Библейские темы в изобразительном искусстве вифлеемская звезда. Иконы Андрея Рублева

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библейская тема в изобразительном искусстве Урок по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского Выполнила учитель изобразительного искусства МБОУ СШ №10 г. Павлово, Нижегородской области Игнатьева Татьяна Николаевна

Крамской Иван Николаевич Год рождения: 27 мая 1837 Дата смерти: 24 марта 1887 Христос в пустыне Тема искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов, когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Иванова. В конце зимы 1863-1864 года в квартире Крамского на Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин - он видел в мастерской художника голову Христа, вылепленную из глины, а также похожую голову, написанную на холсте. Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни Христа, об его искушении в пустыне и о том, что подобное искушение часто бывает у обычных людей.

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека

Христос для Крамского был самым главным нравственным идеалом в его жизни, совершенством мироздания, перед образом которого преклонялся весь человеческий мир. В 1869 году Крамской решился поехать за границу, и воочию увидеть, творчества тамошних художников, как самые знаменитые европейские мастера изображали бога в своих полотнах, он часто посещал Дрезденскую галерею и подолгу любовался образом Сикстинской Мадонны. Искушение Христа Хуан де Фландес. XVI век

В течении долгих десяти лет Крамской вынашивал желание написать картину «Христос в пустыне», им было сделано много набросков, но все они не устраивали его. Первый вариант картины (1867) Голова Христа (этюд)

Когда картина была закончена, она была выставлена на выставке художников передвижников. Реакция общества на картину была разная, одни поговаривали, что Христос в картине выглядит без черт святости, другие утверждали, что бога нельзя изображать в каких либо затруднительных ситуациях и только прогрессивная часть общества отнеслась к картине положительно, увидев в картине разительные перемены в написании Христа в искушении, ранее не виданные ими. Образ Христа в картине Крамского совпадает с признаками обычного человека имеющего земной облик, облик человека в противостоянии самому себе и миру рода человеческого.

Никола́й Никола́евич Ге Родился в 1831 году умер в 1894 году Николай Ге работал над этим полотном в 1861-1863 годах в Италии, во Флоренции. Его увлекала история христианства, библейские сюжеты. В картине «Тайная вечеря» ценители живописи прослеживают целую историю – борьбы добра и зла, трагедию и предательство. Тайная вечеря

На картине изображена тайная вечеря - описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из них - Иуда Искариот - предаст его.

Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Считается, что «любимым Евангелием Ге» было Евангелие от Иоанна, в котором события, связанные с тайной вечерей, были описаны так

В правой части полотна находится тёмный силуэт уходящего Иуды. Изображённый против света, он как бы противопоставлен тем, кто остаётся в освещённом помещении. Это имеет символическое значение: «Чёрное дело измены воплощает тёмная фигура освещённого со спины Иуды. Свет же объединяет группу единомышленников». Из остающихся апостолов слева стоит Иоанн, а справа - Пётр, которые, «чуть наклонившись к центру, образуют своеобразную „арку“ над полулежащим Христом». За ними, в глубине помещения, сидят остальные апостолы. Иисус Христос выделен не только композиционно, но и своей глубокой задумчивостью, которая «контрастирует с волнением окружающих: с демонстративно уходящим Иудой, со вскочившим Петром, с испуганно привставшим Иоанном и встревоженно переговаривающимися учениками». Он глубоко переживает крушение идеалов и горечь разочарования, понимая, что его ученик безвозвратно отказывается от его заветов. Бездействие Христа - знак не только глубокой печали и покорности судьбе, но и «осознанной жертвенности».

Используемые ресурсы https://ru.wikipedia.org


ИКОНОПИСЬ

В седьмом классе, без сомнения, одной из самых сложных является «Библейская тема в изобразительном искусстве». Связано это с тем, что учителя изобразительного искусства сами не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять задание.

Изучая эту тему, ребята должны познакомиться с особым языком изображения в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии, созданными в Западной Европе и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейскую тему. В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, он должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию.

Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому, как им кажется, пути: предлагают детям нарисовать икону, считая, что с таким «элементарным» заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона — это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация — это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, его представления о том, как выглядят персонажи. В иконописи количество сюжетов ограниченно, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.

Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации к Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских семей и из семей, где родители — атеисты; а икона — это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону — то же самое, что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символике иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», самостоятельно создающего композицию на заданный сюжет, или в роли ученика в дружине иконописцев. Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прорисями» (1-4) контурным рисунком, выполненным на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый).

Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя — сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы.

Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин «Сотворение мира», «Райский сад с древом жизни», «Всемирный потоп» и «Бегство израильтян из Египта через Красное море». В качестве примера можно показать иллюстрации Библии нашего знаменитого мариниста К. Айвазовского (см. «Сотворение мира» (5) , «Всемирный потоп» (6) ).

Теме «Портрет» была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. В Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (персонажи Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (строительство Вавилонской башни), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства.

Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру картины Рембрандта (7) и Босха (8) на тему притчи о блудном сыне.

Знакомство с библейскими сюжетами необходимо начать с беседы. В том случае если учитель сам плохо ориентируется в них, провести беседу помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре. Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как «Изгнание из рая», «Всемирный потоп», «Ной выпускает голубя» (9) , «Вавилонская башня», «Благовещение» (10) , «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью креста», «Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские сюжеты западноевропейских и русских мастеров надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть не только известными, такими, как «Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как «Голгофа» Н. Ге, «Благовещение» (11) , «Осмеяние» (12) фра Беато Анджелико, «Мертвый Христос» (13) Андреа Мантеньи, «Увенчание терновым венцом» (14) , «Несение креста» (15) Иеронима Босха, «В тени креста» (16) и «Благовещение» (17) Гелия Коржева, «Пьета» Микеланджело. Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными.

Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон (Благовещение. XII в. (18) ; Благовещение. XIV в. (19) ) параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина — это предмет эстетического наслаждения, а икона — это предмет и эстетического наслаждения, и молитвенного почитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Темы: «Райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня». Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации.

Работа над иллюстрациями к Библии может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель шаг за шагом на доске объясняет этапы работы (20 а, б) . Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и как работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, сделанный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции (21-23) .

Рисунок гор и воды может быть выполнен сразу краской. Фон закрашивается мазками (краски смешиваются прямо на листе): день — белая и желтая гуашь, ночь — синяя, фиолетовая и немного белой.

Цвет горок составляется из трех красок: желтой, красной и небольшого количества черной. Если на листе изображаются ночь или дождь, то надо взять синюю и фиолетовую краски (можно добавить немного зеленой). Воду закрасить синей с небольшим количеством белой краски (можно добавить немного фиолетовой).

На горках белой краской намечаются горизонтальные штрихи для ступеней, затем на края ступеней тонкой кистью наносятся пробелы и размываются водой вверх. Снизу и сбоку черной краской обводится каждая ступенька и размывается вертикально вниз (горки; XIV в. (24) ; горки в строгановском стиле; XVII в. (25) ).

Волны можно прорисовать синей и белой краской тонкими линиями.

Деревья изображаются сразу краской, без предварительного рисунка простым карандашом. Животных сначала намечают карандашом, а затем вписывают в композицию, используя чистые яркие цвета. На фоне горок яркие краски не будут смотреться грубо.


Завершить работу детям помогут репродукции и прориси икон, на которых изображены горки, деревья и животные: «Святой Георгий» (26) , «Борис и Глеб» (27) , «Флор и Лавр» (28) , «Власий и Спиридоний» (29) .

Кто сердца не питал, кто не был восхищён

Сей книгой...

В. А. Жуковский

Библия — сокровищница духовного и культурного наследия — оказала огромное влияние на развитие всей мировой культуры. Созданная в период с XII в. до н. э. по начато II в. н. э., она до сих пор остаётся одной из любимых и читаемых книг.

Библия — произведение, состоящее из множества книг, написанных в разные времена и разными автора-ми. Поэтому становится понятным перевод её назва-ния с греческого: «Biblia» — «книги». Основную часть Библии составляют Ветхий и Новый Завет .

