получился парадокс. Он заключается в следующем. Ярким примером такого переворота является живопись великих художников той далекой эпохи. Изображенная на картине Рафаэля «Сикстинская мадонна», Мария, несущая своего сына, Христа, людям, это яркий образец нового подхода к религиозному сознанию. С одной стороны, Мария понимает великую роль своего сына. Она уже видит его будущую смерть и его жизнь, полную лишений и поисков истины. И в ее глазах гордость за то, что именно этот младенец станет спасителям рода человеческого. И взгляд Христа, еще маленького ребенка наполнен осознанием своей роли и готовность к будущему. С другой стороны, Христос еще младенец, и боль матери за своего сына, читается в ее глазах. Рафаэль увидел в Марии не просто святую женщину и образ для поклонения. Он увидел в ней живого человека, чувства которого есть у каждого, кто живет на Земле.


И такое видение мира, а особенно религиозных сюжетов почерпнутых из Библии и Евангелия, привело к тому, что человеческая природа стала цениться на уровне Божественного. С другой стороны, все деятели Возрождения, были сынами своего времени. Они начали поиск идеального на земле. Цель их поиска, это такое построение общества, при котором бы все слои населения чувствовали себя бы комфортно. Их взор был направлен в прошлое. Все они были мистиками, знатоками тайных мистических учений, кабалы. Они, не отходя от Христианства, и часто выполняя волю и заказы церкви на художественные произведения, все же являлись разрушителями основ, догматов жизни Европы. Религиозные сюжеты, получая священный смысл, стали украшать храмы веры. В их произведениях, вместе с Божественным откровением, и тайным миром Бога, стал, виден человек со своими переживаниями и страданиями. Появилась проблема смысла существования на земле. И раньше такие глобальные вопросы волновали философов и лучшие умы землян. Но, с эпохи Возрождения, начался новый этап в развитии Европы. Вера во Христа стала продвигаться к явлению протеста против существующих порядков церкви в Европе. Россия же на этом фоне, развивалась по своему, особому пути.

Что бы понять, откуда взялась эта модель, под названием демократия, нужно, прежде всего, понимать, что любому событию, предшествует ряд событий, как в идеологии, так и в принципах развития общества. Нации и каждый человек, формируются с детства, впитывая в себя все установки общества в котором он живет. Время всегда диктует свои особенности и потребности. Есть потребности каждого человека в повседневности, есть потребности властей в реализации своих желаний, есть потребности государственные на мировой арене. Эта совокупность потребностей, и есть общее движение страны, ее исторический путь. Жизнь страны основывается на ее гражданах. Гражданин государства имеет потребности жить и существовать комфортно в своих условиях. Эти комфортные условия предоставляет ему государственная элита, и комфорт понятие относительное, которое зависит от идеологии. Не важно, что за идеология. Вера или атеизм. Отсюда и понятие комфорта, и его степень реализации в обществе. Стремление к комфорту таким образом может отличаться в несколько раз, если сравнивать его с точки зрения современности. Вера человека в Бога, его традиции, и имидж власти страны, составляет государственное образование. Это своего рода договор, при котором власть берет на себя ношу заботы, и право применить силу. Право силы и насилия над своими подданными и распоряжение жизнями граждан, дано власти в силу ее возвышенного положения. Власть и элита по праву считаются родовитыми, так как их способности к анализу ситуации, их личные качества, и идеология на которую она опирается, являясь носителями этой идеологии, позволяют ей распоряжаться всем. В Европе такой властью стало папство. Именно Рим , где в результате и образовался такой институт, взял на себя основную роль в Европе в вопросах веры.
Христианство не могло развиваться отдельно от государств и философской мысли в мире. И Папа, и институт папства, брал на себя роль управления. Так уж устроена любая система, где предполагается правитель и подчиненный. Папа же собирался подчинить всю Европу и не только. Такая система, когда религиозная составляющая из одного центра Европы, стала диктовать императорам стран свои условия и играть решающую роль в общеевропейской политике, приводила не только к упрочению веры, но и к сопротивлению правителей разных стран. Становление папства, было закономерным процессом. Изначально, вера во Христа и роль церкви не носило идеи ограничения рамками одного государственного образования. Церковь всегда выше таких понятий. Вера предполагает объединение людей разных национальностей и менталитета. Поэтому при таких потребностях веры, нужны общие правила игры для всех, которые включают в себя определенный язык общения с Богом и обрядность. Но, становление института папства, встречалась с сопротивлением всех сторон жизни Европы. Такой процесс шел наравне с поисками истины в Богословских вопросах, и установлению общих догматов церкви. Стала развиваться философская мысль, появлялись институты, которые и разрабатывали такие концепции. При этом церковь могла опираться на монашество и политическую элиту стран Европы. В то же время, стал происходить процесс отделения двух церквей, которые расходились в основных понятиях веры.


