Смысл произведения не стреляйте в белых лебедей. Сочинение по рассказу «Не стреляйте в белых лебедей

Борис Васильев стал выразителем православной морали в советской литературе. Свою позицию он выражал не декларативно, а так, как делали это святые отцы в своих притчах. Примеры нестяжательского отношения к жизни героев этого русского писателя не назидательно-морализаторские - даже положительные персонажи отнюдь не идеальны. Но несут в себе они образ жизни праведный. К этой мысли приводит самый простой анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - одно из произведений, иллюстрирующих православную идею в творчестве Васильева.

Об авторе

Родился писатель земли Русской в Смоленске, в 1924 году. Родители его были дворянами, отец - офицер, служивший в Царской, а затем в Красной Армии. Когда началась война, Борис Васильев пошел добровольцем на фронт, служил в истребительном батальоне, затем в десантных войсках. После контузии учился в военной академии, испытывал новые образцы бронетехники. В 1954 году он понял, что призвание его - литература, уволился из армии и стал писать, сначала только сценарии. Спектакль «Офицер» - первая проба пера - оказался слишком смелым для своего времени и был запрещен. Впрочем, нравы были не такими жестокими, как еще совсем недавно: автору-фронтовику оставили шанс. После художественных фильмов «Очередной рейс» и «Длинный день» была долгая, почти десятилетняя пауза, а затем картина «Офицеры» покорила сердца зрителей. Любят ее и сегодня.

Время длительного творческого простоя было тяжелым, писатель подрабатывал, чем мог (сценарии КВНов, киножурналов и т. п.), но никогда не халтурил и был верен своим Наиболее яркими страницами его военной прозы стала пьеса «А зори здесь тихие…». Мирной жизни посвящена повесть «Не стреляйте в белых лебедей». Анализ произведения говорит о единой идеологической линии, пронзающей все творчество этого замечательного автора.

Главный герой

Егор Полушкин по характеру романтик. В деревне, с ее практичным бытом, это светлое свойство характера не ценится. Кажется, что именно о противоречии утилитарности и иррационального стремления к красоте написал свое произведение Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ более подробный, однако, наводит на мысль о более глубинной художественной цели автора. Егор не просто романтик - он противится стяжательству. Ему претит заработок любой ценой, и это проявляется во всех его поступках. Таких, возможно, часто считают бестолковыми, но на деле этот человек не может делать работу, не вкладывая в нее всю свою душу. Анализ повести «Не стреляйте в белых лебедей» прямо указывает, что перед нами - талантливый человек, отличающийся от окружающих стремлением к творчеству. Приоритетность самовыражения перед выгодой для Егора вполне естественна, потому он и выглядит человеком «не от мира сего». За что бы он ни взялся, все старается сделать по-своему, нестандартно и красиво. Вместо утвержденных номеров на лодках - зверюшки и цветы. Теперь каждое плавсредство можно отличить, но начальству такой способ маркировки не нравится, и все картинки приказано закрасить. Егора зовут «Бедоносцем», у него и в самом деле неприятностей хватает.

Родня Егора

Жену Полушкина зовут необычно - Харитиной (таким именем ее нарекли при крещении). Все бы ничего, если бы не необходимость в обиходном общении пользоваться сокращенной формой. Недобрые соседи зовут ее Харей, а сестра предпочитает употреблять к ней псевдозаграничное «Тина». Женщина она неплохая, но мужа не понимает и даже решается с ним расстаться. Впрочем, позже она осознает, с каким человеком живет рядом.

Сестра, Марьица, была инициатором переезда семьи Полушкина в поселок, где ее муж получил завидное место лесника. Федор Ипатович Бурьянов - важный человек, от него зависит распределение древесины, и о своих интересах он не забывает. Образ стяжателя вывел в его лице Борис Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ его личности приводит к удручающему выводу о том, что такое понятие, как совесть, ему неведомо. Он нещадно эксплуатирует свояка: тот строит для него крепкий дом, получив взамен избу-развалюху. Лес украден «большим начальником».

Сыновья

У Полушкина растет сын Коля, к которому подходит определение «чистоглазый». Парень похож на отца, но ранимей его, в нем сильно развито чувство эмпатии. Мальчик проявляет творческие наклонности: он пишет стихи, которые отец использует для ненавязчивой агитации за Полный антипод ему - «наследник» Бурьянова Вовка, никогда не страдающий от сопереживания, стремящийся урвать свою выгоду и часто плачущий от нанесенных ему обид, реальных и мнимых. Анализ романа «Не стреляйте в белых лебедей», с точки зрения однозначен, «конфликта отцов и детей» не предвидится. Впрочем, он возникает у Кольки и Егора, но обусловлен тем, что главный герой однажды выпил лишку и повел себя недостойно. Сын настолько честен, что не боится высказать свой взгляд на ситуацию, за что получает по шее. Вовка на такой поступок, очевидно, не способен. Он очень предприимчив и даже - небезуспешно - пытается торговать щенком, которого собирался утопить.