Что же так привлекает людей в Библии? Прежде всего — идеалы добра, справедливости, самоотвержен-ного служения людям и вера в ценность человеческой личности. На протяжении двух тысячелетий многие свои помыслы и идеалы человечество связывало с лич-ностью Иисуса Христа. В него искренне верили, свято чтили его поучения и заветы. Его слушали и восхваля-ли. Молились на него...

Бессмертный облик Христа стремились запечатлеть в произведениях искусства величайшие мастера. Труд-но сосчитать, сколько творений художников самых разных эпох посвящено библейским сюжетам и обра-зам. Росписи в римских катакомбах, византийские ико-ны и мозаики, искусство сурового Средневековья и торжественного Возрождения... Микеланджело и Эль Греко, Дюрер и Андрей Рублёв, Рембрандт и Рубенс... Перечень имён величайших художников мира можно бы-ло бы продолжать точно так же, как и список компози-торов, создавших музыкальные произведения на темы Священного Писания: И. С. Бах, Ф. Й. Гайдн, В. А. Мо-царт, Л. ван Бетховен, П. И. Чайковский, С. В. Рахма-нинов...

То же можно сказать и о мировой литературе . Редко кто из художников и писателей прямо или косвенно не обращался к сюжетам и образам Библии. Поэтов она привлекала образностью, богатством и красотой худо-жественного слова. В этом ряду Данте Алигьери, И. В. Гёте и Дж. Г. Байрон, А. С. Пушкин, Б. Л. Пастер-нак и И. А. Бродский... Материал с сайта

Начиная с XX столетия к страницам Библии обра-тился и мировой кинематограф .

Произведения искусства, созданные на библейские сюжеты, никогда не были простой иллюстрацией Свя-щенного Писания. В них заключены духовное содержа-ние и глубокий нравственный смысл. К сожалению, сюжеты, заимствованные из библейской мифологии, се-годня известны далеко не каждому человеку. Это объяс-няется прежде всего тем, что христианское искусство глубоко символично и строго канонизировано религией, поэтому разобраться в нём непросто. Это обстоятельство не всегда в наши дни позволяет по достоинству оценить то или иное произведение искусства.

Практически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии. В наше время Библия пришла сквозь долгие века, преодолев немало трудностей. Ее запрещали читать, уничтожали, жгли в огне, но она по-прежнему цела. Восемнадцать столетий ушло на ее создание, ею занималось около 30 гениальнейших авторов, живших в разные года и эпохи, всего написано 66 книг Библии на разных языках.

По школьной программе детям обязательно рассказывают про библейские темы в изобразительном искусстве. ИЗО в школе, таким образом, знакомит учащихся с библейскими персонажами и историями, описанными в книге.

Библейские сюжеты в живописи. Великий художник Рембрандт

Великие мировые художники использовали библейские темы в изобразительном искусстве. Пожалуй, более ярко оставил свой след гениальный художник Рембрандт. Он сумел очень правдиво и действительно искренне показать неисчерпаемое богатство человека через библейские сюжеты в живописи. Его герои похожи на обычных людей, современников, среди которых жил художник.

В простом человеке Рембрандт мог увидеть внутреннюю цельность, благородство и духовное величие. У него получалось передать на картине самые прекрасные качества человека. Его полотна наполнены подлинными человеческими страстями, ярким подтверждением этого служит картина «Снятие с креста» (1634 г). Известная картина - «Ассур, Аман и Эсфирь», написаная по в котором рассказывается, как Аман оклеветал иудеев перед царем Ассуром, желая их смертной казни, а царица Эсфирь сумела раскрыть коварную ложь.

Загадочный Брейгель

В истории искусства сложно найти более загадочного и неоднозначного живописца, чем Брейгель. Он не оставил после себя никаких записок, трактатов или статей о своей жизни, не рисовал он и автопортретов или портретов своих близких. На его полотнах библейские темы в изобразительном искусстве покрыты тайной, персонажи не имеют запоминающихся лиц и все фигуры лишены индивидуальности. В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Поэтому картины так притягивают. Смотря на них, хочется разгадать тайну.

