Проблема раскаяния в рассказе постскриптум. По тексту Астафьева Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни (ЕГЭ по русскому)

Views: 21294

Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший.

Со словами негодования я выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком.

Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Всё повидавшие и пережившие на своём веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за своё вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомлённых культурой слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно, нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.

Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущённо хлопнуть сиденьем.

Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижёрши в чёрненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…

Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом (имя ей – великая Надежда Обухова), — стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая её.

Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. Меня бьёт по лицу зрительская ругань в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.

Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: «Люди, помогите мне! Помогите!.. Ну, если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»

(По В.П. Астафьеву*)

*Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001) – выдающийся советский и российский писатель.

Следует ли человек нравственным принципам? Анализирует ли он свои поступки? Понимает ли он, что хорошо, а что плохо? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель В.П. Астафьев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему влияния чувства стыда на нравственное развитие личности.

Размышляя над поставленным вопросом, писатель вспоминает случай из собственной жизни, когда, будучи ребёнком, он грубо отозвался о песне великой певицы и выдернул из розетки вилку репродуктора, из которого доносился её голос. Автор с нескрываемым сожалением говорит о том, что этот постыдный поступок – самый памятный для него. Через много лет писатель оказался на симфоническом концерте, где зрители оказались крайне недовольны выступлением и демонстративно хлопали сиденьями. Всё это причиняло большие страдания автору, ему хотелось рассказать выступающим о постыдном поступке своего детства, ему хотелось извиниться за всех зрителей. И каждый раз, когда он слышал зрительскую ругань, он испытывал душевную боль.

Писатель прямо не выражает своей точки зрения относительно поставленной проблемы, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что В.П. Астафьев убеждён: чувство стыда нужно человеку, чтобы он стал лучше: признал свои ошибки и постарался больше никогда их не допускать.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении один из главных героев Пьер Безухов был женат на Элен Курагиной, которая завела себе любовника Федю Долохова. Сначала Пьер не хотел этому верить, но наглое поведение Долохова во время праздника вывело Пьера из себя. Он вызвал любовника своей жены на дуэль. Никогда не державший ранее пистолета, Пьер ранил своего соперника, и вначале герою даже показалось, что он его убил. Чувство вины и стыда появилось у Пьера. Но именно благодаря ему он сознал неправильность своего поступка, понял, что совершил ошибку, женясь на Элен, которую на самом деле не любил. Он осознал, что обманул и себя, и её. Несомненно, в этой ситуации чувство стыда поспособствовало нравственному развитию Пьера Безухова.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: чувство стыда помогает человеку стать лучше. В автобиографическом произведении А. Швейцера «Жизнь и мысли» писатель рассказывает о том, как в детстве любил представлять себя укротителем животных. У его семьи был пёс Филакс, который бросался на почтальона. Мальчик прутом гнал его в угол двора, хотя мог бы удерживать пса, не причиняя ему физической боли. Затем ребёнок под влиянием тщеславия кнутом заставлял старого коня ускорить бег. Однажды к саням мальчика, играя, бросился пёс, и «укротитель» ударил его кнутом прямо по глазам. Но после всех этих случаев автор испытывал сильное чувство стыда, чувство душевной боли. Сделав выводы, он больше не позволял себе причинять страдания животу существу. Следовательно, чувство стыда помогает человеку стать лучше.

В заключение важно отметить: все люди ошибаются, каждый когда-либо в жизни совершал постыдный поступок. Но, если человек осознал свою вину и испытал чувство стыда, то произошедшее пойдёт ему на пользу, поскольку чувство стыда и раскаяние способствуют нравственному развитию личности.

Страница 1

Тема урока:

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту В.П.Астафьева «Постскриптум »

Тема урока:

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту
1.Обучающая цель урока: формировать умения работать над сочинением по прочитанному тексту, навыки выявления авторской позиции и оформления интерпретации произведения;

2.Развивающая цель: развивать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся, рецептивно-аналитические текстовые умения и навыки.

3.Воспитательная цель: формировать гражданскую позицию, чувства ответственности за свои поступки.

формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, воспитание здорового образа жизни


Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Вид урока: урок-исследование

Форма: комментированное чтение текста

Оборудование: мультимедийная установка, ПК, В.А.Моцарт “Сороковая симфония”; презентация по В.П.Астафьеву;


Слайд №

1. Оргмомент. Приветствие.
Тема сегодняшнего урока развития речи:

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту миниатюры В.П. Астафьева «Постскриптум » из книги “Затеси”.