Коллеги и начальники

Полушкин окружен людьми чужими, не понимающими его и ничтожными - на мысль об этом наводит самый простой анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - повесть о борьбе хитрости с мудростью, стяжательства с бескорыстием, тупой практичности со стремлением к прекрасному. Помимо упомянутого плутоватого Бурьянова, в сюжете присутствуют Филя и Черепок - «друзьяки»-шабашники, они охотно пьют с главным героем, но столь же живо ополчаются на него, когда Егор, движимый состраданием, препятствует грабительским условиям, выставленным сельской учительнице за ремонт ее небогатого жилища. Сазанов, служивший начальником лодочной станции, относится к Полушкину терпимо, но до определенного предела, пока тот не переходит границ, сформированных в его разуме «жизненной усталостью». Иными словами, человек он недалекий.

Конфликт

Без конфликта нет сюжета, и, конечно же, он возник, остается лишь провести его анализ. «Не стреляйте в белых лебедей» - таково название повести, и не ради упомянуты в нем прекрасные белые птицы. Они стали символом поруганного добра, которое хотел принести людям главный герой. Чтобы вернуть его красивых обитателей, он покупает птиц. Его противникам, даже, скорее, врагам, не приходит в голову лучшего им применения, кроме как гастрономического. Они глушат рыбу, убивают лебедей и не останавливаются перед устранением столь ничтожной, по их мнению преграды, как «какой-то там» Полушкин. Эта «бульдозерная» психология находит выражение и в предыдущем конфликте, вспыхнувшем из-за сожженного муравейника, во время которого Егор повел себя недостойно.

Надежда

Есть еще два важных персонажа, которых вывел в своей повести Б. Васильев («Не стреляйте в белых лебедей»). Анализ образов Юрия Петровича Чувалова и сельской учительницы Нонны Юрьевны говорит о высокой порядочности обоих героев. Каждый из них честно занимается своим делом, они встречаются, и между ними завязываются серьезные отношения. Они развиваются не без проблем, но в конке концов все оканчивается благополучно. Характерно, что и у Юрия, и у Нонны складывается дружба с Егором. Он служит как бы пробным камнем, хотя сам парень к конфронтации не склонен, а, напротив, проявляет воистину христианское смирение в своем противодействии злу. Образы двух молодых людей, живущих в гармонии с собственными душами и окружающим миром, создают радостный фон, без которого финал произведения выглядел бы слишком пессимистично.

Финал

Егор опять поступил нерационально, вступив в конфликт и пойдя в одиночку против пьяных и жестоких браконьеров (он не был способен на какой-либо «Не стреляйте в белых лебедей» - титул-призыв, с которым автор обращается ко всем людям, предостерегая их от жестокости. За свою любовь к прекрасному главный герой заплатил жизнью. Перед смертью, на больничной койке, он прощает Федора Ипатовича, нелепо пришедшего к нему «мириться» с бутылкой французского дорогого коньяка. Следователю своих убийц он по доброте душевной не выдал. Мстительности нет в характере Полушкина. Показателен образ Фили, который ходит на его могилу и ухаживает за ней.

Будет ли озеро снова Лебединым? Остался на земле сын Колька, любящий все живое и прекрасное. На него вся надежда.

Мужи

2012

Вопросы для обсуждения.

Обсуждение.

Что обессмертило его имя.

Сообщение уч-ся .

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского»

Урок-презентация по книге Бориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Мужи

2012

Эпиграф «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно быть, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой-этим непосредственным выражением красоты и добра.» Л.Толстой.

Сегодня у нас презентация книги Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей». Не случайно после изучения творчества А.П. Чехова мы знакомимся с повестью Бориса Васильева. Этих писателей сближает много общего: их желание видеть жизнь прекрасной, а людей добрыми, порядочными, духовно богатыми, живущими в гармонии с природой, умеющими понять ее, любить, ценить неповторимую красоту окружающего мира. В сближении человека с природой оба писателя видели взлет духовного, доброго. Оба они говорили об очищающем и обогащающем влиянии природы на человека. Поэтому своеобразным мостиком от одного писателя к другому, вступлением к нашему уроку пусть послужит отрывок из пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня», монолог Астрова о лесе. « Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и всё оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо. Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, чего мы не можем создать. Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее. Вот ты глядишь на меня с иронией, и все, что я говорю, тебе кажется не серьезным и... и, быть может, это в самом деле чудачество, но, когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью.»