Библейские герои Брейгеля изображены среди современников, они ведут свою обыденную жизнь на фламандских городских улицах и в сельской местности. Например, Спаситель, обремененный тяжестью своего креста, теряется среди множества обычных людей, даже не подозревающих, что они делают свой глядя на Бога.

Полотна Караваджо

Великий Караваджо писал полотна, которые поражают своей необычностью, они по сей день вызывают горячие споры между ценителями искусства. Несмотря на то, что в эпоху Возрождения любимой темой для живописи были праздничные сюжеты, Караваджо остался верен себе, своей трагической тематике. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте, и «Положение во гроб» с изображением народной драмы.

В его картинах всегда присутствует будничность и обыденность человеческой жизни. Он всячески презирал картины с выдуманным сюжетом, то есть скопированным не из жизни, для него такие полотна были безделушками и детскими забавами. Был уверен в том, что только полотна с изображением реальной жизни могут считаться настоящим искусством.

Иконопись

На Руси иконопись появилась в X веке, после того как Русь в 988 году приняла византийскую религию - христианство. В Византии в то время иконопись и сюжеты Ветхого Завета в изобразительном искусстве, превратились в строгую, каноническую систему изображения. Поклонение иконам стало основной частью вероучения и богослужения.

На протяжении пару веков на Руси предметом живописи была только иконопись, через нее простой народ приобщался к прекрасному искусству. Изображая моменты из жизни Христа, Девы Марии и апостолов, иконописцы старались выразить свое индивидуальное представление о добре и зле.

Иконописцам всегда приходилось придерживаться строгих правил, они не могли изобразить выдуманный или сфантазированный сюжет. Но при этом они не были лишены возможности творить, можно было истолковать библейские сюжеты в изобразительном искусстве по своему усмотрению, подбирая различное сочетание красок. Иконы некоторых иконописцев отличаются среди других своим особенным стилем написания.

Иконы Андрея Рублева

Часто предметом научных дискуссий является принадлежность отдельных икон к творчеству Рублева. Единственное произведение, которое точно написал Рублев - икона «Троица». Авторство остальных пока под сомнением.

В «Троице» изображена необыкновенная простота и «немногословность» библейского события. С величайшим умением художник выделил именно те детали, которые помогают воссоздать представление происходящего события - это гора, символизирующая пустыню, палата Авраама и Благодаря этой иконе искусство, просто иллюстрирующее Библию, превратилось в познающее. Ранее никто не осмеливался на такое перевоплощение священного текста на картине.

Древнерусская живопись всегда четко следовала библейскому тексту, ее первоначальной задачей было воссоздать образ, о котором повествует Библия и Евангелие. Рублеву удалось раскрыть философский смысл библейского писания.

Сюжеты Нового и и библейские темы в изобразительном искусстве

Сюжеты из Нового и Ветхого Завета занимают одно из основных мест в христианской живописи. Изображая библейские сюжеты, художник должен перенести на полотно священный текст, поспособствовать пониманию, усилить эмоциональное восприятие и укрепить веру. Поэтому изобразительное искусство и Библия тесно связаны между собой, их история изменялась совместно.

Христианское искусство непросто воспроизводило библейские сюжеты. Талантливые художники создавали потрясающие картины, каждые из которых уникальны, благодаря тому, что по-особенному рассказывают о библейском сюжете.

Изначально христианство возникло как новое учение в иудаизме, поэтому в раннем христианском искусстве преобладали сюжеты из Ветхого Завета. Но потом христианство стало удаляться от иудаизма и художники стали изображаться сюжеты из

Авраам в изобразительном искусстве

Одним из персонажей, объединяющий несколько вер (иудаизм, христианство и ислам) является Авраам. В его образе совмещаются несколько граней:

  • родоначальник евреев, а через детей Агари и Кетуры - разных арабских племен;
  • первооснователь иудаизма, олицетворяющий идеал преданности вере;
  • заступник человечества перед Богом и герой-воитель.

В иудейских и христианских представлениях бытует понятие «Лоно Авраамово» — это особое потустороннее место для упокоения умерших праведников. В живописи изображают Авраама, сидящего на коленях, у него за пазухой либо во чреве сидят души верующих в виде детей. Это можно увидеть на полотнах «Золотые ворота», «Княжеский портал».