2. Мотивация деятельности.

Тема довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Но не каждый, наверное, знает древнегреческую мудрость: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это нам будет так необходимо в решающий для нас момент.


2.Чтение эпиграфа

Слайд №

Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… С.И.Ожёгов

3. Активизация знаний.

Слайд №


1).Что входит в понятие «хорошая речь»?

(Богатая, точная, выразительная)

Учитель: действительно, хорошую, богатую речь человека характеризует мастерское употребление в речи различных средств художественной выразительности.

3. Проведём тезаурусную разминку
1)Перенесение значения слова (скрытое сравнение)

(Метафора)


2) Изобразительно-выразительный приём, при котором сопоставляются два явления, два понятия, два предмета друг с другом.

(Сравнение)


3)Расположение слов, словосочетаний, выражений в порядке возрастания или убывания какого-либо признака, значения, оттенка.

(Градация)


4)Повторение значимого элемента в начале каждого отрезка речи.

(Анафора)


5)Нарушение обычного порядка слов или словосочетаний в предложении.

(Инверсия)


Слайд № (Сверьте свои записи с предложенными ответами.

Поднимите руки, у кого всё верно)

4. Чтение текста В.П.Астафьева. (Звучит музыка В.А.Моцарта “Сороковая симфония»)

В.П. Астафьев «Постскриптум»


Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня - скорее всего как раз непохожестью - раздражавший.
«Ха! Орет как жеребец!» - сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки. Голос певицы оборвался. Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детдоме самым певучим и читающим человеком.
...Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение
в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению.
Но и сказочный Штраус1, и огневой Брамс2, и кокетливый Оффенбах3 не помогли - уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно - нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.
Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин , поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем.
Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве...
Но жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает . Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей - Великая Надежда Обухова, - стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее.
Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале… (364 слова) (В. П. Астафьев. Постскриптум)

Постановка цели: подготовиться к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту В.П.Астафьева.

Чем глубже мы сможем погрузиться в текст, тем удачнее будет работа по написанию сочинения.

В процессе анализа текста вы, уважаемые ребята, в рабочих тетрадях для подготовки к ЕГЭ делаете записи в соответствии с критериями написания сочинения- рассуждения. Это и послужит вам рабочим материалом для написания сочинения.

Учитель: Итак дома вы готовили анализ текста В.П. Астафьева «Постскриптум » из книги “Затеси”.


-Каково толкование слов «постскриптум» и «затеси»

Словарная работа

Слайд №


Постскриптум

Затеси (сибирский диалект, областное слово) – зарубки, меты, сделанные топором на дереве.

Слайд №


Учитель: Виктор Петрович пояснил выбор заглавия книги так: “ …чтобы в наш суетный век настичь бегущего, занятого работой, затурканного бытом современника”.
Учитель - К этим словам мы вернёмся в конце урока и поясним смысл названия произведения В.П.Астафьева.

5. Деятельность учащихся. Работа с текстом.

1) Какое впечатление произвёл на вас текст?

(Вызвал чувства горечи, обиды, стыда. Текст заставил устыдиться за соотечественников, задуматься: “ А не так ли и я иногда совершаю “постыдные поступки”?”)

2) Как удаётся В.П. Астафьеву добиться такого сильного эмоционального воздействия на чувства читателей?

(Через постановку важной проблемы, собственную оценку описанных событий, мастерское употребление художественных средств выразительности)

3. Сформулируем одну из проблем текста.

(Проблема бездушного отношения людей к классической музыке, к искусству.

Проблема неразвитости души человеческой и как следствие способность человека совершать “постыдные поступки»)

Проблема ответственности за своё поведение, за поступки «ближних и дальних”.

Проблема духовного развития человека.

Проблема необдуманности в совершении поступков в подростковом возрасте

4. Комментарии.

- Какие названные вами проблемы по характеру? ….

(Социально-нравственные)

- Прокомментируем проблему.

(Данные проблемы актуальны сегодня, когда всё чаще встречаемся с неумением людей слушать классическую музыку., заменяем её модной, однодневной.

Примеры бездуховности, необдуманных поступков мы видим повсюду: взрослые неуважительно относятся друг к другу, дети неуважительно - к старшим, общество испытывает дефицит милосердия.