Сто лет прошло, как написаны эти строки. Но как свежо они звучат сегодня. Эта просьба писателя повернуться лицом к природе, полюбить ее, не быть равнодушными и ленивыми по отношению к той, что дала нам, людям, жизнь, к природе-матери. Об этом же пишут и современные писатели: В. Шукшин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В.Белов. Об этом же повесть Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей». С Б. Васильевым мы знакомы, если не по книгам, то уж фильмы, снятые по его произведениям, видели все. Это и «А зори здесь тихие», и « В списках не значился». Очень популярны рассказы «Суд да дело», «Вы чье, старичье», «Летят мои кони».

Повесть «Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в человеке, природе- матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы.

В центре повести образ Егора Полушкина. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали, даже били друзья- шабашники за излишнюю, на их взгляд, честность и порядочность Егора. Но он ни на кого не обижался и на все случаи в жизни откликался добродушным замечанием: «Стало быть так, раз оно не этак».

О человеке судят по его делам, поступкам. Давайте послушаем несколько сцен из повести и постараемся представить, что же за человек Егор Полушкин, почему он казался таким странным для окружающих. Выступления учащихся (Работа Егора со строителями -шабашниками, на лодочной станции, лесником, поездка в Москву. Неравнодушное, творческое отношение к делу. Жизнь по совести. Бережное отношение к природе.)

Вопросы для обсуждения.

Каким человеком вы увидели Егора Полушкина?

Почему он казался странным для окружающих?

Что привлекает вас в Егоре, а что вам в нем не нравится?

В чем смысл жизни человеческой? Как об этом говорит Б.Васильев на примере жизни главного героя?

Прежде чем ответить на 4 вопрос, я предлагаю вам послушать отрывок из повести «Летят мои кони». « Жизнь зверя — это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное. В этом относительном времени может существовать только человек, и поэтому жизнь его никогда не укладывается в даты на могильной плите. Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись как часы, и сутки, пролетевшие словно мгновения. И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени, и для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать ее смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать» . Обсуждение.

Докажите примерами из текста, что жизнь Егора не заключилась в рамки абсолютного времени(родился-умер).

Что обессмертило его имя.

Звучит стихотворение Надежды Климович-Хижняк « Не стреляйте в белых лебедей»

Есть в повести еще действующие лица. Например, Федор Бурьянов. Над ним не смеялись, его побаивались, считали хозяином. Это к нему можно отнести слова Л. Толстого.(эпиграф) Сообщение уч-ся .

Перед вами еще одна жизнь, одна семья. Как страшно, что такие Бурьяновы, нередки в нашей жизни. Стремясь к наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе, природе, людям. И Чехов, и Васильев предупреждают: равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей, Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе. Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к природе. Человек, губящий природу, губит прежде всего себя, калечит жизнь близким.

Отцы и дети в романе. Колька Полушкин и Вовка Бурьянов. Сообщение уч-ся.

В заключение хочется пожелать вам всем прочитать повесть и напомнить: любите мир, который породил нас, делайте его еще прекрасней. Будьте и сами духовно богаче, чище. Постарайтесь прожить так, чтобы оставить след на земле, чтобы ваша жизнь не уместилась в скорбные рамки абсолютного времени, а продолжалась бы в ваших делах и памяти людей.


Роман Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (в некоторых изданиях – «Не стреляйте белых лебедей») был впервые опубликован в журнале «Юность» в 1973 году. В 1980 году режиссёром Родионом Нахапетовым был снят одноимённый фильм.

Семья Бурьяновых переехала жить в отдалённый посёлок, построенный при деревообрабатывающей фабрике. Глава семьи Фёдор Ипатович получил место лесника и очень быстро стал самым богатым и уважаемым человеком в посёлке. У жены Фёдора Марьицы есть замужняя сестра Харитина. Марьица уговорила сестру переехать в тот же населённый пункт, чтобы быть ближе к родственникам.

Харитина с мужем и детьми переезжают в посёлок. Однако вместо того, чтобы помочь близким родственникам хорошо устроиться, Фёдор Ипатович пытается всячески пользоваться своим добрым и простодушным свояком Егором Полушкиным. В это время на пост лесничего назначают Юрия Петровича Чувалова. Новый лесничий обнаружил, что дом Бурьянова построен из государственного леса. Видя, что лесник – нечестный человек, Чувалов назначает на эту должность Егора Полушкина.

Фёдор Ипатович решил отомстить свояку. Услышав, как кто-то глушит ночью рыбу в местном озере, Егор поспешил к водоёму. Браконьеры напали на нового лесника и сильно избили. Полушкин узнал своих обидчиков, среди которых был и его свояк Фёдор, но так никого и не выдал милиции. Бурьянов пришёл в больницу к Егору, чтобы попросить у него прощения. Лесник простил свояка и вскоре умер.

