«Передовики производства писали про нас гневные письма. И как же зарождалась новая группа

Валерий Кипелов – не просто ведущий российский рок-вокалист. Это человек, о котором слагают легенды. Вокалист двух культовых российских рок-групп "Ария" и "Кипелов", кумир нескольких поколений любителей тяжелого рока, идол хеви-метал и хард-рока Валерий Кипелов вновь приезжает со своей группой в Израиль, чтобы дать два концерта в Хайфе и Тель-Авиве.

Беседовала Севиль Велиева.

Я была на вашем концерте в Израиле в прошлый раз, и меня удивило количество молодежи. Понимаю, почему у вас полно поклонников 35-50 лет – то есть тех, кто вырос на вашей музыке, но почему к вам приходит так много 20-25-летних?

Вы не поверите, но у нас на концертах много детей, и мне часто после концерта передают открытки от 6-7 летних детей, трогательно подписанные типа "спасибо большое, дядя Валера". Я вообще проверяю свои песни на своих внучках. У меня внучкам 15 и 7, и если им нравится, значит, хорошая песня (смеется) . Я не могу понять, почему нас слушают молодые люди: мы однозначно не модные, но мы общаемся на равных с молодежью, а это очень подкупает ее. Финалист одного крупного музыкального конкурса в России исполнял песню "Я свободен" в свои 13, и мы приняли это с уважением. Понятно, что когда он пел "Я бы мог с тобою быть, я бы мог про все забыть", он вкладывал в это совсем не тот же смысл, что вкладываю я, но тем не менее, для него это значило что-то другое. И это тоже имело право на существование.

Я не знаю ни одного человека, которого оставила бы равнодушным песня "Я свободен" – независимо от возраста, местоположения и даже языка. Она очень цепляет. И в этой связи один очень общий вопрос – что должен чувствовать человек, который написал такую песню? Вы сразу поняли, что создали шедевр?

Мы ее написали в 1997 году, вместе с Сергеем Мавриным, гитаристом "Арии", но как-то не пошла она тогда. Мы и не рассчитывали особо на нее, это была просто песня, написанная в числе прочих для нашего альбома. Мы даже практически не играли ее в составе "Арии": я ее написал, показал коллегам, но реакция была достаточно холодная. А после образования группы "Кипелов" стало понятно, что надо ее переписать. Мы сделали чуть жестче аранжировку, она зазвучала чуть тяжелее, и на свой страх и риск мы отдали ее на радио. И тогда я был очень удивлен реакцией на эту песню. Она выстрелила. Не знаю, с чем она зазвучала. С тех пор еще долгое время я не мог выйти на рынок или купить сигарет (тогда я еще курил) без того, чтобы мне не говорили: "А, я свободен!"

Вы отличаетесь от своих коллег-музыкантов еще и тем, что совсем не чураетесь публичных мест. Вы тут упоминаете пару моментов: вы ходите на рынок, вы пользуетесь общественным транспортом, а вас ведь узнают – и в силу музыкальных заслуг, и в силу характерной, запоминающейся внешности, да? Насколько вам комфортно быть публичной личностью, которую всегда узнают?

Я действительно пользуюсь общественным транспортом, и ко мне часто подходят с просьбой сфотографироваться или дать автограф – я не вижу никаких проблем с этим! Я не люблю панибратства, но, видимо, это никто не любит. Но с каким-то хамством бытовым со стороны поклонников я никогда и не сталкивался. Помню, как-то дал автограф даже на удостоверении одного работника метрополитена – меня узнали, а больше не на чем было расписываться. Я очень адекватно отношусь к своим данным, к своим возможностям, и никогда не стремился корчить из себя звезду. И вообще, я очень люблю это дело – надвинуть шапочку на брови, чтобы меня никто не узнал, и ехать, слушать, о чем говорят вокруг.

Помните сказку "Халиф на час", да? Вы напоминаете сейчас этого самого падишаха.

Да-да-да, точно!

Вы вообще абсолютно не форматный рок-музыкант: вы семьянин, вы не употребляете ни наркотики, ни алкоголь, вы, оказывается, даже бросили курить давно. Вы сами-то как себя чувствуете с тем, что на вас невозможно нацепить известные ярлыки – ни ко внешнему виду, ни к музыке, ни к образу жизни? И вообще, вы являетесь классическим рок-музыкантом?

Действительно, рок-музыкантам присущи определенные атрибуты. А в жизни они обычные, и носят обычную одежду. А что касается музыки, я отвечу так: я стараюсь расширять рамки. Я рок-музыкант, и я люблю рок-музыку, но это не значит, что я не воспринимаю другую музыку. Я, например, очень люблю народные песни, очень люблю этническую музыку и стараюсь привносить в свое творчество какие-то элементы, несмотря на то, что здорово раздражаю этим часть своих слушателей. Я люблю военные песни, например, и регулярно их исполняю. Поэтому я действительно против ярлыков: мне всегда было интересно попробовать что-то новое.

Я не очень удивлена: помню, что вы закончили музыкальную школу по классу "игра на баяне". Но у меня вот вопрос по поводу текстов...

О, тексты – это самая сложная часть процесса! Можно написать хорошую музыку, можно сделать отличную аранжировку, но вопрос в том, чтобы написать такой текст, чтобы человека за душу взяло. Мне очень важно писать именно такие тексты. И когда мне говорят, что я написал оду Путину своей песней "Непокоренный", мне становится неприятно: оба моих деда погибли на войне – при чем тут политика? Я выразил в песне свои чувства...

Эту новую песню мы услышим еще, а пока давайте поговорим об уже написанном. Вы являетесь абсолютным рекордсменом, по-моему, по числу упоминаний ваших текстов в современной литературе. И что интересно, все современные авторы почему-то видят в ваших текстах отражение темных сил. Лукьяненко причисляет вас к Темным Иным, Алекс Корж тоже – да этот список можно продолжать и продолжать! Как вы себе это объясняете и как вы себя, как православный человек, себя чувствуете?

(смеется) Бытует стереотип, что рок-музыканты априори на стороне темных сил. Это, конечно, не соответствует действительности. У нас много было таких "потусторонних", но при этом было и есть гораздо больше и светлых, теплых песен. Для нас написание таких "темных" песен было элементом игры, поддержания имиджа. Мы когда написали песню Антихрист, для нас это был просто хороший текст к хорошей музыке, но наши слушатели интерпретировали по-другому. И это было неприятно, когда слушатели наделяли мои песни смыслом, который изначально совсем не предполагался. Сейчас мы ее больше не исполняем на концертах, я открестился от таких песен.

Что вы будете исполнять в Израиле в этот раз? Почему нам стоит прийти на концерт Кипелова?

Мы представим другую программу, мы обязательно сыграем новую песню "Непокоренные", посвященную блокадному Ленинграду. Она вышла в начале этого года, поэтому мы еще не успели ее нигде спеть. Мы, конечно, сыграем часть наших старых песен, которые все знают. А чем еще будет отличаться, мы не знаем, потому что во многом наша программа определяется уже на месте. Мы даем 2 концерта – в Хайфе и в Тель Авиве, и вполне вероятно, что и там, и там программа будет разной. Это всегда зависит от настроения публики, от нашего настроения, от технических возможностей.

Бывало, что вы и по ходу концерта меняли программу?

Да, конечно, бывало, что и в процессе приходилось, практически не сговариваясь, менять что-то. Чаще всего это было связано с техническими возможностями – какой-то клик не сработал, техника зависла, какой-то инструмент не играет, как нужно. Приходится срочно переигрывать. Либо у меня в голове что-то щелкнуло, и я понял, что вот следующая песня должна быть вот такой.

И как музыканты из таких ваших настроений выкручивались?

(смеется) Ну, с профессионализмом и каменным спокойствием, как будто все знали с самого начала. А что им остается делать?

Концерты самой громкой во всех смыслах российской рок-группы "Кипелов" пройдут:
23 сентября, в пятницу, в 21.00 – в Хайфе (Зал "Раппопорт");
24 сентября, в субботу, в 21.00 – в Тель-Авиве (Клуб "А-Театрон")
Заказ билетов онлайн на официальном сайте Restinter.com или по телефону: 03-5790033

«Ходили слухи, что на наших концертах вербуют людей в секты». Валерий Кипелов про критику, футбол и «зашкварный патриотизм»

Хороший повод почувствовать себя старым: классический состав группы «Ария» перестал существовать 16 лет назад, а через год появилась группа «Кипелов». Сегодня во Дворце спорта музыканты отыграют юбилейный концерт, а накануне Валерий Кипелов поговорил с Onliner.by про запреты на выступления в Беларуси, «зашкварный патриотизм», критику последнего альбома и душевные отношения с футболом.

«Я удивляюсь безграмотности людей»

- Как ваши дела?

Да нормально. Все очень хорошо.

- Как добрались?

Доехали на поезде из Смоленска. Ехали где-то пять часов - посидели, чайку попили, пообщались.

- Вас такие переезды не утомляют?

Нет, абсолютно. Бывают длинные, когда едешь на автобусе часов пять-шесть, - вот тогда да. А так лежишь в поезде, беседуешь с друзьями, чай пьешь. Отлично!

Вы приехали в Минск отметить 15-летие группы «Кипелов». Это повод для фанатов старой доброй «Арии» почувствовать себя старыми.