И уже при Льве девятом, в 1054 году, такое разделение произошло. Это разделение было объяснено теологическими расхождениями. Хотя причины его кроются намного глубже. Нам же важен только факт. Византийский патриарх Михаил Керулария, обвинил Рим в извращении основного догмата веры. Еще в 809 году, Аахенский собор принял догмат о том, что святой дух исходит как от единого Бога, так и от его сына . Это разногласие и послужило взаимной анафеме Рима и Византии. На арене появились две церкви, Католическая и Православная. Меня интересует только эти две веры во Христа, и оценивать я буду только их, по одной причине. Именно между этими двумя Христами и происходит до сих пор основной спор, что в понятиях веры, что в идеологии жизненных приоритетов на планете в целом. Оценить современность можно и нужно даже жестче. Один Христос, в лице Запада наступает, а значит, наступает и человек, с другой стороны Христос России, защищается в лице души. Другими словами идет наступление человека на душу. Что подразумевается под душой? Считать, что душа есть только у человека, по моему убеждению, ошибка. Душа существует во всем, включая и намерение человека идти к Богу, и само действие, будь то действие борьбы с грехом и наоборот. Душа, таким образом, пропитывает все пространство рядом с нами. И получается, что в схватке столкнулись две души, а значит два противоположных метафизических мира. Война обрела лицо Вселенского противостояния и отголоски ее, слышны во всех уголках Космоса человеческой души, а значит и Бесконечности.


Католическая церковь в Европе вела борьбу не только на религиозной почве, но и на политической арене. При этом развитие феодализма в Европе привело к тому, что роль городов как центра государства, стало ослабевать. Основной доход Рим получал от земель. Поэтому Европа покрылась своего рода поместьями, во главе которых стоял феодал со своей армией. Стало развиваться рыцарство. И рыцари носили характер армии не просто конкретной страны, а Европы католической в целом. Они справедливо считались хранителями веры, и ради веры готовы были идти на все. Поэтому рыцари и объединялись для крестовых походов против еретиков. С современных позиций, с точки зрения простого обывателя, трудно понять состояние души человека, жившего в то время. Вера в истинного Бога предполагает такое состояние души, при котором, все поступки человека в миру, рассматриваются с перспективы будущего посмертного наказания. Вся земная жизнь направлена на подготовку к смерти. А такая жизненная позиция, должна опираться на уверенность в своих действиях. Сомнения же остальных людей, называлось ересью и жестоко каралось инквизицией. Сама инквизиция и была создана для борьбы с ересью в учениях, и еретиками в человеческом обличье.
Власть Рима в лице папы была основана не только на вере. Одним из главных факторов был и экономический. Рим как самая богатая резиденция в Европе, имела свои доходы за счет эксплуатации граждан всей Европы. Европа, как известно, это не одно государство, а многие образования со своими обычаями и целями в геополитике. Противоречие заключалось в том, что Рим как главный идеолог Христианства стремился к подчинению себе всей Европы. И представители папы не видели различий между странами. После возвышения Франции в Европе, папская резиденция была перенесена в Авиньон. Это было связанно с тем, что Франция начав войну с Англией в 1294 году , потребовала обложения налогом и духовенство. И Рим возмутило то, что Филипп четвертый, император Франции действовал по своему уразумению, не обращая внимание на папство. И между Францией и Римом впервые в Европе, стала происходить диспут, по вопросу власти. Или императорская власть или церковная как высшая власть в Европе. Все это привело к поражению Рима, и папская резиденция, переехав в Авиньон, стала орудием в руках Франции. Именно Франция стала духовным наследником Европы. В это же время в Европе стал править орден Храмовников , который стал самым богатым и могущественным католическим орденом в Европе. И интересы Французского короля и папы в это время совпали. Хватило одного обвинения в ереси, как орден пал, его замки и храмы были сожжены. За такое деяние с Французского короля была снята Анафема. А воля папы стала распространяться и в Англии.