Семья Бурьяновых

Глава семейства Фёдор Ипатович характеризуется, как человек хитрый и безжалостный, способный пойти на всё ради достижения своих собственных целей. Даже близкого родственника Бурьянов рассматривает, как бесплатную рабсилу. Переехав в новый дом, построенный Егором, Фёдор «милостиво» оставил семье свояка старую избушку, из которой забрал даже полы. Зная, что Полушкин простит его, Бурьянов организовал нападение на своего родственника.

Под стать отцу и сын Вовка. Уже в свои юные годы мальчик знает, как можно манипулировать окружающими, играя на их слабостях. Чтобы заполучить новый компас своего двоюродного брата Кольки Полушкина, Вовка угрожает утопить щенка. Компас должен стать выкупом. Однако и после получения желанной вещи, мальчик не останавливается на достигнутом. Вовка продолжает удерживать щенка у себя, утверждая, что он не стоит одного компаса. Необходимо отдать что-то ещё.

Семья Полушкиных

Полушкин получил своё имя в честь Егора (Георгия) Победоносца. Знакомые же называют его бедоносцем из-за того, что Егор постоянно попадает в неприятные ситуации. Большинство таких ситуаций возникает лишь потому, что Полушкин – добрый и честный человек, не терпящий насилия даже по отношению к насекомым. Показателен случай отказа Егора рыть канаву для канализации по прямой, как это было необходимо. Во время работы Полушкин заметил муравейник и не захотел его уничтожать.

Егор – талантливый плотник. Он умеет не только строить, но и украшать, вырезать из дерева причудливые фигурки. Однако ни на одном из рабочих мест мастер не задерживается надолго. Он работает с душой над каждой деталью, а значит, и времени на труд у него всегда уходит немало. Ни одна плотницкая артель не хочет сотрудничать с таким плотником. Полушкин срывает сроки, что приводит к конфликтам с заказчиками. Егор никогда не видит своей выгоды и не пытается её искать. Стремление к красоте заставляет плотника забывать обо всём на свете. Оказавшись в столице, он, в первую очередь, идёт в зоопарк, а не в магазины, как это обычно делают приезжие из глубинки. Поражённый красотой лебедей, Егор не мог не купить прекрасных птиц, чтобы поселить их на озере.

Добротой в семье Полушкиных отличается не только глава, но и его жена и сын. Харитина – ворчливая женщина. Она считает, что её жизнь не задалась с детства, с тех пор, как во время крещения пьяный поп дал ей странное имя. Самым главным испытанием для Харитины стал муж. Прекрасный семьянин и верный супруг, Егор, тем не менее, не может хорошо устроиться в жизни. Несмотря на постоянные недовольства и ворчание, Харитина способна отдать последнее, как и её муж. Сын Полушкиных Колька безумно любит своего отца-неудачника и всегда обижается, когда Егора называют бедоносцем. Колька не пожалел ни компаса, ни спиннинга ради спасения щенка.

Юрий Чувалов

Второстепенный персонаж романа, благодаря которому Полушкин получил место лесника, предстаёт положительным героем. Он обличает нечистого на руку Бурьянова и смещает его с занимаемой должности.

Постепенно образ Чувалова начинает «чернеть» и раскрывается окончательно после того, как лесничий провёл ночь с поселковой учительницей Нонной Юрьевной. Только утром Чувалов признался, что не свободен. Когда-то он соблазнил девушку по имени Марина. После свадьбы Марина уехала от супруга в Москву, где «потеряла» паспорт и получила новый, в котором не было печати о вступлении в брак.

В конце романа Чувалову удалось себя реабилитировать. Он женился на беременной Нонне Юрьевне. У бывшей жены лесничего к тому времени уже давно была другая семья.

Главная идея

Нравственный поступок не всегда получает материальное вознаграждение. Однако поступившего по совести ожидает намного более высокая награда – это право чувствовать себя Человеком.

Анализ произведения

Даже краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» способно произвести неизгладимое впечатление на читателя. Автор использует образы, «цепляющие» публику, надолго удерживающие её внимание, заставляющие следить за ходом повествования, сопереживать героям.

Провести границу между добротой и бездушием персонажей помогает живая и неживая природа. Если для семьи Полушкиных драгоценна жизнь щенка и муравья, то другие герои романа вообще не считают ни животных, ни насекомых живыми существами. Туристы, которым мешал муравейник, просто облили его бензином и подожгли. Егор настолько был поражён видом горящих муравьёв, что позволил себе выпить лишнего.

Вряд ли кого то оставит равнодушным повесть

Роман Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (в некоторых изданиях – «Не стреляйте белых лебедей») был впервые опубликован в журнале «Юность» в 1973 году. В 1980 году режиссёром Родионом Нахапетовым был снят одноимённый фильм.