Мне сложно сказать. Нет, это просто повод еще раз встретиться. Получилось так, что у нас юбилей совпал с выходом нового альбома, и мы решили сделать программу-микс: будем играть достаточно много песен из нового релиза и, пожалуй, лучшие хиты за 15 лет, которые были сделаны в группе «Кипелов». Я себя старым не чувствую, хотя мне в этом году будет уже 60 лет. К нам поклонники приходят - и дети, и бабушки. На самом деле меня это очень радует: у нас такие совершенно разные возрастные группы на выступлениях. Это замечательно.

- Вообще, три альбома за 15 лет - это как-то маловато.

Я понимаю, да. Я часто цитирую Владимира Ильича Ленина: «Лучше меньше, да лучше». Я считаю, что у нас вполне достойные работы. Знаю, что многие критикуют наш последний альбом, предъявляют какие-то претензии к звуку. Я сам люблю объективную критику, но когда это все голословно… По поводу звука я не согласен на самом деле: кому-то нравится, кому-то не очень. Разные подходы.

Вы как-то отмечали, что для русского человека в музыке важны смысловая нагрузка и мелодия. Претензии к «Звездам и крестам» касаются, кроме прочего, и отсутствия ярких, запоминающихся мелодий.

- Да, сопоставимых с хитами «Арии».

Я не согласен. Например, если взять хотя бы ту же песню «Косово поле»… Есть ли такие хиты у «Арии»? Вот такого масштаба? Да, были замечательные песни, я этого не отрицаю. «Игра с огнем»… Там немножко другая идеология, но такой песни, как «Косово поле», точно не было. Это точно. По поводу яркости мелодий мне сложно сказать. Я хочу быть критиком «арийских» альбомов - вот тех, последнего времени. Ну нет там таких хитов! А вообще, тенденция такая: берешь любую современную группу, играющую в похожем стиле, и с каждым годом она теряет яркость. Взять того же Оззи Осборна: отлично записанный альбом, отличная музыка. Но лучшей записью, на мой взгляд, был Ozzmosis 1995 года. Сейчас есть замечательные песни, но они почему-то на ухо не ложатся.


Начинают сравнивать песни «Пророк» и «Ледяной дождь». Там рифф отчасти похож, но песня вообще о другом, мелодика другая, а люди умудряются сравнивать эти две композиции, которые друг к другу никакого отношения не имеют. Меня вот это удивляет. То есть люди безграмотные. А некоторые товарищи начинают к текстам придираться. Даже в «Косовом поле»… Там товарищ один рассуждает про «расцветем цветами». А как же! Цветы-то расцветают, а как по-другому может быть? «Расцвесть» - это старославянское слово, и у Есенина оно использовалось: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть». Я порой удивляюсь безграмотности людей, которые берутся судить, особенно модные блогеры. Я люблю нормальную критику: мы сами знаем, что получилось, а что не получилось на этом альбоме. Но я считаю, что это не шаг назад, это примерно та же самая ступенька, что и предыдущий альбом. А то, что их мало, я считаю, не так страшно. Мы так пораскинули, что можем играть две-три совершенно разные программы.

- Маргарита Пушкина в одном из интервью сказала так: «Валера скупой на собственное творчество». Как вы думаете, что она имела в виду?

Мне сложно сказать. Я ей как-то говорил, и она даже обиделась на меня: «Себя нужно очень бережно нести, чтобы не расплескать». А Маргарита Анатольевна берется за все сразу. Я все-таки стараюсь что-то одно довести до конца. Я не разбрасываюсь, не люблю какие-то совместные проекты, а если понимаю, что песня не моя, то петь ее не буду. Пушкина иногда предлагает свои тексты, а у нас не так много случаев, когда песни пишутся на готовый текст. «Косово поле» - одна из немногих. Не всегда ее строчки совпадают с нашими возможностями. Она пишет стихи, и это необязательно тексты для песен. У меня тоже есть куча претензий к той же «Окситании» (рок-опера Маргариты Пушкиной и Сергея Скрипникова. - Прим. Onliner.by), но я об этом не говорю. Слава богу, ей это нравится, она в этом купается.

Маргариту интересуют тамплиеры, каркассоны, а мне это малоинтересно - меня волнуют мотивы жизни современного человека, его переживания. Если бы была проведена какая-то параллель с нынешним днем, это было бы интересно. Не мое это на самом деле. Тем более команды вроде «Эпидемии» увлеклись этими сагами, а мне ближе действительность. Поэтому мы с Пушкиной порой не очень хорошо друг друга понимаем. Хотя то, что мы сделали, я считаю, получилось замечательно.

«Шевчук заслуживал стать президентом „Нашествия“ больше, чем Шнуров»

Я к вам с не очень хорошими новостями. В Беларуси существует жесткая цензура концертной деятельности. Давайте вспомним те времена, когда «Арию» не пускали в нашу страну. Я так понимаю, это было из-за песни «Антихрист»?

Не совсем так. Тогда был на самом деле достаточно сложный период: по-моему, речь про 1998 год. Идеологи взяли список и посмотрели названия песен: там на самом деле были «Антихрист», «На службе силы зла». Много-много было таких песен. Понятно, что они смотрят на название и не углубляются в содержание, поэтому это немножко их пугало. Этот этап достаточно быстро прошел. Хотя да, звонили по поводу песни «Антихрист»: ходили слухи, что якобы кто-то вербует на наших концертах людей в сатанинские секты. Это было смешно. Я даже говорил: «Может, батюшку православного пригласить, чтобы он окропил сцену? Какие сатанисты, вы с ума сошли?» Но сколько мы ни приезжали в Беларусь, никогда к нам претензий не было.

- Но песню «Антихрист» вы петь перестали.

Я отказался от нее не потому, что это был чей-то запрет. Просто понял, что это не моя песня. Когда я пел от собственного имени «Имя мне - Антихрист, знак мой - цифра 666»… Потом только до меня дошло, что я делаю. Понятно, что это хеви-метал, дань моде, мистика. Но когда ты на себя вот такое берешь… А потом жизненная практика это подтвердила, хотя «арийцы» и отрицают. В аварию мы попадали с группой Rage, сцена горела в «Горбушке», дирижер в оркестровую яму падал. Куда дальше? Та же самая Пушкина просила то так, то сяк. Я ей сказал: «Рита, я раз и навсегда отказался от этого». Не хочу с этим играть: это очень серьезное дело. К тому же эта песня противоречит моим религиозным убеждениям: я человек православный и от всего этого открестился.

- Сейчас визитная карточка группы «Кипелов» - песня «Я свободен». Вы в 1997 году понимали ее потенциал?

Нет, конечно. Мы ее записали, альбом вышел - кому-то он понравился, кому-то не очень. Мне эта запись чисто технически вообще не понравилась. Материал был неплохой, но не все песни. Мы с Сергеем Мавриным сделали этот проект, но подход был не особо серьезный. Про песню «Я свободен» забыли: в «Арии» ее не исполняли, Маврин сам ее никогда не играл. А спустя какое-то время, когда уже появилась группа «Кипелов», нужен был какой-то материал, потому что группа была больше заточена на гастроли. Мы решили перезаписать песню, сделать аранжировочку чуть потяжелее. С 2003 года у нее началась вторая жизнь: мы отдали ее на радио и вообще не ожидали, что будет такой эффект. Она разошлась, была какая-то премия. Благодаря этой песне у нас был такой подъем.

- Я так понимаю, она и сейчас неплохо вас кормит.

Да. Кстати, мы посмотрели версию белорусской группы Pawa, и мне очень понравилось. Я предложил на этом концерте сыграть «Я свободен» вместе: было бы интересно, если бы они спели на белорусском, а я - на русском. Но ребята не смогли: заняты, работают. Сказали: «Нам очень хотелось бы, но не можем». Надеюсь, что мы еще что-нибудь совместно сделаем.


- С песней «Я свободен» была история, связанная с Сергеем Шнуровым.

Это была банальная история. Просто принесли какой-то документ - якобы для того, чтобы песня из фильма «Бумер» исполнялась на радио. Никаких проблем не было, я подписал какой-то документ - не более того.

- Больше всего вас интересовало, нет ли там нецензурной лексики.

Да, это было главное условие. Я послушал и сказал: «Да, неплохая песня, ради бога». И подписал документы. Потом оказалось, что это саундтрек к фильму.

- Как вы вообще относитесь к творчеству Шнурова?

Я видел его один раз, это было на «Нашествии». Отличное шоу, очень профессионально все сделано. Но мы с ним в каком-то отношении антиподы.

- Вы в прошлом году участвовали в выборах президента «Нашествия» и проиграли тому же Шнурову. Не обидно было?

Нет, абсолютно. Вообще, это смешно, конечно: президент, «Нашествие»… Но они решили в эту игрушку поиграть. Я тогда сказал: «Если есть возможность, отдайте мои голоса Шевчуку. Пусть наши поклонники не обижаются, но реально…» Юре было 60 лет, он заслуживает. Хотя у нас и сильно расходятся политические взгляды, но чисто по-человечески и по-товарищески я считаю, что Шевчук гораздо больше заслуживал быть президентом.

- «Нашествие» критикуют каждый год: вопросы и к лайнапу, и к инфраструктуре, и к политическим мотивам…

По поводу того, что там присутствует какая-то военная техника, - я не вижу в этом никакого милитаризма. Я пришел рассказал там о своей военной службе. Смотрю: пацаны маленькие лазают по этим пушкам. Ничего там страшного, никакой милитаризации нет. Стоит военная техника, иногда появляются летчики и там летают. Мы с ними общались, это пилотажная группа «Русские витязи» - отличные ребята. Оказалось, что у них одна из любимых песен - «Дыхание тьмы», я был очень удивлен этим. Какая-то там политическая подоплека… Я никогда этого не видел: приезжали, играли в свое удовольствие, встречались с нашими поклонниками со всей страны. На «Нашествие» частенько приезжает моя племянница. Единственное, достаточно высокие цены на все, даже на воду.