Европа того времени столкнулась еще с одним явлением. Папские делегаты во всех уголках континента, не вызывали уже должного уважения. Их деятельность по сбору денег для папы, все больше приводили к возмущениям населения, и уже в то время, имели место несколько убийств таких представителей. Да и Англия, со временем все больше возмущалась уходом денег из страны в Авиньон. В Великобритании, католики умудрились захватить несколько монополий в торговле, и поведение папских представителей в этой стране, походили на диктат иностранцев. Появилась идея создания отдельных церквей, как во Франции, так и в Англии. Духовные споры, которые велись во Франции, между местным духовенством и папскими теологами, не могли не привести к конфликту. В это же время начинается разрастаться деятельность инквизиции. Города, развиваясь, давали новые направления в ереси. Папа, Иоанн двадцать второй , начинает гонения на спиритуалов , которые проповедовали нищенство. В 1323 году , этот папа запретил идеализировать нищенство. Инквизиция обрушилась на орден францисканцев. При этом папство все более давило на Германию, как страну, от которой поступали неплохие доходы. Это вызывало недовольство и в Германии. Монахи в монастырях Германии, стали, открыто возмущаться политикой папы в Авиньоне. Европу стало лихорадить. Католическая религия стала не устраивать буквально всех. А вмешательство в дела государств папских представителей, воспринималось как грабеж собственных ресурсов. И вот уже из Страсбурга удаляют всех представителей папы, с 1331 года в Цюрихе нет ни одного папского чиновника, в Констанце магистрат требует от духовенства работать на благо страны. В Германии на волне демократизма, папа все более теряет свое влияние.
В таких событиях была виновна политика папы, богатство которого складывалось на откровенном грабеже Европы его представителями. Ситуация стала похожа на пороховой погреб. С одной стороны на местах, росло сопротивление папской власти, с другой, папа и его сторонники вынуждены были пойти на ответные меры. Эти меры не предполагали компромисс с властями Европейских стран. Церковь стала развивать учение ереси, и отхода от истинной веры. (Католицизм сразу строился как юридический орден) Начала работать защита веры в виде инквизиции. Уже при Карле четвертом, с 1346 года в Германии начинается искоренение ереси. Через 50 лет, инквизитор Петр Пилихдорф, с гордостью заявит, что хотя ересь он не вывел полностью, но уменьшил намного. Все происходило банально просто. По стране стали происходить повальные обыски и аресты. Суды всех уличенных в ереси, приводили к одному результату, а именно смерти на костре. А через два года в Европе началась чума. Слухи в народе о папе, как главном еретике, стали разноситься от страны к стране. (Помните я уже писал о договоре, со смертью Европы)


В это время распространилась практика самобичевания, которой стали подвержены все, от властей до простых граждан. В годы смерти, с 1348 по 1349, когда Европа впала в депрессию, и стала считать дни до страшного суда . Самобичевание как метод искупления грехов, стал распространенным явлением. Это была опасность для папы и церкви в целом. Проповедь нищенства и покаяния не устраивала церковь. А идея равенства христианского, могла привести к непредсказуемым последствиям. И церковь выход нашла. Во всем обвинили евреев. И по Европе прокатилась волна еврейских погромов. Евреев стали уничтожать повсюду так, что один из современников уже признавал, что вскоре эта нация прекратит свое существование. Одновременно церковь признала ересью самобичевание, и сторонники такой веры, оказались на кострах инквизиции. Европейская вера во Христа стала омываться кровью. И впервые в Европе, проповеди Висенте Феррера , который предсказал конец света в 1400 году , стали считаться святыми на равных с папой. И ему ставили в заслугу спасения Земли. Именно его молитва и помогла избежать конца света.
Католическая вера в Европе развивалась по пути насилия. Папа и его сторонники, имели целью всю Европу. Их богатство было результатом влияния на власти стран континента. Они просто требовали себе столько, сколько им надо. Вера стала служить не Богу, а деньгам. И это приводило к тому, что быть священником в лоне Католичества стало выгодным. Это приносило огромные доходы, а деньги диктовали свои условия развлечений. Поэтому священник в Европе превратился в своего рода паразита, которому было дозволенно все. Многие из них вели разгульный образ жизни, не чураясь никаких развлечений. И эта картина не устраивала Европейские страны. Власть в лице императора, и политической элиты больше не соглашалась, кормить папу с его оравой, а народы стран прекрасно видели, что собой представляли те или иные представители папской власти. Такая ситуация приводила к тому, что разные группы мыслителей в философском направлении, стали искать выход из сложившегося тупика.