Семья Бурьяновых переехала жить в отдалённый посёлок, построенный при деревообрабатывающей фабрике. Глава семьи Фёдор Ипатович получил место лесника и очень быстро стал самым богатым и уважаемым человеком в посёлке. У жены Фёдора Марьицы есть замужняя сестра Харитина. Марьица уговорила сестру переехать в тот же населённый пункт, чтобы быть ближе к родственникам.

Харитина с мужем и детьми переезжают в посёлок. Однако вместо того, чтобы помочь близким родственникам хорошо устроиться, Фёдор Ипатович пытается всячески пользоваться своим добрым и простодушным свояком Егором Полушкиным. В это время на пост лесничего назначают Юрия Петровича Чувалова. Новый лесничий обнаружил, что дом Бурьянова построен из государственного леса. Видя, что лесник – нечестный человек, Чувалов назначает на эту должность Егора Полушкина.

Фёдор Ипатович решил отомстить свояку. Услышав, как кто-то глушит ночью рыбу в местном озере, Егор поспешил к водоёму. Браконьеры напали на нового лесника и сильно избили. Полушкин узнал своих обидчиков, среди которых был и его свояк Фёдор, но так никого и не выдал милиции. Бурьянов пришёл в больницу к Егору, чтобы попросить у него прощения. Лесник простил свояка и вскоре умер.

Семья Бурьяновых

Глава семейства Фёдор Ипатович характеризуется, как человек хитрый и безжалостный, способный пойти на всё ради достижения своих собственных целей. Даже близкого родственника Бурьянов рассматривает, как бесплатную рабсилу. Переехав в новый дом, построенный Егором, Фёдор «милостиво» оставил семье свояка старую избушку, из которой забрал даже полы. Зная, что Полушкин простит его, Бурьянов организовал нападение на своего родственника.

Под стать отцу и сын Вовка. Уже в свои юные годы мальчик знает, как можно манипулировать окружающими, играя на их слабостях. Чтобы заполучить новый компас своего двоюродного брата Кольки Полушкина, Вовка угрожает утопить щенка. Компас должен стать выкупом. Однако и после получения желанной вещи, мальчик не останавливается на достигнутом. Вовка продолжает удерживать щенка у себя, утверждая, что он не стоит одного компаса. Необходимо отдать что-то ещё.

Семья Полушкиных

Полушкин получил своё имя в честь Егора (Георгия) Победоносца. Знакомые же называют его бедоносцем из-за того, что Егор постоянно попадает в неприятные ситуации. Большинство таких ситуаций возникает лишь потому, что Полушкин – добрый и честный человек, не терпящий насилия даже по отношению к насекомым. Показателен случай отказа Егора рыть канаву для канализации по прямой, как это было необходимо. Во время работы Полушкин заметил муравейник и не захотел его уничтожать.

Егор – талантливый плотник. Он умеет не только строить, но и украшать, вырезать из дерева причудливые фигурки. Однако ни на одном из рабочих мест мастер не задерживается надолго. Он работает с душой над каждой деталью, а значит, и времени на труд у него всегда уходит немало. Ни одна плотницкая артель не хочет сотрудничать с таким плотником. Полушкин срывает сроки, что приводит к конфликтам с заказчиками. Егор никогда не видит своей выгоды и не пытается её искать. Стремление к красоте заставляет плотника забывать обо всём на свете. Оказавшись в столице, он, в первую очередь, идёт в зоопарк, а не в магазины, как это обычно делают приезжие из глубинки. Поражённый красотой лебедей, Егор не мог не купить прекрасных птиц, чтобы поселить их на озере.

Добротой в семье Полушкиных отличается не только глава, но и его жена и сын. Харитина – ворчливая женщина. Она считает, что её жизнь не задалась с детства, с тех пор, как во время крещения пьяный поп дал ей странное имя. Самым главным испытанием для Харитины стал муж. Прекрасный семьянин и верный супруг, Егор, тем не менее, не может хорошо устроиться в жизни. Несмотря на постоянные недовольства и ворчание, Харитина способна отдать последнее, как и её муж. Сын Полушкиных Колька безумно любит своего отца-неудачника и всегда обижается, когда Егора называют бедоносцем. Колька не пожалел ни компаса, ни спиннинга ради спасения щенка.

Юрий Чувалов

Второстепенный персонаж романа, благодаря которому Полушкин получил место лесника, предстаёт положительным героем. Он обличает нечистого на руку Бурьянова и смещает его с занимаемой должности.

Постепенно образ Чувалова начинает «чернеть» и раскрывается окончательно после того, как лесничий провёл ночь с поселковой учительницей Нонной Юрьевной. Только утром Чувалов признался, что не свободен. Когда-то он соблазнил девушку по имени Марина. После свадьбы Марина уехала от супруга в Москву, где «потеряла» паспорт и получила новый, в котором не было печати о вступлении в брак.

В конце романа Чувалову удалось себя реабилитировать. Он женился на беременной Нонне Юрьевне. У бывшей жены лесничего к тому времени уже давно была другая семья.