«Любое хирургическое вмешательство как-то влияет на состояние голоса»

- Во время первых гастролей по Германии вас называли казаками с гитарами. Не обидно было?

Казаками точно не называли. Это, может, кто-то другой такое придумал? Нет, нас называли советскими Iron Maiden.

- А это сравнение вас не задевало?

Нет, абсолютно. Если бы нас называли американским «Ласковым маем», вот это бы задевало. А если мы в чем-то были похожи на Iron Maiden, такую замечательную группу… И потом, я сам знал, что некоторые товарищи в группе очень сильно увлекались творчеством Iron Maiden, и вообще, этот коллектив повлиял на нас. Да, аналогий можно найти много, но сделано это было талантливо. Хотя мне больше нравились другие команды: Оззи Осборн, Judas Priest. Некоторые товарищи в «Арии» даже надевали костюмы такие, были похожи на Адриана Смита.

- В 2012 году вы перенесли операцию на связках. Насколько все было серьезно?

Это было не болезненно, но неприятно. Потом пришлось долгое время молчать. Впервые за 30 лет у нас случилась отмена концерта: мы не выступили в Витебске. А первый после операции концерт случился в Минске во Дворце спорта, хотя мне советовали полгода вообще молчать. Но сами знаете: человек предполагает, а бог располагает. В Минске я, конечно, был не очень в форме после такой неприятной операции. Сейчас кто-то считает, что стало лучше, но я так не думаю: любое хирургическое вмешательство как-то влияет на голос и состояние.

- Есть среди фанатов такое мнение: после операции на связках Кипелов стал не тот.

Я не знаю. Но любая операция не проходит бесследно - это одна из причин, по которой мы так сократили свою гастрольную деятельность. Нужно как-то беречь себя и не насиловать свой голос по возможности. А относительно «Арии» я просто стал петь немножко в другой манере.

Вы любите общественный транспорт. Это как-то не вяжется с образом человека, который исполнял песни «Король дороги», «Герой асфальта» и «Беспечный ангел».

А есть актеры, которые играют пьяниц. Вицин, например. Замечательный комик, вообще непьющий, занимался йогой, а вечно играл каких-то самогонщиков и забулдыг. Это просто роль, не более того. Когда вживаешься в образ, который должен донести, становишься и байкером, и водителем, и летчиком. Это способность человека перевоплощаться.

- Вы вообще когда-нибудь садились за руль?

Садился, но это было недолго. Когда ездил на дачу и времени было много. Даже что-то получалось. А потом как-то вдруг 60 лет, а чайником в таком возрасте быть не очень хочется. По Москве мне проще на репетицию передвигаться в метро: я за 40 минут приезжаю на место. Если бы ехал на машине, это было бы часа полтора-два. А так я ближе к народу, знаю, чем он живет, дыхание его чувствую в метро.

- Вы говорили, что разбираетесь в футболе, наверное, даже лучше, чем в музыке.

Отчасти да.

- Что слышали про белорусский футбол?

Я знаю, что Виктор Гончаренко раньше тренировал БАТЭ. Последний белорусский игрок, про которого я слышал, - это Глеб, он за «Арсенал» играл. При Советском Союзе минское «Динамо» было замечательной командой. Тогда как-то больше информации было о белорусском футболе. А сейчас слышу только про БАТЭ, когда команда играет на международной арене. Это странно. Вроде бы близкие по духу страны, а информации друг о друге очень мало - меня это сильно удивляет. Что касается спорта, я больше знаю про биатлон - там Домрачева.

- Что вы думаете про Гончаренко? Вы бы хотели, что бы он тренировал не «коней», а «мясных»?

Нет, не хотел бы. Я думаю, все, что происходит, к лучшему. Он неплохой тренер, но и у «Спартака» хороший. Я не считаю, что «Спартак» - лидер. Они неплохо играют, но эти резкие сбои и подъемы… И потом, как они проиграли «Атлетику»… Могли лучше сыграть на самом деле.

Вот раньше был «Спартак» или то же минское «Динамо», а теперь игроки мигрируют из клуба в клуб и не чувствуют духа игры. Это все как-то нивелировалось. Наверное, я человек старых взглядов на эти дела, но считаю, что дух потерялся. Все эти легионеры, мне кажется, этого не чувствуют. Нет лидеров, какими раньше в «Спартаке» были Тихонов, Титов.

«С сыном после бани поем русские народные песни»

- Ваш сын сказал, что вы играете в стиле «зашкварный патриотизм».

Ха-ха-ха!

- Как думаете, что он имел в виду?

Это он мне передал слова, это не его мнение было. Я не согласен с этим. Мы делаем музыку не для того, чтобы кому-то понравиться. Это наше личное мнение, мой взгляд на вещи. Если я про Косово поле пою, то делаю это со знанием дела, со страданием. Если мы пишем какие-то песни про блокадный Ленинград, то не для того, чтобы кто-то сказал, что это гимн родине Путина. Это наш личный взгляд на вещи. Что касается войны, у меня оба деда погибли, поэтому меня агитировать не надо. Мы поем о том, что нас реально волнует, а не из конъюнктурных соображений. Как это модно сейчас? Скрепы… Нет, это все ерунда.

Взять наш последний альбом. Там есть замечательная песня «Рожденный летать». Мы встретились с мальчиком-байкером. Он здорово пострадал в аварии, и мама привезла его на коляске на наш концерт. Ему очень хотелось сфотографироваться. Не знаю, что произошло, но он встал и пошел. И вначале песню «Рожденный летать» хотелось написать об этом парне, это уже потом идея трансформировалась. Мы поем тексты, которые нам близки.

- Вам сейчас легко находить общий язык со своими детьми?

Конечно. Причем сын в каких-то вещах даже более радикален, чем я.

- Например?

Вот я увлекаюсь народным творчеством, а он идет еще дальше: его интересует аутентика. Он виолончелист, закончил консерваторию, но освоил гармошку и балалайку. Когда встречаемся на даче, то с удовольствием после бани поем русские народные песни. Наверное, я на него как-то повлиял в свое время. Но в каких-то вещах он более радикален, и мне приходится его осаживать: объяснять, что нужно быть добрее, объективнее. У него прямо белое и черное, и мне это не всегда нравится.

- У ваших детей классическое музыкальное образование. Их можно назвать обеспеченными людьми?

Я бы не сказал. Но они по крайней мере самодостаточны. Я никогда не баловал их, но помощь свою предлагаю. Например, сыну нужно было купить хороший инструмент - понятно, что самому это сделать было бы тяжело. Дочери я часто помогаю: у меня две замечательные внучки, я интересуюсь их жизнью. Они не избалованы и радуются каждой ерунде, которую я могу привезти, даже каким-нибудь дешевеньким серебряным серьгам. Мне это очень нравится, и к себе я вижу такое же отношение: недавно я приболел, и внучки приносили мне мед, варенье. У меня очень хорошие отношения с семьей. Как и с публикой на сцене. Народ все чувствует: если ты к нему с уважением, то к тебе это вдвойне приходит. Так же и с детьми.

- Можете представить, что в Беларуси солист филармонии получает $150 на полной ставке?

Кхм… Вполне. Я могу себе это представить. Я в свое время работал за $50 ночным сторожем, это было не так давно, кстати.

- Это было во времена самого расцвета «Арии». Как так случилось?

Как-то я выжил. Понимаю, что время сейчас другое, деньги тоже совсем другие. Я понимаю, что и у нас, наверное, что-то такое, хотя с деньгами в России получше. Я даже не знаю, как это прокомментировать. Наверное, проблематично жить на такие деньги. Но люди осознанно делают свой выбор. Он же не идут в бизнесмены. Ты должен понимать, что это очень непростой путь. В тот же «арийский» период мы не знали, как содержать семьи во время перестройки. Все сбережения пропали, и вообще непонятно было, как прокормить двоих детей. Как-то выкручивались. Самое главное, что семьи не разрушались и мы даже пытались что-то записывать. Здесь и проверяется человек, насколько он предан своей профессии.

- Если вернуть время назад, вы бы по-прежнему сделали свой выбор в пользу тяжелой музыки?

Да, конечно. Я бы еще попробовал свои силы в классической музыке. Но не знаю, на сколько бы меня там хватило, потому что это даже более серьезное отношение к делу, чем здесь. Хотя и здесь ты постоянно должен быть в форме и подтверждать свое мастерство. Каждый концерт - это проверка. Как и с альбомами: можно было штамповать их каждый год, невзирая на музыку, аранжировки, тексты. Но мы этого не делаем: хочется, чтобы материал был достаточно качественным.

«Я РОС НА НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ… НАРОДНАЯ МУЗЫКА – ОСНОВА ВСЕГО. ЭТО ВПИТАНО С МОЛОКОМ МАТЕРИ…»

Интервью с Валерием Кипеловым

Музыкант Валерий Кипелов и одноименная группа – крайне интересны для изучения со стороны специалистов от авторского права, юристов в области интеллектуальной собственности. «Ария» приобрела популярность в 80-е годы, и до сих пор «арийцы», как и группа «Кипелов», остаются стадионными коллективами. Тем не менее отечественные рок-группы со схожим путем успеха совершенно не похожи на них: все они строятся вокруг персоны автора-исполнителя, будь то Шевчук и ДДТ, Кинчев и «Алиса», Гребенщиков, и даже покойный Виктор Цой. У «Арии» же, как теперь и в группе «Кипелов», совершенно иной путь: они всегда были конгломератом творческих личностей – музыкантов, поэтов и, конечно же, Вокалиста с большой буквы. Именно поэтому правовое построение отношений внутри и вокруг флагманского коллектива отечественной метал-сцены так интересно.