Потому и современен Астафьев и, в частности, его рассказ « Постскриптум»

Писатель беспощаден и к себе, и к соотечественникам, он не боится правды, какой бы горькой она ни была, он не прячется за текст. За каждой строчкой ощущается сложное, скорбное чувство Виктора Петровича, авторская интонация. В.П. Астафьев с глубоким уважением относится к людям, несущим культуру в массы.

- Докажем примерами из текста:

Автор создаёт образ маленькой и хрупкой дирижёрши, используя только уменьшительно-ласкательные слова: “…хотелось за всех за нас просить прощения у милой дирижёрши в черненьком фраке”, “… на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей”.

- Случайно ли сравнение дирижёрши с муравьишкой

(Не случайно: такая же трудолюбивая, упорная, настойчивая)

(“терпеливо растолковывали, что и почему они будут играть”, “делали они это вроде как бы с извинениями”, “концерт начали с лихой увертюры Штрауса”)

Поражает исключительная бездуховность пришедших, как точно выразился автор, на “музыкальное мероприятие”. Таких бесчувственных слушателей сложно пронять прекрасной музыкой Штрауса, пылким, живым Брамсом, кокетливым Оффенбахом. Астафьеву стыдно за соотечественников (“сидел, ужавшись в себя”, “содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула”), их некрасивый, постыдный поступок гневно осуждается автором, поэтому с иронией неоднократно он называет явившихся на симфонический концерт гражданами.

- Дайте толкование слову « гражданин»

Слайд №

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Соответствует ли поведение присутствующих определению «гражданин»?

(“…И каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем”, а ведь стулья в зале старые, венские. И разве выполнение гражданского долга в том, чтобы “возмущенно хлопнуть сиденьем”, покинуть с возмущениями зал?


Учитель : - Какой тип/типы речи использует в тексте В.П.Астафьев?

( Ведущий тип речи – рассуждение. В типологическую модель текста вкраплены повествование и описание.

Слайд №


Рассуждение: 1)Автор рассуждает над поставленными им проблемами 2)Тезис заключен в предложении-утверждении: постыдный поступок совестливый человек помнит всю жизнь. Вывод: “Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”.

Слайд №


Повествование : Используя повествование, автор рассказывает о своём постыдном поступке и о поступке отдыхающих в Ессентуках (в детдоме, однажды, много лет спустя).

Слайд №


К описанию В.П. Астафьев обращается тогда, когда передаёт своё душевное состояние и создаёт образ молоденькой и маленькой дирижерши Зинаиды Тыкач, “славной, на муравьишку похожей”

Учитель: На выбор типологической модели повлияли тема и идея текста, они же определили и стиль работы.

-Какую лексику использует Астафьев в тексте?

(В тексте сочетаются слова, принадлежащие разным функциональным стилям: к книжному и разговорному (разговорные: “лихой”, “ругань”, “жеребец”, “орёт”, “дирижёрша”, “бряк”, “ужавшись” и другие; книжные: “вожделение”, “поступок” “граждане”, “мероприятие” и т.п.).

-К каков стиль текста? (Художественная публицистика)

- Жанр? (Это философское эссе)
Слайд №

Это философское эссе, так как текст невелик по объёму, в нём выражаются индивидуальные впечатления, субъективно окрашенные, нет претензии на исчерпывающую трактовку поднятой проблемы, стиль текста отличается образностью и эмоциональностью, есть установка на разговорную интонацию и лексику, используются типичные для эссе приёмы построения текста: сравнения, параллели, многосоюзие, размышления автора)

- Какие изобразительные средства в целях усиления выразительности использует автор?

(Виктор Петрович предпочтение отдаёт эпитетам (“ у милой дирижерши”; “честный, бедный хлеб”; “лихая увертюра”, “постыдный поступок”

Инверсии (“сказал я и выдернул”; “делали они это вроде бы с извинениями”; “слушал я симфонический концерт”)

Градации ( “покидали …с возмущениями, выкриками, бранью”; “просто так, молча, осторожно”)

Антитеза ( музыканты противопоставлены отдыхающим гражданам)

Автор, осуждает поведение слушателей концерта, поэтому, используя эпитеты и антитезу, создаёт образ влюблённых в искусство, “всё повидавших и переживших на своём веку” музыкантов, “так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб”, но всё же стремящихся приобщить публику к прекрасному, и граждан, “перенасыщенных духовными ценностями”, “лечащихся и просто жирующих на курорте”, “переутомлённых культурой”, “набившихся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное ”.