Жертвоприношение Исаака

Но самым любимым сюжетом, связанным с Авраамом, является жертвоприношение.

В библейском писании рассказывается, как Бог попросил Авраама сжечь своего сына Исаака, чтобы доказать свою преданность. Отец устроил жертвенник на горе Мориа, и в последний момент жертвоприношения Исаака к ним явился ангел и остановил его. Вместо ребенка был сожжен ягненок.

Такой драматический эпизод наводит на глубочайшие размышления о божьей справедливости.

Библейские темы в изобразительном искусстве всегда притягивали к себе художников. Несмотря на то, что библейские истории давно остались в прошлом, живописцам удается отразить через них современную действительность жизни.

Русский художник, музыкант и деятель театра Василий Поленов долго не решался обратиться в творчестве к Библейской теме. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему "Христос и грешница".

И он сдержал слово. После создания этой картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием "Из жизни Христа", которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. Поленов для это даже совершает путешествие через Константинополь, Афины, Смирну, Каир и Порт-Саид в Иерусалим.

Генрих Семирадский

Выдающийся художник-портретист Генрих Семирадский, хоть и был по происхождению поляком, с юности чувствовал органическую связь с русской культурой. Возможно этому способствовала учеба в харьковской гимназии, где рисование преподавал ученик Карла Брюллова Дмитрий Безперчий.

Семирадский привнес в свои полотна на библейские сюжеты живописность, что сделало их яркими, запоминающимися, живыми.

Деталь: Принимал участие в росписи храма Христа Спасителя.

Александр Иванов

"Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого", - писал о знаменитом живописце Николай Гоголь.

Александр Иванов - автор картины "Явление Христа народу", которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. Иванов также делал акварельные эскизы к росписям "Храма человечества", но почти никому их не показывал. Только после смерти художника эти рисунки стали известны. В историю искусства этот цикл вошел под называнием "библейские эскизы". Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались.

Николай Ге

Картина Ге "Тайная вечеря" потрясла Россию, как когда-то "Последний день Помпеи" Карла Брюллова. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" сообщила: "Тайная вечеря» поражает оригинальностью на общем фоне сухих плодов академической выправки", а члены Академии Художеств, непротив, долго не могли определиться в суждениях.

В "Тайной вечере" Ге трактует традиционный религиозный сюжет как трагическое противостояние героя, жертвующего собой ради блага человечества, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя. В образе Иуды у Ге нет ничего частного, только общее. Иуда – собирательный образ, человек "без лица".

Деталь: К евангельским сюжетам Николай Ге впервые обратился под влиянием Александра Иванова

Илья Репин

Cчитается, что никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как-будто бы "живыми" портретами.

Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме. Он даже отправился в качестве паломника на Святую Землю, чтобы увидеть самому те места, где ходил и проповедовал Христос. "Я почти ничего не писал там - некогда, хотелось больше видеть... Написал образ русскую церковь - голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим…" Позже он говорил: "всюду живая Библия", "так грандиозно я почувствовал Бога живого", "Боже! Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия".

Иван Крамской

Свое полотно "Воскрешение дочери Иаира" Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. В начале 1860 года он делает первый набросок, и только в 1867 году - первый вариант картины, который его не удовлетворил. Чтобы увидеть все, что сделано в этом роде, Крамской совершает путешествие по Европе с обязательным посещением лучших музеев мира. уезжает в Германию. Он ходит по картинным галереям Вены, Антверпена и Парижа, знакомится с новым искусством, и позже совершает поездку в Крым - в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале так похожие на палестинскик пустыни.

Марк Шагал

Автор знаменитого "Библейское послание" Марк Шагал с детства любил Библию, считаяее необыкновенным источником поэзии. Так как он происходил из еврейской семьи, то довольно рано началпостигать азы образования в школе при синагоге. Спустя много лет, уже взрослым человеком, Шагал в своем творчестве пытался осмыслить не только Ветхий, но и Новый завет, тяготеет к пониманию фигуры Христа.