– Валерий, здравствуйте! Скоро уже 15 лет, как вы ушли из группы «Ария». Теперь, когда вы возглавляете группу имени себя, проблем с названием коллектива возникнуть не может ни при каких обстоятельствах. А тогда, в 2002 году, была ли у вас возможность оставить название «Ария» за собой? Какие-то соглашения регулировали возможность вашего ухода из группы? По многочисленным слухам, бродившим в то время как в прессе, так и в тусовке, «Ария» должна была достаться вам, в то время как группа Дубинина и Холстинина могла бы называться, например, «Химера». Защищено ли название «Кипелов» сейчас каким-то образом?

– Да, название «Кипелов» и логотип сейчас защищены. А в то время я был далек от юридических тонкостей, тяжело было отбросить мысль, что я больше в этом коллективе работать не буду. Мы полагались на джентльменские договоренности с нашими коллегами и, насколько я знал, название «Ария» было зарегистрировано на отдельное ООО, и нас было пять участников и директор. Но в момент разрыва и ухода трех участников группы «Ария» никто не претендовал на название «Ария», и мы понимали, что «Ария» – это нечто большее, чем три участника. Да и большая часть песен была написана оставшимися двумя участниками коллектива. Но, по правде говоря, «Ария» – это вот те пять музыкантов коллектива. Каждый из нас внес свою лепту…

Да, на тот момент они перерегистрировали название «Ария» на себя. Мы в свою очередь тоже долго переживать не стали и начали работать. Ну а время все расставило на свои места.

– Первые предпосылки к расставанию с «Арией» стали появляться еще в середине 90-х, если верить истории группы. Вы же уходили уже в 1994 году, и альбом «Ночь короче дня» начал записывать Алексей Булгаков. Опять же, по слухам, не последнюю роль в вашем возвращении в «Арию» сыграл Александр Морозов (Moroz Records), который пригрозил разрывом контрактов с группой. Действительно ли тогда имела такое значение правовая сторона вопроса?

– У нас был определенный конфликт после поездки в Германию в 1994 году, в основном, между мной и В. Холстининым. Я не собирался никуда уходить, ему, видимо, не понравились мои какие-то самостоятельные шаги. В то время было сложное финансовое положение, и я работал по клубам с группой «Мастер». Это был временный проект, группа «Мастер» на тот момент не имела вокалиста. Все свои обязательства с «Арией» я выполнял, и мы тогда даже решили работать над новым альбомом. Но тут был приглашен А. Булгаков. Алексей был лидером группы «Легион» и выстраивать новые отношения оказалось непросто – по-видимому, они просто зашли в тупик достаточно быстро.

Был ли на самом деле такой договор с Морозовым, я не знаю, мне об этом сообщил В. Холстинин, сказав, что компания не хочет выпускать альбом с другим вокалистом. Таким образом, наши отношения вошли в новую фазу и продлились до 2002 года, чему я в общем был рад.

Я слышал некоторые композиции с вокалом А. Булгакова, и что-то мне нравилось, слышал саму песню «Ночь короче дня…».

Могу только сказать, что я на тот момент никуда уходить не собирался. Это была совершенно другая ситуация, нежели та, которая возникла в 2002 году.

– Насколько вообще на начальном пути вашей метал-карьеры (1985–95 годы) договорные обязательства влияли на судьбу артистов? Правда ли, что «Мелодия» продавала миллионными тиражами ваши пластинки, не платя ни копейки «арийцам»? Каким образом в то время строились ваши отношения с продюсером «Арии» В.Я. Векштейном?

– Векштейн был художественным руководителем, мы работали в Москонцерте и получали свою фиксированную ставку. Года с 88-го ситуация поменялась, ставки были аннулированы, и мы работали свои коммерческие концерты. Оплата за концерт обсуждалась с Векштейном и уже с ним решались эти вопросы.

Это был период, когда не было особых договоров, подписей, и даже об авторских мы тогда не рассуждали. Нас особо не волновало, чья песня, – юридическая сторона вопроса возникла уже чуть позже, когда мы начали подписывать договоры на выпуск СD. И, конечно, мы юридически на тот момент не были до конца готовы к правовым отношениям, поначалу возникали некоторые проблемы.

Что касается «Мелодии», то это был некий прорыв, когда на виниле издается диск metal-команды. Позже вышел и следующий альбом… Для нас это было определенной победой – выпуск альбома металлической команды и на виниле, и на «Мелодии».

Конечно, особых денег тогда мы не получили, но нас это мало волновало. Выход альбома на виниле уже говорил о статусе группы.

– Вернемся в середину 90-х. С ушедшим в 1995 г. из «Арии» гитаристом Сергеем Мавриным вы записали сольный альбом «Смутное время», на котором впервые прозвучал главный хит всех времен и народов «Я свободен». Расскажите историю создания этого альбома. Почему эти песни не попали в репертуар «Арии»? Кто не разглядел их потенциал? Не было ли у вас правовых ограничений для выпуска сольной пластинки в то время, как вы являлись действующим вокалистом «Арии»?

– Песня «Я свободен» не то чтобы не была замечена… Наверное, она выделялась в альбоме, по крайней мере для меня, но мы не думали, что эта песня станет хитом и прочее.

Я не навязывал эту песню для исполнения в группе «Ария», мы даже почти не говорили об этом, тем более что у «Арии» много своих песен, более лиричных… По результатам совместной работы нам с Сергеем просто хотелось сделать что-то самостоятельное, итогом этой работы стал альбом, вышедший в 1997 году. Чем-то мы довольны, чем-то нет, наверное, некоторые вещи сейчас слушать смешно с позиции лет… Я думаю, что тогда и был заложен первый камень, который положил начало группе «Кипелов».

– В ваших группах, что в «Арии», что в «Кипелове», песни пишут все, кроме барабанщика. Каким образом определяется, чьи композиции группа принимает в работу, а какие откладываются на потом?

– Все решается коллегиально, кто бы что ни принес, мы стараемся вместе работать. Единственное могу сказать, что у нас происходит не так, как у некоторых западных команд, когда из 80 песен, представленных для альбома, выбирается только 10. У нас столько песен приносят, сколько в альбом и нужно.

Все решаем сами, главное, чтобы это было выдержано в стилистике группы. Что касается барабанщика, то, да, он не сочиняет песен, но у него есть масса других достоинств, и мы совершенно нормально к этому относимся. Конечно, если бы он сочинял, было бы здорово, но, тем не менее, он участвует в творческом процессе, что-то предлагает…

– Из-под вашего пера в «Арии» выходили в основном баллады, однако сольная работа представила вас прекрасным композитором и боевых треков. Почему же такая особенность была в «Арии»? Это был заказ аудитории или невозможность написать балладу другими участниками группы?

– Трудно сказать… наверное, это зависит от периодов в жизни. В «Арии» в основном, писали Грановский, Большаков, Холстинин, Дубинин, я иногда писал, но до «Арии» я вообще не сочинял песен, скажем, работая в «Лейся, песня!». Спустя какое-то время, как говорится, жизнь заставила, и я уже пробовал свои силы в написании не только баллад, но и «боевиков». Наверное, я набирался опыта…

– Авторами песни «Возьми моё сердце» значатся все участники «Арии», кроме барабанщика. И это не единственный случай. Как определяется авторство песен в «Кипелове», в «Арии» тех лет, когда все музыканты вкладываются в создание трека? Ведь гитарист может придумать вступительный рифф, соло и т.д., но при этом вокальная мелодия и гармония придумана вами. Между соавторами заключаются какие-то соглашения для дальнейшего определения дохода? Варьируется ли этот доход от вклада каждого соавтора в песню?

– Исторически, еще со времен «Арии», у нас как-то сложилось, что авторство принадлежит тому, кто сочинил мелодию и гармонию… А что касается риффа или аранжировки, то это тоже очень важно и иногда это делает свое дело… Но вот у нас сложилось так. В основном, все остальное делаем вместе, правда, бывает по-разному, но тем не менее у нас так.

– Из-за большого количества авторов исполняемого вами материала (как музыки, так и текстов) не возникало когда-либо сложностей с живым исполнением тех или иных песен? Одно время говорили, что в концертные альбомы не удавалось включить некоторые песни пера А. Большакова («Встань, страх преодолей», «Воля и разум»).

Есть, например, песня «Беспечный ангел», музыка к которой была написана группой Golden Earing, с ней тоже возникали проблемы при выпуске…

– «Кипелов» славится своим исполнением народных песен, как в тяжелой обработке, так и с народными ансамблями. Откуда увлечение подобной музыкой? Ожидать ли аудитории новых треков в таком ключе?

– Я рос на народной музыке, дома у меня всегда играл патефон и звучали Шаляпин, С. Лемешев, Русланова. Это было впитано с молоком матери, семья у меня поющая, песни звучали всегда и везде. А я вставал на табуреточку и пел для гостей русские народные песни. Всегда есть чему поучиться у народа. Народная музыка – это основа всего. И кстати, «Косово поле» – новая наша песня, ведь многие подумали, что это какая-то народная песня. Это неплохо, и любовь к народному творчеству останется со мной до конца моих дней.