- Какова роль лексического повтора (“…начали покидать зал. Да кабы просто они его покидали …. С возмущениями, выкриками, бранью покидали …”).

(Они не просто спокойно выходили из зала , вызывающе, их поведение вызывает неуважение, негодование, осуждение….)

Какие слова представляются вам как окказиональные образования писателя?

(Окказионализмы: “сколоченные подрядно”, “непохожестью)

Слайд №


(Окказионализмы -

Жизнь-это не бумага, где можно легко поставить Р.S. Она протекает быстро, человек порой не успевает исправлять свои ошибки)

-Поясните смысл названия книги «затеси».

(Такие меты делает В.П. Астафьев на нашем сердце, в нашем сознании – помни: ты человек, а это ко многому обязывает)

5. Этап интерпретации полученных результатов проведённой аналитической беседы.

6 абзац: (В конце прозаической миниатюры Виктор Петрович возвращается в прошлое: “…мне хотелось‹…›извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…”.

Учитель: Автор совершил постыдный поступок в подростковом возрасте, осознал ошибку и раскаялся. В концертном зале ругались и шумели взрослые, солидные люди (здесь уместно вспомнить второе лексическое значение слова гражданин – взрослый человек ).

Когда же они будут исправлять свои ошибки? А ведь “…жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”).

(Как бы вы озаглавили данный текст? Почему? (“Постскриптума в жизни не бывает”, или “Постскриптум”, ёмко и лаконично, как названа миниатюра у В.П. Астафьева в книге “Затеси”. Большая часть текстов в этой книге имеют такие же простые заглавия: “Окно”, “Кладбище”, “Видение”. “Предел”, “Страх”, “Заклятье”, “Музыка”, “Вздох”…).

Постскриптум состоит из латинской приставки post – после, под и корня (скрипт) script– писать, буквально: “после написанного”, приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами P.S.

Затеси (сибирский диалект, областное слово) – зарубки, меты, сделанные топором на дереве. Такие меты делает В.П. Астафьев на нашем сердце, в нашем сознании – помни: ты человек, а это ко многому обязывает. Виктор Петрович пояснил выбор заглавия книги так: “ …чтобы в наш суетный век настичь бегущего, занятого работой, затурканного бытом современника”.

- Какова ваша, ребята, позиция по отношению к проблеме, рассматриваемой автором в тексте?

Найдём примеры, аргументирующие ваше мнение, в литературе.

1) В.Песков Рассказ о дятле…

2) К.Паустовского “Старый повар”

- За что мы должны быть благодарны автору после прочтения текста?

Идея: В.П. Астафьев стремиться уберечь человека от моральных потерь, “постыдных поступков”. Прочитав текст, современник задумается о чувстве Может быть, возникнет желание и понимание заботиться о душе своей, о своём духовном развитии, родится желание научиться понимать доброе и красивое. По В.П. Астафьеву, вероятно, это и есть путь к счастью. Не случайно в “Последнем поклоне” герой Виктора Петровича говорит: “Счастлив ты, однако, парнишонка. Не участью – долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом-то счастье и есть. Кто знает?”.

7.Аналитико-синтетическое задание.

А теперь вашему вниманию предлагается ещё один текст (рассказ К.Паустовского “Старый повар” звучит под аккомпанемент “Сороковой симфонии” Моцарта). Подумайте, что объединяет данный текст с “Постскриптумом” В.П. Астафьева? Принадлежит ли он перу Виктора Петровича? Ответ постарайтесь обосновать. (Произведения объединены темой, но идея другая – когда жива душа человеческая, музыка способна творить чудеса, перемещать человека в пространстве и во времени, как это и случилось со старым поваром, давно утратившим зрение. Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Музыка воссоздала реально ощутимую, “зримую” картину. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смертью ему хочется узнать имя Мастера: “Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать..имя. Имя!”. Музыка Вольфганга Амадея Моцарта необыкновенно выразительна и действительно способна пробудить воображение даже неподготовленного слушателя. Сила музыки – в её необычайном эмоциональном воздействии на человека. Именно об этом рассказ Паустовского. Именно для этого введено в лирическую новеллу словесное описание звучащей музыки – и сделано это тоже талантливо. Это произведение передает человеческое стремление к совершенству, утверждает добро и справедливость. Властью, данной “не от бога, а от искусства”, которому Моцарт служит, он облегчает последние минуты умирающего. Искусство деятельно утверждает добро.