Главная идея

Нравственный поступок не всегда получает материальное вознаграждение. Однако поступившего по совести ожидает намного более высокая награда – это право чувствовать себя Человеком.

Анализ произведения

Даже краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» способно произвести неизгладимое впечатление на читателя. Автор использует образы, «цепляющие» публику, надолго удерживающие её внимание, заставляющие следить за ходом повествования, сопереживать героям.

Провести границу между добротой и бездушием персонажей помогает живая и неживая природа. Если для семьи Полушкиных драгоценна жизнь щенка и муравья, то другие герои романа вообще не считают ни животных, ни насекомых живыми существами. Туристы, которым мешал муравейник, просто облили его бензином и подожгли. Егор настолько был поражён видом горящих муравьёв, что позволил себе выпить лишнего.

Вряд ли кого то оставит равнодушным повесть

Аннотация. В статье рассматриваются проблематика и система образов повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Представлен материал для учителя по её изучению, вопросы и задания для учащихся.

Ключевые слова: человек и природа, экология, художественный образ, традиция.

Одна из актуальных задач, стоящих сегодня перед учителем литературы, — экологическое воспитание учащихся. Хотелось бы, чтобы, выстраивая систему учебных занятий и внеклассных воспитательных мероприятий, словесник включил в неё повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (1973).

Как свидетельствует практика, обсуждать это произведение лучше всего в восьмом классе в обстоятельной беседе. Написанная прекрасным языком, эмоционально, открыто выражающая авторскую позицию, роман увлекает восьмиклассников, пробуждает высокие чувства.

Роман «Не стреляйте в белых лебедей» посвящена актуальнейшей проблеме взаимоотношений человека и природы, противостояния добра и зла.

Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном и местом действия, но подчас становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями главного героя повести Егора Полушкина в скульптуру, — всё это активно участвует в движении сюжета и в выявлении человеческих чувств.

Именно отношение к природе разделяет персонажей произведения на два лагеря: на тех, кто понимает, любит, бережет её, и на тех, кто способен лишь тащить, хапать, убивать, портя и уничтожая всё на своём пути. На тех, кто охраняет и созидает красоту, бережёт природу, и на тех, кто легко, бездумно и безжалостно поднимает на неё руку ради эгоистической личной выгоды.

Драматические сюжеты произведений Бориса Васильева бередят душу, остаются в памяти читателей, среди которых, пожалуй, нет равнодушных ни к трагическим судьбам пяти девушек под командой старшины Васкова (повесть «А зори здесь тихие … »), ни к событиям последнего дня жизни младшего лейтенанта милиции Ковалёва (п «Самый последний день»), ни к горьким разочарованиям и утратам капитана речного катера Ивана Бурлакова из повести «Иванов катер». Но, пожалуй, никогда прежде писатель не высказывал так открыто авторского отношения к своим героям и проблемам, как сделал он это в повести «Не стреляйте в белых лебедей».

Обложка книги Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Уже само название похоже на крик, на призыв и предупреждение, заклинание или завет. В нём ощутимо стремление выразить внутренний пафос, смысл книги.

Сразу же после журнальной публикации вокруг повести развернулась горячая дискуссия. Ряд критиков (В.Кардин, И. Дедков, В.Баранов) увидели в главном герое, Егоре Полушкине, вчерашнем крестьянине, переехавшем на жительство в небольшой лесной посёлок, «непротивленца», «блаженненького», человека «не от мира сего», а повесть критиковали за идею непротивления, всепрощения, за то, что она написана «из самих благородных побуждений, но без должного уважения к реальной сложности современной нашей жизни» (И.Дедков).

Другие критики и писатели (Л.Уварова, В.Шапошников, Г. Мецынский), напротив,
считали повесть Васильева ярким произведением второй половины хх века, а образ главного героя — жизненным и убедительным, несущим в себе большой нравственно-эстетический заряд.

Что же в действительности представляет собою главный герой и какие вопросы затрагивает автор?

Человек и природа, человек и его совесть, мера ответственности человека за всё, что происходит вокруг, — вот важнейшие проблемы, поставленные автором. Егор Полушкин принадлежит к числу людей, которые обладают даром испытывать радость от труда, каким бы внешне прозаическим он ни был. Что бы ни делал Егор, где бы он ни работал — плотником в строительной бригаде, на лодочной ли станции или позднее лесником — он всегда трудится, «как сердце велело».

Причём трудится он не только истово, но и с сознанием огромной ответственности за дело. Труд, по его убеждению, «на радость людям произвоцится». Мастер — золотые руки, умелец, которыми богата наша земля, Егор Полушкин любое дело хочет сделать так, «чтобы не маялась совесть».