– Кроме народных песен в рамках группы «Кипелов» можно услышать и кавер-версии западных рок-хитов. У вас был опыт работы в клубном проекте «Назад в будущее» в 90-х, где также исполнялись каверы. А «Ария» в 99-м году приобрела новую жизнь и стадионы новых поклонников с кавером «Беспечный ангел». Как вы в целом относитесь к исполнению песен других артистов, ведется ли какая-то правовая работа в этом направлении? Обусловлен ли выбор тех или иных каверов возможностью «очистки» прав на исходный трек для работы?

– Ну вот уже упоминалась песня «Беспечный ангел», она перешла к нам по наследству и исполняют ее и «Ария», и «Кипелов», и С. Маврин и, возможно, С. Терентьев. А что касается каверов, то крайне редко мы исполняем их, скорее, как исключение, либо это связано с «зелеными концертами», либо еще какой-то особый случай.

Был в свое время проект «Назад в будущее», исполнялись каверы, никаких проблем с авторством не возникало…

– Ваш преемник по «Арии» Артур Беркут был вовлечен в судебные тяжбы из-за сольного исполнения «арийских» песен, по сути, каверов. Вы не сталкивались с подобными инцидентами?

– Нет, со мной никто на эту тему не судился, если возникают вопросы, то у нас есть такая негласная договоренность, и мы стараемся не исполнять песни, которые нам не принадлежат. Бывают случаи, когда песня принадлежит двум авторам: одному – участнику группы «Ария», другому – участнику группы «Кипелов», но до судов у нас дело никогда не доходило.

– Валерий Кипелов известен как серьезный артист, который не участвует в проектах, которые ему не близки. В то же время вас нельзя назвать и затворником: дуэты с Галаниным, Тарьей Турунен, участие в проекте Маргариты Пушкиной «Династия посвященных». Каким-то образом вы привлекаете юристов при участии в этих проектах? Договоры с соисполнителями, контроль качества и за продвижением фонограмм?

– Это также является исключением – все эти совместные выступления, что касается, например Тарьи, то каких-либо особых договоров мы не подписывали, а то, что спели вместе, я рад.

Что касается Сергея, то это было сделано по дружбе, как жест доброй воли, никаких денег и договоров. Не всегда в этом процессе участвуют деньги, обязательства.

С группой «ПикНик» я также исполнял эти песни добровольно, по собственному желанию и без привлечения юристов.

– На каком основании строится ваше сотрудничество с ФК «Спартак»? Все мы слышали гимн многократных чемпионов России в вашем исполнении, а ведь были и предыдущие эксперименты в этом направлении. Услышим ли мы еще со сцены «Давай поднимем в небо наш красно-белый флаг!»? Расскажите историю появления этих треков.

– Мне позвонил Евгений Хавтан, и это была «проба пера», что касается гимна «Спартака». Он сказал, что есть идея записать гимн для ФК.Спартак.. Он продемонстрировал мне демо, которое, по-моему, было спето группой «Тараканы», причем спето неплохо, задорно, я не знаю, почему оно не прошло… и я согласился попробовать свои силы. Ничего подобного я ранее не делал, и было интересно.

Я не удивлен, что это не стало основным гимном. Я не знаю судьбу этого гимна, и у меня нет даже записи…

Позднее позвонил Виктор Дробыш и вышел с тем же предложением, сказав, что он сочинил гимн, немного другой, как и просил ФК.Спартак., более распевный и мелодичный. Никаких договоров и особых условий также не было. ФК.Спартак. был моим любимым клубом, и я с удовольствием согласился…

– Сейчас «Кипелов» работает над новым материалом. Одна из новых песен – «Косово поле» – уже взорвала Интернет. Как вы относитесь к тому, что поклонники знакомятся с вашим творчеством по записям с телефонов true-fans-only? Не преследуете ли вы распространение подобных пиратских записей? Например, на концертах ряда популярных рок-групп действует запрет на фото- и видеосъемку в зале.

– На самом деле, мы с этим смирились, так как глупо бегать за фэнами и запрещать, сейчас у каждого есть по нескольку телефонов, фотоаппаратов – это так же, как ветер запретить, он дует и дует. И когда появляются записи – это иногда, может, не очень приятно, но с другой стороны это мобилизует тебя – любая твоя неточность налицо, все это заставляет задуматься, что и как ты делаешь на сцене.

– Продолжая разговор о дальнейших планах группы «Кипелов», скажите, новый альбом увидит свет на материальных носителях или интернет-пиратство убило CD?

– Трудно загадывать, будет ли это полноценный альбом или мы ограничимся выпуском сингла. Мне как-то ближе история с CD, т.к. с Интернетом я не особо дружен. Были даже мысли вообще отказаться от выпуска альбома, и новые песни люди будут слушать только на концертах. Причем, ведь одно исполнение от другого может отличаться, может быть спето с разным настроением… это интересно. Но я думаю, в ближайшее время мы поймем ситуацию.

Беседовал Тимофей Щербаков

Здравствуйте, Валерий Александрович! Спасибо, что уделили нам время и согласились ответить на несколько вопросов.

Да не за что, спасибо вам.

Как у вас в целом настроение? Как поживаете?

Отличное настроение. Все нормально, процесс идет.

Прежде всего, хочу поздравить вас с выходом нового сингла. Выход ваших новых работ это всегда долгожданное событие. Что вдохновило вас на запись этой песни? Понятно, что блокада Ленинграда это событие важное для каждого жителя России, но были ли какие-то личные мотивы, связывающие вас с блокадой?

Спасибо за поздравления. Конечно, были и личные мотивы. Во-первых, в этом году семьдесят лет со дня победы в Великой Отечественной войне. Для меня это не пустой, скажем, звук. У меня оба моих деда погибли во время Великой Отечественной войны: один погиб под Москвой в ополчении, другой погиб под Великим Новгородом. Это тогда, когда немцы хотели Ленинград окружить вторым блокадным кольцом, но у них это не получилось. Он и погиб как раз где-то в сорок третьем году. Поэтому для меня это тема близкая, касающаяся непосредственно меня, моих близких родственников. Много разных тем есть, касающихся Великой Отечественной войны, и Курская Дуга, другие исторические события.

Почему именно Питер? Потому что мне очень не понравилась вся эта история с вопросом, который был поднят для обсуждения на "Дожде", когда предлагалось порассуждать на тему: а не стоило ли сдать Ленинград, больше бы народу сохранили, меньше было бы разрушений. Я считаю, даже сама постановка вопроса не просто некорректна, она провокационна, и на мой взгляд, это такой плевок на могилу наших предков. Поэтому как-то хотелось ответить на эту тему. И вот мы нашли, пожалуй, наиболее

лучший способ.

Из новостей известно, что на новую песню снят клип, что можете о нем рассказать?

Мне сейчас сложно судить, поскольку я видел только отдельные кадры того, что снимали. Я думаю, что время покажет. Мы хотим это сделать к двадцать седьмому января, может, чуть раньше. Почему эта дата? Это дата окончания блокады Ленинграда, поэтому нам очень это важно, чтобы успеть все сделать, но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Надеемся, что мы к этому времени успеем. Много мы себе не можем позволить, как многие команды на западе или у нас. Но я думаю, что не во вложенных средствах заключается сама суть клипа, а в работе режиссера, как он это все видит, как он готов передать содержание песни. Порой бывает, когда маленькими средствами достигают больших результатов. Я хотел бы, чтобы это было именно так.

В одном из прошлых интервью вы упомянули, что не всегда остаетесь довольны конечным результатом при съемке клипов, и что хотели бы снять клип на быструю композицию. Непокоренный оправдал ваши ожидания?

(смеется) Мне сложно сказать. Я анализировал всегда: наиболее удачными получались те клипы, я беру и "арийский" период, когда я там работал в свое время, так называемые "концертные" клипы. Когда бралось за основу выступление на концерте, соответственно чем-то там забивалось, либо видеоряды какие-то, либо компьютерная графика. Были, конечно, и удачные. Чтобы сделать хороший клип требуется и режиссерская работа. Надеюсь, что результат нас устроит. Мне очень важно, чтобы сам клип, его динамика, его направленность, его дух, был неразрывно связан с самой песней. Мне не нравится, когда клип сам по себе, музыка сама по себе. Я это не люблю. Хотя многие считают, что так и должно быть, но я с этим н

е согласен.

Был очень хороший клип, когда был достаточно серьезный бюджет для клипа на песню "Я здесь". Это было здорово. Там много чего было задействовано, все было натурально, никакой компьютерной графики: сценические персонажи, колесницы, все было по-настоящему. Но не очень понравился конечный результат потому что от этого песня, так скажем, не выиграла. Клип сам по себе, песня сама по себе. Мне так казалось. Поэтому будем надеяться, что в данном случае; а тема такая серьезная, хотелось бы, чтобы клип соответствовал музыке. Это очень важно.

Сингл, как и предыдущие работы выйдет на виниле, как вы лично относитесь к виниловому формату?

Ну, я отношусь достаточно спокойно. Наш директор фанат винила. У меня нет даже, скажем, виниловой вертушки, на которой можно было бы слушать, и вообще, порой, я часто слушаю музыку на чем придется. Чаще всего, наверно, в машине, когда я еду, и иногда, когда зарядочку делаю, причем у меня стоит такой самый, пожалуй, примитивный музыкальный центр, иногда, когда я делаю зарядку, я включаю музыку и слушаю мои любимые радиостанции, где звучит рок-музыка, классическая музыка.