Католическая церковь не замечала такие изменения в умах, и вся ее деятельность носила карательный характер. Город Авиньон был Французским, и папа тут находившийся, имел отношение и к Италии. Священная роль Рима не оспаривалась, а события в Италии происходили вдали от представителя Рима. В это время и появились работы Петрарки , который осмеивал папу Бенедикта двенадцатого , говоря о том, что тот не желает перебираться в Рим по простой причине. Франция давала ему все в его безбедном существовании. Его пьянство было известно во всей Италии. Его критика Климента шестого и Иннокентия шестого , привело к тому, что Иннокентий объявил Петрарку в колдовстве. С 1347 года, начинает свою публичную деятельность Итальянский трибун Кола ди Риенцо . Вскоре его провозгласили трибуном, а еще до этого, он лично ездил к Клименту, приглашая его перебраться в Рим. И вся политика Риенцо, казалось бы, должна устраивать папу. Он отменил все гербы и вся атрибутику власти, оставив только папские символы. Но, его мысли о демократическом устройстве Италии пугали папу. Он даже стал искать повод для обвинения его в ереси. И уже в 1347 году , объявил его сыном дьявола. Риенцо дважды обвиняют в ереси, и он вынужден бежать. Его арестовали в Праге. В 1352 году, его отправили в Авиньон. Следующий папа Иннокентий , использует его для наведения порядка в Италии, где его и убили. Но его помощник, Альборнос с «честью», свыше 10 лет проводил карательную политику в Италии. Его смерть открыла страницу в истории Италии, когда произошли массовые выступления и восстания на территории этой страны. И только Григорий одиннадцатый , был вынужден перенести, наконец, свою резиденцию обратно в Рим. Но Рим это была не Франция. Да и сам папа любил жить на широкую ногу. Плохо знал Итальянский язык, и не понимал политического момента. Авиньон был прекрасным место на земле, Рим же нес с собой нищету и рост преступности. В 1377 году в Чезене, кардинал Роберт, со своими «подельниками» в сутане, устраивает резню населения, вина которых была в том, что они открыто, выступили против папы. Началась война с Флоренцией, которая отказалась выдать еретиков, и подчиниться папе. Перед смертью, Григорий резко высказался по отношению к Англии, которая к этому времени осознала всю беду, которую несли с собой папские священники. Григорий требовал предать суду инквизиции Виклифа , который выпустил свой труд, где отрицал право церкви, на какую либо собственность, и где прямо говорил, что грехи должны распространяться и на папу. Англия не выдала инквизиции ученого, что было первым таким случаем в Европе. В 1378 году, Григория не стало. Италия сразу же потребовала папский престол именно Итальянцу. И итальянец был избран. Им оказался Урбан шестой , который правил до 1389 года. Это был еще тот тип. Он умудрился вызвать недовольство и кардиналов и Франции. В результате кардиналы, даже используя поддержку короля Франции Карла пятого, создали свой папский престол. Начался Великий раскол церкви. Почти сорок лет в Европе было два папы, Урбан и откровенный жулик Роберт Женевский .


Урбан числился папой, а его сторонников сажали в тюрьму по всей Италии. И, впервые у папы Урбана не стало денег. И после его смерти, Бонифаций девятый, вслух объявил о пустой казне. Впервые Английский Банк дал ссуду папе, который оставлял в залог драгоценности. Еще при жизни, Урбан сопротивлялся кардиналам, и даже утопил в мешках пятерых. Но это мало помогало. Рим в глазах Европы уже не представлял, какого то авторитета в вопросах веры. Да и Италия была охвачена гражданской войной. Разорялись монастыри. Папа вынужден был разорять своих подданных в поисках доходов. В Италии появились богатые иностранцы. Это были авантюристы, которые наживались на том, что продавали свои услуги папе. Европа окончательно разделилась на два лагеря. Франция, и ее союзники признавали папой Климента седьмого, а Англия, и ее сторонники Урбана. И те и другие не желали идти на компромисс. Для каждого гражданина в этих странах, один был святым, другой еретиком. Мысль Европы стала витать вокруг начала эпохи конца света. В это время появился Николай из Климанжа , выступления которого были очень популярными в то время. Он открыто заявлял обо всех безобразиях, которые творятся папой и его окружением. Одновременно появилась религиозная секта, которая выступала против папской власти вообще. Ее основателем был лионский купец Пьера Вальдо . Его сторонники имелись во многих странах Европы.....