Паустовский демонстрирует искусство словесной живописи. Цветопись, звукопись, простота авторского повествования, моментные снимки души, сочетание психологического состояния человека и состояния природы – всё работает на идею новеллы. Название рассказа простое – “Старый повар”. Повар старый, но душа его молодая. Живёт старый повар вдохновенно и счастливо до последнего вздоха).

Книги Астафьева переведены на множество языков. 29 ноября 2002 г. в поселке Овсянка был открыт мемориальный дом-музей Астафьева и установлен памятник великому писателю. В 2006 году еще один памятник Виктору Петровичу установили в Красноярске. В 2004 году на автодороге «Красноярск-Абакан», недалеко от поселка Слизнево, установлена блестящая кованая «Царь-рыба», памятник одноименной повести Виктора Астафьева. На сегодняшний день это единственный в России памятник литературному произведению с элементом вымысла.

8. Подведение итогов работы.

Рефлексия учебной деятельности с использованием речевого клише.

Прочтём варианты рабочего материала для написания сочинения.
Я желаю вам в написании сочинения по прочитанному тексту дома успехов, и помните: Язык - это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели.

9. Домашнее задание : написать сочинение по прочитанному
страница 1

Все люди в жизни совершают множество ошибок. Но далеко не каждый способен признать свою вину в них и просить прощения у обиженного. Нужно ли раскаиваться в постыдных поступках? Именно над этой проблемой задумывается В.П. Астафьев в предложенном тексте.

Автор вспоминает одну из ошибок, которую он совершил в детстве. В то же время писатель говорит: «Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку…». Но осадок от случая из детства остается у В.П. Астафьева на всю жизнь. Являясь свидетелем неуважительного отношения зрителей к музыкантам на симфоническом концерте, он хочет «попросить прощения у миленькой дирижёрше», «извиниться за всех нас».

В.П.Астафьев подводит читателей к выводу о том, что все люди должны уметь раскаиваться в совершенных ошибках.

Ведь только в этом случае каждый из нас сможет не допустить их повторения в будущем.

Не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, когда человек осознает свою вину в чем-либо, просит прощения у тех, кого обидел, то сразу становится легче не только обиженным, но и самому ему. Именно тогда не наступает разлад между совестью и человеком.

Как порой долго люди не осознают свою вину перед другими. Достаточно вспомнить повесть В.Железникова «Чучело», чтобы понять это. Одноклассники Ленки Бессольцевой считали ее предателем, поэтому и позволяли себе издеваться над этой хрупкой девочкой. Но только когда она уехала из города, ребята поняли, что постыдный поступок совершила не Ленка, а они.

Обратимся к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Наташа Ростова не остается верной князю Болконскому, принимая знаки внимания со стороны Анатоля Курагина. Но героиня быстро осознает свою вину, чувствует муки совести за совершенное и получает прощение от Андрея. Это отличает ее от семьи Курагиных, члены которой всегда были равнодушны ко всему происходящему.

Прочитав текст, прихожу к следующему выводу: каждому из нас необходимо осознавать неправильность своих поступков и признавать постыдные ошибки. Только тогда человек сможет жить в гармонии с самим собой и со своей совестью.

Вариант 2

Раскрывая данную проблему, автор размышляет о том, как важно уметь раскаиваться в поступках. В.П. Афанасьев обращает внимание на то, что будучи ребенком, он совершил очень постыдный поступок. Выдернул вилку репродуктора из розетки перед ребятами, за что всю оставшуюся жизнь очень раскаивался перед певицей, которая в этот момент пела. Также писатель замечает, что с возмущениями и криками покидали мероприятие не удовлетворенные музыкальным исполнением слушатели, за которых автору хотелось извиниться.

Так писатель убеждает нас в том, что как бы ни был ужасен поступок, необходимо исправляться и раскаиваться. Пусть и не всегда человек будет прощен, но хотя бы таких поступков не совершит снова.