Он (директор) фанат этого дела. Мне приятно, когда я приезжаю к нему, я могу послушать, потому что, честно говоря, звук сильно отличается. Звук, который ты слушаешь на виниле, от того, который на CD и других физических носителях. Он более теплый, он напоминает мне о прошлом, скажем так (смеется), то есть он совсем другой. Он настоящий, аналоговый, классный звук. Но, к сожалению, не все могут позволить себе это дело. Я, конечно, мог бы себе позволить, но я не запариваюсь, чтобы сесть предметно послушать, порой времени не хватает для этого, честно говоря. Но те, кто серьезно относятся к звуку, кто детально хочет сесть, основатель

но послушать, это - лучший, пожалуй, вариант.

Как вы относитесь к песне "Я свободен"? Известно, что многие известные музыканты начинают со временем ненавидеть свои самые популярные хиты, потому что публика просит исполнять только их и мало интересуется остальным материалом? Например, Роберт Плант и "Лестница в небо" и музыканты Warrant и их Cherry Pie?

Я понимаю, о чем идет речь (смеется). У меня тоже есть свое определенное отношение к этой песне, хотя, грех жаловаться, в свое время она была, визитной карточкой, как принято говорить, на самом деле знаковой песней. Она и до сих пор остается, и часто ее просят исполнить на концертах. Мы раньше ее почти на каждом концерте исполняли. Недавно мы вернулись из Питера, так мы ее там не играли. Хотя ее просят. Я знаю, что есть наши поклонники, которые зачастую ходят на наши концерты, чтобы услышать не исключительно, конечно, эту песню, но во многом из-за этой песни. Она для них тоже является знаковой, какие-то воспоминания, какие-то события будит эта песня в них, кому-то помогала она в свое время выживать. Есть какой-то определенный компромисс. Иногда стараюсь импровизировать: менять мелодию, петь песню не целиком самому, зачастую я просто микрофон в зал, и вместо меня поют. Тяжело на самом деле отказаться от тех песен, которые являются знаковыми. Когда говорят о группе "Кипелов", люди, которые мало знают ее, конечно, они в первую очередь вспоминают песню "Я свободен".

Раз уж мы о ней заговорили: как вы относитесь к новой рекламе интернет-магазина, где перепевают вашу песню?

Вас это не обижает?

Да нет, я совершенно спокойно к этому отношусь. Я вспоминаю передачу, которая на Первом канале, то ли "Точь-в-точь", то ли "Один в один", я не помню, они очень похожи по формату. Это когда изображают, подражают известным музыкантам. Любопытная передача, я так с удовольствием иногда посматриваю. И видел, как Колдун исполнял песню "Я свободен". Со своей колокольни, достаточно удачно, мне показалось, он ее исполнил. Поэтому кто-то судится, я считаю, что это глупо. Если поют твои песни, значит, что эти песни чего-то стоят. Поэтому я совершенно спокойно к этому отношусь. Без каких-то предрассудков.

Какие впечатления остались от совместного концерта с Арией, посвященного юбилею группы?

Замечательные впечатления. Честно говоря, в голове не укладывается, что группа существует тридцать лет. Когда мы только-только делали ее в восемьдесят пятом году, собирались музыканты, которые вообще не представляли, что будет дальше. Как-то так судьба нас всех свела вместе на базе вокально-инструментального ансамбля "Поющие сердца". Мы никогда не могли себе представить, что будет достаточно долго существовать эта группа и пользоваться (успехом). Были, конечно, периоды, были падения и взлеты.

Понравилось ли выступать на Moscow Metal Meetings? Как вы относитесь к международным фестивалям подобного уровня?

Я хорошо отношусь к фестивалям, и мне этот фестиваль очень понравился. Не повезло немножко с погодой, но ничего страшного. Во-первых, на этих фестивалях мы можем встретить своих знакомых. Дело в том, что еще в двухтысячном году, еще в составе Арии, мы работали вместе с группой Удо Диркшнайдера. Это было очень приятно с ним снова встретиться спустя больше десяти лет, отметить его замечатель

ную форму, невзирая на возраст. Время, конечно, нас не красит, но он молодец: работает, поет замечательно. Был приятно удивлен, увидев там нашего соотечественника, Смирнова. Поэтому такие фестивали меня радуют: ты можешь сравнить свой уровень, опять же, с теми музыкантами, на которых когда-то ты если не молился, но они были для тебя авторитетными. Тот же, например, Accept. Мне приятно, на самом деле. Я не отказываюсь от участия в таких фестивалях. Единственное, когда нет разделения на основные и второстепенные команды, когда кому-то звук зажимают, кому-то свет. Я считаю, что фестиваль это такое дело, в котором нет соревновательного духа, кто лучше, кто хуже. Люди выходят делать общее дело. Если так - мне такие фестивали нравятся.

С кем из зарубежных групп хотели бы вместе выступить или записать совместный материал?

Сложно сказать (смеется). Мы-то, может быть, много с кем хотели бы, а вот есть ли у них такое желание? Я, если честно, в этом деле сомневаюсь. Если будут какие-то предложения, я никогда ничего не отвергаю. Опять же, смотря какой материал, что придется петь. Надо всегда взвешивать свои возможности и силы. Можешь ли ты достойно спеть и продемонстрировать свои вокальные данные? Тогда -да. А если нет, если есть еще какие-то сомнения, лучше в это дело не вписываться. Поэтому я всегда стараюсь четко взвешивать свои возможности. Переоценивать себя -не очень хорошее качество. Недооценивать тоже, наверно, не очень хорошо, но и переоценивать тоже. Поэтому надо так тщательно относиться: с кем, когда и где. Когда есть какие-то предложения, мы индивидуально все обсуждаем.

Группа Кипелов - апологеты традиционного хеви-метала, а как вы относитесь к другим жанрам музыки, хотели ли бы ради эксперимента попробовать себя в чем-то е

ще?

Ну, мы периодически пробуем себя в чем-то еще. Да мы играем традиционный, не побоюсь этого слова, классический хард-н-хеви, хеви-метал. Что я слушаю? Я, например, очень люблю классическую музыку. Не перестаю удивляться классическим вокалистам, их возможностям, их данным, профессионализму. Есть много чему у них поучиться. Слушаю народную музыку с огромным удовольствием. Очень ее люблю. У меня любимая певица Евгения Смолянинова, я ее могу долго слушать. Она исполняет песни Вертинского, она поет духовную музыку, она поет народную музыку, она поет городской романс. Я ее реально обожаю, и тоже есть чему поучиться у нее. Люблю разные направления. Я считаю, что у меня нет каких-то табу. Если это здорово сделано, если профессионально, если это вкусно и интересно, я люблю музыку любого жанра. Главное, чтобы это хорошая была музыка.

Да, мы иногда поем народные песни во время нашего концерта, иногда это кого-то шокирует. Мне это очень нравится, потому что я вообще воспитывался на народных песнях. Потом мы сделали, например, арию Надира из оперы Бизе, мне тоже этого давно хотелось, потому что очень эта ария нравилась, а потом как-то меня подвигло, я услышал, что многие рок-певцы, рок-музыканты, они пытаются исполнять арии известные, Верди, или других каких-то классических композиторов. И мы решили тоже попробовать такой эксперимент сделать. Вот джаза мы пока еще не касались (смеется), а что касается народной и классической музыки, мы уже ее попытались транспонировать в своем жанре. Поэтому нам ничего не чуждо, я думаю, что такие эксперименты всегда интересны. Главное тут не перегнуть палку и оставить основу. Если это классическое произведение, значит оно должно быть классикой, если народное, все-таки должны быть народные нотки. Некоторые пытаются делать народные песни в жестком в

арианте, не всегда это хорошо получается. Поэтому надо тщательно и трепетно относиться к тому, что ты делаешь. Тогда все получится.

Есть ли какая-то тема, которая вас всегда привлекала, и могла бы лечь в основу новой песни или целого альбома? Некий источник вдохновения, который вы бы хотели развить...

К слову сказать, наверно такие темы есть. Вот, например, с Маргаритой Пушкиной частенько обсуждаем темы заранее, а иногда бывает спонтанно. Вот как, например, с песней "Непокоренный". Она возникла спонтанно. Что-то подвигло. Мы в принципе находимся на одной волне с ней. Нам нравятся многие фильмы, мы вместе многое обсуждаем: классические произведения, например, Достоевского. Сейчас, вот, "Тихий Дон" недавно прошел сериал, что-то там было хорошо, что-то не очень хорошо. Понятно, что сравниваешь всегда с предыдущими работами на эту тему. Например, мне больше нравится старый вариант "Тихого Дона". Хотя, в принципе, темы для песен они вечные всегда. Борьба добра и зла -это вечные темы; место человека в этой жизни. Мне бы очень хотелось продолжить тему "Жить вопреки" - предыдущий альбом в немного другой интерпретации. Человек в определенных обстоятельствах ломается, сгибается или наоборот восстает и что-то делает. Вот это мне всегда очень нравилось и всегда меня вдохновляло. Я не могу петь стихи те, которые меня не вдохновляют. Я их не чувствую. Я чувствую -не мое. Я сразу говорю: это не мое, и я это делать не буду.

Очень хотелось в свое время сделать историю про цареубийство, про расстрел царской семьи. Но пока это не получается. Это достаточно объемное полотно, как мне кажется, серьезная тема. Хотелось бы ее поднять. Не знаю, получится, не получится... Вот и опричников в свое время поднимали эту тему, но тоже пока не довели до ума. Рад тому, что

воплотилась история с Сальери, например. Очень хотелось классический сюжеты Пушкина и Милоша Формана как-то объединить, и удачно, мне кажется, получилась эта песня. Причем даже фразы, не то что конкретно взяты из этого фильма, но, может, из одного или другого фильма на эту тему, из "Маленьких трагедий" Пушкина. Вот такие темы всегда волновали и интересовали, причем нацеленные на современную почву.