Многие из так называемых «общеизвестных» фактов на самом деле не факты, а исторические мифы, не имеющие отношения к реальности. Предлагаем вашему вниманию список из таких мифов, которые сквозь века и даже тысячелетия выдают себя за исторические факты, искажая нашу картину мира. В порядке убывания:

Ева съела яблоко

Яблоко - фрукт полезный, хотя и пользующийся дурной славой в качестве «запретного плода» с тех пор, как Ева сорвала его в Эдемском Саду с Древа Познаний и лишила нас - своих потомков - райской жизни. Однако внимательный читатель должен был заметить, что нигде в Библии «плод» не был назван «яблоком». Конечно, это могло быть и яблоко. В той же степени, что и манго, или абрикос, или любой другой фрукт. Но «клеймо» получило только яблоко.

На голову Ньютона упало яблоко

И опять яблоки - именно этот злосчастный фрукт умудрился упасть на голову сэра Исаака Ньютона и вдохновить его на изобретение закона Всемирного тяготения.. Симпатичная сказка, но, скорее всего, это только сказка. Впервые ее рассказал публично Вольтер в своем эссе о Ньютоне. Единственный человек, который говорил это до публикации Вольтера, была сестра Ньютона, Кэтрин Кондуит.

Уолт Дисней нарисовал Микки Мауса

Считается, что самого известного мультяшного персонажа - Микки Мауса - нарисовал сам Уолт Дисней. Но это не так. Микки был нарисован аниматором № 1 в диснеевской студии Юбом Айверксом (Ub Iwerks), который славился тем, что неимоверно быстро рисовал. Первый фильм про Микки (для него потребовалось нарисовать 700 рисунков в день) был создан всего за две недели. Но позже, когда появились звуковые мультфильмы Дисней реабилитировался - именно его голосом начал разговаривать Микки Маус.

Мария Антуанетта сказала: «Пусть едят пирожные»

В 1766 Жан Жак Руссо написал о событии, которое произошло якобы 25 годами раньше. Когда Мария Антуанетта узнала, что во французской деревне у людей недостаточно хлеба, она предложили им есть пирожные. Проблема в том, что в те годы Марии было 11 лет, и еще жила на своей родине в Австрии. Скорее всего эти слова распространялись революционными пропагандистами, чтобы показать, как далеки друг от друга народ и те, кто им управляет.

«Великое ограбление поезда» был первым художественным фильмом

Фильм был снят в 1903 году, но это не был первый художественный фильм. Его продолжительность - всего 10 минут. Первый игровым фильмом стал 100-минутный австралийский фильм «The Stоry оf the Kelly Gang», снятый на 3 года позже. А фильмов вроде «Великого ограбления поезда» был снято немало еще в конце 1890-х.

Ван Гог отрезал себе ухо

Полунищий великий художник Ван Гог (за всю свою жизнь продавший только одно полотно), незадолго до самоубийства в ссоре со своим приятелем Гогеном, более удачливым в продаже своих работ, отрезал себе ухо - кусочек левой мочки. Больно, но не так ужасно, как может показаться.

В городе Салем сожгли ведьм

В Салеме (штат Массачусетс) в 1692 году во время процесса над ведьмами было арестовано 150 человек, 31 человеку вынесен приговор, 20 из них - смертельных. Из этих 31 человек не все были женщинами, 6 из них - мужчины. При этом их не сжигали на костре - ведьмам это не страшно, их сначала забивали камнями, потом тела повесили на веревку.

Наполеон был коротышкой

Многие уверены, что непомерные амбиции Наполеона являются своеобразной компенсацией за его небольшой рост. На самом же деле рост «Маленького капрала» составлял 5 футов 7 дюймов (168 см) - выше, чем у среднего француза тех лет. Так почему его так называли? Это прозвище было «дразнилкой» для его незначительного военного чина. Наполеон стал императором, но прозвище осталось тем же.