С мнением автора трудно не согласиться, хочется прежде всего подчеркнуть мысль о том, что люди учатся не только на своих ошибках, но и на чужих ошибках. Раскаявшись и отпустив всю ситуацию, понимаешь всю вину, обрушившуюся на тебя.

Свою позицию я готова подтвердить аргументом из литературы. В произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» после убийства старушки Родиона Раскольникова мучает совесть, в его сознании возникает непреодолимая преграда с обществом, все это становится главным наказанием героя и лишь на каторге, отказавшись от собственной теории, он раскаивается и встает на путь очищения.

Обратимся к произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Дуня Вырина покинула отца, а после его смерти, приехав на его могилу, долго плакала, раскаивалась и сожалела о содеянном.

В заключение хотелось бы отметить, что раскаяние помогает справиться с различными бедами, поэтому умение признавать свои ошибки- очень важная черта для человека.

Вариант 3

Почему сегодня многие люди проявляют неуважение друг к другу? Именно проблему неуважительного отношения к окружающим поднимает В.П.Астафьев в данном тексте. Она существует достаточно давно, но актуальна и в наши дни.

Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, автор рассказывает нам о случае, произошедшем на музыкальном мероприятие. Крымские музыканты давали концерт в Ессентуках.Они хотели, чтобы зрители послушали приготовленное выступление, оценили их старания, огромный труд, но, к сожалению, от тех никаких одобрительных действий не последовало. Зрители посчитали концерт скучным, неинтересным и, проявив неуважение, начали его "с возмущениями, выкриками", "хлупнув сидением" покидать.

Ярким литературным примером, подтверждающим мою позицию, может послужить комедия Д.И.Фонвизина"Недоросль".Госпожа Простакова - грубая, жестокая, необразованная, невоспитанная женщина. Она не уважает никого вокруг себя.Таким же человеком, как и она растёт её сын Митрофанушка, он берет пример со своей матери.

В произведении А.С.Грибоедова"Горе от ума" Фамусов является чиновником, которому важны только знатность и богатство. Он общается с людьми только с высшим чином. К обычным крестьянам Фамусов относится неуважительно.Всячески их оскорбляет и унижает.

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator at to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Цыбулько 2017 Вариант 5 по тексту Астафьева Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один (ЕГЭ по русскому)

Ctrl+Enter .

Спасибо за внимание.

Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать всё, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а всё потому, что важно дорасти до понимания умной серьёзной музыки! Проблема, связанная с восприятием музыкального произведения и зависимостью чуткости человеческой души к мелодии от общей культуры развития личности, затронута в данном тексте.

Автор стремиться рассуждать на эту тему посредством рассказа о собственном детском поступке, который сегодня у него вызывает чувство стыда: мальчиком была обругана певица, которая пела в свойственной только ей манере, то есть, не так все.

Пребывая во взрослом возрасте, он страдает от нравственных мук, столкнувшись с фактом без культурного поведения отдыхающих в Ессентуках.

По мнению В.П. Астафьева, не каждый человек обладает способностью к получению наслаждения от прослушивания классической музыки: это душевный труд, и надо пребывать в состоянии духовной зрелости, чтобы человек с этой работой смог справиться. Хотя это не есть оправданием грубого и малокультурного поведения.

Отвратительное зрелище, когда люди не способные к пониманию чего-то, ругаются и злятся, будто это плохо. В данном случае, терпимость к другим выходит на первое место. Мы полагаем, что наши собственные взгляды и предпочтения должны все уважать и почтительно к ним относиться, но если самим нам что-то не нравится, то это «отстой».

С насмешкой относятся к музыке и иным видам искусства герои И.С. Тургенева, образы которых воплотил в жизнь автор в романе «Отцы и дети». По мнению Базарова, музыка или поэзия являются глупостями, предназначенными не для развлечения разумных людей. Евгений отрицает также существование чувств, сводя все к физиологии. В начале романа персонаж не обладает опытом настоящей любви. Позже ему становится понятным, что любовь – это реальность. Базаров переосмыслил бы также отношение к музыке, но он до этого момента не дожил. Этим доказывается правота В.П. Астафьева: понимание классики приходит с духовным ростом. Чего-то ты можешь не понимать – не злись, просто старайся это осознать.

Проблема раскаяния Астафьев Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни (ЕГЭ по русскому)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Порой делая что-то мы даже не задумываемся о последствиях и затем очень часто сожалеем, ведь всё исправить невозможно. Лишь спустя некоторое время приходит осознание. В данном тексте В.П. Астафьев поднимает проблему раскаяния.