У немецкой группы Running Wild была песня про цареубийство. Можете, если будет желание, послушать.

Да-да, я знаю. Мне интересно было, я очень хотел посмотреть, с какой стороны они к этому подходят. Вот есть человек, который живет: был незаметным, таким человечком маленьким и очень хотелось ему возвеличиться. Скажем, можно такую же историю провести тут, понятно, что сложная параллель, но, вот, убийство Джона Леннона. Кто такой был этот человек, который убил его? Его никто не знал. Когда он убил Джона Леннона, он стал известен всему миру. Вот это тоже из тем. То есть человек, который прославился не какими-то своими деяниями значительными, а вот такой путь выбирает. Поэтому надо как-то определиться, четко выбрать эту линию и сделать ее достаточно доступной для многих, не только для тебя, ты понимаешь эту историю, а все-таки хочется чтобы люди, которые, может, не очень в этой теме, тоже в этом разобрались.

Как вас принял Питер на недавнем концерте?

Замечательно. В Питере всегда здорово. Я всегда благодарен этому городу. Был такой смешной вопрос: почему музыканты, которые не живут в Питере, обращаются к теме Питера. Вот, что касается "Непокоренного". Нам было очень приятно. Сингл вышел раньше, была тема такая: может быть мы все-таки эту песню поиграем на концертах? Я сказал: нет, перед Питером мы эту песню играть то

чно не будем. Премьера этой песни должна состояться именно в Питере. Это знаковое должно быть событие для нас, возможно и для наших поклонников, которые живут в Питере.

Прием был замечательный, потрясающий. Все сложилось. Концерт, он состоит из многих составляющих: твой личный настрой, как все звучит на сцене, ты хорошо себя ощущаешь, комфортно или некомфортно, ну и, соответственно, контакт с нашими поклонниками. В Питере всегда, слава Богу, это происходит. И я очень доволен концертом. Меня потрясло, как они подпевали песню (вот, кстати, один из вариантов, когда мы делаем какие-то исключения и исполняем песни нехарактерные для нашего жанра), мы спели песню "Темная ночь" из кинофильма "Два бойца", как раз тоже о блокадном Питере. И когда весь зал запел, у меня мурашки побежали, честно говоря. Это моменты, которые надолго запоминаются, и я очень благодарен нашим поклонникам, которые пришли на концерт в Питере.

Что касается завтрашнего концерта, московского. Ожидают нас какие-то сюрпризы, премьеры?

Конечно. В Москве мы всегда стараемся это делать в той или иной степени. Насколько у нас это получается, не знаю. Но мы стараемся, чтобы концерт отличался, скажем, от того концерта, который был в Питере. Не из того, что это какой-то особый город для нас. Понятно, что мы здесь родились, по крайней мере, я, и что особые требования к этому к этому концерту. Но просто хочется, чтобы концерт на концерт не был похож. А Москва, здесь все-таки такое требование всегда существует. Мы здесь чаще выступаем, чем в Питере. В Питере мы два года не выступали. В Москве мы были год назад ровно. Кто-то считает, что мы редко выступаем, я считаю, что часто. Мы постараемся, чтобы концерт был интересным, чтобы обязательно был сюрприз. Надеюсь, они понравятся нашим покл

онникам.

Какие перспективы с высоты своего положения и опыта вы видите у отечественной тяжелой сцены? Есть ли какие-то молодые группы, заслуживающие внимания?

Мне сложно сказать. Как-то не получалось следить за процессом, что происходит с молодыми командами. Понятно, что они играют несколько другую музыку. Я не встречал за последнее время таких команд, интересных, которые играют традиционный, скажем, хеви-метал, хард-н-хеви. Назвать молодыми командами Lumen язык не поворачивается, они достаточно давно работают. Louna, вот, они имеют свою публику, они популярны, они собирают уже значительные площадки. Вот это, пожалуй, наиболее интересные мне коллективы, которые мне повезло воочию видеть, я видел, как они работают -профессиональные команды, замечательные. Сказать что-то о других командах... Я не то, что не интересуюсь, просто часто не до этого. Больше всего времени уходит на то, чтобы заниматься своей группой, своей музыкой, своими делами.

О перспективах трудно, конечно, рассуждать. Могу одно сказать, что поддержки, в принципе, почти никакой нет. Очень тяжело молодым командам пробиться на какие-то значимые фестивали, про радио я вообще не говорю с телевидением, это отдельная тема. Если без какой-то поддержки, это нереально. В свое время, в принципе, то же было и с нами. Я вспоминаю, там, восемьдесят пятый год. Кто бы там где-нибудь показывал на центральных каналах группу Ария? Но тогда это было какое-то движение вперед, "мы ждем перемен", под этой маркой мы иногда где-то проскакивали. Засвечивались даже в каких-то культовых фильмах. Я помню "Тореро" песню. Под эту песню терроризировали учительницу, Елену Сергеевну, как сейчас помню. Вот только в таком ракурсе мы появлялись. Как-то удалось нам пробиваться, наверно, потому что мы очень этого х

отели, мы были, не побоюсь этого слова, фанатиками своего дела. Если у нынешнего подрастающего поколения музыкантов есть такое желание огромное это делать, то тогда, я думаю, они обязательно чего-нибудь добьются, невзирая на какие-то сложности, которые я перечислил. Многие считают, что это музыка некоммерческая. Те люди, которые занимаются шоу-бизнесом, они считают, что на этом не заработаешь, поэтому чего ими заниматься? Это так, вроде, на уровне самодеятельности. Поэтому сами музыканты должны понимать, что будут огромные проблемы, и чтобы достичь какого-то определенного уровня, надо будет пройти через серьезные тяготы.

Ну, во-первых, я могу сразу сказать, что двадцать лет я не употребляю вообще алкоголь ни в какой форме, разве что какую-нибудь там конфетку съем с содержанием ликера (смеется). Но я думаю, что это не так страшно. Пять лет в этом году исполнится, как я бросил курить. То есть вообще не курю и рад огромно этому обстоятельству, долго я пытался это сделать, в конце концов бросил. Хотя я курил очень мало. Но сам факт, что я теперь не курю, это замечательно. Выбрал себе дату -на Рождество, бросил и, слава Богу, до сих пор даже никакого желания не испытываю. Плюс, каждый день, и даже сейчас, я делаю зарядку. Каждый день у меня уходит на это время (слава Богу, с утра время есть), до обеда я обычно это делаю, параллельно, может, какие-то хозяйственные работы выполняю, вот сегодня готовил филе куриное (смеется), рис варил. И я обязательно делаю зарядку каждый день. Я не знаю, что может случиться, чтобы меня от этого как-то отвлекло. Ну, может, какой-то ранний переез

д. Бывает такое на гастролях, я в легкую разомнусь и все. А так обычно занимает где-то час-полтора. Заканчивается обычно либо гантельками, либо эспандером. На гастролях я специально вожу с собой эспандер, по возможности стараюсь заниматься, отжиматься. Таким образом стараюсь поддерживать свою форму. Перед концертом по возможности стараюсь распеваться, потому что это очень важно, чтобы аппарат твой был готов к концерту. Не всегда себя хорошо слышишь. В общем, ничего такого супер-выдающегося на самом деле.

Стараюсь часто гулять. Я не вожу автомобиль, передвигаюсь на метро, часто хожу гулять в парк. Меня как-то это вдохновляет. Хожу пешком, накручиваю километры. От меня до парка где-то три километра, туда обратно -шесть, ну и там по парку. Люблю это дело делать зимой часто, и осенью, и летом, в любое время года. Стараюсь много ходить, думать, иногда даже какие-то полезные мысли появляются, какие-то фрагменты музыкальные, что-то связанное, может, с темой для песни. Поэтому всем советую гулять почаще и заниматься своим здоровьем, потому что это дело такое, что в любой момент можно подорвать. У нас профессия непростая, надо оставаться в форме. Вот музыканты у меня относительно молодые, и я отставать от них, от их драйва, не хочу.

Само собой, животрепещущий вопрос от фанатов: когда все-таки нового альбома ждать?

Ситуация сложная. Я могу одно сказать, что мы над этим работали весь этот год. В принципе, у нас есть музыкальный материал, есть темы не для всех песен, скажем так. Вот сейчас мы отработаем московский концерт, потом у нас еще три концерта по Московской области, мы не так часто работаем в области, но в этом году мы решили перед Новым Годом сделать такой подарок для наших поклонников. Они обижаются, что мы не приезжаем в эти города. И вот сл

едующий год мы максимально просто сокращаем количество своих концертов, может, будут какие-то фестивали отдельные, чтобы держать форму и не заржаветь, а все свое время будем посвящать работе над альбомом. Тянуть дальше некуда, отступать некуда, и я надеюсь, что в следующем году мы все-таки сделаем альбом.

Ждет ли фанатов традиционный новогодний подарок от группы Кипелов?

Мы постараемся что-нибудь придумать. Обычно, последнее время мы пели песни. "Ой, мороз-мороз" мы пели, то был момент, когда мы пели песню военных лет. Что-нибудь придумаем.

Ну и вопрос в шутку или всерьез: каково это ощущать себя патриархом российской тяжелой сцены?