Король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей

Великая Хартия вольностей ограничивала власть короля Англии и положила начало демократии. На картинах тех времен показано, как неохотно король Иоанн подписывает Хартию на лугу близ Виндзора в 1215. Это смешно, потому что Иоанн Безземельный, скорее всего, был неграмотным - посмотрите в архивах четыре сохранившихся оригинала Хартии - на всех стоит печать. Никаких подписей.

Уолтер Рейли ввез в Англию картофель и табак

Сэр Уолтер Рейли - исследователь, дамский угодник и одна из самых загадочных и мифологических фигур в английский истории. На современных портретах его рисуют исключительным красавцем, хотя его настоящих портретов найдено не было. Он считался дамским угодником и якобы понравился английской королеве Елизавете I. Правда ли то, что он кинул свой плащ в лужу, чтобы королева смогла ее перейти? Неправда. Правда то, что он не возвращался из путешествия в Америку с первым картофелем и табаком в истории Англии. Хотя утверждают, что Рейли завез картофель в 1586 году, на самом деле первый урожай картофеля был собран в Испании в 1585 году, после чего тот быстро распространился по Европе и даже «пересек» Ла-Манш. Табак же в 1560 году завез во Францию Жан Никот (никотин получил свое название от его фамилии). Так что курильщики всего мира напрасно обвиняют сэра Уолтера Рейли в распространении вредной привычки.

Магеллан совершил кругосветное путешествие

Все знают про Магеллана две вещи: что он совершил кругосветное путешествие, и что во время этой поездки он был убит на Филиппинах. Одно исключает второе. На самом деле Магеллан прошел ровно половину пути: закончил путешествие Хуан Себастьян Элькано, его заместитель.

Император Нерон играл на скрипке, пока горел подожженный им Рим

Эта история известна всем: 64 год до н.э. Рим горит, а Нерон играет на скрипке. Но это невозможно. Во-первых, скрипку изобрели через 1600 лет. Но даже если бы скрипка и была, Нерон мог играть на ней только на расстоянии 30 миль от горящего Рима, так как во время пожара он был не в Вечном городе, а в своей вилле в пригороде.

Капитан Кук открыл Австралию

Конечно же, австралийцам не хочется даже так думать. Еще задолго до 1770-го побывали тут и голландцы Авель Тасман и Дирк Хартог, и английский пират Вильям Дампир. А еще это континент был открыт 50 000 лет тому назад его коренными жителями - австралийцами. Единственно, за что Кук может быть назван «первооткрывателем» Австралии, да и то в кавычках - так это за открытие новых земель, что впоследствие стало поводом для прибытия сюда белых поселенцев.

Шекспир сам сочинил историю Гамлета

Уильям Шекспир известен как величайший драматург в истории человечества. Однако большинство его пьес не были его собственными творениями - скорее, творческими адаптациями рассказов, историй и преданий. Пьеса «Трагедия Гамлета, принца Датского», как утверждают историки, была основана на древнем скандинавском предании.

Это не так. Да, отцы-основатели Америки подписали Декларацию Независимости в этот день. Но война за эту независимость шла еще 7 лет, и только 3 сентября 1783 года наконец был подписан мирный договор между Америкой и английским королем Георгом III.

Эдисон изобрел электрическую лампочку

1093 патента: Эдисон - великий изобретатель. Но большинство из его изобретений сделано неизвестными сотрудниками его лаборатории. И, кроме того, за четыре десятка лет до рождения Эдисона электрический свет открыл некто Дэйви Хэмфри. Его лампа могла гореть только 12 часов подряд, и Эдисону пришлось всего-навсего найти подходящий материал для нити, чтобы лампа могла гореть постоянно. Да, достижение, но не открытие.

Колумб доказал, что Земля - круглая

Судя по книге американского автора Ирвинга Вашингона, так и было. Все думали - Земля плоская, но Колумб убедил всех в ином. На самом деле с 4-го столетия до н.э. никто и не думал, что Земля похожа на плоский блин. Колумб же никак не мог доказать, что Земля - круглая, так как он и сам в это не верил! Он считал, что Земля имеет грушевидную форму. Он никогда не бывал в Америке, а добрался только до Багамских островов, которые как раз и имеют грушевидную форму.