Рассказчик повествует о своём постыдном поступке, который он совершил в детстве: когда в репродукторе раздался голос певицы, герой со словами негодования выдернул вилку из розетки, тем самым подал пример другим ребятам.

Спустя много лет он оказался на бесплатном симфоническом концерте на курорте, где играли достойную классическую музыку. Почти сразу зрители начали показывать своё недовольство: покидать зал «с возмущениями, выкриками, бранью …, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах». А рассказчик сидел, ужавшись в себя, и слушал музыкантов, вспоминая свой поступок, но та певица «уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня», - подумал он. «Жизнь - не письмо, в ней постскриптума не бывает».

Я полностью согласен с В.П. Астафьевым и считаю, что все учатся на своих ошибках. Оступившись однажды и раскаявшись, человек навсегда запоминает свой поступок как нравственный урок.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали её в своих произведениях, например, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главный герой Раскольников создал теорию, согласно которой люди делятся на «тварей дрожащих» и право имеющих». Чтобы проверить это, Родион решился на убийство, но оно не принесло ему счастья. С Сониной помощью герою удалось искупить свой грех именно раскаянием.

У В.П. Астафьева есть рассказ «Конь с розовой гривой», где его волнует эта же проблема. Герой обманул свою бабушку (положил на дно корзинки с земляникой траву). Но сразу же его начала мучать совесть: по возвращении бабушки мальчик горько плачет и раскаивается в содеянном; а бабушка изначально верила, что он признается, поэтому всё-таки купила ему «пряник конём».

Таким образом, любой человек может столкнуться с данной проблемой, и решить её бывает непросто, но тот, кто способен осознать свои собственные ошибки, тот больше никогда их не повторит.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Порой делая что-то мы даже не задумываемся о последствиях и затем очень часто сожалеем, ведь все исправить невозможно. Лишь спустя некоторое время приходит осознание. В данном тексте В. П. Астафьев поднимает проблему раскаяния.

Рассказчик повествует о своем постыдном поступке, который он совершил в детстве: когда в репродукторе раздался голос певицы, герой со словами негодования выдернул вилку из розетки, тем самым подал пример другим ребятам.

Спустя много лет он оказался на бесплатном симфоническом концерте на курорте, где играли достойную классическую музыку. Почти сразу зрители начали показывать свое недовольство: покидать зал “с возмущениями, выкриками, бранью…, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах”. А рассказчик сидел, ужавшись в себя, и слушал музыкантов, вспоминая свой поступок, но та певица “уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня”, – подумал он. “Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”.

понимает, что исправить ничего нельзя. Но зато он больше никогда не совершает их.

Я полностью согласен с В. П. Астафьевым и считаю, что все учатся на своих ошибках. Оступившись однажды и раскаявшись, человек навсегда запоминает свой поступок как нравственный урок.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали ее в своих произведениях, например, Ф. М. Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Главный герой Раскольников создал теорию, согласно которой люди делятся на “тварей дрожащих” и право имеющих”. Чтобы проверить это, Родион решился на убийство, но оно не принесло ему счастья. С Сониной помощью герою удалось искупить свой грех именно раскаянием.

У В. П. Астафьева есть рассказ “Конь с розовой гривой”, где его волнует эта же проблема. Герой обманул свою бабушку (положил на дно корзинки с земляникой траву). Но сразу же его начала мучать совесть: по возвращении бабушки мальчик горько плачет и раскаивается в содеянном; а бабушка изначально верила, что он признается, поэтому все-таки купила ему “пряник конем”.

Таким образом, любой человек может столкнуться с данной проблемой, и решить ее бывает непросто, но тот, кто способен осознать свои собственные ошибки, тот больше никогда их не повторит.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать все, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а все потому, что важно дорасти до...
  2. Голод на войне, наверно, испытывает каждый боец. Но каждый ли способен поделиться последним, что у него есть? Автор данного текста поднимает проблему проявления человечности и...
  3. В центре нашего внимания текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, советского и российского филолога, в котором описана проблема роли книг в жизни человека. Размышляя над этой проблемой,...
  4. Антун де Сент Экзюпери мудро заметил: “Все мы родом из детства”. Невозможно не согласиться с известным французским писателем, ведь ростки хорошего и дурного закладываются в...