(смеется) Вот, честно говоря, никогда им себя не ощущал. Как только начинаешь себя ощущать чем-то значимым, тогда ты, наверно, считай, пропал. Я всегда достаточно критично относился к тому, что я делаю. Это нормально. Иногда отмечаются какие-то удачные моменты, но зачастую я себе сам являюсь таким, пожалуй, наибольшим критиком, нежели критики со стороны. Я себя совершенно нормально ощущаю. Каждый раз, перед каждым концертом, есть определенное волнение, невзирая на огромный опыт работы. Я не помню даже, сколько я концертов отработал за тридцать пять лет. В этом году, кстати, будет тридцать пять лет мой профессиональной деятельности на сцене. Впервые я вышел в восьмидесятом году, вышел, кстати, в Ленинграде на сцену в первый раз. Так что тридцать пять лет - огромный такой багаж, но все равно не перестаю порой волноваться, и это нормально. Ощущать себя звездой? Не знаю, я не ощущаю. Человеком с опытом, наверно, человеком, который имеет какой-то опыт касательно музыки, житейских каких-то ситуаций, наверно, не более того. И достаточно критично относиться к самому себе. Это залог успеха. Не почивать на лаврах, не останавливаться на достигнутом, двигаться вперед. Это, пожалуй, наиболее правильная позиция, я считаю. Главное -не забронзоветь.

И, напоследок, что бы вы хотели пожелать своим фанатам в преддверии своего концерта в Москве?

Мне бы хотелось пожелать всем удачно провести время, тем, кто придет на этот концерт, чтобы было хорошее настроение. Подготовьте свои голосовые связки -будем петь вместе, надеюсь, не одну песню. А вообще, как-то неожиданно, так быстро подкрадывается Новый Год, он всегда приходит как-то быстро и неожиданно. Мне бы очень хотелось поздравить всех с наступающим Новым Годом, наверно, может, я рано это делаю, но, есть такая возможность, почему бы и не обратиться к этому? Пожелать всем здоровья, счастья, удачи, невзирая на сложную ситуацию экономическую и политическую. Ребята, не забывайте о своих близких, родных, почаще звоните, вспоминайте о них, и не переставайте радоваться жизни. Жизнь прекрасна, невзирая на какие-то ее неприятные стороны. Вот, что мне бы хотелось вам всем пожелать. Хорошего настроения и удачи во всем.

Спасибо вам большое, что ответили на наши вопросы. Очень было приятно пообщаться. Встретимся на завтрашнем концерте!

Хорошо, спасибо. Всего доброго!

26 августа на День города в Курган с концертом приехала рок-группа "Кипелов" . Музыканты за последние два года уже третий раз посещают Зауралье. После выступления лидер группы, бывший солист и основатель легендарной "Арии" Валерий Кипелов поделился с своими размышлениями о творчестве, новых планах, политике, ситуации на Украине и в Крыму.

Вопрос : Валерий Александрович, спасибо, что уделили время и смогли пообщаться с нами после концерта. Скажите, что нового происходит в вашем творчестве? Осенью этого года вы заканчиваете альбом под названием "Звезды и кресты ". Какова его идея?

Валерий Кипелов : Альбом "Звезды и кресты" так называется неслучайно, есть такая песня в этом альбоме. Люди, услышав такое название, сразу начинают выдвигать различные версии, мол, я ударился с головой в религию или еще что-то. В этой песне говорится о том, что мы принимаем нашу Родину такой, какая она есть , со звездами и крестами . Знаете, сейчас модно отрицать социалистическое прошлое и вечное противостояние "белых" и "красных". А мы говорим о том, что Россия - наша Родина, и мы ее принимаем со всем. Она и со звездами, и с крестами нам одинаково близка. Альбом совсем не концептуальный, не все песни на эту тему, они там совершенно разные. Каждый для себя там найдет что-то полезное. Кто не любит тему патриотизма, он найдет там для себя другие темы для размышлений.

Вопрос : Слышал, что и по жанрам альбом получился очень разноплановым.

Валерий Кипелов : Я анализировал тут, в альбоме есть три баллады - это, наверное, впервые за всю мою практику. Мало того, одна из них - такой почти стопроцентный блюз. Блюз - это маленько, конечно, не то, что привыкли слышать от группы "Кипелов". Но тут есть канва, которая, может быть, даже в чем-то повторяет предыдущий альбом "Жить вопреки". Почему бы не попеть о человеке, о его проблемах , и, в основном, все песни нового альбома с позитивным финалом. И нам в связи с этим хотелось бы пожелать людям, чтобы все надеялись на лучшее всегда.

Вопрос : А сейчас в какой стадии находится работа над альбомом?

Валерий Кипелов : Альбом этот мы уже практически заканчиваем, в самом ближайшем будущем мы его доделаем, обложку закончим. Мои музыканты порой в таких вещах знают больше меня. Они меня в курс дела вводят в самый последний момент, чтобы не травмировать раньше времени (смеется - прим.ред. ). В альбоме также люди найдут и экстремальную музыку, и мягкую музыку, и те же баллады. Элементы мистики там тоже есть. Мне сын мой сказал недавно, что мы играем в стиле патриотического зашквара .

Вопрос : И как вы отреагировали?

Валерий Кипелов : А я с интернетом на "вы" и особо не читаю, что пишут про меня и нашу группу. Я был очень потрясен, что это за такой зашквар политический. Вообще, мы никогда не скрывали того, что мы любим свою Родину и считаем, что ничего в этом зазорного нет. Это все звучит в стиле "патриоты", а патриотизм, как некоторые говорят, это последнее прибежище негодяя. Я так не считаю. Я думаю, что патриотизм - это вполне нормальное явление , наше человеческое чувство.

Вопрос : Для многих сейчас патриотизм ассоциируется с Крымом. И вы совсем недавно были с концертом там. Что вы скажете о настроениях крымчан после возвращения в состав России и о ситуации на Украине?

Валерий Кипелов : Мы совсем недавно были на байк-шоу в Крыму, мы там играем уже четвертый раз. Первые сольные концерты у нас были в Севастополе и Симферополе. Это было в 2014 году. А начиная с 2015 года, мы каждый год посещаем байк-шоу. Мы приезжаем туда с огромным удовольствием . Я знаю, что сейчас много шума вокруг Саши Залдостанова - что лишили грантов и прочее. Я не хочу влезать в эти политические "что", "кто" и "чего". Нам важно, что мы встречаемся там со своими поклонниками , которые любят нашу музыку. И когда мы пели "Косово поле", я видел эти глаза в толпе, я слышал, как они подпевают , и это значит, что мы на правильном пути и делаем правильное дело. А все эти экономические и политические аспекты - нас это как-то мало волнует. Бог потом рассудит, кто был прав, а кто нет.

Вопрос : У вас есть друзья с Украины?

Валерий Кипелов : Мы в Крыму встречались с ребятами из Мариуполя, они в прошлом году тоже на байк-шоу приезжали - муж с женой, жена тогда была беременна. Я им тогда пожелал, чтобы роды замечательно прошли, чтобы они на этом не останавливались. Они приехали, показали фото. Мариуполь - это та часть Украины, которая находится под контролем войск Порошенко. И несмотря на это, мы отлично пообщались , отлично поговорили. И самое главное, знаете что? Между простыми и нормальными людьми этой вражды нет . Я считаю, что это очень здорово раздувается, особенно с той стороны. Я не вижу негатива между людьми, может, он есть где-то в интернете. Люди отвечают колкостью на колкость, жестокостью на жестокость . Я считаю, что вот этого нельзя допускать, и кто бы что ни говорил, мы все равно братские народы, Русь - это наша общая родина, и для нас, и для белорусов, и для украинцев, вообще для славян . У моих ребят из группы очень много знакомых с Украины, даже с западной Украины, и они до сих пор отлично общаются, и нет у них никакой неприязни друг к другу, потому что музыка - едина, и абсолютно не важно, что там происходит в политике.

Вопрос : Вы уже третий раз в гостях в Кургане. Как вам город, что успели узнать о нем?

Валерий Кипелов : Нас тут в Кургане утром встретили люди, я был поражен энтузиазмом и задором. Две девушки - одна архитектор, вторая - художник. Они создали памятник, который у вас открыли недавно, памятник основателю города Невежину. Вот если все такие в Кургане, то я завидую вашему городу. Это не для красного слова, но на таких людях и держится наша страна . Я так понял, что было в Кургане такое время, когда стали разбегаться отсюда специалисты, конкретно из Российского научного центра восстановительной травматологии и ортопедии имени Илизарова, мы были там в прошлом году. Сейчас этот центр возрождается, потому что руководители постепенно подтягивают специалистов обратно. Если так дело и дальше пойдет, то я сам с удовольствием туда приеду и полечу свои больные суставы. Мне в следующем году 60 лет будет, поэтому суставы начинают сдавать. Благодаря Илизаровскому центру я, может, лет еще хотя бы пяток попою.

Еще про Курган знаю, что у вас здесь замечательные озера . И по составу воды они ничем не хуже знаменитого Мертвого моря. Знаю про новые БТР, которые выпускает "Курганмашзавод". В свое время я служил в армии на Урале, в Нижнем Тагиле. У вас так меняется тут климат, я даже куртку с собой взял - днем может быть жарко, а к вечеру резко похолодает. Также знаю, что про Курган одно время в период "девяностых" была негативная информация, все эти Солоники (известный киллер Александр Солоник - прим.ред. ), бандиты, но я считаю, что позитива все равно больше, чем негатива.

И я смотрю вот на местных людей, они - замечательные и душевные люди , и у нас, на самом деле, в стране много таких городов, в которых вот этот самый неистребимый русский дух существует.

За помощь в подготовке интервью благодарит организатора концерта - мясокомбинат "Велес".