Ганди освободил Индию

Это самый известный лидер движения за независимость Индии. Он призывал страну к отказу от насилия. Ему было 16 лет (в 1885), когда был образован Индийский Национальный Конгресс. Но, и без участия Ганди, Индия достигла бы независимости другими, более действенными методами, чем непротивление насилию, а, возможно, еще бы и раньше, если бы пошла по пути, указанному Нетахи Чандра Бозе.

25 декабря - Рождество. Но нет никаких доказательств ни в Библии, ни где бы то ни было еще, что Иисус родился именно в этот день. Но почему 25 декабря сделали днем рождения Иисуса? Может, потому, что в этот день эллины праздновали день бога Митроса, рожденного девственницей, и одновременно это был День пастуха?

Джордж Вашингтон был первым президентом США

Все знают, что Джордж Вашингтон был первым из 52 президентов США. А вот и нет! Первым был Пейтон Рендольф - именно его выбрал революционный Конгресс. Его первым шагом на высоком посту стало создание Континентальной Армии для защиты от английских войск и назначение на пост главнокомандующего…генерала Вашингтона! Сменил Рендольфа в 1781 году Джон Хэнсон, который направил поздравительное письмо Джоржу Вашингтону после его победы в битве под Йорктауном и подписал «Я, Джон Ханкок, президент Америки». А Вашингтон стал первым всенародно избранным президентом США- но пятнадцатым по счету.
Дата: 22.06.2013 02:26:00 Посетителей: 2144

Фантастическая правда. Как создаются исторические мифы

Удивительно, но многие устоявшиеся исторические клише не имеют ничего общего с реальной историей. Одни мифы придумывают люди во имя своих интересов, другие появляются случайно, но затем укореняются в общественном сознании и начинают подменять реальность. Сегодня мы расскажем лишь о некоторых, далеких от реальности исторических мифах

Исторический миф №1. Викинги носили рогатые шлемы

Викинг без рогатого шлема — что шотландец без килта, мексиканец без сомбреро, еврей без кипы, турок без фески или на худой конец русский без ушанки. Любой поисковик картинок выдает на запрос «викинг» светловолосых (или рыжих) бородачей в металлических котелках с коровьими рогами. На деле это не так. На шлемах викингов никаких рогов не было. Представьте себе рогатую конструкцию, которая мешает махать мечем и постоянно норовит свалиться.

Никогда ничего подобного археологи не находили. Как родился этот исторический миф?

Известно, что у ранних кельтов в ритуальных целях, а не в военных использовались бронзовые шлемы с рогами.

Ну а живучее клише породил не кто иной, как Рихард Вагнер. В своих операх из цикла «Кольцо нибелунга» он представил средневековых воинов рогатыми войнами. С тех пор и пошло.

Исторический миф №2. Средневековые рыцари пренебрегали гигиеной

Эра средневекового рыцарства до сих пор будоражит умы людей. Но за несколько прошедших столетий факты исказились, а понятие рыцарства обросло множеством мифов. В числе популярных заблуждений о средневековых рыцарях и этот. Многие думают, что от рыцарей жутко воняло от того, что из-за доспехов они часто ходили под себя. Это не так. Доспехи же были сделаны таким образом, чтобы максимально упростить естественную физиологическую процедуру. Штанов, в современном понимании, тогда не было. Рыцари носили шоссы – высокие чулки, которые крепились на поясе, а спереди имелся брагет – откидной клапан.

Ну а неприятный запах от воинов легко объясним: если надеть на себя все рыцарское обмундирование, взять в руки меч, помахать им хотя бы с полчаса, то запах пота не заставит себя долго ждать.

Исторический миф №3. Битва на Чудском озере была выиграна благодаря тонкому льду

Мало того, что историки так и не смогли найти место, на котором действительно произошло Ледовое побоище, существует целая череда заблуждений, связанных с этим событием. Согласно народной мифологии, тяжеловооруженные немецкие рыцари провалились под лед из-за веса своих лат. Однако, никаких тяжелых латных доспехов в 1242 году у рыцарей Ливонского ордена не было, а значит, русская и «немецкая» армии были вооружены примерно одинаково. Более того, нигде на самом деле не задокументирован факт о том, что рыцарская армия провалилась под лед. Этого нет ни в хрониках Ливонского ордена, ни в оригинальном тексте Новгородской летописи. Да и никаких археологических подтверждений этой истории на территории Чудского озера так и не было найдено…

Исторический миф №4. Люди в средние века считали, что земля плоская

Даже в учебниках истории можно найти утверждения, что люди в средние века считали, что земля плоская. Увы, как раз наоборот. Судя по документам, среди средневековых ученых было распространено мнение о том, что земля имеет форму шара. Даже древний философ Аристотель описывал Землю как сферу. К сожалению, в то время закон гравитации известен еще не был, так что целостное обоснование этой теории средневековые ученые дать не могли.