Одно не умеет и не хочет делать Егор – в жизни устраиваться, подлаживаться, идти на сделки с совестью. Вот и ходит он в «дурачках», недотёпой в глазах некоторых оборотистых соседей, чувствуя себя виноватым и перед женой, и перед сыном, и чуть ли не перед всеми людьми. Но это чувство вины — от обострённой совести. «Он поступал не по соображениям ума, а так, как велела совесть», — не раз скажет о нём автор.

Труженик и созидатель, Егор не только влюблён в природу, но сердцем понимает кровную нерасторжимость с нею. Его тревожат всё обостряющиеся противоречия между человеком и природой: «Сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему», — приводят ученики цитату из текста.

В повести есть эпизод, свидетельствующий о высокой гражданской и нравственной зрелости героя. На него непременно обратим внимание учащихся. Как-то безработный Егор увидел в конторе объявление о том, что заготовительные организации за деньги принимают от жителей посёлка лыко.

Взяв с сбой сына, Егор на следующий день отправился в лес. И тут его взору предстала картина, от которой мороз пошёл по коже: «Голые липы тяжело роняли на землю увядающий цвет. Белые, будто женское тело, стволы тускло светились в зелёном сумраке, и земля под ними была мокрой от соков, что исправно гнали корни из земных глубин к уже обречённым вершинам.

— Сгубили, — тихо сказал Егор и снял кепку, — за рубли сгубили, за полтиннички».
И Егор, семья которого осталась без копейки денег, отказывается от верного заработка, возвращается домой, потому что такой «заработок» противоречит его нравственным убеждениям.

Егор Полушкин чутко вслушивается в жизнь природы, он видит и понимает её красоту, которая дорога ему способностью возвышать человеческую душу. Поэтому он не просто любуется природой — ему «хочется зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям».

Сохранить эту красоту для людей — вот чем озабочен Егор и когда он рисует на прогулочных лодках вместо номеров зверушек и птиц, и когда при рытье канав для прокладки труб отказывается разорять муравейник и когда привезёт из Москвы вместо подарков семье пару лебедей, чтобы вновь расплодились они на Чёрном озере и стало бы озеро, как прежде, — Лебяжьим…

Образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств. В русской литературе он присутствует в поэзии Г. Державина («Лебедь»), В. Жуковского («Царскосельский лебедь»), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского («Микулич»), Н.Гумилёва («Памяти Анненского») и других поэтов.

Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя — человека, наделённого тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.

Став лесником заповедника, Полушкин ведёт себя как друг и союзник природы. Он «упоённо чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучи валежник и сухостой … Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением, и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек».

В душе Егора живёт высокий поэтический дар. Он умеет не только любить природу и заботиться о ней, но и сам создавать прекрасное на радость людям. В изломанной липе он замечает скрытую от других гармонию и вытёсывает из неё скульптуру — изящную фигуру девы, расчёсывающей волосы.

Своим отношением к жизни Егор Полушкин напоминает тургеневского Калиныча. Но в отличие от тургеневского героя он не просто восторженный мечтатель, а человек деятельный, он гражданин. Писатель внимательно прослеживает духовную эволюцию своего героя. В начале повести он проповедует пассивную доброту: «Я хочу, чтобы ласковое было всем, и плохим, и хорошим людям», он прощает туристам бессмысленное, скуки ради, сожжение муравейника («а что муравейник пожгли — то Бог с вами»).

Однако с течением времени Егор всё больше утверждается в том, что злу надо противостоять активно, только так его можно победить. Противостоять и словом, И — главное — делом. Подлинная любовь к природе требует активных действий, направленных на защиту и сбережение её, — такова одна из важных мыслей повести. К ней и подводит автор своих читателей. Когда, став лесником, Егор застаёт в лесу порубщиков, своих бывших приятелей, он уже не уговаривает их прекратить уничтожение деревьев, а требует: «Я как официальный лесник тутошнего массива официально требую … »

Егор Полушкин противопоставлен в повести таким людям, как его свояк Фёдор Бурьянов. Писатель показывает противоположность нравственных принципов этих персонажей, рисуя их разное отношение к природе. Фёдор — откровенный рвач, главное в его натуре — хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует на озере, возами возит для продажи лыко, беспощадно губя лес.

Нажива — его страсть, он подчинил ей всю жизнь. Егор, напротив, бессеребреник, способный, не задумываясь, отдать последнее. Фёдор всегда и во всём — разрушитель. Егор — созидатель, хранитель, защитник.

Жизнь сталкивает его с людьми не самых лучших нравственных правил. Но он убеждён: хороших людей больше. Таких, как учительница Нонна Юрьевна, лесничий Юрий Петрович Шувалов, который принимает деятельное участие в судьбе Егора, назначив его хранителем заповедного леса. На этом посту Полушкин предстаёт перед нами как натура цельная, глубокая, сильная.