Исторический миф №5. Наполеон был маленьким

В лексиконе психологов есть выражение «наполеоновский комплекс» за которым скрывается определенное поведение людей, которые пытаются компенсировать свой небольшой рост доминирующим поведением. Якобы именно через завоевания пытался самоутвердится и невысокий Наполеон.

Факты же говорят об обратном. Французский император имел рост 169 сантиметров. По тем временам он был весьма внушительным человеком. Так откуда возник миф о маленьком росте Наполеона? Известно, что Император повсюду ходил со своими телохранителями, которые были значительно выше его. А так, как Наполеон был человеком публичным, люди, глядя на его окружение, стали говорить о том, что Наполеон маленький.

Исторический миф №6. Катана — главное оружие самурая

Два основных мифа, связанных с японским мечом-катаной — это его высочайшее качество и мнение, что катана во все времена была основным самурайским оружием. Основные источники мифа – аниме и фентезийная литература. На самом же деле, производство катан, вследствие постоянных междоусобиц, было массовым, а слова «массовый» и «качественный» всегда противоречат друг другу. Второе заблуждение чуть менее очевидное. Известно, что начиная с эпохи Токугавы (XVII век) два меча — катана и вакидзаси — стали отличительными знаками, показывающими статус их владельца. Но до начала XVII века самурай был в первую очередь конным лучником. Кроме лука у него была нагината (этакая японская разновидность алебарды), которая позволяла удерживать противника на расстоянии.

Исторический миф №7. Взятие Бастилии — героический штурм оплота деспотизма

14 июля на улицах Парижа не пройти. В этот день отмечается один из самых популярных во Франции праздников – День взятия Бастилии. Даже все столики в ресторанах на этот день бронируются за несколько месяцев. И все это в честь события, которое не несло того значения, которое ему придают сейчас. Не было ни сотен погибших во время штурма, не было ни сотен узников, не было и пушечной батареи, стрелявшей по толпе картечью. На 14 июля 1789 года в Бастилии содержалось всего 7 узников. Гарнизон легендарной тюрьмы успел сделать один-единственный выстрел из одной-единственной пушки, прежде чем его взяли в плен, а голову коменданта насадили на пику. Солдаты, кстати, даже не целились в толпу — стреляли поверх голов в надежде, что маркиз де Лоне, тот самый комендант, уладит дело миром. Так что миф о революционном подвиге взявших «цитадель тирании» — только миф.

Исторический миф №8. Гитлер построил первую скоростную автомагистраль

В среде автомобилистов бытует мнение, что первую скоростную автомагистраль построил Адольф Гитлер. Однако это не так. Первая немецкая автомагистраль Кельн-Бонн была открыта в 1921 году. Инициатором строительства автотрассы был тогдашний бургомистр Кельна Конрад Аденауэр.

Откуда пошел миф? История о Гитлере-строителе целенаправленно подогревалась нацистской пропагандой. В 1933 году Гитлер открыл автодорогу Франкфурт-на-Майне – Мангейм. Ее протяженность была 78 километров. Именно эту дорогу нацистские пропагандисты преподносили, как первую полноценную скоростную автомагистраль. А автодорогу Аденауэра они бесцеремонно низвели до уровня шоссе.

Исторический миф №9. Лампочку Эдиссона придумал Эдиссон

Как бы не так! Томас Эдисон, известен, как один из величайших изобретателей. Однако самое известное его изобретение – электрическая лампочка – даже не принадлежала его лаборатории. За сорок лет до появления Эдисона на свет, электролампу изобрел английский ученый сэр Хэмфри Дэйви. Достижение Эдисона же состояло в том, что он подобрал правильное вещество нити накаливания и газ. В результате лампа стала гореть более 12 часов.