В финале произведения Егор защищает при роду от браконьеров, убивших лебедей, которых он привёз на Чёрное озеро из московского зоопарка, и, зверски избитый Фёдором Бурьяноным и его дружками, погибает. Но из этого неравного поединка с озверевшими браконьерами он выходит нравственным победителем, превращаясь из Егора-бедоносца, как за жизненные неурядицы окрестили его в посёлке, в Георгия Победоносца.

Рисуя сцену гибели Полушкина, автор использует важную иконописную аллегорию. В меркнущем сознании Егора возникает образ его небесного покровителя с известной иконы «Чудо святого Георгия о змие», на которой великомученик Георгий Победоносец поражает копьём змея, олицетворяющего зло. В предсмертном видении является Егору красный конь и призывным ржанием зовёт «скакать туда, где идёт нескончаемый бой» и «где черная тварь, извиваясь, всё ещё изрыгивает зло».

Несмотря на гибель главного героя, финал повести нельзя назвать безысходным и мрачным. У Егора Полушкина есть преемники и наследники. Своё трепетное восприятие красоты природы, любовь к родной земле он, пронеся через все невзгоды, завещает сыну Кольке.

Умирает Егор, но остаётся жить Колька, «чистоглазик-мальчуган», унаследовавший от отца его доброе, великодушное сердце, умелые руки и, как и отец, любящий всё живое. Избравший, подобно отцу, бескомпромиссный путь утверждения добра, он продолжит всё то, что не успел завершить Егор.

Формирование характера, семейное воспитание, преемственность поколений … Этим проблемам автор уделяет немалое внимание. Как противостоят в своих взглядах на жизнь, людей, природу Егор Полушкин и его антипод Фёдор Бурьянов. так противоположны нравственные принципы и их детей, двоюродных братьев Коли и Вовки.

Если Егор Полушкин своим примером учит сына доброте, то Фёдор Бурьянов своего сына тоже личным примером — жестокости. Автор подробно рассказывает о том, какие «уроки» младшему Бурьяневу даёт отец. «У Вовки собаки не переводились. Не успеет Фёдор Ипатыч одну пристрелить, как тут же другую заводит … Собака — это ведь не игрушка, собака расходов требует и, значит, должна себя оправдывать.

Ну, а если состарилась, нюх потеряла или злобу поистратила, тогда не обессудь: за что кормить-то тебя? Фёдор Ипатыч её самолично на собственном огороде из ружья пристреливал… Шкуру собачникам сдавал (шестьдесят копеек платили!), а тушу под яблоней закапывал. Урожаистые были яблоньки, ничего не скажешь».

Подобные «уроки» не проходят для сына бесследно. Если Колька Полушкин умел и любил мечтать, а мечта у него «каждый день была иная про путешествие, про зверей, про космос », то у Вовки «одна на все дни: вот бы гипноз какой открыть, чтоб все-все заснули. Ну, все! И тогда б я у каждого по рублику взял!»

Таким хищникам и стяжателям, как Фёдор Бурьянов, как заезжие туристы-браконьеры, писатель противопоставляет нравственную красоту людей типа Егора Полушкина. В лирических комментариях, вплетённых в художественную ткань повести, он говорит о бессмертии и неискоренимости людей, подобных Егору: «Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжёлом взмахе еловых лап … Она зовёт меня негромко и застенчиво».

Своим романом «Не стреляйте в белых голубей» Б.Васильев будит высокие чувства в душе читателя. И в этом его бесспорная нравственная сила.

Вопросы и задания для учащихся:

1, Какое место занимает повесть «Не стреляйте в белых лебедей» в творческой
биографии Б.Васильева?
2. В чём смысл её названия?
3. Какова, по-вашему, основная мысль этого произведения? Против чего восстаёт и что защищает автор?
4. Расскажите о главным герое повести Егоре Полушкине. Что более всего ценит в
нём автор?
5. Как оценивают образ Егора Полушкина критики — участники дискуссии по повести «Не стреляйте в белых лебедей»?
6. Кто Егор Полушкин: победитель или побеждённый?
7. Кто помогает Егору защищать природу?
8. Кто в повести противостоит Егору? Как эти персонажи нарисованы автором?
9. В чём смысл противопоставления в повести двух юных героев: Коли Полушкина и Вовки Бурьянова? На чьей стороне ваши симпатии?
10. Можно ли говорить о том, что повесть Васильева оптимистична? В чём вы видите её воспитательное значение?
11. Напишите сочинение на одну из тем: «Кто, С вашей точки зрения, главный герой повести: Егор-бедоносец или Георгий Победоносец?»; «Нравственная эволюция Егора Полушкина»; «Кто не любит природы, тот не любит человека». Как эта мысль Ф.М.Достоевского реализуется в повести Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»?»

Поставь оценку статье